0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти механиков и мотористов от УСЛ до Эстрыбпром (93)
МОТОРИСТ ГРИГОРИЙ БАТУХНО - 01 07 1975
В беседе с Григорием Ильичом я задал ему такой вопрос:
— Вы уже двадцать лет трудитесь на флоте по одной специальности — мотористом; а не думали ли освоить другое дело, занять должность повыше, пойти для этого на учебу?
Улыбнувшись, он ответил: — Для учебы — возраст уже не тот, добиваю пятый десяток лет. Что касается повышения, то считаю, что не каждый человек, быстро шагающий вверх по служебной лестнице, вполне соответствует новому месту, более высокому посту. Моторы — моя мечта, мое любимое дело, как бы часть меня. Возле моторов я чувствую себя на настоящем месте, чувствую себя самим собой.
Свое хозяйство Григорий Ильич отлично освоил во время действительной военной службы на боевых кораблях. После демобилизации в 1945 году он служил во вспомогательном флоте, а с 1 января 1962 года пришел в многотысячный коллектив Эстонского рыбопромышленного производственного объединения «Океан». Два рейса совершил на средних рыболовных траулерах, а затем перешел на большие.
На БМРТ «Оскар Лутс" и «Иоханнес Рувен» под руководством стармехов Евгения Александровича Подольского и Бориса Серафимовича Максимова он освоил более сложную, чем на СРТ, технику, мощные дизели и другие агрегаты. Знание слесарного и токарного дела помогает ему активно, творчески принимать участие в саморемонте. За время работы им подано несколько рационализаторских предложений.
Коммунист с 1969 года, Григории Ильич за свое трудолюбие пользуется авторитетом в коллективе. Он сознательно, с полной отдачей сил включается в общие мероприятия экипажа. На подвахте, в напряженные моменты, он мастерски владеет шкерочным ножом, на выгрузке рыбопродукции стоит на лебедке.
На разных траулерах он проявил себя и как общественник. Избирался членом судкома, в комиссию по контролю за деятельностью администрации.
— Самому мне не пришлось сражаться на фронтах Великой Отечественной войны, — говорит Григорий Ильич.
— Там сражались отец и старший брат. Поэтому я хочу трудом внести свой вклад в строительство коммунизма.
Доволен моторист и своим предприятием. Два года назад его семье «Океан» предоставил хорошую трехкомнатную квартиру.
Сердечный отзыв о заслуженном ветеране объединения дают его товарищи.
— О Григории Ильиче Батухно я слышал как об опытном мотористе первого класса еще до того, как пришлось с ним работать вместе на одном судне, — сказал второй механик Леонид Александрович Маркварт. — Он хорошо знает свою специальность, свое заведование — дизели, устройства, системы и механизмы. Безупречен в несении вахтенной службы, смену сдает без замечании. Человек он выдержанный, скромный, с товарищами искренен.
За свой труд в девятой пятилетке ветеран ЭРПО «Оке-пи» моторист первого класса Григорий Ильич Батухно награжден орденом Трудовой Славы третьей степени.

А. НЕСТЕРОВ.
НАШ ЯНОВИЧ - 24 06 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед утром, часов около пяти, в каюту механика-наладчика вошел рыбмастер В. Бушейко. Несмотря на ранний час, Рибулис уже был на ногах. Он удивился: «В чем дело»? "Янович, шестерня тележки полетела». И Янович, быстро одевшись, спустился в рыбцех. Там он пробыл до самого вечера. Да и как уйти, мало ли что понадобится.
Работает в объединении В. Рибулис сравнительно недолго. Хотя он молод, за свое трудолюбие, знание дела он заслужил внимание и уважение всего экипажа. Наверное, поэтому так уважительно его величают — Янович. Он требователен к подчиненным, строго следит за эксплуатацией механизмов.
А сколько бессонных ночей он провел в мукомолке. Она на судне уже пять рейсов подряд не могла выпускать продукцию согласно проекту. Янович постоянно передавал свой опыт мукомолам Я. Кучма и П. Деркачу. Спустя две недели после начала промысла добились планового выпуска продукции. Под его началом вырос будущий механик-наладчик И. Анищенко.
Валдис Янович — ударник коммунистического труда. За исключительное трудолюбие и безупречную дисциплину имеет ряд поощрений от администрации судна. В выполнении рейсового задания и соцобязательств есть большая заслуга механика-наладчика В. Рибулиса.

А. САВЧЕНКО, боцман БМРТ-0564.

Фото А. Раукаса.
И ПРАВО, И ОБЯЗАННОСТЬ - 29 03 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Этот последний рейс для Вячеслава Бычкова, как, впрочем, и для всего экипажа, был нелегким. Хотя вначале дела шли неплохо, но затем промысловая обстановка резко ухудшилась. Наступил спад, и так продолжалось все последние месяцы промысла.
И все-таки люди старались. Экипаж делал все возможное, чтобы преодолеть отставание.
— В этой напряженной обстановке, — рассказывает председатель группы народного контроля электрик БМРТ-333 «Юхан Сютисте» Вячеслав Алексеевич Бычков, — самое главное было не опустить руки, не растеряться. Особенно важно было это для нас, народных контролеров. Проверки проводили почти каждые сутки, и днем, и ночью.
Группа взяла под свой контроль качество выпускаемой продукции, использование технологического оборудования и многие другие вопросы. Особое внимание уделяли рациональному использованию рыбы-сырца — ведь промысловая обстановка не баловала рыбаков, и надо было бороться за каждую дополнительную тонну продукции.
Используя свои права, народные контролеры приглашали на собрания виновных, вносили предложения по устранению недостатков.
Во многом успешной работе группы народного контроля способствовала личная инициатива ее председателя Вячеслава Бычкова. На судах нашего флота он ходит в море уже семнадцатый год. Ему довелось плавать на всех типах судов — от среднетоннажных траулеров до самых современных транспортных рефрижераторов.
И где бы ни работал Вячеслав Бычков, — его, как активного и принципиального коммуниста, товарищи избирали на ответственные общественные должности. Он был, например, председателем группы народного контроля на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа», секретарем, партийной организации на «Ботническом заливе» и БМРТ-250 «Яан Коорт». И везде Вячеслав Бычков старался оправдать доверие, которое ему оказывали товарищи.
Он умеет ценить и использовать время, потому и не жалуется, что его не хватает. Наоборот — находит время и для учебы. Сейчас В. Бычков успешно заканчивает четвертый курс Ленинградского арктического училища, и недалек тот день, когда ему вручат диплом электромеханика.
Комитет народного контроля по Эстонскому рыбопромысловому флоту за добросовестную многолетнюю работу по руководству судовыми группами народного контроля наградил Вячеслава Алексеевича Бычкова Почетной грамотой.

(Наш корр.)
Исполнить свой долг - 13 02 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА в январе этого года закончился очередной рейс плавбазы «Фридерик Шопен», одного из членов экипажа — Юрия Штефанова — пришли встретить его друзья. Среди них был и его бывший сокурсник Владимир Тедеев, вместе с которым, казалось, еще только вчера сидели на лекциях, сдавали экзамены.
Но годы учебы остались позади. Позади был и первый рейс на «Фридерике Шопене". Пусть не первый (Юра уже встречался с морем во время практики, учась в институте), но от этого не ставший менее трудным. И от выпускника Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства потребовалось немало упорства, физических и духовных сил.
В объединение «Океан» Юрий попал по распределению. В своем первом рейсе на плавбазе «Фридерик Шопен» был дублером второго механика-наладчика. Основные производственные вопросы своей специальности, связанные с обеспечением бесперебойной работы технологического оборудования, освоил довольно быстро. Но, пожалуй, самым главным было то, что Юра никогда не чувствовал себя на судне лишним человеком. Хотя, конечно же, были и различные трудности, особенно на первых порах.
— Сначала боялся принимать самостоятельные решения, — рассказывает Юра. — Потом, однако, освоился и старался вникать во все вопросы. И уже тогда пытаешься делать все сам, многое решаешь самостоятельно.
Во время рейса молодому специалисту всегда приходили па помощь более опытные товарищи. С благодарностью вспоминает он своих наставников — старшего механика-наладчика Пээтера Пао и второго механика-наладчика А. А. Горохова.
Инициатива, проявленная каждым человеком в общем труде, личная заинтересованность каждого в результатах своего труда — очень важны в любой работе. И эту важную черту хорошо усвоил молодой специалист. Он знакомился с теми особенностями работы, которых еще не знал. Постепенно пришла уверенность в обращении со сложным технологическим оборудованием.
- В море гораздо больше творческого подхода к труду, чем на берегу, — считает Юра - Порой не хватает каких-то материалов и приходится искать резервы, что-то придумывать.
Юра считает себя прежде механиком, а уже потом рыбаком. И думает, что лучше всего приобретать практические навыки по своей специальности на флоте. Отсюда и желание не
только освоить работу, но и улучшить, облегчить некоторые производственные процессы. Во время последнего рейса служба наладчиков подала пять рационализаторских предложений. В их разработке принимал участие и Штефанов.
— Способный, инициативный, вникает в суть дела, - такую характеристику дал ему секретарь партийной организации судна второй механик-наладчик Анатолий Александрович Горохов. - Юра, на мой взгляд, прекрасно освоил свои прямые обязанности.
Не смотря на то, что свободного времени оставалось не так уж много, Юра всегда помогал своим товарищам, которые учились в рейсе.
Находилось время и для участия в спортивной жизни на судне. Юра с удовольствием играл в волейбол в составе второй машинной команды.
Сейчас Юра Штефанов опять в море. В этом рейсе он пошел уже lll механиком-наладчиком.
Он будет закреплять, совершенствовать свои знания, постоянно выполнять трудовой и человеческий долг - работать во имя пятилетки.

Н. КРУТИКОВА.
В НАЧАЛЕ ПУТИ - 25 01 1975
Всеволод Лебедев один из лучших молодых специалистов "Пейпси", связал свою жизнь с морем совсем недавно. В 1972 году он сделал свой первый рейс и, как сам выражается, был ошеломлен красотой океана, морской стихией. Трижды Всеволод ходил на плавбазе «Фридерик Шопен» четвертым электромехаником. Вспоминая начало работы на флоте, он говорит:
— Конечно, было трудновато, не все сразу получалось. С благодарностью вспоминаю доброжелательную, заинтересованную помощь второго электромеханика Николая Сергеевича Хочунского. Терпеливо, ежедневно он учил осваивать на практике все тонкости моей специальности. Под его руководством я почувствовал уверенность в своих силах, еще больше стал заниматься, ощутил вкус к работе. Рад был на «Пейпси» трудиться под началом Николая Сергеевича.
За плечами двадцатипятилетнего комсомольца, выпускника Калининградского высшего инженерно-морского училища, всего лишь три неполных года работы в море. Но Всеволод уже нашел себя. Он хорошо справляется с обязанностями третьего электромеханика. Благодаря его усилиям и усилиям его товарищей в рейсе бесперебойно действовали все механизмы рыбного цеха, РМУ, палубы. Любит Всеволод и общественную работу. Во втором рейсе он был пропагандистом, вел занятия по экономике, часто выступал с лекциями и беседами.
— Из Всеволода со временем вырастет отличный мастер своего дела, активный общественник, — говорит о молодом моряке первый помощник капитана Н. Ермолаев.
СТАНОВЛЕНИЕ – 19 10 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много говорено и писано о том, как обманчиво бывает первое впечатление о человеке, когда встречаешься с ним впервые. Экипаж БМРТ «Мыс Челюскин» вылетел в рейс на подмену без четвертого механика. Узнав об этом, в порту Дакар из ремонтно-подменной команды ко мне подошел невысокого роста паренек с просьбой, взять его в рейс на эту должность. Выпускник Калининградского высшего мореходного училища - Коля Мориков на вид показался мне человеком замкнутым, на редкость стеснительным и малоразговорчивым. Сразу трудно угадать в этом юноше хорошего специалиста. И потому, как он проявлял страстное желание выйти в море, мы не ошиблись, взяв его с собой. Скромный, сдержанный, Николай отлично справляется с возложенными на него обязанностями четвертого механика. Сейчас на судне нет такого человека, который бы нее знал его.
- Мастер высокой квалификации, приятный в общении, всегда рад помочь товарищу, - отзывается о нем старший механик, осуществляющий наставничество над молодым специалистом.
Видимо, поэтому Коля всегда окружен людьми, пользуется среди них заслуженным авторитетом и уважением. Но не только поэтому, а, наверное, и потому, что Николай умеет отлично работать. И тогда, когда он вместе с котельными машинистами обслуживает паровые котлы или проверяет готовность к работе лебедок, или двигатели шлюпок перед спуском на воду, - просто залюбуешься его технической подготовкой и мастерством. Уже по одному этому можно определить: работает настоящий мастер своего дела. И работает ловко, без видимых усилий. И надо понимать, что достиг он этого не так просто и легко. За его спиной напряженный труд в училище.
Николай, будучи еще школьником, мечтал стать моряком. Отец Коли — участник Великой Отечественной войны от первого до последнего дня, награжден боевыми орденами и медалями, коммунист с 1938 года. Старший брат 15 лет плавает на судах рыбопромыслового флота старшим механиком. И Николай твердо решил пойти по стопам старшего брата. И об этом не жалеет. По настоящему любит Николай свою работу, отдает ей свое умение и профессиональное мастерство, не чурается любого задания, внимательно присматривается к тому, как работают опытные мастера, досконально выспрашивает все, чего не знает.
Прекрасно владеет токарным и слесарным делом, разбирается в электрооборудовании.
Именно таков он, Николай Мориков, четвертый механик БМРТ-605 "Мыс Челюскин".
От души хочется пожелать ему творческих успехов в совершенствовании технического мастерства, долгой успешной работы в море.

В. ЖУКОВСКИЙ,
первый помощник капитана БМРТ-605 "Мыс Челюскин"
Фото автора.
РПК-1: Хроника рейса - 14 10 1976
Два с половиной месяца продолжался рейс ремонтно-подменной команды №1 в Дакар.
Коллектив оказался на редкость сплоченным, дружным, трудолюбивым. В конце августа ремонтники возвратились в Таллин. Сегодня мы знакомим наших читателей с трудовыми буднями РПК-1.

ПОСЛЕ РЕМОНТА - В РЕЙС
И на этот раз капитаном-директором РПК-1 был И. Бабаев, имеющий богатый опыт в проведении ремонтных работ на наших судах в порту Дакар. За два с лишним месяца специалисты объединения произвели ремонт четырех судов.
Как только в середине июня РПК-1 прибыла в Дакар, начались работы по ремонту БМРТ-604 "Рудольф Сирге". Все трудились с огоньком. Делали и те работы, которые не значились в ремонтных ведомостях, небрежно составленных и на этот раз судовыми специалистами...
Вскоре БМРТ-604 "Рудольф Сирге" ушел на промысел. Его команда осталась довольна выполненным ремонтом.
Затем так же качественно и в срок были отремонтированы еще три судна: БМРТ-606 «Мыс Арктический», БМРТ-605 «Мыс Челюскин», БМРТ-555 «Феодор Окк».

ПОМОГАЛ ОПЫТ ДРУЗЕЙ
Когда речь зашла о том, чтобы произвести чистку корпуса БМРТ-605 «Мыс Челюскин» и в РПК-1 не оказалось своего водолаза, на помощь нашим ремонтникам пришли их коллега из Риги — водолазы с МСБ «Строгий». Они провели не один час за работой, чтобы очистить корпус нашего судна.
Коллектив ремонтно-подмен-ной команды обменивался опытом работы и с другими коллективами — из Калининграда, Клайпеды, Новороссийска, Керчи, Пионерска. Нередко специалисты советских ремонтных команд из различных портов нашей страны приходили на помощь друг другу и тем самым способствовали своевременному и качественному ремонту судов.

ЛУЧШАЯ БРИГАДА
С первого дня работы в Дакаре между коллективами шести бригад развернулось социалистическое соревнование за качественный и быстрый ремонт судов. После выхода каждого судна из ремонта на общем профсоюзном собрании подводились итоги соревнования бригад.
И каждый раз впереди оказывался коллектив, возглавляемый вторым механиком Н. Не-трепайло. Эта дружная бригада вела работы высокими тем-пами и качественно. Все ее члены были отмечены в приказе капитана-директора благодарностями и премиями. Пропаганде опыта передовой бригады были посвящены материалы в стенной газете, в листках-молниях.

ПРИМЕР ПОДАВАЛИ КОММУНИСТЫ
Почти половину коллектива РПК-I составляли коммунисты. Они трудились буквально на всех постах, вели большую общественную работу. Всюду коммунисты подавали пример. Особенно надо отметить самоотверженную работу рефмеханика Г. Голофастова, моториста А. Касьяненко, рефмоториста Г. Чеблукова, слесаря A. Миронова, матроса П. Низейко, токаря В. Шевченко. Каждый из них на своем посту показывал пример добросовестной и высококачественной работы, с увлечением выполнял различные общественные поручения. За рейс было проведено три партийных собрания, на которых обсуждались различные вопросы, связанные с организацией ремонтных работ, со своевременным выходом судов из Дакара на промысел.
Авангардная роль коммунистов сыграла положительную роль. Все суда были отремонтированы вовремя и с высокой оценкой работ.

ЛЕКЦИИ, БЕСЕДЫ
Сразу же по прибытии в Дакар приступила к работе и лекторская группа, руководимая первым помощником капитана В. Скрипкой. Лекторы и политинформаторы постоянно держали в курсе всех важнейших событий, происходящих в нашей стране и за рубежом, большой коллектив РПК-1. Они выступали с информациями, беседами, лекциями, отвечали на вопросы, возникающие у членов команды.
Темы этих лекций были самыми разнообразными. Коллектив слушал лекции о международном положении, о конференции коммунистических и рабочих партий Европы, о решениях XXV съезда КПСС и т. д.

В ЧАСЫ ОТДЫХА
Интересно проводил коллектив РПК-1 свое свободное время. Многие увлекались спортом. Проводились соревнования по волейболу, стрельбе, шахматам. Встречались не только между собой, но и проводили «малые» спартакиады с командой Керченской РПК и с командой МСБ «Строгий».
Популярностью пользовались фильмы, книги, экскурсии. За время пребывания в Дакаре было организовано несколько поездок для знакомства с этим городом, с его достопримечательностями. Не раз наши ремонтники проводили время и на пляже острова Горе.
Поздравляем НИКОЛАЕВА ЮРИЯ ПАВЛОВИЧА - 28 09 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ВТОРОГО МЕХАНИКА ПЛАВБАЗЫ «СТАНИСЛАВ МОНЮШКО» НИКОЛАЕВА ЮРИЯ ПАВЛОВИЧА С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЫСШЕГО ДИПЛОМА - МЕХАНИКА ПЕРВОГО РАЗРЯДА.
Ю. Николаев работает в рыбной промышленности с 1967 года. Плавал на плавбазах «Фридерик Шопен», «Станислав Монюшко». За трудовые успехи ему присвоено почетное звание «Ударник коммунистического труда».
В этом году ПБ «Станислав Монюшко» дважды выходила и рейс и оба раза возвращалась с перевыполнением производственного плана. В трудовых достижениях экипажа судна есть вклад и Юрия Павловича. Коммунист Николаев уделяет много внимания качеству своей работы. Вверенная ему техника всегда находится в хорошем состоянии и работает безотказно.
Поздравляя Юрия Павловича с получением высшего диплома, начальник Госрыбфлотинспекции Эстонского района Горой Социалистического Труда Л. Сонг пожелал ему новых трудовых успехов в десятой пятилетке.

Фото А. Дудченко.
Алексей СЕПП, ПОТОМСТВЕННЫЙ РЫБАК - 23 03 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МНОГО лет трудится в рыбной промышленности Эстонии Алексей Орестович Сепп. Он — потомственный рыбак. "Дед мой и отец были рыбаками, мы ведь родом с острова Сааремаа», — говорит он не без гордости.
... Тяжелое детство было у Алеши. Рано остался он без родителей, пришлось работать с малых лет. Воспитывала его бабушка, а жилось трудовому народу в буржуазной Эстонии тяжело. Мальчишкой ходил юнгой на рыбацких судах, был "мальчиком на побегушках". Уже в 14 лет Алексей сделал свой первый самостоятельный рейс матросом.
С восстановлением Советской власти многое изменилось в Эстонии. Алексей Сепп, да и все такие же обездоленные и бездомные, получили квартиры, работу и право на достойную человека жизнь. Алексей пошел учиться — сбылась мечта его детства.
В 1948 году снова он выходит в море, набирается опыта у бывалых рыбаков. Впоследствии он скажет: ''Все, чего я достиг, обязан, тем, кто помог мне в трудную минуту, — старшему поколению рыбаков».
С 1958 года Алексей Орестович работает в ЭРПО "Океан". Был матросом, боцманом, тралмастером. Потом стал мотористом и продолжал учиться. После окончания мореходного училища Алексей становится третьим механиком, затем вторым и, наконец, старшим на судах типа СРТР. В этот период товарищи по судну рекомендуют его кандидатом в члены КПСС.
1968 год стал для Алексея Сеппа особенно радостным. Он становится членом КПСС.
Знания и опыт выдвигают его на более ответственные должности — на большие морозильные траулеры сначала четвертым, а затем и третьим механиком. В этой должности А. О. Сепп трудится сейчас на нашем траулере-ветеране — БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Любит свою работу Алексей Сепп и прививает другим любовь к труду. В любую минуту приходит он на помощь молодежи, памятуя о том, что в свое время старшие товарищи, были ему первыми в жизни наставниками.

Н. пиголь, моторист

НА СНИМКЕ: А. Сепп во время несения вахты.
Фото автора.
ГЛАВНЫЙ МЕХАНИК- 24 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НЕ ТАКОЙ ЭТО уж и большой срок – 13 лет, которые работает в нашем объединении Эдуард Грибовский. А смотрите: начал механиком на СРТ, потом плавал на транспортных судах, спустя девять лет получил вузовский диплом (с отличием) - и вот теперь главный механик флагмана ЭРПО "Океан" плаврыбзавода "Рыбак Балтики".
Везуч человек, не так ли? Можно, пожалуй, и позавидовать. Тем более, если учесть, скажем, такие моменты: Калининградское высшее инженерное училище Э. Грибовский заканчивал по сокращенной программе, причем то ли стационарно, то ли заочно - сразу не понять: удавалось человеку и экзамены досрочно сдавать. и между сессиями плавать на ТР «Бора».
Главным механиком назначили на "Рыбак Балтики" - так ведь судно новейшее, можно сказать, что ж удивительного, коль оно заняло первое место по техническому состоянию в объединении за прошлый , 1975 год, и работают здесь по новой системе непрерывного обслуживания механизмов, и разные новшества внедряют у себя...
Говорят так о главном механике "Рыбака Балтики» ? Говорят, заведешь разговор: мол, оно, конечно, нелады у нас с технологическим оборудованием - и того нет, и этого не хватает. Вот: маловато еще механизирован труд рыбообработчиков - сразу тебе уйма примеров. А что на «Рыбаке Балтики" изготовили филейную машину для разделки скумбрии и ставриды - оно, конечно, так, но зачем же сравнивать?..
Однако, насчет везучести. Не между прочим упомянули мы здесь о том, что КВИМУ Эдуард Грибовский закончил с отличием. Действительно, сумел человек одновременно, и учиться, и плавать, причем учиться на отлично. В вуз он поступил, имея за плечами Клайпедскую мореходку и весьма солидный опыт работы в должности стармеха транспортных рефрижераторов, а до этого плавал младшим механиком на СРТ. Остальное уже дело настойчивости и терпения. В чем Грибовскому и впрямь можно — и нужно — позавидовать. Присовокупим сюда недюжинную работоспособность и добросовестность — качества, которые по наследству обычно не передаются.
И на «Рыбак Балтики» пришел он отнюдь не на все готовое — судно тогда только-только выходило из новостроя. И новая система непрерывного обслуживания механизмов, имеющая целью продление сроков межремонтной эксплуатации механизмов и оборудования - ее еще предстояло разработать и внедрить. И, понятно, будь ты хоть трижды способный и одаренный инженер-механик, одному это не под силу. А любого тут в помощники не возьмешь Тут такие нужны, как старший механик технологического оборудования Антс Кярт — человек и грамотный, и ответственный (недаром председатель судовой группы народного контроля, коммунист), или четвертый механик технологического оборудования Рейн Аас, он же парторг; ремонтный механик Эвальд Табри, старший электромеханик Федор Панфилович Сидоренко, которому до всего-всего дело, беспокойный он человек... В своеобразный список этот внести можно еще немало имен людей, с которыми Эдуард Грибовский плавает с момента получения судна и давно уже установил те контакты, которые с полным основанием можно определить и как добрые, товарищеские, и как деловые, творческие. И без которых, кстати, не понять, почему эти люди так держатся друг за друга — не уговорить добровольно перейти на другое судно...
И еще — кстати: многие из названных товарищей участвовали в разработке и изготовлении филейной машины для разделки скумбрии и ставриды. Рационализаторское предложение это, уже давшее на «Рыбаке Балтики» изрядную экономию и средств, и времени, заинтересовало многих в нашем объединении и, будем надеяться, техотдел ЭРПО скажет тут свое веское слово — очень нужна такая машина на судах. А какова здесь роль главного механика Э. Грибовского? На то он и главный, чтоб идея рационализаторов материализовалась, и как можно быстрее и лучше, в железную «плоть».
Да и у самого у него солидный «послужной список» рационализатора и изобретателя. В настоящее время, к примеру, Э. Грибовский занят доводкой «до кондиции» машины для комплексной разделки рыбы, в частности обезглавливания и чистки внутренностей. Это совместная работа со старшим механиком технологического оборудования Виктором Борулько.
Помощников — активных, инициативных, деятельных — у главного механика хватает. Не только из числа членов совета молодых специалистов, насчитывающего добрых три десятка человек во главе со своим председателем — вторым электромехаником Ало Тоосом. Пожалуй, по пальцам одной руки можно перечесть людей в машинной команде, которые относятся к своему главному механику только как к начальнику, администратору. Что ж, для всех мил не будешь, говорят. Особенно для тех, кому непонятно, «зачем тебе надо это все»...

Л. ФИРСОВ