0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
История Эстрыбпром с 1987 - АО Океан до 1992 (183)
ОДИН ДЕНЬ "ОКЕАН". ДЕНЬ КАК ДЕНЬ: ДЕЛА, ЗАБОТЫ, ПРОБЛЕМЫ - 09 01 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА он начинается, наш рабочий день? В семь, восемь, у кого-то, может, и в девять часов? Это если исчисления производить в индивидуальном порядке. Но взять порт, взять суда флота, не знающие, кажется, ни начала, ни конца рабочим дням: они здесь непрерывны и безраздельны. И приходим ли мы на работу, покидаем ли до следующего утра свою службу, всегда вот так, наготове и в ритме остаются портовые краны: им вести разгрузку загрузку судов. Небогато, правда, рыбопромысловых траулеров приходит в последние дни в родной порт (что делать? — Воздействие экономических обстоятельств...), а как быть грузовому району? Не оставлять же механизмы без нагрузки, не сидеть сложа руки — накладно выходит и для семей, и для производства. Активный поиск привлеченных грузов дал портовикам шанс укрепить свою деятельность, а укрепившись — стать самостоятельными в определении тактики и стратегии раз вития производства. Отныне ТМРП и объединение «Океан» — равноправные партнеры, взаимоотношения между которыми строятся согласно подписанному двумя сторонами договору. Сколь строго удастся придерживаться буквы этого договора — ровно пропорционально от этого зависят не только экономические показатели обеих сторон, но и «имидж их как деловых партнеров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...ПРОЙДЕТ некоторый срок — и наступит очередной день, когда под обработку вновь встанет БМРТ 250 «Яан Коорт". Побывав перед Новым годом в порту Лиссабон и оставив там часть снабжения для ремонтирующихся наших промсудов, "Яан Коорт" направился в промысловый район Центральной Атлантики, где ему предстояло раздать нашим рыбакам оставшееся снабжение и принять на свой борт их продукцию.
Судну первому в объединении довелось нарабатывать опыт эксплуатации в транспортном варианте. Вслед за тем опробовал, этот путь БМРТ 604, которому из-за отсутствия топлива пришлось "пробежаться» в английскую зону, загрузиться там рыбопродукцией и разгрузиться затем в порту Гдыня в Польше.
Впрочем, для "Рудольфа Сирге" работа в транспортном варианте носила эпизодический характер, потенциально он остается еще крепким промысловиком (были бы для этого соответствующие условия) — равно как и плавбаза «Фридерик Шопен", тоже недавно испытанная в качестве транспортника. Доставив в Новоталлиннский порт партию импортного сливочного масла, «Фридерик Шопен» взял куре на восстановление своего истинного лица. Установкой котлов на плавбазе завершится ее продолжительный ремонт с тем, чтобы судно опять могло быть использовано на промысле по прямому назначении).
Но и "Яан Коорт" не останется одиноким в своих транспортных рейсах — вскоре на подмогу выйдет БМРТ-436 «Кристьян Рауд". И хоть местный холодильник не страдает от отсутствия сырья, однако доставка его собственными транспортными судами должна будет обеспечить ритмичную работу, в частности, и этого подразделения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А СЕГОДНЯ - день как день. Идет налаженная работа на расфасовке в пресервном цехе. Некоторые сбои наблюдаются еще в жестянобаночном
— жесть в остром дефиците. Однако, встав на хозрасчет, работники холодильника, надо думать, сумеют найти ходы для самообеспечения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тем более, что некоторый опыт уже имеется. Даже в периоды, когда портовики страдали из-за отсутствия судов и нечего было разгружать, склады холодильника не пустовали.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТОТ СКЛАД, что на среднем снимке, знаком, очевидно, всем без исключения работникам "Океана» : время от времени здесь удается пробавляться если не рыбой, то хотя бы овощами да фруктами. (Экзотический аромат мандариновых корочек еще напоминает в наших квартирах предновогоднюю продажу — не так ли ?)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...ОСТАВИВ северную, направляемся на южную сторону порта, предварительно запечатлев ее панораму на фото. Снимок не случаен. Впредь на южной стороне планируется разместить дополнительные производственные помещения (какие — над этим работают сейчас в конструкторском бюро и ОКСе объединения), и сегодняшний вид хозяйства судоремонтного завода останется только в воспоминаниях, закрепленных этим снимком. А если на панораме плавдок смотрится сооружением несколько ординарным, то на другом снимке — вот он, во всей своей солидности.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СКАЖИТЕ, читатель, доводилось вам видеть плавдок пустующим? Теоретически это, конечно, допустимо, практически же бывает в исключительных случаях, когда, спустив на воду одно судно, судоремонтники еще не успели поставить на докование следующее. Тут — своя очередность, и на смену сегодняшнему докованию
БМРТ-598 уже определяется реестр работ на следующем траулере; вот он — стоит наготове, дай только команду. ...ОДНИ суда выходят в запланированные рейсы из родного порта, другие ждут свои подменные экипажи где-то далеко на западе и востоке, на юго-западе. Кому-то из рыбаков предстоят перелеты, по старой привычке — еще из Москвы. А до Москвы — железной дорогой, где цены, как и повсюду, ох, как возросли?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впрочем, сегодня у объединения имеется выбор, и можно остановиться на другом средстве передвижения. Междугородные автобусы марки « Сканиа» приобретались местной автобазой именно с целью перевозок экипажей в аэропорты Москвы и обратно. Пока пришлось ограничиться одним таким рейсом, но и дома, в Таллинне работы этим внушительным машинам хватает. По утрам ласнамяэсцы избавлены от проблемы, как добраться до Пальяссааре, когда к их услугам подаются два мощных современных "дилижанса». Днем автобусы работают по заявкам: вот ребятню на экскурсию повезли, вот — спортсменов в Нарву. Дальше — больше: планируются зарубежные туристические поездки. Набираются обороты...
Но раз уж мы на автобусе марки "Сканиа» добрались прямиком до Пальяссааре — попытаемся «свежим» взглядом посмотреть на привычную картину.
ВЫ НЕ ОШИБЛИСЬ, читатель, перед вами - площадка, прилегающая к административному зданию объединения «Океан». И даже сегодня, в ситуации «топливного голодания» — пожалуйста, сколько машин «прорывается» к месту работы их владельцев.
ДЕЛА, заботы, проблемы... В последнее время проблемой уже стало получить заработанные деньги, ибо все чаще не хватает наличных в банке. Мы справедливо сетуем. И несправедливо вымещаем свое недовольство на "стрелочниках» — или на кассирах. А они — что им остается, как не отмолчаться, отшутиться, либо огрызнуться или попросту захлопнуть окошко кассы?! Своя защитная реакция. К тому или иному способу, к счастью, не приходится, прибегать кассиру Надежде Мальцевой. Нисколько не сомневаясь в добросовестности ее коллег, мы взялись сфотографировать Н. Мальцеву, так сказать, «по заявке». Пришла как-то в редакцию буфетчица Евгения Ивановна Серова из принадлежащего «Океану» общежития на Сыле, 5.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А привела ее к нам просьба
— объявить благодарность Надежде Мальцевой. «Сколько раз, по неопытности, сдавала кассиру деньги сверх обозначенной в документах суммы — та непременно возвращает их назад. В наше время это такая редкость, чтоб другого не обмануть, " — диву дается Евгения Ивановна. И хоть не в функциях редакции объявление благодарностей отличившимся, мы решили уважить просьбу единственным в нашем случае приемлемым средством
— поместить в газете снимок Н. Мальцевой.
...ТАКОЙ он, рядовой рабочий день объединения Океан». За кадром, правда, остались еще многие объекты, в числе которых энергомеханический цех и цех постройки и ремонта орудий лова, подразделения социально-бытового и культурного назначения и многие солидные участки рыбного порта и судоремонтного завода. Но впереди, будем надеяться, предстоит много других подобных дней, а «будет день — будет пища», в том числе и «пища» для наших дальнейших публикаций...
НЕ СЛИШКОМ ЛИ ПОСПЕШИЛИ? - 09 01 1992
Море и кадры

ОЧЕРЕДНОЙ тур сокращения штатов, в связи с реорганизацией объединения, на этот раз захватил и плавсостав.
Как и предполагалось, в первую строку сокращенных попали все те же бывшие первые, а теперь помощники капитана по кадрам. Уже не имеет значения «согласие или несогласие» капитана или всего экипажа в целом.
Те из них, кто успел попасть в судовые роли до 1 января, выйдут в рейс. Последний в подобной должности. Остальные — увы, сокращены. Сейчас отдел, возглавляемый В. Кожевниковым, старается как-то их трудоустроить, прежде всего тех, кто имеет какую-то морскую специальность: механик, радист, штурман, мастер... Ну, а остальных ждет, по видимому, биржа труда...
Но не будем, как говорится, «давить на жалость». В большинстве своем то люди молодые, энергичные, грамотные, сумеют найти свое место в жизни. А кто-то из них, может, и ничего от этого сокращения и не потеряет...
Посмотрим лучше, что приобретет и что потеряет от этого сокращения объединение, флот, из которого предполагается сократить более двухсот пятидесяти человек. Но о сокращении плавсостава вообще-чуть ниже, а пока только о сорока шести помощниках по кадрам...
Дебаты о первых помощниках велись на разных уровнях с переменным успехом уже не один год. Известные августовские события в одночасье разрешили эту проблему. «Замполиты» были механически переименованы в помощников по кадрам и... на них так же механически перешла дискуссия «нужны — не нужны».
Да, что скрывать, многие голоса раздавались в пользу "не нужны». И, как основной аргумент, выдвигалось: "Вот у нас в рейсе был один (имярек), так он... такие не нужны». Правильно, такие не нужны. Хотя можно найти и контрдовод: «а вот у нас был... таких бы побольше!»
Но ведь вопрос должен идти не о том, нужен или нет конкретный Иванов, Петров, Эйтс, Мете, а о том нужен ли на судне компетентный, эрудированный руководитель, который сможет держать психологически-нравственную форму экипажа в течение почти полугодового рейса. Освободив при этом капитана и специалистов от "воспитательных » и других культурно-организационных функций.
Конечно, в целом за экипаж отвечает капитан, но вряд ли лично у него найдется время еще и для организации досуга, чтения лекций, спортивных и различных мероприятий, вроде лотереи, конкурсов и прочих развлечений.
Да, к тому же, вообще капитан - не то лицо на судне, к которому любой матрос может запросто обратиться по любому вопросу, личному или просто его интересующему. Что касается других специалистов, начальников служб, то, хотя им и положено, как говорится, «по штату» ежедневно общаться со своими подчиненными, все же вряд ли у них найдется время для лекций, бесед на не свою, специальную, тематику, организацию кино — и видеосеансов, заниматься библиотекой, стенгазетой и еще многим и многим, без чего невозможно представить, себе долгий, напряженным рейс.
НЕ СЛИШКОМ ли упрощенно мы подхватили призыв к деидеологизации ? Да, марксистско-ленинская идеология, диалектический материализм, коммунистические идеи потерпели крах, оказались несостоятельными. Народ от них отказался. Отказался шумно, может быть, порой с несколько излишней горячностью. И первые помощники капитана, как носители и пропагандисты этой идеологии, естественно, первыми же и попали под удар. Примем все это как свершившийся факт.
Но ведь абсолютно деидеологизированного общества не бывает, какое бы это общество ни было — государство, партия, рабочий коллектив или просто компания, собравшаяся по грибы. Вопрос в том, какая именно идеология, какие принципы, какие морально-нравственные нормы она содержит.
Кстати, армия, также прошедшая через чистилище деидеологизации все же не отказалась от воспитательной работы среди военнослужащих. И заниматься ею будут кто-то из бывших политработников, которые сумеют найти свое место в новых условиях, но будет, видимо, создан и другой, на новых принципах, институт именно по этой работе.
Так не слишком ли, все-таки, поспешили, начисто зачеркнув всякую воспитательно-идеологическую работу и в «Океане"? Что и говорить, проблема эта не простая и, как ни крути, волей - неволей приходишь к тому же вопросу о личности: такой — не такой». Далеко не каждый человек может вот так, внезапно, по приказу, переменить свои взгляды на прямо противоположные. И чем честнее и совестливее человек, тем труднее ему это сделать. Но именно чем честнее и совестливее, тем больше доверия к нему должно быть, если он все же сможет пересмотреть свои взгляды и убеждения.
Но это опять отходит от решения вопроса в принципе. А за принципом стоит острая необходимость именно в наше труднейшее время уберечь людей от анархии, беспринципности, нравственного нигилизма, от моральной деградации, правильно разъяснить им сущность происшедшего и происходящего. Вряд ли такие потери покроет экономия денег, полученная от сокращения помощников по кадрам (по существующему наименованию).
ВОТ, КСТАТИ, и о сокращении плавсостава. Мне кажется, говорить о сокращении штатов плавсостава просто безнравственно, по крайней мере, до тех пор, пока штаты береговых служб, управления не будут доведены до разумных минимальных пределов. И — разумными средствами. А то сейчас это сокращение напоминает притчу о сердобольном хозяине, который рубил хвост любимой собаке по кусочкам.
Вот уже второй год службы, в том числе и управление, лихорадят бесконечные сокращения. Неужели нельзя за один раз определить оптимальную численность персонала и "не рубить по кусочкам»? Причем, "хвост то" все время отрастает.
Не успевает закончиться одна волна сокращений, накатывает другая, и... возникают новые должности, создаются новые отделы, которые при «третьей волне» сами попадают под сокращения. И если отделы и службы несут какие-то, временные, потери, в общем-то, в управлении народу вроде и не уменьшается.
А вот плавсостав... Сейчас планируется, кроме помощников по кадрам, сократить по одному мастеру из добычи и обработки, четвертого помощника капитана, на некоторых типах судов и палубного матроса. Но что значит сокращать плавсостав? Да, на однотипных многих иностранных судах штаты значительно меньше. Однако у нас и уровень внутрицеховой механизации значительно ниже, а вот продолжительность рейсов — значительно больше. И нагрузки, планы у нас намного больше.
Что касается четвертого помощника — судить не берусь, хотя опыт такой уже был: из положения выходили, забирая одну штатную единицу из цеха. A сейчас, что ж, если старпом соглашается работать без четвертого, а капитан готов стоять вахту вместе с третьим, не прошедшим "школу» четвертого помощника, то, как говорится, дело хозяйское. Но вот мастер обработки...
Это сокращение означает, что помощник капитана по производству будет вынужден вести еще одну бригаду. Или ставить как бы мастером одного из более опытных матросов и без того до предела урезанной бригады. Иначе, отработав восьмичасовую вахту, технологу предстоит заняться всей своей технологической «бухгалтерией", хотя вряд ли кто из помощников по производству рискнет сказать, что там работы — пустяки. А помимо этого надо как-то не упустить из поля зрения и вторую бригаду. Примерно то же можно сказать и о добытчиках...
НЕВОЛЬНО возникает вопрос: как же на такое сокращение соглашаются соответствующие службы и отделы объединения? Ответ напрашивается не слишком, конечно, корректный, но наиболее правдоподобный: в отделах считают, что лучше из экипажа, чем из своего кабинета. Нецелесообразна и фактическая ликвидация лаборатории на "моонзундах». При том объеме выпуска консервов на них, возникнет необходимость расширения МРТИ.
Так что, не поторопились ли мы с сокращением не только помощников по кадрам, но и намеченного из плавсостава? Конечно, вопросы сокращения штатов решать не на газетных страницах, но если прислушаться к мнению капитана-флагмана А. Таккинга («РЭ» № 491), то безболезненное для экипажей сокращение даст вывод из промысловой эксплуатации устаревших, убыточных судов и более строгий подход к этому вопросу в береговых службах.

Н. МОЛЧАНЮК
ГОД ЗАКОНЧИЛСЯ, ГОД НАЧИНАЕТСЯ... - 02 01 1992
И в шутку и всерьёз

Судоремонтный завод, Анатолий Иванович Бобаков:
- За годы перестройки коллектив СРЗ, как и все коллективы, последовательно и в разбивку проголосовал за все существующие виды труда и собственности. С неиссякающим энтузиазмом готовы и в новом году еженедельно менять формы организации труда и собственности, по-прежнему горячо откликаясь на призывы руководства объединения. А может, в новом году и подразделениям «Океана» объединиться по типу славянских народов?!
Электрорадионавигационная камера, Владимир Арсентьевич Кравченко:
- Цены на потребительском рынке растут, магазины пустеют, и только аппетит у коллектива остается прежним.
Заместитель генерального директора Даниил Саввович Усанов:
- Успешно осуществилась тридцатилетняя мечта нашего коллектива: в этом году вступил в строй Дом рыбака.
Профсоюзный комитет объединения, Владимир Петрович Михалап:
- Оказались в самом трудном, самом плачевном положении - положении крайних. Идут за помощью люди, да профсоюз нынче плохой помощник. Вот наша маленькая радость: наши дети, многие из которых почти забыли вкус конфет, не останутся без новогодних подарков.
Готовим чрезвычайную программу социальной защиты работников объединения, которую предъявим администрации. Пожелания? Чтобы эстрыбпромовцы в новом году не остались без работы.
Служба главного капитана, Кожурин Александр Иванович:
- Потеряли всякую надежду на будущее, нашедших просим занести.
Детский сад-ясли, Дорошенко Анна Петровна:
- Самым горьким был день, когда узнали о том, что нас планируют передать в ведомство города, для нас это страшнее пожара. Самым радостным
- когда после хождения по инстанциям стало ясно: остаемся в родном объединении.

Записала Л. КУДРЯВЦЕВА.