0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромысловго флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (127)
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПЕРЕДОВИКОВ - 13 07 1969
БЮРО парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота приняло предложения администрации баз тралового и рефрижераторного флота, Морского рыбного порта и утвердило для занесения в галерею «Передовики пятилетки предприятий рыбопромыслового флота» фотопортреты следующих работников, добившихся своим безупречным трудом выдающихся показателей.

ПО ТАЛЛИНСКОЙ БАЗЕ ТРАЛОВОГО ФЛОТА
1. Первого помощника капитана БМРТ-229 Чалова Павла Ивановича.
2. Капитана СРTP-9027 Соколова Виктора Алексеевича.
3. Капитана СРT-4425 Ильченко Юрия Николаевича.
4. Старшего механика СРТ-4244 Неклюдова Алексея Дмитриевича
5. Боцмана судов типа СРТ Пихла Виктора Ивановича.
6. Старшего мастера добычи судов типа БMРT Гука Михаила Павловича.
7. Рыбмастера судов типа СРТ Алексеева Юрия Егоровича.
8. Старшего мастера добычи судов типа СРТР Орната Владимира Петровича.
9. Повара первой категории судов типа СРТР Мишенькина Александра Васильевича.
10. Матроса первого класса судов типа БМРТ Нездойминога Михаила Самойловича.


ПО ТАЛЛИНСКОЙ БАЗЕ РЕФРИЖЕРАТОРНОГО ФЛОТА

1. Электромеханика производственного рефрижератора "Советская Родина» Ванавески Энно Яановича.
2. Помощника капитана по производству плавбазы «Фридерик Шопен» Коцюбинскую Ирину Леонардовну.
3 Помощника рыбмастера производственного рефрижератора «Буревестник" Мороза Николая Ильича.
4. Старшего помощника капитана танкера «Криптон» Ноора Карли Артуровича.
5. Старшего механика транспортного рефрижератора «Бора» Первушина Николая Кузьмича.
6. Капитан-директора транспортного рефрижератора «Бора" Стебакова Владимира Алексеевича.
7. Помощника капитана по производству производственного рефрижератора «Советская Родина» Юмарика Велло Пеэтеровича.
8. Слесаря-газоэлектросварщика транспортного рефрижератора "Иней" Рейна Павловича Хардма.
9. Капитана производственного рефрижератора "Крейцвальд" Дергунова Юрия Евдокимовича.


ПО ТАЛЛИНСКОМУ МОРСКОМУ РЫБНОМУ ПОРТУ


1. Бригадира бригады шоферов Конова Никиту Осиповича.
2. Грузчика грузового района Трофимова Павла Федоровича.
3. Грузчика-наливщика нефтебазы Кравчук Елену Ивановну.
4. Старшего мастера электрорадионавигационной камеры Аликсаара Томаса Карловича.
Почетное звание - 13 07 1969
Решением базкома» и администрации Таллинской базы рефрижераторного флота при участии партий-ной и комсомольской организаций впервые в базе ко Дню рыбака присвоено почетное звание "Лучший по профессии» девяти работникам базы.
Вот их имена: старший механик плавбазы "Фридерик Шопен" В. Кораблев, старший механик транспортного рефрижератора "Бора" Н. Первушин, рефмеханик производственного рефрижератора "Аугуст Корк" Ю. Филалеев, электромеханик производственного рефрижератора «Саяны" В. Коковин, мастер обработки производственного рефрижератора «Буревестник» В. Воронков, начальник радиостанции того же судна А. Вейднер, начальник радиостанции транспортного рефрижератора «Бриз» В. Селюгин, старший помощник капитана танкера "Криптон" К. Ноор, второй штурман плавбазы "Фридерик Шопен» О. Роес.
ИДУЩИЕ ВПЕРЕДИ - 06 06 1969
СТАРШИЕ МАСТЕРА ДОБЫЧИ, ДОСТИГШИЕ ЗА ТРИ ГОДА ПЯТИЛЕТКИ НАИЛУЧШИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
БMРT - Галкин Валентин Яковлевич
Гончаренко Евгений Михалович
Гук Михаил Павлович
Каск Лембит Александрович
Эрцень Эдгар Адамович
СРТР - Кальюла Эйнар Эрнстович
Дорожко Геннадий Александрович
Орнат Владимир Петрович
СРТ - Амелин Ульян Григорьевич
Ильдарханов Миргозиян
Миршанинович
Ходак Яков Иванович
Романенков Николай Михайлович
Шеляг Владимир Иванович

СТАРШИЕ МЕХАНИКИ, ДОСТИГШИЕ ЗА ТРИ ГОДА ПЯТИЛЕТКИ НАИЛУЧШИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
БМРТ - Фиронов Алексей Гаврилович
Подольский Евгений Александрович
Максимов Леонид Сергеевич
Романов Николай Иванович
CРTР - Петропавловский Николай
Александрович
Воробицкий Юрий Александрович
Силкин Владимир Иванович
CPT - Зосиенко Виталий Петрович
Воробьев Владимир Владимирович
Минич Павел Павлович
Хурм Калью Михайлович
Неклюдов Алексей Дмитриевич
СРТР-9046. Указ Президиума Верховного Совета ЭССР о награждении медалью "За спасение утопающих" - 02 09 1970
За мужество и находчивость, проявленные при спасении рыбаков французского рыболовного судна от гибели, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За спасение утопающих" членов команды среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9046 "Тойла":

Алексеева Анатолия Ивановича - повара.
Дробова Адама Семеновича - радиста
Хорькова Александра Антоновича - капитана.
Королева Владимира Кирилловича - рулевого.
Кристеля Энна Энделевича – второго механика.
Мельника Василия Саввича - боцмана.
Москвина Владимира Сергеевича - матроса.
Тараканова Виктора Дмитриевича — старшего помощника капитана.
Тимченко Виталия Анатолиевича - второго помощника капитана.
Томащука Ивана Прокофьевича — матроса.


Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ
ОТМЕЧЕНЫ НАГРАДОЙ - 07 08 1970
К тридцатилетию Советской Эстонии в ознаменование 100-летия В. И. Ленина за высокие показатели в труде и активную общественную деятельность Президиум Верховного Совета ССР наградил группу работников рыбопромыслового флота Эстонии в количестве 20 человек юбилейными медалями "За доблестный труд". В их числе мастер по обработке рыбы Федор Евгеньевич Бондарь, второй механик Сергей Иванович Марков, токарь Георгий Романович Бабуцкий, радиооператор Павел Павлович Шевчук, старший машинист Пауль Высотало, боцман Василий Семенович Шевченко и другие .

(Наш корр.)
УКАЗ ПРЕЗИДИДУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР - 28 06 1970
О НАГРАЖДЕНИИ МОРЯКОВ МЕДАЛЬЮ "ЗА ОТВАГУ НА ПОЖАРЕ

За отвагу и самоотверженность , проявленные при тушении пожара, спасении людей и социалистического имущества от огня, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За отвагу на пожаре" моряков:

Брезгунова Глеба Николаевича - морского инспектора Госрыболовфлотинспекции.
Левковича Вилиора Вячеславовича - капитана плавбазы "Йоханнес Варес"
Лийва Юлиуса Якубовича - старшего механика плавбазы "Йоханнес Варес"
Нехаева Аркадия Яковлевича - старшего помощника плавбазы "Йоханнес Варес"
Петуха Анатолия Николаевича - плотника плавбазы "Йоханнес Варес"
Рей Рейна Александровича - пятого помощника капитана плавбазы "Йоханнес Варес"
Соскова Анатолия Захаровича - ремонтного механика плавбазы "Йоханнес Варес"

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ

Таллин, 26 июня 1970 г.
Поздравляем! -05 04 1970
Рыбопромысловый флот Эстонии из года в год пополняется квалифицированными специалистами. Среди них много молодых, впервые получивших свой рабочий диплом. Получают дипломы и специалисты-практики, много лет проработавшие на судах флота. На днях дипломная комиссия при ТМРП присвоила морские звания еще одной группе рыбаков.

Дипломы штурманов малого плавания получили:
Павлов Виктор Петрович, Криштофик Виктор Александрович, Наумов Владимир Георгиевич, Тарасюк Василий Семенович.

Звание судомеханика III разряда по двигателям внутреннего сгорания присвоено:
Денисенкову Андрею Александровичу.


Судовыми рефмеханиками III категории стали:
Каливанов Юрий Алексеевич, Самсонов Иван Иванович, Анцифиров Борис Павлович, Панаев Игнатий Сергеевич, Хийм Рейн Юлович, Брель Виктор Николаевич, Паэ Пээтер.

Диплом судового рефмеханика-практика III категории вручен:
Гаю Владимиру Ильичу.
Создание и развитие океанического рыболовства Эстонии. О. Шороп
К 110-ю со дня рождения Г.Г. Каска





В экономике Эстонии с давних времен рыболовство играет значительную роль. Однако история эстонского морского рыболовства до настоящего времени мало изучена. В первой половине XIX в. рыболовством занимались в основном прибрежные крестьяне, главным занятием которых было земледелие.

Развитию рыболовства препятствовали относительная ограниченность рынка и необходимость выполнять барщину у местного помещика. Прибалтийские бароны принуждали крестьян возможно больше работать на помещичьем поле. Поэтому они всячески старались препятствовать переходу крестьян к другим занятиям, в том числе и к рыболовству. Занимающихся исключительно рыболовством в это время среди прибрежного населения Эстонии было относительно мало.

Организаторами рыбной ловли для рынка в более широких масштабах у берегов Эстонии явились приезжие русские рыбаки из бывшей Тверской губернии. Они начали ходить к Балтийскому морю уже в XVIII в., но в значительной мере расширили свой промысел во второй половине XIX в. Русские рыбаки принесли с собой новый тип невода, а также новые, формы организации труда и этим оказали значительное влияние на рыбный промысел местного эстонского населения.

У многих прибрежных жителей рыболовство постепенно становилось главной отраслью их деятельности, особенно островитян. В годы буржуазной республики (1920—1940) Эстония была оторвана от рынков сбыта. Это отразилось на состоянии рыбного хозяйства. В целом рыболовное хозяйство буржуазной Эстонии находилось в застое — валовый улов в 1930-е годы по существу не увеличивался. Господствовавшие в буржуазной Эстонии экономические и политические условия не могли обеспечить дальнейшего развития морского рыболовства ( власти Эстонии не одобряли организованного промышленного развития рыболовства, с которым не могли конкурировать небольшие частные предприятия ). Ведь само рыболовство Эстонии состояло в основном из мелких рыболовецких артелей и ограничивалось прибрежным ловом в Балтийском море.

Путь развития рыболовства Эстонии того периода адекватно отображается в морской биографии будущего руководителя и организатора океанического лова Эстонии, «эстонского рыбака номер один» Георгия Каска.

Представитель династии рыбаков ( отец Каска преподавал в мореходной школе) Георгий всю свою жизнь посвятил морю, рыбному промыслу. Любовь к морю пробудилась у Г.Каска с раннего детства, а с 18 лет он трудился матросом на парусных судах. В 1929 году закончил Кясмускую рыболовную школу и стал рыбачить на морских траловых судах. Тогда в Эстонии не было рыболовного флота и Г.Каск прошел хорошую практику в английском рыболовном флоте. Много раз он выходил на промысел в Северную Атлантику. Там же в Англии он сдал экзамен по мореплаванию и траловому делу, получил диплом капитана дальнего плавания.

По возвращению в Эстонию Георг Каск пытался создать у себя на Родине рыбную отрасль, организовать океанический лов. Он предлагал закупить траулеры, наладить в Таллине и Пярну изготовление промвооружения. Причем подготовку кадров для рыбной промышленности Каск брал на себя, на своих коллег по училищу. Но все благие намерения натыкались на отказ эстонских властей ( по их мнению крупное организованное рыболовство вызвало бы разорение мелких рыболовецких организаций и могло привести к выступлению и бунту )

С большим трудом в начале 30-х годов удалось, наконец, создать рыболовное акционерное общество и провести несколько экспедиций в Атлантику. Но это общество вскоре распалось. В годы ВОВ Георгий Каск принимал участие в героическом прорыве флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941года.Он командовал военно-транспортным судном « Лейк Люцерн». Тяжело раненным он вывел поврежденное судно из под бомбежки в безопасное место и спас свыше 4-х тысяч пассажиров и военных моряков.

Первый шаг к началу создания океанического рыболовного флота Эстонии можно отнести к июлю 1943 года, когда председатель Совета министров Эстонской ССР Оскар Сепре пригласил на встречу в Москву в здание наркомата морского флота СССР эстонского моряка Георгия Каска.

Эстония еще находилась под немецкой оккупацией, но два земляка, два патриота своей республики вели деловой разговор о возрождении и развитии в Эстонии рыбной промышленности. Уже на следующий день была создана оперативная группа по созданию рыбной промышленности Эстонии. Возглавил группу Г.Каск. В нее вошли:

Тийт Мандра- бывший директор Нарвского рыбкомбината,

Иоханнес Сооранд-мастер добычи, выпускник Кясмуского училища,

Артур Вихман-технолог, судостроитель,

Герман Виркус-организатор рыбного промысла в г. Пярну,

и другие опытные специалисты.



Опергруппа разработала перспективный план своей работы. Однако по прибытии в освобожденный Таллин перед ней открылась мрачная картина разрушения. Город был в развалинах, причалы взорваны, из воды здесь и там торчали мачты затопленных судов, бывших рыбаков война раскидала по фронтам. Прикинув смету члены группы ужаснулись. Требовалось все от трала до гвоздей. Не было портальных кранов, бочкотары, спецодежды, шкиперского имущества и прочего, а главное отсутствовали суда.



Выход был найден в переоборудовании бывших военных минных тральщиков, которых в Таллине и Пярну насчитывалось 27 единиц. Вместо траления мин суда переоборудовались для траления рыбы, специально созданной бригадой ремонтников. Кроме того в конце войны из Швеции был возвращен так называемый «малый флот», угнанный из Прибалтики в годы войны местными властями. Кроме этого были переданы в распоряжение Эстонии немецкие суда переданные Советскому Союзу по репарации Этими судами в конце 40-х были укомплектованы базы в Пярну, в Хаапсалу, в Нарва-Йэесуу, Ныва.



Впервые в истории рыболовства эстонские рыбаки вырвались на океанические просторы из тесной Балтики в 1955 году. 03 июня в 21.00 капитан СРТ-4244 Вайно Ноор скомандовал: „ Отдать концы!“- С этого времени начался отсчет впемени океанического рыболовства в Эстонии. Вместе с судовым экипажем на промысел в океан вышел эстонский писатель Юхан Смуул. Это придавало первому рейсу какую-то особую значимость, а экипажу прилив сил и вдохновение.



До конца года вслед за капитаном Вайно Ноор вышли в неизведанные просторы неспокойной Северной Атлантики небольшие с прекрасной остойчивостью суда, построенные на немецкой судостроительной верфи „Фольксверфь-Штральзунд“ по проекту советских инженеров:

-27.06.1955г. СРТ-4250 под руководством капитана Всеволода Старостенко,

-16.07.1955г. СРТ-4259 под руководством капитана Всеволода Заботина,

- 12.1955г. СРТ-4283 под руководством капитана Ивана Агеева.



Эти небольшие промысловые суда были своего рода пионерами Атлантики, они первыми в послевоенное время проложили путь в океан на сельдяной лов. И не случайно так тщательно готовились. Руководил общей подготовкой Георг Каск – опытный капитан дальнего плавания, прошедший Великую Отечественную войну, один из организаторов рыбной промышленности в Эстонии. Тогда в Таллине еще не было даже административного управления рыбной промышленности. УСЛ ( управление сельдяного лова) было создано лишь в 1956 году, поэтому суда временно подчинялись Пярнуской базе Госморлова. Не имелось и своего приемно-транспортного флота. Уловы рыбы приходилось сдавать на Рижские и Клайпедские плавбазы.



Рыболовный флот республики рос настолько быстрыми темпами, что кадров хронически не хватало. В сложившейся ситуации было принято единственное правильное решение проводить подготовку кадров по сокращенной программе, в течение шести месяцев. Для этой цели была создана сеть учебно-курсовых комбинатов, которые внесли существенную лепту в развитие океанического рыболовства. Впоследствии самые яркие звезды Атлантики именно вышли из их рядов. Руководителем производственного обучения был назначен к тому времени заместитель министра рыбной промышленности Георг Каск.



При активном участии Г.Каска шло освоение не только океанического лова, строительству нового рыбного порта он отдал немало сил. Так постепенно и уверенно восстанавливалось и развивалось рыбное хозяйство Эстонской республики. И в этом несомненно большая заслуга Георга Каска, умелого организатора, заслуженного рыбака Эстонии.



Руководитель секции эстонских промысловых

рыбаков «Эстрыбпром-Океан» при Таллинском

Клубе ветеранов флота.

Олег Шороп.
ТБТФ. ЛУЧШИЕ ПО ПРОФЕССИИ - 04 02 1970
Администрация и базовый комитет Таллинской базы тралового флота подвели итоги соревнования за звание "Лучший по профессии".

"ЛУЧШИЙ КАПИТАН ТБТФ"
О. Спирин - капитан-директор БМРТ.
В. Прудцев - капитан СРТР.
В. Ткаченко - капитан СРТ.

"ЛУЧШИЙ ШТУРМАН ТБТФ"
В. Елисеев - старший помощник капитана БМРТ.
В. Беляков - старший помощник капитана СРТР.
В. Ковалевич - старший помощник капитана СРТ.


"ЛУЧШИЙ СУДОВОЙ МЕХАНИК ТБТФ"
А. Пужулис - механик БМРТ.
В. Кириллов - механик СРТР.
И. Кривенков - механик СРТ.

"ЛУЧШИЙ МАСТЕР ПО ДОБЫЧЕ РЫБЫ ТБТФ"
М. Смирнов - старший мастер добычи БМРТ.
Г. Дорожко - старший мастер добычи СРТР.
А. Хабаров - старший мастер добычи СРТ.

"ЛУЧШИЙ МАСТЕР ПО ОБРАБОТКЕ РЫБЫ ТБТФ"
А. Семенов - мастер обработки рыбы БМРТ.
В. Лехтсар - мастер обработки рыбы СРТР.
Х. Йысяр - мастер обработки рыбы СРТ,


"ЛУЧШИЙ РАДИООПЕРАТОР - ЭЛЕКТРОРАДИОНАВИГАТОР ТБТФ"
А. Кукшкин - начальник радиостанции БМРТ
П. Моргун - начальник радиостанции СРТ
А. Фомин - электрорадионавигатор БМРТ.
Л. Пресняк - гидроакустик СРТР.



"ЛУЧШИЙ БОЦМАН ТБТФ"
Э. Гончаров - боцман БМРТ
Н. Павлов - боцман СРТР
В. Кудрявцев - боцман СРТ

"ЛУЧШИЙ ПОВАР ТБТФ"
А. Яковлев - повар БМРТ
И. Ильницкий - повар СРТР
Н. Бобков - повар СРТ


"ЛУЧШИЙ МАТРОС ТБТФ"
И. Кузьмук - матрос БМРТ
И. Усенко - матрос СРТР
В. Слисенко - матрос СРТ


"ЛУЧШАЯ СЕТЕПОСАДЧИЦА ЦЕХА ОРУДИЙ ЛОВА"
М. Нальясмаа

Лучшим по профессии будут вручены свидетельства "Лучший специалист" и ценные подарки.
ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ! – 30 12 1971
КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА СУДОВОГО РЕФМЕХАНИКА II КАТЕГОРИИ
Майде Райво Иоханнесовича
Коокмаа Велло Яановича

КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА СУДОВОГО РЕФМЕХАНИКА III КАТЕГОРИИ
Викса Альберта Эдуардовича
Казакова Аренида Пилоновича
Аксенова Владимира Михайловича

СУДОВОГО РАДИООПЕРАТОРА I КЛАССА
Рычкова Валерия Николаевича

СУДОВОГО РАДИООПЕРАТОРА II КЛАССА
Вишнякова Валерия Ильича

КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА СУДОВОГО РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА
Кауса Калева Рудольфовича

СУДОВОДИТЕЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ ДО 300 РЕГ. Т.
Кельдера Эдриха Александровича
Вахера Яана Оскаровича

СУДОВОДИТЕЛЯ МАЛОМЕРНОГО СУДНА ВАЛОВОЙ ВМЕСТИМОСТЬЮ ДО 200 РЕГ. Т.
Лийвранда Рейна Виллевича
Тамма Тийта Леопольд-Фридриховича
Лухтсалу Велло Эдмундовича
Клаасберга Оскара Рихардовича
Хантсона Гуннара Бернхардовича
Лоэметса Антса Уудовича


КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА МЕХАНИКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА С ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ОБЩЕЙ МОЩНОСТЬЮ ДО 400 ЭЛС
Сеппадеуса Рейна Яановича
Таппо Энделя Эдуардовича
Ранда Мати Карловича
Коппельмаа Велья Оскаровича
Рунге Артура Артуровича
Томингаса Хейнара Арнольда-Иоханнесовича
Бергстрема Ааре Робертовича
Пярна Валентина Арнольдовича
Тооста Вяйно Альберт-Иоханнесовича
Каэласа Марта Антоновича
Мяэса Энделя Иоханнесовича
Лобьяка Энделя Иоханнесовича
Дорожкова Петра Георгиевича

КВАЛИФИКАЦИОННОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА МЕХАНИКА МАЛОМЕРНОГО СУДНА С ГЛАВНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ОБЩЕЙ МОЩНОСТЬЮ ДО 100 ЭЛС
Мальстряма Хенно-Иоханнеса Эвальд-Иоханнесовича
Эка Тойво Вольдемаровича
Лийваса Велло Вольдемаровича
Вилиберга Айво Оскаровича
Линхольма Эральда Иоханнесовича
Рукккольма Юло-Иоханнеса Иозеповича
Метсиора Велло Артуровича
Лиллепоола Ранда Арвиевича
Калметса Иоханнеса Иоханнесовича
Притса Вентселя Яановича
Нийхольма Хартвига Эдуардовича
Яска Густава Антоновича
Рейнхольма Яака Арендовича
Кяли Эйнара Виллемовича
Тиммельмана Ханса Хермановича