Лента блогов
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТ-4572 и его экипажей. ПАМЯТНЫЙ АВГУСТ - 24 11 1977
В последнем рейсе наиболее эффективным для экипажа среднего рыболовного траулера 4572 (капитан Н. И Борт) оказался первый месяц промысла — август. Используя благоприятную погоду, добытчики сумели выловить в этом месяце более двух тысяч центнеров сайды. В результате экипаж тог да занял первое место за наибольший вылов по объединению среди средних рыболовных траулеров. Из рыбы, сдаваемой на производственный рефрижератор «Аугуст Корк», изготовлялись филе, мороженая продукция и т. д.
В дальнейшем, однако, наступили штормовые дни. Но штурманский состав и добытчики, применяясь к новым условиям, продолжали бороться за выполнение плана.
Знаток своего дела старший мастер добычи Александр Мазур всегда держал в полной готовности промвооружение. Он не раз повторял: если в море есть рыба, значит, она будет и у нас в трале.
И помощники у него оказались надежными. Мастер добычи Игорь Малиновский только что окончил мореходное училище и в своей должности шел на промысел впервые. Однако с помощью опытных специалистов быстро освоил выполнение обязанностей. Комсомольцы оказали ему большое доверие, выбрав своим вожаком. Немало рейсов сделал на средних траулерах матрос Анатолий Кирдода.
Мастеру обработки секретарю партийной организации Александру Репину и его помощнику Юрию Романову в период, когда не было на промысле плавбаз, пришлось часть улова засолить.
За рейс сделано до трехсот тралений. По предварительным данным, выловлено 4118 центнеров рыбы, что составляет около ста двух процентов к плану.

А. КРОСС.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИХ ЖДЕТ ОКЕАН - 26 11 1977
— Хотите знать, как трудятся наши выпускники? — переспрашивает мой собеседник — Николай Зиновьевич Нагорный, начальник организационно-строевого отдела Таллинской мореходной школы. — Об этом можете расспросить самих ребят. На днях из Дакара прилетела группа наших бывших курсантов, проходивших практику на БММРТ-186 «Иван Грен». Рейс был удачный, и, конечно, впечатлений у ребят немало — все-таки первая встреча с морем...
...В редакцию пришли все шестеро практикантов со 186-го. И первое, что бросилось в глаза, их удивительная несхожесть. Южный темперамент азербайджанца Чапая Шарифова сложно было совместить с невозмутимым спокойствием паренька из Бурятии Валерия Дандарова. Словоохотливый Владимир Гусев из Тамбова на все имел уже устоявшееся мнение. Рассуждения казахстанца Анатолия Герасименко — самого молодого из ребят - отличались внутренней сосредоточенностью и целенаправленностью, высказывались по-деловому, серьезно. Знакомство продолжилось: Владимир Балахнин приехал с Украины, родина Ивана Родидяла — Молдавия. Но всех их объединило море, его суровую романтику каждый принимал по-своему...
Беседа завязалась быстро. Молодые моряки охотно рассказывали о своих делах, делились планами и заботами.
Только что получен аттестат об окончании ТМШ, подошел к концу короткий межрейсовый отдых. Скоро улетать в Дакар, Где ожидает судно. Заканчивались последние приготовления ко второму рейсу. Естественно, разговор заходит о первом...
Чапай Шарифов: Нам очень помогли знания, полученные в мореходной школе. Пожалуй, только там, в море, по-настоящему оценили все то, что дала учеба. Взять, к примеру, такой предмет, как сигнализация. Немало хлопот доставляет он курсантам: приходилось много заучивать, требовались регулярные тренировки. Зато, как пригодился в рейсе весь запас знаний: быстро и легко определяли местонахождение судна, ловит ли оно рыбу или дрейфует...
Владимир Гусев: В школе нам дали отличную подготовку. В рейс пошли, уже хорошо зная технику лова, работу с тралом. Но все-таки... немного побаивались — вдруг не справимся. Ведь рядом трудились бывалые моряки, а отставать не хотелось... Часто вспоминали уроки нашего мастера Ивана Михайловича. Вот уж когда пригодились умения и навыки, которыми он щедро делился с нами...
Хорошего мнения о своих воспитанниках и Иван Михайлович Бронников, мастер производственного обучения группы С-71:
— Этим выпуском мы, педагоги, можем гордиться. На протяжении всей учебы — прекрасные отзывы преподавателей. Группа в целом подобралась дружная — товарища з беде не оставят. Может быть, от этого и учеба шла успешней, и дисциплина была всегда на высота. С первых дней мы вместе с ребятами поставили задачу: добиться, чтобы в группе не было отсева — все тридцать учащихся должны закончить учебу и получить аттестат. Цель свою достигли. 3 эти дни с производственной практики возвращаются последние курсанты. У большинства из них работа в рейсе оценена на «хорошо» и «отлично», Рыбопромысловый флот пополняется хорошими специалистами...
И хочется добавить: не случайными. За несколько стандартными ответами: приехал по объявлению, посоветовал товарищ, жаждал романтики — проглядывалось нечто большее, серьезное и значимое. Умение преодолевать трудности, чувство ответственности за свой труд, физическая выносливость и закалка — такой увидели ребята морскую жизнь, такими стремились стать.
Анатолий Герасименко: Для мореходной школы мы — курсанты, практиканты. На судне — моряки. Работали матросами второго класса, держали испытание на первый класс. В течение всего рейса — ежедневная проверка своих сил. И, может быть, впервые почувствовали, как ответствен рыбацкий труд, как важно качественное его выполнение и еще... гордость за него. Ведь работаем мы для людей.
Владимир Балахнин: Очень благодарны мы старшим товарищам, всем тем, кто помог нам в постижении сложной и ответственной рыбацкой профессии. Не дал растеряться в тяжелую минуту. Тем, кто добрым словом, вниманием и заботой встретил нас на судне...
Конечно, не все шло легко и гладко.
Трудности — от них не застрахованы и опытные моряки, а тем более новички, еще вчера сидевшие за партой. Вот когда познается и рука друга, и сила морской дружбы.
На БММРТ-186 произошла непредвиденная неприятность. При подъеме трала оборвался джильсон. Курсанты, работающие на палубе, растерялись, замешкались. Нужно что-то срочно предпринять, но, как назло, никак не вспомнить, не найти быстрого решения. И тут на помощь приходит тралмастер Анатолий Бадьянов. Его команды в темпе выполняются — обрыв связывается прямым узлом. Еще один урок. Так приходил опыт.
Зато как старались ребята походить на своих наставников, быть трудолюбивыми и внимательными. Даже то, что работать приходилось «восемь через восемь», прозвучало у них как-то особенно, с гордостью: да, действительно, тяжеловато приходилось на первых порах, но к концу рейса это ощущалось уже не так сильно. Находилось время и на другие дела. Володя Балахнин, делавший политинформации еще в мореходной школе, теперь выступал с сообщениями перед бригадой. А Чапая Шарифова так и прозвали — «самый главный боцманенок» — очень уж усердно помогал он и в покраске судна, и в других мелких ремонтных работах.
...Хорошо принял выпускников ТМШ коллектив БММРТ-186 «Иван Грен», сработались ветераны и новички. И только к одному никак не могли привыкнуть: очень уж медленно идет в море почта, редкие весточки посылает земля...
Анатолий Герасименко: Задумал продолжить свое образование в мореходном училище. Вместе с товарищем по мореходной школе Андреем Гугляном мы поступили в ТМУРП. Во время практики успели выполнить контрольные работы, но вот на учебной сессии в этот раз побывать не удастся — уходим в новый рейс. Но, когда вернусь, собираюсь перейти на дневное отделение, чтобы не затягивать учебу. Считаю, что специальное образование просто необходимо—в море должны ходить грамотные и умелые люди. А своим новым товарищам по мореходке я расскажу о море, о рыбацком труде, о том, как это нелегко и почетно — быть настоящим моряком... Есть еще одна мечта. Дома, в Казахстане, у меня остался младший братишка. Хочу пригласить его в Таллин, пусть тоже станет моряком.

Н. КРУТИКОВА.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИ ЛЮДИ ПОВЕРИЛИ... – 26 11 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЖЕСТЯНОБАНОЧНОМ цехе холодильника начиналась вторая смена. Из комнаты мастеров, где мы беседуем с Сергеем, можно рассмотреть весь корпусной участок.
Сквозь толстые стекла окон не проникает шум станков, видны лишь четкие и размеренные движения станочниц...
- Я рад, что имею дело с людьми, - так начался наш разговор с мастером цеха Сергеем Лукиным.
Смысл сказанного оказался более емким и многогранным, чем могло показаться на первый взгляд — его раскрывала вся дальнейшая беседа. Пожалуй, начало положила мореходка, где Лукин изучал технологию рыбных продуктов: потом был пресервный цех холодильника, где работал закатчиком; позже — специальные курсы при Таллинском рыбокомбинате, и, наконец, жестяно-баночный цех, в котором Сергей трудится со дня его ввода в строй. Он был среди тех, кто первым осваивал новое производство. В цех пришел мастером, но на первых порах приходилось нередко и у станка стоять и работать за двоих, а то и за троих... Накапливался опыт, приходили навыки, умение.
Быть мастером для Лукина — значит не только обеспечивать смену работой, контролировать выпускаемую продукцию. Главное — это люди. Уметь не только требовать, но и объяснить и растолковать, самому показать, как делается та или иная производственная операция. И самое важное: надо, что- бы люди поверили в тебя. Это оказалось самым сложным. Подводила... молодость. Что нужно, чтобы рабочий поверил в мастера, который чуть ли не вдвое моложе его? Словом, бывало всякое... От Сергея потребовалась ка кая-то особая выносливость, что ли, моральная сила, умение доказать, на что способен.
И, может быть, одним из первых шагов к авторитету стал рейд «Комсомольского прожектора". Комсомольцы проверяли качество выпускаемой продукции жестянобаночного цеха. Выявились недостатки: во время пайки допускались потеки швов в банках. Командир «КП» Сергей Лукин вместе с комсомольцами постарался, верно выяснить причины. С одной стороны, сказалась невнимательность отдельных работников, а с другой — техническое несовершенство самих паяльников. И вот тогда было решено: помочь людям разработать новые, усовершенствованные инструменты. В работу подключились специалисты: главный механик Анатолий Геращенко, инженеры-механики Валерий Батрашев, Владимир Бурзак, начальник цеха Леонид Попов, мастер Леонид Лукин. Была разработана новая технология. И тут же, в слесарных мастерских холодильника, приступили к делу. Новый паяльник имел ряд преимуществ: быстрее нагревался, был значительно легче старого, снабжен специальной поддерживающей пружиной. Все это значительно облегчило процесс пайки, повысило ее качество,
Совершенствовалось оборудование, рос новый цех холодильника, и – это вполне закономерно — к молодому мастеру приходил авторитет. Поверили ему люди, потому что, увидели внимательное и доброжелательное к себе отношение, почувствовали справедливость предъявляемых требований... Недавно молодежь холодильника выбрала Сергея заместителем секретаря комсомольской организации, а коллектив жестянобаночного цеха — профгрупоргом. Молодой мастер умеет работать с людьми, и он сумел это доказать.

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаИ РАБОТА, И ДОСУГ - 29 11 1977
Эта смена рыбоприемщиков ТР «Ботнический залив» — комсомольская. Возглавляет ее старший матрос, Владимир Свистунович. Славно потрудились комсомольцы в последнем рейсе. Как и подобает молодым, сильным, энергичным. Тем более, это был предъюбилейный рейс.
Назовем одного труженика комсомольской смены рыбоприемщиков — Владимира Шульгова. Его выделил первый помощник капитана Альфред Антонович Каллип.
— Его портрет помещен на судовой Доске почета. Отличный рыбак и моряк, — говорит А. Каллип.
Хорошая сценка. Ее вполне заслуживает В. Шульгов. Кстати сказать, оценка первого помощника подкрепляется характеристиками с других судов, на которых плавал старший матрос лебедчик Шульгов. В частности, благодарностями. Портрет его был и на судовой Доске почета БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Второе место в соревновании по итогам рейса завоевала комсомольская смена, в которой трудится Владимир Шульгов. План приема рыбопродукции ею выполнен на 181 процент.
Как комсомольский активист, Владимир Шульгов в рейсе, помимо своих прямых обязанностей, выполнял и другие — культурника. В его ведении — судовая библиотека, демонстрация кинофильмов. А это так необходимо вдали от дома, от родной гавани.
Очень довольны моряки своим культурником!
И снова ушел в рейс ТР «Ботнический залив». И опять отправился на нем в океан комсомолец В. Шульгов...

И. ШУРОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ: В. ШУЛЬГОВ.
Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаБМРТ-246 «Антс Лайкмаа». ВЫСТАВКА "УМЕЛЫЕ РУКИ" - В РЕЙСЕ - 29 11 1977
Надолго покидает рыбак берег, уходя в море на промысел, который длится без малого полгода. Какой же большой и важной задачей комсомольской организации является организация досуга экипажа, различных культмассовых мероприятий.
...В недавно закончившемся рейсе БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» на судне было проведено несколько викторин на различные темы, организован шахматно-шашечный турнир, а когда позволила погода — соревнование на первенство судна по стрельбе из пневматической винтовки и соревнование по волейболу между бригадами и службами.
Финальные игры в шахмат-но-шашечном турнире проводились во второй половине рейса. В долгой и напряженной борьбе первые три призовых места по шахматам заняли: электрогазосварщик Алексей Черкасов, рефмеханик Анатолий Дмитриев и матрос первого класса Николай Вайн. В шашечном турнире призовые места поделили между собой матрос второго класса Вячеслав Марышев, электрогазосварщик Алексей Черкасов и повар первой категории Анатолий Котляр. Победители награждены дипломами и памятными подарками.
В соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки в финал вошло десять человек. После упорной борьбы турнирную таблицу возглавили матрос второго класса Сергей Элошвили, старшин матрос Альберт Пржевальский и электромеханик Юрий Пименов, набравшие максимальное число очков.
Интересно прошли соревнования по волейболу. Команды подобрались сильные, сыгранные. После упорной и острой борьбы первое место завоевала команда второй бригады, капитан команды Михаил Стихарев.
По-разному проводят свободное время члены экипажа. Кто учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, кто увлекается художественной литературой, третий готовит контрольные работы. Но, видимо, на любом судне имеются и такие люди, которые свой досуг посвящают изготовлению различных поделок. Была бы фантазия, терпение и усидчивость — и вот уже сувенир готов...
Большой и неподдельный интерес на судне вызвала выставка «Умелые руки», организованная судовым комитетом (председатель Анатолий Красовитов) совместно с комсомольским бюро (секретарь комсомольской организации Сергей Субачев). На выставке было представлено более 20 экспонатов, изготовленных из различных подсобных материалов членами экипажа.
Специальное жюри в составе Алексея Черкасова, Вячеслава Ведерникова и Владимира Тырсина подвело итоги конкурса. Лучшими по моделированию признаны работы электрорадионавигатора Юрия Акулова (макеты парусников, деревянный кубок, обрамленный затейливым орнаментом); резьбе по дереву и пластике — машиниста РМУ Анатолия Гончара (портрет Сергея Есенина, картина «Мальчик у стены»); выжиганию с последующей раскраской — матроса второго класса Федора Бойко (парусный фрегат). Из рукоделия особым успехом пользовалась работа пекаря Нины Черниковой, которая представила на выставку дамскую сумочку. Любопытна и интересна работа электрика Эдуарда Томашина, который изготовил макет действующего маяка.
Надо ли говорить, что организованная в рейсе выставка пользовалась исключительным интересом у всех моряков -каждому она доставила огромное эстетическое удовольствие.

E. БЕЛОГОЛОВЦЕВ. первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

судовые умельцы Ю. Акупов (справа), А. Гончар,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Э. Томашин (справа), Ф. Бойко со своими поделками.

Фото И. Шперова.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти БМРТ-250 "Яан Коорт» и его экипажей. КОГДА ЛЮДИ БОЛЕЮТ ЗА ДЕЛО - 22 11 1977
ИЗ СВОЕГО очередного рейса экипаж БМРТ-250 "Яан Коорт» вернулся в самый канун праздника Великого Октября. Итоги юбилейной трудовой вахты обрадовали и коллектив судна, и руководство «Эстрыбпрома»: вылов - 113. 1 процента, мороженная рыбопродукция — 125.8, разделанная - 102,6, филе - 160 процентов. В целом пищевая продукция -104.8, товарная - 105,5 процента. На пищевые цели направлено 77 процентов выловленного сырца. Мы попросили прокомментировать эти цифры заместителя генерального директора объединения С. В. Хорохонова.
- Можно только поздравить экипаж 250-го с трудовой победой, - сказал Сергей Владимирович. — Особенно хотел бы подчеркнуть вот что: рыбаки «Яана Коорта» добивались успеха там, где другие суда терпели неудачи, и на деле доказали, что даже в условиях нынешнего промысла — а работать им довелось в трудном районе — вполне возможно выполнять рейсовые задания. При одном непременном условии: если по-настоящему болеешь за свое дело и... умеешь его делать.
Капитан-директор Анатолий Никитович Андреев — умеет. Лучше других знают это те, кому доводилось бывать с ним и раньше в столь же нелегких и беспокойных рейсах, как недавно закончившийся. Давненько не было иных — чтоб попроще да уловистей — у капитана-ветерана. За каждый успех приходилось расплачиваться большим трудом и терпением. И тем, чего жалеть, не приходится: знаниями, опытом, интуицией, рыбацким, если так выразиться, предвидением. Чего капитану Андрееву не занимать.
Вот и этот рейс. Неважная — это слабо, очень слабо сказано — стояла промысловая обстановка в районе Централь-но-Восточной Атлантики, когда прибыл сюда БМРТ-250 — в начале лета то было. Сводки с других судов удручали: настоящая безрыбица. Плюс жалобы на участившиеся простои, главным образом из-за топлива. По закону невезения. Одно судно покинуло район, второе, а там подались искать «рыбацкое Колорадо» другие. Дело известное: всегда она, золотая рыбка, там, где нас нет.,.
Капитан Андреев на «золотую» не полагался. И уж тем более — в этом рейсе. Побегаешь, порыщешь по океану — покажется золотой и мелочь третьей группы: и взял бы, да уже поздно хватился, не наверстать столь легкомысленно потерянного времени. Не погасить задолженности, что росла как снежный ком — с каждыми сутками.
...Все, что только возможно заморозить, — на заморозку! Вот был главный лозунг дня. Многое вместил он в себя: борьбу за максимальное направление сырца на пищевые цели — и за хозяйски бережное, рациональнее использование живых богатств океана, курс на эффективность добычи — и качество производимой рыбопродукции.
— Как было дело? — рассказывает первый помощник капитана Юрий Феодосиевич Пономарев: — Случалось не раз такое, к примеру. Подняли трал, вылили. Сортировка. Темп — главное. Подвахта — на палубу, в рыбцех. Понукать некого — люди сразу сориентировались в обстановке, с полуслова поняли «тактику» и «стратегию» капитана, уверовали: все-таки и в таких условиях возможно выполнить план... Вдруг из рыбцеха — рассерженные, если не сказать, — возмущенные матросы: «Вы что вытворяете, такие-сякие, — почему на колодку гоните все подряд?..» Под нож, под нож давай, на разделку то есть. Вот так болели за дело — чтоб ни один «хвост» даром не пропал, не по назначению пошел. Таким-то образом и перевыполнили рейсовое задание и по филе, и по разделке. За счет сознательности, если хотите...
Это, прежде всего — самоотверженная, действительно ударная работа. Плюс рыбацкое мастерство — главный гарант и высокой эффективности труда и высокого качества продукции.
Не первый рейс плавает технологом, помощником капитана по производству Геннадий Фомин. Коротко и исчерпывающе характеризует его командование БМРТ: «Не в белых перчатках ходит в рыбцех: на любую операцию встает в случае надобности (сколько таких случаев было, подсчетами никто не занимался...). Рыбцех любит, организовать дело умеет.
ИИ вот его ...две правые руки: рыбмастер Михаил Литаврин, аттестованный после рейса в технологи, и коммунист Антон Таран. Оба давние, опытные рыбаки, можно сказать, специалисты-универсалы обработки и, что не менее важно, способные организаторы производства. А еще — настоящие, вдумчивые наставники молодых рыбаков. И в этом, кстати, проявляется не только сугубо производственная, деловая характеристика этих людей. Ибо мало - просто обучить подчиненных тебе людей передовым методам труда, практическим навыкам, но и привить им высокое чувство ответственности за порученное дело, за то же качество рыбопродукции. Ведь качество, если вдуматься, категория отнюдь не только экономическая и технологическая, но и нравственная, психологическая. Все больше рыбаков понимают это, убеждаются на собственной практике. Как убедились, скажем, матросы - обработчики Виктор Корж и Николай Ершова, молодые моряки Александр Шалавин, Ефим Сусь и другие их товарищи, не раз отличившиеся в рейсе как передовые производственники, беззаветные труженики. А ведь иные из них, и таких было немало, только в этом рейсе по-настоящему приобщились к рыбацкой профессии. Под руководством тех, кого принято называть наставниками.
Высокое профессиональное мастерство и морскую выучку продемонстрировали моряки службы добычи, которую возглавлял старший тралмастер Иван Процюк. В этом рейсе ему было присвоено почетное звание «Ветеран «Эстрыбпрома», вряд ли нуждается в расшифровке то, что стоит за этим. Давно плавает и мастер добычи Ярослав Макар, также в совершенстве знающий промвооружение и, к тому же, отличавшийся в этом рейсе общественной активностью: коммунист Я. Макар возглавлял комиссию по контролю хозяйственной деятельности администрации. Кстати сказать, комплексная бригада, в которую он входил, стала победителем соцсоревнования в рейсе, лидером юбилейной трудовой вахты. Трудно, ох, как трудно было противостоять такому сопернику Анатолию Козлову: как-никак, он впервые выходил на промысел в качестве мастера добычи. Но—противостоял: в нелегкой трудовой борьбе завоевала «пальму первенства» бригада Ярослава Макара!
Несмотря на все превратности изменчивой промысловой обстановки, и капитан, и вообще весь экипаж судна довольно уверенно, спокойно чувствовали себя за «спиной" службы добычи, в которую входили и такие «ассы", как закаленные, многоопытные добытчики Петр Тетушкин (ему тоже было присвоено звание ветерана в этом рейсе), бывший сахалинский рыбак Юрий Рязанов и Анатолий Тищенко.
Отмечая тех, кто отличало на ударной юбилейной вахте, кто внес особый вклад в успешное завершение этого трудного рейса БМРТ-250, следует сказать доброе слово и о судомеханической службе. Возглавлял ее старший механик коммунист Валентин Баврин, человек и знающий, опытный, и беспокойный: не находил себе места до тех пор, пока что-то барахлило, действовало «не так ...» Ни аварий, ни поломок. Ни одного часа драгоценного промыслового времени, потерянного по вине машинной команды.
На должность старшего механике аттестован командованием БМРТ-250 второй механик Валентин Грижак. В минувшем рейсе, надо полагать, раскрылись все его способности — и как прекрасного специалиста, и как общественно активной, деятельной личности. Г. Грижак возглавлял партийную организацию, это почти два десятка коммунистов, которые явились главной удар ной силой экипажа в борьбе за успешное выполнение напряженного рейсового задания и социалистических обязательств, принятых в ознаменование 60-й годовщины Великого Октября. Верным и надежным помощником их в этом большом деле был судовой комитет, руководимый кандидатом в члены КПСС (вступил в рейсе) механиком-наладчиком Юрием Брежневым.
Вот люди, руками и сердцем которых был обеспечен успех этого трудного и ответственного — предоктябрьского юбилейного рейса БМРТ «Яан Коорт».

М. ЛЕОНТЬЕВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаПамяти СРТ-4510 и его экипажей. На двадцатилетней вахте - 22 11 1977
Двадцать лет несет промысловую вахту в нашем объдинении средний рыболовный траулер 4510. Он из той первой группы судов, экипажам которых выпала честь и большая ответственность приступить к освоению просторов Атлантического океана. Начинали добычу хлопчатобумажными сетями, Механизация труда была примитивной. Рыбу приходилось солить, так как рефрижераторы отсутствовали. Сдавали рыбу на так называемые «теплые» плавбазы. Теперь все это — история.
За двадцать лет СРТ-4510 сделал 44 рейса, выловлено более ста пятидесяти тысяч центнеров рыбы. За выполнение полутора-двух рейсовых планов под командованием капитанов В. А. Кунегина, В. П. Орлова, Б. В. Барбакадзе экипаж неоднократно удостаивался торжественных встреч.
С двадцать шестого июля этого года судно под командованием капитана Владимира Алексеевича Александрова вело промысел в своем традиционном районе — Северном море. Погода не баловала рыбаков, поэтому приходилось предельно эффективно использовать каждый благоприятный момент.
Стерший мастер добычи Владимир Коновалов, его помощник Александр Антонов всегда держали промвооружение в полной готовности. Умело работали матросы тт. Евсеев, Ломов, Мейдла и другие.
Хороший контакт с добытчиками держали штурманы и начальник радиостанции Валентин Стулов. В результате удавалось иногда за одно траление брать по сто - сто
пятьдесят центнеров рыбы. Рыбу сдавали на производственный рефрижератор «Аугуст Корк» и другие приемно-перерабатывающие суда. Из нее производилась готовая продукция.
Период промысла совпал со всенародным обсуждением и принятием на сессии Верховного Совета СССР новой Конституции. По судовой трансляции постоянно передавались сообщения об этих знаменательных событиях. А четвертого октября было организовано прослушивание доклада председателя Конституционной комиссии Леонида Ильича Брежнева на внеочередной сессии Верховного Совета СССР.
Патриотическим подъемом была ознаменована юбилейная вахта в социалистическом соревновании за достойную встречу шестидесятилетия Великой Октябрьской социалистической революции. Беззаветный труд экипажа получил высокую оценку. По итогам третьего квартала ему присуждена первая премия по «Запрыбе» за наивысший вылов среди судов подобного типа.
Большую помощь добытчикам оказали члены машинной команды, в том числе второй механик Юрий Раук и другие. Под руководством стармеха Александраса Киселиуса они обеспечили безотказную работу всех механизмов.
Повседневная борьба коллектива за выполнение рейсового плана и социалистических обязательств отражалась в судовой стенгазете "Маяк" и в радиогазете.

А. НЕСТЕРОВ.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаМОТОРИСТ МИХКЕЛЬ КООВ – 17 11 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Быть судовым мотористом — сложно. Сама работа отличается и трудоемкостью, и большой ответственностью. От первого оборота винта судна, отходящего от причала, и до последнего, завершающего многомесячный рейс, мотористы постоянно несут свою вахту.
Михкель Коов — опытный моторист. На судах объединения «Эстрыбпром» плавает 12 лет. Стаж солидный. В личном деле М. Коова много лестных характеристик. После каждого рейса, как и все рыбаки, он получает аттестацию. И во всех их неизменная запись «...занимаемой должности соответствует». Тут же — благодарности.
Теоретические знания и задатки в практическом освоении своей специальности М. Коов получил в профтехучилище, опыт был приобретен на судоремонтном заводе. И вот уже много лет он четко и безаварийно обслуживает вверенную технику.
Михкель Коов — из рабочей династии. К труду привык, старателен, инициативен.
Машинное отделение — сердце судна. И если оно работает ритмично, это предопределяет успех общего дела. А для того, чтобы именно так и было, моторист М. Коов тщательно готовит и обслуживает двигатели. Иначе не может. И как человек, и как коммунист. В большом коллективе добытчиков, рыбообработчиков моторист играет не последнюю роль. Он способствует выполнению производственного плана от первого до последнего дня рейса.
Ветеран объединения «Эстрыбпром» Михкель Коов много лет носит почетное звание ударника коммунистического труда. Он награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».
Идти вперед, добиваться больших успехов — черта примечательная для М. Коова. И коммунист Коов не изменяет этому похвальному стремлению. Орден «Знак Почета», врученный ветерану объединения от имени Президиума Верховного Совета СССР в 1976 году, венчает его успехи.
Бережно будет хранить М. Коов памятную фотографию, где в числе лучших тружеников объединения «Эстрыбпром" он сфотографирован у знамен революционной, боевой и трудовой славы республики.
Заслуги и награды ко многому обязывают. Это хорошо понимает коммунист М. Коов.

И. ШПЕРОВ
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега МихайловичаТРУДОВЫЕ ВЕХИ ААРНЕ РАУКАСА – 12 11 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У каждого человека свои жизненные вехи. У одного у одного они более чем скромные, у другого значительные. Арне Раукас рано познал труд: в семье было восемь человек. Надо было помочь поставить на ноги младших сестер и братьев. А их пятеро. Подростком, после окончания восьмилетки, садится за руль трактора. С этого времени и идет он по своему трудовому пути. Тяга, интерес к технике у Аарне проявились рано. Управлять хорошо машиной, подчинить ее своей воле — вот, к чему он стремился.
Ступени роста: они скромные у Аарне Арнольдовича, но примечательные. С трактора он пересаживается на экскаватор, позже — в кабину автомобиля. А теперь Аарне - машинист РМУ на судах нашего объединения "Эстрыбпром».
- Эта специальность мне нравится больше, чем, например, моториста, — говорит А. А. Раукас. И поясняет: - Машинист РМУ сам выпускает продукцию.
Труд у него конкретный, определен планом производства. А это ответственно.
За отличную работу, высокую сознательность и дисциплину А. Раукас неоднократно поощрялся. На каком бы судне он ни ходил в рейс — результат его труда оценивался высоко. Только благодарностей более десяти.
На ПР "Советская Родина» портрет Аарно Арнольдовича впервые был занесен на судовую Доску почета. Вторично — на ТР «Ханс Пегельман», В третий раз— на БМРТ-474 «Оскар Сепре». Командование БМРТ-555 «Феодор Окк» наградило инициативного труженика Почетной грамотой.
Его трудовые достижения — не случайность, а закономерность, результат сознательного и активного отношения к труду.
Соревнуясь за достойную встречу славного юбилея — 60-летия Великого Октября, передовик отдал много сил и энергии для достижения хороших результатов. И добился успеха.
В 1970 году Арне Арнольдович был награжден юбилейной медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Через год ему было присвоено почетное звание «Ударник коммунистического труда». А в 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР он награждается орденом Трудовой славы III степени.
Ветеран объединения «Эстрыбпром» (это почетное звание тоже носит А. Раукас) и сегодня полон энергии и сил. В канун праздника он удостоился чести быть сфотографированным у знамен революционной, боевой и трудовой славы республики и готовится новыми трудовыми свершениями закрепить свой авторитет, авторитет специалиста высокого класса.

И. ШПЕРОВ.
Фото автора.
Памяти Ровбут Олега Михайловича«OCKAР СЕПРЕ» : РЕЙС В НЕВЕДОМОЕ - 05 11 1977
ОДНИМ из первых советских судов, заново осваивавших некогда обжитой район промысла в Северо-Восточной Атлантике, был БМРТ-474 «Оскар Сепре". Лет 15—20 назад здесь ловили сельдь, но в последнее время промобстановка, понятно, изменилась коренным образом. Теперь основным объектом лова была путассу. Информация о ней имелась более чем скудная — и в управлении «Эстрыбпрома», и в ВРПО «Запрыба». «Ну что ж, заодно добудете и информацию, — сказали капитану-директору «Оскара Сепре» Анатолию Николаевичу Бабонину, напутствуя его в рейс. — Кому-то надо быть первым. Почему бы не вам?..» Выбор начальства, конечно, не был случайным: за спиной у А. Бабонина четыре года работы на СРТ, до этого капитанствовал на РР, в последнее время плавал старпомом на БМРТ. Из аттестации в аттестацию переходили слова: грамотный промысловик, способный быстро разбираться в сложной обстановке, хорошо подготовлен в штурманском отношении, умелый организатор и воспитатель подчиненных. Повышение в должности, естественно, обрадовало бывшего старпома, но, в общем-то, воспринял он это спокойно. Однако, не многовато ли сразу; и новая, куда более ответственная должность, и такой ответственный рейс в неведомое? Согласитесь — «опасный» для молодого капитана рейс! Выход подсказали сами кадровики, предлагавшие другое судно. Но как было уйти с 474-го, с которым не просто свыкся, а сросся душой, всем существом? С людьми, что оставались здесь?
(...Когда на днях мы беседовали с капитаном о минувшем рейсе, в каюту зашла чем-то расстроенная и взволнованная девушка. «Извините, Анатолии Николаевич, что мешаю, но у меня большая неприятность — направляют на другой БМРТ..." — «Что же делать, — ответил Бабонин, — ведь мы стоим на СРЗ, штат сокращен до предела». — «И все-таки очень вас прошу — заступитесь перед кадровиками, пусть переведут в резерв, я подожду, никуда не хочу уходить с вашего судна». Как, действительно, было расстаться с такими людьми?).
Должно быть, читатель уже понял, что «пионерский» — своего рода первооткрывательский — рейс этот в СВА закончился для экипажа «Оскара Сепре» весьма успешно. Вот его основные технико-экономические показатели: вылов — 132,4 процента, мороженая рыбопродукция — 118,8, разделанная — 215,2, пищевая — 124,2 и товарная продукция — 128 процентов. Коэффициент использования сырца на пищевые цели составил 77 процентов «с хвостиком» — при плане 74.
Все слилось воедино в том трудном и таком ответственном (юбилей Октября, новая Конституция, повышенные обязательства, ударная вахта, новый район промысла...) рейсе. Установившееся с первых же дней рейса взаимопонимание между капитаном и остальными членами экипажа. Дух доброжелательности и настоящего, морского товарищества, взаимозаинтересованности и, стало быть, взаимопомощи. Особый трудовой настрой, вызванный волнующими событиями юбилейного года страны. Высокое профессиональное мастерство и опыт «старых кадров», настоящей гвардии «Оскара Сепре", — и горячий энтузиазм молодых рыбаков, которые составили ни много, ни мало — почти 70 процентов экипажа (курсанты ТМШ, выпускник Пярнуского УКК).
Подавляющее большинство моряков службы добычи вообще впервые шли в рейс, на промысел. Вся тяжесть работы легла на плечи старшего тралмастера Богдана Прокопчука («Золотой фонд объединения», — сказал о таких, как он, капитан-директор) и его помощников - Файзрахмана Давлетшина («дока в траловом деле») и молодого мастера - в рейсе исполнилось 20 лет - Александра Щербакова, который по отзывам Б. Прокопчука, наделен особой способностью чувствовать трал... Было чему поучиться молодым у таких наставников! И не только мастерству, профессионализму, но и, что не менее важно, любви и преданности своему делу, и гордости за свое звание добытчиков. Чрезвычайно важная профессия! Вот одновременно с "Оскаром Сепре» начинали работать еще два судна соседних с нами объединений.474-й сразу стал брать путассу— у них не получалось. Ушли из зоны вообще. Потом вынуждены были вернуться. Но снова неудача.
Б. Прокопчук не выдержал: может быть, с настройкой промвооружения неладно? Стал консультировать по радио: попробуйте так-то и так. «Литовец" заработал. А на ленинградский БМРТ старший тралмастер отправился сам. Сутки сидел там. Настроил трал, проконтролировал работу добытчиков. Еще через день начальник радиостанции Валентин Медведев принял радиограмму с ленинградского БМРТ-424: капитан судна от лица всего экипажа просил поблагодарить Прокопчука за помощь - рыба пошла! Стал "внештатным" флагманским технологом и помощник капитана по° производству Альберт Шумилов. Так же выходивший на БМРТ-474 во второй рейс: ежедневные консультации, советы и рекомендации коллегам по промыслу. И уж само собой - постоянная помощь собственным рыбообработчикам (в рыбцехе преобладала молодежь, новички). В этом Шумилов также был не одинок: рыбмастера Виктор Герцог и Владимир Сысоев, (кстати, выпускник КТИРПХ), оказались не только отменными знатоками своего дела, но и способными учителями-наставниками молодых. Что и отмечалось на открытом партийном собрании, когда А. Шумилова и В. Герцога принимали кандидатами в члены КПСС...
На полную мощность работали морозильные камеры. Ни одного случая отказа, поломки, нарушения технологического режима. Спасибо за то моряки с «Оскара Сепре» просили передать через газету нашим судоремонтникам. Перед этим рейсом БМРТ-474 прошел на СРЗ объединения усиленный межрейсовый ремонт с восстановлением класса Регистра, причем за каких-нибудь неполных 70 суток (прежде на это уходило 6—7 месяцев)...
Ударным фронтом работы, делом особой важности и делом чести экипажа объявлена была разделанная рыбопродукция. На изготовление ее были брошены все силы. Кто из моряков не побывал в те горячие, напряженные до предела дни на подвахтах в рыбцехе? Штурманский состав во главе со старшим помощником капитана Владимиром Матвеевым, машинная команда под руководством старшего механика Адольфа Пужулиса и второго механика Валентина Тиханова, вся судовая комсомолия, возглавляемая официанткой Валентиной Волковой, добытчики, которым «сам бог велел» — эти вообще использовали любую минуту, чтобы помочь обработчикам. И почти всегда можно было встретить здесь «комиссара» — первого помощника капитана Юрия Астраханцева, воодушевлявшего людей личным примером беззаветной и самоотверженной по-настоящему работы.
Темп, темп, темп! Эффективность плюс качество. На всех участках производства. И... саморемонта. БМРТ «Оскар Сепре» уже отработал один цикл по системе непрерывного технического обслуживания, пошел второй. В течение рейса членами ремонтной группы выполнен большой объем работ, что значительно сократило время пребывания судна на СРЗ перед новым рейсом. Специалисты из управления, проводившие смотр БМРТ после прибытия его в Таллин, дали оценку «хорошо» техническому состоянию судна. В этом — особая заслуга и боцмана Романа Соболева, о котором капитан-директор А. Бабонин отозвался: «Много хороших боцманов знал я за годы работы в объединении, но такого — встречаю впервые...». В конце этого рейса комсомольцы и молодежь судна рапортовали партийной организации: молодежь выполнила все свои повышенные социалистические обязательства в честь 60-й годовщины Великого Октября. Принимая победный рапорт, секретарь партийной организации электрорадионавигатор Владимир Ткаченко сказал, что коммунисты экипажа, чьи ряды пополнились пятью кандидатами в члены КПСС, от души благодарят молодежь и в целом всех рыбаков без исключения за славные трудовые подарки великому юбилею Великого Октября.

Л. ФИРСОВ.