Комментарии на сайте (6271)

Рыбак Эстонии прокомментировалЭСТАФЕТА - 1 июня 1978 2 февраля 2017 в 14:28

виктор (78.25.120.95)


Уверен, для всех нас, бывших членов экипажа танкера "Криптон", Михалыч всегда будет оставаться в памяти Человеком с Большой Буквы!
0

Рыбак Эстонии прокомментировалСевастопольская оборона - Франк Рубо 2 февраля 2017 в 10:49

Панорама Оборона Севастополя
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Живописные берега Крыма, сколько раз вас сотрясали залпы орудий! Неугомонные люди, вместо того чтобы жить в мире и благоденствии, испокон века воевали за Тавриду, щедро поливая кровью «Землю обетованную». Севастополь – одно из самых жарких исторических мест. Именно здесь решалась судьба Крымской войны, разгоревшейся в середине XIX века.

Как и сегодня в те далекие времена Европу страшно беспокоило присутствие России на Балканах и в бассейне Черного моря. Англия и Франция пытались всячески вытеснить Россию с завоеванных мест. Одиннадцать долгих месяцев мощные силы противника, имея преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, прежде чем им удалось взять город. Один из самых ярких эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане, произошел 6 июня 1855 года. В этот день 75-тысячная русская армия успешно отразила натиск 173-тысячного войска.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Спустя сорок с лишним лет драматическую страничку истории обороны Севастополя будет решено увековечить в произведении искусства. Эта нелегкая задача была поручена профессору класса батальной живописи Петербургской Академии художеств Францу Алексеевичу Рубо.

Наверняка художник серьезно думал о том, как достовернее и ярче всего запечатлеть разгар боя. Какими средствами лучше всего передать гнетущую атмосферу смерти, дым от залпов орудий, разруху и хаос, царящий на передовой? Необходимо было создать нечто грандиозное, поражающее масштабностью, топографической точностью и реалистичностью. Решение было однозначным – лучше всего для воплощения задуманного подойдет жанр панорамы. Эта форма искусства понятна даже непросвещенному зрителю. «Живая картина» способна перенести тысячи людей в прошлое, создать иллюзию присутствия, вызвав сильные эмоции и переживания.

В 1901 году Франц Алексеевич приступает к работе. Прежде всего, художник приезжает в Севастополь и изучает архивные документы, беседует с участниками и очевидцами событий, посещает места боев, делая наброски композиции панорамы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Только после этого он возвращается в Петербург, где создает эскизы картины. К тому времени у Рубо имеется большой опыт написания монументальных полотен, посвященных батальной теме. Им созданы известные панорамы «Штурм аула Ахульго» и «Бородинская битва».

Разумеется, одному справится с такой объемной задачей трудно. Огромное живописное полотно размером 14 м × 115 м он писал в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств. Работа велась в специально оборудованном круглом павильоне, где готовился и предметный план общей площадью около 1 тысячи квадратных метров. Почему нужно было ехать именно в Мюнхен? Дело в том, что Франц Рубо был уроженцем этого города. Здесь жила его семья и находилась оптимально оборудованная мастерская.

Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь. Панораму разместили в помещении, построенном по специальному проекту военного инженера Энберга.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Через год, 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, Панорама была открыта для всеобщего обозрения. Первыми ее посетителями стали ветераны Крымской войны. Люди, хранившие в памяти страшные эпизоды сражений, были поражены и растроганы реалистичностью панорамы. Перед глазами пролетели 345 страшных дней осады и жесточайший штурм Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны, предпринятый англо-французскими войсками. С первых же дней панорама стала пользоваться большой популярностью. Этому способствовало то, что художник сделал акцент на героизме простых солдат, восславив, прежде всего, подвиг народа.

Конечно, немаловажную роль в общей картине играли и военачальники, волевые мужественные люди, принимающие ключевые решения на поле брани.

Одну из главных ролей в Панораме Рубо отводит легендарной личности Павлу Степановичу Нахимову. В день штурма адмирал находился на Малаховом кургане и руководил войсками. На одном из полотен можно заметить прямую фигуру военачальника. Опираясь на бруствер батареи Корниловского бастиона, адмирал Нахимов бесстрашно руководит боем.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Однако, выбор Рубо не пришелся по вкусу главному заказчику – Российскому императору. Когда панорама была установлена, из Петербурга прибыла специальная комиссия, целью которой была проверка соответствия проекта главной идее, правда не художественной, а политической. В Петербурге не любили «Пал Степаныча», как называли Нахимова матросы. Прямолинейность высказываний адмирала и его крылатая фраза: «Лучше бы они мне бомб прислали!», в ответ на царскую награду, навсегда оттолкнуло его от высшего света.

В итоге, Нахимова потребовали заменить на главнокомандующего князя Горчакова, которого в день сражения на Малаховом кургане не было. Возмущенный художник отказался. Впоследствии Рубо пришлось отразить натиск еще трех комиссий. Но когда в 1909 году Панораму перевезли в Петербург для показа Николаю II, Рубо вновь пришлось выслушать замечания по поводу присутствия Нахимова, а также наличия на картине большого количества нижних чинов. Некоторых из них Рубо писал с реальных героев Севастополя. Пришлось закрыть адмирала облаком дыма и изменить лица некоторых героев обороны. Правда, Горчакова Рубо так и не написал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Чтобы помнили

И вновь война, и опять Севастополь в центре кровопролитных боев… 25 июня 1942 года фашистские войска, рвавшиеся к городу, подвергли его массированной бомбардировке. Один из снарядов попал в Панораму. Огонь не знает пощады. Во время пожара погибает значительная часть живописного полотна и весь предметный план. Невзирая на смертельную опасность, группа советских воинов выносит из огня 86 фрагментов бесценного произведения искусства. Драгоценные полотна погружают на военный корабль – лидер эсминцев «Ташкент». На борту корабля вместе с картинами эвакуируют женщин, детей и раненых. Увы, усилия оказались тщетными. Во время перехода в Новороссийск трюмы «Ташкента», в которых находились фрагменты Панорамы, оказались затопленными...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

После окончания Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного варварами города. Возрождение Панорамы становится одной из текущих задач, поэтому оно было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

Реставрация ценного исторического памятника была поручена лучшим мастерам советской живописи. Работой коллектива, восстанавливавшего панораму, руководил академик живописи В.Н. Яковлев, а после его смерти известный советский художник академик живописи П.П. Соколов-Скаля. В состав творческого коллектива также вошли: один из старейших мастеров панорамной живописи Н.Г. Котов, профессор П.М. Шухмин, художники Б.Н. Беляев, В.И. Гранди, Г.А. Захаров, Б.Г. Коржевский, Б.Н. Котов, Б.Ю. Лоран, Е.И. Лобанов, А.П. Мерзляков, В.Е. Памфилов, Н.И. Плеханов, А.П. Романов, Н.К. Соломин, А.Ф. Суханов, Ю.Н. Трузе-Терновская, Н.И. Фирсов.

Важное содействие оказали научные учреждения и моряки Черноморского флота. Главным военным консультантом был адмирал флота, профессор И.С. Исаков. Он же консультировал режиссеров, снимавших исторические фильмы «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Художники, восстанавливая Панораму, также, как и Рубо, использовали воспоминания участников обороны. Более точно был изображен ландшафт, окружающий Севастополь. По уцелевшим фрагментам и фотографиям изготавливался огромный эскиз и большой макет предметного плана.

В возрожденной Панораме появился ряд новых эпизодов. Например, на одном из них отображен приезд на перевязочный пункт Малахова кургана русского хирурга, активного участника обороны Севастополя Николая Ивановича Пирогова, а также возвращение после ночной вылазки разведчиков Петра Кошки и Федора Заики.

Благодаря усилиям реставраторов сегодня мы имеем возможность окунуться в историю Крымской войны. Магическая сила искусства делает зрителей непосредственными свидетелями трагических событий. Здание Панорамы имеет круглую форму. Источник освещения расположен под самым куполом, равномерно высвечивая эпизоды боя. Находясь на круглой смотровой площадке в центре помещения, зритель погружается в мир огня и смерти. Между площадкой, устроенной на возвышении, и живописным полотном размещен макет, передающий обстановку поля битвы. Предметный план незаметно переходит в картину, создавая иллюзию реального пространства. Двигаясь по кругу, посетитель постепенно осматривает всю композицию.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Во время просмотра создается полное впечатление, что вы стоите на вершине Малахова кургана, в самом центре битвы. Художники тонко проработали все детали: безоблачное небо с дымками шрапнельных разрывов, клубы пламени и порохового дыма, вражеские колонны, ожесточенно штурмующие бастионы города-героя…

После кропотливого труда, воссозданная «Оборона Севастополя» была торжественно открыта. Произошло это знаменательное событие накануне празднования 100-летия первой обороны Севастополя – 16 октября 1954 года.

В 1904 году к 50-летию начала Крымской войны на месте оборонительных укреплений вокруг 4-го бастиона был разбит парк. Он получил название Большого Бульвара, а бастионная высота стала Бульварной. Именно там, рядом с 4-м бастионом, и находится музей-панорама.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сегодня местность вокруг панорамы и бастиона превращена в исторический заповедник и носит название Исторического бульвара.

Исторический бульвар – это не только Панорама. Здесь можно также посетить памятник Э.И. Тотлебену – главному инженеру и фортификатору Севастопольской обороны, Язоновский редут и памятники на месте артиллерийских батарей, 4-й бастион, памятник подземной минной войне, входы в минные галереи и музей якорей.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалСевастопольская оборона - Франк Рубо 2 февраля 2017 в 10:45



Панорама, посвящённая первой обороне Севастополя, сражалась за город вместе с его защитниками во время обороны второй

110 лет назад, в мае 1905‑го, в Севастополе торжественно открылась панорама, посвящённая героической обороне города во время Крымской войны. А 37 лет спустя панорама сама стала участницей новой обороны города – уже во время войны Великой Отечественной.

Подарок к юбилею

Живописная панорама, посвящённая боям за Севастополь, задумывалась как своеобразный подарок к юбилею – 50‑летию Крымской войны. Заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил художник-баталист Франц Рубо. Француз по происхождению, он родился в Одессе, большую часть жизни прожил в Германии, но считал себя русским живописцем. Выбирая сюжет для полотна, Рубо остановился на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75‑тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173‑тысячным войском противника.
После получения заказа в 1901 году и утверждения сюжета Рубо несколько раз приезжал в Севастополь. Он ходил по улицам, местам расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками и очевидцами тех событий. Художник написал около 50 этюдов, месяц работал над эскизом панорамы. Непосредственно над панорамой Рубо работал в Мюнхене. Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект здания, в котором разместилось бы живописное полотно. 31 июля 1902 года Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны утвердил проект инженер-полковника Энберга. В 1902 году здание заложили, а в 1904‑м завершили его строительство: круглое в плане, оно имеет диаметр 38 метров и высоту 36 метров. Летом 1904 года живописное полотно доставили в Севастополь, а открытие панорамы состоялось 14 мая 1905‑го. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Куски драгоценной картины»

С началом Великой Отечественной войны и обороны Севастополя 1941–1942 гг. работа панорамы не прекратилась. Она сражалась за город вместе с его защитниками. Известный английский журналист Александр Верт писал: «Местный севастопольский патриотизм базировался на воспоминаниях о другой обороне Севастополя… к которым относились такие «большие примеры», как адмирал Нахимов и адмирал Корнилов, а также особые революционные и патриотические традиции Черноморского флота – всё это имело крайне важное воздействие на моральный дух солдат и гражданского населения, которые проявляли себя чрезвычайно стойко». Когда 25 июня 1942 года в здании панорамы начался пожар, полотно уже было в некоторых местах оборвано в результате предшествующих бомбардировок, а левая часть холста обрушилась вместе с частью стены здания. Газета «Красный черноморец» писала:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«…Большая часть полотна силой взрыва была сорвана со стены и лежала на полу. Дымящиеся куски драгоценной картины, как тряпки, свешивались с поддерживающих ее крючьев. Потолок горел, в здание входить было опасно». Всё спасённое из панорамы было упаковано и отправлено в Камышовую бухту, где 26 июня пришвартовался лидер эсминцев «Ташкент». Приняв на борт более 2300 человек раненых и эвакуированных, а также спасённое полотно панорамы, «Ташкент» вышел из Севастополя в Новороссийск. Из Новороссийска фрагменты панорамы переправили через Махачкалу в Кустанай, а затем в Новосибирск. Туда прибыли 86 фрагментов полотна. В 1946 году специальная комиссия, в состав которой входили ведущие художники и реставраторы, осмотрев эти фрагменты, пришла к выводу, что реставрировать живописное полотно не удастся: на нём было более 6000 «ран» – сквозных прорывов от осколоков снарядов. Поэтому приняли решение: по реставрированным фрагментам заново написать холст панорамы. Причём воссоздание этого героического полотна было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Известнейшие художники страны работали над огромным холстом с 1951 по 1954 год. Реконструировано и восстановлено было и здание панорамы. 16 октября 1954 года, к столетию со дня начала Крымской войны, панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг. » – изначально произведение Рубо носило имя «Штурм 6 июня 1855 г. ».

Кстати

Единственный образец

С 1909 по 1911 годы панорама по распоряжению Николая II экспонировалась на Марсовом поле в Петербурге, затем её вернули в Севастополь. Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили сделать это. Сегодня здание панорамы – единственный образец панорамных построек начала XX века на территории бывшего Союза, а само живописное полотно – одно из крупнейших среди 60 панорам мира
0

Рыбак Эстонии прокомментировалРубо-Роубоуд Франц - великий русский художник 19 века 2 февраля 2017 в 10:14

Рубо Франц Алексеевич (Roubaud Francois) — российский живописец французского происхождения, выдающийся мастер батальной и панорамной живописи, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трех батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».

Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Родился в 1856 году в Одессе в семье французского коммерсанта. Учился в Одесской рисовальной школе в 1865-1877 и в мюнхенской Академии художеств в 1878- 1883 годах. В период обучения в Мюнхене, каждое лето уезжал в Россию, на Украину, Кавказ и в Среднюю Азию, делая там многочисленные этюды с натуры. Исполнив большое число жанровых и батальных композиций в духе искусства передвижников («Атака запорожцев в степи», 1881; «Кавказец-кавалерист», 1880-е, и другие картины), Франц Рубо в 1886 году получил большой правительственный заказ.
Заказ предполагал написание девятнадцати картин для тифлисского «Храма Славы» (военно-исторического музея), призванного увековечить память о войнах России на Кавказе, а также в Турции, Иране и Средней Азии.

Живописный цикл Рубо охватил почти полуторавековой период — от «Вступления войск Петра I в Тарки 13 июня 1722 года» (в Дагестане) до «Сражения на реке Кушке 18 марта 1855 года» (в Туркмении). В число этих картин вошел также «Штурм аула Ахульго 22 августа 1839 года» (то есть укрепленной резиденции Шамиля в Северном Дагестане). Работы для «Храма славы» были завершены в 1893 году. Поскольку после революции данный музей был ликвидирован, произведения Рубо распределили между Дагестанским музеем изобразительных искусств в Махачкале и рядом других собраний; судьба некоторых картин сложилась весьма драматично.
Хотя эти сюжеты и славили имперскую политику России на Востоке, Рубо все же удалось с динамическим драматизмом показать беспощадную жестокость битв и героическую храбрость не только русских солдат, но и их отчаянно сопротивляющихся противников. Показывая войну как величественное зрелище, но в то же время и как народное бедствие, Рубо тем самым приблизился по духу к работам Василия Васильевича Верещагина (хотя и не достигал при этом их образной глубины). Впрочем, отсутствие этой глубины всегда компенсировалось у мастера впечатляющей выразительностью деталей, а также атмосферы сражений в целом.
Те же художественные принципы, плотно сводящие воедино чувства триумфа и трагедии, предопределили и работу Рубо над панорамами — композициями с масштабным цилиндрическим изображением, которое охватывает зрителя со всех сторон (включая не только живопись, но и предметно-фигурный план) и расположено в специальном помещении. Несмотря на отдельные, более ранние, прецеденты, Рубо практически явился создателем этого вида искусства в России. Первую свою панораму он исполнил на сюжет из своего кавказского батального цикла («Штурм аула Ахульго», 1888-1890; сохранились лишь фрагменты этого произведения). С 1901 работал над значительно более масштабной панорамой «Оборона Севастополя в 1854-1855 годах», избрав для изображения день 6 июня 1855, когда был отражен штурм Малахова кургана, приуроченный англичанами и их союзниками к 40-летию битвы при Ватерлоо. Открытое в 1905, это произведение стало настоящей энциклопедией воинской жизни того времени, с той поры постоянно притягивая к себе массу зрителей.
С 1903 года Рубо исполнял должность профессора батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был основоположник советской батальной живописи Митрофан Борисович Греков). Среди характерных батальных полотен Рубо — «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» (1907) и «Бородинский бой» (1913; обе картины — Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Москва). Не менее известной стала следующая панорама Рубо, созданная в 1910-1912 годах к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Как всегда тщательно изучив исторические свидетельства и место события, мастер представил в ней Бородинское сражение, а именно те утренние часы 7 сентября, когда завязались особенно упорные схватки за Семеновские флеши и батарею генерала Николая Николаевича Раевского (правда, в процессе обсуждения первоначальный замысел был несколько изменен и средоточием действия стал бой за Семеновский овраг).
Все три плана «Бородинской битвы» — от передних фигур и предметов до светлых далей, подернутых дымкой от пальбы — в совокупности составляют эпическое зрелище, сочетающее романтический пафос с детальным документализмом. Панораму открыли в Москве к 100-летнему юбилею, но в 1918 закрыли для обозрения в связи с тем, что ее павильон пришел в негодность. Доступ к ней зрителей возобновился лишь в 1962, уже к 150-летнему юбилею битвы, после многолетней реставрации и постройки нового здания на Кутузовском проспекте. Рубо с 1888 года все наиболее крупные свои заказы выполнял в своей мастерской в предместье Мюнхена, руководя бригадой немецких художников (при создании «Бородинской битвы» с ним сотрудничал также Григорий Григорьевич Мясоедов). С 1912 года художник стал проживать в Германии. После начала Первой мировой войны, а затем революционных событий и гражданской войны в России, не получая больше заказов, Рубо приспособиться к немецкой художественной жизни не смог и умер в забвении.
Франц Алексеевич Рубо скончался в 1928 году в Мюнхене.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалБородинская панорама - Франк Рубо 2 февраля 2017 в 10:04

С 1903 года Рубо исполнял должность профессора батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был основоположник советской батальной живописи Митрофан Борисович Греков). Среди характерных батальных полотен Рубо — «Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе» (1907) и «Бородинский бой» (1913; обе картины — Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Москва). Не менее известной стала следующая панорама Рубо, созданная в 1910-1912 годах к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Как всегда тщательно изучив исторические свидетельства и место события, мастер представил в ней Бородинское сражение, а именно те утренние часы 7 сентября, когда завязались особенно упорные схватки за Семеновские флеши и батарею генерала Николая Николаевича Раевского (правда, в процессе обсуждения первоначальный замысел был несколько изменен и средоточием действия стал бой за Семеновский овраг).

Все три плана «Бородинской битвы» — от передних фигур и предметов до светлых далей, подернутых дымкой от пальбы — в совокупности составляют эпическое зрелище, сочетающее романтический пафос с детальным документализмом. Панораму открыли в Москве к 100-летнему юбилею, но в 1918 закрыли для обозрения в связи с тем, что ее павильон пришел в негодность. Доступ к ней зрителей возобновился лишь в 1962, уже к 150-летнему юбилею битвы, после многолетней реставрации и постройки нового здания на Кутузовском проспекте. Рубо с 1888 года все наиболее крупные свои заказы выполнял в своей мастерской в предместье Мюнхена, руководя бригадой немецких художников (при создании «Бородинской битвы» с ним сотрудничал также Григорий Григорьевич Мясоедов). С 1912 года художник стал проживать в Германии. После начала Первой мировой войны, а затем революционных событий и гражданской войны в России, не получая больше заказов, Рубо приспособиться к немецкой художественной жизни не смог и умер в забвении.
Франц Алексеевич Рубо скончался в 1928 году в Мюнхене.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПанорама "Штурм аула Ахульго" - Франк Рубо 2 февраля 2017 в 10:02

Не меркнет слава героев Кавказской войны, о чьих подвигах написаны сотни книг, картин, созданы спектакли и музыкальные произведения. Но ни одно из произведений не может вызвать столь сильного и непосредственного ощущения этого события, как панорама «Штурм аула Ахульго», написанная Францем Алексеевичем Рубо в 1891 г.

"Штурм аула Ахульго"

Панорама была создана без официального заказа. Художник написал ее по собственному почину и на свои средства. Создавалась панорама в мастерской Франца Рубо в Мюнхене.

20 мая 1891 г. панорама «Штурм аула Ахульго» была открыта для обозрения в Мюнхене. Современники единодушно оценили ее как выдающееся произведение батальной живописи. За эту работу Баварская Академия художеств избрала Рубо своим профессором, а несколько лет спустя Совет Петербургской Академии художеств присвоил ему почетное звание академика. Немецкий принц-регент наградил художника орденом Св. Михаила. Далее панорама в 1892 г. демонстрировалась в Париже на Всемирной выставке и принесла Ф.А. Рубо заслуженную славу. Президент Французской республики С. Карно дважды посетил стенд с работой Ф. Рубо и дал ей высокую оценку, наградив художника орденом Почетного Легиона и премией Гран-при выставки. Художники предлагали показать панораму в Берлине и Вене, но он отказался, желая выставить её в России.

В центральном государственном историческом архиве в Ленинграде хранится письмо графа Остен-Сакена, адресованное великому князю Владимиру, президенту Петербургской Академии художеств, в котором он просит аудиенции для Ф.А. Рубо с целью получить разрешение выставить в Санкт-Петербурге панораму «Штурм аула Ахульго».

В 1896 г. панорама была показана в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке, где для нее был выстроен специальный павильон. Панорама воспроизводила действительное событие - взятие резиденции имама Шамиля аула Ахульго 22 августа/3 сентября/1839 г. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал-лейтенанта Граббе окружили 5 тысяч горцев кольцом. Аул Ахульго - непреступная твердыня Дагестанских гор, последний оплот отстаивавших свою свободу горцев, возглавляемых Шамилем, - защищался, как свидетельствуют о том рассказы участников штурма, долго и храбро. Шамиль, потеряв все свое войско, вынужден был скрыться из Ахульго по тайным тропам через горы в Чечню.

Панорама «Штурм аула Ахульго» демонстрировалась в Нижнем Новгороде почти полгода и имела самые восторженные отзывы. Посетил панораму и император Николай II, разъяснения по которой давал непосредственно Рубо. Присутствовавший во время осмотра генерал-лейтенант Н.Ф. Дубровин высказал царю мысль о приобретении панорамы для Кавказского военного округа. В 1898 г. Николай II приобрел у художника панораму за 65 тысяч рублей и подарил её Военно-историческому музею «Храм Славы» в г. Тифлисе, где она находилась до 1908 года.

В 1908 г. панораму свернули и увезли в Севастополь, где она временно экспонировалась в здании Севастопольской панорамы (та в свою очередь экспонировалась в Санкт-Петербурге на Марсовом поле).

В конце ноября 1908 г. панораму «Ахульго» вновь перевезли в Санкт-Петербург и поместили в деревянный павильон на Марсовом поле. С начала Первой мировой войны холст панорамы «Ахульго» был снят и накатан на 13-метровый вал диметром 1 м 20 см и помещен в складское помещение Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге.

Там панорама пролежала до весны 1922 г., а затем ее перевезли во двор Ленинградского Артиллерийского музея. Нашлись силы и средства, нашлись заботливые руки научных сотрудников Артиллерийского музея, которые оказали «первую помощь» израненному полотну. Панорама «Ахульго» в то время представляла 6 полотнищ каждая по 18 аршин длиною и 30 аршин шириною. Все эти 6 полотнищ были в очень плохом состоянии: на всех кусках налет грязи и пыли. Края кусков были неровными, с большими прорезями и отрезанными частями холста. Полотно испещрено сквозными прорывами. Фрагменты картины-панорамы очистили от загрязнений, выровняли их, а затем сгруппировали и накатали на 13-метровый вал. Так панорама хранилась в Артиллерийском музее до 1928 г.
В 1928 г. по инициативе Дагестанского Наркомпроса панорама была передана Дагестанскому музею. 18 февраля 1928 г. вал с картиной прибыл на двух железнодорожных платформах в г. Махачкалу и размещен в специальное помещение Дагестанского краеведческого музея. Валу с накатанной картиной, общий вес которой составлял 3410 кг, опять предстояло пролежать свыше 2-х лет без движения - до 1930 г., когда ее раскатала и осмотрела специальная комиссия с участием опытного художника М. Христенко. В протоколе художественно-экспертной комиссии сказано, что «... Комиссия находит целесообразным остатки панорамы проф. Рубо ликвидировать из-за очень плохого состояния, лучшие места наиболее сохранившееся вырезать, прогнившие остатки сдать в утиль». Представитель Наркомпроса РСФСР, художник М. Христенко заявил, что «... о реставрации панорамы нечего и думать».

После 40 долгих лет, 2 октября 1971 г., по инициативе дирекции Дагестанского музея изобразительных искусств и лично его директора Патимат Саидовны Гамзатовой были осмотрены оставшиеся 3 полотнища панорамы «Штурм аула Ахульго» в присутствии старшего научного сотрудника Воронкиной Н. П., главного хранителя Идрисовой Н. К., художника - реставратора музея Черемушкина Н.П, панорамиста, автора научных трудов в области панорамно-диорамного искусства Петропавловского В.П.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ
1880 - нач. 1890 гг. - создание Ф. А. Рубо серии работ (17) на тему Кавказской войны.
1889-1891 гг. - годы создания первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» Ф.Рубо в г.Мюнхене (общий размер полотна 120x12 м.)
20 мая 1891 г. - панорама открыта для обозрения в Мюнхене.
1892 г. - панорама экспонируется в Париже, на ежегодной Всемирной кустарной ярмарке.
1896 г. - панорама экспонируется в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке.
1898 г. - император Николай II приобрел у автора панораму и передал Военно-историческому музею «Храм славы» в г. Тифлисе.
1899-1908 гг. - панорама находится в г.Тифлисе.
1908 г. - панорама временно экспонировалась в здании павильона панорамы Ф. Рубо «Севастопольская битва» в г. Севастополе.
1908 г., ноябрь - панорама перевезена в С.-Петербург и размещена в деревянном павильоне на Марсовом поле.
1914-1922 гг. - холст панорамы был накатан на вал и сложен на хранение в подвалы Павловских казарм в Санкт-Петербурге.
1922-1928 гг. - холст на валу был перевезен и далее хранился в Музее артиллерии, где была проведена частичная реставрация-осмотр.
1924 г. - во время сильнейшего наводнения красочный слой холста панорамы сильно пострадал.
1928 г. - по инициативе Дагестанского Наркомпроса и лично Алибека Тахо-Годи панорама была передана Дагестанскому краеведческому музею в г. Махачкале.
1928 г., 18 февраля - панорама на двух платформах по железной дороге прибыла в Махачкалу.
1930 г. - по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником М. Христенко. По ее решению были вырезаны наиболее сохранившиеся части - фрагменты, а остальное было приказано «сдать в утиль».
1964 г. - первые известия о каких-то сохранившихся фрагментах панорамы (по сообщению дагестанского скульптора X. Аскара-Сарыджи). Начало поиска.
1970 г. - в дворовых фондах краеведческого музея под грудой хлама были обнаружены 3 фрагмента панорамы.
1971 г. - по инициативе дирекции музея изобразительных искусств были осмотрены сохранившиеся фрагменты. Тогда же была составлена смета реставрации фрагментов и фотографирования.
1981 г. - в архивах Государственного Эрмитажа обнаружена полная фотография панорамы, выполненная в Н. Новгороде фотографом Г. Григорьевым в 1911г.
1989-1991 гг. - художественная реставрация 1 фрагмента и техническая - двух остальных «Росмонументискусством», г. С.-Петербург.
С 1991 г. три фрагмента панорамы выставлены в постоянной экспозиции музея.
1993 г. - подписан контракт со Студией Военных художников им. Грекова на написание эскиза - копии панорамы в цвете в масштабе 1:10.
1997, 28 мая - прием работы в студии им. Грекова, г. Москва.
1997 г., 20 октября - торжественная презентация эскиза - копии панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго» в залах Дагестанского музея изобразительных искусств в дни празднования 200-летия со дня рождения имама Шамиля.

Все три полотнища представляют собой фрагменты панорамы «Штурм аула Ахульго» из той части, где изображен бой на улицах Нового Ахульго. Повреждений за 80 лет со времени написания панорамы образовалось множество - разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами полная утрата красочного слоя, уже не говоря о том, что все краски потемнели от осевшей на них пыли. Рубо заказывал холст для панорамы «Ахульго» в Брюсселе и заплатил за него по тем временам огромную сумму денег - 4,5 тысячи рублей. Холст до сего времени достаточно прочен, и это обстоятельство во многом способствовало спасению уникальной живописи первой панорамы в России.

С трудом мы можем рассмотреть подлинные фрагменты панорамы «Ахульго» и увидеть в них яростную рукопашную схватку на улице Нового Ахульго. Слева штурмуют солдаты Кюринского и Апшеронских полков, которые сошлись врукопашную с отчаянно защищающимися дагестанскими горцами. В центре большого фрагмента наверху просматривается фигура женщины с детской люлькой. Около арбы грозно стоит женщина-горянка, в руках у неё кинжал и сабля, а рядом горянка с распущенными волосами швыряет камни в атакующих солдат. Художнику удалось передать высокий драматизм этой минуты, в которой как бы воплотился смысл всего сражения. Два остальных фрагмента изображают схватку конных горцев с солдатами и скачущих лезгин в конце Нового Ахульго.

Двадцать три года панорама «Штурм аула Ахульго» волновала умы и сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и дагестанским горцам, заставляя восхищаться их мужеством, самоотверженностью и героизмом.

В панораме «Ахульго» виртуозно передано ощущение солнечного августовского дня, когда контуры предметов, погруженных в атмосферу, орудия, повозки, лошади, люди в черкесках по мере удаления в глубину теряют свою линейную четкость, смягчаются. Впечатления живого, бушующего людского потока в смертельной схватке за аул Ахульго художник добился благодаря великолепному рисунку и точно найденным тональным отношениям. Динамика боя усиливается яркими солнечными бликами, играющим и на фуражках, панталонах, перевязях, на штыках и саблях солдат и горцев.

В панораме «Ахульго» Франц Рубо ищет и находит новые выразительные средства, помогающие ему проникнуть в истинный смысл происходящих событий, вскрыть их противоречия. Художник, блестяще владеющий композиционным мастерством, в панораме постигает высокое искусство реалистической батальной живописи. Его живопись гуманна, его искусство - вне политики. Художник не воспевает и не осуждает воюющие стороны, он рассказывает о далеких днях нашей истории предельно честно и понятно каждому зрителю. И в этом сила и бессмертие его искусства.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалРаненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы. 1912 г. 2 февраля 2017 в 10:00

Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы. 1912 г.
Холст, масло.


У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.
Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными. В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненного генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалГорки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г. 2 февраля 2017 в 09:58

Горки - командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1912 г.
Холст, масло.


Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.
Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.
Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».
Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалПодвиг неизвестного героя. 1912 г 2 февраля 2017 в 09:57

Подвиг неизвестного героя. 1912 г.
Холст, масло.


В центре кавалерийской схватки - руский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.
Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалКавалерийский бой во ржи. 1912 г. 2 февраля 2017 в 09:56

Кавалерийский бой во ржи. 1912 г.
Холст, масло.


Завязывается ожесточенная схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» - один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.
На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены - русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины.
На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого.
После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад.
Горит село Бородино. Белая церковь Рождества - единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалКомандный пункт генерала Д.С. Дохтурова. 1912 г. 2 февраля 2017 в 09:55

Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова. 1912 г.
Холст, масло


Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской.
Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.
После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Его можно видеть на первом плане, у барабана.
Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.
За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалГвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г 2 февраля 2017 в 09:55

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии. 1912 г.
Холст, масло.


Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.
По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам.
Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм. В течение шести часов под непрерывным огнем неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона - конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления. После сражения в рапорте М.И. Кутузов писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».
Огонь по противнику вела русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалСхватка русских гренадер с дивизией Фриана. 1912 г. 2 февраля 2017 в 09:54

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана. 1912 г.
Холст, масло.


«Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг и подошел даже к Семеновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго! Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура!.. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес!.. Сошлись и кинулись колоться!.. Генерал-лейтенант Бороздин 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнезд, в которых они не успели еще отсидеться.»
Так описал этот напряженный момент сражения, его непосредственный участник, Ф. Н. Глинка.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалСеменовское (Багратионовы) флеши. 1912 г. 2 февраля 2017 в 09:54

Семеновское (Багратионовы) флеши. 1912 г.
Холст, масло.


Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.
У леса - захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата. Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.
Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели - французы не смогли прорвать линию обороны русских.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалКомандный пункт Наполеона. 1912 г 2 февраля 2017 в 09:54

Командный пункт Наполеона. 1912 г.
Холст, масло.


Вдали - Шевардинский редут - командный пункт Наполеона. По обе стороны от него - «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты - Наполеон. Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления. Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалАтака саксонских кирасир. 1912 г. 2 февраля 2017 в 09:53

Атака саксонских кирасир. 1912 г.
Холст, масло.


Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура.
На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы. На пути неприятельской конницы встает естественная преграда - Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы. Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона.
У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалэто бассейн при Атлетическом зале в Таллинском мореходном училище РП - 1972-1976 1 февраля 2017 в 20:21

справа в тройке средний я и есть. Все время в зале проводил и в бассейне с сауной..
0

Рыбак Эстонии прокомментировалэто бассейн при Атлетическом зале в Таллинском мореходном училище РП - 1972-1976 1 февраля 2017 в 20:20

сам бы пузырь поставил тому, кто напомнит имя - больше 40 лет прошло ... Помню, что он печень посадил анаболиками, когда был профессиональным спортсменом пловцом ... худущий был ..поэтому к нам попал ... потом он куда то исчез ...
0

мишель комментируетэто бассейн при Атлетическом зале в Таллинском мореходном училище РП - 1972-1976 1 февраля 2017 в 18:51

Как фамилия тренера.
0

Рыбак Эстонии прокомментировалэто бассейн при Атлетическом зале в Таллинском мореходном училище РП - 1972-1976 1 февраля 2017 в 14:32

Слева тот тренер - бывший пловец -, с которым мы задумали сей зал и создали ! Была еще сауна и солярий...
0