0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромысловго флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (92)
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА "РЫБАКА БАЛТИКИ» - 05 09 1972
В минувшую субботу утром в рыбном порту ошвартовался новый, третий по счету плаврыбозавод — «Рыбак Балтики".
Новый член нашего флотского семейства представляет собой технически оснащенный плавучий завод, способный выпускать ежесуточно триста тонн готовой рыбопродукции.
Судно встречали руководители производственного объединения "Океан" - начальник тов. Теносаар В. Я., его заместитель Виск Л. Г. и другие.
Капитан-директор «Рыбака Балтики" Аксель Сиемер передал начальнику объединения тов. Теносаару В. Я. от гданьских строителей памятную медаль с барельефом Владимира Ильича Ленина, чье имя носит всемирно известная польская судоверфь.
В скором времени, после укомплектования экипажа и снабжения его топливом и продуктами, судно выйдет в свой первый рейс к берегам Африки.

(Наш корр.)
МСБ "Ураган". Случай у мыса Скаген - 30 09 1972
"УРАГАН" ПОТУШИЛ ГОРЯЩЕЕ СУДНО – КОМАНДА КАНАДСКОГО ТРАУЛЕРА НА БОРТУ ТАНКЕРА "ЯХРОМА - НА БУКСИРЕ В ГЕTЕБOРГ.

На счету экипажа спасательного буксира "Ураган" немало славных дел по спасению терпящих бедствие судов и их экипажей. "Ураган" приходит на помощь морякам и рыбакам самых различных стран, ведущих промысел в Атлантическом океане. И всегда в такой момент, когда помощь становится крайне необходимой.
И в этот раз за строчками короткой радиограмммы стоит большой труд отважных моряков-спасателей:

"В РАЙОНЕ ПРОМЫСЛА СКАГЕН 20.00 ПО МОСКОВСКОМУ ВРЕМЕНИ 24 IX 72 г. ПОТУШИЛИ ПОЖАР НА РЫБОЛОВНОМ ТРАУЛЕРЕ БЕЗ КОМАНДЫ. ПОРТ ПРИПИСКИ СУДНА - ГАЛИФАКС (КАНАДА). КОМАНДА ТРАУЛЕРА ПОДОБРАНА ТАЕНКЕРОМ "ЯХРОМА" (КАЛИНИГРАД). В ТРЮМАХ ТРАУЛЕРА - НОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. КАПИТАН АНДРЕЕВ".

В час ночи 26 сентября капитан "Урагана" Николай Иванович Андреев сообщил: акт о произведенных спасательных работах подписан. Стоим на якоре. Ожидаем подтверждение банковской гарантии. Аварийное судно на буксире.
Будем надеяться, что в скором времени с борта "Урагана" мы получим более полные сведения и подробнее расскажем своим читателям об обстоятельствах спасения судна от пожара.

К. ПЕТРОВ
ОБ ИТОГАХ ВСЕСОЮЗНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И СУДОВ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗАПАДНОГО БАССЕЙНА ЗА II КВАРТАЛ 1972 ГОДА – 26 08 1972
Переходящие вымпелы Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности и первые денежные премии присуждены экипажам:
Плаврыбозавода «Станислав Монюшко» Эстонского РПО "Океан" (капитан т. Карулин) в размере 4218 рублей.
Производственного рефрижератора "Ф. Крейцвальд" Эстонского РПО "Океан" (капитан т. Савранчук) в размере 3162 рубля.
БМРТ-246 Эстонского РПО «Океан" (капитан т. Крайнюков) в размере 3162 рубля
СРТР-9058 Эстонского РПО «Океан" (капитан т. Петерсон) в размере 1056 рублей.
СРТ-4557 Эстонского РПО "Океан» (капитан т. Евстратов) в размере 1056 рублей.

Присудить третьи денежные премии коллективам:
Ремонтно-строительного управления Эстонского РПО "Океан" (начальник т. Стрекер,( секретарь парторганизации т. Вилкова, председатель комитета профсоюза т. Новаков) в размере 800 рублей.
Начальнику, заместителю начальника, главному инженеру и главному бухгалтеру премии выплатить в размере 20% месячного должностного оклада каждому.

Присудить переходящие вымпелы Главного управления рыбной промышленности Западного бассейна и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности и первые денежные премии экипажам:
Транспортного рефрижератора "Ботнический залив" Эстонского РПО "Океан" (капитан т. Клочко) в размере 1970 рублей.

Присудить вторые денежные премии экипажам:
БМРТ-489 Эстонского РПО «Океан" (капитан т. Спирин) в размере 2025 рублей.
СРТ-4545 Эстонского РПО «Океан" (капитан т. Чеботарев) в размере 675 рублей.

Присудить третьи денежные премии:
Транспортному рефрижератору «Бора " Эстонского РПО «Океан" (капитан т. Стебаков) в размере 1310 рублей.
БМРТ-555 Эстонского РПО «Океан» (капитан т. Писарев) в размере 1585 рублей.
Поздравляем с присвоением звания – 10 08 1972
СУДОВОГО МЕХАНИКА ВТОРОГО РАЗРЯДА ПО ДВС
СЕМЕНЮКА Анатолия Федоровича.
ПОКУСАЯ Анатолия Афанасьевича.
КИЙЛЯ Энно Пеэтэровича.
ТАТАРЕНКОВА Вадима Семеновича.
ДЕЙКАЛЮКА Демьяна Лукича.
КРИСТЬЮХАНА Олева Калевича.
ВАЛОВИКА Владимира Филипповича.
КОРЖЕНКО Сергея Петровича,
ГРАБОВСКОГО Ивана Федоровича.


СУДОВОГО МЕХАНИКА ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА ПО ДВС
ЯЛАКАСА Тойво Юханнесовича.
ХЕЙНМЕТСА Калле Оскаровича
РЫБАКОВА Юрия Сергеевича.
СТЕПАНОВА Валерия Александровича.
РУДЕНКО Бронислава Григорьевича.
ОГНЕВОГО Василия Григорьевича.
АЛЕКСАНДРОВА Георгия Георгиевича.
ИЛЬИНСКОГО Алексея Сергеевича.
ЛИННИКА Степана Афанасьевича.
ЕРЕМИНА Валерия Евгениевича.
ТАРВИСА Вахура Иосеповича.
НАЗАРОКА Анатолия Николаевича.
КАЙДАНОВИЧА Петра Ивановича.
КАРТАШОВА Михаила Андреевича.
ТЕРЕНИНА Анатолия Васильевича.
СЕМЕНОВА Глеба Георгиевича.


СУДОВОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА ВТОРОГО РАЗРЯДА
БАРКАРЯ Леонида Степановича.
ИВАНИНА Виктора Федоровича
СЛУЖЕНИКИНА Валентина Ивановича.

СУДОВОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА
КОМПАНЕЦА Александра Андреевича
БЕЛОБОРОДОВА Владимира Ефимовича.
АНТРАНОВА Юрия Васильевича.
ЗАПОЛЬСКОГО Геннадия Михайловича.


СУДОВОГО РЕФРИЖЕРАТОРНОГО МЕХАНИКА ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ
ВАЙСМА Вальтера Александровича.


СУДОВОГО РЕФРИЖЕРАТОРНОГО МЕХАНИКА ТРЕТЬЕЙ КАТЕГОРИИ
МАЛИНОВСКОГО Владимира Филипповича.
ЗИМИНА Бориса Петровича.
ЯНЕСА Лембита Викторовича.
ЗАМУЛА Владимира Сергеевича.
ОСТАПЕНКО Алексея Петровича.
МИХАЙЛОВА Виктора Михайловича.
МУЛДМА Юрия Мартовича.
СМОРОДИНА Пауля Михайловича.
ПУXKA Рейна Мартыновича.
ШУМЕЙКО Николая Стефановича.
КОДАKA Арво Робертовича.
ДМИТРИЕВА Анатолия Евгеньевича.

Свидетельства вручил капитан ТМРП тов. Балакшин Н. Н.


СУДОВОГО РАДИООПЕРАТОРА ВТОРОГО КЛАССА
АЛАМАА Прийт-Аво Фридриховича.
ИВАЛО Яана Вальдуровича.
НЮНЬКОВА Владимира Михайловича.
МЯЭВЯЛЬЯ Хельмута Владимировича.
ПОХУТИНСКОГО Игоря Семеновича.
МИЧУРЕНКО Михаила Алексеевича.
СИДОРОВА Александра Андреяновича.
СТУЛОВА Валентина Александровича.
ГУЛЯЕВА Александра Викторовича.
БАЙДАКА Геннадия Матвеевича.
КРОШЕТСКИНА Роберта Евгеньевича.
ШИПОВА Михаила Сергеевича.
ПИХЕЛА Тийта Арвид-Константиновича.
CTAРОСТЕНKO Сергея Всеволодовича.
СИДОРЦОВА Петра Петровича.
КОЧЕТОВА Алимжана Сяитовича.
КИВИЛА Рейна Оттовича.
БОНДЕ Николая Юхановича.
НАХКУРА Тийта Энделевича.
ХОРНА Койта Арнольдовича.

Дипломы вручил капитан Таллинского морского рыбного порта тов. Балакшин Николай Николаевич.
ПОЗДРАВЛЯЕM С ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ! - 20 07 1972
КАПИТАНА ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ
с вручением диплома капитана дальнего плавания и одноименного нагрудного знака
(ЭРПО "Океан" и "Рыбколхозсоюз)
ЗЕЛКА Ивана Андреевича
АНДРЕЕВА Анатолия Никитовича
БРОННИКОВА Ивана Михайловича
ГЕРАСИМЧУКА Евгения Михайловича

СУДОВОГО МЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА ПО ДВС
с вручением диплома судового механика первого разряда по ДВС и одноименного нагрудного знака
МАРГУЛЯН Юзефа Александровича
МАРКОВА Сергея Ивановича
АРХАРОВА Анатолия Петровича
НЕТРЕПАЙЛО Николая Ивановича


СУДОВОГО ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА
с вручением диплома судового электромеханика первого разряда
БЕРЕГОВСКООГО Олега Федоровича
ТИХОМИРОВА Вячеслава Георгиевича
ЖИТНИКА Дмитрия Ивановича
БРЫЛЕВА Андрея Алексеевича

СУДОВОГО РЕФРИЖЕРАТОРНОГО МЕХАНИКА ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
с вручением свидетельства судового рефрижераторного механика первой категории
ДИНАК Георгия Марковича


СУДОВОГО РАОДИООПЕРАТОРА ПЕРВОГО КЛАССА
с вручением диплома судового радиооператора первого класса
ЗАКОПАЕВА Владимира Емельяновича
ОБЕТ Антса Рудольфовича
Дипломы вручил начальник Госрыбфлотинспекции по эстонскому району Герой Социалистического труда тов. СОНГ Лембит Иоханнесович

ШТУРМАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ

КУХАРЕНОК Сергея Дмитриевича
КОРЫТНИКОВА Бориса Романовича
КУЛАКОВА Александра Михайловича
МОРОЗОВА Константина Николаевича
КАНТЕРА Александра Константиновича
ТАММА Лембита Оскаровича
КИРСА Лембита Карловича
МЕТСА Велло Рудольфовича


ШТУРМАНА МАЛОГО ПЛАВАНИЯ
ЛАТУНОВА Владимира Константиновича
ГАЛЬПЕРИНА Алексея Исааковича
ШКОДА Евгения Константиновича
ГЛУШНЕВА Федора Карповича
ФИДРА Владимира Васильевича
КУЗНЕЦОВА Владимира Васильевича
ГАВРИЛОВА Василия Михайловича
НОВИКОВА Владимира Владимировича
КАРЮХИНА Сергея Константиновича
ТИМОНИНА Алексея Николаевича
КОТОВА Юрия Ивановича
АВЛАСОВА Николая Гавриловича
ЯКОВЛЕВА Бориса Анатольевича
МАЛЬЦЕВА Сергея Степановича
ПАНКИНА Евгения Владимировича
ВИЛКОВСКОГО Георгия Степановича
ГРАНОВСКОГО Юрия Дмитриевича
ОВЕРКИНА Николая Михайловича

Дипломы вручал капитан Таллинского морского рыбного порта тов. БАЛАКШИН Николай Николаевич
Памяти СРТ-4244 и его экипажей. „В АТЛАНТИКУ ЗА СЕЛЬДЬЮ!" – 13 07 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТАК БЫЛА озаглавлена заметка, помященная в конце мая 1955 года в республиканской газете. В ней любопытные читатели информировались о предстоящем океаническом лове рыбы. Автор не пожалел красок. Заметка начиналась так:
" На двух мощных рыболовных траулерах идут последние приготовления к далекой экспедиции".
Конечно, он не мог предвидеть, что придут в будущем БМРТ, производственные и транспортные рефрижераторы, плаврыбозаводы, в сравнении с которыми СРТ при всей фантазии не назовешь мощными ни по силе, ни по объему вылова. Например, БМРТ "Иоханнес Рувен" за один год взял 100000 центнеров рыбы - это столько, сколько 4244-й за семнадцать лет. Не далеким стали теперь Северное и Норвежское моря, а Северо-Западная, Центрально-Восточная и Юго-Восточная Атлантика.
Далее сообщалось, что " ...суда, на которых выйдут рыбаки в море, оборудованы по последнему слову техники».
Богатству океана посвящены такие строки:
" В Атлантике косяки сельди, например, нередко достигают нескольких десятков миль". Но, лиха беда - начало. И Волга рождается из ручейка, перед которым с благоговением останавливается человек.
А почин экипаж СРт-4244 действительно сделал весьма удачный и заслужил всяческой благодарности.

ПЕРВЫЙ ЭКИПАЖ В ПОЛНОМ СБОРЕ
Капитаном СРТ-4244-го был Вайно Матвеевич Ноор. Прежде он ходил на мурманских промысловых судах и практически знал сельдяной лов. Его дело - добиться качества, умение обучить экипаж, нацелить людей на выполнение поставленной задачи, чтобы обеспечили успех первого рейса судна.
Машинную команду возглавил Иван Сидорович Славицкий. Для передачи опыта дрифтерного лова из клайпедской базы был приглашен мастер-наставник Иван Демин, а старшим мастером добычи назначили Александра Васильевича Калинина.
В состав палубной команды включили опытных пярнусских рыбаков. Кроме того, на судно пригласили и выпускников мореходного училища Министерства рыбного флота на должность матросов. Из их числа Юрий Фотиевич Скучалин – боцманом.
Как ныне весь наш океанический рыболовный флот, СРТ-4244 представлял из себя многонациональный крепко спаянный коллектив. В экипаже были - эстонцы, русские, украинцы и представители других национальностей и народностей.

ПОВЫШЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Рейсовое задание предусматривалось на 140 суток, из которых 105 промысловых. Добыть следовало 2750 центнеров сельди. Ее требовалось засолить, уложить в бочки и сдать на приемно-транспортные суда. Перед отходом на общем собрании команда ознакомилась с планом. Настроение у всех было боевое. Стали обсуждать свой первый договор социалистического соревнования. Единодушно первым пунктом в обязательства внесли: выловить сверх задания 250 центнеров, а всего — не менее 3000 центнеров рыбы.
В целом экипаж 4244-го соревновался с коллективом СРТ-4250 и вышел победителем, перекрыв свои социалистические обязательства по добыче сельди почти на 200 центнеров.
Это соревнование двух СРТ явилось началом широкого парного соревнования на нашем рыбопромысловом флоте, которое дает такие ощутимые результаты.

НА БОРТ ПОДНИМАЕТСЯ ЮХАН СМУУЛ
— Юхан Смуул, писатель, пойдет с нами в Атлантику! Эта весть радостно всколыхнула рыбаков траулера.
— Видно, немало значения придает общественность республики выходу промысловиков на океанские просторы. - говорили рыбаки.
Потомственный островитянин, моряк, человек большой души Юхан Смуул, конечно, не мог не откликнуться на такое большое событие.
Он вместе с экипажем жил и работал всю первую половину рейса в водах Норвежского моря. Во время выборки сетей писатель становился у борта, подхватывал зюзьгой осыпавшиеся крупные рыбины. А когда наступали часы отдыха, он в своей каюте по свежим впечатлениям делал заметки для будущих произведений о рыбаках, их труде, их жизни в далеком рейсе, об их товарищеской спайке.
Первым он выходил на подвахту, когда требовалось быстрее обработать богатую добычу. Во всем он чувствовал себя как штатный член экипажа. Интересными, познавательными бывали его беседы. Они как бы приподнимали слушателей, вызывали у рыбаков гордость за их нелегкую, но благородную профессию.
Многие из нас делятся своими воспоминаниями, бывшее члены экипажа с огромным интересом перечитывали строки его ярких произведений, узнавали себя, своих товарищей. Большой благодарностью к писателю наполнялось сердце за то, что помог он нам еще ярче осознать, насколько важен рыбацкий труд советскому народу.


В ОКЕАНЕ
В июне — июле — августе — сентябре 1955 года вел траулер промысел сельди. От Фарерских островов до Ян-Майена прокладывался его маршрут. Порядок из 100—120 тридцатиметровых сетей ставили на сельдь. Бывало, поднимали на борт за один дрейф до 350 центнеров рыбы. Все до единого человека выходили на обработку улова, солили и укладывали сельдь в сто двадцатикилограммовые бочки.
Судно входило в состав Клайпедской флотилии. Сдавали рыбу также на клайпедские транспортные суда.
И вот рейс завершен. Подвели итоги выполнения договора социалистического соревнования. Они убедительны для первого выхода в океан. Задание на вылов сельди составляло 2750 центнеров. По договору экипаж решил добыть больше — 3000 центнеров. Фактически взяли 3.200 центнеров. Осенью 1955 года траулер пришел в Пярну.


РЕКОРДДНЫЕ РЕЙСЫ, ПАМЯТНЫЕ ИМЕНА
В Эстонию между тем, продолжали прибывать новые суда — средние рыболовные траулеры, рыбопромысловые рефрижераторы. Организовалось Управление сельдяного лова, затем — Эстонская рыбопромысловая экспедиционная база, потом — Таллинская база тралового флота.
Часть людей с 4244-го, имея опыт, шла на пополнение экипажей других судов. Новички же, приходившие на траулер не забывали хороших традиций первооткрывателей океана.
В социалистическом соревновании нередко экипажи первенца нашего флота добивались рекордных показателей. Так, в 1966 году выловлено 10.334 центнера рыбы, в 1969 году — 13944 центнера (182.5% к плану). В 1971 году — 11 .840 центнеров. Под звуки приветственных маршей духового оркестра встречались победители на причалах рыбного порта
Не забыты имена тех, кто боролся за высокие показатели в социалистическом соревновании. Среди них капитаны Сангель! Сериков, Прудцев, Ерофеев, Сарапулов, Площадный.
Несколько лет подряд ухаживает за машиной, вместе со своими помощниками обеспечивает безотказность всех механизмов стармех Алексей Неклюдов. Ходили на судне промышлять замечательные мастера добычи, обработки, матросы.
Из состава первого экипажа стали капитанами матрос Лоборь, боцман Скучалин, стармехами на большие суда ушли Иван Славицкий, Василий Трофимов и т. д.

С ОЧЕРЕДНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ
Под знаком соревнования за достойную встречу 50-летия образования Союза Советских Социалистических республик совершал свой выход в северное море экипаж траулера в этом году.
Судно под водительством капитана Михаила Ивановича Чебуханова вышло на промысл 36 февраля из Клайпеды и 9 июня возвратилось в родной порт Таллин.
При плане 3930 центнеров экипаж добыл тралом 4830 центнеров рыбы, главным образом сайды. Кроме того, на плавбазы сдано 95 центнеров печени для производства готовой продукции, что составляет 112 процентов к заданию.
Среди передовиков соревнования — ветеран судна старпом В. Саранчин, матросы В. Шеян, А. Шерстнев, мастер добычи У. Луйдалепп и другие.
Свой успех экипаж посвятил традиционному Дню рыбака.

• * •

Семнадцать лет отслужил в нашем рыбопромысловом флоте СРТ-4244. И сто тысяч центнеров добытой рыбы — хороший вклад его экипажей в экономику Родины.
Представители многих национальностей социалистической Отчизны трудились здесь рука об руку. Товарищеской взаимопомощью и взаимовыручкой, духом подлинной дружбы отмечен каждый выход судна на промысел. Эта прекрасная традиция свято сберегается и приумножается каждым новым поколением рыбаков траулера-первенца, как и всего теперь уже многотысячного коллектива Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Океан».

А. НЕСТЕРОВ

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Третий механик Ю. Росин и ветеран судна матрос I класса А. Катай.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Помощник рыбмастера Н. Александров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В часы досуга.

Фото А. Хуньта, начальника радиостанции.

Редакция приносит большую благодарность Юрию Фотиевичу Скучалину за помощь в сборе и консультации материалов для этой статьи.
В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭССР – 13 07 1972
За успехи в развитии рыбной промышленности республики Президиум Верховного Совета Эстонской ССР указом от 7 июля 1972 года наградил Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР рыбаков и работников рыбной промышленности:

Авдюшева Бориса Николаевича - старшего механика рыбопромыслового производственного рефрижератора 1281.
Бахшиева Шамиля Бабаевича — начальника радиостанции транспортного рефрижератора "Нарвский залив».
Белоголовцева Евгения Николаевича — первого помощника капитана большого морозильного рыболовного траулера «Коралл".
Булойчика Владимира Ивановича — радиооператора большого морозильного рыболовного траулера «Коралл".
Дорожко Геннадия Александровича — старшего мастера по добыче рыбы среднего рыболовного траулера 4543.
Карасева Николая Николаевича — бригадира Таллинского морского рыбного порта.
Клюнтина Ардалиона Васильевича — флагманского старшего мастера по добыче рыбы экспедиции. К
ощеева Ювеналия Сергеевича — мастера по обработке рыбы среднего рыболовного траулера 4545.
Латыпова Равиля Габдрахмановича — рефрижераторного моториста большого морозильного рыболовного траулера "Йохан Келер".
Марьясоо Майре Яановну - технолога большого морозильного рыболовного траулера «Андрус Йохани".
Полещука Петра Васильевича — помощника капитана по производству плавбазы «Иоханнес Варес».
Романа Карла Карловича — капитана-директора транспортного рефрижератора "Бриз".
Шапошникова Михаила Яковлевича - боцмана среднего рыболовного траулера 4344.
Зонова Геннадия Васильевича — рефрижераторного механика большого морозильного рыболовного траулера "Каарел Лийманд».
Чаплина Владимира Павловича — бригадира слесарей-судоремонтников на плавмастерских № 1115 судоремонтного завода.
Чеснокова Николая Александровича — капитана-директора резерва судов типа большого морозильного рыболовного траулера.
Учамбрина Виктора Вениаминовича — заместителя секретаря комитета ЛKCМ Эстонии рыбопромыслового флота.
Ванавески Энно Яновича — старшего электромеханика производственного рефрижератора «Крейцвальд".
Вялого Михаила Степановича — мастера по обработке рыбы большого морозильного рыболовного траулера "Март Саар".
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР О ПРИСВОЕНИИ тт. РАНДМАА В. Я. и СУССКОМУ В. Н. ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО РЫБАКА ЭСТОНСКОЙ ССР - 11 07 1972
За заслуги в развитии рыбной промышленности республики присвоить заместителю председателя рыболовецкого колхоза «Пярну Калур» Рандмаа Вольдемару Якобовичу и капитан-директору большого морозильного рыболовного траулера «Оскар Сепре» Сусскому Владимиру Николаевичу почетное звание заслуженного рыбака Эстонской ССР.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР А. ВАДЁР.
Секретарь Президиума Верховного Совета Эстонском ССР В. ВАХТ.

Таллин, 7 июля 1972 г.
Поздравляем с почётным званием "Ветеран ЭРПО "Океан" ! – 08 07 1972
Решено: присвоить почетное звание "Ветеран ЭРПО "Океан"

Арсеньеву Алексею Михайловичу - т. инженеру холодильника.
Аавику Антсу Иоханнесовичу - мотористу танкера "Александр Лейнер"
Аллак Карлу-Рудольфович - слесарю судоремонтных портовых мастерских
Амтус Виталию Яновичу - ст. мастеру судоремонтных портовых мастерских
Алексееву Константину Федоровичу - старшему механику РПP
Алексееву Николаю Петровичу — боцману СРТ-4545;
Абрамову Михаилу Степановичу - боцману БМРТ-355;
Авдюшевой Бeлле Иосифовне — старшему инженеру отдела научной организации труда и зарплаты
Безвершенко Евгении Алексеевне — старшему инженеру отдела кадров;
Белинской Кларе Иосифовне - начальнику финансового отдела:
Бернард Айне Арнольдовне - инженеру цеха орудий лова;
Баврину Валентину Георгиевичу — II механику БМРТ;
Бондареву Ивану Илларионовичу — II механику БМРТ
Бичикову Егору Федоровичу - старшему рыбмастеру ПБ "Фридерик Шопен»;
Боровицкому Юрию Александровичу - II механику БМРТ:
Борт Николаю Ивановичу — капитану СРТ-4572;
Бурлак Дмитрию Кирилловичу - капитану БМРТ-536;
Батухно Григорию Ильичу — мотористу БМPT-564;
Белоголовцеву Евгению Николаевичу — I помощнику капитан-директора БМРТ;
Бахареву Геннадию Федоровичу — электрику ПР "Ханс Пегельман»:
Битману Арнольду Ивановичу — ст. котельному машинисту ТР "Нарвский залив":
Бондарчуку Николаю Михайловичу — матросу I кат. БМРT-350;
Булову Дмитрию Григорьевичу — повару I кат. БМРТ-248;
Басацкому Ивану Ивановичу — боцману СРТ-4292;
Бабкову Николаю Ивановичу — повару 1 кат. СРТ-4452:
Бакшееву Петру Егоровичу — мотористу I кл. СРТР-9057;
Бакланову Семену Георгиевичу - зам главного бухгалтера ЭРПО «Океан»;
Воссус Николаю Николаевичу - ст. радиооператору радиоцентра;
Вийласу Арти Иоханнесовичу — ст. инженеру передающей радиостанции;
Вяльятага Раймонду Яновичу — радиомеханику VI разряда радиоцентра;
Ватск Эльфриде - сетепосадчице цеха орудий лова;
Веедла Марте Якобовне - сетепосадчице цеха орудий лова;
Веселову Владиславу Александровичу - мотористу I кл. БМРТ-248;
Вабишевичу Василию Николаевичу- матросу I кл. танкера "Криптон"
Галицыну Альберту Васильевичу - матросу I кл. БМРТ-248
Голубинскому Александру Викторовичу - матросу I кл. БМРТ-555
Галковскому Ивану Филипповичу - электрику СРТР-9139
Ганжа Николаю Семеновичу — мотористу БМРТ-248;
Гончаровой Клавдии Федоровне — повару БМРТ-355
Дорошенко Владимиру Карловичу - капитану-наставнику
Давиденко Максиму Максимовичу - ст. матросу БМРТ-564
Евдокимовой Екатерине Никифоровне - повару I кат. ТР "Иней»
Ермакову Георгию Дмитриевичу — пом. капитана-директора по производству БМРТ;
Задорину Владимиру Дмитриевичу — матросу I кл.БМРТ-474;
Ильченко Юрию Николаевичу — ст. помощнику капитана БМРТ;
Конову Никите Осиповичу — бригадиру бригады шоферов автобазы;
Каземетсу Карлу Яновичу — начальнику планово-экономического отдела
Каллас Мелание Юханнесовне — ст. бухгалтеру цеха орудий лова:
Казикасу Юрию Юрьевичу — слесарю цеха орудий лова;
Карташевой Прасковье Андреевне — сетепосадчице цеха орудий лова;
Кург Meте Иохановне — сетепосадчице цеха орудий лова;
Кярмику Мейнхарду Густавовичу — слесарю цеха орудий лова;
Керт Марии Александровне - повару НБ "Тарту";
Круусмаа Хуно Хейнриховичу - ст. механику МБ "Тасуя";
Козину Сергею Николаевичу - капитану БМРТ-396;
Куприкову Льву Николаевичу - капитану СРТР;
Куживу Борису Михайловичу - ст. помощнику капитана;
Киселеву Михаилу Федоровичу - повару I кат. БМРТ-474;
Китанину Владимиру Тимофеевичу - мотористу II кл. БМРТ-564;
Кокорину Борису Михайловичу_- мотористу I кл. БМРТ-555
Копову Алексею Иосифовичу - начальнику тароремонтного цеха
Копейкину Константину Васильевичу - боцману СРТР-9031;
Клюеву Николаю Васильевичу — повару I кат. СPTP-9046;
Козыреву Василию Трофимовичу - повару I кат. СРТ-4510:
Левшиновой Елене Николаевне - зам. начальника отдела кадров;
Лаасу Альберту Михайловичу - начальнику цеха орудий лова;
Луйк Хильде Александровне - ст. экономисту цеха орудий лова;
Лаансалу Вельде Леопольдовне — сетевязальщице цеха орудий лова:
Лухавяле Аните Карловне - сетевязальщице цеха орудий лова
Лещенко Петру Кондратьевичу — матросу I кл. БМРТ-350:
Линнику Степану Афанасьевичу — II механику СРТ;
Логинову Анатолию Михайловичу — капитану СРTP;
Макеевой Ольге Юханнесовне — ст. товароведу цеха орудий лова;
Мадалю Иоанну Алексеевичу — ст. помощнику капитана МБ «Тугев»;
Максимову Борису Серафимовичу — ст. механику БМРТ;
Мельникову Виктору Михайловичу — капитану СРТ;
Маркову Вадиму Васильевичу — электромонтеру энергоцеха;
Мазуркевичу Юрию Рихардовичу — мотористу CРTP-9110;
Музыченко Анне Ивановне — инженеру-нормировщику отдела научной организации труда и зарплаты;
Николаеву Александру Константиновичу - капитан-наставнику
Неллис Мелание Юханнесовне - инженеру цеха орудий лова;
Новикову Владимиру Михайловичу – береговому матросу службы эксплуатации флота;
Никкель Вивиане Аугустовне - ст. бухгалтеру цеха орудий лова;
Неллису Вярди Иоханнесовичу - боцману МБ "Тугев";
Николаевой Араксе Вартановне — ст. инженеру отдела кадров;
Настенко Даниле Максимовичу - мастеру по обработке рыбы БМРТ;
Николаевой Александре Васильевне - повару НБ-3;
Наконечному Михаилу Родионовичу - машинисту РМУ БМРТ-368;
Орешниковой Дарье Герасимовне - радиооператору I кл. радиоцентра;
Ордэн Владиславу Ильичу - боцману ПР "Аугуст Корк";
Петрову Алексею Кузьмичу — мастеру по обработке рыбы БМРТ;
Процкому Александру Наумовичу — начальнику автобазы;
Перлестику Энделю Эдуардовичу — зам. начальника планово-экономического отдела;
Печериной Марии Федоровне — ст. инженеру отдела материально-технического снабжения;
Писуке Юте Александровне — ст. экономисту цеха орудий лова;
Петраковскому Николаю Михайловичу - пом. капитан-директора по производству БМРТ;
Пилисте Аманде Тынисовне - зав. центральным складом цеха орудий лова;
Пальясмаа Меери Густавовне — сетевязальщице цеха орудий лова;
Поопуу Акселю Александровичу – ст. механику земснаряда «Эндла»;
Пьянову Виктору Ивановичу - механику-наладчику БМРТ;
Петрову Ивану Трофимовичу - матросу I кл. СРТ-4282;
Паутову Сергею Афанасьевичу — пом. капитан-директора по производству БМРТ;
Райде Эдуарду Михкелевичу — зам. начальника планово-экономического отдела
Рейметс Асте Хансовне — швее цеха орудий лова:
Рамяла Олеву-Михкелю Михкелевичу — ст. пом. капитана МБ «Тугев»;
Рыбак Георгию Викторовичу — капитану МБ «Тугев";
Ряхн Хансу Иоханнесовичу - капитану ТН «Креукс";
Раккасельг Хельге - камбузнице ТР "Hapвский залив»;
Ратушняк Николаю Ивановичу — повару I кат. CPTP-9097;
Русаеву Владимиру Ивановичу — электрику CPTP-9027;
Рощину Павлу Ивановичу — пом. капитан-директора по производству БМРТ;
Сафонову Александру Васильевичу - морскому инспектору;
Солдатову Александру Петровичу — морскому инспектору;
Скучалину Юрию Фотиевичу — главному штурману;
Склярову Александру Константиновичу - повару II кат. БМРТ-436
Сахарову Евгению Михайловичу - капитану ТН «Выру»;
Ступину Владимиру Николаевичу — капитану СРТ;
Субботкину Виктору Александровичу — капитану СРТ;
Симонову Артуру Михайловичу — капитану СРТР-9082;
Сенникову Юрию Николаевичу — мотористу I кл. БМРТ-564;
Смыкову Юрию Яковлевичу — кочегару I кл. БМРТ-436;
Сидорову Александру Степановичу — ст. механику МБ «Сулев»;
Степанову Борису Ивановичу — капитану НБ " Тарту»;
Строганову Юрию Николаевичу - ст . механику CPTР;
Сусскому Владимиру Николаевичу — капитану БМРТ;
Самойленко Владимиру Григорьевичу — повару БМРТ-246;
Стрижаченко Василию Николаевичу — рефмотористу БМРТ-536;
Труупыльд Лехте Яновне — упаковщице цеха орудий лова;
Тынтсу Юрию Александровичу — слесарю цеха орудий лова;
Торопову Михаилу Георгиевичу — матросу I класса БП-2
Тынисаар Эриху Августовичу — плотнику мастерских порта;
Тыэвялья Вильме Иоханнесовне - начальнику земкаравана "Эндла";
Ткачеву Василию Корнеевичу - II механику СРТ;
Токмакову Валентину Егоровичу - капитану-флагману;
Тапанец Николаю Петровичу - кочегару II кл. БМРТ-474;
Томберг Иоханнесу Хейнриховичу - начальнику морской радиологической и технологической инспекции;
Токарчук Николаю Михайловичу - повару СРТР-9122;
Уркунову Владимиру Андреевичу - капитан-наставнику;
Улисову Николаю Николаевичу - матросу I кл. БМРТ-489;
Урсакию Архипу Сергеевичу - рефмотористу БМРТ-564;
Ундзенас Лидии Ивановне - работнице бюро пропусков ВОХР;
Федоренко Георгию Николаевичу - ст. мастеру по добыче рыбы;
Флорену Аали Яновичу - боцману ТБ "Лембит";
Федорову Николаю Петровичу - механику-наставнику;
Хаависту Освальду с. Наталии - ст. матросу БМРТ-227;
Хорохонову Сергею Владимировичу — начальнику отдела добычи;
Чеснокову Николаю Александровичу - капитану БМРТ;
Шапошникову Михаилу Яковлевичу - боцману CРТ-4344;
Шелудякову Дмитрию Михайловичу — начальнику радиостанции;
Юрику Арво Васильевичу — машинисту РМУ БМРТ-355;
Яаниоргу Антсу Аугустовичу — повару БМРТ-227:
Витязеву Василию Васильевичу — капитану ПР "Альбатрос";
Роману Карлу Карловичу — капитану ТР «Бриз";
Сиемеру Акселю Хербертовичу - капитану ПБ «Рыбак Балтики»;
Тамму Фридриху Михайловичу - капитану БМРТ-227;
Лысенко Юрию Демьяновичу - капитану БМРТ-333;
Ярных Николаю Петровичу - ст. помощнику капитана ТР "Саяны";
Храмцевичу Богуславу Владимировичу - председателю базового комитета профсоюза ЭРПО "Океан".
ПОД БЕЛО-СИНИМ ВЫМПЕЛОМ – 04 04 1972
МАЛЕНЬКИЙ "океановский" извоз-чик БП-2 хорошо примелькался на перевозе «северная — южная». Скоро он вновь возобновит свои регулярные рейсы. А пока... Неторопливо снует он между ремонтирующимися судами, швартуется к какому-либо из них, и тогда на вымпеле бота разворачивается бело-синий вымпел — "Работают водолазы» Да, именно с ними и трудится экипаж БП-2, где капитаном В. В. Завьялов, а боцманом - В. Т. Елагин. Катер водолазов ВРБ-1 пока на ремонте.
Ни одно судно после рейса не избежит подводного осмотра. Поврежден ли винт, в порядке ли бортовые кили... Вот и снует маленький бот по акватории порта.
Старший водолаз Николай Басалыга осматривает винт СРТ-4590. Несколько погружений необходимо провести, чтобы установить характер повреждения капролоновой втулки. Но вот, сразу заблестев на солнце, из мутной воды появляется желтый шар шлема. Товарищи помогают Н. Басалыге освободиться от скафандра. Пожалуй, невозможно справиться без посторонней помощи. Трудно и работать. Ведь трехболтовое водолазное снаряжение весит более 60 килограммов. 60 метров — максимальная глубина для такого костюма. Правда, в нашем рыбном порту такие провалы не зафиксированы, Николай ниже трехметровой отметки сегодня не погружался. Тем не менее, продолжительность работы не должна превышать двух часов. Но осмотр винта и замеры втулки уже закончены, старший водолаз рассказывает ремонтникам о состоянии механизма. Опасения представителя СРЗ оказываются обоснованными — для ремонта судно необходимо поставить в док.
Часами, проведенными под водой, исчисляется у водолазов стаж работы. Леонид Иванович Волков разменял их уже шесть тысяч. И 25 лет — срок не малый. И вот теперь, после службы в армии, трудится он в составе водолазной команды нашего объединения.
Третий подводник Иван Павлюченко тоже своего рода ветеран. Он пришел на берега Пальяссааре, когда на полуострове, кроме нескольких частных домиков и огородов, ничего не было. А на южную сторону при желании переходили вброд.
Пришли землечерпалки. Работы было много. Иван поднимал затонувшие корабли, их боезапас... На северной — там, где швартуются сейчас гиганты нашего флота — "Станислав Монюшко", "Фридерик Шопен", "Иоханнес Варес", — подтаскивали к берегу и резали на переработку остатки потопленных в войну судов. Пришлось помогать и землечерпалкам. Ничего не могли они поделать с многотонными валунами, которыми буквально усыпано дно будущего рыбного порта. Много труда приходилось затрачивать на то, чтобы обнаружить эти каменные глыбы в мутной воде. Потом уже к ним подводили тросы и на смену водолазам шли подъемные средства.
А был и такой случай. "Иоханнес Варес» стоял на рейде. 3амеры глубин показывала, что заходить в порт самому глубоко сидящему пароходу небезопасно. Но и глубина в порту была достаточной. Заместитель капитана порта Н. Н. Балакшин, занимаясь гидрографическими работами, обнаружил канал шириной 24 и глубиной 6,4 метра. По нему 27 июля 1963 года лоцман Ю. В. Островский впервые ввел в порт сухогруз «Академик Павлов», а через некоторое время — и плавбазу «Ян Анвельт».
А 1 июня 1964 года впервые встал у стенки флагман рыболовного флота Эстонии «Иоханнес Варес». Его провел лоцман Э. К. Кальберг. Однако подобные «прогулки" все же оставались небезопасными для нового парохода. Что-то препятствовало судоходству в воротах гавани. Приезжие специалисты тщательно обследовали дно, но ничего не обнаружили. Ивану Павлючен-ко ничего не' оставалось, как с товарищами-подводниками взяться за поиски. И они оказались успешными. Поперек предполагаемого фарватера лежали, потопленная в войну, самоходная баржа "Комета" и часть секции дока. Когда началось строительство подходного канала, "Комету" и секцию подняли и разрезали. А 7 ноября 1964 года канал вступил в эксплуатацию.
Много работы у наших подводников. Ведь, приходящие из рейсов суда надо осматривать все без исключения. А когда под воду уходит один — остальные должны быть наверху. Возлагаются на «службу Нептуна" и ремонтные работы — слесарные, сварка, монтаж акустических приборов для промысла, осмотр причалов, подводная очистка судов. Это очень трудоемкое занятие, особенно в непрозрачной воде, когда, кроме аппарата, надо держать в руках и лампу.
На этой операции неплохо использовать акваланг, но он не подходит к эксплуатации в зимнее время. Да и летом вода Балтики теплом не балует. Баллоны акваланга требуют специального компрессора с большим давлением. Так что приходится чистить днища в трехболтовом снаряжении.
Полку подводников ЭРПО "Океан» недавно прибыло. Четверо ушли на промысел. Есть матросы-водолазы и на спасательном буксире «Ураган». А руководство СРЗ решило обзавестись своей водолазной командой.
Трудная профессия у Н. П. Басалыги, И. И. Павлюченко, Л. И. Волкова, трудная и отважная, не чуждая романтики. И о ней не забывают эти люди, занимаясь ежедневно любимым и необходимым делом. И совсем некстати обидели недавно водолазов — по разнарядке перевели в береговые работники. И вот теперь, когда начинают товарищи-матросы по ВРБ-1 или БП-2 жевать сухой паек, бегут подводники на берег, в столовую.
Или разворачивают принесенные из дома бутерброды. Но это, конечно, мелочи. Правда, обидные... Спешат, суда с промысла. А в порту к ним швартуется маленький бот. Сегодня это временно БП-2, завтра - снова ВРБ-1. И разворачивается по ветру бело-синий вымпел...

О. ОППЕНГЕЙМ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- старший водолаз Н. Басалыга, закончил подводные работы, поднимается на борт БП-2.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Водолаз И. Павлюченко помогает товарищу снять шлем трехболтового водолазного снаряжения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Шлем снят - можно и отдохнуть.

Фото автора