0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Таллинская мореходная школа (30)
Памяти Вайно Алас. МАСТЕР - 23 08 1979
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

В 1969 году он впервые вышел в море — Вайно Алас, мастер производственного обучения Таллинской мореходной школы. Тогда, 10 лет назад, он был матросом. Морская профессия сразу же увлекла юношу. Полюбил и свою специальность добытчика и вскоре на БМРТ-333 «Юхан Сютисте» вышел на промысел в качестве мастера добычи, позднее работал старшим мастером добычи на наших судах. И вот теперь он сам готовит кадры для флота, растит и воспитывает будущих рыбаков.
Заведующий по учебно-производственной работе ТМШ Николай Петрович Цапок с удовлетворением отмечает, что Вайно Алас профессию воспитателя любит и умеет быстро установить контакт с молодежью. Уроки проводит интересно, со знанием дела, тесно увязывает теоретический материал с рыбацкой практикой. За отличные успехи в труде фотография Вайно Аласа занесена на Доску почета мореходной школы.
Методист Светлана Семенова изучает опыт В. Аласа, добивающегося высокой успеваемости курсантов по своему предмету. После каждого занятия мастер и вся группа делают подробный анализ ответов, отмечая положительные к отрицательные стороны. Разборы такого рода проходят в спокойной, тактичной, я бы сказал, в дружественной обстановке,
Действительно, имея большой и разнообразный опыт работы на судах объединения, Вайно Алас умело и охотно передает его молодым морякам. Он постоянно изучает своих подчиненных, их сильные и слабые стороны, прививает молодежи любовь к избранной профессии.
За достигнутые успехи в труде и социалистическом соревновании Вайно Алас награжден медалью «За трудовую доблесть», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЭССР. Ему присвоено звание «Ветеран «Эстрыбпрома»
— Работа мастером производственного обучения мне нравится, - сказал Вайно Алас. — Очень приятно слышать, что тот или иной выпускник нашей мореходной школы работает штурманом, мастером добычи или мастером обработки. Это значит, что огромная воспитательная работа не прошла впустую. А таких выпускников, навсегда связавших свою судьбу с морем, подавляющее большинство.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
мастер производственного обучения ТМШ.
А ВПЕРЕДИ - МОРЕ... - 23 06 1979
СРЕДНИЙ БАЛЛ — 4. ПЕРВЫЕ ПРАКТИКАНТЫ. МЫ ВЫБРАЛИ САМИ.

КОМУ это незнакомо? Время начинает измеряться количеством прочитанных конспектов и учебников, числом «подготовленных» билетов. Значит — экзамены, самая ответственная пора у учащихся. В эти дни курсанты Таллинской мореходной школы дают отчет, насколько каждый из них готов к новой трудовой жизни — стать моряком. Да и преподавателям непросто, выпуск готовится немалый: шесть учебных групп, и в каждой — 30 курсантов.
Значительное это событие — выпускные экзамены в мореходной школе. Теперешние, например, означают, что в скором времени рыбопромысловый флот объединения «Эстрыбпром» пополнится 180 новыми специалистами. Будут среди них матросы, электрики, котельные машинисты, холодильщики, мотористы...
— Чем нынешний выпуск отличен от предыдущих? — вопрос заместителю начальника школы по политчасти Геннадию Прокопьевичу Старцеву.
— Хочется выделить серьезное отношение большинства ребят к учебе, их широкий кругозор, начитанность. Многие пришли и школу хорошо подготовленными. Взять хотя бы такой факт: 70 процентов всех учащихся, имели законченное среднее образование, остальные же, как и заведено у нас, совмещали учебу в ТМШ с занятиями в Таллинской заочной средней школе моряков. К слову сказать, более 20 курсантов за минувшие полгода успешно закончили среднюю школу и получили аттестаты. Все это не могло не сказаться на общих результатах; все группы, кроме одной, имели стопроцентную успеваемость, до четырех повысился средний балл.
Укрепилась и дисциплина. Мы стали строже спрашивать с курсантов. К сожалению, сразу после зачисления в школу с некоторыми пришлось расстаться. Причины в основном две: самовольные отлучки, распитие алкогольных напитков. Отчисление — мера крайняя, но в наших условиях необходимая. Ведь профессия у ребят будет сложная и ответственная — моряк заграничного плавания. В учебной группе С-91 мастера производственного обучения Николая Федоровича Белова — 32 курсанта. Учиться в мореходную школу они приехали из различных уголков страны: с Украины и Белоруссии, Урала и Красноярского края, Новороссийска и Башкирии. Здесь они и подружились, и объединила всех любовь к морю, отношение к выбранной профессии. Их специальность после окончания школы — матрос первого класса. Но до того им предстоит испытать свои силы на практике. Воспитанники Николая Федоровича станут первыми практикантами выпуска, первыми из курсантов отправятся в морское плавание на рыболовных судах.
В этот день был зачет по обществоведению. Настроение у всех радостное, праздничное. Сдан еще один предмет. Все ближе и ближе долгожданное море. Выпускники мореходной школы, с которыми мне довелось побеседовать, — молодые люди, выбравшие себе трудную, но древнюю и прекрасную профессию мореходов.
Сергей Балашов, старшина группы: Я приехал из Новосибирска. Узнал и полюбил море, когда служил на Северном флоте. Тогда же созрела, укрепилась мечта — обязательно стать моряком. Узнал, что в Таллине есть школа, в которой готовят морских специалистов, и приехал сюда. Кроме того, за это время успел поступить в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Буду изучать судовождение. Но прежде чем стать штурманом, нужно, как говорится, пройти через рыбный цех. На предстоящей практике хочется больше понять, узнать рыбацкую жизнь. До мелочей во всем разобраться. Честно признаться, есть такая мечта — стать капитаном...
Сергей Гродников: Хочется, наконец, увидеть, какое оно, море. Плавать мне приходилось и прежде, только на речном флоте. После окончания Новосибирского речного училища отходил две навигации: одну практикантом, другую — уже самостоятельно. В море пойду впервые. Очень интересно посмотреть.
Сергей Ручин: Море полюбил с детства, хотя первое знакомство с ним состоялось поздно. А в мореходную школу приехал вместе с другом Анатолием Горбоносом. Так вышло, что мы с ним дома, в Орджоникидзе, жили на одной улице, учились в одной школе, в армии служили в одной дивизии. И мечта была у нас общая — стать моряками. Теперь вместе будем получать дипломы об окончании мореходной школы.
Виктор Рыбаков, заместитель старшины группы: В мореходной школе был принят в ряды ВЛКСМ. Выбрал море потому, что каждому человеку нужна настоящая, своя профессия. Почему море? Так ведь я же с Волги... Еще мальчишкой работал с рыбаками. Подрос, увлекся парусным спортом, занимался в яхтклубе. Но приехал к морю. Здесь и простор велик, и перспектив на будущее больше.
Александр Зюлковский, профорг группы: О море мечтал с детства. Сколько книг было прочитано, сколько фильмов просмотрено о моряках, сейчас всего и не вспомнить. Проникся уважением к труженикам морей, утвердился в желании самому стать одним нз них. Во многом помогла мне мореходная школа. По сути дела, здесь я впервые столкнулся с предметами по специальности, узнал много интересного. Скорее хочется все закрепить на практике.
Итак, маршрут известен — плавательная практика на судах рыбопромыслового флота, для большинства — первая встреча с морем. А впереди у них всегда будут новые маршруты, большие и важные дела. Впереди всегда будет море...

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
ГЛАВНЫЙ ТРУД - УЧЕБА - ТМШ 31 05 1979
Необходимо заинтересовать курсантов учебой создать условия для творческой инициативы, привить навыки самостоятельной работы и, конечно, прививать любовь к труду. В Таллинской мореходной школе в этом направлении ведется большая каждодневная работа. И, надо сказать, заботы педагогического коллектива школы окупаются сторицей. Ежегодно флот объединения «Эстрыбпром» пополняется сотнями молодых толковых специалистов.
— Главная обязанность курсантов, — говорит заместитель начальника по учебно-воспитательной работе Геннадий Прокофьевич Старцев, — получить теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем помогут им освоить морскую профессию. Молодым людям необходимо уже за школьной партой трудиться с полной отдачей.
учеба — главный труд курсантов — дело не только личное, но забота всего коллектива, всех общественных организаций и администрации, которые повседневно помогают курсантам осваивать учебную программу и будущую специальность.
— Соревнование между группами, — продолжает Геннадий Прокофьевич, — оказывает огромное влияние на курсантов, повышает активность и ответственность каждого за результаты коллективного труда. Большую роль в повышении эффективности учебы играют педсоветы, педлектории и собрания, проводимые с актином групп, на которых стержневым стал вопрос о повышении успеваемости.
Труд курсанта во многом зависит от его общеобразовательной подготовки, от навыка правильно планировать время на самоподготовку, от умения сосредоточить себя на главном. Этими качествами многие курсанты обладают и успешно справляются с учебной программой.
В школьном социалистическом соревновании первое место заняла группа Х-9 мастера производственного обучения Николая Гнучева, которого я попросил поделиться опытом работы. - В моей группе, — говорит И. Гнучев, — 13 курсантов учатся на «хорошо» и «отлично», 8 — только на «отлично». Добивались такой успеваемости совместно с активом группы. С первых дней учебы была организована группа по оказанию помощи отстающим. Геннадий Салтанюк — старший этой группы — следит за успеваемостью курсантов. Я постоянно оказываю помощь и направляю работу группы, при этом придаю большое значение индивидуальной работе с курсантами. Мы много говорим о будущей профессии и дальнейшей перспективе молодых людей. В результате за короткий срок наша группа с последнего места вышла на первое. Надеюсь, и впредь мы останемся победителями социалистического соревнования. Еще отрадный факт; трое курсантов группы поступили учиться в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности и еще трое сейчас сдают экзамены.
— После армии работал на заводе радиодеталей, — говорит курсант Николай Хохлов, -и мечтал стать моряком. Мечта моя давнишняя. Еще в школьные годы занимался в кружке моделирования судов, увлекался чтением литературы о моряках. Осуществить планы помогли товарищи, которые уже окончили нашу мореходную школу и в настоящее время работают на промысловых судах.
Николай, вы учитесь на «отлично». Трудно ли это?
— Затруднений не ощущаю, главным образом потому, что внимательно слушаю лекции. Если чего-то не понял, не откладывая, стараюсь разобраться по учебнику. Использую наглядные пособия и макеты. На самоподготовке, кроме изучения нового материала, стараюсь повторять уже пройденный и сосредотачиваю внимание на трудных вопросах. Как известно, для самоподготовки у нас отводится три часа. Этого вполне достаточно, чтобы выучить уроки. Еще и товарищам успеваю помочь. Ваши планы?
Уже сейчас много времени уходит на повторение дисциплин средней школы, в этом году буду поступать в институт.
- Вы занимаетесь общественной работой в группе, это не мешает учебе?
- Скорее, помогает. Моя основная общественная нагрузка — оказывать помощь отстающим товарищам. Приходится использовать много дополнительной литературы, которая расширяет и мой кругозор.
- Я служил на северном флоте, - говорит Сергей Балашов из группы С-91, - полюбил морской коллектив и решил после службы связать свою судьбу с морем — стать рыбаком. Учеба дается мне легко: я уже знаком с судовождением и морской практикой, правда, такие предметы, как кислородно-изолирующие противогазы, связь и экономика даются тяжелее, приходится читать дополнительную литературу, учебники. Но, как известно, только упорным трудом в совершенстве можно овладеть специальностью.
- Для более полного освоения специальных предметов, — говорит заведующая библиотекой ТМШ Светлана Сафронова, - у нас имеется больший выбор учебной литературы, учебников средней школы. Практически все курсанты обеспечены необходимой литературой.


Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, мастер производственного обучения
ПРИШЕЛ НА ПРАКТИКУ КУРСАНТ - 13 01 1979
С образованием Таллинской мореходной школы промысловый и транспортный флот объединения «Эстрыбпром» постоянно пополняются выпускниками этой «кузницы кадров". Со времени первого выпуска молодых специалистов флота прошло более семи лет. За эти годы выпущено более 3000 моряков. Среди выпускников матросы и мотористы I класса, электрики, рефмотористы и котельные машинисты. Только в 1977 году флот объединения пополнился 515 молодыми специалистами, из которых большая половина, приходится на матросов 1 класса. В минувшем, 1978 году, в мореходной школе стажировались 29 иностранных специалистов: штурманы, механики, электрики и радисты.
Все курсанты после окончания теоретического курса направляются для прохождения практики на суда объединения. Практические занятия с курсантами в процессе учебы, рассказывает старший мастер производственного обучения Владимир Андреевич Уркунов, проводятся на фабрике орудий лова, холодильнике, ТМРП, судоремонтном заводе, а также на промысловых судах, где будущие специалисты знакомятся с устройством судна, расположением механизмов и рабочими местами, а затем закрепляют полученные знания на практике, которую проходят на промысловых и транспортных судах.
Вот и недавно мне довелось встретиться с курсантами, которые выходили на промысел.
— Ваши впечатления о рейсе? — задал я первый вопрос
— Работа понравилась, — ответили курсанты Александр Малюшицкий и Юрий Худяков, проходившие практику на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». — В начале, конечно, было тяжело, остро чувствовали оторванность от берега, однако мы довольно быстро вжились в коллектив и стали равноправными членами экипажа.
Александр Малюшицкий активно участвовал в общественной работе, являлся членом ревизионной комиссии, а также участвовал в судовой самодеятельности. Он и Юрии Худяков после окончания Таллинской мореходной школы продолжают учебу на заочном отделении мореходного училища: Юрий заканчивает IV, Александр - III курс.
Традиционный вопрос:
— Ваши дальнейшие планы?
— Если смотреть на два-три года вперед, — говорит Юрий, — мы должны, прежде всего, окончить мореходное училище, а затем перейти на судоводительское отделение. Цель — стать
штурманами и продолжать работать в рыболовном флоте, уже в этом качестве.
— Кого из экипажа вы хотели бы выделить?
— В общем, экипаж наш был дружный, способный, но хотелось бы выделить старшего помощника капитана Бориса Зотова, матроса I класса Владимира Бондаренко (кстати, он окончил нашу мореходную школу в 1975 году) и матроса-обработчика Иосифа Кудрявцева. Эти люди оказывали нам постоянную помощь в освоении профессии, помогали стать настоящими рыбаками.
— На борту БМРТ-489 «Юхан Лийв» выпускников нашей мореходной школы было 15 человек и четыре курсанта из Пярнуской мореходной школы — это почти комплексная бригада, — рассказывает курсант Владимир Полуян. — Работали хорошо, рейсовое задание выполнили по всем показателям. Почти все наши ребята были избраны в руководство общественными организациями судна, участвовали в самодеятельности. За отличные показатели в труде всем были объявлены благодарности, а фотография Тагира Шиганова занесена на судовую Доску почета, Александру Андрющенко присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
— Не ощущались ли в процессе работы пробелы в теоретическом обучении? — поинтересовался я. И был рад услышать: нет, не ощущались. Как сказал В. Полуян, все приобретенные знания и практические навыки очень пригодились.
Как и А. Малюшицкии и Ю. Худяков, Владимир Полуян сочетает производственную работу с учебой в мореходном училище — на III курсе технологического отделения. После окончания ТМУРП думает работать технологом на судах промыслового флота.
«На добрую треть экипаж БМРТ-253 «Март Саар» был укомплектован курсантами мореходной школы, — рассказывает Петр Адамейко, выходивший в рейс на этом траулере. — Ребята работали дружно, с огоньком. План рейса не только выполнен, но и перевыполнен по всем показателям. Наши курсанты не только хорошо работали, но и активно участвовали во всех мероприятиях, проводившихся на судне. За хорошую работу приказом капитана всем объявлена благодарность, а фотографии Александра Напреева и Петра Шкиндерова занесены на судовую Доску почета. В течение промысла регулярно получали почту и радовались ей: она приносила вести с берега от семей, знакомых и друзей; всегда были в курсе событий, происходящих на Родине и за рубежом.
Это тем отрадней, что дела с доставкой почты в океан, к сожалению, в целом все еще обстоят неважно…».
На днях закончились выпускные экзамены в мореходной школе (группы M-18 и С-85). Выпускник группы М-18 Юрий Воецкий все экзамены сдал на «хорошо» и «отлично». В настоящее время с нетерпением ждет направления на судно.
— Чего вы ждете от первого рейса? — спросил я Юрия Воецкого.
— Во-первых, хочу основательно освоить техническую часть судна, стать настоящим специалистом промыслового флота, во-вторых, посмотреть на мир собственными глазами...
В канун Нового года из рейса вернулся ПТР «Ранд-2», и я попросил капитана Евгения Андреевича Подъячева рассказать о курсантах мореходной школы, проходивших практику на этом судне.
— Собственно, в каждом рейсе, — сказал Евгений Андреевич, — на нашем судне проходят практику 3—5 курсантов по специальностям матросов и мотористов. В минувшем рейсе с нами выходили 4 курсанта: Геннадий Гришкевич, Александр Макаров, Леонид Кузнецов, которые работали матросами, а специальность моториста осваивал курсант Владимир Андреев.
Хочу отметить Геннадия Гришкевича: он у нас был трюмным и с работой справлялся отлично, жаль, что практикантов списывают — оставил бы Гришкевича в составе команды. Впрочем, не только его.
— Владимир Андреев, — говорит старший механик ПТР «Ранд-2» Май-до Тянавсуу, — показал себя старательным и грамотным курсантом, много и с интересом изучал судно, двигатели и системы, отлично справлялся с обязанностями моториста, в этом рейсе у него закончилась практика, и я с удовольствием беру Владимира на штатную должность моториста.
В основном все курсанты подготовлены хорошо, отметил капитан. Это чувствуется сразу: они быстро осваивают профессию, не отлынивают ни от какой работы, хотя, случается, попадают и лодыри. С ними трудней, но на ПТР «Ранд-2» коллектив дружный, крепкий и таких парней сразу ставит на место... Должен сказать, продолжал Евгений Андреевич, что постоянную заботу, помощь курсантам и контроль за прохождением практики, осуществляет мастер производственного обучения Леонид Борисович Каганович, который приходит на судно перед выходом в море и после возвращения из рейса. Беседует с комсоставом, курсантами, инструктирует их, дает дельные советы и рекомендации. Подобные связи плавсостава с работниками ТМШ следует всячески крепить и совершенствовать. Это — во взаимных интересах.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
мастер производственного обучения ТМШ.
Сегодня – курсанты, завтра – матросы – 09 12 1970
Репортаж из мореходной школы

ИМ ПОКА еще не выдали форму, и эти парни ничем не отличаются от учеников вечерней школы.
Хотя расписание уроков на первый взгляд кажется странным. Ихтиология, основы судовождения, добыча рыбы, рыбообработка, морское дело... всего восемнадцать предметов.
Заместитель начальника Таллинского мореходной школы Виктор Максимович Титов открыл одну из многочисленных дверей. Класс. Идут занятия по английскому языку. Первый урок первого учебного года в новой школе моряков.
Таких школ всего три в Союзе: в Калининграде, Клайпеде и Таллине. Через год курсанты выйдут из стен школы матросами первого класса. А пока...
Первого декабря в девять утра прозвенел первый звонок, и будущие рыбаки разошлись по классам. Заняли свои места и преподаватели. Это бывшие рыбаки, отлично изучившие свою специальность. В. Д. Тараканов в свое время плавал старшим помощником капитана на судах ЭРПО "Океан". Э. Э. Иохансон - бывший третий помощник, Г. Ф. Приймаков - в прошлом капитан.. Эти люди передают свои знания курсантам...
В отличие от Пярнуской, Таллинская школа моряков готовит матросов певрого класса по годичной учебной программе. Это позволит лучше усвоить теорию. Кроме того, учебный план предусматривает практику курсантов на судах.
Преподавание в школе моряков ведется с учетом новой техники. Уже сейчас ясно, что, допустим, РТМ типа "Атлантик" во многом сложнее судов типа БМРТ. РТМ насыщен большим количеством автоматики. Обслуживать такую технику смогут люди грамотные, технически подготовленные. Поэтому в учебную программу новой школы входят предметы непосредственно касающиеся судовой автоматики.
В будущем году прием курсантов увеличится, дойдет до 300. Школа будет готовить рыбаков и по другим морским специальностям. А пока ребята сидят за столами и внимательно слушают преподавателей, чтобы через год прийти грамотными матросами на новые суда ЭРПО "Океан".

(Наш корр.)

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастер производственного обучения В. Матюгин и курсант С. Лопуга. Идут последние приготовления к началу учебного года.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На первом уроке
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На уроке основ судовождения - начальник мореходной школы Я. Н. Марголин и курсант комсомолец Арно Оэсельг, прибывший на учебу с острова Сааремаа.

Фото А. Дудченко
НОВОСТИ ИЗ MOPEXOДНОЙ ШКОЛЫ - 19 02 1972
ЛУЧШИЕ В ЯНВАРЕ
БОЛЕЕ тридцати будущих тружеников занимаются в группе рефрижераторных машинистов мореходной школы ЭРПО "Океан". Руководит группой опытный педагог Николай Иванович Ко...
Ребята проявляют большой интерес к своей специальности, успешно учатся, хорошо ведут себя на занятиях и в быту, активно участвуют в общественной работе.
По итогам социалистического соревнования в январе группа рефрижераторных машинистов оказалась в числе передовых. Хорошо учились и соблюдали дисциплину в а январе курсанты группы мотористов, руководит которой Александр Максимович Торопов. Эта группа заняла также одно из первых мест.

ПОСВЯЩЕНИЕ В МОРЯКИ
Я МОРЕХОДНОЙ школе начался прием для отряда будущих моряков. 600 юношей будет направлено в этом году. Первый поток уже приступил к занятиям. Матросами первого класса пожелали стать Анатолий Афанасьев, Павел Попович, Владимир Василюк, Василий Мирза, Станислав Родионов, и другие — веет 28 человек. Многие из них приехали в Таллин из Белоруссии, с Украины из РСФР.
Посвящение в курсанты новичков прошло празднично. Начались учебные будни.
В начале марта еще одна группа будущих моряков будет принята в школу. От желающих стать курсантами нет отбоя. Только в январе из разных уголков нашей страны поступило более трех тысяч заявлений.


СНИМАЮТ КУРСАНТЫ
ВОТ уже два месяца в мореходной школе действует кружок фотолюбителей. Научиться снимать изъявили желание около двадцати курсантов. Занимается с ребятами преподаватель обществоведения, отличный фотограф Василий Михайлович Мартынов.
Школа позаботилась о приобретении фотоаппаратов, оборудования и других материалов, необходимых для успешной работы кружковцев. Стараниями фотолюбителей уже выпущено несколько фото стендов, рассказывающих о жизни и учебе школы, о передовиках, спортивных и культурных мероприятиях.

ЖДЕТ НОВОСЕЛЬЕ
ОСЕНЬЮ нынешнего года курсанты мореходной школы справят новоселье. Им передано четырех этажное здание Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, учащиеся которого переехали недавно в новый корпус. В старом здании будет произведен капитальный ремонт, а затем поселятся курсанты Таллинской мореходной школы. В благо устройстве своего общежития примут участие и будущие моряки.


ПОЧЁТНЫЕ ГРАМОТЫ — ЛУЧШИМ КОМАНДАМ
ПОЧТИ все курсанты мореходной школы занимаются спортом. Особенно хорошо поставлена спортивная робота в группе рефрижераторных механиков. Здесь создано несколько команд. Хороших результатов достигли баскетболисты. На недавнем первенстве школы баскетбольная команда этой группы, возглавляемая В. Ольховецким, вышла на первое место. Убедительную победу одержала и команда волейболистов этой группы, завоевав также первое место.
Вторые места в состязаниях на первенство групп по баскетболу заняли команды группы мотористов.
В торжественной обстановке командам-победительницам вручены Почетные грамоты.
Приняты в мореходную школу - 13 09 1973
На днях закончила свою работу мандатная комиссия по приему в Таллинскую мореходную школу ЭРПО "Океан". В этот раз подано 180 заявлений. Многие приехали в Таллин из Белоруссии, с Украины.
Есть и местные, таллинские. Сюда приезжают из сельской местности и районов. Почти все желающие будут курсантами школы. Прием в этот раз велся по специальностям: матросы I класса, рефмотористы, котельные машинисты. В каждую группу набирали по 30-32 человека.
Много желающих стать рефмотористами. Ребят привлекает эта нелегкая профессия. Однако таких специалистов много. Поэтому после окончания школы возникают определенные трудности с трудоустройством на работу.
Матросов первого класса, наоборот, не хватает, поэтому курсантов этой специальности отправляют раньше в море и в первую очередь обеспечивают работой.
Все это терпеливо объясняют поступающим при прохождении мандатной комиссии. Начальник мореходной школы Яков Наумович Марголин явно благосклонен к юношам. Он помогает им выбрать более подходящее место, обстоятельно изучает каждый конкретный случай. Старается обязательно помочь ребятам. И лишь в исключительных случаях отказывает им в поступлении, но и тогда поддерживает их, предлагает попробовать поступить в следующий набор.
Да и вся комиссия очень доброжелательно настроена. И, если кому не удается поступить в школу, то в этом, пожалуй, виноваты сами ребята. Не всегда у них есть все необходимые документы.
Например, многие не могли попасть на выбранную специальность лишь потому, что вовремя сами не беспокоились. Не у всех абитуриентов 6ыла специальная характеристика-рекомендация, без которой нельзя обойтись при поступлении на все специальности, кроме специальности "матрос I класса». В основном поступающие имеют среднее образование, некоторые даже со специальным средним образованием. Но есть и такие, которые окончили только 8 классов. Однако большим преимуществом, конечно, пользуются те, которые окончили десятилетку, вели общественную и комсомольскую работу.
Очередной набор в мореходную школу закончен. Но в этом году будет еще несколько раз заседать мандатная комиссия. До декабря этого года план набора учащихся - 330 человек.

Н. КРУТИКОВА.
ФОТОЗАМЕТКА ИЗ ТМШ - 03 04 1973
Таллинская мореходная школа существует всего два года, тем не менее, она успела завоевать популярность среди молодых парней.
Со всех уголков страны съезжаются они сюда, чтобы получить ходовые флотские специальности: матросов, машинистов рефрижераторных установок, котельных машинистов,
Многие из них готовят себя служению трудной, но очень почетной профессии рыбака на долгие годы, а поэтому совершенствуют свои знания, поступив на заочные отделения ТМУРП.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Будущему матросу Владиславу Стремедловскому есть, над чем поломать голову: в декабре прошлого года он успешно сдал экзамены в училище и сейчас все свободные минуты отдает подготовке заданий. Он выбрал специальность судоводителя (верхний снимок).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Предмет «Такелажную практику» в группе с-19 ведет преподаватель Яан Волливич Луусе.

РАССКАЗ ОБ УЧЕБЕ И ЖИЗНИ КУРСАНТОВ ЧИТАЙТЕ НА 2-й И 3-й СТРАНИЦАХ СЕГОДНЯШНЕГО НОМЕРА.
ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ... – 23 05 1974
• СМЕЛЫЙ ПОСТУПОК ВИКТОРА МИХАЛЬЦОВА •
Пожар начался ночью. Уже когда пламя объяло большую часть дома на улице Вееторн, 3, курсант заметил в кубрике яркие отсветы огня.
Виктор Михальцов был первым, кто догадался о случившемся. Немедленно поднял на ноги свою группу и некоторых ребят из другой.
В доме, что неподалеку от общежития мореходной школы на Лыкке, 5, располагалась станция юных натуралистов, и здесь ночевали много приезжих ребят.
— Необходимо срочно сообщить в пожарную помощь, - быстро распорядился Виктор. Но ждать ее времени не было.
Виктор Михальцов и Владимир Теплянский , оценив обстановку, решили действовать на свой страх и риск.
Так как главный вход в дом уже был завален, нужно было искать другой. Виктор быстро вскарабкался на дерево и, разбив окно на втором этаже, проник в дом. Владимир по водосточной трубе забрался на крышу, а оттуда в комнату на подмогу к товарищу. Заспанных и перепуганных детей они, рискуя собой, вытащили из дома.
Когда приехали пожарные, дом практически был пуст. Курсанты помогли жильцам вытащить вещи и сделали все возможное, чтобы огонь не перекинулся на соседние постройки. Схватка с огнем длилась несколько часов.
Уставшие и черные от огня и дыма, курсанты только под утро возвратились в общежитие.
Через несколько дней после случившегося, я встретился с Виктором Михальцовым. Уже вся мореходная школа знала о его смелом поступке, а его товарищи, не скрывая восхищения, с гордостью говорили: "Он из нашей С-38 группы".
Виктор был смущен всеобщим вниманием:
— Ничего героического я не сделал. На моем месте так поступил бы каждый, Пожар — это большое бедствие, и здорово, что во время поспели.
Виктор приехал в Таллин из Кировограда. С декабря прошлого года он — курсант мореходной школы. Дома работал под землей на шахте, а сейчас «хочется поплавать», как говорит он о себе.
Зеркалом группы назвал комсомольца Михальцова и мастер производственного обучения Владимир Васильевич Камышенцев. И в учебе он отличник, ив жизни школы - один из активных курсантов.

Г. ГЛЕБОВА.
ВЕСТИ ИЗ МОРЕХОДНОЙ ШКОЛЫ – 25 11 1975
ИДЕТ НОВЫЙ НАБОР
Таллинская мореходная школа ЭРПО «Океан» готовится к приему новых курсантов. Приемная комиссия разослала более двухсот вызовов желающим поступить в ТМШ и уже приславшим заявления о приеме из различных уголков нашей страны. Молодые люди, отслужившие в рядах Советской Армии, направляют в адрес мореходной школы рекомендации-характеристики с места работы. А мандатная комиссия во главе с заместителем начальника по политической части Г. П. Старцевым уже приступила к рассмотрению кандидатур по приему в школу.
На этот раз в ТМШ будет производиться набор по специальностям: моторист, рефмашинист, матрос первого клас са. Впервые в школе организуется учеба по специальности матрос-электрик первого класса с полуторагодичным сроком обучения.
В этот набор школа пополнится 300 новыми курсантами.

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБЫ
На днях в мореходной школе состоялось очередное заседание педагогического совета, посвященное учебно-методической работе.
Докладчик по этому вопросу методист Л. В. Рагрин рассказал о том, как построена учебно-методическая работа в школе, говорил о необходимости оборудования кабинетов учебными пособиями, действующими моделями, тренажерами.
На педсовете со своими предложениями выступили заместитель начальника школы по учебной части Н. П. Цапок, преподаватель А. И. Петухова, начальник отдела подготовки кадров объединения Ю. И. Коротков и другие.
В ходе обсуждения были намечены дальнейшие пути по улучшению качества подготовки специалистов в ТМШ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС УСВОЕН
В мореходной школе готовятся к выпуску две группы: С-56 (-мастер производственного обучения Н. К. Иванов) и М-9 (мастер производственного обучения В. К. Винников). В обеих группах заканчивается теоретический курс обучения. В течение многих месяцев курсанты изучали специальные морские и общеобразовательные предметы. Сейчас они готовятся к экзаменам, которые им предстоит держать перед государственной комиссией, возглавляемой начальником добычи ЭРПО «Океан» С. В. Хорохоновым.
Будущие матросы первого класса держат экзамены по морской практике, по основам судовождения и устройству судна, по промышленному рыболовству и обществоведению.
А будущим мотористам, кроме обществоведения, предстоит сдать экзамены по двигателям внутреннего сгорания, судовым и вспомогательным механизмам, судоремонту.
После сдачи выпускных экзаменов ребята пойдут на плавательную практику, которая будет проходить на судах «Океана».

ОТЛИЧНО ПОРАБОТАЛИ
Подходит к концу практика в двух учебных группах школы — матросов и мотористов. В течение четырех месяцев будущие мотористы проходили практику на судах нашего флота — спасателе «Ураган», ТР «Ботнический залив», ПР "Советская Родина», а будущие матросы — на БМРТ-253 «Март Саар», СРТ-4543, СРТ-4371.
Многие курсанты из этих групп успешно справились с заданиями своей практики, заслужили добрые отзывы о работе от командиров судов. Среди лучших названы Виктор Креденцар, Виктор Сидоркин, Сергей Тулук, Юрий Бойко из группы М-7. Благодарности за рейс получили курсанты из группы С-49 Иван Ломаков и Иван Навроцкий, которые отлично потрудились на СРТ-4543. Хорошее мнение осталось и от работы Виктора Иванникова, Алексея Рыжова, Анатолия Сильченко из этой же группы, которые были в рейсе на БМРТ-253 «Март Саар".
После сдачи отчета о практике курсантам этих групп будут вручены дипломы об окончании мореходной школы и на правления для постоянной работы в объединении «Океан».

П0Х0Д B ТЕАТР

Давняя и тесная шефская связь существует у курсантов ТМШ с коллективом Государственного русского драматического театра ЭССР. Курсанты с удовольствием помогают работникам театра в оформительских работах, в свободное же время они бывают частыми гостями на спектаклях театра.
Недавно лучшие курсанты из групп Э-1 и С-59, всего около 50 человек, посмотрели спектакль «Моя жена - лгунья!»