Морские байки Продолжение 2

Автор
Опубликовано: 3443 дня назад (10 декабря 2014)
Редактировалось: 2 раза — последний 10 декабря 2014
0
Голосов: 0
Полярка
В полярных морях свои красоты, но и свои трудности, связанные с плаванием во льдах. Рейсы на север моряки называют просто "поляркой". С одной стороны, если ты эту полярку прошёл, то есть чем гордиться, это хорошая школа. С другой стороны, никто туда не рвётся, валюта не идёт, а напряг-то большой. Те, кому всё же повезло, получали в Мурманске секретные карты Севморпути и следовали на восток до кромки льдов. Оттуда начиналась ледовая проводка. Вот и наш теплоход тоже приближался к точке, где уже стояло несколько судов в ожидании подхода ледокола "Москва". Каждый теплоход входил в ледовое поле на длину своего корпуса и так стоял, как бы в гавани. Приткнулись и мы на безопасном расстоянии от соседей. Капитан по радио выяснил обстановку и сообщил, что двинется караван не так уж и скоро. Время коротали в работах, а те, кто вахту отстоял уже, иногда спускались на лёд. Можно было интересные фото сделать, можно просто размяться, а то и в футбол поиграть на белоснежной площадке. Наших ребят пригласила сразиться команда с архангельского лесовоза, и матч начался. Игроки старались поразить ворота, обозначенные пустыми бочками, а болельщики активно поддерживали своих нападающих. Всё, как и полагается на футболе. И вдруг с мостика раздалась команда:
- "Всем немедленно подняться на борт!"
Игра остановлена, а штурман на крыле мостика показывает рукой в сторону ледового поля и кричит:
- "Быстрее давайте!"
Кое-кто уже заметил ковыляющего вдали белого мишку, это заставило народ прибавить ходу. Но вот, все уже взбежали по трапу на борт и только пожилой механик, тяжело дыша, семенит по льду. А медведь совсем рядом уже, дело принимает опасный поворот. Подбадриваемый сверху механик, наконец-то плюхается животом на нижнюю площадку трапа, лебёдка тут же включается на подъём. Опасность миновала! Полярный гость стоит внизу, не понимая отчего паника, он ведь просто пришёл за угощением. Мишки часто подходят к судам, вам - фото, а ему - сгущёнки баночку.
Механик всё ещё не может перевести дыхания после скоростного забега. И вдруг выдавливает через силу, глядя вниз на медведя:
- "Ну что, думаешь я тебя испугался?"
Громкий хохот присутствующих окончательно разряжает обстановку. Кто-то уже фотографирует героев этого события, а мишке на лёд летят сладости. Хорошо то, что хорошо кончается!

Порыбачили
Теплоход стоит на якоре в проливе. Подвёл главный двигатель и механики бьются с ним уже несколько часов. А рядом несколько мелких островков, поросших лесом. Погода хорошая манит на природу. Вот боцман,закончив работы, и отпросился на рыбалку, благо места знакомые. Капитан и сам был любителем свежей рыбки, так что дал "добро". Идти решили на небольшой надувной лодке вдвоём. Боцману в напарники вызвался матрос, живущий неподалёку от этих мест. Лов начали у ближайшего островка, но там не задержались, что-то клёв неважный. Отошли к соседнему и закинули снасти. Время шло, а на дне лодки трепыхались всего пара окушков и щучка килограмма на полтора. Вдруг матрос толкнул боцмана локтем:
- "Смотри туда!"
Над спокойной гладью воды возвышалась голова лося, украшенная красивыми рогами. Видимо решил сохатый перебраться с одного острова на другой, вот и рассекает водную преграду. Теперь уже не узнать, кому из двоих добытчиков пришла в голову эта мысль, а только решили они лося этого поймать. Плыл он не шибко быстро и потому, настигнув его, удачным броском боцман накинул на рога петлю капронового фала. Сохатый всхрапнул и нехорошо кося на приятелей глазом, потянул лодочку за собой. Боцман закрепил фал на носу и стал советоваться с напарником, что дальше-то делать. Но ничего путного придумать не успели, расстояние между островами было не таким уж и большим. Как только глубина позволила лосю достать дно ногами, он совершил мощный рывок. Матрос и боцман просто вылетели за борт, не очень-то изящно кувыркнувшись в воздухе. Лось помчался через прибрежные заросли можжевельника, тащя за собой по валунам лодочку. Чуть позже на берег выбрались и наши мокрые герои, то ли рыбаки, то ли уже охотники. Лодочку они нашли потом в полукилометре от берега, её жалкие останки с обрывком фала застряли среди каких-то коряг.
С судна заметили в сумерках дым костерка на берегу и машущих руками людей. Стало ясно, что-то стряслось. На моторном боте старпом направился на выручку и вскоре зверобои понуро стояли на палубе. Ни рыбы, ни мяса, но зато есть что вспомнить, что рассказать! Ну а я, только передаю то, что слышал.

Интересный вопрос
Зима наступила в том году рано. Над Балтикой задули холодные ветра, из низких тёмных туч посыпался снег, растворив в нависшем мраке горизонт. На берегу не уютно, что уж про море говорить! Но у спасателей это, как раз самое горячее время, так и жди неприятности. Вот и случилось, спасательный буксир "Пересвет" был направлен к острову Вормси, где на отмель выброшен финский теплоход. На место прибыли к вечеру и сразу же приступили к операции спасения. "Пересвет" стал на якоре как можно ближе к финну и стал заводить на него толстые тросы. Холод, снежные заряды и волнение, изрядно вымотали моряков. Промокшие и усталые, они только ночью закончили крепление буксирных концов. Капитан решил дать команде возможность немного обогреться и отдохнуть, да и сам он конечно устал, напряжение огромное. С рассветом, решено было попробовать стащить финна на чистую воду. На мостике остался старпом, а капитан спустился в свою каюту. Повесил мокрый полушубок над радиатором, сбросил с ног сапоги и не раздеваясь прилёг на койку. Не сразу, но чуткая дремота всё же его сморила. Сон однако был не долгим, стук в дверь заставил капитана подняться.
- "Что случилось?" - предчувствуя неладное, спросил он у стоявшего в дверях третьего штурмана. Вальтер, так звали рослого молодого помощника капитана, немного помялся и ответил:
- "Да нет, ничего не случилось. Я тут одного никак понять не могу. Может быть Вы, товарищ капитан, знаете почему вода в раковине, если пробку вытащить, всегда вправо закручивается?" Капитан изумлённо раскрыл усталые глаза, лицо его затем, перекосилось в гневе. Медлительный обычно штурман, на этот раз быстро понял, что вопрос не к месту, и мгновенно исчез, прикрыв дверь. Это его и спасло от капитанского сапога, через секунду грохнувшему по верхней части двери.
Вальтер впоследствии и сам стал капитаном, но оригиналом он быть не перестал. Старпом, работавший под его началом на западно-африканской линии, рассказывал про такой случай.
- "Сплю я как-то в каюте. Вдруг шорох меня разбудил. Кроватные шторки раздвинулись, стоит капитан. Тот, видя что я проснулся, назидательно сообщает, что нельзя спать с задвинутыми шторами, ибо в воздухе остаётся мало отрицательных ионов."
Но не судите строго моряков, подолгу пребывающих в одиночестве в далёких морях. Там и крепкая психика может сбой дать иной раз. И вы тогда не судимы будете!

Криминал
Всякое бывает в море, и несчастья случаются тоже, не приведи Бог, конечно. Ко всему нужно быть готовым. А уж про болячки разные и говорить не приходится, у каждого найдутся. Раньше легче было, судовой врач имелся, а на плавбазах так и лазарет с операционной был, целая бригада медиков. Теперь за врача-штурмана - прошедшие медицинские курсы, так называемые парамедики. Ну а кто-то и сам себе врач, знает свои болячки и лечит их в меру разумения. Но вот, что из этого иной раз получается:
Так было заведено, наверное, не только на этом теплоходе, что буфетчик утром, пригласив капитана на завтрак, начинал приборку в его просторной каюте. И на сей раз, насвистывая какую-то мелодию, в хорошем расположении духа, направился буфетчик знакомым маршрутом. Поднялся по трапу и постучал в дверь на правом борту. Не дожидаясь ответа, тихо открыл дверь и заглянул в кабинет, там пусто. В спальне на кровати тоже никого не видно. Но то, что он увидел в ванной, заставило его в ужасе выскочить из каюты. Через мгновение буфетчик влетел на мостик, где третий штурман принимал вахту у старпома. Оба вопросительно уставились на взволнованного буфетчика, а тот отдышавшись выпалил:
- "Капитан повесился!"
Потом,отвечая на вопросы, уточнил, что увидел в ванной висящего капитана и сразу же прибежал сюда. Что и говорить, происшествие самое серьёзное, что ни на есть. Старпом, переживая свалившуюся вдруг на него неприятность, вызвал боцмана и вахтенного матроса. Втроём направились они вниз к капитанской каюте вынимать из петли покойника. Не самое желанное занятие, но долг есть долг. Зашли без стука, кому теперь стучать-то? И тут услышали кряхтение и стоны со стороны двери в ванную. Там, скривясь от боли, стоял вполне живой капитан.
- "Что случилось?" - обратился он к старпому.
Тот объяснил причину их появления, в душе довольный тем, что никакого ЧП не состоялось. Капитан тоже расскрыл тайну своего "повешенья", радикулит проклятый замучил. Вот и приходится на растяжках висеть, после этого отпускает немного.
Бдительного буфетчика за панику ругать не стали, лучше перебдеть всё же, чем прозевать. А над криминальной историей этой долго ещё посмеивались, хотя приступ радикулита в море - это ну абсолютно не смешно! По себе знаю.

Ракета
На каждом судне имеется запас пиротехники. Это на тот случай, когда необходимо подать сигнал бедствия. В запас этот входят обычно фальшфейеры и ракеты разного цвета, но красного обязательно. Ракеты бывают обычные и парашютные. А есть ещё и ракеты для линемёта, они в полёте тащат за собой тонкий линь. Необходимо это при спасательных операциях, когда из-за сильного волнения суда не могут приблизиться друг к другу вплотную для подачи буксира. Хранится всё это взрывоопасное имущество в специальном металлическом ящике и под замком. Однако, ничто не вечно под луной, есть и у каждой ракеты свой срок хранения, он указан на её корпусе. По истечении этого срока, ракета подлежит уничтожению, т.е. утоплению на больших глубинах, о чём составляется соответствующий акт. А в ящик укладывается новый запас.
На деле же, редко кто из моряков поступает именно так. Ведь списанную пиротехнику вполне можно использовать в учебных целях, да и по случаю праздника салют устроить не грех. Вот тут-то нужно быть очень и очень осторожным, не каждому можно доверить опасное, хоть и внешне простое, дело.
Во время спокойной стоянки в порту, решили моряки испытать такую вот ракету для линемёта. Ну ясно, что линь решили отвязать, пригодится ещё в хозяйстве, вещь хорошая. И, на глазах команды, боцман нажал спуск. Ракета, хлопнув, вырвалась на волю и рванула по началу вверх. Но поскольку линя не было, то необходимой стабилизации полёта не получилось. Траектория резко вдруг изменилась, ракета спикировала и, скользнув по воде, пошла в сторону судна. Мужики присели за фальшбортом, береженого Бог бережёт! Боцман уже матерился, а старпом мысленно проклинал его и себя тоже. Но ракета удачно прошла над палубой и затем метко поразила портальный кран на причале. Тут силы её иссякли. Она, ещё дымясь, покрутилась немного под краном и затихла. Все облегчённо перевели дух. Учения прошли, как говориться, в условиях близких к боевым . Был потом, естественно, и разбор "полётов" и должные выводы. Но какое зрелище!

V.I.P. (Очень Важная Персона)
Теплоход "Посьет" Дальневосточного гос.мор.пароходства проходил плановый ремонт в порту Находка. Здешний завод, что принадлежал министерству морского флота, обладал не доками, как обычно, а слипом. Это большая площадка, на которую довольно крупные суда поднимались из воды на специальных тележках. По рельсовым дорожкам судно перемещалось в нужное место, где всё необходимое для ремонта уже имелось. Вот здесь и возвышался теперь над землёй корпус теплохода, заметно обросший ракушками за время долгих рейсов в южных морях. Весеннее солнышко, а так же ощущения радости береговой жизни, придавали всем морякам хорошее настроение. Но в тот день почувствовалось им какое-то напряжение. С утра вокруг бегало заводское начальство, капитан тоже поднялся на борт озабоченным и пригласил командиров на совещание в салон. Оказалось, что в порт прибывают самые, что ни на есть высокие, чиновники из Москвы во главе с председателем правительства А.Н.Косыгиным. В порту заканчивалось сооружение нефтеперегрузочного терминала и готовились торжества по этому случаю. На всякий случай велели приготовиться всем, мало ли куда пожелает завернуть высокий гость. Так что, вахтенный штурман на "Посьете" тоже облачился в свежую рубашку и тужурку, одев на рукав повязку. Поднявшись на мостик, он вооружился биноклем и стал наблюдать за обстановкой.
В те времена попасть в Находку из Владивостока можно было поездом или по шоссейной дороге, но это отнимало довольно много времени. И тут решили подсуетиться военные и предложили Косыгину эсминец, тому морем всего пару часов ходу, и быстро, и шикарно. И действительно, вздымая за кормой белоснежный бурун, эсминец без проблем домчался до бухты Находка. А вот тут-то и сучилась заковыка! Хотя весной море и залив уже очистились ото льда, небольшой ковш у пассажирского морского вокзала, куда и должен был подойти эсминец, был упакован хоть и битым, но всё же плотным льдом. Узкий и длинный корпус военного корабля не приспособлен для маневров в таких условиях, да и опыта такого у военморов нет. Вахтенный штурман "Посьета" наблюдал, наведя резкость бинокля, как напротив заводских причалов беспомощно замер эсминец. На его борту стояла свита высокого начальства, а на берегу, в какой-то сотне метров от неё, растерянно крутилось, мало что соображающее, городское руководство. Время шло, но ничего не менялось. Такого варианта, увы, никто не предполагал. А высокопоставленные персоны не любят оказываться в глупом положении, так что напряжение росло. Наконец на берегу что-то всё же решили, у причала задымил дизелями маленький портовый буксирчик РБК. Конечно палуба его не блистала чистотой, и краска на рубке облупилась, зато он довольно шустро развернулся в этой ледовой каше и вскоре уже упёрся в борт эсминца. Его носовой кранец, в виде большой автомобильной покрышки, к сожалению, испачкал свежевыкрашенную сталь. Кое как, на руках опустили на грязноватую палубу буксира часть парадно одетых начальников, всех там просто было не разместить. РБК, урча своими двумя 150-сильными двигателями, двинулся к причалу морвокзала. Там тоже за руки подняли высоких персон с низкой палубы буксирчика на высокий причал. Штурман с мостика "Посьета" не мог конечно на расстоянии ничего расслышать, но видно всё было отлично. Почти не поздоровавшись с местными чиновниками, А.Н.Косыгин быстро сел в машину не дожидаясь, когда подвезут остальных. Машина резко рванула с места и помчалась вокруг бухты в сторону нового нефтяного терминала. Штурман спустился с мостика и доложил капитану о виденном. Тот, посмеявшись и пожалев в душе здешних вельмож, велел продолжать обычные работы. Сюда теперь точно никто уже не пожалует, не до нас им сейчас. А вот капитан того зачуханного буксирчика мог вполне гордиться, что выручил такую значительную персону. И за ручку поздоровался, и в мягкое место подтолкнул. Везёт же некоторым! На следующий день по телевидению был показан сюжет об открытии нефтекомплекса, но о конфузе в порту, конечно, ни слова. Информация тогда в нашей стране, могла быть только позитивной!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

т/х "Посьет"

Свидание
Теплоход, приписанный к таллинскому порту, навещал этот порт не так уж и часто. Особенно зимой, когда Финский залив был скован льдом. Чаще приходилось посещать порты южной Балтики. Вот и на этот раз, при возвращении из Бремена, капитаном было получено указание следовать в Клайпеду. Многие из экипажа уже давно не виделись со своими семьями, а потому послали домой в Таллин радиограммы, чтобы жены смогли хоть пару дней побыть с ними на борту во время стоянки. Такова уж моряцкая жизнь, она научила ценить и эти короткие свидания. Судно ошвартовалось у причала, на борт поднялись пограничники, таможенные власти и медики. После оформления прихода, они сошли на берег и теперь моряки смогли наконец обнять тех, кто приехал к ним повидаться. За торопливыми поцелуями последовали вопросы о домашних делах, здоровье близких, о школьных проблемах детей. Капитан и стармех, наблюдая за этой суетой, огорчённо заметили, что среди прибывших не было их супружниц. Те были хорошими подругами и обычно приезжали вместе. А дело было в том, что у одной из них возникла проблема на работе, и возможность выехать из Таллина появилась чуть позже. Вторая же решила её дождаться, чтобы не бросать подругу и ехать, как обычно, вдвоём. Вечер выдался тогда спокойный, выгрузку обещали начать только утром. Вот капитан и предложил старшему механику сходить в ресторан, поужинать хоть нормально, всяко лучше покормят, чем на судне. Сменив свои форменные куртки на пиджаки, направились два старых моряка по хорошо знакомым улочкам к питейному заведению. Устроились там за столиком в уголке, чтобы музыка не шибко мешала, заказали по лангету с картошечкой, салатики да ещё бутылочку грузинского коньячку. После первой стало теплее и в желудке, и на душе. Рейс был напряжённым, и теперь это напряжение потихоньку спадало.
А в это время их жёны добрались таки до теплохода, но там своих благоверных, увы, не обнаружили. Вахтенный штурман им объяснил, что начальство пребывает где-то в городе, и предложил дождаться мужей в каютах. Но те решили по-своему, город тоже им знаком, как-нибудь своих отыщем. Ресторанов тут не так много было в те времена, и вскоре действительно подруги обнаружили своих супругов в одном из них. Те беседовали о чём-то своём, не очень обращая внимание окружающее. И вот решили наши дамы немного подшутить над друзьями. Задержавшись у входа в зал, они подозвали к себе официанта, пробегавшего мимо с подносом. Ему было предложено поинтересоваться у двух джентельменов за столиком в углу, не нужны ли тем женщины на вечер. Сами же они стали наблюдать. Вот офицант наклонился и что-то сказал мужчинам, а те согласно закивали головами. Всё ясно, голуби! Теперь дамы решительно направились к своим неверным сами.
- "Ну, вот и женщины, вы не разочарованы?"
Моряков мало чем уже можно удивить, но тут, конечно, они чуть растерялись. Однако только на миг, первым нашелся стармех и невинно заявил:
- "Да мы давно вас заметили уже. Думаем, и чего это вы так долго прихорашиваетесь там".
Капитан, горячо поддержал напарника и уже галантно предлогал дамам присесть. Последовал дополнительный заказ, застолье уже в расширенном составе, продолжилось. Люди и в самом деле друг по другу соскучились, а вино помогло быстрее растопить некую неловкость. Последовал обмен новостями, потом танцевали, пили кофе. И вот уже идут по ночной улице две раскрасневшиеся пары, нежно поддерживая под руку друг друга.
Со свиданьем Вас!

Шторм на камбузе
Зима на Балтике не балует хорошей погодой, да ещё и груз в трюмах такой, что только усиливает болтанку. В этом рейсе на судовом камбузе трудились два молодых моряка, повар Володя и его помощник, он же пекарь, Сергей. Оба только ещё привыкают к морю, поэтому качку переносят с трудом. Но поблажек на судне нет ни для кого, а потому трудятся парни, преодолевая себя. Питание - это настроение экипажа, а оно должно быть всегда на высоте!
Но вот, Балтика осталась позади, судно пройдя шлюзы Хольтенау, следует Кильским каналом. Это восемь часов отдыха от ударов волн и воя ветра. А Северное море встречает теплоход порывами норд-веста и снежными зарядами. Размахи качки становятся всё сильнее. На камбузной плите начинает елозить бак с уже готовым борщём. Его удавалось до поры удерживать, но вот судно резко завалилось на левый борт, и бак перелетает через защитный буртик. Повар вскрикивает, горячая жидкость попала на плечо, но выручает то, что бак холодного компота перевернулся тоже. Пекарь бросается на помощь соратнику, но не успевает до него добраться. При очередном крене, из духовки вылетает протвинь с макаронами по-флотски. Сергей пытается поймать его, но только обжигает руки. Обед теперь превратился в жуткую грязь на палубе. Кое-как прибравшись, с трудом удерживаясь на ногах, ребята решают, что делать дальше. Понятно, что супа уже не сваришь. Решили отварить картофель в другой духовке, её дверка закрывается так, что кастрюля не выскочит. Вместо кампота можно выдать команде апельсины. Ну и решили к картошечке кислой капусты добавить, в качку, как раз будет. Оказалось, что это было грубой ошибкой. Когда Володя добавлял в капусту растительное масло, банку с ним вырвало из его рук и она разлетелась при ударе о палубу. Теперь стоять, а тем более передвигаться по камбузу стало просто невозможно. Но выручили матросы, помогли доставить отварную картошку с капустой в столовую, раздали её и апельсины тем, кто ещё не потерял аппетит. Стемнело, шторм достиг наибольшей силы. Крен стал доходить до сорока градусов на оба борта. Старпом разрешил камбузному персоналу передохнуть. Оба измученных парня еле добрались до каюты и повалились на койки. Но и тут удержаться было совсем не просто, то головой, то ногами бросало на переборки. Иногда приходила мысль:
- "Да утонуть бы и не мучиться больше!"
Но вот, наконец, наступило сонное забытье. Кто-то стал резко тормошить за плечо, Сергей глянул на часы - пять утра. Вахтенный матрос передал распоряжение старпома о наведении порядка на камбузе. Первая мысль - качки нет, самочувствие вполне рабочее. Поднялся на палубу, по бортам проплывают огни, идём каналом значит. На камбузе полный разгром, на палубе уголь, осколки посуды, макароны и капуста вперемешку. Сначала убрал всё это. Затем разделся, оставив на себе только плавки. Подсоединил шланг к системе горячей воды и открыл вентиль. Полил всё сверху до низу, прошелся с мыльной щёткой по переборкам и шкафам, последней была надраена палуба. Посуду и кухонную утварь расставил по местам. Вскипятил воду, заварил чай и нарезал закуски. Подошёл и Володя. Когда перед завтраком на камбуз заглянул старпом, всё было в ажуре, блеск и уют. К накрытым столам собирались те, кому заступать на вахту с восьми утра. Володя и Сергей, одетые в свежие белые куртки и колпаки, выглянули на палубу. Вокруг ухоженные бельгийские поля, черепичные крыши посёлков, трубы заводов. До Антверпена уже подать рукой. Настроение стало совсем бодрым.
Только позже старпом рассказал о том, что положение ночью было критическим. Перегрелись подшипники валолинии, судно могло лишиться хода и тогда... Просто во-время успели заскочить в устье реки Шельда. Но для трёх судов, тот шторм в Северном море, закончился гибелью. Везёт не всем, увы, и не всегда.

Повезло
Пароход "Эльтон" стоял у причала порта Ванино. Погрузка леса для отправки в Японию заканчивалась. На корме ещё укладывали брёвна на палубе, а на носовых трюмах пора было крепить палубный груз. Два друга, ещё по мореходке, трудились на этом судне матросами, чтобы набрать необходимый плавательский ценз для получения штурманского диплома. Им и поручил боцман крепление каравана. Необходимо было стальные троса провести с двух бортов, закрепить их к рымам на фальшборте, накинуть петли тросов поверх брёвен, уложенных на палубе, и обтянуть всё это талрепами. Сначала ребята прошли по правому борту, балансируя над водой, а потом перешли на левый. Здесь работать было удобней, судно в грузу осело и палуба оказалась вровень с причалом. Трос разнесли прямо по бетону причала и стали крепить к рымам, начиная с носа. Закрутив последнюю скобу уже перед надстройкой, матросы распрямили спины и решили перекурить. Однако, не успели они достать курево, как раздался страшный треск. Рухнули стойки из брёвен, установленные по борту для увеличения высоты груза. Тут же с грохотом посыпались на причал, теперь уже не удерживаемые ничем, тяжеленные брёвна.
Матросы застыли на какое-то время, потом глянули друг на друга. Лица их были бледны, губы дрожали. Ведь задержись они у борта ещё хоть на минуту, масса леса просто расплющила бы их тела на причале. Вскоре подбежал боцман, за ним и вахтенный штурман. Увидев, что никто не пострадал, они немного успокоились и стали осматривать место происшествия. Что послужило причиной, было не ясно, вроде и лес не гнилой, и крепили его по правилам, не впервой ведь. Уладив дело с портом, установили стойки заново и произвели догрузку. Доставили лес японцам благополучно и во время. Хорошо ещё, что так получилось, в порту и без жертв. А вот на теплоходе "Максим Горький", примерно в то же время, лес ушёл с палубы во время рейса. Погиб матрос, проверявший крепления, его унесло вместе с лесом. На волнах брёвна просто забили его, ничем помочь было нельзя. Наших ребят судьба тогда миловала.

Самогон
История эта произошла на небольшом теплоходе Дальневосточного пароходства, который работал в каботаже, доставляя продовольствие на рыбокомбинаты Охотского и Берингова морей. А продукцию этих комбинатов, то есть рыбные консервы, моряки везли в своих трюмах к причалам Находки и Владивостока. Работа была не очень романтичной, зато тяжелой и малооплачиваемой, никакой тебе валюты и "навара" от неё. Стало быть и на рестораны, а так же на хорошие напитки, денег было не густо.
Вот и зародилась в молодых головах специалистов флота мысль о том, что нужно как-то исправлять ситуацию. Хорошая идея пришла на ум электромеханику Валере. У него в мастерской стояла большая бутыль с жидкостью коричневого цвета, это был лак для покрытия обмоток электродвигателей. Пахла эта жидкость приятно, то есть чем-то спиртным. Значит спирт нужно как-то выделить, испарить, проще говоря, а затем сконденсировать. Получаем в итоге крепкий и натуральный продукт. Соорудить, соответствующий идее, аппарат взялся радист Саша. Всего-то понадобилась электороплитка, кастрюля и крышка диаметром побольше. В кастрюлю залили лак, включили плитку, процесс пошёл...
Теплоход тоже шёл, направляясь к проливу Лаперуза. На мостике нёс вахту друг изобретателей, молодой штурман Серж. Так его называли приятели, а был он просто Серёжей. Погода в тот раз радовала, слабый встречный ветерок, лёгкая облачность и небольшая зыбь. Вода с шелестом пробегала вдоль бортов, оставляя за кормой исчезающую дорожку. Горизонт был чист, вахта текла скучновато. Вдруг раздался телефонный звонок, штурман снял трубку аппарата.
- "Серж, можешь спуститься ко мне в каюту?"
Это был взволнованный голос радиста Саши. Штурман велел вахтенному матросу следить за обстановкой и, пообещав тут же вернуться обратно, поспешил по трапам вниз. В каюте радиста его глазам открылась незабываемая картина, на подволоке ( потолке) чернело обгорелое круглое пятно, на палубе валялись измазанные подушки и одеяло. Радист и электромеханик сидели на кровати голые по пояс, со следами ожёгов на руках и лицах. Из их краткого отчёта получалось, что вышла небольшая ошибочка. То ли жидкости много налили, то ли плитку разогрели слишком, а только вскипевший лак выплеснулся на раскалённую спираль и столб пламени рванул вверх. Мужики не растерялись и мгновенно накрыли очаг возгорания тем, что было под рукой. Обгорелую кастрюлю и испорченную электроплитку выбросили через иллюминатор за борт.
- "Ну вы даёте! Возьмите мазь из аптечки, что бы ранки обработать. И капитану я должен об этом доложить. А за испорченное имущество придётся из зарплаты вычесть" - подытожил штурман.
Ребята не возражали, но с капитаном обещали поговорить сами. Сергей вернулся на мостик, чтобы прдолжить несение вахты.
Всё обошлось без серьёзных последствий и потом о произошедшем вспоминали со смехом. Мало того, старались специально рассмешить радиста. У него на опалённой верхней губе образовался волдырь, и смеяться он не очень-то мог, разве только криво улыбнуться. Жестокий народ, эти шутники!

Столкновение
Столкновение судов, это тяжкая авария, зачастую ещё и с жертвами. Вспоминать даже о таком неприятно. Я, по счастью, избежал подобного за долгую свою морскую практику. А случай, о котором хочу поведать, был скорее комичным.
Там, где сейчас находится крупный японский город Кита-кюсю, ранее существовало несколько городов, это позже они слились воедино. Вот в один из них, а именно в порт Модзи, был направлен наш теплоход с грузом металлолома, для здешних сталеплавильных заводов. Разгрузились мы благополучно и пасмурным днём покинули причал, направляясь в пролив Симоносеки. На мостике японский лоцман помогал капитану ориентироваться в сложностях местного фарватера. На баке штурман и боцман стояли у брашпиля, если вдруг понадобиться срочно отдать якорь. Узкий канал впереди, начинал круто поварачивать вправо. По команде лоцмана, рулевой положил право-руля, судно послушно покатилось в нужном направлении. И вдруг...(так начинается рассказ о любой неприятности) из-за поворота выскочила самоходная баржа. Расстояние до неё не более двухсот метров, и оно при встречных курсах таяло на глазах. Шкипер баржи, растерявшись, решил сменить левый поворот на правый, но это было ошибкой. Он таким образом подставил нам свой левый борт.
Наш капитан видя, что столкновения уже не избежать, приказал отдать оба якоря. Загрохотали якорные цепи, машина заработала задним ходом, но погасить инерцию мы не успевали. С низкосидящей в воде баржи, высокий нос нашего судна казался страшным тараном, от которого уже не уйти.
А должен я вам сказать, что гальюн, т.е. отхожее место, на небольших японских судах, представляет собой просто маленькую откидную площадку с отверстием в центре, висящую над водой. Ну чтоб и смывать не нужно. Так вот в момент столкновения нашего, там сидел по нужде кто-то из экипажа баржи. Когда он увидел нависший над ним, и быстро приближающийся нос чужого теплохода, он вскочил и, со спущеными штанами, засеменил прочь от опасного места. Штурман и боцман на баке,несмотря на всю серьёзность ситуации, не удержались от смеха. Такого не придумаешь!
Ну а потом был удар и скрежет металла. Баржу развернуло и пронесло мимо левого борта теплохода. Поскольку ход мы всё же значительно замедлили, то пробоина на барже оказалась небольшой и расположенной выше ватерлинии.
Пока мы выбирали якоря, лоцман и капитан переговорили по радио с управлением порта и с компанией, которой принадлежала баржа. Решили, что каждый понесёт убытки по степени своих повреждений. Не знаю во что вылился ремонт баржи, а у нас даже покраска не очень-то пострадала. Да и испуг, по-правде, пережили не мы. Нам, забывшим вскоре об остроте момента, вспоминалась только комичная фигура с голым задом, торопливо семенящая от нас по палубе баржи.

Бдительность
Суровые были раньше времена. Страна успешно строила коммунизм, а вокруг-то сплошные враги. Империалисты только и мечтали о том, как бы нам навредить! Ну и засылали к нам всяческих вредителей и шпионов. Мало вероятно, что кто-то лично их видел, но судя по советским кинофильмам и книгам, было их полно. И внушали нам, простым советским людям, что необходимо быть бдительными, если кто-то в чём-то отличается от нашего стандарта, нужно "стукнуть" в соответствующие органы. Там разберутся.
Моряки загранплавания были под особым присмотром, они ведь общались с иностранцами и могли попасть "под влияние", а то и просто продаться врагу. Да и одевались моряки не так скромно, а поярче и более модно, чем могли себе позволить наши люди.То есть уже видом своим вызывали некоторое подозрение. Вот и возникали на этой почве забавные моменты.
В порту Находка, штурман теплохода "Туркестан", посетив местный ресторанчик, в бодром расположении духа возвращался на судно. Тихий зимний день, падает лёгкий снежок. На голове моряка модная в те годы меховая папаха, на плечах серое твидовое пальто, пошитое в таллинском ателье "Лембиту". Из-под пальто видны серые клетчатые брюки английской шерсти. На ногах японские туфли с отделкой из змеиной кожи.
Идёт он себе, идёт, что-то про себя напевая, и вдруг слышит позади тревожный топот сапог. Обернулся - бегут пограничники. Ну мало ли что! Они тут в порту суда иностранные охраняют, да и наших проверяют при приходе-отходе. Однако, поровнявшись с моряком, солдатики остановились и окружили его.
- "Предъявите ваши документы", - произнёс строго один из них.
Уже не улыбаясь, достал штурман свой паспорт моряка. Пограничники сверили фото в паспорте с реальной физиономией, глянули на штамп даты прихода в порт.
- "Да вот и теплоход мой,- сказал штурман,- а в чём дело-то?"
Старший пограничного наряда вернул паспорт и коротко объяснил, что есть ориентировка на подозрительного немца, возможно шпиона. "По описанию уж очень на вас похож", - закончил он.
Штурман поднялся по трапу на борт, прошёл мимо вахтенного матроса, который молча ему кивнул, и улыбнулся подумав,
- "Вот так и пролазят к вам шпионы!"
Другой случай произошёл уже во Владивостоке. Перед выходом на Вьетнам, где шла тогда война, теплоходу было необходимо замерить магнитное поле. Это связано с противоминной защитой. Судно пошло в залив к стенду измерительной станции, а штурмана капитан послал на саму береговую станцию для связи. Добираться туда нужно было на электричке. А для связи взял с собой штурман японскую портативную радиостанцию "воки-токи", у нас тогда таких ещё не было. Прямо в вагоне электрички решил он проверить, как она работает, и связался с судном. Слышимость отличная, доложил, что подъезжает. Всё в порядке!
Но кто-то бдительный, из пассажиров вагона, тут же засёк подозрительного типа с хитрым переговорным устройством. Хорошо, что штурмана на станции встречал морской офицер. Он то и объяснил подоспевшей милиции, что криминала здесь нет. Наш это человек, проверенный. А штурман шутя пообещал милиционерам, что и у них будет когда-нибудь такая связь. Ждать оставалось всего-то лет тридцать.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!