0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти рыбмастеров и технологов от УСЛ до Эстрыбпром (21)
ПОРА ЗРЕЛОСТИ - 05 04 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ему двадцать семь. Это пора молодости пора зрелости, пора, когда человек находится в расцвете своих духовных и творческих сил. Крепко сбитый, среднего роста, с широким и приятным лицом, с глазами, уверенно смотрящими на мир. Таков Валерий Михайлов, молодой моряк, один из славной плеяды передовиков нашего объединения. Валерий рос, мужал, одолевал одну ступеньку за другой своей трудовой биографии вместе с нашим флотом, вместе со своими сверстниками.
Собственно, до 1966 года сельский паренек из Витебской области, где и сейчас живут его родители, никогда не видел моря, но оно властно тянуло юношу к себе. Хотелось увидеть, узнать тот большой мир, который простирался за его деревней Лососино. Однажды в газете Валерий прочитал о Таллинском мореходном училище рыбной промышленности и, недолго думая, успешно сдав экзамены за одиннадцать классов, заторопился в Таллин, как он сам выражается, "на лихом коне». Сметливость, уверенность, настойчивость помогли деревенскому пареньку хорошо выдержать вступительные экзамены. Так Валерий Михайлов стал курсантом Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
— Мне все в жизни дается легко, — вспоминая учебу в ТМУРП, рассказывает Валерий, — и учиться тоже было легко. Легко не потому, что нечего было делать, а потому, что хотелось учиться, быстрее начать самостоятельную жизнь. Охотно я занимался всеми предметами. И экзаменов не боялся. Все шло нормально. Запомнился первый выход в море, на практику, на «Станиславе Монюшко». Нас, практикантов, было человек 15. И море мне понравилось, и экипаж оказался дружным, веселым. Нам все старались помочь, и нельзя было не откликнуться на эту добрую заботу старших и все получше узнать, освоить, приобщиться к морской работе.
Любознательность, стремление все узнать и понять проявил Валерий и когда проходил практику на Пярнуском рыбокомбинате.
Экзамены он сдал успешно и скоро вышел матросом на плавбазе «Фридерик Шопен». Этот рейс ему запомнился тем, что он до мелочей освоил навыки рыбообработчика, приобрел опыт работы лебедчика. И опять же ему все давалось легко, поскольку было и желание, и некоторое умение. И Валерий, осваивая досконально все тонкости процесса обработки рыбы, был скоро назначен помощником мастера, а потом и мастером. В этих должностях он плавал на ТР «Иней», плавбазе «Станислав Монюшко».
Можно с уверенностью сказать, что в полную меру способности молодого моряка раскрылись на плавбазе «Рыбак Балтики». Три рейса сделал на этом судне-гиганте Валерий Михайлов. Все это время под началом молодого моряка работала бригада рыбообработчиков, состоящая из матросов-комсомольцев, парней подвижных, дружных, инициативных. Первую скрипку в коллективе, несомненно, играл Валерий. Он был организатором, учителем, заводилой. Его желание работать лучше, качественнее поддерживали комсомольцы матросы Анатолий Уткин, Вячеслав Климович, Юрий Анисимов, Юрий Романов, Петр Зубку, Владимир Прощалыгин... В общем, вся бригада старалась принять и обработать рыбы больше, чем полагалось по нормам. И это дружному коллективу удалось.
Естественно, было трудно соревноваться с более опытными бригадами, как, например бригадой ветерана «Океана» Егора Федоровича Бичикова, но ребята не падали духом и к концу рейса вышли вперед Их самоотверженный труд был отмечен переходящим вымпелом, грамотами, денежной премией, многим были присвоены звания «Ударник коммунистического труда», многие были названы «Лучшими по профессии".
В беседе со мной капитан-директор «Рыбака Балтики» А. Сиемер заметил:
— Валерий Михайлов — настоящий организатор, знающий свое дело моряк, работать с ним — одно удовольствие. Он умеет быть требовательным, добрым. Собственно, Михайлов растет на моих глазах. В предстоящем рейсе Валерий будет выполнять уже должность технолога.
Ну, а чем еще памятен третий рейс Валерия Михайлова на «Рыбаке Балтики»? В море молодой моряк был принят кандидатом в члены КПСС. Одну из рекомендаций ему дал его наставник, ветеран, мастер своего дела и активный общественник Егор Федорович Бичиков.
Валерий нашел свое счастье и в море, и на берегу. Когда «Рыбак Балтики» возвращается в родной порт, его каждый раз встречает жена с пятилетней дочкой Леной, а другая дочурка — Лариса, от роду девяти месяцев, ждет папу дома,
Естественно, что всем им хочется, чтобы Валерий подольше побыл дома, побольше погулял бы с дочурками, но море снова зовет его, и молодой моряк уходит в рейс, уходит, чтобы вернуться и чтобы следующая встреча на берегу была такой же радостной, как и предыдущая.

П. ЛУГОВСКОЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: Валерий Михайлов (слева) и члены его бригады Вячеслав Климович, Владимир Федоров, Анатолий Уткин и Николаи Зюков.

Фото М. Никоноровой.
РЕКОРД АЛЕКСАНДРА КОЖУХОВА - 25 01 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Об Александре Прокофьевиче Кожухове на «Пейпси» говорят, как о настоящем герое. Чем же он завоевал это право? Прежде всего, конечно, своим самоотверженным трудом. Александр Кожухов — машинист РМУ.
Здесь необходимо сказать, что в первом рейсе «Пейпси» едва справился с заданием по выпуску кормовой муки. Установки работали плохо. И вот второй рейс. Александр Прокофьевич и его коллеги на переходе проверили, отладили рыбомучные установки, а когда пришли на промысел, сразу же взялись за дело. Благо сырья для кормовой муки хватало.
Работал Александр Кожухов на совесть. Естественно, случались и неполадки. За их устранение принимался и Александр Прокофьевич. Но в целом РМУ на этот раз не подвели. За рейс было взято фактически два плана. Экипаж брался изготовить 2950 центнеров кормовой муки, а выпустил 4920 центнеров — это 196,8 процента.
В этом рекорде главная заслуга принадлежит коммунисту Александру Кожухову, который в течение всего рейса показывал пример самоотверженной работы всему экипажу «Пейпси».
ДВА РЕЙСА В ДОЛЖНОСТИ РЫБМАСТЕРА - 25 01 1975
До того, как стать членом экипажа «Пейпси», Геннадий Фомин ходил в море рядовым рыбообработчиком. Любознательный, старательный, он до мелочей освоил свое дело, приобретенные навыки старался передавать молодым. Его выделили и приметили. На суператлантике он уже побывал мастером добычи. И в первом рейсе его смена показала себя с самой лучшей стороны.
- Еще показательнее был второй рейс, в течение которого смена Геннадия Фомина удерживала первенство. На переработке уловов часто дружный, молодой коллектив ставил рекорды, замораживая за смену до 30 тонн рыбы. Один из этой смены матрос второго класса Владимир Кирик рассказывает:
-Наш мастер — хороший организатор. Он прекрасно знает дело и умеет научить и увлечь людей. Энергии, сноровки Геннадия хватает и на работу и на спорт. В рейсе он не раз устраивал спортивные соревнования. Под началом Геннадия Фомина работало 12 рыбообработчиков. Трудились все на славу. И вот результат. Его смена заняла первое место в социалистическом соревновании за второй рейс. Ей был вручен переходящий вымпел, многие моряки награждены почетными грамотами, имена самых лучших занесены на судовую Доску почета. Среди них матросы Николай Власов, Дмитрий Леонов и другие.
В этом заслуга и молодого рыбмастера, живого, энергичного Геннадия Фомина.
БРИГАДИР ЧЕТВЕРТОЙ - 12 10 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пресервный цех на плавбазе "Рыбак Балтики" не велик. Все оборудование компактно сгруппировано на правом борту судна. Банки от моечной машины совершают круг и возвращаются уже полные, закатанные туда же, к столам упаковщиков. В горловину лифта один за другим отправляются короба. И в каждый короб упаковщик помещает «визитную карточку" изготовителей — консервный талон. В нем указывается дата изготовления пресервов, завод, номер бригады. Бригаду №4 возглавляет рыбмастер Калье Эдуардович Киккерист.
Конвейер пущен. Частенько его путь рыбмастера ведет от линии укладки к бункерам и машинам "ИРА", откуда посту-ает сырье. Здесь Анатолий Ледвик "загружают" кассету тельцами ставриды, Анатолий Иванов и Василий Ковальчук производят окончательную чистку. Весовщик Владимир Терновых отправляет укладчикам "порции" рыбы - точь-в-точь три килограмма.
Именно здесь создается ритм работы бригады. И качество изготовления пресервов - основа основ их труда.
Когда в цех приходят работники лаборатории или члены группы народного контроля, Калье Эдуардович особенно внимателен. Но за внешним спокойствием заметно и волнение - не будут ли обнаружены нарушения в технологии изготовления продукции - перевес, недостаток соли, специй... Ежедневный анализ выданных на «гора» банок, дни качества, диаграммы качества. Оценка деятельности каждого рыбообработчика под постоянным контролем.
Что говорить - ведь порой иные думают - не остановишь конвейер из-за того, что кто-то кого-то критикует в радиогазете. Конечно, конвейер не остановишь. Но остановить можно руку бракодела... Калье Эдуардович именно вопросу качества уделяет много внимания. И как бригадир, и как член судового комитета, отвечающий за производственный сектор. За все время работы в объединении на продукцию, изготовленную его бригадами, рекламаций не поступало. Это ли не воплощение на практике принципа: качеству - рабочую гарантию, основанного на высоко понятом профессиональном долге, добросовестности принципиальности.
Старший рыбмастер Николай Григорьевич Батрак помнит, как трудился рука об руку с Киккеристом на других судах. И на изготовлении соленой готовой, и на заморозке бригады, возглавляемые Калье Эдурадовичем, показывали образцы труда. Так было на производственных рефрижераторах "Аугуст Корк" и "Советская Родина", плавбазе "Станислав Монюшко".
Закатчики Анатолий Кучер и Владимир Бондарев в прошедшем рейсе на "Рыбаке Балтики" работали посменно. Когда в цех выходила бригада Киккериста, производительность их труда возрастала до 130 процентов. Постоянно. Это позволило коллективу добиться звания "Лучшая бригада". Впрочем, и в прошлом рейсе вымпел передовика соревнования также находился в этом коллективе.
Бригада тогда выступила с инициативой выполнить рейсовое задание к Первомаю. Свое слово рыбаки сдержал.
Владимир Бондарев уже не один рейс плавает со своим бригадиром. О том, что Калье Эдуардович награжден орденом "Знак почета" и медалями - «За трудовое отличие» и «За доблестный труд», он не знал. А когда ему стало об этом известно, был приятно удивлен:
— Искренне рад за Калье Эдуардовича. Наш рыбмастер внимателен к каждому человеку, умеет душевно поговорить, ободрить. И работать после такого разговора веселее — точнее глаз, верней рука.
Особенно многолюдно в цехе, когда к столам укладчиков становится подвахта. Забот у мастера прибавляется. И старший электромеханик Федор Панфилович Сидоренко, и главный механик Эдуард Александрович Грибовский чувствуют требовательный взгляд бригадира четвертой.
...Сколько же рыбопродукции изготовили бригады под руководством Калье Эдуардовича Киккериста за все годы его работы в объединении? Трудно представить вклад ветерана производства. Но если оглянуться в прошлое, пожалуй, три таких гиганта как «Рыбак Балтики» с его вместительными трюмами потребуются для перевозки громады бочек, банок, коробов... А, может быть, и больше!

Б. АРТЮХОВ.
Фото А. Дудченко.
Памяти Виталия Астафьева. ЗА ВСЕ В ОТВЕТЕ – 26 06 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕСКОЛЬКО дней назад к нам в редакцию позвонил, а затем и пришел младший лейтенант Кейлаского отделения милиции Владимир Розенберг. И привело его в «Океан» не какое-то скандальное дело, что, к сожалению, случается чаще, а желание рассказать о своем добром товарище и добровольном помощнике Виталии Астафьеве, нашем молодом моряке. И потому, как молодой участковый взволнованно и сбивчиво рассказывал о Виталии Астафьеве, его выдержке и его мужестве, я понял: Владимир Розенберг не мог не проделать этот довольно длинный путь из Кейла до «Океана». Участковый хотел, чтобы о мужестве его верного помощника Виталия Астафьева знали и товарищи его по судну, и в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности, воспитавшем его, и во всем «Океане». То, что поведал нам Владимир Розенберг, действительно заслуживает внимания, того, чтобы о Виталии Астафьеве узнали наши читатели.
Более десяти лет живет Виталий Астафьев в Кейла. Здесь он закончил десятилетку, отсюда он уезжал в Сибирь с геологической экспедицией после того, как не смог поступить в институт, сюда он вернулся через год и поступил в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности, чтобы стать высокообразованным морским специалистом, отсюда он уходил в свой первый рейс старшим матросом на БМРТ-457 «Каарел Лийманд», здесь он сыграл свадьбу, здесь родился у него сын и здесь же он познакомился и подружился с таким же сильным и смелым парнем, как он сам, участковым милиционером Владимиром Розенбергом. Когда младший лейтенант несет дежурство, ему, если, конечно, не в рейсе, помогает Виталий Астафьев. И помогает не только коротать время, но по-настоящему, если, естественно, понадобится. Это Владимир Розенберг и Виталий Астафьев задержали и обезоружили нынешней весной убийцу. Впрочем, предоставим слово участковому милиционеру:
— Я в тот день дежурил, пришел ко мне и Виталий. Наговорившись, он уже собирался уходить, когда по телефону сообщили об убийстве в общежитии Харьюской ПМК. Мы тут же выехали на место. Первыми увидели и попытались оказать помощь тяжелораненому, кстати, ни в чем не повинному молодому человеку, но было уже поздно. Раненый потерял столько крови, что вскоре скончался. Нам же необходимо было задержать убийцу. Мы обшарили все общежитие и нашли его. Он был вооружен. Мы с Виталием его с трудом обезоружили и доставили в милицию, а затем и в камеру предварительного заключения. Выяснилось, что убийца, фамилию которого я не хочу называть, так как сейчас идет следствие, и еще один его собутыльник подвыпили и поспорили. Дело дошло до драки. Видевший все это юноша пытался их разнять, успокоить, но один из споривших пырнул его ножом. Не знаю, смог ли бы я один, без Виталия справиться с убийцей.
Владимир Розенберг припомнил еще несколько случаев, когда Виталий Астафьев оказался рядом и помог задержать преступников. Долго пришлось разыскивать одного грабителя. Случилось так, что тот, обворовав квартиру в Мустамяэ и нажившись, крепко подвыпил. Этого было достаточно, чтобы другие ловкачи его ограбили. Проспавшись, потерпевший явился в милицию и потребовал найти бандитов, забравших у него крупную сумму денег. Когда у него спросили, откуда у него столько денег, тот ничего внятного ответить не смог. Однако, прямых улик не было и его отпустили. Вскоре участковый выяснил, что именно он и ограбил квартиру в Мустамяэ.
Стали его искать, но он, почуяв недоброе, стал скрываться и, как потом выяснилось, хотел уже уехать из Кейла. Последнее свидание с девушкой и ищи-свищи его. Прогуливаясь по городу, Виталий Астафьев и Владимир Розенберг лицом к лицу встретились с грабителем, не успел тот опомниться, как наручники прочно сковали его руки.
Таких случаев мужества, находчивости, смекалки у Виталия Астафьева было немало.
— Когда он уходит в море, — замечает участковый, — я жду его возвращения с нетерпением. Виталий не только мой хороший друг, но и верный помощник. Именно с помощью таких, как он, нам удалось в последние годы в Кейла навести порядок.
Прошло еще несколько дней, и в редакцию заглянул Виталий Астафьев. Ему было не когда. Он собирался в очередной рейс на РТМС-7504 «Пейпси». Высокий, стройный, молодой, сильный, он с ходу заявил, что крупно поругался с Владимиром.
— Я его не просил афишировать меня, — бросил он, — зачем мне это.
Пришлось вступиться за участкового, который обратился к нам из добрых побуждений, ибо совершенно справедливо считал, что о таком человеке, как Виталий Астафьев, который за все в ответе, должны знать в «Океане», следовать его примеру, его непримиримости к злу, порокам, нарушителям общественного порядка.
Успокоившись, Виталий рассказал о себе. Родина его — Алтайский край. Его родители геологи, вечные странники. И сейчас они снова ведут разведку недр этого края. А Виталий стал моряком. Да, утверждает он, ему нравится его профессия моряка, нравится с тех пор, как он три года назад сделал свой первый рейс на БМРТ457 «Каарел Лийманд». Юноше запомнился этот рейс многим. Именно на бор ту «Каарела Лийманда" он вкусил всю романтику моря и все невзгоды, именно здесь повстречался ему мастер своего дела Вениамин Юшков, раскрывший азы постигаемой Виталием специальности мастера обработки... Собственная настойчивость, учеба опытных моряков помогли Виталию преодолеть ступени роста. На БМРТ-436 «Крестьян Рауд" он пошел уже в качестве помощника мастера по консервам, затем ходил на суператлантиках, энергично осваивал их новое, сложное технологическое оборудование. Запомнился Виталию рейс на РТМС-7507 «Саадъярв», на котором он был принят кандидатом в ряды ленинской партии. И в море все близко и дорого рукам и сердцу Виталия Астафьева. Он отличный специалист, активный общественник. "Комсомольский прожектор», который вы пускают в рейсах Виталий и его товарищи, всегда боевит, зубаст, помогает бороться за хорошую, качественную продукцию, за порядок на судне.
Доволен ли тем, как живет, работает Виталий Астафьев?
- Люблю свою работу, люблю свою семью, друзей, море, -говорит молодой моряк, - но хочется делать все еще лучше, больше и в этом плане я собой часто не доволен.
Думаю, что это хорошее чувство, быть человеком не со стороны, и в большом и в малом жить для людей, быть за все в ответе , никогда не покинет таких сильных и целенаправленных, как моряк Виталий Астафьев и милиционер Владимир Розенберг.

П. ЛУГОВСКОЙ.

На снимке: Виталий Астафьев.

Фото А. Дудченко
ПРИЗВАНИЕ -04 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда пришло время подумать о том, кем стать, Володя Малиновский без колебаний выбрал море. В 1972 году окончил ТМУРП, технологическое отделение. В том же году начал работать в объединении «Океан».
Но теория — теорией, а для него нужна была и практика. Технология обработки рыбы — дело непростое, потому и пошел в рейс матросом на БМРТ. Присматривался к более опытным мастерам обработки, советовался, постепенно, шаг за шагом, вникал в свою будущую работу.
На БМРТ-598 «Рихард Мирринг» пришел уже мастером, когда судно достраивалось на Николаевском судостроительном заводе, да так и остался здесь. Бригада подобралась дружная, основной костяк — молодежь, комсомольцы, вот уже третий рейс вместе, и все эти рейсы судно успешно выполняет и перевыполняет производственный план. Есть ли в этом успехе доля рыбмастера Малиновского и его бригады? Есть, и немалая!
Не так просто достигается успех. Надо суметь расставить людей по своим местам так, чтобы ни одна минута не пропала даром. А в бригаде их четырнадцать, и у каждого свой характер, свои познания в деле, один справляется, второй нет, треть его, бывает, и одернуть надо. Володя каждый раз перед началом смены мысленно прикидывал, кого, где поставить, объясняя задачу. Отсюда — результат. В прошедших рейсах бригада выходила на первое место в социалистическом соревновании, да и в этом не подкачали «малиновцы", опять переходящий вымпел у них.
Володя пользуется в бригаде неоспоримым авторитетом. Когда ходил еще в первый рейс матросом, получил звание "Ударник коммунистического труда" и из года в год его подтверждает. А прошедший 1975 год стал знаменательным вдвойне - Володя принят кандидатом в члены КПСС.
Н. КОРОТЫШЕВ.

На снимке: рыбмастер Владимир Малиновский.
Фото Э. Суйгуссаара
ТРУДОВЫЕ ВЕХИ ААРНЕ РАУКАСА – 12 11 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У каждого человека свои жизненные вехи. У одного у одного они более чем скромные, у другого значительные. Арне Раукас рано познал труд: в семье было восемь человек. Надо было помочь поставить на ноги младших сестер и братьев. А их пятеро. Подростком, после окончания восьмилетки, садится за руль трактора. С этого времени и идет он по своему трудовому пути. Тяга, интерес к технике у Аарне проявились рано. Управлять хорошо машиной, подчинить ее своей воле — вот, к чему он стремился.
Ступени роста: они скромные у Аарне Арнольдовича, но примечательные. С трактора он пересаживается на экскаватор, позже — в кабину автомобиля. А теперь Аарне - машинист РМУ на судах нашего объединения "Эстрыбпром».
- Эта специальность мне нравится больше, чем, например, моториста, — говорит А. А. Раукас. И поясняет: - Машинист РМУ сам выпускает продукцию.
Труд у него конкретный, определен планом производства. А это ответственно.
За отличную работу, высокую сознательность и дисциплину А. Раукас неоднократно поощрялся. На каком бы судне он ни ходил в рейс — результат его труда оценивался высоко. Только благодарностей более десяти.
На ПР "Советская Родина» портрет Аарно Арнольдовича впервые был занесен на судовую Доску почета. Вторично — на ТР «Ханс Пегельман», В третий раз— на БМРТ-474 «Оскар Сепре». Командование БМРТ-555 «Феодор Окк» наградило инициативного труженика Почетной грамотой.
Его трудовые достижения — не случайность, а закономерность, результат сознательного и активного отношения к труду.
Соревнуясь за достойную встречу славного юбилея — 60-летия Великого Октября, передовик отдал много сил и энергии для достижения хороших результатов. И добился успеха.
В 1970 году Арне Арнольдович был награжден юбилейной медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Через год ему было присвоено почетное звание «Ударник коммунистического труда». А в 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР он награждается орденом Трудовой славы III степени.
Ветеран объединения «Эстрыбпром» (это почетное звание тоже носит А. Раукас) и сегодня полон энергии и сил. В канун праздника он удостоился чести быть сфотографированным у знамен революционной, боевой и трудовой славы республики и готовится новыми трудовыми свершениями закрепить свой авторитет, авторитет специалиста высокого класса.

И. ШПЕРОВ.
Фото автора.
НЕСУЕТНЫМ, РАСЧЕТЛИВЫМ ТРУДОМ – 20 06 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хорош ли мастер обработки или нерадив — в любом случае помощник капитана по производству Михаил Литаврин привык держаться с подчиненным, соблюдая полную корректность. Замечание понадобится сделать — он голоса не повысит, облечет упрек в такие слова, которые бы не задели самолюбия человека. Да и зачем ему на людей кричать, даже если кто-то и провинился? Толковый специалист, справедливо полагает Михаил Михайлович и сам способен видеть свои просчеты, так что ни к чему лишний раз «давить» на его психику, ну, а доведись иметь; дело со слабым мастером, — тут толкуй, не толкуй, а проку от него все равно не добиться, впору только взять на себя часть его функций.
Со стороны посмотреть — поводов для выражения недовольства у всякого помощника капитана по производству на наших судах — тем более стареньких БМРТ — более, чем достаточно. Изнурительная это ноша — из года в год десятилетиями вести один и тот же процесс обработки рыбопродукции буквально вручную, дедовским еще способом. Да и сам факт продолжительной работы на видавших виды пароходах, лишенных даже минимума комфорта, способен кого угодно вывести из равновесия. Разнообразия ради моряки и стремятся время от времени менять типы судов, а с ними вместе и районы промысла, иначе нетрудно впасть в депрессию...
Михаил Михайлович Литаврин, несмотря ни на что, остается человеком уравновешенным. Пусть он и слывет опытным промысловиком, проявившим себя рачительным хозяином рыбцеха, завоевавшим, благодаря этому, признание и судоводителей, и производственников, но и, зная себе цену, Литаврин не спешит подыскивать для себя пароход поудобнее, либо рейс попрестижнее. Это пусть молодежь рвется на «супера» да «моонзунды» —его же вполне устраивает собственное положение. Не потому что он установил для себя «нижнюю планку», просто по натуре Михаил Литаврин — альтруист: работа для него есть работа — дело жизни, а удобства и выгоды суть элементы преходящие. ...Рейс на БМРТ-555 «Феодор Окк» был, на сей раз, прерван: поскольку промобстановка в СВА все равно не сложилась, судно решено было отозвать в порт на фумигацию. Часть экипажа не замедлила списаться: хочется ли, не отдохнув толком, на все лето застревать в очередном рейсе?! Михаил Литаврин, как, впрочем, и вся его команда — мастера Анатолий Щербак и Анатолий Вербицкий, списываться не стали. За отчетом за предыдущий рейс, когда экипаж работал на облове путассу и, используя полученную «напрокат» рыборазделочную технику, производил «спинку» добытого морепродукта, последовала подготовка к очередному выходу на промысел. Чего там, казалось бы, готовиться, когда и район промысла — СВА — уже им как бы обжитой, и сырье, предназначенное для обработки (макрурус), не представляет для него особой загадки? Стоило просто расслабиться перед очередным выходом в море, сэкономить силы — производственную тактику можно выстроить и на переходе к обозначенному району. Михаил Михайлович, между тем, уточнял планируемую выработку, объемы различных категорий обработки, мысленно уже соотносил, в какой период целесообразнее направить продукцию на разделку и когда она может быть более пригодной для спецразделки, продумывал, как все это может отразиться при использовании долевой системы оплаты труда. В рейсе наметки неизбежно скорректируются, но для него важно их иметь, чтобы во время производственного цикла уже не замыкаться на экономических расчетах, а непосредственно направлять и контролировать работу цеха. Знакомы ему мастера, которые людей боятся, поэтому даже с сильной подмогой Литаврин привык не самоустраняться от воспитательной работы. Сводится она, по большей части, к требованию элементарного: соблюдения технологической дисциплины. Каждые 10 дней — обязательная санобработка цеха; пересменка — значит, тщательная уборка рабочих мест (если у кого-то из матросов рыба валяется, то и у соседа настроение портится, отсюда далеко ли до потери производительности труда и его качества?). И, кажется, не в тягость Михаилу Литаврину постоянно напоминать об этом обработчикам. В нынешних условиях, несомненно, все труднее становится оставаться на собственных позициях. Всем уже ясно стало: самое выгодное — производить спецразделку. Но средства обработки все те же — шкерочный нож в основном, а объемы ее растут, растет и напряженность труда — как тут уследить за соблюдением правил?! Плюс к тому еще не следует сбрасывать со счета нынешний, отнюдь не оптимистический настрой моряков.
Для Михаила Литаврина данные обстоятельства не служат оправдательным мотивом для снисходительности к себе ли, к вверенному ли ему коллективу. Качество продукции для него не абстрактная величина, а некое мерило трудового потенциала специалистов. И в этом он солидарен с ведущими технологами объединения, да и с теми, чьи имена не столь часто склоняются в превосходных степенях. Со сколькими мастерами ему доводилось работать — всех не упомнить, а вот Николая Голуба чтит. Тот и самостоятелен в работе, и микроклимат в коллективе умеет создать подобающий — Литаврин доверяет ему, как самому себе.
Обмолвился по этому поводу — «может быть, из Голуба технолог получше меня получился бы...» В высказывании этом — известная доля скромности: сам он по уровню организованности недосягаем для многих из своих коллег. Несуетным, расчетливым трудом берет свои высоты Михаил Литаврин. В чем они видятся? В том, чтоб ни один рейс не оставлял в душе осадка неудовлетворенности собой.

Л. СТИШЕНКО
Фото автора
В ЛЮБОМ ДЕЛЕ - МАСТЕР - 21 02 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Можно считать — повезло Юрию Плотникову, впервые вышедшему в качестве помощника капитана по производству на PTMKС-903 "Штральзунд". Экипаж на судне подобрался стабильный, нацеленный на продуктивное дело, и серьезному, работоспособному человеку легко было вписаться в такой коллектив. Плотников, как показал этот рейс, к такой категории — серьезных и относится.
Иные технологи предпочитают, подвести под свою деятельность, прежде всего, теоретическую основу, которая лучше, считают, вырабатывается в кабинетной тиши. И цехом они управляют, как бы со стороны. Юрий Плотников, будучи уже и помощником капитана по производству, не поспешил оторваться от работы в цехе, анализом деятельности бригад обработки привык заниматься буквально по ходу технологического процесса, так сказать, изнутри его. Ни сам он, ни служба обработки не остались в проигрыше от такой тактики. В последнем перед гарантийным ремонтом рейсе на "Штральзунде" выполнены все производственные плановые показатели (об этом уже рассказывалось в одном из предыдущих номеров Рыбака Эстонии).

Фото Р. ЭЙНА
ДОРОГА В МОРЕ – 13 06 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди нашего флота

Какая дорога ведет человека в море, делает его моряком? Наверное, сколько людей, столько и дорог, но, как правило, начинаются они, хотя бы в мечтах, в детстве, в юности... В особенности у тех, кто живет на морском берегу, в Таллинне, например, на Черном море, кто море видит раньше, чем первые страницы букваря. Но бывает и по-другому...

Помощник капитана по добыче Михаил Иванович Лавруша ни в детстве, ни в ранней юности о море не мечтал. Жил от него далеко, с морем был знаком только по кинофильмам да книгам и ничего особо привлекательного в море не усматривал.
Неожиданностью было для него то, что действительную военную службу проходил на флоте. Тут и познакомился с морем. Служба шла хорошо, с морем отношения сложились тоже вполне «подходящие": однообразие и бескрайность не угнетали, качка не беспокоила, нравилась особая, морская, дружба с товарищами по экипажу.
Но подошло увольнение в запас, и потянуло домой, на родину, на Украину. Казалось — в море хорошо, а дома все же лучше. В Запорожье пошел на строительство, получил специальность крановщика.
Крановщики по самой природе своей работы — индивидуалисты: целую смену один в кабине, все зависит от самого себя. Пока на земле, вроде бы и в коллективе, строители — ребята тоже неплохие, дружные и побалагурить с ними можно, и помогут, и посочувствуют, если что. Но поднялся на кран, положил руки на рычаги и — все. За каждое свое движение отвечаешь сам, и не только за себя — за людей на площадке. В кабине на высоте казалось, будто поднялся на корабельный мостик. И даль открывается, почти как в море. Словом, море вспоминалось все чаще... А тут попалось в газете объявление — эстонский рыбопромысловый флот приглашает на работу в плавсостав.
Так, в достаточно зрелом возрасте, уже «разменяв» четвертый десяток, в 1969 году пришел Михаил Иванович в «Эстрыбпром». Работу начал со специальности матроса-добытчика. Помогло то, что имел квалификацию крановщика, а значит — и лебедчика.
Работа пошла успешно, характер — самый "морской": доброжелательный, веселый, трудолюбивый. В любом коллективе, любой бригаде быстро сходился с товарищами и они платили ему взаимной дружбой, уважением. Все же он был старше многих, поопытнее в жизни. Специальность добытчика нравилась, освоил ее быстро.
Через несколько лет окончил Ленинградское мореходное училище по своей рабочей специальности — промышленное рыболовство, стал ходить в море мастером добычи.
На каких только судах ни приходилось ему работать, в каких районах Атлантики — от севера до юга — ни побывал! И с кем ни приходилось ему работать, все — а матросы, и мастера, и капитаны — отмечали какую-то особую основательность, точность в работе — во всем, что делает: ставит или выбирает трал, работает ли на лебедке. Видимо, кроме присущей Михаилу Ивановичу добросовестности, сказалась и «крановая» выучка, где ошибка в миллиметры могла привести к катастрофе. И с ним на палубе работалось лучше — надежен.
В 1982 году М. Лавруша вышел в рейс старшим мастером добычи, по новому определению — помощником капитана по добыче. Но по-прежнему его чаще всего можно застать на промысловой палубе — и во время постановки и выборки трала, во время ремонта, при всех других работах.
И по-прежнему остался таким же доброжелательным, хорошим, надежным товарищем, готовым первым подставить свое плечо, когда кому-то рядом трудно.

Н. МОЛЧАНЮК.
Фото Р. ЭЙНА.