0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (932)
ПЛАВБАЗА «ФРИДЕРИК ШОПЕН»: ОТЛИЧИЛИСЬ И ВЕТЕРАНЫ, И НОВИЧКИ – 15 10 1977
ПРОЙДУТ месяцы и годы, а первый промысловый рейс в Баренцевом море оставит в душе каждого моряка плавбазы «Фридерик Шопен» добрые воспоминания о нелегких трудовых днях. Ветераны судна могут записать в свой актив еще один — теперь уже вне всякого сомнения — успешный рейс, а молодые моряки - таких на судне было почти 80 процентов — по-настоящему обручились с морем, познали первые радости трудовой победы, как над морской стихией, так и над собой.
Но что греха таить — было нелегко и молодым, и ветеранам. Баренцево море заявило о себе холодом, непроглядным туманом. Часто шел дождь со снегом, в меру штормило. К тому же, сырье для производства было не знакомое - мойва. Как эту рыбу будем морозить?
Справятся ли механизмы и люди с этим ритмом? Эти вопросы большего всего волновали моряков плавбазы « Фридерик Шопен".
Проведенная на промысле десятидневка показала и сильные, и слабые стороны в нашей работе. Сырья больше, чем достаточно — это хорошо. Механизмы работают бесперебойно, об этом позаботился еще на переходе коммунист старший механик технологического оборудования П. Пао со своими людьми. Планируемая заморозка была достигнута в сравнительно короткие сроки. И в дальнейшем в течение всего промысла бригады рыбообработчиков работали стабильно. Особое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции.
В первую очередь дань уважения надо отдать нашим опытным матросам и мастерам производства, которые смогли в короткий срок обучить новичков правильным приемам обработки рыбы, научили их грамотно управлять всеми механизмами.
Между морозильными бригадами развернулось социалистическое соревнование под девизом: «Сегодня работать лучше, чем вчера». Трудовое соперничество между бригадами позволяло вскрывать внутренние резервы повышения эффективности производства, постоянно улучшать качество выпускаемой продукции, ликвидировать недостатки в организации труда. В отдельные дни среднесуточный выпуск мороженой рыбопродукции достигал рекордных цифр - 100 — 120 тонн. При этом качество работы отнюдь не ухудшалось. Наша молодежь быстро и старательно осваивала все премудрости обработки рыбы. Росло мастерство, повышалось качество, разгоралось трудовое соперничество между производственными бригадами.
Лидерство в социалистическом соревновании захватила бригада, руководимая коммунистом Н. Г. Батраком. Сильна бригада молодостью, боевым задором. Средний возраст — 21 год: восемнадцать комсомольцев и три коммуниста. Вспоминает Н. Г. Батрак первую встречу с членами своей бригады на переходе. Из 24 человек только четверо знали технологию обработки рыбы и умели работать на всех механизмах. Не лучше обстояло дело с кадрами и в других бригадах. Долго Н. Г. Батрак по вечерам у себя в каюте обдумывал расстановку рыбообработчиков. Он прекрасно понимал — придется учить людей на ходу. Первое, что он сделал — это закрепил опытных матросов-рыбообработчиков за новичками. В течение смены самому ему неоднократно приходилось показывать правильные приемы в работе, вести неустанный контроль за всем циклом производства мороженой продукции.
Опытный мастер — на судах промыслового флота Н. Г. Батрак работает уже 12 лет, — он хорошо знал, что если человек относится к делу с душой, и с доверием — к наставнику, то результат себя ждать не заставит. Серьезно, по-деловому, от носились к своим дополнительным обязанностям матросы В. Осипович, В. Мелентьев, В. Ратуев и А. Бурукин — это им было поручено в кратчайший срок обучить вновь прибывших рыбообработчиков грамотно обслуживать механизмы. Надо отдать должное — парни трудились отлично, увлекая и зажигая своим энтузиазмом остальных,
Хороших показателей в работе, из смены в смену добивались и остальные бригады, где лучшими были матросы-рыбообработчики В. Шестак, В. Кашеру, А. Олея, .С. Илларионов, В. Мотин и многие другие. Все технологические операции они выполняли четко и продуманно. Не было такого случая, чтобы по их вине простаивали механизмы. Примеров самоотверженной работы на промысле можно привести множество, Машинная команда постоянно обеспечивала нормальную работу двигателей и других механизмов судна. Иногда приходилось переходить из одного квадрата в другой по 100—150 миль в поисках рыбы, однако это не мешало механикам своевременно выполнять профилактические ремонты механизмов. Зарекомендовали себя классными специалистами мотористы Александр Бутрин, Михаил Лащук, котельный машинист Владислав Сироткин.
Как никогда, в этом рейсе трудилась общесудовая служба под руководством старшего помощника капитана Антона Филипповича Лавренюка. За весь рейс сделано 308 крупных и малых швартовых операций, на борт судна было принято 9599 тонн свежья. Это составило 180 процентов к плану. Перегружено на транспортные суда 4745 тонн мороженой продукции. Большой похвалы заслуживают второй штурман Аатсо Пипар, матрос — рулевой Сергей Страхов, боцман Владимир Рудой.
Немаловажное дело на промысле — хорошо накормить экипаж судна. Умело работали, готовили вкусные блюда повара Эрик Соом и Никита Дунай.
Стабильность поступления сырья дала возможность добиться высоких показателей. Весь экипаж трудился дружно, а главное — с большим желанием. За весь промысловый рейс было выработано мороженой продукции 7003 тонны, что составило 183 процента к плану. Изготовлено рыбной муки 224,3 процента, технического жира — 334,6 процента к заданию.
Намного сложнее была обстановка в бригадах по изготовлению пресервов. Сырье для них было не из лучших: рыба не отвечала требуемым размерам, была калянусной. Бригадам пришлось заниматься сортировкой рыбы по размеру, а затем рядовой укладкой
в металлические банки. Немаловажную роль в повышении производительности труда сыграл договор на социалистическое соревнование между коллективом плавбазы «Фридерик Шопен» и экипажем плавбазы «Севрыба» из Мурманска. Соревновались как по приемке рыбы-сырца, так и по выпуску готовой продукции. Наши представители побывали на плавбазе «Севрыба», знакомились с организацией производства у северян. Каждые десять дней по радио подводились итоги. Много полезного дало нам это соревнование. Естественно, что следующий промысловый рейс в Баренцево море для наших судов, учитывая опыт работы плавбазы «Фридерик Шопен», будет значительно легче.
Своими результатами работы мы довольны. Готовясь к достойной встрече 60-летия Великого Октября и претворяя в жизнь исторические решения XXV съезда КПСС, коллектив судна с честью выполнит взятые обязательства.

Е. МАРУСИН, подшкипер плавбазы «Фридерик Шопен».


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В прошедшем рейсе на плавбазе «Фридерик Шопен" лучшим вахтенным рулевым признан по праву матрос первого класса Сергей Страхов, не так давно закончивший учебу в Пярнуском УКК.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новая Конституция СССР, принятая на только что закончившейся сессии, вызвала большой интерес в экипаже. На н снимке вы видите первого помощника Юрия Колосова (второй слева), который знакомит с материалами сессии группу моряков плавбазы.

Фото В. ТРАКСА.
«СПАСИБО», - ГОВОРЯТ МАВРИТАНЦЫ – 15 10 1977
В плане подготовки иностранных специалистов в мореходных училищах нашей страны учатся и проходят подготовку посланцы дружественных нам стран и народов Африки.
При Таллинской мореходной школе прошли четырехмесячную практику будущие моряки из далекой Мавритании. На днях они вышли в море на специальном судне "Сметливый», для закрепления навыков в управлении судном, механизмами и приборами, несения самостоятельной вахты.
...Знакомимся с руководителем стажеров — штурманом, будущим капитаном судна Мохамедом Улед Этманом. Он хорошо говорит по-русски.
—Хочется выразить сердечную благодарность за внимание и заботу о нас всем, с кем нам пришлось встречаться в процессе прохождения практики, — говорит руководитель стажеров. (Теоретический курс мавританцы прошли в Алжире). — Особое спасибо преподавателям, команде судна, его капитану Александру Петровичу Морозу, Мы чувствуем себя здесь, как дома.
Судно готовится к выходу в море. В ходовой рубке у руля занимает место Веле Мамаду. На вопрос, как он себя чувствует в такой ответственный момент, рулевой отвечает;
— Я рад. И готов к несению вахты. Чувствую себя уверенно. Хорошо нас научили и в школе, и на судне.
В машинном отсеке хлопочут у механизмов мотористы. Одного взгляда достаточно, чтобы утвердиться в мысли: и Малик Гей, и Мохамед Абей, и Омар Амаду и их товарищи готовы к несению вахты без помощи и контроля со стороны команды. Каждый из них с благодарностью отзывается о старшем механике Валерии Ивановиче Сурове, втором механике-дизелисте Геннадии Николаевиче Танаеве. Старательно передавали преподаватели свои знания и практический опыт друзьям из Мавритании.
У каждого стажера — нетерпение. Скорей бы на морской простор. Именно там, в море, предстоит им выдержать последний экзамен и... на родину, к самостоятельной работе.
— Хочется домой? — спрашиваем у руководителя стажеров. Мохамед Улед Этман улыбается:
— Конечно, хочется. У нас климат теплее. Зато люди ваши, согревают нас здесь своей теплотой и дружелюбием.
— А вообще-то, хотелось бы посмотреть на ваш праздник 60-летия Октябрьской революции. Много хорошего мы увидели. Счастливо живет советский народ. Чуткий и сердечный. Спасибо вам за все...
Сигнал аврала. Через короткое время судно снимается со швартовов и берет курс в море. На вахте — стажеры из Мавритании.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У руля — Веле Мамаду. Справа — капитан судна А. П. Мороз, в центре — переводчик А. Токарев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Электромеханики Сар Мамаду н Эм Бодж Хусейну па вахте.
Фото автора.
Памяти БМРТ-598 "Рихард Мирринг" и его экипажей. И ВСЕ-ТАКИ ПОБЕДА! - 11 10 1977
БЫЛО ВРЕМЯ, когда выражение «предрейсовая горячка», казалось, прочно прописалось на страницах "Рыбака Эстонии». В последние месяцы, однако, эти ненавистные для рыбаков слова все реже фигурируют и в газете, и на производственных совещаниях. Суровая дисциплина нынешнего промысла заставила, наконец, с полной серьезностью относиться к подготовке судов к выходу в море...
Так стоит ли вспоминать "старое"? Надо. Не только для того, чтобы подчеркнуть трудовое мужество рыбаков БМРТ-598 "Рихард Мирринг" в недавно закончившемся рейсе , который они завершили с весьма хорошими показателями (о них ниже). И для того надо чтобы не притуплялось чувство ответственности у тех, за чьи грехи и огрехи приходится расплачиваться рыбакам на промысле - тяжелым трудом, нервами, риском, которого могло бы не быть.
...На разборе рейса БМРТ-598 возникла целая полемика вокруг трапа, который оказался с серьезными изъянами и принес немало неприятностей командованию судна, да и всему экипажу, уже в начале рейса, Получали трал перед выходом нормальный, в полной, что говорится, кондиции — на промысле оказалось: «не тот"... Отдел промрыболовства предъявил претензии к старшему помощнику капитана Т. Хасанову — почему доверился «бумажкам» (которые, известно, от стыда не краснеют) и не проверил качество промвооружения?
Ну, ладно, старший тралмастер был назначен на судно в последний день перед отходом — так ведь кто-то из добытчиков был на борту. Командование судна, в свою очередь, резонно возразило службе добычи: ведь сами же брали под контроль снабжение промвооружением, что же теперь одних нас во всем вините? «Дебаты» прервал заместитель генерального директора объединения: «прокол» с тралом, сказал он, это результат недобросовестного отношения к своему кровному делу и службы добычи, и ЦОЛ, где, кстати, работают и бывшие добытчики, и в некоторой степени — ответственных лиц БМРТ.
Вообще, надо сказать, судно оказалось укомплектовано промвооружением лишь процентов на 60 — 70, отмечалось на разборе рейса. В результате на промысле пришлось работать фактически одним тралом. Два часа тралили, два — ремонтировали: работать пришлось на тяжелых грунтах. Посчастливилось, правда, одолжить нужный трал — с двумя кутками — у мурманчан, с БМРТ «Петрозаводск", но это просто везение.
Произошла длительная заминка с получением лицензии, и пока ждали ее, из управления шли и шли разноречивые «ценные указания»: завтра вести промысел одного объекта, послезавтра — другого...
Наконец, когда утряслось с лицензией — она предусматривала сначала облов окуня, а потом мойвы, — на судне не оказалось промысловых планшетов.
Все это, вместе взятое, и породило на судне — по крайней мере, в первый период промысла, — обстановку нервозности и неуверенности. Кое-кто даже впал в уныние, безнадежно махнув рукой на «этот обреченный рейс". Кое-кто ударился в маниловщину: махнуть бы с севера в ЦВА, да разве ж «там» (читай — в управлении) поймут, пойдут навстречу...
Теперь самый раз привести итоги выполнения рейсового задания экипажем БМРТ «Рихард Мирринг»: вылов составил 107,5 процента, мороженая рыбопродукция — 138, товарная — 106,8, в том число пищевая — 114,9 процента. Коэффициент использования сырца на пищевые цели — рекордный в нашем объединении на сегодняшний день: 93,6 процента!
Оказался невыполненным план по разделанной продукции. Но тут уж вины экипажа нет; не было подходящего сырья. Зато задание по спецразделке значительно перевыполнено — 165,4 процента. И что не менее отрадно, очень высокий процент направления сырца на пищевые цели. Благодаря чему, а лучше сказать — кому, удалось найти выход из, как утверждали пессимисты, «безвыходного» положения?
Отвечая на этот, отнюдь не риторический, вопрос, начинать следует, конечно же, с капитана-директора. Борис Григорьевич Демидчик и на этот раз, в этом сложном и столь неудачно начинавшемся рейсе, продемонстрировал свои лучшие качества — и как промысловика, и как руководителя и организатора судового коллектива. Вот как отозвался о нем один из опытных моряков, выходивший с капитаном в этот рейс: «Район, в котором нам довелось работать, он знает так, как иной заядлый грибник не знает свой излюбленный лес». Какое значение это имело, сошлемся на такой пример. Выше мы упоминали о том, что на судне не оказалось промысловых планшетов. Работать к тому же пришлось на изрядных глубинах, да еще в одиночку, на протяжении 10 суток. Понятно: находись в этом квадрате другие суда, можно было бы воспользоваться их опытом, информацией, советами, Но чего нет, того нет.
Пришлось уйму времени затрачивать на поиск. Хорошо — не подвела рыбопоисковая аппаратура — «в руках» электрорадионавигатора Евгения Кондратьева она действовала отменно, но только на нее ставку делать было, конечно, нельзя. Решающее значение здесь имело то, что капитану уже приходилось, когда-то работать здесь и по памяти он знал основные характеристики данного промрайона. Но, как уже сказано, осложняло положение то, что работать пришлось фактически единственным тралом. Но рыба пошла на палубу и в рыбцех. И когда подошли другие суда, БМРТ «Рихард Мирринг» предоставил им всю необходимую информацию... Экипаж Б. Демидчика занял первое место в промрайоне в тот период, и никто, конечно, не оспаривал этого очень справедливого решения.
А когда с БМРТ-598 запросили помощи в промвооружении, таковая была немедленно оказана мурманскими рыбаками. Их добытчики с готовностью вызвались помочь и словом и делом своим таллинским коллегам, и это было тем более, кстати, что служба добычи на «Рихарде Мирринге» оказалась, в общем-то, молодой — большинство рыбаков новички, опыта недоставало.
Хоть и «по штату» ему это положено, все же нельзя не отметить особую роль, которую сыграл капитан-директор Б. Демидчик в борьбе за максимальное направление рыбы-сырца на пищевые цели. В этом деле благих пожеланий и стремлений мало — нужен опыт. А в составе экипажа почти каждый четвертый вообще впервые шел в рейс, многие — новички на данном судне. Носителями же и пропагандистами опыта, который имеется в виду, была хоть и немногочисленная, зато очень активная группа людей, по праву считающихся ветеранами БМРТ-598: сам капитан, рефмеханик Семен Бузуверов, матросы первого класса Владимир Кузин, Сериожа Начкебия (рулевой), старший механик Борис Лазарев, бывший в рейсе секретарем парторганизации, второй механик Валерий Двинских, принятый в рейсе кандидатом в члены КПСС, и некоторые другие. Большой вклад в борьбу за рациональное использование сырца внесли машинисты скороморозильных установок АСМА — «морозилки» в течение всего рейса работали на полную мощность, не зная перебоев, а тем паче — каких-либо поломок и повреждений. Постарались С. Безуверов и его рефмотористы; знающий свое дело, технику Константин Королев и молодые, но старательные и толковые ребята — Яков Кисель и Геннадий Возняк. Что ж, у них были достойные наставники и старшие товарищи.
Душой и ударной силой производственной службы были коммунисты — рыбмастер Владимир Кучинский (чья комплексная бригада — мастер добычи Сергей Колесник, профгрупорг кандидат в члены КПСС матрос Игорь Нугманов — заняла первое место по итогам соцсоревнования в рейсе), Данил Нестенко, технолог Владимир Хименков, возглавлявший судовой комитет. За личную примерность в работа здесь, в рыбцехе, инициативный и добросовестный труд большинство рыбообработчиков неоднократно отмечались в приказах капитана-директора, а такие моряки, как Алексей Мазуренко, Александр Верескун и другие их товарищи по цеху, занесены на судовую Доску почета. Но, конечно, не только матросы-рыбообработчики: на ту же Доску почета были занесены электрик Александр Погорелов, лебедчик Валентин Петрунин, электрогазосварщик Василий Воробьев и т. д. — то есть представители всех служб.
В составе экипажа к концу рейса насчитывалось 68 ударников коммунистического труда, 15-ти из которых это почетное звание присвоено было впервые. Это говорит о многом. И в том числе — о том, что администрация судна чутко реагировала на добрые дела рыбаков, всячески отмечала и выделяла тех, кто трудился с полной отдачей, не покладая, как говорится, рук. Это — важно. Это имеет большое значение не только для тех, кого поощряют, но и для тех, кто поощряет. Без взаимопонимания, доброжелательности друг к другу в море, в рейсе, да еще таком, какой выпал на долю экипажа БМРТ "Рихард Мирринг", работать было бы трудно. Все досталось бы ценой гораздо больших усилий - физических и духовных, чем те, которые были затрачены. Если бы досталось вообще.
И тут слово признательности необходимо сказа по адресу первого помощника-капитана, Николая Филиппова. Человек, знающий промысел и море, сам не чуждающийся работы на подвахтах, в рыбцехе ли или на промысловой палубе, он, главное, знает и с пониманием относится к рыбакам, умеет не отмахиваться от «досадных" вопросов их и настроений. Терпеливость и терпимость - без этого нельзя говорить о доброжелательности. А этим щедро наделен Н. Филиппов — от природы, в силу жизненного опыта? Какое это имеет значение, в конце концов, важно, есть это у человека или нет. У первого помощника, к счастью, было. У капитана - тоже. И естественно, что дух взаимопонимания, доброжелательности и взаимопомощи - то, без чего немыслим желанный здоровый микроклимат в судовом коллективе - этот дух всячески прививался и руководством судна, и общественными организациями. Начиная, конечно, с партийной. И пусть была она не такой многочисленной - 13 членов КПСС и 1 кандидат — но зато достаточно активной и дееспособной. И, решая, казалось бы, сугубо производственные задачи — эффективности, качества, организации труда на подвахтах, в целом на промысле и т. п. коммунисты всегда помнили о тех, от кого непосредственно зависит успех работы. В этом — залог трудовой победы, которая и была одержана в минувшем, таком трудном и сложном рейсе.

Л. ФИРСОВ.
ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ – 08 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У рыбообработчика супертраулера «Валгеярв» Александра Семеновича Буторина приподнятое настроение. Позади трудный шестимесячный рейс. Затрачено много сил, энергии. А впереди, через несколько дней, долгожданная встреча с семьей в Кабардино-Балкарии. В кармане билет на самолет.
Рыбообработчик. Трудная профессия. Особенно при хорошей промысловой обстановке. В завершенном рейсе А. С. Буторину не приходилось скучать на рабочем месте. Достаточно сказать, что комплексная бригада дала хороший план. 108 процентов — это и моральное, и материальное удовлетворение. Александр Семенович делом доказал, что трудовая слава закрепилась за ним не случайно. Не по единичному рейсу, не по месячному показателю. По ежедневному и ежечасному труду, труду вдохновенному, умелому.
В цехе обработки он чувствует себя свободно. Сама специальность наложила характерный отпечаток — движения быстры, заучены, Сейчас конвейер стоит в ожидании очередного рейса. Но приятно отметить, что заведование, рабочее место обработчика приведено в порядок, как у рачительного хозяина. Как и быть должно.
Член КПСС АЛ. С. Буторин не просто рядовой коммунист на судне. Он — партгрупорг комплексной бригады, а это — и ответственность за состояние партийной работы в рейсе, и контроль за ходом соцсоревнования, и многое другое. С этими обязанностями коммунист Буторин справился успешно. Партийная работа в группе проводилась и проводится предметно, целенаправленно. Девизом в этой работе для секретаря партгруппы был и остается личный пример. И на производственном участке, в борьбе за качество и эффективность труда, и в дисциплине, и в прочих обыденных делах.
Его фамилия была названа без раздумий: «Да, Александр Семенович Буторин заслуживает всяческой похвалы. И как труженик, и как коммунист, и как человек».
С этой сжатой аттестацией соглашаешься уже при первом знакомство с ним. Она подкреплена результатами труда А. С. Буторина.
Скоротечны отпускные дни. После отдыха обработчик А. С. Буторин снова выйдет в рейс, потому что эта работа ему по душе и о другой он но помышляет. Где трудно и почетно.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКЕ: А. С. Буторин.
Фото автора.
ШКОЛЕ МОРЯКОВ - ДВАДЦАТЬ– 06 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Директору Таллинской заочной средней школы моряков т. Григорьевой Л. В., секретарю парторганизации т. Прохорову В. Д., председателю местного комитета т. Березневой Г. С
.
ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!
Горячо поздравляем вас и весь педагогический коллектив, учеников и выпускников Таллинской заочной школы моряков с 20-летием ТЗСШМ!
С большим удовлетворением отмечаем, что ваш дружный коллектив с честью выполняет стоящие перед ним задачи. За 20 лет работы контингент учащихся школы вырос до 750 человек, успеваемость поднялась до 80%, школа выдала аттестаты о среднем образовании более 1300 учащимся.
За большие трудовые достижения десятки выпускников школы — молодых рыбаков объединения «Эстрыбпром» награждены высокими правительственными наградами, многие стали хорошими специалистами флота, руководящими работниками.
От имени всех работников объединения благодарим коллектив школы за активную работу по повышению общеобразовательного уровня молодых рыбаков и выражаем уверенность, что, выполняя исторические решения XXV съезда КПСС, вы и в дальнейшем будете добиваться успехов в этом благородном деле. Желаем вам плодотворной работы, новых успехов в деле обучения и воспитания кадров флота рыбной промышленности
ТЕНОСААР, КУСТАРНИКОВ, СЫПАЧЕВ.

Начавшийся новый учебный год для Таллинской заочной средней школы моряков богат событиями. Школа готовится встретить 60-ю годовщину Великого Октября новыми успехами в учебно-воспитательной работе и отметить памятную дату — 20-летие со дня открытия.
В своей работе педколлектив руководствуется решениями XXV съезда КПСС и постановлениями Совета Министров СССР. Педагоги стали больше уделять внимания идейно-политическому, нравственному, интернациональному воспитанию учащихся, их умению самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной и политической информации.
К новому учебному году школа выполнила план комплектования на 107 процентов. К учебе приступили 750 моряков. Большим достижением педколлектива является то, что в закончившемся учебном году успеваемость равнялась 89 процентам. 210 моряков получили аттестаты о среднем образовании, 603 ученика полностью выполнили программу. Вначале у нас занималось всего 300 человек, а сейчас число учащихся увеличилось почти втрое. Успеваемость в первые десять лет едва достигала 20—30 процентов. В 1958 году лишь 11 человек получили аттестаты, в 1967 году — 31, в 1971 году уже 100 учащихся, а в нынешнем — 210. За 20 лет 1346 моряков окончили школу и получили аттестаты. Многие из них уже имеют специальное образование. Назову некоторых. Это капитан Виктор Федорович Решетников, первый помощник капитана Александр Яковлевич Якимович и другие. Наши выпускники Кирилл Узун — четвертый штурман, Валентин Архипов — третий штурман, Зиновий Манжурец — мастер добычи.
Мы рады, что все наши выпускники хорошие производственники, полезные люди. Школа выработала свою систему обучения, приспособленную к специфике работы наших учащихся—рыбаков. Учебные сессии у нас проходят, как правило, в удобные для моряков дня. Мы проводим по три — четыре дублирующих сессии. Это позволяет каждому присутствовать на занятиях. В прошлом учебном году 262 моряка побывали па сессиях. Их учат умению работать с учебниками, схемами, справочным материалом, формируют навыки самопроверки, проводят лабораторные и практические работы.
Для тех, кто не имеет возможности приехать, проводятся занятия и индивидуальном порядке. Большую помощь учащимся оказывают учителя, выходящие с ними в море — Э. Вээборн, П. Федоров. А. Семенов, А. Щербак, Б. Артюхов, А. Овчинников. Все они — опытные педагоги, любящие свою работу, умеющие организовать учебу в морских условиях. Это обеспечило хорошую успеваемость учащихся из плавсостава. Лучше всего учеба была организована на плавбазах «Рыбак Балтики», «Станислав Монюшко», «Фридерик Шопен». Хорошей учебе способствовали первые помощники капитанов В. Кожевников. Н. Ермолаев, Н. Суслин, В. Жуковский, П. Чалов, В. Васильев.
Много добрых слов можно сказать в адрес заведующей консультационным пунктом А. Шкутько, общественных консультантов В. Мальцева, М. Родителева, В. Ковалева, Л.
Блохиной, В. Нечаева. Они принимали зачеты по математике, физике, астрономии. Консультантами было принято за учебный год более тысячи зачетов.
Школа работает в тесном контакте с руководством объединения «Эстрыбпром». Мы чувствуем постоянную заботу генерального директора «Эстрыбпрома» В. Теносаара, секретаря парткома В. Кустарникова, председателя профкома И. Сыпачева, зам. генерального директора Н. Митюрева. Систематически оказываю т по мощь школе Ю. Коротков, И. Красильникова и другие. Неоднократно учителя приглашались на заседания парткома, в от дел кадров.
Со дня открытия пашей школы трудится Лидия Кириллов на Самойленко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, человек, горячо любящий свое дело. Много сил, здоровья отдает она школе, учителям и учащимся, пользуется заслуженным авторитетом. Ветеранами школы, хорошо знающими методику работы с моряками, являются также учительница математики Галина Сергеевна Березнева, Тамара Ивановна Севостьянова, учительница литературы.
Большую работу проводит в консультационном пункте при Таллинской мореходной школе Бетти Яковлевна Коган, здесь молодежь приобретает не только профессию, но и получает среднее образование.
Встречая юбилей Октября педколлектив школы полон решимости, повысить эффективность и качество преподавания, улучшить методику обучения и воспитания моряков, в тесном содружестве с руководством и парткомом Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Эстрыбпром» добиться хороших результатов в начавшемся учебном году.


Л. ГРИГОРЬЕВА, директор Таллинской заочной средней школы моряков.
Памяти РТМС -7538 Валгеярв и его экипажей. ВЫДЕРЖАЛ! - 04 10 1977
СВОЙ первый рейс на промысел Николай Андросов совершил девять лет назад в качестве матроса. Все другие рейсы он — машинист РМУ. Еще тогда, начиная работу на флоте, любознательный и инициативный моряк понял: труд матроса — не для него. Надо совершенствоваться, приобретать навыки в другой, как ему казалось, более сложной и интересной профессии. Вот, хотя бы машиниста РМУ. Уже знал, что подготовка на специалиста-машиниста осуществляется непосредственно на судне и, главным образом, без отрыва от основной работы. "А выдержу ли, хватит ли терпения и сил?» Подумал, взвесил свои возможности и твердо решил освоить установку РМУ.
— Да, нелегко было, и работать в рейсе, и учиться, — признается Николай Андросов. —
Но ведь без труда... дальше сами знаете пословицу.
Первым его учителем был опытный специалист — первый механик-наладчик Николай Иванович Кравченко. До сих пор с благодарностью отзывается о нем Николай, подчеркивает его отзывчивость и готовность прийти на помощь в любое время.
Девять лет рабочего стажа. 15 лет — партийного. Коммунистом Николай Андросов выходил и в первый рейс. Немаловажный факт говорит о многом. Если каждый моряк-промысловик стремится из рейса в рейс повышать свою квалификацию, доучиваться и переучиваться (если надо), то уж коммунисту тем более нельзя жить «малым багажом» знаний и опыта. Именно так он мыслит и сегодня.
Своим последним рейсом и первым на супертраулере «Валгеярв" Николаи Андросов доволен. И как специалист, и как партгрупорг второй комплексной бригады. Коллектив второй комплексной поработал отлично. Есть о чем рапортовать славному юбилею Октября. В соревновании за достойную встречу знаменательной даты бригада заняла первое место. Приятно и радостно сознавать, что плановое задание перевыполнено. Труд окупился сторицей.
Заметная черта характера Николая Андросова: он умеет быть благодарным. Теперь он отдает дань уважения, наладчикам Шамилю Уторову, Анатолию Заболотскому. Особенно последнему.
— Безаварийной работе установок РМУ я обязан моему другу, второму механику-наладчику Анатолию Заболотскому. Не было ни одной поломки, ни одного простоя. Отменный наладчик. Постоянный контроль за техникой, высокие знания и богатая практика — надежное подспорье в успешной работе. И друг он хороший. И как председатель судового комитета достоин похвалы.
Это не только мнение машиниста РМУ Н. Андросова. Это мнение коллектива. В рейсе на партийном собрании рассматривалось заявление А. Заболотского о приеме кандидатом в члены КПСС. Голосовали единодушно — это и есть самая объективная аттестация человеку. Вторая комплексная бригада — победитель соревнования в честь 60-летия Великого Октября, пополнилась еще одним коммунистом — активным тружеником и общественником.
Через несколько дней — новый рейс в Атлантику. И машинист РМУ Николай Андросов и 2-й механик-наладчик Анатолий Заболотский решили снова идти в море. Энергии и сил пока не занимать.
— Будем стараться держать свою марку первых в соревновании. И по качеству, и по эффективности труда. — уверенно говорит коммунист Н. Андросов.
Кстати сказать, продукция второй комплексной была принята первым сортом. А в последний момент пришлось вносить поправку в сортность — по анализу лаборатории часть продукции помечена штампом высшего сорта. Еще один плюс в адрес передовой — комплексной.

И. ШПЕРОВ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: машинист РМУ Н. Андросов (слева) и второй механик-наладчик А. Заболотский.

Фото автора.
Памяти ТР "Иней" и его экипажей. НА НИХ РАВНЯЛСЯ ВЕСЬ ЭКИПАЖ – 01 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Четыре месяца находился в Атлантике транспортный рефрижератор «Иней». Экипаж сдавал рыбопродукцию в четырех портах, за рейс перевезено 6892 тонны рыбы, что на 992 тонны больше плана. Сэкономлено 5 промысловых суток, сверхплановая прибыль только за этот рейс составила свыше 80 тысяч рублей.
Хотя экипаж судна был обновлен почти на 80 процентов, коллектив добился не только выполнения рейсового задания, но и обеспечил досрочное завершение годового плана, выполнение социалистических обязательств, принятых в честь 60-летия Октября.
Эти успехи не пришли сами по себе. Организованное на судне социалистическое соревнование, ежедневное подведение его итогов, тщательный анализ работы - вот те факторы, способствовавшие четко и бесперебойно вести приемку груза с промысловых судов.
С каждым трудовым днем соревнование набирало темпы, с каждым новым грузом новички приобретали опыт в труде. Первенство в соревновании заняли смена Аркадия Казакова, бригада Антона Зеленовского, вахта второго штурмана Владимира Торопова. Пример в труде подавали ударники коммунистического труда — их на судне было 32, еще 22 моряка взяли обязательство, бороться за это высокое звание. Передовиками производства, по которым равнялся весь экипаж, были на судне секретарь партийной организации второй механик Г. Дуденков, секретарь комсомольской организации третий помощник капитана Станислав Авдонин, матросы Владимир Побережник, Александр Шлойда, Лембит Пыльме.
Хорошо потрудилась в минувшем рейсе не только палубная, но и машинная команда. Своими силами проведен ремонт многих механизмов, было сделано все, чтобы судно после разгрузки в Таллине смогло досрочно выйти на промысел. Инициаторами этого движения были старший механик В. Островский, второй и третий механики Г. Дуденков, И. Туравинов. Машинная команда приходила на помощь морякам палубной команды и в напряженные дни приемки груза.
Трудовым успехам экипажа во многом способствовала активная работа общественных организаций. Новый подъем в коллективе вызвали решения майского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС, проект новой Конституции СССР. В рейсе проходили занятия в экономических школах, изучен проект Конституции. Постоянно перед экипажем выступали лекторы и политинформаторы, активно участвовали и пропагандистской работе капитан-директор Е. Мотус, первый помощник капитана А. Тараненко, коммунисты В. Торопов, Г. Дуденков, С. Авдонин и другие. Организованный судовым комитетом профсоюза и комсомольской организацией совет наставников постоянно заботился о молодых моряках. Много труда отдали работе с молодежью старший помощник капитана В. Аллик и боцман Т. Томп.
Регулярно выходили на судне стенная и радиогазеты, всесторонне отражала жизнь экипажа фотогазета. Много стараний вложил в оформление наглядной агитации и возглавил этот участок работы инженер НОТ Я. Вийги. Он проводил вечера вопросов и ответов, конкурсы фотолюбителей, принимал участие в организации концертов художественной самодеятельности. Вместе с ним на сцене выступали электрик В. Палагин, камбузница Н. Бондаренко, моторист Н. Тарасов.
Сейчас «Иней» снова в пути на промысел. Экипаж уверенно стоит на октябрьской вахте и встретит юбилей новым и трудовыми успехами.


Н. ДВОРЕЦКИЙ.

ТР "Иней" идет приемка новой партии рыбной продукции.
Фото Я. ВИЙГИ.
«БОРА»: В СЧЕТ ТРЕТЬЕГО – 20 09 1977
После двухмесячного плавания возвратился в порт ТР "Бора" (капитан-директор В. Богданов). В рейсе экипаж принял рыбопродукцию с 24 судов, часть груза сдана в портах Абиджан и Санта-Крус. Всего за рейс перевезено 7122 тонны, что на 972 тонны больше задания. План перевозок выполнен на 160 процентов, сэкономлено 14 промысловых суток, сверхплановая прибыль составила 100 тысяч рублей.
В рейсе экипаж ТР «Бора» рапортовал о выполнении 1 сентября годового плана перевозок и взятых социалистических обязательств в честь 60-летия Октября. Таким образом, досрочно выполнен план двух лет десятой пятилетки. За этими результатами — огромный труд всего экипажа, стремление ознаменовать юбилей Октября новыми успехами. Как и в прошлых рейсах, коммунисты судна возглавили всю деятельность экипажа, находились на самых ответственных участках работы. Труд коллектива «Боры» высоко оценен экипажами многих промысловых судов. Об этом свидетельствуют полученные радиограммы от РТМ «Беркут» и других судов. Всему коллективу «Боры» объявлена благодарность за хорошую организацию работ по приемке рыбопродукции и быструю обработку судов от начальника промрайона А. Попова.
Успехи не приходили сами собой. Стимулом, мобилизующей силой явилось социалистическое соревнование, между сменами, бригадами и вахтами. Большую роль в этом сыграл судовой комитет профсоюза, возглавляемый старшим механиком В. Кузьминым. На заседаниях судкома регулярно подводились итоги соревнования, давалась оценка работы каждого моряка. Первенство завоевали смены Виктора Побота и Владимира Груздева, вахта четвертого механика Виктора Козлова. Лучшими по профессии стали моторист Анатолий Ровинец, рефмоторист Хейно Салака. Комсомольцы трудились с полной отдачей, комсомольская организация, возглавляемая третьим помощником капитана С. Андреевым, внесла значительный вклад в успех экипажа.
Большую роль в развитии соревнования сыграли моральные и материальные стимулы. За рейс 31 моряк отмечен премиями из фонда внутрисудового соревнования, 19 — объявлена благодарность. Способствовала успеху и умелая постановка идеологической работы. Экипаж был охвачен политической и экономической учебой, силами пропагандистов и лекторской группы проводились доклады и беседы, полностью изучены материалы майского (1977 г.) Пленума ЦК КПСС и проекта новой Конституции СССР.
Всегда с большим интересом слушали моряки лекции и беседы членов лекторской группы В. Богданова,. Ю. Шалаева, В. Кузьмина и С. Андреева.
Повседневная работа экипажа сочеталась с хорошей организацией отдыха. Интересной была встреча по футболу с польскими рыбаками в порту Абиджан. Команда «Боры» добилась убедительной победы: 8:4.
Недолгой будет стоянка ТР «Бора» в порту. С помощью экипажа портовики успешно закончили выгрузку рыбопродукции. Через несколько дней судно опять возьмет курс на промысел. Теперь экипаж уже будет работать в счет третьего года пятилетки.


Н. ДВОРЕЦКИЙ.
«ВАЛГЕЯРВ» НА УДАРНОЙ ВАХТЕ - 29 09 1977
В ЦВА ЛЕГК0 не бывает. Центрально - Восточная Атлантика сегодня - это крохотный по океанским масштабам участок, на котором встречными, параллельными, пересекающимися курсами бороздят десятки рыболовных траулеров - от юрких СРТ до внушительных "суператлантиков".
Тесно судам. Особенно сейчас, после введения 200-мильных экономических зон. Поэтому так ли трудно представить себе настроение экипажа РТМС-7538 «Валгеярв», когда судно прибыло сюда, имея уже солидную задолженность и по вылову и, следовательно, почти по всем видам рыбопродукции? Неважное настроение было.
"Наука» обещала улучшение промысловой обстановки в ЦВА. Когда прибыли туда, прогнозы отнюдь не спешили подтвердиться. Только в конце мая - рейс РТМС-7538 начал- с 9 апреля с. г. — появились симптомы некоторого улучшения промобстановки. Но для капитана-директора Владимира Минаева уже этого оказалось достаточно. «Будет рыба... есть рыба», - высказался он в таком духе.
Капитану верили. Хотя мало кому из экипажа доводилось плавать с В. И. Минаевым. Это обстоятельство, впрочем, особого значения не имело. Кто в объединении не знает, что капитан Минаев — «спец» по ЦВА, знает здесь каждый уголок, особенности промысловой обстановки, капризы и погоды, и... транспортного флота. И вскоре получилось так, что РТМС-7538 стал своеобразным барометром промысла в ЦВА. Случалось не раз, что «Валгеярв" брал рыбу трал за тралом, когда соседние суда, шедшие параллельными курсами, черпали лишь пустую воду и рыбаки их, капитаны просто отказывались верить глазам своим, глядя на эстонский супер... Было и такое: узнавали, что «Валгеярв" в пролове, и, не теряя времени на попытки, спешили покинуть злосчастный квадрат.
А для «Валгеярва" это был самый первый рейс в Центрально-Восточную Атлантику. Вообще, для всех членов экипажа это был первый рейс на данном судне. Для многих — первый рейс в новых должностях. Как, скажем, для старшего тралмастера — Илья Михайлович Побигач, бывший ранее мастером-наставником, впервые выходил в качестве руководителя службы добычи на супере. Тут мало быть хорошим, знающим специалистом-добытчиком - надо еще быть организатором своего коллектива, состоящего из людей, сведенных вместе силою обстоятельств и волею ... отдела кадров.
Надо, однако, сказать, что ОК проявил в данном случае воистину добрую волю, подобрав для службы добычи способных и заинтересованных людей.
Достаточно сослаться на мастера-добытчика Юрия Мазаева, выпускника КТИРПХ. Глубокая теоретическая подготовленность таких людей, их общий кругозор органически и динамично сочетались и дополнялись богатым и разносторонним опытом других добытчиков, таких, к примеру, как лебедчик Иван Яремчук, мастер, как говорится, на все руки, или матрос первого класса Александр Лебедев и другие моряки. Вот этот сплав теории с практикой, облагороженный чувством высокой личной ответственности за общее дело, которое, по глубокому убеждению добытчиков, начинается именно с них , - все это, вместе взятое, предопределило успех промысла.
Заслуга в этом не только добытчиков, понятно. На РТМС-7538 в минувшем рейсе подобрался и сильный штурманский состав - под стать и капитану, и старшему помощнику — Лео Палумяэ. В нашей газе-те не раз упоминалось имя этого человека, уже не первый рейс плавающего старпомом на судах типа РТMC. Опытный промысловик, за плечами которого большая школа работы на средне-тоннажном флоте, на этот раз он проявил себя еще с одной стороны — общественной деятельности; в начале рейса Л. Палумяэ был избран секретарем судовой партийной организации. Учли особенности характера этого человека: всегда уравновешен, выдержан, обходителен с людьми, которых умеет слушать, понимать и ценить; в деловом отношении — энергичен и настойчив, о профессиональной стороне говорить вообще не приходится. Одна деталь: вместе с капитаном Л. Палумяэ был в этом рейсе настоящим наставником штурманов. Конкретизировать это положение следует, прежде всего, на примере четвертого штурмана Леонида Мацаса, окончившего в прошлом году Калининградское высшее инженерное морское училище. Минувший рейс на РTMC-7538 имел для него значение особое — в плане приобретения необходимых навыков и практики и как моряка, и промысловика. Л. Мацасу в этом повезло.
Итак, в целом рейсовое задание по вылову выполнено было на 120 с лишним процентов. Что и поставило в несколько щекотливое положение службу обработки и помощника капитана по производству Пеэтера Кунингаса, в частности. Дело в том, что коэффициент использования сырца на пищевые цели составил чуть больше 69 процентов. Ныне этого мало.
В чем дело? Этим вопросом в рейсе занимались многие. Капитан-директор лично, то и дело наведывавшийся в рыбцех, на промысловую палубу, группа народного контроля, возглавлял которую старшин матрос Иван Яремчук— зам. секретаря парторганизации, комиссия по качеству во главе с первым помощником капитана Валентином Акимовичем Чернышевым, комиссия по контролю за хозяйственной деятельностью администрации (председатель — второй механик Юрий Хохлов). Последняя совместно с народными контролерами дважды проверяла эффективность использования технологического оборудования и уровень организации труда в рыбцехе, проводила хронометраж рабочего времени здесь и работы операторов АСМА, использование рыбы-сырца. Было обнаружено немало такого, что требовалось устранить, перестроить, и это было сделано — спокойно, по-деловому. Но, и с этим согласятся рыбообработчики, сделано еще не все. К примеру, морозильные камеры так и не достигли полной своей мощности, над этим еще предстоит поломать голову в очередном рейсе. И все-таки, говорят на судне, тут надо что-то предпринять в другом направлении. Что конкретно имеется в виду? Вот: в рейсе было добыто немалое количество так называемой непищевой рыбы, по разным причинам не пригодной для изготовления пищевых видов продукции. Она, конечно, направлялась на рыбную муку. Но ведь коэффициент использования сырца исчисляется от всего объема вылова, без учета качества добытого сырья...
Тем не менее, поработали рыбообработчики в рейсе на славу. Во главе с тем же технологом П. Кунингасом, рыбмастерами Александром Матвиенко — членом КПСС, рекомендованным на выдвижение в качестве технолога (возглавляемая им бригада стала победителем соцсоревнования по итогам рейса) и Евгением Пушкарем — кандидатом в члены КПСС, молодым, но энергичным и способным специалистом. За ударный труд на промысле неоднократно отмечались в рейсе бункерман Григорий Бартновский, которого рыбаки неофициально называли «главным помощником рыб-мастера» — он успевал всюду и всюду мог работать с одинаковой эффективностью и качеством, матрос второго класса Александр Закваскин, ставший в этом рейсе кандидатом в члены КПСС, матросы Михаил Клименко, Сергей Никотин, Демьян Барский и многие другие моряки.
Среди вахт в течение всего рейса лидерство прочно удерживала комплексная вахта старшего помощника капитана Лео Палумяэ и третьего механика Геннадиня Подоба, который возглавлял комсомольскую организацию судна. Этим человеком весьма доволен «дед» — старший механик Геннадий Кудряшов: по вине судомеханической службы не было потеряно ни одного часа промыслового времени.
Разумеется, это не означает, что таковых потерь не было вообще. Конечно же, были. И, конечно, из-за транспортного флота: на частичные выгрузки ушло ни много, ни мало — 21 сутки промыслового времени...
И тем большего уважения заслуживают труд, работа и рядового, и командного состава судна, которые сумели не только успешно выполнить свое напряженное рейсовое задание, но и перевыполнили принятые социалистические обязательства в честь приближающегося юбилея Великого Октября.

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Один из лучших добытчиков — ударник коммунистического труда Валерий Христофоров, который вот уже одиннадцатый год трудится в нашем объединении.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вторая комплексная бригада коммуниста мастера обработки Александра Матвиенко по итогам социалистического соревнования за рейс заняла первое место, на снимке вы видите передовиков этого коллектива (слева направо) матроса второго класса Демьяна Барского, матроса первого класса Григория Бартновского, мастера обработки Александра Матвиенко, матросов второго класса Анатолия Примара и Игоря Савинича.
Фото А. Дудченко.
«Антон Таммсааре» на промысле – 06 09 1977
Напряженно трудился в недавнем рейсе на промысле экипаж БМРТ-355 «Антон Таммсааре». О трудовых буднях рыбаков рассказывает наш нештатный фотокорреспондент боцман судна Франц Грибуст.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На верхнем снимке; БМРТ-355 в районе промысла, Центрально-Восточная Атлантика. На судне с нетерпением ждут почту.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На следующем снимке: после очередного улова; вот, какую неожиданную добычу принес трал — в него попалась, акула, именуемая «морской лисицей». Чем не интересный кадр?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А дальше... Не совсем удачный ракурс выбрал наш фотокорреспондент — слишком далеко от него оказались добытчики сменного тралмастера Анатолия Четвертакова, отличившиеся в этом рейсе. Быстро и мастерски настраивали они промвооружение, орудия лова, содержали их «в постоянной боевой готовности» к действию, немедленно устраняли все порывы и повреждения трала.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И, наконец, последний снимок: на нем вы видите испанский тунцелов, который встретился рыбакам БМРТ-355 в одном из районов ЦВА. Ловля тунца осуществляется с помощью крючков. Слышать об этом способе нашим морякам, конечно, приходилось, а вот воочию увидели впервые...