0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Таллинская мореходная школа (12)
ИХ ЖДЕТ ОКЕАН - 26 11 1977
— Хотите знать, как трудятся наши выпускники? — переспрашивает мой собеседник — Николай Зиновьевич Нагорный, начальник организационно-строевого отдела Таллинской мореходной школы. — Об этом можете расспросить самих ребят. На днях из Дакара прилетела группа наших бывших курсантов, проходивших практику на БММРТ-186 «Иван Грен». Рейс был удачный, и, конечно, впечатлений у ребят немало — все-таки первая встреча с морем...
...В редакцию пришли все шестеро практикантов со 186-го. И первое, что бросилось в глаза, их удивительная несхожесть. Южный темперамент азербайджанца Чапая Шарифова сложно было совместить с невозмутимым спокойствием паренька из Бурятии Валерия Дандарова. Словоохотливый Владимир Гусев из Тамбова на все имел уже устоявшееся мнение. Рассуждения казахстанца Анатолия Герасименко — самого молодого из ребят - отличались внутренней сосредоточенностью и целенаправленностью, высказывались по-деловому, серьезно. Знакомство продолжилось: Владимир Балахнин приехал с Украины, родина Ивана Родидяла — Молдавия. Но всех их объединило море, его суровую романтику каждый принимал по-своему...
Беседа завязалась быстро. Молодые моряки охотно рассказывали о своих делах, делились планами и заботами.
Только что получен аттестат об окончании ТМШ, подошел к концу короткий межрейсовый отдых. Скоро улетать в Дакар, Где ожидает судно. Заканчивались последние приготовления ко второму рейсу. Естественно, разговор заходит о первом...
Чапай Шарифов: Нам очень помогли знания, полученные в мореходной школе. Пожалуй, только там, в море, по-настоящему оценили все то, что дала учеба. Взять, к примеру, такой предмет, как сигнализация. Немало хлопот доставляет он курсантам: приходилось много заучивать, требовались регулярные тренировки. Зато, как пригодился в рейсе весь запас знаний: быстро и легко определяли местонахождение судна, ловит ли оно рыбу или дрейфует...
Владимир Гусев: В школе нам дали отличную подготовку. В рейс пошли, уже хорошо зная технику лова, работу с тралом. Но все-таки... немного побаивались — вдруг не справимся. Ведь рядом трудились бывалые моряки, а отставать не хотелось... Часто вспоминали уроки нашего мастера Ивана Михайловича. Вот уж когда пригодились умения и навыки, которыми он щедро делился с нами...
Хорошего мнения о своих воспитанниках и Иван Михайлович Бронников, мастер производственного обучения группы С-71:
— Этим выпуском мы, педагоги, можем гордиться. На протяжении всей учебы — прекрасные отзывы преподавателей. Группа в целом подобралась дружная — товарища з беде не оставят. Может быть, от этого и учеба шла успешней, и дисциплина была всегда на высота. С первых дней мы вместе с ребятами поставили задачу: добиться, чтобы в группе не было отсева — все тридцать учащихся должны закончить учебу и получить аттестат. Цель свою достигли. 3 эти дни с производственной практики возвращаются последние курсанты. У большинства из них работа в рейсе оценена на «хорошо» и «отлично», Рыбопромысловый флот пополняется хорошими специалистами...
И хочется добавить: не случайными. За несколько стандартными ответами: приехал по объявлению, посоветовал товарищ, жаждал романтики — проглядывалось нечто большее, серьезное и значимое. Умение преодолевать трудности, чувство ответственности за свой труд, физическая выносливость и закалка — такой увидели ребята морскую жизнь, такими стремились стать.
Анатолий Герасименко: Для мореходной школы мы — курсанты, практиканты. На судне — моряки. Работали матросами второго класса, держали испытание на первый класс. В течение всего рейса — ежедневная проверка своих сил. И, может быть, впервые почувствовали, как ответствен рыбацкий труд, как важно качественное его выполнение и еще... гордость за него. Ведь работаем мы для людей.
Владимир Балахнин: Очень благодарны мы старшим товарищам, всем тем, кто помог нам в постижении сложной и ответственной рыбацкой профессии. Не дал растеряться в тяжелую минуту. Тем, кто добрым словом, вниманием и заботой встретил нас на судне...
Конечно, не все шло легко и гладко.
Трудности — от них не застрахованы и опытные моряки, а тем более новички, еще вчера сидевшие за партой. Вот когда познается и рука друга, и сила морской дружбы.
На БММРТ-186 произошла непредвиденная неприятность. При подъеме трала оборвался джильсон. Курсанты, работающие на палубе, растерялись, замешкались. Нужно что-то срочно предпринять, но, как назло, никак не вспомнить, не найти быстрого решения. И тут на помощь приходит тралмастер Анатолий Бадьянов. Его команды в темпе выполняются — обрыв связывается прямым узлом. Еще один урок. Так приходил опыт.
Зато как старались ребята походить на своих наставников, быть трудолюбивыми и внимательными. Даже то, что работать приходилось «восемь через восемь», прозвучало у них как-то особенно, с гордостью: да, действительно, тяжеловато приходилось на первых порах, но к концу рейса это ощущалось уже не так сильно. Находилось время и на другие дела. Володя Балахнин, делавший политинформации еще в мореходной школе, теперь выступал с сообщениями перед бригадой. А Чапая Шарифова так и прозвали — «самый главный боцманенок» — очень уж усердно помогал он и в покраске судна, и в других мелких ремонтных работах.
...Хорошо принял выпускников ТМШ коллектив БММРТ-186 «Иван Грен», сработались ветераны и новички. И только к одному никак не могли привыкнуть: очень уж медленно идет в море почта, редкие весточки посылает земля...
Анатолий Герасименко: Задумал продолжить свое образование в мореходном училище. Вместе с товарищем по мореходной школе Андреем Гугляном мы поступили в ТМУРП. Во время практики успели выполнить контрольные работы, но вот на учебной сессии в этот раз побывать не удастся — уходим в новый рейс. Но, когда вернусь, собираюсь перейти на дневное отделение, чтобы не затягивать учебу. Считаю, что специальное образование просто необходимо—в море должны ходить грамотные и умелые люди. А своим новым товарищам по мореходке я расскажу о море, о рыбацком труде, о том, как это нелегко и почетно — быть настоящим моряком... Есть еще одна мечта. Дома, в Казахстане, у меня остался младший братишка. Хочу пригласить его в Таллин, пусть тоже станет моряком.

Н. КРУТИКОВА.
СДЕЛАНО РУКАМИ КУРСАНТОВ - 16 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хотите знать, как добывается холод? К вашим услугам действующая модель холодильного агрегата. Красочно оформленный электрифицированный стенд познакомит с техникой лова тралом на большом морозильном рыболовном траулере.
— Трал спущен с левого борта.
— Судно на якоре.
Это подает сигналы СРТ - модель с действующими ходовыми огнями. По соседству схема сигнализации предупреждения о пожаре...
Мы на выставке технического творчества курсантов, которая открыта сейчас в Таллинской мореходной школе объединения «Эстрыбпром». В учебном классе с трудом были размещены модели, приборы, стенды. Сложную работу пришлось проделать комиссии по отбору экспонатов для выставки — из ста предложенных , лишь сорок .
Изготовление всевозможных учебных пособий в мореходной школе стало традиционным. Под руководством опытных мастеров производственного обучения С. Эйдельнанта, Ю. Новикова, Н. Кавуненко, А. Суркова, В. Аласа, В. Лебедева и других изготовлены учебные наглядные и действующие пособия практически для всех школьных кабинетов. А вот подобная выставка курсантских работ первая. На ней в миниатюре представлены основные виды промысловых судов п специальной техники, которой оснащен современный флот. В работе над моделями и стендами принимали активное участие очень многие курсанты ТМШ — Иван Дубицкий, Валентин Жбанов, Сергей Мананков, Владимир Якименко, Иван Проскура, Северян Кабалия, Александр Савельев, Николай Казаков и другие.
С их работами можно познакомиться на выставке технического творчества, которая будет открыта до 1 сентября.
Собранная коллекция представит большой технический интерес длля всех, кто интересуется морским делом.

Н.КРУТИКОВА.

На снимке: общий вид выставочной экспозиции.
Фото А. Дудченко
ГОТОВИМ ДОСТОЙНУЮ СМЕНУ – 14 07 1991
Кто придет завтра на флот? Об этом особенно задумываешься в День рыбака. Какую смену готовим мы труженикам моря? Серьезных, ответственных рыбаков или рвачей, имеющих одну цель — хорошо отовариться за границей. Поэтому важно сохранить преемственность поколений.

При Таллиннской мореходной школе создано отделение юнг, в которое в первую очередь входят дети работников "Эстрыбпрома" и рыболовецких колхозов. На подготовительном этапе школьников с 5 класса посвящают в азы морского дела, а учащиеся 10-12 классов занимаются на стационаре в течение двух лет, где продолжается профориентация для возможного продолжения учебы в колледже, во взрослой группе ТМШ или других учебных заведениях. Подготовительная группа — платная. Главная задача стационара — дать среднее образование и специальность на стабильной материальной базе.
С нынешнего года подход к набору у нас изменился: принимаем местную молодежь, так как необходимо пополнить флот кадрами нашей республики. Можно сказать, мы проходим сейчас во многом начально-организационный период. Так, с апреля открыли вечернее отделение для тех, кто вернулся из армии. Такие парни работают, а по вечерам учатся.
Мы предлагаем принимать в колледж вне конкурса тех, кто закончит два курса отделения юнг, ибо если это первая ступень подготовки, то почему тогда прием ведется на общих основаниях? Те же ребята, получающие аттестат зрелости, могут быть направлены стипендиатами объединения в морские учебные заведения.
Развиваем шлюпочно-парусную базу, с перспективой создать свой яхт-клуб. У нас уже есть спасательная шлюпка, яхты, швертботы и многое другое. Расширение базы позволяет не только привлекать парней, но и воспитывать у них морские качества. Одно дело учиться в классе и совсем другое — плавать самим. Наша задача — поднять качество учебы, больше внимания уделять практическим навыкам. Словом, сейчас делаем за пять месяцев то же, что раньше за семь. Сокращаем время за счет внедрения в образовательный процесс современной видеотехники, усовершенствования системы проверки знаний на основе микро-ЭВМ. Учащиеся проходят практику в период теоретического обучения на судах в порту.
в частности, на УТС «Коралл», на рыбокомбинате, в цехе постройки и ремонта орудий лова.
С этого года мы взяли на себя часть функций Учебного центра — готовим специалистов-смежников: докеров механизаторов, водителей электро- погрузчиков, поваров, токарей, машинистов РМУ, кино-видеодемонстраторов .
В Пярнуском филиале ТМШ — сейчас он, так сказать, находится в сокращенном варианте — занимаются профориентацией для подготовки юнг. База есть — много рыболовецких колхозов. Хотим, чтобы и там в перспективе был создан стационар для старшеклассников.
Ко Дню рыбака мы внесем свой вклад—выпустим три группы специалистов рядового состава.

Н. ПЕШКОВ, заместитель начальника ТМШ по учебно-производственной работе.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Правильно ответить на все вопросы преподавателя по устройству секстана не так-то просто.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Игорь Илларионов объясняет работу двигателя.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Урок основ судовождения ведет Н. Пешков.
Фото И. ХМЕЛЕВА.
НАШ ПЕРВЫЙ ВЫЕЗД – 13 06 1991
В конце прошлого года по инициативе преподавателя Таллиннской мореходной школы Владимира Ильича Шевченко был создан кружок по шлюпочному делу школы юнг.

Чем же мы в нем занимаемся? Изучали устройство и оснастку шлюпки, технику гребли. Но, как известно, теория без практики мертва. Нас тянуло к воде, хотелось испытать возможности шлюпки и свои силы. Стали готовиться к речному походу. Обратились в нарвский клуб юных моряков с просьбой включить нас в число соревнующихся команд. До сих пор нарвитяне имели дело с командами клубов юных моряков Ивангорода и Кингисеппа. Ответ получили положительный.
И вот нынешней весной встреча состоялась — на реке Нарове. В состязаниях приняли участие восемь команд: четыре нарвские, три ивангородские, две таллиннские, одна кингисеппская. Нарвская команда шла почти вне конкуренции — раньше постоянно занимала призовые места. Мы чувствовали большое напряжение. Предстояло показать себя на двух этапах: на веслах и под парусом.
Итак, мы — в ожидании старта. Он затягивался — судейская коллегия решала свои проблемы в последний момент. Наконец — сигнал, и мы взяли старт неправильно: вначале надо было сделать три маленьких гребка и только после этого грести в полную силу. А мы от волнения налегли на весла сразу же: долго ждали, а очень уж хотелось разогнать шлюпку как можно быстрее. В результате у одного парня от сильного гребка даже отнялась рука. Пока восстанавливалась ее работоспособность, наши соперники вырвались вперед. Догнать их так и не удалось. По общей сумме очков в гребле мы заняли второе место.
Под парусами нам повезло еще меньше. К нашему старту ветер почти стих, дистанцию еле прошли, подолгу стояли на месте, не могли даже причалить. В итоге — четвертое место. Обидно, ведь мы не виноваты, что не умеем вызывать ветер. Может, мы должны были сами дуть в паруса?
Общее место — третье — на первый раз неплохо. В будущем надеемся выступить лучше.
Наш кружок благодарит объединение «Эстрыбпром» за финансовое обеспечение поездки на соревнование.

И. БЕЛИКОВ, Р. ЯВИЦА, курсанты школы юнг.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На веслах — финиш.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Под парусом

Фото С. КРАВЦОВА, курсанта школы юнг.
МОРЕХОДКА: ВОЗРАСТ МУЖАНИЯ - 20 12 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отмечен 20-летний путь становления и мужания нашей мореходной школы. 30 ноября по этому случаю состоялось торжественное собрание, объединившее всех, кто причастен к знаменательной для школы дате. Их немало — ветеранов-учителей и сегодняшних воспитателей молодых моряков, бывших выпускников, основная часть которых на протяжении двух десятилетий формировала плавсостав объединения «Эстрмбпром». Помнит мореходка своих ветеранов-первопроходцев Марию Антоновну и Александра Тимофеевича Герасиных; чтит тех, кто и сегодня продолжает трудиться в стенах родной школы: Инну Бондарь, Велло Пыдера, Галину Пастьеву, Вайно Аласа, Сергея Степанова.
Полноправными и почетными участниками торжества стали представители Таллиннского русского драматического театра. С ними у коллектива установились прочные и добрые связи с самого момента зарождения школы, и, само собой разумеется, деятели театра пришли к друзьям, как на свой маленький праздник — с цветами, теплыми поздравлениями и с памятным подарком. Как. впрочем, и другие гости.
Кратким вступительным словом открыл торжественное собрание начальник школы Владимир Зайцев. Более основательным было выступление его заместителя по учебно-воспитательной работе Николая Зиновьевича Нагорного.
Воссоздана предыстория открытия школы, необходимость которой диктовалась потребностью рыболовного флота в квалифицированных рабочих кадрах, обладающих, к тому же, высокими морально-политическими качествами. Открытию школы предшествовала большая подготовительная работа, которую взял на себя коллектив постоянных сотрудников во главе с первым начальником мореходки Иосифом Наумовичем Марголиным, его заместителями В. М. Титовым и В. Р. Пыдером, инспектором отдела кадров А. Т. Герасиным.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Приказом министра рыбного хозяйства от 5 августа 1970 года утверждалось: «...Организовать в установленном порядке в Таллинне мореходную школу (ведомственное профессионально-техническое учебное заведение) по подготовке кадров массовых профессий для флота рыбной промышленности с годовым контингентом-учащихся 300 человек...
Первый звонок, прозвенел, правда, только для 147 молодых парней, да и тем приходилось довольствоваться учебой и проживанием в довольно аскетических условиях: в одном здании ютились и учебные кабинеты, и служебные помещения, и жилые комнаты.
Этапным был для школы 1976 год, когда руководство непосредственно взялось за расширение жилого фонда курсантов и учебной базы. Из кубриков по восемь человек в каждом курсантам предстояло переселиться в помещения, предназначенные для проживания трех-четырех человек. Из-за неготовности общежития, однако, учебный процесс на два месяца был перебазирован под Нарву, в так называемый молодежный центр отдыха.
Впоследствии за счет присоединения жилых домов были созданы благоприятные условия для жизни и отдыха курсантов. Имелся и проект целого комплекса мореходной школы, но только и осталось от него, что примитивный спортзал, который и поныне худо-бедно, а служит физическому развитию курсантов.
Первое время — и довольно длительное — коллектив школы тревожило состояние учебно-материальной базы — ее несовершенство, да и попросту отсталость. Необходимо было оснащать ее самым кардинальным образом — без этого немыслимо было перейти на уровень обучения, отвечающий взыскательным запросам современности. Ведущее слово в перевооружении школы принадлежало мастеру производственного обучения (ныне старшему мастеру) Н. С. Малинину.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Оборудованный им учебный кабинет, занял первое место по Министерству рыбного хозяйства СССР. Таким об разом, был дан старт последующему обновлению — уже по предметам устройства судна, электротехники, холодильных машин, КИП, судовых котлов, морской практики, промрыболовства и др. Как тому и положено быть, самым совершенным выдался учебный кабинет бывшего мастера производственного обучения, а ныне заместителя начальника школы Н. Я. Пешкова (судовождение — основа основ в морском деле).
В свое время Таллиннскую мореходку критиковали «за все про все» (и резонно) коллеги из Калининграда; в последний же свой приезд они были вынуждены признать собственное поражение в негласном соревновании за совершенствование учебно-воспитательного процесса путем улучшения технических и наглядных средств. Это уже большое завоевание всего преподавательского состава нашей мореходки, и в день 20-летия школы каждый заслуженно был назван поименно. Не забыты руководством и люди «со стороны», кто, по мере своих возможностей, способствовал успеху работы учебного заведения. Весомое значение для школы имеет внимание к ее заботам заместителя генерального директора «Эстрыбпрома» Ю. Е. Дергунова, капитана порта С. В. Хо-рохонова (многолетний председатель госэкзаменационной комиссии) .
(В числе искренних и верных друзей назван и начальник отдела производственно-технического обучения, автор этих строк Ю. И. Коротков — прим. ред.)
Хороший учитель повторяется в учениках. Сообразуясь с этой установкой, Н. Нагорный в своем докладе заметное место отвел рассказу о том, как реализуют свой творческий и трудовой потенциал курсанты училища. Стараясь всесторонне проявить себя в учебном процессе, они не чураются и чисто черновой, неблагодарной, в глазах многих, работы. Более 60 тысяч человеко-дней отработали курсанты в подшефных совхозах и на других хозяйственных объектах. Не без их участия производится ремонт судов объединения, в том числе и УС «Крузенштерн". На их долю выпадает чистка топливных танков, прокладка городских электротрасс (в частности и 9-го маршрута троллейбуса). А кому известно, что учащиеся ТМШ стали активными участниками строительства портовой больницы, учебного центра "Сакала»?! Пионерлагерь в Вихтерпалу, столовая объединения «Эстрыбпром", док и рыбокомбинаты - это тоже объекты приложения сил курсантов мореходки. И самое весомое — многие выпускники школы стали надежными моряками-тружениками. Хорошие отзывы получает о них школа не только из «Эстрыбпрома», но и из многих производственных предприятий, расположенных вдали от Таллинна, будь то Камчатка, районы Севера или Каспий. Глубокой благодарностью в их адрес заключил свое выступление заместитель начальника мореходной школы. И, конечно, обозначены ближайшие задачи, ведь школа вступила в возраст мужания.
К докладу следует добавить, что коллектив школы всегда в динамике. Если в 1971 году — первом выпуске — было подготовлено 133 человека лишь по профессии «матрос», то последние пять-шесть лет школу ежегодно оканчивают 530-630 курсантов по десятке профессий, причем большинство обученных владеют двумя — тремя специальностями.
Коллектив школы вышел на международную арену — в стенах ее прошли подготовку для флота Исламской республики Мавритания и Республики Гвинея-Бисау 65 специалистов; оказана помощь 20 гражданам Народной Демократической Республики Йемен в освоении русского языка при профессиональном обучении. Республикам Ангола и Никарагуа коллектив школы помог в создании морских национальных центров, передав им безвозмездно учебно-лабораторное оборудование, фильмы, технические средства обучения, мебель и программы. Да и просто советы-рекомендации бывают порой неоценимы...
Тепло поздравил участников вечера, виновников торжества заместитель генерального директора «Эстрыбпрома» Ю. И. Дергунов. Вместе с председателем профсоюзного комитета объединения В. П. Михалапом он вручил большой группе работников мореходной школы Почетные грамоты и премии.
В заключение официальной части был показан фильм «Путь в море».


Ю. КОРОТКОВ,
начальник отдела производственно-технического обучения кадров.
Фото Р. Эйна.
УЧАТСЯ МОРСКОМУ ДЕЛУ . ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ МОРЕХОДНОЙ ШКОЛЫ. - 02 06 1977
На судах нашего флота плавают выпускники ТМШ. Наш фотокорреспондент побывал на занятиях в нескольких группах.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рефмотористами решили стать Сергей Манаков, Михаил Лаврентьев, Александр Башкайкин и Олег Куди (на снимке они слева направо).

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Изучением рыболовного траулера заняты учащиеся группы матросов Владимир Якименко, Владимир Чепурных и Анатолий Мельник.
Серьезно, заинтересованно изучают курсанты Таллинской мореходной школы свою будущую специальность.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Успешно учатся и скоро станут моряками комсомольцы (слева направо) Алексей Пусторнаков, Владимир Душенковский и Борис Грицак.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Будущие котельные машинисты проходят занятия под руководством опытного педагога Леонида Кагановича (он на снимке справа). Курсанты Григорий Гвоздовский, Владимир Крецу и Михаил Гринчишин внимательно слушают рассказ своего педагога.

Фото В. Тракса.
ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ МОРЕХОДНОЙ ШКОЛЫ - 23 04 1977
Сейчас в Таллинской мореходной школе «Эстрыбпрома» обучается около 600 юношей, решивших связать свою жизнь с морем.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Алексей Пусторнаков, Владимир Душенковский и Борис Грицак (слева направо) скоро станут матросами и придут на суда нашего флота.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- С увлечением осваивают специальность моториста Петр Хапров, Василий Пимахов, Валерий Нехаев и Олег Троицкий (слева направо).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Внимательно слушают лекцию будущие мотористы.

Фото В. ТРАКСА.
КУРСАНТЫ-ПЕРЕДОВИКИ - 21 122 1978
В Таллинской мореходной школе большое внимание уделяется социалистическому соревнованию между учебными группами. В сентябре этого года вновь избранный местным комитет во главе с председателем Александром Малининым пересмотрел и дополнил условия соревнования, которые были обсуждены на совместном заседании партийного бюро и месткома. В докладе замполита школы Г. П. Старцева было отмечено, что соревнование способствует повышению успеваемости и дисциплины в коллективе. Индивидуальными обязательствами охвачен весь курсантский и командно-преподавательский состав. Выступившие в прениях внесли ряд полезных предложений по совершенствованию подведения итогов соревнования.
Постоянная гласность, сочетание морального и материального поощрения отличников учебы дают положительные результаты — количество отличников и обучающихся на «хорошо» и «отлично» постоянно растет.
На днях подведены очередные итоги социалистического соревнования. Все первые три места заняла четвертая рота (командир А. В. Красильников). Первое место заняла группа С-86 мастера производственного обучения Александра Суркова, второе — группа М-19 и третье — курсанты группы С-88 мастера производственного обучения Ивана Бронникова. За достигнутые успехи в учебе и дисциплине актив групп, отличники учебы и мастера производственного обучения приказом начальника школы поощрены.
Отличниками учебы являются курсанты: старшина школы Владимир Диянов, Владимир Вразовский из группы С-86, Николай Вычиков из группы С-85, Александр Желтов из группы М-19 и другие.
Одним из важных пунктов в соревновании между мореходными школами Калининграда и Таллина, а также внутреннего соревнования является 100-процентный охват курсантов, не имеющих среднего образования, учебой в заочной школе моряков. 43 курсанта ТМШ одновременно учатся в заочной школе. Уделяется большое внимание развитию технического творчества курсантов, оборудованию кабинетов морской практики, промрыболовства, двигателей внутреннего сгорания и других.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, мастер производственного обучения ТМШ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Беседу с курсантами из группы М-19 ведет политинформатор Валерий Кащеев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отвечает курсант Евгений Филиппов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Курсанты Петр Коваленко, Евгений Филиппов, Григорий Маврин и Сергей Щербинин заняты изготовлением еще одного наглядного пособия.

Фото автора.
ТМШ — ЭТО КАДРЫ – 28 11 1978
Коммунисты Таллинской мореходной школы многого ждут от предстоящей партийной конференции объединения, ибо дела и заботы «Эстрыбпрома» — их кровные заботы. Но, конечно, есть у нас и свои, собственные проблемы, «болячки», которые не выходят из поля зрения партийной организации школы. Хотелось бы, чтобы к этим вопросам не остались равнодушны ни делегаты партконференции, ни товарищи, которые войдут в новый состав парткома, ни администрация нашего объединения.
На страницах «Рыбака Эстонии» неоднократно затрагивались вопросы производственного обучения специалистов для промыслового и транспортного флота. Так, в статье начальника ОПТОК Ю. Короткова «О производственном обучении рабочих массовых профессий» (14 ноября 1978 года) обращалось внимание на слабую практическую подготовку курсантов Таллинской мореходной школы.
Вопрос этот не нов. Действительно, обладая, в общем, не плохой теоретической подготовкой, курсанты вместе с тем не имеют элементарных практических навыков в обслуживании двигателей, механизмов и систем, слабо знакомы с новыми методами добычи и об работки рыбы. Беда не в том, что в ТМШ плохо прививаются практические навыки молодым специалистам, а в отсутствии материально-технической базы для практического обучения.
Для всестороннего и качественного обучения курсантов мореходная школа должна иметь как минимум лабораторию, механическую мастерскую для проведения практических занятий. Экскурсии курсантов на суда флота объединения «Эстрыбпром» и судоремонтные заводы не восполняют пробелов в практических навыках.
Администрацией мореходной школы, преподавательским составом и мастерами производственного обучения делается все возможное, чтобы устранить этот недостаток. Оборудуются различные стенды, наглядные пособия, изготавливаются макеты. Однако, для изготовлении действующих моделей и тренажеров не хватает деталей, для монтажа нет многожильного кабеля. Причем мастера производственного обучения подчас достают нужное оборудование и детали частным путем. Думается, что в этом вопросе объединение «Эстрыбпром» должно оказывать нам более значительную, существенную помощь. В этом заинтересованы все — и мореходная школа, и объединение «Эстрыбпром», которому нужны высококвалифицированные кадры плавсостава.
Далее. Учебные программы теоретического обучения также нуждаются в совершенствовании. Много часов отводится на изучение устаревшей техники, на новую же отводится незначительное количество. Надо ли объяснять, что именно новая техника, новые орудия лова и новые методы обработки рыбы должны быть стержневыми вопросами в программе теоретического обучения курсантов. Для этого необходимо пересмотреть программы, снабдить преподавательский состав и мастеров производственного обучения необходимой учебной литературой, плакатами, макетами. Все это необходимо и для развития технического творчества курсантов — будущих моряков. У нас же для этого нет необходимых материалов, техническое снабжение организовано из рук вон плохо. Имеющиеся в подвальном помещении маленькие лаборатория и слесарная мастерская не обеспечивают потребностей обучающихся. К тому же сырость подвального помещения способствует быстрому ржавлению оборудования.
Как видно из приведенных фактов, почти все вопросы практики упираются в слабость материально-технической базы. С этим полностью согласны мастера производственного обучения Александр Малинин, Владимир Уркунов, Александр Сурков, с которыми я беседовал, готовя эту статью.
Следующий вопрос. В последнее время, в связи с расширением районов промысла, начали облавливать и новые породы рыб. Наглядно показать эти рыбы курсантам нет возможности: не имеется ни цветных плакатов, ни описаний соответствующих пород. Нет возможности и наглядно продемонстрировать курсантам ядовитых и опасных рыб.
Но если б дело касалось только рыб! Скажем, по предмету технология металлов и то не имеется нужных пособий: ощущается нехватка кинематических схем станков, плакатов по современным методам обработки металлов и методов современного литья.
Заместитель начальника ТМШ по учебной части Николай Петрович Цапок сказал, что очень отрицательно влияет на учебный процесс большая текучесть кадров преподавательского состава и мастеров. Этот важный для нас вопрос невозможно решить только силами ТМШ. Как не можем мы за счет своих внутренних резервов обеспечить нужное санитарное состояние общежития: крыша течет, многие кубрики сырые, потолки и стены с потеками. Обещаний помочь, отремонтировать общежитие было немало, но все остается на словах.
Таковы некоторые актуальные вопросы, которые мы не в силах решить сами и о которых хотелось бы напомнить в преддверии партийной конференции объединения.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
мастер производственного обучения ТМШ.
ТМШ. Памяти Любви Лебедевой. В НЕЙ НЕ ОШИБЛИСЬ – 28 10 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА моряки — бывшие выпускники ТМШ — приходят из рейса, у них часто находится повод заглянуть в комитет комсомола школы: рассказать о своей работе, посоветоваться, просто вспомнить курсантскую пору. Заходят потому, что здесь им рады. Секретарю комсомольской организации мореходной школы Любови Лебедевой с каждым есть о чем потолковать. В небольшой комнатушке, где разместился комитет, всегда многолюдно. Перемена между уроками, свободное ли время выдалось, спешат сюда юноши. У всех дело. До прихода Любы часто приходилось слышать: не везет школе на комсоргов. Один сам ушел, другой показал себя далеко не с лучшей стороны, курсант-секретарь — тоже не выход. С появлением Лебедевой облегченно вздохнули: нашелся, кажется, человек, на которого можно положиться. И не ошиблись.
Ответственность Люба почувствовала сразу. Ведь какой коллектив доверен — 500 курсантов! Говоря честно, были и опасения: справится ли, сумеет ли сплотить молодежь?.. На первых порах быть в гуще событий помогли ее общительность, внимание. Сами ребята скоро почувствовали в новом комсомольском секретаре неравнодушного человека. И зачастили в комитет активисты. А она все присматривалась, изучала курсантов, интересовалась их взглядами, увлечениями. Примечала: отучившись день, бывает, скучает кое-кто. Заметила и другое. Без нужды пылятся на складе музыкальные инструменты. Тогда и создали свой вокально-инструментальный ансамбль.
Любителей музыки оказалось немало. Образовалось даже два состава. Художественным руководителем единодушно выбрали курсанта Александра Оберемко. Начали репетировать. А что разучивать — здесь тоже Люба помогла. Впервые самодеятельные артисты выступили на общешкольном празднике в честь 60-летия Советской Армии. Отзывы оказались самыми лестными. Ребята повторили концерт на 8-е Марта.
Как увлечь молодежь комсомольской работой? Этот вопрос, учитывая кратковременное пребывание курсантов в школе, в комитете комсомола ТМШ актуален всегда. Для Лебедевой он неделим с другим — кого брать в помощники? Необходим деловой контакт с мастерами производственного обучения, замполитом и, конечно, с самими ребятами. Отрадно, когда работа налаживается без всяких подталкиваний и курсанты сами приходят в комитет с собственными предложениями.
Сразу после поступления в ТМШ будущий моторист Василий Пимахов подошел к Любе: могу помочь. У парня был большой опыт комсомольской работы. Побеседовали. Василий возглавил «Комсомольский прожектор», стенную печать в школе, проводил даже семинары для редакторов стенгазет в учебных группах. Дело пошло.
Люба никогда не стремится все делать сама. Вовремя направить, подсказать — вот ее правило. А работать — совместно. Ее союзниками должны стать курсанты. Готовила комсомольский секретарь лекцию «Положение молодежи при социализме и капитализме». Вместе с членом бюро комитета комсомола школы курсантом Павлом Волынцом подбирали материал в библиотеке. Вовлекли в работу других курсантов. Примерами из собственной жизни они проиллюстрировали первую часть лекции. Получилось интересное собеседование.
Придут на рыбопромысловый флот новые специалисты — выпускники мореходной школы, энергичные, инициативные, достойные. В этом и заслуга комсомольского вожака школы.

Н. КРУТИКОВА.

Фото И. Шперова.