СЛЕДСТВИЯ И ПРИЧИНЫ – 07 11 1991

Автор
Опубликовано: 1642 дня назад (29 октября 2019)
0
Голосов: 0
ОПЬЯНЕННЫЕ долгожданной свободой, мы как-то проглядели тот момент, когда ее пышно распустившиеся цветы превратились в довольно ядовитые ягодки вседозволенности, в нарушение всех и всяческих норм, а в большом счете — привели к развалу всех моральных, нравственных норм, к безудержному падению дисциплины, всех ее видов, в большом и малом
Падение дисциплины, анархия страшны везде, но особенно на флоте, особенно, на рыбопромысловом, где на судах численность экипажа доходит до ста человек (и больше), а продолжительность рейса — несколько месяцев, до полугода. Об этом все чаще и чаще пишут с тревогой рыбацкие газеты всех рыбопромысловых флотилий. Газета «Рыбак Севера» так и озаглавила свою статью — «Почему падает дисциплина на флотах»: «В текущем году в экипажах «Севрыбы» участились случаи чрезвычайных происшествий, нарушений дисциплины и требований Устава службы на судах флота рыбной промышленности, пьянства, снизился уровень организации судовой службы..., к властям иностранных государств обратились за правом на жительство 132 члена экипажей судов отрасли, в том числе — 79 человек из «Севрыбы».
Причем, по словам «Рыбака Севера», имелись случаи (впервые!) захвата судовых катеров, прямого неподчинения групп моряков администрации судна. Возросло нарушение таможенных правил, в инпортах — воровство в магазинах, торговля спиртными напитками, сигаретами.
На судах распространилось самогоноварение, и, как его естественное следствие — пьянство, причем, случаются и угрозы по адресу начальников служб, если те доложат о пьянстве.
Драки, даже с тяжелыми последствиями, тоже стали не редкостью в рейсах.
Словом, целые букеты нарушений, причем таких, о которых 5 лет тому назад на судах и не слышали. Газета приводит и другие подобные примеры, конкретно указывая имена нарушителей и названия судов.
Заголовок статьи «Почему падает дисциплина на флотах » дан в газете без вопросительного знака. Автор старается анализировать все случаи нарушений, ищет причины, приводящие к таким тяжелым последствиям.
Помимо общих для всех государственных структур, он приводит и такие, специфические именно для флота: «Самоустранение капитанов от проведения воспитательной работы среди экипажей, снижение внимания администрации к этим вопросам увеличили количество случаев пьянства, хищений, породили круговую поруку в командах»...
«...На флотах заметно ослаблена судовая служба. Не всем нарушителям дисциплины и Устава дастся принципиальная оценка, виновные лица уводятся от ответственности за проступки. Капитаны судов, руководители промрайонов, флагманские специалисты при чрезвычайных происшествиях проявляют нерешительность, не ведут профилактической работы, в результате, зная о происшествиях на других судах, не делают выводов и повторяют одни и те же ошибки. Низка исполнительная дисциплина. Особенно отрицательную роль на моральное состояние экипажей оказывает постоянная неуверенность в заходе в инпорты и выплате валюты...
... Серьезные недостатки имеются в стиле работы кадровых служб флотов, не всегда решение о приеме на работу вновь поступающих принимают руководители кадров, большинство их принимают заместители и даже инспекторы. В ряде флотов комиссии проявляют беспринципность и предоставляют допуск к загранплаванию недостойным лицам.
Нарушения дисциплины, судовой службы, хищения и пьянство, совершаемые членами экипажей, наносят не только моральный урон отрасли, но и экономический. Снижается производительность труда на флотах, увеличиваются простои судов, затраты в инвалюте...
...В экипажах, работающих в районе Канады, особенно на плавбазах, антипропаганды, разъяснений среди моряков о судьбе эмигрантов практически никто не ведет.
...Несмотря на допущенный экономический ущерб предприятиям в связи с самовольным оставлением рыбаками судов, администрация флотов «Севрыбы» не предъявляет к ним, в установленном порядке, претензий.
Анализ обстановки на судах отрасли, характер нарушений, моральный климат в ряде экипажей на бассейнах требуют решительных мер от всех органов управления флотом по обеспечению на судах выполнения требований Устава, соблюдения дисциплины и сохранения надлежащего управления экипажами. Особенно необходимы строгие меры против фактов захвата плавсредств, угроз администрации судов со стороны отдельных нарушителей, т. к. это чревато серьезными последствиями для обеспечения безопасности моряков, управляемости экипажами...
А КАК в этом плане обстоят дела у нас? Да почти точно так же, правда до убийств, захвата катеров и угроз физической расправы с членами семей еще не дошло, но дисциплина упала настолько, что это не может не вызывать самой обоснованной тревоги.
Большой бич в нашем объединении — прогулы среди членов плавсостава. Несвоевременное возвращение из отпусков, неявка на суда по получению направления, неявка к отходу в рейс. И — общая беда — пьянство в рейсах. Вот несколько примеров: на БМРТ-248 «Йохан Келер матрос П. Тараканов в пьяном виде затеял драку с матросом И. Якимом, избил его так, что тот чуть не остался инвалидом. В результате оба списаны с судна. Матрос О. Шапенков оказался настолько пьян, что не смог выйти на вахту. Котельный машинист В. Орлов был отстранен от должности и переведен в пассажиры. Это не считая тех случаев, когда дело ограничивалось строгими выговорами.
На РТМК-С-901 «Моонзунд» в рейсе 1/8 за пьянство на судне и хулиганство списан с судна матрос Э. Лаупа, по этой же причине (только без хулиганства) строгие выговоры получили боцман А. Вошкулат и матрос С. Чугунов. Матросы И. Кудрявцев и В. Кругляков такие же взыскания получили за не достойное поведение в инпорту.
Три человека с РТМК-С-907 «Георг Лурих» самовольно остались в Канаде.
Хотя «Крузенштерн» уже «не наш», но экипаж на нем пока «наш». И даже на нем были допущены в инпортах и нарушения таможенных правил, и самовольные уходы с судна, и другие нарушения дисциплины. Даже на «Крузенштерне»!
На РТМС-7576 «Харку» такой же «букет», как и ни других судах. Электромеханик И. Нестеров допустил пьянку и драку, второй механик Г. Шаулко отказался нести вахту. Пьянствовал и старший мастер добычи — помощник капитана — И. Румянцев, причем, вместе со своим братом, матросом А. Румянцевым и электриком А. Романовым.
Впрочем, может быть, достаточно примеров? Различаются они разве что именами да названиями судов.
ПРЕДЧУВСТВУЮ возражение: а как же на иностранных судах обходятся без всяких помополитов и воспитателей.
Но... все же не обходится. Вспомните: во многих странах на судах есть священнослужители, ксендзы или пасторы. И судовой ксендз — это не затурканный сельский батюшка с седой бородой, а энергичный высокообразованный, волевой человек. Кому доводилось сталкиваться хотя бы с кубинским рыбопромысловым флотом, помнят тех ксендзов...
Не надо забывать и о такой воспитательной мере: капитан иностранного судна имеет право любого нарушителя списать с судна в любом порту без всяких согласований и выходных пособий. Чемодан в руки и вниз по трапу. Что там с тобой будет, никого не интересует. Негуманно? Зато действенно.
И еще один щекотливый момент: Не должен помощник по кадрам, т. е. по работе с людьми, иметь оклад на уровне боцмана. Не принижаю роли боцмана на судне, моряки знают, что значит хороший боцман, но надо понять и какое значение имеет авторитетный помощник по кадрам. А права капитана в комплектовании экипажа должны распространяться на личные качества того или иного претенденту на должность, но не на саму должность.
Возвращаясь к вопросу о дисциплине, хочу закончить еще одной ссылкой на "Рыбак Севера", в чем согласна с ним на все сто процентов: помимо того, что в большинстве и капитаны самоустранились от воспитательной (читай-дисциплинарной) работы, еще и
«... особенно был принижен статус первых помощников капитанов, на которых возложены обязанности, а воспитательные функции отнесены на второй план. Эти специалисты поставлены в положение, когда вместо деловой требовательности к экипажу вынуждены снижать ее, т. к. в большинстве случаев от мнения моряков зависит, пойдет он в следующий рейс или нет».

Н. МОЛЧАНЮК
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!