ПРОФСОЮЗ: БЕЗВРЕМЕНЬЕ?

Автор
Опубликовано: 1649 дней назад (21 октября 2019)
0
Голосов: 0
Решением конференции республиканского отраслевого профсоюзного комитета от 24 мая 1990 года он стал именоваться Союзом профсоюзных организаций рыбного хозяйства Эстонии. Принят новый устав. Избран председатель союза — им стал Энн Петрович Ныммела. возглавлявший до того профсоюзный комитет рыболовецкого колхоза «Маяк». В правление Союза делегированы представители от всех 24 входящих в него организаций, в том числе и председатель профсоюзного комитета АО «Эстрыбпром» В. Михалап. Однако, поскольку союз в том виде, как он образован, только приступает к своей деятельности, темой нашей беседы с Владимиром Петровичем МИХАЛАПОМ послужило предшествующее конференции событие — апрельский съезд профсоюзов Эстонии.

— Владимир Петрович, в общих чертах работники объединения получили информацию о ходе республиканского съезда профсоюзов. Но применительно к нам — что конкретно изменилось?
— Напомню, что апрельским съездом избран Центральный Союз профсоюзов Эстонии, ставший правопреемником республиканского Совета профсоюзов. Принятым уставом полностью исключен существовавший порочный принцип демократического централизма. Мы можем, являться членом Центрального Союза или не входить в него — все равно весь финансовый бюджет остается в нашем распоряжении. Постановлением лишь определено, что членские организации осуществляют финансирование Центрального Союза в пределах 4-8 процентов от суммы поступающих взносов (из расчета членского профвзноса в 1 процент). Таким образом, мы получаем известную независимость и остаемся подотчетными только конференции.
Взаимоотношения Центрального Союза с его членами осуществляются отныне на договорной основе, где предусматривается и та же сумма отчислений — одинаковая для всех профсоюзных организаций,— и те льготы, на которые рассчитывает данный конкретный профсоюз.
— Исключен принцип демократического централизма, но, насколько известно, сохраняется еще прежняя многоступенчатость взаимоотношений низовых профсоюзных организаций с вышестоящими. В данном случае речь о том, что профсоюз «Эстрыбпрома», скажем, является членом Союза профсоюзных организаций рыбного хозяйства Эстонии, затем — Центрального Союза профсоюзов республики и, наконец, ЦК отраслевого профсоюза СССР. Насколько целесообразна такая конструкция?
— Уставом Центрального Союза как раз и предусматривается, что мы можем являться его коллективным членом, даже не входя, например, в состав республиканского отраслевого Союза. Или наоборот: оставаться в составе Союза профсоюзных организаций рыбного хозяйства Эстонии и не являться членом Центрального Союза. Но и не будучи членом Центрального Союза всякая профсоюзная организация пользуется определенными им правами. А программа деятельности у него четкая. Напомню лишь самое значительное: оплата больничных листов вне зависимости от стажа работы и от членства в профсоюзе, максимальная 40-часовая рабочая неделя с учетом обеденного перерыва. Это общие ценности. А вот уже и частная, но для нас значительная. Вновь образованный Центральный Союз уже взялся оказать «Эстрыбпрому" единовременную помощь — выделено 0,5 млн. рублей на строительство Дома рыбака. (Для сравнения: наш годовой бюджет составляет около 300 тысяч рублей). Путевки, которыми располагает профсоюзный комитет объединения, все оттуда же — из Центрального Союза.
— На каких принципах складываются взаимоотношения с ЦК отраслевого профсоюза СССР?
— Это уже, будем считать, больной вопрос. От ВЦСПС мы ничего не получаем. Да и ЦК наш идет по пути работы с моряками через нашу голову. Иначе, как расценить такой факт, что на флот рассылаются радиограммы с указанием о выполнении ряда пожеланий моряков за счет — подчеркивается — средств судовладельца. А судовладельца при этом и не спросили. Отсюда выходит — это профком объединения, своим же морякам препоны ставит, а центральный комитет остается «добрым дядей»...
— Какой резон, в таком случае, оставаться в подчинении у ЦК и, тем более, ВЦСПС?
— Ну, ЦК еще прежде Центрального Союза профсоюзов Эстонии декларировал отход от принципа демократического централизма, так что формально мы партнеры. Нельзя забывать еще и то, что мы остаемся предприятием союзного подчинения и, следовательно, наш профсоюз тоже как-то должен взаимодействовать с союзным. В уставе республиканского Центрального союза есть, правда, графа об осуществлении сотрудничества и связей с профсоюзами Союза ССР, но это уже опосредованные связи и как они будут развиваться на практике — покажет время. Л на сегодня для нас главным остается защита прав членов нашего коллектива, в том числе и права на труд. В чьих рядах мы можем отстаивать это право наиболее эффективно? Все. я думаю, будет выверено временем. А пока что наше положение несколько, действительно, двусмысленное.
— В республике заметна тенденция формирования союзов по профессиональному признаку. Значит ли это, что и в «Эстрыбпроме» должны создаваться профсоюзы отдельно для рыбаков, отдельно — для работников береговых структурных подразделений ?
— Категорически с этим не согласен. Многие береговые работники вступали в профсоюз, работая рыбаками. С переходом в порт, зачем им выходить из профсоюза рыбаков, если дело-то все равно делается общее? Нет, дробиться нет смысла, это было бы не больше, как самоцелью.
— По этой же причине сохраняются и связи с ЦК?
— Отчасти. И потом профсоюзные деятели уже через средства массовой информации все больше стали поддерживать идею сотрудничества профсоюзов на договорных началах. Будет созван внеочередной съезд профсоюзов СССР и, наверняка, эта идея на нем пройдет. Тогда, возможно, и мы определимся более четко.

Беседу вела Л. ПАНОВА.
Комментарии (1)
Рыбак Эстонии # 21 октября 2019 в 08:55 0
Вот так лошар и разводили - на жадности и эгоизме! Отделяй цех, забирай порт, переводи бригаду на индивидуальный подряд ...меньше достанется Управлению! Думай о себе в первую очередь! Просрали все - ни себе ни людям...