Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаДАЛЕКО ЛИ ДО АССОЦИАЦИИ? – 20 02 1992
На злобу дня.

Прежде чем отправиться в служебную командировку в Исламскую Республику Мавританию, генеральный директор объединения, собрав руководителей управленческих служб, с предельной четкостью обнажил состояние предприятия.
Не боясь повториться, Л. Карпусь в очередной раз подчеркнул: еще никогда прежде коллективу не доводилось открывать год с таким "скрипом", как нынче. Итоги января подтвердили худшие опасения. Суточный вылов едва поднимался до уровня 208 тонн рыбопродукции -это против заложенной программы" в 606 тонн. В итоге - значительный месячный недолов.
"Океан" со своими сегодняшними экономическими показателями - отнюдь не исключение из общего правила. Лихорадит все рыбопромышленные предприятия Западного бассейна, в том числе и российские (Калининград, Санкт-Петербург). Флот в длительном простое из-за отсутствия топлива. Причем объединение "Океан" в определенной степени еще сумело обезопасить себя, успев перебазировать суда из зоны ЮВ-ТО в ЮЗА. Питерцы, не сделав это вовремя, поплатились несколькими пароходами, вынужденными, из-за отсутствия топлива, "отлеживаться" в дрейфе в наиболее отдаленных точках Мирового океана.
В конце января топливо, как известно, стало поступать в Эстонию (в качестве гуманитарной помощи с Запада, одиночными партиями с востока, но уже на основе двухстороннего договора). В обмен на российское топливо республика поставляет восточному соседу, в числе прочего, и рыбопродукцию объединения "Океан"; самому же ему не остается ни шанса на получение и доли топлива - настолько мизерны объемы его поставок в ЭР.
Топливо и впредь предстоит приобретать исключительно за валюту, и вопрос только в том, чтобы найти наиболее выгодного поставщика. Им вполне может стать, к примеру, Коми Республика, как обозначил на одном из рабочих совещаний первый заместитель генерального директора объединения. Выгода прямого сотрудничества с этим партнером очевидна уже в силу того, что если Россия согласна продавать топливо по цене 210, то Коми Республика готова реализовать его по 165 долларов.
(Двумя днями позже в средствах массовой информации опубликовано сообщение: соответствующий договор о поставках Эстонии топлива предусматривает — взаимообразное обеспечение Коми Респубики рыбопродукцией. Речь шла прежде всего о шпротах и другого рода консервах. Под вторыми, как удалось выяснить у участвовавшего в переговорах начальника планово-экономического отдела объединения Э. Перлестика, подразумевается и продукция Океана" -очевидно, в объеме около 1500 туб.).
Вопросы эти решаются на уровне государств и, комментируя их, А. Прууль выдвинул тезис: "Без помощи правительства рыбному хозяйству Эстонии не выжить". Что имеется в виду под термином помощь? Прежде всего - крупные иноинвестиции. Задачей руководителей объединения признано: доказать в правительстве возможность реальной отдачи вкладов в рыбной промышленности. Если западные инвестиционные банки уже определили как наиболее перспективные для инвестирования в Эстонии лесную промышленность и рыбное хозяйство, то было бы непростительным упущением не подкрепить обозначившуюся тенденцию.
Проблема, однако, кроется в том, что по существу рыбная отрасль республики остается... бесхозной. Департамент рыбного хозяйства, в частности, взял на себя лишь функцию межправительственных связей по рыболовству. Министерства промышленности, понятно, больше касаются вопросы технической оснащенности, нежели непосредственно технологические... Следовательно, сегодня, как никогда, налицо потребность в сильной координирующей организации, способной объять рыбную промышленность в целом - с ее промысловым флотом и перерабатывающими предприятиями. В Эстонии, нелишне заметить, только переработкой рыбной продукции занято 15 организаций (сравним: в Литве таких предприятий семь). Положение большинства крайне неустойчиво, когда нет сырья, а самым крупным его поставщиком - найти бы ему только почву под ногами - может и впредь оставаться как наиболее мобильная организация объединение "Океан". Иными словами, вопрос стоит о создании некоей ассоциации, или концерна, который, обладая необходимыми полномочиями, мог бы концентрировать усилия раздробленных ныне хозяйств.
В эти дни судьба объединения "Океан" должна как раз решаться в правительственных кругах республики. Со слов А. Прууля, премьер-министр республики, будучи еще министром транспорта высказывал твердое намерение детально рассмотреть имеющиеся проблемы объединения. Побывав на плавбазе "Станислав Монюшко", Т. Вяхи как промышленник сумел уже по ней оценить уникальность всего предприятия. Не исключено, что это обстоятельство сослужит добрую службу.
В ходу и другие каналы по выходу из тупика. Правительственная делегация Эстонии отправилась в Вашингтон, а затем - в Канаду и Данию, с твердым намерением подписать межправительственные договоры по рыболовству. Возвращение к промысловым зонам этих государств - это потенциальный выход (со всеми сопутствующими последствиями) на добротную продукцию, чего объединению так не хватает в последнее время. По некоторым данным, Фареры уже готовы выделить Эстонии квоту на облов путассу в качестве гуманитарной помощи. Возможны перемены после командировки в ИРМ генерального директора объединения - в противовес "Мавсов" планировалось создание на более приемлемых условиях совместной фирмы "Мавэс"...
Такие "массированные" меры - это, может, и есть гарант желаемого укрепления позиций "Океана"?...

Л.ПАНОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКОРАБЛИ ПОСТОЯТ, ИЛИ ЛЯГУТ НА КУРС? ИЛИ ГРОЗИТ ЛИ КАПИТАНАМ БЕЗРАБОТИЦА? – 13 02 1992
Взгляд на проблему

За пару недель до прошлогоднего Рождества Верховным Советом ЭР был принят первый Эстонский морской кодекс. Едва ли не единственный морской закон республики за последние полсотни лет. В одобренном парламентариями документе содержится целый ряд положений и требований. Среди последних оказались ограничения для морских лоцманов и капитанов. Представителям этих двух профессий надлежит быть гражданами Эстонской Республики. Морской кодекс вступает в силу с 1 марта нынешнего года. Гражданство, правда, будет требоваться с января 1994 года.
Время, как будто, есть. Тем более окружающая всех нас злобность "злобы дня" сегодняшнего вроде не располагает загадывать так далеко - на двухлетний срок. И все же проблема от этого не исчезнет сама собой.
Так называемый нулевой вариант гражданства Эстонии "не грозит". Поэтому резонно уже сегодня задаться вопросом: что будет "с иностранцами", десятилетиями прокладывающими курс судов рыболовного флота Эстонии на промысел. И что ждет сам эстонский флот? К слову, подобные трудности существуют и в Эстонском морском пароходстве. В связи с чем объединимся с коллегами из ЭМП или каждый будет пытаться выжить в одиночку?
В нашем рыбопромысловом объединении "Океан" трудится около ста капитанов - большинство специалистов с высокой квалификацией, огромным опытом работы. Однако порядка 90 процентов из них поселилось в Эстонии (сами или их родители) после 1940 года. Таким образом, капитанами по новому законодательству могут считать себя очень немногие.
Об Эстонском морском кодексе разговор зашел на одном из капитанских часов. Некоторыми своими соображениями капитаны поделились в беседе с вашим корреспондентом. Так вот, по мнению одних, закон этот дискриминационен: десятки лет отслужить верой и правдой эстонскому флоту и вдруг оказаться за бортом. Кто-то на пятом десятке в перерывах между рыбалками приналег на учебники, благо объединение организовало для своих работников курсы эстонского языка. Иной переходит на рыбные флотилии стран СНГ - хорошие специалисты ценятся. Есть желающие принять российское гражданство и, как это им ни горько, сменить профессию. Но, вероятно, еще горше тем, кто хочет (и профессионально может) остаться на флоте объединения по простой причине - любви к своему делу здесь, в Эстонии, в стране, где успел обжиться, пустить корни.
Но есть у проблемы и другая сторона. Прогнозировал ли кто-нибудь последствия вынужденного ухода с флота Эстонии первоклассных "инородцев"? Разрушить до основания - этот урок мы уже проходили. Сколько десятилетий потребуется на воз рождение? Изгнание профессионалов еще ни одному обществу не принесло экономического процветания, а также свободы и демократии... К слову, на обучение и становление только одного специалиста-капитана уходит от 12 до 15 лет, затрачиваются огромные материальные средства.
Начальник службы мореплавания объединения Александр Кожурин настроен более-менее оптимистично: у эстонского правительства должно хватить мудрости, чтобы не поставить флот на прикол. Компромиссное решение должно быть найдено.
К сожалению, при обсуждении Эстонского морского кодекса в Верховном Совете компромисса не нашли. Хотя попытка и была сделана. Депутат Александр Лабасов, сам в прошлом капитан ЭМП, внес поправку, по которой капитаном или лоцманом может быть не только гражданин ЭР, но и житель республики, имеющий постоянный вид на жительство. Поправку Лабасова поддержали эстонские депутаты, понимающие серьезность ситуации, способной обескровить флот. Однако необходимого числа голосов не набралось.
Здесь уместно вспомнить об одном обстоятельстве, о котором не раз сообщалось в республиканской прессе. "Радетели за равные права" русской общины в Эстонии не частые гости в парламенте. Даже, как видим, при обсуждении важнейших для их избирателей вопросов не спешат отстаивать их интересы. Помнят ли рыбаки нашего объединения, за кого голосовали на выборах в 1989 году?
А ту, так необходимую морякам поправку, рассматривали в парламенте ближе к вечеру. Случись обсуждение в утренние часы (пока избранники народные не укатили по своим делам), возможно, требуемое количество голосов и было бы набрано...
Как же теперь реально сдвинуть дело, и, желательно, вперед? Кажется все-таки, что задачи республики и морских специалистов должны совпасть - цивилизованным образом перейти к национальной рыбной отрасли. А рыболовство неизбежно в морском государстве.

Н. КРУТИКОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИдет лес - 13 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С конца января потоки машин начали стекаться на Пальяссааре: лес доставляется в Таллиннский рыбный порт, откуда, согласно договоренности правительств двух стран, переправляется в Швецию в залог поставок от северного соседа топлива.
В первую неделю портовиками было перегружено на пароходы свыше трех тысяч кубометров добротного природного материала. Уголь, щебенка, удобрение — все это также отправляется на запад. Не от богатства — из необходимости получить в обмен хоть часть того, в чем остро нуждается Эстонское государство.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фото. Р. ЭЙНА.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«ЭСВА»: НЕ БЕЗ ПЕРСПЕКТИВ - 13 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Совместное предприятие "ЭСВА" и так-то "питалось" сырьем с постоянной натугой (тут вам и нестабильность промысловой базы, и "нестыковки" обслуживающего персонала с установленной на судах модернизированной техникой, и несоответствие веса брикетов предъявляемым требованиям мирового стандарта, и дефицит упаковочного материала), а с вступлением в новый, 1992 год, ориентируемые на облов требуемой рыбопродукции суда и вовсе лишились традиционного
района промысла. Прежде "ЭСВА" еще как-то могла выйти из положения, пользуясь, так сказать, "привлеченным грузом." — сырьем, поставляемым колхозниками либо соседними рыбпромами, — однако отныне на отработанную, было, систему уповать не приходится: всяк уже предпочитает трудиться исключительно на себя.
Не было бы проблемы, когда бы, не подоспевшие сроки погашения кредитов, причем вопрос ставится так: если само предприятие не в состоянии их оплатить, то дело — за учредителем, то есть, в нашем случае, за АО "Океан". С этим требованием финская сторона уже подступалась к генеральному директору объединения, пытаясь заручиться поддержкой правительства Эстонии. Однако если у объединения своя задолженность достигает четырех с лишним миллионов долларов, откуда взять средства на погашение кредитов еще и "дочернего" предприятия? Кредиторы, как будто, согласны продлить договор, но важно знать, до каких пор (и размеров тоже) и каковы возможности объединения для соблюдения уже окончательно оговоренных условий.
СП "ЭСВА" — или, как это звучит отныне на языке официальных документов, "предприятие с участием иностранного капитала" — надо спасать. Это не просто мнение руководства объединения "Океан", это — "запрограммированная" потребность самого производства. Законсервировать его означало бы лишиться и малой толики дополнительной продукции, и пустить оборудование под коррозию; продавать — абсурдно, как выразился Л. Карпусь, ибо проект предприятия не предусматривает возможности его переориентации.
Не реализовать ли имеющееся намерение создать совместное предприятие уже на базе "ЭСВА" и АО "Океан"? Если объединению так или иначе предстоит выручать "ЭСВА", то почему бы ему самому не воспользоваться открывающимися , в связи с этим, возможностями? Влившись в состав уже существующего предприятия с привлеченным иностранным капиталом, промысловые суда (те же РТМС-7522, 7538 и, возможно, один БМРТ) окажутся при деле, чего — при нехватке топлива и квот на вылов — не может целиком гарантировать им АО "Океан". К тому же, подключив "ЭСВА" к проблемам указанных судов, объединение не исключено, могло бы решить проблему топлива — пусть хотя бы отчасти.
Кто готов заняться реализацией предложения практически с внесением и одновременно осуществлением встречных кардинальных идей, имея в виду перспективу влиться в состав предприятия "ЭСВА"? Поставив вопрос таким образом, генеральный директор объединения Л. Карпусь присовокупил: "Может быть, такое слияние послужит началом, к чему мы и должны прийти в итоге?"

Л. СТИШЕНКО.

Значительная часть продукции предприятия "ЭСВА" поставляется западному потребителю: для погашения кредитов необходимы валютные средства. В числе импортеров деликатесных рыбных палочек — республика Польша. На сей раз пункт доставки продукции из столицы Эстонии — Гданьск, что обозначено на противоположном борту этих импозантного вида рефрижераторов.

Фото Р. ЭЙНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаГДЕ ВЫХОД НА САМООКУПАЕМОСТЬ? – 06 02 1992
Этот вопрос ребром поставлен перед экономическими службами объединения, в чью задачу вошло оперативное определение оптимальной расстановки судов флота на первое полугодие. О том, насколько скрупулезными и детальными должны быть расчеты, свидетельствует уже факт "задействования" на них специалистов всех служб управления. Кроме того, еще один показатель серьезного подхода к делу: анализ обстановки не стал эпизодическим явлением — к нему руководители служб возвращаются методически, по мере внесения корректив, диктуемых действительностью.
Первые, ориентировочные расчеты, представлены были главным экономистом объединения А. Кокоревым в середине января. Исходным фактором их послужила ориентация на стопроцентный выпуск экспортной продукции (что сопряжено с валютными затратами по закупке топлива). Согласно этим данным, приблизительно вырисовалось "лицо" каждой группы судов по каждому из имеющихся районов промысла: где оно выглядит негативно, давая результат со знаком минус, а где, напротив, выражено положительно.
Расчеты с оглядкой — не оторваться от топливных баз!
— дали, к примеру, неважный прогноз по работе судов в ЦВА и в районе Западной Сахары. Условно. Однако и там возможен положительный результат в случае, если на треть увеличить объемы вылова и на четверть поднять цены на рыбу (ЦВА), добиться уменьшения стоимости топлива (по Западной Сахаре). Невыгодной — ввиду высоких цен на право лова — представала работа супертраулеров в зоне ИРМ. И безусловно убыточными выглядели "моонзунды" и "супера". Все это — с учетом сокращенных — на 4—5 человек — составов экипажей.
Приблизительные наброски, однако, исключали градацию стоимости топлива в различных районах промысла, не были учтены и скорректированные нормы по различным видам судов.
Вернувшись к анализу спустя неделю, главный экономист уже располагал более определенными данными, и не только в части кадров и снабжения, но и по линии использования судов вне их прямого назначения (сдача во фрахт либо в аренду и т. п.); учтены были также имевшиеся замечания по затратам, по разделению рублевого и валютного баланса.
В результате вновь представленных данных обозначилось, что если судам удастся работать в графике, производство даст выручку в 1 млн. 330 тыс. долларов. В то же время уже на вторую декаду января на одних простоях было потеряно средств на 1 млн. 840 тыс. долларов. Присовокупить к этому стоимость продукции, поставляемой Эстонии и СНГ (8 млн. 280 тыс. долларов), и отчисление 10 процентов с оборота — в итоге остается дефицит в 11 млн. 780 тыс. долларов.
Вот тут-то и поднят вопрос — где видится выход на самоокупаемость. Судя по предложенным выкладкам, он довольно ирреальный. Можно еще принять за исходное: переход на мировые цены при реализации продукции "ЭС-ВА" (экономия более 4 млн. долларов), направление "моонзундов" в аренду (около 1 млн.), экономия 20 процентов требующегося объема топлива (свыше 3 млн.), сокращение кадров (свыше 1 млн).
Однако никак неприемлемыми выглядят два из шести перечисленных пунктов, категорически отвергнутых как генеральным директором, так и начальником СМТО (судя по реакции — вообще всеми заинтересованными лицами). В Качестве наиболее действенных мер по выходу на самоокупаемость предлагалось: выйти к правительству ЭР с просьбой освободить объединение от валютного налога, а также перейти на мировые цены при реализации 40 процентов продукции от госзаказа республики.
То, что витало в воздухе, сформулировал И. Сюльд: "Отмена налога и валютная прибыль от республики — утопия. Нужны другие варианты, иначе на наши предложения следует ожидать совершенно однозначную реакцию правительства: не нужны мы будем Эстонскому государству".
Таким образом, отрицательный баланс в 2 млн. долларов (на эту сумму тянули упомянутые проекты) не нашел своего "нейтрализующего" фактора. Тем не менее, решено принять расчеты за основу. С последующей их доработкой.
Прямого ответа на поставленный вопрос так и не последовало. Однако выступил заместитель генерального директора Д. Усанов, и его точка зрения неожиданно послужила той "соломинкой", за которую не зазорно ухватиться утопающему.
Суть в следующем. Сфокусировав все внимание на флоте, мы недостаточно хорошо знаем собственное береговое хозяйство. "Я бы, — сказал Д. Усанов, — предложил учесть потери при передаче республике порта. Источником поступления валюты может стать гостиница "Калур", ведь даже иностранцы удивляются, что мы их принимаем за рубли. Широким фронтом развернута в арендуемых у нас помещениях коммерческая торговля, за которой "Океан" наблюдает со стороны, вместо того, чтобы взять дело в свои руки или сдавать помещения в аренду за валюту, как это делают городские организации. Энергомеханический цех может пересмотреть свои тарифы при питании энергией иностранных судов. Строим жилье — так, может быть, организовать аукцион квартир или продавать их за валюту?..."
Действительно: не повредит нам и в новой жизни старая пословица "копейка рубль бережет", тем более — когда счет идет в свободно конвертируемой валюте.

Л. ПАНОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКАДРЫ: СТИЛЬ ДИКТУЕТСЯ ОБСТАНОВКОЙ – 06 02 1992
ВСЕ тревожнее становятся сводки производственной деятельности промысловых судов АО "Океан". На 22.01.92 г. впервые зафиксирована нижняя точка уровня вылова: минус 520 тонн; тот же показатель фигурировал на 26.01. Открывая очередное диспетчерское совещание, генеральный директор объединения сделал особый акцент на этих показателях как наглядном подтверждении того, что никогда еще прежде не доводилось стартовать в новый год со столь зыбкой "площадки". В январе объединение работало ниже среднего уровня и уже не шло в сравнение ни с одним из всех имеющихся на Западном бассейне рыбопромышленных предприятий.
Шаги, предпринимаемые с целью эффективной расстановки судов, сводятся на нет из-за известной болезни — отсутствия топлива. Потому, прежде чем подойти к основному вопросу — корректировке плана использования судов в 1 квартале, Л. Карпусь со всем пристрастием потребовал отчета о радикальных мерах по изысканию каналов поступления продукта, питающего суда. Абсурдно, указал он, рассчитывать, чтобы нам было выделено топливо из тех 30 тыс. тонн, которые Эстонское государство должно получить из России; ничто нас не выручит, кроме как собственная предприимчивость и мобильность.
Координирующий работу топливной группы О. Спирин констатировал довольно неутешительное явление: контрактов по закупке топлива заключается предостаточно, однако трудно сказать какой из них сработает, поскольку законы о лицензировании срывают поставки. Имеются варианты закупки топлива в ближайших инпортах, для чего необходимо иметь собственный валютный источник, а он-то у нас, как известно, мелкий. Только за границей суда еще могут "питаться" топливом в счет сдаваемой инофирмам рыбы.
Отсюда и получается, что вся производственная деятельность объединения "Океан" отныне сводится к укреплению внешнеэкономических связей. Задача не из простых, предполагающая доскональное знание законов (и не только местных), положений, нормативных актов и соглашений — всего того, от чего прежде наши специалисты были отчуждены и что сегодня крайне необходимо одолевать в масштабных объемах.
Изменение стиля работы неизбежно влечет за собой кардинальное изменение структуры объединения. Насущной потребностью стал выход береговых подразделений на самостоятельное управление и сокращение связи их с управлением флота на основе трудовых договоров по образцу того, что наметился с рыбным портом. Управление флотом, в свою очередь, также должно претерпеть определенную ломку: специалисты должны четко видеть свое место в русле внешнеэкономической деятельности, в противном случае придется искать себе другое применение.
КАК поставить дело на крепкую основу? Л. Карпусь предложил даже — не объявить ли конкурс на лучшую идею с солидным вознаграждением в СКВ? Со своей стороны, генеральный директор полагает, что дело, очевидно, за монопольными службами, способными решать вопросы в комплексе, без разделения сфер на "мои" — "не мои". У нас же неискоренимой бедой остается, что и проблемы знаем, и предложения часто имеются весомые, а как до их реализации — все спускается на тормозах.
Согласно планам расстановки флота в промысловых зонах мирового океана обозначается реальная возможность (и более того — необходимость, если учитывать финансовое состояние объединения) сокращения кадров плавсостава ориентировочно на 15 процентов. Как следствие — сокращение управленческих структур. В самом деле: если в отделе никто, кроме начальника или ведущего специалиста, не волен решать конкретные вопросы — позволительно ли содержать такой балласт?! Аналогично ставится вопрос и по отношению к руководителям отделов, кто не готов к изменению стиля работы.
Круто? Генеральный директор не отрицает: может, это "непопулярные" методы; возможно, отчасти, — и "аморальные", но они диктуются обстановкой. Пожертвовать сегодня теми, кто практически ничего не дал объединению и лишь отсиживался за спиной коллектива? Или, сохранив их, через некоторое время собраться уже всем составом, чтобы решить вопрос о самоликвидации? Третьего сегодня не дано.
ЕСЛИ главный экономист А. Кокорев предложил черновой вариант сокращения кадров конкретно по каждому виду судов, то начальник отдела кадров В. Янцевич заметил, что общее сокращение не принесет заметного эффекта, если не даст экономии валюты. Следует рассматривать как должное сокращение численности экипажей с закреплением за конкретными судами конкретных капитанов — пусть они сами набирают экипаж, если будут доподлинно знать, где и на каких условиях предстоит работать. Не исключено, что найдутся охотники скомплектовать команду для работы на срок до 11 месяцев, что означает экономию средств и на МРТО, и на оплату подмен, и прочее.
Ориентир обозначен: сокращение кадров, изменение стиля управления флотом — тот резерв, включение которого, в числе ряда прочих элементов, способно открыть выход на самоокупаемость объединения.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаОТЕЛЬ – 13 02 1992
НАШ "КАЛУР" начинает жить жизнью настоящего отеля: в коридоре четвертого этажа звучат польские песенки — довольно крупный заезд из Польши, группа в 70 человек. Девчушки распевают, значит им хорошо. Хлопает входной дверью супружеская пара из Кореи, и им в отеле нравится: уютно, , удобно, дешевле, чем в других таллиннских гостиницах этого класса. Нам с фотокорреспондентом Г. Цветковым здесь тоже нравится, и мы тут же решаем рекомендовать именно "Калур" своим друзьям и знакомым. Лично мне наша гостиница, в сравнении, например с "Олимпией" приятна тем, что лицо ее, если можно так выражаться, менее холодно и стандартно. Да и суеты, навязчивого мелькания множества незнакомых лиц здесь нет. Правда, тут уж кому что нравится.
Посмотрите на наши снимки: мягкая уютная мебель, теплота ее гобеленов и расцветок, покой, чистота, тишина номеров. Допустим, я решила оставить кошелек без его содержимого и выбираю люкс. Быстренько решаю: двухкомнатный или трехкомнатный. Трех — кутить так кутить. Дверь открывает предупредительная, симпатичная, в таком красивом наряде дежурная по этажу Наталья Тутукина — будем знакомы. Из-за нее мы выбрали четвертый этаж: на редкость приятный человек. В гостинице с самого ее основания, работать с людьми — в радость, а не в тягость, как некоторым дамам, что тоже встречаются на этажах гостиниц. Наташе по душе стиль, особый комфорт, лоск, с которым связана ее работа. Для женщины такая атмосфера важна и необходима. А в остальном Наташа — обычная гражданка, жизнь которой сложилась при социализме, а накренилась в переходный период: у Натальи трое детей, две работы и множество проблем, как и у нас, грешных. Наверное, поэтому она старается, чтобы человеку на ее этаже, в ее присутствии было хорошо.
Но — в номер, в номер! Помните, мы выбирали трехкомнатный. Вот он: спальня, гостиная, кабинет. Видимо, мы с тобой, читатель, бизнесмены, раз остановились именно здесь. "Не обязательно, — говорит Наташа, — плавсостав тоже нередко предпочитает люкс. В ожидании рейса или, когда семья приезжает ненадолго — дня на три-четыре, зато комфорт полный".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ну, посмотрим, что там в спальне. (Вы смотрите на фото). Не буду перечислять, что может быть в спальне, каждый знает. Заверю только, кровать мягкая, а комната просторная, так что спится здесь, под радужные сны, замечательно.
В такой гостиной не стыдно принять своих партнеров по бизнесу, да и друзей по рыбалке тоже не стыдно. Смотрите сами, товар всегда лучше показать лицом. Гостиную наш фотокорреспондент снимал особенно увлеченно. А если умные мысли в голове ожили и зашевелились, теснятся и просят выхода — быстренько, быстренько в кабинет. Прочие удобства тоже существуют, мы с Г. Цветковым не будем предъявлять их читателю. Тут все типично в соответствии с потребностями. Вот, кажется, и все. Двухкомнатный люкс — это все то же, только без кабинета. Если зашевелились умные мысли, придется вам бежать в другое место. В графе "прочее" — однокомнатные и двухместные номера. Там тоже неплохо, уверяем вас.
Хотя нет, надо же и начальству представиться, мы ведь солидные люди, тем более, что знакомство нынче — это о-хо-хо!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дежурный администратор Ирина Андреевна Ароменц, просим любить и жаловать.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Находимся мы сейчас на втором этаже, вот, посмотрите, такой здесь холл, правда, они на всех этажах одинаковые. Ирина Андреевна тоже из первых — со штор, окон, мытья полов, экономя, все делали сами. Так что капиталистические принципы уже начинают входить в нашу жизнь. С кем, как не с администратором, повести деловые разговоры о том, о сем? Например, говорит Ирина Андреевна, до Нового года гостиница была загружена очень интенсивно, к Эстонии в прошлом году был особый интерес, и экскурсионных групп предостаточно. А вот нынче дела пошли хуже, границу республика ставит на запор, трудности с самолетами, железной дорогой, резко подорожали билеты, плата за гостиничные услуги возросла в два раза, так что люди нынче настороже. Когда подсчитаются убытки и прибытки, это не только о гостинице, это берите шире, может быть, и в гостиницах ситуация изменится. "Между прочим, — продолжает Ирина Андреевна, — у нас тут и граждане Кипра живали, и австриец остался доволен!"
Преодолеем еще один этаж, раз уж пошли по начальству. Тут, на первом, кабинет Светланы Николаевны Артемовой — директора гостиницы. У нее не очень-то разбеседуешься — люди, телефонные звонки, распоряжения. Директор была краткой, просила поблагодарить коллектив за труд и поддержку. Доброго слова достойны все — и дежурные и горничные, и администраторы. Фамилий в блокнот я занесла множество: И. Бутина, Е. Мельник, Л. Мазаева, А. Уманская, Ю. Юрина, Т. Филиппова, О. Журавская, Л. Громова, Н. Кондратьева, Т. Степанова, И. Николаева. Но мужчин, их на 70 членов коллектива всего восемь, Светлана Николаевна просила выделить особо, что мы и делаем: Г. Ястребов, Ю. Хрущев, С. Лепень, Ю. Жмуть, О. Савчук, А. Нежельский, М. Жеденко, В. Корпейчик.
Пока мы разговоры разговаривали, совсем стемнело, и засияли, замерцали таинственно (за чужими окнами всегда тайна) окна отеля. Честное слово, мы бы тут с удовольствием пожили, да пора по домам.


Л. КУДРЯВЦЕВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Юрия Исмаилджанова. СПЕЦИАЛИСТ НАЧИНАЕТСЯ С ИНИЦИАТИВЫ – 20 02 1992
""

В среде связистов бытует мнение: если вышел кто из радистов в начальники радиотехнической станции, минуя ступень электрорадионавигатора, значит - не рассчитывай найти в таком руководителе опору: сам порядком не знает электрорадионавигационную аппаратуру, и другим не доверяет. Это - как правило. Как исключения имеются и противоположные примеры, которые дает, в частности, краткий послужной список Юрия Исмаилджанова.
...Встретившись впервые на одном из промысловых судов, молодой радист Исмаилджанов и начальник РТС Николай Пастушенко не сразу нашли общие точки соприкосновения. "Ленивый, несобранный", - подумал Николай Семенович относительно своего радиста. Тот, в свою очередь, счел начальника за "диктатора": шагу не даст ступить, не потребовав отчета. Присмотревшись пристальнее, Пастушенко, однако, определил: Юрий - парень из тех, кому тесно в замкнутых рамках, а есть простор для инициативы - тут он и становится собранным, деловым, готовым приспособить на практике все свои теоретические познания. И молодой радист вскоре тоже нашел что может почерпнуть у непосредственного руководите-ля: аккуратность, порядок, в котором содержатся приборы и аппаратура - это отныне одинаковые отличительные черты и Пастушенко, и Исмаилджанова, вдобавок еще благоприобретенным стало у Исмаилджанова свойство искать себе работу там, где, казалось бы, и без дополнительного вмешательства дела складываются ровно. Как всякий вдумчивый специалист он хорошо усвоил, что надежность аппаратуры предопределяется не столько способностью радиоспециалистов оперативно устранять неполадки, сколько целенаправленными профилактическими работами.
...Три рейса подряд - начальником радиотехнической станции на плавбазе "Станислав Монюшко". Вроде как прописался на ней Юрий Исмаилджанов. Дали бы еще возможность прописаться в собственной квартире (по новым законам не хватает метража) - так и оставаться бы Ю. Исмаилджанову в ряду надежных радиоспециалистов рыбопромыслового флота. А пока - перспектива туманна...

Наш корр.
Фото Р.Эйна
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБЕЗ ПРАВА НА ЗАБВЕНИЕ - 27 02 1992
ПРОФСОЮЗНЫЙ КОМИТЕТ АО «ОКЕАН» ОРГАНИЗОВАЛ СЕКТОР ПО РАБОТЕ С ПЕНСИОНЕРАМИ

Казалось бы, создание новых отделов, секторов, должностей во время такого болезненного сокращения штатов вызывает только негативные реакции: дескать, не сокращают штаты, а пересаживают из одного кабинета в другой.
Но вот создание этого сектора - по работе с пенсионерами - можно только приветствовать: он очень необходим. И если могут быть какие-либо упреки по этому поводу, то только почему он не организован раньше. Нужда в нем огромная и настоятельная.
Руководит сектором Михаил Антонович Синицкий. Вряд ли можно было подобрать более подходящую кандидатуру на эту должность. Все, кому приходилось иметь с ним какие-либо дела, знают, что Михаил Антонович - человек отзывчивый, внимательный, обладает редким (к сожалению) в наши дни качеством - обязательностью и, конечно, добротой, которая так необходима именно в наши дни.
Какие задачи стоят перед сектором, что предполагает делать его руководитель? В общих словах - помочь пенсионерам как-то пережить это "смутное время", как-то выжить, сохранить человеческое достоинство.
Надо сказать, что и сами пенсионеры откликнулись на это начинание. Уже в первые же дни согласились помочь в становлении сектора Галина Федоровна Музыченко, Зинаида Яковлевна Репсон, Елена Николаевна Левшинова, Роман Николаевич Тимошенко, Николай Васильевич Бохонько, Валентина Александровна Шкуренко. И первое, что необходимо сделать - и что уже делает и М. Синицкий и его добровольные помощники это уточнение списка пенсионеров. Цифра, которую дает профсоюзный комитет - 900 человек, вызывает сомнение, как в ту, так и в другую сторону. В связи с этим, хотелось бы высказать такую просьбу к пенсионерам - бывшим "рыбакам": зайти или позвонить М. Синицкому и проверить, числитесь ли вы в его картотеке. Телефон 691-309.
Ну, а дальше? Дальше, в первую очередь предполагается организовать действенную помощь тем, кто в ней особенно нуждается: одиноким, больным, тем, кто порой не может по неделям выйти из дома. Для тех, кто может хоть немного подработать в дополнение к пенсии, предполагается создать небольшие мастерские, например, переплетные, по некрупным деревянным поделкам, которые всегда бывают нужны, и некоторые другие.
Начальник ЭМЦ Р. Фишер обещает тоже предложить некоторые работы, не требующие ни больших физических усилий, ни специальной квалификации. Конечно, деньги это даст невесть какие великие, но, в общем-то, не только в них дело. Главное - общение. Не казенное, не запланированное заранее, не "встреча" где-то, с кем-то, а более непринужденное общение с бывшими сослуживцами, товарищами по работе.
В этой связи не могу не вернуться в далекий трагический 1941 год. В хаосе и плановой, и стихийной эвакуации довелось мне встретиться с поэтессой Мариной Цветаевой и на всю жизнь запомнились ее горькие слова: человеку необходимо иметь рядом с собой кого-то, кому можно сказать "а помнишь"? Около нее такого человека не оказалось...
А ведь и для наших ветеранов - пенсионеров так же важны встречи со своими бывшими товарищами по работе, по дальним рейсам и есть, о чем вспомнить, сказав это волшебное живительное слово: "а помнишь, как на "эсертешке" впервые Атлантику переходили?... "А помнишь тот рейс на СТР 90-46 м ?" "А помнишь первые БМРТ?"... Да мало ли о чем могут вспоминать люди, проработавшие вместе не один десяток лет!
Планирует М. Синицкий организовать и выезд "на природу", в Вихтерпалу, так-же с этой целью: и отдых, и общение.
Но крайне необходима и материальная помощь, хотя и не всегда только деньги "в чистом виде", но и они нужны. Нужны для того, чтобы можно было для кого-то сделать бесплатными или со скидкой обеды в нашей столовой, кому-то помочь с лекарствами, выкупить продукты. М. Синицкий обратился в некоторые кооперативы с просьбой о возможной денежной помощи, надеется и на объединение, профсоюз. Связался с организацией "Милосердие" при Эстонском Красном Кресте.
Милосердие - это, конечно, очень хорошо, но ... "Будьте милосердны к сирым и обездоленным", - сказано было еще много веков назад. А можно ли наших пенсионеров считать "сирыми и обездоленными"? В отношении их, мне кажется, было бы правильнее говорить не только (и не столько) о милосердии, сколько о справедливости. Ведь все, чем сейчас располагает АО "Океан" и бывшие его подразделения, такие как ТМРП, судоремонтный завод и другие, создано трудом сегодняшних пенсионеров. Во все - начиная от современных "моонзундов" и кончая любым столом в любом кабинете вложен их труд — многолетний, добросовестный и зачастую более тяжелый, чем сейчас. И об этом никто не должен забывать, ни тот, кто только начинает свой трудовой путь, ни тот, кто сам подходит к возрастному рубежу. Права на такое забвение не имеет никто. Считается, что степень цивилизованности общества измеряется степенью заботы о стариках. А наше общество, если исходить из этого критерия, катится куда-то в каменный век...
И хотелось бы сказать еще вот что. Во вновь созданном секторе работы, что называется, непочатый край. При всей добросовестности, трудолюбии и ответственности, Михаилу Антоновичу Синицкому будет очень трудно одному одолеть первые, организационные шаги. Многое зависит и от самих пенсионеров, тех, кому под силу, у кого есть желание что-то сделать, вновь почувствовать себя не одиночкой, обрести поддержку товарищей, коллектива.
И конечно, самое заинтересованное внимание должны проявить и профсоюз через профоргов в подразделениях и службах, где раньше работали пенсионеры, и отдел соцкультбыта.
Словом, - давайте не забывать о пенсионерах.

Н. МОЛЧАНЮК.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти Николай Семенович Пастушенко. НА СВЯЗИ - «В СВЯЗКЕ» - 27 02 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди нашего флота

Противоречив, на первый взгляд, Николай Семенович Пастушенко. То он требует от связиста самостоятельности; то буквально "пасет" его на каждом шагу; то демонстративно проявляет себя "сторонним наблюдателем" даже там, где, по всему, его вмешательство вполне оправданно. Это как - в зависимости от обстановки? Или от настроения?
- В зависимости от профессионального уровня радиста или радионавигатора, -уточняет Николай Семенович.- Скажем, Юра Исмаилджанов: тому не надо толковать, он к делу по-хозяйски относится. Еще радистом такой объем профилактических работ на плавбазе "Станислав Монюшко" выполнил, что стало ясно: ему грешно было бы не доверить заведование радиотехнической станцией. Практика подтвердила: как начальник РТС он - на своем месте, чужого не занимает.
Вот Витя Волосных - тот другой. Хоть и "потомственный" связист - отец его электрорадионавигатор, - но ему моральная поддержка требуется: просто ему веселее работается, когда кто-то может оценить каждый его шаг. А нет - он и полениться не прочь, так, во всяком случае, поначалу казалось.
А то еще третий тип специалистов есть - как Сергей Брублевский, например: такие не любят, чтоб им "под руку смотрели", обижаются. И по-праву, по-моему: чего ж такого контролировать, когда у него "золотые руки"?
Но с другой стороны, если ты все делаешь по-своему, а я по-своему, изолированно друг от друга - тут порядка не будет. Поэтому и не люблю "сверху" наблюдать, стараюсь быть рядом, особенно с электрорадионавигатором... В связи нужно быть в одной связке...
"Связку" эту Николай Семенович сколачивает каждый раз не только исходя из уровня профессионализма коллег, но и сознательно "подлаживаясь" под эмоциональный настрой каждого. Разве это не реальность, что молодежь нетерпелива и прямолинейна? Следовательно, - ему, как представителю старшего поколения, должно уметь "управлять" ею, исходя из понимания внутреннего настроя. А готовность прислушиваться к этому настрою у Пастушенко не столько от трудового опыта, хоть и работает он в связистах уже свыше 30 лет, - сколько от собственного склада характера. Он по натуре поэт. Стихами, как говорит, "балуется" - пишет их для себя, зачитывается произведениями признанных авторов. Отсюда - стремление найти нечто созвучное себе в другом, что так дорого в долгом промысловом рейсе... И потом - лад в службе - залог того, что дело исправности: профилактика будет производиться легко и без нажима, техника останется дееспособной...

Наш корр.
Фото Р.ЭЙНА.