Памяти СТРА-8233 «Матсалу» и его экипажей. «МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ!..» - 15 08 1991

Автор
Опубликовано: 2297 дней назад (23 января 2018)
0
Голосов: 0
В кои-то веки сомнительной славы бывшие «ярусоловы» возвращаются в родной порт, выполнив, наконец, производственный план?! Однако поздравления с успешным окончанием рейса капитан СТРА-8233 «Матсалу» принимать не торопился. Вместо этого пригласил порассуждать о незавидной судьбе траулеров, предназначавшихся по проекту под кошельковый лов. В 1982 году Владимир Иванович Беляков сам и принимал судно из новостроя как «кошельковое». Первый же рейс показал: куда там было тягаться малышам с «суперами», задавшими рыбным косякам небывалые скорости! Не много времени понадобилось, чтобы понять: ни «Матсалу», ни «Ихасалу» не смогут себя оправдать, если не использовать их в каком-либо ином варианте. А тут как раз разнесся на бассейне слух о новом ярусном методе лова, который позволяет достигать солидных подъемов рыбы на разных глубинах. Имелся и первый опыт мурманчан.
Дабы не плестись в хвосте у прогресса, в объединении решили переоборудовать «кошельки» согласно новым веяниям времени. Оба судна отправлены были в Норвегию, где на их борту установили необходимое оборудование под ярусный лов. А дальше — бесславные рейсы в один из отдаленных районов промысла, где действительно водятся дорогостоящие породы рыбы, но на тот период не наблюдалось соответствующей обстановки. Дальше — район категорически закрывается для промысла, и «ярусоловы» уже не находят себе применения...
Так и растянулась история на все восемь лет, пока не решено было испытать «малышей» в траловом варианте. И первый же рейс — вот он: дает положительный результат. В активе экипажа СТРА «Матсалу» — 555 тонн обловленного кальмара, план выполнен с лихвой.
Итак, судьба пароходов решена? «Если бы, сомневается Беляков.— Кальмар идет в открытой части ЮЗА один сезон. Так что же? Гонять туда пароход на четыре месяца, чтоб потом снова возвращать в порт и ставить его на прикол до следующего сезона?! Это одни переходы при нынешних ценах «съедят» весь план!»
В других рыбпромах к делу подошли гибко: не идет траловый лов — переходят на кошельковый, чем и обеспечивают бесперебойную работу судов. А нам что — эти пути заказаны? «Нужно просчитывать с ручкой в руках, со знанием обстановки, компетентно, утверждает Владимир Иванович. — Сейчас все районы лицензионные — так, где работать судам? Сахару взять — там немного морепродуктов, которые идут на кошельковый лов.— так называемых головоногих (каракатицы, осьминоги).»
Он и во время нашей беседы еще не был уверен — рентабельным ли оказался этот вполне успешный рейс. А 72 суток одних переходов? А, может быть, суточную нагрузку должно обсчитывать не в пять тонн, но во все восемь, чтобы выйти на рентабельность? Наконец, важно учитывать, куда будет направлена продукция: на экспорт ли, на внутренний ли рынок. Да пусть бы и на внутренний, но — по каким закупочным ценам?
В. Беляков — сам экономист по образованию, так что должен бы иметь собственную точку зрения на дальнейшую судьбу «малышей». Но, видимо, «обжегшись» на ярусном лове, Владимир Иванович уже не склонен брать на себя решающее слово. Тем более, сейчас, в обстановке всеобщей нестабильности. Хорошо, пусть — очередное переоборудование. Но во что оно обойдется? Где разместить судно под ремонт? (От этого зависит не только его качество, но и уровень материальных затрат). Где взять средства? Дефицитные детали?
Этими вопросами задается не только он, капитан Беляков, ответ на них не удалось найти и на совещании у главного инженера объединения Э. Грибовского. Крутые времена, и никому неведомо, на что ставку делать: на флоте в целом? на сохранении минимума?
Ничего не остается делать, как согласиться с капитаном: не будем задаваться вселенскими проблемами. Но как же все-таки рейс? Или он целиком был предопределен на берегу: точно рассчитан район промысла, время — и толь- ко?
— Да нет,— не соглашается Владимир Иванович и тут уже не скрывает своего отношения к экипажу: это впервые за все время на «Матсалу» подобрался приличный коллектив — здоровый в моральном отношении. Нет слов — кадровые моряки знают свое дело тонко: что старший механик Николай Валинский (а ведь Беляков помнит его еще третьим механиком!), что начальник радиотехнической станции Константин Чуйко, матрос Владимир Ломейко (на кошельковом лове гидроакустиком ходил), старпом Владимир Фролов.
Но и те, кто впервые вышли в рейс на «Матсалу», удачно вписались в экипаж. Тот же второй электромеханик Валентин Волобуев. Со слов капитана, он довольно быстро вошел в курс дела, хотя до того работал на судах морского пароходства, несколько отличных от рыбопромысловых. Ну, а глазами Валентина Волобуева — с таким экипажем только и работать. Машинная команда тесная — шесть человек, каждый, как на ладони, и каждый — при своем деле. Интересно.
(Как бы за скобками остался у нас разговор о любимом занятии Волобуева. В рейсах при затишье — относительном, разумеется,— всегда готов мастерить макеты пароходов. Материалом — красным деревом — обзавелся еще в бытность свою торговым моряком. Увидел в редакции репродукцию «Санта-Марии» — аж загорелся: в таких подробностях ему еще не доводилось видеть это судно... Ничего, еще и не такой макет смастерит и в очередной раз подарит кому-нибудь в рейсе).
И — повар Валентин Оату. Капитан о нем: «Впервые у нас такой добросовестный попался. Как с утра встает — так кудесничает в своем заведовании. Разнообразил наш стол, так что и настроение поднималось...» Валентин Оату, в свою очередь, откровенно признал: когда коллектив дружный, так весь «выложишься», чтобы порадовать трудяг. Он и «выкладывался» как рачительная хозяйка: включал в меню любимые молдавские национальные кушанья, пытался из скудного продовольственного ассортимента сочинить нечто необычное. И не было на судне привычных сетований: опять-де макаронами-размазней пичкают...
Слышала от капитана: большинство питает надежду вновь попасть в рейс на «Матсалу», даже не зная заранее, что все-таки уготовано судну. С Беляковым понятно: он к этому пароходу прикипел, друг другу «своими» стали. Но вот и стармех выжидает, чем дело решится, чтоб подгадать рейс на «Матсалу», и повар Оату, отправляясь в родные Бельцы, рассчитывает по возвращении снова попасть на приглянувшееся судно. С той же задумкой уходит в отгулы Валентин Волобуев.
Не «золотник», конечно СТРА «Матсалу», но, как вся кий «малыш», дорог рыбаку..

Л. ПАНОВА

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан В. Беляков;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

второй механик В. Волобуев
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

повар В. Оату.

Фото Г. ЦВЕТКОВА
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!