Памяти БМРТ-489 «Юхан Лийв» и его экипажей. КАК СБЕРЕЧЬ ПРОМЫСЛОВОЕ ВРЕМЯ? – 22 01 1976

Автор
Опубликовано: 2253 дня назад (27 февраля 2018)
0
Голосов: 0
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ РЕЙСА

БМРТ «Юхан Лийв» прибыл из очередного рейса. Наше судно имеет хорошие трудовые традиции: «Юхан Лийв» одним из первых судов в ЭРПО «Океан» выполнил пятилетний план, и минувший рейс экипаж работал в счет новой, десятой пятилетки. Что сказать об итогах рейса? План по выпуску пищевой продукции выполнен на 108, по вылову — на 112 процентов. Несмотря на трудную, или, лучше сказать, — прямо-таки плохую промысловую обстановку. Не баловала нас и погода: частые штормы заставляли то и дело прекращать промысел, что, несомненно, сказалось на результатах рейса, которые, конечно, могли быть лучше.
И все-таки рейсовое задание выполнено по основным показателям. В этом немалая заслуга и добытчиков во главе со старшим мастером Владимиром Васильевым. Успешно поработали обе бригады. За хорошую работу многим добытчикам приказом по судну объявлены благодарности, некоторые поощрены денежной премией. Особо отличившиеся — мастер добычи Петр Михайлович Панферов, старший матрос Ильмар Карьямаа, матрос первого класса Николай Волков — занесены на судовую Доску почета.
Хорошо работали добытчики и в рыбцехе. Здесь отличились матросы Иван Кобзев, Владимир Гайдук, Анатолий Мартыновец. В том, что за рейс вы пущено 8348 центнеров разделанной рыбопродукции, есть немалая заслуга и добытчиков.
Но основная работа для добытчиков была, конечно, на промысловой палубе. Не все сначала протекало гладко, но ведь мастерство приходит только во время работы. К тому же, опытные матросы постоянно помогали новичкам, и те старались не отставать.
Трудно было во время рейса, но многих трудностей можно было избежать. Ведь как комплектуются бригады добытчиков? Из отдела кадров старший мастер добычи приносит список добытчиков, по количеству людей в нем легко определить, в какой район идет судно: если список большой, значит в теплые края, маленький - в высокие широты...
Нам предстояло работать в СЗА, и на собрании, где проводилось распределение матросов по рабочим местам, выяснилось, что некоторые матросы, занесенные в этот список, не могут работать на палубе — у кого-то пропало желание, кому-то не позволяет здоровье. Вероятно, если бы рейс был в Центрально-Восточную Атлантику, этого не случилось. Конечно, работать в относительно теплом рыбцехе гораздо удобнее, чем в холодную погоду — на палубе в ватном и рыбацком костюмах, да еще с мокрыми рукавицами на руках...
Пришлось для работы на палубе зачислить в бригады новичков, которые изъявили такое желание. На этот раз на палубе работали четыре матроса, которые ходили раньше добытчиками, да и то из них два старших матроса, которые управляют траловой лебедкой, то есть во время траления не участвуют в работах на промысловой палубе. Операции которые добытчики выполняют во время постановки и выборки трала, проделываются за рейс многократно. Так что и палубная команда за короткий промежуток времени обучается выполнять их быстро и с соблюденном правил техники безопасности.
Но во время рейса приходится много заниматься ремонтом орудий лова и уходом за ними. Понятно, что экономия промвооружения, полученная в этом рейсе, не пришла сама собой. Вместе с тем отдельные работы выполняются за рейс очень редко. Например, в этом рейсе мы почти не ловили рыбу пелагическим тралом, но если бы понадобилось, то большинство добытчиков пришлось бы обучать, начиная, как говорится, с азов. Иное дело, если бы на палубе работали опытные матросы-добытчики, но такое случается редко.
Матрос приходит на судно с направлением, в котором указывается его классность. Некоторым пишут карандашом «добытчик», хотя такой должности в судовой роли нет. Отдел кадров в этом винить нельзя, поскольку комплекта-торы направляют на суда матросов, а на каком конкретно рабочем месте они будут работать, зависит от администрации судна.
Видимо, настало время довольно расплывчатую квалификацию «матрос» разбить хотя бы на несколько конкретных квалификаций. Какие именно, это уже требует особого рассмотрения. Специализация выгодна всегда. Общеизвестно, что работа рулевого имеет мало общего с работой трюмного, а добытчика — с работой упаковщика, тем не менее, все они числятся матросами первого класса. Сколько потерь во времени, да и в качестве рыбопродукции можно было бы избежать, если бы произошла дифференциация квалификации «матрос». Конечно, на судах стараются тех, кто раньше работал на данном рабочем месте, на то же место и ставить, но слишком часто случается, когда несколько матросов раньше работали на одинаковых рабочих местах, вот и приходится им переучиваться. Отсюда и потери времени, недовыпуск продукции, что отражается и на заработке экипажа, а следовательно, и на заработке самих матросов.
Администрация судов много заботится о взаимосвязи между добытчиками и обработчиками, но почему-то эта связь понимается однобоко — как добытчики помогают рыбцеху в разделке рыбы и изготовлении филе. Разумеется, в случае необходимости обработчики помогают добытчикам, и рыбмастер выделяет требуемое количество матросов. Но кто приходит на помощь старшему мастеру добычи? В основном те, кто незнаком с работами на палубе. А если, к тому же, среди матросов много новичков, то сколько теряется времени, и часто тогда, когда оно очень дорого! Вот и получается, что помощь вроде бы пришла, но толк от нее мизерный. Необходимо, чтобы рыбмастера выделяли в помощь добытчикам одних и тех же матросов, которые в следующих рейсах могли бы работать добытчиками, уже имея некоторый опыт работы на палубе.
И еще. На судах типа БМРТ при существующей системе освещения весьма затруднена работа в ночное время. При постановке и выборке трала, а особенно при ремонте, это также приводит к потерям драгоценного времени. Необходимо заменить существующие прожектора с лампами накаливания на более экономичные светильники люминесцентного освещения. Кроме того, их необходимо так разместить на палубе, чтобы в ночное время, не был затруднен ремонт мелкоячейной дели, да и рабочие места имели ровное освещение.

В. ЗАТВОРНИЦКИЙ.
мастер добычи БМРТ-489 «Юхан Лийв».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос первого класса коммунист Виктор Белый за свой образцовый труд и большую общественную работу удостоен звания «Ударник коммунистического труда» .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На судовой Доске почета можно увидеть и портрет третьего механика, передового моряка Геннадия Кривчикова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Остался доволен экипаж работой повара Олега Ставрова и камбузницы Веры Манжула.

Фото М. НИКОНОРОВОЙ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!