0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
УЦЕНЕННАЯ СОВЕСТЬ - 19 08 1967
РЕДКО кто осмелится предать интересы коллектива и восстановить его против себя. Тем более трудно понять мотивы, толкнувшие человека на проступок, вследствие которого коллектив отказывается от него.
Еще труднее представить, в таком положении человека, который двадцать два года отдал службе в армии, из сорока пяти лет жизни двадцать лет был членом Коммунистической партии и пользовался доверием коллектива.
В марте 1965 года главный врач Таллинского дома ребенка дает отличную характеристику-рекомендацию для работы на судах загранплавания своему заместителю по административно - хозяйственной части Николаю Желудкову. В ней было отмечено, что одной из черт «является его безукоризненное моральное поведение, как на работе, так и в быту».
И далее: «Будучи хорошо политически развитым, он постоянно работает над повышением своего идейно - политического уровня. В коллективе пользуется заслуженным авторитетом и уважением».
30 июня 1965 года моряки транспортного рефрижератора «Иней» радушно встретили своего нового заведующего продовольствием. И, казалось, не ошиблись: трудился вначале Желудков добросовестно, в общественной жизни оказался на редкость активным. Правда, ошибся однажды: перед праздником самовольно организовал через ларек выдачу вина. Желудкову объявили выговор.
Прошло время. В мае 1966 года за добросовестную работу взыскание было снято. Казалось, теперь уж вряд ли что может случиться.
И все-таки случилось. Долго команда судна не могла понять: что же произошло с человеком?
В конце года, когда судно было в ремонте, Желудкова задерживают у трапа при попытке вынести продукты. Моряки стали подозревать его в нечестности, в том, что он использует свое служебное положение в корыстных целях. Внезапная проверка подтвердила это — комиссией обнаружена недостача на сумму 109 рублей.
Все ждали, что на этот раз Желудков поймет свою вину и положит конец нарушениям законности и обману. Но вдруг выясняется, что каким-то образом исчез акт проверки комиссии. Высказывались предположения, что причиной пропажи стала безответственность временно исполняющего обязанности старшего помощника капитана Лобанова. Полагали также, что здесь проявил свои «организаторские способности» Желудков.
Во время подготовки к рейсу Желудков, ободренный безнаказанностью, развернул такую бурную деятельность, которой мог бы позавидовать сам великий комбинатор Остап Бендер. В апреле 1967 года Желудков отпускал товары из ларька по заборным листам, завышая цены. Кроме того, считая необходимым вознаградить себя за «неблагодарный труд», он изъял из числа полученных для экипажа три импортных пальто, «забыв" записать их стоимость в свой заборный лист.
Отдельные возмущенные голоса не могли вывести из равновесия Желудкова. Но темные махинации — скрытие заборных листов, уничтожение книги суточной выдачи продуктов на камбуз — дальше были уже нетерпимы.
По указанию капитан-директора т. Метсика комиссия вновь занялась проверкой.
В акте комиссии отражены излишки на сумму 297 рублей 66 копеек, полное отсутствие какого бы то ни было учета в выдаче продовольствия и промтоваров по заборным листам. Были обнаружены спрятанные заборные листы. При этом выясни-лось, что Желудков завысил цену на пальто у т. Радченко на 9 рублей, у т. Ледовского — на 6, у т. Топольчак — на 8, у т. Воронова — на 9 рублей.
Это далеко не полный перечень обманутых товарищей, со многими из которых он проплавал около двух лет. Только после проверки комиссии Желудков был вынужден указать стоимость трех изъятых им пальто в своем заборном листе. А если бы комиссия не обнаружила излишки, то эти пальто и еще кое-что оказались бы «ценным подарком» Желудкову за счет команды и торговли своей совестью.
И на этот раз команда и администрация судна были снисходительны к нему. Желудкову разрешили записать в свой заборный лист стоимость пальто, переписать большинство заборных листов членов экипажа и внести недостающую сумму в кассу ТБРФ. Учитывая его признания, органы милиции решили ограничиться передачей материала в товарищеский суд.
Он легко перенес единогласное решение партийного собрания об исключении его из рядов КПСС, легко перенес и решение товарищеского суда от 7 августа. Суд решил поставить вопрос перед руководством ТБРФ об увольнении в установленном законом порядке. Хотя выступающие на заседании суда члены экипажа недвусмысленно дали ему понять, что таким людям не место на флоте. Желудков далек от уныния. Он успел побывать в парткоме, пока решение партсобрания не утверждено, — авось, сумеет разжалобить. Перед товарищеским судом побывал у капитан-директора. Но его визиты были напрасны.
За свою недолгую карьеру на флоте он сумел обмануть многих. Но как сумеет он уйти от ответа перед своими сыновьями? Как объяснит им свое падение? Сумеет ли обмануть и их?

А. ПОНОМАРЕВ,
председатель товарищеского суда.
Памяти ТР "Иней" и его экипажей. Скуку — за борт! - 16 08 1967
НЕТ, мы не можем жить скучно. Нельзя так — вахты, каюта, кино и домино. Картишки тоже прочь. Куда годится, когда видишь, как взрослые люди щелкают друг друга по носу. Что, нечем заняться больше? Тем более на таком судне, как наше ...
Так начал свое выступление на одном из заседаний комсомольского бюро секретарь комсомольской организации транспортного рефрижератора «Иней» Виктор Марченко.
Причин для этого было немало. Уж больно скучно жили на судне люди. А Виктору — старшему механику «Инея», человеку, довольно занятому, но не терпящему рутины, — не терпелось поломать эту систему.
Так вот и появилась повестка дня. И довольно необычная. Прямо скажем, не встречавшаяся раньше. Но верная и лаконичная. Называлась она «Скуку — за борт».
Но, видимо, дело не в формулировке повестки дня. В существе ее. А она достаточно четко ставила над «и» все точки. Разговор был короткий, но жаркий. Решили начать с организации художественной самодеятельности. Таланты нашлись. В каком коллективе их нет, тем более на «Инее», где более шестидесяти человек. В основном молодых и энергичных ребят. Поручили организацию художественной самодеятельности члену ВЛКСМ Ромуальдусу Киселюнасу. Он сам поет хорошо. И, кроме того, шутник. Как раз из тех, о которых говорят «язык подвешен, что надо». Ему и «карты в руки». Лучшего конферансье и не найти. Вспомнили о Викторе Ледовском. Танцует хорошо, поет. Здорово у него песни лирические звучат. Да и девушек судовых природа талантом не обидела. Старший повар Нина Мотва имеет приятный голос, не уступает ей камбузница Валя Ермакова. Анатолий Прочепутя — баянист, а Виктор Мазнев — музыкант на все руки.
Вот так и выполнил комсомольское поручение Киселюнас, создав коллектив художественной самодеятельности. Первый концерт прошел успешно. И не удивительно — репетировались долго. Никто не хотел «ударить в грязь лицом».
Аплодисменты аплодисментами, но коллектив стал расти и крепнуть. Все поняли, песня, шутка всегда были полезны людям. Они делают их веселее, богаче душой. Коллектив художественной самодеятельности на «Инее» был создан два года назад. Продолжает выступать и теперь. В последнем рейсе он дал два концерта. Один — в праздник Нептуна, когда пересекали экватор, другой — в День рыбака. Но девиз «Скуку — за борт» не ограничивался лишь самодеятельностью. Проведены работы по привлечению всей молодежи судна к учебе. И не безуспешно. Сейчас здесь шесть заочников ВУЗов, 12 заочников средней школы моряков, а Рейн Нахкур и Георг Палуярв учатся заочно в Таллинском мореходном училище рыбной промышленности. Комсомольское бюро не упускает из вида своих заочников. Недавно выяснив, что Эдуард Володько, Анатолий Воронов, Виктор Скамбирович плохо подготовились к зачетам, не выполнили учебную программу, бюро пригласило их для ответа. Досталось «хвостистам" от ребят. Им дали месяц срока для того, чтобы подтянуться.
"Штрафники" штурмуют гранит науки, готовятся ликвидировать «хвосты».
Досуг моряков комсомольцы «Инея" полностью взяли под свой контроль. Они выступают застрельщиками многих интересных мероприятий — проводят тематические вечера, викторины, шуточные лотереи, вечера отдыха, спортивные соревновании. Их руками оформлены фотовитрины, выпущены стенные сатирические газеты. Одним словом, комсомольская организация сейчас живет полной жизнью. Здесь никто не скучает. Все имеют занятия. И трудовые показатели на высоте.
В рыбопромысловом флоте есть традиция — секретарь партийной организации судна за рейс отчитывается в парткоме, секретарь комсомольской — в комитете комсомола. Виктору Марченко было, что рассказать секретарю комитета комсомола рыбопромыслового флота. Если бы можно было ставить оценку комсомольской организации судна за проделанную работу в пятибалльной системе, то, несомненно, заслужила бы самую высокую — пять.

А. СЕМЕНОВ.
СНИМАЕТСЯ ФИЛЬМ - 12 09 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно - можно было видеть в Таллинском морском рыбном порту необыкновенную картину. От причала медленно отходил СРТ-4479. Через некоторое время судно возвращалось обратно. А на причале много людей, в руках у них цветы. Оркестр играет марш, как во время прихода судна, в полтора-два раза перевыполнившего рейсовое задание.
Это шла съемка кадров для новой кинокартины производства «Мосфильм». Режиссер фильма — Владимир Алексеевич Метальников, он же автор сценария.
Владимир Метальников рассказал, что в этом фильме будет показана жизнь одного человека в период 1947—56 годов. Человек этот всюду ищет свое место в жизни: в лесах, на полях, на море...
Найдет ли он свое счастье, это увидят уже зрители.
На вопрос, почему для съемок выбран Таллин, В. Метальников пояснил:
— В Таллине будут отсняты основные кадры, отражающие морской, рыбацкий период исканий главного героя фильма. Таллин, как приморский город, город рыбаков, показался нам наиболее приемлемым местом работы.
В массовых эпизодах принимали участие многие работники Таллинского морского рыбного порта, а также рыбаки и моряки обеих Таллинских баз рыбопромыслового флота. Названия фильм пока не имеет.

На снимке: идет съемка.
Я. ВИЙГИ.
Фото автора.
Памяти СРТ-4425, капитана Ю. Ильченко и его экипажей. ПЕРВЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ - 12 09 1967
Начали возвращаться из рейса суда, которые работали в новых условиях планирования и экономического стимулирования.
Так, команда СРТ-4425, где капитаном Ю. Ильченко, старшим механиком П. Верховский, старшим мастером добычи Ю. Лайнела, старшим мастером обработки А. Васильев, возвратилась с промысла в районе Северо-Восточной Атлантики.
Рейсовое задание команда выполнила по выпуску полуфабриката, охлажденной рыбе, по сортности, себестоимости и по прибыли.
Перевыполнение плана сортности (выпуск полуфабриката I сорта 99,1 процента, при плане 97,5 процента) способствовало снижению себестоимости. План прибылей от реализации охлажденного полуфабриката перевыполнен за счет увеличения выпуска разделанной рыбы. При плане 679 центнеров фактически дано 1092 центнера.
Экономное расходование топлива, воды, бережное использование промвооружения позволило снизить себестоимость на 500 рублей. В целом за рейс судокоманда добилась снижения планового убытка на 8,7 тысячи рублей.
По показателям выполнения плана по выпуску охлажденной рыбы и соленого полуфабриката экипаж получает премию в размере 26,1 процента от суммы сдельного заработка за рыбопродукцию. Кроме заработной платы, которую команда получает по положению, нормам и расценкам за выпуск полуфабриката на судах типа СРТ и СРТР в данном рейсе команде причиталась дополнительная премия в размере 15 процентов от суммы снижения планового убытка.
Экипаж СРТ-4425 под руководством капитана Ю. Ильченко первым из судов Таллинской базы тралового флота выполнил взятое на себя социалистическое обязательство в честь 50-летия Великого Октября — дать два годовых плана добычи рыбы. По состоянию на 1 августа с. г. экипажем СРТ-4425 выполнены сдвоенные 1966/67 гг. планы добычи рыбы на 114,7 процента.
Команда включилась в соревнование за право получения на постоянное хранение памятного знамени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, которое выдается по итогам соревнования в честь 50-летия Октября вместе с денежной премией по положению всесоюзного социалистического соревнования.
До знаменательной даты - 7 ноября осталось три месяца. За это время большинство экипажей ТБТФ могут выполнить взятые обязательства. Лучшие из них будут представляться для подведения итогов в соревновании по главному управлению «Запрыба» и по Министерству рыбного хозяйства СССР.

А. АЙТСЕН,
председатель производственной комиссии базкома ТБТФ.
ЧТОБЫ ТЕЛО И ДУША БЫЛИ МОЛОДЫ … - 12 08 1967
Сегодня — Всесоюзный день физкультурника. Праздник молодости, ловкости, красоты; праздник бодрости и здоровья. Поистине развитию физкультуры и спорта в нашей стране уделяется большое внимание. Совсем недавно закончилась Всесоюзная спартакиада народов СССР, посвященная славному юбилею — пятидесятилетию Советской власти.
Многочисленные спортивные коллективы союзных республик демонстрировала свое мастерство, Были улучшены и союзные и республиканские спортивные рекорды.
Физкультура, спорт — это здоровье и бодрость. Каждому понятно, что физкультура и спорт благотворно влияют на физическое состояние человека, повышают его работоспособность. Вот почему на всех судах Таллинских баз рефрижераторного и тралового флота любят физическую культуру, спорт.
На плавбазе-рыбозаводе «Фридерик Шопен» большой физкультурный коллектив. Здесь регулярно проводятся спортивные соревнования по волейболу, настольному теннису, поднятию тяжести. К услугам спортсменов параллельные брусья, кольца и другие спортивные снаряды.
Хорошо поставлена спортивно-массовая работа на плавбазах «Станислав Монюшко», «Иоханнес Варес», танкере «Выру».
Застрельщиком спортивных соревнований на танкере «Выру» является капитан Олег Ровбут. Особенно популярен здесь футбол. Футбольная команда этого судна провела очень много товарищеских встреч с моряками в иностранных портах, где бывали вырусцы. Они проходили живо и интересно.
Немало хороших спортсменов на БМРТ-431, 441 и других судах тралового флота. Мы можем гордиться своей футбольной командой «Атлантика», которую тренирует Л. Пяткин. Она уверенно играла в этом летнем сезоне на первенство города. Набрав наибольшее количество очков в своей подгруппе, вышла победительницей.
Более полутора тысяч физкультурников и спортсменов насчитывается в рыбопромысловом флоте. Среди них есть и мастера спорта и разрядники-спортсмены. Все виды спорта в почете у моряков и промысловиков: от шахмат до пулевой стрельбы.
Однако успехи в спортивно-массовой работе были бы гораздо большими, если бы моряки имели свой спортивный клуб. Он необходим, его надо организовать. Пусть больше моряков вступает в физкультурные коллективы, пусть больше их будет на стадионах, судовых спортивных площадках. Тогда и труд и жизнь будут полными и радостными, тело и душа будут молоды.
Памяти БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» и его экипажей. КОГДА ДЕЛО ОРГАНИЗОВАНО - 09 08 1967
В прошлом рейсе на БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» партийная организация уделила большое внимание политико-воспитательной работе среди личного состава. Постоянно действовал агитколлектив. В него входили хорошо подготовленные коммунисты — тт. Бабаев, Элкен, Лаанпере, Козлов, Иванов. Они регулярно выступали с лекциями, докладами, беседами. В частности, на судне состоялись выступления на темы: «Что происходит в Китае?", "Об итогах выполнения народно-хозяйственного плана СССР и ЭССР в 1966 году", «Укрепление трудовой дисциплины — залог высоких производственных успехов».
Поднимались также производственно-экономические вопросы, касающиеся непосредственно экипажа. Капитан т. Бабаев прочел интересную лекцию — «Об экономическом эффекте шкерки рыбы". На конкретных цифровых данных он умело показал, какую выгоду от этой операции получает государство, команда судна.
Агитколлектив, руководимый партийной организацией, не ограничивался лишь проведением лекций. Большой популярностью пользовались беседы. Находясь на промысле, БМРТ-350 пересекал воды африканских государств — Анголы, Камеруна, Нигерии, Гвинеи, Гамбии, а при возвращении домой — Марокко, Франции, Польши.
Эти периоды были использованы для знакомства со странами, чьи воды пересекало судно. Коммунист т. Элкен провел беседы о каждом государстве. Показал, как развиваются они, какой имеют политический строй, экономическое развитие. Большим успехом пользовалась беседа «О национально - освободительном движении народов африканских стран».
Часть бесед была проведена по судовой трансляции. Это делалось для того, чтобы не отвлекать людей от основной работы.
Успешно в целях политического воспитания экипажа на судне использовалась и такая форма массовой работы, как тематические вечера. Они посвящались Дню памяти В. И. Ленина, Дню космонавтики, Дню Советской Армии, Дню свободы Африки.
Деятельное участие в организации тематических вечеров принимали комсомольцы во главе с секретарем судовой комсомольской организации т. Юриным. Вечера проходили при активном участии членов экипажа.
Для проведения политико-массовой работы использовались все возможности. Когда судно стояло в порту Касабланка, на борт был приглашен работник Торгпредства СССР в Марокко В. А. Винокуров. Он провел очень интересную беседу с личным составом по вопросам международного положения Союза ССР. Экипаж получил ответы на все интересующие его вопросы. По внутренней трансляции было передано свыше-двадцати информационных сообщений о новостях и жизни на Родине.
Надо отметить как положительное явление, что большинство мероприятий проводилось членами КПСС и ВЛКСМ в порядке партийных и комсомольских поручений. В данном случае партийная организация судна, возглавляемая т. Поплаухиным, оказалась на должной высоте. Следует отметить, что все проведенные мероприятия увязывались непосредственно с подготовкой к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Работа партийной организации принесла известные плоды. На судне не было ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, экипаж успешно справился с рейсовым заданием по добыче рыбы и производству рыбопродукции.

А. СЕМЕНОВ.
Двухгодовой - к Октябрю - 09 08 1967
Экипажи судов Таллинской базы тралового флота продолжают социалистическое соревнование в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Промысловики успешно выполняют взятые обязательства. На 1 августа ряд судов имеет хорошие показатели в выполнении двухлетнего плана добычи рыбы. Среди них экипажи СРТ-4327 (капитан Э. Менд) при двухгодовом плане 16.670 центнеров добыл 15.535. Это — 94.0 процента. СРТ-4326 (капитан Д. Ширкунов) при задании 15.310 центнеров выловил 14.820, что составляет 96,7 процента. СРТ-4425 (капитан Ю. Ильченко) при плане 12.740 добыл 14.644. Это — 114,7 процента. СРТ-4510 (капитан В. Перевозчиков) при двухгодовом плане 15.590 добыл 15.255 центнеров, что составляет 97,8 процента. СРТ-4244 (капитан В. Хожайлов) при задании 17.320 выловил 15.952. Это — 92,1 процента. СРТ-4515 (капитан Ю. Суменков) при плане 16.390 добыл 14.338. Это — 87,5 процента. СРТ-4481 (капитан В. Нелюбович) при двухгодовом плане 16.360 выловил 14.338. что составляет 87,0 процента.
На все суда типа СРТ двухлетний план добычи рыбы составляет 547.150 центнеров, за год семь месяцев уже добыто 420.628 центнеров, т. е. план выполнен на 76,8 процента.
Из судов типа СРТР лучших показателей добились экипажи СРТР-9031, где капитаном А. Соболев. При двухлетнем плане 18000 центнеров добыто 15.937, или 88.5 процента. СРТР-9058 (капитан Н. Трунов) при плановом задании 16.590 центнеров добыл 15.935, или 96.0 процента. СРТР-9062 под руководством капитана А. Евсеева при плане 17.130 выловил 14.244 центнера, что составляет 83,0 процента. СРТР-9122 (капитан Р. Гигиберия) вместо 18.870 центнеров добыл 21.535. или 114.0 процента. СРТР-9057 под руководством капитана В. Мельникова при задании 18.040 выловил 13.674, или 75,7 процента. СРТР-9080 (капитан Д. Кошкин) при плане 17.100 добыл 13.172. Это — 77.0 процента. СРТР-9139 под командованием капитана А. Пироженко вместо 19.050 по плану добыл 14.405, или 75,0 процента.
Судами типа СРТР за 2 года предусмотрено добыть 327.540 центнеров. На 1 августа выловлено 197.953 центнера, что составляет 60,4 процента.
Из судов типа БМРТ впереди идут БМРТ-227 (капитан Ф. Тамм), при двухлетнем плане 84.490 центнеров выловил 71.847 или 85.0 процента. БМРТ-229 (капитан Б. Зозуля) вместо 115.830 добыл 116.479 центнеров или 100,5 процента. БМРТ-384 под руководством капитана В. Заботина при плане 122.750 выловил 116.374 центнера. Это — 94.8 процента. БМРТ-396 (капитан С. Папаев) вместо 152.010 добыл 127.604, т. е. 83,9 процента. БМРТ-431 (капитан А. Чеботарев) вместо 166.610 выловил 136.529 или 81,9 процента. БMPT-436 под командованием капитана А. Ванчикова при задании 165.540 добыл 137.366 центнеров, что составляет 82.9 процента.
План двух лет на все суда типа БМРТ равен 1.514.570 центнеров, фактически выловлено 1.211.696 центнеров, что составляет80 процентов.

А. МУЗЫЧЕНКО
Памяти БМРТ-396 «Иоханнес Рувен". ИЗ ПРЕЖНИХ РЕЙСОВ - 05 08 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Июль 1966 года. Южная сторона Таллинского морского рыбного порта. Пахнущий креозотом и сосновой смолой причал (пока что безымянный). Стальными и капроновыми канатами ошвартован БМРТ-396 «Иоханнес Рувен". Подходят и отходят машины: грузовые привозят картонную тару, промвооружение, продукты. Такси увозят тех, у кого дел по горла, кому дорога каждая минута. Судовыми стрелами поднимается груз на палубу. Палуба напоминает большой муравейник, из которого порой доносится: «Это в сетевой трюм, это — в машину».
— Сырая кожа для кутка?
— Ее обратно на склад!
— старший мастер добычи Лембит Каск разъясняет курсанту Ленинградского мореходного училища Анатолию Ракову: куток подошьем старыми капроновыми концами... Экономия...
— Пожалуй, это по-деловому, — в раздумье замечает Раков. — А вот мы были на годовой практике в Мурманске, там подшивали кожей.
Подходит конец рабочего дня, а поток машин не убывает. Ребята по-деловому осматривают снабжение, раскладывают по места. К 19 часам ритм погрузки заметно затихает. — Скорее бы в море. Надоело сидеть на берегу. — говорит вахтенный у трапа курсант Женя Павлов.
Спускаюсь в жилые помещения. Чистота. Койки заправлены так же, как когда-то учил заправлять воспитатель Кошелев.
Пять лет прошло с тех пор. Воспоминания...
— Лоцман прибыл на борт, — докладывает рулевой Виктор Королев.
Балтика. Раннее утро. Солнце уже оторвалось от горизонта и иногда выглядывает из-за облаков. На мостике оживленно, ребята стараются секстаном "поймать» солнце и «посадить» на горизонт.
Переход — отличное время для штурманских занятий и никто из ребят не отлеживается в постели, все семнадцать курсантов Ленинградской мореходки поочередно приходят на мостик.
Бискайский залив, о котором так много было разговоров, встречает ленивой, крупной зыбью и голубой лазурью.
С каждым днем солнце поднимается все выше.
- Какой интенсивный загар, я успел уже сгореть, - замечает Анатолий раков.
- Прекрасно, мы ведь идем на юг, навстречу теплу.
— Хватит загорать! — доносится снизу. — Открытие бассейна!
Через несколько минут плавательный бассейн напоминал консервную банку с живыми шпротами.
Те, кого погружали на дно бассейна, сожалели, почему они не рыбы. А слово "рыбак" все больше и больше мелькало на устах команды. Ведь уже пришли в промысловый район, a показаний нет. Эхолот стал сердцем не только штурманов, но и всех курсантов.
Наконец — показания. Сноровисто и умело начали ставить трал Анатолий Раков и Женя Решетько. Подъем трала. Улов небольшой, но смотреть его вышла вся команда. Ребята с энтузиазмом взялись за работу в рыбцехе. Правда, вначале чувствовалась усталость, но это длилось лишь первую неделю. А потом, требовательно разносились слова:
— Рыбу! Рыба кончилась!
Наконец, набрали первый груз. Сдача ведется организованно и четко, но какое качество? И вот мнение технолога Владимира Кучинского, который был на плавбазе:
- Отличная рыба. Молодцы!
Рейс был напряженный. Очень трудно было ориентироваться в промысловой обстановке. Были удачи, были и проловы. Но рыбцех не подводил, поймали - заморозим! - таков девиз курсантов ленинградцев.
Вспоминается курьезный случай с Женей Павловым. На верхней палубе Женя подавал рыбу из ящика. Работа шла с перерывами. Замечаю, что Женя задремал.
- Женя!
Женя вскакивает и начинает грести рыбу, хотя люк был закрыт. Дружеский хохот.
Жара, напряжение, усталость. Ведь после 12 часов работы в цехе нужно еще и на мостик подняться, кинофильм посмотреть, да и загорать хочется, ведь в Африке находимся!
Конец рейса. Командование и общественные организации благодарят группу курсантов Ленин-градского мореходного училища за хороший труд, дисциплину, активное участие в судовой жизни. Приятно вдвойне, потому, что и я был питомцем этого училища. Приятно, что жизнь идет, а традиции курсантов-ленинградцев, выпускников остаются прежними, по-человечески хорошими.
Спасибо вам, Алексей Андрианович Голенский, Владимир Павлович Аверкиев и всему коллективу училища за то, что воспитываете хороших моряков.

Г. СЕЛЮК, штурман БМРТ-333.
Памяти БМРТ-431 и его экипажей. ТАК МЫ ЖИВЕМ, ТАК МЫ ОТДЫХАЕМ- 02 08 1967
ИЗ ПИСЬМА: Я, жена рыбака, очень интересуюсь вашей газетой. Она мне нравится. Хотелось бы, чтобы в ней больше освещались те трудности, с которыми встречаются рыбаки. Хотелось бы видеть в газете, как они живут, чем занимаются в свободное время, когда находятся вдали от родных берегов...
С уважением А. Львова.

ОТ РЕДАКЦИИ: Разделяем ваше мнение. Каждая семья рыбака, родные и знакомые хотят знать больше о тех, кто находится далеко от дома, кто и в штиль и в шторм делает нелегкое дело, приумножая богатства Одины.
Сегодня мы печатаем фоторассказ с БМРТ-431. Думаем, что он будет интересным для всех наших читателей. Его подготовили члены экипажа во главе с первым помощником капитана О. Яксоном.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1. Разбивая стальной грудью вечно неспокойные волны морей и океанов, идут наши суда курсом на север, запад и юг... Идут, чтобы открыть кладовые Нептуна, доставить богатства на стол своему народу .

2. Жизнь на каждом судне идет строго по своему расписанию. Вахты сменяются вахтами. Приказ — закон. Дисциплина на море нужна, как воздух. Без нее не возможны никакие успехи. Очень часто распоряжения передаются по внутренней связи. Старший помощник капитана А. Лехис передает очередное распоряжение капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

3. Бывает, что где-то совсем рядом стоят земляки, наши эстонские БМРТ. Иногда к ним идем в гости. На шлюпке. Но это не просто прогулка. Мы отрабатываем одновременно программу по шлюпочным учениям. Моряк ко всему должен быть готов!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

4. Какое волнение испытывает рыбак, когда начинается выборка трала. Что он принесет из пучины? Морские звезды, кораллы, несколько рыбин? А на этот раз нам повезло — куток полнехонек. Тонн пятнадцать! Мы знаем, что нам сейчас будет вдвойне жарко. Ну, что ж, на то мы и рыбаки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

5. Моряк должен быть готов ко всему... Это не пустая фраза. Океан капризен. То он тих и спокоен. Волны тихо шепчутся у борта. То норовист и дик, готов уничтожить всех и вся. Кидает как щепку судно, кладя его с борта на борт. Поэтому, промышляя рыбу, мы одновременно учимся побеждать океан. Старшин помощник капитана А. Лехис показывает, как заводить пластырь на пробоину. Конечно... пока условную. С настоящей бы не встречаться...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

6. А вот и к нам пришли гости. Разговоры разговорами. Но не мешает померяться силой, ловкостью. Сегодня встреча боксеров. Волнуются болельщики.
- Давай, дед! Давай! - раздаются возгласы. И пусть нет ринга. Бой идет по всем правилам. Старший механик Дубров не подкачал. Выиграл бой. Не важно, что по очкам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

7. Эта игра - «палубный хоккей". Нет! Вы не ищите ее в спортивных справочниках. Не найдете. Мы ее придумали сами. Вместо поля - палуба. Вернее, часть ее. Зато шайба - настоящая. Чемпионом "палубного хоккея" стал старший матрос И. Акопян.
В РЕДАКЦИЮ ПРИШЕЛ ОТВЕТ. «СКОЛЬКО У ТЕБЯ ТРУСОВ?» - 29 07 1967
В нашей газете от 12 июля 1967 года в номере 56 был под таким заголовком опубликован фельетон А. Ковбы. В нем рассказывалось о порядке пропускного режима в Таллинском морском рыбном порту. Очень хорошо. что на него быстро откликнулись тт. Кодинщев, А. Градиль. В. Вертиков. Люди, которые отвечают за организацию службы охраны порта.
Мы согласны с ними, что вход, въезд, выезд с территории и на территорию порта обязан быть оформлен документально, чтобы исключалась возможность выноса, вывоза материальных ценностей.
Авторы письма безусловно, правы и в том, что абсолютное большинство моряков - честные, добросовестные люди, и что, действительно, настанет такой день, когда будет отменен пропускной режим. Но пока... Пока, к сожалению, есть еще отдельные товарищи, которые бьют себя в грудь, доказывая, что они бывалые моряки и обросли ракушками, а сами не прочь завернуть в грязные трусы, майки, рубашки и т. п. мотки капроновых ниток, пластикатовые мешки, мыло, краску, сельдь в банках, капроновые сети...
В пространном письме товарищи, ответственные за пропускной режим порта, назвали некоторых любителей погреть руки за государственный счет. Вот они. Приводим по оригиналу письма. «Боцман СРТР-9027 Иван Энтикевич в грязном белье пытался вынести три банки сельди атлантической по 5 кг. каждая. Повар СРТР-9122 Анатолий Цикоза в трусах и майке пытался пронести 5 кг мяса. Матрос БМРТ-355 Евгений Матлюк нес в трусах и майках 50 пластикатовых мешков. Боцман РР-1264 Александр Семенов пытался вынести 20 кг. краски. Боцман CРT- 4590 Петр Матюшин пытался вынести 105 кусков (42 кг) хозяйственного мыла». Список можно продолжить. Но пока ограничимся этим. Нет нужды доказывать, что у названных моряков нет ни стыда, ни совести. Они заслуживают не только осуждения, но и строгого наказания.
Общественная собственность неприкосновенна, и тот, кто покушается на нее — преступник. Не побоимся этого слова.
Бдительность работников охраны порта заслуживает и похвалы и одобрения.
Но теперь вернемся к фельетону. Из него видно, что автор отнюдь не старается ни унизить, ни оскорбить работников охраны. Он за то, чтобы пропускной режим в порту был на должном уровне. Речь идет о другом. Каждый, уходящий с судна член экипажа получает справку-разрешение на вынос личных вещей. В ней обычно пишут "личные вещи". По нашему мнению, нет смысла дебатировать о том, что относится к личным вещам. Безусловно, к ним не причислишь ни краску, ни мотки капроновых ниток, ни промысловые сетки, ни тем более сельдь в банках.
Это, видимо, не требует особого доказательства. А. Ковба, автор фельетона, возмущается работниками пропускной, которые требуют подробный перечень личных вещей. Спрашивается, зачем перечислять, сколько у кого трусов и рубашек? A работники пропускной без этого перечня не пропускают людей и даже грубят им.
Вот тут-то действительно товарищи зря лбы расшибают. Такое усердие явно ни к чему. На самом деле — чемодан открыт, справка налицо, так и проверяйте на здоровье. Повторяем, капроновые сети, нити, сельдь, пластикатовые мешки никак не относятся к личным вещам.
Ну, хорошо. А что, если в справке вышеперечисленное имущество будет указано как "личные вещи»? Как поступят в таком случае работники пропускной? Видимо, справка такая их устроит.
Вот тут-то и загвоздка.
Таким образом, напрашивается вывод: кому нужна такая справка. По всей вероятности, нет смысла разводить лишнюю писанину, тем более учинять проверку личных вещей на судне членам экипажа. Этот вопрос и поднимает в своем фельетоне А. Ковба. Так что черное от белого всегда можно отличить.
Теперь возникает другой вопрос. Почему же расхитители общественного добра не получают наказание? Видимо, мало только фиксировать их имена. Надо, чтобы о них знали коллективы судов, чтобы ими занялись общественные организации, товарищеские суды. Можно бичевать их через газету "Рыбак Эстонии». Наконец, можно вывешивать их список прямо у проходной. Пусть о таких людях знают все. Пусть их моральное лицо будет видно всем.
Борьба с расхитителями народного добра должна быть широкой и беспощадной.
"А отдельные грубости и бестактность по отношению к морякам, допущенные со стороны работников охраны", о которых пишут тт. Кодинцев, Градиль, Вертиков, - надо изжить совсем. Есть официальные обращения, коими и следует пользоваться.
На контрольно-пропускном пункте должна быть объективная строгость, разумная. И ни один моряк на нее не будет в обиде.