0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти радиооператоров и радионавигаторов от УСЛ до Эстрыбпром (45)
Борис Алексеевич Спихин. ПО3ДРАВЛЯЕМ - 15 07 1985
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Есть люди, которые западают в сердце с первой минуты знакомства. И все, кто знает Бориса Алексеевича Спихина, подтвердят: он из них. Человек удивительного такта, обаяния, скромности, отличный специалист и тонкий знаток природы Борис Алексеевич с каждым найдет, о чем поговорить. Однако коллеги знают, что коммунист групповой инженер-механик флота отдела связи «Эстрыбпрома» неподкупно честен, строг и принципиален.
С флотом связана вся трудовая биография Бориса Алексеевича. После окончания в 1938 году в Ленинграде высшего военно-морского училища им. Фрунзе начал свою службу Б. Спихин. В отставку вышел в 1961 году.
Борис Алексеевич имеет девять правительственных наград, среди которых ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие.
С 1965 года Б. Спихин работает инженером в отделе связи.
Коллеги и друзья сердечно поздравляют Бориса Алексеевича со славным юбилеем — 70-летием.
НЕЗРИМОЙ НИТЬЮ - 06 05 1985
7 МАЯ - ДЕНЬ РАДИО И ПРАЗДНИК РАБОТНИКОВ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ СВЯЗИ

90 лет исполняется в этом году со дня изобретения А. С Поповым радио. Сейчас трудно представить отрасль промышленности, куда бы не шагнула радиоэлектроника. Огромное развитие получили радиосвязь, радиовещание, телевидение.
Радиосвязь — это оперативность. Не случайно свое практическое применение она впервые нашла в оказании помощи по спасению жизни людей. Это назначение радиосвязи приобрело еще больший размах в наши дни, когда тысячи различных судов бороздят моря и океаны и радиосвязь верно служит обеспечению их безопасности мореплавания.
Радио — жизнетворный сосуд в работе современного флота. Без четкой, надежной связи немыслимо сколько-нибудь эффективное руководство им. А для моряка-рыбака радио — незримая нить, связывающая его с берегом, домом, с родными и близкими.
Рыбный промысел получает дальнейшее развитие во все более отдаленных районах. В связи с этим увеличивается потребность в устойчивой, надежной радиосвязи. В объединении «Эстрыбпром» средоточием такой связи является, как известно всем рыбакам, наш радиоцентр. Не сказать, чтобы наше подразделение отвечало самым, высоким требованиям современности. Работать пока приходится на прежних ограниченных площадях, в стесненных условиях. Но связисты изыскивают резервы в пределах возможного. Проведено переоснащение новыми приемными устройствами (правда, без улучшения состояния антенного хозяйства из-за ограниченной территории). Внедрение современной радиоприемной аппаратуры позволило повысить эффективность в работе канала в режиме буквопечатания (прием корреспонденции непосредственно на телетайпный аппарат, минуя орган слуха оператора). Кроме служебных радиотелефонных переговоров, шире предоставляем возможность ведения их и членам экипажей судов по квартирным телефонам.
Сейчас идет подготовка к изысканию по проектированию нового радиоцентра, отвечающего всем требованиям по обеспечению судов флота надежной, оперативной радиосвязью с целью повышения их безопасности мореплавания, оперативного руководства ими. Однако, и не дожидаясь скорых изменений, коллектив прилагает все силы для выполнения стоящих перед ним задач по созданию оперативной связи, исключающей задержки и срывы в обработке корреспонденции.
В коллективе работает много ветеранов объединения «Эстрыбпром». Они активно решают стоящие перед радиоцентром задачи. Много энергии, знаний отдают делу технического совершенства «Почетный радист СССР», «Ветеран объединения «Эстрыбпром» Л. Ревякин, «Ветеран объединения» и труда А. Виллас, электромонтер станционного оборудования Э. Кяо, телеграфист A. Паббо.
Ветераны — это костяк коллектива. Свой большой опыт они умело передают молодежи, пополнившей наш коллектив.
Хорошим стимулом повышения эффективности труда в радиоцентре служит бригадное социалистическое соревнование. Лучших результатов в нем добиваются коллективы, где бригадирами являются радиооператоры первого класса 3. Дурдук и М. Булынко. Высокие результаты труда показывают радиооператор первого класса А. Старина и телеграфист первого класса Л. Халликас.
Оперативно и качественно справляются со своими обязанностями радиооператоры первого класса А. Альховский,
B. Петров, П. Цыкунов, В. Боровиков, телеграфисты первого класса И. Таболкина, Л. Иохансон, Э. Азаренко, электромонтер станционного оборудования А. Майблум.

В. БЕРЕСНЕВ, начальник радиоцентра.
Совещались радиоспециалисты - 25 04 1986
На очередном заседании радиоспециалистов объединения обсуждалась деятельность радиослужб в рейсе по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, руководства флотом, участия в поиске.
С отчетом о работе судовых служб в рейсе выступили начальники РТС транспортного рефрижератора «Нарвский залив» В. Яновский, СТМ-8343 «Озаричи» В. Булойчик, СТМ-8365 «Отар» Ю. Горбатюк, РТМС-7528 «Вагула» П. Нефедкин. В основном экипажи этих судов неплохо справились с выполнением рейсовых заданий, Немалый вклад в общий успех коллектива внесли и радиоспециалисты. Особой похвалы заслуживает добросовестная работа ветерана объединения «Эстрыбпром» начальника радиотехнической станции СТМ-8343 коммуниста В. Булойчика и начальника радиотехнической станции РТМС-7528 П. Нефедкина. Они не только наладили отличную деятельность служб на промысле, но и принимали активное участие в общественной работе на своих судах.
В выступлениях радиоспециалистов чувствовалась озабоченность, вызванная учащением случаев нарушения правил радиосвязи. Особенно штурманским составом.
Немало претензий высказано и в адрес отдела материально-технического снабжения. Не всегда еще своевременно и полностью удовлетворяются заявки промысловых судов на ЗИП.
К сожалению, нельзя пройти мимо и такого факта. В последнее время нередки случаи утери на промысле дорогостоящих приборов траления. Так, в рейсе СТМ-8365 «Отар» пропал траловый зонд прибора «ИГЛА». Удивляет отношение к происшествию администрации судна, которая даже не провела расследования этого «ЧП".
С информацией «О развитии средств связи и электрорадионавигации в XII пятилетке» выступил начальник отдела связи Е. Злобин. Обсуждались также, вопросы дальнейшего укрепления дисциплины труда в новых условиях хозяйствования.

В. РАЕВНИН, групповой инженер отдела связи.
Вячеслав Савин. Честь смолоду - 27 10 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старинная народная мудрость учит: береги честь смолоду... По этому правилу и начал свой трудовой путь в нашем объединении радист Вячеслав Савин.
Окончив в 1984 году Таллинское мореходное училище Минрыбхоза СССР, Вячеслав получил направление в "Эстрыбпром". И вот – первый рабочий рейс в должности радиста второго класса на ТР «Ханс Пегельман". Конечно, море он знал и по курсантской практике, но практика - одно, а самостоятельная работа - совсем другое. Это – самый настоящий экзамен на зрелость и, случается, его не выдерживают...
Вячеслав выдержал с успехом. А в следующем рейсе на БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» получил благодарность от командования судна и денежную премию за добросовестную работу, активное участие в общественной жизни экипажа.
На БМРТ-474 "Оскар Сепре» он пошел уже радистом первого класса, и рейс тоже прошел хорошо; благодарность и судовая доска Почета. Следующий рейс, на этот раз на РТМС-7576 «Харку», и снова - премия и благодарность. Отзывы в характеристиках почти одинаковы: "Трудолюбив, старателен, профессиональные навыки хорошие, в коллективе уживчив, с товарищами по экипажу дружен». И еще одно, что, пожалуй, самое главное: «работу свою любит». А это - залог успеха и в будущем.

Фото Ф. ТУЛУСА,
Бесперебойная связь обеспечена - 11 08 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Виктор Суслов — опытный специалист. Он умело обучает и воспитывает своего подчиненного электрорадионавигатора Игоря Панковца. Являясь председателем судкома, он много времени уделяет проведению воспитательной работы с членами команды. В своей практической деятельности В. Суслов руководствуется решениями Пленумов партии и Постановлением об участии руководящих кадров в политико-воспитательной работе среди трудящихся. Недавно по этой теме на судне проводилось собеседование с руководителями - воспитателями. Каждый месяц у нас принято заслушивать начальников служб и всех других руководителей-воспитателей на партсобрании о качестве политико-воспитательной работы. В социалистическом соревновании Виктор Суслов завоевал первое место, за что награжден Почетной грамотой. Его подчиненный Игорь Панковец, радиолюбитель, много времени уделяет совершенствованию профессии. Он — заведующий красным уголком и руководитель художественной самодеятельности. К Дню рыбака Игорь подготовил интересную концертную программу. На службу РТС можно надеяться: она, несомненно, с заданием на промысле справится успешно.

В. НИКОЛЬСКИЙ первый помощник капитана.

НА СНИМКЕ: В. Суслов (слева) и И. Панковец.
Фото С. РЯЗАНЦЕВА.
Владимир Волостных . ПРОФЕССИЯ - ПО НАСЛЕДСТВУ – 06 06 1987
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Владимир Волостных работает в «Эстрыбпроме» не так давно — всего третий год. Но уже считается одним из лучших молодых электрорадионавигаторов. Эту репутацию он успешно подтвердил и в рейсе на РТМС-7508 «Батилиман». Да иначе ему и нельзя: сам-то он в объединении недавно, а вот фамилия эта значится в списках эстрыбпромовских моряков давно. Профессию свою он получил, можно сказать, по наследству. Много лет плавал электрорадионавигатором на наших судах его отец Петр Павлович Волостных. И, видно, крепко любит он свою специальность и море, если два сына — Виктор и Владимир — пошли по его пути. Унаследовали сыновья не только отцовскую профессию, но и его отношение к делу, трудолюбие, добросовестность, стремление к новому.
Первым пришел в корабельную радиорубку старший, Виктор. «Сын своего отца, по «почерку» видно»,
— отзывались о нем моряки. А «почерк» в работе был отцовский, старательный, деятельный, точный. Авторитет — как радист, и уважение, как хороший товарищ, Виктор Волостных завоевал быстро,
В настоящее время Виктор находится в длительной загранкомандировке, а на его место пришел младший брат
— Владимир, Ему предстояло стать достойным и отца, и брата.
Как отзываются о нем на судах, с этим он вполне справился.

НА СНИМКЕ: Владимир Волостных.
Фото Р. ЭЙНА.
„ПОЕТ МОРЗЯНКА..." – 14 05 1987
Помните? «Поет морзянка за стеной веселым дискантом...». И вот уже без малого сто лет летят над планетой точки и тире морзянки, радиоволны несут звуки музыки, человеческие голоса. Радио...
Сейчас трудно представить себе жизнь без радио, как привычной реалии нашего быта, как верного, незаменимого помощника во всех видах нашей человеческой деятельности.
И совсем невозможно представить, как сейчас, в современных условиях, могли бы выходить в море суда, работать там по нескольку месяцев без радио, которое девяносто два года тому назад подарил миру русский ученый Александр Степанович Попов. И как тогда, в далеком 1895 году, впервые прозвучал «веселый дискант» морзянки, так звучит он и поныне. Меняется, становится более совершенной передающая аппаратура, но по-прежнему складываются тире и точки в слова, слова — в сообщения, разные — от поздравления с праздником, до самого грозного, которое в минуты молчания напряженно ловят — и страшатся поймать — радисты всего мира: три точки-три тире-три точки — «спасите...».
Огромную, почетную и важную службу несут радисты в море, на всех судах, особенно на наших, рыбопромысловых. Работа рыбаков немыслима без оперативной связи между судами, с берегом, со штабами промрайонов.
Да только ли связь? Радиолокационная аппаратура, а ее становится с каждым годом все больше, все совершеннее по своему устройству, все шире диапазон ее действия, помогает безопасно прокладывать курс в море, искать и ловить рыбу, да трудно перечислить все «специальности» и «обязанности» радио на море.
Считается, цифры — «материя» сухая, но некоторые из них говорят красноречивее слов. Вот хоть бы такие: 2621 и 83. Это означает, что на восьмидесяти трех судах (в том числе и портофлота) «Эстрыбпрома» установлено в среднем более чем по 40 различных радиоприборов и аппаратов. В среднем — это значит, что на современных добывающих их может быть в два раза больше. Крупно тоннажные суда оснащены спутниковыми приемо-индикаторами. И еще одна цифра — 12 миллионов. Это — стоимость этих приборов. В текущем году будет установлено еще около восьмидесяти, а до конца пятилетки — 200.
Вся эта техника, а она в настоящее время наиболее сложная, требует глубоких знаний и высокой квалификации работающих с ней специалистов-радистов, электрорадионавигаторов. Не меньшая квалификация нужна и тем, кто проверяет, настраивает и ремонтирует ее на берегу — работникам электро-радионавигационной камеры объединения.
Чтобы составить хоть небольшое представление об объеме работы, которую выполняют радиосвязисты, опять нужны цифры: за минувший 1986 год по радиотелеграфу передано почти 29 миллионов слов! Но это ведь только-только часть всей работы судовой радиослужбы.
Трудно было бы перечислить всех радистов, хорошо и умело работающих, потому что плохо работать в море просто невозможно. Но все же и среди них есть лучшие. Это — начальники радиотехнических станций СТМ-8381 «Онтика» Эдуард Стаховский, БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» Олег Красильников, электрорадионавигатор БМРТ-474 «Оскар Сепре» Георгий Аносенко, радиооператор радиоцентра Алексей Старина, слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики ЭРНК объединения Владимир Нюньков.
Победителями соревнования стали также начальник радиостанции и электрорадио-навигатор РТМС-7583 «Курт-на» Валерий Осипов и Сергей Шишкин, начальник РТС учебного барка «Крузенштерн» Юрий Чуйкин, начальник РТС и радиооператор ПР «Аугуст Корк" Владимир Блэндовский и Сергей Рукавицын и многие другие работали отлично, с полной отдачей.
Начало самого весеннего месяца — мая, щедро на праздничные дни. И отметив свой профессиональный праздник, радисты «Эстрыбпрома" вновь несут свою такую ответственную, такую необходимую и почетную вахту.

Н. МОЛЧАНЮК.
Драченко Сергей радиооператор. ИНТУИЦИЯ НЕ ПОДЕЛА – 09 07 1988
Накануне профессионального праздника — Дня рыбака - радиооператору С. Драченко за отличные трудовые показатели и активную общественную работу присвоено звание «Лучший молодой рыбак ПО «Эстрыбпром».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда юноша из морской семьи идет в море — это понятно: он продолжает семейные традиции. А сколько в нашем объединении людей, которые посвятили себя морю совсем по другим причинам? И по каким? На этот вопрос вряд ли могла бы ответить даже ЭВМ нового машинного зала объединения. Да и сами рыбаки не всегда понимают и могут объяснить, почему они выбрали свою профессию. Вот и радиооператор Сергей Драченко тоже считает, что он выбрал море и свою специальность интуитивно.
До окончания средней школы Сергей жил в Новой Одессе. Нельзя сказать, что это морской город, хотя до моря не так уж далеко, Частые поездки к родственникам в Одессу, морские прогулки на теплоходе «Башкирия», на котором работала его сестра, неоднократные приезды в Таллин к двоюродному брату — работнику нашего объединения — пробудили в Сереже любовь к морю. А страсть к путешествиям заложена, наверно, в душе у каждого школьника. Именно эти два чувства и сгладили досаду Сергея, не прошедшего по конкурсу в «сухопутный» вуз. После неудачи Сергей решил немного развеяться и приехал в Таллин. Тут с новой силой вспыхнуло в нем желание увидеть мир «со стороны моря». Вспомнились морские истории и рассказы брата о дальних странах, судовых специальностях, рыбацкой жизни.
Сергей не колеблясь решил связать себя с морем. А вот выбрать радиотехническое отделение Таллинского мореходного училища ему подсказала интуиция. Но с тех пор Сергей ни разу об этом не пожалел.
Так и началась его морская «карьера». На всю жизнь запомнился первый рейс на УТС «Призвание», первый восторг от встречи с «большим морем», когда еще можешь наслаждаться стихией, не замечая морских трудностей, отрыва от дома. И хотя С. Драченко уже семь лет работает на судах нашего объединения, это чувство охватывает его до сих пор. Каждый раз, возвращаясь из рейса, Сергей замечает, что открыл для себя что-то новое — будь то страна, или человек, или даже невиданный раньше экземпляр рыбы, попавшей в трал. Есть люди, которые много лет плавают, но то ли не хотят, то ли не могут увидеть окружающее. Этим-то желанием видеть и понимать другие народы, их культуру, традиции, обычаи и отличается настоящий моряк от человека, просто работающего в море.
Находясь в Дублине, где судно стояло на ремонте, Сергей старался не пропустить ни одной экскурсии, восстановил в памяти уже подзабытый английский, чтобы лучше понимать страну, в которой провел три месяца. Теперь, читая в газетах сухие строки репортажей об Ирландии, он воспринимает их, наверное, несколько иначе, чем рядовой читатель.
Успешно закончив ТМУ в 1981 году, С. Драченко пошел в море. Первые рейсы на БМРТ-333 «Юхан Сютисте» и РТМ-7229 «Юхан Смуул» закалили его, а работа на транспортных судах сделала юношу настоящим моряком.
Он ходил на ТР «Бриз», «Ханс Пегельман», «Ботнический залив», пока их не передали в другое объединение, и настолько привык к этим судам, что даже сделал пару рейсов от «Запрыбхолодфлота».
Все члены экипажей, с которыми он провел долгие месяцы в море, отзываются о Сергее Драченко как об отличном специалисте, многие называют его своим вожаком — ведь, С. Драченко последние три года постоянно избирается секретарем судовой комсомольской организации.
— Общественная работа дает мне возможность реализовать себя, — говорит Сергей. У меня появился определенный опыт — я еще в училище избирался групкомсоргом — и теперь, работая с молодыми рыбаками, я чувствую, что могу им чем-то помочь, объяснить какую-то сложившуюся ситуацию.
Отличительная черта С. Драченко - постоянный поиск Каждое комсомольское собрание, проведенное им, отличается одно от другого.
— Я пытаюсь дать возможность, — продолжает Сергей, — высказаться каждому молодому рыбаку, присутствующему на собрании. Именно высказаться, а не выступить или произнести речь. Нужно, что бы члены экипажа говорили о своих проблемах, трудностях - ведь только тогда их можно решить. И тут часто, к сожалению, приходится сталкиваться со старыми «привычками» -многие не интересуются, что происходит в комсомоле, в комсомольской организации, для них комсомольское собрание, если уж не «принудиловка", то «отбываловка». Приходится ломать голову над тем, как заинтересовать рыбаков.
Проводил Сергей даже «социологические исследования». Находясь в рейсе па ТР «Ботнический залив», он подготовил и распространил среди экипажа анкеты. В них он предлагал морякам ответить (даже анонимно) на различные вопросы. Ответили почти все. Таким образом, стало ясно, каким хочет экипаж видеть свое судно, свою комсомольскую организацию. Исходя из этого, комсорг и строил свою работу.
Недавно С. Драченко вернулся из очередного рейса на БМРТ-457 «Каарел Лийманд». Судно всегда отличалось высокими производственными показателями, хорошими трудовыми традициями. В этом Сергей увидел реальную возможность выполнить план трех лет пятилетки к 70-летию Ленинского комсомола. Предложение обсудили и приняли на судовом комсомольском собрании. Экипаж выступил инициатором социалистического соревнования.
Сейчас Сергей в отпуске. Но все равно у него много забот. Такова уж рыбацкая судьба: пока сам в море, на берегу столько дел накопится, что голова кругом идет. Да и за четырехлетним сыном Женей глаз да глаз нужен.
Быстро пролетят отпускные дни и снова наступят трудовые будни с их хлопотами и радостями...


А. ХУСАИНОВ. Фото А. СОБОЛЕВА.
НА ВЕСЕННЕЙ ВОЛНЕ – 07 05 1988
Сегодня—День радио

Сегодня радио все шире используется в работе рыбопромыслового флота. Четкая, надежная связь помогает обеспечивать оперативное руководство работой судов. А для самих рыбаков радио — незримая ниточка, связывающая их с берегом, с домом.
Более 300 специалистов, обслуживающих судовое и береговое радиоэлектронное оборудование, трудятся в нашем объединении. С каждым годом работа становится все ответственнее — радисты получают новые, более сложные аппараты и приборы, все более отдаленные районы промысла требуют установления с ними бесперебойной радиосвязи. Завершается внедрение на судах объединения приемо-индикаторов спутниковой навигационной системы.
С хорошим настроением встречают свой профессиональный праздник радисты радиоцентра нашего объединения.
— В первую неделю мая пришлось туговато, — замечает начальник радиоцентра «Эстрыбпрома» Борис Васильевич Сорокинский, — но с нагрузкой, которая в эти дни всегда бывает выше обычной, мы справились. Все праздничные радиограммы были отправлены в сроки, без задержек.
Прекрасно трудятся в радиоцентре бригадир телеграфистов Любовь Колесникова, бригадир радиооператоров Алексей Приказчиков, электромонтер Эндель Кяо, бригадир электромонтеров Арти Вийлас и многие другие связисты.
Отмечая День радио, радиоспециалисты объединения полны решимости, выполнить намеченные обязательства, внести свой вклад в достойную встречу XIX Всесоюзной партконференции.

В. ПОЛЯНСКИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В канун Дня радио в радиоцентр пришел приказ ВРПО «Запрыба», в котором, в числе других, объявлена благодарность Зое Григорьевне Дурдук. Она — радиооператор I класса, ветеран объединения. Работала радисткой на судах рыбопромыслового флота, затем перешла в радиоцентр. Бригада, которой руководит 3. Дурдук, неоднократно становилась победителем соцсоревнования.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ветераны нашего объединения хорошо помнят начальника радиостанции Виктора Селюгина — опытного, умелого радиста. По стопам отца пошел и сын — Сергей Селюгин. Закончив Таллинское мореходное училище МРХ СССР, он был судовым радистом, а сейчас работает на берегу. Работает качественно, добросовестно, продолжая традиции отца.

Фото Р. ЭЙНА.
НА СВЯЗИ - «БЕРЕГ- МОРЕ» - 07 05 1991
Минувший квартал текущего года не сулит нам покоя и стабильности. Жизнь, безжалостно круша наши устои, на фоне экономического хаоса в стране, ставит перед нами беспощадные условия для выживания. Сумеем мы правильно сориентироваться, переосмыслить ситуацию, сохраним флот, людей — значит, прочно утвердимся в этой жизни, и с нами будут считаться! Альтернативы нет!
Что бы там ни было, мы обязаны сделать все для обеспечения нормальной работы флота. Во всех сферах его жизнедеятельности.
Свою особую роль в структуре рыбопромысловых судов играют радиотехнические службы. Вот и поговорим о делах и заботах связистов.
Работу многонационального коллектива радиоспециалистов плавсостава в 1990 году и первом квартале 1991 года с учетом качества укомплектованности судоэкипажей, состояния дисциплины можно признать удовлетворительной. Такой факт: из двухсот специалистов лишь один имел нарушение режима увольнения в инпорту, за что и лишился паспорта моряка.
За год наши ряды пополнили 18 молодых специалистов.
ушли по разным причинам 16 человек. Четвертая их часть уволилась по собственному желанию, два радиоинженера — выпускники КВИМУ из-за проблемы прописки вынуждены были перераспределиться в другие рыбпромы, остальные — кто поступил в вуз, кто ушел на службу либо в армию, либо — на альтернативную.
Мобильность коллектива радиоспециалистов могла быть полностью обеспечена, будь в нашем составе около 40—50 радиоинженеров — тогда бы Можно было укомплектовать ими суда типа РТМКС, РТМС, ПБ. Но таких профессионалов у нас — 27 человек. Большую часть специалистов составляют моряки со средним специальным образованием — их 170 человек, в основном — выпускников нашей бывшей мореходки. Иные из них заочно учатся в вузах и, по всей видимости, со временем тоже с уверенностью смогут заявить о себе как о хороших радиоинженерах.
Каким путем мы обогащаемся? За счет общения, которого так остро не хватает в рейсах. По возвращении с промысла радиоспециалисты являются в отдел не просто с отчетом о работе, но и для того, чтобы найти взаимопонимание, какую-то поддержку.
Что и говорить, значительно реже, чем в прошлые годы, проводятся у нас теперь советы радиоспециалистов — меньше стало поводов для разгромных разборов и обсуждений. Зато уже много лет, не нарушая традиций и считая это важным элементом нашей работы с плавсоставом, мы регулярно (по понедельникам) проводим занятия — с отчетами прибывших с промысла начальников радиостанций, электрорадионавигаторов, радистов, с комментариями механиков-наставников, обменом опытом, информацией по широкому кругу проблем, касающихся службы, объединения, республики, страны и т. д.. Завсегдатаями, можно сказать, на таких встречах выступают В. Андерсон, В. Ермолаев. Р. Тимошенко. О ходе ремонта радиооборудования, подготовки к рейсу докладывают на занятиях начальники радиостанций судов, стоящих на ремонте. При необходимости — в проблемы радиосвязи, ремонта посвящают наших специалистов начальник радиоцентра Б. Сорокинский и начальник ЭРНК В. Кравченко.
Тут же намечаются пути решения проблем. Кстати, к названным руководителям подразделений уже много лет со стороны флота нет серьезных нареканий по работе, а это равносильно хорошей оценке деятельности коллективов.
Живем беспроблемно? Если бы. Пока нам не удалось добиться бережного отношения к технике, к запасному имуществу, к его учету, использованию. Сошлюсь на факт. Недавно на СТМ-8365 после трехлетнего перерыва вновь был назначен начальником РТС Н. Пастушенко — один из тех, кто любит порядок в своем хозяйстве. И вот с промысла в РДО на 163 слова он подробно расписал свою обиду и возмущение «непорядочностью, безответственностью, бесконтрольностью со стороны бывших здесь ШРМ Ю. Богомазова, В. Карасева, А. Львова, О. Гусева, В. Харенко. Кроме запущенного учета, обнаружены: недостача инструмента, радиодеталей. Факт неприятный и требует разбора.
Бывают случаи иного порядка. Не утруждая себя выявлением причин поломок, шлют РДО с требованием дослать на судно целые блоки, приборы. Так, в декабре прошлого года из района Аргентины с борта БМРТ-248 пришла РДО от начальника РТС, все от того же Ю. Богомазова, с просьбой дослать антенну РЛС «Дон» с редуктором (?!). Моряки знают, что представляет собой это устройство по габаритам и весу. И только после требовательного запроса от руководства отдела выяснить конкретные причины неисправности отпала необходимость в досылке этого громоздкого груза. А причина — отсутствие должного ухода за редуктором антенны.
Много уже сказано и долго еще будет говориться о несовершенстве нашей радиоэлектронной техники, о безнадежном отставании ее от мирового уровня. Где-то с этим приходится согласиться, но никак нельзя смириться с ее ненадежной работой, когда только что установленные приборы буквально через несколько дней работы выходят из строя, доставляя массу неприятностей начальникам РТС судов. К «чемпионам» по этому недостатку можно отнести радиоприемник «Бурун», радиостанции «Чайка-С», лаги «ИЭЛ-2», ПКНТ «Эридан», телетайп РТА-7Б. Немалый ущерб и дополнительные хлопоты приносят нам утери вместе с тралом по разным причинам датчиков приборов контроля наполнения и хода трала. Если погибший трал обычно входит-в норму расхода, то для датчиков таких норм нет, а судну надо работать (РТМКС-909 и 907, СТМ-8349). Иногда по непонятным причинам случаются т. н. «касания», от которых повреждаются трубки лагов и гидроакустические антенны (РТМКС-7561).
Подобные ситуации, как и новшества, всегда остаются предметом обстоятельных разговоров на наших занятиях. В план занятий на текущий год включены выступления руководителей и ведущих специалистов объединения, лекции на актуальные темы, консультации, проработка правил по технике безопасности, пожарной безопасности, технической эксплуатации флота, таможенных правил, требований Регистра СССР по радиооборудованию, дорожного движения, налоговой системы и т. д.. Широкий простор деятельности лежит перед нашим наставником, курирующим радиоспециалистов, А. Вейднером. Назрела необходимость пересмотреть систему сдачи и приема техминимума от комплавсостава.
В связи с переходом на новую Глобальную морскую систему связи (ГМССБ) вводятся новые звания и морские дипломы для судовых радиоспециалистов. Для их получения радиоспециалисты, закончившие училища раньше 1991 года, обязаны пройти в 1991 — 1992 годах специальные курсы при ВИПК г. Калининграда. Наш учебный центр активно занимается организацией таких курсов в Таллинне, планируется пропустить через них группы по 20 человек (вместо двух-трех). На 6 мая намечено начало таких трехнедельных курсов (вместо трехмесячных], и А. Вейднеру предстоят непростые хлопоты по комплектованию групп.
Намереваемся мы оживить связь с ушедшими на заслуженный отдых ветеранами войны и труда и вспоминать о них не только при продаже деликатесов по сходным ценам, но и при каждом удобном случае. Кстати, в этом году отмечают свой 50-летний юбилей А. Ищук. В. Ростовцев, В. Раевнин, В. Рамму, В. Гриценко, 55 лет исполняется А. Лаптейко, А. Степанову, С. Гапоненко, В. Ломейко.
В целом же прослеживается одна особенность, продиктованная, надо думать, наступившими в обществе переменами — уходит в прошлое господствовавшая много лет навязчиво-трогательная забота о воспитаний кадров... до самой до пенсии. Теперь таким «поголовным» воспитанием некогда, да и некому будет заниматься — каждому предоставляется возможность делать это самому, получая от общества то, что заслужил. Должно быть, это и резонно — ведь утверждают же мудрецы, что человек, в основном, формируется первые пять лет жизни, далее идет его совершенствование, и уже в зрелые годы приоритет отдается самосовершенствованию.
Это свойство и есть главный признак подбора кадров в отделе связи. Ушли на заслуженный отдых ветераны войны и труда В. Суровцев и А. Голубчиков, достигнув пенсионного возраста, переодел на другую работу А. Кукушкин, так много сделавший для переоборудования флота новой техникой. Еще раз хочется выразить им большую признательность за многолетний и добросовестный труд.
На их место заступили опытные флотские специалисты, кровно заинтересованные как в ближайших, так и в дальних перспективах развития морской радиосвязи и оснащении флота передовой радиоэлектронной техникой, укомплектованием судов грамотными и ответственными начальниками РТС, радиооператорами, электрорадионавигаторами. Это — закончивший заочно знаменитую «макаровку» (ЛВИМУ им. адмирала Макарова) механик-наставник радиосвязи С. Разгуляев, групповой механик Т. Данилов, возвратился из командировки в Болгарию механик-наставник по новой технике А. Парфенов, механик-наставник по электрорадионавигации и поисковой технике В. Седнев. А если учесть, что и заместитель начальника, выпускник КВИМУ
B. Бочаров недавно, но уверенно работает в отделе— укомплектованность службы в настоящее время не вызывает беспокойства. Вошли в практику регулярные выходы в штате промсудов работников отдела, чем поддерживается живая связь с флотом на промысле и положительно решаются неиссякаемые проблемы семейного бюджета. Так, отправился на промысел в должности начальника РТС
C. Разгуляев, а его место на этот период занял опытный начальник РТС, выпускник КВИМУ М. Лисанов.
Кадры кадрами, но наше лицо определяется еще и уровнем совершенствования техники, которой мы располагаем.
Несмотря на хаос в стране, особенно в вопросах поставок, договорных обязательств,— минувший год в решении проблем технического переоснащения флота новой техникой сложился у нас сравнительно благополучно. Всего в строй действующих включено 140 приборов на сумму 1,3 млн. рублей. Половина их установлена судовыми специалистами, что означает многотысячную экономию по сравнению с заводской установкой. За этими скупыми цифрами огромный напряженный труд работников подразделений, служб, отделов, и в первую очередь В. Бочарова и А. Кукушкина из отдела связи, Ф. Брагинского, Н. Филиппенко, Н. Волковой, Р. Зениной из ОМТС, А. Могильного и Л. Кривобокова из КБ, А. Бобакова, Н. Лубинца, В. Севастьянова из СРЗ, начальников РТС, ЭРН и радиооператоров (М. Семенов, В. Ткаченко, А. Дорогань, В. Киселев, В. Кашин, М. Лисанов, О. Генералов, А. Позолотин). Основательно переоборудованы БМРТ-605 («Прибой-101К», «Наяда-5», «Цвет», «ИГЭК-супер», «Прибой-ЦВ», «Призыв», «Причал», «Фиалка-П, «Рейд-1, «РТА-80, «ИЭЛ-2М»,«Сигнал-4»,«ФСН 70», «ЕКД-512», «Грот», АРБ-МК); РТМС-7528 («Наяда-5», «Чайка-СМ», «Прибой-101К», «Сарган-Э», «ИЭЛ-2М», «Бурун-1», «Сигнал-4», «Сирена-1А», «Пульсар», «Симрад-707»); РТМКС-912 («ФСН-70», - «ФЦЖ-362», «ФАХ-208А», «Прибой-ЦВ», «Рейд-1», «Грот», «Диск», «Эридан»), а также БММРТ-185, РТМС-7510, РТМКС-909. На 12 судах установлено по 3—4 прибора и на 21 — по 1—2. Для стендов ЭРНК переданы «Сарган-ЭМ», «Эридан», «Цвет». Не забыты суда портофлота — на ТН «Макома», например, установлена РЛС «Наяда-2», колледжу передан «Диск».
Конечно, возможности наши были ограничены недопоставкой 20 комплектов РПУ «НАВИП», 3 комплектов РПУ «Корвет-2», 10 комплектов PC «Ангара-РБ», сокращением наполовину поставок «ИГЭК-супер», «РТА-80». Не удалось нам из-за валютных затруднений и на этот раз приобрести гидролокатор кругового обзора, необходимый для группы судов ЮВТО. Но, наконец, получена и устанавливается на РТМКС-903 станция спутниковой связи «Волна-С», еще две ожидаем получить в текущем году. А это значит, что самые отдаленные и сложные для связи районы получат мощное подкрепление.
И еще одна проблема — приобретение и ремонт импортной техники. По известным причинам мы вынуждены были закупать у инофирм (Япония, США, Норвегия, Германия) приборы «первой необходимости» — приемо-индикаторы спутниковых навигационных систем, поисковой техники и др. У нас таких приборов 294! Нетрудно представить нашу зависимость от капризов оборудования и фирм, где ремонт значительно дороже самого прибора, а замена одной-двух плат приближается к его стоимости. Правда, в Калининграде организуется фирма по ремонту импортной техники, потребовавшая для своего обустройства и старта 10 тысяч инвалютных рублей (!). Прорабатывается возможность ремонта бытовой судовой техники и оказания услуг работникам объединения в ЭРНК. Неплохой темп взят нами и в первом квартале — уже установлено 48 приборов. Всего заявлено на год 218, но на 38 из них еще нет договоров («Ангара-РБ», «ДИСК-М», «Коралл», «Рея», «Цифра»).
Мы, как уже не раз упоминалось, вступили в десятилетие этапного преобразования в области морской связи — в мире формируется качественно новая глобальная система морской связи. Наша задача — отыскивать оптимальные пути вхождения в нее, с минимальными потерями.
Вот таковы вкратце дела и заботы связистов, которых поздравляю с наступающим праздником Днем радио.

Е. ЗЛОБИН, начальник отдела связи.