0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Таллинская мореходная школа (35)
Техника помогает курсантам – 17 03 1988
Очевидно, что без соответствующего материально-технического обеспечения в наше время невозможно качественно научить молодых людей нелегкой профессии рыбака. Вот почему весь педагогический коллектив Таллинской мореходной школы постоянно проявляет внимание к совершенствованию учебной базы, созданию новых лабораторий и кабинетов. На смену плакатам в учебные аудитории приходят электрифицированные и звуковые схемы, тренажеры и устройства, способствующие развитию профессиональных навыков курсантов еще в стенах мореходки. Здесь активно ведут работу старший мастер Владислав Зинченко, мастера производственного обучения Леонид Коганович, Леонид Савенко и другие. Особенно много выдумки и настойчивости в оборудовании кабинетов проявляет мастер производственного обучения Николай Малинин. Здесь наряду с различными техническими средствами обучения соседствуют действующие образцы механизмов, насосов и оборудования, четко выполненные схемы и чертежи. Курсантам есть где готовиться для выхода в промысловый рейс на судне.
В школе хорошо поставлено вовлечение курсантов в техническое творчество, что помогает в освоении профессии рыбака. Еще в 1981 году в павильоне межотраслевых выставок ВДНХ СССР можно было увидеть модель РТМС «Батилиман», выполненную группой курсантов под руководством мастера производственного обучения Ивана Бронникова. В рамках конкурса НТТМ-80 «Ленинский комсомол — XXVI съезду КПСС» эта модель заняла призовое место, а руководитель творческой группы И. Бронников был награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР. Преподаватели и курсанты школы участвуют в рационализаторской и изобретательской работе. Так, в 1986 году два усовершенствования мастера производственного обучения Александра Выдрина и рабочего ТМШ Хейно Сауля были зарегистрированы техническим отделом объединения в качестве рационализаторских предложений. К сожалению, в 1987 году в школе не нашлось таких инициативных людей. А жаль! Опыт участия курсантов в рационализаторской работе школы пригодится им при работе на судах флота. Будем надеяться, что дружный коллектив нашей мореходной школы пре одолеет этот недостаток.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: модель РТМС-7504 «Пейпси», выполненная руководителем кружка технического творчества Таллинской мореходной школы Владимиром Сорокиным.

Фото Р. ЭЙНА
Памяти Николая Зиновьевича Нагорного. НАСТАВНИК – 12 03 1988
ЛЮДИ И ИХ ДЕЛА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Задайте любому курсанту Таллинской мореходной школы вопрос: «Кого вы встретили первым при приезде на учебу в школу?», или «Кто снимает с вас «стружку» за нарушения дисциплины и порядка?», или «К кому вы идете в стенах школы со своими проблемами и горестями?»» или «Кто дает разъяснения о порядке организации службы на судах флота рыбной промышленности, инструктирует по правилам поведения моряка за границей?», или «К кому вы идете в школе после завершения плавпрактики?» Ответ во всех случаях будет одинаковый: «Николай Зиновьевич Нагорный!» Возможно, в ответе прозвучит еще фамилия мастера производственного обучения учебной группы или командира роты — воспитателя, кого-либо из руководства мореходной школы, но обязательно в сочетании с фамилией начальника отдела организации внутренней службы и практики курсантов школы.
В морозный январский день 1935 года в селе Скибин, что в Винницкой области на Украине, родился мальчик, которому родители дали гордое имя — Николай. Учась в средней школе, он в пятнадцатилетнем возрасте был принят в ряды ВЛКСМ. Ленинский комсомол — шеф Военно-Морского флота страны — оказал Николаю доверие, направив по своей путевке на учебу в высшее военно-морское училище. По окончании училища — годы службы на кораблях с их упорными, каждодневными тренировками и учениями, малыми и большими походами, включая визит дружбы на крейсере «Михаил Кутузов» в Албанию.
Однако карьере военного моряка не суждено было состояться: голодные военные и послевоенные годы с их лишениями сказались на состоянии здоровья — командование рекомендовало уволиться в запас. Другой человек мог бы растеряться, надломиться. Но Николай, используя опыт военного штурмана, стал работать на судах Мурманского тралового флота, ремонтировавшихся заводах Таллина. Потом десять лет работы в качестве командира роты и начальника организационно-строевого отдела Таллинского мореходного училища МРХ СССР. Последние двенадцать лет трудится в дружном коллективе мореходной школы. Без отрыва от работы окончил двухгодичные курсы при педагогическом институте имени Э. Вильде, затем — с отличием факультет коммунистического воспитания Университета марксизма-ленинизма при ЦК Компартии Эстонии.
Свои знания и богатый жизненный опыт Николай Зиновьевич успешно использует в повседневной работе. Главными чертами его характера являются сочетание доброты, заботливости, чуткости к курсантам и принципиальной требовательности к себе и подчиненным. Он постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство и политические знания. Будучи в гуще курсантской среды, постоянно знает настроение подопечных, проблемы и нерешенные вопросы, стремясь оказать содействие в их реализации. Перенеся центр всей воспитательной работы в учебные группы, Н. Нагорный уделяет каждодневное внимание инструктажам и занятиям со старшинским составом и другим активом,
Используя прогрессивные приемы и методы педагогического труда, Николай Зиновьевич старается занятия проводить живо и интересно, чем добивается высокой успеваемости курсантов, охотно делится своим опытом и знаниями: помогает молодым сотрудникам в приобретении необходимых знаний для обучения и воспитания курсантов; являясь членом общества «Знание», часто выступает перед курсантами с беседами и докладами. Смело и настойчиво проводит в жизнь требования партии о перестройке, не боится взять ответственность на себя. Активный общественник: председатель комиссии по борьбе с пьянством и курением, начальник штаба добровольной народной дружины школы, которая неоднократно ставилась в пример другим ДНД нашего объединения и города.
Военная и трудовая деятельность Николая Зиновьевича отмочена тремя медалями Советского Союза, множеством Почетных грамот. Он утвержден в резерв для выдвижения на вышестоящую должность. Таков коммунист и гражданин Николай Зиновьевич Нагорный.

К. ЮPЬEB.
Фото Р. ЭЙНА.
МОРЕХОДКА: ВОЗРАСТ МУЖАНИЯ – 20 12 1990
Отмечен 20-летний путь становления и мужания нашей мореходной школы. 30 ноября по этому случаю состоялось торжественное собрание, объединившее всех, кто причастен к знаменательной для школы дате. Их немало — ветеранов-учителей и сегодняшних воспитателей молодых моряков, бывших выпускников, основная часть которых на протяжении двух десятилетий формировала плавсостав объединения «Эстрыбпром». Помнит мореходка своих ветеранов-первопроходцев Марию Антоновну и Александра Тимофеевича Герасиных; чтит тех, кто и сегодня продолжает трудиться в стенах родной школы: Инну Бондарь. Велло Пыдера, Галину Пастьеву. Вайно Аласа, Сергея Степанова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Полноправными и почетными участниками торжества стали представители Таллиннского русского драматического театра. С ними у коллектива установились прочные и добрые связи с самого момента зарождения школы, и. само собой разумеется, деятели театра пришли к друзьям, как на свой маленький праздник с цветами, теплыми поздравлениями и с памятным подарком. Как, впрочем, и другие гости.
Кратким вступительным словом открыл торжественное собрание начальник школы Владимир Зайцев. Более основательным было выступление его заместителя по учебно-воспитательной работе Николая Зиновьевича Нагорного.
Воссоздана предыстория открытия школы, необходимость которой диктовалась потребностью рыболовного флота в квалифицированных рабочих кадрах, обладающих, к тому же. высокими морально-политическими качествами. Открытию школы предшествовала большая подготовительная работа, которую взял на себя коллектив постоянных сотрудников во главе с первым начальником мореходки Иосифом Наумовичем Марголиным, его заместителями В. М. Титовым и В. Р. Пыдером, инспектором отдела кадров А. Т. Герасиным.
Приказом министра рыбного хозяйства от 5 августа 1970 года утверждалось: «...Организовать в установленном порядке в Таллинне мореходную школу (ведомственное профессионально техническое учебное заведение) по подготовке кадров массовых профессий для флота рыбной промышленное с годовым контингентом учащихся 300 человек...
Первый звонок, прозвенел, правда, только для 147 молодых парней, да и тем приходилось довольствоваться учебой и проживанием в довольно аскетических условиях: в одном здании ютились и учебные кабинеты, и служебные помещения, и жилые комнаты.
Этапным был для школы 1976 год, когда руководство непосредственно взялось за расширение жилого фонда курсантов и учебной базы. Из кубриков по восемь человек в каждом курсантам предстояло переселиться в помещения, предназначенные для проживания трех-четырех человек. Из-за неготовности общежития, однако, учебный процесс на два месяца был перебазирован под Нарву, в так называемый молодежный центр отдыха.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впоследствии за счет присоединения жилых домов были созданы благоприятные условия для жизни и отдыха курсантов. Имелся и проект целого комплекса мореходной школы, но только и осталось от него, что примитивный спортзал, который и поныне худо-бедно, а служит физическому развитию курсантов.
Первое время — и довольно длительное — коллектив школы тревожило состояние учебно-материальной базы — ее несовершенство, да и попросту отсталость. Необходимо было оснащать ее самым кардинальным образом — без этого немыслимо было перейти на уровень обучения, отвечающий взыскательным запросам современности. Ведущее слово в перевооружении школы принадлежало мастеру производственного обучения (ныне старшему мастеру) Н. С. Малинину.
Оборудованный им учебный кабинет занял первое место по Министерству рыбного хозяйства СССР. Таким об разом, был дан старт последующему обновлению — уже по предметам устройства судна, электротехники, холодильных машин, КИП, судовых котлов, морской практики, промрыболовства и др.. Как тому и положено быть, самым совершенным выдался учебный кабинет бывшего мастера производственного обучения, а ныне заместителя начальника школы Н. Я. Пешкова (судовождение — основа основ в морском деле),
В свое время Таллиннскую мореходку критиковали «за все про все» (и резонно) коллеги из Калининграда; в последний же свой приезд они были вынуждены признать собственное поражение в негласном соревновании за совершенствование учебно-воспитательного процесса путем улучшения технических и наглядных средств. Это уже большое завоевание всего преподавательского состава нашей мореходки, и в день 20-летия школы каждый заслуженно был назван поименно. Не забыты руководством и люди «со стороны», кто, по мере своих возможностей, способствовал успеху работы учебного заведения. Весомое значение для школы имеет внимание к ее заботам заместителя генерального директора «Эстрыбпрома» Ю. Е. Дергунова, капитана порта С. В. Хорохонова (многолетний председатель госэкзаменационной комиссии) . (В числе искренних и верных друзей назван и начальник отдела производственно-технического обучения, автор этих строк Ю. И. Коротков — прим. ред.)
Хороший учитель повторяется в учениках. Сообразуясь с этой установкой, Н. Нагорный в своем докладе заметное место отвел рассказу о том, как реализуют свой творческий и трудовой потенциал курсанты училища. Стараясь всесторонне проявить себя в учебном процессе, они не чураются и чисто черновой, неблагодарной, в глазах многих, работы. Более 60 тысяч человеко-дней отработали курсанты в подшефных совхозах и на других хозяйственных объектах. Не без их участия производится ремонт судов объединения, в том числе и УС «Крузенштерн». На их долю выпадает чистка топливных танков, прокладка городских электротрасс (в частности и 9-го маршрута троллейбуса). А кому известно, что учащиеся ТМШ стали активными участниками строительства портовой больницы, учебного центра (Сакала)?! Пионерлагерь в Вихтерпалу, столовая объединения «Эстрыбпром", док и рыбокомбинаты - это тоже объекты приложения сил курсантов мореходки. И самое весомое — многие выпускники школы стали надежными моряками-тружениками. Хорошие отзывы получает о них школа не только из «Эстрыбпрома», но и из многих производственных предприятий, расположенных вдали от Таллинна, будь то Камчатка, районы Севера или Каспий. Глубокой благодарностью в их адрес заключил свое выступление заместитель начальника мореходной школы. И, конечно, обозначены ближайшие задачи, ведь школа вступила в возраст мужания.
К докладу следует добавить, что коллектив школы всегда в динамике. Если в 1971 году — первом выпуске — было подготовлено 133 человека лишь по профессии «матрос», то последние пять-шесть лет школу ежегодно оканчивают 530-630 курсантов по десятке профессий, причем большинство обученных владеют двумя — тремя специальностями.
Коллектив школы вышел на международную арену — в стенах ее прошли подготовку для флота Исламской республики Мавритания и Республики Гвинея-Бисау 65 специалистов; оказана помощь 20 гражданам Народной Демократической Республики Йемен в освоении русского языка при профессиональном обучении. Республикам Ангола и Никарагуа коллектив школы помог в создании морских национальных центров, передав им безвозмездно учебно-лабораторное оборудование, фильмы, технические средства обучения, мебель и программы. Да и просто советы-рекомендации бывают порой неоценимы...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тепло поздравил участников вечера, виновников торжества заместитель генерального директора «Эстрыбпрома» Ю. И. Дергунов. Вместе с председателем профсоюзного комитета объединения В. П. Михалапом он вручил большой группе работников мореходной школы Почетные грамоты и премии.
В заключение официальной части был показан фильм " Путь в море».

Ю. Коротков, начальник отдела производственно-технического обучения кадров.

Фото Р. Эйна.
Николай Яковлевич Пешков. ХРОНИКА - 20 07 1989
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Заместителем начальника Таллиннской мореходной школы по учебно-производственной работе утвержден Н. Я. Пешков.
Николай Яковлевич Пешков родился в 1942 году. Член КПСС с 1982 года. В 1961 году Н. Пешков с отличием закончил Кронштадтскую мореходную школу ВМФ, а затем, в 1966 году, — Ломоносовское мореходное училище ВМФ по специальности судовождение. Кроме того, заочно он в 1980 году закончил Ленинградский Государственный пединститут имени А. И. Герцена.
С 1983 года Николай Яковлевич работает мастером производственного обучения в группах судоводителей Таллиннской мореходной школы, с сентября 1988 года — исполняющий обязанности заместителя начальника школы по учебно-производственной работе.
Н. Я. Пешков всегда активно участвовал в общественной работе. Так, до 1988 года он был членом месткома ТМШ, сейчас — член комиссии по борьбе с пьянством.
СЕЛЬСКИЙ СЕМЕСТР КУРСАНТОВ – 27 101 1979
Целый месяц трудились в колхозах Пярнуского района республики 70 курсантов Таллинской мореходной школы вместе со своими мастерами производственного обучения А. Малининым, В. Аласом, Н. Гнучевым. В мореходную школу ребята поступили всего за несколько дней до этой поездки, готовясь изучать морские специальности — матроса, трал-мастера, котельного машиниста. И боевое крещение принимали пока что не в соленой пене морских шквалов, а в центнерах и тоннах сельской страды. Будущие мореходы помогали колхозникам в уборке картофеля, брюквы, свеклы, сена. Группа матросов работала в колхозе «Суйгу», группа тралмастеров — в «Кюльвая» и котельные машинисты, — в «Вахенурме».
Курсанты встречали в поле рассветы и закаты, трудились по 8—10 часов в сутки. Все старались работать на совесть: ежедневные нормы выработки выполнялись на 115—120 процентов. И это, если учесть, что большинство ребят впервые занимались сельскохозяйственным трудом, результаты отрадные.
В передовиках ходили многие. Владимир Константинов, Евгений Анфимов, Владимир Антонов из группы котельных машинистов; Андрей Нестеренко, Айвар Кольк, Александр Реппанен, Петр Гуменюк — будущие тралмастера. Они и многие другие получили от колхозов Почетные грамоты, денежные премии. Лучших результатов добились курсанты, обучающиеся матросской специальности. А один из них — Сергей Пономарев, работавший до поступления в мореходную школу электросварщиком, выполнял сварочные работы, ремонтируя технику, сельскохозяйственные постройки. За отличную работу на уборке урожая в колхозе «Суйгу" всей группе были вручены Почетные грамоты Пярнуского райкома партии и Пярнуского райисполкома.
Недавно курсанты вернулись в школу. Начались обычные занятия, но трудовой семестр, проведенный на полях республики, сплотил коллектив, сдружил ребят, помог по-новому открыть друг друга.


И. ВАЛЕНТИНОВА.
Памяти Вайно Алас. МАСТЕР - 23 08 1979
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

В 1969 году он впервые вышел в море — Вайно Алас, мастер производственного обучения Таллинской мореходной школы. Тогда, 10 лет назад, он был матросом. Морская профессия сразу же увлекла юношу. Полюбил и свою специальность добытчика и вскоре на БМРТ-333 «Юхан Сютисте» вышел на промысел в качестве мастера добычи, позднее работал старшим мастером добычи на наших судах. И вот теперь он сам готовит кадры для флота, растит и воспитывает будущих рыбаков.
Заведующий по учебно-производственной работе ТМШ Николай Петрович Цапок с удовлетворением отмечает, что Вайно Алас профессию воспитателя любит и умеет быстро установить контакт с молодежью. Уроки проводит интересно, со знанием дела, тесно увязывает теоретический материал с рыбацкой практикой. За отличные успехи в труде фотография Вайно Аласа занесена на Доску почета мореходной школы.
Методист Светлана Семенова изучает опыт В. Аласа, добивающегося высокой успеваемости курсантов по своему предмету. После каждого занятия мастер и вся группа делают подробный анализ ответов, отмечая положительные к отрицательные стороны. Разборы такого рода проходят в спокойной, тактичной, я бы сказал, в дружественной обстановке,
Действительно, имея большой и разнообразный опыт работы на судах объединения, Вайно Алас умело и охотно передает его молодым морякам. Он постоянно изучает своих подчиненных, их сильные и слабые стороны, прививает молодежи любовь к избранной профессии.
За достигнутые успехи в труде и социалистическом соревновании Вайно Алас награжден медалью «За трудовую доблесть», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЭССР. Ему присвоено звание «Ветеран «Эстрыбпрома»
— Работа мастером производственного обучения мне нравится, - сказал Вайно Алас. — Очень приятно слышать, что тот или иной выпускник нашей мореходной школы работает штурманом, мастером добычи или мастером обработки. Это значит, что огромная воспитательная работа не прошла впустую. А таких выпускников, навсегда связавших свою судьбу с морем, подавляющее большинство.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
мастер производственного обучения ТМШ.
А ВПЕРЕДИ - МОРЕ... - 23 06 1979
СРЕДНИЙ БАЛЛ — 4. ПЕРВЫЕ ПРАКТИКАНТЫ. МЫ ВЫБРАЛИ САМИ.

КОМУ это незнакомо? Время начинает измеряться количеством прочитанных конспектов и учебников, числом «подготовленных» билетов. Значит — экзамены, самая ответственная пора у учащихся. В эти дни курсанты Таллинской мореходной школы дают отчет, насколько каждый из них готов к новой трудовой жизни — стать моряком. Да и преподавателям непросто, выпуск готовится немалый: шесть учебных групп, и в каждой — 30 курсантов.
Значительное это событие — выпускные экзамены в мореходной школе. Теперешние, например, означают, что в скором времени рыбопромысловый флот объединения «Эстрыбпром» пополнится 180 новыми специалистами. Будут среди них матросы, электрики, котельные машинисты, холодильщики, мотористы...
— Чем нынешний выпуск отличен от предыдущих? — вопрос заместителю начальника школы по политчасти Геннадию Прокопьевичу Старцеву.
— Хочется выделить серьезное отношение большинства ребят к учебе, их широкий кругозор, начитанность. Многие пришли и школу хорошо подготовленными. Взять хотя бы такой факт: 70 процентов всех учащихся, имели законченное среднее образование, остальные же, как и заведено у нас, совмещали учебу в ТМШ с занятиями в Таллинской заочной средней школе моряков. К слову сказать, более 20 курсантов за минувшие полгода успешно закончили среднюю школу и получили аттестаты. Все это не могло не сказаться на общих результатах; все группы, кроме одной, имели стопроцентную успеваемость, до четырех повысился средний балл.
Укрепилась и дисциплина. Мы стали строже спрашивать с курсантов. К сожалению, сразу после зачисления в школу с некоторыми пришлось расстаться. Причины в основном две: самовольные отлучки, распитие алкогольных напитков. Отчисление — мера крайняя, но в наших условиях необходимая. Ведь профессия у ребят будет сложная и ответственная — моряк заграничного плавания. В учебной группе С-91 мастера производственного обучения Николая Федоровича Белова — 32 курсанта. Учиться в мореходную школу они приехали из различных уголков страны: с Украины и Белоруссии, Урала и Красноярского края, Новороссийска и Башкирии. Здесь они и подружились, и объединила всех любовь к морю, отношение к выбранной профессии. Их специальность после окончания школы — матрос первого класса. Но до того им предстоит испытать свои силы на практике. Воспитанники Николая Федоровича станут первыми практикантами выпуска, первыми из курсантов отправятся в морское плавание на рыболовных судах.
В этот день был зачет по обществоведению. Настроение у всех радостное, праздничное. Сдан еще один предмет. Все ближе и ближе долгожданное море. Выпускники мореходной школы, с которыми мне довелось побеседовать, — молодые люди, выбравшие себе трудную, но древнюю и прекрасную профессию мореходов.
Сергей Балашов, старшина группы: Я приехал из Новосибирска. Узнал и полюбил море, когда служил на Северном флоте. Тогда же созрела, укрепилась мечта — обязательно стать моряком. Узнал, что в Таллине есть школа, в которой готовят морских специалистов, и приехал сюда. Кроме того, за это время успел поступить в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности. Буду изучать судовождение. Но прежде чем стать штурманом, нужно, как говорится, пройти через рыбный цех. На предстоящей практике хочется больше понять, узнать рыбацкую жизнь. До мелочей во всем разобраться. Честно признаться, есть такая мечта — стать капитаном...
Сергей Гродников: Хочется, наконец, увидеть, какое оно, море. Плавать мне приходилось и прежде, только на речном флоте. После окончания Новосибирского речного училища отходил две навигации: одну практикантом, другую — уже самостоятельно. В море пойду впервые. Очень интересно посмотреть.
Сергей Ручин: Море полюбил с детства, хотя первое знакомство с ним состоялось поздно. А в мореходную школу приехал вместе с другом Анатолием Горбоносом. Так вышло, что мы с ним дома, в Орджоникидзе, жили на одной улице, учились в одной школе, в армии служили в одной дивизии. И мечта была у нас общая — стать моряками. Теперь вместе будем получать дипломы об окончании мореходной школы.
Виктор Рыбаков, заместитель старшины группы: В мореходной школе был принят в ряды ВЛКСМ. Выбрал море потому, что каждому человеку нужна настоящая, своя профессия. Почему море? Так ведь я же с Волги... Еще мальчишкой работал с рыбаками. Подрос, увлекся парусным спортом, занимался в яхтклубе. Но приехал к морю. Здесь и простор велик, и перспектив на будущее больше.
Александр Зюлковский, профорг группы: О море мечтал с детства. Сколько книг было прочитано, сколько фильмов просмотрено о моряках, сейчас всего и не вспомнить. Проникся уважением к труженикам морей, утвердился в желании самому стать одним нз них. Во многом помогла мне мореходная школа. По сути дела, здесь я впервые столкнулся с предметами по специальности, узнал много интересного. Скорее хочется все закрепить на практике.
Итак, маршрут известен — плавательная практика на судах рыбопромыслового флота, для большинства — первая встреча с морем. А впереди у них всегда будут новые маршруты, большие и важные дела. Впереди всегда будет море...

Н. ВАЛЕНТИНОВА.
ГЛАВНЫЙ ТРУД - УЧЕБА - ТМШ 31 05 1979
Необходимо заинтересовать курсантов учебой создать условия для творческой инициативы, привить навыки самостоятельной работы и, конечно, прививать любовь к труду. В Таллинской мореходной школе в этом направлении ведется большая каждодневная работа. И, надо сказать, заботы педагогического коллектива школы окупаются сторицей. Ежегодно флот объединения «Эстрыбпром» пополняется сотнями молодых толковых специалистов.
— Главная обязанность курсантов, — говорит заместитель начальника по учебно-воспитательной работе Геннадий Прокофьевич Старцев, — получить теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем помогут им освоить морскую профессию. Молодым людям необходимо уже за школьной партой трудиться с полной отдачей.
учеба — главный труд курсантов — дело не только личное, но забота всего коллектива, всех общественных организаций и администрации, которые повседневно помогают курсантам осваивать учебную программу и будущую специальность.
— Соревнование между группами, — продолжает Геннадий Прокофьевич, — оказывает огромное влияние на курсантов, повышает активность и ответственность каждого за результаты коллективного труда. Большую роль в повышении эффективности учебы играют педсоветы, педлектории и собрания, проводимые с актином групп, на которых стержневым стал вопрос о повышении успеваемости.
Труд курсанта во многом зависит от его общеобразовательной подготовки, от навыка правильно планировать время на самоподготовку, от умения сосредоточить себя на главном. Этими качествами многие курсанты обладают и успешно справляются с учебной программой.
В школьном социалистическом соревновании первое место заняла группа Х-9 мастера производственного обучения Николая Гнучева, которого я попросил поделиться опытом работы. - В моей группе, — говорит И. Гнучев, — 13 курсантов учатся на «хорошо» и «отлично», 8 — только на «отлично». Добивались такой успеваемости совместно с активом группы. С первых дней учебы была организована группа по оказанию помощи отстающим. Геннадий Салтанюк — старший этой группы — следит за успеваемостью курсантов. Я постоянно оказываю помощь и направляю работу группы, при этом придаю большое значение индивидуальной работе с курсантами. Мы много говорим о будущей профессии и дальнейшей перспективе молодых людей. В результате за короткий срок наша группа с последнего места вышла на первое. Надеюсь, и впредь мы останемся победителями социалистического соревнования. Еще отрадный факт; трое курсантов группы поступили учиться в Таллинское мореходное училище рыбной промышленности и еще трое сейчас сдают экзамены.
— После армии работал на заводе радиодеталей, — говорит курсант Николай Хохлов, -и мечтал стать моряком. Мечта моя давнишняя. Еще в школьные годы занимался в кружке моделирования судов, увлекался чтением литературы о моряках. Осуществить планы помогли товарищи, которые уже окончили нашу мореходную школу и в настоящее время работают на промысловых судах.
Николай, вы учитесь на «отлично». Трудно ли это?
— Затруднений не ощущаю, главным образом потому, что внимательно слушаю лекции. Если чего-то не понял, не откладывая, стараюсь разобраться по учебнику. Использую наглядные пособия и макеты. На самоподготовке, кроме изучения нового материала, стараюсь повторять уже пройденный и сосредотачиваю внимание на трудных вопросах. Как известно, для самоподготовки у нас отводится три часа. Этого вполне достаточно, чтобы выучить уроки. Еще и товарищам успеваю помочь. Ваши планы?
Уже сейчас много времени уходит на повторение дисциплин средней школы, в этом году буду поступать в институт.
- Вы занимаетесь общественной работой в группе, это не мешает учебе?
- Скорее, помогает. Моя основная общественная нагрузка — оказывать помощь отстающим товарищам. Приходится использовать много дополнительной литературы, которая расширяет и мой кругозор.
- Я служил на северном флоте, - говорит Сергей Балашов из группы С-91, - полюбил морской коллектив и решил после службы связать свою судьбу с морем — стать рыбаком. Учеба дается мне легко: я уже знаком с судовождением и морской практикой, правда, такие предметы, как кислородно-изолирующие противогазы, связь и экономика даются тяжелее, приходится читать дополнительную литературу, учебники. Но, как известно, только упорным трудом в совершенстве можно овладеть специальностью.
- Для более полного освоения специальных предметов, — говорит заведующая библиотекой ТМШ Светлана Сафронова, - у нас имеется больший выбор учебной литературы, учебников средней школы. Практически все курсанты обеспечены необходимой литературой.


Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, мастер производственного обучения
ПРИШЕЛ НА ПРАКТИКУ КУРСАНТ - 13 01 1979
С образованием Таллинской мореходной школы промысловый и транспортный флот объединения «Эстрыбпром» постоянно пополняются выпускниками этой «кузницы кадров". Со времени первого выпуска молодых специалистов флота прошло более семи лет. За эти годы выпущено более 3000 моряков. Среди выпускников матросы и мотористы I класса, электрики, рефмотористы и котельные машинисты. Только в 1977 году флот объединения пополнился 515 молодыми специалистами, из которых большая половина, приходится на матросов 1 класса. В минувшем, 1978 году, в мореходной школе стажировались 29 иностранных специалистов: штурманы, механики, электрики и радисты.
Все курсанты после окончания теоретического курса направляются для прохождения практики на суда объединения. Практические занятия с курсантами в процессе учебы, рассказывает старший мастер производственного обучения Владимир Андреевич Уркунов, проводятся на фабрике орудий лова, холодильнике, ТМРП, судоремонтном заводе, а также на промысловых судах, где будущие специалисты знакомятся с устройством судна, расположением механизмов и рабочими местами, а затем закрепляют полученные знания на практике, которую проходят на промысловых и транспортных судах.
Вот и недавно мне довелось встретиться с курсантами, которые выходили на промысел.
— Ваши впечатления о рейсе? — задал я первый вопрос
— Работа понравилась, — ответили курсанты Александр Малюшицкий и Юрий Худяков, проходившие практику на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». — В начале, конечно, было тяжело, остро чувствовали оторванность от берега, однако мы довольно быстро вжились в коллектив и стали равноправными членами экипажа.
Александр Малюшицкий активно участвовал в общественной работе, являлся членом ревизионной комиссии, а также участвовал в судовой самодеятельности. Он и Юрии Худяков после окончания Таллинской мореходной школы продолжают учебу на заочном отделении мореходного училища: Юрий заканчивает IV, Александр - III курс.
Традиционный вопрос:
— Ваши дальнейшие планы?
— Если смотреть на два-три года вперед, — говорит Юрий, — мы должны, прежде всего, окончить мореходное училище, а затем перейти на судоводительское отделение. Цель — стать
штурманами и продолжать работать в рыболовном флоте, уже в этом качестве.
— Кого из экипажа вы хотели бы выделить?
— В общем, экипаж наш был дружный, способный, но хотелось бы выделить старшего помощника капитана Бориса Зотова, матроса I класса Владимира Бондаренко (кстати, он окончил нашу мореходную школу в 1975 году) и матроса-обработчика Иосифа Кудрявцева. Эти люди оказывали нам постоянную помощь в освоении профессии, помогали стать настоящими рыбаками.
— На борту БМРТ-489 «Юхан Лийв» выпускников нашей мореходной школы было 15 человек и четыре курсанта из Пярнуской мореходной школы — это почти комплексная бригада, — рассказывает курсант Владимир Полуян. — Работали хорошо, рейсовое задание выполнили по всем показателям. Почти все наши ребята были избраны в руководство общественными организациями судна, участвовали в самодеятельности. За отличные показатели в труде всем были объявлены благодарности, а фотография Тагира Шиганова занесена на судовую Доску почета, Александру Андрющенко присвоено почетное звание ударника коммунистического труда.
— Не ощущались ли в процессе работы пробелы в теоретическом обучении? — поинтересовался я. И был рад услышать: нет, не ощущались. Как сказал В. Полуян, все приобретенные знания и практические навыки очень пригодились.
Как и А. Малюшицкии и Ю. Худяков, Владимир Полуян сочетает производственную работу с учебой в мореходном училище — на III курсе технологического отделения. После окончания ТМУРП думает работать технологом на судах промыслового флота.
«На добрую треть экипаж БМРТ-253 «Март Саар» был укомплектован курсантами мореходной школы, — рассказывает Петр Адамейко, выходивший в рейс на этом траулере. — Ребята работали дружно, с огоньком. План рейса не только выполнен, но и перевыполнен по всем показателям. Наши курсанты не только хорошо работали, но и активно участвовали во всех мероприятиях, проводившихся на судне. За хорошую работу приказом капитана всем объявлена благодарность, а фотографии Александра Напреева и Петра Шкиндерова занесены на судовую Доску почета. В течение промысла регулярно получали почту и радовались ей: она приносила вести с берега от семей, знакомых и друзей; всегда были в курсе событий, происходящих на Родине и за рубежом.
Это тем отрадней, что дела с доставкой почты в океан, к сожалению, в целом все еще обстоят неважно…».
На днях закончились выпускные экзамены в мореходной школе (группы M-18 и С-85). Выпускник группы М-18 Юрий Воецкий все экзамены сдал на «хорошо» и «отлично». В настоящее время с нетерпением ждет направления на судно.
— Чего вы ждете от первого рейса? — спросил я Юрия Воецкого.
— Во-первых, хочу основательно освоить техническую часть судна, стать настоящим специалистом промыслового флота, во-вторых, посмотреть на мир собственными глазами...
В канун Нового года из рейса вернулся ПТР «Ранд-2», и я попросил капитана Евгения Андреевича Подъячева рассказать о курсантах мореходной школы, проходивших практику на этом судне.
— Собственно, в каждом рейсе, — сказал Евгений Андреевич, — на нашем судне проходят практику 3—5 курсантов по специальностям матросов и мотористов. В минувшем рейсе с нами выходили 4 курсанта: Геннадий Гришкевич, Александр Макаров, Леонид Кузнецов, которые работали матросами, а специальность моториста осваивал курсант Владимир Андреев.
Хочу отметить Геннадия Гришкевича: он у нас был трюмным и с работой справлялся отлично, жаль, что практикантов списывают — оставил бы Гришкевича в составе команды. Впрочем, не только его.
— Владимир Андреев, — говорит старший механик ПТР «Ранд-2» Май-до Тянавсуу, — показал себя старательным и грамотным курсантом, много и с интересом изучал судно, двигатели и системы, отлично справлялся с обязанностями моториста, в этом рейсе у него закончилась практика, и я с удовольствием беру Владимира на штатную должность моториста.
В основном все курсанты подготовлены хорошо, отметил капитан. Это чувствуется сразу: они быстро осваивают профессию, не отлынивают ни от какой работы, хотя, случается, попадают и лодыри. С ними трудней, но на ПТР «Ранд-2» коллектив дружный, крепкий и таких парней сразу ставит на место... Должен сказать, продолжал Евгений Андреевич, что постоянную заботу, помощь курсантам и контроль за прохождением практики, осуществляет мастер производственного обучения Леонид Борисович Каганович, который приходит на судно перед выходом в море и после возвращения из рейса. Беседует с комсоставом, курсантами, инструктирует их, дает дельные советы и рекомендации. Подобные связи плавсостава с работниками ТМШ следует всячески крепить и совершенствовать. Это — во взаимных интересах.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
мастер производственного обучения ТМШ.
Сегодня – курсанты, завтра – матросы – 09 12 1970
Репортаж из мореходной школы

ИМ ПОКА еще не выдали форму, и эти парни ничем не отличаются от учеников вечерней школы.
Хотя расписание уроков на первый взгляд кажется странным. Ихтиология, основы судовождения, добыча рыбы, рыбообработка, морское дело... всего восемнадцать предметов.
Заместитель начальника Таллинского мореходной школы Виктор Максимович Титов открыл одну из многочисленных дверей. Класс. Идут занятия по английскому языку. Первый урок первого учебного года в новой школе моряков.
Таких школ всего три в Союзе: в Калининграде, Клайпеде и Таллине. Через год курсанты выйдут из стен школы матросами первого класса. А пока...
Первого декабря в девять утра прозвенел первый звонок, и будущие рыбаки разошлись по классам. Заняли свои места и преподаватели. Это бывшие рыбаки, отлично изучившие свою специальность. В. Д. Тараканов в свое время плавал старшим помощником капитана на судах ЭРПО "Океан". Э. Э. Иохансон - бывший третий помощник, Г. Ф. Приймаков - в прошлом капитан.. Эти люди передают свои знания курсантам...
В отличие от Пярнуской, Таллинская школа моряков готовит матросов певрого класса по годичной учебной программе. Это позволит лучше усвоить теорию. Кроме того, учебный план предусматривает практику курсантов на судах.
Преподавание в школе моряков ведется с учетом новой техники. Уже сейчас ясно, что, допустим, РТМ типа "Атлантик" во многом сложнее судов типа БМРТ. РТМ насыщен большим количеством автоматики. Обслуживать такую технику смогут люди грамотные, технически подготовленные. Поэтому в учебную программу новой школы входят предметы непосредственно касающиеся судовой автоматики.
В будущем году прием курсантов увеличится, дойдет до 300. Школа будет готовить рыбаков и по другим морским специальностям. А пока ребята сидят за столами и внимательно слушают преподавателей, чтобы через год прийти грамотными матросами на новые суда ЭРПО "Океан".

(Наш корр.)

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастер производственного обучения В. Матюгин и курсант С. Лопуга. Идут последние приготовления к началу учебного года.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На первом уроке
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На уроке основ судовождения - начальник мореходной школы Я. Н. Марголин и курсант комсомолец Арно Оэсельг, прибывший на учебу с острова Сааремаа.

Фото А. Дудченко