Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9082 «Ристна» и его экипажей. ПОТРУДИЛИСЬ НА СОВЕСТЬ - 05 10 1978
ЕЩЕ В СЕНТЯБРЕ возвратился с промысла, на этот раз самолетом, экипаж СРТР-9082 «Ристна» (капитан В. В. Соколов). Всего несколько дней пробыли в Таллине моряки — многие опять уже на промысле. Капитан В. Соколов со старпомом В. Егоровым оказывают помощь иракским рыбакам в освоении промысла.
В канун всенародного праздника — Дня Конституции СССР — удалось встретиться с секретарем партийной организации СРТР-9082 А. Велья и вторым помощником капитана Г. Гомартели.
Вот что они рассказали.
Пять месяцев продолжалась ударная трудовая вахта экипажа. В одном районе с рыбаками СРТР-9082 работали их коллеги с СРТР-9097 «Лехтмаа" и СРТР-9080 «Лайне». Промысловая обстановка стояла хорошая, такой она оставалась весь рейс. 10 ветеранов объединения трудились на судне в этот раз: капитан В. Соколов, Г. Савченко — мастер добычи, старший механик Г. Метс, гидроакустик Н. Фефелов, второй помощник капитана Г. Гомартели и другие. Особо хочется отметить капитана. Многим членам экипажа не раз уже приходилось плавать с ним. Виталий Васильевич умеет создавать в экипаже хороший трудовой настрой, много работает с людьми, передает им свой богатый рыбацкий опыт, если нужно, придет всегда на помощь. Все вопросы он решает обдуманно, советуется с людьми.
На этот раз с прибытием на промысел сразу приняли обязательства — завершить план года и трех лет пятилетки к 7 октября. Как уже сообщалось, в рейсе они были пересмотрены — рыбаки обязались в середине лета выполнить и план четвертого года. Предвидеть это тогда — в апреле — было, конечно, трудно.
С первых же дней рейса начали активную работу по выполнению взятых обязательств. Промвооружение всегда было наготове, механизмы и оборудование работали безотказно. На обработку улова выходили все до единого члена экипажа. Уловы радовали: 50—80 тонн, был даже рекордный — 126 тонн. Нужно сказать, что рыба принималась без простоев, каких-либо задержек. Около 10 баз находилось тогда в этом районе, в том числе и наши — ПБ «Станислав Монюшко" и ПР «Саяны». Правда, больше пришлось взаимодействовать с калининградской ПБ «Ленинский путь». Нужно сказать, принимали они рыбу в сжатые сроки, организованно, четко.
В разгар промысла на СРТР-9082 заметили: что-то рвет дель невода. Хищника обнаружили. Оказалась неизвестная рыба, вроде бы и не большая, но откуда столько вреда... Из-за нее-то и приходилось часто заниматься ремонтом невода.
Экипаж в рейсе отличала слаженность и активность в работе — свидетельствует А. Велья. Тон же, пример во всем задавали коммунисты. Они стояли во главе судкома (Г. Метс), группы народного контроля (М. Шипов). Второй помощник капитана Г. Гомартели был пропагандистом. Хорошо показала себя в рейсе молодежь — она составляла большинство экипажа. Работали молодые рыбаки на совесть, не жалея сил. С подъемом участвовали в субботниках. Словом, они с честью пронесли вахту в честь 60-летия Ленинского комсомола и оправдали почетное звание комсомольско - молодежного экипажа.
Итак, в рейсе выполнены досрочно планы ударного года, трех и четырех лет пятилетки. Вместо запланированных 1308 тонн выловлено 3283 тонны рыбы. Экипаж первым в объединении перешагнул рубеж 3000 тонн вылова рыбы на судно типа СРТР. Нужно сказать, что подобные рубежи также взяты сейчас экипажами СРТР-9080 «Лайне» и СРТР-9097 «Лехтмаа».
— Наш труд, — говорит Г. Гомартели, — оценен высоко. Экипажу присуждено призовое место в соревновании судов Западного бассейна. Мы с радостью рапортуем, что обязательства, взятые в честь Дня Конституции СССР, перевыполнены!

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти электромехаников БМРТ-536 «Херман Арбон». ОНИ НЕ ПОДВЕДУТ - 03 10 1978
В образцовом порядке содержит электрооборудование, отдает все силы и знания выполнению рейсового задания электрогруппа БМРТ-536 «Херман Арбон», руководимая опытным электромехаником Н. Канаевым. Пройдя путь от электрика до электромеханика большого морозильного траулера, Н. Ка-наев показывает пример добросовестного труда. Четыре рейса подряд ходит он в море на БМРТ-536, в совершенстве изучил электрооборудование.
В последних двух рейсах на судне работали опытные электрики В. Михайлов, В. Прудников, Ф. Никитченко. Со многими трудностями приходится сталкиваться в море. Взять хотя бы прошлый рейс. Судно получило пробоину ниже ватерлинии. Вспомогательные генераторы и электропривод ответственного назначения начало заливать забортной водой. Появилась угроза полного выхода из строя электрооборудования машинного отделения и обесточивания судна. Н. Канаев так организовал действия своих подчиненных, что ни один генератор, ни один двигатель не были сожжены. При подъеме уровня воды до критического электрооборудование срочно отключалось. Уже были залиты генераторы № 2, 3, 4, остался в работе только генератор № 1. Электрики принесли и подключили погружной насос. Работали все осушительные насосы. Вода продолжала поступать. Было принято решение сделать большой крен на правый борт. Завели пластырь. У генератора и главного распределительного щита установили постоянную вахту. Благодаря четким и оперативным действиям электрогруппы и всей машинной команды судно не потеряло хода; было спасено электрооборудование от полного выхода из строя. Не считаясь с личным временем, в порту Клайпеда электрогруппа своими силами за короткий срок восстановила работоспособность генераторов и двигателей машинного отделения. Работы выполнены качественно.
В этом рейсе судно часто работало на больших глубинах. На барабанах траловой лебедки намотано по 2300 метров ваера. Всем известно, что на судах типа БМРТ проекта № 394 мощность электропривода траловых лебедок не соответствует требованиям, тем более при работе на больших глубинах с большим количеством ваеров, вес которых создает дополнительную нагрузку на привод. Электрогруппа отрегулировала защиту электродвигателя траловой лебедки, установила дополнительную усиленную вентиляцию исполнительного электродвигателя и преобразователя траловой лебедки. Составили инструкцию по выборке трала, согласовали ее с добытчиками и штурманами.
Несмотря на сложность эксплуатации и ремонта электрооборудования в море, у этих ребят всегда в полном объеме выполнены работы по саморемонту согласно графику СНТО. Они живут и трудятся по принципу «Одни за всех и все за одного».
Об этих моряках можно с уверенностью сказать: они никогда не подведут.

Н. ЯКОВЛЕВ,
групповой инженер-механик МСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМС-7538 «Валгеярв» и его экипажей. БОЛЬШОМУ КОРАБЛЮ — БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ - 03 10 1978
Большой трудовой победой завершился минувший рейс для экипажа РТМС-7538 «Валгеярв». Выпуск только разделанной рыбопродукции составил 302 процента! По объему это почти еще один груз. На пищевые цели направлено 96,2 процента рыбы. Уже к 28 июня был выполнен годовой план, а рейсовое задание — к 16 июля.
Скажем сразу: промысловая обстановка в районе, где работал "супер», была благоприятной. Но, известно, этого еще недостаточно для успешного завершения рейса. Бывает, к сожалению, и так, что один придет с перевыполнением, другой еле «натянет» план, хотя условия одинаковы.
Но предоставим слово первому помощнику капитана РTMC-7538 «Валгеярв» Павлу Ивановичу Чалову:
— Дело, конечно, не в везении и пресловутой удачливости. Расскажу о нашем рейсе. Трудности начались с того, что 62 процента составила молодежь, из них 22 человека впервые выходили в море. Особенно мы беспокоились за службу добычи: сплошь молодые ребята.
Времени для подготовки в обрез — переход всего четверо суток. Нужно было, одновременно с подготовкой к промыслу рыбцеха, учить и людей. Провели своего рода «генеральную репетицию". В чем она заключалась? Прежде всего, рассказали рыбообработчикам их задачи, обязанности, чтобы каждый знал, что от него требуется. Затем расставили людей по рабочим местам и запустили механизмы рыбного цеха. Пока, конечно, без рыбы, но эффект, полагаю, от этой «репетиции» получился значительный. Забегая вперед, скажу, что позже, на промысле, бывали дни, когда бригада обработчиков только за одну — восьмичасовую — смену выпускала столько продукции, сколько все судно за сутки... Иначе говоря, учиться, осваивать передовые приемы роботы, механизмы рыбцеха, когда идет рыба, уже поздно. Польза от «репетиции» вроде той, о которой я рассказал, несомненна.
Важную роль на промысле сыграли младший комсостав, мастера, то есть непосредственные организаторы рыбацкого производства, наставники, воспитатели молодых.
Понятно, без партийной, профсоюзной, комсомольской организаций достигнутый успех вряд ли был бы возможен. Коммунисты выступали инициаторами соревнования за наибольший выпуск пищевой продукции. Многое сделал и комсомол. На судне он был представлен 45 членами ВЛКСМ. Возглавлял комсомольскую организацию молодой коммунист И. Ким. Девизом всех стало — эффективность и качество. Все трудились с полной отдачей сил, стараясь воспользоваться благоприятной промобстановкой. Как только люди поверили в свои силы, были пересмотрены и взяты повышенные соцобязательства: выполнить план года по вылову на 150 процентов, по заморозке на 170, по стоимости пищевой рыбопродукции также на 170 процентов.
Активно работала группа народного контроля, которой руководил зам. секретаря парторганизации А. Просяник. Главной заботой контролеров были высокое качество выпускаемой продукции и борьба с любыми потерями сырца, максимальное использование его на пищевые цели.
По итогам рейса победителями внутрисудового социалистического соревнования стали старший трал-мастер В. Дидык, тралмастер Л. Никитин (его бригада четырежды завоевывала первое место), бригадир-обработчик Г. Аламаа, матросы А. Соколов и А. Кабанов, электрик В. Тетерин и другие.
Хотел бы отметить и наших штурманов. Промобстановка на промысле постоянно менялась из-за метеоусловий. Но наши судоводители были на высоте. Жили не только сегодняшним днем, но делали прогноз и на ближайшее будущее. Доходило до того, что рыбообработчики «заказывали» штурманам требуемое количество рыбы, дабы обеспечить работу цеха в оптимальном режиме... В заключение нужно сказать, что наш "супер» — сравнительно новое судно. Всего три рейса совершил «Валгеярв» в Атлантику. И все — удачно. Это уже традиция. Будем поддерживать ее из рейса в рейс. Ибо верно говорят: большому кораблю — большое плавание...

В. БОГДАНОВ.

На наших снимках вы видите передовиков рейса РТМС-7538 «Валгеярв»:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшего матроса комсомольца Александра Кабанова,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

мастера добычи Леонида Никитина
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и моториста первого класса коммуниста Владимира Матрусова.

Фото В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ТР «Иней" и его экипажей. ВЗЯТ ЕЩЕ ОДИН РУБЕЖ – 28 09 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

После пятимесячной работы на промысле возвратился в родной порт транспортный рефрижератор «Иней" (капитан-директор Е. М. Мотус). За это время экипаж дважды доставлял рыбопродукцию в иностранные порты и один груз— в свой порт.
За рейс перевезено 6704 тонны рыбопродукции, в том числе 604 тонны сверх плана. Экипаж продемонстрировал высокое мастерство и трудолюбие. Достаточно сослаться хотя бы на такой факт: в среднем за сутки загружалось на судно по 318 тонн рыбопродукции, или 180 процентов нормы. Обеспечена сверхплановая прибыль в размере 60 тысяч рублей. За время плавания сэкономлено около 100 тонн топлива.
Тем самым коллектив судна выполнил социалистические обязательства, принятые в честь первой годовщины новой Конституции СССР. Кроме того, экипаж еще раз доказал, что план третьего года пятилетки будет выполнен, причем досрочно.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Партийная организация (секретарь В. Островский), судовой комитет профсоюза (председатель С. Почебут) умело направляли моряков на выполнение принятых соцобязательств, призвали людей, равняться на маяки — передовиков труда, новаторов. Так, в один из дней июня очередная «молния» сообщала, что смена старшего матроса В. Адаменко за три часа работы приняла 150 тонн груза и тем самым установила рекорд производительности труда. Это было в начале рейса. И как итог соревнования: все три груза приняты и доставлены в порты с опережением планового срока, за рейс сэкономлено 14 суток промыслового времени.
В погрузке и выгрузке оказал помощь весь экипаж. На подвахты для быстрейшей обработки промысловых судов выходила машинная команда — мотористы и механики, электрики и рефмашинисты. Ударная работа "Инея" была отмечена руководством промрайона, высоко оценена его начальником К. Кацелем.
11 коммунистов и 30 комсомольцев составляли ядро коллектива судна. Именно они задавали тон в труде, были инициаторами многих начинаний и починов.
Комсомольцы судна (секретарь комсомольской организации А. Белухин) по-ударному несли вахту в честь 60-летия ВЛКСМ.
В экипаже 37 ударников коммунистического труда, что составило 60 процентов коллектива, на них и равнялись все моряки.
Общественные организации возглавлялись передовыми н авторитетными членами экипажа.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед коллективом судна периодически выступали лекторы и политинформаторы, регулярно проводились занятия в группах экономической учебы. Пример выполнения партийных поручений показывали Е. Мотус, В. Васильев, Л. Хуторецкий, В. Островский. Г. Дуденков, И. Клейнос, В. Степанченко, В. Гунька и другие активисты.
Хорошо поработал в рейсе рефмоторист кандидат в члены КПСС Ю. Исмаилджанов. Какие бы поручения ему ни давала парторганизация, все он выполнял аккуратно и в срок.
ТР «Иней» сдавал груз на этот раз в Вентспилсе. В этом порту вместе с докерами трудился весь экипаж.
Всего несколько дней остается до выхода этого судна на промысел. Экипаж ТР «Иней» настроен по-боевому и сделает все, чтобы успешно завершить третий год пятилетки.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

На наших снимках (сверху вниз) вы видите передовых моряков ТР «Иней», отличившихся в последнем рейсе:
коммуниста газоэлектросварщика Игоря Клейноса, рефмоториста кандидата в члены КПСС Юрия Исмаилджанова и моториста второго класса комсомольца Анатолия Сухоноса.

Фото В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти матроса Каупо Аасуметса. ЧЕСТЬ СМОЛОДУ – 26 09 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Шахтер и моряк в одном лице — сочетание, прямо скажем, весьма необычное. Но не такое уж редкое явление на промысловом флоте. Пример Каупо Аасуметса подтверждение тому.
...Писатель К. Федин отмечал, что никто, кроме шахтеров и моряков, так не влюблен в свою профессию. Общеизвестно, что шахтеры и рыбаки — народ особый. Непоседливый и отчаянный. Добытчики — этим сказано все. Одни опускаются в недра земли, чтобы добыть людям свет и тепло, другие пашут бескрайние голубые нивы, добывая «живое серебро». Объединяет рыбаков и шахтеров трудность и романтичность профессии, требующих особых качеств: физической и моральной выносливости, высоко развитого чувства товарищества и взаимовыручки. Не потому ли так часто шахтер бесстрашно идет на крещение к «Нептуну»?..
Познакомился я с Каупо Аасуметсом в мае этого года в Таллинском аэропорту. В этот день команда РТМ «Юхан Смуул» вылетала в Дакар, где находился после рейса траулер. Рядом со мной в кресле самолета основательно устраивался высокий, средних лет моряк с открытым приветливым лицом.
Настроение у него было необычное — радостное. Вот чудак, подумал я: можно ли веселиться, расставаясь на целых полгода с родиной, семьей, друзьями? Вскоре, однако, я понял причину приподнятого настроения своего спутника. Аасуметс рассказал, что, хотя родился и вырос на берегу залива Хара, о морской стезе никогда не мечтал, а рыбу ловил только на удочку.
После службы потянуло в дальние странствия. Завербовался на угольные шахты Сахалина. Проработал там три года. Не один километр проложил проходчик с друзьями в угольных пластах на берегу далекого Татарского пролива. Шахта не отпустила его от себя и дома: еще девять лет рубил Каупо уголь в Кохтла-Ярве. И остался бы там, если бы не соблазнительные рассказы приятелей о рыбацком промысле в Атлантике. Не стерпел — пришел летом 1967 года в отдел кадров Таллинской базы тралового флота.
Наш второй «капитальный» разговор с Аасуметсом состоялся уже в конце рейса, когда поднимались последние тралы с путассу и забивались остатки емкостей в трюмах. На судне царило обычное для таких дней оживление: все чаще заводились разговоры о доме, радистам прибавилось работы — еле успевали принимать и отправлять радиограммы. У забытого дотоле утюга очередь — гладятся и отпариваются парадные костюмы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Каупо зашел ко мне в каюту после смены. Усталости от напряженной восьмичасовой работы не было даже заметно — сказывается многолетняя закалка. Настроение приподнятое. Как и у всех: экипаж успешно справился с рейсовым заданием, выполнил все соцобязательства. Еще в июле был завершен план трех лет пятилетки. Что же касается Каупо, то и дома дела у него обстояли отменно: сын Калле успешно сдал сессию в Тартуском университете и теперь вместе с матерью готовился встречать отца.
Заводим разговор о рейсе: доволен ли, как сложились отношения с людьми. О товарищах по бригаде Каупо отзывается тепло, доброжелательно. Хвалит мастера — Александра Гайдука и своего подручного на упаковке, матроса Ивана Макаренко, с которым работает уже второй рейс. Каупо, кстати, является его наставником.
Упаковка, известно, — завершающий этап производственного цикла на морозильном траулере. Работа здесь, на первый взгляд, не требует высокой квалификации: бери себе десятикилограммовые брикеты мороженой рыбы, укладывай по три штуки в картонные коробки, называемые коробами, маркируй, завязывай и отправляй транспортером в трюм. Чего проще! Но это лишь на первый взгляд. Если учесть, что за смену нужно упаковать до 800 коробов — это 24 тонны, а смены чередуются через 8 часов, каждому станет понятно: не так все это просто! Работа требует быстроты, внимательности, физической силы и, конечно, крепких нервов. Когда идет рыба, упаковщикам приходится работать в особом темпе — от них зависит конечный результат всей бригады. Кроме всего прочего, старший упаковщик выполняет функции ОТК и маркировщика. Дело нелегкое и ответственное. В этом качестве и заканчивал свои очередной рейс — и 11-й год работы в объединении «Эстрыбпром» бывший шахтер Каупо Аасуметс.
Спрашиваю:
— Где все-таки трудней: в шахте или на промысле?
— В море, — отвечает. — Хотя физические нагрузки в шахте больше. Но там ведь шестичасовой рабочий день и полноценный отдых, а здесь — восемь через восемь и — «вода, кругом вода», как поется в песне, И нигде, кроме моря, так не хочется побродить по Кадриоргу...
Мы помечтали о скорой встрече с берегом, финской бане, грибной охоте. Посетовали, что давненько не было почты. Порадовались успехам в этом рейсе и основательно покритиковали руководство промысла за плохое обеспечение транспортными судами. В ожидании последней выгрузки мы потеряли несколько промысловых суток, за это время могли бы дать дополнительно 300—400 тонн рыбы. Простому рыбаку трудно понять, почему всего в 3—4 сутках перехода от Мурманска и Калининграда несколько крупных промысловых судов по неделе лежат в дрейфе в ожидании транспортных судов.
Но Каупо этому не удивляется: привык за 11 лет. Но смириться не может. Он-то не только теоретически знает, что такое эффективность производства и как за нее бороться.
...Сначала Грамота Президиума Верховного Совета ЭССР, затем орден Трудовой Славы — это не только заслуженная оценка труда ветерана. Такие награды ко многому обязывают! И Каупо Аасуметс с достоинством носит их!

М. КАЗАКОВ, первый помощник капитана РТМ-7229 "Юхан Смуул».

На наших снимках вы видите Каупо Аасуметса за работой на промысле и в родном порту после возвращения из рейса.
Фото А. Харитонова и В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВстреча на «Валгеярве» - 23 09 1978
В канун тридцать четвертой годовщины освобождения Таллина от немецко-фашистских захватчиков на многих предприятиях, во трудовых коллективах состоялись встречи рабочих и служащих с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами-освободителями Советской Эстонии и ее столицы.
Работники культбазы плавсостава организовали такую встречу экипажа РТМС-7538 «Валгеярв» с подполковником в отставке Антсом Карловичем Сааром и майором в отставке Харди Августовичем Тийдусом.
На встречу собрались все свободные от вахты моряки, гости с соседних судов. Писатель Антс Карлович Саар — редактор нового журнала «Таллин» на русском языке — рассказывал о давно минувших днях, о своем участии в борьбе за освобождение Эстонии и города Таллина в составе Эстонского стрелкового корпуса.
— Сейчас на моем рабочем столе — книга мемуаров. В ней найдут отражение этапы борьбы за освобождение Эстонии, — говорит Антс Карлович. — Я проехал по всем местам, где проходили сражения, восстанавливал в памяти исторические события. Мы смотрели на освобожденную Нарву как на ворота, через которые войдем в Эстонию. С нарвского плацдарма, через западный берег Чудского озера наши войска и части Эстонского стрелкового корпуса нанесли удар по немецко-фашистским полчищам и уже 17 сентября очистили северную Эстонию от врага. Неожиданный для фашистов десант обеспечил быстрое продвижение войск к столице Эстонии. Утром 22 сентября наши войска вступили в Таллин, а к полудню красные флаги развевались на Тоомпеа, Длинном Германе, в порту, на Балтийском вокзале.
Харди Августович Тийдус проникновенно говорит о том, что жизнь и служба среди русских собратьев стали для него богатой жизненной школой. С присущим ему юмором он рассказывает о том, как впер вые стоял часовым на платформе Финляндского вокзала. Был парторгом дивизиона, старшим инструктором политотдела Эстонского стрелкового корпуса. В его составе вступил в Таллин.
— Вы, моряки, — заключает Харди Августович, — делаете поистине большое и благородное дело. И будем вместе делать все для того, чтобы наша Родина процветала.
В ответном слове первый помощник капитана участник минувшей войны Герой Советского Союза Павел Иванович Чалов поблагодарил гостей за участие во встрече, рассказал о работе экипажа в минувшем рейсе.
Эта дружеская встреча закончилась концертом, в котором участвовали народная артистка ЭССР Ану Кааль и Юри Пярг, а писатель Антс Саар подарил морякам «Валгеярва» свою книгу «Заколдованный круг».

И. ПАВЛОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Антс Саар преподносит в дар книги.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Поет Ану Кааль.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСДЕЛКА С СОВЕСТЬЮ -28 09 1978
+ СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О КОНТРАБАНДЕ +

ЧТО поделать—время от времени нашей газете приходится писать о контрабандистах.
...Берусь категорически утверждать: читал, конечно же, читал матрос Михаил Кондратюк с СРТР-9045 «Панга» корреспонденцию «Контрабандисты», опубликованную в нашей газете несколько месяцев назад. Свидетели, проходившие по его делу — теперь уже бывшего матроса — оказывается, довольно хорошо помнят ту корреспонденцию. Да, читали, обсуждали между собой. Напомним: речь в ней шла о контрабандистах с танкера «Криптон". И о соучастниках преступления, которые также предстали тогда перед судом, но только в качестве свидетелей — это те, кто «по-товарищески", в силу «благих» порывов советовали и покрывали контрабандистов, воистину не ведая, что творят — помогли-таки своим товарищам расстаться со свободой...
Нечто подобное — едва ли не один к одному, как говорят — повторилось и на СРТР-9045. Были и друзья-доброхоты, активно содействовавшие матросу Кондратюку в его контрабандных делах, и те же наивные ссылки на то, что-де не знал, не ведал и слыхать не слыхал об уголовной ответственности за такое преступление. Разница только в том, что доброхотов в данном случае было куда больше, нежели в печальной истории с «Криптоном», и сыграли они куда более активную и зловещую роль в том, что чистый и честный человек, каким до недавнего времени был Михаил Кондратюк, запятнал себя грязным, бесчестным контрабандным делом.
Да, есть веские основании полагать, что именно таким он был до своего последнего рей-са на СРТР-9045. На суде зачитывалась целая полдюжина характеристик Кондратюка, заработанных им за восемь лет работы в нашем объединении. Включая и последнюю. Капитану СРТР-9045 В. Спицину хватило твердости не чернить человека, угодившего на скамью подсудимых, хоть и нажил ему Кондратюк немало неприятностей по служебной линии... Вкратце суть всех этих характеристик сводится к тому, что был матрос М. Кондратюк человеком дисциплинированным и старательным, крепким в море — «не терялся в сложных ситуациях», неоднократно поощрялся за добросовестный труд; в общественной жизни активность проявлял, за рубежом вел себя достойно; морально устойчив...
Оставаться бы ему таким и впредь, плавать бы да плавать на рыболовецких судах, тем паче стал бывший матрос мастером добычи, и неплохим мастером, хоть и ходил в море в такой должности один, увы, последний свой рейс. Так и было бы. Если б не стечение неблагоприятных житейских обстоятельств и если б не друзья-приятели, превратно понимающие чувство и долг товарищества.
Вот эти обстоятельства. Незадолго до этого злосчастного рейса на СРТР-9045 родился у Кондратюка второй ребенок — второй сын! Радость, конечно. Событие. Омрачило их только то, что не было у Кондратюка жилья, жена проживала в общежитии. Правда, стояла в очереди на кооперативную квартиру. Долго стояла, прямо скажем. Что поделать — не хватает нам еще жилья и не одни Кондратюки ощущают на себе остроту этой проблемы. Вернее, ощущали, ибо, учитывая особые обстоятельства, в которых они оказались, подвинули их в очереди и предоставили трехкомнатную кооперативную квартиру. Не хватило денег на первый взнос — пришлось занимать на стороне. Долг предоставили при условии скорого возврата. Сумма изрядная, за один рейс не покрыть...
Что ж, случается н такое, жизнь есть жизнь. Не один Кондратюк попадает в такую ситуацию. Но далеко, ох как далеко не каждый ищет выхода из подобных положении противозаконным путем. Он же... Впрочем, как утверждал Кондратюк на суде, все произошло чисто случайно. В какой-то пивнушке подошли-де к нему двое незнакомых (?) «работяг» и предложили за полсотни — всего-то! — рублей 40 кг дефицитного баббита: там, за границей, только покажи!..
На судне, понятно, тоже никто не знал, не ведал и не видел, как провозил Кондратюк «денежный» металл, как выносил его в порту Лас-Пальмас, как выручал за него 30 тысяч песет... И как скупал 544 женских платка, 42 складных зонтика, 7 пакетов женских же колготок и прочих и прочих заграничных вещичек, включая 17 пачек жвачки, то бить, жевательной резинки.
Выходит, еще одна сказочка? Никто ровным счетом ничего не видел, не знал! Начиная с третьего механика Рейна Солла, вместе с которым Кондратюк три дня подряд ходил по магазинам в Лас-Пальмасе. «Когда он успел продать баббит и накупить столько товара, даже не представляю...» — утверждал на суде свидетель Р. Солл, А когда Кондратюк попросил его записать в свою — Солла — таможенную декларацию часть «лишних» товаров, тот же Р. Солл, не задумываясь и не задавая никаких вопросов, с готовностью согласился. Ну, прикупил моряк «лишку" одних товаров за счет других, но ведь на разрешенную же сумму, полагал-де механик! Так же, «по-товарищески» поступил и начальник радиостанции Владимир Завилохин, вписав в свою декларацию «немного» колготок, несколько пачек жевательной резинки и другие товары, не умещавшиеся в декларации Кондратюка. «По доброте душевной... — говорил на суде В. Завилохин. — Помочь хотелось человеку — не каждый попадает в такое положение. Знать бы, чем все это кончится...» Слукавил радист: конечно же, знал, чем это может кончиться. И матрос Анатолий Хоменко знал. И еще пять человек из команды, которые предложили свою «помощь» и услуги М. Кондратюку. 8 членов экипажа из 22-х знали: есть у него «лишние» товары, незаконно приобретенные в инпорту. Приобретенные на «лишнюю» валюту. Откуда она у Кондратюка? Свидетели, выступавшие по его делу, повторяли друг за другом: как-то не задумывались над таким вопросом... Удобная, конечно, позиция — поди, поставь в вину людям, почему не задумывались. Удобная, хотя и несостоятельная на все 100 процентов.
Итак, по доброте душевной... Не будем иронизировать по этому поводу. Надо быть добрым по отношению к товарищу, тем более — попавшему в затруднительное положение. Действительно, не позавидуешь человеку. Действительно, не с каждым такое случается. Но быть добрым за счет других, общества, государства, наконец, — что же это за доброта? Ущербная для всех. И прежде всего для самого Кондратюка. Скажем прямо: воспротивься, восстань хоть кто-нибудь против этой «доброты», заяви об этом вслух, при всех—не пошел бы на сделку со своей совестью Михаил Кондратюк. И не пришлось бы ему горько раскаиваться в содеянном. И в вине перед товарищами, которые поплатились за свою «доброту» работой на флоте, паспортами моряка, репутациями, характеристиками — закон есть закон, устав флота — устав, он лишает таких людей права ходить в заграничное плавание, позорить честь и достоинство советского моряка. Суд, конечно, учел так называемые смягчающие обстоятельства. К счастью, их оказалось немало: чистосердечные признания и раскаяние Кондратюка, положительные характеристики, случайность, если так выразиться, преступления, несостоявшуюся спекуляцию. Но радоваться, конечно, нечему. Выражаясь юридической терминологией, преступное деяние совершено. Надо отвечать перед законом, на то он и закон, при всей гуманности нашего, советского правосудия.
Сделка с совестью и истинное добро — вещи несовместимые. Взаимоисключающие.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти матросов ПБ «Станислав Монюшко». БРИГАДА ДРУЖНЫХ - 26 09 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ничто так не сближает и не роднит людей, как совместный труд, социалистическое соревнование. Это хорошо видно на примере пресервной бригады плавбазы «Станислав Монюшко», которую возглавляет мастер Иван Иванович Михальчик.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Поначалу не все шло гладко. Большинство матросов впервые делали пресервы, не имели производственных навыков. На помощь пришли опытные специалисты мастер Иван Михальчик, старший матрос Николай Максимов, матрос первого класса Николай Савошко, ранее руководивший пресервной бригадой мастер Николай Пилипенко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Постепенно бригада складывалась в коллектив, способный работать стабильно, с высокой производительностью труда. Так, в конце июля бригада за смену изготовила 4688 банок в 1,3 кг расфасовке. Это был рекорд плавбазы.
Рейсовое задание по трудоемкости коллектив, возглавляемый мастером Иваном Михальчиком, выполнил за полтора месяца до окончания промысла. По итогам социалистического соревнования за июль бригаде присуждено первое место и вручен переходящий вымпел.
Большой вклад в общий успех внесли комсомольский групорг-Николай Пичугин, профгрупорг Владимир Никонов.

П. ГОЛОВКО,
первый помощник капитана ПБ «Станислав Монюшко».

Фото В. Грузинова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМ-7229 «Юхан Смуул» и его экипажей. ЗАСЛУГА ВСЕГО ДРУЖНОГО ЭКИПАЖА – 23 09 1978
♦ РТМ «ЮХАН СМУУЛ»: ПОБЕДА НА ПРОМЫСЛЕ ♦

Перед прибытием РТМ-7229 «Юхан Смуул» в Таллин с борта траулера была получена радиограмма следующего содержания: «Ударная трудовая вахта экипажа в честь первой годовщины новой Конституции СССР, 60-летия ВЛКСМ успешно завершена. Рейсовое задание выполнено со следующими показателями: вылов составил 159 процентов, выпуск пищевой продукции — 193,8 процента, направление рыбы-сырца на пищевые цели составило 97,3 процента»,
В рейсе завершен годовой план по вылову, заморозке, стоимости пищевой продукции. Еще в июле коллектив судна выполнил план трех лет пятилетки по всем показателям. Экипаж проявил высокую трудовую активность.
А начался этот рейс необычно. Экипаж, возглавляемый капитаном-директором В. Лиходиевским, принял судно в Дакаре. С первых дней промысла коллектив приступил к выполнению принятых социалистических обязательств. Партийная организация судна (секретарь механик-наладчик П. Иващенко) сумела мобилизовать экипаж на выполнение и перевыполнение рейсового задания. Во всех службах и сменах трудились коммунисты. Активно работали партийные группы, которые возглавляли моторист Б. Кокоркин, матрос В. Гермак и шеф-повар М. Киселев.
После первой половины рейса стало ясно, что экипаж сможет принять дополнительные повышенные обязательства. Инициатором соревнования за высокие показатели в труде, наряду с партийной организацией, был судовой комитет профсоюза.
В успехах коллектива заслуга всего экипажа. На подвахтах работали штурманы и радисты, механики, мотористы и электрики, весь обслуживающий персонал. 4400 часов — столько времени было отработано на обработке рыбы, что и позволило довести показатель по разделке до 173 процентов. Подвахты возглавляли старший помощник капитана А. Виноградов, второй помощник В. Саранчин. Вместе со всеми трудились технолог Е. Сульжицкий, первый помощник капитана М. Казаков, секретарь комсомольской организации И. Касьян, работники пищеблока. Большую помощь оказали рыбцеху механики-наладчики, своевременно проводившие ремонт и настройку технологического оборудования. Пример в труде показывали механики П. Иващенко, Н. Скворцов, Я. Кутник и весь состав машинной команды.
В первой половине рейса в социалистическом соревновании лидировала бригада мастера обработки рыбы В. Яковлева, во второй половине первенство завоевала комплексная брига да, мастеров А. Гайдука и В. Майорова. Им и было присуждено первое место по итогам рейса. Среди вахт победителем стала вахта четвертого механика Т. Симмо.
В конце рейса администрация и судовой комитет профсоюза подвели итоги соревнования. 12 моряков стали ударниками коммунистического труда, портреты 9 передовиков занесены на судовую Доску почета. Гордостью коллектива были А. Гайдук, А. Петух, К. Аасуметс, А. Щерба, В. Зыкин, Н. Безверхий, В. Савинова, А. Федюкин, В. Мекаев, Ю.Ухань, Н. Скворцов, на которых равнялся весь экипаж.

Н. АФАНАСЬЕВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По-ударному работают помощник капитана по производству Е. Сульжицкий и рыбмастер В. Яковлев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорошо знает свою работу и умело ее выполняет матрос-лебедчик Г. Харченко.

Фото А. Харитонова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКОМСОРГ С «ЮХАНА СМУУЛА» - 19 09 1978
СВОЕ восемнадцатилетие курсант Таллинского мореходного училища рыбной промышленности Ваня Касьян встречал на борту учебно-производственного судна «Гриф». Совершеннолетие пришлось на первую в жизни встречу с морем. Было это ровно десять лет назад, во время плавательной практики. Сегодня многие на «Смууле» величают его по имени-отчеству: Иваном Ивановичем. Да это и не удивительно. Касьян — опытный механик, грамотный специалист.
Самая примечательная его черта — тяга к знаниям, ко всему новому. Когда почувствовал, что нельзя довольствоваться лишь средним образованием, на время прервал работу и поехал учиться в Калининград, в высшее мореходное училище, и успешно его закончил.
Он постоянно в курсе всех технических новинок и открытий. Подвластна должна быть механику любая судовая техника: дизель-генераторы, насосы, котельные механизмы — все обязан уметь разобрать и собрать, знать до последнего шплинта. Вот, пожалуй, единственный и простой секрет успехов Ивана Касьяна. И плюс, конечно, увлечённость. Это же привлекло его к рационализаторской работе на судне. Участвует в разработке предложения «Реконструкция топливных насосов высокого давления вспомогательных дизель-генераторов». Прямо в рейсе — переустройство механизмов. И желаемый результат: совершенствуется работа двигателя, улучшается удобство обслуживания, увеличивается безотказность работы топливных насосов. Так был вскрыт еще один резерв производства. Между прочим, это уже третье предложение Касьяна. А всего в этом рейсе моряками «Юхана Смуула» внесено пять усовершенствований.
Третьему механику Ивану Касьяну минувший рейс, вероятно, особо памятен. Он возглавил судовую комсомольскую организацию. Это стало первым партийным поручением молодого коммуниста.
Не металлом единым жив человек. Комсомольского секретаря волновали духовные запросы молодежи, ее нравственные устремления. Отрадно: молодые моряки показали себя неравнодушными, отзывчивыми на добрые начинания.
Взять, к примеру, судовые лекции. Не для «галочки» они — для того, чтобы каждый на «Смууле» за сотни миль от родных берегов знал о событиях в своей стране, чувствовал себя к ним причастным.
Не один день провели в судовой библиотеке лекторы комсомольцы третий и четвертый помощники капитана Виталий Макаров и Николай Волохно, член КПСС Ивам Касьян. Внимательно следили они за периодикой, изучали брошюры. И рождались темы — о том, что волнует и интересует молодежь. А в часы лекций собиралась большая аудитория.
В дни, когда в Москве проходил XVIII съезд ВЛКСМ — РТМ-7229 шел из Дакара на промысел, — Касьян рассказывает о трудовых свершениях Ленинского комсомола. Доклад его: «Всегда с партией, всегда с народом». Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе выступил Волохно — «Комсомольцы в борьбе за антиимпериалистическую солидарность и дружбу молодежи всех стран».
Не только обязанностью, но внутренней потребностью стала для Ивана Касьяна работа с молодежью. Он пропагандист лекторской группы. Вместе с комсомольцами из редколлегии — врачом Зинаидой Гайдук, матросом Анатолием Харитоновым, мотористом Александром Скачковым — выпускает общесудовую газету «Атлантик». Времени хватило, чтобы помочь матросу Михаилу Грискиву, одиннадцатикласснику заочной средней школы моряков, преодолеть трудности математики. Товарища выручил, когда тому понадобилось смастерить деталь для самодельного маяка -сувенира... Словом, немало друзей осталось у Ивана на «Юхане Смууле". Впрочем, они вокруг него всегда. Быть с людьми, жить с ними одной жизнью — в этом нашел свое призвание молодой коммунист.

Н. КРУТИКОВА.