0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Из Истории рыбопромыслового флота ЭССР от УСЛ до Эстрыбпром (415)
СНИМАЕТСЯ ФИЛЬМ - 12 09 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Недавно - можно было видеть в Таллинском морском рыбном порту необыкновенную картину. От причала медленно отходил СРТ-4479. Через некоторое время судно возвращалось обратно. А на причале много людей, в руках у них цветы. Оркестр играет марш, как во время прихода судна, в полтора-два раза перевыполнившего рейсовое задание.
Это шла съемка кадров для новой кинокартины производства «Мосфильм». Режиссер фильма — Владимир Алексеевич Метальников, он же автор сценария.
Владимир Метальников рассказал, что в этом фильме будет показана жизнь одного человека в период 1947—56 годов. Человек этот всюду ищет свое место в жизни: в лесах, на полях, на море...
Найдет ли он свое счастье, это увидят уже зрители.
На вопрос, почему для съемок выбран Таллин, В. Метальников пояснил:
— В Таллине будут отсняты основные кадры, отражающие морской, рыбацкий период исканий главного героя фильма. Таллин, как приморский город, город рыбаков, показался нам наиболее приемлемым местом работы.
В массовых эпизодах принимали участие многие работники Таллинского морского рыбного порта, а также рыбаки и моряки обеих Таллинских баз рыбопромыслового флота. Названия фильм пока не имеет.

На снимке: идет съемка.
Я. ВИЙГИ.
Фото автора.
БМРТ-333 . «СКОРАЯ ПОМОЩЬ" - 01 07 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Случилась неприятность: БМРТ-333 намотал трал на винт. И не свой трал, а чужой, кем-то потерянный. Пришлось идти в Дакар. Утром на шлюпке с мотором «Джонсон" появилась "скорая помощь» - водолаз-француз с негром-помощником (на первом снимке).
Француз быстро переоделся, и через несколько минут корабль был на свободе. Обрывки трала, связывающие судно, легли на дно океана возле Дакара. Из воды на палубу водолаз поднимался по слипу (второй снимок) Трогательно было наблюдать выражения благодарности со стороны наших рыбаков. Негру дарят кто майку, кто полотенце и мыло — мойся, ишь, черный какой... Французу то и дело пожимают руку. Через несколько минут взревел "Джонсон», и шлюпка, наполненная луфарями и капитанами, отвалила от борта. Наши моряки долго махали добрым помощникам вслед.

Текст и фото В. Рубана. моториста БMРT-333.
ТРИЖДЫ СПАСЕННЫЙ – 09 05 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Был в фамилии Тальных, очевидно, прадед Василий, память о котором семья хотела сохранить. Но люди они простые, не дворяне, родословной книги не вели. Осталась одна возможность: каждого первого сына называть Василием. Так, насколько можно проследить от наших лет до времен парусного флота, насчитывается уже четыре поколения Василиев Васильевичей — и всё потомственных моряков!
Когда в семье одесского кочегара с парохода "Доброфлота» Тального родился 24 марта 1917 года сын, то и он стал очередным Василием Васильевичем. А Великий Октябрь открыл ему иную, чем прадедам, дорогу. Прежде всего, к знаниям.
По окончании мореходного училища и после действительной службы Василий Васильевич ходил в должностях механиков на судах Черноморского пароходства.
С первых дней Великой Отечественной войны попал он в ее пекло. Под непрерывными бомбардировками доставляли моряки войска, вооружение и продовольствие в осажденную Одессу, затем в Севастополь, эвакуировали защитников этих городов, высаживали десанты в Феодосии, Керчи и других пунктах Черноморья. Не раз пришлось заглянуть в глаза беспощадной смерти.
«Жан Жорес» метался, маневрировал, штурвал перекатывался, как бешеный, постоянно меняя курс, чтобы уйти от прямых попаданий авиабомб и торпед. А фашистские стервятники с паучьими крестами на хвостах, один за другим заходили в пике и с бортов, и с кормы. Пассажирский теплоход с небольшой прислугой зенитчиков всеми силами отбивался огнем от врага.
Оглушительно рвались бомбы, поднимая и обрушивая на судно огромные столбы воды. Надсадно татакали зенитные пулеметы. Невыносимо резал слух свист бомб и осколков.
Это был «звездный налет". С высоты пикировали бомбардировщики, а низко над самой поверхностью воды на судно устремлялись самолеты-торпедоносцы. В момент, когда все внимание направлялось на отражение пикировщиков, один из вражеских торпедоносцев выпустил торпеду прямо в борт. «Жан Жорес» вздрогнул, накренился, вода хлынула через пробоины внутрь... Кораблю остались считанные минуты на плаву.
Так, третий раз за войну в холодных водах оказался Василий Тальной, не зная, останется ли в живых.
Едва холодная январская ночь накрыла плавающих моряков, как небо загудело, и немецкие самолеты начали бросать осветительные ракеты. Фашисты хотели добить людей, оставшихся в воде.
И в третий раз счастливая судьба улыбнулась Василию Васильевичу. Неожиданно подошли советские катера-охотники и под огнем врага подобрали на борт погибающих.

Василий Васильевич работает в Таллинской базе тралового флота. По характеру деятельности ему как групповому механику приходится постоянно иметь тесную связь как с моряками рыбопромыслового флота, так и со специалистами судоремонтных предприятий. Совместно разрабатываются вопросы технической эксплуатации судов.
Василию Васильевичу часто приходится выезжать за пределы Таллина - в Клайпеду, Ригу и другие пункты.
Сейчас механико-судовая служба, в связи с введением новой системы планирования и экономического стимулирования, резко активизирует свою деятельность. Повышается ответственность и требовательность за качество технической эксплуатации флота.
Большая задача ложиться на работников службы по подбору и воспитанию кадров, их расстановке на судах.
Все это направлено на повышение экономических показателей каждого судна. Увеличение межрейсовых периодов, уменьшение затрат на ремонт, большее нахождение судов в эксплуатации на промысле и т. д. являются главной задачей работников механико-судовой службы.
Вместе с товарищами Василий Васильевич отдает свои силы этому важному делу.

А. КРОСС
Десять лет в ГДР - 25 03 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Оставляя после себя землю, загаженную минными полями и артиллерийскими складами, гитлеровская грабь-армия откатывалась на Запад под натиском Советских войск.
По горячим следам боев саперный батальон Никиты Семеновича Грамаковского вошел на территорию военного лагеря Цейтхайм.
Каждый клочок земли здесь тали опасность. Мины, фаустпатроны, артиллерийские снаряды, брошенные фашистами, густо начиняли территорию.
Пришлось даже вблизи этого района запретить всякое движение во избежание неожиданностей, как для воинов, так и мирного населения. Трудно начинялась заря новой жизни для трудящихся Германии, освобожденных от долгого ига фашистского гнета.
Но советские воины, пришедшие сюда как освободители, беззаветно помогали налаживанию нового социалистического строя.
Даже видавшие виды солдаты других подразделений с восхищением отзывались о трудной и опасной работе саперов, шедших, что называется, пешком по смерти.
— Мы можем без страха пахать, строить на земле, если ее очистили советские саперы, — говорили немецкие крестьяне и рабочие.
За бесстрашие и мужество представители властей Германской Демократической республики наградили воинов ценными подарками. Да и было за что. Пять лет беззаветно служил Никита Семенович в ГДР — с 1945 по 1950 год. А после учебы в Москве — еще пять лет, с 1957 по 1962 год, пришлось ему снова служить на гостеприимной земле Демократической Германии.
В звании подполковника коммунист Никита Семенович Грамаковский завершил службу, в том же году в рядах Советской Армии и пришел на мирное поприще. С тех пор по сей день трудится в Таллинской базе рефрижераторного флота.

А. СИЛЬД.
Памяти Михаила Москаленко. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ – РЫБАК - 17 10 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Яркими красками засветился маленький экран, застрекотал проектор: «Показывает киностудия «МиМо». Свой фильм демонстрирует Михаил Москаленко, электрик ТР «Иней». А названием любительской киностудии послужили первые буквы имени и фамилии автора — режиссера, оператора, сценариста в одном лице.
— Михаил, давно увлекаетесь любительским кино?
— Первый свой фильм сделал восемь лет назад. Он в общем-то стал семейным достоянием. Его герои — мои близкие, друзья, знакомые. Пробовал силы и в пейзажных съемках: киноленты о природе Эстонии, таллинские этюды, исторические места Ленинграда.
Уже шесть лет ходит в море на судах рыбопромыслового флота Михаил Москаленко. И все это время не расстается с камерой. Снимает моряков за работой и в минуты отдыха, на судовых праздниках и на экскурсиях в иностранных портах... Тут же, в рейсе, монтируется фильм. Документальное кино на плавбазе «Станислав Монюшко", на ТР «Аугуст Якобсон», на «Нарвском заливе». Итог трехлетней работы на «Инее» — шесть лент о жизни экипажа. Последний, шестой фильм сделан в минувшем рейсе. Здесь у Михаила впервые появился помощник — газоэлектросварщик Игорь Клейнос. А всего в архиве у Москаленко сегодня около 40 любительских картин, короткометражных и полнометражных...
— Михаил, как определяете главную тему своего творчества последних лет?
— Мой главный герой — моряк. Хочу показать его жизнь и труд, сам дух рыбацкий передать, если хотите, рассказать о мужественных, сильных, веселых и интересных людях. Каждый рейс, прежде всего, объединяет моряков. В море мы познаем верность товарищества, силу коллектива. Вероятно, не ошибусь, сказав: море формирует человеческие судьбы и характеры. И в каждом рейсе есть элемент своеобразия, неповторимости. Работать в такой обстановке интересно, всегда есть возможность сказать что-то новое. И вряд ли тема эта может быть исчерпана.
Важная эта мысль живет в картинах, сделанных Михаилом Москаленко. Смотрим его последний фильм — «Иней» в африканском рейсе». Мелькают кадры: выход судна в море и швартовка БМРТ, дружеская встреча с моряками «Аугуста Якобсона» и выгрузка рыбопродукции в инпорту. Отражены в фильме и торжественные события; День рыбака и праздник перехода экватора. Последний — целое представление, разыгранное моряками живо, эмоционально, изобретательно.
35 минут фильма оказалось достаточно, чтобы узнать его героев — моряков «Инея", что бы при встрече улыбнуться им как добрым знакомым... Интересная картина, чувствуется и определенное мастерство автора. И все же, отмечая главную ее ценность, сказала бы: равнодушия в ней нет, сделана она человеком увлеченным, любящим море, профессию моряка. Потому и почитателей у Михаила - весь экипаж, а во время просмотра его любительских кинофильмов в зале не бывает свободных мест. "Показывает «МиМо" - довольно краткого сообщения, чтобы привлечь интерес зрителей.

Н. КРУТИКОВА

На снимке: отснят очередной фильм. Судовые кинолюбители Михаил Москаленко (справа) и Игорь Клейнос.
Фото В. Тракса
СНИМАЕТСЯ ФИЛЬМ...- август 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

"День первый, день последний" – таково условное название фильма, который снимает киностудия имени Довженко. Режиссер Юрий Иванович Ляшенко.
— Это будет фильм о любви и дружбе, о наших современниках, — говорит второй оператор Леонид Горлань.
...К причалу Таллинского морского рыбного порта швартуется РТМС-7504 «Пейпси». Киногруппа, вооружившись съемочной аппаратурой, снимает волнующие кадры радостной встречи родных и близких с моряками, отлично потрудившимися на промысле. Цветы, улыбки, слезы радости жен, терпеливо ожидавших многие месяцы мужей и отцов с моря, — эти сцены трудно сыграть актерам. Кинооператоры вместе с встречающими поднимаются по трапу на судно. Моментально палуба превращается в съемочную площадку. На промысле на РТМС-7504 «Пейпси» находился оператор-постановщик фильма Борис Мясников. Пожить среди рыбаков, понаблюдать за их нелегким трудом, испытать все то, что выпадает на долю судоводителей и добытчиков, мотористов и обработчиков, — вот что необходимо, чтобы создать достоверный кинорассказ о героях будущего фильма.

И. ШПЕРОВ

НА СНИМКЕ; рабочий момент — второй оператор Л. Горлань на съемке.
Фото автора.
РАСПЛАТА ЗА СПЕКУЛЯЦИЮ - август 1978
22 августа состоялось заседание товарищеского суда объединения «Эстрыбпром», на котором слушалось дело о спекуляции чеками Внешторгбанка СССР. Обвиняемый — бывший рефмоторист БМРТ-606 «Мыс Арктический» В. И. Чистоносов, находясь в г. Раквере, продавал их по спекуляционной цене. Товарищеский суд объявил ему общественный выговор и возбудил перед администрацией и профсоюзным комитетом ходатайство о лишении В. Чистоносова годового вознаграждения по итогам работы в
1978 году.

А. КУЛИКОВ, председатель товарищеского суда.
ПОЗДРАВЛЯЕМ – 10 11 1965
За большие успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства, науки и культуры, Президиум Верховного Совета Эстонской ЭССР наградила Почетными грамотами большую группу работников рыбной промышленности, среди награжденных:
Каус Вальда Бернхардовна - преподавательница Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
Лабор Александр Сергеевич - старший помощник капитана производственного рефрижератора "Буревестник".
Лепик Вольдемар Петрович - капитан буксира Таллинского рыбного порта.
Левкови Вилиор Вячеславович - капитан Таллинской базы рефрижераторного флота.
Пясс Эльмар Магнусович - преподаватель Таллинского мореходного училища рыбной промышленности.
Алас Вайно Александрович - старший мастер добычи Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Заутин Владимир Алексеевич - начальник отдела Таллинской базы рефрижераторного флота.
Юмарик Велло Пээтерович - помощник капитана производственного рефрижератора "Альбатрос".
Булавин Борис Михайлович - механик рефрижератора Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Феофанов Иван Осипович - председатель Комитета партгосконтроля Таллинского рыбопромыслового флота.
Горбачев Анатолий Григорьевич - старший мастер добычи Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Корзнев Николай Иванович - рыбмастер Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Котов Алексей Николаевич - капитан Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Леонтьев Николай Петрович - старший помощник капитана БМРТ- 431.
Моргун Петр Алексеевич - радиооператор Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Шестаков Василий Иванович - заместитель секретаря парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота.
Журомский Николай Николаевич - боцман Таллинской базы океанического рыболовного флота.
Тоблер Эдгар Густавович - заместитель начальника производственного управления рыбной промышленности.
Вайн Освальд Гансович - первый помощник капитана Таллинской базы океанического рыболовного флота.
СРТ-4559. КТО ВИНОВАТ? - 03 11 1965
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

(В ОБЪЕКТИВЕ ФОТОАППАРАТА)

Вышел на промысел СРТ-4559. Перед отходом экипаж слышал по радио, читал в газетах: — Больше рыбы стране. Хорошей и разной! И вот траулер в море.
Созвали партийное собрание , разработали социалистическое обязательство. Все силы экипажа были направлены на то, чтобы выполнить и перевыполнить план. А лозунг «Больше рыбы» — должен стать реальностью. Лов пикши и мерланга вели в Северной Атлантике. Команда прилагала все усилия: обрабатывала улов, сдавала на плавбазу продукцию высокого качества. Систематически на смены выходила подвахта: механики, штурманы. И, кажется, никому не приходилось много отдыхать.

Поднимали на палубу полные кутки с рыбой. Вот так, как показано на верхнем снимке. На палубе ровными рядами полные бочки. Капитан по радио связывался с транспортным рефрижератором «Советская Родина".
— Сможете принять весь улов?
- Около нас находится много траулеров.
Что ж, понятно. Рефрижератор не резиновый. Надо освободиться от лишней рыбы.
— Можно солить мерланг?
— Только свежье!
Рыбообработчики взяли зюзги и вот так, как показано на втором снимке, «освобождались от лишней» рыбы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Вылов, который достался с трудом, выбрасывался за борт.
Но траулер пошел к рефрижератору. Сдали бочки пикши, мерланга. Однако поместилось не все в трюмах «Советской Родины". Мерланг солить не разрешали. «Производственная операция» повторилась. На этот раз не зюзгой выбрасывали рыбу в море, а высыпали ее прямо из бочек. Это — на фотографии внизу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Но план судно выполнило. Рыбаки возвращались в порт. Над районами промысла несся лозунг:
— Больше рыбы стране! Хорошей и разной!
Сентябрьский Пленум ЦК КПСС учит хозяйствовать. Экономить государственное добро — личное дело каждого. Почему же в этот раз так не по-государственному относились к социалистическому добру? Вины экипажа траулера 4559 здесь нет. Не виновен и экипаж рефрижератора. Виновен тот, кто плохо организует работу судов.

Фото К. Римарева.
Штурманам - прочные знания - 27 10 1965
За последние годы 73 штурмана Таллинской БОРФ получили среднее специальное образование. Сейчас повышают свою штурманскую подготовку 36 человек. Намечено еще направить на учебу большую группу штурманов. Это большой шаг вперед по повышению технических знаний штурманского состава.
Однако до сих пор специальные знания отдельных штурманов недостаточны. Многие штурманы, особенно молодые, окончившие учебное заведение, считают, что знаний у них вполне достаточно и самостоятельной подготовкой по специальностям не занимаются. Они забывают о том, что любое учебное заведение, в том числе и высшее, дает основы знаний, подготавливает к самостоятельной работе.
Прекращение систематической самостоятельной учебы по специальности приводит к потере знаний, как это случилось со штурманом Э. Шишкиным, имеющим высшее специальное образование. Когда он сдавал техминимум на капитана СРТ, оказалось, что т. Шишкин растерял свои знания. Он не работал над собой. Руководство базы поставило вопрос: целесообразно ли использовать его в плавсоставе.
Старший помощник капитана Э. Жилин был также представлен на должность капитана СРТ. Однако из-за слабой подготовки не смог сдать техминимум.
Можно привести многочисленные примеры, когда штурманы приходят сдавать техминимум без подготовки и в результате показывают слабые знания.
В настоящее время капитанам судов дано право, самостоятельно проверять знания подчиненного штурманского состава.
Это возлагает на капитанов судов большую ответственность. При проверках судов в море оказалось, что штурманская учеба на отдельных судах была совершенно запущена. На большей части судов отсутствовала техническая литература по штурманской специальности.
На приобретете технической литературы затрачены большие средства. Но в настоящее время она почти полностью утеряна. Поэтому плохую организацию штурманской подготовки капитаны объясняют отсутствием литературы. Но каждый, любящий свою специальность штурмам должен иметь свою личную библиотеку. С сожалением надо отметить тот факт, что в технической библиотеке нашей базы из штурманского состава записан только один капитан-наставник И. Падалко.
Серьезную работу по подготовке штурманского состава проводят в рейсе капитаны А. Анциферов, Ю. Карулин и другие.
Отдельные товарищи заявляют, что достаточно того опыта, который они приобрели в результате многолетней практики в море, отрицают необходимость самостоятельной теоретической подготовки. Это утверждение в корне не верно. Работа нашего штурманского состава в основном проходит непосредственно в открытом море и со многими вопросами судовождения, как плавания вблизи берегов, приходится, сталкиваться на практике, очень мало.
В результате этого капитан И. Заболотный посадил на отмель мыса Сырве в сентябре 1964 года СРТ-4574. В августе прошлого года капитан В. Соколов посадил на мель банки Хиумадал CРT-9045. Посадил на мель БМРТ-229 в проливе Зунд в январе текущего года капитан В. Червяков. Все эти случаи по заключению инспекции безопасности мореплавания, произошли по причине грубого нарушения правил судовождения и безграмотности штурманского состава.
В заключение хочется отметить, и поставить в пример отличную самостоятельную работу по повышению своих специальных знаний штурманов А. Чеботарева, И. Бабаева, И. Плещева.

В. СОКОЛОВ,
капитан-наставник ТБОРФ