0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Советская культура, общественная жизнь, семья (231)
ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕХ – 05 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

День, когда вчерашнему ученику вручается аттестат о среднем образовании, всегда незабываем...
В Таллинской заочной средней школе моряков недавно состоялось торжественное вручение аттестатов зрелости. В группе выпускников — 24 работника из Эстонского морского пароходства и ЭРПО «Океан». Многие из них пришли на учебную сессию сразу после окончания рейса.
И вот, наконец, наступил этот долгожданный день. Позади остались школьные сессии, тревоги, а впереди — новые дороги, новые заботы... Выпускников ждут мореходки, морские высшие учебные заведения. Ведь учеба в средней школе лишь заложила тот необходимый фундамент, на котором каждый будет строить свое здание.
Но это уже завтрашний день. А сегодня они расстаются со школой, со своими учителями. Расстаются, но не навсегда. Так уж повелось здесь, что как бы редко ни были выпускники на берегу, они обязательно заглянут на улицу Туукри, чтобы повидать своих учителей.
А в тот радостный и вместе с тем немножко грустный день бывшие ученики последний раз собрались все вместе в одном из учебных классов. Добрыми словами напутствуют их педагоги, завуч Л. К. Самойленко, директор Л. В. Григорьева. Все они сердечно поздравляют выпускников с окончанием средней школы, желают им больших успехов в труде и дальнейшей учебе, большого человеческого счастья.
Приказ начальника ЭРПО «Океан» о поощрении работников объединения, успешно окончивших заочную среднюю школу моряков, зачитывает инженер по подготовке кадров И. А. Красильникова. Она же вручает выпускникам почетные грамоты и памятные подарки. Закончили школу моторист Борис Дамаскин, матрос Михаил Матухно, машинист РМУ Владимир Прокофьев, матрос Петр Яценко и еще трое их товарищей — работников объединения. А уже на следующий день все они разошлись по своим судам, чтобы продолжить нелегкий рыбацкий труд.

(Наш корр.).

НА СНИМКЕ: настал час расставания. Директор заочной средней школы Лидия Викторовна Григорьева прощается с выпускниками.

Фото М. Никоноровой.
Памяти ТР "Аугуст Якобсон" и его экипажей. ОТСТУПИ БЕДА- 01 01 1976
Советский образ жизни

-...А есть ли вообще смысл в подобной конспирации?...- возразил Виктор Трифонов, главный механик транспортного рефрижератора "Аугуст Якобсон".
- Что постыдного для него лично во всей этой истории? Ну, попал мальчишка в беду. С матерью не повезло. С отчимом - тем более. Родину потерял, на чужбине оказался. Его-то вины - никакой. А Родину мы ему вернули. Семья - вроде ведь уже договорились обо всем?
- Ну, ты это брось - "вроде", - заговорил невысокий плотный моряк, до сих пор сидевший молча в каюте. - Команда решила единогласно, и дело начальства - юридически оформить шефство над мальчонкой. Успеете? Завтра - послезавтра выход...
— Постараемся, — ответил «главный». — Предлагаю покончить на этом: Алим есть Алим, и не инкогнито, а как есть - Агамбеков. Сын экипажа ТР «Аугуст Якобсон". Так что — без «конспирации». Последние слова относились к автору этих строк, поскольку разговор в каюте главного механика шел о том, упоминать ли в газете подлинное имя Алима — мальчишки, ставшего сыном экипажа судна, или просто рассказать о самом факте усыновления мальчонки с необычайно трудной судьбой.
С ним моряки «Аугуста Якобсона» встретились этим летом в одном из африканских портов, куда заходил транспортный рефрижератор с грузом экспортной рыбопродукции. Немало их — мальчишек с разным оттенком кожи, донельзя худых и голодных, с пронзительными криками или молча вертелось у судна. На Али сразу обратили внимание — говорил по-русски. Кое-как, правда, что называется — с пятого на десятое, но откуда это у мальчонки?
— А тут беда, ребята, случай особенный... — сказал морякам советский консул, побывавший на судне.
От него и узнали на «Аугусте Якобсоне» печальную историю Али, как звали мальчонку с грустными каштановыми глазами.
Родился в Москве. Несколько лет спустя мать повторно вышла замуж - за студента-африканца, учившегося в Советском Союзе, и Али оказался на чужбине. Никто не знает - ни консул, ни тем более моряки, почему и как, но стал пасынком в новой своей семье мальчонка, родившийся в Москве. И, видно, собственная мать не имела права вступиться за своего первенца, когда отчим - ставший вроде каким-то "солидным" чиновником или бизнесменом - распорядился держать Али на положении детей прислуги.
Каким-то образом об Али узнали в советском консульстве. Устроили в местный французский колледж, помогли с одеждой, подкармливали, иначе пропал бы, затерялся паренек среди сотен таких же бездомных, бесприютных ребят, предоставленных самим себе в большом и равнодушном портовом городе.
...Конечно же, мать не возражала против возвращения Али "домой", в Советский союз. Более того, она просила дать от ее имени телеграмму сестре в Москву, которая "конечно же, будет рада взять Али". Но сестра не ответила. И тогда собрались в каюте капитана-директора «Аугуста Якобсона" Аркадия Нехаева первый помощник Отто Вооглайд, парторг экипажа Виктор Трифонов и старший помощник Иосиф Кучеровский. — Судьба Али теперь зависит только от вас, — сказал им консул.
Так Али стал «сыном экипажа» транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон». Два месяца, пока судно находилось в районе промысла, моряки готовили его к учебе в советской школе. Старпом И. Б. Кучеровский и главный механик В. В. Трифонов занимались с ним математикой н физикой, матрос Николай Хабло — русским и литературой. Учеником Али оказался смышленым и настойчивым, «корабельный университет», по оценке моряков, закончил с отличием...
Ох, как хотелось этим людям, чтобы желаемое обернулось действительностью! Кто осудит их за излишнюю восторженность? Ведь каждый член экипажа «Аугуста Якобсона» чувствовал личную причастность к судьбе мальчугана, оказавшегося столь неожиданным образом на борту судна, каждый стремился внести хоть какой-нибудь личный вклад в устройство новой судьбы Али. (Кстати, в тот день, когда я побывал на транспортном рефрижераторе, готовившемся уйти в очередной рейс в Атлантику, моряки договорились помочь Али Агамбекову материально).
По возвращении домой, на Родину, стал Али учеником 7-го класса Таллинской 51-й школы. И снова все пришлось начинать с азов — в прямом смысле. С букваря — директор школы Антонина Александровна Любимова лично стала заниматься с новым учеником, восстанавливая и совершенствуя забытую им родную речь. Она и завуч — Валентина Петровна Раяпуу, заместитель директора детского дома, где стал жить Али, Тамара Ивановна Титова составили специальное расписание дополнительных индивидуальных занятий с ним по всем предметам. Словом, нельзя найти и среди педагогического коллектива, и среди учеников школы, воспитанников и работников детдома человека, который остался бы глух и равнодушен к судьбе Али Агамбекова. Ибо, кик и экипаж транспортного рефрижератора «Аугуст Якобсон", школа и детдом, равноправным членом которых стал Али Агамбеков, представляют собой частицу советского общества.

М. ЛЕОНТЬЕВ.
БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». ВЫСТАВКА "УМЕЛЫЕ РУКИ" - В РЕЙСЕ - 29 11 1977
Надолго покидает рыбак берег, уходя в море на промысел, который длится без малого полгода. Какой же большой и важной задачей комсомольской организации является организация досуга экипажа, различных культмассовых мероприятий.
...В недавно закончившемся рейсе БМРТ-246 «Антс Лайкмаа» на судне было проведено несколько викторин на различные темы, организован шахматно-шашечный турнир, а когда позволила погода — соревнование на первенство судна по стрельбе из пневматической винтовки и соревнование по волейболу между бригадами и службами.
Финальные игры в шахмат-но-шашечном турнире проводились во второй половине рейса. В долгой и напряженной борьбе первые три призовых места по шахматам заняли: электрогазосварщик Алексей Черкасов, рефмеханик Анатолий Дмитриев и матрос первого класса Николай Вайн. В шашечном турнире призовые места поделили между собой матрос второго класса Вячеслав Марышев, электрогазосварщик Алексей Черкасов и повар первой категории Анатолий Котляр. Победители награждены дипломами и памятными подарками.
В соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки в финал вошло десять человек. После упорной борьбы турнирную таблицу возглавили матрос второго класса Сергей Элошвили, старшин матрос Альберт Пржевальский и электромеханик Юрий Пименов, набравшие максимальное число очков.
Интересно прошли соревнования по волейболу. Команды подобрались сильные, сыгранные. После упорной и острой борьбы первое место завоевала команда второй бригады, капитан команды Михаил Стихарев.
По-разному проводят свободное время члены экипажа. Кто учится играть на каком-либо музыкальном инструменте, кто увлекается художественной литературой, третий готовит контрольные работы. Но, видимо, на любом судне имеются и такие люди, которые свой досуг посвящают изготовлению различных поделок. Была бы фантазия, терпение и усидчивость — и вот уже сувенир готов...
Большой и неподдельный интерес на судне вызвала выставка «Умелые руки», организованная судовым комитетом (председатель Анатолий Красовитов) совместно с комсомольским бюро (секретарь комсомольской организации Сергей Субачев). На выставке было представлено более 20 экспонатов, изготовленных из различных подсобных материалов членами экипажа.
Специальное жюри в составе Алексея Черкасова, Вячеслава Ведерникова и Владимира Тырсина подвело итоги конкурса. Лучшими по моделированию признаны работы электрорадионавигатора Юрия Акулова (макеты парусников, деревянный кубок, обрамленный затейливым орнаментом); резьбе по дереву и пластике — машиниста РМУ Анатолия Гончара (портрет Сергея Есенина, картина «Мальчик у стены»); выжиганию с последующей раскраской — матроса второго класса Федора Бойко (парусный фрегат). Из рукоделия особым успехом пользовалась работа пекаря Нины Черниковой, которая представила на выставку дамскую сумочку. Любопытна и интересна работа электрика Эдуарда Томашина, который изготовил макет действующего маяка.
Надо ли говорить, что организованная в рейсе выставка пользовалась исключительным интересом у всех моряков -каждому она доставила огромное эстетическое удовольствие.

E. БЕЛОГОЛОВЦЕВ. первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

судовые умельцы Ю. Акупов (справа), А. Гончар,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Э. Томашин (справа), Ф. Бойко со своими поделками.

Фото И. Шперова.
«СПАСИБО», - ГОВОРЯТ МАВРИТАНЦЫ – 15 10 1977
В плане подготовки иностранных специалистов в мореходных училищах нашей страны учатся и проходят подготовку посланцы дружественных нам стран и народов Африки.
При Таллинской мореходной школе прошли четырехмесячную практику будущие моряки из далекой Мавритании. На днях они вышли в море на специальном судне "Сметливый», для закрепления навыков в управлении судном, механизмами и приборами, несения самостоятельной вахты.
...Знакомимся с руководителем стажеров — штурманом, будущим капитаном судна Мохамедом Улед Этманом. Он хорошо говорит по-русски.
—Хочется выразить сердечную благодарность за внимание и заботу о нас всем, с кем нам пришлось встречаться в процессе прохождения практики, — говорит руководитель стажеров. (Теоретический курс мавританцы прошли в Алжире). — Особое спасибо преподавателям, команде судна, его капитану Александру Петровичу Морозу, Мы чувствуем себя здесь, как дома.
Судно готовится к выходу в море. В ходовой рубке у руля занимает место Веле Мамаду. На вопрос, как он себя чувствует в такой ответственный момент, рулевой отвечает;
— Я рад. И готов к несению вахты. Чувствую себя уверенно. Хорошо нас научили и в школе, и на судне.
В машинном отсеке хлопочут у механизмов мотористы. Одного взгляда достаточно, чтобы утвердиться в мысли: и Малик Гей, и Мохамед Абей, и Омар Амаду и их товарищи готовы к несению вахты без помощи и контроля со стороны команды. Каждый из них с благодарностью отзывается о старшем механике Валерии Ивановиче Сурове, втором механике-дизелисте Геннадии Николаевиче Танаеве. Старательно передавали преподаватели свои знания и практический опыт друзьям из Мавритании.
У каждого стажера — нетерпение. Скорей бы на морской простор. Именно там, в море, предстоит им выдержать последний экзамен и... на родину, к самостоятельной работе.
— Хочется домой? — спрашиваем у руководителя стажеров. Мохамед Улед Этман улыбается:
— Конечно, хочется. У нас климат теплее. Зато люди ваши, согревают нас здесь своей теплотой и дружелюбием.
— А вообще-то, хотелось бы посмотреть на ваш праздник 60-летия Октябрьской революции. Много хорошего мы увидели. Счастливо живет советский народ. Чуткий и сердечный. Спасибо вам за все...
Сигнал аврала. Через короткое время судно снимается со швартовов и берет курс в море. На вахте — стажеры из Мавритании.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

У руля — Веле Мамаду. Справа — капитан судна А. П. Мороз, в центре — переводчик А. Токарев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Электромеханики Сар Мамаду н Эм Бодж Хусейну па вахте.
Фото автора.
ШКОЛЕ МОРЯКОВ - ДВАДЦАТЬ– 06 10 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Директору Таллинской заочной средней школы моряков т. Григорьевой Л. В., секретарю парторганизации т. Прохорову В. Д., председателю местного комитета т. Березневой Г. С
.
ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!
Горячо поздравляем вас и весь педагогический коллектив, учеников и выпускников Таллинской заочной школы моряков с 20-летием ТЗСШМ!
С большим удовлетворением отмечаем, что ваш дружный коллектив с честью выполняет стоящие перед ним задачи. За 20 лет работы контингент учащихся школы вырос до 750 человек, успеваемость поднялась до 80%, школа выдала аттестаты о среднем образовании более 1300 учащимся.
За большие трудовые достижения десятки выпускников школы — молодых рыбаков объединения «Эстрыбпром» награждены высокими правительственными наградами, многие стали хорошими специалистами флота, руководящими работниками.
От имени всех работников объединения благодарим коллектив школы за активную работу по повышению общеобразовательного уровня молодых рыбаков и выражаем уверенность, что, выполняя исторические решения XXV съезда КПСС, вы и в дальнейшем будете добиваться успехов в этом благородном деле. Желаем вам плодотворной работы, новых успехов в деле обучения и воспитания кадров флота рыбной промышленности
ТЕНОСААР, КУСТАРНИКОВ, СЫПАЧЕВ.

Начавшийся новый учебный год для Таллинской заочной средней школы моряков богат событиями. Школа готовится встретить 60-ю годовщину Великого Октября новыми успехами в учебно-воспитательной работе и отметить памятную дату — 20-летие со дня открытия.
В своей работе педколлектив руководствуется решениями XXV съезда КПСС и постановлениями Совета Министров СССР. Педагоги стали больше уделять внимания идейно-политическому, нравственному, интернациональному воспитанию учащихся, их умению самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной и политической информации.
К новому учебному году школа выполнила план комплектования на 107 процентов. К учебе приступили 750 моряков. Большим достижением педколлектива является то, что в закончившемся учебном году успеваемость равнялась 89 процентам. 210 моряков получили аттестаты о среднем образовании, 603 ученика полностью выполнили программу. Вначале у нас занималось всего 300 человек, а сейчас число учащихся увеличилось почти втрое. Успеваемость в первые десять лет едва достигала 20—30 процентов. В 1958 году лишь 11 человек получили аттестаты, в 1967 году — 31, в 1971 году уже 100 учащихся, а в нынешнем — 210. За 20 лет 1346 моряков окончили школу и получили аттестаты. Многие из них уже имеют специальное образование. Назову некоторых. Это капитан Виктор Федорович Решетников, первый помощник капитана Александр Яковлевич Якимович и другие. Наши выпускники Кирилл Узун — четвертый штурман, Валентин Архипов — третий штурман, Зиновий Манжурец — мастер добычи.
Мы рады, что все наши выпускники хорошие производственники, полезные люди. Школа выработала свою систему обучения, приспособленную к специфике работы наших учащихся—рыбаков. Учебные сессии у нас проходят, как правило, в удобные для моряков дня. Мы проводим по три — четыре дублирующих сессии. Это позволяет каждому присутствовать на занятиях. В прошлом учебном году 262 моряка побывали па сессиях. Их учат умению работать с учебниками, схемами, справочным материалом, формируют навыки самопроверки, проводят лабораторные и практические работы.
Для тех, кто не имеет возможности приехать, проводятся занятия и индивидуальном порядке. Большую помощь учащимся оказывают учителя, выходящие с ними в море — Э. Вээборн, П. Федоров. А. Семенов, А. Щербак, Б. Артюхов, А. Овчинников. Все они — опытные педагоги, любящие свою работу, умеющие организовать учебу в морских условиях. Это обеспечило хорошую успеваемость учащихся из плавсостава. Лучше всего учеба была организована на плавбазах «Рыбак Балтики», «Станислав Монюшко», «Фридерик Шопен». Хорошей учебе способствовали первые помощники капитанов В. Кожевников. Н. Ермолаев, Н. Суслин, В. Жуковский, П. Чалов, В. Васильев.
Много добрых слов можно сказать в адрес заведующей консультационным пунктом А. Шкутько, общественных консультантов В. Мальцева, М. Родителева, В. Ковалева, Л.
Блохиной, В. Нечаева. Они принимали зачеты по математике, физике, астрономии. Консультантами было принято за учебный год более тысячи зачетов.
Школа работает в тесном контакте с руководством объединения «Эстрыбпром». Мы чувствуем постоянную заботу генерального директора «Эстрыбпрома» В. Теносаара, секретаря парткома В. Кустарникова, председателя профкома И. Сыпачева, зам. генерального директора Н. Митюрева. Систематически оказываю т по мощь школе Ю. Коротков, И. Красильникова и другие. Неоднократно учителя приглашались на заседания парткома, в от дел кадров.
Со дня открытия пашей школы трудится Лидия Кириллов на Самойленко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, человек, горячо любящий свое дело. Много сил, здоровья отдает она школе, учителям и учащимся, пользуется заслуженным авторитетом. Ветеранами школы, хорошо знающими методику работы с моряками, являются также учительница математики Галина Сергеевна Березнева, Тамара Ивановна Севостьянова, учительница литературы.
Большую работу проводит в консультационном пункте при Таллинской мореходной школе Бетти Яковлевна Коган, здесь молодежь приобретает не только профессию, но и получает среднее образование.
Встречая юбилей Октября педколлектив школы полон решимости, повысить эффективность и качество преподавания, улучшить методику обучения и воспитания моряков, в тесном содружестве с руководством и парткомом Эстонского рыбопромышленного производственного объединения "Эстрыбпром» добиться хороших результатов в начавшемся учебном году.


Л. ГРИГОРЬЕВА, директор Таллинской заочной средней школы моряков.
ГОСТЕПРИИМНЫЙ «БРИ3» - 06 08 1977
«Бриз» стоял в порту Ломе. Облокотившись на фальшборт, молодой негр что-то старательно писал на клочке бумаги. Рядом, наклонившись к нему, стоял матрос Андрей Долматов.
- Что вы тут делаете? - спросили мы, проверяя вахтенную службу. Чернокожий курчавый юноша привстал и повернулся к нам. Он улыбнулся и, блеснув белыми зубами, ответил:
- Изучаем русский язык! Мы удивились - чистая, без всякого акцента русская, совсем наша речь!
На листе бумаги виднелись аккуратно выведенные слова: «Добрый день», «Я хочу работать», «Я хочу есть», «Володя Афррикан"...
- Меня зовут Володя Африкан, - отрекомендовался курчавый юноша и поведал нам свою короткую биографию. Матери, отца у него нет, родственников также. Рос и воспитывался, где придется, но главный приют нашел на советских судах, приходящих в Ломе. Он хорошо запомнил их имена - «Бриз», «Бора», "Иней», «Приволжск», «Обуховская оборона». Здесь он был завсегдатаем — обедал, общался с матросами, помогал им в работе, смотрел кино. Ну, и, конечно, научился русскому языку, получил прозвище Володя Африкан (настоящая его фамилия Фуми Комлави).
- Работать надо, Володя! — заключили мы. — Ты уже не маленький.
Но Володя молчал, печально опустив голову. Он уже устал объяснять всем и каждому, что тут, в Ломе, не так-то просто устроиться на работу, тем более без паспорта, а паспорта у него нет. За него надо платить 1700 франков.
Две недели мы выгружались в Ломе, и каждый день с утра до ночи Володя Африкан обитал на «Бризе». Здесь он охотно помогал портовым рабочим выгружать рыбу, смотрел кино, мы его угощали флотским борщом. Боцман дал ему, рубашку, кто-то сандалии, кепку. Приодели парня — любо посмотреть.
Когда «Бриз» отходил от причала, Володя Африкан стоял ближе всех к приподнятому трапу. Он приветливо махал рукой и громко по-русски кричал: «До свидания!».
Сколько подобных встреч и расставаний бывает в нашей моряцкой жизни. Сколько хороших и верных друзей мы находим в каждом порту!
12 июля на «Бризе» был очередной «День открытых дверей». На борт судна с утра пожаловали тоголезские пионеры. Синие береты, белые рубашки, красные галстуки. При встрече поднимают руку и на своем языке произносят «Будь готов!». Как все это близко и дорого нам, выросшим из пионерии!
Дети побивали на капитанском мостике, в штурманской рубке, машинном отделении. В красном уголке посмотрели киножурнал «Солнечная Грузия», познакомились с нашими стендами, наглядной агитацией. На память о посещении «Бриза» пионеры сфотографировались, получили открытки с видами Таллина, значки сувениры. Довольные, сияющие, они покидали борт гостеприимного «Бриза».
На смену детям прибыла делегация рабочих ремонтно-механического завода. Взоры гостей остановились на красочно оформленных стендах -«Таллин» и «Советская Эстония». Старший помощник капитана Энн Веедлер обстоятельно рассказал о своей Родине, о ее развитии и процветании.
К вечеру на борт поднялась в полном составе тоголезская семья: муж, три жены и дети. Интересная встреча! Рядом женщины Советского Союза и Африки, белые и черные, свободные и угнетенные. Невольно завязывается оживленная беседа о положении женщин в Стране Советов.
Африканки переглядываются, они с трудом верят, что есть такая страна, где женщин с высшим образованием больше, чем мужчин, где женщин врачей, учителей также больше, чем мужчин. Улыбки сомнения появляются на их лицах, когда они узнают, что в Советском Союзе не принято иметь несколько жен. И, возможно, поэтому, увидев в каюте семейную фотографию, одна из негритянок казала:
— Такой большой начальник только одна жена!
Каких только встреч не бывает в заграничном плавании! Но что характерно — советские моряки всегда дорожат своей честью, берегут честь своей Родины. Присущее советскому человеку чувство интернационализма всегда находит подтверждение в их делах и поступках.
В порту Лагос к нам обратился капитан греческого судна «Амфитрити». Он просил помочь в ремонте радиолокационной станции. Каждый моряк понимает, что на судне без локатора, как без глаз. И мы, конечно, не отказали. К грекам направились наши радиоспециалисты В. Закопаев, Н. Богданов. Работа оказалась трудоемкой, неисправности выявились и в приемопередатчике, и в блоке питания, и в вентиляторе. Кроме того, был неисправен гирокомпас. Два дня возились наши специалисты, но дело свое сделали. Капитан горячо благодарил и восхищался их мастерством.
На другом греческом судне «Феофилоск» вышла из строя гидравлическая палубная система. Бездействуют грузовые лебедки и брашпиль. А нам с этим судном работать, перегружать на него рыбу! И опять же выручили наши специалисты. Второй механик В. Вихер, токарь Л. Марчук сварщик И. Кисляков за три часа устранили неисправность, и «Бриз» продолжал сдачу рыбопродукции.
Нередко просят нас и об оказании медицинской помощи. Наш судовой врач Владислав Чебыкин в таких случаях всегда безотказен.
Невелика на «Бризе» «Интернациональная группа» — всего 7 человек, но она проводит большую и важную работу. Во многих странах Европы и Африки бывает «Бриз", и всюду экипаж его встречают с желанием, тепло и приветливо.

В. ВАСИЛЬЕВ, первый помощник капитана ТР «Бриз».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тоголезские пионеры на борту «Бриза».
Фото А. Лихуша.
Памяти Лидии Викторовны Григорьевой. ДИРЕКТОР, ПЕДАГОГ, ПСИХОЛОГ - 02 08 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВДНИ УЧЕБНЫХ сессий в Таллинской заочной школе моряков многолюдно восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый классы — меняются предметы, расширяются кругозор учащихся. И вот позади зачеты и экзамены — вчерашним ученикам вручают аттестаты. Сколько таких торжественных радостных и немного грустных минут было у директора школы Лидии Викторовны Григорьевой? Пожалуй, не счесть, как трудно сосчитать и всех тех, с кем в течение 30 лет щедро делится она знаниями, эрудицией богатством души, любовью к своему предмету, кому остается добрым наставником и спустя много лет после окончания школы. Бывшие ученики — частые ее гости. И не удивительно. Приветливость и особенная благожелательность этой женщины общеизвестны. Эти ценные человеческие качества Лидия Викторовна сумела пронести через всю жизнь.
Первые десять лет работы связаны с Пярну. Кажется, это было совсем недавно. Молоденькая учительница литературы и русского языка спешит на урок.
- В обычной школе мне почему-то всегда доставались так называемые трудные классы, трудные ученики. Но я довольна: трудно - значит интересно. Всегда удавалось находить общий язык с детьми. Ведь душа ребенка открыта, нужно только понять ее. И ни в коем случае не допускать фальши. Главное — увидеть в ребенке человека, хорошего человека. И тогда легко раскрывается душа и устанавливается взаимопонимание.
Так, почти тридцать лет назад, Лидия Викторовна Григорьева сдала главный экзамен - испытание на выдержку, доброту, человечность.
Молодая учительница росла вместе со своими учениками: сначала преподавала в начальной школе, затем в 5 и 6 классах.
В пярнуской школе был в ее классе парнишка. Учился неважно, и с дисциплиной было плохо. В общем, немало забот принес он своей учительнице, но молодой педагог не-растерялась, сумела подружиться с мальчиком, сумела найти и развить то хорошее, что было в нем. Прошли годы. И вот недавно Лидия Викторовна встретила своего бывшего ученика. Он закончил школу, выбрал профессию моряка и трудится сейчас в объединении "Эстрыбпром». Стал хорошим производственником, в коллективе пользуется заслуженным уважением. Разве это не награда?
В Таллине до прихода в заочную школу Л.В. Григорьева работала в 23-й школе. Здесь же началась ее активная творческая деятельность. Она занималась изучением психологии учащихся, вопросами повышения эффективности учебного процесса в преподавании русского языка. Ею были разработаны карточки по составу слов в помощь учителям начальных классов: 10 видов работ нарастающей трудности в 6-ти вариантах, рассчитанных на дифференцированное обучение.
Этими карточками пользовались в школе. На ВДНХ СССР в Москве ей была присуждена бронзовая медаль. Было это в 1967 году. А спустя два года Эстонский республиканский институт усовершенствования учителей издал книжку Л. В. Григорьевой "В помощь учителю" с дидактическим материалом по русскому языку в начальных классах. В это время она начинает выступать на страницах республиканских газет с материалами по пропаганде педагогических знаний, делится своим опытом.
Творческая работа не оставлена и сейчас. Зная специфику труда моряков, Лидия Викторовна старается облегчить их учебу. И скоро, уходя в рейс, моряки вместе со школьными учебниками будут получать «Рабочую тетрадь по русскому языку». Лидия Викторовна разработала материал этого учебного пособия для 9 и 10 классов. В «Тетрадях" умело подобраны вопросы, упражнения, занимательные ребусы по темам — учащиеся только вписывают в схемы нужные буквы и слова. Такой подход к выполнению заданий значительно экономит время и бумагу, что особенно ценно в морских условиях, когда порой случается, что под рукой не оказывается ее ни листка.
Я попросила Лидию Викторовну рассказать о специфике работы в заочной школе моряков.
— Со взрослыми людьми работать сложнее. Иной, обладая отрывочными и поверхностными знаниями, считает себя эрудитом. С такими приходится особенно трудно. Кроме того, у взрослых людей, как правило, уже устоявшиеся взгляды, случается; и неверные. Есть и другие трудности. Обычно учащиеся
к нам приходят после 8-го класса. Бросают дневную школу в основном по двум причинам; из-за слабой успеваемости или конфликта с преподавателем. И то, и другое ведет к тому, что появляется какая-то «боязнь» школы, неуверенность в себе. Поэтому весь наш коллектив старается приветливо встретить каждого ученика, помочь ему почувствовать уверенность в своих силах, заинтересовать. Все это легче сказать, чем сделать. Но работа наша интересная и ответственная, ведь мы участвуем в становлении личности. Каким станет молодой человек — в значительной степени зависит от нас, учителей. И мы прилагаем все усилия, чтобы воспитать его достойным советским гражданином.
Школа делает все, чтобы облегчить труд заочников. Методика учебной работы, которая применяется в школе, разнообразна. Различны виды обучения. Ученик в любое время может получить консультацию по каждому предмету, выполнить лабораторную и практическую работу.
Восемь лет Лидия Викторовна Григорьева — директор ТЗСШМ, преподает русский язык и литературу. Как она может определить заочинка-77?
— Прежде всего, это молодой человек от 18 до 22 лет. Перерыв в учебе у него небольшой — 3—5 лет. Он, может быть, еще не до конца осознал пользу учебы, но романтик, горяч, живо интересуется окружающим, любознателен. Своего ученика мы стараемся духовно обогатить. В процессе обучения большое внимание уделяется воспитательной работе. Наш лозунг: «Обучая — воспитывать». У нас есть определенные сдвиги. Так, школьная успеваемость с 31 процента (девять лет назад) возросла до 89 процентов (в этом году).
К слову сказать, учительница русского языка и литературы Л. В. Григорьева в течение 20 лет работает без второгодников. Директор Л. В. Григорьева умело руководит коллективом. Успеваемость учащихся повысилась на 50 процентов, в два с лишним раза увеличился контингент. Увеличился выпуск, и отсев уменьшился вдвое. За последние три года школа одной из первых заканчивает комплектование учащихся.
Несмотря па загруженность, Лидия Викторовна проводит большую общественную работу. Ее неоднократно избирали секретарем партийной организации, председателем месткома. Сейчас она держит связь с предприятиями, чьи работники учатся в школе, -Эстонским морским пароходством и объединением «Эстрыбпром».
Каждый, кто любит свое дело, думает о тех, кто будет его последователем. Лидия Викторовна имеете с другими опытными педагогами шефствует над молодыми — рядом работают Людмила Пархоменко, Мирон Раудсепп, Хилья Вент; уходят в море, чтобы учить там заочников, Николай Слюсарь , Владимир Федоров, Анатолий Семенов. Опыта и мастерства у Лидии Викторовны накоплено немало. Сегодня у Лидии Викторовны юбилей. Моряки, многочисленные ученики сердечно поздравляют ее с днем рождения, желают дальнейших успехов в трудной и ответственной работе.

Н. КРУТИК0ВА.
Фото А. Дудченко.
В КЛООГА - РАНД, У МОРЯ... - 23 07 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВОТ УЖЕ несколько лет подряд наше объединение арендует сорок домиков в кемпинге, расположенном в Клоога-Ранд. В хорошую погоду здесь можно хорошо отдохнуть. Рядом море, сосновый лес, много зелени, ягод, грибов. В распоряжение тех, кто приезжает сюда, предоставляется двухместная деревянная палатка с постельной принадлежностью. Можно здесь приготовить завтраки и обеды. Конечно, все это хлопотно. Однако для тех, кто не желает связывать себя приготовлением пищи, в Клоога-Ранд работают буфеты, ресторан, недалеко продовольственный магазин.
Наши моряки довольно часто пользуются отдыхом в этом палаточном деревянном городке. Жаль, что сюда редко приезжают работники береговых предприятий, хотя о том, что в Клоога-Ранд действует наша база отдыха, было сообщено везде своевременно. В этом году погода не балует: редко выглядывает солнце, часто идут дожди и море все еще прохладное, И все-таки, несмотря на неустойчивую погоду, труженики нашего объединения, особенно моряки, охотно пользуются возможностью побыть на природе, подышать свежим сосновым воздухом.
Автор этих строк встретился с некоторыми из них. Котельный машинист БМРТ-384 «Коралл» А. Бессарабов отдыхает здесь с женой Ниной. Они здесь уже старожилы. Живут в кемпинге целый месяц. Своим времяпрепровождением оба довольны. А. Бессарабов только что сдал экзамены за одиннадцатый класс заочной общеобразовательной школы моряков, и эта поездка к морю, на природу для него — хорошая передышка перед рейсом. К тому же отдых в Клоога-Ранд обходится недорого. Удовлетворены супруги Бессарабовы и продовольственным снабжением.
— Для меня это прекрасный отдых — приготовить на костре обед или ужин, побродить в лесу, собрать грибов, а мы их уже попробовали — рассказывает Нина Бессарабова. Есть, конечно, и досадные мелочи, которые портят, в общем-то, хороший отдых в Клоога-Ранд. Так, в местных буфетах нельзя получить не только чашку кофе, но и чашку чая, а вот молочных продуктов очень много. Не завозят в местный магазин и картофель.
Только в июне в Клоога-Ранд отдохнуло более 100 тружеников нашего объединения и членов их семей. Все это в основном представители плавсостава, а вот из береговых предприятий отдыхом в Клоога-Ранд воспользовалось всего два человека. А жаль. Провести два выходных дня здесь, у моря, даже в неблагоприятную погоду, полезно.

А. ПЕТРОВСКИЙ,
Фото автора.
ДОВОЛЬНЫ И МОРЯКИ, И АРТИСТЫ - 08 02 1977
На многих крупнотоннажных судах аплодировали зрители искусству вокально-инструментального ансамбля "Океан», которым руководит подлинный энтузиаст и знаток своего дела Астрид Ицкович. Как только большое судно приходит в наш родной порт, на его борту сотрудниками культ-базы плавсостава устраиваются встречи самодеятельных артистов с моряками.
Запомнилась и недавняя встреча на плавбазе «Рыбак Балтики". В этот день в гости к морякам пришли музыканты, певцы, чтецы и танцоры. Старший помощник капитана Анатолий Степанович Васильев радушно встретил желанных гостей. Он провел их по судну, рассказал о последнем рейсе, о лучших людях, показал готовую рыбную продукцию, привезенную с промысла, провел по цехам. Артисты-любители задали ему много вопросов, касающихся работы моряков в море.
А в это время в зале собирались на концерт моряки. Для них артисты-любители подготовили интересный и содержательный концерт. Каждый номер, исполненным гостями, принимался тепло, аплодисментами. Большой успех выпал на долю юных танцоров Лайне Михкельсон и Тийта Треля. Она учится в 36-й таллинской средней школе. Вот уже несколько лет Лайне Михкельсон все свободное время увлекается бальными танцами. Ее партнер—студент Таллинского политехнического института. Артистично, задорно эта пара исполнила «Румбу", «Ча-ча-ча» и современный молодежный танец.
Мастер цеха постройки и ремонта орудий лова Сергей Писарев выступил с исполнением песен советских композиторов. В свой репертуар молодой эстрадный певец включил песни Я. Френкеля «За того парня», Аарне Опта «Когда ждет пристань» и одну из песен популярного ансамбля «Веселые ребята».
Хорошо приняли моряки «Рыбака Балтики» и молодую певицу Галину Кулакову которая исполнила старинный русский романс и современную песню «Волны».
Вечер вела Ирина Густова. Она не только объявляла номера, но и выступила с чтением басен Сергея Михалкова «Кит-полиглот" и «Собака и осел».
Весь концерт сопровождал инструментальный ансамбль. Молодые музыканты исполнили самостоятельно также несколько эстрадных пьес.
Встреча эта на «Рыбаке Балтики» закончилась дружеской беседой за ужином, которым гостеприимные хозяева угостили гостей!

(Наш корр.).

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Гости беседуют с моряками .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Танцуют Лайне Михкельсон и Тийт Трель.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Поют Галина Кулакова и
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сергей Писарев.

Фото А. Дудченко.
БЕРИТЕ С НИХ ПРИМЕР – 22 01 1977
В ОКТЯБРЕ этого года Таллинской заочной средней школе моряков исполняется 20 лет. За это время аттестаты о среднем образовании получили более 1200 ее учеников, большинство которых работает на судах и предприятиях объединения рыбной промышленности и морского пароходства.
Каждый человек, безусловно, хранит в своей памяти торжественное и радостное событие — день вручения аттестата. Таким волнующим днем для очередного выпуска школы, собравшегося в одном из залов Таллинского клуба моряков, стало 14 января, в этот день были вручены аттестаты об окончании средней школы девятнадцати работникам объединения. Перед выпускниками с напутственной речью выступили директор школы Лидия Викторовна Григорьева и работающая с первых дней образования школы завуч Лидия Кирилловна Самойленко. Они тепло поздравили своих учеников с успешной сдачей экзаменов и получением аттестатов, пожелали им никогда не забывать школу и быть ее верными помощниками в работе по вовлечению в общеобразовательную учебу своих товарищей. В этот вечер было высказано много добрых советов и о продолжении учебы в высших и средних учебных заведениях, и о той большой цели в жизни, которой может достичь только тот, кто постоянно работает над повышением своих знаний.
Выпускникам школы, успешно сочетавшим производственную деятельность с учебой без отрыва от производства, были вручены почетные грамоты и памятные подарки.
Стала в этом году выпускницей староста класса работница нефтебазы Анна Соснева, о которой преподаватели говорят как об отличной помощнице и ученице, а одноклассники — как об отзывчивом товарище. Аня не думает останавливаться на достигнутом и продолжит учебу по своей специальности. Планирует учиться дальше и матрос БМРТ-384 Владимир Федосеенко, сдавший почти все зачеты в море и окончивший школу только на «хорошо» и «отлично». Будет повышать свой профессиональный уровень и Николай Ткачук — котельный машинист с БМРТ-396. Вместе ходили в рейсы на ТР «Бриз» матросы В. Люкманов и К. Костецкий. Экипаж судна активно помогал заочникам в учебе, и они не подвели свой коллектив. Активными и прилежными учениками зарекомендовала себя официантка БМРТ-250 В. Семенова и работник портофлота В. Возный. Среди выпускников немало и таких ребят, которые занимались в консультационном пункте при Таллинской мореходной школе. Большую помощь заочникам оказывали общественные консультанты, в том числе и первые помощники капитана В. Васильев, А. Горошко, А. Пегов, Р. Арустамян и другие.
В этот вечер много теплых слов было сказано в адрес преподавателей, выходящих на судах в море. В своих выступлениях выпускники школы поблагодарили педагогический коллектив за повседневную заботу и внимание, за большую любовь к своей профессии. Ведь трудности заочной учебы были преодолены совместно — и учениками, и преподавателями.
Чтобы прийти со своими учениками к этому праздничному дню, немало усилий приложили классный руководитель преподаватель математики Любовь Ивановна Тхор, преподаватель химии Людмила Михайловна Морозова, преподаватель литературы Лидия Кирилловна Самойленко и многие другие. Всегда одной из первых поднимается на борт пришедшего из рейса судна заведующая консультационным пунктом Эстрыбпрома Анна Марковна Шкутько. Именно ей обязаны многие моряки своими успехами.
Группа выпускников обращается ко всем работникам объединения, не имеющим среднего образования: не теряйте драгоценного времени даром, поступайте в заочную школу моряков и продолжайте свою учебу! К этому пожеланию необходимо добавить, что отдел подготовки кадров всегда даст полную информацию о том, где и когда можно продолжить учебу.

В. БЫКОВ,
секретарь комсомольской организации добывающего флота.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На торжественном собрании, посвященном окончанию Таллинской заочной средней школы моряков, директор Лидия Викторовна Григорьева вручила выпускникам аттестаты. Среди них был и матрос транспортного рефрижератора «Бриз» В. Люкманов, которого вы видите на снимке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Почетные грамоты и памятные подарки были вручены не только тем, кто закончил успешно школу, но и тем, кто способствовал нашим морякам в их учебе — педагогам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Педагоги школы сердечно поздравляют своих воспитанников.

Фото А. ДУДЧЕНКО.