Лента блогов
Люди, море и судаСБЫВШАЯСЯ МЕЧТА - 30 декабря 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В канун Нового года в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности успешно защитила диплом техника-технолога Татьяна Жак — обаятельная, скромная работница объединения «Эстрыбпром». Не часто можно встретить на судах женщину-технолога. Это больше мужская профессия. Но осилила ее Татьяна и теперь будет плавать, и работать на судах в этой должности.
А как же пришла Татьяна к этой профессии? Родилась и училась она в Николаеве, городе корабелов. Потом поступила в фабрично-заводское училище, хотела стать штамповщицей на обувной фабрике. Даже проработала шесть лет. Но, как откровенно рассказывает Таня, ее все время тянуло в море. С самого детства. Мечта ее сбылась в 1976 году, когда она поступила на заочное отделение ТМУРП и пошла в море на БМРТ-431 «Каскад» в должности заведующей бельевым хозяйством, а потом буфетчицей на транспортном рефрижераторе «Бора». Хватало у нее сил, энергии и на непосредственную работу, и в цехе на подвахтах, где она обрела определенные навыки, познакомилась с производством, и на общественную работу в комсомольском бюро, и на выпуск стенной газеты.
Учеба успешно завершена. Ей вручен диплом техника-технолога. Вспоминая дни учебы, Таня Жак с благодарностью отзывается о технологе Иване Мелентьевиче Тарасенко, рыбмастерах Василии Яковлеве, Александре Терешкове, оказывавших ей помощь в учебе непосредственно на промысле. И, конечно, о работниках цеха холодильника, с готовностью помогавших ей во время работы над дипломом.
В добрый путь, Татьяна, семь футов под килем!
И. ШПЕРОВ

Фото автора
Люди, море и судаДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ - 30 декабря 1978
Дорогие товарищи!
В декабре 1978 года исполнилось 20 лет работы выпускников Батумского, Херсонского и Таганрогского мореходных училищ в Эстонском производственном объединении рыбной промышленности. Вы были первым отрядом дипломированных специалистов, составивших ядро командного состава нашего флота, и внесли достойный вклад в становление и развитие объединения «Эстрыбпром». Большинство выпускников 1958 года мореходных училищ стали капитанами-директорами современных рыбопромысловых, транспортных и производственных судов и с честью оправдали оказанное им доверие, явились настоящими наставниками молодых рыбаков и моряков.

За годы минувших пятилеток в летопись объединения вами вписано немало добрых дел, которые стали славными трудовыми традициями рыбаков и моряков «Эстрыбпрома». Мы гордимся тем, что многие из вас принимали деятельное участие в подготовке национальных кадров рыбаков социалистической Республики Куба и развивающихся стран Африки.
Сердечно поздравляя бывших выпускников мореходных училищ с 20-летним юбилеем работы в объединении «Эстрыбпром», выражаем твердую уверенность в том, что вы и впредь будете подавать пример коммунистического труда и внесете достойный вклад в выполнение заданий десятой пятилетки и воспитание молодых рыбаков на славных трудовых традициях объединения.
В. ТЕНОСААР, генеральный директор,
В. КУСТАРНИКОВ, секретарь парткома,
В. ЮРМАН, председатель профкома,
И. ЕРЫГИН, секретарь комитета комсомола.


Практически невозможно собрать их вместе — этих бывших выпускников, которые навсегда связали свою судьбу с Балтикой, а говоря точнее — с нашим объединением «Эстрыбпром»: одни в море, в Атлантике, другие в отпусках. Хорошо, наведался в редакцию наш старый знакомый — капитан-директор Виктор Алексеевич Соколов, собиравшийся в очередной свой рейс.
— Что нового слышно от наших южан? Три недели — отгулы — не был в Таллине, а показалось — тыщу лет... Попробуй, разыщи теперь своих батумцев!
В этом — капитан Соколов. В этом все они — «южане»: и сегодня, 20 лет спустя после того, как прибыли они на Балтику, в Таллин, пристально следят друг за другом. Как работается — прежде всего, это главное. Как и два десятка лет назад, не утратили и не растратили они чувства товарищества, чувства сопереживания.
А тогда, в 1958-м, были все они — 18 выпускников из Батумской мореходки — совсем еще юношами. Мечтателями и романтиками. Теперь, пожалуй, и не вспомнить, как сговорились между собой пойти после выпуска в рыбный флот — готовили-то их для торгового. Но молодость дерзка, трудности, новизна только манят.
Начинать, конечно, пришлось матросами. Рядовыми. Без азов — поняли сразу — рыбацкого дела не постичь. А дальше. .. Дальше судьбы батумцев, в общем-то, можно проследить на примере Виктора Соколов.
Ибо, как явствует из приветствия по случаю 20-летнего юбилея их работы в нашем объединении, почти все они — за малым исключением — прошли за эти годы приблизительно одинаковый путь — от матросов до капитанов-директоров рыбопромыслового флота. Большинство работают в «Эстрыбпроме», кое-кто в Эстрыбакколхозсоюзе, но все начинали у нас, здесь получали путевку в капитаны. Из бывших выпускников Батумского училища 14 стали «пожизненными», профессиональными рыбаками.
Кому повезло побольше? Лично капитан Соколов убежден: именно ему... Основания?

— Сразу же попал в руки такого опытного и, я бы сказал, талантливого рыбака и чудесного человека, как капитан Вяйно Матвеевич Hoop, на СРТ-4451. На этом судне — и с этим же капитаном — ходил в Атлантику сам Юхан Смуул. Первый свой рейс я тоже был матросом. Ловили селедку у Медвежьего. Ее вообще тогда хватало с избытком, к тому же, капитан Hoop был на редкость везучим рыбаком, но я уже тогда понял, в чем заключался секрет его везучести: превосходное знание района промысла, обстановки и прочая, и прочая. Словом, было чему поучиться у опытного рыбака. Особенно когда я стал — после первого рейса — третьим штурманом у него. Слова «наставник» тогда еще не было в обиходе, но и капитан Hoop и другие практики были именно наставниками для нас, молодых специалистов флота.
И, видно, способный «ученик» достался многоопытному капитану, коль уже три года спустя выдал он штурману Соколову лестную характеристику, рекомендовав его в старшие помощники, да еще для работы на Кубе. И хотя очень нужны были грамотные специалисты-рыбаки в Эстонии, где развертывался большой океанический флот, но молодая Республика Куба нуждалась в них по-особому. И в составе самой первой группы советских рыбаков-специалистов оказался В. Соколов в Гаване. Ахнул, когда познакомился с кубинскими мальчишками, с которыми предстояло идти на промысел в Мексиканский залив на СРТР-9123 «Хара», где он был старшим помощником капитана. Ровным счетом ничего не знали, не умели ребята. Но как они хотели стать настоящими рыбаками! И — стали. А старпом Соколов приобрел тогда такой опыт наставничества, что в иных, «нормальных» условиях для этого понадобились бы, пожалуй, годы. Трудным было расставание с молодыми кубинскими рыбаками — никак не хотели они отпускать советского компаньеро...
Уже в качестве капитана, на СРТР-9027 «Атла» осваивал В. Соколов кошельковый лов. А старшим помощником у него был однокашник по Батумской мореходке — Анатолий Евсеев, также начинавший некогда матросом. Тот самый А. Е. Евсеев, чей экипаж (CPТP-9097) отличился в этом году, досрочно выполнив план 4-х лет десятой пятилетки. А тогда, в 1967-м, после первого же «кошелькового» рейса их встречали с музыкой: план был выполнен более чем на 200 процентов.
И дальше везло молодому капитану. И с планом, и с людьми — прежде всего с помощниками: свои, батумцы, быстро выходившие «в люди», то есть в настоящие рыбаки.
Последние восемь лет плавает капитан соколов на судах типа РТМ и РТМС. Довелось ему командовать и РТМ -7229, носящим имя классика современной эстонской литературы Юхана Смуула - писателя-рыбака. Причудливо пересеклись жизненнее линии, пути знаменитого литератора и заслуженного рыбака эстонии!...
Впрочем, тогда Виктору Соколову еще предстояло пройти тысячи рыбацких миль до этого почетого звания, выловить многие тысячи центнеров рыбы. Успешно завершить девятую пятилетку и досрочно выполнить задания трех лет пятилетки десятой. Дорого стоит маленький значок заслуженного рыбака Эстонии!.. Свой предыдущий рейс — о нем рассказывалось в «Рыбаке Эстонии» осенью прошлого года — В. Соколов совершил на РТМС-7528 «Вагула», комсомольско-молодежный экипаж которого первым среди судов типа PTMС объединения рапортовал о досрочном выполнении повышенных социалистических обязательств, принятых в ознаменование годовщины новой Конституции СССР.
Выходит, и на комсомольско-молодежные экипажи «везет» капитану Соколову. Впервые такое знакомство, вернее сказать, содружество состоялось 13 лет назад — в 1965-м, когда Виктор Соколов был назначен капитаном СРТ-4479. В ту пору он еще был комсомольцем. Это тогда комсомольская организация траулера рекомендовала своего капитана в партию. И это высокое доверие он также оправдал с честью.
20 лет работы в объединении «Эстрыбпром» — срок достаточно солидный, чтобы подвести кое-какие итоги. Что ж, достаточно солидны и итоги. Для капитана В. А. Соколова — персонально, коль уж он стал основным героем нашего рассказа о бывших батумцах, ставших таллинцами.
Итоги эти не сводятся только к тысячам рыбацких миль, тысячам центнеров выловленной рыбы и продукции, изготовленной экипажами судов под началом капитана-директора В. Соколова. И не к наградам за самоотверженный труд, хотя есть чем гордиться заслуженному рыбаку ЭССР. Не меньшую гордость, должно быть, испытывает капитан Соколов от того, что работают рядом с ним, плавают «по соседству» в Атлантическом океане бывшие его воспитанники, ставшие всеми уважаемыми рыбаками, настоящим «золотым фондом» объединения. Найдем среди них мы и капитанов — таких, как Лео Палумяэ, Николай Маратканов, Алексей Талаш (это он был старшим тралмастером на СРТР-9123 во время командировки на Кубу), и технологи — Эльдур Каупмеес. Василии Слюсарь, Владимир Хименков, и добытчики — Юрий Мазаев, Станислав Чикун, и матрос Иван Галета, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, и десятки других рыбаков, известных своими славными делами. А у этих людей, в свою очередь, найдутся десятки собственных воспитанников, ибо каждый из них по праву является настоящим наставником рыбацкой молодежи. И не будет конца этой славной эстафете наставничества.
...Что было ответить на вопрос, который задал в редакции капитан Соколов? Дела «южан» говорят сами за себя. Кстати, в свой круг бывшие выпускники Батумского мореходного училища, давно зачислили коллег из других «южных» мореходок. Давно стали «своими» Багдо Барбакадзе и Сергей Башкатов, Игорь Лебедев и Виктор Нечитайло, Георгий Гомартели и Борис Зозуля, Владимир Прудцев и Бичико Аскилескири. Имена многих этих капитанов хорошо знают и в «Эстрыбпроме», и в «Эстрыбакколхозсоюзе, и в Западном бассейне в целом. Знают теперь третий десяток лет...
С Новым же годом, товарищи! С новыми трудовыми достижениями!

Л. ФИРСОВ
Люди, море и судаМОРЕ—ИХ ПРИЗВАНИЕ - 28 декабря 1978
Корабли, как люди, имеют свою жизнь, свою судьбу. И то, и другое у них неразрывно связано с судьбами людскими. Корабль, море, человек — единое целое, неразделимое.
Разные люди приходят на флот. Есть среди них романтики, знакомые с морем только по книжкам, есть и такие, кто приходит сюда за длинным рублем. Но последние, как правило, долго не задерживаются. Ибо труден хлеб моряка. Остается тот, кому по плечу трудности моря, кто не привык, не умеет жить на дармовщину. Остается надолго, на всю жизнь. И оторвать таких от моря, корабля уже нельзя. Судьба.
Семнадцатилетним пареньком впервые познакомился с морем Петр Бакумович. Тяга к морю, к сильным душой и телом людям зародилась еще о детстве. Сохранилась и в юношестве. И, конечно, не случайно первым морским причалом для него стал Мурманск. Город, славные морские традиции которого знают миллионы советских людей, Здесь и началась для Петра его трудовая биография. Матрос морского буксира — должность, на первый взгляд, скромная, неприметная, но весьма ответственная. В течение года Петр приобретал морские навыки, а главное, понял: чтобы стать настоящим моряком, надо много учиться. Потом была Таллинская мореходка, но подошла пора идти в армию. Три года службы на далекой Камчатке и снова, уже с друзьями-единомышленниками, он вернулся в Таллинское мореходное училище. После его окончания в 1971 году начал работать на промысловых судах нашего объединения.
Сейчас Петр Бакумович — начальник радиостанции БМРТ-605 «Мыс Челюскин», ударник коммунистического труда, активный общественник, настоящий мастер своего дела. И когда я спросил его: «Какие основные качества отличают современного моряка?».
Петр ответил, что самым главным из них считает высокий профессионализм, сознание того, что от качества твоей работы зависят успехи всего коллектива.
Что ж, этим качеством отличается и сам Петр Бакумович.

Три года, после окончания Ленинградского мореходного училища рыбной промышленности, работает в нашем объединении третий помощник капитана Сергей Сысоев. Срок для молодого специалиста, конечно, небольшой. Но за эти три года Сергей сумел приобрести именно те качества, без которых нельзя быть действительно хорошим рыбаком. Увлеченность и хладнокровие, рыбацкий азарт и высокая профессиональная подготовка — вот что отличает Сергея. И завидно, согласитесь, слышать, когда рыбаки говорят:
— Третий на вахте — значит, будем с рыбой.
Лестные слова, особенно если учесть, что промысловая обстановка в зоне, где мы находимся, оставляет желать лучшего.
«Сегодня работать лучше, чем вчера, завтра — лучше, чем сегодня», — этот знаменитый лозунг стал как бы законом жизни для «третьего». И отнюдь не случайно решением судового комитета профсоюза Сысоеву Сергею Васильевичу присвоено почетное звание «Ударник X пятилетки». Профессиональная работа успешно сочетается у Сергея с общественной: он секретарь комсомольской организации судна, много работает с молодежью. Радует, что добрые морские рыбацкие традиции передаются в надежные молодые руки.

E. КОНДРАТЬЕВ,
секретарь парторганизации
БМРТ-605 «Мыс Челюскин»

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Петр Бакумович
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и Сергей Сысоев (слева).
Фото Л. МАЗУРА.
Люди, море и судаРАССКАЗ О МАРТЕ СААРЕ - 12 декабря 1978
ВПЕРЕДИ у команды БМРТ-253 «Март Саар» многодневный переход в район промысла, напряженная работа в южных широтах. Накануне выхода судна в рейс работники культбазы организовали встречу моряков с деятелями культуры Эстонии, которая прошла с большим интересом для всех — и рыбаков, и артистов: ведь БМРТ-253 носит имя известного эстонского композитора. Перед моряками выступил музыковед, преподаватель Таллинской государственной консерватории, композитор и пианист Вальдо Румессен. Он рассказал о жизни и творчестве Марта Саара.
— Творчества Марта Саара, — отметил В. Румессен, — оказало большое влияние на развитие всей музыкальной культуры Эстонии, в особенности на деятельность молодых эстонских композиторов. Уроженец хутора Хюпассааре, который был практически изолирован от большого мира, будущий композитор рано проявляет любовь к музыке. В 19-летнем возрасте Март Саар поступает в Петербургскую консерваторию. В 1909 году выходит его первый сборник хоровых песен, написанных на стихи эстонских поэтов. К 1921 году им было создано уже около 300 произведений— для хора, солистов, пианистов. Композитор часто выступает с собственными фортепьянными произведениями, аккомпанирует при исполнении романсов, дирижирует любительскими хорами, пишет очерки на музыкальные темы, выступает в качестве органиста, позже ведет педагогическую работу в Тартуском высшем музыкальном училище. С 1947 года Март Саар — профессор Таллинской государственной консерватории. Двумя годами раньше, в 1945 году, за большие заслуги в развитии эстонской музыки М. Саару присваивается звание заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР, а в 1952 году, в связи с 70-летием — звание народного артиста республики.
«В песне — жизнь моя», — говорил не раз композитор. 8 симфоний, 58 фортепьянных произведений, 413 хоровых и 58 сольных песен, 6 дуэтов, 4 кантаты — таково творческое наследие Марта Саара.
В конце вечера с музыкальными произведениями выступил частый гость рыбаков аккордеонист Венда Тамман.

И. ШПЕРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рассказ о творчестве Марта Саара ведет композитор и музыковед Вальдо Румессен.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Играет Венда Тамман.
Фото автора
Люди, море и судаПередовики БМРТ-604 «Рудольф Сирге» - 27 июля 1978
Моряки отлично справились со всеми производственными заданиями на рейс. План по добыче рыбы был выполнен на 113,7 процента, по выпуску мороженой рыбной продукции — на 129 процентов, по изготовлению пищевой рыбной продукции — на 116,8 процента. Сейчас судно находится на ремонте, готовится снова в скором времени выйти на промысел.
Сегодня мы публикуем портреты передовиков БМРТ-604 «Рудольф Сирге», особенно отличившихся в последнем рейсе. На верхнем снимке вы видите матроса Разяба Садыкова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Это был его первый рейс, но молодой моряк хорошо освоил специальность рыбообработчика, заслужил уважение экипажа. За самоотверженную работу Р. Садыкову была объявлена благодарность, а в конце рейса он был признан лучшим обработчиком. В отличие от Р. Садыкова второй механик Калью Хурм
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— бывалый моряк. Он сделал уже не один рейс. Коммунист Калью Хурм — ударник коммунистического труда, председатель судкома. В последнем рейсе его вахта была признана лучшей. Велики и личные трудовые успехи К. Хурма. Он был в числе победителей социалистического соревнования по нашему объединению в 1975 году и удостоен звания ударника IX пятилетки.

Фото И. Шперова.
Люди, море и судаПОСЛЕДНИЕ МИЛИ - 21 января 1978
КОГДА капитан Георгий Андреевич Мамренко поднялся на борт СРТ-4572, а это было в 1958 году, судно выглядело совсем не так, каким оно стало сейчас, спустя 20 лет. Новое судно, первый капитан. Сколько воды утекло с тех пор. Ныне, кавалер ордена Ленина Г. А. Мамренко с грустью оглядел бы сиротливо прижавшийся к стенке СРТ, для которого море и работа на промысле стали уже историей.
«Списать с баланса Эстонского производственного объединения рыбной промышленности с 30 декабря 1977 года СРТ-4572 мощностью 400 э. л. с., регистровый номер М-24356...».
Бесстрастные строки приказа. Неумолимый бег времени. Но за всем этим — большая жизнь корабля и судьбы людей, которые трудились на нем долгие годы не за страх, а за совесть.
Николай Иванович Борт — последний капитан, 8 лет жизни отдавший этому кораблю. Как не понять его, когда он грустно вздохнул: «Жаль покидать это судно, ощущение такое, будто из собственной квартиры выселили».
18 рейсов СРТ-4572 ходил на промысел под командованием Николая Ивановича. И всегда возвращался с победой. Это значит — с планом. Вот в чем история судна. Но ведь историю делают люди. Начиная, понятно, с капитана. Трудно даже подсчитать, сколько миль, среди которых уйма штормовых, прошел на этом СРТ Николай Иванович Борт. Опытный капитан, отменно знающий районы промысла, повадки, миграцию рыбы.
У каждого капитана своя манера, свой стиль работы в море. Один надеется на штурманов, доверяет им, другой сам все время «торчит» на мостике. У каждого свои планшеты, по которым другому почти невозможно работать. Ко всему прочему, любой капитан привыкает к «своим» приборам, установленным на его судне — имеются в виду малые неточности в показаниях.
Николай Иванович рассказывает:
— Как рыбу ловили? Всяко бывало. Иногда сутками носа из рубки не высунешь — штормит вовсю, потом проясняется, нужно нагонять. План есть план. За всю свою работу на этом судне не замечал, чтобы кто-нибудь плохо работал. Море нерадивых долго не терпит. Рыба, она вон какой ныне стала: сегодня есть, завтра — нет. Ветерок сменился, например, — она пошла или в камни, или еще в какую сторону, где нас нет... Промысловик должен это нутром чувствовать.
Пока мы с капитаном беседуем, наш разговор постоянно прерывают озабоченные рыбаки — члены экипажа.
Оно и понятно. Списывается судно. Спешка с оформлением документации. Проверка «наличия оборудования». Видавшая виды оснастка судна, старые, двадцатилетней давности динамики, стертая палуба, ржавая лебедка — все это «следы» рабочей биографии трудяги СРТ.
Судно — это прежде всего люди, коллектив, который трудится на нем. «Люди бывали разные, — продолжает Николай Иванович. — Сколько рыбаков, столько и характеров. Но всех в море объединяло одно — делать свою работу на совесть. —...Пришлось нам даже два рейса в Мавританию сделать. В каждом рейсе по 4 мавританца у нас на судне обучались. Ну, моряки они, прямо скажем, неважные. Качку плохо переносят, к работе в море непривычны. И что ж вы думаете: без всякого принуждения, можно сказать, единственно личным примером, отношением к своему делу, наши ребята сумели заинтересовать мавританских парней. Что-то изменилось в их сознании. По-иному стали смотреть на себя, на свое дело. Я, может, преувеличиваю, сгущаю, так сказать, радужные краски, но факт есть факт: там, за рубежом, и у нас осталось немало друзей.
Николай Иванович замолк и задумался. То ли вспоминал штормовые порывы Северного моря, то ли огромные накаты океана. Не знаю. Знаю только, что он — последний капитан СРТ-4572, последний — больше у этого судна капитана не будет...

В. БОГДАНОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: капитан Н. И. Борт.
Люди, море и судаВСПОМИНАЯ НАСТАВНИКА... - 16 декабря 1978
Сегодня, 16 декабря, ему исполнилось бы 50 лет. Обидно, когда уходят из жизни такие люди, каким был Николай Иванович Поротиков — первый заместитель генерального директора объединения «Эстрыбпром». И вдвойне обидно, когда уходят в таком возрасте. Действительно в расцвете сил, в пору творческой зрелости.
Автор этих строк принадлежит к тем капитанам, рост и становление которых как рыбаков проходило на глазах Николая Ивановича. Кажется, он знал нас лучше, чем мы сами себя. Знал не только недостатки. Умел слушать и понимать. И не было такого вопроса, с каким мы не могли бы обратиться к нему в любое время суток. И не только в рабочие часы. Дело - превыше всего для таких людей.
Щедро наградила природа Николая Ивановича Поротикова. Аналитическим умом, организаторскими способностями, на редкость беспокойным характером. Всей душой болел он за дело, за людей. Равнодушию и равнодушным не было места рядом с ним.
Пусть же память о Николае Ивановиче Поротикове - замечательном человеке, настоящем коммунисте поможет всем, кто знал его, работал с ним рядом, быть хотя бы чуть-чуть похожим на него...

Ю. ДЕРГУНОВ,
заслуженный рыбак ЭССР.
Люди, море и судаНА ВСЮ ЖИЗНЬ С МОРЕМ - 16 декабря 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МЫ ДАВНО уже перестали удивляться, видя женщину за рулем автомобиля или трактора, за штурвалом комбайна. Это стало обыденным явлением в нашей жизни. Наравне с мужчинами женщины прекрасно управляются с разнообразными машинами.
Но есть профессии, казалось бы, совершенно не женские, и невольно восхищаешься, встретив, например, женщину-летчицу или судоводителя. Ведь профессии эти не только сложные, требующие больших знаний и умения, но и настоящего мужества, самообладания, высочайшего чувства ответственности. А вот, поди ж, ты!
Встретишь в нерабочей обстановке Вильму Иохановну Тыэвялья, можно подумать, что она учительница, врач, да мало ли кем может быть у нас женщина. Труднее всего представить ее моряком — слишком хрупкой кажется она на первый взгляд. Но именно только на первый. Удивление и, чего греха таить, чувство зависти приходит, когда узнаешь, что эта миловидная женщина уже двадцать девять лет(!) стоит за штурвалами, пультами управления судов.
Любовь к морю передалась Вильме Иохановне от отца, всю жизнь связанного с суровой стихией. Ее притягивали судовые механизмы. Может быть, именно тогда (а вернее, именно тогда) и пришло твердое решение стать судоводителем, когда вместе с отцом она поднималась в ходовую рубку судна, трогала руками приборы управления. Это было совсем непросто — добиться права поступления на судоводительское отделение, но Вильма была упорна в своем стремлении... И в 1949 году Таллинский морской рыбопромышленный техникум был успешно закончен.
Первые месяцы Вильма Тыэвялья плавает матросом на маленьком моторно-парусном судне. Затем, получив хорошую практику, становится штурманом буксира «Нарва», прокладывает курс на многие порты суровой Балтики. Старпом буксира «Тасуя», капитан земкаравана «Эндла», капитан буксира «Трийги» — почти на тридцати судах довелось ей работать в должности судоводителя.
Сегодня Вильма Иохановна — сменный помощник капитана буксира «Калевипоэг». Работает посменно. Многие рыбаки «Эстрыбпрома» хорошо знают ее, отдают дань уважения. Часто она встречает рыбопромысловые суда на рейде, производит перешвартовку, снова провожает в море. Умело манипулирует приборами управления на своем командном посту. Теперь и суда стали не те, что были двадцать девять лет назад, и техника управления во много совершеннее. Вильма Иохановна, вспоминая свои первые годы работы на стареньких буксирах, с любовью говорит о современной навигационной технике, приборах.
Мне как-то довелось в свое время беседовать со студентами-практикантами кораблестроительного института, пережившими жестокий шторм. Один из них сказал так: «Увижу истинного моряка, подойду, сниму шляпу и поклонюсь». Это он адресовал морякам-мужчинам. А каким критерием можно измерить мужество судоводителя-женщины, которая за чуть ли не тридцать лет своей работы пережила и поборола не один десяток штормов и с высочайшей ответственностью относилась к порученному делу!
...После ходовой рубки судна сесть за руль автомобиля кажется Вильме Иохановне делом совсем не сложным. Выезжая с дочерью — студенткой Тартуского государственного университета на отдых или в путешествие, она чувствует себя так же уверенно, как и на своем рабочем месте.
...Мы в ходовой рубке «Калевипоэга». Сегодня дежурство Вильмы Тыэвялья. На судне полный порядок и полная готовность к работе. Поступит распоряжение — заработают двигатели, к пульту, управления встанет сменный помощник капитана В. Тыэвялья.
Счастливого плавания вам, Вильма Иохановна, новых трудовых успехов и отменного здоровья!
И. ШПЕРОВ.
Фото автора.
Люди, море и судаГОРЬКИЙ КОНЕЦ «СЛАДКОЙ ЖИЗНИ» - 14 января 1978
СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О КОНТРАБАНДЕ
В начале январи с. г. в Верховном суде Эстонской ССР проходил процесс над группой контрабандистов — бывших работников объединения «Эстрыбпром». Ниже публикуются заметки нашего корреспондента из зала суда.
...Не буду вдаваться в тонкости следствия по деду этих четырех контрабандистов, хотя история эта почище иной детективной повести. Уж очень изобретательными, предприимчивыми и дерзкими оказались ее главные «герои» — бывшие матросы нашего объединения Николай Ермак и Александр Козадаев. Но нет, пожалуй, такого «дела», которого не распутали бы органы следствия, будь на то необходимость. Воистину, сколько веревочке ни виться, а конец будет обязательно. Простую истину и народную мудрость эту не следовало бы столь высокомерно забывать и игнорировать любителям и даже «рыцарям» наживы — как в прошлом, так и в будущем...
Куда важнее ответить здесь на основной вопрос: «как дошли они до жизни такой». Причем вопрос этот следует задать не только «героям» сегодняшнего процесса, но и тем, кто вольно или невольно способствовал их моральному падению и перерождению.
Да, перерождению. Не будем при этом отталкиваться от «голубых» (если не сказать «розовых») характеристик, кои представила органам правосудия администрация судов, на которых плавали до недавнего времени Н. Ермак, А. Козадаев и В. Мазурок. Нет смысла воспроизводить текст каждой из них, ибо все они схожи между собой, как братья-близнецы: трудолюбив, дисциплинирован, исполнителен, морские качества хорошие. Деловые тоже. И, конечно же, в общественной жизни участие принимает. Как же иначе: комсомольцы — и тот, и другой, и третий (четвертая подсудимая — сестра Н. Ермака Зоя к нашему объединению отношения не имеет: работает в другом месте).
Впрочем, я не намерен ставить под сомнение справедливость и объективность отмеченных в характеристиках положительных качеств людей, ставших контрабандистами. Молодые, здоровые, сильные ребята (им нет еще 25-т), достаточно грамотные (у всех среднее образование), почти каждый имеет, помимо основной, еще одну, а то и две смежных или вторых специальности — ну как тут погрешишь против истины, даже если дело передается в суд? Легко, чай, попасть и впросак. Хочешь, не хочешь, а «выдавай» положительную характеристику. А что делать? Дашь отрицательную — спросят: куда ж вы раньше-то смотрели? То-то и оно. Смотрели ведь на «главное» — то бишь, на деловитость, морские качества, на то, посещает ли комсомольские и профсоюзные собрания, а с этой стороны все вроде бы было в норме. И — достаточно! Остальное — второстепенное. Мелочи. А именно это вот — «остальное» и привело «вдруг» людей на скамью подсудимых, сделало их преступниками.
Ну, кого, в самом деле, интересовало, что тот же передовик, комсомолец-активист, ударник матрос Н. Ермак с танкера «Криптон» во внерабочее время, вне коллектива был прямо-таки яростным поклонником «изячной», красивой и, что говорится, сладкой жизни? Что рвался он к ней всеми фибрами своей мещанской, обывательской души, не останавливаясь перед моральными н этическими принципами нашей жизни? Ему мало было жить «как все», как большинство его сверстников, только-только, собственно, вступивших на путь самостоятельной жизни. Нет, ему — немедленно подай все (понятно, материальные) блага. Квартиру: не просто отдельную, но личную, то есть кооперативную. Само собой — обстановочку для оной, и не какую-то там временную, «переходную» (пока не появятся сбережения), а самую ультрасовременную. Ну, и конечно же — машину, да не какой-то там «Запорожец», а «Жигули».
Что, невозможно все это добыть честным путем и немедленно? Значит, пусть этой жизнью довольствуются другие, мы же возьмем с бою. Мы вон какие — сильные, способные, инициативные, словом — особые...
Вот оно, убогое мещанское «я», возведенное в культ собственной и сильной личности, а «сильной», как известно, неведомы никакие моральные, нравственные законы и границы. И пошло-поехало... Плевать на таможенные правила и таможенные декларации. Ермак хорошо знал «конъюнктуру» и «спрос» черных рынков портовых городов Запада и Африки, знал, каким авторитетом пользуются там определенные советские товары (между прочим, и водка...). И вот, набивая этими товарами чемоданы и саквояж, он без особых трудностей (?!) проносил их на танкер перед выходом в море, так же — без особых трудностей «размещал» в укромных уголках судна и... И никто, ни одна душа не видела и ничего не знала об этом? Ни здесь, в Таллинском морском рыбном порту, ни на судне перед выходом, ни в инпортах, где Ермак небрежно умудрялся выносить с танкера свой, отнюдь не карманный, товар, сбывать его за песеты, франки, затем отовариваться другим — заграничным, проносить его на судно, снова размещать в укромных уголках и ввозить в нашу страну.
Ой ли! Поверить в это не то что трудно — невозможно. Конечно же, кое-кто — и не один, не два, не три человека — знал, видел, слышал, догадывался. Но — делали вид, что не знают, не догадываются. Мол, подумаешь, мелочь. Опять же, за кооператив человеку расплачиваться надо, — как не посочувствовать, как не помочь... И помогли — сесть на скамью подсудимых, потерять и квартиру, и ультрамодную обстановку, я совесть. Помогли морально деградировать, переродиться человеку, который так хорошо, в общем-то, начинал свою жизнь; хорошо служил в армии, мечтал стать настоящим моряком, готовился поступить в мореходное училище.
...Можно было бы назвать эту корреспонденцию по-другому: «Цена круговой поруки».
Второй главный «герой» ее — подсудимый Александр Козадаев, бывший матрос транспортного рефрижератора «Бора». Бывший комсомолец, бывший активист и т. п. Все теперь в прошлом: отличные характеристики с места службы (танкист, секретарь крупной комсомольской организации), да и работы, надежды закончить рыбвтуз и т. д. Правда, в отличие от Ермака, он ставил перед собой более скромную цель: обеспечить не «красивую» жизнь вообще, а «безбедную» учебу в вузе, на стационаре. Чтоб, значит, не досаждали затруднения материального характера. Сопоставьте цель (благородная!) и средства ее достижения (недостойные? –преступные...).
Вот ведь: способный и сильный (физически) парень, полный энергии, — и столь трусливо отступил перед трудностями, с которыми еще не столкнулся. Смалодушничал до такой степени, что... -смело взялся за антиобщественное, антигосударственное «деяние», говоря языком юриспруденции. Далеко же можно зайти при такой слабохарактерности, таком вот образе мыслей, чувств и поведении! А в общем-то, здесь как и в случае с Ермаком, та же «одна, но пламенная страсть» — страсть к наживе за счет государства, к легкой жизни, не обремененной никакими заботами и сложностями. И ни разу, очевидно, не подумали о том, что шальные, добытые без труда деньги — это опасные деньги, а благополучие — зыбкое, обманчивое благополучие, мираж.
С третьим обвиняемым — Виктором Мазурок, бывшим матросом ТР «Бора», все предельно просто и ясно: этого довела «до жизни такой» примитивная жадность к деньге. Тем более, такой, которую «ничего не стоит» добыть. Но поди ж ты — вот оно, невезение какое: всего-то раз «согрешил» — и сразу влип. Мечты, мечты, где ваша сладость? Собирался-то в самый последний рейс сходить, после чего вернуться к себе в село, осесть, обзавестись семьей... Вот уж чего не знали, не ведали на «Боре» и других судах, на которых плавал Мазурок. На судне приводился такой факт: в «деле» Мазурка имеется 9 (девять!) характеристик, выданных ему там, где он работал. Из коих явствует; трудолюбив, исполнителен, отличается примерностью в дисциплине и быту, скромен; не имеет ни одного ни административного, ни комсомольского взыскания... За что наказывать-то? Не за что. А характер и прочие там «штучки» из области личной жизни обсуждению, а тем более осуждению — не подлежат. Хватит, мол, были времена — прошли, слава богу! Так-то оно так, никто не настаивает на бесцеремонном вмешательстве в личную жизнь, но при одном непременном условии — если эта «личная жизнь» не представляет опасности, потенциально или реальной, для других, для общества. Да и никакого такого «вмешательства», контроля не надо было здесь; на судне, в условиях длительных рейсов просто невозможно настолько уйти в себя, замкнуться, чтобы остаться тайной за семью печатями для тех, с кем вместе работаешь и отдыхаешь, завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, смотришь кинофильмы, обсуждаешь их, и так далее и тому подобное. Стало быть, все дело в том, как относитесь вы друг к другу и к самим себе, а в целом — к извечным человеческим «плюсам» и «минусам» вроде таких, как благородство и непорядочность, смелость и трусость, бессребренность и жадность. Добавим: товарищество настоящее или ложное, по-мужски честное или трусливое, именуемое круговой порукой. Не «заметили» вот, не остудили в человеке непомерную жадность — в той или иной, но, понятно, не в унизительной, оскорбительной форме, и разросся в душе его этот «росток» до размеров преступления.
Естественно, фигурировал на суде н вопрос о тех, кто непосредственно способствовал, помогал подсудимым — сначала переправлять контрабандные товары через границу, потом через КПП порта и, наконец, подыскивать покупателей. В числе таких людей — бывшие работники «Эстрыбпрома», как правило, с судов типа ТР и ПР: бывший старший электрик с «Нарвского залива» Ангел, Потапов с «Крейцвальда», оттуда же Курцеба, затем матросы Шашхо, Билоус, Ахметшин, Ткачук и некоторые другие. Те, кто, образно говоря, содействовал тому, чтобы щупальца контрабандного «бизнеса» протянулись из Таллина до Новосибирска и Урала, Белоруссии, Украины, Литвы. Как-никак, в обороте участвовало заграничных товаров (женские платки, зонтики, мохер и т. д.) на сумму около 15 тысяч рублей. Настоящая фирма «Ермак» и Ко, ну, чем не фирма?
Суд строго наказал новоявленных деятелей черного контрабандного бизнеса, квалифицировав их действия как антигосударственные и антиобщественные. Суд, конечно, учел, что во время следствия обвиняемые чистосердечно раскаялись в содеянном и дали слово искупить свою вину честным трудом и образцовым поведением. Но, как бы это ни было, а факт от этого не перестал быть фактом — контрабанда всегда была и остается государственным преступлением...
Вот, если хотите, ее формула - контрабанды: товар — деньги — товар — деньги. Это, так сказать, в абстрактном виде. А в «очищенном» нашей жизнью, всем ее укладом, моралью и правосудием формула контрабанды выглядит следующим образом: товар — деньги — товар— деньги- уголовная ответственность. Неизбежно.

Л. ФИРСОВ
Люди, море и судаНЕПРОСТОЙ 25-й - 14 декабря 1978
Сложную задачу решает экипаж БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» в этом, 25-м по счету рейсе. И причина — не в тяжелых климатических условиях.
Четыре с половиной года — девять рейсов — судно ведет промысел без заводского ремонта, это уже говорит о многом. И рейсовый план кажется лишь поначалу простым: один объект промысла, один вид продукции. Однако в этом — главная сложность. Если раньше при ухудшении обстановки можно было перейти в другой район, то в условиях работы специализированного лова в экономической зоне Канады такое недопустимо. А промысловая обстановка на лове мойвы в нынешнем рейсе оставляет желать лучшего.
В таких вот нелегких условиях и проверяется характер экипажа. Активный поиск, прицельные траления, максимальное использование промыслового времени на лову, заслон потерям — так сформулировало командование судна задачу перед экипажем, поддержанную партийной, профсоюзной и комсомольской организациями.
Всем службам поставлены конкретные задачи, оперативно освещается ход работы, анализируется выполнение задания, ежемесячно подводятся итоги. Все это не могло не сказаться. Нет простоев из-за неполадок механизмов, четко работают добытчики. Нелегко и с обработкой уловов. При хороших подъемах нам необходимо добиться максимальной производительности морозильных камер, не забывая при этом, чтобы и качество продукции было высоким. И здесь нам помогает контроль за каждой операцией.
Есть у нас и дополнительное задание — выпуск пресервов из мойвы. От того, как мы его выполним, зависит и будущее этой новой для наших БМРТ продукции. Дело это трудоемкое: необходимо тщательно сортировать рыбу по размерам, укладывать ее в банки. Но моряки убедились в выгодности выпуска пресервов и для объединения, и для экипажа. А что продукция, изготовленная из самого свежего сырья, найдет сбыт, у нас не вызывает сомнения.
За прошедший период судно неоднократно проверялось канадскими инспекторами. Отсутствие замечаний в наш адрес позволяет говорить о высокой организации промысла.
Не забыта в рейсе политическая и экономическая учеба, общественная работа. Занятия в группах экономической учебы идут по программам, рекомендованным парткомом объединения. Ведут их опытные пропагандисты.
Работает лекторская группа. Постоянно обновляется наглядная агитация. Выпускаются стенная, фото- и радио-газеты. Торжественно были отмечены знаменательные цаты — годовщина принятия новой Конституции СССР, 60-летие Ленинского комсомола, 61-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Приказом капитана-директора поощрены передовики внутрисудового соревнования.
В начале ноября члены экипажа отдыхали в порту Сент-Джонс. Во время стоянки БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» посетила группа португальских рыбаков. Мы познакомили их с судном, рассказали о Советской стране. Португальские моряки горячо поблагодарили экипаж за радушный прием.
Не все, к сожалению, на промысле зависит от рыбаков, но экипаж «Эдуарда Сырмуса» старается жить и трудиться так, чтобы можно было сказать: «Мы сделали все, что смогли».

Э. ГОНЧАРОВ,
первый помощник капитана.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ-441 «Эдуард Сырмус» в порту Сент-Джонс.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Дважды в этом рейсе переходящие вымпелы за отличную работу вручались третьему помощнику капитана Евгению Левину (снимок в центре)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и второму механику Юрию Смирнову.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много внимания изготовлению пресервов уделяет передовая бригада, возглавляемая рыбмастером В. Хорошим (снимок слева).

Фото Э. Гончарова и В. Мацканюка.