Лента блогов
Люди, море и судаПЕРЕХОДЯЩИЙ ВЫМПЕЛ УДЕРЖИМ! - 24 мая 1973 года
""


В числе передовиков Всесоюзного социалистического соревнования по итогам работы за первый квартал этого года Коллегия Министерства рыбного хозяйства СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности назвали коллектив производственного рефрижератора «Советская Родина».
Судно, как победитель, было награждено Переходящим вымпелом ГУ «Запрыба» и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности и денежной премией в размере 2 530 рублей.
По случаю вручения этой награды на судне состоялось торжественное собрание.
— Мы горды, что наше судно было признано одним из победителей Всесоюзного социалистического соревнования, — сказал капитан «Советской Родины» Анатолий Нефедович Иванов. — Прошлый рейс проходил в трудных условиях, но моряки смогли добиться успеха. Это доказывает, что коллективу по плечу большие задачи.
От имени базового и партийного комитетов рыбопромышленного объединения «Океан» к морякам обратился председатель базового комитета профсоюза В. Кустарников. Поздравив их, он рассказал о внимании, которым окружены победители социалистического соревнования. В этом году, решающем году пятилетки, учрежден целый ряд наград для передовиков: специальные нагрудные значки, переходящие вымпелы, Красные знамена. Лучшие из лучших будут иметь возможность отдохнуть в санаториях и домах отдыха по профсоюзным путевкам. Заместитель начальника объединения «Океан» В. Старостенко отметил, что в присуждении объединению «Океан» высокой награды — переходящего Красного знамени есть и заслуга дружного, сплоченного экипажа «Советской Родины». Он пожелал морякам счастливого плавания, отличного здоровья.
А. Иванов поблагодарил представителей администрации объединения за внимание и высказал мнение экипажа и в дальнейшем трудиться, добиваясь высоких показателей в труде.
В новый рейс судно поведет капитан Ульян Никитович Мельников. Капитан заверил, что моряки «Советской Родины» приложат все силы, чтобы удержать переходящий вымпел.

Г. ГЛЕБОВА.

НА СНИМКЕ: капитан-директор производственного рефрижератора «Советская Родина» Анатолий Иванов и помощник капитана Владимир Базиянц с вымпелом, присужденным экипажу судна.

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаКавалер ордена Октябрьской Революции - 8 ноября 1972
""

В ЮЖНЫХ сельских степях, где героическая Первая конная армия громила врага, защищая завоевания Октября, прошло детство Павла Ивановича Рощина. Памятным ему, пионеру-комсомольцу, остался день праздника 7 ноября 1929 года. В стране начиналась коллективизация сельского хозяйства, и молодые патриоты в день праздника ходили по крестьянским дворам, беседовали с их хозяевами о кооперировании, о новой жизни. Как известно, теперь сельские степи являются районом крупных колхозов и совхозов, дающих Родине много зерна и продуктов животноводства.
Тяга к морю заставила Павла Ивановича перебраться на далекий Север. В 1931 году он поступает в Архангельское морское училище, по окончании которого идет работать в рыбопромысловый флот. В водах Баренцева моря проходит его трудная молодость. Там же на своем траулере, несущем одновременно и боевую вахту, провел он все годы Великой Отечественной войны.
За беззаветную службу на защите великих завоеваний Октябрьской революции удостоился он многих наград — орденов и медалей.
После окончания военной службы потянуло рыбака , на промысел.
Несмотря на прошлые чины и заслуги, не постеснялся он начать гражданскую жизнь, что называется, с азов — поступил матросом на средний рыболовный траулер 4250 управления сельдяного лова.
Отсюда и началось его восхождение по овладению рыбацкой профессией.
А в 1960 году, когда первые суда Эстонской флотилии начали осваивать траловый лов на Большой Ньюфаундлендской банке, Павел Иванович в качестве наставника обучал и инструктировал мастеров добычи. С 1962 года он ходит на промысел уже в должности помощника капитан-директора на больших морозильных рыболовных траулерах.
Участвуя в социалистическом соревновании, Павел Иванович большое внимание уделяет как технолог повышению деловых, профессиональных знаний своих подчиненных.
Многие из них теперь ходят на промысел мастерами и помощниками капитан-директора по производству. В том числе Петр Доронин, Сергей Паутов, Елена Марчик и другие.
За эти годы Павел Иванович разработал и внедрил много рационализаторских предложений, дающих значительный экономический эффект. Среди них переоборудование цеха на БМРТ, благодаря чему повысилась производительность труда и увеличился выход продукции, устройство линии расфасовки, оснащение ванн для охлаждения рыбы при помощи фреоновой автоматической установки и другие.
За переоборудование цеха ему вручена Грамота Министерства рыбного хозяйства СССР.
За боевые и трудовые заслуги Павел Иванович Рощин награжден орденами «Знак Почета», «Красная звезда» и медалями.
За успехи в развитии рыбной промышленности Павел Иванович Рощин удостоился ордена Октябрьской Революции.
С выходом из новостроя принял он БМРТ-555 «Феодор Окк». Накануне 55-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на своем БМРТ «Феодор Окк» вновь вышел на промысел.
— Интересно, — говорит Павел Иванович, — что с момента поступления в рыболовный флот я ежегодно встречаю праздник Великого Октября в море, на трудовой вахте. В коллективах, в которых служил Павел Иванович, он всегда пользовался уважением. Неоднократно коммунисты избирали его членом партбюро, а экипажи — членом судового комитета профсоюза.

А. ПОРТ.

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаЗАВТРА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ – 7 марта 1972 года
8 марта 1910 года в Копенгагене с трибуны II Международной конференции женщин-социалисток Клара Цеткин провозгласила женское равенство. Этот день и стал международным праздником.
В России женский день был впервые отмечен в 1913 году: небольшие собрании в нескольких городах прошли под лозунгами борьбы за экономическое и политическое раскрепощение женщин. А через четыре года, в марте 1917, в Петрограде состоялась уже мощная демонстрация тружениц столицы, организованная по призыву большевиков. «Долой голод, войну, самодержавие!» — такими стали лозунги набравшего силу движения.
Октябрьская революция впервые и навсегда разрешила женский вопрос. Работница стала равноправным членом общества, активным государственным деятелем. С тех пор Международный женский день отмечается у нас в стране как праздник победившей справедливости, как день солидарности с труженицами других стран, где женщина не является ещё равноправным членом общества.
Когда наши работницы бывают за рубежом, им часто задают вопросы, которые могут показаться странными, даже вызвать улыбку. Может ли женщина в СССР получить высшее образование? Может ли она за равный с мужчиной труд иметь такую же зарплату?
Эти вопросы действительно странные для женщин Советской страны. Но задаются они отнюдь не для шутки. Даже в Швейцарии, кичащейся своей многовековой демократией, женщины до сих пор лишены участия в выборах «самого демократического» правительства. Для них эмансипация еще не завоевана, она — цель борьбы.
В подразделениях нашего «Океана», как и по всей Советской стране, завтра будет праздник, трудится свыше полутора тысяч женщин. 446 из них несет сегодня морскую вахту. Правда, несут не на всех судовых должностях. Но это отнюдь не дискриминации — наоборот, проявление заботы и уважения — мужчины стараются облегчить женскую работу, взяв себе самую трудную.
Но не самую почетную. Все профессии одинаково уважаемы. И особенно те, в которых трудятся женщины! Они и технологи, и педагоги, и врачи, и бухгалтера, и кулинары... Да разве перечислишь даже у нас в «Океане» все занятия, которыми славна труженица-женщина!

""


В море это труднее...

РИТА РАНДАРУ родилась на морском берегу. Есть под Пярну местечко Кабли. Волны там чистые, воздух напоен сосновой смолой. Из тех мест вышло немало знаменитых мореходов. Только для девушек будто бы это не стать — какие из них мореходы?
И верно, девушкам бороды не отпустить, трубка в зубах — тоже не подходит. Но меняются ведь с годами даже морские традиции. В наш век женщина на судне — это уже не к несчастью. Тем более такая, как Рита, — великолепный кулинар.
Из школы средней она пошла в поварскую, работала в пярнуских кафе. А потом вдруг решила: пойду в море. Или, может быть, совсем не вдруг — ведь она родилась на балтийском берегу.
В 1965 году с шестидневным испытательным сроком Риту зачислили в штат поваров плавбазы «Яан Анвельт». Почему именно с шестидневным? Оказывается, как и богу, который творил мир шесть дней, повару этого времени вполне достаточно, чтобы себя проявить. Испытание Рита выдержала.
Плавая на рефрижераторах «Якобсон» и «Саяны», Рита Рандару закончила заочную школу моряков. В 1967 году экипаж «Альбатроса» присвоил ей звание ударника комтруда. Сейчас Рита уже, четвертый год работает буфетчицей на «Боре» — там, как утверждают флотские гастрономы, и создаются сейчас самые вкусные яства — роли кулинара Рита не оставляет.
В Таллине ежегодно проходят турниры официантов — избираются лучшие. На этих соревнованиях принимаются в расчет десятки качеств, необходимых в очень сложном, создающем хорошее настроение деле. Думается, что наши судовые буфетчицы на таком конкурсе чести «Океана» не уронили бы. Да вот беда: заочно соревноваться тут невозможно — судовые буфетчицы находятся в море.
И это очень хорошо, что в море, где рыбаков берет тоска по родным местам, им создают домашний застольный уют настоящие мастера своего дела. В море это труднее. В море это ценнее. Вот бы провести конкурс таллинских официантов на далекой морской волне! Кто бы тогда победил? Вполне возможно, что наша Рита Рандару. И ничего в том невероятного нет.

М. БУШ.


""


Вера Ивановна Варрик трудится в объединении «Океан» с 1958 года. Она ветеран отдела кадров. Активно участвует в общественной жизни. Вера Ивановна заместитель председателя женсовета. Она чуткий, отзывчивый человек, пользуется авторитетом в коллективе. За свою работу неоднократно поощрялась.

Фото П. Кудрина.

""

Должности соответствует

ЕВГЕНИЯ Александровна Безвершенко пришла в рыбную промышленность Эстонии 21 год назад. И как оформилась тогда на работу в отдел кадров, так и служит в этом качестве до сих пор. Менялись названия рыбных организаций: Министерство, Управление сельдяного лова, океаническая база, траловая. Наконец, образовался нынешний «Океан». А должность Евгении Александровны оставалась прежней — кадровый инспектор. Должность, которая, несмотря на кажущуюся простоту, на самом-то деле ответственейшая. Под руками личные дела тысяч рыбаков. Навести порядок в этих бумагах — значит правильно повлиять на людские судьбы. Как много тут надо иметь терпения, как кропотливо относиться к труду, чтобы ни в чем не ошибиться…
21 год одна и та же работа. Без каких-либо осложнений, без выговоров. Но и без повышений—вроде бы это в какой-то мере отрицательный штрих. А на самом деле?
Всегда ли мы задумываемся над такой простой, но и в то же время очень точной фразой, которая пишется в характеристиках: «должности соответствует». Это самое слово «соответствует», употребленное к месту, очень большая похвала. Требования к каждой должности растут, значит должен расти и работник. Всегда, на каждом следующем этапе своей деятельности быть без всяких оговорок на своем месте — это ведь не легко. Но Евгения Александровна Безвершенко быть сумела. Курсы, инструктажи, семинары — учеба не прерывается. Последний успех отмечен приказом начальника нашей мореходки: в конце прошлого года Евгения Александровна сдала квалификационный экзамен.
Сослуживцы говорят о Безвершенко только лестное: серьезна, отзывчиво, скромна. Качества эти никому не лишни. А в особенности тем, кто находится постоянном контакте с сотнями людей — кадровикам.

В. МИХАИЛОВ

""

Дело не в профессии

ГОВОРЯТ, инженер — не типичная женская профессия. Женщина, мол, по своей природе более склонна к гуманитарным занятиям. Иногда с этим можно согласиться. Но порой и поспорить не грех.
Эльфрида Лепп выбрала себе самую что ни на есть «мужскую» специальность. Ленинградский технологический институт холодильной промышленности она окончила с дипломом инженера-механика. Но это был тот самый случай, когда судьбой не вершила случайность. Все дальнейшее стало тому подтверждением.
Около десяти лет Эльфрида Александровна трудится вместе со своим мужем Евгением Павловичем Поповым в нашем рыбацком ведомстве. Она — групповым механиком в береговой службе, он — рефмехаником на судах.
Оба члены ВОИР, оба отдают себя работе ревностно, творчески. Оба на хорошем счету у общественности — активисты. Оба, наверное, по-настоящему счастливы. Как должна быть счастлива с такими родителями и их маленькая дочь. Словом, настоящая семья.
Вот и верь после этого, что инженер — профессия не женская, «не типичная». Услыхав такое, Эльфрида Александровна Лепп наверняка улыбнется. Дело ведь не в профессии ...

М. СООМЕ.
Люди, море и судаФОТОАЛЬБОМ «АЛЬБАТРОСА» - БУДНИ СЕВЕРНОГО МОРЯ - 28 октября 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На первом снимке — «Альбатрос» в походе.
И во время шторма есть чем заняться матросам на борту судна.
""

Старший помощник капитана Иван Зелка организовал занятия для членов плавсостава
""

У начальника РТС всегда есть работа. Только иногда выпадает минута отдыха (третий снимок). Шторм или не шторм, а связь с берегом и, другими судами обеспечивает Владимир Бугров.
Но вот позади непогода. Одно за другим швартуются промысловые суда к «Альбатросу». Его экипаж принял повышенное социалистическое обязательство — в свободное от работы время изготовить сверх плана не менее 25 тонн филе.
""

На четвертом снимке вы видите котельного машиниста Валентина Бондаренко, который подает рыбу на разделочный стол.
Работа с промысловыми судами часто состоит не только в приеме рыбы. Помощь в различных ремонт работах оказывают рыбакам альбатросовцы.
""

Сварщик Рейн Отс (пятый снимок) часто ремонтирует траловые доски.
""

А когда начинаются операции по бункеровке водой, у плотника Романа Соболева (шестой снимок) наступают горячие деньки. Надо следить за шлангами, вовремя их ремонтировать. Таковы рабочие будни производственного рефрижератора «Альбатрос» в Северном море.

Текст и фото Я. ВИЙГИ.
Люди, море и судаПРОФСОЮЗНАЯ ЖИЗНЬ - ОТЧИТЫВАЕТСЯ СУДОВОЙ КОМИТЕТ - 14 октября 1972
""

Заместитель начальника службы мореплавания ЭРПО «Океан» Н. Ф. Белов (справа) вручает Почетную грамоту капитан-директору БМРТ-555 «Феодор Окк» П. Н. Писареву, удостоенному звания «Лучший по профессии».


Ширится предъюбилейное соревнование в районах промысла
В салоне комсостава БМРТ-555 «Феодор Окк» состоялось заселение президиума базового комитета профсоюза. Обсуждался весьма важный вопрос: как судовой комитет профсоюза руководит социалистическим соревнованием, посвященным предстоящему 50-летию образования Союза ССР.
С докладом выступил матрос Николай Васильевич Котов, председатель судкома профсоюза.
Прежде всего, он привел итоговые данные за рейс. Не будем их повторять, так как о них уже наша газета сообщала. В двух словах — экипаж «Феодоpa Окка» под руководством капитан-директора Павла Николаевича Писарева отлично выполнил и перевыполнил рейсовое задание и свои социалистические обязательства. Выросли ряды ударников коммунистического труда и к концу рейса их уже было 75 (присвоено 28 и подтвердили звание 47 членов экипажа).
Итоги соревнования подводились ежемесячно на расширенном заседании судового комитета профсоюза. В торжественной обстановке вручались переходящие вымпелы. Через стенные газеты и внутреннюю трансляцию передавали все судовые новости, рассказывали о передовых членах экипажа. Отличную фотогазету организовал старпом Марк Григорьевич Никольский.
Соревновались с членами экипажа БМРТ-248 «Йохан Кёлер», часто обменивались с ними опытом, помогали один другому, а итоги совместной работы подводили подекадно. Предъюбилейное соревнование нашло широкое отражение в судовой наглядной агитации.
Первый помощник капитана Степан Васильевич Гиря рассказал об организации массово-политической работы на судне. В частности, он отметил большое воспитательное значение двух викторин, посвященных Дню рыбака и 50-летию образования Союза CCP. Лучше всех ответил на вопросы викторины электромеханик Борис Иванович Федоров.
Капитан-директор Павел Николаевич Писарев ознакомил членов базового комитета профсоюза с некоторыми особенностями рейса в ДВА. Интересным был его рассказ о том, в каких формах рыбаки 555-го оказывали помощь своим друзьям с 248-го. Каждые 15—20 минут связывались со своим соседом, советовали, каким курсом идти, как держать трал. Сообщали глубины, давали рекомендации по швартовкам и т. д. Во второй половине июня рыбаки 248-го были уже достаточно ориентированы и стали работать более успешно.
Присутствовавшие на заседании товарищи говорили и о недостатках рейса. Начальник отдела труда и зарплаты Лайне Юханнесовна Туулик отметила, что наличие нескольких взысканий, наложенных на членов экипажа, мешает положительно рассмотреть вопрос о присвоении экипажу звания коллектива коммунистического труда. Однако отличные успехи в соревновании бесспорны.

ВЫЕЗДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА БАЗОВОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА ЭРПО «ОКЕАН» НА БМРТ-555 «ФЕОДОР ОКК»

Заместитель председателя базкома профсоюза Иван Григорьевич Сыпачев сделал ряд замечаний по недостаткам в деле организации учебы профсоюзного актива. Фактически эта важная работа в рейсе была упущена. Не была организована и работа ДОСААФ, хотя все члены экипажа вступили в это общество.
Начальник лаборатории НОТ Владимир Филимонович Касастиков отметил ряд положительных сторон в организации соревнования на БМРТ-555 и привел любопытные данные из итогов парного соревнования с БМРТ-248. Например, на 555-м меньше улов, но больше выпущено готовой продукции. На 248-м — наоборот, улов рыбы больше, а заморожено меньше и, разумеется, больше выпущено рыбной муки.
К недостаткам же следует отнести некоторый формализм в составлении индивидуальных соцобязательств. Многие из них похожи одно на другое, иногда отсутствует конкретность. Но в основном обязательства серьезные и продуманные. Например, в одном обязательстве записано, что его автор решил расфасовку противня рыбы производить за 15 секунд вместо 20.
Многие выступившие на заседании отметили хорошую работу судового комитета профсоюза, его целенаправленность в деле организации и проверки хода соревнования, в деле поощрения передовиков соревнования, посвященного 50-летию Союза ССР.
Эту же мысль подчеркнул и председатель базового комитета профсоюза Вячеслав Владимирович Кустарников, в своем выступлении в конце заседания.
Президиум базового комитета профсоюза по обсуждаемому вопросу принял специальное решение, которое мы печатаем в изложении.
* * *
Администрация и судовой комитет профсоюза БМРТ-555 «Феодор Окк», говорится в решении, проделали значительную работу по организации социалистического соревнования за достойную встречу 50-летия образования Союза ССР. Оперативно приняты повышенные обязательства за досрочное выполнение рейсовых заданий и плана второго года девятой пятилетки. Коллектив судна успешно выполнил принятые на себя обязательства. За рейс с 7 апреля по 26 сентября 1972 года экипаж обеспечил выполнение плана выпуска товарной продукции на 116 процентов, пищевой рыбопродукции на 116 процентов, добычи на 116,2 процента, мороженой на 115,1 процента, подано 8 рационализаторских предложений, судно вернулось из рейса в хорошем техническом состоянии.
Трудовые успехи судоэкипажа стали возможными благодаря умелой постановке организационно-воспитательной работы администрации и судового профсоюзного комитета, широкому развертыванию социалистического соревнования между вахтами и бригадами. Распространение получило и индивидуальное соревнование, в котором участвовало 77 членов экипажа.
Эффективным средством развития творческой инициативы явилось соревнование за коммунистическое отношение к труду, в котором участвовало большинство членов экипажа. По результатам работы за рейс звание ударника коммунистического труда подтвердили 47 членов экипажа, 28 морякам это высокое звание было присвоено впервые.
Положительный результат дало соревнование между судоэкипажами БМРТ-555 и БМРТ-248, которое способствовало как увеличению добычи рыбы и выпуску продукции, так и развитию самого духа соревнования. Победителем в парном соревновании вышел экипаж БМРТ-555. Экипаж БМРТ-248 также добился хороших показателей.
Экипаж судна вышел победителем и в соревновании за наибольший вылов за июль 1972 года и занял второе место в соревновании между промысловыми судами во втором квартале 1972 года.
Вместе с организаторской работой по развитию социалистического соревнования судовой комитет направлял свои усилия на организацию культурно-массовой и спортивной работы, расширению рационализаторской активности членов судоэкипажа, в результате чего социалистическое обязательство по рационализаторской работе было перевыполнено.
Президиум базового комитета профсоюза отмечает, что наряду с положительным опытом работы судового комитета БМРТ-555 по организации социалистического соревнования имели место и недостатки в его работе.
Судовой комитет упустил вопросы учебы профсоюзного актива, невыполненным осталось и социалистическое обязательство по подготовке рабочих кадров без отрыва от производства.
Одним из серьезных упущений в деятельности судового комитета явилось отсутствие работы с нарушите л я ми т рудовой дисциплины. В результате из семи членов профсоюза, допустивших нарушения трудовой дисциплины, ни один не получил осуждения со стороны судового комитета.
Президиум базового комитета решил:
Отметить положительный опыт работы судового комитета БМРТ-555 «Феодор Окк» в организации социалистического соревнования по выполнению рейсового задания и социалистических обязательств в честь 50-летия образования СССР.
Поручить производственно-массовой комиссии базового комитета изучить опыт работы судового комитета БМРТ-555 «Феодор Окк» по организации индивидуального соревнования, обеспечению его гласности и выполнению социалистических обязательств, довести этот опыт до всех судоэкипажей.
Рекомендовать всем судовым комитетам флота использовать опыт БМРТ-555 «Феодор Окк» в своей работе по организации выполнения социалистических обязательств в честь 50-летия образования Союза ССР.
Обратить внимание судового комитета БМРТ-1555 на необходимость усиления воспитательной работы с нарушителями трудовой дисциплины, прогульщиками, лодырями и пьяницами. Не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка.
Администрации и судовому комитету следует улучшить работу по подготовке кадров без отрыва от производства, беря за основу принятые социалистические обязательства, регулярно проводить занятия с профсоюзным активом, терпеливо выращивать его, особое внимание обращать на индивидуальную работу с профсоюзным активом.
Признать победителем в парном социалистическом соревновании судоэкипаж БМРТ-555 «Феодор Окк» и вручить ему почетную грамоту.
Обратить внимание судового комитета профсоюза и администрации судна на необходимость усиления оборонно-массовой работы в коллективе.



Фото А. Дудченко
Люди, море и судаДружба — залог успеха - 26 сентября 1972
На малый портовый буксир я попал в неудачное время: в эти дни на «Трийги» как раз заканчивался профилактическим ремонт.
Команда собиралась обедать, и меня пригласили в салон. Пока повар Вера Фроловна Бляхина накрывала на стол, мы смотрели по телевизору спортивную передачу. Рядом, на стенке, время от времени «взрывался» маленький приемник. Это диспетчер порта переговаривался с капитанами портовых буксиров.
— Приемник у нас включен постоянно, и диспетчеры в случае необходимости сразу вызывают «Трийги». Знают, что у нас сразу берутся за дело, — сказал мне старший помощник капитана Ахто Паюмяэ.
... После обеда мы со старшим помощником прошли в каюту капитана. Юрия Талумаа, хозяина каюты, не было на буксире: он на днях отправится получать новый буксир. Ахто Паюмяэ рассказал мне немного о команде.
— Если начинать, то с капитана. Юрий Талумаа в 1954 году закончил судоводительский факультет Таллинского рыбного техникума (сейчас это мореходное училище). Несколько лет плавал на различных судах, а с 1961 года был назначен капитаном «Трийги». Я здесь работаю на два года больше, с пятьдесят девятого. До этого плавал в Атлантике. Вообще, весь командный состав «Трийги» работает на буксире давно. К примеру, второй штурман Март Отть и третий механик Тойво Хаабу — с шестьдесят четвертого. Всего же в команде 12 человек.
—А есть ли ветераны среди матросов?
— Матросы — ребята в основном молодые, их тянет в море, и поэтому, как только они сдадут экзамены на матроса первого класса, то или сами переходят или же их посылают работать на «более крупные суда...
Во втором квартале команда «Трийги» заняла первое место в социалистическом соревновании среди судов портофлота.
— Ахто Якобович, по какому принципу определили победителей?
— Главный критерий в определении победителя — финансовый результат. Что это такое? Сейчас объясню как можно проще. То, что мы получаем — питание, зарплата, расходование топлива, ремонт и прочее, — это минус. То же, что мы даем, — плюс. Так вот, разница между плюсом и минусом и есть финансовый результат. В прошедшем квартале он составил более десяти тысяч рублей прибыли.
— Какую работу выполняет буксир?
— В основном мы занимаемся перешвартовкой судов, буксировкой их на рейд и обратно. Кроме того, мы ответственные за пожарную безопасность в порту. Случается, посылают нас и на другие работы. Два года тому назад принимали участие в постройке Таллинского маяка. Время от времени «Трийги» обеспечивает подводные работы в бухте Пальяссааре, в общем, работы хватает.
... — Как и все, мы приняли социалистические обязательства. Как они выполняются? Пока успешно. У нас развернуто и соцсоревнование между экипажами, а также между командными составами. К примеру, я в начале этого года вызвал на соревнование своего коллегу, старпома буксира «Сулев» Г. Леллепа. Мы часто встречаемся и в рабочей обстановке, и в свободное время, обмениваемся опытом. Мне кажется, это здорово помогает в работе.
...На палубе— Василий Горланов и Владимир Гузукин, матросы «Трийги».
Василий приехал в Таллин издалека, из Мордовской АССР, сразу же после армии. В «Океане» на СРТ уже двенадцать лет плавает его брат. Несколько месяцев назад Василий успешно сдал экзамены на матроса I класса.
Владимир на «Трийги» только три месяца. Приехал из Баку. Пока ученик матроса, но тоже готовится к экзаменам.
Я видел его индивидуальное социалистическое обязательство. Вот выдержки из него: «Досрочно сдать экзамены на матроса первого класса. Вступить в члены ДОСААФ и принимать активное участие в работе этой организации».
Оба парня мечтают о море.
— Хочется посмотреть мир, испытать трудности морской жизни, — признался Василий.
А Владимир в будущем году думает поступить в мореходное училище на заочное отделение.
... Многие члены экипажа «Трийги» в свободное время увлекаются шахматами. Во время моей беседы с третьим механиком Тойво Хаабу по радио стали передавать отложенную позицию тринадцатой партии Спасский — Фишер, Т. Хаабу записал все данные и тут же расставил фигуры на доске. Мы втроем со свободным от вахты Володей Гузукиным принялись искать возможные варианты ходов.
— Трудная позиция у Спасского — целых двух пешек не хватает, — задумчиво произнес Хаабу,
— а может, еще найдет выход из положения?..
В, заключение мне хотелось бы немного рассказать о поваре «Трийги» Вере Фроловне Бляхиной. На буксире она работает уже пять лет, а команда «Трийги» все никак не может нахвалиться на нее.
— Вера Фроловна нам, как мать. Всегда поможет советом. Это она только с виду строгая, а так — очень добрая. И переживает за нас всех, — рассказывает Василий Горланов.
... — В чем секрет наших успехов? — переспрашивает, прощаясь со мной, старпом, — наверное, в дружбе. Ведь, мы все между собой друзья. А с друзьями, как известно, легче работается.

Б. РОЙТБЛAT.

На снимках:
""

— матрос В. Гузукин
""

старпом Ахто Паюмяэ .

Фото Г. Долинина.
Люди, море и судаГЛАВНАЯ ДОЛЖНОСТЬ - 30 апреля 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВЫДЕРЖКА, корректность, внимательность, принципиальность — вот качества, необходимые работнику ВОХРа. Так считает начальник смены, которая несет дежурство на южной стороне Таллинского морского рыбного порта, Александр Антонович Xaшковский. И он называет такого человека. Это вахтер Иван Андреевич Олифирук.
Немолодой, умудренный жизнью Иван Андреевич знает цену времени, порядку, дисциплине. Это сказывается в его на первый взгляд как-будто бы легкой работе. Но проста и бесхитростна она на первый взгляд. Вахтер стоит на страже интересов государства. Он по-настоящему — государственный человек.
Пятнадцатилетним мальчишкой попал Олифирук в фашистский концлагерь. Пережил столько, что и сейчас трудно вспоминать... Как только Советская Армия освободила Брест, юноша поехал на восстановление своего родного города.
В 1949 году призвали Ивана в армию. Там и освоил он профессию каменщика. Через четыре года отправился Иван прямо в Донбасс, прижился там, работал, строил, обзавелся семьей. Судьба строителя привела его в Эстонию, в Харьюскую передвижную механизированную колонну ...
Родина по заслугам оценила труд строителя, наградила его юбилейной медалью «3а доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
— Люблю свою профессию, — говорит Иван Андреевич, — Видишь, как въезжают в построенный твоими руками дом новоселы, и душа радуется. Однако пришлось сменить специальность. Г оды уже не те, а главное, сказалась война, концлагерь ... Пришлось лечь на операционный стол. Медики сделали все возможное, чтобы восстановить мое здоровье. Но сил теперь маловато.
— А нравится ли вам новая работа?
— Да, безусловно. Все время с людьми, все время нужен. Чувствую, что и я еще послужу Родине, внесу свой вклад в пятилетку. У меня такое правило: хочешь, чтобы тебя ценили и уважали — уважай и цени других...
... Два сына растут у Ивана Андреевича Олифирука. Трудно еще сказать, кем они будут, но можно предположить, что к своей будущей работе они сохранят отношение отца, будут такими же достойными сынами Отечества.
В День международной солидарности трудящихся 1 Мая хочется пожелать Ивану Андреевичу Олифируку одного — так держать и дальше!

А. ПЕТРОВСКИЙ.

На снимке: вахтер проходной южной стороны Таллинского морского рыбного порта Иван Андреевич Олифирук.

Фото автора.
Люди, море и судаСНИЖАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ - 5 августа 1972
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В двух противолежащих районах Атлантики вел добычу экипаж БМРТ-536 «Херман Арбон» (капитан-директор Д. К. Бурлак) в рейсе с февраля по 25 июля.
Начало лова положено на Ирландском шельфе. В течение 48 промысловых суток добывались скумбрия, ставрида, сардинелла. В основном работали пелагическим тралом. За один подъем случалось брали до 400 центнеров рыбы.
Затем, совершив переход через океан, судно стало промышлять на Джорджес банке, у острова Сейбл. Здесь трудились в течение восьмидесяти промысловых суток. Облавливали хек, сельдь, скумбрию, окунь, сайду. Использовали и донный трал.
В социалистическом соревновании в честь 50-летия СССР обе комплексные бригады взяли повышенные обязательства. Особый упор сделали на качество продукции, повышение рентабельности рейса. За это боролись члены первой комплексной бригады (мастер обработки Виталий Михин, мастер добычи Владимир Юров) и второй комплексной (мастер обработки Юрий Лаук, мастер добычи Март-Аугуст Тийги).
Обработчики траулера произвели 2.160 центнеров разделанной рыбы, при плане 1.970 центнеров или 109 процентов. Большого и тщательного труда требовала заготовка тушки в мелкой, одно килограммовой расфасовке. Но и тут задание удалось завершить также на 109 процентов.
Совместный слаженный труд всех членов моряцкого коллектива позволил претворить в жизнь главные пункты социалистического соревнования в честь 50-летия СССР. Эти пункты — финансовые показатели и их составные элементы.
Далее все цифры приводятся по ориентировочным данным.
Итак, плановая рентабельность рейса превышена почти на двадцать пять процентов.
Пищевой продукции выпущено на 1.667 тыс. рублей — 116 процентов, товарной на. 1.808 тысяч рублей — 113 процентов.
В результате при плане 640 тысяч рублей прибыль составила 801 тысячу рублей, то есть получена 161 тысяча рублей сверхприбыли.
Из чего же сложились такие благоприятные финансовые показатели. Конечно надо отметить, что добытчики дали на обработку на одну тысячу центнеров рыбы больше плана, а всего 44.930 центнеров. Обработчики в свою очередь при плане 26.690 центнеров заморозили на 5250 центнеров больше или 31.940 центнеров. И, как сказано уже выше, разделанной рыбы сделали 190 центнеров сверх задания, тушки на девять процентов больше и т. п.
- Кроме того, сэкономлено тары и вспомогательных материалов на 4.850 рублей, промвооружения — на 6000 рублей. ГСМ — на 5.000 рублей.
В общем итоге за рейс, повторяем ориентировочно, себестоимость каждого центнера рыбопродукции в среднем снижена на 3 рубля 50 копеек. Вот он залог хороших финансовых показателей и высокой рентабельности.
А вот еще впечатляющие цифры и факты. За рейс, при штате 90 человек, на судне за отличную работу и дисциплину вынесено людям 127 поощрений и благодарностей.
Вновь присвоено звание ударника коммунистического труда шестнадцати морякам и подтверждено двадцати одному. Награждены грамотами восемнадцать человек. На судовой Доске почета фотографии восьми передовиков, в том числе добытчика Александра Молоткова, обработчика Михаила Нездойминога и др.
В судовую Книгу почета занесен стармех Александр Михайлович Каргин.
Первенство в социалистическом соревновании в честь знаменательной даты завоевали коллективы первой комплексной бригады, вахта второго штурмана Рейна Эйнберга и второго механика Альберта Киселева
В День победы экипаж тепло поздравил бывших участников Великой Отечественной войны Эльвину Петровну Шогель, Николая Титовича Желудкова и других.

А. НЕСТЕРОВ.

На снимке вверху: «Херман Арбон» в родном порту.

""


Нездойминога Михаил матрос БМРТ 536 Херман Арбон с дочками-близнецами Аллой и Светой
Люди, море и судаВторой штурман К. Н. Морозов - 22 августа 1972
""

На восходящей служебной лестнице, от юнги до капитана, для судоводителя на транспортных судах самой сложной, пожалуй, является ступень второго штурмана - должность грузового помощника.
Немалая нужна сообразительность, чтобы принять различную рыбопродукцию и разместить ее в трюмах так, чтобы облегчить и ускорить ее выгрузку в порту. А груз-тo порой десятков наименований, берется со многих судов. Четкое, внимательное составление грузовых документов занимает на промысле значительную часть рабочего времени второго штурмана.
В летнем рейсе в Северо-Западную Атлантику вторым штурманом транспортного рефрижератора «Ботнический залив» ходил Константин Николаевич Морозов. Ему пришлось оформлять приемку продукции с двадцати больших рыболовных морозильных траулеров. В ассортименте оказалось тридцать пять наименований.
Всего судно приняло и доставило в родной порт 6688 тонн рыбопродукции и 490 тонн рыбной муки. План рейса был завершен с превышением.
Тщательное добросовестное составление каргоплана вторым помощником, правильная и грамотная укладка груза в трюмах позволили в порту обеспечить бесперебойную выгрузку.
— Облегчает мне дело то, что мы хорошо сработались с помощником капитана по производству Евгением Ивановичем Байковым, — говорит Константин Николаевич. — Евгений Иванович участвует в составлении каргоплана. Все вопросы приемки и сдачи груза решаем совместно, словом, как бы дополняем друг друга. Многое зависит от его добросовестности. С ними мы работаем без срывов уже два года.
Курс на морскую службу Константин Морозов определил сразу ясно и прямо. Участвовал в работе Нарвского морского клуба пионеров и школьников. Руководил клубом замечательный энтузиаст И. А. Калядин, отдавший любимому делу полтора десятка лет. Константин был у него в течение года инструктором.
Юные моряки с увлечением занимались судомоделизмом, неоднократно завоевывали призовые места в проводившихся ежегодно соревнованиях по морскому многоборью и т. д. Многие из них теперь трудятся на судах. В том числе Александр Задворнов, Василий Койвистонен, Борис Хенс и другие.
Специальность судоводителя Константин Николаевич получил в Таллинском мореходном училище Министерства морского флота.
Ходил на БMРT «Юхан Сютисте» в должности рыбообработчика, а по окончании училища на транспортном рефрижераторе «Бора».
Четыре года службы в военно-морском флоте дали хорошую зарядку для последующей работы на рыбопромысловых судах.
После демобилизации Константин Николаевич ходил третьим штурманом на «Тормидеранде», затем на транспортном рефрижераторе «Ханс Пегельман», на котором впервые и стал вторым штурманом. В этой должности вступил он и на транспортный рефрижератор «Ботнический залив» с начала его приемки в эксплуатацию из новостроя в январе прошлого года.
Шесть рейсов совершил он на новом судне. Энергично помогает он экипажу, своим товарищам выполнять высокие социалистические обязательства в соревновании за достойную встречу 50-летия образования Союза ССР.
По итогам Всесоюзного социалистического соревнования по главку « Запрыба» за первый год пятилетки Константину Николаевичу Морозову присвоено звание «Лучший помощник капитана».
Сейчас Константин Николаевич назначен старпомом. Это значит, что и штурманскую службу он нес также ответственно, как и обязанности по грузовым операциям.

А. КРОСС.
Люди, море и судаТРУДНЫЙ РЕЙС - 18 марта 1972 года
""


— Никогда не думал, что море будет так недружелюбно в мой первый капитанский рейс, чуть улыбнувшись, начал свой рассказ капитан вернувшегося на днях CPT-4511 Виктор Антонович Ковалевич.
Да, погода и промысловая обстановка осенне-зимнего периода в Северном море — одной из основных рыбацких житниц — вынудила многих узнать горечь проловов. Из 92 промысловых суток, проведенных траулером на промысле, 38 было штормовых. По свидетельству многих бывалых промысловиков, такое случалось в редкие годы.
— Жестокий и стойкий, порой не ослабевающий неделями зюйд-остовый ветер господствовал не только над морем. Им также были нарушены пути миграции косяков. Там, где в прошлые рейсы самописец вычерчивал их наличие, на этот раз было пусто. Из 297 тралений, произведенных нами, большинство пришлось на февраль. Он нас и выручил.
Разумеется, подобная обстановка потребовала от экипажа исключительного самообладания и выдержки. Владимир Левченко, наш тралмастер, был признал лучшим по флотилии. Часто ему приходилось давать консультации по радио. А клайпедчане поднимались к нам на борт, чтобы перенять секреты настройки трала. Хочется отметить слаженную работу матросов Н. Оболещева, М, Тарту, В. Касаткина.
В этом нелегком рейсе как-то особенно проявилась взаимоподдержка экипажей. Ведь трудности всегда роднят советских рыбаков. Рейсовое задание предусматривало вылов в 311 тонн. Нами добыто 323 точны. Скромно, но в таких условиях это победа.

Я. ТАЛАСОВ.

СРТ-4511.
За работой старший матрос-бондарь A. Moрлобитов. (Снимок вверху).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Идет выгрузка промвооружения.

Фото И. Кудрина.