0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромыслового флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (415)
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭССР – 30 09 1979
О НАГРАЖДЕНИИ ПЕНСИОНЕРОВ МЕДАЛЬЮ «ВЕТЕРАН ТРУДА»

АБРАМОВУ Лидию Сергеевну
АЛЕШИНА Анатолия Ивановича
АЛЛАКА Карла-Рудольфа Яановича
АНИСИМОВА Николая Ильича
БАЛУКОВА Михаила Филипповича
БЕРТНИКОВУ Анну Николаевну
БЛЯХИНУ Веру Фроловну
БОЙКОВУ Екатерину Васильевну
БЫСТРОВУ Татьяну Федоровну
ДАНИЛОВУ Надежду Федоровну
ЕРМИЛОВА Владимира Лаврентьевича
ФИЛИППОВА Бориса Филипповича
ФРОЛОВУ Анну Антоновну
ГОЛУБКОВА Алексея Сергеевича
ГУБИЧЕВА Ивана Павловича
ХАРЧЕНКО Нину Ивановну
ХОДУС Зою Николаевну
ХУСНУЛИНА Фардетина Насыбулловича
ИГНАТЬЕВУ Александру Андреевну
ИЛИЧКИНА Константина Александровича
ЯГОТИНУ Армильду Густавовну
ЮНДЕМАНА Владимира Яановича
ЙЫГИ Сальме Антоновну
КАВАТИНА Александра Ивановича
КАПОВА-КАГАНА Бориса Абрамовича
КАРГИНУ Любовь Афанасьевну
КОНОНОВУ Анастасию Владимировну
КОТЕНЕВА Александра Михайловича
КРАСНОВА Бориса Иосифовича
КРИШНЕВА Павла Кузьмича
КУЛЕМАЛИНА Дмитрия Михайловича
КУЛЕМАЛИНУ Анну Алексеевну
КУЛЬЕВУ Веру Федоровну
КУРОЧКИНУ Клавдию Ивановну
КУРЫЛЕВА Николая Дмитриевича
КЫЛУ Артура Мадисовича
КЯРМИКА Мейнхарда Густавовича
ЛАССИ Эдуарда Хансовича
ЛИЙВА Сальме Хиндрековну
МАКАРОВУ Серафиму Александровну
МАЛЫШЕВУ Татьяну Федоровну
МАСЛАКОВУ Нину Германовну
МЕЛЬЗАСА Арнольда Яновича
МАХАЙЛОВА Виктора Николаевича
МИКСТАЙС Елену Александровну
МИТРОФАНОВА Василия Алексеевича
МУХИНА Георгия Архиповича
МУСАТОВУ Ольгу Ивановну
НЕБЫЛИЦУ Валентину Васильевну
НЕЧХАЕВУ Галину Александровну
ООЛУ Виктора Яновича
ОПАРИНА Алексея Александровича
ПЕЛИХА Василия Викторовича
ПЕТРОВСКОГО Андрея Даниловича
ПОЛЮХ Татьяну Николаевну
ПТАШКИНУ Веру Степановну
РОМАНОВА Николая Ивановича
САТЕЛЯ Владимира Эдуардовича
САВИТСКУЮ Александру Григорьевну
СЕЛИВЕРСТОВУ Матрену Яковлевну
СИВОВА Александра Алексеевича
СКЛЕМУ Галину Васильевну
СУЛЬП Антонину Ларионовну
ШАПОВАЛА Михаила Иосиповича
ШАРДИНУ Ольгу Яновну
ЖДАНОВУ Елену Калениковну
ТИТОВУ Веру Александровну
ЧЕПАК Евдокию Инатьевну
ВОРОБЬЕВА Николая Ивановича


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР
И. КЭБИН.
СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР
В. ВАХТ.
БМРТ-250 «Яан Коорт». ПРИШЛИ НА ПОМОЩЬ -22 09 1979
Борт БМРТ-250 «Яан Коорт». (По радио). На переходе на промысел в Атлантику вдали от берегов ночью 7 сентября был принят сигнал с просьбой об оказании немедленной медицинской помощи с рижского РТМС «Гранит». Заболел один из членов экипажа, диагноз их врача-терапевта — острый аппендицит. Требовалась срочная операция..
В сложных условиях сороковых ревущих широт капитан-директор Дмитрий Бурлак решается спустить шлюпку для переправы нашего врача хирурга Валерия Дешкевича. В течение пяти с половиной часов длилась борьба за жизнь рефмеханика Александра Серегина. Операция закончилась победой молодых врачей. В настоящее время Серегин чувствует себя хорошо.

РЫКОВ, первый помощник капитана,
УДОСТОЕНЫ ВНОВЬ... - 27 10 1979
В нашем объединении успешно трудятся 18 комсомольско-молодежных экипажей. В преддверии комсомольского праздника еще четыре коллектива удостоены этого высокого звания.
Комсомольцы и молодежь БММРТ-183 «Рудольф Вакман», БММРТ-185 «Отто Рястас», БММРТ-186 «Иван Грен» и РТМС-7535 «Лембит Пэрн», поддержав инициативу РТМС-7528 «Вагула», широко развернули социалистическое соревнование под девизом «Дело Ленина живет и побеждает!».
Принятые обязательства на рейс БММРТ-183 «Рудольф Вакман» (капитан-директор М. Абзалов, секретарь комсомольской организации И. Касьян) были выполнены: по вылову — на 127,5 процента, по заморозке — на 112,3 процента, филе — на 140,5 процента, по выпуску пищевой продукции — на 169 процентов.
Экипаж БММРТ-185 «Отто Рястас» (капитан-директор В. Комаров, секретарь комсомольской организации И. Фурманов, включившись в соревнование по достойной встрече 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина, приложили максимум усилий для достижения высоких производственных показателей. Так, за первое полугодие вылов составил 130,6 процента, выпуск мороженой рыбопродукции — 121,4 процента, план по филе перевыполнен в 6,6 раза, выпуск пищевой продукции составил 154 процента.
Успешно выполняет принятые обязательства экипаж БММРТ-186 «Иван Грен» (капитан-директор Н. Федоренко, секретарь комсомольской организации А. Кондратюк), который выполнил план по всем производственным показателям, опережая график.
Отлично трудятся моряки РТМС-7535 «Лембит Пэрн» (капитан-директор В. Соколов, секретарь комсомольской организации И. Пархоменко). Так, принятые экипажем обязательства на рейс были перевыполнены: вылов — на 105,2, заморозка — на 102,6, филе — на 181,2 процента; выпуск пищевой продукции составил 127,8 процента.
За большие успехи в социалистическом соревновании, в использовании внутренних резервов коллективы этих судов удостоены высокого звания — «Комсомольско - молодежный экипаж».
ЛИДЕРЫ УДАРНОЙ ВАХТЫ - 27 10 1979
Комсомольцы, молодежь объединения «Эстрыбпром», готовясь встретить 61-ю годовщину ВЛКСМ, активно участвуют в Ленинском зачете «Решения XXV съезда КПСС — в жизнь!». Среди молодых тружеников моря и берега широко развернулось социалистическое соревнование по достойной встрече 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина.
Накануне дня рождения комсомола в комитете комсомола объединения подведены итоги второго этапа ударной трудовой вахты «Дело Ленина живет и побеждает!» Победителями признаны:
СРТР-9139 «Пидула» (капитан Спицын, секретарь комсомольской организации Баньковский);
БММРТ-186 «Иван Грен» (капитан-директор Федоренко, секретарь комсомольской организации Кондратюк);
РТМС-7528 «Вагула» (капитан-директор Спирин, секретарь комсомольской организации Капоченя);
ПБ «Станислав Монюшко» (капитан-директор Лысенко, секретарь комсомольской организации Штефанов).
СРТР-9139 и БММРТ-186 вторично добиваются высокого звания победителей ударной трудовой вахты.
БМРТ-333 «Юхан Сютисте». РЕМОНТ НА РЕЙДЕ КАЛЬЯО – 29 11 1979
ПРЕОДОЛЕВ огромное расстояние от столицы нашей Родины Москвы, пассажирский лайнер ИЛ-62 М с ремонтным экипажем на борту (капитан-директор В. И. Ткаченко) мягко приземлился в столице Перу — Лиме.
Быстро покончив с формальностями по оформлению прилета, экипаж на автобусах был доставлен в порт Кальяо, на борт БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Не считаясь с усталостью, все активно включились в работу. На прием—передачу оставались считанные часы.
После отъезда старого экипажа в аэропорт Лимы судно вышло на рейд и встало на якорь. Все службы, проведя инструктаж по технике безопасности и технике противопожарной безопасности, приступили к дефектации и ремонту двигателей и судового оборудования.
Ремонтными работами по механической части непосредственно руководил старший механик Владимир Волков, корпусными — старший помощник капитана Александр Максимов. Сочетая накопленный опыт ремонта с правильным ежедневным планированием и расстановкой личного состава, проявляя изобретательность, рабочую смекалку и дисциплинированность, экипаж, не считаясь со временем, произвел саморемонт судна и его электромеханической части в сжатые сроки. Тем самым был обеспечен своеременный выход судна на промысел,
— После разборки главного двигателя и обмера деталей движения, — сказал второй механик Владимир Памшев, — мы столкнулись с трудностями: две цилиндровые втулки подлежали замене, температура опорных подшипников валолинии намного превышала эксплуатационную. Проверить центровку валолинии сложно, да и в наших условиях невозможно из-за отсутствия необходимого инструмента. Мы сделали все возможное: произвели ревизию и ремонт подшипников, сальникового уплотнения, чистку водяных охлаждающих полостей и трубопроводов. После этого температура подшипников снизилась до допустимой.
Вся машинная команда работала хорошо, но особенно хочется отметить старательную и грамотную работу слесаря Ивана Судженко, мотористов Леонида Стогнушенко и Александра Касьяненко. Кстати, они неоднократно работали в экипаже РПК-1 и имеют достаточный опыт по ремонту двигателей и другого технического оборудования.
На мой взгляд, машинная команда подобралась боеспособная, инициативная, дружная.
— Как уже было сказано выше, — продолжил рассказ старший помощник капитана Александр Максимов, — объем работ по корпусной части был большой, а поэтому и ежедневная нагрузка на каждого матроса была немалая. Особенно хочется отметить работу старшего матроса Петра Пахлана, кстати, он ветеран нашего объединения, и матроса первого класса Сергея Иванова. Все работы они выполняли качественно и быстро.
Объем ремонтных работ составил более 8000 часов. Личный состав относился к работе добросовестно, не считаясь с личным временем, проявляя рабочую смекалку, используя уже накопленный опыт по ремонту механической части судна.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, первый помощник капитана.
Поздравляем Гаджалова Валентина Александровича - 27 12 1979
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старшего помощника капитана РТМС-7538 «Валгеярв» Гаджалова Валентина Александровича с получением высшего судоводительского диплома —капитана дальнего плавания.
Двенадцать лет работает в рыбной промышленности Валентин Александрович. Первый свой рейс он совершил матросом на БМРТ-457 «Каарел Лийманд». Окончив в 1967 году Таллинское мореходное училище рыбной промышленности, плавал четвертым помощником на БМРТ-368 «Оскар Лутс". С 1975 года Валентин Александрович — старший помощник капитана судов типа РТМС.
В его профессиональном росте большую роль сыграли капитаны В. Плешаков, Т. Мурашов-Петров, В. Минаев. У них он учился мастерству, перенимал знания и практический опыт.
Радует и другое: все суда, на которых выходил на промысел старпом В. Гаджалов, успешно выполняли производственный план. За высокие трудовые успехи в девятой и десятой пятилетках Валентину Александровичу присвоено почетное звание ударника коммунистического труда, не раз объявлялись благодарности.
Сердечно поздравили В. Гаджалова с получением диплома капитана дальнего плавания начальник Госрыбфлотинспекции Герой Социалистического Труда Лембит Сонг, капитан-директор Лео Сангель.
Успехов вам, Валентин Александрович, в новой ответственной должности.

И. ПАВЛОВ. Фото И. Шперова.
ЗДЕСЬ ТВОЙ ПРИЧАЛ – 01 12 1979
К 25-летию ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БОЛЕЕ тридцати лет назад на месте старого Таллинского рыбного порта была мелководная, грязная гавань. Продрогнув и промокнув до костей, усталые рыбаки возвращались сюда вечером на утлых весельных лодчонках с прибрежного лова.
Здесь же продавали свои небогатые уловы перекупщикам. Вот что рассказывает об этом Фердинанд Вийк — старый рыбак, ныне почетный пенсионер рыболовецкого колхоза им. Кирова:
— Когда-то, более семидесяти лет назад, буря выкинула на берег корабельную каюту. Мой отец подобрал ее, подремонтировал и вселился туда всей семьей. В этой каюте я и родился. Семь месяцев спустя моя мать утонула в море, через некоторое время умер отец...
Но однажды мне, можно сказать, повезло. Улов был неплохим: надрываясь, в одиночку, я выловил килограммов триста трески и много кильки.
В рыбачьей гавани перекупщики рыбу не взяли, пришлось нанять извозчика и везти рыбу на базар в город (место, где сейчас построен театр «Эстония»). Извозчик взял за перевозку по два цента с ящика. Простоял на базаре до вечера. Кильку удалось продать, а на треску никто не глядел. Делать нечего, пришлось возвращаться в гавань. Снова извозчику — по два цента с ящика. Вырученные от продажи кильки деньги пошли на покупку керосина, да детишкам приобрел кое-какие мелочи, вот и все...
— Да, были времена — вспоминает старый рыбак. — Прежде, если море изорвет невод — бросай промысел. На новый, все равно, не натянуть. Мотор, не такой, как сейчас, а маленький, стоил тысячу двести крон. Случись ему утонуть — и пропал рыбак...
Тяжелой и полной опасностей была жизнь тружеников моря в буржуазной Эстонии.
Разительные перемены произошли в жизни рыбаков с восстановлением Советской власти в Эстонии. Пожалуй, ни одна отрасль промышленности в республике не претерпела таких изменений, как рыбная. В Советском Союзе открылись широкие перспективы рационального использования морских богатств, развития рыбного хозяйства страны. Советское государство обеспечило подъем рыбной промышленности на основе ее технического перевооружения.
В 1921 году за подписью председателя Совета Народных Комиссаров Владимира Ильича Ленина был издан декрет о рыбной промышленности и рыболовстве, которым предусматривались меры по расширению рыболовства за счет освоения новых районов и устанавливались рыбоохранные мероприятия. Главными звеньями технического перевооружения рыбной промышленности явились механизированная морская добыча рыбы и новая техника обработки.
В годы довоенных пятилеток был создан паровой и моторный флот, построены холодильники, консервные заводы.
В годы Великой Отечественной войны фашистские захватчики нанесли советской рыбной промышленности громадный ущерб, затормозивший дальнейшее развитие рыбной промышленности. За это время было потеряно свыше 32 процентов рыболовного флота, разрушены многие рыбообрабатывающие предприятия в Азово-Черноморье, в Прибалтике, в Северном бассейне. Советские рыбаки активно участвовали в боевых действиях в рядах Советской Армии и Военно-Морского флота.
Многие из нас, ветеранов, знают Эриха Кальберга — начальника лоцманской службы Таллинского морского рыбного порта. Он родственник старого рыбака Фердинанда Вийка, родился тоже на берегу моря, в Юминда, что неподалеку от Локса. В шесть лет научился управлять шлюпкой. С морем у него связаны и радостные дни, и трагические события жизни. Отец его, капитан, погиб в 1927 году в штормовую погоду на переходе из Локса в Хельсинки. На этом судне погибла и его мать. Нужно было думать, как прокормиться. Решил идти в море. Ходил юнгой, потом стал матросом парусно-моторной шхуны «Агате». Но Эрих хотел учиться, что было нелегко. Летом — плавал, чтобы заплатить за учебу, а зимой занимался. Получив штурманский диплом, Эрих работал в частной конторе на судне «Каларанд». Это судно ловило сельдь. Самый большой улов на нем был около 1000 центнеров. Но вот началась Великая Отечественная война. Когда создавался Эстонский стрелковый корпус, ушел воевать. После освобождения Эстонии Эрих Карлович Кальберг вновь вернулся к профессии моряка. Работал в портнадзоре старого рыбного порта и старшим лоцманом в новом рыбном порту.


""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПРИБЫВШИЙ с атлантического лова капитан СРТ-4250 Всеволод Федорович Старостенко был назначен капитаном порта. С его приходом кончилась эпопея плавания на подходах к порту и в порту «на ощупь», «на глазок». Помощником ему в этих делах был старый моряк-гидрограф В. Грагайтис, участник многих полярных экспедиций на Севере и гидрографических работ на Дальнем Востоке.
В 1958 году совместно с шефами — военными моряками был изготовлен промерный планшет рыбной гавани в масштабе 1;:1000.
В 1959 году был построен и нанесен на навигационные карты входной створ в Таллинский рыбный порт с ацетиленовыми источниками света. Входной канал по оси створа был углублен жестким гидрографическим тралом на 4,2 метра.
После этих работ по навигационно-гидрографическому обеспечению порт мог принимать промысловые суда типа СРТ и «Океан».
В июле 1960 г. в состав флота рыбной промышленности ЭССР вошла плавбаза «Иоханнес Варес» 16700 тонн водоизмещением, с осадкой 8,2 метра. Это был новый тип судна, оснащенного передовой техникой, с вместимостью трюмов до 4000 тонн бочек с сельдью. Судно требовало соответствующего причала, как для обработки, так и для безопасности стоянки.
Работ, естественно, прибавилось, и совершенно разнообразных. Капитан порта В. Ф. Старостенко 13 октября 1960 г. доложил начальнику порта Н. Д. Рябченко и начальнику УРП СНХ ЭССР К. Н. Кулаженко, что плавбаза «Иоханнес Варес» может быть поставлена непосредственно к причалам № 1, 2, 3 с осадкой 7,9 метра.
Это была победа!
В 1959 году начальником порта был назначен Николай Дмитриевич Рябченко, боевой моряк, ветеран Великой Отечественной войны. На Северном флоте, где он служил капитаном II ранга, воины проявляли беспримерный героизм и отвагу. В декабре 1944 года наши корабли в Баренцевом море вели поиск подводных лодок противника, прочесывая зону от Святого Носа до Сыпь-Наволока в условиях полярной ночи. Цель была обнаружена. Решено идти на сближение. Опознать цель помогла сама природа — северное сияние. В причудливых, прыгающих световых лучах и вспышках всех цветов моряки увидели силуэт подводной лодки. Дистанция до нее была настолько малой, что применять какое-либо корабельное оружие было поздно. Николай Рябченко, командир миноносца «Живучий», предпринял дерзкий шаг — пошел па таран. Фашистская подводная лодка дала запоздалый залп двумя торпедами, но они прошли мимо. Получив сильный удар, лодка накренилась. Артиллерийским огнем эсминец, добил ее. Через сутки Совинформ бюро сообщило о беспрецедентном поединке миноносца «Живучий» с фашистской подводной лодкой.
После окончания курсов повышения квалификации первым лоцманом ТМРП был назначен Юрий Васильевич Островский, бывший капитан буксира «Су-лев», МСБ «Тасуя». Под его руководством была создана своя лоцманская служба, которая воспитала таких мастеров своего дела, как Э. Кальберг, X. Пальк, И. Урва, О. Роэс.
Семилетний план развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы предусматривал дальнейшее развитие рыболовства в нашей стране. Уловы к 1965 году должны были увеличиться на 62 процента и достичь 4626 тысяч тонн (46 млн. центнеров). Это означало, что в этом году нам предстояло добыть рыбы столько, на сколько увеличился в нашей стране улов ее за последние 45 лет, Осуществление столь важной задачи возможно было на базе дальнейшего широкого освоения открытых морей, расширения океанического лова, пополнения приемно-транспортного, рефрижераторного и другого рыболовного флота, строительства верфей, машиностроительных, приборных и других заводов, строительства ряда морских рыбных портов (Владивостокского, Калининградского, Мурманского, Таллинского, Клайпедского, Рижского), которые были отнесены к числу важнейших первоочередных строек.
В Таллине, в районе полуострова Пальяссааре, начал строиться большой рыбный порт с причальной линией 1500 метров. Перед руководителями порта Н. Рябченко, А. Морозом, капитаном порта В. Старостенко, партийной и профсоюзной организациями (А. Градиль, П. Митрофанов) стали большие задачи. Начальник Таллинского морского торгового порта С. Сахаров проявил большое внимание к представителям рыбного порта. С первого же диспетчерского совещания, со знакомства с главным диспетчером порта В. Зайцевым началось изучение и передача передового опыта торгового порта рыбному.
По решению УРП СНХ ЭССР был открыт штат диспетчерской службы порта, и в октябре 1959 года главным диспетчером был назначен Алексей Николаевич Набалов (офицер запаса, подводник), заложивший начало диспетчерской круглосуточной службе.
В 1956 году число судов океанического лова возросло до 21. На следующий год — до 31. И к 1962 году эта цифра поднялась до 95. План добычи сельди в 1956 году составлял 60 тысяч центнеров, в 1958 году уже 164 тысячи, а в 1959 году — 219 тысяч центнеров. Ряд таких судов, как СРТ-4327 (капитан т. Стебаков), выполнив один годовой план, работали в счет следующего.
29 июля 1961 года в порт вернулся из рейса первый крупнотоннажный траулер - БМРТ — «Юхан Сютисте». Возглавлял коллектив передовой капитан Иван Александрович Агеев. Штурманы С. Хорохонов, Ю. Дергунов отлично справились со своим делом. Соревнуясь за достойную встречу XXII съезда КПСС, моряки взяли на себя обязательство доставить в порт два груза продукции, кормовой муки, технического жира, филе, в совершенстве изучить свое дело, выполнить первый рейс без аварий и происшествии, с экономией топлива и запасов. Экипаж судна успешно справился с задачами. 9 мая 1961 года с плавбазы «Мартин Андерсен Нексе» (ГДР) на борт БМРТ «Юхан Сютисте» поступила радиограмма, в которой немецкие коллеги поздравляли советских людей с днем Победы над фашистской Германией.
Указом Президиума Верховного Совета СССР капитанам Агееву 'Ивану Александровичу, Сонгу Лембиту Иоханнесовичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 148 работников рыбной промышленности Эстонии были награждены орденами и медалями Союза ССР.
К концу 1965 года флот должен был пополниться промысловыми судами типа «Океан», двумя БМРТ и вспомогательными кораблями: плавбазами, рефрижераторами, танкерами, аварийно-спасательными и т. п.. Для обеспечение бесперебойной работы такого большого флота, его базирования и обработки, согласно постановлению Совета Министров СССР в Таллине продолжал строиться большой морской рыбный порт.
Для защиты Пальясаареской бухты от ветров строится защитный мол в северном конце причальных линий. По длине восточного берега полуострова Пальяссааре, протяженностью 800 м., строятся причалы для обслуживания промыслового флота. Северная часть этой причальной линии, длиной около 400 м, предназначается для обслуживания плавбаз, южная часть — для обслуживания добывающего флота.
Расширяется и территория порта. Здесь размещаются управление порта, база экспедиционного лова, рыбокомбинат, судоремонтные мастерские. Суда получают воду, пар, электроэнергию, телефонную связь.
Директором строящегося порта назначается П. Альминас, человек с глубокими знаниями в области гидротехники, морской службы.
Скоро, появились промысловые суда с большой осадкой, для которых 75 процентов причалов по глубинам не подходили, кроме глубоководного причала длиною 400 м. Эти вопросы, в процессе строительства порта и период его эксплуатации, пришлось решать в рабочем порядке. На территории причалов были проложены железнодорожные пути и установлены 4 портальных крана.
Первые крупнотоннажные проводки в новый порт сделал Ю. Островский. Первую проводку флагмана Эстонского флота — плавбазы «Иоханнес Варес» в новый порт произвел Э. Кальберг 1 июня 1964 года. Это было как праздник. На причале собралось все работники порта.
В апреле 1964 года земкараван «Псков" качал рыть канал, который был закончен к 7 ноября того же года. Для обеспечения более надежного и круглосуточного захода судов, на фермах естественного створа были установлены ацетиле новые фонари.
С этого момента основная производственная база : порта была перенесена из старой гавани на причальные участки южного района нового Таллинского морского рыбного порта.
Если в 1961 году в порт прибыло первое судно типа БМРТ, то в 1965 году их уже стало десять. Только три БМРТ типа «Оскар Лутс» в 1964 году выловили больше рыбы, чем ее было добыто в 1940 году всеми рыбаками Эстонии.
Строящийся рыбный порт представлял из себя новое, особое предприятие. На причалах южного района с ноября 1964 года началась активная обработка судов; северный район продолжал строиться; интенсивно шли дноуглубительные работы на акватории.
Начальником порта А. Н. Морозом и капитаном порта Ю. В. Островским был поставлен вопрос о создании «Временного наставления о режиме и правилах плавания в строящемся новом Таллинском морском рыбном порту».
Поскольку в 1965—1968 гг. флот продолжал пополняться крупнотоннажными плавбазами водоизмещением 17—20 тысяч тонн, базирование их требовало соответствующего навигационного оборудования.
К концу 1967 года закончилось строительство причалов порта первой очереди, в том числе и глубоководного причала, позволившего принимать одновременно две плавбазы типа «Фридерик Шопен».
Порт начал перерабатывать около 500 тысяч тонн грузов в год. За 1966 год план грузовых работ был выполнен на 105,6 процента, обработано 791 судно. Коллектив порта занял в соревновании во втором полугодии 1966 года первое место среди рыбных портов страны, а-в следующем году завоевал переходящее Красное Знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС.
Со второго полугодия 1968 года порт перешел на новую систему планирования и экономического стимулирования. Была создана нормативно-исследовательская группа, которая занималась изучением слабых звеньев производства. Например, при погрузке соли летом был внедрен многолотковый бункер, облегчающий ручной труд. На внутренних перевозках машины были заменены автопогрузчиками. Партийная организация порта, возглавляемая коммунистами П. И. Митрофановым, Н. И. Пшенным оказывала помощь своим сотрудникам в переходе на хозрасчет. На заседаниях бюро заслушивались доклады специалистов, начальников участков.
Приказом министра рыбного хозяйства СССР от 12 апреля 1970 г. Таллинский морской рыбный порт становится базовым портом и ему присваивается I разряд, с предоставлением права капитану порта оформлять и выдавать документы и дипломы на морские звания высших категорий — до капитана дальнего плавания, судового механика I разряда, судового радиооператора I класса. Организатором дипломной группы был В. А. Грагайтис, а ветеранами ее являются Зоя Алексеевна Попова, Зинаида Дементьевна Лоо, Иван Андреевич Пшеничников, Иван Карпович Саркисян и другие,
В 1972 году была создана постоянная морская карта порта в масштабе 1:5000 с приложением «Правил плавания в Таллинском морском рыбном порту». Эти навигационные пособия и установка штатного входного створа более надежно обеспечивали безопасность плавания промыслового и крупнотоннажного флота на подходах к порту и в его акватории. Ленинградский торговый порт является опорно-показательным. Для изучения его опыта туда были посланы коммунисты нашего порта Н. И. Пшенный, Ю. В. Островский, В. Т. Свинцов, которые, вернувшись, предложили перевести ТМРП на работу в оптимальном режиме, обеспечивающем интенсивность движения судов, сокращение стояночного времени и т. д.
Это особенно важно было для Таллинского морского рыбного порта, так как он стал составной частью объединения «Океан».
Портовики первыми в Эстонии и в Западном бассейне, переняв опыт докеров Ильичевского порта, внедрили прогрессивный метод комплексной обработки судов.
Бригада портовых рабочих коммуниста Ивана Мысика первой перешла на новую систему работы и за трудовые достижения была представлена на ВДНХ. Соперниками ее по соревнованию были бригада коммуниста Макара Папуши, награжденная вымпелом ЦК КПЭ, республиканского совета профсоюзов и ЦК ЛКСМЭ по итогам работы в завершающем году девятой пятилетки, и бригада Владимира Колесова, удостоенная звания «Лучшая бригада портовых рабочих Западного бассейна».
Практически каждый второй рабочий активный участник соревнования за звание лучшего по профессии и едва ли не каждый кадровый рабочий-портовик стал настоящим наставником, учителем молодежи.
Коллегия Главка «Запрыба» своим постановлением от 6 февраля 1975 года присудила коллективу службы капитана порта переходящий вымпел и первую премию за победу в социалистическом соревновании по Западному бассейну. Самоотверженно и достойно трудились такие товарищи, как А. А. Львов, В. 3. Толстенко, А. С. Вовк, Е. С. Трофимов, А. П. Бечин, А. М, Луцюк, Б. И. Дерушев, Г. С. Филатов, П. М. Пинчук, П. 3. Марченко, В. П. Ко-ротенков, П. В. Тичац, Г. А. Михайлов, В. А. Шубин, Э. А. Аллаперт, Э. К. Кальберг, X. Э. Пальк, И. X. Урва, О. А. Росс, И. А. Пшеничников, В. М. Божич, И. К. Саркисян, В. М. Дегунов, А. А. Строгая, В. Д. Лоо и другие.
По итогам смотра в честь 60-летия Великого Октября наш порт был отмечен дипломом «Лучший морской рыбный порт Западного бассейна» и денежной премией.
2150 тонн составила выработка на одного докера. Сэкономлены 71 судосутки стояночного времени. Лучшими докерами признаны бригадир третьей комплексной бригады М. Папуша, первой комплексной — И. Мысик, четвертой — Н. Карасев. Бригада М. Папуши выполнила годовой план к 7 ноября. Две другие бригады — соответственно 13 и 14 октября.
Коллектив докеров горячо откликнулся на призыв ростовчан — работать без отстающих. Кроме того, начали перенимать и внедрять у себя опыт мурманчан по обработке судов методом бригадного подряда.
В начале 1979 года с новой инициативой выступила бригада Ивана Мысика — выполнить задания десятой пятилетки к 110-й годовщине
со дня рождения В. И. Ленина.
* * *
Но не только рыбопродукцию перегружает наш порт. Более 30 тысяч тонн зерна, предназначенного для нужд животноводства республики, предстояло в этом году выгрузить докерам рыбного порта.
Отсутствовал опыт. Пришлось побывать в торговом порту, познакомиться с технологией, установить на причале два бункера, наладить работу портовых кранов и весового хозяйства.
Поставленная задача — выгружать зерно из трюмов прямо в автомашины беспрерывным потоком — была успешно решена.
Многое сделали для совершенствования технологического цикла разгрузки зерна главный инженер порта Л. Карпусь, главный технолог А, Дунтау, начальник грузового района А. Зелинский, инженер-технолог Т. Матвеева и другие.
С первого дня работы по выгрузке зерна, среди докеров было развернуто социалистическое соревнование и заключен договор смежников — торгового порта, представителей министерства сельского хозяйства и министерства заготовок республики, железнодорожников: всю работу строить по строгому графику, в котором предусмотреть время прихода судна в порт, работ бригад докеров посменно, поступление авто транспорта и т. д.
Наше путешествие в прошлое кончается Каким же стал порт к своему юбилею?
С севера мы видим уникальный навигационный знак на гидротехническом основании на банке Таллинамадал, построенный в 1970 году гидрографами под руководством А. И. Рассохо с участием бывшего работника порта В. М. Божича. Маяк полностью автоматизирован.
На подходах с запада, по типу навигационного знака Таллинамадал, строится навигационный знак на банке Вахемадал, работающий также на автономном питании от радиоизотопной энергетической установки, который вой дет в строй в начале 1980 года — к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.
Для повышения безопасности плавания, сокращения простоев судов из-за плохой видимости и волнения, в Таллинском порту организован пост регулирования движения судов, оборудованный БРЛС «Океан-II», который производит радиолокационную проводку судов на Таллинский рейд, с рейда до ворот торгового и рыбного портов и контролирует движение судов в заливе. В 1977 году, в связи с большими изменениями в судоходной обстановке, произведена большая корректура морской карты порта и «Правил плавания в Таллинском морском рыбном порту», которые более надежно обеспечивают безопасность плавания.
На входном канале, доступном для крупнотоннажных судов, установлен створ светящих знаков на газосветных лампах МГУ-220, малиновый свет которых ярко отличается от множества огней города.
У причалов южной стороны стоят суда, проходящие межрейсовый ремонт на СРЗ. Рядом с ним здание электрорадионавигационной камеры, которая является техническим центром, прививающим высокую штурманскую культуру, обеспечивающим ремонт и внедрение на судах новой техники. Дальше — здание службы капитана Таллинского морского рыбного порта, которую возглавляет опытный моряк-промысловик Сергей Хорохонов.
На северной стороне расположена вся производственная база действующего порта. Против глубоководного причала расположился громадный корпус — холодильник, с механизированными линиями и современным оборудованием. Рядом с холодильником — бытовой корпус, в котором расположено управление порта и помещения для портовых рабочих.
В непосредственной близости находятся механические мастерские, депо автопогрузчиков, бытовые помещения, склады порта.
Поздравляя портовиков с 30-летием Таллинского морского рыбного порта, мы отдаем дань глубокого уважения и благодарности его ветеранам: А. С. Трофимову, У. Т. Илларионовой, В. П. Скороход, Ф. В. Туманник, В. А. Щацкому, С. П. Юрчук, Т. Н, Гузь, Э. К. Кальберг, И. X. Урва, Э. X. Воронецкой, Н. П. Медведьевой, Л. Т. Недельской, М. Я. Панахно, И. Э. Петросян, Э. Е. Страковской, А. В. Козлячковой, А. П. Градиль, X. X. Круусмаа, И. А. Мадаль, П. Ю. Тынисон, Б. И. Степанову, Г. В. Рыбаку. В. И. Митрофанову, И. И. Павлюченко, К. В. Ершову, В. И. Тыэвялья, А. А. Трууметс и другим.
* * *
На корме каждого судна ниже его имени всегда стоит название того порта, к которому оно приписано. Это название по своему смыслу больше, чем простая фиксация порта приписки. За ним следует видеть причал своей родины, к которому каждый моряк ведет свой корабль из дальнего плавания. Здесь родной дом рыбаков, моряков, портовиков... Это они, верные сыны родины, Коммунистической партии, с честью несут флаг нашей страны на разных параллелях океана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В диспетчерской службе Таллинского морского рыбного порта работает немало молодых специалистов, в том числе и Владимир Антонов, которого вы видите на нашем снимке.

Фото В. Тракса,




Н. БАЛАКШИН.
У ИСТОКОВ – 01 12 1979
К 25-летию ОКЕАНИЧЕСКОГО ЛОВА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ПОЧТИ 25 лет тому назад выходом на промысел в Северо-Восточную Атлантику двух судов типа СРТ было положено начало океаническому лову в Эстонской ССР. До этого памятного события в республике предпринимались энергичные меры по развитию рыбной промышленности. Одним из организаторов ее после Великой Отечественной войны был Кирилл Евсеевич Антонов.
Накануне праздника Великого Октября 6 ноября 1946 года он по предложению созданного Министерства рыбной промышленности ЭССР стал руководителем первого рыбопроизводственного предприятия — треста Гослова. За плечами Кирилла Евсеевича уже был солидный опыт практической хозяйственной и партийной работы в рыбной отрасли. С морем он породнился еще юношей, в 1920 году, за девять лет прошел путь от юнги до помощника капитана в Ленинградском морском порту. Учился в морском техникуме, там же вступил в ряды КПСС в 1927 году. По окончании военно-морской службы в Севастополе в 1933 году его направляют по путевке ЦК партии в распоряжение политорганов рыбпрома Дальнего Востока. Пять лет ходил на промысел первым помощником капитана на пароходе «Тунец» и других судах, затем стал работать заместителем начальника рыбного порта, секретарем Ворошиловского районного комитета партии Владивостока, в управлении по добыче крабов и морского зверя. В 1944 году, после долгих лет, возвращается на родную Балтику в качестве начальника базы морского рыболовства в Клайпеде, откуда и прибывает в Таллин.
Трест «Гослов» располагал двумя базами: в Таллине и в Пярну. В их распоряжении находилось 27 маломощных композитных судов по сто тонн водоизмещением (каркас металлический, обшивка и палуба деревянные). К тому же они требовали серьезного ремонта и переоборудования под траловый лов. А никаких ремонтных средств, не было. Перед руководством треста встала, казалось, непреодолимая задача — подготовить и направить в море суда, не имея на то никаких возможностей...
Кирилл Евсеевич узнал, что в Таллине подбирается группа судоремонтников по восстановлению мелкого флота. При встрече с этими людьми удалось найти общий язык. «Мы предоставили им территорию, оговорив себе право на переоборудование в первую очередь своих судов». Так была создана артель «Роол», возглавил которую грамотный и энергичный товарищ — Кингс.
Располагая прекрасными специалистами, артель «Роол» в течение одной зимы отремонтировала и переоборудовала все рыболовецкие суда. Но оставалась еще более сложная задача: где взять кадры? Пришлось обращаться к мурманчанам и по старой памяти — в Клайпеду. Особенно трудно было с командным составом. На помощь пришли и демобилизованные командиры и старшины с катеров, тральщиков, сторожевиков. В 1947 году на Балтику вышла целая рыболовная флотилия — за дарами моря, в основном за треской.
Зима 1947—48 года ожидалась суровой. Это обстоятельство, вспоминает Кирилл Евсеевич, заставило перебазировать часть флота южнее, в район Клайпеды, чтобы не прерывать промысла. Первые малые рыболовные траулеры (МРТ) отправились туда осенью под командованием капитана Оя и сразу начали работать успешно. В Клайпеде была организована экспедиционная база Эстонского тралового флота и составе 14 траулеров. Возглавляли ее Антонов, его заместитель Оссия Тахкер и флагман Руфов. Задания по добыче выполнялись, дело налаживалось. На базе треста «Гослов» возник Эстонский государственный траловый флот.
Вскоре Кирилла Евсеевича назначили уполномоченным по ремонту флота. Деревянная обшивка судов вызывала растущее беспокойство... В конце февраля 1948 года два малых траулера, пробиваясь с моря в порт через образовавшийся за день лед, порезали скуловые части обшивки. Внутрь судов хлынула вода. Пришлось выброситься на берег...
Посоветовавшись со своими работниками, Кирилл Евсеевич предложил единственное реальное решение — дополнительно обшить суда по ватерлинии оцинкованным двухмиллиметровым железом. Все согласились: это — выход. Но в распоряжении ремонтников не было ни крана, ни дока, ни слипа... Однако вышли и из такого, казалось бы, безвыходного положения: ставили МРТ к причальной стенке, крепили стальные концы за кнехты, пропускали концы под киль к другому борту и через судно подавали концы на берег. Затем крепили судно так, чтобы была осушена ватерлиния на необходимую величину. Обшивали этот борт оцинкованным железом и затем повторяли всю операцию с другим бортом.
Безопаснее стало плавание в зимних условиях. Но назрела необходимость ремонтировать подводную часть и винторулевую группу. Ценную мысль подал капитан из поморов Новиков — устроить простейший слип. При помощи специалистов «Роола" изготовили специальные рельсы из деревянных брусьев, силами экипажей стали осуществлять подъем судов. — Как же мы сокрушались, — признается Кирилл Евсеевич, — когда экспедиционная Эстонская флотилия, работавшая на юге Балтики, была передана вместе с судами и экипажами Клайпедской базе...
Но времени для сожалений не оставалось. Антонову приказали принять экспериментальную базу в Таллине. Здесь создавались новые орудия лова — неводы и тралы. Впоследствии коллектив экспериментальной базы в количестве около тридцати опытных работниц влился в штат Таллинской сетевязальной фабрики, ныне цеха ремонта и постройки орудий лова «Эстрыбпрома». А Кириллу Евсеевичу выпало на долю вновь приняться за организаторскую деятельность в созданной Пярнуской базе Госморлова. Главной задачей ее был промысел балтийской сельди и салаки. Трудности оставались старые: оснащение флота судами и подбор кадров. Флот удалось пополнить, но с кадрами не ладилось. Министерство рыбного хозяйства СССР, учитывая настойчивые просьбы эстонских рыбаков, выделило пятьдесят судоводителей и механиков. Пярнуская база окрепла, а вскоре стала одним из лучших предприятий страны.
Промысловый флот не может существовать без своего порта и других береговых подразделений. Тридцать лет назад в столице республики настоящего рыбного порта не было. Имелась старая гавань с восемью причалами для малотоннажного флота, да и та не соответствовала своему назначению: тесная акватория, захламленность, неудобные подходы. А флот рос, и старая гавань, названная портом, преображалась. Акваторию расчистили и с помощью земснаряда «Даугава» углубили, отремонтировали причалы, укрепили волнолом. Три года, до создания Управления сельдяного лова в 1956 году, руководил деятельностью порта Кирилл Евсеевич. Мечтал о том времени, когда в Таллине появится настоящий, большой морской рыбный порт с бетонными причалами, мощными кранами, холодильником. Таким и стал ныне Таллинский морской рыбный порт. С 1957 года еще двадцать с лишним лет трудился Кирилл Евсеевич в рыбной промышленности. Был инженером-наставником, капитаном. Выполнял партийные поручения. До сих пор является членом комитета народного контроля объединения.
Тактичный человек, внимательный к сослуживцам, прекрасный товарищ, принципиальный коммунист, он всегда пользовался заслуженным авторитетом среди рыбаков. Пользуется и сейчас. Многими наградами отмечен его беззаветный труд во имя Родины. По биографии Кирилла Евсеевича можно проследить все этапы становления и развития рыбопромыслового флота Эстонской ССР.

А. НЕСТЕРОВ.
Капитаны рыбопромысловых судов в 1964 год, ноябрь
368 Плешаков, Писарев
355 Белогорцев
384 Еськов
350 Хорохонов
227 Нечитайло, Тамм
333 Дергунов
9101 Ломтев, Падалко
9131 Панин, Аскилейскири
9032 Карулин
9121 Сергеев, Гигиберия
9057 Сафонов, Синкевич
9110 Вербицкий, Косарев
9080 Леонтьев
9097 Еськов, Трунов, Менд
9045 Сусский, Шематонов
9063 Аскилейскири, Кладиев
9130 Кузовков, Сафонов
9122 Нечкин, Керкель
9108 Веллемаа, Тютрин, Зубанов
9161 Москалев, Нечкин
9046 Сухопалов, Червяков, Копылов
9058 Малько, Чесноков, Куприков
9082 Цветков
9041 Котов, Моссак, Спирин
9103 Червяков, Шематонов
9156 Меркулов, Алексеев
9040 Баланин, Пироженко
9027 Сериков, Зелка
9026 Бедяев, Заботин
9120 Токмаков
9062 Спирин, Малов
9031 Гигиберия, Масубони
9107 Копылов, Котов, Hoop
9139 Соколов, Морозов
9102 Керкель, Hoop, Зенев, Эйдельнант
9124 Кулягин, Hoop, Дунашев
9109 Романов, Лысенко
9123 Спицын, Пироженко, Бедяев
4292 Соболев, Алексеев
220 Сериков, Козин
211 Зенев, Косарев
4424 Альшанский, Зозуля, Прий, Хорьков
4283 Хорьков, Масубони
4291 Моротканов, Суменков
4511 Дерушев, Папаев
4390 Часовитин, Чебуханов
4244 Сангель
4590 Рысаков
4480 Смородин, Геде
4344 Чебуханов, Кошурников
4515 Абоймов
4452 Вербицкий, Иванов, Прудцев
4575 Зубанов, Тютрин
4543 Смородин, Нелюбович
4558 Подъячев
4425 Бабаев, Совранчук, Дружинин
4371 Аверин, Сериков, Иванов
4479 Морозов, Чеботарев, Сериков
4451 Карнаухов
4481 Зозуля, Веллемаа
4574 Хожайлов. Марков
4510 Анслан, Малько
4544 Кошурников, Малов, Кунегин
4559 Иванов-Левинзон
4250 Алексеев, Барбакадзе
222 Трунов, Перевозчиков
4326 Марков, Бабаев, Хожайлов
4259 Веллемаа, Забегам
209 Перевозчиков, Анциферов
210 Бронников, Масленников, Малько
221 Дорошенко, Часовитин
4572 Шишкин, Мамренко
4588 Молодцов, Альшанский
4282 Меркулов. Морозов. Алексеев
212 Нарышкин, Совранчук
4327 Бурлак
4545 Степанов, Смородский
219 Альшанский, Зелка
Капитаны рыбопромысловых судов ТБОРФ на 11 августа 1964
СРТ
209 Анциферов
210 Масленников
211 Косарев
212
219 Зелка
220
221 Дорошенко
222
4244 Сангель
4250
4259 Забегаев
4282 Морозов
4283 Хорьков
4291 Маратканов
4292 Алексеев
4326 Бабаев
4327 Бурлак
4344 Кошурников
4371 Аверин
4390 Чебуханов
4424 Прий
4425 Дружинин
4451 Карнаухов
4452 Иванов
4479 Чеботарев
4480
4481 Зозуля
4510 Анслан
4511
4515 Абоимов
4543 Смородский
4544 Малов
4545 Степанов
4558
4559 Иванов-Левинзон
4572 Мамренко
4574
4575
4588 Молодцов
4590


СРТР
9026 Заботин
9027 Сериков
9031 Масубони
9032 Карулин
9040
49041
9045 Сусский
9046 Червяков
9057 Сенкевич
9058 Куприков
9062
9063 Кладив
9080 Леонтьев
9082 Цветков
9097 Трунов
9101 Падалко
9102
9103 Шематонов
9107
9108
9109
9110 Вербицкий
9120 Токмаков
9121 Гигиберия
9122
9123
9124
9130 Сафонов
9131
9139
9156 Меркулов
9161

БМРТ
227 Нечитайло
333 Дергунов
350
355 Белогорцев
368 Писарев
384 Еськов
СРТМ-8002