Памяти Рейна Аавика. КОЭФФИЦИЕНТ ОТДАЧИ - 21 03 1971

Автор
Опубликовано: 2070 дней назад (7 сентября 2018)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗНАЧИМОСТЬ человека в обществе определяется, если можно так сказать, своеобразным коэффициентом полезного действия. Сколь велика его полезная отдача, столь и значителен человек. Существует мнение, будто бы каждый член нашего общества сам по себе значителен уже потому, что трудится. Но ведь и труд — это не всегда отдача. Не секрет, многие работают по принципу: "...Скоро обед, а там и домой пора...". КПД подобного рода «тружеников" практически равен нулю.
Но почему я говорю обо всем этом? А вот почему. Способность отдавать всего себя на службу обществу присуща, к сожалению, не всем. Людей с высоким коэффициентом полезного действия все-таки не так уж много. Поэтому знакомство с ними всегда радостно и приятно.
...Надолго запомнилась мне встреча с механиком-наладчиком РTM-7192 «Юлемисте" Рейном Аавиком. Высокий, худощавый, черноволосый. Он как-то сразу располагает к себе своим спокойствием, сдержанностью, какой то уверенной неторопливостью. И говорит он медленно, взвешивая каждое сказанное им слово.
И еще. Рейн обладает редкой способностью - умением слушать и понимать людей. Внимательно, не перебивая, слушает он собеседника, смотрит прямо в глаза, и лицо его в этот момент какое-то напряженное, будто боится он пропустить, не расслышать что-то важное, значительное...
Так же внимательно выслушал он и мои сбивчивые объяснения — кто я, зачем и что от него хочу. А хотелось мне тогда, как можно шире ознакомиться с новым судном. Дело было в августе прошлого года, и "Юлемисте" только что пришел в Таллин из Штральзунда, где был построен. Среди тех, кто принимал новое судно в ГДР, был и Рейн Аавик. К нему то и направил меня старпом, сказав, что лучше механика-наладчика устройство корабля мне никто не покажет и не объяснит...
Он был у себя в каюте. На столе лежала раскрытая увесистая книга — техническое описание судна. Выслушав, он встал, натянул черную рабочую куртку и предложил следовать за ним.
Как лаконично и доходчиво давал он пояснения! Мне, человеку далекому от техники, почти все становилось ясным (в общих чертах, конечно). А Рейн продолжат показывать и объяснять, подбирая нужные слова и сравнения. И, знаете, какая-то гордость сквозила в его речи. Гордость за но вое, прекрасно оборудованное судно, и что он, Рейн Аавик, вот так — легко и свободно — ориентируется во всех этих хитросплетениях схем и проводов, в этой затейливой мозаике кнопок и рычагов, в этих на первый взгляд, неуклюжих и непонятных механизмах...
Но ничто не дается человеку про сто так, безвозмездно. И Рейн это прекрасно знает. В Штральзунде, когда работы по постройке судна вступили в завершающую фазу, Р. Аавик засел за чертежи и технические описания нового оборудования. Часами не выходил из рыбцеха, изучая каждый узел, каждую деталь морозилки, рыбообрабатывающей линии, мукомолки... Он знал, от того, как будет освоена им новая техника, будет впоследствии зависеть и работа всего экипажа. Ведь должность механика-наладчика обязывает не только теоретически знать свое хозяйство, но и практически суметь наладить, найти наиболее приемлемый ритм работы для того или иного механизма.
За те два месяца, что провел Р. Аавик в ГДР, он сумел изучить технику настолько, чти позже, во время первого рейса "Юлемисте", не только успешно работал сам, но и обучал других. Был такой случай. В начале рейса вышли из строя магнитные конечные выключатели морозильного агрегата. Аавик с электромехаником вскоре разобрались в причине неисправности. Выяснилось, что подобная конструкция конечных выключателей себя не оправдывает. Рейн разработал и смонтировал новую схему, заменив магнитные выключатели механическими.
Но "Морозилка" поставила перед ним еще одну загадку. После прохождения цикла заморозки многие блокформы с рыбой не выходили из морозильной камеры. Долго пришлось повозиться Аавику и механикам, пока не нашли они причины: расширение рыбы в процессе заморозки, вследствие чего приподнималась крышки блокформы. Посоветовались с технологом, решили вместо 10-килограммовых перейти на 9-килограммовые брикеты. С тех пор машина работала исправно.
О том, как завершился первый рейс "Юлемисте" вы знаете. Экипаж судна сумел превзойти взятые высокие социалистические обязательства. И в этом - немалая доля труда, истинного, вдохновенного труда коммуниста Рей на Аавика.
"Юлемисте" отправился в очередное плавание с несколько обновленным экипажем. Но Р. Аавик с судна не ушел. Он утверждает, что, несмотря на успехи, новое оборудование на все 100 процентов еще не освоено. И он по-прежнему работает, обучает новичков.
В проекте Директив XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану сказано, что в девятой пятилетке развитие рыбной промышленности страны будет происходить в основном за счет оснащения рыбопромыслового флота новыми, высокомеханизированными и автоматизированными судами. И впоследствии, когда придут в "Океан" новые "Атлантики", многое будет зависеть от степени подготовленности и грамотности таких людей, как Рейн Аавик.

В. ЦИОН.

На снимке: Р. Аавик.

Фото В. Петрова
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!