Лента блогов
Памяти Ровбут Олега Михайловича«ЭСТРЫБПРОМ» ПОКАЗЫВАЕТ ХАРАКТЕР - 02 05 1989
СПОРТ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В Таллинне прошли традиционные соревнования «Пирита-89» по гребному слалому, которыми по традиции открывается водный сезон.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Туристы-водники (слалом для них — лишь один из видов подготовки по технике водного туризма) были представлены командами Таллиннского клуба народного спорта «Эстон», Пярну, Нарвы, Валгаского района и «Эстрыбпрома" (наше объединение на этот раз выступало двумя составами).
Организаторы соревнований преподнесли участникам небольшой сюрприз — проложили трассу несколько выше по реке Пирита, и она оказалась более сложной и интересной. Но главное — погода была не такой капризной, и снега на этот раз не было. Хотя, конечно, без ветра не обошлось.
Обычно на таких соревнованиях конкурируют пярнусцы, «Эстон» и «Эстрыбпром». «Пирита-89» тоже не стали исключением, и принесли победу, а вместе с ней и переходящий кубок, эстрыбпромовцам. Впрочем, успех этот был не из легких.
В смешанных экипажах (промышленные лодки «Таймень », «Салют») лучше других выступили пярнусцы: Арно Сультс с Мари Хан-сон (первое место) и Анне Самал с Мати Аскола (второе). Вообще именно в этом классе лодок была, пожалуй, наиболее острая конкуренция. Но в других заездах нам удалось взять реванш.
Среди мужских экипажей на «Тайменях» первенствовали Виталий Цветков — Николай Поснов, а среди смешанных на спортивных самодельных байдарках — Николай Сычев — Раиса Шаламова. Неплохо выступили на «Тайменях» в смешанном разряде Анатолий Королев — Наталья Данилова, хотя и не попали в число призеров. В итоге «Эстрыбпром» — 1" занял первое место в общекомандном зачете, опередив команды Пярну и клуба «Эс-тон». Удачным можно считать и выступление "Эстрыбпрома—2» —четвертое место. Ведь эта команда состояла в основном из новичков — начинающих туристов, которые еще совсем недавно учились в школе водного туризма.
Нынешний сезон обещает быть у туристов-водников интересным и разнообразным — походы по рекам Эстонии и Карелии, ралли в Пыльтсамаа и Тартуском районе, слет «Балтикум - 89" (на нем соберутся туристы Прибалтики). Одним словом, весна вступила в свои права, так что — весла — на воду!

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. МИХАИЛОВ. Фото Д. ПРАНЦА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИТОГИ КРАСНОЙ СУББОТЫ – 02 05 1989
Нынешний Всесоюзный ленинский коммунистический субботник, который состоялся 22 апреля, был юбилейным. Ведь начало великому почину было положено 70 лет назад: тогда, в апреле 1919 года, в депо Москва-Сортировочная на первом коммунистическом субботнике был отремонтирован паровоз «ОВ-7024», ставший теперь легендарным...
В день «красной субботы» нынешнего года, посвященной 119-й годовщине со дня рождения Ленина, вышло на работу 413 тысяч человек — тружеников Советской Эстонии. Произведено продукции на 800 тысяч рублей, объем выполненных подрядных работ составил 131 тысячу рублей. Всего начислено заработной платы за 22 апреля 206 тысяч рублей. Кроме того, в этот день благоустраивались улицы, площади, скверы, парки Таллинна, других городов, поселков республики.
Как известно, коллективы многих промышленных, транспортных и строительных организаций республики намеревались перечислить заработанные средства в фонд общества инвалидов Эстонии на строительство оздоровительного реабилитационного центра в Таллинне.
Дружно вышел на коммунистический субботник коллектив нашего объединения — у "Эстрыбпромовцев» праздник труда проходил по традиции в море и на берегу.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Григория Федосеевича Голофастова, рефмеханика. «Спасибо Вам, Григорий Федосеевич..." - 27 04 1989
Люди нашего флота
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В тот день в механико-судовой службе было несколько многолюднее, чем обычно, — работники плавсостава, МСС, других отделов и служб объединения пришли сюда, чтобы поздравить с днем рождения Григория Федосеевича Голофастова, рефмеханика СТМ-8384 «Спилве». Впрочем, смогли это сделать они с некоторым опозданием — юбилей застал Г. Голофастова в море, в рейсе 2/6 на СТМ «Спилве». Как раз в конце рейса, 25 марта, исполнилось Г. Голофастову 50 лет. И больше половины из них он трудится в море.
В 1961 году связал Григорий свою судьбу с нелегкой рыбацкой профессией, когда написал заявление в отдел кадров Эстонской рыбопромысловой экспедиционной базы (так тогда называлось наше объединение). Конечно, сельский паренек из Черниговской области в свое время вряд ли об этом загадывал. Но судьба распорядилась так, что действительную службу проходил Г. Голофастов на Балтийском флоте. А затем, пришел по объявлению в объединение. Так и стал рыбаком.
Начинал, конечно, матросом — первый рейс сделал на СРТ-4480 (ловил селедку в районе Фарерских островов), затем — БМРТ-355. Сразу проявил себя с самой лучшей стороны. Поэтому и направили на шестимесячные курсы — учиться на рефмоториста. Впрочем, рефмотористом был недолго, уже в 1965 году назначили его рефмехаником.
В этой должности и плавает уже более 20 лет. И практически по итогам каждого рейса Григория Федосеевича отмечали в приказе, объявляли благодарность, награждали ценными подарками. Ценили его — как специалиста классного, у которого заведование всегда в порядке (в этом капитанам не приходилось сомневаться), как человека честного, принципиального, неравнодушного, готового всегда прийти на помощь другим, знания, опыт, умение более молодым коллегам передать. И в судовой жизни всегда активно участвующего. Поэтому практически в каждом рейсе рыбаки, у которых Г. Голофастов пользовался уважением, избирали его в партбюро, председателем судового профсоюзного комитета, судовой группы народного контроля. Одним словом, всегда были в нем уверены, знали — на Голофастова можно положиться. И в партию его поэтому в 1969 году приняли, понимая, что именно такие люди и достойны называться коммунистами.
А между тем Григорий Федосеевич на достигнутом останавливаться не собирался." Понимал — нужен не только опыт: знания необходимо совершенствовать, обновлять. Нужно иметь соответствующее образование, ведь одного рабочего диплома , как говорят про практиков , уже не достаточно, поэтому без отрыва от морской вахты он учился в Таллинском мореходном училище и успешно окончил его в 1977 году по специальности механика холодильных установок. А спустя два года Г. Голофастову, которому к этому времени уже присвоили почетное звание ветерана объединения, вновь оказали высокое доверие. Командировали его в НДРЙ, помогать местным рыбакам, передавать им свой опыт.
Шутка ли сказать, уже почти тридцать лет пролегают его дороги в океанах. Где он только не побывал за это время - и в Тихом океане, ив Атлантике, и в Антарктиде, на каких только судах не трудился - на ПР и ТР, на БМРТ и РТМС, на СТМ.
.... В этот апрельский день в механико-судовой службе было несколько многолюднее. Г. Голофастова поздравляли с 50-летием. Начальник МСС А. Эрсис вручил юбиляру цветы, Почетную грамоту, памятную медаль. Зачитал приказ генерального директора "Эстрыбпром" Х. Майде: "Спасибо Вам, Григорий Федосеевич, за многолетний добросовестный труд на судах объединения..."

Э. АЛЬПЕРОВИЧ, Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМС-7558 «Цветково" и его экипажей. ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ - 20 04 1989
Сто строк перед рейсом

Досрочно (за четыре месяца) завершено на судоремонтном заводе «Эстрыбпрома» техническое обслуживание РТМС-7558 «Цветково". Проведены ходовые испытания. Судно выходит в очередной рейс в нормальном техническом состоянии. Экипажу предстоит работать в юго-восточном районе Тихого океана на вылове ставриды.
— Район отдаленный, промысловая обстановка в данный период года не слишком благоприятная, отметил в беседе первый помощник капитана судна Мати Педари, — так что для выполнения рейсового задания потребуется и максимум усилий со стороны экипажа, и четкая работа отдела снабжения объединения, от которого зависит своевременное обеспечение топливом, и ритмичный подход за готовой продукцией транспортных судов.
— Надеемся, конечно, — подчеркнул старший помощник капитана Игорь Бяков, — и на опыт командного состава. Ведь специалисты, идущие в этот рейс, не только знают район промысла, но и не первый раз работают вместе. Я, например, был уже в пяти рейсах с нашим капитаном Тоомасом-Юри Эугеновичем Мурашовым-Петровым. Знаю, что и сам он отдаст все силы для выполнения плановых заданий, и с экипажа спросит.
Всего же в рейс на «Цветково» выходит 83 человека: 78 — работники «Эстрыбпрома» и 5 стажеров-кубинцев.
Не услышала я, на сей раз, претензий и в адрес службы материально-технического обеспечения «Эстрыбпрома". По словам старше
го помощника капитала И. Бякова, получено в основном все, что было заказано. Разговор как-то неожиданно повернул в несколько иное русло. Больше говорили даже не о предстоящем рейсе, а о том, как заботятся сегодня о рыбаках на берегу и в море. И снова «всплыли» уже наболевшие проблемы. Говорили о том, что очень долго просили рыбаки сократить сроки работы в рейсе, вспоминали, как радовались, когда, наконец, было принято решение Министерства рыбного хозяйства СССР о том, что рейсы должны быть не длиннее 150 суток. И с горечью констатировали, что из рейса в рейс оно не выполняется и работают рыбаки в море столько, сколько требует производственная необходимость. Заранее, перед выходом в рейс, пишут о том, что будут не против, если рейс продлят. Да. Именно так. Не думая о предстоящей усталости, не вспоминая о том, как бесконечно тянутся похожие один на другой дни, сливаясь в единый, монотонный и изнуряющий.
В беседе, затронули и еще одну, волнующую многих в нашем объединении тему: сокращенные экипажи. Так ли это хорошо, как иногда пытаемся мы преподнести? Судите сами. На первый взгляд, кажется, что ничего плохого в этом нет. Задания выполняются. Но какой ценой? Специалистам зачастую приходится выходить из рейса в рейс без отдыха. Подолгу не видят отцов и мужей семьи (особенно страдают при этом те, кто живет за пределами Таллинна). В рейсе рыбаки-матросы не успевают «делать» план сами. Приходится вовсю раскручиваться командному составу, работая в рыбцехе. И при этом выполнять еще и свои прямые обязанности, следить за тем, чтобы в полном порядке были их заведования. Таким образом, достается, конечно, всем. Страдают и суда, и люди. И кажущаяся хорошей, на первый взгляд, ситуация оборачивается своей обратной, не очень приятной стороной, о которой тоже нужно думать, когда начинаешь какое-то новое дело. А в данной ситуации: думать, очень серьезно думать о здоровье и жизни людей, работающих в море. И не забывать, что ничто человеческое им не чуждо.

И. ГУКОВА.
Фото Р. ЭЙНА.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Выступает капитан-директор Т.-Ю. Мурашов-Петров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На предотходном собрании.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРТМС-7507 «Саадъярв». Спасибо эстонским медикам - 18 04 1989
На порту РТМС «Салантай" Клайпедской единой базы флота случилось чрезвычайное обстоятельство: одному из членов экипажа — В. Столяру понадобилось сделать срочную операцию. Что могло бы случиться, не окажись поблизости РТМС-7507 «Саадъярв», предположить нетрудно.
Однако благодаря срочной операции острого аппендицита, проведенной эстонскими медиками своевременно и квалифицированно, в настоящее время больной выздоравливает и, вероятно, уже скоро приступит к своим обязанностям.
Поэтому от лица всего экипажа большое спасибо за помощь хирургу С. Рапопорту, его ассистентке Л. Корецкой и операционной сестре РТМС-7520 Л. Хуртовой.

БОРДЮКОВ, капитан-директор; БУХОВ, первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«Хотим работать на арендном подряде" - 13 04 1989
Тактика перестройки.

Так назвали свое письмо в редакцию судоремонтники нашего объединения.

Мы хотим не слушать и читать о перестройке, но и активно в ней участвовать. Нельзя же несколько лет подряд только читать и слушать об экономической реформе, а самим оставаться в роли посторонних наблюдателей и завидовать: вот дают же другим возможность нормально работать.
Мы - это бригада по ремонту судовых средств автоматики судоремонтного завода объединения «Эстрыбпром». Высококвалифицированные специалисты (у всех шестой разряд), мы можем приносить больше пользы и объединению, и себе. Вернее, не можем, а могли бы, если бы нам предоставили такую возможность. Много раз мы обсуждали между собой эту проблему и пришли к глубокому убеждению, что надо переходить на арендный подряд.
Когда генеральный директор объединения X. Майде, выступая на нашем предприятии, сообщил, что на арендный подряд перейдет все объединение, мы решили, что наступило самое подходящее время действовать. Ведь переход объединения на подряд делает обязательным внедрение хозрасчетных отношений внутри самого объединения. Без этого, как нам думается, невозможен арендный подряд объединения в целом.
Нами составлены проекты договора об арендном подряде между бригадой и объединением, соответствующего приказа по объединению о переходе бригады на арендный подряд, перечень арендуемых основных средств. Все это вместе с заявлением и протоколом собрания бригады мы передали генеральному директору X. Майде и главному инженеру Н. Первушину на рассмотрение.
Мы очень надеемся на положительное решение вопроса и готовы с 1 июня начать работать по-новому. Кто-то ведь должен решиться начать, так почему же не мы?!

А. КАНУНОВ, бригадир; М. ШИШКИН, С. ИТЯШИН, В. РЖАННИКОВ, И. АЛЕКСЮК, члены бригады.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНАГРАЖДЕНИЯ – 11 04 1989
Решением Таллинского городского совета народных депутатов от 23 февраля 1989 года медалью "Ветеран труда" награждены следующие работники производственного объединения "Эстрыбпром":

БЛОХИН Валентин Александрович
КАРАМЗИНА Зинаида Николаевна
ВОРОЖЕЙКИН Владимир Егорович
ГУРЕЕВ Виктор Иванович ГУЖОВА Вера Ивановна
ЗАВГОРОДНИЙ Владимир Сергеевич
КОСЕНКО Николай Павлович
КОТКАС Рейн Александрович
КУДРЯВЦЕВ Эдуард Федорович
КУЗИН Василий Михайлович
ЛЕВАЧЕВА Валентина Ивановна
МАШАКОВ Давлет Хакимович
МАЙСКИЙ Сергей Александрович
ПРОНИН Александр Александрович
ПОЛИТОВ Павел Федорович
ТИМОФЕЕВ Николай Егорович
ТЕРЕШКОВ Александр Васильевич
ТРИФОНОВ Виктор Александрович
ФЕДОРЧЕНКО Владимир Ильич
ХАЛИНА Любовь Алексеевна
ЧАДРОМЦЕВ Изосим Тимофеевич
ШАЦКИЙ Владимир Александрович
ШУБИНА Валентина Павловна
ЯHKOBСКИЙ Николай Иванович
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Лаптейко Анатолия Васильевича. Рыбацкая династия – 06 04 1989
Люди нашего флота
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...Бегут, накатывают стремительно одна за другой на морской берег волны, словно стараются смыть с лица земли бесчисленное множество песчинок. Только не под силу им справиться с таким огромным «войском». Так, наверное, и в нашей человеческой жизни. Недолговечна память людская, если ты одинок. И долго, очень долго помнят о тебе, если есть у тебя ученики, потомки — продолжатели начатого.
С 1958 года (практически сразу после окончания мореходной школы юнг в городе, Вилково Одесской области) работает в производственном объединении "Эстрыбпром" начальником радиотехнической службы на судах Анатолий Васильевич Лаптейко. Практически на всех видах судов выходил он за эти годы в море. Принимал из новостроя ПБ "Фридерик Шопен" и РТМС-7508 «Батилиман". К числу самых грамотных, опытных специалистов объединения относят теперь Анатолия Васильевича. Немало работает на судах «Эстрыбпрома» и его учеников, которым А. Лаптейко сумел передать стремление знать тонкости своего дела и любить его.
У самого Анатолия Васильевича любовь к радио началась очень давно — со школьной скамьи. А с годами прибавилась к ней и еще одна привязанность море, к которой трудно привыкнуть, трудно объяснить и без которой, кажется, невозможно уже представить себя. Хотя поработав полгода в море, бывает, клянут рыбаки свою суровую судьбу и сгоряча дают зароки уже никогда не выходить на промысел. Но проходят дни, недели, порой месяцы, и необъяснимая сила снова влечет их в необозримые океанские просторы. И поди ты попробуй объясни — что же это| такое! '
В жизни Анатолия Васильевича Лаптейко случилось так, что "заболели" морем и оба его сына. Старший — Игорь девятый год работает на судах "Эстрыбпрома" третьим механиком. В последнем рейсе, например, - на БМРТ-606 - Мыс Арктический». Закончив школу, собирается, поступить в мореходное училище рыбной промышленности и младший Лаптейко. С "Эстрыбпромом" связана и большая часть жизни ветерана объединения Валентины Ивановны Лаптейко - главной хозяйки семьи мореходов.
А Анатолий Васильевич в конце марта снова вылетел на подмену в инпорт, откуда выйдет в море на БMРT-186 "Иван Грен". Удачного рейса!

И. ФЕДОТОВА. Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПАМЯТИ КАПИТАНА АЛЕКСАНДРА КАМИНСКОГО. «Стремлюсь, чтобы каждый осознал ответственность...» - 27 03 1989
ИМЕННО ЭТА ФОРМУЛА СТАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КРЕДО КАПИТАНА АЛЕКСАНДРА КАМИНСКОГО

Люди нашего флота
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Наши читатели знают, что в объединении трудится большая группа выпускников Батумского мореходного училища Минморфлота СССР, которые три десятилетия назад связали свою судьбу с работой в море, с Таллинном. Об этом наша газета рассказывала в материале " Тридцать лет — морю!», опубликованном 31 января этого года. Среди «батумцев" — и капитан Каминский. Так уж получилось, что этот юбилей совпал у него с другим — в последний день января Александру Григорьевичу исполнилось 50 лет, В том, что Александр Каминский выбрал для себя именно морскую профессию, нет ничего удивительного. Ведь он жил в городе Поти, и все юношеские годы был неразлучен с морем. Поэтому и поступил в Батумскую мореходку. Правда, готовил себя, как и его товарищи по учебе, к работе в торговом флоте. Но когда их выпуску предложили поехать в Таллинн — не отказался. С рыболовным флотом так и не расстается до сих пор.
Первый рейс делал на CPT-4544 в Норвежское море с капитаном В. Лу невым. Он и помог становлению начинающего третьего помощника. А. Каминский и сейчас вспоминает эту помощь и поддержку. А затем достаточно долго работал с капитаном Г. Белогорцевым, который также очень внимательно следил за тем, как Александр проходит свои рыбацкие университеты. А они у А. Каминского были не из легких. На разных судах ходил, в разные районы вначале третьим и вторым помощником на СРТ, СРТР, затем перешел на крупнотоннажные промысловые суда типа БМРТ и РТМС, на которых работал вторым и старшим помощником.
Так что, когда весной 1985 года Александру Григорьевичу доверили капитанский мостик СТМ-8365 "Отар" (рейс был в СВА, в море Ирмингера), был он уже рыбаком и мореходом знающим, опытным, многое повидавшим на своем веку. Кстати, этот рейс оказался особенным еще и потому, что начало капитанской биографии Каминского совпало и с началом биографии "Отара" — судно, построенное в Штральзунде, он получил из новостроя и повел в первый рейс. Так с тех пор с этим траулером и породнился -из восьми рейсов «Отара" в шести капитаном на нем был А. Каминский, так что специфика плавания на CTМ ему уже хорошо знакома. На " Отаре» делал он и очередной рейс в конце минувшего года. И вновь, как обычно, вернулся с планом. У "Отара» был костяк экипажа. И А. Каминский всегда старался идти в рейс с боцманом Геннадием Касаткиным, механиком-наладчиком Виктором Филоновым, рефмехаником Романом Соловьевым, вторым механиком (сейчас уже стармехом) Станиславом Желобковым.
К своей работе капитан А. Каминский относится очень ответственно. В рейсе он всегда стремится вникнуть в обстановку, глубоко и всесторонне разобраться в необходимой информации. И еще он старается организовать работу так, чтобы каждый член экипажа свои обязанности выполнял вдумчиво и сознательно. Он любит не приказывать, а убеждать. В том числе и своим личным примером, своим отношением к делу. И такой стиль работы обычно сбоев не дает...

Э. АЛЬПЕРОВИЧ. Фото Ф. ТУЛУСА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМИР НАШЕМУ ДОМУ - 23 03 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Заголовок, который мы дали своему репортажу, списан нами с лозунга. А их было очень много в тот ветреный день 14 марта, собравший в Таллинне у Городского холла десятки тысяч людей. Даже на праздничных демонстрациях мы давно не видели такого количества лозунгов и транспарантов, которые перемежались алыми флагами СССР и союзных республик.
Чтобы мы представили себе, с каким настроением люди собрались на митинг, о котором так много и так по-разному заранее говорили в последнее время, мы процитируем надписи на транспарантах: «Равенство не на словах, а на деле", «Мы за суверенитет Эстонии только в составе Союза ССР" , «Энергию перестройки - делу социализма", «Мы за консолидацию», «Требуем принятия закона о референдуме", "Нет межнациональной розни".
И — "Мир нашему дому" .

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Так что же происходит в нашем общем доме? Что беспокоит тех людей, которые делегировали своих представителей на митинг?
Вот как видит нынешнюю ситуацию в республике В. Яровой, генеральный директор ПО "Завод «Двигатель", член бюро Таллиннского горкома партии:
- Сегодняшний митинг, посвященный консолидации трудящихся в поддержку перестройки, не является неожиданным. События последнего времени обострили обстановку, усилили межнациональную конфронтацию. Можно понять обиды трудовых коллективов союзных предприятий, против которых постоянно и целенаправленно создается негативное общественное мнение. Чашу терпения переполнило выступление Э. Сависаара на митинге 21 февраля, где он в своей речи нанес оскорбление Государственному флагу нашей Родины и тем самым глубоко задел наши гражданские чувства.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Оскорбительное выступление лидера НФ вспоминали в этот час почти все. кто подходил к микрофону. И даже по реакции собравшихся на площади мы ощутили, насколько каждый экстремистский призыв может быть взрывоопасным. Допускаем, что некоторые высказывания, прозвучавшие на митинге, могут быть восприняты болезненно. Подтверждения этой мысли долго ждать не пришлось. Уже вечером в Актуальной камере на эстонском языке Э. Лейссон, комментатор ЭТВ, не оставил камня на камне от митинга, собравшего около 50 тысяч человек: здесь, якобы, были только стагнанты, сталинисты, противники идущей в Эстонии перестройки, не понимающие чаяний эстонского народа...
И еще одно попутное замечание. Участники митинга единодушно требовали дать самую строгую партийную оценку выступлению коммуниста Э. Сависаара. Разделяя эту точку зрения, считаем нужным сказать следующее. Все мы, коммунисты и беспартийные, какому бы движению мы не симпатизировали, должны не забывать об ответственности за каждый свой поступок, за каждое публично произнесенное слово. Особенно сегодня.
События 24 февраля до сих пор волнуют население республики. Немало об этом говорилось и на митинге. Например, врач Семенов выразил недоумение — и, похоже, его мысли разделяли присутствующие, по поводу процедуры снятия Государственного флага ЭССР и водружения национального.
С моей точки зрения, сказал оратор, - из нескольких вариантов процедуры замены флага выбран самый неудачный.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Никто не выступает против национальной символики эстонского народа, подчеркнул Семенов, но зато многих угнетает пренебрежение к красному флагу. Эту мысль продолжил тартуский рабочий, бывший узник фашистских концлагерей В. Королев:
- Под красным знаменем борются за свои права трудящиеся всего мира. Для нас это святыня.
Еще не утихли дебаты вокруг "Закона о языке" (выступавшие на митинге и его не обошли молчанием), а многих уже настораживает созревающий где-то в недрах рабочих комиссий проект "Закона о гражданстве". Те предложения, которые звучат со страниц периодических изданий, вызывают у людей опасения. О чем и говорила работница ПО РЭТ Г. Бессонова. С ее точки зрения, жесткий ценз оседлости и экзамен на получение гражданства идут вразрез с "Декларацией прав человека".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Поскольку все мы недавно имели возможность познакомиться с подробным изложением хода съезда Интердвижения, не будем пересказывать все выступление на митинге одного из лидеров ИД О. Морозова. Оно не выходило за рамки тех ультимативных требований, которые выдвигает руководство ИД. Дадим лишь фрагмент его речи:
- Я предлагаю дать правительству две недели - до 28 марта, и если к этому сроку наши требования не будут выполнены, то 3 апреля провести двухчасовую предупредительную забастовку, а если и это не приведет к желаемому результату, то 10 апреля будет проведена суточная забастовка и так до всеобщей.

- Напрасно нас успокаивают, что нечего волноваться за будущее, - сказал рабочий завода «Двигатель» Л. Казаков. — Но мы же не можем спокойно сидеть у телевизора и молча слушать, как некультурен, необразован и реакционен мигрант. За нас уже реши ли, кому и чем согласно Закону о языке заниматься. Я, например, по предложенной градации могу быть только дворником.
Затем он остановился на том, насколько не обеспечено обучение эстонскому языку: не хватает учителей, учебников, многим не по карману кооперативные курсы. Мы бы с благодарностью приняли, сказал он, бескорыстную помощь эстонской интеллигенции в этом деле.
Учитывать мнение рабочего класса при решении жизненно важных вопросов, призывал и заместитель начальника цеха НПО "Электротехника" В. Мамонтов: В нашей истории были допущены тяжелые, грубые ошибки в национальной политике, и можно только приветствовать шаги в сторону их исправления. Однако, многие меры, которые предпринимаются сегодня, просто стравливают людей, и этой политике надо положить конец. Мы против раскола рабочего класса по национальному признаку.
Мы поддерживаем демократические процессы в Эстонии. - заявил слесарь-железнодорожник Н. Никольников, но настоящее равноправное демократическое общество можно построить только сообща, объединив наши усилия. Мы за хозрасчетную республику, за внедрение программы IME, в которую, надеемся, будет вписана весомая строка и о развитии железно дорожного транспорта Эстонии.
Слово предоставляется механику комбината "Кренгольмская мануфактура " Ю. Мишину. Он отметил, что русскоязычное население с пониманием и уважением воспринимает стремление эстонского народа быть хозяином своей судьбы, однако напомнил, что она сегодня очень тесно связана с судьбой русскоязычного населения, проживающего в Эстонии. А у этой части жителей республики ныне много обоснованных причин для беспокойства о своем завтрашнем дне, о будущем своих детей. Он также потребовал оградить от двусмысленных намеков и прямых оскорблений экстремистов русскоязычное население, призвал ЦК Компартии Эстонии дать четкую публичную оценку выступлениям, разжигающим межнациональную рознь, оскорбляющим достоинство отдельных личностей. Выступающий подчеркнул:
- Необходимо на очередном Пленуме ЦК дать всестороннюю принципиальную оценку политическим процессам в Эстонии, четко сформулировав позиции республиканской партийной организации по проблемам суверенитета и федеративности.
Шахтер из Кохтла-Ярве П. Королев от имени ОСТК севервосточного региона предложил созвать республиканскую партийную конференцию в апреле 1989 года для обсуждения политической ситуации.
Преподаватель Таллинской 14-й средней школы Е. Родионова рассказал о том, что в русскоязычных школах до сих пор не решены насущные проблемы, материальное обеспечение никуда не годится. При этом в республиканском Комитете по образованию нет даже дела до развития русскоязычного образования, по существу , о нем никто не заботится.
В то же время выделяются немалые средства на содержание чиновников от педагогики. Слова же о том, что будущему русскоязычной молодежи не грозит ущемление в правах, на таком фоне звучат неубедительно.
Слово берет Э. Тинн, кандидат в народные депутаты СССР. Он, в частности сказал:
- Сегодня многие боятся , что тут собрались десятки тысяч людей. Я этого не боюсь: это нормальное явление. Хорошо, что пробудилось самосознание русского народа, так же, как летом минувшего года пробудилось самосознание эстонского народа. Я как эстонец признаю: когда подымается национальная спесь, подымается и национальное высокомерие.
Мы с вами должны быть умнее, нам надо подняться над этим. Иначе как стенка против стенки будут стоять два национальных гетто. Мы же сначала люди, а уж мотом эстонцы и русские. Мы все в одной лодке, так не будем ее накренять.
Свою солидарность с участниками митинга выразили представители промышленных предприятий Ленинграда и Москвы, здесь присутствовали также гости из Вильнюса, Севастополя, Пскова, Калинина, Харькова. Мурманска. Клайпеды, многих городов нашей республики.
Собравшиеся приняли ряд резолюций и обращений.
...Митинг прошел в спокойной обстановке. При всей тревоге и озабоченности сложившейся в республике ситуации выступления звучали достаточно корректно, лозунги и транспаранты призывали к консолидации. Не оправдались опасения, высказанные за два дня до митинга в заявлении правления Народного фронта Эстонии, о том, что день 14 марта ста нет последним днем демократизации в Эстонии. Скорее, наоборот: теперь можно с большей уверенностью говорить о том, что большинство русскоязычного населения республики с уважением относится к стремлению эстонцев самим определять дальнейшую судьбу своего народа. В то же время это отнюдь не означает отказа некоренного населения от борьбы с экстремистскими крайностями. Вчерашний митинг показал, что позиция прояснилась, но он столь же убедительно показал, как много общих интересов у живущих в одном доме представителей разных народов.
На пути к митингу 14 марта наши общественные движения натворили немало ошибок, в полемическом пылу нанесли немало серьезных обид то коренному, то некоренному населению. Однако нам показалось, что главный смысл состоявшейся вчера акции сводится к следующему: пора прекратить пересчитывать взаимные обиды, нужно вместе идти по пути обновления. При всем драматизме сложившейся ситуации, непоправимых ошибок пока что удалось избежать. Значит, нужно двигаться дальше, не раскачивая лодку, но наращивая мощь гребков. Необходимо лишь честно сказать, к какому берегу мы плывем.
...Погода во время митинга вы далась типичная для последних недель: то дождь и ветер, то солнышко сквозь тучи. Первая трав ка вперемежку с весенними лужами. И надо было видеть, как бережно обходили участники митинга островки с зазеленевшей травой.
Впрочем, кому-то и это настроение захотелось испортить. За полчаса до окончания митинга появился товарный состав. Дал гудок и пошел на толпу. Потом остановился. Эшелон длиной в 38 порожних вагонов перекрыл путь. Так что участникам митинга после его окончания оставалось либо ждать, пока состав уйдет, либо ползать в грязи под вагонами, чтобы выбраться на шоссе. Мы спросили у Вайно Сааля, машиниста локомотива ЧМЭЗ 5378, сказали ли ему на станции Уус Садама, что возле Городского холла собрались десятки тысяч людей?
Да, меня предупредили. Но я подумал, что проведу состав, раз машины ходят.
Объяснение показалось странным, ведь не мог же машинист забыть, что машины движутся по шоссе, а поезд по рельсам. И что митинг проходит не на шоссе, он, вероятно тоже знал.
Как бы то ни было, состав наглухо перекрыл движение. Что ж, участники митинга его обошли. И пошли по своим делам. Спокойно. Не оглядываясь на порожняк.

Л. ГЛУШКОВСКАЯ,
И. РИСТМЯГИ,
М. ЛЕВИН,
наши спец. корр. («Молодежь Эстонии», 15 марта 1989 года)

Фото В. РУДЬКО.