Памяти Ровбут Олега Михайловича
Автор блога: | Рыбак Эстонии |
Все рубрики (2766) |
Памяти капитанов и судов (870) |
ЭССР vs Эстония (16) |
Памяти мастеров добычи от Усл до Эстрыбпром (29) |
БЕЗ МАЛОГО четверть века — для истории срок вроде бы не большой. Но если вспомнить, например, год 1959-й и нынешний, то нетрудно определить, какие огромные перемены произошли за это время и вообще, и в рыбопромысловом флоте, в частности. Почему именно 1959-й? Дело, в том, что именно в том году наш собеседник Владимир Иванович Дидык, ныне старший мастер добычи, после окончания Белгород-Днестровского техникума ушел в свой первый рейс. Был он тогда матросом на СРТ. Потом ходил на судах разного типа, был мастером, старшим мастером, наставником... И, наконец, перешел на супертраулеры. За двадцать три года многое изменилось. Дидык вспоминает, как вели промысел с помощью сетей, которые связывали в порядок по 100—120 штук. Чтобы задать определенный горизонт, выставлялись буи. Сверху сети крепили за «приухи», снизу их держали так называемые сизальские канаты, изготовленные из тропического растения. Когда сети выбирали, их заправляли в сететрясные машины. А ма шины, в свою очередь, часто выходили из строя, с ними тоже приходилось возиться. Выловленную рыбу сразу солили. А если засолку не успевали закончить в срок, то выборку сетей приходилось приостанавливать. За один дрейф выбирали от 2 до 40 тонн рыбы. Работу обычно начинали в пять утра, заканчивали к шести вечера. Было очень много ручной работы. Засоленную рыбу укладывали в трюмы, потом обондаривали пустую тару, готовили веревки, порядок сетей... Позже, когда сельди в Норвежском море стало мало, перешли на лов мерланга пикши, сайды, начав осваивать траловый лов. Основным районом промысла стало Северное море. Старые СРТР переделывали под «кошельки», а те, что совсем устарели, пришлось отдавать на переплавку. Владимир Дидык, как и другие наши ветераны был свидетелем тех перемен, которые происходили во флоте. Вернее, не столько свидетелем, сколько непосредственным участником. Помнит, какими тяжелыми были пеньковые тралы, сделанные из конопли, как часто они рвались. На судне обычно был один эхолот. Скопления рыбы определяли по перепадам температуры воды. Делалось это с современной точки зрения, довольно примитивно. В разных местах за борт окунали ведра, потом градусником измеряли температуру воды. Если перепады, были незначительными, в 0,5—1 градус, начинали «рыбалку». Бывало, что такое вот — на глазок — определение оказывалось ошибочным, неточным. Ставили снасти на 70 метров, а потом обнаруживалось, что надо было на 60. Надо ли так подробно рассказывать обо всем этом. Ветераны прочитают — просто вспомнят, улыбнутся. Ну, а молодые рыбаки? Автор этих строк, встречаясь с добытчиками поколения 70-х годов, не раз убеждался в том, что те, как правило, мало знают об истории своей профессии. Не знают, например, что тралы впервые появились еще в прошлом веке, назывались они бим-тралами. Для раскрытия их применялись огромные бревна. Пионерами тралового лова считаются норвежцы. А в нашей стране, вскоре после Октябрьской революции, в Мурманске переделали четыре старых военных корабля в рыбные траулеры. В Эстонии активно начался траловый лов в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов. Было даже время, когда тралы пытались использовать на Чудском озере, но сразу выяснилось, чго это невыгодно, разрушались нерестилища, попадалось слишком много мелочи... С Владимиром Ивановичем Дидыком интересно разговаривать, сразу ясно, что свою работу он любит и знает ее досконально. А вот о себе рассказывает не очень охотно. В прошлом рейсе на РТМС-7558 «Цветково» он был старшим мастером добычи. Рейс начался неудачно — пришлось первое время работать с теми, изрядно потрепанными орудиями лова, которые остались от прежнего экипажа, У соседних эстонских траулеров уже в океане одалживали то дели, то канаты. Но потом на «Цветково» прибыло новое промвооружение, и добытчикам стало легче работать. Была зима, тяжелая погодная обстановка то и дело диктовала свои условия. Иной раз шторм доходил до 10 баллов, палубу заливало ледяной водой. Были трудности и со сдачей рыбопродукции— не хватало транспортов, из-за этого теряли промысловое время. Но добытчики, как и весь экипаж «Цветково", оказались на высоте. План был выполнен по всем основным показателям, рыбаки внесли свой вклад в решение Продовольственной программы страны. В конце апреля судовой радист принял сообщение о том, что В. И. Дидык за большие успехи в труде награжден орденом Ленина. Владимира Ивановича поздравили капитан, другие члены экипажа. А вот на что-то, более торжественное в тот раз не хватило времени: была напряженная промысловая обстановка. Все поздравления, заняли минут десять, не больше. А потом Дидык опять вернулся на палубу — к добытчикам. Орден ему вручили уже после возвращения из рейса — 15 сентября, в Президиуме Верховного Совета ЭССР. Теперь Владимир Дидык — кавалер трех высоких правительственных на- град. В 1971 году его наградили орденом «Знак Почета», в 1976 году — орденом Трудового Красного Знамени. Он из тех людей, которые не привыкли чего-то не знать в своей профессии. Считает, что профессиональный добытчик должен знать и учесть все, чтобы не теряться в любой обстановке. Обычно рядовые добытчики — это матросы высокой квалификации. Когда нужно, они помогают рыбообработчикам. Когда боцману нужно, например, стрелы завести или выполнить другую работу на палубе, он обычно обращается за помощью к самым опытным матросам — к добытчикам. Умело руководить такими матросами может только тот старший мастер, который сам умеет делать на судне любую работ. Владимиру Дидыку такая задача уже много лет по плечу. Главная его черта — к людям он относится с уважением. Не любит повышать голос — это не в его правилах. Внимательно приглядывается с первого дня рейса к подчиненным, старается понять их. Видит: к одному парню нужно строго обратиться, а к другому — помягче. И тот и другой не обидятся, поймут, что старший мастер поступает правильно, старается ничем не задеть их человеческое достоинство. Потому, наверное, люди и отвечают Дидыку взаимностью, считают, что с ним приято работать И два рейса подряд выбирают его председателем судкома. Сам он из добытчиков особенно уважает Михаила Чайку, Василия Кырлича, Сергея Рязанова, Ивана Галету, Александра Гольдрина, Эдуарда Агамалиева. Это люди, с которыми Дидыку до велось работать в разное время на разных судах Я встретился с Владимиром Ивановичем буквально за несколько дней до того, как он ушел в очередной рейс на РТМС-7510 «Мустъярв». Теперь он опять в океане. Возможно, что сейчас, когда вы читаете эти строки, он находится в штурманской рубке — следит за показаниями приборов. Или на палубе — руководит выборкой трала. Из 23 лет своей рыбацкой работы он семь лет провел на берегу, остальное время — в море. Считается, что в жизни ему повезло в выборе профессии — особенно. Старается не думать о том дне, когда начнется пора расставания с морем. Ведь море — это вся его жизнь. Б. САНДРАЦКИЙ. Фото В. Тракса.
Рыбак Эстонии
25 мая 2021
0
Нет комментариев
|
ЗАКОНЧИВ В ПРОШЛОМ ГОДУ ЛЕНИНГРАДСКОЕ МОРЕХОДНОЕ УЧИЛИЩЕ, СЕРГЕЙ МЯСНИКОВ В СВОЙ ПЕРВЫЙ РЕЙС НА ПРОМЫСЕЛ ВЫШЕЛ МАТРОСОМ НА БМРТ-227 «АУГУСТ АЛЛЕ», А ВТОРОЙ РЕЙС НА ЭТОМ ЖЕ СУДНЕ — УЖЕ МАСТЕРОМ ДОБЫЧИ. БРИГАДА, ВОЗГЛАВЛЯЕМАЯ С МЯСНИКОВЫМ, НЕОДНОКРАТНО ЗАНИМАЛА ВЕДУЩЕЕ МЕСТО ВО ВНУТРИСУДОВОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СОРЕВНОВАНИИ. БЛАГОДАРЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ УСИЛИЯМ МАСТЕРА, ЕГО ЛИЧНЫМ КАЧЕСТВАМ БРИГАДА СОСТОЯЛАСЬ ИМЕННО КАК ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ. ЭТОТ РЕЙС СТАЛ ЭТАПНЫМ В ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ СЕРГЕЯ МЯСНИКОВА. ЕМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ «УДАРНИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА». ОН ПРИНЯТ КАНДИДАТОМ В ЧЛЕНЫ КПСС. Фото А. ТОКАРЕВА. |
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
Успех промысла всегда зависит от умелой организации поиска рыбы и правильной вооруженности орудий лова. Последнее - в руках мастеров добычи. На БМРТ-350 не было случая, чтобы трал отказывал в работе. Он имел хорошее раскрытие и обеспечивал максимальную обработку площади облова. В этом немалая заслуга мастера добычи Валерия Смирнова. Вместе с опытным специалистом добычи Григорием Федоренко он еще на переходе настраивал трал, выверял ваера, и, надо сказать, что труд даром не пропал - по прибытии на промысел экипаж «Эвальда Таммлаана» стал сразу брать высокие уловы. Во время работы всякое случается - можно порвать трал. Для настройки нового потребуется много времени. Поэтому на палубе БМРТ-350 всегда находились три готовые к эксплуатации трала. Экипаж БМРТ «Эвальд Таммлаан» успешно справился с производственным заданием, план добычи перевыполнен. Сейчас Валерий Смирнов сдает экзамены в Таллинский рыбопромышленный техникум. На снимке: В. Смирнов |
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
Длительное время плавает на нашем судне Эдуард Мунц. Он пришел к нам рядовым матросом. Скромный и тихий, он ничем не выделялся среди других членов экипажа. Но вокруг него всегда собиралась молодежь. Он каждому мог дать совет, поддержать в трудную минуту. С тех пор прошло немало лет, но в каюте Эдуарда Мунца по-прежнему всегда полно людей. Как бы он ни устал — выслушает каждого. - Как же иначе, - говорит рыбмастер. - Раз пришел человек, то не зря. За тёплое, заботливое отношение к людям Эдуард Мунц пользуется уважением у всего коллектива. Коммунисты избрали его заместителем секретаря партийной организации, председателем группы содействия партийно-государственного контроля. С душой выполняет коммунист Мунц свои обязанности. Как рыбмастер, он показал хорошие организаторские способности, добился высокой производительности труда. Его бригада на протяжении всего рейса занимала первое место среди рыбообработчиков. Имя передового рыбмастера коммуниста Эдуарда Мунца занесено на Доску почета судна, он представлен к присвоению высокого звания ударника коммунистического труда. Мы возвращались из рейса. Судно готовилось к постановке в длительный ремонт. - Жаль расставаться с людьми, - сказал Эдуард Мунц. – Но я давно не отдыхал, надо побыть с детьми. Но если нужно, то я сразу вернусь на судно. А. ГИРО, первый помощник капитана д/э " Буревестник». |
ВЫПОЛНЯЯ РЕШЕНИЯ XII ПЛЕНУМА ПАРТКОМА ОБЪЕДИНЕНИЯ
Список специалистов на выдвижение в резерв на должности старших мастеров по добыче рыбы на судах объединения «Эстрыбпром» на 1988-1990 годы. КУСАКИН Николай Дмитриевич, 1957 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1985 г. ТРУБИЦЫН Михаил Михайлович, 1955 года рождения, русский, беспартийный - бывший ст. мастер добычи с 986 года — инспектор ОК по комплектованию судов с 1987 г. ШАРОВ Валерий Григорьевич, 1959 года рождения, русский, беспартийный - и. о. старшего мастера добычи с 1984 г. АБАКУМОВ Сергей Петрович, 1952 года рождения, русский, беспартийный. - и. о. ст. мастера добычи с 1985 г. МАЛИНОВСКИЙ Петр Платонович, 1954 года рождения, белорус, беспартийный - мастер добычи с 1978 г. ПЕТРОСЯН Иван Аркадьевич, 1956 года рождения, армянин, беспартийный - и. о. старшего мастера добычи с 1984 г. ШАГАЛИН Юрий Григорьевич, 1958 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1978 г. МИХАЙЛОВ Олег Георгиевич, 1955 года рождения, испанец, беспартийный - и. о. старшего мастера добычи с 1985 г. КОНОВАЛЕНКО Сергей Владимирович, 1961 года рождения, украинец, беспартийный - мастер добычи с 1982 г. ПЯТАЕВ Николай Иванович, 1949 года рождения, русский, беспартийный - и. о. старшего мастера добычи с 1985 г. КАПАЦЫНА Михаил Георгиевич, 1948 года рождения, молдаванин, беспартийный - мастер добычи с 1984 г. АГАЕВ Бахрам Магадед-оглы, 1959 года рождения, азербайджанец, член КПСС - мастер добычи с 1983 г. ПАСЕЧНИК Анатолий Григорьевич, 1958 года рождения, украинец, беспартийный - мастер добычи с 1980 г. ФАНТИН Александр Васильевич, 1946 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1984 г. МУТОВКИН Виктор Алексеевич, 1957 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1977 г. ИЗМАЙЛОВ Александр Дмитриевич, 1949 года рождения, русский, член КПСС - мастер добычи с- 1984 г. КОЛЯДИН Михаил Николаевич, 1957 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1984 г. МОИСЕЕВ Николай Федорович, 1957 года рождения, русский, член КПСС - мастер добычи с 1980 г. ШАЛЮТА Анатолий Васильевич, 1953 года рождения, белорус, беспартийный - мастер добычи с 1982 г. ЗАМЯТИН Александр Владимирович, 1957 года рождения, русский, член ВЛКСМ - мастер добычи с 1981 г. БОГАЧЕВ Валерий Николаевич, 1959 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1983 г. ФАЗЛЕТДИНОВ Марат Cayдатович, 1960 года рождения, татарин, беспартийный - мастер добычи с 1984 г. ФИЛИППОВ Юрий Константинович, 1953 года рождения, русский, кандидат в члены КПСС с 1988 г. - мастер добычи с 1985 г. ТАРАСОВСКИС Леонид Францевич, 1945 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1982 г. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович, 1951 года рождения, - мастер добычи с 1972 г. ДРАГАЙ Сергей Саввич, 1964 года рождения, украинец, член ВЛКСМ - мастер добычи с 1985 г. РАЗУМОВ Михаил Васильевич, 1955 года рождения, русский, член КПСС - мастер добычи с 1978 г. БУЛАХ Геннадий Васильевич, 1953 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1985 г. МЯСНИКОВ Сергей Николаевич, 1962 года рождения, русский, член КПСС - мастер добычи с 1984 г. МЮРИСЕПП Валерий Петрович, 1938 года рождения, эстонец, беспартийный - мастер добычи с 1976 г. САВЕЛЬЧЕВ Сергей Викторович, 1962 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1985 г. ИВАНОВ Юрий Эдуардович, 1963 года рождения, русский, член ВЛКСМ - мастер добычи с 1984 г. КРЫЛОВ Борис Юрьевич, 1963 года рождения, русский, член ВЛКСМ - мастер добычи с 1984 г. ЖУК Сергей Алексеевич, 1963 года рождения, русский, беспартийный - мастер добычи с 1985 г. КУРЛЮК Александр Николаевич, 1959 года рождения, белорус, член КПСС - мастер добычи с 1984 г. ШИБЕЦКИЙ Александр Михайлович, 1951 года рождения, русский, член КПСС - мастер добычи с 1985 г. РАДЧЕНКО Валентин Михайлович, 1951 года рождения, украинец, беспартийный - мастер добычи с 1980 г. БАРАНОВ Сергей Иванович, 1964 года рождения, русский, член ВЛКСМ - мастер добычи с 1984 г. Специалисты, включенные в резерв на выдвижение, согласованы с трудовыми коллективами судов, рассмотрены на совете мастеров при отделе промрыболовства объединения. |
Борт РТМС-7507 «Саадъярв» (по радио)» 28 лет трудится на судах "Эстрыбпрома» мастер добычи Николай Павлович Чимирис. За его плечами много морских миль, он приобрел богатый жизненный и профессиональный опыт, стал настоящим моряком. В каждом рейсе работает с полной отдачей сил и знаний, за это пользуется заслуженным авторитетом среди товарищей по работе, и администрации судов. Николай Павлович скромен, но это не мешает ему принимать активное участие в общественной жизни. В нашем рейсе он избран членом совета экипажа, является агитатором. Ему присвоено звание "Ветеран Эстрыбпрома". Имеет ряд поощрений по объединению, и в том, что наше судна досрочно выполнило годовой план по вылову, заморозке, товарной продукции, есть и доля Николая Павловича.
Экипаж РТМС-7507 "Саадъярв" поздравляет Николая Павловича с 50-летием, желает ему крепкого здоровья и дальнейших трудовых успехов! От имени экипажа С. ДМУХАЙЛО, первый помощник капитана |
Начальником вновь созданного отдела внешнеэкономических связей ПО «Эстрыбпром» утвержден С. Колесник. Сергей Леонидович Колесник родился в 1952 году. Член КПСС с 1981 года. Образование высшее: в 1975 году окончил факультет промышленного рыболовства Калининградского технического института рыбной промышленности и хозяйства. С 1976 года С. Колесник трудится в нашем объединении. Он был мастером добычи на крупнотоннажных добывающих судах, старшим инженером и заместителем начальника отдела добычи и внешнеэкономических связей (сейчас — отдел промрыболовства и организации работы флота в зонах иностранных государств). На должности заместителя начальника отдела С. Колесник работал до последнего времени. С 1983 по 1986 год Сергей Леонидович был директором отделения советско-французского общества «Франсов» в Республике Сьерра-Леоне. С июля нынешнего года С. Колесник — член правления совместного советско-финского предприятия «ЭСВА». Сергей Леонидович Колосник принимает активное участие в общественной жизни: он секретарь первичной партийной организации производственных отделов, член штаба ДНД управления ПО «Эстрыбпром». Свободное владение английским языком позволяет ему общаться с иностранными партнерами. |
70 лет советской рыбной отрасли
Вся жизнь Юрия Миккора связана с морем. На его счету более 40 рейсов в самые различные районы Мирового океана. А каждый рейс — это новая обстановка, новые люди, новые впечатления. 30 лет работы! Можно написать солидный сборник воспоминаний. Но работа поглощает все время — не до мемуаров. Единственное, что успевает, так только записать в своем блокноте названия судов, на которых ходил в море, да фамилии капитанов. Так в блокноте значится: «Капитан В. Соколов — 4 рейса», «Сангель —2 рейса», «Котляр — 3 рейса», «Карнаухов — два рейса»... В 1979 году Ю. Миккору было присвоено почетное звание лучшего наставника молодежи в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. В том же году за внедрение канатного разноглубинного трала 95/440 М для лова пелагических и придонных скоплений рыбы, за усовершенствование этого трала Юрию Юрьевичу была вручена бронзовая медаль ВДНХ СССР. Экономический эффект от внедрения трала только за один рейс составил 32 тысячи рублей. Характерная черта Ю. Миккора — высокое чувство ответственности за порученное дело. Около 30 рейсов сделал он в должности старшего тралмастера, и не было такого рейса, чтобы к его заведованию — службе добычи были серьезные претензии. Из любых самых сложных условий, ситуаций Юрий Миккор выходит победителем. Однажды по болезни не смог вылететь в рейс на подмену один из мастеров добычи. Нелегко пришлось Юрию. Он должен был работать за двоих, порой без сна и отдыха. Но никто не слышал от него жалоб. Служба добычи работала четко, слаженно, без перебоев. Любой капитан промыслового флота охотно выйдет в море с Юрием Миккором — кавалером двух орденов «Трудовой славы». И не потому, что он ветеран труда, орденоносец, потому что это один из самых трудолюбивых, добропорядочных и ответственных специалистов объединения. В. ВАСИЛЬЕВ, кандидат исторических наук. |
Экипаж СРТР-9102 взял обязательство до быть в этом году не менее 11 тысяч центнеров рыбы. Моряки твердо держат свое слово.
Хорошо трудится старший мастер добычи И. Мартояс. Он отлично знает свое дело, умело руководит палубной командой. Все орудия лова у него всегда своевременно подготовлены к работа, отремонтирована нужная тара. Свой опыт старший мастер заботливо передает молодежи, обучает молодых рыбаков передовым методам лова. На снимке: И. Мартояс руководит починкой трала. Фото Е. Шараева |
С уважением отзываются в нашем коллективе о мастере обработки Анатолии Руссине. .
Он пришел на эстонский рыбопромысловый флот в начале 1957 года. Помню, мы встретились с ним на СРТ-4451. Там я был рыбмастером. Анатолий быстро вошел в коллектив, завоевал доверие экипажа. В том же рейсе он был назначен помощником рыбмастера и показал себя хорошим специалистом. Через год его рекомендовали рыбмастером на РР-1264. С тех пор прошло немало времени, но он всегда шел в числе передовых работников нашего флота. Как-то так получилось, что судьба снова свела нас на одном судне - уже на БМРТ-333 «Юхан Сютисте» в 1961 году. Анатолий тогда работал мастером по обработке. Вот уже шестой год Руссин плавает на этом судне. До него на этом судне много сменилось мастеров, а Руссин, неутомимый труженик, по-прежнему в море. Анатолий Руссин завоевал почетное звание ударника коммунистического труда. Обучил и воспитал много матросов-обработчиков, которые сейчас трудятся на других судах специалистами. Мастеру обработки Руссину можно поручить любое дело, и он всегда выполнит его добросовестно и аккуратно Приятно работать с такими тружениками. Г. ЕРМАКОВ, |
Архив новостей