0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
РМС "Тормиде Ранд". ПО РЕКАМ И ШЛЮЗАМ - 07 09 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Как мы уже сообщали, впервые пришло в порт приписки рыболовно-морозильное судно "Тормиде Ранд». Путь с Волги до Таллина занял более 20 суток. Как рассказал третий штурман судна Евгений Григорьевич Самойлов, переход был очень напряженным. Шли в основном по узким каналам и рекам. Вместо карты ориентирами служили разные створы и буи, по которым лоцманы вели судно. За кормой оставались Волга, Мариинская система, шлюзы. В пути были и стоянки. Когда, например, прибыли в Череповец, то оказалось, что нет лоцмана и когда он будет, неизвестно. Такие моменты экипаж использовал для экскурсии на берег...
Но вот, наконец, переход завершен, прошли 12 шлюзов с перепадами на подъем до 80 метров и спуском до 90 метров.
...Волга, Ладога, Нева и другие реки и водохранилища надолго запомнятся команде. И если откровенно, каждый согласился бы повторить этот путь, но только не в качестве штурманам или матроса, а пассажиром. Все-таки моря и океаны - это стихии для моряков.

На снимке: "Тормиде Ранд" подходит к месту швартовки в Таллинском порту.

Текст и фото Я. Вийги
ПОСЛАНЦЫ ЦЕЛИНЫ У МОРЯКОВ – 14 08 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


КАЗАХСТАН... Бес крайняя равнина равная по территории нескольким европейским государствам. Земля скотоводов - кочевников на севере, садоводов и земледельцев на юге, в долине Сыр-Дарьи и оазисах пустыни Кзылкум, народа, не имевшего до Великого Октября своей государственности и письменности. Сейчас это край поголовной грамотности, одна из пятнадцати равноправных сестер — республик Союза, располагающая мощной цветной металлургией и высокомеханизированным земледелием. Пять областей республики с пробужденными к жизни целинными землями обязались дать в этом году стране 500 миллионов пудов хлеба. С казахской земли, с космодрома Байконур стартуют и прокладывают человечеству дорогу во Вселенную наши межпланетные ракеты.
Посланцев этой земли — делегацию работников киноискусства Казахской ССР как дорогих гостей принимали в прошлую пятницу у себя на судне моряки «Станислава Монюшко». Вот что рассказал экипажу после ознакомления с устройством судна руководитель делегации Александр Семенович Федюлин, председатель госкомитета по кинематографии при СМ Казахской ССР: — На фестиваль казахских фильмов в Эстонию приехали известные наши киноактеры, кинорежиссеры и работники кинопроката - всего 11 человек. Среди них Е. Умурзаков, актер, самый старый работник и один из зачинателей национального театра, возникшего в двадцатых годах. В кино вы его увидите на экранах города в фильме «Земля отцов», где он играет заглавную роль аксакала - старого всеми уважаемого человека. Это его последняя работа.
Казахская кинематография очень молода, зарождалась она в жанре документального кино. Фильм о строительстве железнодорожной магистрали «Турксиб» — ее первенец. Фильмы художественные начали ставить только в сороковых годах. Во время войны в Алма-Ате находились в эвакуации многие первоклассные мастера советского кино, было, у кого поучиться... Многие из вас смотрели фильм «Сказ о матери», о жизни далекого советского тыла военной поры. — Казахстана. Александр Карпов, режиссер этого фильма, сейчас ваш гость. Вместе с ним приехала и актриса А. Умурзакова, снимавшаяся в его последнем фильме «Дорога в тысячу верст», включенном в программу кинофестиваля.
За всю свою историю «Казахфильмом» поставлено свыше 50 художественных картин. Долго не было у нас своей кинокомедии. Первая из них — "Девушка-джигит» вышла на экраны в 1954—1955 годах. Снималась в заглавной роли сегодняшняя ваша гостья Л. Ашранова. В ту пору она действительно соответствовала своей роли, а вскоре превратилась в... «женщину-джигита», вышла замуж, воспитывает теперь двух своих маленьких «джигитов». Кино не оставила, но сменила жанр: снимается в фильмах для детей, например, с ее участием поставлен фильм «Звучи, там-там!».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В составе нашей делегации режиссеры О. Абишаев постановщик фильма «Мать", И. Бегалин, творец фильма «За нами Москва". О последнем произведении следует сказать несколько слов. Теме дружбы советских народов, верности Родине и их боевому братству в минувшую войну посвящен фильм.
Многие читали "Волоколамское шоссе" А. Бека, знают из истории о подвиге панфиловцев на подступах к Москве. О боевом пути Кавказской дивизии, воевавшей на этом участке фронта, рассказывает фильм.
Совершенно иного, лирического звучания фильм «Крылья песни». Он повествует о радостях и огорчениях любви двух сердец, поэта и певицы. В за главной роли, присутствующая на встрече с моряками, Т. Тасабекова, представительница третьего поколения казахских киноактеров. Все мы - и старые и молодые — признательны эстонским морякам за теплую встречу, сохраним о ней самые лучшие воспоминания.


На снимках: гости из Казахстана на плавбазе «Станислав Монюшко".

Фото Я. Вийги
Иван Ходус, рыбмастер – 31 07 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Годы и годы прошли с того памятного дня, когда пришел Иван Ходус на рыбацкий флот ... Произошло это не без «скрипа»: жена Зоя ни в какую не хотела, оставаться одна. Работала она на фабрике, а нужно было успевать завезти рано утром сына в ясли, ехать за ним после работы. Ушел все-таки в море, сказал:
— Ничего, справишься. Не одна ты такая — рыбачка.
Да и как было не уйти! В трех шагах от его дома строился новый рыбный порт. Можно сказать, на глазах рос рыбопромысловый флот. После долгих рейсов возвращались домой рыбаки - просолившиеся, возмужавшие. Радостно встречали пахарей моря родные, близкие. Разве можно было «быть у воды — и не напиться»?
- Сделаю пару рейсов — уйду, - заверил, успокоил жену. Сколько таких «пар" за спиной с тех пор! Северное и Норвежское моря, далекая банка Джорджес исхожены вдоль и поперек. Ходил матросом, тянул на борт СРТ вручную сети. До онемения пальцев приходилось трясти их, освобождать от сельди — тогда еще не было на судах, заменивших ручной труд умных машин.
Познал трудности, освоил "секреты" обработки улова, приготовления из свежья первосортного соленого полуфабриката. От матроса до известного на флоте специалиста, мастера по обработке рыбы - таков пройденный путь.
...Когда родился второй ребенок, жена Зоя предъявила ультиматум: уходи с моря, трудно мне одной. Пробовал уговорить "еще на пару рейсов". И слушать не захотела, знала по опыту эти "пару рейсов". Но, легкое ли дело, бросать то, к чему прирос душой? А море рыбацкое, жизнь корабельная, хлопоты на отходах и радости встреч всерьез и навсегда полюбились Ивану Ходусу. Уговорил, нашли выход – вызвали к внукам бабушку, мамашу жены.
По-прежнему рыбмастер ходит в море. Как и раньше, занят любимым делом. Там, далеко от родных берегов, спокоен он за дом: с внуками бабушка воюет, жена работает на своей фабрике. Все они живут мыслями о нем, сообщают в письмах о своих делах, ждут. Всегда ждут его воз вращения.
Из последнего рейса воз вращались с Джорджес банки. Шли домой героями, с отличным выполнением рейсового задания. «Берег" воздал должное труженикам моря. Ценные подарки, почетные грамоты, благодарности руководства базы ждали рыбаков.
Именные часы были вручены Ивану Ходусу, рыбмастеру СРТ-4510, одному из лучших специалистов промыслового флота.

Н. СИМОНЕНКО.


На снимке: добросовестный труд находит признание — рыбмастер СРТ-4510 Иван Ходус доволен наградой.
Памяти тралмастера Юрия Миккар. Десять морских лет - 20 07 1968
Ему еще нет тридцати. Десять лет отданы морю. Оно воспитало его, закалило, сделало убежденным в правильном выборе профессии...
Помощник тралмастера Юрий Миккар немногословен с теми, кто пришел на море «зашибить деньгу», кто ноет от тяжелой работы.
— Зачем пришел? - спрашивал он, глядя прямо в глаза одному такому "мореману».
Я видел, как заюлил матрос, которому без обиняков, в упор был задан такой вопрос. А ведь до этого этот парень со своей обывательской философией чуть ли не смутил всю палубную команду, И труд матросский неблагодарный, и невыносимо тяжелый, и низкооплачиваемый, и неправильно оплачиваемый и т. д.
— Да — трудно!— сказал тогда ему Юрий. — И, видно, море не для тебя. Море любит сильных, мужественных. А тебе и на берегу будет нелегко, матрос же из тебя совсем никудышный.
Слова Юрия были пророческими: с приходом в порт матрос этот уволился. Таков наш помощник трал мастера. Прямой и честный, справедливый всегда и во всем — настоящий воспитатель. Слова его убеждают, потому что сам он таков, какими хочет видеть своих подчиненных.
Весь рейс Юрий не знал отдыха, работал с вдохновением, заражал своей неистощимой энергией других. Зимой страшно стыли пальцы. А он как железный: работал, работал,..
Иногда думалось, откуда этот рабочий порыв? В чем сила этого человека? Ответ одни: только в любви к морю, к делу, которому служишь Худощавый, даже хрупкий, но удивительно подвижный и целеустремленный в труде, он готовил из нас настоящих матросов. Сейчас он бороздит Южную Атлантику. Расстояние и время отделяют нас от него. Но в кубрике или на своем рабочем месте часто вспоминаем этого чудесного парня, его уроки мужеству и честности.

В. ЧИРКОВ матрос БМРТ-333 «Юхан Сютисте».
Памяти ПР "Аугуст Якобсон" и его экипжей. "ГЛАВНЫЙ ВЫИГРЫШ - 10 07 1968
Товарищеские встречи по волейболу на промысле между командами судов стали возможны у нас, с появлением плавбаз-рыбозаводов «Фридерик Шопен» и «Станислав Монюшко», на вертолетных палубах которых можно оборудовать отличную волейбольную площадку.
Дело это хлопотное требует больших усилий от судовых энтузиастов спорта, не то что на земле. Здесь мало обозначить краской контуры площадки да установить «столбы», да натянуть сетку - вокруг ведь море, при «хорошей» подаче того и гляди мяч улетит за борт, только его и видели! Вот и приходится по всему обводу вертолетной палубы ставить высокие стойки, обтягивать их со всех сторон и поверху связанными из утильных кусков рыбацкими сетями.
А когда строительные хлопоты остаются позади плаврыбозаводы становятся гостеприимными хозяевами: приглашают помериться силами в волейболе спортсменов со стоящих у борта судов.
Конечно, исход таких встреч в большинстве случаев не вызывает сомнений, предопределен: у хозяев площадки и времени для тренировок достаточно да и экипаж побольше - легче подобрать сильную команду. Победа при этих встречах, как правило, венчает чело хозяев.
Так и случилось во встрече на «Фридерике Шопене» местных волейболистов с командой производственного рефрижератора «Аугуст Якобсон», пришедшего на банку Джорджес за грузом сельди для экспорта. Команда гостей во главе с третьим электромехаником Виктором Соколовым, кстати сказать, отличным волейболистом, потерпела поражение.
Но особой горечи, посыпания голов пеплом — не было. А вот посещение в море судна, где работает много друзей по прежним совместным рейсам, встречи с ними да и сама спортивная разминка принесли много радости.
Несравненно большего значения мосты дружбы были положены благодаря спорту между экипажем «Аугуста Якобсона" и жителями портового города Росток, Германской Демократической Республики, куда судно пришло с полученным на промысле грузом сельди.
На этот раз состоялась товарищеская встреча по футболу, причем против немецкой команды с местного рыбокомбината выступала наша сборная — моряки с «Аугуста Якобсона» и калининградской плавбазы "Тунгус".
Несмотря на несыгранность нашей сборной, все 90 минут игры прошли в острых атаках, стремительных прорывах, упорной борьбе за победу.
Самоотверженно защищал ворота боцман Пеетер Рейкоп. Не жалея ног боролись за мяч на поле нападающие и защитники: рефмоторист — он же комсорг судна — Аркадий Урицкий. котельный машинист Геннадий Пухов, радист Валерий Бочаров, второй механик Юрий Смирнов, второй электромеханик Борис Суховей, направляемые на штурм ворот «противника» третьим механиком Владимиром Будукиным, капитаном команды.
Внесли свою лепту и калининградские парни. Дружно и шумно «болели» за своих экипажи «Аугуста Якобсона» и «Тунгуса», обеспечивали, так сказать, моральную поддержку ...
Итог встречи — 2:1 не в нашу пользу. Опять — проигрыш в игре и выигрыш в неизмеримо более важном — в налаживании контактов, в укреплении интернациональной дружбы. Это - главный выигрыш. Закончилась игра — и не стало "противников». Были на стадионе только товарищи, друзья. Не беда, что трудно объясняться на чужом языке: крепкие прощальные рукопожатия отлично передают тепло дружеских сердец!


Н. СИМОНЕНКО.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рыбаки с БМРТ ГДР в гостях на «Аугусте Якобсоне" - игра в корону.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Товарищеская встреча по футболу в Ростоке.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Культурник "Аугуста Якобсона» Петр Суходол за выпуском фотогазеты, посвященной пребыванию судна в ГДР.
Памяти Михаила Торопова . УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК - 10 07 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Помощник рыбмастера производственного рефрижератора «Саяны» Михаил Торопов в будущем году отмстит свое 50-летие, Из них более десяти лет он работает на рыбацких плавбазах, охотно передает свой опыт молодым. Благодарен ему за это и курсант Мати Кийвит, будущий технолог, делающий на «Саянах» уже третий рейс.
У Михаила Торопова богатая жизненная школа за спиной. Когда началась Великая Отечественная война, он, будучи не военнообязанным по состоянию здоровья, не остался в стороне: добровольцем вступил в Первый Таллинский истребительный батальон. Были оборонные бои в Эстонии, затем — ленинградская блокада, ранение, госпиталь и опять бои...
Нелегким был и первый период после войны. Везде нужно было строить новую жизнь. И здесь Михаил Торопов всегда был на передней линии.
Не только в знаниях по специальности, но и в понимании истории прошедших трудных дней нуждается сегодняшняя молодежь. Это хорошо знает Михаил Торопов и всегда в беседах с молодыми моряками незаметно затронет и такие вопросы.


Н а снимке: М. Торопов (слева) и М. Кийвит беседуют на палубе судна.
СЛАВА ВЕТЕРАНАМ ТРУДА - 10 07 1968
АГЕЕВ Иван Александрович — Герой Социалистического Труда, капитан-флагман ТБТФ, ветеран рыбной промышленности.
БЕЛОГОРЦЕВ Георгий Сергеевич - капитан-флагман ТБТФ, ветеран рыбной промышленности, заслуженный рыбак Эстонии, награжден орденом «Знак Почета»
ВЕРБИЦКИЙ Владимир Васильевич - капитан-наставник экспедиции, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Ленина.
ЕСЬКОВ Виктор Сергеевич — капитан-директор БМРТ-384 «Коралл», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ЗУБАНОВ Анатолий Дмитриевич — капитан СРТР-9124, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ЛАЗАРЕВ Борис Григорьевич — старший механик БМРТ-384 «Коралл», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ЛЕОНТЬЕВ Николай Петрович — капитан-директор БМРТ-463 «Андрус Йохани», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Ленина.
НИКОЛАЕВ Леонид Евсеевич — старший механик транспортного рефрижератора «Бриз», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ПАПУША Макар Карпович — бригадир грузчиков ТМРП, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом «Знак Почета".
ПИСАРЕВ Павел Николаевич — капитан-директор БМPT-368 «Оскар Лутс», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Ленина.
ПЛЕШАКОВ Владимир Николаевич - капитан-директор резерва судов БМРТ, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ПОБИГАЧ Илья Михайлович – старший мастер добычи БMPT-248 «Йохан Кёлер», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ПЫЛЛУ Яак Антсович — второй механик БМРТ-384 «Коралл», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
РОЖАНСКИЙ Дмитрий Семенович - капитан дальнего плавания, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
САНГЕЛЬ Лео Августович — капитан-директор БМРТ, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом «Знак Почета".
СКУЧАЛИН Юрий Фотиевич — главный штурман службы мореплавания ТБРФ, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Ленина.
СУССКИЙ Владимир Николаевич — капитан-директор БМРТ-474 "Осмуссаар», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ТАММ Фридрих Михайлович — капитан-директор БМРТ-227 «Аугуст Алле», ветеран рыбной промышленности, заслуженный рыбак Эстонии, депутат Верховного Совета ЭССР, награжден орденом Ленина.
ТРУНОВ Николай Тимофеевич — капитан CPTP-9058, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
ФРИДМАН Альберт Яковлевич — главный механик плавбазы-рыбозавода "Фридерик Шопен», ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Kpасного Знамени.
ХОВРЯКОВ Алексей Иванович - электрорадионавигатор производственного рефрижератора "Аугуст Якобсон», ветеран рыбной промышленности, награжден орде ном «Знак Почета».
ХОРОХОНОВ Сергей Владимирович - начальник отдела добычи ТБТФ, ветеран рыбной промышленности, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Памяти Бабуцкого Георгия Романовича. РОМАНЫЧ - 06 07 1968
Работает у нас на плавбазе «Иоханнес Варес" токарь Бабуцкий Георгий Романович. Спросите любого из многочисленного экипажа, кто такой Бабуцкий? Уверяю, добрая половина не знает этой фамилии. Но стоит нам спросить, где найти Романыча, — и любой член экипажа отведет вас в ремонтную мастерскую и укажет на человека, склонившегося над токарным станком. Это и есть наш токарь Романыч, как любовно все его здесь называют.
Вы думаете, он старый моряк? Нет, совсем это не так. В море он ходит с 1965 года, хотя ему за полсотню. Мне вспоминается первая встреча с Романычем. Это было в 1966 году. Наше судно стояло на ремонте в Лиепае. И вот в знойный июльский день к нам прибыло пополнение, в их числе — токарь Бабуцкий. Мы разговорились.
— Не трудно в море будет? Года!..
— Технику знаю. — ответил он спокойно, — к тому же плавал на плав-базе «Ян Анвельт».
Романыч освоился с судном, а суровые штормы Северного моря окончательно сроднили его с нами. За эти годы мы познакомились поближе. Пройдены десятки тысяч миль. Встречались со штормами Северного, Норвежского, Гренландского морей. Испытали могучие удары Атлантического океана. Молодые моряки зачастую не выдерживали такой нагрузки, а Романыч, имея за плечами уже 38-летний трудовой стаж, все выдержал. Да еще как!
Часто бывает, что суровые штормы так обломают маленький рыболовецкий траулер, что он будто на костылях подходит к базе. Необходим срочный ремонт. И на помощь ему идет наш Романыч.
Ему не надо приказывать, он делает «по своему приказу», как он сам любит выражаться. Долгие годы службы авиатехником в военно-воздушном флоте, с которым связана добрая половина всей его трудовой деятельности, приучили Романыча к аккуратности и исполнительности, к точности в работе.
— Я был в армии авиатехником, — говорит Георгий Романович. — Всю войну пробыл на фронте. В авиации, так же как и на флоте, без точности нельзя.
За несколько лет работы на нашем судне нет ни одного нарекания в адрес нашего Романыча. Идут к нему за помощью и за советами механики промысловых судов, несут поломанные детали. Многие из них и в заводских условиях нелегко сделать, а Романыч делает.
Недавно мы вернулись из далекого рейса. Были у берегов США и Канады. Рейс был тяжелым.
Часто выходили из строя механизмы и агрегаты. На долю Романыча досталась трудная задача - пришлось много точить деталей, вышедших из строя. Но он с успехом справился с этой задачей, хотя приходилось отдыхать только урывками.
И то, что экипажу судна удалось успешно вы полнить и перевыполнить не только рейсовое задание, но и план второго квартала, немалая заслуга нашего Романыча.
Недавно, в один из воскресных дней, ко мне в каюту зашел Романыч вместе со своей супругой Татьяной Ильиничной. Мы долго беседовали. Я задал вопрос супруге:
— Он с вашего согласия ушел в море?
Улыбнувшись, она мне ответила:
— Он вообще неугомонный, попросился у меня, сходить в море только на один рейс, вспомнить молодость, так как срочную службу проходил в Военно-Морском Флоте. Я поверила и отпустила. А уже прошло три с лишним года, и уходить с моря не хочет.
— Буду до тех пор ходить в моря, пока глаза хорошо видят и силы есть.
Спасибо тебе, Георгий Романович, добрый человече!

А. ГИРО, первый помощник капитана.
Памяти БMРT-248 «Иохан Келер» и его экипажей. В ПЕРВЫЙ РЕЙС - 29 05 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Вечером 25 мая из Таллинского морского рыбного порта вышел в первый атлантический промысловый рейс БMРT-248 «Иохан Келер». Судно построено на Клайпедском заводе. Прошло ходовые испытания и принято в строй действующих. Это — пятнадцатый БМРТ Таллинской базы тралового Флота. В предстоящем рейсе будет работать в водах Южной Африки.
Экипаж нового судна возглавляет капитан-директор Лысенко Юрий Демьянович, первым помощников назначен Моисеенков Анатолий Федорович, машинной командой руководит старший механик Пужулис Адольф Матвеевич, старший помощник капитана — Демидчик Борис Григорьевич, помощник капитана по производству — Паутов Сергей Афанасьевич. Добытчиков возглавляет старший мастер добычи Побигач Илья Михайлович, мастера обработки — Марьясоо Майре Яановна и Зинов Виктор Александрович.
Счастливого плавания, «Иохан Кёлер»!

(Наш корр.).

На снимке: БМРТ-248 «Иохан Кёлер» перед рейсом в Таллинском морском рыбном порту.


Фото Я. Вийги.
Памяти Ивана и Эллы Симонай. Пути счастья - 25 05 1968
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Есть в Татарском районе Новосибирской области село Степановка. Живут в нем, как и во всех окрестных селах, потомки разноплеменных переселенцев из европейской части России. В поисках лучшей доли еще до Октября приехали в необжитый сказочно богатый край люди.
В Степановке в семье выходцев из Эстонии по фамилии Мелль родилась в 1944 году девочка Элла. Была она четвертой у матери, Софьи Даниловны и Андрея Югановича - отца. Потом появились у нее еще два брата, Ильмар и Владимир... Благодатна сибирская земля!
...Далеко на западе от Степановки, в белорусском селе на Витебщине двумя годами ранее Эллы у плотника Имполита Симоная родился сын Иван. И вполне могло быть, что Иван и Элла прожили бы свои жизни, ни разу не встретившись, не подозревая, о существовании друг друга...
Но пути счастья сложны. Окончив в Степановке восьмилетку, собралась Элла в дальнюю дорогу — захотелось повидать родственников, проживающих на станции Кизе узкоколейной железной дороги в Эстонии. Захотелось взглянуть на землю предков. Поехала.
...Иван приехал в Таллин в солдатской гимнастерке, только-только сняв погоны после службы. Думал погостить у старшего брата Фомы, грузчика торгового морского порта. Погостил, увидел манящую синеву залива, корабли на рейде... да и пленился романтикой моряцкого труда! Ушел солдат запаса в море на рыбацком судне.
Погостила у родственников, а потом осталась, работать а Таллине, и Элла. Поступила на фанерно-мебельную фабрику, освоила специальность шлифовщицы. Подружилась с девушкой-белоруской. И как-то раз через нее познакомилась с ее земляком, будущим своим мужем, Иваном.
Было это в прошлом году, в один из приходов судна Ивана Симоная в порт. Потом встречала его каждый раз с моря, вместе провели отпуск... А в мае этого года Таллинский городской ЗАГС зарегистрировал появление новой молодой семьи. Дети разных народов подали друг другу руки - на всю жизнь...
— Что больше всего нравится тебе в муже? — спросил я недавно у молодой жены.
— Скромность... Серьезное отношение ко всему. Ну, и, конечно, то, что он ласков со мной.., — смущаясь, ответила мне она.
Я поинтересовался, как прошел свадебный вечер, где его праздновали?
— Не вечер — три дня гуляли! Родственников и друзей было сорок человек. Сразу после регистрации уехали из ЗАГса в совхоз "Сауэ"... Там сейчас живут мои родители, брат Рудольф и сестры - Галя, Лоня. Все семейные, обзавелись своими домами, живут хорошо.
Только младший брат Владимир еще холост, допризывник, осенью пойдет на службу — на смену старшему брату Ильмару. Один Ильмар не был на нашей с Иваном свадьбе — служит за границей.
— А как Иванова родня? Были?
— А как же. Кроме старшего брата Фомы, у него теперь живут и работают в Таллине две сестры — Ядвига и Вера. А отец с матерью и самый младший брат Франц, еще школьник, специально приезжали на свадьбу из Белоруссии. Не было с нами только Яди...
Как и Иван, онам у нас рыбачка! Прислала поздравительную радиограмму с моря, с производственного рефрижератора "Крейцвальд".
— Понравились тебе родители мужа?
— Не о том была моя забота: сама хотела им понравиться...
— Как думаете устраиваться с жильем?
- Иван вступил в жилищный кооператив. Сейчас его судно PР-1264 в ремонте. В начале июня пойдет в море, нужно зарабатывать деньги на первый взнос... А пока живем у сестры Веры. Переживем! - говорит Элла.
Слышится в ее словах спокойная уверенность в счастливом будущем.
...Хочется верить, что так и будет - будет счастлива Элла с Иваном! Потому что с милым «любое горе — вполовину, а радость — вдвойне!".

Н. СИМОНЕНКО.

на снимке: молодожены Элла и Иван Симонай,

Фото А. Дудченко.