Лента блогов
Люди, море и суда15 мая 1976 - ДОРОГИЕ ГОСТИ «АУГУСТА ЯКОБСОНА»
Всегда рады встречам с фронтовиками наши рыбаки. В дни, когда вся наша страна отмечала праздник Победы, на борт транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон» поднялись ветераны войны, ветераны матросовского полка. Многие из гостей совместно с комсомольцами «Океана» участвовали в походе по местам боевого пути полка имени А. Матросова. И вот новая встреча, теперь уже на судне, которое совсем недавно с хорошими производственными показателями вернулось с промысла…

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ветераны-матросовцы перед тем как подняться на борт судна.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Бывший санинструктор полка Мальвина Северина с однополчанами в рулевой рубке « Августа Якобсона».

фото А. Дудченко
Люди, море и суда18 мая 1976 - ПР «КРЕЙЦВАЛЬД».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Более десяти лет трудится в нашем объединении Николай Васильевич Аланди. Он — отличный специалист. Являясь механиком-наладчиком, Николай Васильевич в совершенстве познал свое нелегкое ремесло. Он ведет и большую общественную работу. Коммунист Н. В. Аланди не раз избирался в состав судового комитета профсоюза.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Уважением всего экипажа пользуется и шеф-повар Мария Кепан. Обеды, приготовленные ею, сытны и вкусны. За отличную работу портрет М. Кепан занесен на судовую Доску почета, ей объявлено много благодарностей.

Фото М. Никоноровой
Люди, море и судаДНЮ РЫБАКА-ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ! - 20 мая 1976
И СНОВА УСПЕХ
ПОД ЗВУКИ оркестра, на торжественной встрече 3 января, вошел в десятую пятилетку транспортный рефрижератор «Нарвский залив». Тогда он с победой вернулся из последнего, очень успешного рейса девятой пятилетки, доставив 733 тонны рыбопродукции сверх плана.
Хорошие темпы труда экипаж удерживает и в первом нынешнем году десятой пятилетки. В рейсе с 14 января по 26 марта при плане 7400 было доставлено в порт 8056 тонн груза с промысла. Результат — 655,0 тонны доставлено сверх плана и 188,3 тысячи рублей сверхплановой прибыли.
13 мая рефрижератор прибыл в Таллин из рейса в Северо-3ападную Атлантику. И снова успех! В порт доставлено 7276,1 тонны мороженой рыбопродукции и 599,8 тонны рыбной муки. Перевыполнение по доставке продукции в общем составляет 806 тонн.
Рейсовое задание, по предварительным данным, завершено на 111,4 процента.
Залогом ударной работы экипажа на промысле по приемке готовой продукции от промысловых судов явилось четко организованное социалистическое соревнование, возглавляемое коммунистами, комсомольцами, передовиками судна.
Имея на счету за два рейса 1462 тонны рыбопродукции, перевезенной сверх плана, коллектив «Нарвского залива» борется за досрочное выполнение плана первого года десятой пятилетки.
О жизни моряков, их труде, о перспективах рассказывает первый помощник капитана И. Гиря.


ЗА ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ
Моряки транспортного рефрижератора «Нарвский залив» на общесудовом профсоюзном собрании, рассмотрев плюсы и минусы в своей работе, нашли, что в коллективе есть силы и возможности для того, чтобы судно, по всем показателям вывести в передовые. В связи с этим принято решение включиться в борьбу за почетное звание «Экипаж коммунистического труда».
Для этого есть все основания. Рейсовые задания перевыполняются. Большинство членов команды опытные, дисциплинированные моряки, о чем говорят итоги и второго только что закончившегося рейса десятой пятилетки.
Руководители первой и второй бригад старшие матросы Анатолий Маргевич и Владимир Маслихин заявили, что они довольны работой своих бригад. Особенно отметили добросовестное отношение к делу матросов из 1-й смены Надира Гюльмамедова, Михаила Самойлова, Альберта Красовского, Ренальдо Пархомчука, Александра Чернопищука, Анатолия Мазетова. А из 2-й смены матросов Якова Овчаренко, Владимира Рудого, Геннадия Варламова, Александра Кубушкина, Петра Домбровского, Ярослава Ивасий и Александра Косенко, которые, будучи на промысле, на своих рабочих местах обеспечили хорошо слаженную работу.
Высокое стремление выполнить рейсовое задание отмечено и у членов машинной команды. Здесь за исключением рефмоториста Маадала, поддерживался высокий настрой. Ясно, тот, кто на промысле работает с прохладцей, в полсилы, надеясь завтра «наверстать» упущенное, тот наверняка наносит ущерб коллективу, так как потерянного на промысле времени и возможностей никогда не вернуть.
Каждый член экипажа свои возможности теперь оценивает под углом сознательного отношения к труду, как к прямому, непосредственному гражданскому долгу, как к делу государственной важности. Взыскательная требовательность прозвучала в судовой стенгазете в адрес матросов Ивана Минчонок и других, которые во время работы, как говорится, «отбывали номер», не вкладывали душу в работу. А комсомольцы в своем «Прожекторе» напомнили уставные требования статьи 160 пункта 10 боцману Анатолию Иванову, который невнимательно относился к уставным требованиям — борьбе за чистоту в столовой и в других местах на судне.
И что же? Правдивые критические слова своих же товарищей помогли понять вышеупомянутым и некоторым другим членам экипажа, что недобросовестно относиться к работе нельзя. Вышел в море — значит надо работать на совесть, по-коммунистически, не позоря доброе имя советского моряка.
Приятно сознавать, что коллектив в целом един в своем стремлении выполнять главную задачу — скорее доставлять на стол трудящимся страны высококачественную рыбопродукцию и добросовестным трудом бороться за почетное звание «Экипаж коммунистического труда».

И. ГИРЯ,
первый помощник капитана.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

первая бригада Анатолия Маргевича;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

вторая бригада Владимира Маслихина.

Фото Ю. Егорова.
Люди, море и судаТРУДОВАЯ ВАХТА «ЮХАНА СМУУЛА» - 1 мая 1976
ШЕСТЬ РЕЙСОВ в Атлантику совершил РТМ-7229, носящий славное имя классика эстонской советской литературы Юхана Смуула. И редкий из них обходился без того, чтобы дома, в родном Таллине, встречали траулер без музыки. Было бы интересно подсчитать, сколько сотен тысяч советских людей обеспечил за это время рыбой «Юхан Смуул». Вот некоторые данные только одного рейса этого судна, закончившегося в канун нынешнего Первомая: вылов — 48 тысяч 480 центнеров, заморожено рыбопродукции — 36516, изготовлено разделанной продукции — 2798 центнеров, филе — 376 тонн; произведено пищевой рыбопродукции на сумму 1 миллион 857 тысяч рублей. Рейсовое задание перевыполнено по всем основным показателям. Рекламаций не поступило.
Да простит мне читатель банальную фразу, но что же делать, коль здесь она на редкость уместна: настоящей музыкой звучат для рыбака подобные цифры...
Дополним их следующими: за примерную работу в рейсе, личные достижения в социалистическом соревновании, посвящавшемся XXV съезду партии, командованием судна объявлено более 100 поощрений, решением администрации и судового комитета 14 человек награждены почетными грамотами, 12 занесены на судовую Доску почета, 13 рыбакам присвоено высокое звание ударников коммунистического труда, 10 комсомольцев награждены знаками ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки», 8 человек — значками «Ударник 1975 года».
Из интервью с капитаном-директором РТМ-7229 Виктором Алексеевичем Соколовым и первым помощником Сергеем Ивановичем Кошмановым:
— Производственная деятельность судна — лучшая и самая объективная характеристика экипажа... Вывод, как говорится, напрашивается сам собой: повезло вам с личным составом?
— Действительно, ребята подобрались что надо. (Подавляющее большинство - молодежь, вот мы и говорим — ребята...). Многие ходили с нами в первый рейс, но рыбаками показали себя отменными. Вернее, стали таковыми.

— Сильно обновился экипаж в начале рейса?
— Почему — обновился? Из состава прежнего экипажа на судне осталось только 7 человек, остальные — новички.
Не в упрек иным капитанам будь сказано, но здесь, на «Юхане Смууле», мне не довелось услышать ни слова сетования по этому поводу. Восприняли как должное. Обрадовались, встретив среди новичков людей, о которых уже слышали от других капитанов, технологов и т. д. — мало ли знакомых у В. А. Соколова, С. И. Кошманова и помощника капитана по производству Виктора Волги — «старого кадра» РТМ-7229, который плавает здесь уже пятый рейс. К тому же, был в составе «семерки» и такой человек, как Вячеслав Бычков, электрик, парторг «Юхана Смуула» в предыдущем рейсе — и плавает он давно в «Океане», и людей многих знает, а главное, умеет быстро сойтись с ними, понять человека и быть понятым другими. Недаром стал он парторгом и в новом экипаже.
А коммунистов оказалось немало — 25 человек. Сила. Как использовать ее лучшим образом? Создали 4 партийные группы — на основных участках, включая обе комплексные бригады — рыбмастеров коммуниста Владимира Кучинского (партгрупорг матрос-рыбообработчик Борис Петрович Разумов) и кандидата партии Валентина Логинова (партгрупорг машинист РМУ Иван Кузьмук).
Под крепким партийным и комсомольский влиянием находилась и служба добычи во главе со старшим мастером Николаем Михайловичем Красавиным: здесь тон задавали член партийного бюро мастер добычи Михаил Павлов, коммунист матрос Никодемас Анталевичюс, комсомольские активисты матросы Владимир Чепкин и Жавдетъ Ягудин (или просто — Женя, как его называл еще на СРТ капитан Соколов...).
И, наконец, машинная команда старшего механика коммуниста Геннадия Кудряшова, плававшего до этого рейса вторым механиком: партийной группой здесь руководил механик-наладчик Анатолий Горохов; к слову сказать, один из ее членов — слесарь Григорий Чечинь — возглавил группу народного контроля.
Капитан-директор В. Соколов:
—... Тем не менее, я просил бы отметить третьего механика Умата Шебзухова, чья вахта занимала первое место в соревновании на протяжении всего рейса, и ветерана «Юхана Смуула» рефмеханика Яна Карловича Кутника, и газосварщика Анатолия Басова, который всегда был готов произвести любые сварочные работы.
Первый помощник капитана С. Кошманов:
— Как видите, завоевать первое место было очень нелегко — экипаж работал с максимальным напряжением. По-гвардейски, употребляю здесь это боевое выражение... В первый раз мы подводили итоги социалистического соревнования под Новый год, победителями стали бригада рыбмастера Валентина Логинова и вахта Умата Шебзухова. На втором этапе — ко дню открытия XXV съезда КПСС — вперед вышла бригада Владимира Кучинского, вахта третьего механика снова оказалась недосягаемой для соперников... Эти люди и стали победителями внутрисудового социалистического соревнования по итогам всего рейса.
А чтобы завершить наш рассказ о гвардейцах труда с РТМ «Юхан Смуул», отметим грамотное, культурное ведение промысла этим траулером. Что имеется в виду? Читатели, которые следили за ходом дискуссии на тему «Качество: опыт, проблемы», обратили, должно быть, внимание на такой момент: участники, ее оживленно — и с беспокойством — обсуждали вопрос, как контролировать наполнение трала, ограничивать подъемы, чтобы обеспечить своевременную и качественную обработку сырца. Так вот: на РТМ-7229 подъемы не превышали 20 тонн, при этом рыба вымывалась из карманов водой.
Интуиция, опыт капитана-промысловика плюс строжайший расчет времени траления — исходя из данных пробного, анализа опыта соседей, прогнозов промразведки и прочая, и прочая. Как это все делается, лучше расскажет сам капитан-директор «Юхана Смуула» Виктор Алексеевич Соколов...

Л. ФИРСОВ.

РТМ-7229 «ЮХАН СМУУЛ».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На вахте — второй штурман Леонид Румянцев. Он определяет местонахождения судна.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда экипаж «Юхана Смуула» работал в Атлантике, на борту судна вместе с нашими моряками трудились и мавританские моряки.

Фото Н. Мальцона.
Люди, море и судаЯзыком ФОТООБЪЕКТИВА - 4 мая 1976
Фотоснимки В. Грузинова — пятого помощника капитана плавбазы «Станислав Монюшко» нередко публикуются на страницах «Рыбака Эстонии». Зоркий глаз его фотоаппарата обращен, прежде всего, на людей, которые показывают пример добросовестного и самоотверженного труда. Вот и сегодня наш нештатный фотокорреспондент рассказывает о передовых моряках плавбазы, несущих трудовую вахту десятой пятилетки — пятилетки высокой эффективности и качества.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос Юрий Морфенков за укладкой рыбы в противни;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

всегда бдительно несет вахту в эфире радиооператор Александр Чижин;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

у судового пекаря Любы Мызахо неизменно отличное настроение и... выпеченный ею хлеб.
Люди, море и судаДве медали Прасковьи Максименко - 1 мая 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Более двадцати лет трудового стажа у Прасковьи Аврамовны Максименко. Из них пятнадцать лет она работает на нефтебазе ЭРПО «Океан». Начала она здесь свою службу рядовой рабочей в должности грузчика-наливщика.
Прием железнодорожных цистерн с горючим и отпуск его судам рыбопромыслового флота требуют от обслуживающего персонала исключительной внимательности, строжайшего соблюдения правил техники безопасности. Всеми этими качествами обладала молодая работница.
Добросовестный труд не может остаться незамеченным, и руководители нефтебазы обратили внимание на исполнительного грузчика-наливщика.
Прасковью Аврамовну выдвигают сначала на должность машиниста, а затем и оператора. В ее смене подобрались опытные, старательные люди — бригадир Лидия Удалова, члены бригады Ольга Апоник, Тамара Уралова, Вера Титова.
Немало на их долю выпало трудностей. В прежние годы тяжелые шланги для раскачки железнодорожных цистерн и для снабжения топливом судов приходилось тянуть вручную. Смена Максименко постоянно справлялась с заданиями, перевыполняла свои высокие социалистические обязательства. Неоднократно она занимала в соревновании первые места по нефтебазе. В связи со 100-летием со дня рождения Владимира Ильича Ленина Прасковья Аврамовна была награждена юбилейной медалью.
И вот очередная награда за трудолюбие, за четкое выполнение своих обязанностей: по итогам девятой пятилетки Прасковья Аврамовна Максименко удостоена медали «За трудовое отличие». Желаем ей всего хорошего и новых трудовых успехов в борьбе за досрочное завершение заданий десятой пятилетки.

А. КРОСС

Фото М. Никоноровой
Люди, море и судаЗАВТРА — ДЕНЬ РАДИО - 6 мая 1976
РАДИОВАХТА «ОКЕАНА»
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. И. Ленин во время записи речи в Митрофанневском зале (ныне — Овальный) Кремля. 28 марта 1919 года.

7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества произошло знаменательное событие: А. С Попов продемонстрировал созданный им первый в мире радиоприемник. Этот день и явился днем рождения радио. 81 год прошел с тех пор. Срок не такой уж большой. Но как широко вошло в нашу жизнь радио!
«Газету без бумаги и без расстояний», как образно назвал радио В. И. Ленин сегодня «читает» вся страна, 75% населения имеют возможность смотреть телепрограммы. Десятки земных станций «Орбита» космической системы телевещания через искусственные спутники связи «Молния» принимают Центральное телевидение в самых отдаленных районах нашей необъятной Родины.
Но, как ни грандиозны сегодняшние успехи радиовещания, радиосвязи, телевидения — ими не исчерпываются результаты открытия нашего великого соотечественника А. С. Попова. Союз радио с самыми разнообразными науками — вот что характеризует современный научно-технический прогресс. Сегодня без радиоэлектроники не обходится ни одна область народного хозяйства. Без радиоэлектронных приборов невозможно было бы проникновение человека в космос, не могла бы развиваться вычислительная техника. Современное производство с его сложной технологией немыслимо без точных, неутолимых высокочувствительных электронных автоматов. Радиоэлектроника оказывает неоценимую услугу медицине, биологии, химии. В этих условиях намного возрастает значение связи во всех сферах производства и управления. Радио, телевидение, телефон, телеграф стали неотъемлемой частью нашего быта и их роль как средств удовлетворения повседневных потребностей и культурных запросов непрерывно растет.
В решениях XXV съезда партии поставлена задача — в 10-й пятилетке повысить качество и расширить услуги всех видов связи, продолжать создание единой автоматизированной сети связи страны, увеличить протяженность междугородных телефонных каналов в 1,6 раза, значительно повысить уровень автоматизации междугородних телефонной сети, развернуть работы по организации общегосударственной системы передачи данных. Будет обеспечено дальнейшее развитие телевидения и радиовещания, предусмотрено более широкое использование искусственных спутников Земли.
Огромные перспективы перед нашим флотом открывает также использование искусственных спутников Земли в целях судовождения и связи. Спутниковая навигационная система сводит ошибки в определении места судна до ничтожно малой величины и дает возможность снизить потери ходового времени примерно на один процент.
Спутники надежно свяжу промысловый флот с берегом, позволят оперативно управлять флотом, своевременно давать метеоинформацию.
Но это в недалекой перспективе. А пока наш флот активно оснащается современными однополосными средствами радиосвязи, отвечающими жестким требованиям международных конвенций, новым поколением электрорадионавигационных приборов и поисковой техники.
Всего на судах и береговых объектах находится в эксплуатации около 2,5 тысячи сложнейших приборов. Всю эту радиоэлектронную технику обслуживают и ремонтируют около четырехсот радиоспециалистов, среди них 14 почетных радистов Союза СССР, 30 ветеранов труда и Великой Отечественной войны — чей ратный и мирный труд отмечен высокими правительственными наградами. Рядом с ними молодые специалисты, настойчиво овладевающие тонкостями своей сложной и интересной профессии. В этом им активно помогают наши флагманские специалисты — Ф. Филановский, И. Демьяненко, электрорадионавигаторы А. Конт и В. Гостев. Среди промысловиков особым авторитетом пользуются мастера своего дела А. Летов, В. Виноградов, В. Селюгин, А. Вейднер, П. Шевчук, П. Вайнула, М. Даречкин, Г. Дымшиц, Н. Фефелов, Р. Дусаев, В. Ткаченко. Из молодых специалистов хорошо зарекомендовали себя Э. Стаховский, В. Забалуев, П. Лавренчук и другие.
С большим напряжением трудится в эти дни коллектив радиоцентра, обрабатывая нескончаемые потоки поздравительных радиограмм, идущих с судов на берег и обратно. От внимания, чувства ответственности и слаженности в работе этого коллектива во многом зависит своевременное получение адресатами вестей от близких и знакомых, разлученных друг с другом долгими месяцами и тысячами миль.
Высоких показателей в соцсоревновании в I квартале 1976 г. добился работник радиоцентра, член ВЛКСМ А. Лукащук. В течение года работы на радиоцентре он стал первоклассным радиооператором и надежно обеспечивает промысловый флот радиосвязью с берегом. Кроме того, он без отрыва от производства успешно совмещает учебу в ТМУРП. Хороших показателей в соревновании добились также и телеграфисты I класса Л. Халликас и Л. Тульп.
В настоящее время на радиоцентре получает внедрение прогрессивный метод обработки корреспонденции в режиме буквопечатания — по радиоканалу непосредственно на телетайпный аппарат. Много энергии и настойчивости в этом деле проявляет электромонтер радиооборудования 4-го разряда А. Алексеев — ветеран объединения. Следует отметить, что более широкое внедрение этого прогрессивного метода радиосвязи сдерживает явно недостаточная техническая мощность радиоцентра. Это является в настоящее время главной заботой коллектива.
Удачной «рыбалке» промысловых судов в большой степени способствует хорошо работающая рыбопоисковая и другая радиоэлектронная аппаратура, ремонт которой производят специалисты ЭРНК. Отличных успехов в соцсоревновании за I квартал 1976 г. добилась бригада, руководимая бывшим судовым электрорадионавигатором П. Железко. Хорошо поработала в I квартале занявшая 2-е место бригада по ремонту рыбопоисковой аппаратуры (бригадир А. Белов) . Следует отметить, что план I квартала ЭРНК выполнила на 106,59 % , и в этом не малая доля труда таких передовых работников как А. Копинос, Ю. Мятлин, Э. Вильямяе и другие. Заметно оживилась борьба за улучшение качества ремонта судовой радиоэлектронной радиоаппаратуры в цехе Таллинского СРЗ (нач. цеха Ю. Поляков). Этому непременно будет способствовать, прошедшее недавно ТСРЗ собрание, посвященное принятию взаимных социалистических обязательств между работниками цеха и радиоспециалистами ремонтирующихся судов. В собрании активно приняли участие работники отдела связи лаборатории НОТ объединения.
В организации слаженной работы радиоспециалистов плавсостава, в создании деловых нормальных взаимоотношений с ремонтными предприятиями, с радиоцентром, другими службами и отделами основная роль принадлежит работникам отдела связи, которые делают все для усовершенствования радиосвязи, улучшения качества ремонта, оснащения судов новой аппаратурой, обеспечения ЗИПом и т. д..
Несмотря на определенные достижения, перед нами, связистами, стоит ряд серьезных проблем, связанных с переоснащением флота более совершенных радиоэлектронным оборудованием , обеспечением судов остродефицитным имуществом - рыбацким кабелем, чувствительными элементами, трубками для гидродинамических лагов; внедрением в радиотехнические службы судов НСТО; обучением радиоспециалистов.
В последнее время по разным причинам обострилось проблема укомплектования судов радиоспециалистами. Все эти вопросы требуют к себе самого пристального внимания.
Сегодня, в дни замечательных майских праздников, есть полная уверенность в том, что многочисленный отряд радиоспециалистов успешно справится с поставленными задачами и внесет вклад в достойное выполнение нашим объединением плана первого года Х пятилетки.
Е. ЗЛОБИН начальник отдела связи, ЭРН и поисковой техники


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот уже более десяти лет работает в нашем объединении начальником радиостанции Григорий Иосифович Дымшиц. И все это время он плавает на ПР «Аугуст Корк». За отличную работу он удостоен звания ударник коммунистического труда .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Коммунист, начальник радиостанции РТМС-7528 «Вагула» Павел Павлович Шевчук — мастер своего дела. Ведет он и большую общественную работу.
Люди, море и судаГДЕ НАЧИНАЕТСЯ И ГДЕ КОНЧАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА! - 6 мая 1976
—...A что касается производительности труда, — отвечал на мой неожиданный вопрос один из рыбаков БМРТ-229 «Ганс Леберехт». — то вы обратились явно не по адресу. Хотя, конечно, мы внесли свой посильный «вклад» в те самые пять процентов, которых не хватило объединению в первом квартале...
- Вот-вот, а говорите — «не по адресу».
- Ну хорошо, скажу так: начинается эта самая производительность труда вот здесь, на промысловой палубе, а кончается вон там, в рыбцехе. Хотите посмотреть? - осведомился мой собеседник.
Продолжать разговор на неприятную тему было тем более бессмысленно, что рыбак высказал сожаление, что в нашем разговоре не участвуют представители лаборатории НОТ. Впрочем, вряд ли открыли бы они для себя что-нибудь новое. Как выразился все тот же сердитый мой собеседник, «науке здесь делать нечего, кроме разве одного — подсчитать, насколько превосходит «узаконенную» в сводках и докладах цифру-процент малопроизводительного, ручного труда».
— Насколько мне известно, эта хитрая цифра не превышает что-то 28 процентов, — усмехнулся помощник капитана по производству Александр Сергеевич Иванников, плавающий уже 18 лет, из них в качестве технолога на судах типа БМРГ — тринадцатый год. — Можно подумать, что не вся обработка рыбы у нас производится вручную... Или вот: в этом рейсе мы изготовили 45 тысяч банок консервов, и на каждую из этих сорока пяти тысяч банок вручную наклеивали этикетки. Поневоле возрадуешься простоям, а?
Юмор, конечно, мрачный: именно простои из-за отсутствия топлива и в ожидании выгрузки, составившие 23 суток, не позволили экипажу БМРТ-229 выполнить обязательство по добыче и заморозке рыбопродукции. Причем, уточнил капитан-директор В. Ф. Марков, простои эти пришлись как раз на самый удачный период промысла в СЗА, когда шла скумбрия - январь и февраль. До нового года рыбаки вели промысел камбалы, цены на которую высокими не назовешь, а после выхода из простоя — хека. Тем не менее, план по пищевой рыбопродукции был выполнен на 106 процентов, по филе же перевыполнен практически в два раза — произведена 161 тонна филе. Поэтому трудно не согласиться с капитаном, который заявил: «Все, что зависело от экипажа, было сделано, и упрекать людей в низкой производительности труда не приходится». Иное дело, продолжал Владимир Федорович, что сутки простоя обходились судну в 20 — 25 тысяч рублей стоимости пищевой рыбопродукции.
Резонный вопрос: нельзя ли оказывать помощь «горящим» судам на промысле? Возражение: в принципе, конечно, и можно, и нужно, но ведь — за чей-то счет. Топливо — в нем, попятно, нуждался не только БМРТ-229, в выгрузке на плавбазы — тоже. И все-таки. Отнюдь не многие суде оказываются и таком «невезучем» положении, как «Ганс Леберехт». Выправить его хоть в какой-то степени можно было бы за счет своевременной доставки топлива, но, кажется, ни руководству промрайоном, ни тем более главку не было никакого дела до этого судна, оказавшегося в «затяжном цейтноте». Можно сказать, на глазах у всех оно заведомо обрекалось на неудачу?
Но это уж вопрос к главку, «верхам». Возвращаясь к основной теме — производительности труда, с которой в объединении дело обстоит явно неблагополучно, мы увидим столько нерешенных — и не решаемых — вопросов, что они совершенно по-особому беспокоят плавсостав, нежели случаи несвоевременной заправки топливом на промысле. При всем при том это все-таки случаи. А вот то, с чем приходится сталкиваться ежедневно.
Третий год ходит на промысел БМРТ-229 с кустарными пленкосъемочнымн машинками, официально не разрешенными к эксплуатации ни техническим, ни производственным отделами. Машинки, так сказать, разрешены... неофициально, ибо если их изъять, то производительность труда на изготовлении филе снизится, даже по самым осторожным прикидкам, на 50 процентов. И что особое беспокойство вызывает, так это то, что техническим прогрессом здесь и не пахнет. То же самое и с филетировочными машинами, переконструированными по тому же — кустарному принципу. Памятуя об этом, я даже не стал заводить разговор на тему, обозначившуюся в нашей дискуссии. «Качество: опыт, проблемы». Имею в виду предложение капитанов-директоров «суператлантиков» о специализации судов типа БМРТ на так называемых филейных рейсах. Очевидно ведь, что выполнять на 200, а то и более процентов задания по филе можно только при тех весьма скромных планах по этому виду разделанной продукции, которые даются на БМРТ сегодня: 40, 50, ну, 80 тонн. А те 160 тонн, которые изготовили на БМРТ-229, обошлись экипажу, помимо всего прочего, в одну тысячу человеко-часов на подвахтах. Вспомним в связи с этим другую цифру, которую назвал нам капитан-директор РТМС-7522 «Тамула» И. Б. Котляр: в последнем рейсе «супера» каждый член экипажа отработал на изготовлении филе по 198 часов на подвахтах...
— Положа руку на сердце: каких рекламаций ждете? — задал я последний вопрос капитану-директору БМРТ-229 и его помощнику по производству,
— На муку, — последовал откровенный ответ. — Очень даже возможно, что она окажется крупного помола. Слишком уж несовершенны эти РМУ: неподвижные сетки, забиваются горячей мукой, им вибрация нужна, да что об этом мечтать...
— Говорить приходится не только о производительности, но и о качестве нашего рыбацкого труда, — как бы подвел итог технолог А. С. Иванников. — И, как видите, мы не высказали здесь ни одной новой мысли — «болячки»-то у нас застарелые, всем известные, кого это касается. Я лично столкнулся с ними лет пятнадцать назад. Так до сих пор и не расстаюсь. Вот в чем все дело-то...

Л. ФИРСОВ.
Люди, море и суда8 мая 1976 – фоторепортаж с ТР Иней
8 мая 1976 – По-ударному несут трудовую вахту десятой пятилетки моряки транспортного рефрижератора «Иней». На этих снимках, сделанных в недавнем рейсе судна, запечатлены будни передового экипажа:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

всегда бдительно несет ходовые вахты у ГРЩ электрик Михаил Москаленко (на переднем плане);
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

не видно нигде берегов...;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

перед бункеровкой топливом;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

боцман Рейн Нахкур готовится к политзанятиям.
Фото Ю. Кривошеева
Люди, море и судаПРОСТОИ, ПРОСТОИ... - 11 мая 1976
Коллектив судоремонтного завода ЭРПО «Океан», обсудив решения XXV съезда КПСС об основных задачах развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы, поставил перед собой задачу всемерно повышать эффективность и качество судоремонта.
Планом предусматривалось произвести судоремонтные работы в первом квартале новой, десятой пятилетки, на 650 тысяч рублей, отремонтировать 22 больших, средних и малых судоединиц, снизить себестоимость, повысить производительность труда каждого производственного рабочего.
Коллектив перевыполнил план: судоремонтные работы произведены на сумму 673,3 тысячи рублей, план судоремонта выполнен на 109,7 процента; снижена себестоимость судоремонтных работ на 5,6 процента; на 10,4 процента возросла производительность труда. Казалось бы, показатели должны радовать. Однако вопрос в том, какой ценой удалось перевыполнить план, с каким напряжением. Взять такой факт: на СРЗ сэкономлено 22 судосуток, а перерасход их составил... 28 (!).
Чем объяснить это ненормальное явление? Главный инженер СРЗ Н. С. Клокун вместо ответа пригласил меня в отдел главного строителя на планерку, где намечались работы на 20 апреля.
Из докладов строителей Сенькевича, Шевченко, Достоевского вытекало, что усилия коллектива работать более эффективно сводятся практически на нет. Вот пример, говорит тов. Достоевский: на БМРТ-250 необходимо было 19 апреля провести сварочные работы, но почему-то диспетчер порта счел нужным форсировать работы на танкере «Ян Креукс», который и был поставлен рядом с БМРТ. Объем этих работ не превышал двух часов, но из-за них траулеру пришлось простоять лишние сутки.
Немаловажное значение в повышении эффективности и ритмичности судоремонтных работ имеет планирование постановки судов на СРЗ. На протяжении ряда последних лет продолжается разговор о том, как избавиться от такого положения, когда один месяц густо, а другой— пусто, которое сплошь и рядом вызывает штурмовщину. Так, в первой половине марта у ремонтного причала стояло всего три судна, зато во второй половине они стали поступать одно за другим. Строитель Шевченко рассказывает: несмотря на то, что существует распоряжение о передаче причала южной Стороны порта заводу для ремонта судов, это распоряжение игнорируется портовиками: причал часто занимается судами, не имеющими никакого отношения к заводу — колхозными типа «Ранд», баржами. 26 марта была подана заявка с БМРТ-368 на субботу поставить судно первым корпусом с целью выгрузки механизмов. Были вызваны слесари, дизелисты, такелажники. Но заявку на перешвартовку БМРТ-368 порт выполнил только 29 марта. Нетрудно подсчитать, сколько часов потеряло судно в простое.
В настоящее время судоремонтные работы по сравнению с прошлым годом увеличились на 30 процентов. Это требует от всех служб, особенно от ОМТС, большой гибкости и оперативности. Однако, как показал первый квартал, именно этой оперативности по-прежнему не хватает: из-за отсутствия резиновых колец простояли три судна типа «суператлантик».
Немалую «лепту» в удлинение сроков стоянки судов в ремонте, нужно сказать, вносят и экипажи ремонтируемых судов, особенно командный состав. Можно привести длинный список фактов нарушения ими производственной дисциплины, несвоевременной явки на свои суда, из-за чего судоремонтникам часто приходится ломать графики работ. Конечно, продолжает свою мысль тов. Достоевский, в какой-то мере и мы примирились с этими негативными явлениями, не фиксируем их и не бьем тревоги.
Завод может, причем даже без напряжения, производить ремонт судов в сроки и досрочно, об этом говорят примеры с ПБ «Рыбак Балтики», МСБ «Ураган», которые вышли из ремонта почти на месяц ранее намечавшихся сроков. В этом нет ничего особенного, говорит И. Клокун, просто все было продумано заранее, завод своевременно был обеспечен материалами, запасными частями. Но, к сожалению, так бывает нечасто.

А. ПЕТРОВСКИЙ