ТРУДНЫЙ РЕЙС «РУДОЛЬФА ВАКМАНА» - 02 12 1976

Автор
Опубликовано: 2209 дней назад (11 апреля 2018)
0
Голосов: 0
Очередной рейс БММРТ-183 «Рудольф Вакман» закончился с такими результатами: вылов - 10 1 процент, товарная продукция - 78,1; пищевая - 66,7, заморозка - 78,8, разделанная продукция - 101,5; филе - 277,6 процента. План по муке выполнен на 102,6 процента. Что за этими показателями?

«КРУИЗ» ПО АТЛАНТИКЕ
А ВЕДЬ и впрямь, этот рейс 183-го напоминает форменный круиз по Атлантическому океану, как сумрачно заметил первый помощник капитана Валентин Соколов. И, дабы уточнить мысль своего комиссара, капитан-директор судна Рейн Эйнберг пунктуально перечислил все 17 (семнадцать!) основных позиций вахтенного журнала, которые характеризуются «антипромысловыми» понятиями: переход, поиск, простой. Впрочем, не будем касаться здесь «каких-то» пяти суток, потерянных в простое из-за неисправности рулевого устройства — в причине ее поручено разобраться специалистам МСС (речь в данном случае пойдет не о потерянных центнерах,— о безопасности мореплавания...). Скажем о том, что только на переходы ушло 46 суток и 26 — на поиск. Так что, если пересчитать экономические показатели рейса БММРТ с учетом этих вот потерь промыслового времени (считай — два с половиной месяца...), то выйдет не так уж и плохо.
Правда, объединению от этого никак не легче...
Но закончим о «круизе». Таллин — Мексиканский залив - Куба — Мавритания — Дакар — вот маршрут этого вынужденного «путешествия» БММРТ-183 по Атлантике. Маршрут, который предполагался только в одну сторону. Но, перефразируя известную поговорку, вышло: начальство предполагает, а... 200-мильная зона располагает. И в Мексиканском заливе, и в Мавритании, и в других районах промысла.
Учтем и то, что смена районов промысла, тем более, как здесь, это и частая смена режимов работы, тактики ведения промысла, и вытекающие из этого последствия — для всех: капитана, штурманов, добытчиков, обработчиков и т. д,
Трудный рейс, сложный, напряженный. И мало сказать — экипаж выдержал его. Выдержал с честью. И новый выдержит — который начинается на днях. И в который, что очень важно, изъявили желание, пойти не менее 30 человек из состава прежнего экипажа. Опыт, профессиональное мастерство в сочетании с их волей, товарищеской спайкой - с тем, что предопределяет микроклимат, настрой и настроение людей, бесценны для экипажа. Особенно сейчас, когда мы, собственно, уже приступили работать в новых, куда более трудных и сложных условиях, нежели еще вчера. И, как свидетельствует минувший рейс "Рудольфа Вакмана», начали, в общем-то, неплохо. Хотя, конечно, не обошлось и без
накладок. И немалых. Об этом ниже.


УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ
ЗАУРЯДНЫЙ, казалось бы, факт: приходит судно в район промысла, где уже работает кто-то, и перенимает опыт. Привычное, как говорится, дело, но если для вас это совершенно новый, незнакомый район и если, к тому же, вы не располагаете последними навигационными картами, дело это приобретает совершенно иную окрасу.
...На лиепаеском БММРТ-184 «Кварц,» рыбаков «Рудольфа Вакмана» встретили более чем приветливо. Радушно. Как встречают старых и добрых друзей. Когда-то — в СВА это было — моряки латвийского траулера приходили на наш БММРТ — за опытом, советом. И вот теперь щедро, по-товарищески делились с таллинцами собственным. И опытом, и картами, которых, к сожалению, у наших рыбаков не оказалось...
Урок на будущее. Вернее, два урока. Первый — с картами, тем более, что случай подобного рода не первый, (вспомним рейс другого нашего БМРТ за нототенией в отдаленный район Атлантики, о чем писал в «Рыбаке Эстонии» М. Казаков). И второй — обогащать надо традиционные обмены опытом с рыбаками других баз и управлений, обогащать неформальными, если так выразиться, контактами и формами.
И еще один урок. Во время нахождения 183-го в Мексиканском заливе обнаружилось, что рыбомучные агрегаты не подготовлены к работе в оптимальных режимах. Увлеклись, что ли, наши специалисты идеей использования судов типа БММРТ в морозильном варианте, да настолько, что рукой махнули на РМУ? Ржавчину аж проглядели... И пришлось машинистам РМУ — И. Богаченко, В. Волкову, В. Ланеву и В. Прокофьеву — проявлять ту самоотверженность в работе и недюжинную изобретательность, смекалку, без которых, в общем-то, лучше бы обходиться. А также старшему механику Ивану Петровичу Котовскому, механику-наладчику С. Хрястолову, другим механикам и мотористам, которые еле успевали устранять всевозможные неполадки и поломки.


МОРОЗИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
В НОВОМ районе ЦВА, куда пришел БММРТ-183 из Мексиканского залива, он сразу же оказался в невыгодном положении по сравнению с другими судами, которые работали здесь. Прежде всего, «Рудольф Вакман» значительно уступал им в скорости из-за отсутствия насадки на винт — обернулось это потерей примерно 25 процентов тягового усилия и скорости траления 0,7—0,3 узла. Отлов же ставриды и скумбрии - требует 5—6-узловой скорости, иначе рыба уходит из трала.
Во-вторых, не оказалось на судне крайне необходимого— облегченного пелагического трала, каковой был запрошен после окончания работы в Мексиканском заливе. Из ЭРПО ответили; трал выслан с БМРТ-564. Но что-то не сработало: БМРТ этот прибыл на «рандеву» с «Рудольфом Вакманом» без обещанного трала. Еще одно РДО в объединение. Еще один ответ: ждите с ПБ «Станислав Монюшко». Но получили только документы...
На разборе рейса так и не удалось выяснить, чьей же вины здесь больше: то ли командования БММРТ-183, которое вроде бы должно было заранее предвидеть изменение обстановки, то ли ОМТС. Скорее всего, не на высоте оказались и те, и другие. Что теперь спорить — важно учесть на будущее.
Все-таки на БММРТ-183 смогли добыть у соседнего судна траловые доски и оборудовать трал. Под руководством старшего тралмастера Яана Лустуса, который сразу после этого ушел с судна. Без замены. И еще 7 человек ушли, и тоже без замены (курсанты). Это, естественно, усугубило и без того сложную ситуацию. В частности, обострило проблему подвахт, на которых было отработано не менее 1900 человеко-часов. Организовали и ночные подвахты, непременными участниками которых являлись коммунисты; боцман А. Савченко, механик-наладчик С. Хрястолов, электрорадионавигатор И. Тыныныка, старший механик И. Котовский, первый помощник В. Соколов.
Что особенно затрудняет использование судов типа БММРТ в морозильном варианте, так это наличие одного единственного трюма для мороженой рыбопродукции, слабая мощность морозильных камер и прежде всего неприспособленность рыбцеха. И тем большего внимания заслуживает опыт моряков 183-го, которые собственными силами переоборудовали и модернизировали свой рыбцех: установили здесь головорубы, филейные машины и другие приспособления, позволившие значительно механизировать трудоемкий процесс разделки рыбы, переоборудовали разделочные столы так, что в цехе стали свободно размещаться и 8 человек из состава подвахты. Благодаря этому в рейсе был установлен своеобразный рекорд: 19 октября на судне изготовили 16.2 тонны разделанной рыбопродукции. Будем надеяться, в новом рейсе рекорд этот удастся побить...
Вот люди, которые непосредственно занимались переоборудованием и модернизацией рыбцеха: помощник капитана по производству Евгений Иванович Смелов, ветеран ЭРПО «Океан» орденоносец рыбмастер Павел Федорович Политов, матрос I класса, плотник «высшего класса», как говорят о нем на судне, Василий Васильевич Семенков, молодой рыбмастер Леонид Гарбуз, механик-наладчик Станислав Хрястолов.

ПОЧЕМУ НЕ СРАБОТАЛА СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ?
Д А, НА НЕКОТОРУЮ часть рыбопродукции, изготовленной на БММРТ-183, поступила рекламация. Не будем утешаться тем, что не так уж и значительна эта самая часть и рекламация не так страшна... Удручает то, что прискорбный случай этот произошел на судне, экипаж которого первым в объединении внедрил у себя сквозную систему контроля за качеством продукции и награжден Дипломом главка «Запрыба». Традиция!
Особенно беспокоит и настораживает то, что никто на судне не может определенно сказать, почему же не сработала система управления и контроля за качеством рыбопродукции. Большие подъемы и физическая невозможность вовремя обработать улов, учитывая, в частности, нехватку личного состава? Недостаточная мощность морозильных установок, не рассчитанных на работу судна в варианте, когда нормы заморозки увеличились в четыре раза? А может, наличие того самого «одного-единственного» трюма для мороженой продукции? «Села» температура — и вся недолга: до «колодцев» ли тут, вентиляции, когда приходится буквально забивать этот спасительный трюм до отказа... А случись простой в ожидании плавбаз, выгрузки?
Ясно: установленные ныне суточные нормы вылова и заморозки значительно превосходят технические возможности судов типа БММРТ. И таят в себе постоянную угрозу качеству пищевой рыбопродукции. А также, что скрывать или умалчивать, позволяют кое-кому при случае списывать собственные недоработки в деле обеспечения высокого качества рыбопродукции за счет, так называемых, объективных трудностей.
Вот некоторые вопросы, над которыми надо хорошенько подумать, подводя черту под минувшим рейсом БММРТ «Рудольф Вакман». И прежде всего тем, кто уходит на нем в очередной рейс.

Л. ФИРСОВ.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!