ПРАКТИКАНТ ПРИШЁЛ НА СУДНО - ЭРПО ОКЕАН 19 12 1972

Автор
Опубликовано: 2070 дней назад (27 августа 2018)
0
Голосов: 0
♦ Подготовка специалистов — общее дело учебного заведения и предприятия ♦

В июле 1972 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». Аналогичное постановление директивных органов в текущем году было принято в отношении совершенствовании системы профессионально-технического образования. Одним из главных требований данных постановлений является улучшение производственной практики учащихся учебных заведений на предприятиях.


В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ учащиеся овладевают в основном теоретическими знаниями по избранной профессии. Формирование же прочных навыков и умения выполнять работы, характерные для будущей специальности, практическое овладение передовыми высокопроизводительными приемами и способами труда, освоение производственной технологии, технических требований, развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело, приобщение к жизни предприятия — все эти важнейшие задачи подготовки квалифицированного специалиста решаются непосредственно во время прохождения производственной практики. Фактически в это время и происходит становление специалиста.
Ежегодно в объединении «Океан» проходят практику не менее 800 студентов высших учебных заведений, курсантов средних мореходных училищ и мореходных школ. Они едут в Таллин из разных концов нашей страны: из Ленинграда и Астрахани, Калининграда и Гурьева, Ростова-на-Дону и Баку, Одессы и Тобольска. Основная масса студентов и курсантов приходит из Калининградского технического института рыбной промышленности, Калининградского высшего инженерного морского училища, Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, мореходной школы объединения, профессионально-технического училища № 1.
Анализ проведения практики в объединении в 1972 году показал, что нарушений в организации ее не было. В этом году не наблюдалось задержки курсантов на промысле: направление курсантов на суда производилось таким образом, чтобы окончание практики совпадало с возвращением судна в порт. Для курсантов были созданы самые благоприятные условия: большинство из них проходили практику на крупнотоннажных судах, где имеется новейшая аппаратура для всех видов морских специальностей. Среди комплавсостава объединения есть целый ряд товарищей, которые много и с удовольствием работают с курсантами, помогают им, следят за выполнением программы, видят в них резерв будущих кадров рыбной промышленности. Это капитаны транспортных рефрижераторов "Нарвский залив» и "Ботнический залив» — Г. А. Смородский, В. А. Ставрович, И. А. Клочко, чьи суда являются базами групповой практики. Старшие помощники капитанов этих же судов Э. А. Рунин, К. Н. Морозов добросовестно проводят занятия с курсантами судоводительских отделений. Хорошо организуют практику и механики этих судов М. М. Гревцев, А. Н. Акулов, Ю. А. Маргулян, В. И. Плакса и другие.
Особо нужно отметить старшего механика транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон» А. Г. Капитонова, который исключительно добросовестно относится к организации практики на своем судне. Опытный специалист отдает много сил и времени обучению курсантов.
Успешно организуется практика на БМРТ-227 229, 384, 441, 457.
Курсанты высших и средних мореходных училищ проходят преддипломную практику также в отделах управления.
Лучшими руководителями практики здесь являются заместитель начальника МСС А. А. Эрсис, руководитель группы программистов отдела вычислительных работ Г. И. Ведерникова, работники отдела добычи В. И. Янцевич, А. В. Клюнтин.
НО НАРЯДУ с положительными моментами в организации практики в объединении в 1972 году существует и ряд недостатков.
Иногда практика курсантов ТМУРП и ТМШ планируется так, что в летние месяцы в объединении скапливается такое количество курсантов одной специальности, что отдел кадров не в состоянии обеспечить их не только рабочими, но и практикантскими местами. Например, в июле этого года в объединение прибыли на практику 20 курсантов холодильного отделения ТМУРП и около 30 курсантов ТМШ этой же специальности. Последние курсанты из этих групп были направлены на суда лишь в октябре, т. е. в среднем каждый курсант потерял 2 месяц плавательного ценза.
Качество практики на некоторых судах низкое. На курсантов смотрят только как на разнорабочих-поденщиков. Приме ром этого может служить случай на БМРТ-253 (капитан-директор Н. А. Чесноков), где курсант ТМШ П. Легуша, проходивший практику на матроса I класса, был поставлен приказом капитана судна на штат машиниста РМУ, в результате чего он получил травму.
Бывает и так, что капитаны судов самовольно списывают с судов курсантов задолго до окончания практики. К примеру, с плавбазы «Станислав Монюшко» капитаном И. М. Хафизовым был и списаны и направлены в порт на других судах 27 курсантов мореходной школы, срок окончания практики у которых истекает 5 февраля, и 4 курсанта ТМУРП, которые должны вернуться в училище только в феврале 1973 года. В результате курсантами не добран плавательный ценз, так необходимый для получения рабочих дипломов. Очень часто старшие помощники капитанов судов смешивают производственную практику курсантов с производственно-техническим обучением на судне, включая курсантов в группы по подготовке матросов, мотористов, что категорически воспрещается.
Подготовка специалистов — совместная задача учебных заведений и предприятий. Такая постановка дела характерна для сегодняшнего дня. Дальнейшее совершенствование практики студентов и курсантов на судах рыбопромыслового флота — задача огромной государственной важности, залогом успешного решения ее является претворение в жизнь таких мероприятий, как повышение ответственности капитанов судов и всего командного состава за организацию плавательной практики, закрепление за каждым типом судна определенного количества практикантских мест, исходя из наличия спальных мест и спасательных средств; перемещение на судне учащихся по разным рабочим местам своей специальности с целью всестороннего охвата всех объектов будущей профессии; более активное вовлечение студентов вузов и курсантов мореходных училищ в различные формы политико-воспитательной работы на судне (проведение политинформаций, чтение докладов лекций наиболее подготовленными учащимися, организация судовой самодеятельности, выпуск стенной газеты и т. д) привлечение студентов вузов и курсантов мореходных училищ выпускных курсов к участию в работе "советов экономического анализа» судна.

И. КРАСИЛЬНИКОВА
инженер отдела подготовки кадров.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!