Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВПЕРВЫЕ В МОРЕ - 03 06 1976
В недавно закончившемся рейсе на транс портном рефрижераторе «Нарвский залив" проходили производственную практику 14 учащихся Таллинского среднего профессионально-технического училища №1. Все это - судовые электрики-автоматики.
Полтора месяца осваивали они свою специальность непосредственно на промысле. Будущие специалисты изучали судовые системы, принимали участие в ремонте механизмов и за время рейса получили хорошую морскую закалку. Практикой дружных и смекалистых ребят руководил мастер производственного обучения училища Тойво Ярвекюльг.
Все четырнадцать ребят впервые выходили в море, которое встретило их весенними штормами. Испытание это ребята выдержали хорошо. Тем радостнее была их встреча в родном порту с родными и близкими. Педагог Тойво Ярвекюльга в родном порту встречали жена Кристель и трехлетняя дочурка Янне.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке вы видите учащихся профтехучилища №1, возвратившихся из первого рейса (слева направо) А. Капси, А. Лампе, П. Кильтер, Т. Матт, М. Идавайн, Ф. Паэль, А. Напп.

Текст и фото А. Дудченко
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТР-9139 и его экипажей. УДАЧНЫЙ СТАРТ - 03 06 1976
ДНЮ РЫБАКА - ДОСТОЙНУЮ ВСТРЕЧУ!

Уходили в самый разгар зимы, когда до Нового года оставалось чуть меньше недели. Даже самые стойкие нахлобучили меховые шапки, и, несмотря на предотходные горячие хлопоты, взгляд иногда косил в сторону таллинского рейда, откуда сквозь марево парящей воды показывались горбатые спины льдин. Новый год встречали уже на переходе.
Для моряков СРТР-9139 очередной рейс стал своеобразным стартом в новое пятилетие. Экипаж судна, соединенный кровными узами со своей Родиной, вступающей в новый этап развития, был готов внести достойный вклад в выполнение задач, стоящих перед рыбной промышленностью.
Судну после окончания рейса предстоял капитальный ремонт. Поэтому социалистические обязательства, принятые экипажем, определялись временем эксплуатации в 1976 году. На собрании экипажа председатель судового комитета старший механик Александр Бескаравайный суммировал поступившие предложения: выполнить рейсовое задание (оно же годовое) на 110 процентов, сэкономить горюче-смазочных материалов 2 процента, промвооружения — 5 процентов. Аргументом, подкрепляющим выполнение производственных показателей, явилась и многогранная воспитательная работа, развернутая партийной организацией судна. Главное внимание было уделено изучению «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы». Агитаторами, которые выступали перед экипажем, были секретарь первичной партийной организации второй штурман Анатолий Михайлов, коммунисты — старший помощник капитана Леонид Разуваев, третий механик Владимир Баха-рев, повар Иван Юшин.
Экипаж СРТР-9139, возглавляемый капитаном Владимиром Александровичем Спицыным, спешил в район промысла. И вот судно прорывается сквозь тоскливую туманную мглу Балтики и Северного моря, проходит тревожный Ла-Манш и вниз — по убивающим широтам, сквозь штормовой Бискай подхватываемое попутным пассатом. Лед, уцепившийся за леера, стрелы, оттяжки, тает, солнце начинает слепить глаза, голубеет вода, и веселей идут дела на палубе у стосковавшихся по настоящей рыбацкой работе моряков. В теплой дымке тают темные холмы Пиренейского полуострова, плавные валы уже по-океански могучи.
Январь — морозный, туманный январь становится солнечным, душным.
К приходу на промысел все было готово. Старший мастер добычи Геннадий Демичев был одним из тех моряков, на кого особенно надеялся экипаж. Он ходит под «кошельком» с 1969 года. Его профессиональное мастерство ковалось в многочисленных рейсах. И хотя члены палубной команды Юрий Чернышев, Владимир Азаров, Александр Овчинников, Иван Задворный не были новичками в море (они плавали на БМРТ), кошельковый лов для них был знаком в основном по рассказам друзей. Но первый судовой «праздник» — учебный замет, и затем последовавшие за ним еще сто все поставили на свои места. Палубная команда успешно справилась со своими обязанностями. Были ли неудачи? Да, были. Отдача и выборка невода в штормовом океане — не прогулка по асфальту. И хотя невод был старым и требовал особого ухода, в нужный момент он был готов к работе. И команда «пошел невод" никого не застала врасплох.
Итак, 10 января начались промысловые будни, добыча рыбы, для чего и вышли за пять тысяч миль моряки СРТР-9139. Результаты всем известны — план выполнен на 152 процента (без корректировки). Выловлено 1822 тонны рыбы (в основном — сардина, с небольшими уловами скумбрии, ставриды и сардинеллы). Когда беседуешь с рыбаками по приходу в порт, то в оценке рейса проскальзывает и такая мысль: да, план перевыполнен, вылов неплохой. Но ведь за то же промысловое время можно было добиться большего. Что же помешало показать лучшие результаты? Отсутствие, вернее, недостаток плавбаз, принимающих свежье. Ведь порой судно дрейфует с распущенным неводом в ожидании базы до двух суток. И таких промысловых суток, когда идет большая рыба, наберется не одна неделя. Сколько раз приходилось проявлять моряцкую находчивость радисту Владимиру Стукачеву, чтобы заручиться согласием чужих плавбаз, принять улов. Особенно напряженная обстановка сложилась в феврале, когда всю массу добывающих судов «Океана» и Рыбакколхозсоюза обслуживали «Фридерик Шопен" и «Станислав Монюшко".
И все же рыбаки были верны слову. Ко дню открытия XXV съезда КПСС перевыполнение рейсового задания уже составляло около 500 тонн. В одно время с СРТР-9139 на промысле работала СРТР-9031 и 9045, между ними шло тройственное соревнование. Экипаж «тридцать девятого» опередил «тридцать первый» на 70 тонн, a 45-й — на 170 тонн.
И вот — снова берег, снова родной порт, Уходили зимой, а вернулись в мае, когда земля наполняется весенним гулом и цветением. А на берегу предстояла большая работа. Судно нужно на промысле. По решению руководства объединения оно снова отправится после межрейсового ремонта в море. Инспекторский смотр, состоявшийся 21 мая, дал хорошую оценку техническому состоянию судна, выполненные в рейсе профилактические работы по ремонту механизмов и судовых устройств дали свои результаты. В этом немалая заслуга и второго механика Виталия Бугаева, и электрика Владимира Русаева и, конечно, старшего механика Александра Бескаравайного, принятого в море в члены КПСС. Экипаж выступил с инициативой — обеспечить эксплуатацию судна в течение года, совершить еще два рейса. Капитальный ремонт произвести в 1977 году.
СРТР-9139 скоро снова покинет Таллин. Экипаж выйдет в океан, в голубой простор и напряженные промысловые будни, чтобы еще больше увеличить свои вклад в рыбацкую пятилетку.

Б. АРТЮХОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СРТР-9139. Члены экипажа Александр Бескаравайный и Юрий Топорец заняты проверкой работы брашпиля,
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-253 «Март Саар» и его экипажей. ВДАЛИ ОТ РОДНЫХ БЕРЕГОВ - 11 05 1976
ВТОРОЙ месяц ведет промысел в водах Атлантики БМРТ «Март Саар». В этом рейсе экипаж судна выполняет ответственное производственное задание по освоению и выпуску новых видов продукции.
Район промысла на редкость сложный как в гидрометеорологическом, так и в навигационном отношении. Частые штормы, туманы и снежные заряды, большие и малые айсберги, скалистый грунт и отсутствие средств навигационного оборудования на берегу _ все это значительно затрудняет промысловую работу. Погода здесь меняется буквально на глазах. Только что голубело безоблачное небо и в лучах ослепительного яркого солнца причудливые контуры одиноких айсбергов, легкий ветерок рябил пологую океанскую зыбь. Но вот в считанные минуты ветер меняет свое направление на противоположный румб и усиливается до жестокого шторма. Наползают мрачные свинцовые тучи и заволакивают все небо. Долгие часы слышится завывание ветра да гул бушующего моря. Впрочем, шторм стихает так же внезапно, как и разыгрывался. Промысловая обстановка не менее капризна, чем местная погода...
Вот в таких условиях приходится работать нашим штурманам и добытчикам, всему экипажу, который возглавляет один из опытных капитанов объединения Иван Васильевич Синькевич. Благодаря его судоводительскому опыту и промысловому чутью, личной неутомимости и требовательности к подчиненным, плавание проходит безаварийно, промысел ведется успешно и производственный план выполняется со значительным опережением графика. Немалая заслуга в этом принадлежит также штурманам Л. Сорокину, О. Теле щуку, С. Костину, старшему мастеру добычи И. Процюку, технологу А. Громову, мастерам Г. Новикову, Д. Ченцову, В. Мышину.
Начало нашей работы на промысле совпало с открытием исторического XXV съезда КПСС. Экипаж судна с горячим одобрением воспринял программные решения родной партии и заступил на ударную вахту. В службах, бригадах и вахтах развернулось социалистическое соревнование за эффективное использование технических средств и оборудования, за высокое качество рыбопродукции, за бережливость и экономию сырья, и материальных средств. Комсомольцы судна, первыми приняв личные планы на пятилетку, выступили инициаторами индивидуального соревнования за коммунистическое отношение к труду, за высокую культуру производства. А если учесть, что комсомольцы составляют около 60 процентов численности экипажа, то можно не сомневаться — почин молодых рыбаков принесет свои положительные результаты. И уже приносит.
На всех участках производства хороший деловой тон задает молодежь. Наибольшей выработки за смену с высокими качественными показателями добиваются комсомольцы-обработчики А. Воробьев, А. Рыжов, В. Ляшенко, В. Мунтян, И. Карташов, Я. Якубович, Н. Семенюк, Ю. Иванченко, В. Горшев и другие... Отлично обслуживают механизмы и бдительно несут ходовые вахты мотористы В. Левшук, А. Павлов, А. Савельев, электрик Л. Лялько.
Бесперебойную работу рефустановки обеспечивает комсорг судна механик Виктор Ермолаев. Большую работу по перестройке технологического оборудования проделала ремонтная группа в составе слесарей П. Лобенок, Н. Носкова, В. Горбачева и токаря Н. Луценко.
Общественная работа, воспитание молодежи и общеобразовательная ее учеба, соцсоревнование и экономический всеобуч являются предметом повседневной заботы коммунистов судна. Парторганизацию в этом рейсе возглавляет Геннадии Новиков — ветеран объединения, недавно окончивший заочно мореходное училище и впервые назначенный на должность мастера рыбообработки.
За прошедшие дни рейса наш молодой мастер и парторг (парторгом он избран тоже впервые) показал хорошие организаторские способности, а главное — умение сходиться с людьми, жить их интересами и заботами. Рыбообработчики бригады Г. Новикова показывают высокую производительность труда, хорошую организацию работ и отличное качество своей продукции.
Все наши коммунисты безупречно выполняют свои должностные обязанности, ударно трудятся на рабочих местах и активно участвуют в общественной жизни, вносят ощутимый вклад в успешное выполнение рейсового задания. Электронавигатор Р. Рахуоя, заместитель секретаря парторганизации, руководит группой народного контроля, которая уже немало сделала для повышения качества продукции, экономии сырья и улучшения питания команды. Добросовестно выполняют свои служебные и общественные обязанности пропагандисты экономической учебы коммунисты О. Шороп и А. Пономаренко, они же являются общественными консультантами учащихся заочной школы моряков. Следует заметить, что на судне каждый пятый член экипажа заочно учится или в средней школе или в мореходном училище, а некоторые в Калининградском институте рыбной промышленности.
В коллективе судна царит высокий трудовой энтузиазм. Несмотря на огромное расстояние, отделяющее нас от родного Таллина, экипаж судна постоянно чувствует напряженный трудовой пульс нашей Родины. Каждый рыбак живет интересами всей страны, считает заботы объединения своими кровными заботами, и никакие расстояния не заглушат в сердце это высокое патриотическое чувство, которое всегда было и будет животворным источником трудовых достижении советских людей.

М. КАЗАКОВ,
первый помощник капитана БМРТ-253.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаPTMC-7508 «Батилиман». Веселый праздник НЕПТУНА - 01 05 1976
Надолго запомнится экипажу PTMC-7508 «Батилиман» праздник Нептуна при переходе экватора. Многие члены судовой команды переходили экватор впервые, среди них ветеран рыбфлота старший помощник капитана М. И. Чебуханов, старший механик К. С. Кузьмин, помощник капитала по производству В. М. Середа и другие моряки.
Торжественная встреча Нептуна на борту корабля, танцы и игры «чертей», «крещение» новичков - эта старинная морская традиция не оставила равнодушным ни одного члена экипажа.
Передавая капитану-директору В. И. Зимовскому ключ от экватора, Нептун пожелал команде новых успехов в труде в новой юбилейной пятилетке.
Редколлегией судовой фотогазеты был объявлен конкурс на лучшее фото, посвященное этому событию. Предлагаем некоторые снимки, отмеченные на фотоконкурсе.

Р. СААР, первый помощник капитана.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

виночерпий:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

встреча Нептуна хлебом-солью:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

черт морской «батилиманский:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

"круглый стол" чертей...

Фото Б. Кирса, И. Беляева.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«Ботнический залив»: ХРОНИКА - 29 04 1976
ТРУДИЛИСЬ ВМЕСТЕ
Несколько лет назад французские корабелы построили для нашей страны транспортный рефрижератор «Ботнический зализ», который был приписан к объединению «Океан». Много рейсов сделал рефрижератор в океан. И вот новая встреча с Гавром. На этот раз "Ботнический залив» пришел сюда, чтобы сделать необходимый ремонт.
Отлично трудились на ремонте «Ботнического залива» рабочие гаврской фирмы «Шантье де Норманди». Вместе с ними работали и наши моряки. Они делали все возможное, чтобы качественно подготовить транспортный рефрижератор к новым морским походам. Особенно хорошо трудились старший матрос Е. Бойков, третий механик Ф. Бухарметов, старший Механик А. Акулов, второй рефмеханик В. Иокшас, второй электромеханик А. Соловьев, ремонтный механик М. Мерена и многие другие.
Многим из них за образцовую работу и хорошую трудовую дисциплину были объявлены благодарности.

ПРИМЕР ПОКАЗЫВАЛИ КОММУНИСТЫ
В составе экипажа «Ботнического залива» было четырнадцать коммунистов. Все они показывали пример в труде, в общественной работе. Для того, чтобы мобилизовать экипаж на скорейший и доброкачественный ремонт, партийная организация судна во главе с секретарем Е. Бойковым часто проводила собрания. Одно из первых таких собраний было посвящено авангардной роли коммунистов во время ремонта судна. С докладом выступил первый помощник капитана А. Каллип. Было принято решение, направленное па то, чтобы во всех ремонтных работах, проводимых на судне, коммунисты показывали пример в организации трудовых процессов.
Прошло немного времени, и на партийном собрании снова был поднят вопрос с повесткой дня «Ход ремонта и саморемонта». С информацией выступили старший механик А. Акулов и старший помощник капитана К. Морозов.

ЛЕКЦИИ И БЕСЕДЫ
Как только «Ботнический залив» пришел в Гавр, приступила к работе лекционно-пропагандистская группа, возглавляемая первым помощником капитана А. Каллипом. Находясь вдали от Родины, моряки «Ботнического залива» жили делами и заботами нашей страны. Было прочитано много лекций, посвященных политике нашей партии, экономике страны. Так, пропагандист К. Морозов выступил с лекцией «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы». О том, как работал «Океан» в девятой пятилетке, и о планах на десятую пятилетку, экипажу рассказал капитан-директор В. Ставрович. Несколько лекций было посвящено работе XXV съезда КПСС.
О том, что происходит в нашей стране и за рубежом, экипаж узнавал из еженедельных информаций, которые проводил с экипажем первый помощник капитана А. Каллип.

ЗНАКОМСТВО С ГАВРОМ
Большинство членов экипажа «Ботнического залива» впервые были в Гавре. И они, естественно, интересовались этим городом, его историей, культурой. В первые же дни пребывания в этом французском порту с лекцией «Гавр-город и порт» перед моряками выступил капитан-директор В. Ставрович. Затем состоялось несколько экскурсий по городу. Особенно большое впечатление произвела на моряков экспозиция городского музея, в котором они проследили историю зарождения и становления Гавра как морского порта. Здесь же наши моряки осмотрели выставку "2О лет работы Маяковского», которая до этого экспонировалась только в Москве и в Париже.
После обстоятельного знакомства с Гавром наши моряки побывали и в других ближайших к этому порту городах, Этрете и Фекампе.

ДВЕ ЭКСКУРСИИ В ПАРИЖ
Наши моряки работали в тесном содружестве с французскими корабелами. Руководство фирмы «Шантье де Норманди» позаботилось о, том, чтобы советские моряки побывали и в Париже. Фирма устроила для них две массовые экскурсии, в которых участвовало более 60 советских моряков.
Это были незабываемые поездки. Члены экипажа осмотрели Триумфальную арку, Елисейский дворец, с Эйфелевой башни любовались Парижем. Побывали они и в знаменитом хранилище шедевров изобразительного искусства — Лувре и во многих других музеях французской столицы.

ВСТРЕЧИ НА СУДНЕ
Почти каждый день на борт «Ботнического залива» поднимались гости — жители Гавра и близлежащих городов Приходили классами, семьями в одиночку. Наши моряки встречали всех тепло и радушно. Особенно часто на судне появлялись учащиеся двух гаврских лицеев, изучающих русский язык. Они подолгу беседовали с нашими моряками и получили хорошую практику. Для гостей экипаж «Ботнического залива» за пять месяцев провел более пятисот бесед. Это были беседы о нашей стране, о дружбе между советскими и французскими народами, об искусстве и т. д.
Особенно тесные дружеские отношения установились у экипажа «Ботнического залива» с гаврским отделением Общества дружбы "Франция — СССР». Частым гостем на судне был президент этого Общества коммунист Жан Жюстиниани и секретарь Общества коммунист Пьер Торез, сын Мориса Тореза. Гаврское отделение Общества дружбы «Франция — СССР» организовало три массовых встречи с нашим экипажем. На этих вечерах присутствовал почти весь экипаж.

НАШИ ГОСТИ - БЛИЗКИЕ МОРИСА ТОРЕЗА
Младший сын Мориса Тореза Пьер Торез преподает географию. Он, как секретарь гаврского отделения Общества дружбы «Франция — СССР», много делает и для того, чтобы французы узнали правду о советском народе, о нашей стране. Пьер Торез хорошо говорит по-русски. Экипаж не раз принимал его на борту своего судна, был у него в гостях дома.
Сердечно и тепло советские моряки принимали и супругу Мориса Тореза, их старшего сына Ивана и многих других друзей нашей страны.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаСЕРДЦЕ "ИНЕЯ" - 24 04 1976
Старый морской трудяга "Иней", снова вернулся он из далеких странствий по Атлантике. Стоит устало и скромно у дальнего причала родного порта. Закончив погрузку, "подлечится» малость на заводе рефрижератор и опять уйдет в океан.
В песнях спят корабли и грезят штормовыми далекими просторами, и рвутся скорей в родную стихию. Или вот – у Кристалинской: «Кораблям не спится в порту...» Было и это у «Инея». Горделивый вид, нетерпеливый характер. Резво бегал он по рыбацким широтам Атлантики - от СЗА до Африки, где и сейчас пролегают его, ставшие такими многотрудными, трассы. Короток стал ныне век корабля, быстро проходит молодость. На могучих гигантах — плавбазах, БМРТ и супертраулерах— плавают ныне те, кто начинал свою морскую, рыбацкую биографию на транспортном рефрижераторе «Иней», и не угнаться ему теперь не то чтоб за новыми транспортами-собратьями, но и промысловыми судами. Но с неизменным почтением и уважительностью относятся рыбаки к трудяге «Инею», и отнюдь не только за былые его заслуги.
...Четыре месяца назад начинался последний рейс ТР «Иней» в Центрально-Восточную Атлантику. В то самое напряженное до предела, можно сказать, время, когда подходил к концу последний год пятилетки девятой, и рукой подать оставалось до события, которого ждала вся страна — до открытия XXV съезда КПСС. А в составе экипажа судна насчитывалось до 60 процентов новичков, и многие из них выходили в свой самый первый рейс в океан.
Не приходится, конечно, объяснять, что означало это для руководителей, командования рефрижератора, для ветеранов судна. Начиная, конечно, с капитана - Евгения Моисеевича Мотуса и его комиссара - первого помощника Оскара Ивановича Лааса. И с боцмана — Рейна Нахкура, которого называют на судне едва ли не самым истовым патриотом «Инея», которому он отдал не менее 10 лет своей рыбацкой биографии. А матрос Николай Приходько, четвертый механик Игорь Кособоков, моторист Владимир Бессалов, старший матрос Юрий Кривошеев, старший механик Леонид Иванович Киршин, «почти уже ветеран судна» старший матрос Янис Лукъянис? Не сравнить, конечно, стаж плавания на «Инее» каждого из них со стажем того же Рейна Нахкура или, скажем, моториста Николая Ивановича Урушева, но... но представить без них «Иней» также трудно. А поскольку большинство из них коммунисты и комсомольцы, то, как бы само собой получилось, что люди эти в силу партийного своего долга взяли на себя всю ответственность за то, чтобы особо ответственный этот рейс получился не просто нормальным, но ударным.
Возглавлял партийную организацию судна, насчитывающую в начале рейса 13 коммунистов (четырнадцатый — второй механик Евгений Гнитиенко — был принят в кандидаты КПСС уже в рейсе), рефрижераторный механик Рейн Альбри, а комсоргом стал четвертый механик Игорь Кособоков. Оба уже не первый рейс ходят на «Инее". Усилили палубную команду, партийной группой, которая оказывала неослабное свое влияние и на дела, и на настроение моряков. Вошли в партийную группу люди достойные — старпом Борис Михайлович Кужин, боцман Р. Нахкур, матросы В. Литвиненко и Н. Приходько, второй штурман Вениамин Лоскутов, ставший председателем группы народного контроля, завпрод Петр Петрович Филичев.
Социалистическое соревнование: проводилось оно под знаком достойной встречи съезда партии, за успешное выполнение и перевыполнение рейсового задания. Главная борьба, конечно, развернулась между бригадами, которые возглавляли кандидат в члены КПСС (принятый позже в члены партии) Юрий Кривошеев и Янис Лукъянис. Стенная печать — стенгазета «Дельфин», которую, кстати, редактировал Ю. Кривошеев, «молнии» «Комсомольского прожектора» — а также радиогазеты (их готовили радист Александр Неминеев, камбузница Лариса Ронжина и матрос Степан Палто), сразу задали топ: быстро и организованно принять запланированный груз — 5900 тонн рыбопродукции, цель — взять дополнительно 400 тонн, чтобы выполнить обязательства...
Дело это стало кровным не только для бригад, матросов — в помощь им были организованы подвахты, на которых, в частности, отличились все участники Ленинского зачета, проводившегося на судне. И особенно — комсомольцы член бюро Валерий Зинчук, Владимир Бессалов, Сергей Федосов — мотористы, третий штурман Юри Нуут, второй — Вениамин Лоскутов, Евгений Гнитиенко, В. Зинчук, В. Бессалов, а также повар Ольга Солодская, матросы Степан Палто и Аркадий Казаков вместе с комсоргом Игорем Кособоковым. Отличившиеся в рейсе были удостоены чести поставить свои подписи под комсомольским рапортом партийной организации судна о выполнении предсъездовских повышенных соцобязательств.
А через несколько недель после завершения работы XXV съезда КПСС — 30 марта ударная трудовая вахта моряков «Инея» ознаменовалась особой победой. В этот день на борт судна было принято 715 тонн рыбопродукции, то есть более чем три суточных нормы. Из них 470 тонн пришлись на бригаду Ю. Кривошеева, которая по общим итогам рейса стала победителем социалистического соревнования, посвящавшегося съезду партии.
Повышенные обязательства экипажа «Инея» были перевыполнены, и не на 400 тонн принятой сверх плана рыбопродукции, а на 846. В два с лишним раза. Сэкономлено 8 судосуток рейсового времени...
Нет, не только за былые заслуги чтят рыбаки «Океана» «старого морского трудягу» — транспортный рефрижератор «Иней».

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Идет прием груза на промысле.

Фото Ю. Кривошеева.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаУ КОММУНИСТОВ «ЮХАНА СЮТИСТЕ» - 01 04 1976
НАШ РЕЙС совпал с большими событиями в нашей стране. Приближался финиш девятой пятилетки. Вскрыв внутренние резервы судна, партийная организация обсудила встречный план на первый год десятой пятилетки и приняла решение активно выполнять взятые социалистические обязательства, оказывать постоянную помощь общественным организациям.
Чего мы достигли в этом ответственном первом году десятой пятилетки? Был дан успешный старт. При плановом задании по выпуску филе 37 тонн экипажем судна только за первую половину рейса выпущено 200 тонн. Пищевой продукции за рейс должно быть сделано на 1.400.000 рублей, экипажем судна было выпущено продукции на 800000 рублей.
Первую половину рейса наш экипаж сработал отлично! И в этом огромную роль сыграла партийная организация нашего судна, во главе с секретарем партийного бюро И. И. Соловьевым. Члены партбюро и группы народного контроля (председатель коммунист С. С. Зверяко) проводили рейды по проверке качества выпускаемой продукции.
Все члены нашего экипажа активно борются за увеличение выпуска продукции. И в этом видна работа партийной организации судна.

Н. ПИГОЛЬ,
моторист БМРТ-333 «Юхан Сютисте».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ «ЮХАН СЮТИСТЕ». Идет заседание партбюро судна.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ слесарь, ветеран ЭРПО "океан" коммунист Б. Сергеев за работой.

Фото автора
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРУБЕЖИ «МУСТЪЯРВА» - 27 03 1976
В КОНЦЕ сентября 1975 года РТМС-7510 «Мустъярв» вышел из Таллина в свой третий рейс в Атлантику. 25 сентября экипаж супертраулера поддержал почин комсомольской организации (секретарь — второй помощник капитана Сергей Конова-лов) и заступил на трудовую вахту в честь предстоящего XXV съезда КПСС под девизом «Каждый предсъездовский день — день ударной работы и отличной учебы!» В службах, комплексных бригадах, по вахтам были разработаны коллективные и индивидуальные социалистические обязательства, намечены рубежи соревнования. Первым из них предусматривалось досрочное завершение годового плана — плана последнего года девятой пятилетки.
5 октября начался Ленинский урок комсомольцев и молодежи судна «Пятилетке — победный финиш, XXV съезду — достойную встречу!»
Вот трудовая хроника рейса супертраулера «Мустъярв», составленная самими моряками и нашедшая отражение в судовой стенной печати.
Первый номер стенгазеты «Горизонт» (его подготовили А. Панов, В. Хмара, Н. Косачок) был выпущен к 58-й годовщине Великого Октября. В заметке «Итоги подведены» председатель судового комитета И. Воробель писал: "Судовой комитет совместно с администрацией подвели итоги социалистического соревнования за октябрь между комплексными бригадами. Первое место присуждено второй комплексной бригаде мастера обработки Анатолия Угрюмова набравшей 168,3 балла и тем самым опередившей первую комплексную бригаду на 4,6 балла...»
«Наш рейс — особенный» — так называлась статья члена партийного бюро судна капитана-директора В. Серикова. «Этим рейсом, — говорилось в ней, — экипаж завершает последний год девятой пятилетки и начинает пятилетку десятую. Окончание рейса совпадает с началом работы XXV съезда КПСС... Встав на предсъездовскую вахту, экипаж судна старается работать только по-ударному. Даже на редкость сложная промысловая обстановка не помешала нам выполнить план октября по основным показателям. Этому способствовала слаженная работа всех служб... Добиться высоких результатов с высоким качеством выпускаемой рыбопродукции — наша главная задача и наш трудовой подарок XXV съезду КПСС!»
Как видим, в повестку дня ставится задача всемерного повышения эффективности производства и качества продукции — главный лозунг десятой пятилетки. С каждым днем набирает силу соревнование между бригадами, службами, вахтами и движение за коммунистический труд. На авансцену постепенно, но уверенно выходит комплексная бригада, возглавляемая опытнейшим мастером обработки Михаилом Вялым. Костяк, ударное ядро ее составляет партийно-комсомольский актив: партийную группу возглавляет мастер добычи Тадеуш Гнездовский, комсомольскую — Виктор Дмитриченко, профсоюзную — Владимир Томилин. Железная дисциплина, самоотверженный труд. Все за одного, один за всех... Впрочем, ни лозунгов, ни высокопарных слов здесь не произносили — просто работали на совесть, трезво взвешивая свои возможности — и соперников, критически, но спокойно анализируя собственные просчеты и недостатки, чтобы завтра не повторить их. Так ведь было, Акылбек Лепбергенов? Так, Виктор Гриценко — член комсомольского бюро? Видите, какие ребята подобрались здесь? Активисты, трудяги. Но почему же «подобрались» — стали такими. В процессе ударного, напряженного каждодневного труда, в ходе предсъездовской, воистину партийной вахты. Забегая вперед, скажем: по общим итогам рейса бригада коммуниста М. Вялого заняла первое место в социалистическом соревновании.
Весомую помощь производственной службе в течение всего рейса оказывала машинная команда. Не только тем, что обеспечила бесперебойную работу всех механизмов и исключила всякие потери промыслового времени. Но и активной и примерной работой на подвахтах. На примере машинной команды можно проиллюстрировать движение наставничества, шефство над молодыми моряками. В той же стенгазете «Горизонт» секретарь партийного бюро судна второй механик Виктор Гайвак добрым словом отзывался о наставниках из машинной команды — старших матросах В. Скорлякове, Л. Чабане, А. Маничеве, втором электромеханике А. Раба и других моряках.
И столь же дружно выходила на подвахты вся общесудовая служба во главе со старшим помощником капитана коммунистом Лео Палумяэ, пришедшим на «Мустъярв» с должности капитана СРТ. Партийную группу здесь возглавлял четвертый штурман Евгений Джеранов, ходивший на «супере» в свой второй рейс, комсомольскую — официантка Валентина Игнатько, а профсоюзную — судовой врач Нина Косачок. Но это только одна сторона деятельности коллектива общесудовой службы, которая также заняла первое место в социалистическом соревновании между службами супертраулера.
15 ноября состоялось заседание партийного бюро судна, обсудившее работу комсомольской организации в первой половине рейса и участие комсомольцев в социалистическом соревновании, посвященном XXV съезду КПСС. К этому времени на судне развернулось комсомольско-молодежное соревнование за право подписать комсомольский Рапорт съезду партии.
11 декабря очередная «Молния» сообщила: «В 03.00 11 декабря, на 55-е промысловые сутки рейса, вторая бригада добытчиков мастера Анатолия Козлова дала в счет годового плана последние тонны вылова. План 1975 года выполнен по всем основным показателям! Выпуск рыбопродукции за оставшиеся 21 сутки декабря — в счет десятой пятилетки...»
Первый рубеж предсъездовского социалистического соревнования был взят. Задача оставалась прежней — высокая эффективность производства плюс высокое качество рыбопродукции... К чему и призывал Проект ЦК КПСС к XXV съезду партии, обсуждение которого проводилось на «Мустьярве».
Высокое качество выпускаемой рыбопродукции стало главной заботой народных контролеров и комсомольских «прожектористов». Возглавлял их заместитель секретаря партбюро слесарь Григорий Задорожный. Посты НК и «КП» действовали на всех основных участках производства, во всех службах. Систематически проводились проверки качества рыбопродукции, рейды по использованию сырья, эксплуатации промвооружения и т. д. К деятельности народных контролеров и «прожектористов» были привлечены профсоюзные и комсомольские активисты из числа передовых добытчике», рыбообработчиков, мотористов. В этом особая заслуга старшего электромеханика Владимира Бортника — заместителя председателя группы НК, Нины Косачок, моториста Виктора Скорлякова, машиниста РМУ Юрия Дубровина. И когда в конце рейса они отчитывались о своей работе перед экипажем, деятельность народных контролеров и комсомольских «прожектористов» получила единодушное одобрение. 17 января «Молния» лаконично известила экипаж: «Заморозка — 3268 тонн. На 25 суток раньше срока! Предсъездовская вахта продолжается».
29 января проведено комсомольское собрание: «Итоги Ленинского зачета «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!» Председатель общественно-политической комиссии по аттестованию комсомольцев коммунист старший механик Николай Георгиевич Лебедев объявил: все 49 членов ВЛКСМ успешно сдали Ленинский зачет...
Из рапорта комсомольской организации РТМС «Мустъярв" партийной организации судна:
«Третий рейс нашего судна мы посвятили XXV съезду КПСС, встав с первого дня рейса на ударную предсъездовскую вахту, в ходе которой ведем борьбу за выполнение социалистических обязательств и за почетное право носить высокое звание «Экипаж коммунистического труда». Досрочно выполнен план завершающего года девятой пятилетки... Несмотря на сложную промысловую обстановку, выполнено задание по вылову — на 18, а по заморозке — на 25 дней раньше срока. План по изготовлению филе — одного из основных показателей рейсового задания — уже выполнен на 90 процентов...»
23 февраля, в День Советской Армии и Военно-Морского Флота, в самый канун открытия XXV съезда КПСС, вышел очередной номер стенгазеты «Горизонт». Автор одной из корреспонденций — «Решили — добьемся!» — групкомсорг первой комплексной бригады В. Дмитриченко писал: «Закончилась напряженная работа на промысле. План перевыполнен по всем основным показателям. Наши производственные достижения мы посвятили открывающемуся завтра XXV съезду КПСС и славному празднику Советских Вооруженных Сил. Почетное право изготовить последний короб рыбопродукции досталось нашим товарищам из второй комплексной бригады...»
Из рейсового дневника первого помощника капитана Н. В. Шумилина: «В 23 часа 5 марта вошли в воды Балтийского моря. На общесудовом собрании подведены окончательные итоги ударной предсъездовской вахты. Социалистические обязательства в честь XXV съезда КПСС выполнены... 7 человек занесены в Книгу почета РТМС «Мустъярв» (ударник коммунистического труда, ветеран ЭРПО «Океан» повар Анастасия Дмитриевна Шустрова, рефмеханик Виктор Хименков, машинисты РМУ Николай Волочнюк и Юрий Дубровин, матрос первого класса Валентин Радченко, рыбообработчик Анатолий Глебов, матрос первого класса Виктор Дмитриченко), 10 человек завоевали звание ударников коммунистического труда, 41 — подтвердили».

М. ЛЕОНТЬЕВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот это улов!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сортировкой рыбы заняты матросы Александр Шмыков и Владимир Канючка.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вахту несет моторист Валерий Чайка.

Фото В. ОЛОНЕНА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРАЗРЕШИТЕ С ВАМИ ПОЗНАКОМИТЬСЯ... - 30 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Репортаж

Калейдоскоп красок: алый цвет — цвет мечты и романтики, синий - цвет бескрайних морских просторов, зеленый - это цвет весеннего оживления. Все краски, казалось, смешались вместе и остались такими в памяти комсомольцев - участников этого вечера, вечера дружбы. Праздничное настроение было создано, пожалуй , с самых первых минут. Парней и девушек, пришедших в этот день в клуб железнодорожников, встречали у входа курсанты Таллинской мореходной школы. Радостными, праздничными входили в зал девушки. И хотя была еще какая-то робость, но давно растаял лед недоверия . И хотя на лицах — чуть смущенные улыбки, но глаза излучали радость встречи. Встречи, которая для многих была уже не первой. Запомнился Новогодний праздник, который проводили вместе эти два объединения — трикотажно-производственное «Марат» и ЭРПО «Океан». А теперь знакомство просто продолжалось... Представители двух комитетов комсомола Эдик Дудин и Борис Пучков по сути говоря, главные организаторы вечера, уже говорили о доброй традиции этих встреч, а заведующая клубом ЭРПО «Океан» Нелли Пескова уже думала о следующем совместном вечере...
Тем временем в зале весело и беззаботно с горячей увлеченностью танцевала молодежь. Было как-то легко и радостно окунуться в эту задорную молодежную праздничную атмосферу, познакомиться с комсомольцами. А знакомства происходили на каждом шагу.
«Мир светился восторженно-зыбко...
Доносились едва голоса,
Но летели цветы и улыбки,
И твои я увидел глаза»
— есть у поэта и моряка Ивана Слепнева такие строчки. И еще:
«Ты явилась почти ниоткуда,
Ты возникла из пены морской,
В океане, надеясь на чудо,
Я мечтал тебя встретить такой...»
На вечере было много комсомольцев-моряков. Молодые ребята, которые только что вернулись из плавания, казалось, принесли с собой свежее дыхание моря. За одним из столиков — моряки с транспортного рефрижератора «Нарвский залив», который недавно пришел из рейса. Ребята держатся чуть особняком. Но вот объявляется дамский танец... и столик пуст, только кружатся пары.
Небольшой перерыв. Нелли Пескова предлагает занимательную викторину. За лучшие, находчивые ответы — памятный приз. Тут же объявляется конкурс — кто лучше всех исполнит «цыганочку», а кто умеет, танцевать настоящую русскую «барыню»? За лучший танец — главный приз: торт и шампанское!
И опять танцы... Неутомимый ансамбль «Атлантик" объединения «Океан» предлагает все новые и новые мелодии. Поклонникам Терпсихоры некогда отдыхать: вальс, танго, шейк и даже рок-н-ролл — все могут исполнить Валерий Торопов, Галина Сенкевич, Александр Федоров, Игорь Задрин, только успевай в такт.
Вновь небольшой перерыв и новое знакомство. Ведущая вечера представляет ударников труда, молодых гвардейцев IX пятилетки, награжденных почетным знаком ЦК ВЛКСМ, молодых коммунистов '"Марата» Елену Хорошавцеву, Тоню Кокосовскую, Нину Туксину, Валю Дорофееву, Клаву Гончарову и тружеников «Океана» Тойво Юллинена, Юрия Кохана, Виктора Добрякова, Игоря Ерыгина, Александра Успенского — гвардию молодых работников двух объединений. Не только весело и интересно умеют отдыхать комсомольцы, но и отлично трудиться, внося в каждодневные будни романтику своих молодых горячих сердец...

Н. КРУТИКОВА

На этом вечере дружбы встретились и познакомились курсанты Таллинской мореходной школы Геннадий Булах, Юрий Еремеев, Владимир Ильиных и работницы производственного объединения «Марат» Галина Муржухина, Лидия Игнатьева и Нина Туксина.

Фото А. Дудченко
Памяти Ровбут Олега МихайловичаРТМС-7510 «Мустъярв . ВДУМЧИВО, ПО-ДЕЛОВОМУ – 26 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СУДОВОЕ объявление гласило: «Все желающие могут принять участие в творческом конкурсе молодежи».
Комиссия-жюри принимала работы по многим жанрам: стихотворение, рассказ, очерк, рисунок, гравюра, изделие прикладного искусства. Любители эстрады, самодеятельные артисты соревновались на лучшее исполнение музыкального произведения. А накануне Нового года разве можно удержаться от соблазна и не попробовать свои силы в конкурсе на лучший карнавальный костюм?
Каждый обладает какими-то способностями. Надо только раскрыть их, сообща организовать свой отдых, чтобы те недолгие часы досуга, которые выпадают в рейсах, проходили толково, по-настоящему интересно и весело. Так думают на РТМС-7510 «Мустъярв» все те, кто занимался сложной проблемой отдыха.
Почему сложной? Часто приходится слышать - такое мнение, что в море, мол, идут работать и только работать. Отсюда порой, так пассивно относятся некоторые к организации на судне всякого рода вечеров. С тем, что труд рыбаков сложен и специфичен, никто не спорит. Но ведь любому человеку нужна разрядка. А насколько увлекательно и оживленно пройдет тот или иной вечер отдыха, зависит от самих участников этого вечера.
Первый помощник капитана суператлантнка «Мустъярв» Н. В. Шумилин, секретарь комсомольской организации второй штурман Сергей Коновалов, комсомольцы и судовые активисты в самом начале рейса дружно взялись за дело. Они были тем ядром, вокруг которого сплачивался весь экипаж. В дни перехода на промысел было время организовать художественную самодеятельность, выявить способности каждого. Вопрос о том, как проводить досуг, не вставал. Различные номера художественной самодеятельности, всеми любимые песни — все это на судне проводится в каждом рейсе. А обычные судовые вечера отдыха можно варьировать. Пусть будет традиционная форма. В нее при желании можно вдохнуть новое содержание. На «Мустъярве» постоянно стремятся разнообразить досуг моряков. В последнем рейсе, например, были организованы занимательные конкурсы, в которых участвовали почти все члены трудового коллектива. Победители этих своеобразных соревнований награждались призами-сувенирами. В поэтическом мастерстве лучшим оказался моторист Владимир Федькин. Его стихотворение «Октябрьский праздник» было помещено в судовой стенной газете «Горизонт". Первый приз получила также работа Анатолия Глебова — выгравированный на дереве парусник, Главная тема почти всех творческих работ — рассказ о море, о рыбацких буднях.
Популярен был и конкурс эстрадной песни. Его участницам — заведующей бельевым хозяйством Линде Бурм, уборщице Галине Климиной, старшей буфетчице Любови Никитас было приятно услышать добрые отзывы моряков, а зрители были благодарны самодеятельным артистам за песню, награждая их выступление аплодисментами.
И, конечно же, непременными участниками всех вечеров отдыха были комсомольцы матрос Анатолий Панов и мастер по консервам Георгий Белов. Они исполняли полюбившиеся всем музыкальные произведения.
Ни один вечер не обходился и без всеми уважаемой на судне Анастасии Дмитриевны Шустровой. Эта уже немолодая женщина, во всех тонкостях изучившая секреты кулинарии, всегда с удовольствием оформляла столики в салоне.
Так из людей с разными характерами, вкусами был создан дружный, сплоченный коллектив. Потому что здесь отнеслись к досугу моряков вдумчиво, по-деловому и еще... с сердцем.

Н. КРУТИКОВА.

НА СНИМКЕ: перед зрителями выступают матрос А. Панов н мастер по консервам Г. Белов