0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромысловго флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (155)
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕПИСЬ – 11 01 1979
До Всесоюзной переписи населения страны остается шесть дней. Как идет эта важная работа в объединении? Наш корреспондент обратился с таким вопросом к ответственному за перепись плавсостава Николаю Степановичу Загорулько. Он рассказал: — К проведению Всесоюзной переписи населения наше объединение приступило еще в августе, по сути дела, мы были первыми в республике. С первых дней благодаря успешной подготовительной работе организованно, началась перепись. Работа наших счетчиков проверялась республиканскими организациями и признана положительной. В объединении созданы участки, которые возглавляют Н. Анисимов, К. Нигуль и А. Пономарев. Два участка — для плавсостава, третий — для проведения переписи прибывающих экипажей судов из других юртов приписки- В помощь руководителям участков назначены и утверждены счетчики. Это, как правило, грамотные, компетентные люди, которые уже не раз проводили такую заботу в прошлом. Как известно, в объединении переписи подлежат те лица, которые имели прописку на судах и в общежитиях объединения. Наши счетчики уже провели перепись на 49 судах из 57. Это те суда, которые на 17 января, то есть на день Всесоюзной переписи «селения будут отсутствовать в порту. С августа по январь прошли перепись 2959 человека, остальные 1174 — пройдут ее с 17 по 24 января 1979 года. В это число входят и экипажи судов, которые будут уходить на этой неделе в море, и приходящий с промысла БММРТ-185 «Отто Рястас».
В эти дни в отделах и службах управления вместе со счетчиками проводится проверочная работа по учету плавсостава, находящегося в отгулах, отпусках и командировках.
За пять месяцев работы по проведению переписи у нас уже накопился определенный опыт, установлена тесная связь счетчиков с комплектаторами отдела кадров и администрацией судов.
Нужно сказать, в этой важной работе большую помощь оказывают все комплектаторы, работники отдела кадров, среди них Н. Хмельников, Э. Баламут, В. Короткова, Л. Лаане и другие. Среди счетчиков следует отметить хорошую работу инспектора отдела кадров В-Чернышева, инженера службы мореплавания А. Буко и инженера отдела связи Б. Шевченко.
В оставшиеся дни до начала Всесоюзной переписи мы проведем совещание с руководителями участков и счетчиками, подведем предварительные итоги нашей работы и в неделю переписи сосредоточим усилия на проведении этой работы в береговых предприятиях, общежитии, гостинице и на прибывающих судах из других портов. С полной уверенностью можно сказать, что в объединении будут охвачены все работники из плавсостава. Что же касается остальных работающих в объединении, они с 17 января по 24 января будут проходить перепись по месту жительства.

Н. АФАНАСЬЕВ
Ветеранам вручены медали - 11 05 1966
В клубе Таллинского мореходного училища рыбной промышленности состоялся торжественный вечер ветеранов Великой Отечественной войны ТБОРФ, посвященный XXI годовщине Дня Победы над гитлеровской Германией.
Вечер открыл заместитель секретаря парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота В. И. Шестаков. Он тепло приветствовал ветеранов войны и предоставил слово председателю оргкомитета ветеранов Великой Отечественной войны инженер-капитану первого ранга запаса С. И. Петрову:
- Трудными дорогами войны прошли многие наши товарищи,- сказал он, - но до сих пор они находятся в строю, отдают все силы укреплению могущества нашей Родины.
Они работают в море и на берегу, показывая высокие образцы самоотверженного труда. Мы хорошо знаем Героя Советского Союза Павла Ивановича Чалова.
Сейчас он ходит первым помощником капитана и учится на историческом факультете тартуского государственного университета.
Мы гордимся и другими нашими славными товарищами.
Ветеранам великой Отечественной войны были вручены юбилейные медали "XX лет победы над фашисткой Германией".
Наград удостоились В. В. Васильев, В. А. Лаане, А.А. Айцет, Н.С. Дорднев, А. Д. Петровский и многие другие.
„ЭДУАРД СЫРМУС" В СТРОЮ – 07 05 1966
Таллинская база океанического рыболовного флота пополнилась еще одним новым большим морозильным рыболовным траулером № 441.
Ему присвоено имя известного эстонского скрипача Эдуарда Сырмуса. Судно построено на судоверфи в г. Николаеве.
После ходовых испытаний оно 28 апреля взяло курс на болгарский порт Бургас, откуда с грузом вый дет на Гавану. БMPT-441 будет вести промысел на Джорджес банке.
Командует судном капитан-директор Юрий Федорович Шематонов, ранее успешно работавший на средних рыболовных траулерах. Первым помощником капитана назначен Рихард Семенович Квашнин. Машинную команду возглавляет старший механик Алексей Гаврилович Миронов. Во главе добытчиков- старший мастер добычи Андрей Иванович Литвинов.

(Наш корр.)
Памяти БМРТ-333 "Юхан Сютисте", и его экипажей. СИЛЬНЫЕ ДУХОМ - 30 04 1966
В ПРИКАЗЕ по БМPT-333, подписанном капитаном Юрием Дергуновым, говорится: «С 28 декабря 1965 года по 8 января 1966 года судно находилось в тяжёлом аварийном состоянии.
Несмотря на сложные условия, палубная команда успешно справилась с заданием по буксировке судна. . .
За самоотверженные действия объявляю благодарность старшему помощнику капитана Синькевичу Ивану Васильевичу, старшему мастеру добычи Каску Лембиту, боцману Ояру Виллу, матросам первого класса Пахомову Анатолию, Малый Григорию, Федько Ивану, Парву Гуйдо, Волкову Василию, Сурминиу Валентину».
... А случилось вот что. 28 декабря БМРТ-333 промышлял в районе острова Сейбл. Погода была довольно свежей. Крутые волны разбивались о форштевень, разлетаясь каскадом мелких брызг. Экипаж вел обычную будничную работу. Неожиданно судно стало неуправляемым. Механики срочно проверили все. И вскоре определили потеряно перо руля. Траулер дрейфует, развернувшись лагом к волне.
Капитан по радио быстро сообщил промысловым судам, находящимся здесь, о случившемся. На помощь пришел латвийский БМРТ «Лийнар Лайцен".
Необходимо было срочно завести буксирный трое, чтобы удерживать траулер " носом на волну».
Погода ухудшилась. . . Волна достигала девяти баллов. Передать проводник буксирного троса на БМРТ было не так-то легко. Его вызвался подать старший мастер добычи Лембит Каск. Первый выстрел из линеметательного устройства успеха не дал. Конец оборвался. Лембит не растерялся. Ему приходилось раньше иметь дело с подобными операциями - служил на спасательной станции. С третьего выстрела проводник буксирного троса был отдан по назначению. Завели буксир, соединив его с помощью скобы за звено якорь-цепи. Чтобы создать нужный провис, стравили три смычки якорь-цепи.
Опасность была ликвидирована..
Пришло распоряжение отбуксировать аварийный БМРТ в Галифакс на ремонт. Буксировка шла во время штормовой погоды. Несколько раз лопался от натяжения и ударов волн буксирный трос. Для его заводки в довольно трудных условиях, когда увеличился крен судна и вода хлестала по палубе, выходили старпом Иван Синькевич, боцман Виллу Ояру, Анатолий Пахомов, Гуйдо Парв, Григорий Малый, Иван Федько, Василий Волков, Валентин Сурмин.
Много суток боролся экипаж. В этой тяжелой обстановке моряки встретили Новый 1966 год. Судно отбуксировали в порт. Люди победили.
Прошло почти полтора месяца. Руль был отремонтирован. БМРТ направился в район промысла. Когда вышли из Галифакса, некоторые члены экипажа не верили в то, что рейсовое задание еще можно выполнить.
Таких на судно нашлось ни много ни мал - 15 человек. Многие из них списались, но основной костяк — настоящие промысловики — остались.
По призыву партийной организации экипаж решил удвоить усилия во время лова. И дело пошло. На подвахту выходи ли все свободные от вахты, даже буфетчицы, уборщицы, официантки. На руле во время постановки и выборки трала стояли рефмеханики и мотористы. Было трудно. Но экипаж с честью справился с производственным заданием. Несмотря на длительный простой, он выполнил план рейса.
Замечательные люди на "Юхане Сютисте", настойчивые, сильные духом!

А. КВАШНИН.
НАГРУДНЫЙ ЗНАК - ЗОЛОТОЙ ЯКОРЬ - 23 02 1966
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выпуклые ромбики — синие, зеленые, голубые, красные... Это нагрудные знаки, установленные для выпускников советских высших учебных заведений. Их с гордостью носят ученые и инженеры, врачи и педагоги, работники транспорта и сельского хозяйства. Министерство высшего специального образования СССР приняло решение вести нагрудные знаки для лиц, окончивших техникумы и училища.
...Слегка выпуклый шестиугольный щит, покрытый тёмно-синей эмалью, обрамлен по краю белой окантовкой. В верхней части его — Герб Советского союза, в нижней — золотистый якорь. Так выглядит, например, новый знак, который вместе с дипломом о среднем специальном образовании будет вручаться выпускникам мореходных и речных училищ и техникумов.
Нагрудные знаки будут вручаться начиная с 1967 года.


И. КОЗЛОВСКИЙ
«МАРТ РАУД» УХОДИТ В ПЕРВЫЙ РЕЙС - 16 02 1966
Таллинская база океанического рыболовного флота пополнилась еще одним большим морозильным рыболовным траулером. судну присвоено имя известного эстонского поэта Марта Рауда.
БМРТ-438 построен на Николаевском судостроительном заводе имени Носенко. Недавно судно прошло ходовые испытания и 9 февраля снялось с Севастопольского рейда и взяло курс на Джорджес банку.
Первый промысловый рейс намечен до 25 мая. Судном командует капитан-директор Аркадий Георгиевич Романов. Машинную команду возглавляет старший механик Евгений Александрович Подольский. Добытчиками руководит старший мастер добычи Георгий Николаевич Федоренко.
Счастливого плавания, богатых уловов тебе, "Март Рауд"!
ПЛЕНУМ ПАРТИЙНОГО КОМИТЕТА КП ЭСТОНИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА – 13 09 1967
Состоялся пленум парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота. Секретарем партийного комитета единогласно избран Н. Ф. МИТЮРЕВ, заместителями — Н. Н. ЕРМОЛАЕВ и А. Т. КОВБА (нештатный). Членами бюро парткома избраны:
Виирмаа Х.-Т. Я.
Виск Л. Г.
Ермолаев Н. Н.
Зайцев В. В.
Карофельт К. Я.
Карпенко П. Г.
Ковба А. Т.
Митюрев Н. Ф.
Скучалин Ю. Ф.

ЧЛЕНЫ ПАРТИЙНОГО КОМИТЕТА КП ЭСТОНИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
Акопян Ф. А.
Андриец С. Т.
Агеев И. А.
Буко А. Ф.
Белогорцев Г. С.
Буряков Г. Ф.
Вооглайд О. Р.
Виск Л. Г.
Виирмаа Х.-Т- Я.
Вийги Я. К.
Гиря С. В.
Горбунов И. П.
Грамаковский Н. С.
Ермолаев Н. Н.
Зайцев В. В.
Карпенко П. Г.
Карофельт К. Я.
Ковба А. Т.
Конторович Г. А.
Корзнев Н. И.
Корольков M. И.
Коковина П. С.
Лехис А. А.
Максимов С. А.
Маркелов Л. П.
Митрофаноп П. И.
Митюрев Н. Ф.
Моргун П. А.
Олла X. А.
Отть В. Ю
Поротиков Н. И.
Роосмяги О. П.
Рубанский Г. Н.
Рябов Л. А.
Скучалин Ю. Ф.
Соколов Н. А.
Тамм Ф. М.
Тараненко А. Г.
Токмаков В. Е.
Хмелевских В. К.
Хорохонов С. В.
Хейнмаа В. Л.
Чернухин В. В.
Шестаков В. И.
Янтсон У.-М. И.


РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
Бакланов С. Г.
Бохонько Н. В.
Богданов Г. Е.
Богомолов Ю. П.
Короткова В. И.
Левшинова Е. И.
Шибаева В. И.

ОМИТЕТ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
Виноградов Г. С.
Виирмаа Х.-Т. Я. (председатель).
Кабанцев А. П.
Мазуров В. В.
Маляр В. П.
Овечкин Н. М.
Родионовский Б. А.
Токмаков В. Е.
Хмелевских В. К.


КАНДИДАТЫ В ЧЛЕНЫ ПАРТКОМА
Волин Т. И.
Рястас Е. Н.
Фридман М. Р.
Эйдельнант С. С.
Яливец О. Д.
НАХОДЧИВОСТЬ - 01 01 1966
ТАКОВА профессия моряка - любой праздник встречать там, где он его застает. Однажды Новый год мне приходилось отмечать где-то в Норвежском море. Декабрь был напряженным — команда работала в полную силу - старалась как можно больше выловить рыбы. Ясно - конец года и с задолженностью переходить в новый не хотелось.
Шла жирная норвежская сельдь. Мы брали ее не менее двухсот килограммов на сетку. А когда до завершения старого года осталось всего три дня, у нас что-то забарахлили гирокомпас.
Ошибка - семь градусов. Начальник радиостанции возился с ним целый день. Заменил моторчик, просмотрел другие детали. Но никакого толку. Гирокомпас продолжал врать упорно и терпеливо. А без него - плохо. Не выйдешь в заданный район точно. А надо искать рыбу, ловить...
Из конторы шли радиограммы. В них настоятельно предлагали нам увеличить добычу, "принять самые неотложные меры" к безусловному выполнению плана. Хотя, собственно, это было лишним. Рейсовое задание и годовой план экипаж взял досрочно и по своим производственным делам давно находился в новом году.
Моряки откровенно говорили: "Давайте ловить для Володи". Имелся ввиду В. В. Чернухин, который руководил в то время базой океанического рыболовного флота.
А почему для Володи - тоже ясно. Промысловикам вообще-то было безразлично, справилась база в целом с годовым заданием добычи рыбы. Лично они ничего в материальном отношении не имели. Важно, чтобы свой план был перевыполнен. Но в моральном - ответственность за собой чувствовали.
В общем, надо было "тянуть базу", а тут как на грех, барахлит гирокомпас.
Стать на ремонт - значит потерять промысловые дни. Причем, самые дорогие. Последние дни старого года!
На второй день утром приходит ко мне радист. Такой, радостный, немного возбужденный:
— Нашел, не хватает спиртовой жидкости!
Час от часу не легче! На судне спирта "шаром покати". На совете связался с остальными промысловиками. Спросил о спирте. Но в ответ откровенно сеялись, а что, дескать, до Нового года осталось два дня, какой может быть спирт.
В общем, положение было весьма дурацкое.
И вот в это самое что ни на есть трагическое время заходит в мою каюту матрос, Робко переминается с ноги на ногу. Вижу, что-то неладно.
- В чем дел? - спрашиваю.
- Да вот, - он замялся.
- Я слышал, что гирокомпас барахлит. А не подойдет ли по такому случаю "Столичная "?
- "Столичная"? А откуда она у тебя?
- Человек в общем-то я не пьющий. Ну а для Нового года бутылочку припас. Вожу уже три месяца...
- Дорогой - не удержался я от восторга. - Это как раз то, что нужно.
Торжественно мы влили в "глотку" гирокомпаса положенную норму. Он успокоился. Радист смеялся:
- Вот ведь скотина, неодушевленная, а тоже - подай!
Это, пожалуй, единственный случай, когда "Столичная" помогла людям в беде.
На вторые сутки, в самый канун Нового года, к нам на промысел пришла плавбаза "Урал". Она привезла новогодние подарки - на каждого рыбака бутылку шампанского.
И вот далеко от Родины мы ровно в полночь подняли тост за свою страну, за наших прекрасных людей.

П. Марченков, начальник радиостанции
ВЫХОД В ОКЕАН - 01 01 1966
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Район промысла ночью. Словно огромный город переливается, подсвечивает он разноцветными огнями множества самых различных судов - СРТ, СРТР, плавбаз, рефрижераторов. Только из двух наших Таллинских производственных баз выходят на лов 74 промысловых и 16 транспортно-рефрижераторных судов. Почти сто!
А ведь, десять лет назад здесь, впервые начало лов только одно судно.
Это был первый выход рыбаков Эстонии на просторы океана.
Вот как это происходило.
Солнечным днем 3 июня наш первенец - средний рыболовный траулер 4244, провожаемый самыми сердечными пожеланиями успеха, покинул родной порт и взял курс в Атлантический океан.
Судно вел капитан Вайно Матвеевич Ноор. Среди рыболовных колумбов в экипаже тогда ходили Юрий Шабунин - ныне механик Александр Калинин - рыбмастер-наставник Александр Лаборь, работающий теперь старпомом производственного рефрижератора "Буревестник" и другие товарищи, связавшие в дальнейшем свою судьбу с рыболовным флотом.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Замечательный почин не остался без внимания прессы и даже большой литературы. В романтические дали шел с нами эстонский писатель Юхан Смуул.
Все явственнее чувствовалось дыхание Арктики.
Пересекли Полярный круг и пожалели, что не установлено для этого события такой же церемонии, как при прохождении средней линии Земли - экватора.
Первая выметка сетей. Все на палубе, как при каком-либо особенном торжестве. Священнодействует консультант-рыбмастер Клайпедской базы Иван Демин, ныне пенсионер, проживающий в Пярну. Внимательно слушают его наши будущие мастера добычи, четко и быстро исполняют его приказания. Порядок из 120 сетей по 30 метров каждая, растянулся на 3 километра 600 метров. Снова торжественная минута — выборка сетей.
Благосклонно встретил морской владыка Нептун эстонских рыбаков, триста пятьдесят центнеров атлантической сельди взяли за один дрейф.
Начались будни. Втягивался в работу экипаж.
Рыбу сдавали на рефрижераторные суда различных баз. Развернули борьбу за качество, за экономию материалов, топлива, промвооружения.
Наконец, принялись за устройство своей общественной жизни и быта. Правда, киноаппаратуры не имелось. Зато мы запаслись в достатке литературой для судовой библиотеки.
А в каюте Юхана Смуула, в творческой лаборатории писателя, зрело новое произведение, посвященное советским рыбакам Эстонии — покорителям голубой целины. Порой писатель выходил на подвахту, помогал обрабатывать богатые уловы. Любил он, сам готовить различные блюда из свежей селедки.
Сто пять суток пробыло судно на промысле. При плане в 2.750. добыли 3,200 центнеров рыбы, выполнив задание на 110 процентов.
Настало время взять курс к родным берегам. В октябре 1955 года прибыли в Пярну, привезли с собой добротную сельдь.
Наши предложения по механизации процессов добычи были учтены. Вскоре в океан в том же 1955 году пошли промышлять сельдь СРТ-4250, 4259. В следующем году прибыло на промысел еще шесть судов. Мы поделились с ними своим опытом, направили туда часть людей, хорошо освоивших дело.
Так, словно из маленького истока, развился многочисленный флот океанического лова республики.


Ю. СКУЧАЛИН, капитан-директор производственного рефрижератора «Альбатрос», бывший боцман СРТ-4244.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
ДЛЯ ТЕБЯ, РЫБАК - 02 09 1967
В свете решений ХХIII съезда КПСС по дальнейшему подъему благосостояния трудящихся, у нас в республике на 1966-1970 годы запланированы мероприятия по коренному улучшению обслуживания моряков рыбопромыслового флота.
Недавно в Эстонском производственном управлении рыбной промышленности были составлены задания на проектирование таких важных объектов, как больница с поликлиникой и дом межрейсового отдыха.
Ввод в строй больницы с поликлиникой позволит ежегодно обслуживать 42 тысячи работников рыбной промышленности города.
Больничный комплекс будет состоять из больницы на 240 коек и поликлиники с ежедневным приемом 1000 человек. За основу для проектирования принят типовой проект, который предполагается значительно улучшить.
Поликлиника будет иметь 20 врачебных кабинетов и отделений, снабженных современным оборудованием. Проектирование больницы намечено на 1968 год в "Эстонпроекте". Начало строительства планируется на 1969 год.
Не менее интересным и важным является строительство Дома межрейсового отдыха. В нем предполагается размещение на межрейсовый период 590 человек. Здание - гостиничного типа в 11-12 этажей, со вспомогательными помещениями: ресторан на 200-250 мест, почтовое отделение, плавательный бассейн, парикмахерские учебные помещения и ряд других.
Для строительства выделен участок в районе пересечения улиц Калинина и Теэстусе. Возведение его предполагается начать в 1969 году.
Сейчас полным ходом идет строительство Таллинского морского рыбного порта. В прошлом году сдан в эксплуатацию один причал. В конце этого года будет сдан еще один участок причальной линии.
Ввод действие новых производственных мощностей, строительство объектов жилищного и культурно-бытового назначения создадут новые предпосылки для роста производительности труда, улучшения благосостояния тружеников моря.

Э. СЕПП. В. СОРОКОВИК, инженеры ОКСа ЭПУРП