Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-536 «Херман Арбон» и его экипажей. ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ – 24 06 1976
БМРТ-536 «Херман Арбон» закончил свой последний рейс со знаменательным результатом: план по вылову выполнен на 105 процентов, в том числе по заморозке — на 112 процентов, по рыбной муке — на 89 процентов. Иными словами, почти вся выловленная рыба шла на выпуск пищевой продукции. Качество ее также оказалось высоким: рекламаций нет.
Наш корреспондент попросил капитана-директора Дмитрия Кирилловича Бурлака рассказать, как экипаж судна добился таких результатов.
Д. Бурлак. Борьба за высокое качество продукции у нас велась по всем направлениям. Поэтому я предлагаю пригласить на нашу беседу первого помощника капитана Федора Денисовича Гринько и технолога Василия Яковлевича Слюсаря. Им и предоставить первое слово.
В. Слюсарь. Можно сказать, что борьбу за качество продукции мы начали задолго до появления самой продукции, т. е. с момента выхода в рейс. Прежде всего, со всеми рыбообработчиками проработали положения государственных стандартов и технических условий по выпуску рыбопродукции, разобрались, какие бывают виды брака и по какой причине они возникают. Поставили такую задачу: ни одной рыбки, не отвечающей ГОСТу, не должно попасть в брикет.
С этой установкой и начали промысел. Вначале было трудновато. Во-первых, отсутствовал навык. Ведь один из наиболее часто встречающихся недостатков мороженой рыбы - несоответствие ГОСТу по размеру. А без привычки трудно на глаз определить разницу в 1—2 см. Но мы решили так: пусть первое время будет некоторым проигрыш во времени, потом он наверстается, но зато рыбообработчики, что называется, набьют и глаз, и руку на нужный, размер. Во-вторых, строго следили за состоянием рыбы.
Д. Бурлак. Я уже сказал, что борьба за полное использование и качество рыбы велась комплексно. Один из элементов этого комплекса — тесная связь между штурманской рубкой и рыбцехом. Как это ни казалось заманчивым, но больших подъемов мы старались не допускать. Если же такое случалось, то при выливке рыбы не поднимали куток вертикально, а использовали специально сделанные карманы в боках, которые легко открывались и заделывались. А в некоторых случаях и разрезали трал. Теряли немного во времени — выигрывали в качестве рыбы. Но, как правило, подъемы мы старались делать небольшими, но чаще. За рейс у нас было проведено немногим более шестисот тралений при среднем подъеме в 6,5 тонны. Продолжительность тралений устанавливали по потребности. Если из цеха поступал сигнал, что рыба кончается, то начинали выборку, чтобы цех не простаивал. Таким образом, на заморозку шла только самая свежая рыба.
В. Слюсарь. Строго следили также и за технологией. Не смешивали рыбу разных уловов. Как бы мало ее ни оставалось в бункере, новый улов выливали в ванну. А, как вы видели, у нас ее выбирать из ванны легко, она не мнется ковшами транспортера, обходимся без него, не разбивается о борта ванны.
Также и остальное оборудование цеха было направлено, прежде всего, на сохранение качества рыбы. Мы несколько переоборудовали филейные машины таким образом, что отпала необходимость в зачистке пленки. Это и ускорило работу, и освободило рабочие руки, и улучшило качество филе. Размещены машины (их у нас три) так, чтобы по возможности сократить переноски рыбы, филе, избежать выгрузки филе и разделанной рыбы из ванн зюзьгами. В этом мы выигрывали во времени, которое вначале ушло на обучение рыбообработчиков, а затем позволило более тщательно вести сортировку рыбы при заморозке.
Определенный выигрыш во времени дают нам и наши тележки. Как вы видели, они у нас несколько иной конструкции, чем на других судах, — не требуют зажимания противней.
Эти моменты, сберегающие нам и время, и рабочие руки, позволили почти полностью отказаться от помощи подвахт. Подвахта выходила только на изготовление филе из скумбрии, а когда перешли на вылов других пород, то с разделкой справлялись одни рыбообработчики — вполне квалифицированные и умелые люди. Да и мастерам легче работать с одной своей бригадой, чем попутно еще и обучать подвахту.
Ф. Гринько. Мне хотелось бы сказать о большой организационной работе, которая была проделана в ходе борьбы за качество. Прежде всего, этот вопрос в том или ином разрезе стоял почти на каждом партийном и комсомольском собраниях. Были организованы посты по проверке качества на всех этапах работы — от промысловой палубы до трюма. От внимания поста, например, не укрылась такая, казалось бы, мелочь; при спуске в трюм от резкого удара смещались брикеты внутри короба, рыба мялась, повреждалась глазурь. К замечанию прислушались, в трюме на конце лотка установили амортизатор Наши общественные контролеры настолько "вошли во вкус», что иногда подсказывали и мастеру, если, по их мнению что-то было не так, и мастер принимал решение.
У нас также под председательством капитана-директора была создана комиссия по качеству. В ее состав вошли председатель группы народного контроля, механик-наладчик, наиболее активные и знающие дело матросы. Проводились "дни качества», в которые члены комиссии вникали во все мелочи с исключительной дотошностью и скрупулезностью. Находили и кое-какие недостатки и кое-что подсказывали. Но самое главное — и мастера и рыбообработчики видели всеобщее внимание к их труду, всеобщую заинтересованность в результатах работы именно с точки зрения качества.
Да и никому не хотелось попасть в акты проверки комиссии; ни тем более в «Комсомольский прожектор».
Когда мы в рейсе получили сообщение о том, что передовые экипажи включились в борьбу за то, чтобы не менее восьмидесяти процентов вылова шло на пищевые цели, то для нас это было уже вполне естественно, никаких новых мероприятий не пришлось проводить. Все это вытекало из требований самой жизни, из Директив XXV съезда КПСС. Само время сейчас таково, что работать по-прежнему нельзя, люди сами ищут и находят новые пути к повышению эффективности производства.
Д. Бурлак. Да, это заметно. Я уже был пятый рейс на этом судне и этот последний отличается от предыдущих какой-то особой заинтересованностью и серьезностью команды к решению многих вопросов, которые раньше казались второстепенными. И один из них — качество нашей продукции.
В. Слюсарь. Что еще можно сказать о минувшем рейсе? Не могу не вспомнить о работе мастеров по обработке К. Смирнова и Р. Ракштиса. Кроме большого опыта, как у Константина Александровича, например, их обоих отличала еще и исключительная добросовестность и ответственность в работе. Они были настоящими командирами в цеху. Отлично справлялся с работой, во многом помог механик-наладчик т. Голубев. Он, как говорится, «схватывал на лету» и явился автором многих усовершенствований и приспособлений, сыгравших большую роль. Например, оборудование было настроено одновременно на обработку различных пород рыб, экономно использовались электромоторы, что позволило механизировать большое число процессов. Вообще должен сказать, что механизация — один из важнейших путей повышения качества. Хотелось бы, чтобы большую активность в этом вопросе проявлял технический отдел. Ведь наши результаты — далеко не предел, это только первые шаги в нужном направлении.
Д. Бурлак. И в этом требуется помощь и со стороны других отделов объединения. Вот, например, по добыче. Мы поднимаем хека три-четыре тонны, а рижане или калининградцы, идущие борт о борт с нами, — по 10—12 тонн. А весь секрет — в тралах «Хек-2 м», которых у нас до сих пор нет. Затем — самый большой вопрос — базы. Как уж и говорить-то об этом! Все старания и усилия экипажа в рейсе могут быть сведены на нет двухнедельным простоем в ожидании баз. Так что я хочу еще раз сказать: нельзя идти к повышению качества только каким-то одним, пусть и очень важным путем. Наступать надо на всех направлениях.

Беседу вела Н. МОЛЧАНЮК.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТ-4557 и его экипажей. ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ ЭКИПАЖА - 19 06 1976
Рейс среднего рыболовного траулера 4557 с 20 февраля поз 2 июня под командованием капитана В. Н. Ступина совершался с опытным составом экипажа.
Об этом рассказал второй штурман Амирша Изматуллин. Почти все матросы, члены машинной команды и комсостав остались на судне с предыдущего рейса. Среди коллектива было несколько человек, имеющих многолетний стаж работы на промысле. Это капитан Владимир Ступни, стармех Николай Федоров, второй помощник капитана Амирша Изматуллин, матросы Павел Красавин, Владимир Овчухов и другие.
Такой подбор коллектива позволил справиться с планом добычи, несмотря на большие осложнения на промысле. Февраль выдался с очень неспокойной погодой, в марте штормовали 18 суток.
В этих трудных условиях сумели использовать с наибольшей возможностью каждый погожий день. Старший мастер добычи Тойво Никкорев и его помощник Валерий Шумаев держали промвооружение в постоянной готовности. Матросы-добытчики исполняли все распоряжения быстро и четко.
С улучшением погоды успешнее пошел лов сайды. Иногда выпадали подъемы до 100 центнеров за одно траление. Удавалось все уловы рыбы сдавать на перерабатывающие суда. Хорошо принимали сайду производственный рефрижератор «Аугуст Корк», а в конце рейса производственный рефрижератор «Советская Родина».
Ход промысла отражался в судовой стенгазете «Маяк». Членами редколлегии были начальник радиостанции Леонид Шалькевич, третий помощник капитана Павел Трайнин, моторист Иван Решетнюк. Отличились в рейсе и отмечены благодарностями помощник мастера добычи Валерий Шумаев, второй механик Иоханнес Росин и другие.
Довольна осталась команда своим поваром Винцентом Брониславовичем Герасимовичем.
В итоге общих усилий план добычи был выполнен почти на 140 процентов.
Сейчас на судне завершается ремонт. Скоро оно уйдет в очередной рейс.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаКОНТРАБАНДА – 15 06 1976
ИЗ ЗАЛА СУДА

Из служебного расследования:
«Боцман (танкера «Криптон» — Ред.) Ключников А. А., злоупотребляя служебным положением, систематически во время заграничных рейсов в 1975 году занимался хищением судового имущества — капроновых канатов и масляной краски, которые продавал в Санта-Крусе за иностранную валюту. В хищениях участвовал матрос первого класса Галась И. И...»
Выездное заседание Верховного суда Эстонской ССР. Вопрос Государственного обвинителя:
— Подсудимый Ключников, знали ли вы, что хищение государственного имущества — социалистической собственности преследуется по закону?
— Знал. Это... преступные действия с моей стороны. Необходимости в этом не было никакой.
— Что же заставило вас преступить закон?
— Потерял контроль за собой. Видимо, заработался, как-никак, 20 лет уже плаваю...
Ключников, в общем-то, не ловчил на суде, не выгораживал себя. Понял - бесполезно: слишком все ясно, беспощадно ясно. Но здесь сфальшивил—«заработался»... Именно — потерял контроль. Сорвался — и не смог остановиться. Когда и где именно в первый раз, установить теперь трудно. Но поверим подсудимому (теперь уже осужденному) : произошло это в мае 1975 года в том же испанском порту Санта-Крус. Продав — по-дешевке, понятно: было не до торгов — бухту капронового каната, «заработавшийся» боцман сошел на берег и... прокутил выручку в ближайшем ресторане. Зонтики, кримплен и прочее заграничное барахло, которое никак не вписывается в таможенную декларацию, будут потом. Сначала — выпить. Со вкусом и шиком, в заграничном-то (подумать только!) ресторане.
Скорее всего, так оно и получилось. Со спиртного — и удивления: так это просто оказывается, а он столько лет ходил в «загранку» и боялся. Чего, собственно?
Из служебного расследования:
«Похищенное и проданное государственное имущество Ключниковым списывалось по документам, которые утверждались старшим помощником Мацкевичем Н. Т. и капитанами судов».
Бесконтрольность. Бесхозяйственность...
— Да, я подписывал акты о списании израсходованного судового имущества — каната, капронового шнура, краски, — показал на судне капитан К. Hoop. — Но ведь это все проверялось комиссией: старшим помощником Мацкевичем, боцманом Ключниковым, матросом Галась...
Это уже об очередном рейсе, когда в ноябре прошлого года танкер «Криптон» заходил в порт Лас-Пальмас, где во время стоянки боцман А. Ключников с помощью матросов В. Косенкова, П. Маркитана и В. Алтухова похитили и продали за 600 песет и бутылку бренди 65 килограммов краски, а затем полбухты капронового троса.
А кто такой И. Галась? Матрос I класса. Ударник коммунистического труда, суду были предъявлены два соответствующих удостоверения, культурником, библиотекарем, кимехаником. А то, что был он человеком на редкость жадным, своекорыстным, стяжателем - о том узнали уже потом, когда попался Галась на контрабанде.
Как попался на ней и старпом Мацкевич, который, если верить его словам, "не знал, что контрабанда - это плохо" и который всего-навсего хотел сделать в отпуске подарки родственникам...
"Поэтому я попросил боцмана Ключникова провезти в Таллин 30 косынок и 12 пар колготок". - сказал на суде Н. Мацкевич...
И уже совсем легким испугом отделались другие соучастники преступления, фигурировавшие на суде в качестве просто свидетелей. Вот они:
матрос Виктор Косенков — Участвовал в хищении с танкера и передаче местным скупщикам краденого имущества-краски, за что получил 250 песет. Приобрел на вырученные деньги зонтики, которые вписал в свою таможенную декларацию боцман Ключников. В обмен на 12 метров кримплена, которые занес в свою декларацию Косенков... Понимал ли, что воровал у государства и пытался обмануть государство? "В тот момент не дошло... "Не знал об уголовной ответственности за такие дела, никто об этом не говорил";
матрос Владимир Алтухов - помогал боцману вынести с танкера 30 метров капронового троса, получил 1500 песет; участвовал в продаже 5 манок краски, непосредственно получал деньги от скупщиков краденого. За что получал валюту от Ключникова? "Не спрашивал..." А второй раз? "Краску-то передавал по распоряжению боцмана...";
матрос Петр Маркитан - участвовал в хищении и продаже краски с танкера, но - "под руководством боцмана". При чем тут, мол я? Способствовал провозу в Таллин контрабанды, принадлежащей боцману. Опять-таки, "что особенного — все так делают...»
Неприятное, если не сказать — брезгливое впечатление производили эти свидетели, дер-жавшиеся одновременно и развязно, и трусливо, прятавшиеся за удобненькие аргументы вроде — «под руководством боцмана», «никто ничего не говорил об уголовной ответственности:».
А ведь — говорили. Мельком, правда, походя, лишь бы «галочку» поставить в плане мероприятий. Потому и давал столь робко, тихим голосом свои показания на суде бывший первый помощник капитана Э. Кроон: проведено три собрания с такими-то повестками, осуществлено ознакомление личного состава с таможенными правилами... О факте расхищения судового имущества в инпорту сообщено в рейсовом донесении. Уточним: последнее сделано после того, как таможенными властями была обнаружена контрабанда на танкере «Криптон".
Из служебного расследования:
«...На танкере «Криптон» отсутствовал должный контроль со стороны администрации судна за сохранностью государственного имущества. Прямое попустительство действиям Ключникова со стороны старшего помощника Мацкевича, капитанов Сахарова и Ноора, плохое несение вахтенной службы... нерегулярная запись увольнений, провоз контрабанды — все это свидетельствует об отсутствии должной требовательности и дисциплины, слабой воспитательной работе на судне».
Вот при таких обстоятельствах, при полнейшем попустительстве тех, кто отвечает за судно, за действия своих подчиненных, и стало возможным преступление. Для него была создана благоприятная почва, а морально опустившиеся люди не преминули воспользоваться этим.
Ни Ключников, ни Галась не задумывались над тем, что такое честь советского человека, честь моряка. За чистоган, за разменную монету они готовы были спекулировать этим высоким, благородным понятием и оптом, и в розницу — лишь бы платили деньги. И совсем не важно, кто платит, и не важно, за что — жажда наживы оказалась для них превыше всего.
Ну, а те «недопонимающие» свидетели, которым, по их словам, и невдомек было, что они — прямые пособники в преступных действиях Ключникова и Галась? Шли они в море, по их уверениям, «за романтикой», но... при удобном случае не преминули променять пресловутую романтику на песеты, на зонтики, тряпки. Суд не усмотрел в их действиях состава преступления, но должные меры приняты в объединении. Исключен из партии и лишен права работы в «Океане» старпом Мацкевич, соответствующим образом наказаны остальные. Людям с нечистой совестью нечего делать на флоте.
Наказание за содеянное неотвратимо — об этом не следует забывать никому. Слишком поздно поняли это Ключников и Галась. Суд учел их чистосердечное раскаяние, а также и то, что ими полностью возмещен причиненный государству ущерб, и приговорил к сравнительно мягкой мере наказания: Ключникова — к трем и Галася — к двум годам лишения свободы. Торговать честью советского человека, не дозволено никому!
Остается только добавить, что приговор Верховного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9031 «Косе» и его экипажей. СОРЕВНОВАЛИСЬ НА РАВНЫХ - 12 06 1976
ДНЮ РЫБАКА — ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ

В конце декабря прошлого года вышел на промысел в Атлантики средний рыболовный траулер-рефрижератор 9031 «Косе» под командованием капитана А. П. Смородина. Не баловало людей зимнее море. В Ла-Манше пришлось им выдержать экзамен на двенадцати балльный шторм.
А в районе добычи, куда прибыли в январе, кроме сложных метеорологических условий, предстояло держать еще одно испытание. Дело в том, что при выходе из Таллина экипаж заключил договор на социалистическое соревнование с коллективом среднего рыболовного траулера-рефрижератора 9139 «Пидула», которым руководил капитан В. А. Спицын. Прямо скажем, соперник попался исключительно сильный.
Добычу сардины начали успешно. Старший мастер добычи Н. Степовиков, его помощник В. Кирута, матросы
Николай Пенза, Александр Потапов, Станислав Исайкин, да и вообще весь состав добытчиков, действовали уверенно, слаженно. И рыбу ловили, и сохраняли промвооружение. Кстати, кошельковый невод взяли в рейс уже бывший в употреблении, с износом на пятьдесят процентов. Но при заботливом уходе он работал неплохо и находился постоянно в промысловом состоянии. Забегая вперед, надо сказать, что при следовании с промысла в Таллин невод был сдан другому судну, идущему на промысел, в том же удовлетворительном состоянии.
— Начало работы, — говорит стармех Анатолий Сергеевич Крыжановский, — было успешным. В феврале заняли первое место по вылову. Получили поздравительную радиограмму руководства «Океана».
Много усилий для безотказного действия палубных механизмов приложил третий механик Тийт Арусоо. Вообще судну предстоял заводской ремонт. Но механико-судовая служба нашла, что можно сделать еще один рейс. Поэтому на промысле машинная команда провела большой объем профилактических работ. Отремонтированы вспомогательные двигатели, произведена зачистка и пропарка танков, в машинном отделении окрашены намеченные объекты.
За рейс в машинной команде проведено девять занятий. Темами их были борьба за живучесть корабля, устройство противопожарной и других систем, конструкция судна и т. п. Активное участие здесь принимал второй механик Евгений Семенов.
Между тем соревнование с СРТР-9139 набирало темпы. Экипаж «Косе» вначале взял обязательство план вылова выполнить на 103 процента. Этот показатель был превзойден. Однако и соперники — рыбаки СРТР «Пидула" день ото дня также наращивали свой успех. В результате они опередили «Косе» приблизительно на триста центнеров и вышли победителями в парном соревновании.
Правда, экипаж СРТР-9031 «Косе» также добился значительного успеха. Он добыл более семнадцати тысяч центнеров рыбы, выполнив задание, по предварительным данным, почти на сто сорок шесть процентов.
Выполнены со значительным превышением и другие пункты социалистического обязательства, сэкономлены промвооружение, горюче-смазочные материалы.
Хорошо принимал рыбу от судна коллектив плавбазы «Фридерик Шопен», а также производственные рефрижераторы «Советская Родина», «Буревестник».
Только второй рейс ходит на промысел молодой акустик Евгений Корытов, а уже зарекомендовал себя знающим специалистом. Начальник радиостанции Иван Жариков обеспечил по трансляции регулярные радиопередачи. Экипаж постоянно был в курсе последних событий.
Партийная организация (секретарь второй штурман Александр Бычков) помогала профсоюзной организации (председатель судкома Анатолий Крыжановский) в том, чтобы социалистическое соревнование было конкретным и действенным.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЛЕТО НАЧАЛОСЬ С ПРАЗДНИКА – 10 06 1976
ФОТОРЕПОРТАЖ

Каждый год женсовет и администрация объединения "Океан» в канун Международного дня защиты детей устраивают для нашей детворы веселый увлекательный праздник. И дети ждут его.
Так было и нынче. Этот праздник прошел на стыке весны и лета. Погода выдалась неблагоприятная: иногда моросил легкий дождичек, иногда вдруг выглядывало солнышко. Казалось, в Летнем театре, где по традиции проводится этот праздник, будет на этот раз немноголюдно. Но это только казалось вначале. Едва заиграла музыка, как появились первые юные посетители. Все она спешили и у всех у них были в руках пригласительные билеты. И, конечно, ребят, самых маленьких, естественно, сопровождали мамы и папы, бабушки и дедушки.
А интересного в этот день здесь ребят ожидало немало. Малышам особенно приглянулись карусели.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С радостью, улыбаясь, влезали они «на лошадок» и под музыку совершали один круг за другим. А рядом уже ожидали своей очереди «оседлать лошадок» еще стайки малышей.
Ребят чуть побольше особенно увлекли катания на ракете, качелях и других аттракционах. На танце вальной площадке в этот день разыгрывались призы для тех, кто споет, станцует, расскажет стихи, покажет свою сноровку в спортивных играх лучше других. Повезло и четырехлетней Ирочке Корв.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В одном из конкурсов она вышла победительницей и в качестве приза ей вручили куклу Веронику.
Навигатор Вячеслав Евсеев пришел на праздник вместе со своими дочками Юлей и Леночкой. В этот день особенно повезло Леночке. Участвуя в конкурсе по стрельбе, она выиграла приз. Обе сестры и папа очень рады .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вместе с ребятами, родители которых работают в ЭРПО «Океан», на праздник пришли целыми группами и малыши из детского дома, над которым шефствует одно из предприятий нашего объединения. Ребята покорили зрителей слаженным пением, и за это им был вручен фильмоскоп. Этот приз пришелся по душе ребятам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А в зале Летнего театра уже в 12 часов начались веселые представления. Сна чала ребята с увлечением следили за поступками героев кукольного спектакля, показанного артистами театра кукол Эстонской ССР. Зал не мог вместить всех желающих, когда по радио объявили о том, что в зале Летнего театра начинается демонстрация популярной мультипликационной серии «Ну, погоди!». И хотя ребята уже по многу раз следили за проделками хитрого волка и не менее хитрого зайца, они снова с удовольствием смотрели весь цикл о похождениях полюбившихся героев.
До вечера продолжался этот праздник. С пользой, весело и радостно провели его наши ребята.
Спасибо всем, кто позаботился о том, чтобы этот памятный праздник прошел хорошо, организованно и весело.

(Наш корр.).
фото М. Никоноровой.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ!" - 10 06 1976
С РЕБЯТАМИ в курсантской форме мы разговорились быстро. В этот день они сдавали экзамен по математике. Немного волновались (все-таки выпускной!), однако, держались уверенно и старались выглядеть спокойно. Пока готовились и отвечали экзамен их товарищи, мы и познакомились.
Иван Чаплыгин - будущий моторист, Николай Сусликов и Станислав Качуровский готовятся стать матросами. Они и их товарищи заканчивают сейчас обучение в Таллинской мореходной школе. А вместе встретились и подружились здесь, в Таллинской заочной средней школе моряков. У юношей не было полного среднего образования, и они шесть месяцев совмещали учебу в мореходной и общеобразовательной школах. За это время пройден полный курс последнего, одиннадцатого класса в средней школе, и теперь они сдавали выпускные экзамены сразу в двух учебных заведениях.
— Приходилось тяжеловато, — откровенно признался Иван Чаплыгин, — здесь главное — уметь работать самостоятельно. И, конечно, все это время у нас были верные помощники — педагоги школ, товарищи, с которыми общаемся ежедневно. Сегодня сдаем математику. Это трудный и ответственный предмет. Нужно было серьезно готовиться, помнить точные определения и формулы, четко знать теоремы, понимать решения задач.
...Немного отвлеклись от предстоящего экзамена. Речь зашла о практике, которая вот-вот должна начаться. Чем привлекает курсантов море, что ждут они от первого рейса? Конечно же, незабываемых впечатлении от встречи с суровой морской стихией, зовущей в свою голубую нескончаемую даль. Курсанты ждали интересных встреч с далекими странами. Но не забывали и о главном — хорошими специалистами они должны выйти в свой первый рейс. Поэтому охотно просиживали за учебниками, старались получить крепкие теоретические знания, с которыми уверенно будут чувствовать себя на практике. Еще хотели хороших и больших дел.
...Отвечает Олег Сидоренко, курсант группы С-64. Он волнуется, однако чувствуется, что материал знает хорошо. Чувствуют это и члены экзаменационной комиссии — ответ не зазубрен, парень понимает, о чем говорит. Еще немного и... теорема доказана. Можно приступить к решению задачи. Здесь тоже все в порядке. Экзамен принят! И в аттестате Олега — заслуженная четверка. Сидоренко выходит, а его место занимает другой курсант из группы С-63 Владимир Горячев. Билет номер 5. Володя начинает готовиться. Все одиннадцать курсантов мореходной школы неплохо справились с математикой. Довольны ученики, довольны и их педагоги. Экзаменационная комиссия объективно подошла к каждому ответу. Преподаватель математики Г. С. Березнева, учившая курсантов, старалась взглядом и словом подбодрить своих питомцев. Председатель директор школы Л. В. Григорьева и члены комиссии Ю. П. Лаас, Л. С. Огуркова, К. Н. Раттик очень доброжелательно отнеслись к каждому ученику.
Через несколько дней курсанты писали сочинение, затем — сдача экзаменов по химии и обществоведению. И, наконец, настанет этот долгожданный день — день вручения аттестатов зрелости. Для курсантов ТМШ откроются двери высших и средних учебных заведений.
И, наверное, уместны здесь слова старинного морского напутствия: семь футов под килем вам, ребята! В море и в учебе, в жизни своей будьте всегда на передовой! Гордитесь званием советского моряка и с честью пронесите его через все шквалы и бури.

Материалы, рассказывающие о курсантах ТМШ, подготовила корреспондент газеты Н. КРУТИКОВА, фото Андрея ДУДЧЕНКО.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТАК БЛИЗКО МОРЕ... - 10 06 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Овчинников Александр

НА СТОЛЕ в кубрике цветы, последние майские цветы в знак прощания с уходящей весной, прощания с мореходной школой. Наступило лето, оно вместе с теплыми солнечными днями несет много забот курсантам. Это время экзаменов, время первой морской практики.
Но цветы имели и вполне определенное назначение, У Михаила Янцюка отмечался день рождения, и товарищи хотели сделать его особенно радостным. Ведь этот день совпал у Михаила с его рождением как моряка.
Шесть месяцев прожито в этом кубрике. Успели хорошо узнать друг друга и сдружиться шестеро парней. Кажется, только вчера Александр Овчинников, Михаил Янцюк, Леонид Белов, Владимир Козыренко, Николай Ведерников п Святослав Божок, волнуясь, ждали решения мандатной комиссии о зачислении в школу, а не успели оглянуться — и учеба осталась позади. Расставаться, конечно, нелегко, зато так близка заветная цель, так близко море...
ДЕНЬ, когда я встретилась с этими ребятами, был особенным. Для группы С-62 это был последний день учебы. Начался он, как обычно, в 7 часов утра: физзарядка, завтрак; в 9 часов 15 минут — уроки. А после занятий группа проходила инструктаж на северной стороне Таллинского морского рыбного порта. Курсанты знакомились с новейшими спасательными средствами судов рыбопромыслового флота. Потом самоподготовка. В это время закрепляется материал, выполняются домашние задания. Ну, a если учесть, что через два дня курсантам предстоял первый выпускной экзамен по обществоведению, то не было ничего удивительного, что в этот вечер они не расставались с учебниками: надо все повторить, что-то еще подучить.
Экзамены в ТМШ требуют серьезной подготовки. Ведь они — последний рубеж, который предстоит взять будущим морякам. Экзамены становятся своего рода пропуском в море. Курсанты это прекрасно понимают. И поэтому не теряют даром времени. Николай Ведерников не имел полного среднего образования, и вот он — ученик заочной средней школы моряков. Параллельно с обучением в мореходной школе заканчивает девятый класс в общеобразовательной. А Святослав Божок — будущий радист. Он заочно учится в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. В этом же училище вместе со Святославом занимается Александр Овчинников, который хочет стать штурманом.
КОМСОСОЛЕЦ Александр Овчинников один из самых молодых в кубрике (ему 21 год), но мне показалось, что он и самый преданный выбранному пути. За школьной партой Саша не мечтал водить корабли к далеким берегам (тяга к морю появилась позднее, уже после армии), увлекался астрономией, минералогией (дома до сих пор хранится коллекция разноцветных химических соединений — минералов). Однако эти увлечения считал преходящими. Но вот пришло время выбирать что-то постоянное, на долгие, годы, выбрал море.
Когда Александр приехал из родного Ижевска, все в Таллине показалось ему новым и интересным — соленые брызги морских волн Балтийское моря, омывающего город, строгость и четкость древних строений, устремленных в синий простор неба. Паренек уверенно шел по таллинской мостовой, уверенно раскрыл двери мореходной школы. И это чувство уверенности уже не покидало. Именно твердость вы бора и большое желание увидеть и понять суровую морскую стихию помогли Саше прийти в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. За плечами была десятилетка, значит, в училище можно поступать сразу на третий курс.
АЛЕКСАНДР быстро включился в рабочий ритм. В декабре прошлого года стал курсантом школы, а в марте этого вместе с группой курсантов ТМШ уже сдавал вступительные экзамены в ТМУРП.
Идет урок навигации в ТМШ, такой же предмет есть в училище. Александр внимательно следит за объяснением преподавателя, а во время самоподготовки закрепляет и углубляет свои знания науки кораблевождения. И вот он готов, отвечать навигацию в училище.
За занятиями быстро пролетело время. Сейчас в школе пора экзаменов, последние приготовления к морской практике. На какое судно нашего объединения попадет Александр Овчинников? А на какое получит направление его друг, товарищ по учебе Владимир Козыренко? Где будет нести морскую вахту другой паренек из этой шестерки — Леонид Белов, вместе с которым Саша не один вечер просиживал над выпуском стенной газеты? Может быть, практика не разлучит друзей. И дружный кубрик мореходной школы займет одни судовые каюты. Или ребят, сдружившихся в школе, разлучат многие тысячи морских миль. Важно другое. Полученные в школе знания и умение, чувство товарищества и взаимовыручки унесет с собой каждый из них, сегодняшних выпускников мореходной школы и завтрашних мореходов «Океана».
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВРЕМЯ ВЕЛИТ НАМ ВЕСТИ КОРАБЛИ! – 10 06 1976
- ВЫ ОБНИМИТЕ НАС, ВОЛНЫ
МОРСКИЕ,
НАМ СУДОВЫЕ ВРУЧИТЕ РУЛИ!
- КТО ВЫ ТАКИЕ?
- МЫ МОЛОДЫЕ!
ВРЕМЯ ПРИЗВАЛО НАС — МЫ
МОЛОДЫЕ,
ВРЕМЯ ВЕЛИТ НАМ ВЕСТИ
КОРАБЛИ1
Расул ГАМЗАТОВ.

ЖДЕМ ПОПОЛНЕНИЯ
Сейчас в Таллинской мореходной школе горячая пора. Заканчиваются экзамены. Выпускников ждет производственная практика. А школа готовится к приему новых курсантов. Об этом мы и попросили рассказать начальника ТМШ Якова Наумовича Марголина.
— Что можно сказать о предстоящем наборе?
— Пока лишь то, что начнется он 22 июня. А каким он будет — говорить рановато. Мы ждем молодых людей из нашей республики и со всего Советского Союза. Практика предыдущих лет показывает, что география наших воспитанников очень обширна. На этот раз набор будет проводиться на матросскую и ряд машинных специальностей.
— Какие требования предъявляет мореходная школа к своим абитуриентам?
— У нас существуют единые требования для всех поступающих. В школу принимаются лица, отслужившие в рядах Советской Армии.
Выпускники школы в дальнейшем будут представлять нашу страну за рубежом, следовательно, мы готовим их и к загранплаванию. Экзамены при поступлении не проводятся, а существует так называемый конкурс документов. Это и характеристика-рекомендация, в которой раскрыты деловые и моральные качества абитуриента, и документы об образовании. В последние годы возрос процент поступающих со средним образованием, законченную общеобразовательную школу имеют 75% наших абитуриентов.
После рассмотрения документов начинает работу мандатная комиссия, на которую вызываются будущие курсанты. Во время делового разговора с ними стараемся выявить их подготовку, увлечения, что знают они о выбранной специальности. Объясняем, что ожидает их в море. В результате такой беседы и решается вопрос о зачислении.
- Какие перспективы у курсантов школы?
— Мы готовим специалистов для работы на флоте в объединении «Океан». Те из курсантов, которые не имеют среднего образования, параллельно с нашей школой занимаются в заочной средней школе моряков. Созданы условия для получения общего образования и в дальнейшем курсанты могут продолжить учебу. У нас организуются подготовительные курсы для поступления в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Наиболее подготовленные смогут поступить в Калининградский технический институт МРХ СССР.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПРОМЫСЛОВЫЕ СУТКИ «РЫБАКА БАЛТИКИ» - 08 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТО судно выглядит очень внушительно, когда гордо возвышается у причалов Таллинского морского рыбного порта, возвратясь из очередного рейса. Оно крепко и надежно, когда проходит штормовые мили Северного моря или Атлантики. Это судно без устали трудится на промысле. Это судно — плавучий рыбозавод «Рыбак Балтики», построенный польскими судостроителями в 1972 году.
Если взглянуть на небоскреб-плавбазу в разрезе, то можно сразу отметить — почти все на судне отдано переработке и хранению рыбы. Цеха по производству пресервов, заморозке, изготовлению соленой готовой, — везде круглосуточно движение и труд. Современная техника служит человеку. Главный двигатель, рефустановка, охлаждающие камеры, трюмы... И все это заключено в крепком корпусе, обладающем прекрасными мореходными качествами.
Каждые четыре часа сменяются люди. Из цехов от машин, механизмов, приборов, с вахт на отдых идут отработавшие свою смену моряки. Заступают на вахту отдохнувшие...
Как же проходят сутки, те промысловые двадцать четыре часа, результаты которых подводятся каждое утро?
Когда смотришь с высокого борта плавбазы на толчею судов, кажется, что находишься в самом центре промысла, хотя основная их масса где-то на самом краю горизонта. Именно туда, в самую гущу «кошельков», направляется, тяжело опадая на нос, нагруженный по самую ватерлинию наш тезка — «Рыбак Латвии». Справа производит циркуляцию и готовится к швартовке нового траулера «Ленинская искра».
Близится вечер. Уже на вахте старшего помощника капитана А. Васильева поступают заявки от заметавших судов. Образуется очередь. По предварительным данным, уловы неплохие. Теперь основная задача «Рыбака Балтики» — принять улов, чтобы траулеры смогли произвести еще один успешный замет. А может быть, и два... Так что обе стороны заинтересованы в быстрой и оперативной работе.
Ответственным был последний рейс судна в 1975 году, завершающем году девятой пятилетки. Словом — рейс итогов. Достаточно сказать, что экипаж рапортовал о выполнении планов девятой пятилетки по производству пищевой рыбопродукции 26 октября. Задания по производству пресервов, соленой готовой, финансовые показатели были выполнены еще раньше — к середине года. Оставался еще один показатель — производство мороженой рыбопродукции. На первое декабря это задание было выполнено на 98,8 процента. Через несколько суток и этот последний рубеж был достигнут. 9 декабря руководство объединения поздравило экипаж с высоким трудовым достижением — завершением плана по всем показателям. Если говорить о мороженой рыбопродукции, то за пятилетку в цехах судна было произведено свыше сорока тысяч тонн груза — двойной тоннаж такого гиганта, как «Рыбак Балтики».
В этом рейсе свежье поступало неплохо. Среднесуточный прием составлял 138 тонн при плановых 105, причем на изготовление пищевой продукции направлялось 125 процентов к плановому заданию.
К часу ночи подходим к СРТР-9122. Быстрая и четкая швартовка. И в бункера пошла свежая сардина. На вахте — бригада старшего мастера Е. Бичикова. Коллектив в основном состоит из молодых моряков. Но планомерная организаторская и воспитательная работа не пропала даром. Бригада, возглавляемая Егором Федоровичем, по результатам рейса признана лучшей среди морозильщиков. На вахте в рефотделении второй механик Б. Макаренко и рефмоторист В. Ромашин. Эта вахта также на итоговом судовом собрании признана передовой. За два с небольшим часа на борт плавбазы принято 54 тонны.
Следует пауза, и утром подходим к CPTP-9161. У того улов невелик — всего 16 тонн. Через час плавбаза — снова в толчее судов. Эстонские суда дрейфуют рядом — даже ночью держались вместе. Минуем скопления траулеров из латвийской флотилии. Их обрабатывают плавбазы «Алексей Поздняков», «Николай Данилов», «Даурия». С последним судном «Рыбак Балтики» ведет парное социалистическое соревнование. С траулеров 9110 и 9078 снимаем сорок тонн. Одновременно «десятке» даем воду...
А на «Рыбаке Балтики» в разгаре хлопоты по снабжению промыслового флота. К борту подходят шлюпки с БМРТ-431 и 355, ТР «Аугуст Якобсон». Каждые сутки вносят изменения в ход рейсового задания. Когда добывающие суда в пролове и прием составляет менее 50 тонн, рыбообработчики переходят на хозяйственные работы. Но в этом рейсе подобной необходимости не было. Когда подвели итоги рейса, то оказалось, что среднесуточный прием составил 156 тонн, что составило 149 процентов к плану. Все добывающие суда — 14 из них Рыбакколхозсоюза и 8 из «Океана» успешно выполнили рейсовые задания. И в этом тоже немалая заслуга «Рыбака Балтики».
С 15.40 до 18.45 с СРТР-9107 сняли 42 тонны. Завершает сутки работа с СРТР-9097. Прием составил больше, чем с других судов, — 58 тонн. Итого за сутки на борт принято 211 тонн свежья. Заморожено 115 тонн, изготовлено 7088 банок пресервов. Все бригады перевыполнили свои суточные задания. Особенно заметен успех третьей бригады под руководством старшего мастера И. Плещева, добившейся выполнения плана на 209 процентов. Судно в целом завершило трудовые сутки с перевыполнением плановых нормативов в полтора раза. Эти результаты стали сразу известны экипажу. Они зафиксированы на судовой доске показателей, проанализированы в радиогазете.
Таковы эти промысловые сутки, наполненные трудом всего коллектива эстонской промысловой флотилии. И ее флагмана — плавбазы «Рыбак Балтики».

Б. АРТЮХОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Связь с промысловыми судами поддерживает четвертый штурман Василий Мартыненко.

Фото В. Грузинова и В. Соколова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИЗ ПОКОЛЕНИЯ ПОМОРОВ – 03 06 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старший мастер добычи. Именно на его плечах лежит и организаторская работа в коллективе палубной команды, и умение распознать в каждом моряке, особенно новичке, характер, сметку, настрой на работу, умение в продолжительном рейсе обрести психологическую устойчивость. Он должен досконально знать промвооружение, особенности невода (стоимостью не один десяток тысяч рублей) от балпер и огонов до колец и светящихся буев...
И все это — пока не приведено в действие — дремлет на плече траулера, подогнанное, выверенное и бережно уложенное, как парашют. А многотрудный процесс добычи?.. Поскольку «отдавать невод» — значит отдавать его океану, хранящему в глубинах рыбные косяки, то он, океан, может не так-то просто вернуть его обратно, подвластный стихийным силам и капризному характеру ветров. Каждый замет, будь то самый удачный, когда невод за час с небольшим целым и невредимым взлетает на свое место, а в сливной увесисто ходит многоглазая, многотонная стая, или несчастливым, когда, например, дель опутывает кольца - словом, каждый замет - дело общее, коллективное, артельное. Удача - это то, что надо. Она радует, обнадеживает, требует повышения показателей - 30, 64, 75, 103 тонны, как это было в последнем рейсе на СРТР-9139.
Неудача, порыв, так называемый аварийный замет, - больнее всего отзывается в сердце старшего мастера добычи. Тогда вместо дрейфа с распущенным неводом в ожидании плавбазы судно отходит на край промыслового района. Идет спешный ремонт.
С Геннадием Демичевым — старшим мастером добычи СРТР-9139 мы встречались несколько раз. На судне, во время недолгого перехода, в двухместной каюте "дрифов", шел разговор о бытовых вопросах, об оперативности «колхозников» при сдаче уловов, о том, что перестала попадаться в уловах скумбрия и ставрида... В каюту вошел начальник радиостанции Владимир Стукачев и разговор коснулся учебы. Хозяин каюты Геннадий Демичев учится в восьмом классе Таллинской заочной школы моряков. Практика показывает, что заочники предпочитают в основном крупные суда — плавбазы, транспортные рефрижераторы, БМРТ. Там и определенный график работы, часто выходят преподаватели, да и учебный класс найдется. Но если уж учится моряк на маленьком судне, то на него сразу стоит обратить внимание. Ведь среди моряков бытует мнение, что молодежь, в общем-то, слишком опекают — «циркулярно» отправляют в классы, и что каждый; кто захочет учиться, всегда может самостоятельно освоить курс наук. Но вот возьмет иной учебники в рейс на СРТР, а неразвязанная стопка так и останется стоять в углу шкапчика.
Труд Геннадия Демичева, как ученика, вызывает уважение. Уважение и желание помочь. Как ему помогают, например, в рейсе старший механик Александр Бескаравайный, второй помощник капитана секретарь партийной организации Анатолий Михайлов. Когда тетрадь с письменными работами попала мне в руки, добросовестность выполненных заданий проявилась в верных, продуманных ответах.
На борт плавбазы Демичеву подняться не удалось. Он вышел на крыло траулера в высоких резиновых сапогах, шерстяной шапочке, оторвавшись от невода, канатов, рыбы, и лицо его — усталое, хмурое, озарилось (именно озарилось) чистой, радостной улыбкой. Представьте, вдруг, среди соленых будней к вам приходит милое, полузабытое — школа! Наша беседа была короткой. Каплер черпал рыбу лишь на четверть. Надо подобрать невод, подсушить сливную часть.
Геннадии Демичев плавает старшим мастером добычи с 1971 года. Многие моряки, безусловно, знают его. Иные вместе ходили в Северное море, другие — в район Джорджес банки. А вообще в «Океане» он трудится с 1959 года. И, конечно, навсегда осталось в памяти первое суд-
но, как первая любовь, — СРТ-4425. Уже в первом рейсе он заменил заболевшего боцмана. Разумеется, Демичев не был «человеком со стороны». К работе в море он был готов давно.
Вырос Геннадий на берегу Белого моря. В деревеньке, где он жил, в домах пахнет морем: рыбой, старыми сетями, сапогами, сшитыми из тюленьей кожи. Там живут поколения поморов, чья жизнь наполнена трудом и всеми теми занятиями, которые дает море. Геннадий, чуть окрепнув, чтобы можно было держать весла, выходил на карбасе с дедушкой и матерью. А уж с 16 лет стал парень членом рыболовного звена, на все лето оставаясь на тоне - небольшой прибрежной избушке, по окна занесенной песком. Ставные невода, умело поставленные опытными рыбаками, порой оказывались полны селедкой, треской, мой вой, горбушей, прижившейся здесь из низовьев Амура. И, наконец, добрым оказывался улов, когда в мелкой воде мелькнут тела семги — крупных и мощных рыб с темной спиной, серебристыми боками и белым животом.
Перед самым призывом в армию на ледоколе «Седов» побывал молодой помор в Гренландском море на промысле тюленей. Это была первая его загранка. После службы он снова на флоте (последняя должность — боцман на спасательном буксире), Геннадий Демичев трудится в «Океане».
Трал, дрифтерные сети, "кошелек»... Каждое из орудий лова он понял, понял, как оно соотносится с морем, как оно действует во время процесса добычи рыбы или хотя бы в период попытки добычи рыбы. Но выходят в море не пробовать, а добывать. И добытчики, возглавляемые Демичевым на «кошельках», и, наконец, на СРТР-9139, всегда оправдывали свое название.
С годами, бывает, портится у моряка характер. Становится он ершистым, нервным, заводится, как говорится, «с пол оборота». Но часто приходит и мудрое спокойствие, размеренность, неторопливость. В последнем рейсе старшему мастеру Демичеву пришлось потрудиться так, как в свои лучшие годы. Большую часть палубной команды составляли моряки, для которых кошельковый лов, несмотря на немалый рыбацкий стаж, был все-таки в новинку. Но - старший мастер уверен — коль рыбак закален, то специалистом он станет неплохим. И Юрий Чернышев, Владимир Азаров, Александр Овчинников и другие стали на места по промысловому расписанию. Сто заметов помогли освоить дело и лучше узнать друг друга. «Ежели покоренье кормщику напоказ содержится, а внутрь молва и мятеж, то ждет нас беспромыслица", — гласит одна из поморских заповедей. И старший мастер находил для каждого доброе слово и каждому умел помочь. Приятно взять 103 тонны, как было однажды в рейсе. Но сколько сил и энергии надо проявить при переборке и ремонте невода, отводя завистливо глаза от соседа и соперника по соревнованию, когда у того на замете лихо уходит в море целый «кошелек».
Последняя наша встреча на берегу, на судне, была короткой. После прихода предстояло вдоволь побегать по лестницам и кабинетам, чтобы отчитаться, выяснить, подписать документы, получить, пробить. Начинаются заботы и о предстоящем рейсе. Ну, а школа? Близок к завершению восьмой класс. Для последних зачетов по физике, математике почти все готово. В планах старшего мастера Геннадия Демичева — поступить в Таллинское мореходное училище по специальности добытчика.
Позади уже пройдено немало. Но старший мастер добычи Геннадии Демичев снова и снова будет выходить в море. И когда солнце едва скроется за горизонтом, и в вечерних сумерках судно выйдет на добрую стаю, по авралу все будут на своих местах.
И в тревожной, напряженной тишине прозвучит голос капитана: "Пошел невод"!

Б. Артюхов, преподаватель заочной школы моряков

Фото М. Никаноровой.