0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромысловго флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (75)
ТР «Иней». ПО СИГНАЛУ БЕДСТВИЯ - 11 08 1973
ТАК ПОСТУПАЮТ СОВЕТСКИЕ МОРЯКИ

Это случилось в Атлантическом океане в ночь на 4 августа, в районе Канарских островов. Транспортный рефрижератор «Иней» следовал на промысел, к мысу Кап-Блан. Несмотря на семибалльный шторм, все на судне было подчинено твердому морскому распорядку.
Когда штурманскую вахту нес старший помощник капитана Александр Павлович Бирюков, в темноте южной ночи с «Инея» были замечены несколько белых ракет. Это — сигнал бедствия. Значит, кто-то рядом в ночном бушующем океане срочно нуждается в помощи.
Капитан-директор «Инея» Евгений Моисеевич Мотус отдал приказ застопорить машины и немедленно начать поиск, Однако результатов не было долго. И лишь когда начало светать, среди волн заметили спасательный плот оранжевого цвета. На плоту находилось трое мужчин и две женщины.
Их немедленно подняли на борт, оказали медицинскую помощь. Экипаж окружил их заботой и вниманием. Одна из женщин находилась в полуобморочном состоянии, у мужчины было повреждено ребро и пальцы правой ноги. Силы всех пятерых были совершенно на исходе, когда наконец-то пришла помощь.
Как стало известно со слов спасенных, они — испанские граждане. На 15-метровом катере «Мариа дель Кармен» следовали из испанского порта Аликанте на Канарские острова.
А когда разыгрался шторм, катер перевернуло. Сигналы бедствия они подавали неоднократно, но ни одно из трех прошедших мимо судов не обратило на это внимания. Последние белые ракеты, которые у них имелись, были замечены с советского судна — транспортного рефрижератора «Иней». Всего они находились на плоту 27 часов.
Днем четвертого августа «Иней» сделал специальный заход в порт Лас-Пальмас, где спасенные были переданы испанским властям. Со словами горячей благодарности советским морякам покинули они борт нашего судна.

(Наш корр.).
УКА3 ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР. – 28 07 1973
О награждении членов экипажа производственного рефрижератора «Советская Родина" медалью «За отвагу на пожаре".

За отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожара на индийском теплоходе "Ратна Кирти", наградить от имен Верховного Совета СССР медалью "За отвагу на пожаре" членов экипажа производственного рефрижератора "Советская Родина":

Базиянц Владимира Ервандовича – старшего помощника капитан.
Иванова Анатолия Нефедовича - капитана-директора.
Леонова Владимира Михайловича - матроса.
Ляянесаара Антса Аугустовича - второго помощника капитана.
Матосяна Даниела Андраниковича - матроса
Митетиля Степана Андреевича - матроса.
Наседкина Александра Васильевича - механика.
Сарва Олева Птеровича -матроса.
Задворнова Александра Андреевича - матроса.
Шмуля Анатолия Андреевича - матроса.
Титова Геннадия Ивановича — матроса.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. ВАДЕР.

Секретарь Президиум Верховного Совета Эстонской ССР
В. ВАХТ.

Таллин, 24 июля 1973 г.
ПОД ФЛАГОМ РЕСПУБЛИКИ БАНГЛАДЕШ - 07 07 1973
" Мы будем развивать связи и контакты со странами, освободившимися от колониального ига, оказывать помощь всем народам, борющимся за мир, национальное освобождение, демократию и социализм».
("Об итогах визита товарища Л. И. Брежнева в Соединенные Штаты Америки").

Многие из нас помнят полдень 12 июля прошлого года, когда состоялись проводы двух судов в далекое плавание.
Средние рыболовные траулеры-рефрижераторы 9124 "Варули" (капитан В. Прудцев) и 9027 «Атла» (капитан Ю. Плотников) отправлялись в Индийский океан, в молодую республику Бангладеш. Советское правительство, руководствуясь ленинской политикой помощи национально-освободительному движению, передало рыболовные суда народу, который в тяжелой борьбе добился самостоятельности. Наши рыбаки должны были ловить рыбу для населения и одновременно подготовить из местных рыбаков себе смену.
Напутствуя оба экипажа, начальник ЭРПО «Океан» В. Я. Теносаар сказал:
" Вы будете представлять в Бангладеш советский народ, первое в мире социалистическое государство, страну великого Ленина. Поэтому администрация, партийный комитет, комитет комсомола, весь коллектив «Океана» рассматривают посылку вас в Бангладеш как очень ответственное задание, имеющее большое не только экономическое, но и политическое значение».
Под звуки духового оркестра и прощальные сирены судов, стоящих в порту, «Атла» и «Варули» взяли курс в Бенгальский залив.

НА ДНЯХ в Таллин прибыл капитан СРТР-9124 "Варули» Владимир Иванович Прудцев. Вернее, бывшего "Варули». Теперь судно носит другое название, бенгальское - «Чингри". Владимир Иванович рассказал о переходе через два океана, о работе и жизни советского экипажа в далекой дружественной стране.
Более двух месяцев — семьдесят четыре дня — продолжалось плавание от Таллина до конечного пункта — Читтагонга.
Двадцать четвертого сентября 1972 года в 14 часов по местному времени оба траулера пришли в Читтагонг. Их тепло встретили представители оперативной группы Министерства рыбного хозяйства СССР. Здесь уже находились 5 СРТМ, направленных с Дальнего Востока. Позже, 12 ноября, прибыли еще три траулера из Николаева с калининградскими командами.
Несколько дней таллинские моряки отдыхали, знакомились с городом и его окрестностями. Но главное внимание все же уделяли подготовке судов к промыслу.
Четвертого октября в торжественной обстановке, в присутствии советских представителей, а также представителей Государственной рыболовной корпорации Бангладеш состоялась передача судна. На мачте был поднят флаг молодой республики — зеленое полотнище с красным кругом в центре. «Варули» переименовали в «Чингри» («Креветка»).
На другой день таллинцы встречали на борту первую группу новых членов экипажа из восьми человек. Правда, это не была квалифицированные рыбаки, некоторые вообще до того дня не выходили в море. В стране еще не изжита безработица. Поэтому среди прибывших были просто люди городских профессий.
Вскоре Государственная корпорация укомплектовала необходимый штат своих членов экипажа. Из двенадцати человек одного назначили дублером третьего штурмана, одного в машинную команду мотористом, остальных — матросами.
Пo-товарищески, тепло, приняли таллинцы новичков. С первых минут между ними установилось взаимопонимание и дружелюбие. Наши средние траулеры казались прибывшим большими кораблями. Начальным шагом обучения стало знакомство с судном. Боцман Виктор Алексеевич Жирнов с помощью переводчика, а где и жестами объяснял назначение судовых предметов, расположение и назначение помещений, вместе со старпомом Лео Мяртовичем Палумяэ вводил их в курс судовой жизни и трудового распорядка.
Под руководством старшего мастера добычи Георгия Светлова осваивали новые рыбаки самую ответственную часть своей профессии — настройку трала, уход за промвооружением. А когда вышли в море, настала очередь поработать с новыми матросами мастеру обработки Алексею Петрову.
Что из себя представлял промысел?
Выходили в залив юго-западнее Читтагонга 40—50 миль и вели добычу на глубинах 10 — 40 метров. В уловах попадались красный окунь, индийский лосось, мурена, горбыле-вые, иногда сельдь, скумбрия, ставрида. Много, часто до 30 процентов от общего улова, оказывалось сомов.
С сентября по декабрь добывалась креветка — наиболее ценимая на рынке. Конечно, не обходилось и без нежелательных обитателей моря — акул и скатов.
Набрав груз, шли в порт. На берегу представитель Корпорации принимал рыбу и сразу отправлял для продажи на базар. Бывало, что продавали ее прямо у борта.
В ОБОЮДНОМ труде крепло содружество экипажа. Бенгальские матросы — палубная команда — хорошо освоили рыбацкую профессию. Умело настраивали трал, делали его постановку и выборку, отлично обрабатывали рыбу. Понимали друг друга хорошо, взаимно старались изучить язык, интересовались жизнью обеих дружественных стран.
Привыкли наши моряки и к условиям знойных тропиков. Температура воды доходила до 30-31 градуса. Воздух жаркий и влажный. Пришлось сначала потерять не один килограмм собственного веса,
В свободное время таллинцы посетили рыбный музей при Государственной корпорации. Совершили экскурсию в джунгли — в царство обезьян, вверх по реке Карнапхули.
Незабываемы посещения клуба Общества дружбы Бангладеш—Советский Союз. Сюда приходили советские рыбаки, чтобы посмотреть и послушать выступления местных артистов—танцоров, певцов. Очень нравилось исполнение бенгальской девушкой «Катюши» на русском языке.
Кстати, капитан В. И. Прудцев сам является членом Общества дружбы Советский Союз—Бангладеш.
Постоянно чувствовали советские рыбаки заботу и внимание Родины. Радист Александр Кукушкин регулярно принимал радиообозрение. Делались доклады и лекции. Быстро доходили до экипажа газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» и многие другие.
Экипаж траулера «Варули», ныне «Чингри», заявил Владимир Иванович, с полной ответственностью и с честью выполнил задание Родины, оправдал доверие всего коллектива ЭРПО «Океан».

А. КРОСС

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


— экипажи СРТР-9027 "Атла" и СРТР-9124 "Варули" перед отходом к берегам Бангладеш 12 июля 1972 года
Поздравляем с почетным званием! – 07 07 1973
РЕШЕНО ПРИСВОИТЬ ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ «ВЕТЕРАН ЭРПО "ОКЕАН" С ВРУЧЕНИЕМ НАГРУДНОГО ЗНАКА И ЦЕННОГО ПОДАРКА СЛЕДУЮЩИМ РАБОТНИКАМ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

АФАНАСЬЕВУ Юрию Николаевичу - второму механику танкера "А. Лейнер"
АЛЕКСЕЕВУ Александру Павловичу - грузчику ТМРП
АВЕРИНУ Юрию Васильевичу - капитану ПР "Саяны"
АЛЕКСЕЕВУ Анатолию Павловичу - старшему инженеру радиобюро
АПЛИНУ Михаилу Гавриловичу - боцману СРТ-4480
БЛОХИНУ Валентину Александровичу - заместителю начальника холодильника по производству
БЫЦЕНКО Георгию Николаевичу - матросу I класса БМРТ-457
БЫЧКОВУ Вячеславу Алексеевичу - электрику БМРТ-250
БАТУРИНУ Николаю Марковичу - повару БМРТ-431
БОНДАРЕНКО Виктору Федоровичу - кочегару БМРТ-431
БАШКАТОВУ Сергею Федосеевичу - капитану СРТР-9080
БОГДАНОВУ Вячеславу Викторовичу - капитану МСБ "Ураган"
БРИКЕЗУ Александру Никифоровичу- начальнику радиостанции
ВЕРБИЦКОМУ Владимиру Васильевичу - капитану-флагману
ВАНЮХИНУ Павлу Тимофеевичу - главному механику плавбазы "С. Монюшко"
ВОРОНОВУ Виктору Павловичу — старшему механику БМРТ;
ВАСИЛЬЕВУ Юрию Васильевичу — капитану-наставнику по ВМП;
ВЫСОТАЛО Паулю Ивановичу — слесарю БМРТ-431;
ГОРШАНКОВУ Виктору Алексеевичу — матросу I класса БМРТ-431;
ГУДКОВУ Николаю Матвеевичу — мотористу танкера «А. Лейнер»;
ГАСАНОВУ Казиму Эликедоровичу — старшему мастеру добычи;
ГУЛЯЕВУ Тимофею Ивановичу — старшему мастеру добычи;
ГЕРАЩЕНКО Ивану Сергеевичу — второму механику БМРТ;
ГРИГОРЬЕВУ Михаилу Федоровичу — второму механику СРТР;
ДЕРУШЕВУ Борису Ивановичу — старшему помощнику капитана БМРТ
ДОРОЖКО Геннадию Александровичу — старшему мастеру добычи;
ДУНЕЦ Петру Николаевичу - матросу I класса;
ЕЛАГИНУ Владимиру Тимофеевичу - матросу I класса БП-2;
ЕРШОВУ Константину Васильевичу - старшему матросу приемосдатчику Л-153
ЕВДАК Олегу Федоровичу — второму помощнику капитана БМРТ;
ЕФИМЕНОК Николаю Спиридоновичу — матросу I класса БМРТ-229;
ЗУБАНОВУ Анатолию Дмитриевичу — капитану СРТР-9062;
ЗБУКАРЮ Ивану Дмитриевичу — старшему мастеру добычи;
ИВАНОВУ Анатолию Нефедовичу — капитану ПР «Советская Родина»;
Иванову-ЛЕВИНЗОНУ Геннадию Сергеевичу — капитану-флагману;
ИВАНОВУ Михаилу Васильевичу — старшему механику СРТ;
ИЛЬИНУ Игорю Леонтьевичу — старшему механику п/б «И. Варес»;
КУПРИЕНКО Владиславу Анисимовичу — матросу I класса БМРТ-368;
КОНОПЛЕВУ Борису Константиновичу — капитану СРТ;
КАУРСОН Сирье Робертовне — уборщице п/б «С. Монюшко»;
КОШМАНОВОЙ Ираиде Михайловне — заместителю начальника производственного отдела — главному технологу;
КАЗАКОВОЙ Елене Ивановне — заведующей делопроизводством ОМТС;
КАЛЬБЕРГУ Эриху Карловичу — старшему лоцману ТМРП;
КАРУЛИНУ Юрию Николаевичу — капитан-директору п/б «Ф. Шопен»;
КЛЕЙМЕЙЕРУ Эрнсту Хансовичу — старшему помощнику капитана СРТР-9045;
КЛОЧКО Игорю Александровичу — капитан-директору резерва;
КНЯЗЕВУ Евгению Ивановичу — старшему помощнику капитана СРТР;
КОВАЛЕВИЧУ Виктору Антоновичу — капитану СРТ;
КУПРИЕНКО Александру Ивановичу — капитану СРТ-4291;
КВАШНИНУ Ивану Васильевичу — мастеру добычи.
КОСТЮКОВИЧУ Василию Николаевичу — второму механику БМРТ;
КОТОВСКОМУ Ивану Петровичу — второму механику БМРТ;
КАРЛАШЕНКО Георгию Николаевичу — мастеру по обработке;
КАЛAMEEC Анне Гавриловне — швее цеха орудий лова;
КРАВЦОВУ Григорию Максимовичу — старшему мастеру добычи;
ЛАУРИСУ Лео Юхановичу — второму помощнику капитана СРТ;
ЛЯАНЕСААРУ Антсу Аугустовичу - второму помощнику капитана ПР «Советская Родина»
ЛЕХТСААРУ Владимиру Александровичу - мастеру по обработке;
ЛУЖЕЦКОМУ Сильвестру Семеновичу _. транспортно- му механику ЦОЛ
ЛАУСМАА Лидии Тимофеевне — сетепосадчице ЦОЛ.
ЛИНТС Марии Михайловне — заместителю главного бухгалтера ЭРПО «Океан»;
ЛИЙВИКУ Эриху Юлиусовичу — повару СРТ-4545;
ЛИВАКУ Владимиру Ивановичу — электрогазосварщику ТР «X. Пегельман»;
ЛУКИША Андрею Марковичу — старшему повару БМРТ-396;
ЛООПЕРЕ Нигулю Леонидовичу — матросу I класса БМРТ-431;
ЛИЙВАСААРУ Эйну Павловичу — матросу I класса БМРТ-431;
ЛААНЕ Виктору Артуровичу — начальнику штаба ГО;
МАРТЫНОВОЙ Анне Ильиничне — технику по корректировке морских карт ЭРНК;
МОСКАЛЕВУ Григорию Петровичу — второму помощнику капитана БМРТ;
МАРТОЯСУ Ивану Спиридоновичу — старшему мастеру добычи;
МЕЙНЕРТУ Павлу Освальдовичу — второму механику БМРТ;
МУСКЕВИЧУ Леониду Шевелевичу — старшему механику БМРТ;
МЯГИ Эви Густав-Кристьяновне — сетепосадчице ЦОЛ;
МЯГИ Вальве Густавовне — сетепосадчице ЦОЛ;
МИГОЛЕНЯ Павлу Марковичу — судокорпуснику-ремонтнику СРЗ;
НООТУ Хярму Фридриховичу — помощнику рыбмастера ПР «Буревестник»;
НИКОЛАЕВОЙ Нине Семеновне — официантке БМРТ-564;
НАУМОВУ Анатолию Сергеевичу — заместителю начальника производственного отдела;
ОСТРОУХУ Ивану Семеновичу — повару III категории БМРТ-436;
ОРНАТУ Владимиру Петровичу — старшему мастеру добычи;
ПУЛЬТСУ Виктору Владимировичу — слесарю БМРТ-431;
ПАХЛАНУ Петру Павловичу — матросу I класса;
ПОРОТИКОВУ Николаю Ивановичу — заместителю начальника объединения «Океан»;
ПОЛИЩУКУ Василию Ивановичу — водолазу I класса экспедиции;
ПУРГЕ Альдо Аадовичу — второму помощнику капитана «А. Лейнер»;
ПАЮМЭ Ахто Якоб-Яановичу — старшему помощнику капитана МБ «Трийги»;
ПЛОЩАДНОМУ Анатолию Ефимовичу — капитану резерва СРТР;
ПЕТРОВУ Виктору Павловичу — старшему помощнику капитана СРТ-4390;
ПОБИГАЧ Илье Михайловичу — старшему мастеру добычи;
ПРИЙМЕНКО Николаю Михайловичу — второму механику БМРТ;
ПРОШИНУ Вячеславу Ивановичу — второму механику БМРТ;
ПУЖУЛИСУ Адольфу Матвеевичу — старшему механику БМРТ;
ПЫЛЛУ Яаку Антсовичу — старшему механику БМРТ;
ПОЛИЩУКУ Петру Васильевичу — помощнику капитана по производству п/б «И. Варес»;
ПОЛИТОВУ Павлу Федоровичу — мастеру по обработке БМРТ-355;
ПОЧОБУТ Станиславу Станиславовичу — радиооператору I класса;
ПЯЯРМАН Рээт Юрьевне — сетепосадчице ЦОЛ;
ПОТАШЕВУ Алексею Александровичу — транспортному рабочему ЦОЛ;
ПАГИЛЬ Лейде Августовне — сетепосадчице ЦОЛ;
РЕУТОВУ Леониду Александровичу — старшему механику БМРТ;
РЫЖКЕВИЧУ Владимиру Ефимовичу — мастеру по обработке СРТР;
РУСИНУ Анатолию Васильевичу — мастеру по обработке БМРТ;
РЕЙНЕЛЛЕР Надежде Густавовне — заведующей складом ЦОЛ;
РУБЦОВУ Михаилу Степановичу — кочегару БМРТ 457;
РЮТЕЛЮ Арно Арнольдовичу — кочегару БМРТ-431
РОМАНОВУ Дмитрию Алексеевичу — машинист; РМУ БМРТ-250;
СЕМЕНОВУ Петру Дмитриевичу — матросу I класса БМРТ-248;
СТОГНИЕВОЙ Прасковье Александровне — заведующей бельевым хозяйством п/б «Ф. Шопен»;
СТЕЦЕНКО Василию Ивановичу — старшему инженеру ОМТС
СЕЛИВАНОВУ Владимиру Васильевичу — механику МБ «Лембиту»;
СОРОКИНУ Льву Николаевичу — капитану СРТ;
СУМЕНКОВУ Николаю Ивановичу — II помощнику капитана БМРТ;
САВИЦКОМУ Ивану Федоровичу — старшему механику БМРТ;
СТЕПАНОВУ Юрию Алексеевичу— II механику БМРТ;
СМИРНОВУ Владимиру Петровичу — старшему механику МСБ «Ураган»;
СМИРНОВУ Василию Ефимовичу — электромеханику танкера «Криптон"
СЫСОЕВУ Вениамину Петровичу — II механику ВМРТ
СУЛЬЖИЦКОМУ Евгению Ивановичу — старшему рыбмастеру плавбазы "Рыбак Балтики»;
СТЕПАНЕНКО Леониду Леоновичу — помощнику капитана по производству БМРТ;
СООМАНН Линде Густавовне — сетепосадчице цеха орудий лова;
ТЫЭВЯЛЬЯ Юрию Вольдемаровичу — капитану танкера «А. Лейнер»;
ТАЛАШУ Леониду Павловичу — капитану СРТР-9046;
ТУМАШ Владимиру Матвеевичу — старшему мастеру добычи;
ТРУНОВУ Николаю Тимофеевичу — капитану СРТР-9058;
ТРОФИМОВУ Василию Андреевичу — старшему механику БМРТ;
ТОБЛЕРУ Эдгару Густавовичу — заместителю начальника ЭРПО «Океан»;
ТИХОМИРОВУ Ивану Николаевичу — матросу I кл. СРТ-4283;
ТООМ Иви Адовне — старшему повару ТР «Ханс Пегельман»;
ТРЕЛИНУ Сергею Михайловичу — мотористу БМРТ-246;
УШАНОВУ Александру
Акимовичу — матросу I кл. БМРТ-396;
УСЕНКО Ивану Сергеевичу — матросу I кл. БМРТ-441;
ФОМЕНКО Валерию Васильевичу — капитану СРТ-4452;
ФРИДМАНУ Альберту Яковлевичу — главному механику п/б «Фридерик Шопен»;
"ФАДЕЕВУ Михаилу Яковлевичу — инженеру-технологу ТР «Бора»;
ФРИДМАНУ Михаилу Рафаиловичу — заместителю начальника службы эксплуатации ЭРПО «Океан»;
ФУРАЕВУ Алексею Ивановичу — старшему инженеру отдела морской инспекции;
ХОВРЯКОВУ Алексею Ивановичу — начальнику радиостанции;
ЧЕЧИЛЬ Григорию Егоровичу — слесарю РТМ-7229;
ШЕВЧЕНКО Василию Семеновичу — боцману БМРТ--246;
ШТУРМ Глебу Михайловичу — транспортному рабочему ОМТС;
ШИЧКОВУ Ивану Сергеевичу — помощнику капитана по производству БМРТ;
ЩЕПАНОВУ Константину Илларионовичу — матросу I кл. БМРТ-246;
ЭРЦИНЮ Эдгару Адамовичу — старшему мастеру добычи;
ПБ «Рыбак Балтики». Помощь оказана вовремя - 12 06 1973
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В один из штормовых дней на плаврыбозаводе «Рыбак Балтики» был принят сигнал — требовалась медицинская помощь больному, помощнику капитана по производству РТМ-7015 «Гурзуф» Калининградской базы экспедиционного флота Н. Болотько. У него уже 48 часов длился острый приступ аппендицита. Ни одна из находящихся в районе Джорджес банки плавбаз принять больного не могла — мешал шторм.
Срочно был вызван на мостик старший врач «Рыбака Балтики» Аркадий Сергеевич Верецун. Капитан-директор А. Поломарчук совместно с врачом решили принять больного.
А через час на воде уже качалась шлюпка с больным, которую захлестывало волной. В эти напряженные минуты в лазарете судна готовилось все необходимое для операции.
Два часа длилась эта, казалось бы, несложная операция, а судно все время переваливалось с одного борта на другой.
Когда А. Верецун вытер пот и снял повязку с лица, то первыми его словами было: «Да, давно мне не приходилось делать операцию аппендицита вместо 20—30 минут целых два часа. Но все в полном порядке — больной будет здоров».
Через десять дней Н. Болотько, сердечно поблагодарив врача, медицинский персонал и экипаж «Рыбака Балтики», отправился на свое судно.

М. РАЙЗМАН.
Фото автора.
ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ «ЛУЧШИЙ МОЛОДОЙ РЫБАК» - 23 06 1973
На совместном заседании представителей администрации, партийной, комсомольской и профсоюзной организаций было решено присвоить звание «Лучший молодой рыбак ЭРПО «Океан» 1973 года» повару БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» Л. Курдюковойн, третьему механику БМРТ-229 «Ганс Леберехт» У. Шебзухову, матросам БМРТ-436 «Кристьян Рауд» В. Резникову и И. Никитину, третьему помощнику капитана БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» В. Вилипусу и И. Лахно, матросу «Иоханнеса Рувена» В. Ведерникову, матросу БМРТ-355 «Эвальд Таммлаан» В. Калужских, радиооператору БМРТ-248 «Йохан Келер» В. Смирнову, третьему помощнику капитана и матросу СРТ-4479 X. Хармантсу и Л. Фантину, третьему рефмеханику плаврыбозавода «Станислав Монюшко» Р. Пильву, четвертому механику БМРТ-536 «Херман Арбон» Л. Надеину, матросу плаврыбозавода «Рыбак Балтики» М. Конюхову, третьему рефмеханику ПР «Аугуст Корк» В. Чиквашвили, рефмеханику плавбазы «Иоханнес Варес" П. Лаанету.
Звания «Лучший молодой рабочий ЭРПО «Океан» за 1973 год» удостоен плотник СРЗ А. Мясников.
На «Пробати»—новый капитан... – 28 04 1973
ПИСЬМО ИЗ ЧИТТАГОНГА

Скоро исполнится год, как два наших СРТР-9027 и 9124 «Атла» и «Варули» покинули родной порт и ушли в Бангладеш. Наш нештатный корреспондент, переводчик В. Ануров, прибывший в Читтагонг несколько позже наших рыбаков, рассказывает в своих письмах о молодой республике, о нравах и обычаях бенгальцев, о бескорыстной помощи советских рыбаков. В. Ануров сообщает, что наш траулер «Атла» переименован в «Чанда», а «Варули» — в «Чингри».
Всего в Читтагонг пришли десять рыболовных судов — безвозмездный дар Советского Союза республике Бангладеш — рассказывает в одном из последних писем В. Ануров. Сейчас они находятся в ведении развивающейся рыбной корпорации Бангладеш. Ниже мы печатаем отрывки из путевого дневника В. Анурова.

ПЕРЕД КОРПОРАЦИЕЙ стоит тысяча и один вопрос. Тысяча вопросов требует самого неотложного решения. Но один вопрос — самый наисрочнейший. Это вопрос жизни рыбной гавани. У рыболовных судов есть рыбная гавань, которая сейчас безжизненно мертва. Ей надо вернуть жизнь!
Здесь есть все: слипы, поднимающие суда до 500 тонн, холодильник на 200 тонн, склады для хранения промвооружения, топливная станция, мастерские, административные здания, помещения для учебного центра по подготовке местных специалистов для работы на судах и крытый павильон для торговли рыбой с аукциона, оптом и в розницу.
Но гавань не функционирует. Не хватает одного — воды.
Вода в реке не подымется до июня — сезона дождей.
Джети Намбэ сри (причал номер три) сильно обмелел. От стоящих у стенки судов видны лишь мачты и трубы. Сквозь деревянные брусья причала просвечивается мутно-серая вода реки, обнажившая на четыре метра железный каркас причальных сооружений.
Рыбная гавань на противоположной стороне реки заливается так, что постоянно работающий здесь земснаряд с трудом вычерпывает серую жижу, которую река, подмывая отлогий берег чуть выше по течению, несет в гавань неудержимым потоком. Берег разрушается, как комок сахара, брошенный в горячий чай. Мутный поток, образуя у входа в гавань громаднейший водоворот, доставляет сюда тонну за тонной речной грязи.
Для сообщения с гаванью устроена боут стейшн (лодочная станция) — сарай с телефоном. Длинный бамбуковый трап, раскачивающийся на вбитых в ил кольях, ведет от этого сарая к толкающимся бортами на воде шампалам (лодкам). Шампан-маджи (лодочник), стоя в задранной кверху корме, управляет двумя привязанными к бортовым деревянным палкам веслами. Среди бесчисленного множества барж с устроенным на них жильем в виде навеса, пустых и груженых, стоят на якоре две похожие друг на друга эстонские тиссы. Чуть подальше три бенгальца, стоя на баке и ухватившись за канатный конец, снимают с якоря черную от дегтя и грязи деревянную шаланду, немыслимым образом переселившуюся из 17 в 20 век. А за ней в направлении к берегу таких шаланд с парусами и без парусов, с веслами и без весел, как сошедших с витражей музея, столько, что в глазах рябит.
Дальше стоят баржи с огромными рулевыми колесами на корме. Здесь сушат одежду и, зачерпывая из-за борта ведрами воду, обливаются бенгалы-моряки. Мимо пронесся новенький катер на подводных крыльях. Вниз и вверх по реке видны суда с советскими, японскими, американскими, польскими, индийскими, греческими и бенгальскими флагами. Взад и вперед снуют между ними шампаны.
• ♦ ♦ •
На «Пробати» — новый капитан.
Прежний, заболел, убыл лечиться, а новый, выметая каюту, взялся за наведение на судне идеального порядка.
Не приглядываясь долго, вызвал старшего помощника; старпом вызвал боцмана, боцман — матросов.
И пошло, и пошло...
В салон впервые пришли в чистых рубашках. Посуда стала блестеть. Заходили в гости на «Чингри». Принесли отсюда соль, книги, журналы. Ожили гантели, гири, штанга. С «Чингри» пришел повар. Стал получаться хлеб. Кроме борща, картошки и компота, пошли супы, пирог, копченая, соленая, тушеная и заливная рыба, креветки, черепаха и даже кекс. На корме устроили коптильню. Два дня предметом спора были новые товары внешпосылторга. Появился фотоувеличитель. Пошли ремесла... Кто стаскивает со змеи и ската шкуры, кто увлекся тростями из скатовых хвостов, кто ракушками, кто точит медь, кто режет пластик...
Бенгальский экипаж прибавился на пять человек.
Работать стали в три смены. Утрясли график приборок. Джалиль, Ахмед, Акас, Ханан, Пашар и Сулейман раньше ели в каюте, теперь пополнившийся экипаж перешел в салон. Впервые с удивлением оба экипажа следили, как рис берется ложками у одних и руками у других, как неумело садятся, скрестив ноги, одни и так же неумело пытаются поднять пудовку до плеча другие. Удивление переходило в смех, все чаще в непринужденный.
«Пробати» на два дня раньше снялся в порт и на пять тонн больше заморозил рыбы.
Здесь — новый капитан.
Для нас, читателей «Рыбака Эстонии», он не новый. Мы знаем его давно. Он высокий, стройный (потерявший свой вес на пять килограммов), энергичный (сбил два пальца о непривычные еще комингсы) и веселый (с не сходящей с лица улыбкой) — Владимир Иванович Прудцев.


В. АНУРОВ.
«ОКЕАН" В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ - 21 04 1973
Развернув социалистическое соревнование за досрочное выполнение плана третьего года пятилетки, коллектив рыбаков, рабочих, инженеров, техников и служащих ЭРПО «Океан" в первом квартале 1973 года добился следующих производственных показателей:

В ЦЕЛОМ ПО ОБЪЕДИНЕНИЮ
План по реализации продукции выполнен на 103,5 процента, реализовано сверх плана продукции на 887 тысяч рублей,
План по выпуску филе — на 107,8 процента.
План по выпуску консервов — на 111 процентов.
План по вылову рыбы — на 101,9 процента, вылов рыбы сверх плана составил 932 тонны.
План по стоимости пищевой рыбопродукции и пресервов на 108, 1 процента.
Выпуск пищевой рыбопродукции сверх плана составил 851 тонну консервов и пресервов за счет сверхпланового вылова и приема рыбы со стороны выпущено 705 туб.

Ниже приводятся данные выполнения плана по структурным подразделениям и судам флота.
Рыбный порт — план общего грузооборота выполнен на 111, 4 процента.
Автобаза — план объема грузоперевозок выполнен на 111,8 процента.
Выполнение плана по валовой продукции составило:
холодильник — на 105,8 процента;
цех орудий лова — на 115,7 процента;
электрорадионавигационная камера — на 104,9 процента;
энергоцех — на 107,3 процента;
тароремонтный цех — на 117,7 процента.

По промысловым судам план по вылову рыбы в I квартале выполнен:

ПО СУДАМ ТИПА БМРТ И РТМ
БМРТ-229 — 112,7 процента, капитан-директор В. Ф. Марков.
БМРТ-248 — 118 процентов, капитан-директор И. М. Плещев.
БМРТ-250 — 101,6 процента, капитан-ди1»;ктор А. И. Кожурин.
БМРТ-350 — 100,1 процента, капитан-директор И. М. Бабаев.
БМРТ-355 — 119,7 процента, капитан-директор В. Т. Казанцев.
БМРТ-368 — 107,6 процента, капитан-директор А. В. Авдеев.
БМРТ-436 — 107,9 процента, капитан-директора О. А. Спирин, А. Г. Романов.
БМРТ-441 — 123,2 процента, капитан-директор А. Н. Пироженко.
БМРТ-555 — 127,7 процента, капитан-директор И. Б. Котляр.
БМРТ-564 - 104,5 процента, капитан-директор Г. С. Фили-Монов.
РТМ-7192 - 254,5 процента, капитан-директор В. Н. Плешаков.
РТМ-7229 – 110,4 процента, капитан-директор И. С. Крайнюков.

ПО СУДАМ ТИПА СРТР
СРТР-9058 - 132,7 процента, капитан Н.Т. Трунов
СРТР-9062 - 108,9 процента, капитан В. Ф. Дудкин.
СРТР-9080 - 114,9 процента, капитан С. Ф. Башкатов
СРТР-9082 - 116,9 процента, капитан А. М. Симонов
СРТР-9097 - 136,2 доцента, капитан А. Е. Евсеев
СРТР-9110 - 114,4 процента, капитан А. Н. Смородин
СРТР-9139 — 151,8 процента, капитан В. А. Спицин

ПО СУДАМ ТИПА СРТ
СРТ-4327 - 104,9 процента, капитан А.Ф. Сурков
СРТ-4371 - 104 процента, капитан В. П. Адылин
СРТ-4424 - 104,1 процента, капитан П. Е. Шевчук
СРТ-4480 — 100,8 процента, капитан Л. И. Румянцев
СРТ-4481 - 114,3 процента, капитан В. М. Мельников.
СРТ-4510 — 109,3 процента, капитан В. А. Кунегин.
СРТ-4515 — 114,2 процента, капитан П. Е. Шевчук.
СРТ-4545 — 114,1 процента, капитан А. В. Чеботарев.
СРТ-4557 — 128,1 процента, капитан Д. М. Ширкунов.
СРТ-4559 — 106,2 процента, капитан В. С. Матвеев,
CPT-4574 — 114,9 процента, капитан А. В. Ренжин.
СРТ-4590 — 109,8 процента, капитан Г.К. Нечкин.

ПО ПЛАВБАЗАМ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ РЕФРИЖЕРАТОРАМ
(Выпуск мороженой продукции)
Плаврыбозавод «Фридерик Шопен» — 155,4 процента, капитан-директор Ю. Н. Карулин.
Плаврыбозавод «Рыбак Балтики» — 130,7 процента, капитан-директор А. И. Поломарчук.
Производственный рефрижератор «Альбатрос» — 110 процентов, капитан-директор В. В. Витязев.
Производственный рефрижератор «Советская Родина» — 203,5 процента, капитан-директор А. Н. Иванов.

ПО СУДАМ ТИПА РПР
PПP-1264 — 116,6 процента, капитан А. А. Пемуров.
РПР-1270 — 100,7 процента, капитан Г. С. Масленников.
РПР-1281 — 100,6 процента, капитан А. И. Герасимов.

ПО ТРАНСПОРТНЫМ СУДАМ
Транспортный рефрижератор «Бора» — 133,9 процента, капитан-директор Д. Ф. Коган.
Транспортный рефрижератор «Иней» — 109,8 процента, капитан-директор Е. М. Мотус.
ОТВАГА МОРЯКОВ «СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ» - 15 03 1973
ПОЖАР В ОТКРЫТОМ ОКЕАНЕ - «РАТНА КИРТИ» В КРИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ - ГОРЯЩЕЕ СУДНО — НА БУКСИРЕ - К БЕРЕГАМ КАНАРСКИХ ОСТРОВОВ - НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ — НА БОРТУ ИНДИЙСКОГО СУДНА

Недавно отважные моряки спасательного буксира «Ураган» Эстонского рыбопромышленного производственного объединения «Океан» потушили разбушевавшееся пламя на покинутом канадцами рыболовном траулере. Их подвиг был отмечен Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, о чем недавно сообщила печать.
Сегодня мы рады рассказать о новом подвиге наших славных моряков. На этот раз отличился экипаж производственного рефрижератора «Советская Родина».
10 марта в одном из районов Центральной Атлантики в эфире прозвучал сигнал бедствия. В открытом океане горело судно. Капитан-директор «Советской Родины» Анатолий Нефедович Иванов немедля распорядился сблизиться с неизвестным судном и приготовиться к тушению пожара.
Дальнейшие радиосообщения очень лаконичны, и можно лишь догадываться о том, что происходило в открытом океане. Капитан-директор А. Иванов сообщает координаты: 29 градусов 30 минут северной широты и 14 градусов 32 минуты западной долготы. Название судна «Ратна Кирти». Порт приписки — Калькутта. Пожар на судне ликвидирован. Капитан требует буксировки.
10 марта в 9 часов утра капитан-директор «Советской Родины» снова доложил о ликвидации пожара, взятии судна на буксир и следовании обоих судов к берегам Канарских островов. Но судно, водоизмещением 30 тысяч тонн, было неуправляемо. Удержать на курсе невозможно. Завели буксир, но он не выдержал. Обрыв длиной 800 метров невозможно выбрать на буксируемое судно. Больше буксира нет, сообщают с борта «Советской Родины».
Из этой радиограммы следует, что рефрижератор «Советская Родина», неприспособленный к буксировке судна, да еще в пять раз превышающий его размеры, делал отчаянные попытки принять индийское судно на буксир. О скорости буксировки до обрыва буксира, разумеется, говорить не приходится. Капитан-директор сообщает: в сутки прошли 5—6 миль.
Еще несколько часов напряженного ожидания, и вот в службу главного капитана доставлена еще одна радиограмма: «Нашими специалистами, — сообщает капитан-директор «Советской Родины» А. Иванов, — удалось устранить на «Ратна Кирти» неисправности главного двигателя, рулевого устройства, налалить связь: мостик — машинное отделение, запустить машину. Наши специалисты остались на борту «Ратна Кирти». Под проводкой «Советской Родины» индийское судно следует в Лас-Пальмас.
Позже, когда «Советская Родина» придет в родной порт, мы пожмем руки этим героям. А иначе их нельзя назвать. Узнаем имена тех двадцати двух моряков, кто в бурном океане без страха отправился в шлюпке на терпящее бедствие судно; кто в критическим момент, рискуя собственной жизнью, тушил пожар, работал в машинном отделении и на мостике, чтобы вернуть судну жизнь.
В последней радиограмме А. Иванов сообщил, что «Советская Родина» и индийские судно будут на рейде Лас-Пальмаса ориентировочно в 24 часа 11 марта. В эти дни, очевидно, оба судна стоят в испанском порту, а их командиры заняты соответствующими сложившейся ситуации формальностями.

П. Ристику.
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР - 27 02 1973
О награждении моряков медалью «За отвагу на пожаре"

За отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожара на канадском траулере, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За отвагу на пожаре" моряков:

Андреева Николая Ивановича - капитана морского спасательного буксира «Ураган".
Иванова Анатолия Александровича - матроса-водолаза морского спасательного буксира «Ураган».
Малова Владимира Максимовича — второго помощника капитана морского спасательного буксира «Ураган»
Слинько Владимира Петровича — старшего водолаза морского спасательного буксира «Ураган».
Вингисара Виктора Александровича — старшего помощника капитана морского спасательного буксира «Ураган".


Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. ВАДЕР.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
В. ВАХТ.

Таллин, 23 февраля 1973 г.