Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаГОСТЕПРИИМНЫЙ «БРИ3» - 06 08 1977
«Бриз» стоял в порту Ломе. Облокотившись на фальшборт, молодой негр что-то старательно писал на клочке бумаги. Рядом, наклонившись к нему, стоял матрос Андрей Долматов.
- Что вы тут делаете? - спросили мы, проверяя вахтенную службу. Чернокожий курчавый юноша привстал и повернулся к нам. Он улыбнулся и, блеснув белыми зубами, ответил:
- Изучаем русский язык! Мы удивились - чистая, без всякого акцента русская, совсем наша речь!
На листе бумаги виднелись аккуратно выведенные слова: «Добрый день», «Я хочу работать», «Я хочу есть», «Володя Афррикан"...
- Меня зовут Володя Африкан, - отрекомендовался курчавый юноша и поведал нам свою короткую биографию. Матери, отца у него нет, родственников также. Рос и воспитывался, где придется, но главный приют нашел на советских судах, приходящих в Ломе. Он хорошо запомнил их имена - «Бриз», «Бора», "Иней», «Приволжск», «Обуховская оборона». Здесь он был завсегдатаем — обедал, общался с матросами, помогал им в работе, смотрел кино. Ну, и, конечно, научился русскому языку, получил прозвище Володя Африкан (настоящая его фамилия Фуми Комлави).
- Работать надо, Володя! — заключили мы. — Ты уже не маленький.
Но Володя молчал, печально опустив голову. Он уже устал объяснять всем и каждому, что тут, в Ломе, не так-то просто устроиться на работу, тем более без паспорта, а паспорта у него нет. За него надо платить 1700 франков.
Две недели мы выгружались в Ломе, и каждый день с утра до ночи Володя Африкан обитал на «Бризе». Здесь он охотно помогал портовым рабочим выгружать рыбу, смотрел кино, мы его угощали флотским борщом. Боцман дал ему, рубашку, кто-то сандалии, кепку. Приодели парня — любо посмотреть.
Когда «Бриз» отходил от причала, Володя Африкан стоял ближе всех к приподнятому трапу. Он приветливо махал рукой и громко по-русски кричал: «До свидания!».
Сколько подобных встреч и расставаний бывает в нашей моряцкой жизни. Сколько хороших и верных друзей мы находим в каждом порту!
12 июля на «Бризе» был очередной «День открытых дверей». На борт судна с утра пожаловали тоголезские пионеры. Синие береты, белые рубашки, красные галстуки. При встрече поднимают руку и на своем языке произносят «Будь готов!». Как все это близко и дорого нам, выросшим из пионерии!
Дети побивали на капитанском мостике, в штурманской рубке, машинном отделении. В красном уголке посмотрели киножурнал «Солнечная Грузия», познакомились с нашими стендами, наглядной агитацией. На память о посещении «Бриза» пионеры сфотографировались, получили открытки с видами Таллина, значки сувениры. Довольные, сияющие, они покидали борт гостеприимного «Бриза».
На смену детям прибыла делегация рабочих ремонтно-механического завода. Взоры гостей остановились на красочно оформленных стендах -«Таллин» и «Советская Эстония». Старший помощник капитана Энн Веедлер обстоятельно рассказал о своей Родине, о ее развитии и процветании.
К вечеру на борт поднялась в полном составе тоголезская семья: муж, три жены и дети. Интересная встреча! Рядом женщины Советского Союза и Африки, белые и черные, свободные и угнетенные. Невольно завязывается оживленная беседа о положении женщин в Стране Советов.
Африканки переглядываются, они с трудом верят, что есть такая страна, где женщин с высшим образованием больше, чем мужчин, где женщин врачей, учителей также больше, чем мужчин. Улыбки сомнения появляются на их лицах, когда они узнают, что в Советском Союзе не принято иметь несколько жен. И, возможно, поэтому, увидев в каюте семейную фотографию, одна из негритянок казала:
— Такой большой начальник только одна жена!
Каких только встреч не бывает в заграничном плавании! Но что характерно — советские моряки всегда дорожат своей честью, берегут честь своей Родины. Присущее советскому человеку чувство интернационализма всегда находит подтверждение в их делах и поступках.
В порту Лагос к нам обратился капитан греческого судна «Амфитрити». Он просил помочь в ремонте радиолокационной станции. Каждый моряк понимает, что на судне без локатора, как без глаз. И мы, конечно, не отказали. К грекам направились наши радиоспециалисты В. Закопаев, Н. Богданов. Работа оказалась трудоемкой, неисправности выявились и в приемопередатчике, и в блоке питания, и в вентиляторе. Кроме того, был неисправен гирокомпас. Два дня возились наши специалисты, но дело свое сделали. Капитан горячо благодарил и восхищался их мастерством.
На другом греческом судне «Феофилоск» вышла из строя гидравлическая палубная система. Бездействуют грузовые лебедки и брашпиль. А нам с этим судном работать, перегружать на него рыбу! И опять же выручили наши специалисты. Второй механик В. Вихер, токарь Л. Марчук сварщик И. Кисляков за три часа устранили неисправность, и «Бриз» продолжал сдачу рыбопродукции.
Нередко просят нас и об оказании медицинской помощи. Наш судовой врач Владислав Чебыкин в таких случаях всегда безотказен.
Невелика на «Бризе» «Интернациональная группа» — всего 7 человек, но она проводит большую и важную работу. Во многих странах Европы и Африки бывает «Бриз", и всюду экипаж его встречают с желанием, тепло и приветливо.

В. ВАСИЛЬЕВ, первый помощник капитана ТР «Бриз».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тоголезские пионеры на борту «Бриза».
Фото А. Лихуша.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Лидии Викторовны Григорьевой. ДИРЕКТОР, ПЕДАГОГ, ПСИХОЛОГ - 02 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВДНИ УЧЕБНЫХ сессий в Таллинской заочной школе моряков многолюдно восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый классы — меняются предметы, расширяются кругозор учащихся. И вот позади зачеты и экзамены — вчерашним ученикам вручают аттестаты. Сколько таких торжественных радостных и немного грустных минут было у директора школы Лидии Викторовны Григорьевой? Пожалуй, не счесть, как трудно сосчитать и всех тех, с кем в течение 30 лет щедро делится она знаниями, эрудицией богатством души, любовью к своему предмету, кому остается добрым наставником и спустя много лет после окончания школы. Бывшие ученики — частые ее гости. И не удивительно. Приветливость и особенная благожелательность этой женщины общеизвестны. Эти ценные человеческие качества Лидия Викторовна сумела пронести через всю жизнь.
Первые десять лет работы связаны с Пярну. Кажется, это было совсем недавно. Молоденькая учительница литературы и русского языка спешит на урок.
- В обычной школе мне почему-то всегда доставались так называемые трудные классы, трудные ученики. Но я довольна: трудно - значит интересно. Всегда удавалось находить общий язык с детьми. Ведь душа ребенка открыта, нужно только понять ее. И ни в коем случае не допускать фальши. Главное — увидеть в ребенке человека, хорошего человека. И тогда легко раскрывается душа и устанавливается взаимопонимание.
Так, почти тридцать лет назад, Лидия Викторовна Григорьева сдала главный экзамен - испытание на выдержку, доброту, человечность.
Молодая учительница росла вместе со своими учениками: сначала преподавала в начальной школе, затем в 5 и 6 классах.
В пярнуской школе был в ее классе парнишка. Учился неважно, и с дисциплиной было плохо. В общем, немало забот принес он своей учительнице, но молодой педагог не-растерялась, сумела подружиться с мальчиком, сумела найти и развить то хорошее, что было в нем. Прошли годы. И вот недавно Лидия Викторовна встретила своего бывшего ученика. Он закончил школу, выбрал профессию моряка и трудится сейчас в объединении "Эстрыбпром». Стал хорошим производственником, в коллективе пользуется заслуженным уважением. Разве это не награда?
В Таллине до прихода в заочную школу Л.В. Григорьева работала в 23-й школе. Здесь же началась ее активная творческая деятельность. Она занималась изучением психологии учащихся, вопросами повышения эффективности учебного процесса в преподавании русского языка. Ею были разработаны карточки по составу слов в помощь учителям начальных классов: 10 видов работ нарастающей трудности в 6-ти вариантах, рассчитанных на дифференцированное обучение.
Этими карточками пользовались в школе. На ВДНХ СССР в Москве ей была присуждена бронзовая медаль. Было это в 1967 году. А спустя два года Эстонский республиканский институт усовершенствования учителей издал книжку Л. В. Григорьевой "В помощь учителю" с дидактическим материалом по русскому языку в начальных классах. В это время она начинает выступать на страницах республиканских газет с материалами по пропаганде педагогических знаний, делится своим опытом.
Творческая работа не оставлена и сейчас. Зная специфику труда моряков, Лидия Викторовна старается облегчить их учебу. И скоро, уходя в рейс, моряки вместе со школьными учебниками будут получать «Рабочую тетрадь по русскому языку». Лидия Викторовна разработала материал этого учебного пособия для 9 и 10 классов. В «Тетрадях" умело подобраны вопросы, упражнения, занимательные ребусы по темам — учащиеся только вписывают в схемы нужные буквы и слова. Такой подход к выполнению заданий значительно экономит время и бумагу, что особенно ценно в морских условиях, когда порой случается, что под рукой не оказывается ее ни листка.
Я попросила Лидию Викторовну рассказать о специфике работы в заочной школе моряков.
— Со взрослыми людьми работать сложнее. Иной, обладая отрывочными и поверхностными знаниями, считает себя эрудитом. С такими приходится особенно трудно. Кроме того, у взрослых людей, как правило, уже устоявшиеся взгляды, случается; и неверные. Есть и другие трудности. Обычно учащиеся
к нам приходят после 8-го класса. Бросают дневную школу в основном по двум причинам; из-за слабой успеваемости или конфликта с преподавателем. И то, и другое ведет к тому, что появляется какая-то «боязнь» школы, неуверенность в себе. Поэтому весь наш коллектив старается приветливо встретить каждого ученика, помочь ему почувствовать уверенность в своих силах, заинтересовать. Все это легче сказать, чем сделать. Но работа наша интересная и ответственная, ведь мы участвуем в становлении личности. Каким станет молодой человек — в значительной степени зависит от нас, учителей. И мы прилагаем все усилия, чтобы воспитать его достойным советским гражданином.
Школа делает все, чтобы облегчить труд заочников. Методика учебной работы, которая применяется в школе, разнообразна. Различны виды обучения. Ученик в любое время может получить консультацию по каждому предмету, выполнить лабораторную и практическую работу.
Восемь лет Лидия Викторовна Григорьева — директор ТЗСШМ, преподает русский язык и литературу. Как она может определить заочинка-77?
— Прежде всего, это молодой человек от 18 до 22 лет. Перерыв в учебе у него небольшой — 3—5 лет. Он, может быть, еще не до конца осознал пользу учебы, но романтик, горяч, живо интересуется окружающим, любознателен. Своего ученика мы стараемся духовно обогатить. В процессе обучения большое внимание уделяется воспитательной работе. Наш лозунг: «Обучая — воспитывать». У нас есть определенные сдвиги. Так, школьная успеваемость с 31 процента (девять лет назад) возросла до 89 процентов (в этом году).
К слову сказать, учительница русского языка и литературы Л. В. Григорьева в течение 20 лет работает без второгодников. Директор Л. В. Григорьева умело руководит коллективом. Успеваемость учащихся повысилась на 50 процентов, в два с лишним раза увеличился контингент. Увеличился выпуск, и отсев уменьшился вдвое. За последние три года школа одной из первых заканчивает комплектование учащихся.
Несмотря па загруженность, Лидия Викторовна проводит большую общественную работу. Ее неоднократно избирали секретарем партийной организации, председателем месткома. Сейчас она держит связь с предприятиями, чьи работники учатся в школе, -Эстонским морским пароходством и объединением «Эстрыбпром».
Каждый, кто любит свое дело, думает о тех, кто будет его последователем. Лидия Викторовна имеете с другими опытными педагогами шефствует над молодыми — рядом работают Людмила Пархоменко, Мирон Раудсепп, Хилья Вент; уходят в море, чтобы учить там заочников, Николай Слюсарь , Владимир Федоров, Анатолий Семенов. Опыта и мастерства у Лидии Викторовны накоплено немало. Сегодня у Лидии Викторовны юбилей. Моряки, многочисленные ученики сердечно поздравляют ее с днем рождения, желают дальнейших успехов в трудной и ответственной работе.

Н. КРУТИК0ВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти РТМ-7229 "Юхан Смуул» и его экипажей. ВОСЬМОЙ ПОБЕДНЫЙ... – 02 08 1977
«Традициям верны»—так называлась корреспонденция, опубликованная в нашей газете в конце июня. Первый помощник капитана РТМ-7229 "Юхан Смуул» В. Буханевич рассказывал об успешной работе экипажа на промысле. Как и в предыдущих семи рейсах, рыбаки «Юхана Смуула» отлично справлялись с выполнением плановых заданий.
И вот судно вернулось в родной порт из восьмого рейса. Вернулось с победой. Экипаж, работавший на промысле под руководством капитана-директора Николая Петровича Леонтьева, оказался верен славным трудовым традициям. Вот окончательные итоги работы: вылов — 117,7 процента, заморозка — 124 процента.
Изготовление филе—418 процентов. План по выпуску товарной продукции выполнен на 112,5 процента, пищевой — на 111,8 процента. Принятые в начале рейса социалистические обязательства — выполнить рейсовое задание по всем показателям на 101 процент, значительно перекрыты. Также перевыполнено социалистическое обязательство по росту производительности труда.
Безусловно, успехи не пришли сами собой. Стабильность трудовых достижений зависит от слаженной работы экипажа. На судне работают 62 ударника коммунистического труда. А известно, что за один рейс присвоения этого почетного звания не добьешься. В последнем рейсе это звание присвоено третьему помощнику капитана С. Баринову, вахта которого добилась в социалистическом соревновании звания лучшей, радиооператору первого класса Л. Колесникову, матросу А. Михеде, ставшему в рейсе кандидатом в члены КПСС, поварам Л. Докучаевой и Г. Сеняшиной, официантке А. Шкуриной.
РТМ-7229 "Юхан Смуул» в течении пяти месяцев находился на промысле в Атлантике. Здесь же работали РТМ-7192 "Юлемисте», с которым экипаж "Юхана Смуула" заключил договор на парное соревнование, БМРТ-564 "Иоханнес Семпер", БМРТ-431 "Каскад".
Следует отметить, что у экипажа "Юхана Смуула" производственные показатели оказались самыми высокими. Большая заслуга в этом принадлежит, безусловно, капитану-директору Николаю Петровичу Леонтьеву. Он был одним из зачинателей кошелькового лова в объединении. Став капитаном-директором БМРТ, Николай Петрович опирался на твердые знания и большой практический опыт. И хотя в районах его "рыбацкой юности» работать стало труднее, как показала практика, эти трудности вполне преодолимы. Помогали активная промысловая тактика, инициативный поиск, рыбацкая интуиция. Здесь, как говорится, «и один в поле воин». Лишь намечалось ухудшение промысловой обстановки, а «Юхан Смуул» словно был готов к этому. Подняв хороший улов, судно не ложилось в дрейф, а продолжало исследовать глубины океана. И снова приборы показывали наличие добротных стай, и снова трал шел в воду. Экипаж экономил дорогое промысловое время. Благодаря умелому руководству начальника промрайона И. Пушкина непроизводительных простоев не было.
Но и в ситуациях, когда производство продукции, кажется, должно было прерваться, экипаж проявлял находчивость и смекалку. Вот пример. Предстояла сдача груза на транспортный рефрижератор «Неман». Администрация и общественные организации призвали произвести разгрузку скоростным способом. К транспортному рефрижератору подошли, имея в бункерах запас свежья. На разгрузку вышли все моряки, свободные от вахт. А в цехе продолжалась работа. Готовая рыбопродукция, предназначенная на экспорт, была сдана за 18 часов. И за это же время было заморожено 30 тонн рыбы.
Добрых слов, безусловно, заслуживают добытчики, возглавляемые старшим мастером А. Гончаренко. Мастера добычи М. Павлов и З. Керимов бережно относились к орудиям лова. Достаточно сказать, что половина всей рыбы была добыта одним тралом. Достигнута значительная экономия промвооружения. Хорошими специалистами зарекомендовали себя матросы член партбюро В. Лисовец, комсомолец И. Алимов. И еще — рыбаки «Юхана Смуула» щедро делились опытом работы. Неоднократно А. Гончаренко по радио консультировал своих коллег с судов нашего объединения. Обращались за советом к советским морякам и рыбаки румынского и кубинского БМРТ, находившиеся в этом районе. После изменений в оснастке тралов, произведенных по совету моряков «Юхана Смуула», их уловы значительно повысились. Румыны и кубинцы горячо поблагодарили советских рыбаков.
Коллективы бригад рыбообработчиков, руководимые рыбмастерами Н. Мильяненко и А. Семеновым, по-хозяйски отнеслись к каждой тонне свежья. На «Юхане Смууле» был зафиксирован рекордный вылов, когда было добыто 102 тонны рыбы. Максимально были загружены АСМы и РМУ. Но в основном старались поднимать рыбы столько, чтобы с высоким качеством ее переработать. Между комплексными бригадами с начала рейса развернулось трудовое соперничество. Вначале вперед вышел коллектив рыбмастеров Н. Мильяненко и 3. Керимова. Но затем подтянулась и комплексная бригада А. Семенова и М. Павлова. Опорой в бригадах были опытные рыбообработчики коммунист В. Левин и Б. Лебедев, чьи фотографии занесены на судовую Доску почета, умелый наставник молодежи Ю. Кохан. Между службами добычи и обработки в течение всего рейса сохранялись отношения взаимовыручки и товарищества.
О целенаправленной работе партийной и общественных организации по вопросам качества продукции следует рассказать подробнее. В самом начале рейса на судно поступила радиограмма. В ней сообщалось, что 8 тонн рыбопродукции, произведенной на судне, были переведены в третью группу. Этот факт стал предметом серьезного разговора. С членами бригады, допустившими брак, провели дополнительный инструктаж. Расфасовщики стали бдительнее следить за размером рыбы, идущей в противни. Активизировала свою работу комиссия по контролю за качеством выпускаемой продукции (председатель первый помощник капитана В. Буханевич), группа народного контроля, которой в рейсе руководил механик-наладчик В. Савицкий. Непосредственно в бригадах большую помощь оказывали посты народного контроля, возглавляемые В. Сафоновым и Ю. Коханом. Результаты многочисленных проверок и рейдов сразу доводились до сведения всего экипажа. Претензий к качеству продукции, произведенной на судне, больше не поступало.
Партийная организация (секретарь партбюро слесарь Г. Чечиль) мобилизовала экипаж на выполнение социалистических обязательств — завершить план двух лет к 60-летию Великого Октября. Весь коллектив трудился под девизом «Качеству продукции — рабочую гарантию». Среди комсомольцев (секретарь комсомольской организации второй электромеханик Г. Никулин) развернулось движение «Ни одного отстающего рядом!».
Сейчас РТМ-7229 «Юхан Смуул» стал на межрейсовый ремонт. Экипаж готовится к очередному рейсу.

Б. АРТЮХОВ,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отлично трудился в рейсе матрос первого класса добытчик Валло Юкк.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Алексей Семенов — ветеран нашего объединения. Ему, мастеру по обработке рыбы, одному из лучших в «Эстрыбпроме», был вручен знак победителя социалистического соревнования 1976 года. Механик-наладчик В. Савицкий, матросы второго класса И. Ярошенко и В. Лебедев сердечно поздравляют А. Семенова с этой наградой (на снимке слева направо).

Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаPTMC-7538 «Валгеярв». ПАРТОРГАНИЗАЦИЯ И СОРЕВНОВАНИЕ – 28 07 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В ПЕРВОЙ половине апреля PTMC-7538 «Валгеярв» под командованием капитан-директора В. Минаева вышел в свой первый промысловый рейс в Центрально-Восточную Атлантику.
Партийная организация судна состоит из 17 коммунистов и одного кандидата в члены КПСС. На первом партийном собрании было подчеркнуто, что благоприятная моральная атмосфера в коллективе начинается с тщательно продуманного и четко организованного трудового процесса, что успех осуществления политики партии, решения задач хозяйственного и культурного строительства обеспечивается прежде всего в трудовых коллективах. А задачи на данный рейс предстояли нелегкие: с новым экипажем надо освоить новую технику и оборудование, организовать ритмичную работу всего хозяйственного механизма на судне, обеспечив при этом отличное качество выпускаемой продукции.
Выполнение плановых заданий зависит от правильной и эффективной организации социалистического соревнования между всеми звеньями на судне. Поэтому наша партийная организация считает, что в социалистическом соревновании должны участвовать все члены команды. Мы организовали соцсоревнование между бригадами обработчиков и добытчиков, между вахтами. Кроме того, большинство членов экипажа (64 человека) участвуют в индивидуальном соцсоревновании, в том числе сто процентов комсомольцев. 15 членов экипажа борются за присвоение и 32 — за подтверждение звания «Ударник коммунистического труда». Комсомольцы активно включились в борьбу за право подписи трудового рапорта в честь 60-й годовщины Великого Октября.
Вырабатывая условия внутрисудового соцсоревнования, партбюро обратило внимание на то, что борьба за эффективность и качество является делом всего экипажа, но инициаторами, организаторами в этом благородном и нужном деле должны быть коммунисты. Учитывая, что промысел ныне приходится вести в сложных условиях, особо актуальное значение приобретает вопрос рационального использования сырья на пищевые цели. По-хозяйски относиться к каждой добытой тонне рыбы, дать больше филе, спецразделки — вот что должно стать целью этого рейса. Такие задачи ставит перед нами сегодняшний день, и мы, коммунисты, должны обеспечить выполнение этих задач. И не зря в договоре на социалистическое соревнование между комплексными бригадами взято обязательство — добиться направления рыбы-сырца на пищевые цели не менее 82 процентов от всей добытой рыбы, изготовить за смену не менее двух тонн разделанной рыбы или двух тонн филе. Взятые социалистические обязательства несколько выше планового задания, но так оно и должно быть. Особо оговорены в условиях соцсоревнования соблюдение правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и производственной санитарии, участие в общественной жизни судна.
Коммунисты понимают, что успешному выполнению плановых заданий и принятых социалистических обязательств способствует эффективный контроль за ходом соцсоревнования со стороны партийной организации, поэтому регулярно на заседаниях партбюро в повестке дня стоит вопрос о ходе выполнения рейсового задания и принятых соцобязательств. Об этом отчитываются начальники служб, представители общественных организаций. Постоянно производственными вопросами занимается группа народного контроля под руководством коммуниста И. Яремчука. Недавно народные контролеры закончили комплексный анализ хозяйственной деятельности судна. Были выявлены и проанализированы ошибки, которые тормозят производство, выработан план дальнейшей работы, даны рекомендации для устранения недостатков.
Подведены итоги соцсоревнования между комплексными бригадами и вахтами за май. Первые места и переходящие вымпелы присуждены комплексной бригаде, которой руководят рыбмастер Е. Пушкарь и трал мастер Ю. Мазаев, вахте второго помощника капитана С. Коновалова и второго механика Ю. Хохлова. Ход соцсоревнования между комплексными бригадами ежедекадно отражается на доске показателей работы судна

Л. ПАЛУМЯЭ, секретарь парторганизации РТМС-7538 «Валгеярв».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-441 «Эдуард Сырмус». БЛАГОДАРЯ СПЛОЧЕННОСТИ - 28 07 1977
В прошедшем рейсе экипаж БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» был особенно организованным, сплоченным и дисциплинированным. Ведь у каждого моряка прибавляется сил, когда он чувствует дружескую поддержку товарищей.
Судно находилось на промысле в далеком районе Атлантики, где суровый, неустойчивый климат создавал дополнительные трудности.
Экипаж приложил все силы и знания, чтобы успешно справиться с рейсовым заданием. И, конечно, нам приятно, что все плановые показатели были выполнены и перевыполнены.
Все службы и бригады трудились по-ударному. Большую роль в создании коллектива единомышленников сыграл капитан-директор Евгений Михайлович Герасимчук, который словом и делом оказывал помощь морякам в трудные минуты. Администрация судна решала все вопросы оперативно, организованно и коллегиально. Коммунисты судна — первый помощник капитана Р. Смирнов, помощник капитана по производству В. Малиновский были инициаторами всех передовых начинаний на судне. Большую помощь оказывал молодым рыбакам мастер обработки Ю. Волга. Значительный вклад в трудовые достижения экипажа внесли комсомольцы. Хочу назвать несколько членов экипажа, которые работали с огоньком, отдавали всю свою энергию порученному делу, были примером в коллективе для других товарищей! Это матросы-добытчики А. Шокарчук, В. Синявин, В. Бондаренко, В. Лукашевич, С. Чиканов, Н. Хомич, электросварщик Г. Воловик, третий помощник капитана А. Мадисон, моторист М. Полещук, шеф-повар Е. Белоусова, матросы рыбообработчики А. Чернявский, А. Изотов, А, Шляховский и многие другие.
Хотелось бы, чтобы соревнование между комсомольскими организациями судов в работе, учебе и общественной жизни было действенным, обмен мнениями, впечатлениями, опытом был более оперативным. И еще хочу сказать, что товарищеская поддержка в море является большой силой, от сплоченности экипажа во многом зависит успешное выполнение всех поставленных задач.

Н. ГОЛОВАНЧУК, секретарь комсомольской организации БМРТ-441 «Эдуард Сырмус».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПЕРЕДОВИКИ «СТАНИСЛАВА МОНЮШКО» - 26 07 1977
На плавбазе «Станислав Монюшко» трудится много молодежи, которая задает тон в работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В последнем рейсе отличился старший рефмеханик Борис Макаренко. Вот уже 14 лет плавает он на судах нашего объединения. За свой добросовестный труд Б. Макаренко удостоен многих благодарностей, ему вручен знак «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности ЭССР».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Самое живое участие во всех делах комсомольской организации на плавбазе принимает Игорь Ожгибесов, второй электромеханик. Он пришел к нам после окончания Калининградского высшего инженерно-морского училища и вот уже три года плавает на судах нашего флота. Недавно ему присвоено звание «Лучший молодой рыбак объединения «Эстрыбпром» 1977 года».
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВ КЛООГА - РАНД, У МОРЯ... - 23 07 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВОТ УЖЕ несколько лет подряд наше объединение арендует сорок домиков в кемпинге, расположенном в Клоога-Ранд. В хорошую погоду здесь можно хорошо отдохнуть. Рядом море, сосновый лес, много зелени, ягод, грибов. В распоряжение тех, кто приезжает сюда, предоставляется двухместная деревянная палатка с постельной принадлежностью. Можно здесь приготовить завтраки и обеды. Конечно, все это хлопотно. Однако для тех, кто не желает связывать себя приготовлением пищи, в Клоога-Ранд работают буфеты, ресторан, недалеко продовольственный магазин.
Наши моряки довольно часто пользуются отдыхом в этом палаточном деревянном городке. Жаль, что сюда редко приезжают работники береговых предприятий, хотя о том, что в Клоога-Ранд действует наша база отдыха, было сообщено везде своевременно. В этом году погода не балует: редко выглядывает солнце, часто идут дожди и море все еще прохладное, И все-таки, несмотря на неустойчивую погоду, труженики нашего объединения, особенно моряки, охотно пользуются возможностью побыть на природе, подышать свежим сосновым воздухом.
Автор этих строк встретился с некоторыми из них. Котельный машинист БМРТ-384 «Коралл» А. Бессарабов отдыхает здесь с женой Ниной. Они здесь уже старожилы. Живут в кемпинге целый месяц. Своим времяпрепровождением оба довольны. А. Бессарабов только что сдал экзамены за одиннадцатый класс заочной общеобразовательной школы моряков, и эта поездка к морю, на природу для него — хорошая передышка перед рейсом. К тому же отдых в Клоога-Ранд обходится недорого. Удовлетворены супруги Бессарабовы и продовольственным снабжением.
— Для меня это прекрасный отдых — приготовить на костре обед или ужин, побродить в лесу, собрать грибов, а мы их уже попробовали — рассказывает Нина Бессарабова. Есть, конечно, и досадные мелочи, которые портят, в общем-то, хороший отдых в Клоога-Ранд. Так, в местных буфетах нельзя получить не только чашку кофе, но и чашку чая, а вот молочных продуктов очень много. Не завозят в местный магазин и картофель.
Только в июне в Клоога-Ранд отдохнуло более 100 тружеников нашего объединения и членов их семей. Все это в основном представители плавсостава, а вот из береговых предприятий отдыхом в Клоога-Ранд воспользовалось всего два человека. А жаль. Провести два выходных дня здесь, у моря, даже в неблагоприятную погоду, полезно.

А. ПЕТРОВСКИЙ,
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ТР Ханс Пегельман и его экипажей. РЕЙС БЫЛ УДАЧНЫМ... - 23 07 1977
Из продолжительного рейса вернулся в Таллин транспортный рефрижератор «Ханс Пегельман». Судно доставило в порт различный груз — мороженую рыбопродукцию, пресервы, рыбную муку. Впервые в практике работы транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман» в трюмы была принята соленая рыбопродукция в бочках — всего около 800 тонн.
Завершение очередного рейса позволило экипажу успешно выполнить план второго квартала. По доходам выполнение квартального плана составляет 119,8 процента. Неплохих результатов добились моряки «Ханса Пегельмана» и в первом полугодии. План шести месяцев по грузоперевозкам выполнен на 49,6 процента, по доходам — на 65,5 процента.
В море судно находилось с марта по июль 1977 года.
— Именно в этот период, — рассказывает первый помощник капитана X. Фельдман, — в жизни советского народа произошли знаменательные события. И наш экипаж также жил полнокровной жизнью. Моряки приняли активное участие в коммунистическом субботнике, организованно, с высоким подъемам прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. Пропагандисты главный механик В. Шапошниченко, секретарь партийной организации старший электромеханик В. Зайцев, секретарь комсомольской организации четвертый электромеханик В. Иванов провели несколько бесед и лекций, посвященных решениям майского Пленума ЦК КПСС и обсуждению проекта новой Конституции СССР, всего в экипаже было прочитано 22 лекции.
В целом считаю, что партийная организация сумела мобилизовать экипаж на выполнение рейсового задания, развернуть социалистическое соревнование по достойному выполнению принятых социалистических обязательств в честь 60-летия Великого Октября. Большое значение имело, безусловно, партийное собрание с повесткой дня "О за дачах партийной организации по повышению роли трудового коллектива в обеспечении тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания". В рейсе в члены КПСС был принят матрос Н. Завадский. Кандидатом в члены КПССС стал старший инженер НОТ В. Драницын.
По итогам социалистического соревнования лучшей штурманской вахтой признана вахта четвертого помощника капитана Г. Лупей. В машинной команде лучших результатов в эксплуатации механизмов добилась вахта четвертого механика А. Лембинена. Кстати, А. Лембинену и Г. Лупей было присвоено звание ударников коммунистического труда. Вместе с ними этого высокого звания добились рефмоторист Н. Семененко, старшая буфетчица Т. Олянина и моторист П. Самолюк. Теперь на судне 42 человека носят звание ударника коммунистического труда.
Большой объем ремонтных работ провела в рейсе машинная команда, В короткий срок члены вахты третьего механика С. Желобкова осуществили ремонт вспомогательных двигателей, много сил отдали мотористы во главе со вторым механиком Ю. Шабуниным ремонту главных машин. Квалифицированно трудились сварщик С. Ангелинич и токарь Ю. Юронен.
Интересно был организован досуг экипажа во время стоянок в инпортах.
Участвовали моряки «Ханса Пегельмана» и в спортивных состязаниях. Напряженно проходил футбольный матч со спортсменами Харкортской мореходной школы. На футбольных и волейбольных площадках советские моряки встречались также с представителями польских судов «Елец» и «Ян Жижка».
...Рейс «Ханса Пегельмана» завершен. За ударную работу по обслуживанию промысловых судов 37 членам экипажа были объявлены благодарности. Фотографии десяти моряков занесены на судовую Доску почета.

А. БОРИСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРТМС «Пейпси» и трудный успех – 21 07 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА КАНУНЕ Дня рыбака в Таллин вернулся с промысла РТМС-7504 «Пейпси», возглавляемый капитаном-директором Владимиром Николаевичем Сусским, который недавно был удостоен высшей правительственной награды — ордена Ленина. Вот показатели работы экипажа за этот рейс: вылов — 6000 тонн, или 111,7 процента к заданию; заморозка — 3935 тонн, или 125,5 процента; фкле — 554 тонны, 285 процентов; консервы — 114,8 процента; пищевая продукция — 101,7 и товарная — 101 процент.
Мы уже привыкли говорить и писать, что «рейс был исключительно трудным», что «промысловая обстановка не способствовала работе... Что ж, все правильно: успех ныне добывается дорогой ценой, и знает это каждый, кто не впервые вышел в море. Капитан-директор В. Cyccкий, рыбак высшего класса, тоже может подтвердить: рейсов, подобных этому, за его многолетнюю практику выдавалось немного, быть может, и совсем не было...
Но все по порядку. Во-первых, были трудности объективные, против которых, как говорится, ничего не попишешь: частые штормы, туманы, мизерные для «супера» уловы в течение долгих недель, а то и месяцев. Но были и субъективные причины, с которыми бороться можно и нужно, и если нет возможности искоренить их совсем, то стремиться свести к минимуму следует обязательно.
Начнем с того, что вся подготовка к рейсу прошла в «пожарном» порядке, практически за два дня, да и те пришлись на субботу и воскресенье. В результате уже в рейсе выяснилось, что не доставлены опорные балки для транспортеров, что вал шестерни редуктора шнека не соответствовал размерам, что нет уплотнительных колец, того, другого, третьего. Филейные машины пообещали доставить на промысел с первым же отходящим судном, прислали же только к концу рейса, да и то без ножей. Короче говоря, трудности, в общем-то, заурядные, такие, с которыми приходится сталкиваться на каждом шагу, но легче от этого тоже не становится: в каждом конкретном случае надо искать выход, тратить силы, энергию, нервы.
Ссылаться же на то, что рыбный цех на «Пейпси» был укомплектован новичками - за исключением четырех человек никто не имел опыта работы на «супере» — пожалуй, нет смысла: в подобном положении не раз бывали многие наши экипажи.
В таких вот условиях начинал промысел экипаж РТМС «Пейпси». Следовательно, надо было основательно поработать уже на переходе — учить людей, распределить за ними механизмы и оборудование, переоборудовать рыбцех, подготовить промвооружение. И с этой задачей на судне справились успешно. Справились прежде всего благодаря опытным морякам — ветеранам судна, тем, кто делал на «Пейпси» уже не один рейс. Это, например, слесарь-наладчик Янис Розбергс, душа коллектива, великолепный специалист, удостоенный звания «Победитель социалистического соревнования 1976 года»; это и машинист рыбомучной установки Виктор Зайцев, награжденный в 1977 году высокой правительственной наградой — орденом «Знак Почета»; это матрос-обработчик Иван Онищенко, — «правая рука» рыбмастера П. Зиновкина и многие другие.
Надо сказать, что экипажу повезло с началом рейса: промысловая обстановка в январе была приличная, и цех не испытывал недостатка в рыбе. Но обстановка, как известно, держится не вечно, и полагаться на нее целиком тоже не следует. Вернее, полагаться на другое — искусство добытчиков, а оно оказалось на высоте. Старший мастер добычи Тадеуш Гнездовский — человек, быть может, не в меру горячий, но толковый, опытный, знающий, сам работал на совесть и от других требовал того же. Впрочем, от таких людей, как мастер М. Селарт, матрос Н. Пилипенко, и требовать особо не надо было: они и так понимали всю ответственность, которая лежала на них.
Но Т. Гнездовский отлично работал не только на своем судне. По соседству вел промысел РТМС-7508 "Батилиман», и дела у него шли далеко не блестяще. В течение месяца там пытались настроить орудия лова сами, но что ни предпринимали — все безуспешно. Тогда и отправили свою делегацию — старшего мастера добычи, старпома, наладчиков — на «Пейпси». Вместе с Гнездовским смотрели, думали, проверяли и, наконец, нашли загвоздку: в досках, оказывается, было все-таки дело. И через сутки заработал «Батилиман», да как еще заработал: уловы были выше, чем у «Пейпси».
Впрочем, помогали не только своим, довелось консультировать и мурманчан — также соседей по промыслу. Заместитель начальника «Севрыбы», который как раз находился в море, неоднократно обращался за советами к капитану-директору В. Сусскому. И наши моряки никогда не отказывались помочь своим друзьям и соперникам по соревнованию. Показывали, как оборудован трал, как организована работа в рыбном цехе. Потом мурманчане в специальной радиограмме благодарили наших моряков за оказанную помощь.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

идет разгрузка рыбопродукции - РТМС-7504 Пейпси

Настоящим организатором социалистического соревнования за достойную встречу 60-летия Великого Октября был в рейсе судовой комитет профсоюза, возглавляемый старшим электромехаником ветераном судна Николаем Хочунским, принятым в море кандидатом в члены КПСС. Гласность, сравнимость результатов работы, внедрение опыта передовиков — прежде всего об этом думали и заботились профсоюзные активисты. Именно в этих целях ежедневно подводились показатели работы судна, а из вывешенного на видном месте графика каждый моряк знал, как идет выполнение плана, каковы финансовые показатели, как идет соревнование между сменами.
А соревнование между ними было напряженным. В течение всего рейса впереди была бригада Павла Зиновкина, она же стала лучшей и по итогам рейса в целом. Почему же первенство было бесспорно отдано этой бригаде? Дело, очевидно, в том, что под началом П. Зиновкина собрались более опытные моряки, те, кто уже не раз работал в рыбном цехе «супера». Это, например, асы своего дела И. Черненький, И. Онищенко, И. Ганоцкий, А. Морин. Если где трудно или затор возникнет, не дожидаясь указаний рыбмастера, на месте уже Иван Онищенко... В этой же бригаде на упаковке стоял Иван Берестовый, тоже работник исключительно надежный, на которого всегда можно положиться. Вот потому и могла бригада выдать за смену без особого труда 20—25 тонн заморозки, да при том с высоким качеством, без нарушений технологии.
Но было бы ошибочно думать, что настоящего соревнования между бригадами не получилось, хотя и собрались у Олега Пьянова в основном молодые, «необстрелянные" моряки. Здесь на упаковке работал коммунист В. Шатров - тоже матрос что надо. Да и самому Олегу Пьянову, недавнему выпускнику училища, недаром ведь присвоено почетное звание «Лучший молодой рыбак объединения «Эстрыбпром»...
Задумаемся теперь над одной цифрой выполнения рейсового задания: филе изготовлено 285 процентов к плану. Наверное, не надо пояснять, что далась эта цифра нелегко, что была при этом необходимость в организации подвахты. Скажем только, что возглавили эту ответственную и важную работу коммунисты. Н когда в рыбном цехе на выпуске филе не хватало людей, не считаясь с личным временем, приходили на помощь обработчикам коммунисты Г. Войтович, Ю. Силенко, В. Попов, В. Клюшник, В. Копцов и многие другие. Правда, что греха таить, не все столь сознательно относились к общему делу. Например, радиослужба — за исключением радиооператора Н. Опалева, не совсем, по-видимому, понимала, что максимальный выпуск филе - общая задача всего экипажа. Настоящий праздник был у экипажа «Пейпси» в мае. После длительного безрыбья, после ряда неудачных дней 30 апреля пошла скумбрия.
Да еще, какая скумбрия - по 8-9 килограммов каждая. Нечего и говорить, что заждались рыбаки этой вспышки, и теперь надо было не упустить время, использовать долгожданную скумбрию на выпуск филе.
Вот тогда и стало ясно, что экипаж времени зря не терял. Отлично был подготовлен рыбцех к этой работе. Не хватало механизмов, филейных машин - были заранее заготовлены свои, "самодельные", но надежные. Знали свое дело механик-наладчик К. Пийп, слесарь-наладчик Я. Розбергс. Ну и, конечно, надо отдать должное старшему механику Константину Сергеевичу Кузьмину, со стороны которого вся машинная команда, все подчиненные ему службы чувствовали постоянное деловое руководство. Сам он, кстати, тоже не чурался подвахт, понимал: требует этого не только производственная необходимость, важен пример для подчиненных.
Потому и смог хорошо сработать на выпуске филе рыбцех, что чувствовал заботу, поддержку всего - или почти всего - экипажа. А эту отборную скумбрию использовали всю до единой, до последней рыбины на пищевые цели. Только в порт доставили неразделенной одну тонну - показать, какие еще экземпляры встречаются в океане.
Вспомним недавнее прошлое, год 1976-й. Вернулся тогда супертраулер "Пейпси" в порт с исключительно высокими цифрами выполнения плана: по вылову, заморозке, прочим показателям. А вот с качеством нелады произошли: здесь, в порту, были предъявлены экипажу законные претензии. Было ли это неожиданностью для экипажа? Оглядываясь на прошлое, можно, пожалуй, сказать, что не было: ослабили тогда на судне борьбу за качество, увлеклись максимальным вы ловом.
Но как бы то ни было - послужило это серьезным уроком для командования судна, для партийной организации, всего экипажа. Вывод был сделан правильный - за качество нужно бороться не только тому, кто за него непосредственно ответствен, но каждому члену экипажа, будь он добытчик или моторист, обработчик или электрик. Именно так и стоял вопрос на открытом партийном собрании: «Высокое качество продукции - долг каждого члена экипажа. Откровенный, деловой разговор не прошел бесследно, многие моряки внесли немало ценных предложений, направленных на совершенствование системы контроля за качеством продукции.
Но, пожалуй, сначала следует сказать о том, что высокое качество продукции в нынешнем рейсе обеспечило прежде всего сознательное от-ношение к своему делу со стороны каждого члена экипажа, железная технологическая дисциплина. Помощник капитана по производству И. Тарасенко и старший мастер добычи Т. Гнездовский — кстати, оба они опытнейшие моряки - прекрасно знали, что качество продукции начинается с выборки трала. Потому добытчики тщательно следили за временем траления, за величиной подъема, сознательно ограничивая уловы в тех случаях, когда рыба, как говорится, сам лезла в трал. Работали по принципу: лучше меньше, но чаще. И другая основа качества - контроль самих моряков, общественных организаций за строжайшим соблюдением технологического процесса. В сменах рыбообработчиков были созданы посты качества, которые возглавлялись коммунистами. Так, электрик В. Копцов постоянно проверял качество продукции в ночных сменах и о всех замечаниях докладывал председателю комиссии по качеству продукции первому помощнику капитана Н. Ермолаеву. Непримиримый к недостаткам, Виктор Копцов за свою дотошность получил шутливое прозвище «тещи», но, впрочем, не обижался, да и на него моряки не обижались, понимали: человек старается для всего экипажа. Замечания председателя комиссии по качеству Н. Ермолаева сразу же обсуждались со всеми моряками смены, в присутствии рыбмастеров, технолога, мастеров добычи. Почин В. Копцова поддержали коммунист В. Зайцев, комсомолец П. Орел и другие.
Огромное внимание качеству продукции уделяла и группа народного контроля. Возглавлял ее вначале Ш. Бахшиев, но, откровенно говоря, на этой ответственной должности человек «не тянул», да и не старался. Партийное бюро решило исправить ошибку, и председателем группы был 'избран рефмеханик А. Валяйкин. Каждый член группы имел постоянное поручение. Например, механик-наладчик К. Пийп контролировал режим хранения рыбопродукции, замерял температуру в грузовых трюмах, проверял складирование коробов. Также хорошо выполняли свои обязанности члены группы народного контроля В. Зайцев, В. Клюшник, И Кораблин. Результат проделанной всем экипажем работы - ни одной рекламации на продукцию, изготовленную в этом рейсе.
Подводя итоги, можно сказать, что экипаж РТМС-7504 "Пейпси" отдал все силы выполнению плана, своих социалистических обязательств, принятых в честь 60-й годовщины Великого Октября. И нет сомнения в том, что слово , данное экипажем, - крепкое, и коллектив судна его сдержит.

О. ГРИШИН,

""

Отлично трудился в минувшем рейсе машинист РМУ коммунист В. Зайцев.
""

Активным общественником показал себя в экипаже помощник рефмеханика комсомолец Николай Куликов.
""

Большое внимание качеству рыбопродукции уделил коммунист В. Копцов.
""

Одиннадцать лет работает на судах нашего флота отличник производства повар Алимирза Кадымов.

Фото В. Тракса
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПБ Станислав Монюшко. ЗАВОДИЛЫ ДОБРЫХ ДЕЛ - 19 07 1977
ВНАЧАЛЕ рейса коллективу нашего судна было присвоено звание «Комсомольско - молодежный экипаж». Комсомольцы плавбазы «Станислав Монюшко» радостно восприняли эту весть и с воодушевлением принялись за работу. На первом же судовом комсомольском собрании мы решили с честью оправдать оказанное доверие.
В течение рейса наибольший вклад о общую копилку внесли комсомольцы третьей производственной бригады рыб-мастера М. Елизарова и четвертой пресервной бригады рыбмастера Т. Отса.
О членах машинной команды всегда хочется говорить только хорошее. Не было задач, с которыми бы они не справились. В рейсе, наряду с эксплуатацией оборудования, они проводили большие профилактические и ремонтные работы, готовили судно к ремонту в Клайпеде, выходили на подвахты в рыбцех, занимались рационализацией. Они были также первыми зачинателями всех добрых дел на судне. Особенно следует отметить активную общественную работу комсомольцев В. Антоновича, В. Сенько, О. Кандаурова и многих других.
Комсомольцы судна успешно провели Ленинский урок, проходивший в плане подготовки к празднованию 60-летия Великого Октября. Большая заслуга в хорошей организации занятий принадлежит заместителю секретаря комсомольской организации В. Абашину.
Все молодые рыбаки 25 июня активно приняли участие в комсомольско-молодежном субботнике. Вышли на субботник 149 человек. В фонд XI Всемирного фестиваля молодежи, который состоится летом 1978 года в Гаване, было переведено 711 рублей.
Комсомол всегда был резервом партийных рядов. В это рейсе комсомольцы Петр Приладышев и Николай Павловский были приняты кандидатами в члены КПСС. И мы уверены, что наши товарищи будут с достоинством носить звание коммуниста.
По окончании рейса большой группе комсомольцев за отличную работу было присвоено звание «Мастер-умелец» и вручены нагрудные значки.
В связи с ремонтом судна из 200 членов команды на бор ту осталось сейчас 40. Многие ушли в отпуск. А большинство готовится к выходу в море на других судах. Я уверен - ребята отличными делами докажут, что звание члена комсомольско - молодежного экипажа плавбазы «Станислав Монюшко» они носят не зря.

И. ОЖГИБЕСОВ
секретарь комсомольской организации.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много неотложных общественных дел у секретаря комсомольской организации плавбазы Игоря Ожгибесова и его активного помощника Олега Кандаурова (на снимке он справа).