Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Леонида Мускевича, март 1968 - ЗАКОН МОРЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ПРИБЛИЖАЛСЯ праздник. Я зашел в каюту стармеха. Надо было написать в праздничный номер судовой стенгазеты «Голубой континент» о ком-нибудь из ветеранов флота. А стармех Леонид Мускевич был именно таким ветераном, у которого можно было взять интервью. Стармех сначала отказывался, потом все-таки сдался.
Я, по-видимому, затронул то, что прочно отложилось в памяти ветерана: как он себя чувствовал и о чем думал, когда первый раз попал в Атлантику.
— Ругал себя на чем свет стоит за то, что понесло меня в этот кипящий котел, что черт дернул меня поступить в мореходку... Конечно, ругал в те моменты, когда был в состоянии о чем-то думать. Шторм измотал меня, думал, вообще не выдержу.
Каждый взлет и падение судна болью отдаются во всем теле. И тошнота, тошнота, которую ждешь со страхом, потому, что в тебе уже ничего нет, но она упорно подступает. Кажется, что это внутренности противно подкатывают к горлу.
В самом деле, зачем он пошел в этот горько-соленый ад? С тех пор, как люди оторвались от берегов и вышли в открытый океан, они не перестают задавать себе этот вопрос. Наверное, наступает в жизни каждого мальчишки такой момент, когда его начинает неудержимо тянуть к воде.
Под действием таких вот, наверное, извечных сил, покинул однажды и Ленька Мускевнч свои степные Прилуки и двинул на Балтику, в Клайпеду.
— Почему в Клайпеду? Трудно сказать... У нас в Прилуках вообще все парни выбирают два пути — или к Черному, или к Балтийскому морю. Я выбрал, который длиннее, — шутит стармех. — Закон моря! — добавил он свое излюбленное.
— Ну и как же пошла потом служба на морях? — спросил я.
— Служба началась уже после окончания училища, В мореходке что-о, теория давалась легко, единственная забота — не пропустить бы танцы где-нибудь. Но потом... До чего же я был зеленый и неопытный!
Помню случай один. Ходил я тогда стармехом на СТБ. "Стармех" ... задохнуться можно. Сломался как-то сухарь включения
реверс-муфты, думал, умру от страха, целый день места себе не находил.
Потом помаленьку стал-таки механиком. Особенно много мне дал Тимофеев, второй механик. Я тогда уже на РР ходил. На нем же через три рейса дослужился до стармеха. Здесь уже на меня навалилось много забот. Стармех за все в ответе. Постепенно дошел до стармеха БМРТ. Короче, рос вместе с флотом.
— Ну, а как теперь, все изучено до тонкости, или иногда тоже приходится волноваться?
— Всего, наверное, никогда не изучишь. Кажется, и опыта уже немало, ведь случаи разные бывали, а все равно иногда становишься в тупик, копаешься, пока не найдешь, в чем дело. Ну и волнуешься, естественно. Ведь если двигатель стоит — и судно стоит.
Однажды был, прямота ки, опасный момент. Я плавал тогда на БМРТ-355. Выбило набивку дейдвудного сальника, и вода хлынула
в туннель гребного вала, да так, что осушительные насосы не успевали ее откачивать. Всю ночь, в течение семи часов, почти по пояс в воде, боролись мы за живучесть судна.
Только утром удалось поставить дубль-сальник и остановить поступление воды.
- Ну и нравится после этого морская жизнь?
-Безусловно. Думаю, что интереснее профессии, чем морская, трудно найти. Море берет человека в плен, из которого, намой взгляд, почти невозможно вырваться. Я после каждого рейса собираюсь идти учиться в институт, собираюсь ... и ухожу в новый рейс. Да, между прочим, в том самом рейсе, когда впервые узнал, что такое шторм и когда
мне казалось, что я все брошу, в том самом рейсе я понял, что
с моря мне не уйти. Закон моря!

Сейчас Леонид Мускевич
учится в Калининградском институте,
чтобы стать инженером-механиком.
Это тоже закон моря.

А. КОВБА.
Памяти Ровбут Олега Михайловича30 марта 1968 - ОДИН ДЕНЬ В «КЛУБЕ ЮНЫХ МОРЯКОВ»
ОПЕРАЦИЯ «Л»

В КОНЦЕ Таллинского морского рыбного порта, где акватория его еще не имеет причальной стенки, лагом стоят три судна: «Юнга», «Ляянемаа» и «Пионер». Это — пионерская флотилия. Здесь размещается «Клуб юных моряков» Таллинского дворца пионеров.
Клуб существует уже седьмой год. Первое время его «моряки» были сухопутными — клуб имел своих судов. Но вот в 1963 году им передают трехмачтовую шхуну... То-то было радости у детей! Еще бы! Свой корабль есть, пионерский! Неважно, что корабль этот не имел хода - богатая фантазия вполне позволяла ходить на нем в дальние плавания.
Второе судно - "Юнга" передано уже со всем действующим
оборудованием. Три года подряд на нем летний лагерь.
Вот когда началась настоящая жизнь! Морские прогулки
по Таллинскому заливу, переходы к острову Аэгна и в Пярну...
В настоящее время флагманом флотилии является "Ляянемаа".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

корабли КЮМ 30 марта 1968


Здесь держит свой "брейдвымпел" Тыну Мельтсаса, начальник
"КЮМ".
... Когда я поднимался по трапу на судно, то увидел, что сюда же с берега направляется школьник.
- А ты, мальчик, к кому? - спросил я.
- А вы разве не знаете, что здесь "Клуб юных моряков"?! – с чувством собственного достоинства ответил мальчишка.
- Чем же сегодня будешь заниматься?
— Сегодня в нашем кружке соревнования — «Операция «Л».
Из дальнейшего разговора выяснилось, что мой новый знакомый Алар Лаатс - ученик 7 класса 10-й средней школы, член клуба, любит море и технику, занимается в группе судовых механиков.
Сидим в каюте, беседуем с Хельмутом Вилу, заместителем начальника клуба по учебной части. Здесь же - старший штурман учебного судна Пеко Пийбер.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пеко Пийбер проводит занятия в КЮМ 30 марта 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

юный штурман Юрий Пейт 30 марта 1968

- Занимаются у нас больше ста мальчиков из 26 школ города. А девочек всего две, они в кружке парусников, которым я руковожу, -
рассказывает X. Вилу, - Кроме того, работают кружки скутеристов, моделистов. А желающих стать штурманами и судовыми механиками больше всего, пришлось по две группы создавать! — улыбается Хельмут Аугустович.
— Как часто бывают занятия?
- Вообще программа рассчитана на три года. Первый - общее знакомство, остальные два по специальности. В зимнее время занятия в кружках раз в неделю по четыре часа.
_ Но ведь дети учатся в разные смены...
- Учитываем. По нашемy распорядку учебное время - в утренние
в вечерние часы.
— А как работает клуб летом?
— Во Дворце пионеров есть береговой палаточный лагерь между Пярну и Хаапсалу. Юные моряки прибывают туда на своем флагмане «Ляянемаа». Кроме того, есть там наши две моторные шлюпки, две весельные, два парусных швербота и катер «Пионер». Дети отдыхают по путевкам Дворца пионеров.
В заключении интересуюсь:
_ А что это за "Операция "Л " у вас сегодня?
— Серия вводных, записанных азбукой «Морзе». Мало суметь прочесть, нужно еще выполнить задание. Например, первое задание: "Идите в рубку, нарисуйте важнейшие Флаги бедствия". Второе: "Свяжите четыре морских узла, объясните их назначение". Третье: «Нарисуйте положение "Ляянемаа" по отношению к сторонам света». Четвертое: «Выделите три человека. Кидайте бросательный конец на дальность». Пятоe: "Покажите пожарную систему в машинном отделении».
-- А что в итоге соревнования?
- Выявим сильнейшую группу. Ребятам известно, что победители отправятся весной в туристический поход по Эстонии на автобусе.
— Скажите, в какое время года идет прием детей в клуб?
- В любое время. Принимаем с тринадцати лет. Пусть приходят.
Примем!

Н. СИМОНЯН
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти экипажа и БМРТ-227 Аугуст Алле, июнь 1968 - Человек трудом славен!
НАВСТРЕЧУ ДНЮ РЫБАКА

В порту под выгрузкой стоит БМРТ-227 "Аугуст Алле". Судно вернулось к родным берегам с большой производственной победой. Успех обеспечен четкой, слаженной работой всего экипажа по выполнению рейсового задания.
Сегодня на этой странице рассказывается о буднях коллектива, о деятельности администрации, партийной, профсоюзной, комсомольской организаций в борьбе за успешное выполнение социалистических обязательств в честь Дня рыбака.




Во льдах и метелях
Беседа с капитан-директором Ф. ТАММОМ.

Южная сторона Таллинского морского рыбного порта. На лобовой части надстройки одного из БМРТ свежий ветер полощет красный плакат. На полотнище белеют слова: "Здравствуй. Таллин!".
Это, — вернувшийся из рейса и ставший под разгрузку БМРТ-227 «Аугуст Алле»- Капитан-директор Фридрих Михайлович Тамм рассказывает:
— Ушли в рейс 2 февраля, вернулись в порт 9 июня — 101 сутки работали на промысле в районе Лабрадора и на Большой Ньюфаундлендской банке. Об условиях работы судите сами: ледовая обстановка, мороз до 20 градусов при десятибалльном ветре, снежные заряды... Это — у Лабрадора, где были до середины марта. Трудно приходилось. Но подъемы были отличные — по 15—20 тонн трески брали за 45 минут траления и это удваивало силы экипажа, помогало бороться со стихией, преодолевать невзгоды.
Наиболее «рыбными» для нас квадратами были 437, 440 и 457, а самая удаленная на север точка промысла — квадрат 512. Определяющим для работы здесь является дрейф ледяных полей с севера на юг, по ходу лабрадорского течения. Пришлось до десяти раз подниматься у кромки льдов на север, находить «просветы» в полях, работать в них, опускаясь вместе с дрейфующими полями к югу.
Опасная навигационная обстановка вынуждала постоянно иметь в темное время суток впередсмотрящего но баке. Два штурмана находились на мостике во время траления. И все же тяжелые льды вытеснили в марте нас из этого района. Некоторые БМРТ других флотилий получили пробоины — пришлось уйти. Дальнейшая работа продолжалась на БНБ, где уловы были сравнительно ниже.
Экипаж в рейсе работал на совесть. В помощь обработчикам выходила на подвахту остальная часть команды. Однако хорошие экономические показатели в рейсе достигнуты в основном за счет сверхплановой разделки рыбы и улучшения ее ассортимента. К примеру, один центнер разделанных сверх плана окуня приносил нам дополнительно 21 рубль, трески — 10 рублей. Люди знали источники прибылей и не считались с затратами труда на разделку рыбы. Отмечаю отличную работу добытчиков, обработчиков во главе с мастерами Василием Семениковым, Владимиром Володиным, Николаем Петраковским, Иваном Семашко. Машинная команда под руководством Леонида Сергеевича Максимова обеспечила нормальную работу механизмов в условиях обледенения. Из штурманского состава хочу выделить старпома Зозулю Бориса Трофимовича. Который свободно разбирается в промысловой обстановке. Впервые довелось работать с таким добросовестным и знающим электрорадионавигатором. как Эльмар Саареметс. Доброе слово нужно сказать о радисте. Геннадий Варша отмечен за четкую оперативную работу на промысле начальником экспедиции И. Агеевым.


С ЕДИНОЙ мыслью
А. КРЕСТЛИНГ, секретарь парторганизации

В нашей партийной организации 23 КОМ¬МУНИСТА и два кандидата в члены партии. Судите сами, какая это сила! В бюро избрали самых достойных, умеющих работать с людьми.
Главной нашей целью было, как и на других судах, добиться успешного выполнения государственного задания. Этому была подчинена вся деятельность организации.
Разумеется, цифры не заслонили от нас членов экипажа. Ведь цифры, как известно, - результат труда. А труд этот производят люди. В конечном итоге, все завит oт них. И как важно постоянно помнить об этом.
Единой мыслью были пронизаны все мероприятия, проводимые коммунистами: человек воспитывается в труде, трудом он славен.
Наш идеологический фронт возглавлял коммунист, старший матрос Юрии Эдуардович Сеппиус. Его огоньку, умению зажигать сердца людей можно позавидовать. То и дело видят его среди товарищей. Общителен. Сумеет отстоять свою точку зрении. В этом уже сказывается его принципиальность.
Трудно нам было у Лабрадора, Сильные ветры с морозом. Добытчики продувались, что называется, насквозь. И вот где сказалась та работа с людьми, которую мы провели на переходе и которую возглавлял Юрий Эдуардович.
Почти половина состава в этом рейсе была впервые в море. Новичкам мы уделили особое внимание, разбили экипаж судна по группам и проводили занятия. Начальникам служб дали конкретные сроки подготовки новичков и строго следили за их выполнением. Так, на месте, мы узнавали человеческие характеры. способности людей противостоять трудностям, закаляли их волю.
Политическое, идейное воспитание вели у нас и первый помощник капитана Петр Кудрин, и старший механик Леонид Максимов, и старший мастер добычи Василий Семеников, коммунист Виктор Волга и другие.
Я называю имена самых отличившихся на этой работе. А в целом все коммунисты занимались идеологическими вопросами. прекрасно понимая, что успех производственный зависит как paз от идеологического воспитания людей.
Трудностей у нас было немало. Вот хотя бы такая. Убедить людей в разработке рыбы на филе, шкерке. Собирали бригады, беседовали, спорили, подчас крепко. В конце концов, успеха добились.
За весь рейс у нас не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины.
В идеологическом воспитании коллектива мы использовали самые разнообразные формы. Дни рождения (а в этом рейсе их было на редкость много!) — поздравления, подарки. Успех смены -красочно оформленная "молния", фамилии отличившихся. Недостатки — что ж, и они находили свое отражение: выпущено шесть номеров стенной газеты "Нептун".
Результат всей этой работы - успешное выполнение социалистических обязательств.


НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ

И. СЕМАШКО,
член комсомольского бюро

Нас, комсомольцев на судне столько же, сколько и коммунистов, — 25 человек. Старались не отставать от своих старших товарищей. В любом деле были, что называется, на переднем крае.
Нынче год особенный — комсомольский. Вся страна будет отмечать 50-ле-тие ВЛКСМ. И социалистическое соревнование, развернувшееся на судне, приобрело для нас еще и свой дополнительный смысл — достойно встретить юбилей.
Мы очень дружны с партийной организацией. Да и секретарь партбюро — парень молодой, только что на выходе из комсомольского возраста. Наверное поэтому ему близки и понятны запросы молодых. Бюро комсомольской организации, возглавляемое Леной Колесниковой, на мой взгляд, хорошо поработало в рейсе. Каждый конкретно отвечал за какой-то участок работы, периодически отчитывался на бюро. Итоги соревнования подводили еженедельно. Жарко спорили, отстаивая первые места бригад. Учитывали не только производственные показатели, а даже и такое вот: а как ты ведешь себя по отношению к женщинам, работающим на судне. Кстати ГОВОРЯ, прекрасная половина рода человеческого на нас не в обиде. Грубостей не было. А в день 8 Марта мы специально для них выпустили фотогазету с портретами женщин судна, с добрыми и ласковыми подписями.
Работали комсомольцы в рейсе с удвоенной энергией. Перечислить бы ceйчас имена всех, да не хватит места в газете. Да и вдруг кого-нибудь забудешь.
Другое дело, наша фотолетопись судна. В нее мы обязательно заносим отличившихся. Летопись эта ведется с самого рождения судна. Начата тогда, когда «Аугуст Алле» еще строился в Клайпеде.
На счету комсомольской организации — и радиогазета, и подготовка концерта, и участие в вечерах отдыха, и организация сбора средств в фонд борющегося Вьетнама...
Все это позволяет говорить о плодотворной деятельности бюро и всей организации в целом.



УДАРНАЯ СИЛА
Р. ГОЛЕНКО,
помощник капитана по производству.

ДОБЫТЧИКОВ и обработчиков на судне смело можно назвать ударной силой экипажа, той его частью, которая непосредственно «делает план».
На Лабрадоре крепко досталось добытчикам. Работали на глубинах 300— 500 метров, грунт — камень, скала. Случались повреждения трала. Ремонтировать приходилось на морозе, когда за пять-десять минут трал обледеневал. Но даже в этих условиях получили в рейсе экономию на промвооружении за счет технологически грамотного, хозяйского использования.
Обработчикам тоже пришлось иметь дело с замерзшей рыбой. Это, безусловно, снижало темп работы, создавало дополнительные трудности. Экипаж подобрался крепкий, обошлось без нытиков. Понимали люди, что успех рождается там, где борются за него.
Лучшими за рейс по итогам соцсоревнования признаны бригада обработчиков мастера Николая Петраковского, у добытчиков — бригада мастера Владимира Володина. Отлично обслуживала нашу работу вахта второго механика Юрия Яковлева. Не было претензий и к электромеханической службе.
Работники консервного цеха — мастер Лебедев, помощник Кузнецов, справились с рейсовым заданием. Считаю, однако, что 20.000 банок — план для БМРТ заниженный, и в силу этого на выпуске консервов судно прибыли не получило, едва ли окупились пая работников. Рентабельна эта работа у мурманчан, при выпуске за рейс 50—60 тысяч банок.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


партгрупорг первой смены матрос
второго класса Алексей Курочкин. Смена завоевала переходящий
приз судна по результатам рейса;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

партгрупорг второй смены старший матрос
Виктор Волга за работой.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

споем, друзья! ...
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти девушек и женщин ТБОРФ - Морские кашевары
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ГОРИЗОНТ теряется в легком мареве. Облака прячутся за бескрайними, сколько доступно взору, полями льна. Под порывами ветра все вокруг колышется, будто волны идут по морю.
Девушка потуже затянула сбившийся платочек, медленно пошла по полю, поглаживая ладонями вершины растений. "Лён, мой лен...".
А он уродился знатно. Наверное потому, что и ее звено вложило немало труда: зимой удобряли, весной обрабатывали почву, выпалывали сорняки, потом подкармливали, потом ... Потом льнозавод и прибыль колхозу немалая. Почетную грамоту и премию просто так, за красивые глазки не дают.
Тело стало невесомым. "Сейчас поплыву по волнам во-он туда ....". Но чья-то рука неожиданно легла на плечо.
Инна открыла глаза. Над ней наклонилась Аня и трясла за плечо.
— Да проснись же — «Монюшко» подходит. Или не хочешь увидеть наших девочек?
Такое пропустить было нельзя. Ведь с Зоей Вишневской. Валей Шеманской и Людой Емельяновой они провели вместе в училище немало времени.
А «Станислав Монюшко» и впрямь проходил совсем рядом. На палубах можно было различить знакомые лица.
— Зоя! Зоя! — стараясь перекрыть плеск волн, кричала Инна.
Ну разве поговоришь о чем-нибудь на таком расстоянии! Плавбаза уже прошла мимо.
Аня отправилась на камбуз. А Инна не спешит уходить с палубы. До ее вахты еще есть время.
КРАСИВО море ночью — все в огнях. Кажется, будто светлячки праздник справляют. Девушка знает, что это траулеры ловят рыбу. Их обслуживают суда покрупнее — производственные рефрижераторы «Аугуст Корк», «Советская Родина», «Крейцвальд». И плавбаза-рыбозавод «Фридерик Шопен», на которой она сейчас находится.
Здесь более двухсот человек. И всех накормить надо. Среди шести поваров — четыре на камбузе обед варят, а двое хлеб пекут — «кашеварят» Инна с Аней — выпускницы Витебского кулинарного училища. Когда подошло время распределения, девушкам предложили пойти на Балтику. — А какое оно, море? — был первый вопрос.
Ведь многие из них никогда не встречались с ним. А предстояло стать запанибрата. С неизведанным. Решиться было трудно. Когда же пятеро сказали «да», троих зачислили на плавбазу-рыбозавод «Станислав Монюшко», а Инну Буховец и Анну Базылеву на «Фридерик Шопен».
Кухня на белоснежном красавце-корабле совершенно очаровала девчат.
— Ой, Инна, смотри-ка, электроплиты и паровые котлы! Сковорода и та электрическая! И картофелечистка есть! Я никогда не думала, что на судне кухня может быть оборудована с таким комфортом ...
Подруга тем временем осматривала пекарню: решила попробовать себя в кулинарном искусстве.
А и то сказать, немалое умение необходимо, чтобы испечь праздничный пирог. И не раз-другой за рейс, а почти ежедневно. Такова традиция — к именинам женщины получают торт, а мужчины — крендель или пирог. Ну, а обычные хлопоты: 70 буханок белого хлеба каждый день («чтобы всегда свежий был») и столько же черного через день.
Конечно, не обошлось в первом рейсе без курьезов. Однажды у Инны основательно «подгорел» хлеб. А на камбузе у Ани случилась совсем наоборот - бифштексы, поданные к столу, оказались сырыми. И хотя это вышло случайно, девушки горько переживали свою неудачу.
... В каюту вбежала Аня:
— Письмо от девчонок!
Головы склоняются над листками. Глаза поедают вязь скорописи. Как-то вам. подружки, живется-можется на другой плавбазе?
«... Мы все живы и невредимы. Качку переносим помаленьку. Валю здорово укачало, но сейчас она ожила. Мы с ней работаем в пекарне, хлебы печем. В следующем месяце с Валей будет пекарить Зоя, а я — на кухне. Мы понимаем, что надо все уметь делать, и поэтому пошли в пекарню. А как вы живете? Как себя чувствуете?..».
ХОРОШО, девушки, хорошо милые. Как хочется встретиться и поговорить обо всем! Но когда увидимся, сказать трудно. А в письме много ли опишешь? Скупые строчки, отправленные и на родину в Белоруссию, сообщат родителям лишь самое главное, которое сводится к двум словам: все хорошо. А ведь так хочется рассказать и о судовой самодеятельности, и о вечерах отдыха, когда на танцах играет свой оркестр, и о том, что кино «крутят» по три раза в день. А какая здесь богатая библиотека!
Каюта на двоих, кондиционированный воздух, за чистотой следит кастелянша.
Все условия, чтобы продолжать учебу в вузе, как это делают многие ребята. Да и на заработок грех обижаться. Если плавбаза берет план, то на руки рублей по двести в месяц выходит.
Словом, не жалеют девушки, что в море пошли. Правда, во сне иногда возвращаются знакомые с детства поля, покрытые льном. Впереди еще будет много рейсов, но первый не забудется. Были радости, были и огорчения. Их подруги всегда делили на двоих. Ведь разделенная радость -радость вдвойне, а разделенное горе — горе наполовину.
Г. ВОРОБЬЕВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: Анна
Базылева (слева) и Инна Буховец.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Освальда Хаависту - Мореход
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июнь 1968, ПР Аугуст Корк помрыбмастера Освальд Хаависту

Его обязанность на первых порах казалась совсем не сложной - он стоял у фальшборта судна и ухманил. На простом языке это означает руководить работой лебедчика во время приема и выливки рыбы на палубу в ящики. Показывать руками «майна», «вира», а затем хватать стамп-бадью с тремястами килограммами салаки и направлять в нужный ящик, записать количество принятых стампов. И так в течение четырех часов. Для молодого человека такая работа труда не составляет. Но Освальду Хаависту, помощнику рыбмастера производственного рефрижератора «Аугуст Корк», труднее. Возраст не тот. Но не будем забегать вперед.
Когда я вышел на палубу, чтобы сфотографировать кого-нибудь из рыбаков, как-то сразу обратил на Освальда внимание. Его легкие, четкие движения по-своему были грациозными. А лицо? Обросшее черно-рыжей с проседью щетинкой, испаханное морщинами прожитых лет, являлось на ходкой для каждого фотографа. Типичное лицо рыбака. Грубая роба усиливала эту типичность.
Затем, уже сидя в теплой каюте капитана, где о ветре напоминали лишь раскачивание судна и надоедливый вой репитера гирокомпаса, я слушал нехитрый рассказ первого помощника капитана об Освальде Хаависту:
— Ветеран войны, с сорок первого служил в армии, воевал против фашистов, награжден двумя медалями «За отвагу» разведчик. Родился в 1917 году, жил в Таллине. Исключительно добросовестный, настоящий рабочий человек.
Чудесная характеристика. Лаконичная, точная. После вахты я зашел к Освальду. Он уже помылся, побрился и переоделся. То, что рассказал первый помощник о Хаависту, было, конечно, далеко не полным. Родился Освальд в буржуазной Эстонии. Жизнь была тяжела. Его считали незаконнорожденным. А это означало - любой мог оскорбить как угодно. Освальд с 15 лет пришел к рыбакам. Нравились они ему, эти суровые немногословные люди.
Когда в июне сорокового в Эстонии была провозглашена Советская власть, прошел с Красным знаменем в руках по площади Победы, приветствуя ее.
А когда фашистские звери обрушили смерть и разрушение на
советскую землю, взял в руки оружие.
Воевал в разведке. Закончилась война - вел борьбу с «лесным, братьями». Много раз смотрел смерти в глаза. В Эстонском рыбопромысловом флоте — с первого дня его образования. Тот знаменитый» СРТ-4283, который открыл дорогу эстонским рыбакам в Атлантику, отлично знаком ему. Освальд участвовал в нем, в этом первом рейсе.
Двенадцать лет бродит в морях Освальд Хаависту. Где только не побывал. И в водах Южной Америки и Африки. На Джорджес банке. Ньюфаундленде...
За добросовестную работу ему присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
Освальд легко сходится с людьми. Мы с ним разговорились. Он начал рассказывать о действиях разведчиков во время штурма Курессаарских островов. В это время в каюту постучали.
— Да, да! — громко ответил хозяин.
В каюту пришла делегация от администрации и профсоюзной организации судна. Она принесла Освальду Хаависту торт и поздравление с днем рождения. Бескорыстному труженику моря, рабочему человеку исполнился пятьдесят один год.
Все от души поздравляли морехода, желали ему самого-самого наилучшего. Человек, своими руками создающий национальное богатство, заслужил это.

А. КВАШНИН
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти экипажа и буксира "Лембит", июль 1968 -ВАХТУ НЕСЕТ «ЛЕМБИТ»
ВЫСОКО в небо подняли свои стальные руки-стрелы портальные краны. У причалов — громадины БМРТ и плавбаз, тут же стоят СРТ и суда помельче. Раскрыты трюмы: одни жадно вбирают в себя груз, другие неохотно расстаются с ним. Попыхивает выхлопной трубой тепловоз — тянет по рельсам с десяток вагонов-холодильников. Обычный рабочий день в Таллинском морском рыбном порту...
У причала номер 4, по соседству с транспортным рефрижератором «Иней», стоит небольшое судно. На борту надпись: «Лембит». Буксир портового флота наготове. В капитанской рубке потрескивает динамик ультракоротковолновой станции. Щелчок — и следует разговор:
— «Лембит», «Лембит»,
я —«Пальмира», прошу на связь! — вызывает диспетчер порта Виктор Страшнов.
— Я — «Лембинт», на приеме! — отвечает второй штурман Пеет Тыниссон.
- Доброе утро! «Лузу» надо переставить от «Фридерика Шопена» к топливному причалу...
— Вас понял. Выполняем...
Загудел главный двигатель и «Лембит» медленно пересекает акваторию порта, подходит к нефтеналивной барже. Становится лагом. Пеет Тыниссон командует:
— Подать шпринг носовой!
Подают последовательно носовой шпринг, носовой продольный и кормовой конец. Закрепляют. «Лембит» отрабатывает на шпринге, с «Шопена» отдают последний конец и оба судна борт о борт идут к топливному причалу. На руле матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Второй штурман молчит — такому рулевому подсказывать не надо, свою работу он знает отлично.
Пока «Луза» набирает в свои танки дизельное топливо, беседуем с капитаном Иво Урва. Он свою вахту отстоял, может идти отдыхать, но что-то задерживает его на судне. Это "что-то" - так хорошо знакомое каждому капитану чувство ответственности за свое судно, за его экипаж.
Нет, Иво Урво полностью доверяет своему второму помощнику Пеету Тыниссону. Тот в свое время окончил Таллинское профессионально-техническое училище № 1, начал плавать матросом, учился искусству судовождения у Иво Урва. Перенимал опыт и у других моряков со стажем. Около десяти лет трудится на судах портофлота. Знающий, исполнительны» специалист. Такому не доверять нельзя.
Сам капитан закончил в 1955 году тогдашний Таллинский техникум рыбной промышленности. Учился там на судоводителя. Практику проходил на Каспии и Балтике. Вспоминает:
- Вместе с практикой познал, что такое морская болезнь. На первых порах нелегко было. Но со временем отделался от нее...
Ходил за сельдью на клайпедском СРТ-418 в Атлантику. Третьим штурманом. Плавал боцманом на каботажном судне «Рухну». Потом опять третьим штурманом под началом старого опытного капитана Эвальда Пыллу. Восемь лет назад пришел в Таллиннский морской рыбный порт. Второй штурман на "Трийги", старший помощник на
"Лембите" и вот уже три года капитаном на нем.
— Зря иногда нас рыбаки снисходительно называют «морскими извозчиками», — говорит Иво Урва. — Мы делаем нужное и полезное дело. Без нас туговато пришлось бы экипажам больших судов. Будь то в порту или на рейде — всегда они нуждаются в нашей помощи. Бывает и другое. Понадобилось как-то доставить плавучую мастерскую в Клайпеду. Декабрь месяц, шторм до 10 баллов, волны прокатывались по палубе и оставляли за собой слой льда. И все же «Лембит», напару с «Тасуя», задание выполнил.
А то однажды в Атлантике случилась у СРТР-9161 беда с гребным винтом. Доставили судно к берегам Дании, оттуда уже мы отбуксировали его в родной порт. Тоже было нелегко.
Когда «Тасуя» становится на ремонт, спасательную службу несет наш «Лембит». И приходится нам спасать человеческие жизни не только в море. Был такой случай. Зимой сообщили нам, что на острове Прангли у одной женщины приступ аппендицита, ее жизнь в опасности. И наш «Лембит» пошел выручать человека. Финский залив был покрыт льдом. На ходу лед буквально лез до капитанского мостика. На полпути мы остановились — не в силах были пробиться. Тогда на помощь пришел «Ураган». Совместными усилиями дошли до острова Прангли.
Врач "скорой помощи" (он шел с нами на судне) определил: "Больную необходимо как можно скорее доставить в Таллин.
Предстоит операция." Все обошлось благополучно, женщину успели спасти ...
Пока шел разговор с капитаном, на судно сообщили: «На рейде стоит БМРТ «Аугуст Алле». Надо снять с его борта санитарного врача». И «Лембит» снова в в пути. У руля — боцман Али Флорен. На судне его называют «мастер золотые руки». И действительно, все у него спорится в руках. В тот день до вахты у руля он приготовил для команды обед (и, надо сказать, вкусный — автор этих строк обедал вместе со всеми). А сейчас он спокойно, умело вел буксир, внимательно оглядывая Таллинский залив. Вот стоит белое судно. Ага, знаем его. Это «Зенит» — учебный теплоход Ленинградского высшего мореходного инженерного училища имени адмирала Макарова. А там огибает остров Аэгна финское торговое судно «Мовик». Куда-то побежал по своим неотложным делам спасательный буксир «Гермес». Идет в сторону моря «Волго-Балт». Это судно, должно быть, доставило из Баскунчака соль, а в обратный рейс загрузилось щебнем для Ленинграда. Словом, кругом знакомая картина.
Врач с БМРТ снят, доставлен в порт. А «Лембит» уже огибает полуостров Пальяссааре — надо перешвартовать "Крейцвальда", который прихорашивается у заводских причалов, готовясь к выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде.
— Вот так мы и работаем - говорит капитан Иво Урва. — Наши люди влюблены в свое дело, отличаются постоянством. Вот, к примеру, Вячеслав Фандеев. Тульский паренек сразу же после окончании средней школы пошел плавать. Сейчас он отличный рулевой, стоит у руля в особо опасных местах. Нынче поступает в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности.
Более 10 лет плавает на судах портофлота Агнес Вяльяк — судовой повар. Женщина пенсионного возраста, лучший повар портового флота, она никак не может расстаться с дорогим сердцу судном ...

В. КУУС

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


боцман с «Лембита» комсомолец Али Флорен;

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


матрос первого класса комсомолец Вячеслав Фандеев. Фото Д. Принца.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти экипажа и судна РР-1281, июнь 1968 - В ПРИБРЕЖНЫХ ВОДАХ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Моряки океанического промысла и колхозные рыбаки, ведущие лов в прибрежных водах, крепят между собой товарищеские контакты.
Государственное и артельное хозяйство, но дело общее, единая
цель: дать на народный стол больше рыбы разнообразного ассортимента.
Из года в год растет сотрудничество колхозного и государственного флота рыбной промышленности республики. Наиболее ярко деловая дружба проявляется в дни весенней путины, когда приходят на помощь колхозникам моряки Таллинской базы реффлота.
Ежегодно в мае выходят в Пярнуский, Рижский и Нарвский заливы производственные рефрижераторы "Альбатрос", "Буревестник", "Советская Родина", а в последние годы - "Саяны", суда типа РР. Они принимают уловы салаки у колхозных лодок, морозят ее, выпускают пресервы из салаки.
Наш рассказ пойдет об экипаже коммунистического труда РР-1281, работавшем в весеннюю путину у берегов полуострова Виртсу.
Путина нынче началась неделей раньше обычных сроков. Но не застала врасплох рыбаков колхоза "Муху": моторные лодки, снасти, рыбоприемные пункты - все было готово к рыбацкой "жатве". Салака пошла хорошо, дружно. Началась горячая пора.
И тут возникли трудности. Не в добыче - в сбыте рыбы. Колхоз имеет свои рыбообрабатывающие производства: рыбопосольный, коптильный пункты и оборудование для выпуска пресервов, но не справиться было с хлынувшим потоком свежья. Рыбакам пришлось работать в полсилы, брать из "морских кладовых" только
то количество живого серебра, которое могло быть переработано ...
Как же были обрадованы рыбаки, когда из Таллина пришли рефрижераторные суда ТБРФ!
С РР-1281 начали работать пять лодок. А под конец одной бригадой из двух лодок обеспечивали суточную потребность судна в свежье.
Экипаж РР-1281, возглавляемый капитаном Александром Александровичем Пемуровым, еще раз подтвердил
в этом рейсе высокое звание коммунистического. При суточном плане 900 трехкилограммовых банок выпускали по 1000-1100.
Завершили задание - 20 тысяч банок - на две недели раньше срока.
Было так. На рассвете, еще до побудки команды, поднимались
рыбмастер Александр Орефин и повар Э. Ливику. Первый шел в
рыбодел, готовил впрок для дневной работы смесь соли со специями,
а второй отправлялся в камбуз.
С подъема и порой до 21.00 кипела работа на палубе. За исключением
ходовой вахты буквально все становились в трудовой строй. Капитан
и штурманы, старший механик Анатолий Васильевич Беляев с
помощниками, радист Иван Гурьев превращались в укладчиков салаки в банки, работали в одном ряду с матросами.
Состав команды на судне из рейса в рейс сохраняется постоянным.
Это позволило старшему рыбмастеру Тойво Таммисту научить людей,
расставить их на операции с учетом индивидуальных особенностей.
Результат - максимальная отдача. Спокойный по характеру,
атлетического сложения, латыш Артур Гринс, например, стоял на подаче салаки из рыбного ящика в рыбодел: он перебросал лопатой 56 тонн.
Матросы В. Матвеев, Н. Антоненко, Г. Виноградов, Н. Немов и другие
обладатели "проворных рук" готовили банкотару, заполняли ее салакой, упаковывали готовые пресервы в ящики. Который рейс бессменным закатчиком ходит на судне Велло Вайсма, мастер своего дела!
Заканчивается работа, время отдохнуть команде. Не отдыхает только матрос Виталий Малец - культурник-общественник. Один приходит к
нему с прочтенной книгой - обмени. Второй - с советом: в
каком составе выставить команду на встречу по волейболу
с рыбокомбинатской в Виртсу. Нужно еще показать морякам фильм, потому что при любой усталости находятся любители посмотреть кино.
Основной состав команды по волейболу - Н. Малец, старший
помощник М. Феденко, второй механик А. Попов, боцман
Л. Гулоян и юнга В. Демьяненко. При заходах в порту Виртсу этот коллектив играл на равных с командой РР-1270, а "сборная" с этих двух судов ТБРФ наголову разгромила волейболистов с рижской морозилки.
Однажды провели встречу по футболу между нижней и верхней
командами своего судна. Экипаж маленький, почти все стали
"футболистами". Со счетом 3:1 победили представители машинной службы.
В день, когда отмечался в Виртсу местными рыбаками праздник Весны,
моряки коллективно посетили клуб. Были вылазки в лес за ландышами, знакомство со старинным парком...
Умеет ударно работать и культурно отдыхать экипаж коммунистического труда РР-1281. На днях председатель базового комитета профсоюза ТБРФ В. Хейнмаа торжественно вручил
победителям социалистического соревнования в первом квартале переходящий вымпел. Завершив выгрузку, РР-1281 ушел в новый рейс - на этот раз в Северную Атлантику. Впереди привычная работа, новые трудовые свершения.

Н. СИМОНЕНКО
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9062 декабрь 1968 - Шестьдесят второй - под двумя вымпелами.
СРТР-9062 вошел в Таллинский порт под двумя вымпелами. Это значит, на судне праздник: взят двойной план. Задание по вылову было установлено в 578 тонн, экипаж выловил 1230 тонн. Засолено
300 тонн сельди. План рейса выполнен на 218,4, годовой - на 124,7 процента. Это но вый рекордный вылов среди кошельковых
судов. С отличными результатами экипаж встречает Новый год, в котором судно отметит десятилетие своей работы. Свои успехи рыбаки посвящают приближающейся знаменательной дате — 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

ВАЖНАЯ ВАХТА
В. БОНДАРЧУК, третий механик

ВЕРНО, когда говорят, что большая добыча — заслуга в первую очередь капитана. Я же расскажу о его помощниках, благодаря труду которых мы смогли поднять на мачте два вымпела.
Обычно, если капитан впервые вышел на новый для него вид лова, на
судно рекомендуется принять капитан-наставникa, который должен помочь ему сделать первые шаги. Но у нас был ОПЫТНЫЙ старший помощник капитана Виктор Фомич Дудкин. Он плавает с первого рейса траулера "под кошельком». Он помог капитану освоить этот вид лова. Первый, контрольный замет был проведен под его руководством.
Вахта старпома npoходит в самое ответственное время: с четырех до восьми вечера. В эти часы у нас интенсивный поиск и замет. От вахтенного в этот период зависит многое. В. Дудкин всегда был на высоте своей должности. Отстояв положенное время в рулевой рубке, он выходил на подвахту.
Пример старпома заразителен. Выходили на подвахту и второй, и третий штурманы — Олег Телещук и Геннадий Малюгин.
Второй рейс хожу с Малюгиным. Хотя ему нет и тридцати, знания у него основательные. Может помочь и починить невод мастеру добычи, и обработать улов рыбмастеру. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что Малюгин вполне может ходить в должности второго помощника, да и другие штурманы могут быть рангом выше С ними легко было работать и мастеру добычи В. Орнату, и его помощнику А. Койдла.
Они отлично справлялись с заметами, с ремонтом невода.
Это и их заслуга, что брали большие уловы, что судно сэкономило значительную сумму на умелом обращении со снастью в новых условиях лова.

После рейса траулер планировали поставить в средний ремонт.
Однако, все механизмы находятся в хорошем состоянии и работают
безотказно. Поэтому мы предложили отсрочить ремонт еще на два
рейса. Это дает базе немалую экономию. Без среднего ремонта судно ходит свыше пяти лет. Такой результат стал возможным благодаря ответственному подходу к его эксплуатации, к обслуживанию механизмов машинной команды под руководством старшего механика Николая Алексеевича Петропавловского.




На малых глубинах

В. ПРУДЦЕВ, капитан СРТР-9062

Рейс наш занял три с половиной месяца. Вначале ловили в Норвежском море, но результаты там были безрадостными. За две недели ни одного полного замета. В Норвежском удалось взять не многим более двухсот тонн. Первые результаты работы нас, конечно, не радовали. Надо было что-то предпринимать.
Приняли решение отправиться в Северное море. Но здесь нас поджидали другие трудности. Известно, что в этом море самые крупные косяки сельди держатся на малых глубинах, около 100 метров над грунтом. А у нас — «кошелек», его стенка — 150 метров. Дель пойдет по грунту — порвет снасть. Поэтому до сих пор на таких глубинах «кошельками» ловить остерегались, не столько поймаешь, сколько получишь убытку от испорченного невода. Но, с другой стороны, нужно выполнить план. Каким образом это будет сделано — забота экипажа.
И мы решили рискнуть, проверить, так ли страшен черт, как его малюют. Каждому матросу разъяснили обязанности. Ведь от того, насколько четко будет работать экипаж, зависел результат эксперимента. Нужна исключительная слаженность палубной команды, особенно лебедки. Надо успеть окольцевать «кошелек» раньше, чем он сядет на грунт. Что и говорить, задача не из легких, но тем не менее вполне разрешимая. Мы учли рельеф грунта, выбрали более Ровные места, песчаное дно, но все же волновались перед первым заметом: шутка ли порвать дорогую снасть. Но все прошло благополучно. Сказалось здесь и то, что сливная часть была из двойной дели. Это исключало ее порывы, сохраняло рыбу от просачивания и не позволяло объячеивать дель. Словом, эксперимент удался, пустых заметов не оказалось, невод за грунт ни разу не зацепился.
В поисках больших уловов мы старались идти своим путем. Чтобы не созда вать толчею судов в одном квадрате, уходили от флота н а 30-40 миль. Поиск сельдяных косяков начинали с середины дня, а к вечеру успевали сделать замет первыми. Это давало возможность первыми и сдавать еще живую рыбу на плавбазу или транспортный рефрижератор. Часов с шести вечера и до утра сдавали улов.
Чтобы ускорить засыпку рыбы в бочки, мы приспособили брезентовый рукав. По нему с палубы из рыбного ящика спускали рыбу в трюм прямо в бочки. Отпала необходимость их майнать.
Конечно, далеко не всегда мы имели возможность сдать весь замет. Вот однажды был любопытный случай. Выследил наш гидроакустик большую стаю, а она ушла под соседнее судно. Все же кое-как «зачерпнули» косяк. Оказалось в «кошельке» 300 тонн. Жаль, сохранить всю рыбу не удалось, хотя суда и обслуживали хорошо. Особенно производственный рефрижератор «Крейцвальд». Капитан Ю. Дергунов не боялся швартоваться в пять-шесть баллов. Приемка на этом судне всегда проходила исключительно деловито, без суеты. Вежливость н спокойствие капитана передавались на весь экипаж.
Таким образом, чуть ли не весь улов рейса мы взяли на малых глубинах. Особенно большие стаи долго находились на глубине вs 110—115 метров в районе Викинг банки. Всегда, когда мы обнаруживали стоящие косяки, сообщали об этом другим судам, даже не дожидаясь общего совета. По нашему примеру на такой же лов перешли многие траулеры.
Хочу отметить хорошее руководство экспедицией ее начальника Б. И. Баринова. Он распределял прием и сдачу рыбы в зависимости от имеющейся тары Благодаря этому, насколько мне известно, потери уловов были незначительные.
А теперь я хочу высказать некоторые предложения. Рыбакам известно, как необходимо иметь светящиеся буи. Иначе в темноте можно потерять невод или намотать его на винт. Но почему-то отдел добычи об этом не беспокоится. Ми переделываем буи кустарным методом, ставим на них лампочки и батареи от карманных фонариков.
Коррозия и ослабление с течением времени пружин замков стяжных колец. В результате кольцо раскрывается и при замете может основательно "потрепать" «кошелек». Необходимо разработать систему защиты колец, сделать их стой
кими к влиянию морской воды.
В рейсе мы достигли большой экономии по многим показателям. Не менее 20.000 рублей. Считаю, что этому помогли беседы на тему «Каждый должен быть экономистом на своем рабочем месте», проводимые в море.

Рейс начинается с берега
Н. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, старший механик

УСПЕХ лова зависит от общей слаженности. Выйди из строя хотя бы звено — страдать всему экипажу. Одно из этих звеньев — судовые машины. Работа механиков начинается с берега. Перед выходом судна в рейс мы буквально прощупали все детали машин. Получая механизмы от рабочих судоремонтного цеха, еще раз убедились в необходимости внимательной проверки качества ремонта. Когда принимали от них холодильник, то заметили, что он пропускает в пресную воду забортную. А если бы поверили на слово — имели бы уйму хлопот и море. Поэтому я хотел бы обратить внимание руководства и работников судоремонтного на то, чтобы они не забывали, что обслуживают не береговые объекты.
Кстати, в море ремонтники ответственнее подходят к качеству своей работы. Когда мы обратились на производственный рефрижератор «Крейцвальд» с просьбой изготовить ведущий валик барабана блока для выборки " кошелька", поскольку наш вышел из строя, то машинная команда выполнила заказ
быстро и хорошо. Вот это по-морскому закону!
Чтобы квалифицированно обслуживать механизмы, нужно обладать серьезной подготовкой. У нас таких немало. Это Владимир Бондарчук, плавающий на судне уже три года, Пеэтер Эллик, второй механик, регулярно проводящий осмотры
механизмов и устраняющий небольшие неполадки сразу же.
В дни интенсивного лова члены машинной команды не щадя своих сил помогали палубной. Электрик И. Гукиш и рефмоторист В. Лопатин стояли на руле, замещая матросов. Выходили на подвахту и другие наши механики. Цель у всех была одна — сдать государству больше рыбы.
Я уже семнадцать лет плаваю, видел разные команды, но такой спайки, как на нашем судне, могут позавидовать многие.


В ЧАСЫ ДОСУГА
П. ЛОПАТИН, рефмоторист


ПОЛОВИНУ рейса из-за штормов мы провели в бухтах. Приводили в порядок оборудование, занимались личными делами. И читали. Много читали. Я выдаю книги из сдовой библиотеки. Самые разные - от справочника до детектива. Много лет шефствует над нами Таллинская библиотека имени Горького. В каждом рейсе рыбаки имеют возможность прочитать около двухсот различных книг.
Чтобы по возможности максимально удовлетворить желание экипажа, мы заранее составляем список необходимой литературы. Например, Н. Петропавловский заказал справочник по судовым механизмам - он повышает квалификацию, М. Титову нужны учебники - учится в "мореходке". В. Дудкин и В. Прудцев просили словари и книги на английском языке — увлекаются иностранными языками.
Трудно не только с новинками литературы. Такое же положение и с кинофильмами. «Три плюс два» - уже на память выучили. Бывает и так, что одну серию получишь, а вторую ищи в море.
В свободное время мы проводили в занятии по программе школы основ
политических знаний. Рыбаки внимательно слушали лекции о международном положении СССР и о ходе социалистического строительства. Подготовили к вступлению в ряды КПСС боцмана Михаила Ивашиева, помогали ему глубже изучить Устав и Программу партии, разъясняли вопросы текущей политики.
Несмотря на удаленность от родных берегов, экипаж постоянно находился в курсе событий, происходящих в мире.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9027 сентябрь 1968 - В СЕМЬЕ РЫБАЦКОЙ, ДРУЖНОЙ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Рыбаки и моряки рыбопромыслового флота широко включились социалистическое соревнование за достойную встречу 50-летия ВЛКСМ и 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
Они творчески претворяют в жизнь свои высокие обязательства.
Пример тому — экипаж кошелькового СРТР-9027. Первоначально годовой план вылова рыбы судну дали на 17.090 центнеров, а затем скорректировали, повысили до 21.660 центнеров. Коллектив судна за 8 месяцев и 18 суток добыл 20 с лишним тысяч центнеров сельди, то есть почти выполнил увеличенное задание 1968 года.
Особенно показателен рейс судна с 4 июня по 18 сентября, о котором рассказывают члены команды в материалах, помещенных на этой полосе.



ОБЕСПЕЧИВШИЕ УСПЕХ

Виктор СОКОЛОВ, капитан

О том, как каждый член нашего коллектива и весь экипаж судна выполняли свои социалистические обязательства, говорят цифры и факты последнего рейса в Норвежское море.
План вылова сельди составлял 12.080 центнеров рыбы или больше плана почти на 2 тысячи центнеров. Правда, не всегда промысел шел равномерно. В июне выловили сельди 156,9 процента месячного задания, в июле — 173 процента. Но в эти месяцы работу сковывало отсутствие в море плавбаз. В августе подошли плавбазы, но месячный улов составил33 процента: из 25 заметов оказались пустыми 18, однако общее рейсовое задание за счет благополучныx месяцев удалось значительно перекрыть. Успех обеспечивали наши ведущие специалисты — старший мастер добычи Виктор Огурцов, мастер добычи Леннарт Авило, гидроакустик Леонид Пресняк, мастер обработки Григорий Головач, стармех Юрий Боровицкий, в течение трех лет возглавляющий машинную команду на нашем судне, и старпом Евсеев.
Молодцами показали себя матросы Жавдять Ягудий, Тийт Лийк, Рудольф Ракштис, Муслим Мамедов и другие. На помощь им всегда в трудную пору приходили электрик Петр Борисенко, рефмеханик Федотов. Следует вспомнить и нашего повара, команда осталась им довольна. Наряду с производственной, своим чередом шла и общественная жизнь. Люди учились, повышали деловую квалификацию, были в курсе событий жизни страны и международной обстановки, в меру сил организовывали культурный отдых.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

стармех Ю. Боровицкий и электрик П. Борисенко СРТР-9027 сентябрь 1968




ЗАБОТА
О СОХРАННОСТИ НЕВОДА

Леннарт АВИЛО, мастер добычи

Восьми мастерам, в том числе и мне, пришлось строить первый кошельковый невод для нашей Таллинской базы тралового флота. Работали на ремонтном участке в течение двух месяцев. Старались сделать его как можно лучше. Размеры он имел 540 метров на 120 метров и предназначался для CPTP-9058.
В дальнейшем мне самому пришлось освоить этот эффективный метод добычи. В закончившемся рейсе использовали обычный, верное стандартный, невод размерами 610 метров на 150 метров.
Лов этим неводом не только эффективнее, но, по-моему, он более удобен, облегчает труд команды. Он более механизирован, затем работа производится лишь в одну смену.
Конечно, обработка большого улова, если некуда сливать рыбу, по-прежнему требует большого напряжения команды. Здесь хорошую роль сыграли траулеры - посредники, которые принимали улов для обработки своими силами или для сдачи на плавбазы.
Недостатком все еще является момент выборки рыбы из невода. На некоторых иностранных судах приспособлены для этого рыбонасосы. У нас же на вооружении находится пока лишь каплер.
Хочется отметить, что команда проявляла постоянно большую заботу о
сохранности своего кошелькового невода.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

мастер добычи Леннарт Авило СРТР-9027 сентябрь 1968



ВОПРЕКИ НЕПОГОДЕ

Александр БОРИСЮК, третий штурман

Четвертый рейс я делаю на этом судно. В этом году, особенно в августе, в Норвежском море погода оказалась хуже, чем в прошлом году. Тогда было больше штилевых дней.
Темпeратура воды также испытывала большие колебания. Поэтому нынче лов вели в более высоких широтах, чем в 1967 году.
В этих условиях добыча кошельковым неводом требовала от капитана и вообще штурманского состава исключительно тщательного учета
ВСЕХ СЛОЖНОСТЕЙ ПРОМЫСЛОВОЙ ОБСТАНОВКИ. Считаю, что турманы со своей задачей справились.






Прибор надежный, но недальнозоркий

Леонид ПРЕСНЯК.
ГИДРОАКУСТИК


Акустиком работаю с 1966 года. Как раньше, так и в этом рейсе эксплуатировался прибор "Омуль". Прибор надежный, при хорошей погоде способен обнаруживать рыбу на дальность до 1.000 метров, на глубину до 300. Обычно же действует в среднем на 800 метров.
На судах других флотилий, работавших в том же Норвежском море, были приборы, обнаруживающие рыбные косяки на дальность 1.200-
1,500 метров. Имея к тому же большую скорость и лучшую маневренность, чем наше судно, они иногда захватывали добычу почти из-под нашего носа.
В рейсе на судне стажировались на гидроакустика Николай Дубина и Николай Васильев. дело они освоили и теперь могут вполне работать самостоятельно.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

гидроакустик Леонид Пресняк СРТР-9027 сентябрь 1968


На подвахте
Анатолий Федотов
рефмоторист

Говорят, что подвахта - дело добровольное. Я сам неоднократно избирался в состав судовых комитетов, был профоргом и запрашивал о том, считать подвахту делом добровольным или обязательным - вразумительного ответа не получал.
Но когда приходит большой улов, когда палубная команда напрягает все силы, тут уже совесть не позволяет, чтобы не выйти помочь матросам. Отстоишь свою вахту в машине и идешь на палубу обрабатывать рыбу.
В этом и проявляются настоящий дух товарищества, подлинная моряцкая спайка. Да и совместная работа идет веселее. Поэтому члены нашей машинной команды всегда выходят на подвахту.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

рефмоторист Анатолий Федотов СРТР-9027 сентябрь 1968


2О5О ЦЕНТНЕРОВ ШКЕРЕНОЙ РЫБЫ

Григорий ГОЛОВАЧ, мастер обработки

Особенно нелегким сложился период, когда шла сельдь, а плавбазы на промысле отсутствовали. Экипаж старался и в эти дни сохранить весь улов, обеспечить его качество. Чтобы иметь представление, стоит привести некоторые цифры. Нами засолено 1.630 центнеров. В каждую бочку укладывалось по 300-—350 рыбин неошкереных и до 400 — шкереных. Весь этот процесс идет вручную.
Заслугой экипажа нужно считать то, что им ошкерено 1.060 центнеров. Бывало шкерили почти круглые сутки. Суточный план сдачи свежьем равнялся 160 центнерам, а мы иногда шкерили по 200 и более центнеров.
Такой большой объем труда на обработке улова стало возможным выполнить благодаря высокой сознательности коллектива судна.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9045 , июль 1968 - ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ!
ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ!



СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

ТОРЖЕСТВЕННО встречали в порту СРТР-9045 из последнего рейса.
Судно работало в Северном море на кошельковом лове сельди.
Экипаж в соревновании за достойную встречу Первомая и дня рождения В. И. Ленина одержал большую трудовую победу. Задание по добыче рыбы было выполнено еще 29 марта, а продолжительность рейса - до двадцатого мая.
О том как работали члены экипажа и каких результатов добились,
рассказывает капитан судна Александр Иванович Рысаков.
- Прежде всего надо сказать о том, что у нас подобрался на редкость замечательный экипаж: любознательный, трудолюбивый, поэтому мы быстро освоили кошельковый лов.
За исключением старшего мастера добычи Неймара Кальюла, его помощника Иосипа Гринкевича, гидроакустика Павла Семерюка и третьего помощника капитана Аду Лахи, никто из экипажа, в том числе и я, прежде не бывали на кошельковом лове. Но благодаря настойчивости мастеров добычи в обучении личного состава умению правильно действовать при замете и выборке невода, хорошей организации учебы новый для нас метод лова был освоен в короткий срок.
Первые два замета невода были сделаны под руководством капитана-наставника Владимира Спицына. Потом мы произвели за рейс шестьдесят заметов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июнь 1968 - На снимке: сек-ретарь первичной
парторганизации СРТР-9045 матрос первого класса Михаил
Буллах





Итоги рейса говорят сами за себя. За восемьдесят девять промысловых суток при плане 552 тонны добыто 895 тонн сельди. Это 173,5 процента. Первым сортом сдано более 722 тонн, что к плану составило 1765,3 процента. За рейс, длившийся сто двое суток, за счет бережливого отношения к промвооружению, горюче-смазочным материалам сэкономлено 14.900 рублей. Сверхплановая прибыль составила 53.900 рублей.
Наш невод был второй раз в работе, но он в отличном состоянии.
Что обеспечило нам успех в работе? Здесь трудно выделить какой-либо один фактор. Судно работало по новой системе. Все члены экипажа были ознакомлены заранее с рейсовым заданием, с системой оплаты. Люди ясно представляли свои задачи, и с огоньком, с полной отдачей сил работали. Если судить о процессе работы, то можно сказать, что нам многое дал самостоятельный поиск скоплений сельди. Поиск производили тщательно, и когда обнаруживали скопление рыбы, ложились над ней в дрейф и ждали. Когда рыба поднималась, производили замет невода на среднем, полном ходу судна потому, что сельдь в весеннее время очень подвижная. Замет делали за 3—3,5 минуты — почти наполовину меньше рекомендованного времени. Иногда в невод попадало до двухсот тонн сельди, но мы брали до 70 тонн.
Хочется отметить трудолюбие матросов первого класса Задворного, Булаха, Михайлова, матроса второго класса Яремчука, старшего матроса Келварта. Из штурманского состава хорошо работали
третий помощник Аду Лахи, он ходил второй раз на кошельковый лов, и второй помощник Анатолий Логинов. Безупречно обеспечивал работу палубных механизмов третий механик Николай Рычков.
Отличившиеся члены экипажа заслужили поощрения, часть командного состава рекомендована на повышение в должностях.

К. АЛЕКСАНДРОВ.







ПОРЯДОК –МОРСКОЙ

ЕЩЕ _ НЕ СТУПИВ ногой на палубу СРТР-9045, обратили мы внимание на внешний вид судна. Ни за что не скажешь, что били его
в рейсе три месяца штормы. Впечатление такое, будто выходит судно из ремонта. Фальшборт надстройки, палубные механизмы, — все очищено от ржавчины, просуричено. Чистота и порядок на палубе. Все лишнее убрано, а что осталось — аккуратно сложено и принайтовано. Напротив трапа укреплена доска с фамилиями заступивших на суточную береговую вахту. Во всем видна крепкая, хозяйская рука старпома.
...Его самого застали мы на судне. Борис Никифорович Казаков сидел у себя в каюте, обложившись со всех сторон кипами исписанной аккуратным почерком бумаги. Извинился, что посадить гостей негде:
— Канцелярщина поглотила и место и время. Третьи сутки сижу над составлением бумаг и копий с бумаг... Вздохнуть некогда! Замучили отчеты по рейсу.
— Борис Никифорович! Понравился нам вид судна, порядок. Когда все это успел экипаж сделать? Ведь переход из Северного моря короткий, такую работу трудно осилить.
— Верно, на переходе всего не сделать. Судовые работы вел экипаж в период промысла, когда выпадали «окна» между заметами... ПОРЯДОК дался нелегко, слишком выматывает людей ночная работа с «кошельком». От аврала до аврала люди спали одетыми — какой тут отдых!
- Порядок у вас прямо-таки морской, приятно смотреть. Да вы сами не из военных моряков случайно?
— Служил. Было это на дивизионе Героя Советского Союза Чалова. А теперь вместе с бывшим командиром работаем на рыбацком флоте.
- С какого года работаете?
- С самого начала организации океанического лова, с 1956 года. Начинал с матроса. Ходил боцманом. Учился, осваивал штурманское дело.
- С такой трудовой биографией, пожалуй, любое дело по плечу?
- Пожалуй. С планом и приведением корпусной части в порядок справились хорошо в рейсе, а вот с "бумагой" - не под силу. Это вы услышите от любого старпома. Неужели нельзя сократить отчетность?


С. НИКОЛАЕНКО




В НЕУСТАННОМ П О И С К Е

ПОИСК косяка — задача для экипажа первостепенная,
начало всей последующей работы. Успешно решить ее помогают поисковые суда флотилии. На советах, проводящихся руководством экспедиции, капитаны промысловых судов получают постоянную информацию о промысловой обстановке, узнают наиболее перспективные для работы квадраты. А дальше все зависит уже от самого экипажа, от его умения найти контакт с косяком, правильно определить его плотность, вертикальное и горизонтальное развитие, сделать замет невода. Поиск косяков сельди в рекомендованных квадратах у берегов Норвегии мы вели при помощи гидроакустической станции "Омуль" и поискового эхолота «Кальмар". В дневное время, когда стая держится на глубине, работали "Омулем" в диапазоне 0-600 метров при наклоне вибратора 5-10 градусов. Этот режим считаю по опыту самым рациональным нa первой стадии поиска - до вхождения в
контакт с косяком. Импульсы, или, как мы говорим, посылки вибратора, при встрече с косяком отражаются. Отраженный сигнал прослушивается через наушники или блок звуковой индикации и
одновременно регистрируется на бумажной ленте самописца.
Очень важно настроить станцию так, чтобы свести помехи до минимума. У каждого комплекта аппаратуры свой «почерк», свой "ХАРАКтер". Его надо знать. Это дается только практикой, опытом работы на данной аппаратуре.
Лично мне очень пригодились навыки, полученные в годы службы акустиком на эсминце. В хаосе пустых шумов и треска ухо улавливает вдруг ХАРАКТЕРНЫЙ сигнал — косяк! Да и на ленте самописца сразу видишь: малюет "бороду", сигналы идут отраженные от воздушных пузырьков и других факторов гидрологии моря... А вот появилась долгожданная полоска или зигзаг - стая!
Если делать замет по "бороде", "бороду" и получишь в неводе, а не рыбу. Ряд пустых заметов - падает НАСтроение у экипажа. Kроет палубная команда нашего брата, акустика...
Когда получен контакт с косяком, идем на сближение. По мере сокращения расстояния ( а при хорошей концентрации косяка он прослушивается уже на расстоянии 1200-1500 метров) перехожу на работу в диапазоне 0-300 метров. Одновременно, чтобы не потерять контакт, увеличиваю угол наклона вибратора.
Чтобы узнать глубину погружения косяка, вовсе не обязательно проходить над ним, разворачивать вибратор на 90 градусов, или же переключать в режим эхолота. Я пользуюсь секторной таблицей, позаимствованной у мурманчан. По ней, в зависимости от имеющихся данных: дистанции до косяка и угла наклона вибратора, легко, просто и довольно точно — до 2—3 метров, определяю глубину погружения.
Если же для этой цели пользоваться "Кальмаром" или эхографом, штурманским прибором, нужно пройти над стаей. Сельдь пугается шума винтов, садится на глубину, что нежелательно.
Когда обнаруженный косяк находится на глубине, недосягаемой для замета невода, судно ложится в дрейф и поджидает темного времени суток и подъема рыбы. С косяком все это время поддерживаю контакт.
При замете невода работаю в диапазоне 0—200 метров. Он обеспечиавает более частые посылки импульсов, следовательно, более надежный контакт с косяком.
Пульт управления " Омуля" смонтирован на СРТР-9045 в штурманской рубке по левому борту. Капитан же при замете находится на крыле правого борта, со стороны которого ведется замет. Приходится обо всех параметрах кричать ему во весь голос. В этом определенное неудобство такого размещения.
Не все было гладко в рейсе с работой аппаратуры — барахлила несколько раз. Находил неисправность, устранял. Один случай заслуживает, чтобы поделиться опытом через газету.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

июнь 1968 СРТР 9045 гидроакустик Петр Семерюк


Случился "пробой" одного из трех конденсаторов каскада мощности в схеме генератора. Отключил я вышедший из строя, стал работать на двух - да только недолго длилась работа. Нагрузка большая, сгорели. Запасных таких конденсаторов не было.
Что делать? Запросили берег, проконсультировались.
Но выход из положения нашли благодаря калининградским рыбакам.
Они подсказали верное техническое решение. Вот кратко его суть:
в аналогичном случае они изменили схему работы генератора.
Как именно? Во вторичную обмотку выходного трансформатора
(позиция 47 на схеме, выводы №3 и №4) поставили один конденсатор
на 3 киловольта 0,25 микрофарады. Первичную обмотку выходного трансформатора
(вывод №17 ) поставили через сопротивление (позиция 53 на схеме) на корпус.
То же самое сделали мы у себя. "Омуль" ожил! Работал до конца рейса нормально.
Экипаж успешно завершил рейс.

П. СЕМЕРЮК
гидроакустик СРТР-9045.