ЗДЕСЬ ТВОЙ ПРИЧАЛ – 01 12 1979

Автор
Опубликовано: 1685 дней назад (17 сентября 2019)
Редактировалось: 4 раза — последний 19 сентября 2019
0
Голосов: 0
К 25-летию ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БОЛЕЕ тридцати лет назад на месте старого Таллинского рыбного порта была мелководная, грязная гавань. Продрогнув и промокнув до костей, усталые рыбаки возвращались сюда вечером на утлых весельных лодчонках с прибрежного лова.
Здесь же продавали свои небогатые уловы перекупщикам. Вот что рассказывает об этом Фердинанд Вийк — старый рыбак, ныне почетный пенсионер рыболовецкого колхоза им. Кирова:
— Когда-то, более семидесяти лет назад, буря выкинула на берег корабельную каюту. Мой отец подобрал ее, подремонтировал и вселился туда всей семьей. В этой каюте я и родился. Семь месяцев спустя моя мать утонула в море, через некоторое время умер отец...
Но однажды мне, можно сказать, повезло. Улов был неплохим: надрываясь, в одиночку, я выловил килограммов триста трески и много кильки.
В рыбачьей гавани перекупщики рыбу не взяли, пришлось нанять извозчика и везти рыбу на базар в город (место, где сейчас построен театр «Эстония»). Извозчик взял за перевозку по два цента с ящика. Простоял на базаре до вечера. Кильку удалось продать, а на треску никто не глядел. Делать нечего, пришлось возвращаться в гавань. Снова извозчику — по два цента с ящика. Вырученные от продажи кильки деньги пошли на покупку керосина, да детишкам приобрел кое-какие мелочи, вот и все...
— Да, были времена — вспоминает старый рыбак. — Прежде, если море изорвет невод — бросай промысел. На новый, все равно, не натянуть. Мотор, не такой, как сейчас, а маленький, стоил тысячу двести крон. Случись ему утонуть — и пропал рыбак...
Тяжелой и полной опасностей была жизнь тружеников моря в буржуазной Эстонии.
Разительные перемены произошли в жизни рыбаков с восстановлением Советской власти в Эстонии. Пожалуй, ни одна отрасль промышленности в республике не претерпела таких изменений, как рыбная. В Советском Союзе открылись широкие перспективы рационального использования морских богатств, развития рыбного хозяйства страны. Советское государство обеспечило подъем рыбной промышленности на основе ее технического перевооружения.
В 1921 году за подписью председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина был издан декрет о рыбной промышленности и рыболовстве, которым предусматривались меры по расширению рыболовства за счет освоения новых районов и устанавливались рыбоохранные мероприятия. Главными звеньями технического перевооружения рыбной промышленности явились механизированная морская добыча рыбы и новая техника обработки.
В годы довоенных пятилеток был создан паровой и моторный флот, построены холодильники, консервные заводы.
В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли советской рыбной промышленности громадный ущерб, затормозивший дальнейшее развитие рыбной промышленности. За это время было потеряно свыше 32 процентов рыболовного флота, разрушены многие рыбообрабатывающие предприятия в Азово-Черноморье, в Прибалтике, в Северном бассейне. Советские рыбаки активно участвовали в боевых действиях в рядах Советской Армии и Военно-Морского флота.
Многие из нас, ветеранов, знают Эриха Кальберга — начальника лоцманской службы Таллинского морского рыбного порта. Он родственник старого рыбака Фердинанда Вийка, родился тоже на берегу моря, в Юминда, что неподалеку от Локса. В шесть лет научился управлять шлюпкой. С морем у него связаны и радостные дни, и трагические события жизни. Отец его, капитан, погиб в 1927 году в штормовую погоду на переходе из Локса в Хельсинки. На этом судне погибла и его мать. Нужно было думать, как прокормиться. Решил идти в море. Ходил юнгой, потом стал матросом парусно-моторной шхуны «Агате». Но Эрих хотел учиться, что было нелегко. Летом — плавал, чтобы заплатить за учебу, а зимой занимался. Получив штурманский диплом, Эрих работал в частной конторе на судне «Каларанд». Это судно ловило сельдь. Самый большой улов на нем был около 1000 центнеров. Но вот началась Великая Отечественная война. Когда создавался Эстонский стрелковый корпус, ушел воевать. После освобождения Эстонии Эрих Карлович Кальберг вновь вернулся к профессии моряка. Работал в портнадзоре старого рыбного порта и старшим лоцманом в новом рыбном порту.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПРИБЫВШИЙ с атлантического лова капитан СРТ-4250 Всеволод Федорович Старостенко был назначен капитаном порта. С его приходом кончилась эпопея плавания на подходах к порту и в порту «на ощупь», «на глазок». Помощником ему в этих делах был старый моряк-гидрограф В. Грагайтис, участник многих полярных экспедиций на Севере и гидрографических работ на Дальнем Востоке.
В 1958 году совместно с шефами — военными моряками был изготовлен промерный планшет рыбной гавани в масштабе 1;:1000.
В 1959 году был построен и нанесен на навигационные карты входной створ в Таллинский рыбный порт с ацетиленовыми источниками света. Входной канал по оси створа был углублен жестким гидрографическим тралом на 4,2 метра.
После этих работ по навигационно-гидрографическому обеспечению порт мог принимать промысловые суда типа СРТ и «Океан».
В июле 1960 г. в состав флота рыбной промышленности ЭССР вошла плавбаза «Иоханнес Варес» 16700 тонн водоизмещением, с осадкой 8,2 метра. Это был новый тип судна, оснащенного передовой техникой, с вместимостью трюмов до 4000 тонн бочек с сельдью. Судно требовало соответствующего причала, как для обработки, так и для безопасности стоянки.
Работ, естественно, прибавилось, и совершенно разнообразных. Капитан порта В. Ф. Старостенко 13 октября 1960 г. доложил начальнику порта Н. Д. Рябченко и начальнику УРП СНХ ЭССР К. Н. Кулаженко, что плавбаза «Иоханнес Варес» может быть поставлена непосредственно к причалам № 1, 2, 3 с осадкой 7,9 метра.
Это была победа!
В 1959 году начальником порта был назначен Николай Дмитриевич Рябченко, боевой моряк, ветеран Великой Отечественной войны. На Северном флоте, где он служил капитаном II ранга, воины проявляли беспримерный героизм и отвагу. В декабре 1944 года наши корабли в Баренцевом море вели поиск подводных лодок противника, прочесывая зону от Святого Носа до Сыпь-Наволока в условиях полярной ночи. Цель была обнаружена. Решено идти на сближение. Опознать цель помогла сама природа — северное сияние. В причудливых, прыгающих световых лучах и вспышках всех цветов моряки увидели силуэт подводной лодки. Дистанция до нее была настолько малой, что применять какое-либо корабельное оружие было поздно. Николай Рябченко, командир миноносца «Живучий», предпринял дерзкий шаг — пошел па таран. Фашистская подводная лодка дала запоздалый залп двумя торпедами, но они прошли мимо. Получив сильный удар, лодка накренилась. Артиллерийским огнем эсминец, добил ее. Через сутки Совинформ бюро сообщило о беспрецедентном поединке миноносца «Живучий» с фашистской подводной лодкой.
После окончания курсов повышения квалификации первым лоцманом ТМРП был назначен Юрий Васильевич Островский, бывший капитан буксира «Су-лев», МСБ «Тасуя». Под его руководством была создана своя лоцманская служба, которая воспитала таких мастеров своего дела, как Э. Кальберг, X. Пальк, И. Урва, О. Роэс.
Семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы предусматривал дальнейшее развитие рыболовства в нашей стране. Уловы к 1965 году должны были увеличиться на 62 процента и достичь 4626 тысяч тонн (46 млн. центнеров). Это означало, что в этом году нам предстояло добыть рыбы столько, на сколько увеличился в нашей стране улов ее за последние 45 лет, Осуществление столь важной задачи возможно было на базе дальнейшего широкого освоения открытых морей, расширения океанического лова, пополнения приемно-транспортного, рефрижераторного и другого рыболовного флота, строительства верфей, машиностроительных, приборных и других заводов, строительства ряда морских рыбных портов (Владивостокского, Калининградского, Мурманского, Таллинского, Клайпедского, Рижского), которые были отнесены к числу важнейших первоочередных строек.
В Таллине, в районе полуострова Пальяссааре, начал строиться большой рыбный порт с причальной линией 1500 метров. Перед руководителями порта Н. Рябченко, А. Морозом, капитаном порта В. Старостенко, партийной и профсоюзной организациями (А. Градиль, П. Митрофанов) стали большие задачи. Начальник Таллинского морского торгового порта С. Сахаров проявил большое внимание к представителям рыбного порта. С первого же диспетчерского совещания, со знакомства с главным диспетчером порта В. Зайцевым началось изучение и передача передового опыта торгового порта рыбному.
По решению УРП СНХ ЭССР был открыт штат диспетчерской службы порта, и в октябре 1959 года главным диспетчером был назначен Алексей Николаевич Набалов (офицер запаса, подводник), заложивший начало диспетчерской круглосуточной службе.
В 1956 году число судов океанического лова возросло до 21. На следующий год — до 31. И к 1962 году эта цифра поднялась до 95. План добычи сельди в 1956 году составлял 60 тысяч центнеров, в 1958 году уже 164 тысячи, а в 1959 году — 219 тысяч центнеров. Ряд таких судов, как СРТ-4327 (капитан т. Стебаков), выполнив один годовой план, работали в счет следующего.
29 июля 1961 года в порт вернулся из рейса первый крупнотоннажный траулер - БМРТ — «Юхан Сютисте». Возглавлял коллектив передовой капитан Иван Александрович Агеев. Штурманы С. Хорохонов, Ю. Дергунов отлично справились со своим делом. Соревнуясь за достойную встречу XXII съезда КПСС, моряки взяли на себя обязательство доставить в порт два груза продукции, кормовой муки, технического жира, филе, в совершенстве изучить свое дело, выполнить первый рейс без аварий и происшествии, с экономией топлива и запасов. Экипаж судна успешно справился с задачами. 9 мая 1961 года с плавбазы «Мартин Андерсен Нексе» (ГДР) на борт БМРТ «Юхан Сютисте» поступила радиограмма, в которой немецкие коллеги поздравляли советских людей с днем Победы над фашистской Германией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР капитанам Агееву 'Ивану Александровичу, Сонгу Лембиту Иоханнесовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 148 работников рыбной промышленности Эстонии были награждены орденами и медалями Союза ССР.
К концу 1965 года флот должен был пополниться промысловыми судами типа «Океан», двумя БМРТ и вспомогательными кораблями: плавбазами, рефрижераторами, танкерами, аварийно-спасательными и т. п.. Для обеспечение бесперебойной работы такого большого флота, его базирования и обработки, согласно постановлению Совета Министров СССР в Таллине продолжал строиться большой морской рыбный порт.
Для защиты Пальясаареской бухты от ветров строится защитный мол в северном конце причальных линий. По длине восточного берега полуострова Пальяссааре, протяженностью 800 м., строятся причалы для обслуживания промыслового флота. Северная часть этой причальной линии, длиной около 400 м, предназначается для обслуживания плавбаз, южная часть — для обслуживания добывающего флота.
Расширяется и территория порта. Здесь размещаются управление порта, база экспедиционного лова, рыбокомбинат, судоремонтные мастерские. Суда получают воду, пар, электроэнергию, телефонную связь.
Директором строящегося порта назначается П. Альминас, человек с глубокими знаниями в области гидротехники, морской службы.
Скоро, появились промысловые суда с большой осадкой, для которых 75 процентов причалов по глубинам не подходили, кроме глубоководного причала длиною 400 м. Эти вопросы, в процессе строительства порта и период его эксплуатации, пришлось решать в рабочем порядке. На территории причалов были проложены железнодорожные пути и установлены 4 портальных крана.
Первые крупнотоннажные проводки в новый порт сделал Ю. Островский. Первую проводку флагмана Эстонского флота — плавбазы «Иоханнес Варес» в новый порт произвел Э. Кальберг 1 июня 1964 года. Это было как праздник. На причале собралось все работники порта.
В апреле 1964 года земкараван «Псков" качал рыть канал, который был закончен к 7 ноября того же года. Для обеспечения более надежного и круглосуточного захода судов, на фермах естественного створа были установлены ацетиле новые фонари.
С этого момента основная производственная база : порта была перенесена из старой гавани на причальные участки южного района нового Таллинского морского рыбного порта.
Если в 1961 году в порт прибыло первое судно типа БМРТ, то в 1965 году их уже стало десять. Только три БМРТ типа «Оскар Лутс» в 1964 году выловили больше рыбы, чем ее было добыто в 1940 году всеми рыбаками Эстонии.
Строящийся рыбный порт представлял из себя новое, особое предприятие. На причалах южного района с ноября 1964 года началась активная обработка судов; северный район продолжал строиться; интенсивно шли дноуглубительные работы на акватории.
Начальником порта А. Н. Морозом и капитаном порта Ю. В. Островским был поставлен вопрос о создании «Временного наставления о режиме и правилах плавания в строящемся новом Таллинском морском рыбном порту».
Поскольку в 1965—1968 гг. флот продолжал пополняться крупнотоннажными плавбазами водоизмещением 17—20 тысяч тонн, базирование их требовало соответствующего навигационного оборудования.
К концу 1967 года закончилось строительство причалов порта первой очереди, в том числе и глубоководного причала, позволившего принимать одновременно две плавбазы типа «Фридерик Шопен».
Порт начал перерабатывать около 500 тысяч тонн грузов в год. За 1966 год план грузовых работ был выполнен на 105,6 процента, обработано 791 судно. Коллектив порта занял в соревновании во втором полугодии 1966 года первое место среди рыбных портов страны, а-в следующем году завоевал переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС.
Со второго полугодия 1968 года порт перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования. Была создана нормативно-исследовательская группа, которая занималась изучением слабых звеньев производства. Например, при погрузке соли летом был внедрен многолотковый бункер, облегчающий ручной труд. На внутренних перевозках машины были заменены автопогрузчиками. Партийная организация порта, возглавляемая коммунистами П. И. Митрофановым, Н. И. Пшенным оказывала помощь своим сотрудникам в переходе на хозрасчет. На заседаниях бюро заслушивались доклады специалистов, начальников участков.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР от 12 апреля 1970 г. Таллинский морской рыбный порт становится базовым портом и ему присваивается I разряд, с предоставлением права капитану порта оформлять и выдавать документы и дипломы на морские звания высших категорий — до капитана дальнего плавания, судового механика I разряда, судового радиооператора I класса. Организатором дипломной группы был В. А. Грагайтис, а ветеранами ее являются Зоя Алексеевна Попова, Зинаида Дементьевна Лоо, Иван Андреевич Пшеничников, Иван Карпович Саркисян и другие,
В 1972 году была создана постоянная морская карта порта в масштабе 1:5000 с приложением «Правил плавания в Таллинском морском рыбном порту». Эти навигационные пособия и установка штатного входного створа более надежно обеспечивали безопасность плавания промыслового и крупнотоннажного флота на подходах к порту и в его акватории. Ленинградский торговый порт является опорно-показательным. Для изучения его опыта туда были посланы коммунисты нашего порта Н. И. Пшенный, Ю. В. Островский, В. Т. Свинцов, которые, вернувшись, предложили перевести ТМРП на работу в оптимальном режиме, обеспечивающем интенсивность движения судов, сокращение стояночного времени и т. д.
Это особенно важно было для Таллинского морского рыбного порта, так как он стал составной частью объединения «Океан».
Портовики первыми в Эстонии и в Западном бассейне, переняв опыт докеров Ильичевского порта, внедрили прогрессивный метод комплексной обработки судов.
Бригада портовых рабочих коммуниста Ивана Мысика первой перешла на новую систему работы и за трудовые достижения была представлена на ВДНХ. Соперниками ее по соревнованию были бригада коммуниста Макара Папуши, награжденная вымпелом ЦК КПЭ, республиканского совета профсоюзов и ЦК ЛКСМЭ по итогам работы в завершающем году девятой пятилетки, и бригада Владимира Колесова, удостоенная звания «Лучшая бригада портовых рабочих Западного бассейна».
Практически каждый второй рабочий активный участник соревнования за звание лучшего по профессии и едва ли не каждый кадровый рабочий-портовик стал настоящим наставником, учителем молодежи.
Коллегия Главка «Запрыба» своим постановлением от 6 февраля 1975 года присудила коллективу службы капитана порта переходящий вымпел и первую премию за победу в социалистическом соревновании по Западному бассейну. Самоотверженно и достойно трудились такие товарищи, как А. А. Львов, В. 3. Толстенко, А. С. Вовк, Е. С. Трофимов, А. П. Бечин, А. М, Луцюк, Б. И. Дерушев, Г. С. Филатов, П. М. Пинчук, П. 3. Марченко, В. П. Ко-ротенков, П. В. Тичац, Г. А. Михайлов, В. А. Шубин, Э. А. Аллаперт, Э. К. Кальберг, X. Э. Пальк, И. X. Урва, О. А. Росс, И. А. Пшеничников, В. М. Божич, И. К. Саркисян, В. М. Дегунов, А. А. Строгая, В. Д. Лоо и другие.
По итогам смотра в честь 60-летия Великого Октября наш порт был отмечен дипломом «Лучший морской рыбный порт Западного бассейна» и денежной премией.
2150 тонн составила выработка на одного докера. Сэкономлены 71 судосутки стояночного времени. Лучшими докерами признаны бригадир третьей комплексной бригады М. Папуша, первой комплексной — И. Мысик, четвертой — Н. Карасев. Бригада М. Папуши выполнила годовой план к 7 ноября. Две другие бригады — соответственно 13 и 14 октября.
Коллектив докеров горячо откликнулся на призыв ростовчан — работать без отстающих. Кроме того, начали перенимать и внедрять у себя опыт мурманчан по обработке судов методом бригадного подряда.
В начале 1979 года с новой инициативой выступила бригада Ивана Мысика — выполнить задания десятой пятилетки к 110-й годовщине
со дня рождения В. И. Ленина.
* * *
Но не только рыбопродукцию перегружает наш порт. Более 30 тысяч тонн зерна, предназначенного для нужд животноводства республики, предстояло в этом году выгрузить докерам рыбного порта.
Отсутствовал опыт. Пришлось побывать в торговом порту, познакомиться с технологией, установить на причале два бункера, наладить работу портовых кранов и весового хозяйства.
Поставленная задача — выгружать зерно из трюмов прямо в автомашины беспрерывным потоком — была успешно решена.
Многое сделали для совершенствования технологического цикла разгрузки зерна главный инженер порта Л. Карпусь, главный технолог А, Дунтау, начальник грузового района А. Зелинский, инженер-технолог Т. Матвеева и другие.
С первого дня работы по выгрузке зерна, среди докеров было развернуто социалистическое соревнование и заключен договор смежников — торгового порта, представителей министерства сельского хозяйства и министерства заготовок республики, железнодорожников: всю работу строить по строгому графику, в котором предусмотреть время прихода судна в порт, работ бригад докеров посменно, поступление авто транспорта и т. д.
Наше путешествие в прошлое кончается Каким же стал порт к своему юбилею?
С севера мы видим уникальный навигационный знак на гидротехническом основании на банке Таллинамадал, построенный в 1970 году гидрографами под руководством А. И. Рассохо с участием бывшего работника порта В. М. Божича. Маяк полностью автоматизирован.
На подходах с запада, по типу навигационного знака Таллинамадал, строится навигационный знак на банке Вахемадал, работающий также на автономном питании от радиоизотопной энергетической установки, который вой дет в строй в начале 1980 года — к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.
Для повышения безопасности плавания, сокращения простоев судов из-за плохой видимости и волнения, в Таллинском порту организован пост регулирования движения судов, оборудованный БРЛС «Океан-II», который производит радиолокационную проводку судов на Таллинский рейд, с рейда до ворот торгового и рыбного портов и контролирует движение судов в заливе. В 1977 году, в связи с большими изменениями в судоходной обстановке, произведена большая корректура морской карты порта и «Правил плавания в Таллинском морском рыбном порту», которые более надежно обеспечивают безопасность плавания.
На входном канале, доступном для крупнотоннажных судов, установлен створ светящих знаков на газосветных лампах МГУ-220, малиновый свет которых ярко отличается от множества огней города.
У причалов южной стороны стоят суда, проходящие межрейсовый ремонт на СРЗ. Рядом с ним здание электрорадионавигационной камеры, которая является техническим центром, прививающим высокую штурманскую культуру, обеспечивающим ремонт и внедрение на судах новой техники. Дальше — здание службы капитана Таллинского морского рыбного порта, которую возглавляет опытный моряк-промысловик Сергей Хорохонов.
На северной стороне расположена вся производственная база действующего порта. Против глубоководного причала расположился громадный корпус — холодильник, с механизированными линиями и современным оборудованием. Рядом с холодильником — бытовой корпус, в котором расположено управление порта и помещения для портовых рабочих.
В непосредственной близости находятся механические мастерские, депо автопогрузчиков, бытовые помещения, склады порта.
Поздравляя портовиков с 30-летием Таллинского морского рыбного порта, мы отдаем дань глубокого уважения и благодарности его ветеранам: А. С. Трофимову, У. Т. Илларионовой, В. П. Скороход, Ф. В. Туманник, В. А. Щацкому, С. П. Юрчук, Т. Н, Гузь, Э. К. Кальберг, И. X. Урва, Э. X. Воронецкой, Н. П. Медведьевой, Л. Т. Недельской, М. Я. Панахно, И. Э. Петросян, Э. Е. Страковской, А. В. Козлячковой, А. П. Градиль, X. X. Круусмаа, И. А. Мадаль, П. Ю. Тынисон, Б. И. Степанову, Г. В. Рыбаку. В. И. Митрофанову, И. И. Павлюченко, К. В. Ершову, В. И. Тыэвялья, А. А. Трууметс и другим.
* * *
На корме каждого судна ниже его имени всегда стоит название того порта, к которому оно приписано. Это название по своему смыслу больше, чем простая фиксация порта приписки. За ним следует видеть причал своей родины, к которому каждый моряк ведет свой корабль из дальнего плавания. Здесь родной дом рыбаков, моряков, портовиков... Это они, верные сыны родины, Коммунистической партии, с честью несут флаг нашей страны на разных параллелях океана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В диспетчерской службе Таллинского морского рыбного порта работает немало молодых специалистов, в том числе и Владимир Антонов, которого вы видите на нашем снимке.

Фото В. Тракса,




Н. БАЛАКШИН.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!