Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБЕЗ КОМПЕТЕНТНОСТИ - НИ ШАГУ – 26 03 1992
Такая задача поставлена генеральным директором объединения перед руководителями береговых структурных подразделений, начальниками служб и капитанами. Открывая одно из недавних рабочих собраний, Л. Карпусь сконцентрировал внимание одинаково как на внешних факторах, так и на внутренних звеньях, что должны составлять единую цепь жизнедеятельности объединения. В условиях, когда на правительственном уровне решается каким быть объединению, необходимо компетентно и аргументированно обосновывать свои предложения по обеспечению стабильности работы предприятия, буквально безошибочно определять тактику и стратегию. Фактически же сплошь и рядом обнаруживаются прямо противоположные примеры.
В самом деле: о какой компетентности может идти речь, когда даже руководители служб управленческого аппарата крайне слабо ориентируются в принятых за последнее время правительственных актах, постановлениях и законах?! Имела место такая ситуация, когда, с выходом временных валютных правил, генеральный директор дал соответствующим руководителям недельный срок на их изучение, однако до исполнительности дело не дошло.
И если б только все состояло в одной неисполнительности. Не просматривается ли за нею полное равнодушие и безответственность по отношению к проблемам объединения? Не зная законов, можно ли их приспособить на пользу делу и, не приспосабливая, правомерно ли полагать, будто служишь ему верой и правдой?!
С некоторой натяжкой, но это еще можно признать как частную заботу каждого (что ни говори, но мы декларируем свободу личности!). Но вот очередной нонсенс. Понадобились конкретные данные по обеспечению флота топливом. 17 февраля генеральному директору представлена справка, согласно которой суда в ин-портах получили за истекший период года 9 тонн; на 2 марта поступают уже несколько видоизмененные сведения: 5735 тонн. Какими из них, спрашивается, оперировать при взаимодействии с государственной комиссией, рассматривающей состояние океанического флота республики?
Или еще очередной вопрос, поставленный генеральным директором перед непосредственными подчиненными. 46,7 процента продукции в прошлом году направлено на экспорт. Какой из отделов взял на себя труд определить наиболее приоритетную страну как потребителя? По инерции основной объем продукции по-прежнему так и стягивается в Португалию, чем искусственно и сбиваются цены.
Эпизоды эти далеко не безобидны, если учесть, что "дурной пример заразителен" и что некомпетентность в верхних звеньях как цепная реакция влечет за собой такую же безответственность моряков.
Да, беда объединения, что рыбаки вынуждены вести облов продукции не самого лучшего ассортимента. Какие деньги возьмешь, к примеру, за сардину - не более 150 рублей за тонну? Но, как свидетельствует О. Спирин, обеспечивая продукции соответствующий товарный вид, россияне продают ту же сардину по цене 290 рублей.
Своими наблюдениями поделился А. Прууль после возвращения из командировки в Монтевидео. Работая на кальмаре, капитаны объединения "Океан" бездумно выпускают его в неразделанном виде, реализуя по цене ставриды; в то же самое время моряки других рыбпромов вырабатывают из кальмара так называемую "трубку", пользующуюся повышенным спросом и, значит, имеющую повышенную цену...
Как квалифицировать подобный подход к делу? Та же безответственность, родственная некомпетентности? Недооценка правил рыночной экономики, как определил явление А. Прууль? Или - обычный комплекс "совков"? На последнюю мысль наводит очередной пример, когда капитаны, будучи на промысле, заказывают в инпорту топлива значительно больше, чем может вместить судно. Очевидно - исходя из прежней привычки: деньги есть - платим. Или - сообразуясь с бывшими некогда корректировками: запросил 20 тонн - можешь рассчитывать хотя бы на 15... То есть не принимается во внимание, что действовать приходится уже на другом уровне, в "монастыре" с иным уставом и что, не осваивая его, невозможно благополучно вписаться в систему рыночных отношений - немудрено в два счета обанкротиться.
Именно для того, чтобы избежать этой незавидной участи, и требуется сегодня предельная ответственность от работников всех уровней. Предпринятая реорганизация служб и отделов имеет целью не просто сокращение кадров, но и прежде всего концентрацию усилий всего управленческого аппарата на решении проблем флота. Это, определил генеральный директор - поле деятельности для руководителей всех служб, причем все согласования им надлежит вести между собой, не апеллируя к несуществующим уже высшим инстанциям. Другого попросту не дано.
Так оно и есть: отказавшись от пагубной привычки "вариться в собственном соку", только тесно взаимодействуя, специалисты служб сумеют нарастить тот подвижный интеллектуальный потенциал, который и определит дальнейшее состояние производства объединения. Или такое возможно только в идеале?...

Л. ПАНОВА.
Памяти Ровбут Олега Михайловича"РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - ЭТО И ЕСТЬ ПРИЗНАК СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ" – 26 03 1992
Не раз и не два обнаруживалась на очередном рабочем собрании тревога, вызванная дисбалансом между уровнем производства и заработной платы работников объединения. Значительный спад производства (30 процентов от уровня соответствующего периода прошлого года) при одновременном увеличении численности работников дает картину того, какими финансами могло располагать объединение 12 месяцев назад и на что можно рассчитывать сегодня.
Понятные в целом категоричные требования о немедленном повышении заработной платы (растут цены!) спровоцировали столь же обоснованный риторический вопрос генерального директора: "Работаем на треть от нагрузки прошлого года, а зарплату ждем в 10 раз выше?!"
Так или иначе, однако объединение должно следовать постановлениям правительства республики, в том числе и касающемуся повышения уровня минимальной заработной платы. Тем более, что регулирование заработной платы, как подчеркнул Л. Карпусь, это на настоящий период действенный рычаг в обеспечении социальной справедливости.
Приведенные далее цифры - свидетельство того, что в заработной плате у нас царит полная анархия. Как бы ни разнились условия труда в береговых структурных подразделениях, уровень средней заработной платы на них еще более несоизмерим. В январе, к примеру, средняя заработная плата работника СРЗ составляла 3963 рубля, на холодильнике - 2200 рублей, в цехе постройки и ремонта орудий лова - 1511 рублей, в энергомеханическом - 1340 рублей, на автобазе - 1332 рубля, в ЭРНК -1182 рубля, в службе материально-технического обеспечения 1 142 рубля, в управлении - 830 рублей. Директор судоремонтного завода, правда, возмущенно возразил, что цифры взяты совершенно произвольно, но суть проблемы - как от исходного прийти к очередному повышению заработной платы - это ничуть не меняет.
Начальник отдела научной организации труда и заработной платы В. Григорьева засвидетельствовала: фонд заработной платы остается в объединении в остром дефиците. Какие могут быть источники его покрытия, если их не дает производство? Реализация продукции по свободным ценам?- Она уже исчерпала себя. Дальнейшее сокращение численности работников? - Оно высвобождает мизерные средства, к тому же практические результаты его правомерно ожидать не ранее, чем через полгода. Со своей стороны В. Григорьева высказала точку зрения, что не видит иного источника, за исключением разве что средств на капитальное строительство. Если прекратить его финансирование высвободятся дополнительные средства на девять миллионов рублей в месяц... Факт, что сокращение кадров не компенсирует повышения заработной платы, подтвердил вслед за тем начальник планово-экономического отдела Э. Перлестик.
Так каким же путем ее компенсировать? А. Бобаков в очередной раз поднял вопрос о необходимости внедрения противозатратного механизма. Почему ремонт судов отдается на откуп сторонним фирмам за баснословные суммы, тогда как те же работы можно произвести с той же эффективностью на своем заводе и уже не изыскивать дополнительные средства на оплату ремонтников? Начальник энергомеханического цеха Р. Фишер поддержал: нужна целая программа экономии. Он острее, чем кто-либо другой, чувствует сколь губительно сказывается стократное подорожание энергоносителей. Заслон этому воздействию можно поставить, выработав стройную техническую политику. Близкий ему пример: если заменить котельные по образцу европейских, возможным станет сокращение персонала, на 10 процентов повысится рентабельность производства. Наверняка найдутся аналогичные пути в других подразделениях.
"Господа экономисты, прислушайтесь к доводам Анатолия Ивановича (Бобакова), - призвал генеральный директор. - Он настойчиво держится своей линии, поднимает наболевшее на всех уровнях и - неспроста". И тут же - указание главному инженеру: проанализировать целесообразность размещения судов, вплоть, что не исключено, до их замораживания, если это представляется экономически оправданным. В сторону отдела научной организации труда и заработной платы: давно не действуют прежние инструкции и нормативные акты, но перестройки работы по регулированию заработной платы не ощущается. В обязанности руководителей экономических служб и начальника юридического отдела, в связи с этим, вменено подготовить приказ о создании группы по регулированию заработной платы; ей и надлежит решить вопросы, которые на 5 марта еще оставались открытыми...

Л. СТИШЕНКО
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНАЛИЦО - СПАД. ЧТО ДАЛЬШЕ? - 19 03 1992
Результат работы флота за первые два месяца года - прямое отражение резко снизившегося уровня его обеспечения. Едва ли найдется судно, на долю которого не выпали бы изнурительные простои в ожидании топлива, а затем и разгрузки. С начала года объединение "Океан" не получило ни одной тонны топлива ниоткуда, кроме как за СКВ от западных партнеров. Потому на промысел было выведено 50 процентов из необходимого числа судов и в общей сложности только 30 процентов из них были заняты непосредственно промысловой деятельностью.
Треть задействованных судов работали - на треть от уровня соответствующего периода прошлого года и результат: по вылову, по выпуску товарной продукции. Единственно производство пищевой продукции, включая консервы, составило 60 процентов сравнительно с показателями января-февраля 1991 года, однако достигнуто это за счет сокращения выпуска рыбной муки и максимального направления сырья на пищевые цели.
Продолжая сравнительный ряд, генеральный директор Л.Карпусь предпринял попытку сопоставить производственную деятельность объединения с работой родственных рыбпромов. В абстрагированном виде такое сопоставление выглядит никак не в пользу "Океана". Однако нельзя проигнорировать условия, поставившие объединение в наиболее невыгодное положение. Российские рыбпромы худо-бедно, но еще снабжаются местным топливом. Имеется преимущество и у литовских рыбаков - их работа базируется на правительственном постановлении по централизованному обеспечению океанических судов дизтопливом и мазутом. Оно и понятно: располагая нефтеперерабатывающим заводом, Литва может закупать сырую нефть, почему и имеет больший стратегический простор.
Не будем забывать, что для государства сегодня более важны не отвлеченные показатели, а физические тонны. В январе-феврале продукция объединения распределялась по нескольким направлениям, наиболее проторенным из которых явился экспорт, куда поставлено 50-52 процента всего объема продукции (сравним: около 46 процентов в 1991 году). Значительное количество рыбной продукции пошло на бартер по межправительственным соглашениям (при этом отдельная статья - бартер по прямым договорам). Целевым направлением в торговлю направлено 446 тонн сырья, плюс четыре тысячи тонн - на промпереработку.
Что дальше? Дальше, как показывают расчеты, на экспорт понадобится направить уже 80 процентов рыбной продукции - иначе никак не свести концы с концами. Но и обделить океаническими продуктами Эстонскую Республику тоже непозволительно. Как решить эту дилемму - задача не только администрации, управленческого аппарата, но и всех промысловиков объединения.
Прогнозируя работу в марте, начальник отдела промышленного рыболовства А. Колиуш отправным моментом избрал тот же сравнительный показатель. Когда флот базируется на полноценном обеспечении, подчеркнул он, объединение может превзойти соседние рыбпромы, как это сложилось, например, по результатам работы на сутки лова в промысловой зоне ИРМ. Иными словами, "организационный потенциал" сохраняется и, подкрепленный необходимым снабжением, он мог бы позволить объединению утвердиться и в новых условиях.
Но вот второй важный компонент как раз-таки отсутствует. По этой причине в марте, по прогнозам в состоянии активного промысла могут находиться лишь 12,6 судна (24,7 судна на тот же период 1991 года), объемы обычно должны бы колебаться в пределах 11,5 тысячи тонн. Еще одно условие при этом (в добавление к снабжению топливом) - надлежащее обеспечение судов промвооружением.
Сосредоточив как-то внимание на этой стороне дела, заместитель начальника службы эксплуатации флота А. Яблоков правомерно указал: "Не получится ли, что как только решится проблема с топливом, мы тут же "зависнем" с орудиями лова, гофротарой и прочим?" Не исключена и такая ситуация, подтвердил начальник службы материально-технического обеспечения И. Сюльд. Традиционные поставщики гофротары, например, комбинаты в Астрахани и Архангельске. Первый из них на данном этапе лишен сырья для ведения производства, второй целиком нацелен на обеспечение своей продукцией местного - архангельского и мурманского потребителя.
Воспользоваться каналами Клайпеды, рыбаки которой получают гофротару из Вильнюса? Но Вильнюс тоже не полностью покрывает потребности в этих материалах даже литовских потребителей, и им приходится добирать необходимые объемы на Западе.
Очевидно, того же направления - установление контактов с Западом - предстоит придерживаться и объединению "Океан", а это - очередные валютные затраты.
Выходит, нет альтернативы? В перспективе, похоже, она просматривается. Потенциально открывается канал, связанный с организацией выпуска упаковочного материала на заводе "Двигатель". Являясь акционером создаваемого производства, объединение "Океан", по словам И. Сюльда, заручилось гарантией, что его потребности будут удовлетворяться сразу же, как наладится выпуск этого дефицитного материала. Однако перспектива эта отдаленная, в текущем году, во всяком случае, рассчитывать на нее было бы опрометчиво.
Критическая ситуация назревает в снабжении флота промвооружением: нет нитей, шнура, швартовых концов, не говоря уже о дели. Ближайшие несколько месяцев экипажи еще смогут работать на старых запасах, но и они уже на пределе. Искать партнерства среди российских предприятий на сегодня не представляет смысла - им катастрофически не хватает сырья, - и чем быстрее будут установлены связи с Западом, тем реальнее предупредить очередные простои рыбопромысловых судов.
Беспокоят снабженцев предельно высокие цены на жесть, на древесину. ("Если стоимость одного пенька исчисляется в 10 долларов, отсюда - и все остальное ..." - дал понять И. Сюльд). Положение усугубляется жестким лицензированием и таможенными барьерами.
Концепция выживаемости, с точки зрения заместителя генерального директора О. Спирина, должна включать в себя точно выверенное прогнозирование, которое не может быть состоятельным, если не ориентируется на долгосрочные контракты. На долгосрочных принципах следует строить договоры по обеспечению флота топливом, на ту же основу надлежит перевести сдачу продукции иностранным партнерам. Пока это не достигнуто в силу того хотя бы, что судоэкипажам приходится довольствоваться обловом третьесортной рыбы (в обиходе - "мусор"), не имеющей спроса. Проигрыш не исключен и там, где ведется промысел ценных продуктов океана. Генеральный директор, в частности, предостерег руководителей служб и капитанов: следует быть наготове перед реальной возможностью снижения стоимости кальмара - слишком много судов сосредоточено на его облове, и высокое предложение неминуемо собьет на него цены.
Это - то, что касается организации промысла, регулируемого берегом. Встречаются специфические сложности - и отнюдь не эпизодического характера - на промысле. Но это уже - тема другого материала.

Л. ПАНОВА
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСУДЬБА ОБЪЕДИНЕНИЯ - СУДЬБА ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА - 19 03 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

14 суток отведено государственной комиссии при Комитете по экономическим реформам Эстонской Республики (председатель Т. Вяхи) на разработку вопросов океанического лова, отсчет ведется с 11 марта, когда на заседании Комитета вновь на первый план были выдвинуты проблемы рыбного хозяйства государства. Информация о заседаниях была представлена поочередно генеральным директором объединения и его первым заместителем, в таком порядке мы ее и воспроизводим сегодня.
Л. КАРПУСЬ:
- Еще раз хотел бы внести ясность по вопросу о статусе объединения. Оно рассматривается правительством не иначе, как госпредприятие, и проблемы его решаются в числе первой десятки таковых.
Если еще недавно мы считали себя арендным объединением, то с переходом в собственность республики все прежние наработки потеряли юридическую силу. Статус арендного не может быть применен к объединению, поскольку не имеется нормативных документов по расчленению государственной и коллективной собственности. Со своей стороны мы и на сегодня подтверждаем позицию коллектива объединения -готовность через аренду прийти к акционерному обществу.
Были обстоятельства, когда нам доводилось сетовать на то, что нас, будто бы, не замечают. Но вот удалось добиться внимания к объединению со стороны премьер-министра и, далее, правительственных кругов. Было заявлено - новое правительство заинтересовано в сохранении объединения, океанического флота с прицелом на обеспечение сырьем предприятий рыбной промышленности республики и работы на бартер. Вслед за тем, Комитетом по экономическим реформам определено приоритетное место рыбной промышленности в системе народного хозяйства Эстонии.
4 марта состоялось первое заседание по вопросам реформирования рыбной отрасли. Результативным оно не стало, что вполне объяснимо, поскольку никто не представлял истинной картины состояния дел в данной сфере. Элементарно отсутствовал даже такой статистический показатель, как потребление рыбы на душу населения. Прозвучала неправдоподобная цифра - 700 граммов в год. Откуда? Даже сообразно поставкам единственно объединения "Океан" получается ориентировочно около 21 килограмма. Отсюда - мы вправе были бы поставить вопрос перед министерствами торговли и промышленности, куда же эта рыба идет, если не на удовлетворение потребностей местного населения.
Была на заседании высказана обеспокоенность в связи с финансовым положением объединения, сопровождаемая прямым вопросом - что мы можем дать государству в валютном исчислении.
Как конкретный итог заседания надо признать факт, что удалось "пробудить" высшие круги на рассмотрение наших особенно болезненных вопросов и, в частности, по определению кадрового состава объединения. (У нас 1660 человек имеют постоянную и 86 человек - временную прописку по "Эстрыбпрому". Это нужные объединению люди). Другой положительный момент - нам предложено представить в Министерство промышленности сведения о потребности в топливе - с тем, чтобы обеспечить для выхода на промысел стоящие в порту суда. Созданная при комитете государственная комиссия должна до 11 марта подготовить документы по состоянию и перспективам объединения.
А.ПРУУЛЬ:
- 11 марта Комитет по экономическим реформам вновь вернулся к вопросу о том как должно реформироваться рыбное хозяйство республики. Министр экономики определил: главное - решить дело с океаническим ловом и с рыбной торговлей. Если государственной комиссии (от объединения "Океан" в нее входит г-н Пыллу) отведено на решение основного вопроса две недели, то и мы должны уложиться в срок, чтобы представить сведения об оптимальном объеме океанического лова и предложения по необходимым правительственным постановлениям в этой области.
Мы убеждены, что вопросом вопросов на данном этапе является кадровый (свыше полутора тысяч человек прописано по "Эстрыбпрому", это наш квалифицированный фонд), не менее важно предоставление объединению права продажи пароходов.
Проблемы, которые всячески приходится высвечивать объединению "Океан", - это не только его проблемы, сходные тревожат рыбпромы Литвы, Латвии, многие другие государства. Сегодня уже такая страна, как Япония с ее высокой технической оснащенностью оттягивает свои суда из отдаленных районов Мирового океана, продает дальний флот. Многие государства идут по пути рыбоводства. Ясно, что ловить рыбу в океане, перевозить ее на континент за тысячу миль - выходит дорогое удовольствие, буквально "золотая рыба". Непомерно дорогой становится даже морская рыба. Несмотря на то, что Эстония является морской республикой. В наши дни островитяне - рыбаки Сааремаа и Хийумаа - имеют даже "перелов", ибо свои потребности в продуктах моря они покрывают с лихвой, а транспортировка (вспомним цену топлива!) только "накручивает" ее стоимость.
Таким образом, в процессе взаимодействия с созданной государственной комиссией нам важно сосредоточиться на узловых моментах жизнедеятельности объединения и функционирования рыбной отрасли. Предстоит показать наличие в районах промысла реальных рынков сбыта океанической продукции. Есть сбыт - будет у объединения прибыль, и республика получит свои дивиденды. Задача - показать это аргументированно, подкрепив соответствующими расчетами. Ведущие экономические службы должны сегодня чутко реагировать на все тончайшие детали дела.
Памяти Ровбут Олега Михайловича"ДЕЛО СДВИНУЛОСЬ. ОТ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ К ДОГОВОРАМ С МИРОМ БИЗНЕСА". – 12 03 1992
Я.ПЫЛЛУ:советник Департамента рыбного Хозяйства
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В начале февраля в республиканской прессе промелькнула информация ЭТА, где значилось: министр окружающей среды Тынис Каазик и советник Департамента рыбного Хозяйства Яак Пыллу примут 10 февраля участие в совещании Госдепартамента США в Вашингтоне, где подготовлен проект договора между США и Эстонией о ловле рыбы в экономической зоне США.
По возвращении из поездки г-н Пыллу дал интервью корреспонденту "Рыбака Эстонии», которое мы и предлагаем вниманию читателей.
Корр: Прежде чем отправиться в Вашингтон, эстонская делегация продолжительное время вырабатывала свои предложения. Насколько удалось привести их - или приблизить - к общему знаменателю с выдвинутыми американской стороной?
Я.П.: Должен сказать, что процедура эта охватывает весьма обширный круг проблем. В международной практике, как я выяснил для себя, существуют две возможные формы взаимовыгодного сотрудничества в области рыболовства. Первая, например, предусматривает предоставление права работы в экономических зонах других государств на основе межгосударственного договора. То есть, иностранному государству (таким является, в частности, и Эстония) выделяется государственная квота на вылов, обусловленная соответствующим обменом: это может быть квота за квоту, квота за деньги либо нечто третье.
Вторая форма - договоры между предприятиями или компаниями, существующими в рамках различных государств. В этом случае государство доверяет заинтересованным в бизнесе компаниям распоряжаться - на определенных условиях - выделенными им квотами. Такие компании могут заключать договор с любыми другими, в том числе и иностранными, которые, пользуясь предоставленной квотой, вкладывают свою долю (обычно от 15 до 30 процентов) в фонд первых.
Хуже всего, когда прямые контакты базируются на межгосударственных соглашениях по сотрудничеству в области рыбной промышленности. Тут мы получаем возможность выйти на компанию, располагающую квотой, только после наличия двустороннего межправительственного договора. В нашем случае Америка ведет переговоры с Эстонией, исходя из непосредственной заинтересованности в этом, собственных компаний.
Корр.: Как проходила церемония вручения текста договора?
Я.П: В Госдепартаменте Америки нас встречали на очень высоком уровне. Мы заручились обещанием, что договор будет подписан в течение двух месяцев. Прежде чем вступить в силу, договор должен быть ратифицирован Сенатом. Для ускорения положительного результата нам была организована встреча с одним из старейших и почетных сенаторов штата Южная Каролина, способным оказать серьезное влияние при выработке решения в этой высокой инстанции.
Трудно сказать что повлияло на дальнейший ход событий, но факт - Госдепартамент уже после нашего визита решил ускорить заключение договора, есть надежда, что это произойдет в марте.
После чего и откроются шлюзы на заключение ведомственных контрактов с деловыми кругами Америки, занимающимися рыбной промышленностью. По предварительным данным, эти круги могут предоставить квоту на 50 тысяч тонн скумбрии на Атлантике.
Корр.: И это значит...
Я.П.: Потенциально это означает, что объединение "Океан" получит возможность направить в прибрежные воды Америки суда типа "моонзунд". Не исключена работа и в зоне Аляски на облове особо ценных пород рыбы (минтая, трески, камбалы).
Корр.: Но это пока по-прежнему в проектах?
Я.П.: Дальнейшая судьба дела зависит уже от оперативности оформления межгосударственного договора. Важно, что дело сдвинулось. От межправительственных договоров - всего лишь шаг к договорам с миром бизнеса.
Корр.: Ваша поездка не ограничилась Америкой...
Я.П.: Да, в сферу интересов делегации включалась и Канада. Ho тут все обстоит сложнее. Рыбная промышленность страны находится на спаде, из-за уменьшения запасов и размеров трески сокращается ее вылов, а отсутствие сырья заставляет закрывать береговые перерабатывающие предприятия.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этих условиях предоставить возможность работать в прибрежных водах судам иностранных государств - проблематичное дело. С точки зрения внутренних интересов. Однако несмотря на это, надежды на сотрудничество сохраняются. Вопросы внешней политики сулят некоторую выгоду и в этой ситуации. Наша задача - убедить в том канадскую сторону.
Схема здесь такая: государство передает квоты своим бизнесменам, а наши суда уже получают возможность рыбного промысла "под их квоту" на основе договора.
Корр.: В чем тут может быть выгода для канадской стороны?
Я.П.: Скажем, в создании разного рода предприятий - пусть то будут акционерные или совместные, - основанных только на добыче или на добыче, переработке и реализации рыбной продукции.
Корр.: Чем питается все же эта надежда на установление тесных связей?
Я.П:: Явным встречным желанием деловых кругов Канады заключить такой договор. В том числе выходцы из Балтийских государств готовы объединить свои усилия, чтобы добиться этого, а они имеют немалое влияние на решение вопросов, над которыми работает правительство. Надо сказать, что ранее мы мало знали относительно таких кругов и их возможностей.
Корр.: Имеются ли какие-либо другие варианты сотрудничества, кроме уже обозначенных вами?
Я.П.: Да, вопрос рассматривается и под другим углом, в частности - в рамках оказания экономической помощи Эстонии в области рыболовства. Но сначала, как стало известно. Канада намерена упорядочить свои взаимоотношения с Россией. Канадская делегация должна посетить Москву 16 марта с тем, чтобы обсудить проблемы двустороннего договора. Рассчитываем на визит этой делегации и в Таллинн.
Корр.: И - конечный пункт работы эстонской делегации...
Я.П.: Самым результативным оказался визит в Данию. 21 февраля в Копенгагене мы вместе с нашим послом господином Алласом парафировали межправительственный договор в области рыболовства между Фарерскими островами и Эстонией. Подписан протокол, определяющий квоты, право облова нашими судами рыбы в обозначенной зоне и соответственно - работы датских судов на Балтике на 1992 г.
Корр.: Иными словами, создана база для работы судов, ориентированных на фирму "ЭСВА"?
Я.П.: И, должен сказать, неплохая база: шесть тысяч тонн путассу. Прежде наши моряки выбирали свою квоту на условии обмена на треску в соотношении 5:1, ныне складывается уже более благоприятная пропорция и в обмен на облов трех тысяч тонн путассу датчане могут взять на Балтике из зоны Эстонии 500 тонн трески; остальной объем путассу покрывается 20 тоннами лосося и 200 тоннами салаки.
Корр.: Как видно, дело остается за "малым" - организовать промысел?
Я.П.: Чтобы флот работал, нужно его разместить, нужны квоты - это так. Но только этого недостаточно. Требуется еще многое. Другое, в том числе и тралы, оборудование, топливо, люди. Соответствуют ли люди современным требованиям - весьма серьезный вопрос. Нередко квоты по различным организационным причинам оставались невыбранными, из-за чего государство теряло громадные средства. В наших условиях это непозволительная роскошь. Дело давно пора ставить на прочную основу.
Корр.: Судя по всему, она уж закладывается. Открыт путь нашим РТМС-7538 и 7522 - это ли не реальный результат целенаправленной работы...
Я.П.: Кроме упомянутых, в районе Фарер предстоит работать еще одному судну объединения "Океан'' - РТМС-7507. Обозначилась возможность облова дополнительно шести тысяч тонн путассу. Но есть тонкость: квота в руках судоремонтной верфи, которая согласна ее выделить в обмен на техобслуживание наших судов.
Полагаю - необходимо использовать эту возможность: из соображений, дефицита сырья и из учета того, что если не мы - воспользуются ею другие и внакладе не останутся...
Корр.: В завершение разговора - ваш взгляд на проекты вхождения Эстонии в международные комиссии по регулированию рыболовства.
Я.П.: Нахождение в составе этих организаций дает возможность подтвердить - что всегда нелишне - свои интересы в этой сфере. К сожалению, вступление в данные организаций требует уплаты членских взносов, а кто у нас способен это сделать сейчас - трудно сказать. По-видимому, в ближайшее время такая заявка будет сделана. Однако, чтобы суметь представить в них - в НАФО и других - Эстонию, нужна серьезная подготовительная работа.
Корр.: Спасибо за беседу. Успехов в очередном туре переговоров.

Беседу вела Л. ПАНОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНАКОНЕЦ-ТО; К ДЕЛУ ! - 05 03 1992
Сто строк перед рейсом

...Капитан Лео Палумяэ не скрывал своего нетерпения перед выходом в рейс. Было отчего волноваться. Семь судов после окончания межрейсового ремонта продолжают оставаться в отстое или, точнее, в ожидании топлива. С самого Нового года ни одно из судов объединения не вышло из порта Таллинн прямым назначением на промысловые районы для облова рыбы. Одни траулеры сдаются в аренду, другие идут во фрахт; промысловая деятельность продолжается исключительно судами, задействованными еще в прошлом году...
И вот - "прорвало". Впервые за тягостное это время неопределенности в сводках расстановки флота обозначились два судна, где на 12 февраля началась подготовка к эксплуатации. Точнее, 12.02 для РТМС-7538 определен план: CBA-14.02. В том же направлении планировался и РТМС-7522, только девятью днями позднее. Но еще неделю и тому и другому судну предстояло оставаться в Таллинне в ожидании того же топлива.
Рыбакам известно: супертраулеры "Тамула" и "Валгеярв" ориентированы на облов беломясной рыбы для фирмы "ЭСВА". В "Рыбаке Эстонии" сообщалось также, что традиционный район промысла таких пород - СВА - стал для судов объединения "Океан" по ряду причин недосягаемым. А раз так - предриятию "ЭСВА" грозило лишиться сырья...
Тогда и зародилась идея - создать на базе "ЭСВА" предприятие уже совместно с про-филирующими судами объединения "Океан". Или -по другому варианту - передать их фирме в аренду. С помощью зарубежных партнеров, думалось, более реально заручиться и лицензией на вылов требуемого ассортимента рыбы и, возможно, обзавестись хоть толикой топлива...
Встретившись перед рейсом с Л. Палумяэ, поинтересовалась - под чьим "крылом" выходят на промысел моряки РТМС-7538; остается ли их полновластным хозяином объединение "Океан" или...
- Никаких "или", - заверил Лео Мартинович.- Финны с большим подозрением отнеслись к возможности создания совместного предприятия. Затребовали у нас точные расчеты по расходам, по рентабельности. А у нас это - коммерческая тайна. Витала идея сдать им пароходы в аренду, но экономисты такую стоимость обсчитали, что дальнейших предложений уже не последовало. (По сведениям главного экономиста А. Кокорева, финны "в принципе не согласны с арендой наших судов".- Л. П.).
С помощью "ЭСВА" открылась все же для нас "зеленая улица". Топливо! Оно добывалось одинаково для РТМС-7538 и 7522 с участием фирмы "ЭСВА". Фирма вообще почти целиком взяла на себя снабжение наших судов...
- Оба супертраулера выходят в море после межрейсового ремонта. Как вы его оцениваете?
- Качество ремонта? Не о том сейчас забота. Хочешь работать - берись, а нет ... Сами видите: первые суда в этом году выпускаются в рейс. У нас чуть ли не конкурс был: по 1,5 человека на место!
Другое тревожит - где мог застрять этот "пиратский" танкер с топливом? Со дня на день его ожидаем. Надо быть в районе промысла уже сегодня (21.02). Благоприятная обстановка сохранится там еще до середины апреля, и мы, чем больше задерживаемся, тем больше упускаем. Успеть бы наверстать...
Понятно нетерпение капитана. И да сбудется желание моряков: полных им трюмов...

Л. ПАНОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПОРТОФЛОТ: ВСЕ КАК У ВСЕХ... - 05 03 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перекраивается производственная карта Таллиннского морского рыбного порта - решается проблема: оставаться ли ему многоплановым хозяйством с имеющимися структурными участками или переориентировать их по профилю. Именно так ставится вопрос по отношению к портофлоту. Имеется у него два пути: продолжать действовать в составе рыбного порта либо - влиться в единый портофлот, создаваемый на побережье от Копли до Мууга.
Танкера и буксиры - основное богатство портофлота. Большие перспективы вырисовываются у танкеров. Им надлежит впредь обеспечить два встречных потока грузов - с Запада на Восток и обратно. Раскачка топлива, бункеровка его - все это на сегодня задачи, имеющие для промышленности Эстонского государства стратегическое значение. Отсюда и заинтересованность в определении оптимального режима деятельности таллиннских портов. Окончательно решение судьбы портофлота, таким образом, - за правительством республики. А пока суд да дело, небольшой участок продолжает жить своими повседневными проблемами, решая будничные задачи.
Все здесь - или почти все - как у всех. Основная боль: существующие тарифы - хотя и они не столь низкие, по свидетельству начальника портофлота В. Субботкина, - не покрывают возросшие расходы на топливо и ремонт. Хорошо еще, что за топливом не надо далеко ходить, местные суда продолжают пока снабжаться нефтебазой ТМРП(до той поры, во всяком случае, покуда все бывшие подразделения остаются в едином узле).
Но уже любой капитальный ремонт - на танкере ли, на буксире - требует миллионных затрат. Не располагая подобными средствами, администрация не видит иного пути, как, аналогично объединению "Океан", направлять часть судов в отстой.
Глобальной становится, по выражению В. Субботкина, "чисто человеческая проблема" - грядущее сокращение кадров. Не самоцели ради - ради выживаемости производственной единицы как таковой. Останется ли портофлот в составе рыбного порта или отойдет в структуру Линнапорта - в любом случае сокращения неминуемы. Понимается это так: где прежде работали восемь человек, должны остаться четыре. Упор делается на совмещение профессий, причем как в низовых звеньях, так и в руководящем составе.
Это - в общих чертах. А вернуться к конкретной "физической единице" - вот одна из них, на снимке нашего фотокорреспондента Р. Эйна. На буксире "Вега" люди уже два года совмещают различного рода профессии. Работая по своему прямому назначению - на перебазировке большегрузных судов - "Вега" в экстренных случаях готов выйти на ликвидацию аварий, связанных с разливом тяжелых нефтепродуктов. Судно без работы не останется, а вот эксплуатировать его впредь предстоит лишь тем, кто на работу - особо "падок"...

Л.СТИШЕНКО.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРАДИ СОХРАНЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА – 27 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФАКТ...
Такую цель преследует распространенный в объединении приказ генерального директора "О порядке проведения сокращения штатов и предоставления резерва плавсоставу."
Переход экономики республик бывшего Союза на рыночные отношения, политические и экономические изменения, происшедшие в последние месяцы в бывшем СССР, привели к подрыву традиционных экономических связей между бывшими республиками и, как следствие, к большим трудностям в обеспечении флота топливом, тарой и другими материальными ресурсами. Принимаемые меры по выходу объединения на международный рынок для реализации там рыбной продукции, закупки топлива и других ресурсов не дают пока необходимой отдачи. В результате объединение вынуждено на данном этапе сократить количество добывающего флота на промысле и искать другие пути его использования.
Необходимостью стабилизации экономического положения объединения и продиктован был настоящий шаг по сокращению кадров.
Согласно приказу, "отдел кадров объединения и начальники структурных подразделений временно прекращают прием рабочей силы со стороны."
С учетом повышения эффективности управления и сокращения численности персонала разработана новая структура подчинения заместителям генерального директора отделов и служб аппарата управления.
Штаты специалистов и рабочих аппарата управления, а также береговых структурных подразделений сокращаются не менее, чем на 30 процентов. В то же время на флоте предусматривается сокращение штатных расписаний крупнотоннажных судов на 15 и среднетоннажных - на 10 процентов без определения сокращаемых должностей.
Чтобы исключить разночтения, в приказе конкретно указывается: "При сокращении пенсионеров увольнение их произвести на основании пункта 9 статьи 37 КЗОТа ЭССР".
Необходимостью оперативного реагирования на непредвиденные экономические спады обусловлено решение в особых случаях переводить работников берега на неполную рабочую неделю или направлять в неоплачиваемые отпуска.
С учетом нового штатного расписания определение фонда заработной платы на рейс производится с увеличением окладов в размере 50 процентов от окладов по сокращаемым должностям. При этом капитанам судов предоставляется право распределять среди членов судоэкипажа в зависимости от трудового вклада каждого экономию валютных средств по сокращаемым должностям также в размере 50 процентов. В полном объеме для распределения среди членов экипажа сохраняется фонд заработной платы и валютных средств, образуемый в случае принятия судоэкипажем решения работать численностью, уменьшенной сверх определенной нормы (соответственно сверх 15 и 20 процентов на судах разного типа).
С 1 марта 1992 года суммированный учет рабочего времени на отходящих в рейс судах будет производиться с предоставлением за период работы в рейсе одного отгульного дня в неделю и с увеличением доплаты за часы работы сверх нормального рабочего времени в соответствии с КЗОТ. Отделу кадров, функциональным отделам и службам дано распоряжение сократить платный резерв до пяти рабочих дней для материально ответственных лиц и до суток для других категорий плавсостава на период до отхода (вылета) в рейс и после прихода (прилета) из рейса. Допускается направление работников плавсостава, желающих продолжить дальнейшую работу в объединении, в резерв без оплаты на срок до шести месяцев.
Что касается береговых подразделений и аппарата управления, то здесь в результате сокращения штатов на повышение окладов и тарифных ставок направляются все 100 процентов высвобождаемого фонда заработной платы.
Контроль за исполнением приведенного приказа генеральный директор объединения оставляет за собой.
... И КОММЕНТАРИЙ ...
Он прозвучал на диспетчерском совещании с традиционным участием руководителей структурных подразделений, начальников управленческих служб и капитанов судов.
В части регулирования штатного расписания судов помощник генерального директора объединения В. Янцевич уточнил: сокращаемые должности не определяются заранее, потому что это будет зависеть от режима работы каждого конкретного судна.
Едва ли на-ура будет воспринята "воля" оставаться в резерве на протяжении полугода за счет собственных возможностей. Но, быть может, остроту ситуации реально было бы сгладить, используя загранкомандировки, направляя часть работников по договоренности в совместные предприятия и на заграничные суда?
- Дело в том, - поясняет В. Янцевич, - что загранкомандировки для работников объединения у нас давно не практикуются. Верно: на одном из заседаний Правления обсуждалась целесообразность направления во временные командировки по контрактам с фирмами, высказывалось также пожелание разработать на сей счет соответствующие предложения. Однако практика показывает, что предприятия, принимая наших людей на временную работу, желают иметь некие услуги и от объединения, чего мы не в состоянии предложить. Или - другая крайность: временная работа в иных случаях оборачивается оттоком из объединения наиболее квалифицированных кадров, что для нас также нежелательно.
Говорить о направлении наших работников в СП или на загрансуда несколько преждевременно. По линии механико-судовой службы планировалась работа в совместных фирмах (в Санкт-Петербурге, в частности), но и здесь может быть занято незначительное число специалистов.
На иных предприятиях практикуется комплектование экипажей для работы на судах под иностранными флагами. Не заказан этот путь и нам, будем пробовать...
Напряженность обстановки вызвала на диспетчерском совещании ряд недоуменных вопросов. Начальник автобазы, в частности, высказал явное недовольство в связи с определенной цифрой кадровых сокращений - 30 процентов. Очевидно, указал он, следует увязывать численность предприятия с его прибылью и возможностями выживаемости. Ответ помощника директора по кадрам последовал лаконичный - 30 процентов определены из учета экономического положения и финансового потенциала объединения. Имелся вопрос у специалистов радиоцентра: если на работу временно принимаются лица из плавсостава, расценивается ли это как пополнение штата? Определенно - нет, - заверил В. Янцевич.
Однако если в некоторых обстоятельствах допускается подход к сокращению в зависимости от конкретного расклада дел, то вполне категорично ставится вопрос по отношению к пенсионерам: они подлежат безусловному увольнению, без заблаговременного предупреждения. Таков жесткий диктат сегодняшней действительности.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ – 27 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У богатых свои привычки, у бедных - свои. Коллектив гостиницы "Океан" уже привык всю свою жизнь ходить в должниках. А это, знаете ли, вырабатывает особую психологию, свое отношение к жизни. Вот, в качестве подтверждения, финансовые итоги прошлого года в тысячах рублей:
_______________Затраты___ доходы
Гостиница______668,3_____391,8
Общежитие____108,0______3,5
Домоуправление_51,6_____9,7
ИТОГО:__________827,9___405
-422,9
Добавьте к минус четыреста двадцати трем тысячам еще сто пятьдесят - это та цифра, которую разные инстанции заносят в разные графы. Гостиница - в статью доходов, объединение - в статью расходов. И оба правы. Поясню и тебе, читатель. Это та копеечка, в которую обходится объединению льготное проживание в гостинице рыбаков нашего предприятия. За проживание в двухместном номере платят они два рубля, в трехместном рубль пятьдесят. За эти деньги нынче и порцию мороженого не купишь. Есть видно, у нас еще порох в пороховницах.
С цифрами, с ними что, с ними просто, куда договорились, туда и поставим. Но вот коллектив гостиницы все больше не устраивает место, на которое его поставило объединение: в угол и лицом к стене. Думаю, таблица доходов и расходов вызвала у тебя, читатель, кое-какие вопросы. При чем здесь общежитие, дающее три с половиной тысячи рублей доходов и сто восемь - расходов, домоуправление, расходы которого более чем в пять раз превышают доходы? Может быть, для объединения это и плевые цифры, какие-то 600 тысяч, но нормальный человек, наверное, никогда не привыкнет ходить в должниках. Жизнь взаймы - ярмо, хомут, некая форма рабства, и голову освободить очень хочется. Поэтому из недр гостиничного коллектива периодически выплывают хлипкие бумажные суденышки с расчётами и надеждами на послабление. Доплыв с грехом пополам до уп равленческих гаваней, исчезают они бесследно, либо превращаются в некую условность, как это произошло с арендным договором. Но об этом ниже.
Итак, общежитие и домоуправление, что же это значит? А вот что: на балансе гостиницы находится общежитие на Сыле и 5 жилых домов. Раньше их было гораздо больше, но те, что получше, удалось постепенно передать городу. С оставшимися потяжелее будет. Даже кампания, предваряющая приватизацию, норовит обойти их стороной, поскольку частью это очень устаревший жилой фонд, - какие с него деньги: часть это дома, построенные МЖК, а они - настоящая драма, которой мы, походя, и касаться не будем.
Как бы там ни было, но ремонт и обслуживание этого жилого фонда и упомянутого уже общежития висит на гостинице тем камнем, который и затянул ее на дно. Поэтому программа минимум сводится к тому, чтобы освободить шею из двух этих хомутов. Дело это непростое, а, главное, нескорое. И потому не могу сказать, что от директора гостиницы, ее коллектива веет оптимизмом. С общежитием вроде бы проще: к 1 марта должен закончиться ремонт на втором этаже гостиницы, и сюда будет переселена вся "общежицкая рать". Таким образом, общежитие перекочует в гостиницу навсегда. Я, честно говоря, вижу в этом все тот же якорь, который не пустит в свободное плаванье. Кроме того, 20 штатных единиц, обслуживающих общежитие, - с ними тоже надо что-то делать. Но директор гостиницы О. Иванов видит в переселении довольно много плюсов. Во-первых, для начала с проживающих будет взиматься несколько иная плата, чем раньше, т.е. они будут оплачивать себестоимость каждого квадратного метра. Сейчас же за общежитие платят чисто условную сумму - трешку. Гостиница делала попытку - это все тот же голубой период условной аренды - хоть немного приблизить сумму к жизненным реалиям. Но в экономические ее построения вмешались структуры отнюдь не экономические: профсоюз добился отмены повышенной стоимости проживания в общежитии.
- А когда, - мечтает директор О. Иванов, - мы станем совсем самостоятельными, то будем заключать договоры с подразделениями, работники которых проживают в гостинице. При явном спаде в гостиничном деле, который, по прогнозам, будет углубляться, лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Дом же на Сыле будет реконструирован в жилой, работа по передаче жилого фонда городу тоже кое-как, но идет, конец процесса все-равно в отдаленном будущем.
Надо отметить еще одну немаловажную деталь, а может, и решающую по нынешним обстоятельствам. Дело в том, что и дом на Сыле, и саму гостиницу объединению надо либо выкупить, либо отдать другому дяде, который это сделает. Поскольку ныне все, что расположено на территории республики, принадлежит ей же. За гостиницу просят 2 млн. рублей. По предварительным, не до конца официальным договоренностям и решениям объединение деньги выделяет. Дяди со стороны тоже соблазняют коллектив своим златом.
Но пока что гостиница, как и все мы, находится в странном состоянии. Как улитка: вроде бы и выползла из своего старого дома, а нового-то нет - никак не построить. То одно не дает, то другое мешает.
Кроме того О. Иванов надеялся повысить плату за проживание с 1 февраля. Для посторонних, т.е. проживающих без льгот, она тоже необременительна: 8 и 10 рублей в сутки. В "Олимпии" , например, это вам обойдется в два стольника. При всем том в гостинице пустует от 70 до 100 мест ежедневно. Цены на гостиничный сервис растут и по этой общей для всех причине. В Стокгольме в королевском отеле, когда мне случайно довелось пройтись по его коврам, проживало всего 20 человек, а администрация улыбалась, - столь велика там плата за проживание..
Словом, до 1 февраля повысить стоимость проживания не удалось, разошлись на том, что дождаться надо соответствующих официальных решений на уровне республики. Теперь они есть, и директор Иванов готовится к новому походу.
Конечно, в том виде, в каком гостиничное хозяйство существует нынче, вряд ли удастся существенно поднять его рентабельность. Тут уж кто какие задачи перед собой поставит. Акционеры, наверняка, займутся изрядной реконструкцией всех этажей гостиницы, объединение, может быть, и в дальнейшем устроит существующее нынче положение, поскольку и оно живет в искаженной системе координат и на его шее не один, и не два хомута, нахождение которых именно здесь, именно на этой шее абсурдно и здравому смыслу не поддается. Но поскольку нынче существенно меняется само состояние группы работников, которую мы называем плавсоставом, то это отразится и на судьбе гостиницы. Сокращается плавсостав за счет проживающих в других республиках.
Прошлись мы с главным инженером по этажам гостиницы. Ну что тут скажешь?! Нечеловеческое отношение наших рыбаков обезобразило небогатый гостиничный интерьер. Больно и стыдно было смотреть на обожженный пол(только-только после ремонта), о который гасят окурки. Это еще лучший вариант, их гасят и об мебельную обивку. Пепельницы ставить перестали, поскольку они тут же исчезают, но хотя бы урны! Их я тоже не увидела. Искаженные не знаю уж какими предметами двери стенных шкафов, разорванные, чтобы вытереть обувь, полотенца. Много всякого мне показали. Уцелевшие на одном из этажей шторы - на других украли, обрезанный под корень кабель - телевизор теперь тоже только на одном этаже. Воруют все, любую мелочь, вплоть до дверных ручек и палок от мебели. Даже живопись, которая больше пугает, чем впечатляет, и ту вырезают из рам. Ох и подла ты, человеческая натура, а уж для совковой - нет границ! Может быть, если дороже оценивать гостиничные услуги, так их больше уважать будут, это ведь тоже качество советской психологии. Я робко предложила взимать еще и залоговую стоимость имущества, с возвратом, если все сохранится в целости - сохранности. Не положено, говорят. За разломанную варваром тумбочку приходится взимать по старой цене, а покупать по новой, что в соотношении один к десяти. Да и где нынче что купишь?!
Атмосфера безнадеги, третьесортности - а отсюда попустительство, равнодушие - пропитало гостиницу. В одном из блоков наши гости из южных республик удобно делили кровать с местными дамами. Представительница администрации при этом спокойно подремывала в своем закутке.
Услуги, которые предлагает гостиница, перечислять не буду, их не больше и не меньше, чем в других заведениях такого класса. Есть где поесть, помыться, при желании приготовить что-то самому. Правда, в одном из номеров жаловались, что очень дует из окон, наверное, можно чем-то подсобить проживающим тут не один месяц.
Не буду утверждать, что наш "Океан" - гостиница высокого класса, но скромность стоимости проживания здесь чрезмерна. Беспросветно застывшие формы существования гостиницы, со всеми тупиковыми ответвлениями не дают гостиничному коллективу ни малейшей свободы в решении как жить и как дело править. Подписанный во всех инстанциях, скрепленный необходимыми печатями, арендный договор пылится в сейфе. Условность и значительность его была столь откровенна, что один очень существенный приказ о перезаключении аренды с одновременным открытием расчетных счетов в гостиницу даже не направили. И все расчеты продолжает вести объединение. Пока жив человек, он надеется. И гостиница "Океан" упорно продолжает гнуть свою линию - линию перехода на аренду.
Пришедший в начале февраля приказ о приостановке действия договора об аренде привел коллектив гостиницы, как и все остальные коллективы, к исходной точке. Путь надо начинать заново и сначала. Вины объединения здесь, видимо, нет, идет подгонка структур под республиканские требования и условия. Вряд ли удастся создать крепкое хозяйство, если вас уже который год вяжут по рукам и ногам. Бес в мешке обескровил объединение и другие подразделения, напоминающие нынче судно под напором ломающегося льда. Выдержит ли?
... Директор гостиницы "Океан О. Иванов занят подготовкой нового арендного договора с объединением.

Л. КУДРЯВЦЕВА
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМЕДЛЕННО ЗАПРЯГАЕМ. А ЕЗДИМ...? – 20 02 1992
...Предложение генерального директора объединения прозвучало как вызов: "Найдется такой капитан, кто готов набрать экипаж и пойти в рейс туда, где все расписано-обсчитано?" После недолгого молчания поднялся с места П. Федоренко: "Какая готовность, если нет средств? Куда ни пойди - тут тебе проблема топлива, проблема баз. И в инпортах: если, например, в Португалии не заведем своего представителя, будем терять тысячами и миллионами. Кредитная система не долговечна: капиталисты так не работают, им - плати наличными..."
Позднее, в частной беседе Павел Васильевич сослался на личный пример. Судну был предусмотрен заход в Авейру: сдача продукции, докование. Чтобы обеспечить оперативность, понадобилось утрясать взаимоотношения сразу с двумя инофирмами, каждая из которых пробовала диктовать свои условия. Хорошо - у Федоренко нашелся "под рукой" помощник по производству Петраковский: если б не его знание языка и напористость - ничего бы экипажу в порту не пробить. Только у каждого ли капитана найдется "свой Петраковский", кто бы к заходу судна в инпорт готовил и причалы, и агента?
Досадует Федоренко и на непродуманность заключенного с инофирмой контракта: шутка ли - одно докование в инпорту обходится в 25 тысяч долларов?! Да лучше бы отказаться от него, уплатив пять тысяч неустойки, а 20 тысяч сэкономить - с лихвой бы окупилась та же операция в отечественном порту.
Объективности ради помянул Федоренко добрым словом финансового директора: спасибо ему - добился выдачи валюты экипажу через Лиссабон. Но это - частный эпизод. А в целом, не обнаруживая последовательности в решениях "верхних эшелонов", каким отныне видится управленческий аппарат "Океана", капитаны не спешат ухватиться за "самостоятельность". Много говорится: о предоставлении капитанам права подбора личного состава рыбаков в рейс, о формировании стабильных экипажей, но от декларации до дела - "дистанция огромного размера..."
На одной из встреч капитанов с администрацией объединения прозвучало:
"Нужно приблизить капитана к хозяину" (В. Нечитайло). Но тут же - недоуменный вопрос А. Ломейко: Какой хозяин, если в рейс экипаж отправляется сокращенным составом, а фонд заработной платы при этом не сохраняется?! Стояло за этим: условия опять-таки навязываются "сверху"? Риторический этот вопрос нашел поддержку и у капитана Г. Карауша, настаивающего на аренде судов.
Но и тут неувязка. Не может быть аренды, пояснил первый заместитель генерального директора А. Прууль, пока объединение остается в статусе государственного. Станет акционерным либо, по меньшей мере, арендным, тогда - пожалуйста, правомерно заводить речь и о приватизации судов, тогда появится и возможность, что уже капитаны начнут диктовать - какие специалисты нужны в управлении, от каких пора избавляться. А пока государство остается монополистом, вынес резюме уже А. Мельников, - предприятию не жить. Нужны инвестиции, нужны кредиты, но поди их сейчас дождись...
И вновь капитаны остаются на выжидательной позиции. Иные - оттого, что не владеют информацией, без чего невозможна четкая ориентировка в конкретной обстановке. Неслучайно ведь звучали элементарные вопросы, наподобие следующих: "Какие есть СП? Кто у нас в аренде?" И т.п. Между тем достаточно изредка просматривать сводку расстановки флота, более или менее регулярно заглядывать хотя бы в местную нашу газету - "Рыбак Эстонии", чтобы самостоятельно найти ответ на имеющиеся вопросы. Другие, похоже, просто рассчитывают на то, что все само собой образуется. И упомянутый призыв В. Нечитаило приобретает в этом свете иной подтекст: речь-то идет не столько о том, чтоб самому приблизиться к хозяину, а скорее о том, чтобы кто-то подтолкнул капитана к этому положению.
"Раскачиваются" капитаны. Извечная наша беда: "русский мужик медленно запрягает..." Не затянулся бы процесс до той поры, когда уже и ездить-то не придется...

Л.ПАНОВА

P.S. Быть может, автор не вполне прав в своих посылках? Убедите его в ином, капитаны…