Лента блогов
Люди, море и судаСБЫЛАСЬ МЕЧТА - 29 августа 1974 года
""

МОРЕ было спокойное. Солнце, стоявшее почти в закате, ласкало сизую зыбь гавани и, отражаясь в ней, слепило глаза.
БМРТ-441, блестя свежевыкрашенными надстройками, осторожно приближался к причалу. Шаркнул ободранным солеными штормами бортом о кранцы и, грохнув якорь- цепью, устало привалился к причалу.
Владимир Буханевич, молодой матрос второго класса, сняв швартовые рукавицы, вытер вспотевший лоб рукавом, присел на кнехт. Первый в его жизни, рыбацкий рейс длиною в 135 суток был закончен. Сбылась его заветная мечта стать моряком. Даже тогда, на военной службе, его неудержимо тянуло к морю, к флоту.
Это было давно.
После своего первого рейса Владимир понял, что работать на море нелегко. Вспоминалось, как до боли в глазах работал в рыбцеху: осваивал неизвестную до сих пор обработку рыбы. Повезло - рядом стоял опытный мастер своего дела старший матрос Михаил Гайко. Володю он приметил сразу же, и как-то раз откровенно признался:
— Не понравился ты мне с первого взгляда, худющий, угловатый.
Но потом Гайко заметил в нем другое — страстное желание познать новое. Если в начале рейса Михаилу приходилось помогать Володе, то в конце они работали на равных. Оба за высокие производственные показатели были занесены на судовую Доску почета.
И начальство приметило этого худощавого, молчаливого паренька. Когда тогдашнего капитана назначили на строящееся судно БМРТ-489 «Юхан Лийв», Буханевич в составе команды получал его из новостроя.
— Этот рейс мне запомнился особо, — вспоминает. Владимир. — Мы одними из первых шли работать в район Центрально-Восточной Атлантики осваивать пелагический лов. Еще примечательно то, что уже шел не матросом, а матросом-добытчиком. От нас зависело многое. Быстрота освоения трала, постановка его, выборка. Для меня и для многих моих товарищей это было впервые. Работали, как говорится, не покладая рук. И с задачей справились успешно. Тогда рейсовое задание мы выполнили на 128 процентов.
Здесь он умолчал о том, что за добросовестное отношение к своим служебным обязанностям, быстрое освоение нового вида лова был занесен на судовую Доску почета. После этого рейса за активную работу в комсомоле секретарь комсомольской организации БМРТ-489 «Юхан Лийв» Владимир Буханевич был награжден Почетной грамотой комитета комсомола рыбопромыслового флота.
Анализируя прошлые рейсы, Владимир понял, что одного желания работать мало, нужны знания.
— Иду учиться, — решил он.
И в 1968 году на стол начальника отдела подготовки кадров легло заявление с просьбой направить его на заочную учебу в Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства на факультет холодильных установок. Его просьба была удовлетворена, и в декабре 1968 года матрос первого класса, студент первого курса Владимир Буханевич уходил в свой очередной рейс.
Вахты сменялись вахтами, дни днями, месяцы месяцами. Работа постоянно совмещалась с учебой. В свободные после вахты часы Владимир находил время заглянуть в учебники, конспекты. Большую помощь оказывали ему преподаватели заочной школы моряков, старшие товарищи, уже имеющие высшее образование. Рыбацкие рейсы и трудовые годы летели незаметно.
Когда объединение получило супертраулер «Пейпси», Владимир ушёл на нем в первый рейс рефмотористом.
И вот снова тот же залив, тот же причал. Рефмоториста Буханевича, секретаря комсомольской организации, члена комитета комсомола ЭРПО «Океан» радостно встречают жена, дочурка, близкие. Владимир узнает приятную для себя весть: переведен на пятый курс института,

К. ВЛАДИМИРОВ.
Люди, море и судаПОЧЕМУ «РЫБАЦКОЕ СЧАСТЬЕ» ОБОШЛО БМРТ-248 «ЙОХАН KEЛЛEP» - 8 февраля 1975 года
В СПИСКЕ ОТСТАЮЩИХ

В нашей газете ежемесячно подводятся итоги работы многотысячного коллектива объединения «Оксан». На странице за 28 января БМРТ-248 «Иохан Келер» фигурирует в списке отстающих.
Судно пришло в порт 4 февраля и представилась возможность из первых рук узнать, как работал экипаж на промысле, какие причины повлекли за собой недовыполнение рейсовых, а вместе с этим и годовых показателей. На вопросы нашего корреспондента Г. МЕЛИКОВОЙ отвечает первый помощник капитана Е. Н. БЕЛОГОЛОВЦЕВ.
— Евгений Николаевич, расскажите, пожалуйста, как складывался рейс с самого начала?
— Точка отсчета промыслового времени — 22 августа, когда судно, загрузившись всем необходимым, взяло курс на промысел. Переход был недолгим — всего 7 суток. За это время нужно было подготовить все промвооружение. Хотя нагрузка была большой и особенно доставалось добытчикам, работавшим по две смены, к промыслу мы подготовились неплохо. Это может подтвердить и график работы. До 9 октября и промысловая обстановка и погодные условия работали, как говорится, на нас. Средняя выработка суточного задания по пищевой продукции в этот период составляла 111 процентов.
Затем наступил перелом. Хотя рыба была, добывать ее стало делом нелегким. Косяки имели большую подвижность и, чтобы обловить их, до обидного не хватало скорости. Уловы и заморозка снизились. Как мы ни старались, предыдущие успехи были сведены на нет, и мы «залезли в долги».
Для экипажа наступило трудное время. Приблизительно в этот же период было много отвлечений на переходы к базам, танкерам. Потеря дорогого времени составила 6 суток, а всего за рейс по этим же причинам утеряно 16 суток.
Обстановка диктовала необходимость перейти в район ЦВА.
— Что можно сказать о составе экипажа?
— Существенная, на мой взгляд, деталь: в рейс вышло много практикантов ТМУРП. Этот факт, естественно, не мог не сказаться на темпе нашей работы. Молодежь нужно было обучить элементарным вещам — методам ускоренной обработки рыбы, соблюдению техники безопасности и т. д.
Опытных рыбаков, которые бы взяли под свою опеку молодое пополнение, на судно было совсем мало. В основном экипаж был укомплектован людьми, рабочий стаж которых на флоте исчислялся двумя, двумя с половиной годами. Кроме того, некоторые впервые вышли в море на промысловом судне и со спецификой работы на нем были почти незнакомы. Переучиваться приходилось на ходу.
Скажу сразу, неоценимую помощь новичкам оказывали практики— помощник капитана по производству И. Шичкин, много личного времени на обучение молодежи тратил мастер по обработке рыбы В. Филиппов.
— Вторую половину рейса судно провело в ведах ЦВА. Как обстояли ваши дела там?
— Несмотря на то, что в этом районе выполнение плана по вылову составило 102,6 процента, по заморозке — 113 процентов, разделке рыбы — 106 процентов, финансовые показатели нам не удалось выполнить. Это объяснялось дешевизной рыбы. Тот ассортимент, который был запланирован, не облавливался: в основном шла сардина.
О старании всего экипажа говорят многие факты. Развернувшееся социалистическое соревнование сразу же создало атмосферу трудового соперничества. Шла рыба, все стремились перевыполнить суточный план. Были дни, когда его выполнение составляло свыше 150 процентов. Большую помощь оказывала подвахта, особенно II механика А. Семенюка, обслуживающего персонала. В течение всего рейса первая комплексная бригада В. Филиппова выходила победительницей.
Постоянной заботой партийной, комсомольской, профсоюзной организаций было поднять в трудные минуты промысла настрой экипажа, нацелить людей на достижение лучших результатов. С этой целью регулярно созывались общесудовые, партийные и комсомольские собрания, на обсуждение которых неоднократно выносился один вопрос — ход промысла, его обстановка, подробный анализ работы. Умело руководил всей этой деятельностью капитан-директор В. А. Елисеев.
Парное соревнование с БМРТ-396 «Иоханнес Рувен», а также с БМРТ-250 «Яан Коорт», БМРТ-333 «Юхан Сютисте», БМРТ-431 «Каскад» способствовало распространению передового опыта, выбору оптимальных режимов тралений, борьбе за повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции. Кстати, неослабный контроль за тем, чтобы рыба не попадала в утильный бункер, строго соблюдались нормы ГОСТа, осуществляла группа народного контроля.
— Среди рыбаков бытует понятие «рыбацкое счастье». В смысл его вкладывают прежде всего везение, которое сопутствует на протяжении всего рейса. Нет спору, без целенаправленной, целеустремленной работы организаций успеху ничто не поможет. Евгений Николаевич, судя по рассказу, это везение обошло вас. Что, по-вашему, не дало вам возможности справиться с рейсовым заданием?
— Частично объективные причины я уже назвал. Отмечу и другие. Например, неудовлетворительная промысловая обстановка в начале рейса с 3 по 15 ноября. Существенно отразилась на наших результатах и недостаточная производственная мощность морозильной установки, которая при наличии больших уловов не позволяла добиваться сверхплановой заморозки. Хотя в районе ЦВА суточные задания перевыполнялись, финансовые показатели были низкими из-за отсутствия рыбы на разделку и ценных пород, запланированных заданием.
Из практики рейса выяснилось: нам очень нужна охлаждаемая ванна, где бы рыба сохранялась более продолжительное время. Пока ее нет - будут потери.
Об увеличении скорости судна я уже говорил. Сейчас мы станем в малый капитальный ремонт. Если будет осуществлена насадка на винт, увеличится тяговое усилие, а значит— и скорость.
В конце промысла мы проанализировали наши плюсы и минусы. Были вскрыты конкретные причины наших неудач — и объективные, и субъективные. Думаю, что при их серьезном учете в следующем рейсе мы сможем поправить наши дела.
Люди, море и судаСНИМАЕТ ВАЛЬТЕР ОЛОНЕН - 11 февраля 1975 года
Читателям нашей газеты знакомо имя Вальтера Олонена, в настоящее время матроса первого класса РТМС-7508 «Батилиман». Его снимки мы публикуем уже не впервые: первая «проба сил» состоялась около двух лет назад, когда В. Олонен работал в составе экипажа РТМ «Юхан Смуул».
Снимки его характеризует не только чистота, технического исполнения, что, разумеется, также немаловажно, но и умение выбрать тему, по-своему, без шаблона, раскрыть содержание, продумать композицию снимка.
Сегодня мы предлагаем вниманию читателей целую страницу — фоторепортаж о трудовых буднях экипажа суператлантика «Батилиман».
""

© Легких дней на промысле не бывает. Неустойчивая обстановка требует постоянного напряжения сил. Большая нагрузка ложится и на штурманский состав. На-снимке — капитан Юрий Иванович Висков и второй помощник Вячеслав Михайлович Исаев за поиском рыбных косяков.
""

© Все ли сделано правильно? Всегда заботливый и беспокойный, волнуется старший тралмастер Юрий Иванович Семенуха...
""

© Но, как показало пробное траление, вооружен трал отлично!
""

© Хороший улов нужно своевременно обработать. Рыба выливается из трала. За лебедкой — ударник коммунистического труда матрос Василий Иващук.

""

© В рыбном цеху отлично выполняет свою работу и передает опыт молодым морякам матрос первого класса ветеран «Океана» Клавдий Сергеевич Черепанов.
""

© Экипаж «Батилимана» не только хорошо работает, но и учится, отдыхает... Очередную лекцию по экономической учебе читает опытный пропагандист ветеран Великой Отечественной войны Владимир Иванович Плиткин.
""

© Внимательно слушают пропагандиста моряки.
""

© Хорошее настроение зависит не только от богатых уловов, но и от того, как приготовлен обед. А комсомолка повар первой категории Валентина Захарченко свое дело и знает, и любит.
""

© Любимое занятие старшего матроса Владимира Гавриловича Власова — резьба по дереву.
Люди, море и судаПРАВОФЛАНГОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА - 24 августа 1974 года
Определены лучшие рационализаторы «Океана» за полугодие
Подведены итоги смотра работы по изобретательству и рационализации на судах, в подразделениях, отделах и службах объединения за первое полугодие 1974 года. Недавно комиссия рассмотрела представленные материалы. Общий недостаток — малый экономический эффект — показатель, имеющий для объединения очень большое значение. Ведь «Океан» принимает участие в соревновании среди предприятий республики, а также во Всесоюзном соревновании по рационализаторской и изобретательской работе.
Годовой план у нас 440 тысяч рублей. В данное время мы достигли - экономии почти 350 тысяч рублей. Есть все возможности добиться экономии 600—700 тысяч рублей в год. Для этого необходимо более широко внедрять изобретения, создающие больший экономический эффект. Очень слабо идут дела с внедрением изобретений на СРЗ, в ТМРП и энергомеханическом цехе.
По итогам смотра за первое полугодие места по подгруппам распределились следующим образом. Среди береговых подразделений первое место присвоено коллективу холодильника (ответственный за рационализаторскую работу А. Арсаньев), второе место - коллективу цеха постройки и ремонта орудий лова (ответственный по рацработе А. Кохала) и третье место — коллективу СРЗ (ответственный по рацработе И. Копти).
Среди судов типа ПБ, TP, ПР первое место занял экипаж ПБ «Рыбак Балтики» (гл. механик Э. Грибовский, уполномоченный по рацработе Ф. Сидоренко), второе место — экипаж ПБ «Фридерик Шопен» и третье — экипаж TP «Нарвский залив».
По судам типа БМРТ и РТМ первое место присуждено БМРТ-598 «Рихард Мирринг», второе — РТМ-7192 «Юлемисте» и третье —БМРТ-457 «Каарел Лийманд».
Призовые места по судам типа СРТ, СРТР, РПР не присуждались. Рационализаторская работа на этих судах находится на очень низком уровне. Необходимо приложить максимум усилий комсоставу судов, МСС и техническому отделу, а также первичной организации ВОИР, чтобы оживить рацработу на вышеуказанных судах.
Среди судов вспомогательного флота и портофлота ТМРП первое место решено не присуждать, второе место занял экипаж НБ-3 и третье — экипаж БП-2.
Среди отделов и служб первое место присуждено коллективу отдела промрыболовства (начальник отдела С. Хорохонов, уполномоченный по рацработе А. Симашко), второе — коллективу механико-судовой службы (начальник отдела Н. Первушин, уполномоченный по рацработе А. Эрсис) и третье — коллективу отдела вычислительных работ (и. о. начальника отдела В. Шаховцев, уполномоченный по рацработе А. Черепков).
Объявлены благодарности и занесены на доску лучших рационализаторов объединения фамилии следующих наших новаторов: Н. П. Мирошниченко — начальника OTK СРЗ, Ф. Е. Теутлера, слесаря СРЗ, Б. И. Чернова, слесаря СРЗ, А. М. Арсеньева, ст. инженера холодильника, Б. К. Вишнякова, группового инженера-механика МСС, А. А. Вярно, третьего механика технологического оборудования ПБ «Рыбак Балтики», Э. А. Грибовского главного механика ПБ «Рыбак Балтики», А. И. Симашко, старшего инженера отдела промрыболовства, А. И. Соловьева, второго электромеханика ПБ «Фридерик Шопен», Ф. П. Сидоренко, второго электромеханика ПБ «Рыбак Балтики», А. У. Тосса, третьего электромеханика ПБ «Рыбак Балтики», А. X. Ваха, слесаря БМРТ-598 «Рихард Мирринг», М. В. Богомолова, механика-наставника отдела связи, В. Г. Борулько, старшего механика-наладчика ПБ «Рыбак Балтики», М. М. Мочкина, старшего электромеханика ПБ «Фридерик Шопен».

Т. ТАСАМЯЭ, руководитель группы НТИ и рационализации объединения «Океан».
Люди, море и судаСКУЧАТЬ НЕ ПРИДЕТСЯ! - 29 августа 1974 года
ДОРОГИЕ КОМСОМОЛЬЦЫ И МОЛОДЕЖЬ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА ОБЪЕДИНЕНИЯ!

С 4 по 8 сентября состоится IV Всесоюзный слет молодых рыбаков — победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Молодые моряки и рыбаки со всех концов нашей необъятной Родины соберутся в Мурманске — городе, где после Октябрьской революции стал развиваться советский рыболовный флот, откуда начиналась славная история развития отечественной рыбной промышленности.
Для рыбацкой молодежи нынешний слет особенно знаменателен, так как проходит в год 50 летия присвоения комсомолу имени В. И. Ленина. Комсомольцы и молодежь Эстонии отмечают 30-ю годовщину со дня освобождения Эстонии от немецко-фашистских захватчиков. 30-летний юбилей со дня победы над фашистской Германией готовится встретить весь советский народ.
Эстонскую делегацию будут представлять на слете лучшие представители рыбацкой молодежи - передовики судов и береговых предприятий объединения.
Труд нашей молодежи почетен. В море, как нигде, необходимы такие качества, как смелость и мужество, крепкая дисциплина и товарищеская взаимопомощь, чувство патриотизма и интернационализма. Все это присуще молодым труженикам моря.
Перед комсомольцами и молодежью стоит задача хранить и приумножать революционные, боевые и трудовые традиции старшего поколения. В вашем лице, молодежь, мы видим те боевые отряды, которые примут от нас эстафету и будут твердо идти к цели — построению коммунизма.
Желаем быть достойными борцами за свершение тех великих задач, которые вам предстоит решать!
ПАРТИЙНЫЙ КОМИТЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ОКЕАН».



Виктору Павловичу Пантелееву, начальнику холодильника, члену комитета комсомола, много сил и энергии отдающему работе в комсомоле, довелось быть участником двух первых слетов молодых рыбаков. Наш нештатный корреспондент Я. Раин попросил его поделиться своими впечатлениями.
— Виктор Павлович, вы принимали участие в работе слетов в Новороссийске и Риге. Расскажите, пожалуйста, как проходит слет?
— Четвертый Всесоюзный слет молодых рыбаков рыбной промышленности состоится в знаменательный год 50-летия присвоения комсомолу имени В. И. Ленина. Этот слет посвящен также 30-й годовщине победы советского народа над гитлеровской Германией. Очевидно поэтому, к его участникам будут предъявлены повышенные требования.
Слет обычно начинается торжественным открытием. Затем проводятся конференции, на которых делегаты отчитываются о проделанной комсомольской работе, делятся передовым производственным опытом, опытом работы комсомольско-молодежных экипажей, вахт, смен. Это очень важно для улучшения работы комсомольских организаций флота и берега.
Каждая делегация должна принимать участие хотя бы в двух конкурсах, проводимых по условиям слета. В Новороссийске и Риге наши делегация принимала участие почти во всех проводимых конкурсах и занимала призовые места, получала награды.
Эта традиция была продолжена и на III слете в Калининграде. Эстонские рыбаки были награждены дипломом второй степени за военно-патриотическое воспитание, А. Требунский получил диплом за высокие спортивные результаты, а Р. Арустамян был удостоен «Янтарного приза» за рыбацкую песню.
— Что дают подобные мероприятия?
— Во-первых, играют большую воспитательную роль. Судите сами: на первом Всесоюзном слете в Новороссийске мы познакомились с ленинградской молодежью, подружились с рыбаками Калининграда. После слета мы несколько раз бывали у них в гостях, и они приезжали к нам. Эти дружеские связи год от года становятся крепче. Слеты молодых рыбаков полезны еще и тем, что являются местом встречи молодежи родственных производств. Молодые рыбаки Сахалина или Одессы, Мурманска или Таллина — они все делают одно общее дело: добывают рыбу. Поэтому очень интересно узнать, что нового у сахалинцев, мурманчан, одесситов.
— Как организуется отдых делегатов?
— Скучать никому не придется. Программой слета предусмотрены различные спортивные мероприятия, военные игры с представителями воинских частей, вечера дружбы, концерты художественной самодеятельности, участие в трудовых десантах, посещение музеев, братских могил; есть возможность ознакомиться с наглядной агитацией других делегаций, узнать, что они сделали за истекший период. Все эти мероприятия заполняют дни участников до отказа.
Думаю, что и вам будет весело. Станете на это время танцорами и певцами, музыкантами и спортсменами. Главное —не растеряться в решительную минуту, найти остроумный выход из любого критического положения.
""

На слет молодых рыбаков едут члены передового экипажа БМРТ-368 «Оскар Лутс» электромеханик, ударник коммунистического труда Станислав Интяшин и матрос первого класса Василий Круглов (на снимке справа).

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаВСТРЕЧА, КОТОРУЮ ЖДАЛИ - 20 июля 1974 года
""

Несколько месяцев назад в нашей газете была опубликована биография замечательного эстонского революционера, коммуниста Рихарда Мирринга, чьё имя носит большой морозильный рыболовный траулер- 598.
В Таллине живет сестра Рихарда Мирринга — Эрика Аугустовна Мирринг. Она пожелала посетить судно, носящее имя ее родного брата. Долго пришлось ждать этого момента. Почти год судно находилось на промысле в далеких водах Атлантического океана.
В начале июля, закончив очередной рейс, траулер прибыл в Таллин. Его экипаж в социалистическом соревновании добился больших успехов. Добыча рыбы составила 45631 центнер — 104,8 процента плана. Мороженой продукции произведено 35620 центнеров — 126,6 процента. При задании 363 центнера сделано 1980 центнеров рыбного филе — задание перекрыто в пять с половиной, раз. Выпущено пищевой продукции на 2180,5 тысячи рублей — 138 процентов, и так далее.
Одиннадцатого июля долгожданная встреча состоялась. В ее организации самое деятельное участие принял комитет комсомола объединения «Океан», секретарь рыбообрабатывающего флота комитета комсомола Юрий Кирси. В одиннадцать часов желанная гостья прибыла на южную сторону порта и поднялась на борт траулера. Эрика Аугустовна Мирринг была тепло встречена представителями администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций судна.
Капитан-директор БМРТ Борис Григорьев Демидчик совершил с Э. А. Мирринг экскурсию по судну. Она вообще впервые ступила на борт большого корабля океанского плавания и с интересом знакомилась с его устройством, быта команды.
Затем состоялась сердечная, дружеская беседа, в которой приняли участие первый помощник капитана Хейно Мейнхардович Раяметс, вожак судовых комсомольцев Юрий Кохан и другие.
Эрика Аугустовна вручила членам экипажа редкую фотографию Рихарда Мирринга и другую фотографию, на которой он запечатлен месте со своими товарищами по комсомолу, соратниками по работе в Коммунистической парта Эстонии.
Рыбаки подарили дорогой гостье сувенир и фотографию своего траулера.
Прощаясь, Эрика Аугустовна пожелала еще раз встретиться с экипажем в первый же день, когда судно вернется из следующего рейса.
Пребывание сестры революционера оставило самое хорошее впечатление у моряков, судно которых носит имя Рихарда Мирринга.

НА СНИМКЕ: Э. А. Мирринг знакомится с судном.

Фото А. Дудченко.
Люди, море и судаДЕНЬГИ НА БОЧКУ - 2 августа 1975 года
ТАЛЛИНСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТАРНЫЙ КОМБИНАТ ПОСТАВЛЯЕТ РЫБАКАМ НЕГОДНУЮ БОЧКОТАРУ

С горечью и негодованием рассказывают на плавбазе «Рыбак Балтики» об этой злопамятной истории. Произошла она во время последнего рейса судна в Северо-Западную Атлантику, где «Рыбаку Балтики» предстояло передать часть готовой соленой рыбопродукции на плавбазу «Советская Литва».
Ох, как неловко чувствовали себя моряки «Рыбака», когда с борта литовской плавбазы стала возвращаться назад их продукция — партия за партией. Брак, брак, брак...
Молча и сумрачно наблюдали за «путешествием» бочек с сельдью туда и обратно видавшие виды, опытные матросы-рыбообработчики — они-то хорошо знают, чего стоит ныне добыть эту самую сельдь из недр океана и сколько труда надобно приложить, прежде чем станет она «пищевой продукцией». И растерянно взирали на эту сцену те, кто впервые оказался в океане на борту плаврыбозавода — молодые выпускники ТМУРП и УКК. Им особенно тяжело пришлось в этом рейсе: промысловая обстановка в СЗА была на редкость сложной, рыба поступала неравномерно, дорожить приходилось каждым килограммом. Сколько пота с непривычки пролито, сколько труда и времени ушло на одни только подвахты. А теперь вон они — десятки центнеров драгоценной сельди забраковано, хоть на муку пускай ...
Стыдно было перед литовскими моряками. Как ни крути, а выходило - посрамились перед ними представители «Океана». Не будешь же объяснять, что ни при чем ни рыбаки, ни рыбообработчики с плаврыбозавода, что и те, и другие на совесть сделали свое дело и не они повинны в порче рыбопродукции...
А теперь — никаких эмоций, одни только факты. Вот результаты обследования деревянной бочкотары, проведенного группой народного контроля плавбазы «Рыбак Балтики» совместно с представителями технологической службы, химлаборатории и производственного отдела ЭРПО «Океан». Проверено: 2590 бочек деревянных, принятых на борт плавбазы. Установлено: 40 процентов из них имеют покрытие эмали только на отдельных участках внутренней поверхности, 60 процентов покрытия вообще не имеют. На клепках недопустимо много сучков — до 5 штук на бочке, причем большинство сучков имеют сквозные трещины, как правило, незашпаклеванные. Из проверенного количества бочкотары 30 процентов бочек № 5 и 40 процентов бочек № 7 воду не держат и только 130 штук удерживают до 90 процентов заливаемой емкости... В результате при сдаче готовой рыбопродукции на литовскую плавбазу, несмотря на непрерывную заливку тузлука — по 5—7 доливок в каждую бочку! - тузлук так же непрерывно просачивался сквозь клепку, через час в проверенных бочках вытекло не менее 25- процентов тузлучного раствора.
Печальная история, приключившаяся с «Рыбаком Балтики» в этом рейсе, случай далеко не единственный и, главное, не случайный..
— Однажды, — вспоминает первый помощник капитана плавбазы Александр Дмитриевич Пегов, — возвращаясь из района промысла, мы известили суда, что имеем на борту излишки деревянной бочкотары. К нам обратилась одна латвийская плавбаза — там как раз нуждались. Лучше бы нам помалкивать! Латыши, едва взглянув на бочки, предложили их попросту выбросить за борт...
Есть такая поговорка — деньги на бочку! — Продолжал А. Д. Пегов. — Давайте хотя бы грубо прикинем, какой ущерб наносит нашему объединению негодная бочкотара, поставляемая Таллинским экспериментальным тарным комбинатом. Изготовление каждой бочки обходится в 6 рублей. Плюс дорожные расходы, амортизационные — хранение бочкотары на складах ... А во что обходится пищевая рыбопродукция, испорченная «благодаря» дефектной бочкотаре! Но и это не все. Чем и как, скажем, измерить тот моральный ущерб, который наносит эта бочкотара людям? Ведь унижается, a то и сводится на нет живой человеческий труд — рыбаков, рыбообработчиков, всех, кто занят добычей, обработкой и транспортировкой рыбопродукции.
А теперь предоставим слово начальнику складской группы Таллинского морского рыбного порта Николаю Александровичу Шарову:
- Было время, когда эстонская бочкотара пользовалась особым авторитетом у рыбаков, и не только в нашей республике. Но те времена помнят разве что ветераны... О низком качестве бочкотары, поставляемой нам, говорилось и писалось немало, из года в год, в разные инстанции, включая, конечно, и Таллинский тарный комбинат. Да ведь слово к делу не подошьешь, а бумага, говорят, все стерпит... Кстати, работники Таллинского комбината с исключительной неохотой идут на разговоры о качестве их продукции. В прошлом году был у нас, помнится, сам начальник производственного отдела комбината — после многочисленных приглашений с нашей стороны. Разговор свелся к тому, что, мол, ничего сделать нельзя, довольствуйтесь, тем, что получается, ибо комбинату поставляют некачественную древесину и все такое... Разве это деловая постановка вопроса?
И еще одна сторона этого дела. Вот вы спрашиваете, почему мы, работники складской группы, не контролируем качества поставляемой нам бочкотары. Конечно, непорядок. Лет пять назад у нас был технолог в штате, специалист, осуществлявший такой контроль. Но потом эту должность сократили, а у меня одного руки до всего не доходят. Ведь этих бочек мы получаем тысячи ... А где и как они хранятся? Под открытым небом, прямо на причальной стенке. Нет средств для сооружения хотя бы навеса, чтобы уберечь бочкотару от солнца и дождя. Впрочем, качество бочек таково, что ухудшить его, пожалуй, уже невозможно ...

Л. ФИРСОВ
Люди, море и судаКАПИТАН ОЛЕГ СПИРИН - 12 июля 1975 года
""

ПИСАТЬ о капитане-рыбаке всегда нелегко. А после той злополучной статьи в «Литературной газете» под выразительным названием «Прыжок к добыче» впору вообще не браться за эту щекотливую тему... От греха, как говорится, подальше! Мало ли что. Вот — Спирин. Капитан-директор БМРТ-489. «Этот — тоже отрапортует, — тет-а-тет говорили мне. — Без плана чтоб вернулся — ни-ни... Вот: с музыкой его недавно встречали, видели? Да нет, заслуженно, конечно, что говорить. Только на другой день уже пришли к нам двое с его БМРТ. Насчет следующего рейса договариваться. Вы же все планы перевыполнили, говорю им. Мнутся. Потом в открытую — это ему план, а что нам?..
Везуч Спирин? Как и тот, в «Прыжке...» — с людьми, командой не церемонится на промысле? Сверхобязательства — имею в виду известный в ЭРПО «Океан» встречный план на завершающий год пятилетки, инициатором которого выступил БМРТ «Юхан Лийв» — чья инициатива?..
Читай эти вопросы так: везуч-то везуч, но еще надо посмотреть — не за счет ли людей, по формуле: план — любой ценой; а почему, несмотря на это, идут с ним люди в океан, причем охотно, так надо ж знать нынешний промысел — не до жиру... А со Спириным, уже сказано, без плана не вернешься.
Ну, не «опасное ли сходство» с тем капитаном из «Прыжка к добыче»?
... Вот ведь как можно переставить все с ног на голову! Прыжок к добыче, оказывается, это когда ты ставишь перед всеми — и каждым в отдельности — вопрос самым что ни есть «роковым» образом: за чем люди ходят в океан? То-то, «известно», — за рыбой. И я вам скажу, где и как ее ловить лучше...
Чай, у капитана-директора Олега Алексеевича Спирина не только два диплома в кармане, но и опыт и «нюх» — интуиция по-другому, которая и от опыта, и от математики.
Вот что хорошо знал «старый морской волк», рыбак с многолетним опытом Адам Николаевич Грекович, старший мастер добычи, уходя в рейс с этим капитаном. Уходил не только мастером — секретарем партийного бюро судна. Сам человек спокойный и уверенный в себе, он ценил эти качества в других. Нет, не дергал и не требовал невозможного от добытчиков капитан на протяжении всего многомесячного промысла. Просто и спокойно делали они свое дело: и тралы вовремя чинили, и настраивали их — не только у себя причем, но и на другие суда переходили опытом делиться. Жили и работали по неписанному, но общепризнанному закону промысла: «Трал в воду — добытчики в цех». На палубе один лебедчик оставался, и так само собой решена была проблема подвахт — вызывать никого не приходилось и «личного примера капитана» тут не понадобилось... А это в духе Спирина — не пороть горячки, не доводить до больших авралов. Без «ура», знаете ли, иногда лучше. Спокойней. Уверенней.
Не переходили никакого Рубикона, отправляясь во второй свой рейс с капитаном, и матросы первого класса из службы обработки Николай Яковлев, возглавивший партийную группу здесь, и Виктор Ткаченко, заместитель секретаря комсомольской организации БМРТ, он же специалист-универсал в своем роде (все операции ему по рукам, будь то шкерка или расфасовка, изготовление филе или упаковка). Оба ударники коммунистического труда, активисты не на словах — на деле. Капитан, тот не слов - именно дела требовал от людей, а это по душе таким, как Яковлев и Ткаченко...
То же и о машинной команде сказать следует, где погоду делали такие люди, как второй механик Леонид Гузич, руководивший партийной группой, и коммунисты электромеханик Леонид Щербина, механик-наладчик Евгений Ратников, электрик Олег Иванович Благов — ветеран войны, бывший подводник, участник героического боя с фашистским линкором «Тирпиц»; электрик Валерий Бунин, он же - председатель судового комитета.
Тут надо непременно одно обстоятельство отметить — то, что все механики на период промысла личные творческие планы имели, во главе со старшим механиком Владимиром Кривенко. Планами этими предусматривались и рационализация, и экономия ГСМ, и, главное, борьба за безаварийность. Был случай на промысле: отказала траловая лебедка, как потом выяснилось — заводские недоделки. Так вот: механики вместе со слесарями Геннадием Вишняковым и Анатолием Распоповым в течение восьми часов не отходили от этой злосчастной лебедки, пока не привели ее в «образцово-показательный» вид. Не правда ли, достаточно красноречивый факт, характеризующий обстановку на судне во время промысла? Ведь не за страх — за совесть люди работали.
Откуда же они, те два матроса, коим не по нраву пришелся капитан — «это ему план, а что нам?» Уж никак не из службы обработки, не из бригады мастера Василия Лебедева, прочно, с самого начала рейса занимавшей первое место в социалистическом соревновании. Прочно - потому уже, что «старые кадры в основном остались в бригаде, еще с первого рейса», как сказал один из матросов: Виктор Ларин, Николай Волошин, Сергей Уколов, Владимир Науменко, все ударники коммунистического труда...
— А я думаю, очень даже могли найтись такие люди и в нашем экипаже, — рассудительно сказал мне матрос Степан Адамович, бывший в предыдущем рейсе «Юхана Лийва» групкомсоргом, а в этом принятый кандидатом в члены КПСС. — Не перевелись еще, кто норовит чужими руками себе денежку зарабатывать, а у нас обстановка не та.
... Как видишь, читатель, рассказывая о других людях из экипажа «Юхана Лийва», мы все-таки не ушли в сторону от главного героя нашего очерка — ведь речь идет о капитане-директоре БМРТ-489.

М. Леонтьев.
Люди, море и суда«ХЕРМАН АРБОН»: РАПОРТУЕМ РОДИНЕ ДЕЛАМИ - 3 июля 1975 года
В родной порт БМРТ-536 «Херман Арбон» пришел скромно, буднично, все равно как приходят суда, скажем, после стоянки на БСРЗ — Балтийском судоремонтном. Будто и не отсутствовал он целых 160 суток, которые провел в Северо-Западной Атлантике. Будто и не выполнил его экипаж напряженного, столь трудного для рыбаков плана.
А коль о рейсовом задании говорить, то оно выполнено по всем важнейшим показателям.
Было, правда: по итогам социалистического соревнования за 5 месяцев БМРТ-536 оказался в числе судов, не выполнивших принятые обязательства, о чем, кстати, сообщалось и в газете. Но возвращался-то в порт он с промысла в конце июня, с показателями уже совсем иными, по-другому говоря, с победой...
— Ладно, ладно, товарищи, сочтемся славою, свои же люди... — попытался обратить разговор в шутку капитан-директор «Хермана Арбона» Дмитрий Бурлак. — Опять же, не за славой — за рыбой ходили в океан.
Верно, конечно. Хотя, согласитесь, не ладно получилось со встречей-то. Казенно-равнодушно: ну, пришли, ну, планы выполнили, эка невидаль вон другие возвращаются: и цифры внушительнее, и никаких тебе «недо» в прошлом... Впрочем, вслух, пожалуй, такого не скажут, но ведь подумают!
Обидно, словом, рыбакам, и за рыбаков тоже.
А трудились они на промысле славно. Хорошо, по-ударному трудились, и уж никак — не равнодушно.
—Борьба за промысловое время: скажем, в условиях Джорджес банки, где на каждом шагу чужие ловушки, где уйма разнообразных судов... и трудностей, каждое траление оборачивалось одновременно и поиском. Нашел косяк — дорожи каждой минутой: вот-вот нагрянут «ловцы удачи», распугают, разгонят рыбку... порвал трал — считай, крышка суточному плану, это ж само собой разумеется. Но мы перехитрили это «само—собой». Как? Имели на борту несколько рабочих вооруженных тралов, так что все время ходили с тралом. Молодцами показали себя тут добытчики старшего мастера Ивана Люсого, человек это энергичный, требовательный, душой за дело болеет. Людей своих натренировал, организовал что надо. Вот они и чинили порванные тралы, не считаясь ни с отдыхом, ни с погодными условиями. Это им спасибо сказать надо, что не было у нас потерь рабочего времени на промысле.
(Из рассказа капитана-директора Д. К. Бурлака).
Потери рабочего времени, однако же, были, и не малые. Но экипаж тут ни причем: уж сколько говорилось о транспортных судах, плавбазах, «а воз и ныне там» — где нас нет, промысловиков; как говорят рыбаки... Но вот прибыл «Херман Арбон» домой — и жди, когда-то еще дойдет очередь стать под разгрузку. Товарищи дорогие, портовые рабочие, что же это вы, а? и несть числа подобным вопросам...
— Первое место во внутрисудовом социалистическом соревновании на промысле завоевала вторая комплексная бригада рыбмастера Рудольфа Ракштиса, с нами он ходил впервые, но быстро сошелся с людьми, удачно расставил их, дельных помощников заимел, как, например, матросы 1-го класса Александр Тихонов — коммунист, член партбюро, опытнейший рыбак, Владимир Дубей и Олав Няреп, Николай Лупов — «рыбак на все руки», универсал.
Конечно же, сыграли свою роль коммунисты, которые показывали личный пример в труде, поддерживали в людях постоянную боевую готовность, высокое рабочее напряжение. А это чрезвычайно важно на промысле. («Слышите, — вмешался капитан, — «готовность», «высокое напряжение» — техницизмы? Он, видите ли, прежде чем стать первым помощником, старшим механиком СРТ плавал, оттуда этот лексикон. Но это лирическое отступление, считайте»). Кто возглавлял первую комплексную бригаду? Рыбмастер Константин Александрович Смирнов, рыбак с 10-летним стажем, ветеран войны. Этот рейс для него особенный: на промысле получили радиограмму о награждении его орденом Трудовой Славы...
Особо хотелось бы отметить других наших универсалов — лучшего лебедчика судна Альберта Пржевальского, он и был правой рукой Люсого при починке тралов, и Николая Бузинова — тоже примечательная фигура на судне: он и на руле, и в рыбцехе, на обработке, и в художественной самодеятельности, это о таких в поговорках существует — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Это, так сказать, самые-самые… Маяки соревнования, ударники рейса и пятилетки в целом. Жаль, времени нет — о других рассказать хотя бы вкратце, но давайте оставим их на очередной рейс — ручаюсь, снова отличатся. Что касается нынешнего, то именно эти люди обеспечили как успешное выполнение задания, так и высокое качество добытой рыбопродукции, которая за мизерным исключением сдана первым сортом. Ведь почти каждый — ударник коммунистического труда: большинство уже имели это почетное звание и подтвердили его в рейсе, другие — боролись, и довольно успешно. В целом это составляет 85 процентов экипажа. По положению такой экипаж имеет право называться коллективом коммунистического труда. Но поживем — увидим...
(Из рассказа первого помощника капитана Ю. Г. Астраханцева).
«Поживем — увидим» — это значит, слово теперь за базовым комитетом профсоюза.
И последний вопрос к командованию БМРТ «Херман Арбон», вопрос, прямо скажем, далеко не из легких:
— Можно ли рассчитывать, что добрые дела и традиции коллектива, сложившегося в нынешнем рейсе, будут жить в экипаже и найдут дальнейшее развитие и продолжение в будущем?
Отвечает старший помощник капитана Н. А. Гусаков:
— Голова кругом пойдет от таких вопросов... Впрочем, у нас она уже не кружится. Что касается меня, то плавал я и капитаном СРТ, и на этом судне уже не в первый рейс хожу, так что хорошо знаком с проблемой кадров. И речи не может быть, чтобы удержать на судне большинство нынешнего экипажа. Пока каждый четвертый изъявил желание остаться. Это — очень хорошо, это значит, вполне, можно надеяться на то, о чем вы говорите. Но: та самая «встреча» из рейса плюс — а присвоят ли экипажу звание, которое, смеем надеяться, он заслужил; плюс — долго ли продлится канитель с разгрузкой, обработкой судна и тэ дэ и тэ пэ... Мелочи? А не слишком ли они велики? И вдруг все плюсы — извиняюсь за невольный каламбур — обернутся минусами?
Но очень многое зависит от нас, кого именуют комплавсоставом, от стиля нашей работы, особенно с людьми. От нашего умения — и желания — создать в рейсе, на промысле соответствующую обстановку— деловую, спокойную, уверенную, устранить начисто — или по крайней мере максимально — нервозность во время промысла.
В последний рейс мы уходили с «зеленым», молодым экипажем — как правило люди 54—65 годов рождения. Но был костяк — комсостав, коммунисты и комсомольцы: третий помощник Тоомас Раудсепп, старший механик Леонид Стрельцов, парторг Василий Слюсарь, он же помощник капитана по производству, рефмеханик Александр Валяйкин и другие. Они не просто командовали людьми, но старались работать с ними, учить. Скажем, тот же Иван Люсый, рыбмастера Смирнов и Ракштис возглавили наставничество, шефство над молодежью. И новички быстро оморячились, освоили свои обязанности, заведования, технику, промвооружение. Все это и позволило нам успешно справиться с рейсовым заданием. Теперь главное — сохранить подобный костяк экипажа на очередной рейс, который будет уже непосредственно посвящен XXV съезду КПСС. И тут, по-моему, не может быть сторон, из которых одни больше, а другие меньше заинтересованы в этом — базовый ли комитет профсоюза, руководство ТМРП, отдел кадров...

Л. ФИРСОВ.
Люди, море и судаС ПОБЕДОЙ.! - 3 июля 1975 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Музыкой встречали в родном порту БМРТ «Юхан Лийв», вернувшийся из длительного рейса в Атлантику.
«XXV съезду КПСС — достойную встречу!» — пламенеет алый транспарант на надстройке траулера, медленно и как бы торжественно подходящего к причальной стенке. Гремит оркестр на берегу. Волнуются встречающие — родственники рыбаков, радостное, приподнятое настроение и у руководителей ЭРПО «Океан»: с богатым уловом вернулся, с дальних рыбацких широт экипаж «Юхана Лийва»...
Капитан-директор судна Олег Алексеевич Спирин рапортует руководству объединения об успешном выполнении рейсового задания. Экипаж БМРТ-489 «Юхан Лийв» — инициатор и лидер социалистического соревнования в объединении «Океан» — и на этот раз с честью сдержал свое слово. Таковы трудовые подарки рыбаков «Юхана Лийва» приближающемуся XXV съезду КПСС и вклад экипажа в достойное завершение девятой пятилетки.
Фоторепортерам республиканских газет не терпится запечатлеть наиболее отличившихся в рейсе рыбаков. Первый помощник капитана Сергей Майский сначала не находит, что сказать: попробуй выделить таких, вы же видите — весь экипаж отличился, весь...
— А вот он вам назовет,— останавливает первый помощник моряка в форменной тужурке. — Адам Николаевич, выручайте... — и представляет его «прессе»: — Старший мастер добычи Грекович, парторг судна, его служба завоевала в рейсе звание коллектива коммунистического труда.
— И это верно, — улыбается Адам Николаевич. — Но как бы не подумали, что все зависело от нашей службы. Нескромно получится, а?
Так на снимке появились, помимо А. Н. Грековича, котельный машинист, ударник коммунистического труда Валентин Журавлев, матросы 2 класса Срегей Уколов, занесенный на судовую Доску почета за высокие показатели, и Иван Пухилас,

(Наш корр.).
""

НА СНИМКЕ (слева направо): старший мастер добычи Адам Грекович, матросы Иван Пухилас, Сергей Уколов и котельный машинист Валентин Журавлев.
Фото В. Горбунова