Комментарии на сайте (6271)

Рыбак Эстонии прокомментировалИльин И. стармех ветеран ПБ Иоханес Варес 31 августа 2016 в 07:44

ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЮБИЛЯРУ - 27 03 1965
Старший механик плавбазы «Иоханнес Варес" И. Ильин свыше 25 лет проработал на флоте. Он стал высококвалифицированным специалистом, свои знания и опыт передает молодым морякам, многие из которых стали мастерами своего дела.
Завтра И. Ильину исполняется пятьдесят лет.
Начальник ТБОРФ В. Чернухин наградил И. Ильина ценным подарком и Почетной грамотой.
От всей души поздравляем юбиляра, желаем ему хорошего здоровья и больших успехов в работе.

(Наш корр.).
0

Рыбак Эстонии прокомментировалТиханова Нина кузьминична, супруга старшего механика Тиханова и их дети - 20 02 1965 31 августа 2016 в 07:05

20 03 1965 - Фантастично, - сказала жена старшего механика Ни-на Кузьминична Тиханова после просмотра передачи о полете в космос новых звездных братьев, - От своего имени и имени моих дочерей поздравляю героев космоса.

Фото А. Дудченко.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалМои школы в Таллинне 30 августа 2016 в 16:13

Школьные годы чудесные
https://www.ok.ru/video/90636421687
0

Рыбак Эстонии прокомментировалТаллинн до 1987 года 30 августа 2016 в 14:46

Riigivolikogu delegatsioon teel Moskvasse (1940)

https://www.ok.ru/video/92382366233
0

Рыбак Эстонии прокомментировалТаллинн до 1987 года 30 августа 2016 в 14:45

Таллинн - вид с самолета
https://www.ok.ru/video/93034973721
0

Рыбак Эстонии прокомментировалНелипа Дмитрий Игнатьевич 30 августа 2016 в 13:29

31 03 1965 -

Коллектив ТБОРФ выражает глубокое соболезнование Нине Семеновне Нелипа по поводу безвременной кончины ее мужа
НЕЛИПА
Дмитрия Игнатьевича
0

Рыбак Эстонии прокомментировал27 тысяч зарплату - и они все убегут из Власти России ... 30 августа 2016 в 12:38

Да они даром будут согласны занять эти места - они воруют на этих местах в миллионы раз больше, чем любая зарплата!
0

Рыбак Эстонии прокомментировалморозовский дом Любаковых, а затем Подрядчиковых - 2005 год 30 августа 2016 в 10:33

я снимаю, а слева в кустах Дашка прячется...
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПодрядчиков Евгений, муж Людмилы Любаковой 30 августа 2016 в 10:30

Подрядчиков Евгений делал один рейс на БМРТ в ЭРПО Океан. Отец его быстренько устроил, Леша Евреинов матросскую книжку сделал, но пол года в море дядю Жену от моря отвадили. Тяжело, реально не для всех работенка... Да и такую красавицу жену, как у него, оставлять одну годами ... нет дело
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАугуст Мармор - сварщик ПБ Урал 1965 год 26 августа 2016 в 09:15

Мармор Аугуст - сварщик August Marmor 05.04.1934 19.08.2015 29.08.2015 Vana, K, 9-20 Liiva kalmistu
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАнтси Аксель Арнович, девиатор электро-радионавигационной камеры Таллинского морского рыбного порта - 10 03 1965 26 августа 2016 в 09:03

Это Аксель Арнович Антси, девиатор электро-радионавигационной камеры Таллинского морского рыбного порта. Он депутат городского Совета.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАмериканский полугусеничный бронетранспортер M3A1. 26 августа 2016 в 07:20

На таком воевал Аксенов Олег в Китае против японцев
0

Рыбак Эстонии прокомментировалэто ГАЗ-51 26 августа 2016 в 07:13

на таком Аксенов Олег рулил - 38 лет непрерывного стажа.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалсоветские моряки поднимают флаг ВМФ СССР над бухтой Порт-Артура 1945 год 26 августа 2016 в 07:09

Где-то там есть и мой дядька - молодой (18 лет) водитель бронетранспортера из Калинина Олег Аксенов.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалГеоргий Вицин. Жил на свете Человек 26 августа 2016 в 06:43

Жил на свете Человек. Одни называли его святым, другие отшельником и чудаком, третьи просто крутили пальцем у виска.
Каждое утро к подъезду его дома на Арбате прилетала большая стая голубей.
И бежали навстречу бездомные собаки, радостно виляя хвостиками, и бомжи, коими богата была Москва в 90-е, поджидали в сторонке, стараясь не остаться незамеченными очень скромным и неприметным пожилым человеком в потертой куртке, кепке, почти надвинутой на глаза...
Не любил, когда его узнавали!
И для каждого находилось у него не только доброе слово, но и угощение: птицам - пшено, собакам - колбаска и косточки, бомжам - хлеб, сосиски, мелкие деньги...
Впрочем, люди ценили не столько дары, сколько искреннюю заботу знаменитого артиста о тех, кто пал на самое «дно» в силу жизненных обстоятельств:
ибо побеседовать о жизни, пожать руку великому человеку, вновь почувствовать себя уважаемыми – дорогого стоит!
«Идите с миром», - отвечал им на слова благодарности.
Сам же шел кормить бомжей четвероногих - бывших «друзей человека», от которых массово избавлялись россияне, ставшие внезапно нищими после грабительских экономических реформ 90-х.
Сколько породистых и метисов, лохматых и короткошерстых, маленьких и больших, было обречено на холодную и голодную смерть, если, конечно, "повезет" им избежать лап живодеров!
И он выбрал для себя миссию – помогать этим несчастным, брошенным созданиям, хотя сам едва сводил концы с концами: жил на мизерную пенсию в маленькой квартирке, с кухней в четыре квадратных метра, куда и друзей было неловко пригласить.
Черно-белый телевизор, неработающий душ и кран холодной воды, вместо занавесок на окнах – мешки из-под сахара... комнаты, нуждающиеся в ремонте... и больная, лежачая жена.
«Почему только вы ходите, а где ваша супруга?» - спрашивали местные продавцы.
«Да вот, шляпу подходящую в гардеробе не нашла», - отшучивался, покупая лапшу «Доширак» для себя и пшено - для голубей.
Мясные обрезки и косточки для животных ему оставляли продавцы соседнего Смоленского гастронома.
Он же мясо не потреблял – был вегетарианцем, занимался йогой, врачей не посещал - даже карточки медицинской не имел в поликлинике. Возможно, именно поэтому дожил до преклонного возраста без хронических болячек.
На девятом десятке изношенный организм уже давал о себе знать...
Это удручало, впрочем, как и все, происходившее в России в 90-е. «Новую эпоху» - криминального разграбления страны – не мог принять и приспособиться.
Но в любую погоду – дождь, снег, мороз и гололед, несмотря на настроение и сердечные боли - он находил в себе силы встать с постели, чтобы идти к тем, кто нуждался в его заботе, любви, ласке.
«Я должен кормить голубей» - твердил сам себе каждое утро.
Птицы садились на плечи, голову, клевали корм с ладони, собаки жались к ногам, ласкались.
И чувствовал он, как необходим этим беззащитным созданиям в мире холодном, равнодушном, жестоком...
Птицы и собаки следовали за ним повсюду, так же, как в далекие времена, животные сопровождали православных святых – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Евфросинию Вяземскую...
И бродил он с этой свитой по арбатским дворикам, кормил собак, кошек. Беспризорных котят, щенков относил в зоомагазин, где затем их бесплатно отдавали в добрые руки.
Страстную любовь к животным, природе, пронес через всю жизнь, с тех детских лет, когда его - болезненного ребёнка, мать устроила в школу, располагавшуюся в заповеднике.
Застенчивый, погруженный в себя, мальчик часами гулял в лесу, подружился с птицами, насекомыми и даже деревьями. Беседовал с ними, нежно разглаживал пожухшие листочки, физически ощущая страдания срубленных, случайно покалеченных, варварски поломанных.
Лес воспринимал как огромное чудо, как храм, и боялся причинить вред любому, даже муравью...
Вот ползет невесомая букашка по ладони, едва касаясь лапками, нежно щекочет кожу: хрупкие ножки, ломкие крылышки, изящное тельце – ювелирная работа божественного мастера!
А может быть, и люди для кого-то там, наверху, всего лишь ничтожные насекомые?
Даже став взрослым, никогда не убивал он тараканов, мух, пауков, потому что все живое создано самим Творцом, и человек невправе уничтожать его творения.

Как-то зимой, в жестокий мороз, он заметил на люке теплоцентрали умирающего пса.
«Надо взять собачку, а то за ночь замерзнет», - и восьмидесятилетний человек поднял несчастного, отнес домой.
Так в квартире поселился Мальчик – обычный «дворик», с вылезшей шерстью, выпирающими под кожей ребрами, злобный и недоверчивый...
Но, если есть в человеческом сердце настоящая любовь, любую дворнягу можно отогреть. Пёс поправился, оброс шелковистой шкуркой, стал лучшим другом своему спасителю. И, когда они вобнимку отдыхали на диване, на телефонные звонки отвечала супруга:
«Не тревожьте Гошу, на нем спит собака. Он очень боится её побеспокоить. Она же дворняга. Столько перенесла. Пусть поспит...»
Бывало, Мальчик занимал диван раньше хозяина, и приходилось тому укладываться рядом - на полу.
«Собаки - они как лекарство: лечат, спасают людей, укрепляют нервную систему. После восьмидесяти всем надо иметь собаку. Она спасёт вас, поможет с режимом дня лучше всяких докторов» - советовал он друзьям и мечтал о том, чтобы все люди подкармливали животных!

Человек должен жить в доброте и любви к живым существам, иначе он даже не животное по Дарвину, а резиновый манекен, набитый трухой под названием "внутренние органы"
Кроме Мальчика, в семье жили два попугая и спасенная из лужи божья коровка.
Благодаря неустанной заботе, ей выпало счастье прожить на свете целых ТРИ года, вопреки двухлетнему жизненному сроку в природе.
Одного из попугаев нарекли Борисом - он был куплен в день, когда президентом страны стал Ельцин. Попугай умел говорить и часто, с интонациями супруги хозяина, кричал вслед: «Что ты всё бегаешь? Пойди, поспи!»
По вечерам Человек выходил на балкон, рассматривал в телескоп звездное небо, и верный Мальчик ложился у ног, согревая своим теплом.
Как же манили далекие галактики, инопланетные цивилизации!
Но, - беседовал он с собакой, - человечество слишком агрессивно, не захотят инопланетяне с нами общаться, вряд ли мы будем приняты во вселенское высокоразвитое созидательное братство ... Вся история человечества - бесконечные войны, разрушения, насилие, горе и слёзы народные. Наши технические достижения направлены не на благо человечества - на уничтожение друг друга. И с техническим прогрессом деградирует человеческая мораль... Где гарантия, что новые знания не будут повернуты против соседей по галактике? Возможно, пройдет не одно столетие, прежде чем люди поймут, зачем они на Земле... И прежде чем рваться к звездам, стоило бы навести порядок в собственном доме, где столько нуждающихся, больных, неимущих, а для этого нужно всего лишь жить по законам ЛЮБВИ!

Именно этой любовью – к жене, дочери, собаке... любовью ко всему живому он и жил, и был счастлив, хоть пенсии не хватало, и сантехнику починить было не на что, и жена тяжело болела, и дочь - художница, скульптор, мало зарабатывала.
От предлагаемой материальной помощи всегда отказывался: «другим сейчас тяжелее...есть люди беднее. Я же могу жить и в бочке, как Диоген».

Ни деньги, ни машины, ни дорогая обстановка – ничто материальное не интересовало – любил лишь страстно книги, заполонившие всю квартиру.
Пифагор, Сократ, Гомер, Овидий, Гораций, Петрарка ...
Как же созвучны были их взгляды его собственным мыслям, миропониманию!
Ведь ещё две тысячи лет назад, любимый поэт Овидий писал:
"Бросьте силки и капканы! Не трогайте пташек небесных;
Уст человеческих кровью созданий живых не скверните;
Смертные - смертных щадите!"

Часто поступали приглашения принять участие в спектаклях - «юморинах» в Театре киноактера. Несмотря на плохое самочувствие, всегда соглашался, шутил, что зарабатывает на корм бездомным животным.

Вот и 6 сентября 2001 года, когда за два часа до начала спектакля, его попросили заменить заболевшего артиста - согласился ...
В тот день чувствовал себя неважно, болело, щемило сердце, и поэтому попросил, чтобы его выступление было первым. Перед отъездом в театр вышел прогуляться вместе с дочерью и Мальчиком. Голова кружилась, ноги подкашивались, но ему страстно хотелось пройтись по любимому Арбату, попрощаться с друзьями - птицами, собаками, поскольку было предчувствие: видит их в последний раз...
Сердечный приступ случился прямо на сцене - "скорая" отвезла в больницу, где ещё полтора месяца врачи боролись за его жизнь. Он умер 22 октября 2001 года.

Знаменитого актера и великого Человека в последний путь провожали не только люди - бездомные собаки тянулись за гробом, в небе кружили птицы...

Год спустя на его могиле, на Ваганьковском кладбище, был установлен, созданный на народные средства, памятник с очень скромной надписью:

ГЕОРГИЙ ВИЦИН
1917-2001
0

Рыбак Эстонии прокомментировалавтограф Юрия Никулина. 26 августа 2016 в 06:37

В семье не любили брать автографы и выражать любые формы "поклонений звездам". Но единственный автограф имелся. Это был автограф Юры Никулина - года 1968-го. В Сочи в доме отдыха отец отдыхал и Никулин. Никулин автографы никому не давал, с утра сразу уезжал в город. Отец как-то на завтраке подослал сестру к нему с "санаторной книжкой" - Ольга хорошенька как куколка была. Никулин не удержался, улыбнулся, поняв, что раскололи его, и дал ей автограф ... но сразу же уехал т. к. немедленно толпа повалила за автографами...
0

Рыбак Эстонии прокомментировалВалентин Иванович Филатов - 1920 - 1979 26 августа 2016 в 06:28

Лет 5 мне было. Летом приехал Аксеновы в гости, и мы пошли с утра смотреть кино - Мишель и Мишутка, с медведями Филатова! А потом дома по телевизору шел фильм о московском Цирке - водная феерия! Мы с братом (почти погодки были) напросились в ванную купаться. Дом наш был бывших немецких офицеров, и ванна была огромная - для нас как бассейн ... И мы устроили по мотивам Цирка такое представление, такую водную феерию с ныряниями ...!, что нас со скандалом ( квартира-то была коммуналка) выдворили в реальность, на сушу. Но еще долго родители нас звали с Игорем "Мишель и Мишутка"
0

Рыбак Эстонии прокомментировалВильнюс 25 августа 2016 в 09:10

Брат деда Олега, Иван, жил на улице Поплавской д. № 20 в Вильнюсе. Само название связано с водой...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дом № 20 по улице Поплавская сегодня

Улица была Paplaujos до 1987 года, а исторически называлась еще и Ново Поплавская, Popławski, Nowopoplawska
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


1858 год.

Это был Вильнюсский "Раббат", Вильнюс называется официально "диполис" - старейший пригород. Там могли потихому поселиться в конце 19 века и "белорусы", которым было запрещено селиться в городах. Сегродня на Поплавской живут больше студенты и артисты, объявившие часть Вильнюса, где расположена Поплавская улица в шутку "Республикой Ужупис ".

Ужупис – это маленький и уютный изолированный квартал Вильнюса. В переводе с литовского «ужупис» означает «заречье». Часто его сравнивают с Монмартром, расположенным в Париже. Одна часть городского квартала расположена в Старом городе, другую часть города окружают крутые холмы и гора Трех крестов, а с третьей стороны располагается индустриальная зона, выстроенная еще в советские времена.

Небольшой квартал Ужупис всегда имел автономное положение в городе: муниципалитет собирал деньги с мельниц за проезд по каждому из семи мостов. Как известно, свой бюджет – своя власть. В большей части в Ужуписе проживали бедные люди, а ближе к средним векам это было слобода мукомолов и кожевников, ведь расположенная рядом река позволяла кожевникам замачивать изделия в своих быстрых водах, а мукомолы могли молоть зерно, которое доставляли крестьяне через идущий над рекой мост.

Немалый участок на углу Поплавской и Заречной улиц занимает огромный дворец в жанре строгих классицистских форм. Это здание было выстроено еще в конце 18 века по эскизам архитектора Августина Коссаковского, а в первой половине 19 века дворец полежал реставрации. Примерно с 1840 года здание входило в собственность различных учреждений и собственников, которые разместили в нем пекарню, гостиницу и корчму. С 1863 года дворец стал принадлежать семье Гонестов, которая владела им вплоть до 1940 года, и именно благодаря этому событию здание закрепило за собой название pałac Honestic. На данный момент первый этаж этого здания занимает продуктовый магазин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Если следовать по Заречной улице, то за воротами по правой стороне можно увидеть костел Святого Варфоломея. За костелом, недалеко от маленького парка, улица разделяется на улицы Кривю и Полоцко. На улице Полоцко расположен Научно-исследовательский институт онкологии, в котором когда-то работал Казимир Пельчар – профессор института Стефана Батория.

Сразу после улицы Полоцко проходил старый тракт Батория на Полоцк, сейчас же она выходит на улицу Стефана Батория, ведущей к Новой Вильне, и к Бельмонту.

Ближе к концу 19 века это место стало поселением для мелкой буржуазии и недовольных мещан. Кроме того, сюда стали съезжаться мелкие служащие и военные, но все же наибольшее количество жителей представляло собой бедноту.

Но, несмотря на это, Ужупис приютил на своих пределах и немалое количество знаменитых людей. Например, на Поречной улице родился и вырос непризнанный ксендз Феликс Джержинский, а на Мельничной улице жил великий поэт Константы из Польши Ильдефонс Галчинский.

Но уже в 90-е годы жизни жителей улицы Ужупис кардинально поменялась. Можно сказать, что почти в считанные дни этот район стал самым престижным и молодым районом Вильнюса, а дома и квартиры этого района прибрели невероятную популярность, возвысив свои цены. Все непригодные для жизни дома были проданы. Нелегко пришлось художникам, но большее количество мастерских превратилось в модные галереи. С этого момента улица Ужупис приобрела невероятную популярность у людей всех творческих профессий, за что этот район провозгласили Республикой Ужупис. Жители района даже обзавелись своим собственным флагом, избрали президента, создали конституцию и вооружились армией из 12 человек.

Конституция была выбита на пластинах, которые являлись элементом интерьера одного из кафе и провозглашала приписные истины, которые освобождали людей от неведомых условностей того времени.

Символическим памятником Ужуписа является статуя трубящего в трубу ангела. Эта бронзовая скульптура была установлена на специальной колонне 8,5 метров в высоту. Сама колонная была подготовлена в 2011 году. Сначала на ней находилось огромное яйцо, которое подлежало продаже в 2002 году на аукционе, который устроил Клуб ангела. Уже через месяц после этого на колонне была воздвигнута скульптура из посеребренной и позолоченной бронзы общей высотой 12,5 метров. Автором этого монумента является архитектор Альгидрас Умбрасс и скульптор Ромас Вильчяускас. На сооружение этого монумента было потрачено более пятисот тысяч литов, а сами средства были собраны путем пожертвований частных лиц и компаний. Памятник ангелу символизирует освобождение и творческую свободу всего квартала.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1861-1866 годы

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1858 год.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1907 год.
Кое-что об истории этой части города Вильнюса....

Переселение любого учреждения во все времена было и остается делом хлопотным и не всегда благодарным. Тем более, если речь заходит о попытке переместить на новые квартиры ... дома терпимости.
Идея вынести все публичные дома с центральных улиц Вильны на городские окраины принадлежала Виленскому полицмейстеру Раевскому. Именно он раcпорядился в конце 1889 года убрать представительниц древнейшей профессии с центральных улиц города. Было приказано сгруппировать эти учреждения в районе улиц Поплавской (ныне ул.Паупю) и Сафьянной (ныне Майроню). Что вызвало появление этого распоряжение и чем оно было обосновано - сведений не имеется. Скорее всего это было сделано с целью очистить центр от притонов.


В 1890 году на Поплавской улице размещались 4 таких заведения, на Заречной (Ужупю) – 1 и на Сафьянной – 6.
Город в конце XIX начале XX веков интенсивно расширялся . На окраинах появились заводы и фабрики. И теперь, малонаселенная окраина превратилась в многолюдный, оживленный промышленный район. Такое соседство не очень устраивало фабрикантов и заводчиков. В конце XIX века они обратились в городскую Управу с просьбой о возможном перемещении "соседок" в другой район города. Промышленники люди денежные, а по сему ответа на эту просьбу долго ждать не пришлось. Городской Управой было предложено место, а виленскому полицмейстеру было предписано 23 марта 1900 г: "Принять меры к переводу домов терпимости в г. Вильне с Поплавской и Сафьянной на Заречье по Полоцкой улице в местность за переулок и кладбище".
Но ни кто не хотел такого соседства. Первыми восстали жители Полоцкой улицы. Они обратились с прошением к губернатору. Их аргументы звучал вполне весомо.Во-первых, с левой стороны улицы земля под построенными домами принадлежала Виленскому Свято-Духову православному монастырю. В контрактах с домовладельцами было оговорено не открывать публичных заведений без согласия на то монастыря. Вероятность того, что духовное ведомство согласилось бы иметь на этой земле дома разврата была полностью исключена. Во-вторых, правая сторона улицы примыкала к Бернардинскому кладбищу и "потому не может быть допущено такое близкое соседство разврата с таким священным местом упокоения". По мимо этих причин, была еще одна, не менее важная. Здесь помещались три детских приюта. В прошении говорилось: "Дети обыкновенно любознательны, будут наблюдать , как мимо их будут прогуливаться в город или обратно падшие женщины и пьяные мужчины, что в таком случае вещь весьма обыкновенная. Все эти доводы дают нам право ходатайствовать перед Вашим Сиятельством отменить свое распоряжение относительно помещения домов терпимости на Полоцкой улице и указать более соответствующее этой профессии место".
Управе пришлось искать другое решение вопроса. Новоселье было перенесено на некоторое время и в другое место. Требование домовладельцев и жителей Полоцкой улицы были удовлетворены. Но теперь опять остались недовольными заводчики и фабриканты. Настала их очередь писать прошение Виленскому губернатору святейшему князю Н. И. Грузинскому.
Скольких моральных и физических усилий стоило заводчикам и фабрикантам убедить Управу в принятии именно им нужного решения, остается только догадываться. В какую сумму обошлись подписи бюрократов из Управы, история не сохранила тем более. И вдруг, уже принятое решение отменяется. Что делать? В своем обращении они говорят, что мол было принято первоначально правильное решение по этому вопросу, но вот ходатайство домовладельцев Полоцкой улицы и письмо духовного ведомства изменили его. "По дошедшим до нас слухам, - написано в прошении,- Управа изменила свое первоначальное намерение и решила, будто, перенести часть этих домов не на Полоцкую улицу, а на Копаницу, составляющую продолжение той же Поплавской улицы.
Ввиду этих слухов осмеливаемся обратиться к Вашей Светлости с покорнейшею просьбою, обратить свое благосклонное внимание на невозможность допустить такое перемещение домов терпимости или хоть части их на Копаницу, т.е. еще ближе к многочисленным крупным заводам находящихся в том районе. При таком перенесении буде гораздо хуже чем теперь, так как постоянное присутствие в этой местности огромного числа рабочих, тут же живущих и работающих на наших заводах, приведет неминуемо к постоянным столкновениям и дракам".
А чтобы их прошение было более весомым они подключили к этой истории членов правления Еврейской молитвенной школы Таубера, которая находилась на Поплавской улице, не по далеко от Копаницы. Представители школы указали, что по их данным, содержательницы этих заведений намерены приобрести два дома "находящиеся на ростоянии каких-нибудь 15 саженей от нашей молитвенной школы: такое положение непременно послужит осквернением Божьего дома, тогда как на Копанице, т.е. глубже в улицу и без этих двух домов вполне довольно места для устройства заведений." Кстати, квартиры избираемые для домов терпимости, должны были распологаться от церквей, училищ, школ и т.п. заведений не ближе 150 саженей (1 сажень – 2 метра 14 сантиметров)

Губернатор опять в раздумье. Аргументы вполне существенны. Управа предлагает очередной вариант. Вилкомирская улица (Улица Укмергес). И вновь прошения, и вновь ходатайства, и вновь "нежелательно", и вновь "пагубные последствия" ....

Но не все жители этого района отрицательно относились к такому соседству. Например, домовладелец Лейба Абрамович Кикулькин в своем послании губернатору сообщает: "... имею честь заявить, что в доме моём, состоящим на Копанице, имею три помещения, которые я согласен отдать в аренду под сказанные заведения с 29 сентября 1900 года." Лишний раз убеждаемся в справедливости пословицы: "Кому война, а кому мать родная."
Военные дислоцированные в городе также были привлечены к вопросу " о перемещении домов терпимости". В письме, отправленном виленской Управой в штаб третьего армейского корпуса, было предложено разместить "очаги разврата" в Снипишкес, неподалеку от расположенных там военнских частей.

В всерьез или в шутку это предложение обсуждалось на самом высоком уровне виленского военного руководства. Обсуждали "верха", а отвечали "низы", при этом вполне серьезно и осмысленно. Например начальник штаба 27-ой пехотной дивизии в рапорте в штаб корпуса пишет: " По приказу начальника Дивизии доношу, что Его превосходительство признает не удобным перенесение домов терпимости на Хибинскую улицу, которая находится в центре казарм 105, 106 и 108 полков, но вместе с тем находит желательным, чтобы определенные дома терпимости служили бы только для лиц воинского звания и были бы подчинены большему надзору войсковой медицинской части. Ввиду этого перенесение их на Снипишкес вполне возможно." Вот она истинно воинская хитрость и смекалка, вроде бы перенос этот не удобен, но в тоже время - возможен и даже вполне желателен. И все это на благо защиты родины - армия будет здоровее, ибо " надзор военной медицинской части окажет благотворное действие на уменьшение заболевания венерическими заболеваниями".
Военные пошли еще дальше, они предложили принять ряд организационных мер во взаимоотношения "военный-проститутка", которые были высказаны командирами полков при обсуждения данного вопроса. Во-первых, господа офицеры потребовали, чтобы на билетах жриц любви были их фотографии. Второе требование родилось вероятно из личного опыта офицерского состава - чтобы был введен, "по примеру некоторых городов заграницей, медицинский осмотр входящих в дом терпимости мужчин" и категорически запретить доступ к девушкам нетрезвых посетителей. Ну а для низших чинов, отправляющихся на встречу с девицами легкого поведения, от армейского командования потребовали организовать выдачу билет о их здоровья.

Ну а как реагировали сами жрицы любви на предстоящий переезд? Прямо скажем, не очень-то им хотелось сниматься с насиженных, да и не только насиженных, мест и вить свои гнездышки в других районах Вильны. Получив от местного пристава распоряжение виленского полицмейстера с предписанием о перемещении их хозяйства на Снипишки, на новую еще не существующую улицу, хозяйки этих заведений очень обеспокоились. Как законопослушные гражданки Российской Империи они тоже обратились к губернатору.
Улицы еще нет, а переезжать надо, и в качестве промежуточного варианта им было предложено временно перебраться на Вилкомирскую улицу ( ныне это в районе проспекта Конституции) по соседству с создаваемой Лесной улицей, которая сегодня не существует. Но из-за краткосрочности прибывания ни кто из домовладельцев на Вилкoмирской не хотел арендовать свои помещения на один год. Были выставлены условия - договор сроком не менее 3-х лет с оплатой на год вперед. Дело в том, что специфика этих заведения требовала определенной перестройки зданий, связанных со значительными расходами. Существовали особые требования для помещений где распологались эти заведения. Оно должно было иметь общий зал, столовую, комнату для хозяйки или экономки и по комнате для каждой поститутки. Комнаты для последних различны.
И тогда все хозяйки борделей, а именно Хая-Ривка Фегельсон, Ривка Бернар, Сара Кох, Хана Виршуп и Койла Крупник, в один голос заявили, что этот временный переезд "может нас довести к разорению и понесению громадных убытков, а потому честь имеем всепокорнейше просить Вашу Светлость об неотказе в сей нашей всепокорнейшей просьбы и отсрочить нам перенесение наших заведений впредь до окончательного возведения на новой улице - Лесной улице новых домов, которые возможно будут сняты нами в аренду на более продолжительный срок."

Кому-то в Управе пришла мысль - не переносить все заведения в одно место и все сразу. Дома терпимости высшего разряда, что находились на Поплавской было предложено перенести за Зеленый мост на улицу Пиромонтскую, а классом пониже, все-таки пристроить поближе к военным, тем более, "что со стороны военного ведомства,- как видно из отношения штаба Виленского военного округа,- не встречается препятствия к учреждению домов терпимости в пределах Снипишки".
А вот уже жители Пиромантской улицы выступили с просьбой "о перемещении этих домов в другое, соответствующее своему назначению место, которое в стороне от оживленных улиц, не посещаемых городскими жителями за отсутствием на них каких-либо учреждений и торговых предприятий." Эта улица в основном была застроена домами-дачами, сдаваемыми в аренду интеллигентному классу городского населения, преимущественно офицерского состава. " В конце Пероманского переулка на котором, из-за отсутствия полицейских постов, будут происходить бесчинства и буйства, так, что проезд и проход сделается невозможным, не только для местных жителей, но и для военного начальства, посещающего артиллерийские казармы и лагерь."
И вновь задержка. На этот раз до особого распоряжения губернатора.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалВильнюс с высоты птичьего полета 25 августа 2016 в 09:00

Ви́льнюс (лит. Vilnius [ˈvʲɪlʲnʲʊs] (инф.), до 1918 — Ви́льна, в 1919—1939 годах — Ви́льно,белор. Вільня, польск. Wilno) — столица и крупнейший город Литвы. Образует муниципальное образование Вильнюсское городское самоуправление.

Население — 539 939 человек (2014 год), или 18 % населения страны; второй по величине город стран Прибалтики (после Риги). 63,2 % литовцев, 16,5 % поляков, 12 % русских (2011 год). С 2003 года декларируется наличие проекта формирования в будущем на основе Вильнюса и второго по величине города страны Каунаса общего урбанистического образования — «диполиса».

Расположен на крайнем юго-востоке Литвы, при впадении реки Вильни (отсюда, предположительно, название города) в реку Вилия; вблизи границы с Белоруссией. Главный политический, экономический и культурный центр Литвы. Вильнюс производит до трети ВВП страны (весь Вильнюсский уезд (с 1 июля 2010 г. официально ликвидирован) производит 38 % ВВП Литвы).

Впервые упоминается в 1323 году как столица великого князя Литовского Гедимина. На протяжении веков главный город Великого княжества Литовского, а с 1569 года и Речи Посполитой. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году вошёл в состав России, где до 1918 года именовался Вильна. С 1920 по 1939 год под названием Вильно входил в состав Польши. С 1939 стал столицей Литовской Республики (впоследствии Литовской ССР) под названием Вильнюс.

Остатки средневековых построек, церкви в стилях барокко и классицизма. Во время Второй мировой войны город был частично разрушен. Исторический центр внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 69 % площади занято зелёными насаждениями.

В силу своего многонационального и многокультурного характера город известен под различными названиями. В литовском языке исторически и в современности город называется Вильнюс (лит. Vilnius).

Относительно происхождения названия города существуют разные мнения. Большинство историков и языковедов считают, что более древняя форма литовского наименования города (Vilnia) и его русский эквивалент (Вильна) происходят от названия речки Вильни, левого притока Вилии (Neris, в письменных источниках XIII—XIV вв. — Nerge, Велья), название которого связывают с аукштайтским vilnis «волна».

Другая версия исходит из того, что первичным является гидроним Вилия, который происходит от славянского «велья», что значит «большая». От данного гидронима предположительно и произошла ранняя форма названия города «Вильня», известная по русским и литовским источникам.

В древнейших письменных источниках на латинском и западнорусском языках до конца XVI века господствуют формы Вильна, Wilna, Vilna (в письмах Гедимина 1323 года in civitate nostra regia Vilna) и т. п. (в латыни все названия городов женского рода). В памятниках письменности с конца XVI века употребляются формы Wilno, Vilno, ווילנע (Вильнэ). Около того же времени в памятниках литовской письменности (в постилле Даукши, изданиях уроженца города, первопечатника Йокубаса Моркунаса, в «Грамматике» Клейна) записывается литовское название города: Vilnius.

Со второй половины XIX века, в особенности после подавления М. Н. Муравьёвым польского восстания 1863 года, написанию придавалось особенное значение: форма Вильна (сохранялась до 1918 года) считалась русской, а в написании Вильно (господствовала в 1919—1939 годы) усматривалось утверждение «польского» характера города.

Основание города
Древнейшие поселения на современной территории Вильнюса, как свидетельствуют археологические находки в различных частях города, относятся к эпохе мезолита.

Город расположен на территории, входившую в раннесредневековую дофеодальную культуру восточнолитовских курганов балтов. На территории города находится более десяти курганов.

По преданиям, зафиксированным в летописях, мифический литовский князь Свинторог облюбовал место при впадении реки Вильни в Вилию для своего погребения. Он наказал сыну после своей смерти сжечь в устье Вильни его тело и впредь здесь совершать ритуальные трупосожжения. Место получило название долины Святого Рога (долина Швянтарагиса).

По легенде, спустя годы великий князь литовский Гедимин отправился из Троков на охоту в окружавшие долину Святого Рога леса. После удачной охоты Гедимин остался ночевать на Святом Роге. Во сне он увидел огромного железного волка на горе, который выл, как сотня волков. На утро князь попросил жреца Лиздейку растолковать сон. Лиздейка объяснил, что волк означает замок и город, который здесь заложит правитель. Город станет столицей всех литовских земель, а вой волков означает славу, которая распространится по всему миру благодаря достоинствам жителей города.

В письменных источниках город впервые упоминается в первой четверти XIV века, когда он стал резиденцией великих князей литовских и столицей Великого княжества Литовского: в письме на латинском языке, датированном 25 января 1323 года Гедимин назвал Вильну своим стольным городом. При этом город уже существовал к 1323 году и мог быть основан в XIII веке.

Великое княжество Литовское и Речь Посполитая

В 1387 году польский король и литовский великий князь Ягайло пожаловал Вильне магдебургское право. В 1503—1522 годах город был окружён городской стеной с девятью воротами и тремя башнями. Вершины развития Вильна достигла в правление короля польского и великого князя литовского Сигизмунда Старого, обосновавшегося здесь со своим двором в 1544 году. В дальнейшем город постоянно рос и развивался. В 1579 году королём Польши Стефаном Баторием в городе был основан Академия и университет Виленский Общества Иисуса (иезуитов). Таким образом Вильна стала первым университетским городом Великого княжества Литовского и его крупным научным и культурным центром.

Ущерб городу наносили разрушительные пожары 1610, 1737, 1748, 1749 годов и эпидемии. В ходе русско-польской войны город взяли запорожские казаки Ивана Золотаренко и русские войска царя Алексея Михайловича, они разграбили и уничтожили значительную часть населения (резня продолжалась три дня, было убито более 25 тысяч жителей в один день, по другим сведениям до двадцати тысяч жителей или до трети жителей); разрушения довершил длившийся 17 дней пожар. В эти годы город серьёзно пострадал также от эпидемии чумы, охватившей почти всю Восточную Европу. После полуторагодичной осады русского гарнизона, Вильна с осени 1661 года вновь в составе Речи Посполитой. В 1769 году было основано кладбище Росса — старейший некрополь Вильны. В 1793 город заняли русские войска. В 1794 года Вильна стала центром восстания Тадеуша Костюшко.

После третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году Вильна отошла России.

Российская империя

Дворец правителей Великого княжества Литовского, снесённый в XIX веке
Вильна стала административным центром Виленской (1795—1797), затем Литовской (1797—1801), Литовско-Виленской (1801—1840), а с 1840 года — вновь Виленской губернии, входившей в Северо-Западный край Российской империи. К ведению виленского военного губернатора (генерал-губернатора) относились также Ковенская, Гродненская и, в разное время, другие губернии.

В 1799—1805 годах были разрушены городские стены. Сохранились отдельные фрагменты и Острая брама с часовней и чудотворной иконой Остробрамской Божией Матери. В апреле 1803 года императором Александром I был учреждён императорский Виленский университет. Летом 1812 года город заняли французские войска Наполеона. Остатки разбитой великой армии отступали на родину также через Вильну. Улицы и окрестности были усеяны горами трупов замёрзших, умерших от голода и болезней солдат; захоронены они были лишь несколько месяцев спустя.

После восстания 1831 года Виленский университет в 1832 году был закрыт. Город не затронули бои восстания 1863 года, но после его подавления генералом Муравьёвым были приняты меры по искоренению польской культуры и приданию Вильне русского характера, для чего были заново отстроены пришедшие в упадок православные храмы.

На рубеже XIX и XX веков Вильна стала центром культурного и политического возрождения литовской государственности. После отмены запрета печати на литовском языке латиницей в 1904 году в Вильне стала издаваться первая газета на литовском языке на территории Литвы «Вильняус жинёс». В 1905 году состоялся Великий Вильнюсский сейм — съезд представителей литовского народа, сформулировавший требования политической автономии Литвы. Вильна также становится центром культурной и политической идентификации белорусского народа. Здесь публиковались первые литературные произведения на белорусском языке, издавались газеты «Наша доля» и «Наша нива», возникли белорусские школы, действовали белорусские национальные организации; в 1918 году город был объявлен частью Белорусской Народной Республики.

Первая мировая война

Вильнюсская конференция, положившая начало созданию литовского государства
Перед войной у города Вильны дислоцировалась 27-я пехотная дивизия. 14 августа 1914 года, с началом мобилизации, 27-я пехотная дивизия покинула окрестности города и была направлена к границе с Восточной Пруссией в район д. Симно.

С 1915 года по 1918 годы город был оккупирован немецкими войсками. 16 февраля 1918 года в Вильнюсе был подписан Акт независимости Литовского государства.

Советско-польская война

После того, как 31 декабря 1918 года немецкая армия оставила город, 1—5 января 1919 года город был в руках местных формирований польской самообороны. 5 января 1919 года его заняла Красная Армия. В Вильну из Двинска переехало советское Временное революционное рабоче-крестьянское правительство во главе с В. Мицкявичюсом-Капсукасом. На Первом съезде Советов Литвы 18—20 февраля принята Декларация об объединении Советской Литвы и Советской Белоруссии. 27 февраля провозглашено образование Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбел). В ходе советско-польской войны 19 апреля 1919 года город заняли польские части, 20 июля 1920 года — части Красной Армии. Вскоре после поражения в битве за Варшаву отступающая Красная Армия передала город Литве в соответствии с подписанным 12 июля 1920 года договором между Советской Россией и Литовской Республикой. Польша также признала суверенитет Литвы над Вильнюсом и Виленским краем по Сувалкскому договору, подписанному 7 октября 1920 года. Однако уже 9 октября 1920 года части генерала Л. Желиговского с негласной санкции Ю. Пилсудского заняли Вильнюс и часть Литвы.

Межвоенный период

В 1920—1922 годах Вильно был столицей государственного образования Срединная Литва. 20 февраля 1922 года Виленский сейм принял постановление о присоединении города и края к Польше. На территории бывшей Срединной Литвы было сформировано Виленское воеводство. Однако во Временной конституции Литвы (1918), в конституциях 1928 и 1938 годов Вильно именовался столицей Литвы. «Временной столицей» Литвы официально именовался город Каунас. Антанта сочла адекватной компенсацией за потерю Виленской области юридическую передачу Литве захваченного Мемеля.

Польские власти подавляли деятельность литовского национального движения. Большинство литовской национальной интеллигенции уехало из города. Единственным храмом, где проводились богослужения на литовском языке (c 1901 года), был костёл Святого Николая. В межвоенное время Вильно являлся центром белорусского национального движения: действовала Белорусская гимназия, Белорусский музей братьев Ивана и Антона Луцкевичей. После вхождения Вильнюса в состав СССР многие из белорусских национальных деятелей были репрессированы.

Вторая мировая война

Вильнюс после боёв 1944 года

18 сентября 1939 года Вильно и окрестности заняла Красная Армия. По Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области между Советским Союзом и Литвой от 10 октября 1939 года часть Виленского края и Вильно были переданы Литовской Республике. 27 октября 1939 года в Вильно вошли части литовской армии, а 28 октября церемония встречи литовских войск была проведена официально. 3 августа 1940 года Литва вошла в состав СССР, а Вильно (с этого времени город по-русски официально называется Вильнюс) стал столицей Литовской Советской Социалистической Республики.

Во время Второй мировой войны город с 23 июня 1941 года был оккупирован немецкой армией, в сентябре того же года было образовано еврейское гетто. За время оккупации жертвами Холокоста стали 95 % представителей еврейской общины города.

13 июля 1944 года в результате Вильнюсской операции, после штурма города с 7 по 13 июля, Вильнюс был освобождён от немецких войск армией Третьего Белорусского фронта под командованием И. Д. Черняховского. В боях с частями немецкого гарнизона за освобождение города 7 июля — 14 июля 1944 года также приняли участие 12,5 тысяч бойцов польской Армии Крайовой (операция «Острая брама»; в разных источниках цифра бойцов АК доходит до 15 тысяч). 16 июля польские командиры были приглашены на совещание к генералу Черняховскому и арестованы. В мемориальном ансамбле в память о советских воинах Великой Отечественной войны на Антакальнисе похоронено 2906 советских воинов Третьего Белорусского фронта, погибших при освобождении Вильнюса.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалновогрудокбылпервойстолицейвеликогокняжествалитовского2 25 августа 2016 в 08:38

Новогру́док (белор. Навагрýдак, Нава́градак) — город в Гродненской области Белоруссии, районный центр Новогрудского района, в прошлом — один из главных политических и культурных центров Великого княжества Литовского. Население — 29 594 человека (на 1 января 2016 года).

Название произошло от слов «Новый городок». Он был крупным поселением в удалённых западных землях кривичей, которые попали под контроль Древнерусского государства в конце X века. Древнерусское название Новгородок (Новъгородок, Новъгородокъ, притом склонялись обе составные части: до Новагородка, у Новегородцы, межи Литвою и Новымъгородкомъ, из Новагородка, в Новегородче). В некоторых источниках называется Малым Новгородом.

Во времена вхождения в Речь Посполитую, традиционное белорусское произношение «Нава́градак», трансформировалось в современное название Новогрудок, от польского Nowogródek.

Некоторые историки считают, что летописные варианты названия города — Новогород, Новгородок, Новогородок, Новый Городок, Новогородок-Литовский и др. свидетельствуют о том, что, возможно, неподалеку существовал старый городской центр округи — Радогоща.


Город известен по разным данным с 1044 года, 1116 года или 1252 года. Первое летописное упоминание о поселении как городе, связывают с заложением на этом месте крепости киевским князем Ярославом Мудрым, около 1044 года, но по некоторым предположениям это известие относится к Великому Новгороду. В средневековых источниках используется также название Малый Новгород и Новгород Литовский.

Археологические раскопки, проведённые в Новогрудке в 1960-х годах, свидетельствуют о том, что на этом месте в IX—X веках уже существовал город, имевший торговые связи с Византией, Ближним Востоком, Западной Европой и Скандинавией. Археологически Новогрудок исследовался в 1957—1977 годах. Древнейшее поселение возникло в конце X века на холме Малый Замок. В первой половине XI века город состоял из двух неукреплённых поселений, расположенных на Малом замке и на Замковой горе. Во второй половине XI века вокруг поселения на Замковой горе были возведены укрепления, сформировав таким образом детинец. На Малом Замке сформировался посад. В XII веке посад превратился в окольный город.

На территории детинца исследованы деревянные наземные постройки с глинобитными печами и дощатыми полами. Важнейшей деятельностью населения города были ремесло и торговля. Особенно часто встречаются свидетельства ювелирного ремесла — имелись литейные и ювелирные мастерские, образовывавшие целый квартал на Малом Замке. Также было распространено косторезное дело, обработка дерева и камня. Чрезвычайно широки были торговые связи в XII—XIII веках, о чём свидетельствует огромное количество импортных изделий. Из Киева в Новогрудок поступали стеклянные браслеты, украшения из цветных металлов, энколпионы, иконки, шиферные пряслица. Из Ирана поступали фаянсовые сосуды. Из Византии и Сирии — стеклянная посуда. Из Прибалтики — янтарь.

Столица Миндовга и Литовской православной митрополии[править | править вики-текст]
См. также: Миндовг: крещение и коронация
Согласно энциклопедии «Вялікае княства Літоўскае» (2007), именно Новогрудок был первоначальной столицей Великого княжества Литовского при Миндовге[13]. С начала XIV столетия Новогрудок стал центром православной митрополии Великого княжества Литовского. А. А. Соловьев сообщает, что ещё в 1317 г. великий князь Гедимин добился уменьшения митрополии Великого Московского княжества (Великой России). По его требованию при патриархе Иоанне Глике (1315—1320) была создана православная митрополия Литвы со столицей в литовском Малом Новгороде(Новогрудке). Этой митрополии, по всей видимости, подчинились те епархии, которые зависели от Литвы: Туров, Полоцк, а затем, вероятно, и Киев. Литва была раньше «епархией Великой России; столицей её был Малый Новгород». — Соловьев А. В. Великая, Малая и Белая Русь // Вопросы истории, № 7, 1947

С XV века[править | править вики-текст]
7 февраля 1422 — брак короля Владислава II Ягелло (Ягайло) Польского с княжной Софией Гольшанской в Фарном костеле Новогрудка.
В 1507—1795 Новогрудок являлся центром Новогрудского воеводства в составе Речи Посполитой.
1511 — город получил магдебургское право.
18 марта 1595: получен герб.
1795 — присоединение Новогрудка к Российской империи.
24 декабря 1798: в Новогрудке или вблизи в фольварке Заосье родился поэт Адам Мицкевич.

С 1795 года по 1842 год Новогрудок был центром Новогрудского уезда Литовской губернии, позднее Гродненской губернии. С 1842 по 1917 годы Новогрудок был центром Новогрудского уезда Минской губернии. В межвоенный период — центр Новогрудского воеводства в составе Польши.
Во время Второй мировой войны город был оккупирован немецкими войсками с 4 июля 1941 по 9 июля 1944. Нацисты в ходе Холокоста уничтожили в Новогрудском гетто, Новогрудке и окрестных деревнях около 4,5 тысяч евреев.

Кубок святой Ядвиги

Во время археологических раскопок на Малом Замке в Новогрудке в период с 1955 по 1962, проводившихся Ленинградским отделением Института Археологии АН СССР, был найден артефакт, названный «стеклянный резной стакан», относящийся к группе стеклянных резных бокалов, известных в медиевистике под общим названием «en:Hedwig glass». На найденном в Новогрудке «Кубке Святой Ядвиги» (под таким названием сосуд числится в коллекции Эрмитажа, в Белоруссию этот кубок не был возвращен, несмотря на запросы белорусской стороны), вырезаны изображения Льва, Грифона и стилизованного Древа Жизни в виде двух Змей, обвивающих Чашу Жизни. По версии Британского Музея, сосуды данной группы входят в первую сотню выдающихся произведений материальной культуры общечеловеческой цивилизации.

Все известные в настоящее время кубки серии «HEDWIG GLASS» как сохранившиеся целыми, так и отдельные фрагменты этих кубков, на протяжении многих веков хранились исключительно в столичных городах государств, либо входивших в средневековое государство Священная Римская Империя, либо в столицах династий, имевших родственные связи с династиями, правившими этими государствами.

Вторая мировая война

В июле 1944 года, после освобождения советских войск, в районе Новогрудка был образован фильтрораспределительный лагерь НКВД, функционировавший до 1947 года. Охрана лагеря осуществлялась 3-м стрелковым батальоном 287-го стрелкового полка НКВД. Сюда свозили арестованных жителей Белоруссии, обвиняемых в сотрудничестве с нацистами и антисоветских настроениях. По оценке историка, подполковника Александра Татаренко, в 1944—1947 годах было расстреляно около 35 000 заключённых лагеря. Казни проводили в глухих, отдалённых и недоступных местах Новогрудского и Дятловского районов.

История Новогрудчины даёт немало интересных примеров культурного наследия этой земли. Традиционно здесь развивались гончарство, соломо- и лозоплетение, художественная обработка дерева, ткачество, вышивка. Высокой была и книжная культура: иллюминированное Лавришевское Евангелие (ок. 1329 года), Новогрудский пролог, книжная продукция Любчанской типографии XVII века. Далеко за пределами Новогрудчины была известна библиотека Хрептовичей в Щорсах.

Богатство культурного наследия Новогрудчины отображено и в многочисленных памятниках архитектуры. С Новогрудчиной связаны имена многих выдающихся деятелей культуры: великого поэта Адама Мицкевича, поэтов Яна Чечета, Винцента Коротынского, первого белорусского мемуариста Фёдора Евлашовского, первого белорусского фольклориста Соломона Рысинского, художника Язэпа Дроздовича, фотографа Яна Булгака и многих других.

Традиции культурного наследия продолжаются и развиваются. В районе насчитывается 26 клубных учреждения культуры. Работает 31 библиотека. Книжный фонд насчитывает свыше 424,8 тыс. экземпляров. Работают 2 детские школы искусств, 1 детская музыкальная школа, 1 кинотеатр, 21 киноустановка, видеосалон, 2 автовидеопередвижки, видеопрокат, 5 музеев, в том числе: Дом-музей А.Мицкевича; Историко-краеведческий музей; Черешлянский клуб-музей; Музей Любчанского края в г.п. Любча; Валевский народный историко-краеведческий музей в д.Валевка. Широко известны в Белоруссии и за её пределами деятельность Дома-музея Адама Мицкевича и историко-краеведческого музея. В районе насчитывается 8 коллективов, носящих звание «народный»: цирк районного Дома культуры;театр-студия игры «Гульнёвая скарбонка»; ансамбль песни и танца «Свитязь»; хор ветеранов войны и труда «Радость»; военно-исторический клуб «Мэта»; ансамбль народных инструментов «Гумарэска» преподавателей Новогрудской ДШИ; драматический коллектив «Театрал» Любчанского ЦДК; вокальная группа «Рэчанька» Новогрудской ДШИ. Двум коллективам художественной самодеятельности присвоено звание «образцовый»: театр кукол «Шчарсунок», хор Новогрудской ДШИ. Всего в районе насчитывается 116 коллективов художественной самодеятельности, в которых занято 1609 участников, 27 любительских объединений и клубов по интересам с 409 участниками. Активно занимается финансированием проектов по поддержанию и развитию духовного и культурного потенциала Новогрудка известный белорусский бизнесмен и меценат Алексей Викторович Пыт. Благодаря его усилиям начата работа по созданию уникальной краеведческой экспозиции в деревне Ладеники (Новогрудский район).

Достопримечательности
Руины Новогрудского замка (XIII—XVI века)
Курган Мицкевича (1924—1931)
Гора Миндовга
Фарный костёл Преображения Господня (XIV век), в котором в 1422 году князь Ягайло венчался со своей последней (четвёртой) женой Софьей Гольшанской
Доминиканский костёл Михаила Архангела, школу при котором окончил Адам Мицкевич (1724)
Николаевский кафедральный собор (бывш. францисканский костёл св. Антония (1780)
Борисоглебская церковь (XVI век)
Деревянная татарская мечеть (1855)
Дом-музей Адама Мицкевича (XIX век)
Здания на Рыночной площади (XVIII—XIX века)
Торговые ряды (1812)
Краеведческий музей
Дом воеводы и здание воеводства на ул. Мицкевича (1920-30-е гг.)
Вокзал (ранее ж/д, ныне автобусный) (1915)
0