ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ... - 22 11 1975

Автор
Опубликовано: 2180 дней назад (11 мая 2018)
0
Голосов: 0
КАЖДОМУ МОЛОДОМУ ТРУЖЕНИКУ - СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ДЕСЯТКИ судов нашего объединения находятся в море, далеко от родных берегов. И на многих из них трудятся молодые рыбаки, выполняющие, образно говоря, одновременно два плана — наряду с производственным и учебный, но, тем не менее, он ответствен и важен, пожалуй, не менее, чем первый. Важен и для того, кто его выполняет, и для общества в целом.
Я говорю в первую очередь об учащихся Таллинской заочной школы моряков. Им — трудно, они — постоянно заняты, но им — интересно.
Порой тревожный звонок аврала отрывает молодого рыбака от учебника физики, изучения законов Ома или Авогадро, от мира Родиона Раскольникова или размышлений о путях борьбы рабочего парня Павла Власова.
"Он, океан, — писал Герман Мелвилл, — каждому говорит в точности, чего тот стоит, и дает это весьма ясно ощутить». Учеба на промысле, как и вообще морская трудовая деятельность, имеет свои особенности. Хотелось бы отметить необычайную действенность полученных знаний, внедрение их непосредственно в практику, жизнь, будни экипажа.
- Достоевский написал свой первый роман в 24 года, — эта фраза была произнесена учителем на уроке литературы.
— А мне ведь тоже 24 года! — откликнулся один из учеников.
Я знаю, как это было. Помню свой первый рейс на плав-базе «Рыбак Балтики» и Виктора Степанского, который так живо переживал услышанное. А через пять месяцев на выпускном экзамене по литературе он писал сочинение на свободную тему, и в качестве героя, которому хотел бы подражать, взял вождя освободи тельной борьбы украинского народа Наливайко. И комиссия отметила начитанность, эрудированность, патриотизм молодого моряка.
Учатся — хорошие люди. Настойчивые, добрые, сильные. Они планируют жизнь далеко вперед. Но не материальный расчет, перспектива более оплачиваемого места влечет молодежь в школу. Существенное значение имеет моральный фактор, встречное искреннее желание молодых людей стать лучше и знать больше.
Процесс постижения общеобразовательных знаний в море на промысле, непосредственно связан с самообразованием. И если на плавбазе можно получить квалифицированную помощь, то на меньших судах все зависит от навыков и умения работать самостоятельно.
... Мастер добычи Бронислав Трукшан учился в 11 классе. Экипаж судна успешно выполнял план. «Фридерик Шопен" несколько раз подходил к борту СРТР и снимал улов. Волнение моря, работа с неводом не позволяли Б. Трукшану подняться на борт базы. Но вот, наконец, он в классе. Большая самостоятельная работа стала хорошей основой для сдачи зачетов. А позже вместе с группой моряков плавбазы «Фридерик Шопен» Б. Трукшан успешно сдал экзамены на аттестат зрелости.
Итак, настойчивость, вера в успех. Эти черты характера да плюс еще поддержка товарищей по работе, судовых общественных организаций – вот залог успеха в учебе. На плавбазе «Рыбак Балтики» количество учащихся менялось. В одном из рейсов занималось до 60 человек. В последнем выходе на Джорджес банку уроки посещали 35 молодых людей.
Учеба в школе — в центре внимания партийной организации судна. Дисциплинирует, подтягивает учеников и постоянный интерес к их занятиям со стороны профсоюзной и комсомольской организации. И когда один из новичков заявил: я пришел зарабатывать, а не учиться — это стало предметом серьезного разговора. И моряк понял, что можно и деньги зарабатывать, и учиться. Обычно на «Рыбаке Балтики» учащиеся распределяются по сменам, чтобы можно было регулярно посещать занятия по расписанию. В одном из рейсов в бригаде старшего мастера Михайлова почти половина рыбообработчиков училась. Руководитель бригады постоянно интересовался успеваемостью в классе. Всегда в курсе школьных дел был секретарь комсомольской организации. Стремление стать первыми в труде (по результатам рейса бригада признана победителем в соцсоревновании) давало новый импульс и в учебе. Среди 37 выпускников судна много ребят из этого дружного коллектива.
В последнем рейсе было решено отмечать передовика учебы. Им стал отличный производственник матрос первого класса Владимир Лисовец. Он не только активно занимался сам, но и помогал товарищам. Сейчас Владимир Лисовец в море. Но я уверен, что он четко выполняет свой напряженный план самообразования. Внутренняя леность чужда ему. Хочется пожелать всем, кто учится в море, успехов в постижении, углублении знаний, завершении учебных планов.
Ведь всегда, как сказал поэт, «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Б. АРТЮХОВ, преподаватель заочной школы моряков.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!