Лента блогов
Памяти Ровбут Олега Михайловича"НАДЕЖДА" СМОТРИТ В МОРЕ – 16 01 1992
О кооперативе "Надежда" уже не раз рассказывалось в газете "Рыбак Эстонии". Радикальность и комплексность взглядов на труд и жизнь рыбаков с самого появления "Надежды" привлекала внимание работников "Эстрыбпрома", вызывала глубокую симпатию и надежду у одних, враждебность и тревогу у других.
Кооператив впервые заявил о себе более двух лет назад, когда появились первые предпосылки введения на флоте истинно экономических отношений. Неудачная попытка взять траулер в аренду не остановила рыбаков в борьбе за право самостоятельно распоряжаться своим трудом, его результатами. С тех пор "Надежда" прошла долгий и тернистый путь.
Как самостоятельное предприятие, юридическое лицо, кооператив родился 28 марта
1991 года в Ленинграде. С этого момента начался новый период возможности приобрести в собственность рыболовный траулер. Бег с миллионом препятствий. Параллельно решалось множество вопросов будущего труда. Удалось найти возможность для работы в рыболовных зонах нескольких иностранных государств. Заказано строительство новых рыболовных судов специально по запросам кооператива. Установлены контакты для кооперации с иностранными предприятиями.
Сейчас "Надежда" подписала договоры на покупку двух судов среднего класса. СТР-8250 скоро прибудет в Таллинн для небольшого дооборудования и перерегистрации. Судно полностью готово к рейсу, укомплектовано снабжением, предъявлено Регистру СССР. Возраст траулера — два с половиной года. Начало промысла планируется на февраль. Второй траулер — типа СРТМ-К — киевской постройки ожидает приема экипажа на Канарах. Его возраст — менее года. Снабжением судно укомплектовано. Есть предложения еще на несколько судов, в том числе БМРТ.
Кооператив видит целью создание наилучших условий труда и жизни своих работников, близких к европейским стандартам. Ожидаемая зарплата матроса — от 500 до 1000 долларов США в месяц. Зарплата капитана — 1500—3000. Кооператив планирует создать вблизи места работы его судов базу отдыха, где смогут по своему желанию и за свой счет постоянно или периодами проживать семьи рыбаков, отдыхать сами рыбаки между рейсами. Длительность рейсов будет определять экипаж траулера по согласованию с руководством кооператива, договорами и обязательствами поставок и другими условиями труда.
На судах будет широко применяться совместительство, желающие поднять свой заработок смогут получить наряд на работу в свободное время на других объектах. Например, матрос, при наличии допуска, получит возможность заняться электросваркой, ремонтом оборудования и т. п. Принуждения же к этому не будет, только на добровольных началах. В условиях труда и отдыха рыбаков "Надежда" стремится выйти на уровень требований Международного союза моряков.
Кооператив заканчивает комплектацию экипажей. По мере получения новых траулеров набор будет продолжаться. На суда принимаются специалисты с опытом работы, паспортом моряка, годные по состоянию здоровья к работе в тропиках. Обязательное условие, соответствующее требованиям Международного союза моряков: не курить, не применять наркотиков, не употреблять на судах спиртных напитков. Требуются также опытные собаководы для работы по совместительству со служебно-сторожевыми собаками породы доберман-пинчер. Последнее обстоятельство связано с участившимися случаями пиратских нападений на суда. Экипажи будут готовиться для отражения таких нападений.
Желающие работать на судах "Надежды" могут обратиться за подробной информацией по адресу: ул. Сыле, 64 (кабинет 5) или по телефону 474-644 с 17.30 до 19.30 часов каждый понедельник.
Обращайтесь к нам. Если сможем, поможем.

Г. ТУРАЕВ,
председатель РПК
"Надежда".
Памяти Ровбут Олега МихайловичаОДИН ДЕНЬ "ОКЕАН". ДЕНЬ КАК ДЕНЬ: ДЕЛА, ЗАБОТЫ, ПРОБЛЕМЫ - 09 01 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА он начинается, наш рабочий день? В семь, восемь, у кого-то, может, и в девять часов? Это если исчисления производить в индивидуальном порядке. Но взять порт, взять суда флота, не знающие, кажется, ни начала, ни конца рабочим дням: они здесь непрерывны и безраздельны. И приходим ли мы на работу, покидаем ли до следующего утра свою службу, всегда вот так, наготове и в ритме остаются портовые краны: им вести разгрузку загрузку судов. Небогато, правда, рыбопромысловых траулеров приходит в последние дни в родной порт (что делать? — Воздействие экономических обстоятельств...), а как быть грузовому району? Не оставлять же механизмы без нагрузки, не сидеть сложа руки — накладно выходит и для семей, и для производства. Активный поиск привлеченных грузов дал портовикам шанс укрепить свою деятельность, а укрепившись — стать самостоятельными в определении тактики и стратегии раз вития производства. Отныне ТМРП и объединение «Океан» — равноправные партнеры, взаимоотношения между которыми строятся согласно подписанному двумя сторонами договору. Сколь строго удастся придерживаться буквы этого договора — ровно пропорционально от этого зависят не только экономические показатели обеих сторон, но и «имидж их как деловых партнеров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...ПРОЙДЕТ некоторый срок — и наступит очередной день, когда под обработку вновь встанет БМРТ 250 «Яан Коорт". Побывав перед Новым годом в порту Лиссабон и оставив там часть снабжения для ремонтирующихся наших промсудов, "Яан Коорт" направился в промысловый район Центральной Атлантики, где ему предстояло раздать нашим рыбакам оставшееся снабжение и принять на свой борт их продукцию.
Судну первому в объединении довелось нарабатывать опыт эксплуатации в транспортном варианте. Вслед за тем опробовал, этот путь БМРТ 604, которому из-за отсутствия топлива пришлось "пробежаться» в английскую зону, загрузиться там рыбопродукцией и разгрузиться затем в порту Гдыня в Польше.
Впрочем, для "Рудольфа Сирге" работа в транспортном варианте носила эпизодический характер, потенциально он остается еще крепким промысловиком (были бы для этого соответствующие условия) — равно как и плавбаза «Фридерик Шопен", тоже недавно испытанная в качестве транспортника. Доставив в Новоталлиннский порт партию импортного сливочного масла, «Фридерик Шопен» взял куре на восстановление своего истинного лица. Установкой котлов на плавбазе завершится ее продолжительный ремонт с тем, чтобы судно опять могло быть использовано на промысле по прямому назначении).
Но и "Яан Коорт" не останется одиноким в своих транспортных рейсах — вскоре на подмогу выйдет БМРТ-436 «Кристьян Рауд". И хоть местный холодильник не страдает от отсутствия сырья, однако доставка его собственными транспортными судами должна будет обеспечить ритмичную работу, в частности, и этого подразделения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А СЕГОДНЯ - день как день. Идет налаженная работа на расфасовке в пресервном цехе. Некоторые сбои наблюдаются еще в жестянобаночном
— жесть в остром дефиците. Однако, встав на хозрасчет, работники холодильника, надо думать, сумеют найти ходы для самообеспечения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тем более, что некоторый опыт уже имеется. Даже в периоды, когда портовики страдали из-за отсутствия судов и нечего было разгружать, склады холодильника не пустовали.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТОТ СКЛАД, что на среднем снимке, знаком, очевидно, всем без исключения работникам "Океана» : время от времени здесь удается пробавляться если не рыбой, то хотя бы овощами да фруктами. (Экзотический аромат мандариновых корочек еще напоминает в наших квартирах предновогоднюю продажу — не так ли ?)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...ОСТАВИВ северную, направляемся на южную сторону порта, предварительно запечатлев ее панораму на фото. Снимок не случаен. Впредь на южной стороне планируется разместить дополнительные производственные помещения (какие — над этим работают сейчас в конструкторском бюро и ОКСе объединения), и сегодняшний вид хозяйства судоремонтного завода останется только в воспоминаниях, закрепленных этим снимком. А если на панораме плавдок смотрится сооружением несколько ординарным, то на другом снимке — вот он, во всей своей солидности.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СКАЖИТЕ, читатель, доводилось вам видеть плавдок пустующим? Теоретически это, конечно, допустимо, практически же бывает в исключительных случаях, когда, спустив на воду одно судно, судоремонтники еще не успели поставить на докование следующее. Тут — своя очередность, и на смену сегодняшнему докованию
БМРТ-598 уже определяется реестр работ на следующем траулере; вот он — стоит наготове, дай только команду. ...ОДНИ суда выходят в запланированные рейсы из родного порта, другие ждут свои подменные экипажи где-то далеко на западе и востоке, на юго-западе. Кому-то из рыбаков предстоят перелеты, по старой привычке — еще из Москвы. А до Москвы — железной дорогой, где цены, как и повсюду, ох, как возросли?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впрочем, сегодня у объединения имеется выбор, и можно остановиться на другом средстве передвижения. Междугородные автобусы марки « Сканиа» приобретались местной автобазой именно с целью перевозок экипажей в аэропорты Москвы и обратно. Пока пришлось ограничиться одним таким рейсом, но и дома, в Таллинне работы этим внушительным машинам хватает. По утрам ласнамяэсцы избавлены от проблемы, как добраться до Пальяссааре, когда к их услугам подаются два мощных современных "дилижанса». Днем автобусы работают по заявкам: вот ребятню на экскурсию повезли, вот — спортсменов в Нарву. Дальше — больше: планируются зарубежные туристические поездки. Набираются обороты...
Но раз уж мы на автобусе марки "Сканиа» добрались прямиком до Пальяссааре — попытаемся «свежим» взглядом посмотреть на привычную картину.
ВЫ НЕ ОШИБЛИСЬ, читатель, перед вами - площадка, прилегающая к административному зданию объединения «Океан». И даже сегодня, в ситуации «топливного голодания» — пожалуйста, сколько машин «прорывается» к месту работы их владельцев.
ДЕЛА, заботы, проблемы... В последнее время проблемой уже стало получить заработанные деньги, ибо все чаще не хватает наличных в банке. Мы справедливо сетуем. И несправедливо вымещаем свое недовольство на "стрелочниках» — или на кассирах. А они — что им остается, как не отмолчаться, отшутиться, либо огрызнуться или попросту захлопнуть окошко кассы?! Своя защитная реакция. К тому или иному способу, к счастью, не приходится, прибегать кассиру Надежде Мальцевой. Нисколько не сомневаясь в добросовестности ее коллег, мы взялись сфотографировать Н. Мальцеву, так сказать, «по заявке». Пришла как-то в редакцию буфетчица Евгения Ивановна Серова из принадлежащего «Океану» общежития на Сыле, 5.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А привела ее к нам просьба
— объявить благодарность Надежде Мальцевой. «Сколько раз, по неопытности, сдавала кассиру деньги сверх обозначенной в документах суммы — та непременно возвращает их назад. В наше время это такая редкость, чтоб другого не обмануть, " — диву дается Евгения Ивановна. И хоть не в функциях редакции объявление благодарностей отличившимся, мы решили уважить просьбу единственным в нашем случае приемлемым средством
— поместить в газете снимок Н. Мальцевой.
...ТАКОЙ он, рядовой рабочий день объединения Океан». За кадром, правда, остались еще многие объекты, в числе которых энергомеханический цех и цех постройки и ремонта орудий лова, подразделения социально-бытового и культурного назначения и многие солидные участки рыбного порта и судоремонтного завода. Но впереди, будем надеяться, предстоит много других подобных дней, а «будет день — будет пища», в том числе и «пища» для наших дальнейших публикаций...
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБMMPT-185. РЕЙС ОКОНЧЕН. РЕЙС ПРОДОЛЖАЕТСЯ... В СНИМКАХ И В ПАМЯТИ – 09 01 1992
Как бы ни был труден рейс, с какими бы невзгодами ни встречались моряки за долгие «морские"
месяцы, но когда наступают последние дни, с каким бы нетерпением их ни ждали, все же становится немного грустно. Грустно расставаться с друзьями, с которыми сжились за почти что полугодовой рейс, жалко оставлять и судно, на котором многое уже сделано своими руками. Волнует неизвестность будущего с кем, куда, на чем?
Потому и дороги так даже самые непритязательные фотографии, запечатлевшие мгновенья судовой жизни. Хотя, если говорить о снимках, которые предлагает наш внештатный корреспондент Ольга Никитина, так уж непритязательными их не назовешь. Глаз у Оли зоркий, внимательный, объектив точный, и умеет она схватить нужный момент, который и товарищей порадует, и о друзьях напомнит.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

" На долгую память» — и в самом деле, помощнику капитана по производству Виктору Потемки ну (на снимке справа) и помощнику капитана по кадрам Константину Савицкому будет о чем вспомнить, глядя на эту фотографию, не даст она позабыть совместный рейс на БMMPT-185.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот это швартовка! Как говорится, комар носа не подточит, умеют швартоваться штурманы на 185-м...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Уже недалеко и дом - всего пол планеты расстояния и сутки полета. Вот только сдадим промвооружение и — на самолет!
Фото О. НИКИТИНОЙ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНЕ СЛИШКОМ ЛИ ПОСПЕШИЛИ? - 09 01 1992
Море и кадры

ОЧЕРЕДНОЙ тур сокращения штатов, в связи с реорганизацией объединения, на этот раз захватил и плавсостав.
Как и предполагалось, в первую строку сокращенных попали все те же бывшие первые, а теперь помощники капитана по кадрам. Уже не имеет значения «согласие или несогласие» капитана или всего экипажа в целом.
Те из них, кто успел попасть в судовые роли до 1 января, выйдут в рейс. Последний в подобной должности. Остальные — увы, сокращены. Сейчас отдел, возглавляемый В. Кожевниковым, старается как-то их трудоустроить, прежде всего тех, кто имеет какую-то морскую специальность: механик, радист, штурман, мастер... Ну, а остальных ждет, по видимому, биржа труда...
Но не будем, как говорится, «давить на жалость». В большинстве своем то люди молодые, энергичные, грамотные, сумеют найти свое место в жизни. А кто-то из них, может, и ничего от этого сокращения и не потеряет...
Посмотрим лучше, что приобретет и что потеряет от этого сокращения объединение, флот, из которого предполагается сократить более двухсот пятидесяти человек. Но о сокращении плавсостава вообще-чуть ниже, а пока только о сорока шести помощниках по кадрам...
Дебаты о первых помощниках велись на разных уровнях с переменным успехом уже не один год. Известные августовские события в одночасье разрешили эту проблему. «Замполиты» были механически переименованы в помощников по кадрам и... на них так же механически перешла дискуссия «нужны — не нужны».
Да, что скрывать, многие голоса раздавались в пользу "не нужны». И, как основной аргумент, выдвигалось: "Вот у нас в рейсе был один (имярек), так он... такие не нужны». Правильно, такие не нужны. Хотя можно найти и контрдовод: «а вот у нас был... таких бы побольше!»
Но ведь вопрос должен идти не о том, нужен или нет конкретный Иванов, Петров, Эйтс, Мете, а о том нужен ли на судне компетентный, эрудированный руководитель, который сможет держать психологически-нравственную форму экипажа в течение почти полугодового рейса. Освободив при этом капитана и специалистов от "воспитательных » и других культурно-организационных функций.
Конечно, в целом за экипаж отвечает капитан, но вряд ли лично у него найдется время еще и для организации досуга, чтения лекций, спортивных и различных мероприятий, вроде лотереи, конкурсов и прочих развлечений.
Да, к тому же, вообще капитан - не то лицо на судне, к которому любой матрос может запросто обратиться по любому вопросу, личному или просто его интересующему. Что касается других специалистов, начальников служб, то, хотя им и положено, как говорится, «по штату» ежедневно общаться со своими подчиненными, все же вряд ли у них найдется время для лекций, бесед на не свою, специальную, тематику, организацию кино — и видеосеансов, заниматься библиотекой, стенгазетой и еще многим и многим, без чего невозможно представить, себе долгий, напряженным рейс.
НЕ СЛИШКОМ ли упрощенно мы подхватили призыв к деидеологизации ? Да, марксистско-ленинская идеология, диалектический материализм, коммунистические идеи потерпели крах, оказались несостоятельными. Народ от них отказался. Отказался шумно, может быть, порой с несколько излишней горячностью. И первые помощники капитана, как носители и пропагандисты этой идеологии, естественно, первыми же и попали под удар. Примем все это как свершившийся факт.
Но ведь абсолютно деидеологизированного общества не бывает, какое бы это общество ни было — государство, партия, рабочий коллектив или просто компания, собравшаяся по грибы. Вопрос в том, какая именно идеология, какие принципы, какие морально-нравственные нормы она содержит.
Кстати, армия, также прошедшая через чистилище деидеологизации все же не отказалась от воспитательной работы среди военнослужащих. И заниматься ею будут кто-то из бывших политработников, которые сумеют найти свое место в новых условиях, но будет, видимо, создан и другой, на новых принципах, институт именно по этой работе.
Так не слишком ли, все-таки, поспешили, начисто зачеркнув всякую воспитательно-идеологическую работу и в «Океане"? Что и говорить, проблема эта не простая и, как ни крути, волей - неволей приходишь к тому же вопросу о личности: такой — не такой». Далеко не каждый человек может вот так, внезапно, по приказу, переменить свои взгляды на прямо противоположные. И чем честнее и совестливее человек, тем труднее ему это сделать. Но именно чем честнее и совестливее, тем больше доверия к нему должно быть, если он все же сможет пересмотреть свои взгляды и убеждения.
Но это опять отходит от решения вопроса в принципе. А за принципом стоит острая необходимость именно в наше труднейшее время уберечь людей от анархии, беспринципности, нравственного нигилизма, от моральной деградации, правильно разъяснить им сущность происшедшего и происходящего. Вряд ли такие потери покроет экономия денег, полученная от сокращения помощников по кадрам (по существующему наименованию).
ВОТ, КСТАТИ, и о сокращении плавсостава. Мне кажется, говорить о сокращении штатов плавсостава просто безнравственно, по крайней мере, до тех пор, пока штаты береговых служб, управления не будут доведены до разумных минимальных пределов. И — разумными средствами. А то сейчас это сокращение напоминает притчу о сердобольном хозяине, который рубил хвост любимой собаке по кусочкам.
Вот уже второй год службы, в том числе и управление, лихорадят бесконечные сокращения. Неужели нельзя за один раз определить оптимальную численность персонала и "не рубить по кусочкам»? Причем, "хвост то" все время отрастает.
Не успевает закончиться одна волна сокращений, накатывает другая, и... возникают новые должности, создаются новые отделы, которые при «третьей волне» сами попадают под сокращения. И если отделы и службы несут какие-то, временные, потери, в общем-то, в управлении народу вроде и не уменьшается.
А вот плавсостав... Сейчас планируется, кроме помощников по кадрам, сократить по одному мастеру из добычи и обработки, четвертого помощника капитана, на некоторых типах судов и палубного матроса. Но что значит сокращать плавсостав? Да, на однотипных многих иностранных судах штаты значительно меньше. Однако у нас и уровень внутрицеховой механизации значительно ниже, а вот продолжительность рейсов — значительно больше. И нагрузки, планы у нас намного больше.
Что касается четвертого помощника — судить не берусь, хотя опыт такой уже был: из положения выходили, забирая одну штатную единицу из цеха. A сейчас, что ж, если старпом соглашается работать без четвертого, а капитан готов стоять вахту вместе с третьим, не прошедшим "школу» четвертого помощника, то, как говорится, дело хозяйское. Но вот мастер обработки...
Это сокращение означает, что помощник капитана по производству будет вынужден вести еще одну бригаду. Или ставить как бы мастером одного из более опытных матросов и без того до предела урезанной бригады. Иначе, отработав восьмичасовую вахту, технологу предстоит заняться всей своей технологической «бухгалтерией", хотя вряд ли кто из помощников по производству рискнет сказать, что там работы — пустяки. А помимо этого надо как-то не упустить из поля зрения и вторую бригаду. Примерно то же можно сказать и о добытчиках...
НЕВОЛЬНО возникает вопрос: как же на такое сокращение соглашаются соответствующие службы и отделы объединения? Ответ напрашивается не слишком, конечно, корректный, но наиболее правдоподобный: в отделах считают, что лучше из экипажа, чем из своего кабинета. Нецелесообразна и фактическая ликвидация лаборатории на "моонзундах». При том объеме выпуска консервов на них, возникнет необходимость расширения МРТИ.
Так что, не поторопились ли мы с сокращением не только помощников по кадрам, но и намеченного из плавсостава? Конечно, вопросы сокращения штатов решать не на газетных страницах, но если прислушаться к мнению капитана-флагмана А. Таккинга («РЭ» № 491), то безболезненное для экипажей сокращение даст вывод из промысловой эксплуатации устаревших, убыточных судов и более строгий подход к этому вопросу в береговых службах.

Н. МОЛЧАНЮК
Памяти Ровбут Олега МихайловичаГОД ЗАКОНЧИЛСЯ, ГОД НАЧИНАЕТСЯ... - 02 01 1992
И в шутку и всерьёз

Судоремонтный завод, Анатолий Иванович Бобаков:
- За годы перестройки коллектив СРЗ, как и все коллективы, последовательно и в разбивку проголосовал за все существующие виды труда и собственности. С неиссякающим энтузиазмом готовы и в новом году еженедельно менять формы организации труда и собственности, по-прежнему горячо откликаясь на призывы руководства объединения. А может, в новом году и подразделениям «Океана» объединиться по типу славянских народов?!
Электрорадионавигационная камера, Владимир Арсентьевич Кравченко:
- Цены на потребительском рынке растут, магазины пустеют, и только аппетит у коллектива остается прежним.
Заместитель генерального директора Даниил Саввович Усанов:
- Успешно осуществилась тридцатилетняя мечта нашего коллектива: в этом году вступил в строй Дом рыбака.
Профсоюзный комитет объединения, Владимир Петрович Михалап:
- Оказались в самом трудном, самом плачевном положении - положении крайних. Идут за помощью люди, да профсоюз нынче плохой помощник. Вот наша маленькая радость: наши дети, многие из которых почти забыли вкус конфет, не останутся без новогодних подарков.
Готовим чрезвычайную программу социальной защиты работников объединения, которую предъявим администрации. Пожелания? Чтобы эстрыбпромовцы в новом году не остались без работы.
Служба главного капитана, Кожурин Александр Иванович:
- Потеряли всякую надежду на будущее, нашедших просим занести.
Детский сад-ясли, Дорошенко Анна Петровна:
- Самым горьким был день, когда узнали о том, что нас планируют передать в ведомство города, для нас это страшнее пожара. Самым радостным
- когда после хождения по инстанциям стало ясно: остаемся в родном объединении.

Записала Л. КУДРЯВЦЕВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Анатолия Васильевича Авдеева. СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ, КАПИТАН! – 02 01 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда пишешь о человеке, увлеченном своим делом, всегда есть искушение начать с заветной мечты младых лет... По семейным преданиям Анатолий «заболел» морем на восьмом году от роду. И чувству своему с того времени не изменял. На штурмана выучился в Ленинградской мореходке. А на океанский траулер впервые вступил с причала Таллиннского рыбного порта... И пошли годы профессионального становления — пройден путь от третьего помощника до старпома. И, наконец, первый капитанский рейс. Во время которого он прокладывал курс к Лабрадору, на банку Джорджес. Добывали треску, окуня, хека. А еще были сезоны ловли забытой ныне сельди...
Это штрихи к портрету известного на нашем флоте человека — Анатолия Васильевича Авдеева. В уходящем 91-ом году он отмечал еще два важных события в своей жизни. Пятидесятилетний юбилей. Тридцатилетие рыбацкого труда. И это не просто стаж. Это многолетний диалог с морем, трудный, порой нервный. Но для него необходимый. Потому как иной доли, кроме рыбацкой, он себе не желает.
Море дало Анатолию Васильевичу крепкое мужское дело. Оно же даровало ему надежных товарищей по труду. Авдеев вспоминает Владимира Бабича и Николая Лебедева, оба уже на пенсии, но встречается с ними на берегу. Станислав Лукашевич сам сегодня ходит капитаном. Евгений Шараев, Владимир Васильев, Виктор Гаврилуца, Игорь Кравчук, Александр Габинет, Георгий Русак, Владимир Шпадырев, Вадим Петраченко. Сколько с ними со всеми морями-океанами дорог отмерено... Перед каждым новым рейсом у Авдеева дома телефон не смолкает – то старые друзья уговариваются вместе в море пойти. И если в целом по объединению стабильные экипажи трудно удаются, то у Анатолия Васильевича команда почти несменяемая.
Пришлось как то услышать от его коллег: Авдеев по натуре добряк. Насколько капитанское это качество?
Анатолий Васильевич считает себя скорее человеком сдержанным, уравновешенным. И это, на его взгляд, очень важно. В рейсе всякое бывает: что-то с рыбалкой не ладится, неблагоприятны метеоусловия, да и мало ли какие сюрпризы может преподнести стихия... Командир всегда должен быть спокоен. А в экипаже никогда не доводить никаких дел до конфликта. На практике Авдеев объясняет это так: можно из пустяка проблему сделать (скажем, не удался повару обед — недовольные всегда найдутся), а можно и серьезные противоречия мирно разрешить. Впрочем, всех своих секретов выдавать не стал.
А вот о профессиональных, деловых качествах своих специалистов он заботится особо. Поощряет их инициативу, желание помозговать над ситуацией. На промысле, скажем, дав главное направление, не ограничивает в поиске рыбы, прислушивается к мнению своих штурманов. И доверяет им гораздо больше, нежели сообщениям по радио соседей по рыбалке. Но в последнем, как известно, он не одинок.
Всегда ли оправдывается избранная Авдеевым тактика? Свои методы он считает надежными. А работа в море экипажей под его командованием, приносящая объединению немалые прибыли (до двух с половиной миллионов рублей), говорит сама за себя.
Впрочем, как мне показалось, он не из любителей предаваться воспоминаниям.
Или, может, время нынешнее не располагает...
- А новый год вы встречаете с оптимизмом или скептически? - спрашиваю у Авдеева с тайной надеждой услышать, что пробьемся-таки к лучшей жизни.
И не обманываюсь: Анатолий Васильевич убежден, что не все так безнадежно. С одной стороны, на его взгляд, в объединении немало хорошего задумано и уже осуществляется, скажем, сдача судов во фрахт. А с другой, предпринимательская жилка во многих еще не убита. Уверен: раскрепостится народ. Хотя и не хватает еще нам точного экономического расчета.
Взять, к примеру, одну из наболевших проблем - судоремонт. Уж больно он долог. Сейчас на СРЗ организовали кооперативы. Но заводские ремонтные бригады трудятся не хуже, хотя в заработках и проигрывают. И делу это помеха.
Можно понять капитана Авдеева, уже четвертый месяц ожидает он свое судно из ремонта...
С Анатолием Васильевичем мы беседуем накануне Нового года. Встретит он его в кругу семьи, что не так уже часто выпадает морякам. Зато и праздник в доме будет настоящий - соберутся близкие, придут друзья. И обязательно поднимут бокалы «За тех, кто в море!...» В Новом году Анатолий Авдеев выйдет в новые рейсы...
Счастливого плавания, капитан!

Н. КРУТИКОВА.
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ПРАЗДНИК - ДА, А БУДНИ?.. - 09 08 1977
ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ

СВОЕ слово в только что закончившемся рейсе комсомольско - молодежного экипажа БМРТ-555 «Феодор Окк» сказали и представители общественных организаций. Как всегда, вдали от родных берегов на «Феодоре Окке» выходили стенная газета, фотогазета, листки-молнии. В основном общественники, отвечающие за выпуск этих нужных и полезных стенных изданий, выпускали судовые газеты по праздникам. Некоторые из них представляют интерес. В этих праздничных номерах дается анализ работы экипажа в трудной промысловой обстановке, рассказывается о тех, кто вносит свой вклад в выполнение социалистических обязательств и рейсового задания.
«Рыбацкая звезда» — так называлась стенная газета партийной, профсоюзной и комсомольской организаций «Феодора Окка». Ее редактор четвертый помощник капитана Владимир Лемзяков стремился как можно шире представить в праздничных номерах панораму трудовых свершений моряков своего судна. Вот номер, посвященный первомайскому празднику. Он открывается поздравительной радиограммой руководителей «Эстрыбпрома». С кратким анализом работы рыбаков «Феодора Окка» выступает первый помощник капитана А. Сальников. Он называет имена многих членов экипажа, которые преподнесли весеннему празднику весомые трудовые подарки. О том, как трудятся рыбообработчики, рассказывается в заметке технолога Г. Журавлева. Моторист первого класса Н. Раскурин в своей небольшой заметке анализирует работу машинной команды. Номер хорошо смотрится.
Праздничные номера были выпущены также к Дню Победы, традиционному нашему празднику — Дню рыбака, выборам в местные Советы. Среди этих трех стенных газет хочется выделить номер, посвященный Дню рыбака. Здесь подробно рассказывается о том, какими успехами отмечает экипаж этот праздник. Со статьями выступает помощник капитана по производству
Г. Журавлев. «Намного перекрыты показатели по выпуску пищевой и товарной рыбной продукции, — пишет в своей заметке Г. Журавлев. — Это успех всего коллектива, но прежде всего наших обработчиков и добытчиков. Мельничук и Делько, Леонов и Бондарчук, Зикунов и Кучук, да и многие другие обработчики — настоящие мастера своего дела. Они отдают делу всю свою любовь, стараются выпускать продукцию только отличного качества». О вкладе машинной команды в успех экипажа рассказывает второй механик В. Будукин.
И, наконец, последний номер газеты «Рыбацкая звез-да» вышел уже в конце рейса, на переходе в родной порт. В нем сообщается о том, кто стал победителем социалистического соревнования. Это первая комплексная бригада мастера обработки, ветерана объединения Владимира Алексеевича Артемьева-Глебова. В статье приводятся многие положительные факты, называются десятки фамилий передовиков, — тех, кому присвоено звание ударника коммунистического труда за работу в рейсе.
Выходила на «Феодоре Окке» и фотогазета. Три номера ее посвящены самым различным сторонам жизни экипажа. Одним из самых интересных номеров, несомненно, является тот, который подробно показывает лучших людей судна за работой. Снимки эти, сделанные довольно профессионально вторым помощником капитана Виталием Добряковым, показывают людей непосредственно в работе. Фотографии отражают трудовую жизнь экипажа и на палубе и в цехах, и на камбузе. Один из номеров фотогазеты целиком посвящен отдыху экипажа. Здесь можно видеть молодежь, которая не только хорошо трудилась в рейсе но и была душой в организации веселых вечеров художественной самодеятельности
К сожалению, редколлегия стенной газеты и фотогазеты, посвящая в основном свои издания праздникам, упустили очень многое, и, прежде всего, мельком, походя, показывали и рассказывали о трудовых буднях, о людях, которые себя целиком отдают работе, о тех недостатках, которые, конечно же, были в рейсе и которые мешали организовать жизнь экипажа как можно лучше, интереснее. А ведь первостепенная задача судовой стенной печати — помогать администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организациям бороться с недостатками, своевременно о них сообщать, принимать меры к их устранению.
Забыли члены редколлегии и о передаче опыта передовиков. А это очень важно. На «Феодоре Окке», как и на любом другом судне, в этом рейсе было много молодых моряков. И, естественно, им было бы интересно и поучительно узнать из статьи в стенной судовой газете о том или ином ветеране судна, о его опыте, знаниях. Ни в одном номере стенной газеты «Рыбацкая звезда» не было напечатано заметки о работе народных контролеров. А ведь на судне действовала группа народного контроля, которая вскрыла много недостатков, мешающих экипажу в работе, в отдыхе, в налаживании быта.
Конечно, очень хорошо, когда стенная газета выходит в праздничные дни. Это стало уже традицией. Плохо только то, что, выпустив праздничный номер, редколлегии забывает, что и в будни моряки ждут выпуска этих газет, ждут того, что обнаружат и о чем расскажут общественники этого весьма важного участка работы. И если по будни стенные газеты выходят очень редко, то это вина не только их редколлегий, но и тех организаций, органами которых они являются. Вероятно, на "Феодоре Окке" партийная, профсоюзная и комсомольская организации недостаточно четко нацеливали свои издания на те важные вопросы судовой жизни, которые необходимо поднять, привлечь к ним внимание.
И еще. К фотогазетам на наших судах уже привыкли. И в этом нет ничего удивительного. Многие моряки снимают интересно, на высоком уровне. Жаль, что их снимки часто идут без всяких подписей. Сошлемся, например, на фотогазеты «Феодора Окка ». Снимки сами по себе не вызывают возражений. Они сделаны четко, композиционно верно, но вот кто на них изображен — сказать невозможно. А можно было под каждым из них сделать расширенную текстовку, рассказать о трудовой биографии этого человека, о том, как он трудится, чем увлекается и т. д. Польза от таких расширенных текстовок под снимками, особенно для молодежи, была бы несомненной.

П. ЛУГОВСКОЙ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЗАБОТЯТСЯ О ПОПОЛНЕНИИ – Холодильник Эстрыбпром 09 08 1977
КОЛЛЕКТИВ холодильника уверенно и успешно выполняет свои месячные и квартальные задания. Наряду с заботой о росте производства, выполнении планов здесь постоянно уделяется внимание совершенствованию профессиональной подготовки кадров. Примером этому может служить новый жестянобаночный цех. За сравнительно короткий срок здесь не только освоено производство банкотары — новой продукции, но и подготовлены специалисты, которые в настоящее время уже сами обучают новичков, заботятся о пополнении цеха.
Конечно, и здесь есть текучесть кадров: одни работники уходят в море, получив положительные характеристики, другие становятся мастерами, наставниками. Поэтому вполне закономерно, что цех ощущает потребность в квалифицированных рабочих.
Коллектив цеха, его начальник Леонид Николаевич Попов уделяют постоянное внимание росту специалистов. Сейчас в цехе семь учеников, все они окружены вниманием и заботой. Свою учебу большинство из них с первых же дней сочетают с практической работой. Рядом с ними трудятся опытные рабочие-наставники. На каждого ученика заведен дневник, в котором учитываются все темы обучения по специальности, практическая работа на машинах и станках, проведение занятий по технике безопасности. С первых же дней уделяется внимание качеству выпускаемой продукции.
Многие ученики, а срок их обучения два месяца, успешно работают на различных операциях. После службы в армии возвратился на работу в холодильник комсомолец Фарид Сайфутдинов. Учится он работе на пастонакладочной машине у опытных мастеров-станочников Р. Быстрова и Г. Тимофеева. Наставники многому научили молодого рабочего. И он только добрым словом отзывается о их помощи. С холодильника Фарид уходил в армию, теперь вернулся обратно. Многое изменилось здесь за время его службы. По-иному выглядит цех пресервов, где он раньше работал, открылся новый цех, куда он поступил сейчас. Ф. Сайфутдинов твердо решил овладеть специальностью станочника, а в будущем намерен учиться в мореходном училище. Живет он, как многие ученики, в общежитии, доволен проявляемой о нем заботой. Освоение рабочей профессии считает первейшим долгом и обязанностью.
После девятого класса решила стать рабочей и Людмила Стакелите. Девушка сразу нашла себя в коллективе, работа в цехе ей нравится. Всегда на помощь приходят старшие товарищи.
Леонид Николаевич Попов, рассказывая об учениках, назвал лучших из них — Виктора Алипина, Владимира Десятникова, Надежду Суховей, Галину Постникову, Тамару Михайлову. По их отношению к делу чувствуется, говорит начальник цеха, что они будут хорошими специалистами.
В цехе уже накопился определенный опыт работы с кадрами, особенно молодыми. Постоянное внимание этому уделяют начальник холодильника С. Новодережкин, секретарь парторганизации П. Нестеров, ведущие инженеры холодильника. Мастера С. Лукин и А. Прокофьев не только руководят сменами рабочих цеха, но одной из главных задач считают подготовку молодых специалистов. Анатолий Александрович Прокофьев вот уже 20 лет работает в объединении. Раньше он плавал на судах флота мастером обработки. Многие его воспитанники окончили училище рыбной промышленности, сами работают мастерами. Есть среди них и такие, которые продолжают учебу в вузах. Сейчас ветеран объединения на берегу, в новом цехе. Работа с молодежью для него стала необходимостью. А. Прокофьев готов придти на помощь товарищам по труду, этому же учит и других. Слова проекта новой Конституции СССР о повышении трудовой квалификации и обучении новым специальностям восприняты в цехе правильно и с воодушевлением. Подтверждением тому служит совместная работа в этом направлении старших товарищей и молодежи.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастер смены Анатолий Александрович Прокофьев всегда готов помочь ученице Надежде Суховей, осваивающей специальность паяльщицы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пытливо изучают свою специальность Фарид Сайфутдинов, Людмила Стакелите и Владимир Десятников (слева направо).

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«Рудольф Сирге" : И ВСЕ-ТАКИ — УСПЕХ! - 09 08 1977
Такая нынче сложилась ситуация в рыбацком деле — перемены в условиях океанического лова настолько значительны, тактика добычи рыбы настолько усложнилась, что рейсы прошлых лет кажутся порой приятными воспоминаниями. Введение некоторыми государствами 200-мильных экономических зон потребовало от экипажей судов, ведущих промысел в этих районах, новых приемов, особенного подхода, своеобразной рыбацкой тактики.
И все-таки для капитана БМРТ-604 «Рудольф Сирге» Валериана Анатольевича Кунегина только что закончившийся рейс дал много пищи для размышлений. Ровно год назад, в тех же районах работал БМРТ-227 «Аугуст Алле», экипаж которого он возглавлял. Ветеран «Аугуст Алле» с его малой скоростью, устаревшим технологическим оборудованием, перегруженной лебедкой упорно «сражался» с многочисленными невзгодами. И если план все-таки «вытащили», то благодаря энтузиазму, смекалке, энергии экипажа, находчивости капитана, сумевшего выбрать верную промысловую тактику. Но ведь, в то время еще не были введены жесткие правила, предписывающие нахождение судна в определенном районе и вылов строго указанных пород рыбы. Капитану представлялось больше возможностей проявить инициативу, сняться в новый район, где суда брали стабильные уловы, планировать ход выполнения рейсового задания в зависимости от поступления свежья.
Нынче новый, мощный "Рудольф Сирге», на счету экипажа которого не одна яркая победа, работал в условиях строгих ограничений и предписаний.
- Судно сделало уже семь рейсов и никогда еще «Рудольф Сирге» не приходил без плана, — сказал один из ветеранов старший помощник капитана В. Перевозчиков. Да, производственные показатели выполнения рейсового задания достаточно высоки, хотя и отстают от «абсолютного рекорда» по вылову, установленного в прошлом году.
Вылов - 113.8 процента. Заморозка- 117,9 процента. План по разделке выполнен на 101 процент. Результат по выпуску пищевой рыбопродукции составляет 101,8 процента. Итоги в целом неплохие, хотя и не принесли настоящего удовлетворения экипажу.
Костяк команды в прошлом рейсе составляли рыбаки, завоевавшие «Рудольфу Сирге» репутацию передового судна. В море вышел всеми уважаемый, опытный рыбак старший мастер добычи В. Галкин, награжденный за успехи в труде Почетной грамотой Таллинского горкома КП Эстонии и исполкома Совета депутатов трудящихся. Надежной опорой ему был и мастер добычи Н. Оверкин, самоотверженная работа которого отмечена медалью "3а трудовое отличие". Опытные рулевые матрасы В. Фёдоров и В. Зюзенко хорошо чувствовали, как ведет себя судно и на свободном ходу, и на лову с тралом. Их мастерство, подкрепленное умелым руководством штурманов, особенно пригодилось в трудных условиях промысла, когда продолжительные туманы окутывали море, мешал лед, а концентрация судов была настолько густой, что для верного маневра оставался порой лишь единственный выход. На палубе рядом трудились лебедчик В. Огинский, добытчики-матросы В. Тужиков и Г. Коваленко. Были «старожилы» судна и среди обработчиков. Среди них — готовый всегда прийти на помощь, опытный наставник молодежи Ю. Шабрамов, знающие все операции по переработке рыбы матросы В. Попов, П. Алексеенко, С. Шляков. Н. Лазарев, и А. Левин. Они внесли весомый вклад в трудовые достижения экипажа. Труд ветеранов отмечен благодарностями и другими поощрениями.
...В район промысла «Рудольф Сирге» пришел в середине марта. Вначале некоторое время облавливали треску. Рыба была настолько мелкой, что об изготовлении филе в соответствии с планом не могло быть и речи. Затем приступили к добыче предписанного заданием окуня. Контроль со стороны наблюдателей был постоянным, строгим, порой придирчивым. Малейшее нарушение грозило обернуться для команды большими неприятностями. В экипаже была проведена разъяснительная работа. К слову сказать, никаких замечании по этому вопросу не было. Контролирующие власти отметили дисциплинированность, вежливость, корректность советских моряков.
Детальное исследование глубин в заданном районе, анализ данных об уловах других судов долгое время не приносили успеха. Но и в этих трудных условиях на судне находили резервы. Действенным было парное социалистическое соревнование с БМРТ-606 «Мыс Арктический».
В течение месяца суда работали в одном районе, одинаковых условиях. Ход производственных дел еженедельно анализировался и доводился до сведения экипажа. Приятно было рыбакам «Рудольфа Сирге» узнать, что по итогам работы они оказались впереди. Помогли советские моряки и болгарскому БМРТ. Там долгое время не могли наладить оснастку трала, не ладилась работа поисковой аппаратуры. К друзьям отправились старший мастер добычи В. Галкин, электрорадионавигатор А. Егоренков, второй помощник капитана В. Тарновский. Через некоторое время болгары сообщили, что дела у них пошли лучше.
Самое дорогое в рейсе — время. Упущенное порой трудно наверстать. К потерям промыслового времени, которое, по оценке капитана-директора, составляет около 30 процентов, прибавлялись и другие недоразумения, связанные с недостаточно оперативной работой берега. Например, за неделю до окончания работы на окуне на борт поступила радиограмма, в которой сообщалось, что квота на добычу этой породы выбрана. По установленным правилам, администрация судна должна сообщать властям о выходе из района за трое суток до намеченной даты. Следовательно, судно было обречено на бездеятельность из-за несвоевременной информации с берега.
На лов мойвы судно вышло с большим отставанием от графика. А когда пошли хорошие уловы, комплексные бригады мастеров А. Грушина и В. Мутовкина, Т. Гнатюка и Н. Оверкина приложили максимум усилий, чтобы спасти положение. Между коллективами с особенной активностью развернулось социалистическое соревнование. «Молнии» ежедневно сообщали о трудовых рекордах, о ходе соперничества бригад. По итогам рейса вклад обоих коллективов был одинаков. Звание лучшей вахты в машинной команде в течение всего рейса удерживала вахта второго механика Г. Кривчикова. Целенаправленную, плодотворную работу проводил судовой комитет профсоюза (председатель механик-наладчик Л. Буровцев). Партийная организация (секретарь старший механик Н. Нордюжев) сделала много для создания в экипаже творческой атмосферы, товарищеских отношений. Об общем трудовом энтузиазме говорят факты. 93 рыбакам были объявлены благодарности, 16 членов команды получили премии, 6 передовиков производства награждены почетными грамотами судна. Высокое звание ударника коммунистического труда присвоено 12 членам экипажа. Рыбаки БМРТ-604 «Рудольф Сирге» выдержали трудный экзамен. Экипаж подтвердил свой высокий класс высокоорганизованного, дружного коллектива, которому по плечу сложные задачи.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЗВАНИЯ ЛИШЕНЫ - 08 1977
«Ветеран объединения «Эстрыбпром» — звание почетное, и, само собой разумеется, удостаиваются его немногие: те, кто отдает флоту и долгие годы, и безукоризненный труд, и знания. Прилагаются к этому званию не только красивый знак, ценный подарок и другие преимущества, но и, что еще более важно, уважение коллектива, которое, как известно, заслужить непросто. Зато потерять его ничего не стоит, что и подтверждается многочисленными примерами.
Знали в объединении капитана СРТ-4543 Ю. В. Шотика как хорошего рыбака. Послали в Калининград, на курсы повышения квалификации. 28 июня, накануне Дня рыбака, присвоили звание ветерана объединения... Не знали только того, что тремя неделями раньше, 8 июня, был доставлен новоиспеченный ветеран в калининградский вытрезвитель. Потому и пребывал «в почете» капитан Ю. В. Шотик — теперь, впрочем, уже бывший капитан - всего до конца июля, когда и был лишен звания ветерана... Подобная же история приключилась и с матросом первого класса БМР-606 "Мыс Арктический» Юрием Аунапу, состоявшем в звании ветерана менее месяца. Ну что ж, лишили его этого звания - и, как говорится, поделом: какой же из пьяницы ветеран, какое ему может быть уважение? Настораживает тут другое. Ведь, пьянка на судне была не вчера и не сегодня, а 18 марта; повторение - с по следующим списанием с судна - последовало 13 июня. Были, соответствующие содеянному, приказы капитана, рапорта и характеристики... А тут ему, на берегу, почет и уважение. Удивительная все таки произошла история: ветерану-пьянице присвоили звание ветерана объединения! Уместно спросить: а по чьему представлению?

О. ГРИШИН