ПРАКТИКАНТЫ - 10 01 1968

Автор
Опубликовано: 21 день назад (27 февраля 2019)
0
Голосов: 0
Особенности работы в море предъявляют высокие требования к судовым специалистам.
Недостаточные теоретические знания, слабые практические навыки судоводителя или механика могут здесь обернуться непоправимой бедой для всего судна, экипажа. Сложившаяся система подготовки морских командных кадров учитывает эти особенности. Прежде чем занять место на капитанском мостике, курсант мореходного училища — будущий штурман — проходит путь, начиная с должности матроса. Будущий механик должен, наплавать необходимый ценз в должности моториста. Практические навыки курсанты получают на судах в период производственной практики.
Мне довелось работать на разных судах Таллинской базы рефрижераторного флота.
Хорошее впечатление оставили занятия штурманского состава производственного рефрижератора «Альбатрос» с курсантами-судоводителями.
Вахтенный штурман вызывает курсантов, работающих матросами, на мостик. Одним дает задание вести прокладку, с другими идет «брать звездочки»... Так изо дня в день у практиканта накапливались, отрабатывались необходимые для будущей самостоятельной работы навыки. На переходах, как правило, на руле стояли курсанты-судоводители. И не только те из них, которые работали матросами боцманской команды, — привлекались в свободное время и курсанты-рыбообработчики. Кроме прямого смысла — освоения специальности рулевого, — в этом есть и косвенный. Будущие штурманы, по падая в атмосферу ходового мостика, приобщаются к будням своей предстоящей работы.
Много внимания уделяется подготовке командных кадров на флоте на плавбазе-рыбозаводе «Фридерик Шопен» (капитан т. Карулин). В последнем рейсе было здесь 33 курсанта, в том числе судоводителей — 23, механиков — 4, рефмехаников — 3, радистов — 2, электромеханик — 1. За исключением электромеханика, все они — учащиеся Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
Устроить работать в период практики по специальности оказалось возможным только троих: двух будущих механиков — мотористами, будущего электромеханика - электриком.
Тридцать практикантов за отсутствием в службах свободных штатных мест пошли в рейс рыбообработчиками, матросами боцманской команды. Ясно, что на своем рабочем месте получить практические навыки по специальностям эти курсанты не могли.
Наличный количественный состав практикантов и специфика их профессии подсказали и различные формы организации их практики в рейсе. Подготовку основной группы — судоводителей — взяли на себя второй помощник капитана А. Лавренюк и старший помощник капитана Г. Смородский. Первый вел занятия по навигации, мореходной астрономии, радионавигационным средствам и английскому языку (со специально морским уклоном). Второй — передавал курсантам свой опыт по морской практике. Занятия шли строго по учебному плану на протяжении всего рейса, а сами руководители занятий являлись внештатными преподавателями мореходного училища.
Занимались в оборудованном под класс спорт-зале (бывший вертолетный ангар). Добрым словом отзываются курсанты как о самих руководителях занятий, так и об организации на судне практики. Лучшими, показавшими особое прилежание в освоении практических навыков по специальности, были курсанты тт. Тянавотс, Рандмяэ, Галустян, Савченко, Фирсанов, Кирякин, Викис.
Курсанты-радисты тт. Саар и Каролин, работавшие рыбообработчиками, были привлечены в свободные от работы в рыбцехе часы к несению дублирующей вахты в радиорубке. Здесь под руководством начальника РТС судна Л. Лаптейко они получили хорошие знания по правилам радиосвязи и практические навыки работы на ключе. Вскоре им уже доверили под контролем вахтенных радиооператоров работать с судами, находящимися в море.
Будущие механики и рефмеханики свободное время проводили в машинном отделении, изучали устройство судовых двигателей, компрессоров, насосов, осваивали правила их эксплуатации. Необходимую консультацию получали у вахтенных механиков.
И вот — рейс окончен. К его производственным итогам по праву нужно добавить не учтенный цифровыми данными, но важный результат: качественную подготовку специалистов для флота.
А в заключение хочу задать вопрос: как обстоит дело с организацией производственной практики на других судах?
Слово за вами, товарищи курсанты!

Н. СИМОНЕНКО.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!