0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (762)
Памяти РТМС-7507 «Саадъярв» и его экипажей. С оценкой «хорошо» – 19 03 1988
ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

закончил свой первый капитанский рейс капитан-директор РТМС-7507 «Саадъярв» Владимир Иванович Елисеев. Такая оценка была дана ему большинством служб на разборе рейса.

Разбор начался с несколько минорного тона: и в самом деле, начало рейса особых радостей не сулило. Работать приходилось в экономической зоне, в которой условия и правила промысла непредсказуемо могут измениться. Экипаж скомплектован был так, что все судоводители, включая капитана, в своих должностях выходили в рейс впервые. Среди команды были и новички, делавшие вообще свой первый рейс.
В самом начале промысла вышел из строя валогенератор, а затем — один из вспомогательных дизелей. К тому же работать предстояло по-новому, сокращенному штату — 75 человек. В бригадах обработчиков оставалось по девять матросов и, что вызывало вполне обоснованные сомнения, — был сокращен один из мастеров добычи, т. е. старший тралмастер должен был одновременно и руководить бригадой. Сократился и штат машинной команды. ... Словом, казалось, было с чего растеряться молодому капитану.
Но — было и крепкое ядро в экипаже. Сам Владимир Иванович прошел хорошую школу: от третьего штурмана до старпома он «рос» под руководством капитана А. Карнаухова, а у него есть чему поучиться. И ученик оказался способным, если Анатолий Андреевич не отказался от него после первых же совместных рейсов. Помощником капитана по производству на «Саадъярв» был направлен один из лучших, опытнейших наших технологов А. Матвиенко, а старшим механиком — Ю. Смирнов, который не только имеет богатый опыт, но и досконально знает именно это судно, а ведь, перефразируя известную пословицу, можно сказать «что ни судно, то свой норов». И, самое главное, умеют они работать с людьми, организовать, направить коллектив.
Когда вышел из строя валогенератор, то вся машинная команда взялась за дело, не глядя на часы, не подсчитывая вахты. Стармех, Юрий Васильевич, работал наравне со всеми, и, пожалуй, его личный пример был основной «движущей силой».
Необходимые материалы, ЗИП получили от ПЭ-1, причем, очень оперативно. Решили справиться своими силами, не теряя времени, Справились.
А вот с ВДГ было сложнее, отремонтировать быстро не удалось и около месяца пришлось работать одним бортом. И особенно обидно было то, что рыба-то в это время шла хорошо! Когда технику наладили, и работать можно было бы в полную силу, подвел «человеческий фактор». Непонятно, на что рассчитывал отдел кадров, направляя на судно машинистом РМУ человека, который об этой работе имел весьма приблизительное представление. Собственно, Б. Махров в то время был еще только практикантом ТМШ.
Или надежда была на то, что второй машинист РМУ А. Оборовский установку и работу знает и подучит новичка? Но когда рыба идет бесперебойно и надо самостоятельно нести вахту, познавать азы уже поздно, И так А. Оборовскому пришлось, отработав свою вахту, ликвидировать то, что успел «наработать» напарник, чтобы хоть одну смену РМУ могла работать нормально.
Кончилось тем, что Б. Махрова пришлось списать, и, пока с берега пришла замена, муку на его вахте варили стармех и механик-наладчик. Это и позволило в какой-то мере подтянуть показатели по вылову, не упустить наиболее благоприятную промобстановку.
Но особого акцента на эти помехи в экипаже не делали. Так же, вполне по-деловому, отнеслись и к наличию новичков: дескать, когда-то и сами новичками были. Молодежь прикрепили к наставникам, в число которых вошли старший механик Ю. Смирнов, электромеханик Г. Запольский, второй механик Н. Ганжа, мастер обработки Я. Платонов, мастер добычи Г. Булах и другие. Все они имели богатейший производственный опыт и умели его передать другим. Словом, уже через месяц-полтора о неопытности новичков и разговоров не было. Молодые матросы А. Тяхе, Л. Башкевич, О. Чернега к концу рейса были отмечены, как передовики производства. Но то к концу...
С начала рейса, несмотря на большую загруженность по своей основной работе, никто из наставников на эти свои обязанности не смотрел, как на излишнюю нагрузку. «Так это же тоже наша основная работа — учить молодежь», — считали они. Помощник капитана по производству А. Матвиенко, сам начинавший когда-то матросом-обработчиком, порекомендовал мастерам, как лучше сформировать бригады, чтобы компенсировать сокращение штата.
Но вот сокращение одного мастера добычи себя не оправдало. Старшего мастера добычи, которой, предполагалось, будет вести смену в одной из бригад, пришлось, все же, оставить только старшим — освобожденным — мастером добычи, а в бригаду назначили наиболее подготовленного матроса-добытчика А. Наумкина.
Главной своей задачей первый помощник капитана Л. Воробьев считал общение с экипажем. Только зная людей, их настроение, взгляды, интересы можно правильно, целенаправленно вести воспитательную работу, считал он, только при этом условии можно в короткий срок рейса создать на судне дееспособные, для дела, а не для отчетов, общественные организации, на практике привить вкус к демократичности, гласности, вызвать активность всего экипажа в решении вопросов и проблем промысловой работы. Эта цель была достигнута.
На общесудовых собраниях, советах экипажа обсуждались текущие дела, такие, как работа в новых условиях сокращенным штатом, оплата труда, итоги по отдельным этапам рейса, выполнение коллективного договора.
Судовой комитет, которым руководил Ю. Смирнов, на своих заседаниях заслушивал начальников служб, в том числе и заместителя председателя судкома технолога А. Матвиенко. Характерно, что на таких заседаниях разговор шел о положительном опыте работы, о воспитании молодежи старались внушить экипажу уверенность в успехе.
Еще в самом начале рейса, когда дела шли, как говорится, «не ахти», решили вызвать на соцсоревнование РТМС-7528 «Вагула», который начал работу примерно на месяц раньше и к приходу на промысел «Саадъярва» уже более или менее стабилизировался и, к тому же успел поработать на «большой рыбе». Вступили в соревнование, не пугаясь всех, казалось бы, неблагоприятных обстоятельств. И видимо, этот настрой на непременный успех во многом помог выиграть соревнование.
Вообще сетований на трудности, на отсутствие нужной рыбы, транспортов, на сложности работы в экономической зоне на судне были «не в моде». То есть, все эти трудности были, и не одну ночь капитан глаз не сомкнул, пытаясь найти выход, были и сомнения, и долгие беседы с первым помощником, начальниками служб, вспоминались уроки Анатолия Андреевича Карнаухова (ох, как не хватало его в эти минуты, но через два океана не посоветуешься!), но не было одного — неверия в собственные силы и — главное — сомнений в экипаже... А потому и у экипажа не было сомнения в своем молодом капитане. Не навязывая, не давя должностью, доверительно советуясь, Владимир Иванович добивался доверия и командиров, и всего экипажа.
Вместе с доверием пришли и уважение, и авторитет. А это — гарантия успеха,
И гарантия оправдалась. Плановые задания были перевыполнены по всем основным показателям. Рейс прошел для экипажа результативно не только в смысле материальном, но, что не менее важно, и в моральном, как бы поднял людей на какую-то более высокую ступень гражданственности, ответственности за порученное дело и лично, и за весь коллектив.
Большая часть экипажа пожелала и в следующем рейс пойти с этим капитаном, а это — лучшая характеристика для руководителя.
Да, первый капитанский рейс всегда нелегкий. Это своего рода экзамен на зрелость, не только профессиональную, но и гражданскую, нравственную. Владимир Иванович Елисеев этот экзамен выдержал.

Н. МОЛЧАНЮК.
Последний рейс «Каскада» - 25 02 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно работники объединения простились с еще одним "верным боевым товарищем" - сдан нас лом БМРТ-431 Каскад".
Он был построен на Николаевском судостроительном заводе и 28 октября 1965 года введен в эксплуатацию Эстонского производственного управления рыбной промышленности. Первый капитан "Каскада" - Александр Владимирович Чеботарев.
Первый рейс "Каскад" совершил в ЦВА. Позже из-за плохой промысловой обстановки судно перешло в ЮВА. Здесь с рыбой стало получше. В рейсовом отчет записано: БМРТ плохо обеспечивался плавбазами, не успевал обрабатывать рыбу.
Плановое задание первого рейса экипаж "Каскада" выполнил на 114 процентов. 14 человек получили Почетные грамоты, 15 были занесены на судовую Доску почета. Многие из тех, кто впервые «осваивал" «Каскад», и сейчас трудятся в нашем объединении. Это — первый помощник капитана Александр Трофимович Ковба, старпом Николай Петрович Леонтьев, помощник капитана по производству Августина Семеновна Моисеенко, старший механик Леонид Шевелевич Мускевич.
Немало промысловых рейсов сделал за 22 года работы в «Эстрыбпроме» БМРТ-431 «Каскад". Не одну тысячу тонн рыбы подняли из океанских глубин его тралы. И вот — «ветеран» отправился в последний путь в Польшу, куда его повел капитан Виктор Алексеевич Соколов.

Фото Р. ЭЙНА
Памяти ПБ «Станислав Монюшко» и ее экипажей. КАК В ПЕРВЫЙ РЕЙС... - 09 02 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

... Еще несколько минут — и в рыбцех плавбазы, серебряной рекой потечет рыба. Впереди с полным уловом оживает подхода «кошелек» и экипажу базы предстоит поистине ювелирная работа — швартовка к «малышу». Здесь, кроме опыта, нужна особая — капитанская — интуиция, "шестое чувство», подойти так, чтобы не колыхнуть, не допустить резкого рывка, иначе труд рыбаков может пойти насмарку: порвется невод и рыба уйдет, Высоко ценится умение капитанов швартоваться с первого подхода.
Именно так подходит к «кошелькам» капитан-директор ПБ «Станислав Монюшко» Арвет Прууль. Еще в недавнем прошлом, когда был он старпомом, а затем капитаном на ПБ «Фридерик Шопен», не только эстрыбпромовские «кошельки», но и колхозные, других флотилий, старались сдать рыбу именно на «Шопен», именно на вахте старпома А. Прууля. Знали — не только швартовка, но и все работы по сдаче рыбы, оформлению, пройдут, как говорится, без сучка, без задоринки.
Сейчас «Станислав Монюшко» под командой А. Прууля начинает новый рейс — в район Юго-Восточной Атлантики. Накануне выхода Арвет Эдуардович рассказал:
— Что говорить о предстоящем рейсе? Район ЮВА, как, впрочем, и другие районы Атлантики, теперь тоже можно отнести к сложным. И промысловая обстановка, и условия промысла требуют и опыта, и умения. Нам, т. е, плавбазе, ловить самим, конечно, не надо, но успехи наши будут зависеть от того, насколько успешно нас будут снабжать сырьем промысловики. Продукция — традиционная для плавбазы: мороженая, разделка, пресервы, а сырье — как попадется: ставрида, сардинелла. Постараемся, может быть, удастся разработать какой-либо новый вид пресервов. Ну, да это только пока что мечта. Хотя помощник по производству Ю. Кирин идет в этой должности впервые, но, по отзывам, человек энергичный...
О себе я тоже могу сказать, что иду в должности капитана-директора первый раз... на этом судне. На «Шопене»-то у меня практика есть, но каждое судно, даже однотипное, имеет свой «характер», свое «лицо». Так что, по крайней мере, в первое время, чувствуешь себя и в самом деле новичком. Рад, что главным механик идёт Анатолий Николаевич Акулов, он знает «Станислава Монюшко» досконально, а от машинной команды успех зависит не меньше, чем от наличия рыбы.
Да и ко всей остальной команде у меня претензий или сомнений нет.
Наш рейс будет проходить в период подготовки к XIX Всесоюзной партийной конференции, а это налагает особую ответственность. Так что уходим в рейс с хорошим настроением, как пойдут дела — сказать, пока не берусь. Знаете, рыбаки — народ суеверный, не даром нам желают «ни хвостика, ни чешуйки». Уверен в одном: работать будем в полную силу, сделаем все, чтобы выполнить рейсовое задание.
Ну что ж, «ни хвостика тебе, ни чешуйки», «Станислав Монюшко», и — полные трюмы!

Н. МОЛЧАНЮК.
Фото Ф. НИКИТЧЕНКО.
Памяти капитана Геннадия Сергеевича Масленикова. Юбилей капитана - 09 02 1988
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В лихую военную годину начал свою трудовую деятельность Геннадий Сергеевич Маслеников. «Все для фронта, все для победы!» — таков был лозунг дня, и 14-летний подросток, не жалея сил, работал в родном колхозе им. Урицкого Ярославской области. Военная служба забросила его в Таллин, на берега Балтики. За четыре года службы прикипел парень душой к морю. После демобилизации Г. Маслеников заканчивает в Пярну курсы судоводителей маломерных судов. После окончания курсов он год работал помощником капитана — капитаном на экспериментальной базе Министерства рыбной промышленности ЭССР. В 1953 году — 35 лет назад — пришел впервые Г. Маслеников в Таллинский морской рыбный порт. Старший помощник капитана спасательною буксира «Нарва" — так называлась его первая должность в порто флоте. Потом была учеба на курсах штурманов малого плавания, работа на Пярнуском рыбокомбинате, в Таллинской моторно-рыболовной станции.
Почти 30 лет назад — в марте 1958 года — перешел Геннадий Сергеевич в Таллинскую базу океанического рыболовного флота. Нелегко было осваивать океан на крошечных траулерах. СРТ-4291, 4510, 4425, 4589 — эти названия уже почти ничего не говорят молодым рыбакам. Ветеранам же они напомнят о многом. Пять лет отходил на СРТ старший помощник Г. Маслеников, а затем — вновь учеба. На сей раз Геннадий Сергеевич «грыз гранит науки» в Ленинграде, в мореходном училище Главного управления «Севрыба». В феврале 1964 года он окончил училище по специальности морское судовождение. СРТ и СРТР, ПР и РПР — много судов сменил Г. Маслеников на своем капитанском веку. Неоднократный победитель соцсоревнования, ветеран объединения, ветеран рыбной промышленности Западного бассейна, заслуженный работник "Эстрыбпрома» — таков послужной список бывалого рыбака.
Завтра Г. Масленикову исполнится 60 лет. Этот день, ветеран, как обычно, встретит на рабочем месте - на капитанском мостике НМС-0007.

Фото В. КРЮЧКОВА.
БМРТ-253 «Март Саар». РЕМОНТ ЗАВЕРШЕН УСПЕШНО - 28 01 1988
Борт БМРТ-253 «Март Саар» (по радио). Успешно закончив МРТО силами экипажа и предъявив судно Регистру СССР, вышли на промысел. Наш рейс проходит в период подготовки к XIX Всесоюзной партийной конференции, и, готовясь с честью встретить ее открытие, экипаж нашего судна включился во Всесоюзное социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение заданий третьего года пятилетки под девизом «Высокое качество труда — на каждом рабочем месте».
На общесудовом собрании экипаж принял повышенные социалистические обязательства: план по вылову и товарной продукции выполнить на 103 процента, по пищевой, заморозке, спецразделке, филе и жиру — на 102 проценте. А также сэкономить 3 процента ГСМ и 2 процента — промвооружения. Внедрить не менее трех рацпредложений.
Инициативу, добросовестность в работе показали сварщик И. Винниченко, токарь Н. Батталов, четвертый механик С. Самойлов, котельные машинисты А. Пономарев, А, Груздев и Н. Ткачук, матросы М. Родькин, В. Буренков и С. Никитин.
В ближайшие дни начинается наша работа на промысле.

А. САМСОНОВ, капитан-директор;
В. Носков, первый помощник капитана.
РТМС-7538 «Валгеярв». ПРОВОДИЛИ С ЧЕСТЬЮ, ВСТРЕЧАЕМ С УВЕРЕННОСТЬЮ - 07 01 1988
Борт РТМС-7538 «Валгеярв» {по радио}. Небывалого накала достигла трудовая атмосфера в последние дни минувшего года на РТМС «Валгеярв». Улучшение промобстановки во второй половине декабря внесло свои коррективы в настроение экипажа, конечные результаты его труда. За короткое время было не только ликвидировано имевшееся отставание от плана, но и сделан определенный задел на будущее, достигнуты первые победы в выполнении рейсового задания. Так план двух последних месяцев года по вылову выполнен более чем на 120 процентов, более чем в два раза перевыполнено рейсовое задание по выпуску муки.
В последний день 1987 года закончено выполнение рейсового задания еще по одному важному показателю — филе, что, кстати сказать, достигнуто на две недели раньше принятого дополнительного обязательства. «Виновницей» этого праздничного новогоднего
подарка стала бригада рыбмастера В. Корнилова, которая также, как вахты второго механика А. Никулина, третьего помощника капитана М. Неклюдова и бригада добычи (мастер С. Драгой) подтвердили в декабре звание победителей соцсоревнования. С чувством полностью исполненного долга проводил экипаж 1987 год, с чувством уверенности, оптимизма смотрит на год новый — 1988.

В. ВИЛЬЧЕНКО, капитан-директор;
В. КУРАПОВ, первый помощник капитана.
ПР «Саяны». ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО – 07 01 1988
Борт ПР «Саяны» (по радио).
Экипаж ПР «Саяны», заканчивая второй год XII пятилетки, добился за последние две недели декабря наибольшей производительности труда по выпуску мороженой рыбопродукции, что позволило выполнить оперативное задание на три дня раньше срока. При сложной промысловой обстановке в подрайоне ЦВА работают 18—20 «кошельков», их обслуживают три плавбазы, семь производственных рефрижераторов, то есть почти ежедневно не хватает сырья для работы на полную производственную мощность судна. При таком положении выход есть — выпуск пресервов. Возможности к этому в экипаже имеются, даже при новом сокращенном штате, но отсутствует банкотара. Поэтому полной отдачи технических возможностей судна, даже при квалифицированном экипаже, который есть у нас, мы еще не достигли. Надеемся на досылку банкотары в январе наступившего года.
Работой экипажа администраций судна довольна, трудно назвать лучших, все работают в этом рейсе хорошо, но, все же, можно выделить таких моряков, которыми флот должен гордиться: это матрос В. Хрусталев, мастер обработки А. Рачинский, матросы К. Черепанов, И. Онищенко, старший электромеханик Б. Суховей, электрик А. Федотов, мотористы Г. Старшинов и В. Тимашев, рефмашинист М. Снытко. При данном техническом состоянии судна и высокой квалификации не только командного, но и рядового состава, администрация судна уверена, что экипаж выполнит задачи, поставленные рейсовым заданием.

А. ЛЕНИН, капитан-директор;
И. РЫКОВ, первый помощник капитана.
РТМС-7583 «Куртна». Год завершен успешно - 05 01 1988
Борт РТМС-7583 «Куртна» (по радио]. Добиваясь повышения эффективности работы и высокого качества выпускаемой продукции, экипаж, заканчивая 1987 год, работал в ноябре-декабре с опережением рабочего графика по всем показателям. В том числе по вылову — 150 процентов, выпуску улучшенного ассортимента — 146 и выпуску товарной продукции — 128 процентов.
Досрочно выполнив план двух лет XII пятилетки, экипаж начал трудиться в счет 1988 года, приняв повышенные соцобязательства — выполнить по основным показателям план трех лет пятилетки к открытию XIX Всесоюзной конференции КПСС.
Хорошо работает весь экипаж над выполнением соцобязательства рейса. При подведении итогов за ноябрь победителями признаны вторая комплексная бригада (мастер обработки М. Вялый, мастер добычи М. Греля), вахта второго механика Л. Хуснутдинова.
Победителям соцсоревнования вручены переходящие вымпелы. В числе передовых членов экипажа отмечены матросы Д. Рацин, Н. Хаецкий, Е. Маковский, В. Попов, А. Черемис, В. Ларин, И. Буруян, машинисты РМУ B. Перле и Г. Чарин, механики-наладчики C. Гудзь, П. Иващенко, первый электромеханик В. Нагибин, моторист А. Тоцкий электросварщик В. Мекаев, боцман И. Яремчук, повар Л. Жуба, официантка-уборщица А. Хомчук.
Активно шла у нас и подготовка к Новому году. Подготовили концерт художественной самодеятельности, вечер отдыха при активном участии Деда Мороза, викторину, аттракционы, новогоднюю лотерею.
Интересно проходил и шахматно-шашечный турнир, посвященный 65-ой годовщине образования Союза ССР. Состоялся комсомольско-молодежный субботник, распространено 900 билетов лотереи ДОСААФ, Собраны членские взносы. Активно проходят занятия физкультурой, спортом. Словом, экипаж не только ударно трудится, но и отдыхает, настроен на хорошую работу в новом году, на успешное выполнение своих соцобязательств.

А. ЯКИМОВИЧ, первый помощник капитана;
В. ГЕРЦОГ, председатель судового комитета профсоюза.
Памяти Георгия Сергеевича Белогорцева. «За достижение наивысших результатов...» - 19 01 1988
Капитан дальнего плавания Георгий Сергеевич Белогорцев в эстонский рыбопромысловый флот пришел более тридцати лет назад. Естественно, не капитаном, а выпускником мореходного училища. Капитаном он стал четыре года спустя на СРТ-4481, в 1959 году. И сразу же зарекомендовал себя одним из наиболее перспективных промысловиков, вошел в число тех капитанов, которые осваивали новые, океанические, районы промысла, новые суда, новые способы лова.
Начав с Балтики и Северного моря, Георгий Сергеевич вышел затем во все районы Атлантики: от севера до юга. Сейчас молодым морякам кажется почти неправдоподобным, как СРТ — для них-то уже далекая история — доходили до крайних широт, не боясь ни океанских штормов, ни расстояний. Георгий Сергеевич подтвердит — доходили, не боялись, добывали рекордные уловы ...
Капитаном пришел Г. Белогорцев на один из первых БМРТ — БМРТ-355 «Антон Таммсааре». Но в этой должности пробыл недолго: в 1967 году вышел в море капитаном-флагманам (освобожденным). А затем, когда начал развиваться кубинский океанический рыбопромысловый флот, Георгий Сергеевич работал на острове Свободы несколько лет. По возвращению на Родину — снова море: капитан-директор на одном из первых «суперов» — РТМС-7507 «Саадъярв».
... Все оборвалось неожиданно и жестоко. В 1980 году медицинская комиссия не выпустила капитана Белогорцева в море. А дальше — труднейшая операция - на сердце и приговор — инвалидность. Но капитан — всегда капитан: одолел и этот «шторм»; — болезнь, вернулся в строй, в «Эстрыбпром». Только в другой должности; начальника АХО. Считалось — временно, а там снова на суда, хотя бы на ремонт... Но не зря говорится, что «временное» и есть самое постоянное: уже четвертый год командует Георгий Сергеевич хозяйством управления. И, пожалуй, это ничуть не легче, чем командовать судном, конечно, если вкладывать в это морскую, капитанскую добросовестность, чувство долга.
В честь 70-летия Великой Октябрьской революции Г. Белогорцев награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании», как сказано в тексте грамоты.
Во всей своей трудовой деятельности Георгий Сергеевич Белогорцев добивается только наивысших результатов ...

Н. Молчанюк.
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти РТМС-7583 "Куртна» и его экипажей. ...С НЕКОТОРОЙ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬЮ – 12 12 1991
Судно уходит в рейс

Через несколько дней РТМС-7583 "Куртна» начинает свой очередной шестнадцатый и второй в этом году рейс. На предотходном собрании перед вылетом капитан-директор С. Магадеев ознакомил экипаж с предстоящим рейсом. Основная его особенность — судно выходит без твердо оговоренного рейсового плана, только с суточными заданиями. План, таким образом, предполагается только ни стоимости товарной продукции, исходя из которой, будет начисляться заработная плата. При выполнении предложенной стоимости пай составит 6000 руб. и 33 процента инвалюты. А вот из чего будет складываться эта стоимость — решать экипажу на месте.
Работать судну предстоит в районе Юго-Западной Атлантики, в основном в экономической зоне Аргентины, на добыче путассу, макруронуса н кальмара. А вот, сколько какого вида, какую обработку — на усмотрение экипажа. Стимулом к «усмотрению» служит стимул материальный: чем выше стоимость выпущенной продукции, тем выше и зарплата.
И с продолжительностью рейса: запланировано 170 суток, но оговорено — исходя из возможностей подмены, он может быть продлен еще на 5 суток. Заход — один в конце рейса. Конечно, мало кому это нравится, но другого выхода нет. Рейс продлен до 170 суток из хотя бы частичного сокращения подмен, а оставлен один заход из-за необходимости предельной экономии валюты. Ведь каждый заход обходится достаточно дорого.
Словом, если раньше воевали против дотошной детализации плана, то сейчас непривычны некоторая неопределенность и собственная ответственность за результаты, с которыми придется ознакомиться у кассы.
Но особых тревог это не вызвало. Самостоятельности добивались давно, экипаж на РТМС-7583 в основе своей опытный. «Главный производственник» — помощник капитана по производству В. Герцог на этом судне сделал уже много рейсов, знает его возможности досконально. Ну, а что касается продукции, то Виктор Михайлович по праву считается одним из лучших технологов в объединении. Мастерами с ним идут А. Семенов и В. Гаврилов. И если второй из них пока что не имеет достаточного опыта, то Алексей Семенович таким опытом обладает с избытком и лучшего наставника для молодого специалиста не найти.
На таком же уровне профессионализма и квалификации находится и служба добычи, которой будет руководить помощник капитана по добыче Н. Бедарев.
У капитана-директора С. Магадеева нет сомнений относительно рейса, экипажем он доволен, если и есть в его составе новички, то Сергей Николаевич, несмотря на уже приобретенный опыт, еще не забыл, что и сам когда-то был новичком.
Что касается самого рейса, то на собрании вопросов, можно сказать, и не было. Все, в общем-то, понятно, хотя и не совсем привычно. Но — в процессе промысла «обкатается».
Определятся и суточные нормы, и наиболее рациональное использование сырья, и хозяйское отношение к материальному снабжению: сейчас и гофротара, и пластикатовые мешки и прочий упаковочный и вспомогательный материал, топливо по цене «кусаются»: почти все приходится покупать за валюту, но ценам, во много раз превышающем бывшие «союзные» и «министерские».
Но то, что у экипажа почти не было вопросов по рейсу, не означает, что они отсутствовали вообще. И первый, заданный из них, касался спецодежды. Почему сварщику, у которого объем палубной работы составляет более половины, не положена теплая спецодежда? Шапка — да. Ее дают, ну, а хотя бы теплая куртка? Ведь не в тропики судно идет. И совсем неубедительно прозвучали разъяснения представителя СМТО о нормах, установленных еще Минрыбхозом. которого сейчас нет, по крайней мере для нашего объединения. Правда, по рапорту капитана разрешается выписать несколько комплектов так называемой «дежурной» спецовки, которой при необходимости может пользоваться и сварщик. Но почему об этом узнают чуть ли не в день вылета?
Второй вопрос касался разрешенного груза на самолет. Бесплатных 20 кг не так-то много для полугодового рейса с учетом погоды на промысле. А многим, в том число механикам, да и другим специалистам, приходится брать с собой инструменты, хотя на какую-то толику дефицитных материалов, которых заведомо нет на судне. А всевозможная справочная литература? Не очень убедительно звучал ответ, что «на круг», на весь экипаж, может в среднем и получится по 20 кг.
Много вопросов было по новым таможенным правилам, которых, как можно понять, еще нет вообще, или они еще не доведены до объединения.
На собрании выступил помощник генерального директора — председатель правления АО «Океан» В. Пикат. Он вкратце рассказал о предстоящих переменах в объединении в связи с переходом с нового года на акционерную форму хозяйствования.
Несмотря на то, что собрание прошло организованно, по-деловому, в чем нельзя не отметить заслуги помощника капитана по кадрам В. Носкова. все же какая-то частица «вечера вопросов и ответов» была заметна. Не хватает по-прежнему информированности моряков. Если это трудно сделать в перерывах между рейсами, то надо это делать в рейсе. Только вот кто будет этим заниматься в новом году?

Н. МОЛЧАНЮК.