Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаНЕ ДЕРЖИТ В СЕКРЕТЕ - 13 01 1976
Энделю Пяхну не пришлось гадать, какую дорогу избрать в жизни. Родился он на острове Сааремаа, откуда вышло немало мужественных моряков-рыбаков. И Эндель не стал исключением. Первое боевое крещение он получил 14 лет назад, когда в 1961 году впервые вышел на СРТ в Норвежское море. Именно на СРТ прошел он настоящую рыбацкую выучку.
Но на СРТ долго плавать не пришлось. В 1962 году его призвали в ряды Советской Армии. И после службы он не задумывался, куда идти работать: конечно же, снова на рыбацкий флот!
На многих судах приходилось ему работать. Как опытного матроса, его направили на супертраулер "Пейпси".
Большое умение требуется от матроса-лебедчика на промысловом судне, и не каждому эта профессия дается. Конечно, накопленный богатый опыт на других судах во многом ему помог. За эти годы многих он научил шкерить рыбу, сортировать по группам и сортам. Он настолько освоил рыбацкое дело, что любая работа ему по плечу. При швартовке к базе он становится на руль, если надо ремонтировать трал — он и за это дело берется и доводит до конца.
Свой опыт он не держит в секрете, с удовольствием передает другим. Много своего свободного времени, например, он провел с матросом Александром Ульченко, чтобы обучить его профессии лебедчика.
Он всегда придет на помощь товарищу. Впервые столкнулся со сложным боцманским хозяйством Ааре Локк. И здесь Эндель нашел время, чтобы помочь товарищу. Это уже в характере Энделя — помогать всем, кому трудно, не считаясь с личным временем. А отсюда и большое уважение товарищей по судну. Не случайно на «Пейпси» он в числе правофланговых пятилетки.

Н. ЕРМОЛАЕВ, первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РТМС-7504 «ПЕЙПСИ». Видом полного трала наших читателей удивить трудно: подобные снимки публиковались неоднократно. Но этот трал не может не вызывать уважения: даже внушительная длина промысловой палубы «супера" оказалась для него недостаточной. Тонн семьдесят, а то и больше будет — определили специалисты отдела добычи.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ - Эндель Пяхн за работой.

Фото В. Олонена.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти ТР "Аугуст Якобсон" и его экипажей. ОТСТУПИ БЕДА- 01 01 1976
Советский образ жизни

-...А есть ли вообще смысл в подобной конспирации?...- возразил Виктор Трифонов, главный механик транспортного рефрижератора "Аугуст Якобсон".
- Что постыдного для него лично во всей этой истории? Ну, попал мальчишка в беду. С матерью не повезло. С отчимом - тем более. Родину потерял, на чужбине оказался. Его-то вины - никакой. А Родину мы ему вернули. Семья - вроде ведь уже договорились обо всем?
- Ну, ты это брось - "вроде", - заговорил невысокий плотный моряк, до сих пор сидевший молча в каюте. - Команда решила единогласно, и дело начальства - юридически оформить шефство над мальчонкой. Успеете? Завтра - послезавтра выход...
— Постараемся, — ответил «главный». — Предлагаю покончить на этом: Алим есть Алим, и не инкогнито, а как есть - Агамбеков. Сын экипажа ТР «Аугуст Якобсон". Так что — без «конспирации». Последние слова относились к автору этих строк, поскольку разговор в каюте главного механика шел о том, упоминать ли в газете подлинное имя Алима — мальчишки, ставшего сыном экипажа судна, или просто рассказать о самом факте усыновления мальчонки с необычайно трудной судьбой.
С ним моряки «Аугуста Якобсона» встретились этим летом в одном из африканских портов, куда заходил транспортный рефрижератор с грузом экспортной рыбопродукции. Немало их — мальчишек с разным оттенком кожи, донельзя худых и голодных, с пронзительными криками или молча вертелось у судна. На Али сразу обратили внимание — говорил по-русски. Кое-как, правда, что называется — с пятого на десятое, но откуда это у мальчонки?
— А тут беда, ребята, случай особенный... — сказал морякам советский консул, побывавший на судне.
От него и узнали на «Аугусте Якобсоне» печальную историю Али, как звали мальчонку с грустными каштановыми глазами.
Родился в Москве. Несколько лет спустя мать повторно вышла замуж - за студента-африканца, учившегося в Советском Союзе, и Али оказался на чужбине. Никто не знает - ни консул, ни тем более моряки, почему и как, но стал пасынком в новой своей семье мальчонка, родившийся в Москве. И, видно, собственная мать не имела права вступиться за своего первенца, когда отчим - ставший вроде каким-то "солидным" чиновником или бизнесменом - распорядился держать Али на положении детей прислуги.
Каким-то образом об Али узнали в советском консульстве. Устроили в местный французский колледж, помогли с одеждой, подкармливали, иначе пропал бы, затерялся паренек среди сотен таких же бездомных, бесприютных ребят, предоставленных самим себе в большом и равнодушном портовом городе.
...Конечно же, мать не возражала против возвращения Али "домой", в Советский союз. Более того, она просила дать от ее имени телеграмму сестре в Москву, которая "конечно же, будет рада взять Али". Но сестра не ответила. И тогда собрались в каюте капитана-директора «Аугуста Якобсона" Аркадия Нехаева первый помощник Отто Вооглайд, парторг экипажа Виктор Трифонов и старший помощник Иосиф Кучеровский. — Судьба Али теперь зависит только от вас, — сказал им консул.
Так Али стал «сыном экипажа» транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон». Два месяца, пока судно находилось в районе промысла, моряки готовили его к учебе в советской школе. Старпом И. Б. Кучеровский и главный механик В. В. Трифонов занимались с ним математикой н физикой, матрос Николай Хабло — русским и литературой. Учеником Али оказался смышленым и настойчивым, «корабельный университет», по оценке моряков, закончил с отличием...
Ох, как хотелось этим людям, чтобы желаемое обернулось действительностью! Кто осудит их за излишнюю восторженность? Ведь каждый член экипажа «Аугуста Якобсона» чувствовал личную причастность к судьбе мальчугана, оказавшегося столь неожиданным образом на борту судна, каждый стремился внести хоть какой-нибудь личный вклад в устройство новой судьбы Али. (Кстати, в тот день, когда я побывал на транспортном рефрижераторе, готовившемся уйти в очередной рейс в Атлантику, моряки договорились помочь Али Агамбекову материально).
По возвращении домой, на Родину, стал Али учеником 7-го класса Таллинской 51-й школы. И снова все пришлось начинать с азов — в прямом смысле. С букваря — директор школы Антонина Александровна Любимова лично стала заниматься с новым учеником, восстанавливая и совершенствуя забытую им родную речь. Она и завуч — Валентина Петровна Раяпуу, заместитель директора детского дома, где стал жить Али, Тамара Ивановна Титова составили специальное расписание дополнительных индивидуальных занятий с ним по всем предметам. Словом, нельзя найти и среди педагогического коллектива, и среди учеников школы, воспитанников и работников детдома человека, который остался бы глух и равнодушен к судьбе Али Агамбекова. Ибо, кик и экипаж транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон", школа и детдом, равноправным членом которых стал Али Агамбеков, представляют собой частицу советского общества.

М. ЛЕОНТЬЕВ.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«ЮЛЕМИСТЕ»: РЕЙС ОДИННАДЦАТЫЙ – 29 12 1977
Закончился одиннадцатый рейс РTM «Юлемисте». Напряженным он был с первого и до последнего дня. И в том, что экипаж сегодня рапортует об успешном выполнении рейсового задания, заслуга всего экипажа, руководимого опытным капитаном-директором В. Т. Казанцевым, судовой партийной организации, всех коммунистов. В рыбном цехе работали самоотверженно В. Невмывакин, А. Кыслюк, В. Екимов, В. Леодорский, на промысловой палубе - Н. Степовиков, А. Ахметов, надежную работу механизмов обеспечивали коммунисты А. Теренин, А. Подлинев, Шумай, А. Щетинин. Выполнение производственных заданий составило: по вылову—100 процентов, по заморозке — 108, по изготовлению филе — 150, по разделанной рыбопродукции — 162, по выпуску тушки—102 процента и по пищевой — 120 процентов.
Организацией социалистического соревнования во всех службах, культурным досугом экипажа активно занимался судком. По итогам внутрисудового социалистического соревнования первое место среди комплексных бригад заняла первая бригада (мастер обработки Р. Ракштис, мастер добычи Н. Степовиков). В штурманской службе первое место присуждено вахте третьего помощника капитана В. Макарова. Эта вахта в течение всего рейса удерживала переходящий вымпел. Очень ровными по составу были вахты машинной команды. Все они в одинаковой мере обеспечивали четкую работу механизмов. Перед членами судового комитета стояла трудная задача — кому отдать пальму первенства.
По единодушному мнению, переходящий вымпел победителя внутрисудового социалистического соревнования среди машинной команды вручен службе второго электромеханика В. Кайдановича. И хотя электрики входят в составы всех вахт, тем не менее, именно службе электриков присуждено первое место. Этот сплоченный коллектив проделал большую работу, трудился без замечаний. И не удивительно, что из десяти моряков, фотографии которых занесены на судовую Доску почета, два электрика — Н. Савинов и В. Челиканов.
Работу комсомольского бюро возглавлял коммунист В. Шумай. На открытом комсомольском собрании обсуждался проект Конституции СССР. В сентябре проведен Ленинский урок на тему «Я -гражданин Советского Союза». О достигнутых результатах в труде комсомольцы рапортовали судовой партийной организации. В торжественной обстановке состоялось подписание комсомольского Рапорта победителями социалистического соревнования. Этой чести удостоились А. Кивисильд. П. Чесноков, В. Макаров, А. Малай. Мобилизации молодежи на достойное выполнение производственных задач способствовал смотр «Твое комсомольское поручение». В начале ноября была проведена неделя революционной славы, во время которой прочитана лекция «В. И. Ленин — вождь Октября", красочно оформлен стенд «Путь, равный столетиям". За период рейса комсомольцами проведено два субботника. Средства от одного из них перечислены в фонд строительства олимпийских объектов Таллина.
Много внимания уделялось оформлению наглядной агитации: регулярно выпускались судовая стенная газета «Волна», фотогазета, листки «молнии», в которых отражался ход социалистического соревнования, отмечались передовики производства, вскрывались недостатки. На страницах стенгазеты прошла дискуссия на тему «Почему вы посвятили себя морю?».
На улучшение качества выпускаемой рыбопродукции, повышение эффективности производства, устранение недостатков в технологическом процессе была направлена работа группы народного контроля, которую возглавлял заместитель секретаря партийной организации А. Теренин. Группа проводила проверки соответствия веса брикетов мороженой рыбопродукции требованиям ТУ, качества сырца, идущего на заморозку, влажности рыбной муки, маркировку продукции, сохранность материальных ценностей. По следам проверок выпускались бюллетени группы народного контроля. Значительно перевыполнено в этом рейсе задание по изготовлению разделанной рыбопродукции и филе. И в этом заслуги всех тех, кто, не считаясь с личным временем, в случае необходимости выходил в цех для обработки рыбы. График выхода личного состава на подвахту приходилось пересматривать в зависимости от промысловой обстановки. Наступил момент, пришлись отказаться от подвахты после 24.00. А через два дня в 22.30 подняли хороший трал скумбрии. Матросам-обработчикам с уловом не справиться, а скумбрия вся филейная. Как быть? И вот после стихийного собрания в цех отправились старший механик В. Соловьев, второй электромеханик В. Кайданович, начпрод В. Тонилин, старший мастер добычи В. Калиновский, навигатор В. Фоминов и автор этих строк. В этот день цех изготовил большое количество филе и разделанной рыбопродукции.

В. РАСТОШАНСКИЙ, первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-536 «Херман Арбон» и его экипажей. КУРСОМ РЫБАЦК0Й ПЯТИЛЕТКИ – 31 12 1977
Д. Бурлак, капитан-директор
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На БМРТ-536 «Херман Ар-бон» я плаваю с 1970 года. Рад, что удалось закрепиться здесь, что из года в год экипаж судна добивается успехов в таком сложном и, я бы сказал, «капризном» труде, как рыбацкий. Да, капризном! Неустойчивость промысловой обстановки, погодных условий, а теперь вот - новые трудности и ограничения рыбацкого промысла в традиционных районах Атлантики... Но вот такой последний пример из минувшего рейса «Хермана Арбона», который завершился в конце 1977-го. На промысле наше судно пять раз подвергалось тщательной проверке иностранными инспекторами и один раз — собственными, советскими. Замечаний — ни одного...
Что касается производственных показателей, то они таковы: рейсовое задание по вылову выполнено на 134 процента, мороженой продукции — 120, пищевой — 103.8, по товарной — 112 процентов. Годовое задание по филе экипаж выполнил досрочно — в предыдущем рейсе. Удалось перешагнуть основной рубеж рыбацкой пятилетки; как в предыдущем, так и в нынешнем рейсе на пищевые цели направлено свыше 86 процентов добытого сырца.
Не скажу, что работать нам пришлось в выгодных условиях: и метео-, и промысловая обстановка отнюдь не отличались устойчивостью. Лучшего, как всегда, оставляла желать работа транспортного флота, не все благополучно обстояло со снабжением. Проблемы, в общем-то, не новые для рыбаков, трудности известные... Что ж, можно сказать, в определенной степени мы научились использовать и их: снизились, скажем, уловы, появилось «свободное» время — бросаем основные силы на саморемонт судна, очистку его от ржавчины и приведение в надлежащий вид...
Как бы там ни было, а минувший, 1977 год запомнится нашим рыбакам. Своей насыщенностью, что ли, особым накалом... Во многом мы стали работать и эффективней, и качественней, чем прежде. Преодолели очень серьезные трудности. Повысилась, я бы сказал, общая культура нашего промысла, дисциплина, организованность, ответственность. Значительно улучшилось качество использования главного нашего продукта — рыбы-сырца. Имею в виду направление его на пищевые, то есть самые основные цели... И вот еще, что хотелось бы выделить особо — положение с кадрами. Кажется, нам удалось приблизиться здесь к желанной цели — созданию и закреплению на судах кадрового ядра: капитанов, старших судовых специалистов, актива. Надо ли объяснять, какое огромное значение это имеет для нас в условиях современного промысла — вдали от родных берегов, от Родины!
Капитаны многих судов согласятся, должно быть, со мной, если я скажу, что в минувшем году произошли весьма заметные изменения и в таком важном и большом деле, как повышение профессиональной и общеобразовательной культуры, грамотности всего личного состава добывающего флота. Тут, на мой взгляд, внесли свой вклад и отдел производственно-технического обучения кадров, и отдел кадров вообще, и наши флотские наставники, которые имеются ныне на каждом судне, если не сказать — в каждой службе. Дело, которое они делают, заслуживает того, чтобы сказать этим людям большое спасибо сегодня и пожелать им новых успехов в новом году.
Не могу в связи с этим удержаться от соблазна и не сказать пару теплых слов о... своем собственном наставнике, у которого мне посчастливилось пройти замечательную морскую и рыбацкую школу 20 лет назад. Это — старший тралмастер БМРТ-536 Георгий Николаевич Федоренко, который теперь помогает другим — молодым морякам стать опытными, знающими и преданными своему делу рыбаками.
Заканчивая выступление, хочу подвести своего рода итог. Он — вот: будем оптимистами, вступая в очередной, третий год десятой пятилетки. У нас есть все — кадры, техника, опыт, наконец, неистребимое желание работать все лучше и лучше, чтобы с честью справиться с темп большими задачами, которые поставили перед советскими рыбаками Коммунистическая партия и наша страна, только что отметившая 60-ю годовщину своего существования.

В НОГУ СО ВСЕМ ЭКИПАЖЕМ
С хорошими трудовыми успехами завершила второй год пятилетки машинная команда БМРТ-536 «Херман Арбон», руководимая старшим механиком А. Капитоновым. Экономия промыслового времени составила свыше 60 часов.
Успешно проходит эксперимент по годичной (вместо 6 месяцев) эксплуатации главного двигателя - до профилактического ремонта на СРЗ. Это дает экономию средств объединению и увеличивает эксплуатационный период судна. План саморемонта к концу рейса перевыполнен.
Ремонтной группой заменено более 100 погонных метров судовых систем, выполнено много слесарно-монтажных работ, заменено так же 60 погонных метров труб систем морозильных камер. Под руководством механика технологического оборудования цех не имел простоя из-за выхода из строя обслуживаемых механизмов.
Членами машинной команды подано и внедрено семь рационализаторских предложений. Машинная команда активно участвует в рационализаторской работе, успешно борется за экономию ГСМ, рабочего времени, совершенствование производственных процессов.
В целом план саморемонта будет перевыполнен. Это благотворно отразится на уменьшении срока стоянки на СРЗ, поможет морякам приобрести большие практические навыки в эксплуатации машин и механизмов.
В связи с этим хотел бы отметить наших лучших производственников — Ракуть, Осипова, Нечипоренко, Шаповала, Брюхно, Леонова. Их работа — пример для всех моряков судна.

Д, ДЕЙКАЛЮК,
второй механик


БМРТ-536 «ХЕРМАН АРБОН». На снимке запечатлена группа моряков во главе с капитан-директором , заслуженным рыбаком эстонской ССР Д. Бурлаком (крайний справа). Весомый вклад в общий успех экипажа внесли электрик И. Шаповал, начальник радиостанции В. Соколов, старший помощник капитана Э. Туго, моторист Ю. Осипов, электрорадионавигатор Б. Малышев (на снимке справа налево).
Фото А. Дудченко
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВСТРЕЧАЛИ С МУЗЫКОЙ - 31 12 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Этот декабрьский морозный день останется в памяти многих наших рыбаков, всех, кто встречал их в порту. Трижды выстраивался на причале духовой оркестр, чтобы по-праздничному, радостно встретить музыкой экипажи судов, на славу потрудившиеся в море.
Доброй славой в объединении пользуется экипаж коммунистического труда БМРТ-564 «Иоханнес Семпер». В юбилейном году он не раз добивался успехов. В этом рейсе комсомольско-молодежный коллектив (капитан-директор В. Фальков) порадовал еще более высокими показателями. План по вылову выполнен на 147,6 процента, добыто 61670 центнеров рыбы, заморозка — 144,7 процента, разделанной продукции изготовлено 7034 центнера и филе — 230 процентов. Выпуск пищевой продукции за рейс составил 166,7 процента,
С приветственным словом на торжественной встрече к рыбакам обратился генеральный директор объединения В. Теносаар. Он поздравил экипаж с трудовой победой в рейсе и наступающим новым годом, рассказал об итогах работы объединения и задачах на третий год пятилетки.
Поблагодарили за самоотверженный труд моряков также секретарь парткома В. Кустарников и председатель профсоюзного комитета объединения И. Сыпачев.
Со словами сердечной благодарности за теплую встречу на берегу и рассказом о трудовых буднях экипажа выступили первый помощник капитана Н. Новиков и председатель судкома Г. Голофастов. Коллектив БМРТ-564 единодушно решил завершить план третьего года пятилетки ко Дню Конституции СССР. Уже шесть экипажей крупнотоннажных судов объединения в канун нового года поддержали почин передовых коллективов Москвы.
Капитан-директор В. Фальков заверил руководство объединения в том, что экипаж и впредь будет трудиться с энтузиазмом и досрочно выполнит план третьего года пятилетки.
В два раза перевыполнил свое задание за рейс экипаж СРТР-9045 «Панга» (капитан В. Беляков). Им добыто более 16 тысяч центнеров рыбы. На встрече в порту рыбаков с успешным выполнением рейсового задания поздравили заместитель главного инженера объединения В. Маслаков и заместитель председателя профсоюзного комитета И. Лебедев. От имени экипажа выступил капитан В. Беляков.
Торжественной встречи удостоился и коллектив СРТР-9046 «Тойла» (капитан В. Соколов), В этом рейсе производственное задание выполнено на 349 процентов, добыто рекордное количество рыбы — 26690 центнеров. Еще в рейсе экипаж сообщил о досрочном выполнении плана двух лет пятилетки к 60-летию Великого Октября.
Моряков с победой в порту поздравили заместитель генерального директора Н. Митю рев и заместитель секретаря парткома объединения Р. Бороздин.

(Наш корр)

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Группа передовиков труда — члены экипажа СРТР-9046 «Тойла».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Радостной была встреча боцмана А. Кузьминова с семьей.

фото В. Тракса.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаФОТОРЕПОРТАЖ С ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО» - УЧЕБА, ТРУД, ОТДЫХ – 22 17 1977
Мы, электрики, плававшие ранее на судах другого типа, впервые вышли в рейс на плавбазе "Станислав Монюшко». В первое, время нас смущало изобилие сложного электрооборудования. Кое-кто даже растерялся. Но благодаря товарищеской помощи электромехаников и регулярно проводимой технической учебе по обслуживанию и ремонту электрооборудования судна, мы довольно быстро овладели необходимыми знаниями. Вообще, надо сказать, наставничество здесь поставлено на широкую ногу. И вот результат — бесперебойная работа всего электрохозяйства судна на промысле... После вахт проводятся спортивные состязания и турниры между службами, организуются вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности, читаются интересные лекции. Словом, скучать не приходится. А известно: хороший отдых подразумевает плодотворный труд.

Я. ДОБРЯНСКИЙ, электрик, член партбюро.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Многие моряки плавбазы охотно участвуют в концертах. На снимке слева вы видите матроса первого класса В. Лыкова, который под гитару исполняет популярные песни.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В сопровождении ансамбля «Квинта» поет старший матрос И. Максаков (снимок справа).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Волейбол — любимая игра моряком плавбазы
Памяти Ровбут Олега МихайловичаВ ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ - 10 12 1977
Наш современник

НЕТ, НАВЕРНОЕ, надобности представлять нашим читателям Виктора Индриксона. Одни знают его как толкового, энергичного специалиста, способствующего пропаганде передового опыта, развитию рационализаторского движения в объединении, другие ценят в нем всесторонне развитого спортсмена, умеющего прекрасно плавать, бегать, стрелять, играть в волейбол и баскетбол, преодолевать многокилометровые лыжные трассы... Нет, пожалуй, такого вида спорта, которым бы не был увлечен этот высокий, стройный, подтянутый человек. У него удивительно моложавое лицо, а глаза, отливающие синевой, по-юному светлы и притягательны. И лишь голова кое-где уже посеребрилась сединой. Ему сорок лет. Это пора зрелости, время, когда человек нет-нет, да и оглянется назад, подумает о минувшем, о том, что он успел сделать хорошего, определить пути-дороги к тому, что он может и должен свершить. Перепутье. Иные в сорок лет успокаиваются. Не таков Виктор Индриксон. Он по-прежнему весь в движении, в работе, в поиске. Ритм его трудовой жизни, общественной работы, спортивных дел, семейных забот остался неизменным. Поубавилось суеты юных лет, прояснилась цель, устоялись принципы. Молодой, зрелый, познавший радость труда и радость спортивных побед, он уверенно идет по нелегкой жизненной дороге. Его каждодневные усилия, как заместителя начальника технического отдела, ощущаются и в том, что наши рационализаторы на судах, на берегу из года в год внедряют все больше своих предложений, и в том, что в последние годы спортсмены объединения одержали не одну победу в соревнованиях по лыжам, волейболу, другим видам спорта. Велики и личные успехи Виктора Индриксона. На недавнем Всесоюзном первенстве по многоборью ГТО в Тбилиси он стал бронзовым призером. В сорок лет Виктор осуществил мечту своей юности. А это значит, он боролся за нее каждодневно. Перелистаем же эскизно сорок лет жизни одного человека, нашего современника.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
СУДЬБА разбросала эстонцев по всему свету. В нашей стране есть целые поселения эстонцев в Сибири, на Кавказе... Вдали от родины своих предков родился и Виктор. Станица Бесскорбная Краснодарского края — его родина. В восемь лет вместе с родителями он переехал в Пайде. Отец его был военным, а поэтому семья частенько меняла место жительства. Затем Пярну и снова — Таллин. 21 Таллинская средняя школа и стала для Виктора на долгие годы вторым родным домом. Хорошо учился, имел склонности к математике, физике. Спортом увлекся лишь в девятом классе. Произошло это случайно. Сдавали нормы ГТО по плаванию. Виктор хорошо проплыл дистанцию. Педагог Вильма Соосаар похвалила подростка и предложила тренироваться. Увлекся брассом. Много тренировался. Награда — второй разряд по плаванию. Спорт привлекал все больше. Предложили играть в республиканской команде по водному поло. Попробовал — и остался верен этому виду спорта в течение двадцати лет. Вратарь Виктор Индриксон защищал ворота своей команды, много раз был чемпионом республики по водному поло.
Пришло время выбирать профессию. Еще до окончания школы твердо решил держать экзамен в ТПИ, на энергетический факультет по специальности «судовые силовые установки». Их было пятеро из одной школы, сдавших экзамены на этот факультет. Все прошли. И в институте Виктор учился хорошо. Специальные предметы давались легко. Учиться помогал спорт. К водному поло прибавились лыжи, волейбол, баскетбол. В 1961 году выпускник ТПИ пришел в конструкторское бюро, именуемое теперь Таллинским филиалом ЦПКТБ Западного бассейна и сходу включился в дела и заботы этой организации. Вскоре коллектив филиала стал заниматься разработкой судов прибрежного лова. Виктор искал вместе со всеми наиболее верный вариант проекта. «Тралбот-МСТБ-90»,— такое название получила эта серия судов. Участвовал в их строительстве, испытаниях. Скоро колхозные рыбаки Латвии, Эстонии, Литвы уже могли вести на этих тралботах прибрежный лов. На груди молодого Виктора Индриксона появилась первая медаль, бронзовая, за творческую работу, которой он был отмечен за участие в разработке тралбота дирекцией ВДНХ СССР. За этим проектом последовали другие; МСТБ-150, СТБХ-300, еще более памятные разработки, их внедрение в жизнь...
— Нас, молодых, было немного, — вспоминает Виктор Индриксон, — А тут как раз задумали проводить летние и зимние спартакиады коллективов всех филиалов ЦПКТБ Западного бассейна. Летом соревновались в плавании, легкой атлетике, по волейболу, баскетболу, зимой — в лыжных гонках, шахматах, настольном теннисе. Так поневоле, из-за отсутствия молодежи, я должен был плавать, бегать, играть в волейбол, баскетбол, ходить на лыжах. Но худа без добра не бывает. Эти всесторонние тренировки со временем помогли мне добиться определенных успехов во многих видах спорта, научили выносливости. И я благодарен судьбе, что познал все эти виды спорта и до сих пор многими из них увлекаюсь. Именно это и помогло мне завоевать недавно бронзовую медаль в Тбилиси.


ВОСПОМИНАНИЕ О ТБИЛИСИ
ИХ БЫЛО двадцать шесть. Юношей и взрослых. Людей разных возрастов, одинаково преданных спорту. Представляли они Эстонию на первенстве СССР по многоборью ГТО. Виктор выступал в самой старшей группе — пятой. В программе первого дня соревнований был бег на 60 метров. Виктор пришел девятым. После броска гранаты отодвинулся на 10-е место. Неплохо, но мог бы и лучше. Результатами был не удовлетворен, но еще энергичнее настроился на борьбу. И вот второй день соревнований; стрельба из малокалиберной винтовки. Бил метко, прицельно. Сделав десять выстрелов — набрал 96 очков. Отлично. Лучше его уже никто не стрелял. Первое место по стрельбе. Хорошее время он показал и в плавании на 100 метров вольным стилем. Это позволило Виктору с десятого переместиться на четвертое место.
Третий день — кросс на 800 метров. Трасса тяжелая, но временем — 2.22,1 сек. — доволен.
И все-таки до самого торжественного закрытия первенства не знал, что у него — бронзовая медаль. Случилось так, что к зданию, где проходила церемония закрытия, Виктор пришел одним из последних. Зашел в фойе, не успел опомниться, как его схватили и начали качать. Значит, победа, успех. Бронзовая медаль одного из крупнейших соревнований года — вот она, награда, за целеустремленность, за преданность спорту, за стремление оставаться молодым, здоровым телом и духом на всю жизнь.

ЗРЕЛОСТЬ
ВСЕ ЭТО: и будничные трудовые успехи по пропаганде, поиску, внедрению рационализаторских предложений, и спортивные победы на самых разных уровнях — творческая зрелость Виктора Индриксона. Это успех и его личный, и тех, кто с ним вместе трудится, увлекается спортом, тех, кто не остановился на полдороге.
Не открою секрета, если замечу, что на Виктора Индриксона равняются втайне многие молодые рабочие, инженеры, моряки. Мужественный спортсмен личным примером, своим непосредственным участием, своей помощью, заботой стремится оживить спортивную жизнь нашего объединения. Кто всегда безотказно выступает за сборную "Эстрыбпрома" по легкой атлетике, волейболу, плаванию, лыжным гонкам, настольному теннису? Виктор Индриксон. Наша сборная по волейболу под руководством тренера Виктора Индриксона уже не раз защищала спортивную честь объединения. Когда я спросил у Виктора, не трудновато ли вот так изо дня в день тренироваться, выступать, куда-то спешить, он ответил: не легко, но надо, надо для себя, для других, для работы, для семьи.

ИТАК, О ЕГО СЕМЬЕ
КАК ВЫ догадываетесь - она спортивная. Жена Ульви Индриксон — тринадцать раз была чемпионом СССР, призером первенства Европы, участницей Римской олимпиады по плаванию. Сейчас она тренер, у нее много способных учеников, к которым относятся: и дочки-близнецы Кайре и Кая. Обе увлечены плаванием и достигли уже немалых успехов. Кайре Индриксон на недавнем первенстве Европы по плаванию в Швеции была удостоена за свои победы серебряной и бронзовой медалей, другая дочь Кая — мастер спорта. Кайре и Кая — десятиклассницы. Сейчас упорно тренируются. Они надеются выступить на Олимпиаде-80. Кайре и Кая — кандидаты в сборную СССР по плаванию.
И вот еще одна радость в семье Индриксонов, у всех любителей спорта Эстонии. На только что закончившихся соревнованиях на Кубок СССР по плавательному многоборью, прошедшему в Харькове, Кайре Индриксон завоевала Кубок СССР.
Родители делают все, чтобы дочери, как и они сами, на всю жизнь сроднились со спортом, ибо убеждены, что он способствует человеку оставаться здоровым телом и здоровым духом. Впрочем, почему «оставаться». И Ульви, и Виктор Индриксон остаются молодыми, полными сил для любимого труда и столь же любимого отдыха.

П. ЛУГОВСКОЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виктор Индриксон.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Коллеги по работе поздравляют с победой в Тбилиси.

Фото А. Дудченко и И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
БОЦМАН ЭДУАРД ЛЯХ - 06 12 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Морская биография Эдуарда Ляха началась, когда ему было 22 года. Закончив службу в рядах Советской Армии, он в 1962 году поступил учиться в Пярнуский УКК. В море впервые вышел в должности матроса на одном из судов Пярнуского рыбоконсервного комбината.
Но Эдуарда все время манили дальние морские дороги. Вскоре мечта его осуществилась. На плавбазе «Урал» он совершил плавание в Норвежское море. И вот уже 13 лет он плавает на судах транспортного флота в различные районы Атлантики.
Ныне он — боцман. В этой должности он впервые вышел в море почти десять лет назад на танкере "Александр Лейнер». Три года назад Эдуард. Петрович сделал первый рейс на крупнотоннажном судне. Это был РТМС-7507 «Саадъярв». Образцовая работа Эдуарда Ляха в этом рейсе была высоко оценена руководством судна. Благодаря усилиям Э. Ляха на "Саадъярве» был наведен хороший порядок. Эдуард Петрович проявил себя и как активист-общественник. Потом он не раз избирался членом судового комитета, членом группы народного контроля. Ему вынесена не одна благодарность. В 1975 году присвоено почетное звание «Ветеран «Эстрыбпрома». Свой последний рейс Эдуард Петрович совершил на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». И здесь экипаж остался доволен его заботой по содержанию судна. Старший помощник капитана М. Абзалов так оценивает работу Эдуарда Ляха:
— Нам повезло, что в этом рейсе боцманом на судне был Эдуард Петрович, опытный, энергичный и трудолюбивый моряк. Он постоянно следил за тем, чтобы судно содержалось в образцовом состоянии. Когда Эдуард Петрович берется за дело, можно быть уверенным, что оно будет выполнено качественно и вовремя.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ.
Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-246 "Антс Лайкмаа» и его экипажей. ИДЕМ С ТРАЛОМ – 24 11 1977
- По местам стоять! Со швартовов сниматься! — раздается по судовой трансляции команда капитана Виктора Сергеевича Еськова. Личный состав быстро занимает места по швартовому расписанию. Считанные секунды и связь с берегом обрывается. Судно покидает сенегальский порт Дакар, где производился ремонт БМРТ-246 "Антс Лайкмаа», и отправляется в очередной рейс. Получив необходимое снабжение с ТР «Иней» и ПБ «Станислав Монюшко», берем курс в назначенный район промысла.
С первых дней перехода начинается деятельная работа во всех службах по подготовке технической части к промыслу. Переход предстоит короткий, и поэтому администрация принимает решение: в целях ускоренного завершения подготовки работать в две смены.
Нам предстоял нелегкий, судя по гидрометеорологическим условиям, рейс. Необходимо тщательно подготовиться к промыслу. Это потребовало от всего личного состава инициативы и энергии.
Переход подходил к концу, с каждым днем работ становилось меньше. К подходу на промысел все они были завершены, механизмы опробованы. Наступил самый ответственный момент — испытать подготовленные механизмы под промысловыми нагрузками. По распоряжению флагмана отряда Александра Зиновьевича Сундакова поисковую работу начали с района подводной возвышенности.
День первого траления выдался чудесным. Ярко светило солнце, лаская своими теплыми лучами море. Слабый прохладный ветерок приятно охлаждал разгоряченные тела моряков, готовивших на палубе трал к постановке. И вот старший мастер добычи Иван Люсый доложил, что все готово. Пройдя еще раз предполагаемую трассу траления и убедившись по приборам, что грунт подходящий, развернулись на 180 градусов и начали постановку трала.
Первая постановка затянулась. Не из-за того, что личный состав не усвоил своих обязанностей: теоретически все шло, как положено, а вот практическая сторона дела малость, но подвела. Еще не хватало навыков, не были отработаны практически отдельные операции. Но как бы там ни было, а трал поставлен и первое траление началось. Два часа прошли незаметно. Как только натужно заработала траловая лебедка, личный состав, свободный от вахт и работ, высыпал на шлюпочную палубу. Пришлось старшему помощнику капитана Мухараму Абзалову выпроваживать не в меру любопытных подальше от опасной зоны. Но что поделать с фотолюбителями, ни за что не желавшими упустить момент и отснять кадры с первым уловом! Они заранее выбрали удобные позиции для съемки и теперь с фотоаппаратами, наведенными на слип, затаив дыхание, следили за ваерами, которые с кормовых блоков круто уходили в морскую бездну.
Вскоре показались траловые доски, а спустя некоторое время и сам трал был поднят на промысловую палубу. Велико же было разочарование — трал пришел пустым...
Обследовав досконально подводную возвышенность на всех возможных курсах и глубинах н убедившись, что рыбы здесь нет, продолжили поиск к юго-западу от подводной возвышенности.
Район здесь оказался более удачным. Уже первое контрольное траление дало обнадеживающие результаты. Правда, уловы были небольшими — 5—6 тонн, но ассортимент разнообразен. Преобладал серебристый хек, в прилове — розовый ошибень и много другой разнообразной по форме и окраске рыбы, названия которой мы еще не знали.
В цехе все было готово к обработке улова. Заработали транспортеры, подавая рыбу из бункера к разделочным столам, задвигались проворно руки матросов, привычные к работе. Цех наполнился ритмичным шумом работающих механизмов. Весело, подзадоривая друг друга, обработчики забивали первую пару тележек разделанной рыбой. Пройдя соответствующий технологический цикл, она будет доставлена домой, за тысячи миль от промысла.
С первой ошкеренной рыбой, с первых же тележек развернулось трудовое соперничество между бригадами мастеров обработки — Геннадия Гейченко и Александра Давидюка, а также парное социалистическое соревнование с экипажем БМРТ-235.
Обычно в социалистическом соревновании успех достигается в коллективе дружном, сплоченном, где проявляется постоянная забота о выполнении каждого суточного задания и рейсового плана в целом. Поэтому основной и первостепенной задачей мастеров обработки Г. Гейченко и А. Давидюка, партгрупоргов Г. Гейченко и А. Гончара, групкомсоргов Николая Катышева и Михаила Стихарева стала работа по сплочению и мобилизации личного состава бригад на ударный труд. Цель — найти каждому дело по душе, учитывая стаж, накопленный опыт и эффективность работы, организовать удобные рабочие места, привить всем морякам навыки выпуска рыбной продукции высокого качества.
«Коллективы бригад; — говорит помощник капитана по производству Велло Юмарик, — подобрались достаточно крепкими, вполне способными успешно решать сложные и разнообразные производственные задачи. Они сразу же поставили перед собой цель: максимально использовать рабочее время, как можно больше выпустить разделанной, рыбы, филе и спецразделки. В каждой бригаде определились настоящие специалисты по изготовлению филе, обезглавливанию рыбы, потрошению. После того, как каждый нашел себя в работе, производительность труда заметно повысилась. Оживилось и социалистическое соревнование между комплексными бригадами за достойную встречу 60-летия Великого Октября».
...Прошло более десяти лет с тех пор, как БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» вышел в свой первый промысловый рейс. С тех пор сделано 17 рейсов — практически во все промысловые районы Атлантического океана. Экипажи судна настойчиво боролись за выполнение рейсовых заданий, содержали судно в хорошем техническом состоянии, за что неоднократно награждались: в 1970 и 1974 году экипаж БМРТ был награжден Почетной грамотой ЭРПО «Океан» за призовое место в противопожарном смотре судов объединения, в 1972 году — Почетной грамотой за второе место в конкурсе на лучшее судно ЭРПО «Океан» по технической эксплуатации в группе добывающих судов типа БМРТ и РТМ, в 1973-м судоэкипаж под командованием капитана-директора Ю. Вискова награжден Почетной грамотой за первое место в парном социалистическом соревновании с экипажем БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», а в 1974 году коллектив награжден Почетной грамотой Президиума Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов за успешное выполнение государственных планов и социалистических обязательств...
Эти славные трудовые традиции экипаж продолжил и в юбилейном году. Рейсовое задание по всем основным показателям выполнено успешно. Поисковые работы также выполнены с оценкой «хорошо".
Работая в промысловом режиме, в честь праздника советского народа — 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, экипаж добился значительных успехов в выполнении производственного задания по всем показателям. Так, за 43 промысловых суток вылов рыбы составил 142,6 процента к плану, заморозка рыбы — 146,5, филе перевыполнено в несколько раз. За этими цифрами стоит огромный, действительно ударный труд всего экипажа.
По итогам социалистического соревнования в рейсе лидировала бригада мастера обработки Геннадия Гейченко, которой дважды присуждался вымпел «Лучшая бригада». Обладая большим опытом работы на промысловых судах, Геннадий Гейченко сумел наиболее рационально использовать и рабочее время, и имеющееся на борту сырье. В его бригаде царил дух взаимопонимания и взаимовыручки, велась постоянная борьба за повышение профессионального мастерства членов бригады, укрепление производственной и трудовой дисциплины.
В авангарде социалистического соревнования были комсомольцы и молодежь судна. Из числа передовиков производства здесь следует отметить матроса Сергея Полуяна, которому было присвоено звание "Лучший по профессии", а комсомольцы группы оказали ему доверие - подписать Рапорт Ленинского комсомола ЦК КПСС к 60-летию Великого Октября; Анатолия Лючика , который стал лучшим филейщиком, а его фотография занесена на судовую Доску почета, Владимира Куликова и Сергея Элошвили.
Исключительную помощь в обработке улова оказывала подвахта, на которую выходил весь личный состав, свободный от вахт. Особое значение имела подвахта при выгрузке рыбопродукции на транспортные суда, особенно когда в районе промысла погода то и дело портилась. При послед ней стоянке у борта ТР «Ленинские горы» экипаж затратил на выгрузку 586 тонн рыбопродукции, получение снабжения и бункеровку менее суток. В этом заслуга всего экипажа, но особенно добросовестно потрудились матросы Николай Катышев, Петр Ливушин. Николай Шатахин, Сергей Полуян и подвахтенные — четвертый помощник капитана Сергеи Субачев, являющийся секретарем комсомольской организации, электрик Юрий Корабельщиков, который был принят кандидатом в члены КПСС, моторист второго класса Сергей Морозов.


Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаФОРМА ОДЕЖДЫ МОРЯКА - 24 11 1977
Курсанты морских учебных заведении обязаны носить установленную форму одежды — истина общеизвестная. Такова традиция. Но далеко не каждому известно, как она появилась. А ведь морская форма, как и флот, имеет свою историю.
Появление профессиональной морской формы связано с созданием в России регулярного флота. Именно тогда, в начале XIX века, появилась такая привычная сегодня принадлежность морской одежды, как тельняшка. Во времена парусного флота расцветка тельняшки давала возможность командному составу не терять из поля зрения матросов, работающих на реях среди парусов. Обладает она и рядом преимуществ: удобна для стирки, не стесняет движений при работе, хорошо сохраняет тепло. Пришедшая к нам из прошлого столетия, флотская тельняшка и сегодня олицетворяет для многих «морскую душу, силу и гордость».
Свою историю имеет и синий форменный воротник. Раньше матросы русского флота носили смазанные салом и припудренные парики. Для защиты мундира от загрязнения надевались кожаные воротники. В сороковых годах прошлого века к фланелевым рубахам гребцы баркасов одевали воротники, которые служили - защитой от холодного ветра и морской воды в непогоду. А спустя два десятилетия на флоте в качестве формы одежды была введена форменная рубаха с синим воротником, обрамленным по краям белыми полосами.
Головным убором русского моряка петровского времени служила зеленая шляпа с полями, которая ничем не отличалась от обычной крестьянской шляпы того времени. Такой головной убор просуществовал на флоте до XIX века. Затем был введен новый — фуражная шляпа, прототип современной бескозырки. Моряки судов гражданского флота и курсанты учебных заведений носят морские форменные фуражки.
Бострог, а впоследствии бушлат, появился в петровские времена. Это была копия верхней одежды голландского моряка. В середине XIX века были введены просторные короткие куртки — бушлаты, которые шились из простого зеленого сукна. Первоначально длинные, они впоследствии были значительно укорочены и облегчены. Со временем сменился и цвет, став черным.
Такова краткая история основных предметов морской формы. Они же составляют форму одежды курсантов мореходных училищ и школ.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР N° 337 от 26 августа 1974 года введены в действие Альбом и Правила ношения форменной одежды работников флота рыбной промышленности СССР.
К сожалению, некоторые курсанты учебных заведений, моряки судов, работники береговых служб нарушают эти Правила: носят смешанную с гражданской форму одежды, ходят в городе без головных уборов, в цветных ботинках, разноцветных рубашках, брюках и галстуках, а курсанты — без форменных воротников, с расстегнутыми рукавами, без нарукавных эмблем и головных уборов. Необходимо помнить, что ношение морской формы — долг каждого курсанта и моряка.

Н. НАГОРНЫЙ,
начальник организационно-строевого отдела ТМШ.