0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти радиооператоров и радионавигаторов от УСЛ до Эстрыбпром (27)
СВЯЗЬ - ЭТО НЕРВЫ ФЛОТА - 07 05 1971
СЕГОДНЯ - ДЕНЬ РАДИО
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЦЕХ «ОКЕАНА»


... Ты слышишь? Это голос корабля
Прорвался сквозь сумятицу эфира.
Как чуткий врач, прислушалась Земля
К биенью пульса маленького мира...

Земля услышит голос корабля, голос, рожденный под пальцами радиста, эти прерывистые точки и тире, сорвавшиеся в эфир с обветренных антенн затерянного далеко в океане судна. Земля услышит. Точнее, не земля, а люди, здесь на земле, люди, обязанность которых - вслушиваться в разноголосый шум эфир, чтобы принять несколько кратких слов радиограммы: "Люблю... скучаю...жду".
Стоит ли говорить о том, как ждут эти короткие, но всеобъемлющие строки те, кто остался на берегу, сколько радости приносит в дом рыбака крохотная полоска телеграммы? Наверное, нет... А сколько труда, внимания, нервов затрачивается на приеме этих нескольких строк?

... Связь - это нервы флота.
Такая у нас работа:
До боли в висках, до пота
Мы вслушиваемся в эфир.
Неважно - днем или ночью-
Проснутся тире и точки,
И превращается в строчки
Морзянки слепой пунктир...

АННА ИВАНОВНА КУЖИНА, радиооператор первого класса:
- Знаете, я не верю, что существуют другие профессии. Не верю. И я боюсь даже думать о том, что когда-нибудь в последний раз надену наушники и отстучу последнюю радиограмму. А думать об этом надо: ведь мне уже 47 лет...
- Видите, за окном идут люди? Вон мужчина, с портфелем, в очках. Идет, задумался. А ведь ни он, ни другие не знают, что значит любить морзянку. А я люблю морзянку, люблю, как что-то живое, одушевленное. И порой просто больно бывает от того, что из-за помех не расслышать ее. Как все равно голос любимого человека - слышишь на другом конце провода, и вдруг - пропал...
Но с телефоном проще. "Девушка, - кричишь, - абонента не слышу!" Через пару секунд, глядишь, опять появился, повторил сказанное.
А здесь все иначе, все сложнее. Пропала морзянка - а это значит безвозвратно упущено что-то неимоверно важное, неповторимое. Тут хоть по смыслу догадывайся, из обрывков фраз строй - но прими радиограмму. А не расслышишь что-то - все равно, что кусочек души человеческой бесследно канул...
... Радиоцентр занимает первый этаж жилого дома в Нымме... Небольшой такой домишко. Восемнадцатый автобус останавливается напротив. От всех остальных строений этот дом отличается тем, что над ним в глубине крохотного дворика, цепляясь за ветки сосен, растянулись антенные провода, эти ловушки радиоволн.
А на втором этаже в двух квартирах живут три семьи...
В радиоцентре тесно, шумно, хотя, как известно, шум - первый враг радиста. За окнами, выходящими на шоссе, проносятся, низвергая грохот и рычание, тяжеленные КРАЗы, автобусы и прочие средства передвижения, оснащенные моторами и колесами. Центр фактически врос в город, хотя это, в общем-то, недопустимо. А что делать?
В маленькой каморке обосновалась мастерская. Отсюда во все уголки дома разносятся визг и скрежетание работающих станков. (Не на улице же ремонтировать оборудование!)
В кабинете начальника радиоцентра у стенки несколькими кипами свалены старые документы, регистрационные журналы и прочая "дежурная" макулатура: негде хранить, нет помещения для архива.
Комната отдыха. Так ее называют здесь, в центре. На самом же деле - это проходной закуток с жесткими лежаками (как в приёмных покоях больниц) и развалившимся скрипучим диваном. Так что "отдых", в данном случае, понятие весьма растяжимое. Какой, к черту, отдых, если ночью негде даже кофе сварить?
И, тем не менее, сюда, в этот "полужилой" дом, стекается информация со всех судов Эстонского рыбопромыслового флота, разбросанных по планете от берегов Канады до южных окрестностей Африки.

Мы с географией "на ты,"
Нам тесен шар земной.
Мы с самой дальней широты
Расслышим позывной.
Морзянки дробный перестук
Разит пчелиным жальцем...,
Наш инструмент - отличный слух
Да десять быстрых пальцев...

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БЕРЕСНЕВ, начальник радиоцентра:
- Давайте, сравним работу радиста на берегу и в море. На судне радиооператор передает и принимает за сутки что-то от 20 до 30 РДО. Здесь же каждый радист принимает 150-200 радиограмм. И это - только по одному участку. А обслуживаем мы пять районов промысла, следовательно - пять каналов, не считая авариного - га воле 500. Итого получается, что радиоцентр за сутки обрабатывает около тысячи радиограмм.
Сказать честно, я порой удивляюсь, ка они работают в таких условиях. Наше антенное поле просто не в состоянии, обеспечивать нормальной связи с дальними районами промысла. С потом, как говорится, выдирают наши радисты строчки из эфира.
И хочется иногда подойти к радисту, и не как начальник, а просто по-дружески сказать: "Спасибо!".
Вообще-то в радиоцентр содержит в себе массу противоречий. К примеру, антенное поле, явно не удовлетворяющее центр, Для нормальной работы необходимы антенны более мощные. Противоречие в данном случае заключается а том, что радиооператоры все же умудряются, принимать информацию из самых дальних районов... Правда, в этом случае на прием нескольких слов затрачивается до двух часов вместо 10-15 минут в обычных условиях. Тут вся работа построена в расчете не на технику, а на чисто человеческие качества: желание, энтузиазм, долг , опыт. Вот, оказывается, что предопределяет надежность связи.
А работать действительно трудно. Каждая проезжающая за окном машину вносит и в без того "засоренный " эфир дополнительные помехи. Кроме того, жильцы, что живут на втором этаже, пользуются бытовыми электроприборами, и включение той же электробритвы отражается на работе с чувствительной радиоаппаратуры...

... Морзянка россыпью ночной
Дрожит на килогерцах..
Не слышат уши - все равно
Ее расслышит сердце...

АННА ИВАНОВНА КУЖИНА:
- ... А родилась я в Печорах. Там и росла. Как все деревенские девчонки, бегала купаться, дралась с мальчишками. Думала ли я тогда, что вот так, повернув верньер настройки, смогу "поговорить" с человеком, который находится где-то у берегов Африки?
Странно как-то сложилась судьба. Мне было восемнадцать, когда началась война. Нас тогда эвакуировали в Сибирь. А потом пошла на фронт. служила в авиации, была мастером по самолетному вооружению. И именно там, на Ленинградском фронте, поняла я значение связи. Понимаете, летчик - далеко в небе, а голос его слышен на командном пункте. И как то страшно, когда пропадает голос. Теряется связь, и обрывается та единственная незримая ниточка, которая связывает человека с землей, с друзьями, а иногда - с жизнью...
После войны окончила курсы радистов (это было в 1948 году ) и с тех пор - неразлучна с радио. Работала в морском пароходстве, а с 1953 года - здесь, с рыбаками. Сначала плавал на рыбопромысловых рефрижераторах, потом пришла на радиоцентр.
..Знаете, за эти годы я заочно перезнакомилась со всеми радистами, а многих из них знаю "по почерку". Услышу морзянку, и знаю, что это передает Федоров с "Буревестника" или Пискунов с "Шопена". Но, пожалуй, красивее всех работает радист с "Крейцвальда". Жаль только, не знаю его фамилии. По морзянке я могу характер человека определить: нервный , спокойный, уверенный или веселый..
.. Жизнь торопится. С тех пор, как заработал аппарат Александра Попова, прошло, в общем то, не так уж много лет. Течет время, на смену старому приходит новое. Каждый день таит в себе очередное открытие, с каждым годом совершенствуются все области науки и техники. Прогресс. И мало кого удивит сегодня сообщение о новом, еще более совершенном радиоустройстве. Новинки теперь вызывают не удивление (все мы слегка разучились удивляться), а радость.
Не обошел прогресс и наш радиоцентр. Новая ультракоротковолновая радиоустановка "Порт-2", смонтированная здесь недавно, позволяет рыбаку, находящемуся в море за 30 миль от берега, поговорить по телефону с домом. Представляете: раздается звонок, жена поднимает трубку и слышит голос мужа, которого не видела полгода.
А какие возможности таит в себе такая связь в масштабе объединения? Например, начальник грузового района порта может по телефону связаться с капитаном подходящего судна, когда оно только подходит к Финскому заливу и непосредственно с ним выяснить вопросы по взаимному обеспечению быстрой разгрузки. Именно так и было в апреле с БМРТ-248, когда портовики разгрузили судно на 32 часа раньше срока, сэкономили таким образом 4000 рублей за счет сокращения стоянки траулера в порту.
Связь развивается бурно, и на смену традиционным наушникам и пишущей машинке приходит телетайп. Сейчас в центре внедряется прием в режиме частотно манипуляции или попросту - буквопечатание. К приемнику подключается специальный телетайп, который без участия человека превращает комбинации тире и точек в буквы. Правда, такую связь (в условиях центра) можно обеспечить лишь с ближайшими районами - с Северным или Норвежским морями, так как помехи влияют на работу аппаратуры. Расширение антенного поля позволило бы внедрить буквопечатание и в работе с более отдаленными промыслами

... Часы бесперебойно
Ведут отсчет,
Ты что-то неспокойна,
Волна-500.
И слышится из ночи-
Как крик "Скорей!" -
Колотятся три точки
И три тире.
Сигнал помехи душат -
Секундам счет:
"Спасите наши души!" -
Эфир зовет...

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БЕРЕСНЕВ:
- Не буду вдаваться в рассуждения о значении радиосвязи для флота... Скажу лишь, что только посредством радо осуществляется оперативное руководство судами объединения.
Вы, конечно, знаете, что каждое утро дежурный диспетчер составляет оперативную сводку о положении дел на промысле. В сводку включаются данные о суточном вылове и заморозке рыбы судами, о производстве рыбной продукции, о наличии запасов горючего, материалов снабжения и прочее. Так вот, эти данные прежде всего поступают к нам непосредственно с судов. Каждый промысловый район ежедневно передает до 700 слов оперативной информации.
Но 60 процентов всей поступающей информации приходится на частную корреспонденцию. В праздники же объем этой частной корреспонденции увеличивается втрое.
Кроме всего прочего, мы круглосуточно дежурим на международном канале аварийной связи "500 килогерц", и зачастую от оперативности наших радистов зависит жизнь людей в море. Помните случай с рижской парусно-моторной шхуной "Менделеев" в августе 1970 года? Та вот, первыми приняли сигнал бедствия мы, сообщили диспетчеру объединения координаты судна, и на место происшествия вышел морской спасательный буксир "Ураган". И за 25 лет существования центра таких случаев было немало.
Остался за окном автобуса белый двухэтажный домик с антеннами. Остались за его стенами хорошие, добрые люди, которые несут свою трудовую вахту у приемников, чуть сдвинув наушники к вискам, чтобы треск помех не заглушил голоса кораблей, и пальцы их мечутся по клавишам стареньких разболтанных "Оптим", и на листках бумаги рождаются слова, прилетевшие с далеких БМРТ, слова, которые сегодня вечером прочтет где-нибудь в Омске девушка Наташа...

... Ты слышишь? Это голос корабля
Прорвался сквозь сумятицу эфира,
Как чуткий врач прислушалась Земля
К биенью пульса маленького мира...

В. ЦИОН.

На снимке: радиооператоры первого класса А. И. Кужина и Е. А. Малышева.

Фото А. Дудченко
Рулевые новой пятилетки – 28 03 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рулевые... Это те, кто стоит на самом важном посту. Рулевые — название часто образное. Да и сами корабли порой условны. Ими бывают и завод, и колхозная ферма, и даже отдел какого-нибудь, спокойного с виду, научного института. Но где бы то ни было, на любом поприще нужен рулевой, умудренный опытом и теоретическим знанием человек, чья уверенно твердая рука держит путеводный штурвал. Чтобы точно по курсу шел к цели и малый и большой корабль.
Рулевые - вот они, сегодняшние питомцы Таллинской рыбной мореходки. Разными судьбами шли они на рыбацкий флот. Разыми личными, но, в общем-то взгляде, и одинаковыми. Потому-то знакомство с будущими мореходами можно свести к впечатлению от одной из встреч. К рассказу о том, кто такой Миша Шипов — радист-мореход.


Подмосковный Звенигород - место не знаменитое. Разве что чудесные белоствольные рощи, так любимые уставшими от столичного гомона дачниками. Тихий Звенигород о славе, кажется, никогда и не помышлял. Тем более о славе морской. И не знал до поры, что на одной его улице растет целый мореходный экипаж.
В детстве все играют в капитанов. Лихо катит штурвал, влево-вправо руля, остроконечный замшелый забор встает чередой волн. Но кончается, как и все, зеленое безмятежье. А другим удается взять в дальний путь то, что называется первой мечтой.
Свой школьный аттестат Миша принес на местную фабрику игрушек. Стал токарем. Точал и кораблики, почти копии настоящих. А море оставалось далеко. Такое ли оно, как снимают в кино? Расспрашивать про флотскую жизнь, заехавшего в отпуск моряка Миша не стал. Зависть не позволяла. Она-то, наверное, и придала решимости. Написал в несколько училищ. Первым ответило таллинское: приезжайте.
После экзаменов в списке принятых на отделение радиотехников появилась строка: М. Шипов. Море почти за окном. А если забраться на Вышгород, его и глазом не охватить - целых 180 градусов моря. Еще не покорного Михаилу.
Время теперь рассчитано на часы лекций, лабораторных и контрольных работ. Время идет медленно, просто тянется. Скорее бы лето - настоящее дело. Практика на СРТР, а потом и на самом "Монюшке"! На этой практике курсант-третьекурсник М. Шипов впервые в жизни по-настоящему рассердился.
Часов десять кряду, больше чем вахту, он просидел у приборов, тщетно вглядываясь в переплетение стрелок и шкал. Рыбы не было. Каких только линий не рисовал осциллограф. Вот он, кажется, долгожданный косяк. А проверишь: не рыба это, просто "ломается донный рельеф... И, наконец, рыба! И еще один косяк!.. "Кошелек" взял сразу тонн двадцать пять. На ногах почти вся команда. Миша выскакивает из рубки взглянуть на эту деловую суету. Он улыбается, еще бы... И тут какой-то верзила, весь в чешуе, чуть не сбивает его с ног. "Чего стоишь руки в брюки? Пассажир!..."
С виду радист и впрямь белоручка, приборы (начинка рубки) любят чистоту. Работа не физическая, но любой смыслящий в добыче поймет важность этой судовой роли. Радист, как наводчик в орудийном расчете. И посмеялась бы нынешняя путанная погоней рыба, появись траулер в море без эхолота.
Говоря о профессии, Миша изрядно волнуется, торопится на слово, сердится даже, будто и сейчас перед ним тот верзила в чешуе. Два года назад при приеме в училище Шипов попал на радиотехническое отделение почти случайно - трудно быть мудрым в выборе, когда тебе девятнадцать. Но скоро понял - не подвела интуиция, вытащил именно свой счастливый билет.
Два года назад Миша написал в анкетном листе: "Кандидат в члены КПСС". А минувшей осенью партийное собрание училища приняло Шипова в свои ряды. На рукаве будущего судового радиста ниже четырех шеврончиков (отметки курса), еще три узеньких золотых полосы. Михаил - заместитель командира роты. Без успехов в учебе этой чести не заслужишь. Как и без уважения однокашников.
Один из курсантов заглянул в дверь: "Миша, твоя очередь". Рядом в кабинете директора шло распределение. Вышло так, что Михаил остается в Таллине, придет в наш "Океан". Сам он, конечно, очень рад - здесь много друзей. Среди них и три земляка. Один уже кончил училище, плавает на БМРТ. А два других - Сергей Никулин и Юрий Богомазов - пока на втором курсе. Миша для них, как наставник. Он и впрямь показал им, мальчикам-капитанам из тихого подмосковного Звенигорода, путь в рыбопромысловый флот.

Сам Михаил Шипов готов уже встать у руля. Впереди - море и труд. Будущее определено в работе. С этим и идти молодому коммунисту, меряя свой шаг, как от вехи, от первого в жизни съезда своей партии.


Б.МИХАЙЛОВ.

Фото А. Дудченко.
КОРАБЛЯМ НЕЛЬЗЯ БЕЗ БЕРЕГА - 31 01 1971
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЦЕХ «ОКЕАНА»


ДОМИК У МОРЯ
НЕКАЗИСТЫЙ деревянный домишко у берега моря... Это — электрорадионавигационная камера объединения "Океан", и здесь работают люди, с которыми мне хочется вас познакомить.
Но сначала — об их труде. В этих маленьких комнатушках, весьма приближенно отвечающих производственным требованиям, вершатся важные, нужные и поистине удивительные дела. Удивительные... Может быть, бывалому штурману, величающему себя не иначе, как морским асом, глубоко безразлично, где и как ремонтировались его секстан, бинокль, компас или звездный глобус, т. е. приборы первой необходимости в его штурманской практике. Главное, чтобы работали приборы без малейших погрешностей. Главное чтобы ремонт их был окончен в срок, иначе судно не выйдет в море. А вам, рыбакам, хорошо известно, во что обходятся одни сутки простоя судна в порту.
Прекрасно понимают эту нехитрую механик и работники электрорадионавигационной камеры. Вот почему подолгу не гаснет свет в окнах неказистого домика у моря...


10000 КОМПАСОВ
Через руки Феликса Федоровича Калашникова прошло 10000 компасов. Более тысячи в год. Приборы самых различных систем, старые и новые, советские и английские, финские и норвежские, немецкие и французские... Попадают они в руки Феликса Федоровича, разумеется, неисправные. А через несколько дней представитель судна забирает готовый, с иголочки, прибор.
И вот так — уже около девяти лет. Феликс Федорович сейчас может с одного взгляда определить, где таится неисправность. Но сам он к своей работе относится снисходительно. Для него починить компас — пустяковое дело... (Так, во всяком случае, говорит он сам).
А на деле? Самое уязвимое место морского компаса — наконечник шпильки, на который насаживается картушка. Наконечник сделан из иридия - прочного и ценного металла. Но, несмотря на прочность, после полугодового срока эксплуатации, металл изнашивается, притупляется самый кончик, и картушка компаса при вращении испытывает излишнее сопротивление, т. е. теряет свободу движения. Прибор начинает «подвирать» на 1-2 минуты, что в результате приводит к ошибкам в определении курса корабля.
...Но вот неисправный компас попадает к Калашникову. Быстрые, ловкие пальцы вскрывают прибор. Вот они извлекают картушку, и сквозь двадцатикратную линзу внимательный глаз изучает агатовую насадку — маленький прозрачный цилиндрик с идеально отполированным углублением. Ну, здесь, кажется, все нормально.
Феликс Федорович извлекает бронзовую шпильку и внимательно рассматривает наконечник. Так и есть, затупился. Проще всего было бы заменить шпильку новой, заводской. Но Феликс Федорович не торопится с этим. Иридий - металл дорогой. Зачем выбрасывать шпильку, когда она может еще с годик послужить?
И начинается поистине ювелирная работа. Шлифовальный круг, абразивный брусок, ручная шлифовка... И все эти операции - с помощь оптических стекол. Невооруженным глазом разве увидишь микроскопическую щербинку на поверхности металла?
Но вот шпилька готова. Теперь остается залить. жидкость, покрасить специальной краской картушку, насадить ее, собрать прибор, покрасить, восстановить градуировку, проставить нулевые отметки... А это совсем не просто. Картушка в жидкости должна иметь вес, не превосходящий 3,2 грамма и не меньший 3,1. Точность зависит от консистенции раствора (спирт и дистиллированная вода). Это - требования для компасов советского производства. Для заграничных же — состав жидкости иной, и его надо найти, основываясь исключительно на собственном опыте. Задача не из легких... А нулевые отметки? Тут нужна снайперская точность. Погрешности быть не может...
Но хочется Феликсу Федоровичу, чтобы компасы служили морякам дольше. А как? Как свести до минимума износ наконечника шпильки? Ещё полтора года назад он со своим коллегой Алексеем Романовичем Драем изготовили опытный образец оригинальной шпильки. Новый компас передали для испытания на одни из колхозных СРТ. Три месяца качали прибор североморские штормы. Затем передали компас на полгода в «мореходу» в учебный класс. Уж как там крутили его курсанты — после проверки выяснилось, что компас исправен. Теперь изобретатели ждут ледовой обстановки, чтобы испытать прибор в самых жестких условиях. Установят компас с новой шпилькой на каком-нибудь буксире ледокольного типа, чтобы «потрясло" его как следует. Если после такой «встряски" прибор будет работать, то тогда авторы заявят о своем изобретении. Только тогда, не раньше, хотя преимущества новой шпильки на лицо: почти год эксплуатации без ремонта...
С шестого июня прошлого года Калашников работает в счет 1971 года, а бригада, в которой он трудится, и которую возглавляет А. Р. Драй, уже в апреле стала трудиться в счет новой пятилетки. За все время работы ЭРНК к Феликсу Федоровичу не было ни одной претензии от моряков, а недавно Ф. Ф. Калашников награжден Юбилейной Ленинской медалью...



ОДИН ИЗ ТРЁХ
Его владения - комната, на двери которой табличка "Оптика". Полный, небольшого роста. Умное широкое лицо, седые волосы. Алексей Романович Драй специализируется на ремонте оптических навигационных средств - биноклей, секстанов. Но, если нужно, он может отремонтировать фотоаппарат, кинокамеру, часы, компас, барометр, барограф..
В электрорадионавигационной камере он работает около пяти лет, и за эти годы стяжал славу мастера на все руки. Большой путь за его плечами.
В 1949 году Алексей Драй был призван во флот. Служил минером на Балтике. Его пальцы до сих пор помнят холодные, бесстрастные взрыватели мин, которые он обезвреживал. Не стоит, наверное, говорить, сколько опасности таит в себе эта работа. Достаточно вспомнить военную поговорку: " Сапер ошибается один раз". Алексей Романович не ошибался ни разу, но, даже соблюдая крайнюю осторожность, ты не огражден от случайностей... Однажды при обезвреживании мины А. Драй был контужен. Это случилось в 1955 году. Тогда же он был награжден орденом Красной Звезды.
А в 1956 году, после двух лет сверхсрочной службы (товарищи посмеивались: сверх срока - на такой "горячей" работенке!..), он ушел в запас и потом долго не мог найти специальность по душе. Начинал что-то, но потом оказывалось, что эта работа не приносит ему удовлетворения, радости. Был он и токарем, и слесарем самого высокого класса и, наконец, работал по ремонту кинофотоаппаратуры. И здесь, соприкоснувшись с оптикой, он нашел то, что искал. Работа требовала применения навыков слесаря и токаря, и, главное, точности минера.
Сейчас Алексей Романович трудится в ЭРНК. Основной профиль, как уже говорилось, — оптические навигационные средства. Для обнаружения неисправности в бинокле и секстане он разработал и построил специальные приборы, автоколлиматоры.
С огромной точностью выверена в них оптическая часть. Теперь Алексею Романовичу достаточно 2—3 минут, чтобы определить, где таится неисправность в приборе. А дальше — сам ремонт. Он требует чистоты, аккуратности. Призмы, линзы протираются эфиром и помещаются до сборки под стеклянный колпак, чтобы не запылились. Тщательно устанавливаются зеркала и призмы. Если в приборе отсутствует какая-либо деталь, Алексей Романович сам вытачивает ее на миниатюрном токарном станке. А работы, как говорится, невпроворот. Кроме судов "Океана", ЭРНК обслуживает и колхозный флот. И хоть есть у колхозников свои специалисты, несут они приборы Драю и Калашникову: надежнее!
Но, несмотря на загруженность, Алексей Романович находит время и для общественной работы. Он член комитета профсоюза, много работает с молодежью камеры, разработал он интересную балльную систему по подведению итогов деятельности отделов ЭРНК. Если, допустим, в корректорской службе случай прогула, от общего результат отнимается 5 баллов, если подано рацпредложение - плюс 10 баллов. Интересно отметить, что по этой системе бригада А. Р. Драя уже долгое время держит первое место по ЭРНК.
Но и это еще не все. Алексей Романович - страстный кинолюбитель. С помощью усовершенствованной им же кинокамеры "Киев" он отснял свыше десятка любительских фильмов. А в труппе народного театра Дома флота он является одним из ведущих актеров. Сейчас А. Р. Драю предложили роль Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Но, пожалуй, самым лестным является то, что Алексей Романович Драй — один из трех на всю республику мастеров по ремонту навигационных средств. Да что говорить, редкая специальность!...


КОРРЕКТИРОВКА
В самой дальней комнате домика — царство девушек. Здесь разместилось корректорское бюро электрорадионавигационной камеры. В два ряда столы с вмонтированными в их поверхность лампами дневного освещения. Это — рабочие места корректоров.
Основная корректировка морских карт происходит за столом инженера-картографа Татьяны Васильевны Поляковой. Это она по данным извещений, присылаемых из Ленинграда и Калининграда, наносит коррективы на карты-оригиналы. Работа кропотливая, требующая крайней внимательности и напряжения. Важно, чтобы все поправки были нанесены на оригинал. Отсутствие какого-либо значка может таить в себе тяжелые последствия для судов
Готовые карты-оригиналы поступают к корректорам на их подсвеченные столы. Девушки переносят поправки с оригиналов на карты уходящих в море судов. Делается это так. На светящуюся поверхность ложится оригинал. Сверху карта. Ручка, красные чернила, карандаш — вот и все нехитрые приспособления. Корректор, для большей точности, как бы разбивает карту на квадраты. Так легче копировать поправки с оригинала.
Вот работает самая молодая пред ставительница «девичьего царства" корректор Ирина Пинчук. В бюро она: при-шла полтора года назад. Освоилась быстро. Важно ничего не упустить, все заметить. А со временем вырабатывает ся профессиональная сноровка, опыт. Работа продвигается заметно быстрее.
Вот и сейчас склонилась Ирина над столом. Красными чернилами отмечает рыбную зону. А вот пометка простым карандашом — это поправка временная.
На этой карте — 25 корректив. А бывает, что на оригинале свыше сотни поправок. Тут уж до боли в глазах всматриваешься в каждый квадратик карты, в каждую черточку. Потом снова и снова пересчитываешь поправки, и если одной-двух недосчитаешься, снова ищешь недостающие пометки до тех пор, пока оригинал не будет точно и полно скопирован.
В соседней комнате — тоже корректоры, но несколько другого профиля. Под руководством Анны Ильиничны Мартыновой они вносят поправки в коллекции морских книг — лоций и т. д. Данные также поступают сюда в виде извещений. На полях книг пестрят многочисленные поправки...
Начальник корректорского бюро Евгения Николаевна Рястас довольна. За всю историю существования бюро в адрес корректоров не поступило ни одного замечания. Единственное, что тревожит ее - это проблема помещения. Да, здесь тесно, душно. Работа, что ни говори, напряженная: устают глаза, затекают суставы. Постоянно ловишь себя на том, что отвлекся, а отвлекаться нельзя, работа требует собранности, внимательности, усидчивости. Будем надеяться, что вопрос с новым помещением для ЭРНК будет, наконец-то, решен.
СТОЯТ суда у причалов Таллинского морского рыбного порта. Ждут выхода в море, потому что море — их дом, их стихия. На берегу корабли, как в гостях.
Но кораблям нельзя без берега. Здесь, на берегу уточняются и корректируются будущие их маршруты, "лечатся" их глаза и уши... И если корабль не сбился в далеком своем пути, если вовремя и верно изменил курс, чтобы обойти ураган, если вовремя заметил угрожающий ему айсберг — в этом заслуга тех, о ком говорилось в этих строках.

В. ЦИОН


На снимках этой полосы, сделанных нашим фотокорреспондентом А. Дудченко,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

вы видите работников электрорадионавигационной камеры слесаря 6-го разряда по ремонту КИП и "автоматики" Ф. Ф. Калашникова
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и старшего инженера-технолога по ремонту судовой радиоэлектронной и навигационно-штурманской аппаратуры А. Р. Драя.
Поток поздравлений - 08 10 1972
С большим подъемом и энтузиазмом несут свою трудовую вахту специалисты радиоцентра объединения. Ни на одну минуту не замолкает морзе в эфире, не стихают аппараты телетайпа.
И это не удивительно. В предпраздничные дни нескончаемым потоком поступают радиограммы с судов, находящихся на промысле, так и к рыбакам, находящимся далеко от дома. И все они проходят через руки радиооператоров нашего радиоцентра, которые днем и ночью стоят на трудовом праздничном посту, обеспечивают бесперебойную работу связи с судами всех районов промысла.
Каждый радиооператор принимает и передает за смену по 6-7 тысяч слов. Особенно хорошо трудятся радиооператоры З. Дурдук, Е. малышева, И. Кальвик, Т. Синисалу и многие другие. Отлично справляются работники радиоцентра и со своими социалистическими обязательствами.
Работники радиоцентра поздравляют всех тружеников объединения с наступающим праздником Великого Октября и желают все крепкого здоровья, успешного выполнения годового плана.

И. Верхогляд, радиооператор первого класса.
Отдел связи. ПРИМЕР КОММУНИСТА - 29 11 1975
ТРЕТИЙ раз подряд избирают своим секретарем Анатолия Петровича Голубчикова коммунисты отдела связи. В ЭРПО «Океан» он работает с 1966 г., когда ушел в запас из рядов ВМФ. За безупречную службу офицер А. Голубчиков награжден 14 орденами и медалями. За добросовестный же труд в рыбной промышленности старший инженер отдела связи ЭРПО «Океан» неоднократно поощрялся руководством объединения и главка «Запрыба».
Возглавляемые А. П. Голубчиковым коммунисты отдела, не раз выходили победителями в социалистическом соревновании между службами управления ЭРПО, все они вместе с парторгом имеют личные творческие планы. Отличаются они и высокой общественной активностью, постоянно повышают свой идейно-теоретический уровень.
Коммунисты управления избрали А. П. Голубчикова делегатом на VIII партийную конференцию объединения.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: А. П. Голубчиков (справа) беседует с коммунистом отдела Б. Спихиным.
Фото А. ДУДЧЕНКО.
РАДИО — 80 лет - 06 05 1975
7 мая - ДЕНЬ РАДИО

ПО УСТАНОВИВШЕЙСЯ традиции наш народ каждый свой праздник знаменует добрыми делами, новыми успехами в труде.
Достойный вклад в общественную трудовую копилку вносят и советские радиоспециалисты. Признанием их больших заслуг перед Родиной является учрежденный 30 лет назад (2 мая 1945 г.) Постановлением Советского правительства День радио.
Рождение радио неразрывно связано с именем выдающегося русского ученого-изобретателя Александра Степановича Попова, который 80 лет назад — 7 мая 1895 г. на заседании физического отделения Русского физико-химического общества в Петербурге, сделал свой знаменитый доклад и продемонстрировал первый в мире радиоприемник. А в начале 1900 года А. С. Попов передал из г. Котка на о. Гогланд радиограмму, содержащую приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ и рыбаки были спасены! Радио, начавшее свою практическую историю спасением людей, унесенных в море, стало новым прогрессивным видом связи XX века.
Вся история развития советской радиотехники неразрывно связана с именем В. И. Ленина. Он впервые в мире высказал идею о радио как могучем средстве информации и воспитания трудящихся; с гениальной прозорливостью определил великое будущее беспроволочного телеграфа и в тяжелейших условиях гражданской войны и разрухи предпринимал энергичные меры для его быстрейшего развития.
Огромного успеха достигло радиовещание в Советском Союзе. Сейчас в нашей стране на каждые 100 жителей приходится более 50 радиоприемников и трансляционных точек, радиовещание ведется по многим программам, на 67 языках народов СССР со среднесуточным объемом передаваемых программ более 1000 часов!
Важным этапом дальнейшего развития телевидения и радиовещания является девятая пятилетка. Более чем в ста городах СССР телевизионное вещание ведется по двум программам, а к концу пятилетки им смогут пользоваться свыше 75% жителей нашей страны, широкие перспективы для развития радиовещания и телевидения открывает использование искусственных спутников земли.
Без преувеличения можно сказать, что в настоящее время научно-технический прогресс невозможен без развития радиоэлектроники, которая находит самое широкое применение во всех отраслях народного хозяйства. На флоте рыбной промышленности ей принадлежит особое место, так как на нее возложены задачи первостепенной важности: обеспечение безопасности мореплавания, оперативно-диспетчерская связь, поиск рыбы и единственный способ надежного и быстрого общения моряка с домом.
ФЛОТ нашего объединения оснащен современными средствами радиосвязи, электрорадионавигации и поисковой техники, почти полностью завершена замена устаревшего и импортного оборудования на отечественное на судах типа ТР, СРТ, СРТР. Но в наше время — время бурного технического прогресса, какой бы совершенной ни казалась нам сегодня аппаратура, ее моральный век оказывается значительно короче физического. Это особенно касается средств радиосвязи. На флот активно поступают новейшие однополосные средства радиосвязи, отвечающие жестким требованиям международных конвенций.
Значительное усложнение за последние годы условий промысла диктует сегодня новые требования и к поисковой технике. Если еще 15 лет назад промысловые суда обходились одним-двумя поисковыми приборами, то теперь их на каждом судне целый арсенал — включая эхолоты, гидролокаторы, приборы контроля параметров орудий лова и другие вспомогательные приборы. На судах объединения находится в эксплуатации более 2300 разных по сложности приборов стоимостью 7 миллионов рублей.
Около 500 радиоспециалистов 14 национальностей успешно трудятся на судах флота и в береговых подразделениях объединения. Среди них 23 ветерана труда, 13 почетных радистов СССР. 30 ветеранов Великой Отечественной войны, чей ратный и мирный труд отмечен многими правительственными наградами; рядом с ними молодежь, осваивающая премудрости своей сложной и интересной профессии.
Большой отряд радиоспециалистов работает на судах нашего флота — основу их составляют выпускники средних и высших учебных заведений. Сегодня 87% наших судовых радиоспециалистов имеют высшее, среднетехническое и среднее образование. В этом году ожидаем поступления на наш флот 22 радиооператоров-выпускников Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
Большую практическую помощь судам в районах промысла оказывают наши флагманские специалисты Демьяненко И., Волостных П., Филановский Ф., мастера по ремонту приборов Конт А., Соколов В., Гостев В., Цейтин И., Дорогин А. — из РПК. Заслуженным авторитетом среди промысловиков пользуются мастера своего дела Виноградов В., Летов А., Степанов А., Селюгин В., Шевчук П., Брикез А., Воробель И., Машаков Д., Лаптейко А., Лаупа М., Вайнула П., Эренверт Л., Миньков В., Даречкин М. и многие другие.
С неослабным напряжением, особенно в предпраздничные дни трудится коллектив радиоцентра, обрабатывая целые потоки радиограмм, идущих с берега в море и обратно. От слаженности в работе этого коллектива во многом зависит своевременное получение адресатами информации.
Больших трудовых успехов добилась бригада старшего радиооператора Булынко М. По итогам внутрицехового социалистического соревнования за 1 квартал 1975 г. она заняла 1-е место. По итогам индивидуального соцсоревнования лучших результатов добились радиооператоры I класса Колонин А., Кальвик И., Верхогляд И. Они принимают активное участие в районных, городских, республиканских соревнованиях радистов, занимая призовые места.
В решении задач по обеспечению судов картами, навигационными пособиями, ЗИПом, межрейсовым ремонтом штурманского и радиоэлектронного оборудования основная роль принадлежит слаженному коллективу электрорадионавигационной камеры, возглавляемому опытным специалистом и незаурядным хозяйственником Синицким М. А.
Среди работников этого подразделения хорошей репутацией пользуются бригады, возглавляемые мастерами Алликсаар Т., Беловым А., старшим инженером Рястас Е.
Для успешной работы ЭРНК в настоящее время созданы благоприятные условия — в новом 4-этажном здании на южной стороне рыбного порта разместились все участки, склады. В учебном классе, на стендах установлена новейшая аппаратура, измерительные приборы.
Конечно, у ЭРНК есть свои проблемы — это обеспечение судов остродефицитным ЗИПом, создание новых участков по ремонту и изготовлению антенн, кабеля рыбацкого, рехтовке трубок лага, источников питания, монтажу и т. д.
В СОЗДАНИИ слаженной работы радиоспециалистов плавсостава, в организации деловых нормальных взаимоотношений с радиоцентром, с ремонтными предприятиями, с отделами основная роль принадлежит отделу связи. Глубоко понимая эту ответственную миссию, работники отдела стараются делать все для организации и совершенствования радио и проводной связи, повышения качества ремонта судовой радиоэлектронной техники, оснащения судов новой аппаратурой.
Но особое внимание уделяется важнейшему вопросу — воспитанию кадров плавсостава. Об этом свидетельствует систематическая и целенаправленная работа; каждый понедельник проводятся совещания, перед отходом в рейс — обязательное персональное собеседование, над всеми молодыми специалистами взято шефство, ежегодно к Дню рыбака и другим праздникам практикуется посылка приветственных писем ближайших родственников тех, кто хорошо зарекомендовал себя в работе, радисты активно привлекаются на про-водимые спортивные мероприятия, в том числе НТО, ДОСААФ, не оставляются без внимания те семьи, где не все благополучно с воспитанием школьников, находящиеся в резерве радиоспециалисты часто направляются для работы на радиоцентр, в ЭРНК. Для изучения новой аппаратуры систематически создаются месячные курсы, оказывается помощь в получении жилья, мест в детсад и ясли и т. д. Не замедлили сказаться и плоды этой работы — в последнее время сократились грубые нарушения Правил радиосвязи, реже стали случаи халатного отношения к своим обязанностям и т. д.
В этом немалая заслуга работников отдела Тюрнер Ф., Спихина Б., Голубчикова А., Синицкого Т., Пельд Э. и других.
Несмотря на достижения, перед связистами стоит целый ряд серьезных проблем, связанных с переоснащением флота новыми, более совершенными средствами радиосвязи, электрорадионавигации и поисковой техники, что в свою очередь связано с необходимостью обучения всего личного состава радиоспециалистов. Настоятельно требуют своего решения проблемы внутренней проводной связи между управлением и подразделениями и диспетчерская связь.
Сегодня, накануне замечательных праздников, есть уверенность в том, что многочисленный отряд радиоспециалистов успешно справится с поставленными задачами и внесет свои достойный вклад в выполнение нашим объединением плана девятой пятилетки.

Е. ЗЛОБИН, начальник отдела связи ЭРПО «Океан».
ВОЛШЕБНИК ЭФИРА – 21 10 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА внимательно присматриваешься к людям, сразу замечаешь отношение человека к труду. Оно, это отношение, отражается и в его внешнем виде. Неряшливый человек, как правило, небрежно относится и к своей работе, к порученному делу.
Начальник радиостанции БМРТ-605 Владимир Николаевич Блэндовский внешне всегда подтянут, чисто одет, на редкость скромен. Таким его видят в коллективе и в часы досуга, и тогда, когда привычно склоняется он у светящихся огоньков своей рации.
На судне должность начальника радиостанции - одна из важнейших. У него сосредоточена вся исходная информация о производственной деятельности экипажа. Он же поддерживает бесперебойную, четко действующую связь с берегом и судами флота. От него капитан получает оперативные и точные данные о промысловой обстановке, куда и кому доставить рыбопродукцию или другой груз, где и когда получить снабжение. А радиограммы рыбакам от родных и близких, своевременная и регулярная информация о событиях на Родине? Все это оказывает влияние на настроение рыбаков, их работоспособность, на конкретные результаты их труда по выполнению социалистических обязательств и заданий рейса.
Несмотря на то, что Владимир Николаевич вышел в рейс один, без своего помощника — радиооператора, он успевает буквально все. Даже находит время самостоятельно изучать английский язык.
Обладая чувством высокой ответственности за порученное дело, Владимир Николаевич глубоко уяснил, что основное веление времени — высокая эффективность и качество работы каждого. На судне многое зависит от хорошо поставленной радиосвязи. Те, кто по долгу своей работы непосредственно общаются с Владимиром Николаевичем, говорят о нем -волшебник эфира, человек со светлой головой и руками кудесника. Такую оценку он заслужил, прежде всего, у штурманов. Всякий раз, когда «забарахлит» поисковая аппаратура, или станция «Рейд", или «Чайка», штурманы призывают на помощь Блэндовского. Случится ли это днем или ночью, через одно мгновение начальник радиостанции—в рубка или на мостике. Одно прикосновение рук—и неисправность устраняется.
Таков он, Владимир Николаевич Блэндовский. Неутомимый труженик, умелый и надежный радиоспециалист. Поэтому каждый моряк относится к нему с большим уважением, душевной теплотой и признательностью.
Владимир Николаевич — ветеран флота. 15 лет посвятил он любимому делу — профессии радиоспециалиста 15 лет бессменно несет он эту трудную, но почетную вахту. Родина высоко оценила его труд, наградив медалью «За трудовую доблесть» и юбилейной медалью в честь 100-летия со Дня рождения В. И. Ленина. А любимое дело приносит ему радость, без которой не найти настоящего счастья в жизни. И от того, насколько человек чувствует себя на своем месте, занят трудом, который ему по душе, зависит и нравственная атмосфера в коллективе, а она в свою очередь влияет на качество и эффективность производства.
Встав на трудовую вахту в честь 59-й годовщины Октября, Владимир Николаевич несет ее с достоинством и честью.

В. ЖУКОВСКИЙ, первый помощник капитана БМРТ-605 «Мыс Челюскин».
Фото автора.
ПЕРЕДОВИКИ С «ФЕОДОРА ОКК» - 13 09 1977
Экипаж БМРТ-555 "Феодор Окк" первым в нашем объединении рапортовал о выполнении заданий двух лет десятой пятилетки по выпуску мороженой и товарной пищевой рыбопродукции. Сегодня мы знакомим наших читателей с передовиками этого судна, внесшими свой большой вклад в успех коллектива.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Комсомолец электрорадионавигатор Валерий Вишняков в течение всего рейса был примером для экипажа. Он отлично трудился, активно участвовал в общественной работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первоклассным специалистом зарекомендовал себя в рейсе радиооператор первого класса Борис Сарокинский. В свободное время он занимался выпуском судовой радиогазеты, участвовал в подвахтах.
Фото В. Тракса
СТУПЕНИ МАСТЕРСТВА – 05 12 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фотография эта сделана по весне, когда РТМКС-903 «Штральзунд» только что вернулся из рейса и готовился к выходу по направлению на судоверфь в Германии, где судну предстоял запланированный ремонт. Надо было видеть с какой тщательностью и пунктуальностью готовил свое заведование к предстоящим работам начальник радиотехнической станции Юрий Чигасов. В радиорубке, по сути, значительный ремонт не предполагался, но, ответственный за свое дело, Чигасов счел необходимым еще и еще раз перепроверить вверенное ему хозяйство. Объяснение тому простое. Несколькими годами раньше Юрий Леонидович принимал «Штральзунд» из новостроя и тут, перед ремонтом, словно бы итожил, насколько оправдала себя аппаратура и как долго она еще может прослужить. Заботясь о работоспособности оборудования, имел в виду не только то, что надлежало передать его подменному начальнику РТС в наилучшем виде — предвидел, что впредь самому же возвращаться на судно и к кому тогда претензии, как не к самому себе?
Через несколько месяцев исполнится ровно 10 лет, как Ю. Чигасов пришел в объединение после окончания радиотехнического отделения Таллиннского мореходного училища. По неписаному правилу приобретал практические навыки, работая на разнотипных судах, а значит — имея дело с различного уровня технической сложности аппаратурой. Полагающиеся ступени: оператор радиосвязи, электрорадионавигатор, начальник РТС — прошел не просто как неизбежность, но вполне четко осознавая: плох тот начальник РТС, кто рвется миновать должность электрорадионавигатора, потому что приведись экстремальная ситуация — безоружным окажется перед ее лицом специалист «сомнительной» руки.
Сейчас его навыков и знаний хватает буквально на всякого, кто выходит с ним в рейс в одной «связке». Доведись работать с малоопытным радистом — Ю. Чигасов сумеет довести до его сведения максимум из того, чем располагает сам; а встретится в экипаже равный по уровню подготовки радиоспециалист — Чигасов, опять же, готов помочь, если тот еще не успел освоить отдельные тонкости ремесла.
Человек по характеру, что называется, дотошный, Ю. Чигасов во все вникает сам, не передоверяя своих функций подчиненным. А вникнуть в заботы и интересы моряка ему помогают коммуникабельность и та особая тактичность, которая неизменно рождает доверие людей, а значит, и ответное желание — быть ему под стать...
Ожидая «Штральзунд» из очередного рейса, Юрий Леонидович, после положенного отпуска, занимается на курсах переподготовки, связанной с введением международного диплома по ГМССБ (Глобальная морская система службы безопасности мореплавания).

НАШ КОРР.

Фото Р. ЭЙНА
БЫТЬ СПЕЦИАЛИСТОМ - ПРЕДУГАДЫВАТЬ НА ПЕРЁД - 10 10 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Валерий Кравчук появился в редакции... с критикой на газету. «Да у вас что ни номер — всякий открывается заметкой о связистах. И связисты-то какие... Специалист ты своего дела — о нем и рассказывай. А ведь берутся судить о производственной стратегии. Если ты такой умный — так чего ж на капитанский мостик не поднялся, в связистах ходишь?!»

То есть, «всяк сверчок — знай свой шесток?» — так и подмывало спросить гостя. Однако разговор повернулся в другое русло, как водится — о рейсе.
...Экипаж PTMKC-901 «Моонзунд» прилетел из ЮВТО, сработал хорошо и, как говорится, слава богу. Валерий Александрович Кравчук— он электрорадионавигатор (вот так: опять— связист!), лицо на судне, вроде, и не главное, но и второстепенным тоже не назовешь. Это, правда, в случае, когда человек на своем месте и почитает своей задачей не просто идти на поводу обстоятельств (обнаружилась неисправность — так «худо-бедно», но устранить ее), но по большому счету предусмотреть возможные сбои.
У него, у Кравчука, как получается; приходит на мостик — и уже зачастую по звуку приборов угадывает, что где- то накапливается дефект. Тут очень важно предотвратить поломку, которая может оказаться не столь уж и безобидной. Кропотливая профилактика поисковой, гидроакустической аппаратуры, аппаратуры, контролирующей ход трала (подспорье штурмана): подготовка последней к вечерней зорьке... Удается удержать все это в «узде» — и только при таком условии Кравчук, остается доволен своей работой, потому что только такая работа как элемент профессионализма дает основание любому специалисту — и ему в том числе — считать себя на судне не лишним. Коротко Валерий Александрович определяет это так: «Когда каждый на своем месте с толком выполняет свое дело и не лезет в чужое, вот тогда и на положительный результат можешь рассчитывать, иначе — не получится..»
Аксиома? В таком случае — трудно ли ее придерживаться? Да и сам Валерий Кравчук, как бы ни пытался «замкнуться» на чисто профессиональном интересе, — способен ли оставаться незатронутым общим настроем?
О рейсе на РТМКС-901 «Моонзунд» рассказывает: моряки подобрались бывалые, профессионалы. Видный, как говорится, лебедчик — трудяга Арво Кивисильд; на переходах он и у старпома — впереди всех. Александр Ноть, Вячеслав Конков — матросы первого класса не по штату только, а буквально первоклассные моряки. Капитан Анатолий Красовитов. Первый рейс управлял «консервщиком», до этого у В. Серикова стажировался... Трудно так сразу судить — судно принял после перехода, практически настроенным, но, похоже, сериковская наука даром не прошла...
Тут-то и сказать бы В. Кравчуку: давайте, мол, будем последовательны: если профессиональный интерес превыше всего — так о работе другого рассуждать уже «не моги» (согласно его же «теории»). Но разговор оборвавшись, опять дал новый крен.
«Все бы хорошо, — посетовал Валерий Александрович, — да вот неприятный осадок всякий раз после рейса остается. Постоянно спотыкаешься о невидимое такое препятствие — недостаток элементарной морской культуры. А то и полное ее отсутствие. И вы об этом в газете — ни полслова. А ведь это не пустое. Да вот посудите сами...»
Убедил Кравчук. И излагая его размышления, берусь сопроводить их собственными наблюдениями. Но прежде — последний штрих к портрету Кравчука. Сейчас, после 11 лет работы на промысловых судах (причем четыре последние рейса — на РТМКС-901) Валерий Александрович направлен в подменный экипаж-1, на место непревзойденного электрорадионавигатора В. Рамму. Нелегко будет оставаться у него в тени. Дабы выбраться из-под нее, придется продемонстрировать тот же уровень совершенства... Есть у В. Кравчука своя точка опоры: практика у него подкрепляется теорией (в свое время кончил радиотехнический факультет КВИМУ) и — наоборот. А теория плюс практика, уверяет он, — это значительно больше, чем только две теории или только дважды практика...

Л. СТИШЕНКО

Фото Р. ЭЙНА