0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
История Эстрыбпром с 1987 - АО Океан до 1992 (183)
РЕЗОЛЮЦИЯ партийного актива ПО «Эстрыбпром» по вопросу «О политической ситуации в республике» - 16 09 1989
Одобряя обращение организационного комитета при парткоме НПО Электротехника, собрание партийного актива ПО "Эстрыбпром"
ПОСТАНОВЛЯЕТ

1. Согласиться с оценкой политической ситуации в республике, данной в обращении организационного комитета при парткоме НПО "Электротехника ".
2. Потребовать от Бюро ЦК КПЭ дать ответы первичным партийным организациям на решения и резолюции, принятые на партийных конференциях и собраниях.
В срок до 10 апреля с. г. провести партийную конференцию республики, на которой обсудить политическую обстановку в республике и разработать пути консолидации коммунистов, с нормой представительства делегатов: от 30 членов КПСС: 1 делегат.
3. Потребовать роспуска всех рабочих групп комиссии Верховного Совета ЭССР по межнациональным отношениям, гражданству и других, создать их в новом составе после Пленума ЦК КПСС по межнациональным отношениям на основе пропорционального представительства всех основных национальных групп ЭССР. Решения этих комиссий должны приниматься большинством - не менее чем 2/3 голосов при тайном голосовании.
4. Потребовать от Президиума Верховного Совета ЭССР принять меры по пересмотру Закона о языке и приведению его в соответствие с резолюцией XIX Всесоюзной партконференции " О межнациональных отношениях.
5. Возвратить государственный флаг ЭССР на башню Длинный Герман .
6. Потребовать от ЦК КПЭ дать партийную оценку публичным выступлениям руководителей НФЭ, разжигающих национальную рознь и призывающих к отделению от СССР.
7. Потребовать от Бюро ЦК КПЭ привлечь к ответственности редакторов средств массовой информации, допускающих публикацию материалов, выступления на радио и телевидении антисоветского и националистического толка.
8. Считать главной задачей коммунистов парторганизации обеспечение единства действий в ходе подготовки и проведения избирательной кампании по выборам народных депутатов Эстонской ССР и народных депутатов местных Советов.
9. Одобрить решения трудовых коллективов объединения об участии подразделений объединения в общереспубликанском митинге 14 марта в 15 часов. Создать организационный комитет по подготовке и проведению митинга. Время, затраченное на подготовку и проведение митинга, отработать по решению ОСТК.
10. Выразить политическое недоверие секретарю ЦК КПЭ Т. Титма в связи с его последними выступлениями в печати, на радио и телевидении. Считать его дальнейшее пребывание на данном посту невозможным.
11. Рекомендовать президиуму ОСТК принять все меры — вплоть до компромиссов по объединенным действиям в политической борьбе на данном этапе с Интердвижением.
12. Обратиться в прокуратуру ЭССР по вопросу о запрещении деятельности Партии национальной независимости и Общества защиты памятников старины.
Принята на собрании партийного актива ПО «Эстрыбпром». 2 марта 1989 года.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ПИСЬМО - 17 01 1989
Обсуждаем проект Закона ЭССР о языке

Мы, работники отдела кадров производственного объединения "Эстрыбпром", считаем, что принятие сессией Верховного Совета Эстонской ССP республиканского Закона о языке необходимо отложить до принятия Верховным Советом СССР общесоюзного Закона о языке по следующим причинам:
1) В соответствии с п. 6 ст. 113 Конституции СССР Верховный Совет СССР обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории СССР, устанавливает основы законодательства Союза ССР и союзных республик,
В связи с этим принятие Верховным Советом ЭССР республиканского Закона о языке до принятия Верховным Советом СССР союзного Закона о языке означало бы прямое игнорирование Верховным Советом ЭССР ст. 74 и п. 6 ст. 113 Конституции СССР и, следовательно, вступление высшего органа государственной власти республики в очередной, ничем не оправданный конфликт с высшим органом государственной власти Союза ССР.
Согласно ст. 114 Конституции СССР Верховный Совет ЭССР может представить в Верховный Совет СССР проект Закона ЭССР о языке в порядке законодательной инициативы с предложением включить его положения в Закон СССР о языке.
2) Во второй редакции проекта Закона ЭССР о языке содержатся и прямые, и косвенные ограничения прав граждан республики неэстонской национальности, а также установлены как прямые, так и косвенные преимущества гражданам республики коренной национальности. По своей сути этот проект является дискриминационным в отношении граждан республики неэстонской национальности.
По нашему мнению, защита эстонского языка совершенно не требует дискриминации русского языка и непризнания его исторически сложившегося статуса языка межнационального общения.
Таким образом, проект Закона ЭССР о языке содержит прямые нарушения ст. 36 Конституции СССР и ст. 34 Конституции Эстонской ССР.
3) Установление использования на территории республики эстонского языка в качестве обязательного для ведения делопроизводства на предприятиях и в учреждениях, как это предусматривает проект Закона ЭССР о языке, противоречит самой сущности многонационального союзного Советского государства, единству народнохозяйственного комплекса страны, закономерному процессу интернационализации экономической и всей общественной жизни страны.
Установление в союзных республиках обязательного ведения делопроизводства на предприятиях и в учреждениях только на национальных языках неизбежно приведет к хаосу в учете, отчетности, ведении научной и технической документации, в управлении экономикой страны как единым народнохозяйственным комплексом не только в отдельных республиках, но и по всей стране в целом, и таким образом явится тормозом перестройки, во всех сферах жизни советских людей.
Содержащиеся в проекте Закона ЭССР о языке положения о ведении делопроизводства на предприятиях и в учреждениях республики исключительно на эстонском языке противоречат ст. 16 Конституции СССР и ст. 16
Конституции Эстонской ССР и направлены на постепенное вымывание из сферы управления экономикой республики специалистов неэстонской национальности, на отстранение русскоязычного населения от активного участия и политической деятельности, и решении социальных вопросов.
4) Считаем, что принятие Верховным Советом ЭССР опубликованной переработан ной редакции проекта Закона ЭССР о языке будет означать очередную непозволительную политическую уступку сепаратистским силам в республике, вызовет активизацию экстремистских элементов, еще больше осложнит политическую обстановку в Эстонии.

Работники отдела кадров
ПО ""Эстрыбпром" (всего 8 подписей),
Доколе будет крыша протекать -10 01 1989
или проблемы охраны труда с высоты нескольких метров

На первый взгляд, может показаться, что в ЭРНК объединения с охраной труда все обстоит благополучно. И на самом деле — наше подразделение уже много лет называется подразделением высокой культуры производства. Благодаря отличной квалификации и профессионализму сотрудников (у нас уже 9 лет не было случаев производственного травматизма). Показатели по всем статьям хорошие. По ним можно судить, что у нас все хорошо. Однако это далеко не так. Помещения на четвертом этаже здания, мягко говоря, "промокают" в периоды дождей и таяния снегов. А если точнее: когда идет дождь — в помещениях верхнего этажа потоп.
Особенно бедственное положение сложилось на участке ремонта оптики, компасов, хронометров и судовых часов. Стены постоянно мокрые, с потолка сыпется побелка — сырость и антисанитария. Так что, выражаясь языком средств массовой информации, этот участок можно считать районом экологического бедствия. Официальным лицам и тем, кто занимается ремонтом крыши, наша проблема беда хорошо известна. Вопрос об этом муссировался в различных инстанциях на протяжении 10 лет. Нельзя сказать, что ничего не делались: почти ежегодно силами ЭМЦ производился ремонт, но все усилия этой организации каждый раз были напрасными. На истраченные средства можно было бы уже не только отладить крышу по-настоящему, но и покрыть ее позолотой, как Исаакиевский собор в Ленинграде...
Наконец, было принято решение и подписан приказ по объединению (№ 1042 от 24 ноября 1987 г.), которым предписывалось произвести капитальный ремонт крыши в первой половине 1988 года силами ЭМЦ. Но и первая, и вторая половина 1988 года уже миновали, а к ремонту еще никто не приступал, и, судя по всему, приступать не собирается. Наш коллектив вправе спросить у руководителей, объединения: когда закончатся безобразия и элементарная бесхозяйственность? Тем более, как нам известно, такие же проблемы и во многих других зданиях объединения. На этом фоне разглагольствования о социальной справедливости звучат как насмешка и злая ирония над нуждами рабочих коллективов.

В. КАЗАНЦЕВ, капитан-наставник ЭРНК, член парткома объединения.
ЗА КАКИЕ ГРЕХИ? – 15 08 1991
Острый сигнал

Нет, это не просто РДО с моря, не рапорт об успешном выполнении задания. Это — как выразился экипаж, приславший радиограмму,— крик души. И, в самом деле, хочется закричать, даже сидя за редакционным столом.
Речь идет о МРТР-289 «Катран», который работает в районе Гвинеи-Бисау и в поте лица (в самом буквальном значении слова) зарабатывает для объединения валюту, добывая креветку на экспорт.
Тот, кому приходилось работать в тех широтах даже на более комфортабельных (по сравнению с МРТР) БМРТ, знает, что от удушающей жары в каютах, да и в других помещениях, не спасает даже более или менее охлажденный воздух, подававшийся время от времени через каютные вентиляторы. Не спасают и бытовые электровентиляторы : они гоняют все тот же раскаленный воздух. Да к тому же, на «Катране» из двенадцати вентиляторов половина не работает.
Температура в каютах доходит до 36 градусов. Неисправно охлаждение провизионки (!), не работает льдогенератор. Специалисты ни своего судна, ни базового (СРТМ-К-1436) не могут существенно исправить положение из-за отсутствия ЗИПа, материалов, оборудования.
Но еще тяжелее обстоят дела с пресной водой. Танки забирают 10 тонн воды. А этот запас не может обеспечить даже минимальные санитарные условия. Постельное белье дошло до цвета, как сказано в РДО, «солдатских шинелей», нет возможности постирать одежду, помыться... Фирма «Эштрела ду мару», в нарушение контракта, отказалась производить стирку белья на обмен, так же, как и плавбаза «Паланга». Всем требуется только свободно конвертируемая валюта... Не помогает и вмешательство флагманского капитана.
Катастрофическое положение и с питьевой (!) водой. Ее не хватает, не говоря уже о качестве. И вот здесь у меня, как у журналиста, возникает некоторая неясность: в пункте 2.14 «Изменений и дополнений к колдоговору на 1991 год» разрешено закупать в инпортах минерализированную питьевую воду судам, выходящим на промысел после МРТО из Кальяо или Лас-Пальмаса, так как там обычная питьевая вода небезопасна по бактериологическим и химическим показаниям. Но разве Гвинея-Бисау и условия на МРТР так уж намного лучше, что покупать нормальную питьевую воду нет необходимости?!
Конечно, можно задать вопрос: на кого же капитан Б. Зубарев жалуется? Ведь последний раз МРТО перед этим рейсом экипаж своими силами проводил в Дакаре под его же руководством. Разве капитан не знал, на каком судне выходит в рейс?
Знал и видел, вне всякого сомнения. Но тогда очень хотелось бы получить ответ и на такой вопрос: а мог ли Борис Данилович, или любой другой капитан на его месте, отказаться выходить в рейс на неподготовленном для нормальной жизни экипажа судне, без всяких для себя «организационных» последствий? Или последует сакраментальный вопрос: "А что, пароход без каютных вентиляторов и минеральной воды плавать не может! ?»
В компетенцию газеты не входит давать рекомендации, куда, в какой район посылать суда, как организовать их работу. Но, при составлении рейсовых заданий необходимо учитывать состояние судна и условия работы. А также необходимо — и безотлагательно — помочь экипажу «Катрана» хотя бы с водой, прежде всего, с питьевой, с бельем, с решением всех других вопросов, о которых говорится в РДО, чтобы не пришлось горестно разводить руками: «Подумать только, совсем молодой человек, сорока нет, и вот...»
Капитан Зубарев — человек крепкий, на своем морском веку повидал всякого, понапрасну кричать «караул!» не будет, тем более, если это касалось бы его одного... И если уж он подписал радиограмму с таким криком боли, то, значит, дошло до предела.
...Говорят, что неисправимые грешники на том свете попадают в пекло. Только вот за какие грехи экипажу «Катрана» приходится работать в условиях не очень-то лучше пекла?

Н. МОЛЧАНЮК

Когда был уже подписан этот «острый сигнал», в рейс снаряжался БМРТ-474 «Оскар Сепре». Рейс тоже в тропики и встал вопрос: а есть ли на судне кондиционеры? Так и не выяснив до конца («должны быть, ведь судно когда-то строилось в экспортном варианте»), подписи о согласии с рейсом были получены ото всех соответствующих служб, в том числе, и от профсоюзного комитета объединения.
В ДЕТСАДЕ ЗАБОТЫ НЕДЕТСКИЕ- 02 06 1991
В старину их называли меценатами, сейчас нарекли спонсорами. Для нас же они просто шефы — люди, которые помогают нам выжить в нынешнее непростое время. На протяжении двух десятилетий шефами детсада-яслей № 140 являются «Эстрыбпром» и Балтийский судоремонтный завод.
Детский сад — не только дети с их забавами и веселыми играми, это заботы и проблемы взрослых: сломанные веранды и песочницы, некрашеный забор, недоделанная спортивная площадка и так далее.
Со своими проблемами мы обращаемся к нашим шефам: заместителю генерального директора «Эстрыбпрома» Д. Усанову, заместителям директора БСРЗ Я. Танвелю или В. Родионову. Несмотря на большую занятость, недостаток времени, они стараются нам помочь, найти средства для благоустройства сада.
А мы прилагаем силы, чтобы детям у нас было тепло, уютно и радостно.

В. МИТРОШИНА, заведующая детсадом-яслями № 140.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки - желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ko-ко-ko — не ходите далеко! (Стишок рассказывает Карина Уласень).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«А мне не спится!» (Алеша Колпаков).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Посиделки (Аня Цыганова и Стас Соколов).

Фото И. ХМЕЛЕВА.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ПРАВИТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, РЕСПУБЛИКИ ЭСТОНИЯ, РЕСПУБЛИКИ ЛАТВИЯ, РЕСПУБЛИКИ ЛИТВА.- 31 10 1991
Героическим трудом нескольких поколений рыбаков, инженеров, судостроителей, ученых в послевоенное время в западных регионах страны была создана современная рыбная индустрия, освоены громадные пространства в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах. Рыбная промышленность западных регионов страны давала с 1985 года около 1,3 млн. тонн пищевой рыбной продукции.
Освоение советским флотом океанических просторов в послевоенные годы происходило в условиях постепенного нарастания интересов морских государств к океаническим источникам животного белка. Советская рыбная промышленность успела открыть и освоить богатейшие промысловые районы: в океане ко времени, когда с учреждением новой Международной Конвенции по морскому праву в 1982 году, большинство продуктивных районов оказалось в 200-миль-ных экономических зонах прибрежных государств, либо в зонах регулирования рыболовства международными организациями. С тех пор отечественный флот получает доступ в такие районы пропорционально достигнутому уровню исследования состояния биологических ресурсов. История в прошлом насчитывает несколько тяжелых продолжительных и кровопролитных конфликтов за исключительное право владения богатыми рыбными и китовыми промыслами между морскими государствами.
В этих условиях, уже с 1992 года в связи с известными экономическими и политическими трудностями государств — бывших республик Советского Союза, намечается тенденция к сокращению океанического рыболовства, выражающаяся в значительном сокращении флота, прекращения пополнения его новыми судами взамен физически и морально изношенных, сокращения объема научно-технических исследований и разработок и, как следствие этого, разрушение созданной научной базы. Если вовремя не остановить такую тенденцию, то рыбная промышленность бывших республик Советского Союза, потеряв свою долю в международном рыбном промысле, никогда более ее не восстановит, так как образовавшийся вакуум незамедлительно будет заполнен более дальновидными партнерами.
В большинстве стран с развитым морским рыболовством рыбохозяйственная деятельность находится под определенным патронажем государства, заключающимся в том, что оно берет на себя часть расходов по строительству флота, развитию необходимой инфраструктуры, финансированию научно-технических разработок по развитию рыбного промысла и исследованию сырьевых ресурсов.
Мы, специалисты по промышленному рыболовству, собравшиеся в г. Калининграде на рабочее совещание, обращаемся к руководству ныне суверенных государств, обратить самое серьезное внимание на достаточно тяжелые последствия от свертывания национальными флотами промысла в Мировом океане, не допустить этого, выработав соответствующую национальную научно-техническую политику в области рыболовства и объединить усилия для сохранения достигнутого уровня океанического рыболовства промысловым флотом России, Литвы, Латвии, Эстонии.


Члены экспертного Совета по технике промрыболовства Западного бассейна
А ГОДЫ ЛЕТЯТ … - 05 07 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По-другому и не скажешь — летят годы, вот уже за время, что прошло с первого официально объявленного профессионального праздника «Дня рыбака», выросло новое поколение моряков-рыбаков, а тот праздник вспоминается так, как будто и не было этих долгих 25-ти лет.
Почему я подчеркиваю «официально объявленный»? Потому, что правительством День рыбака был утвержден в 1965 году, но фактически, особенно в Эстонии, рыбацкий праздник отмечали и раньше — именно во второе воскресенье июля. Оно и понятно: в это время на Балтике весенняя путина уже закончилась, а осенняя еще не началась.
...Первый «День рыбака» отмечали очень торжественно, в театре «Эстония». Были представители Минрыбхоза, ЦК КПЭ, были приглашенные и из города, из родственных предприятий. Был и концерт, такой, какой рыбакам, большую часть времени находящимся в море, посмотреть удавалось далеко не всегда...
Были мы тогда молодые, впереди было у нас многое: это — время широкого выхода в океан, осваивали новые районы промысла, приходили новые суда. Своим праздником мы гордились, в учреждении его, одного из первых профессиональных, мы видели признание важности и значения нашего морского рыбацкого труда. До этого из «мирных» подобных праздников был, пожалуй, только День шахтера, а еще, кажется, День железнодорожника.
Незадолго до этого вернулся в Таллинн наш «герой дня» — ПР «Альбатрос», который — первый из эстонской рыбопромысловой флотилии — работал в Антарктике с китобойной флотилией «Юрий Долгорукий». Капитан-директор «Альбатроса» Ю. Скучалин рассказывал о заходах в австралийский порт Аделаиду, о китобойцах, Антарктиде. Для нас это все было экзотикой, в своих мечтах мы и себя видели там. Это теперь Юго-Западная Атлантика, Южная часть Тихого океана стали обычными районами промысла, а тогда, 25 лет назад...
Да, 25 лет назад. Много изменилось за это время. Почти не осталось уже тех судов, которые тогда нам казались «последним достижением», на смену им пришли — и продолжают приходить — современные «моонзунды», СТМ.
Горько думать, но и многих наших товарищей из тех, кто был на том, первом, Дне рыбака, уже нет среди нас. Кто переменил профессию, кто по здоровью «сошел на берег», а кто вообще ушёл из жизни. Всех их вспомним мы в наступающий День рыбака. И от этой горчинки наш праздник будет только более торжественным.
Но за это же время выросло и новое поколение моряков-рыбаков, которое приходит нам на смену. В этом числе и молодые капитаны, многим из которых в том далеком, 1965 году, было по 9-12 лет и не помышляли они о том, что когда-либо поднимутся на капитанский мостик. Это — и капитаны самых современных рыбопромысловых судов РТМК-С «Георг Каск» и РТМКС «Ээстиранд» Н. Гончаров и A. Свет, и капитаны РТМС B. Елисеев, Е. Казьмин, А. Ломейко. На СТМ'ах ведет промысел Г. Вяль. Осваивает добычу креветок на СРТМ "Ботна» А. Сачук.
А штурманы, помощники капитана, все молодые. Но могу сказать, что смена нам идет хорошая, грамотная, поднабраться только опыта — отличные моряки будут.
Вот и хочу в этот день поздравить с праздником и тех, кто впервые поднялся на борт судна, и тех, кто успешно осваивает морскую профессию, и особенно тех, кто помнит наш первый День рыбака.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А. КОЖУРИН,
главный капитан ПО «Эстрыбпром».
ДНЮ РЫБАКА- 25 - 05 07 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Открываю подшивку газеты «Рыбак Эстонии» за 10 июля 1965 года. На первой странице плакат: молодой рыбак с взглядом, устремленным в голубую даль моря. Под плакатом четверостишие Е. Пономарева: Среди героев он прославлен
За труд труднейший на века.
Над морем властвовать поставлен
в почетном званье —
рыбака!
И вот оно, сообщение по поводу Указа Президиума Верховного Совета СССР об установлении ежегодного праздника — Дня рыбака. Приветствие от парткома, в котором говорится, что несмотря на трудности промысловой обстановки, штормовую погоду, суда Эстонской флотилии прочно удерживают первые места среди судов других флотилий Западного бассейна.
Рядом — поздравление начальника Главного управления рыбной промышленности «Запрыбы» И. Шинкарева. Он отмечает: в рыбопромысловом флоте и береговых предприятиях Эстонии выросли подлинные мастера своего дела, специалисты высокого класса, среди них Герои Социалистического труда И. Агеев, Л. Сонг, М. Оаг. В качестве примера хорошей организации добычи рыбы и высокой производительности труда названы экипажи БМРТ «Ганс Леберехт» (капитан-директор А. Юров), СРТР-9026 (капитан В. Заботин).
Здесь же, на первой странице, радиограммы с моря. Капитан В. Стебаков извещает, что экипаж танкера «Александр Лейнер» в первом квартале занял призовое место в социалистическом соревновании среди танкеров «Запрыбы» и сдержал слово, данное к первому Дню рыбака — доставил в районы промысла за полугодие 4702 тонны топлива.
На развороте газеты выступают начальник Таллиннской базы океанического рыболовного флота Л. Калошин и начальник Таллиннской базы рефрижераторного флота В. Чернухин. Первый из них, в частности, информирует читателей о завершении многими судами семилетнего плана. Второй сообщает об успехах производственных рефрижераторов «Иней», «Альбатрос», «Советская Родина», «Урал» и добавляет: «Это говорит о том, что наши люди с большим подъемом восприняли решение советского правительства об установлении рыбацкого праздника, и сделали все возможное, чтобы встретить его с достоинством и честью».
В газете также рассказывается о передовиках производства флота и берега. Называются суда, многие из которых отслужили свой срок, перечисляются фамилии людей, которые тоже уже не все среди нас. Это история флота.
Захотелось встретиться с кем-нибудь из тех, кто четверть века назад бороздил моря и океаны, и расспросить о первых празднованиях Дня рыбака.
Фридриха Тамма представлять читателям, вероятно, нет необходимости: в рыбопромысловом флоте Эстонии он с 1947 года. 25 лет назад ходил на БМРТ-227 «Аугуст Алле" в должности капитана. Сейчас пенсионер, но расставаться с «Эстрыбпромом» не хочет, работает в должности помощника капитана-инструктора по судовым спасательным и защитным средствам на тренировочном судне «Коралл". Он вспоминает:
— Давно еще рыбаки ставили вопрос перед министерством — нужен свой профессиональный праздник, другие-то имеют. И вот в 1965 году он появился и у нас. Это подняло дух, повысило энергию людей, что очень важно при однообразном труде на море. К торжественной дате подводили итоги социалистического соревнования, приказом по судну отмечали лучших работников, готовили спецвыпуск стенгазеты. Первый помощник капитана Петр Кудрин, организовывал спортивные соревнования но настольному теннису, шахматам, поднятию гири и стрельбе, рыбаки разыгрывали викторины, готовили концерт художественной самодеятельности, победителям вручали призы.
Помню, на промысле в ЦВА пригласили меня на БМРТ-536 «Херман Арбон». Погода стояла хорошая, спустили шлюпку и несколько человек отправились в гости. По случаю профессионального праздника, траулер лег в дрейф на два-три часа, чтобы члены экипажа могли хотя бы немного разрядиться, не думать о трале или разделке рыбы. На флоте особенно важно заботиться о людях — и они это чувствуют, — а ущерба государству не допустят, потом наверстают. Больше всего тогда запомнился концерт, маленький праздник в море.
А когда оказывались в День рыбака на берегу, и того, интереснее было. Мы готовили списки на награды за безаварийную работу — от пяти лет и выше, людей отмечали значками, объявляли почетные звания. Торжество обычно проходило в Доме офицеров флота. Впрочем, не только там, в Летнем саду, бывало, тоже гуляли, на концерте однажды Пуговкин выступал. Кроме того, выезжали с семьями в Клоога-Ранд, проводили спортивные соревнования, своими силами давали концерты. Сейчас уже нет той массовости, только молодежь проявляет активность. А может, это только мое личное мнение, сам выезжаю меньше, годы уже не те. Еще запомнилась мне поездка в Москву — трех человек из «Океана» министерство пригласило, принять участие в торжественном вечере, который состоялся в Колонном зале Дома Союзов. Хотя Эдита Станиславовна и поет: «Нам рано жить воспоминаньями...», но все-таки хорошо, когда есть, что вспомнить. Плохо, наверное, когда только они и остаются у человека. Надо стараться так жить, чтобы и сегодняшние дела тоже оставляли след в памяти.
Так говорил Герой Социалистического Труда Ф. Тамм. А что предлагается на берегу нынче? Накануне праздника, с 29 июня по 1 июля спорткомитет провел слет молодого рыбака и день туриста, в котором приняли участие около 130 человек — 9 команд. Гостями и участниками были представители СП "ЭСВА". Не обошлось, конечно, без спортивных состязаний: байдарки, туристская полоса, перетягивание каната, игры в народный мяч, семейные старты, а также конкурс на приготовление обеда. Ну и, разумеется, концерт художественной самодеятельности и танцы. Победителям вручены переходящий кубок, дипломы, призы.
Завтра, 6 июля в 18 часов в Доме офицеров флота состоится вечер, посвященный Дню рыбака. Собравшиеся будут чествовать ветеранов труда в связи с 35-летием океанического лова. Открыта выставка самодеятельного творчества рыбаков. Будут показаны видеофильмы. Состоится концерт эстрадного оркестра «Горизонт» из Минска.
Так что и в этом году праздник отмечается на берегу довольно разнообразно, а в море — так, как организуют сами экипажи.

Ю. ЭЛИН.
ГЕРОИ ДНЯ-РЫБАКИ – 19 07 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Праздник выдался не столь помпезным, каким он помнится по минувшим годам, — выглядел он, скорее, камерным, кое-где прорывались даже ностальгические нотки. Духовой оркестр исполнял мелодии в ритме танго, мало-помалу в фойе Дома офицеров собирались виновники торжества: моряки, работники берега, курсанты Таллиннской мореходной школы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Войдя в зал, Лариса Горохова с присущим ей великодушием приветствовала успевших уже расположиться здесь: «Старая гвардия — на своих позициях: всегда впереди?!» И тут понятно стало, откуда эта камерность. Прежде люди — и молодые, и убеленные сединами — веселиться умели так же, как работать — с размахом. Сегодня одна лишь «старая гвардия» остается верной себе: и в деле, и вот так — откликаясь на праздники.
Странно было, что вечер начался только с Гимна Советского Союза. (Зачем же забывать гимн республики, на территории которой мы живем и трудимся?). Досадно, что воспроизведение истории развития объединения на фоне кинокадров из его сегодняшнего дня не воссоздало полной картины, как, очевидно, мыслилось сценаристам, а, напротив, внесло в нее некоторый диссонанс. Хорошо дело выручили поднявшиеся на сцену ветераны океанического лова, среди которых были и Фридрих Тамм, и Сергей Строганов. Не давая им впасть в застенчивость, ведущий предложил высказать свои пожелания молодой смене. Это-то и «сработало». Неизвестно, чего больше требует рыбацкая доля — терпения, которого пожелал молодым морякам Ф. Тамм, или, по представлению С. Строганова, любви к своему делу, любви к морю, — но во всяком случае высказывания последовали ненадуманные, искренние.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Поднявшись на сцену, генеральный директор объединения X. Майде тоже не стал злоупотреблять вниманием собравшихся. Коротко было сказано: как арендное предприятие, объединение справилось со всеми плановыми показателями первого полугодия, и это уже верный симптом того, что коллектив стоит на верном пути. Названы судоэкипажи, которые задают тон в производственной деятельности, СТМ-8365 «Отар», супертраулеров «Валгеярв» и «Куртна», РТМКС-901 «Моонзунд». Поименно перечислены капитаны, кто не упускает из рук удачу,— Н. Гончаров, В. Комаров, В. Вильченко, В. Пикат и некоторые другие.
Под аплодисменты участников собрания ветеранам вручаются альбомы «Море зовет». Фридрих Тамм стал первым обладателем вновь утвержденного министерством знака «Капитан дальнего плавания» — так постановило капитанское содружество. Этот знак будет вручаться впредь как капитанам, так и первоклассным механикам. Официальная часть вечера, посвященного Дню рыбака, стала всего лишь прелюдией праздника — по окончании её каждый мог выбрать для себя развлечение по душе. Одни направились в буфет, другие — на танцплощадку, третьи — в видеосалон. Многие предпочли посмотреть в кинозале новую комедию «Шикина династия». И, пожалуй, никто не обошел вниманием скромную выставку самодеятельных мастеров. Участников ее можно по пальцам пересчитать: Ф. Тулус (портреты), А. Мельников (сокровища моря), Л. Киселев (макеты фрегатов). Особый раздел составлен из рукодельных работ женщин из цеха постройки и ремонта орудий лова: тут и кружева, и макраме. Не станем перечислять сегодня имена рукодельниц — они заслуживают отдельного рассказа...
Разделившись, таким образом, «на секции» (по шутливому выражению X. Майде), участники рыбацкого вечера сумели погасить первую скованность, уйти — хоть на короткий промежуток времени — от повседневных треволнений, забыть надоевшую суету. Как отдыхаем — так работаем?..

Наш корр.
Фото Р. Эйна.
НАГРАЖДЕНИЯ – 01 08 1991
За долголетнюю н безупречную работу в объединении «Эстрыбпром», отмечая профессиональный праздник День рыбака, приказом генерального директора почетных званий «Ветеран АО «Эстрыбпром» и «Заслуженный работник АО «Эстрыбпром» с вручением нагрудного знака и денежной премии удостоены:

«ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК АО «ЭСТРЫБПРОМ»
по плавсоставу: —
БУРОВЦЕВ Лев Сергеевич — механик наладчик
ГАЛАТА Сергей Иванович — боцман
КАБРИЗОН Яков Шулимович — моторист
ЛАЗАРЕНКО Борис Иванович — боцман
НЕДЗВЕЦКИЙ Аркадий Аркадьевич — моторист
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ Альберт Теодорович — старший матрос
БУКОВСКИЙ Василий Петрович — старший механик


по береговому составу: —
АНДРЕСМАА Яан Августович — водитель автобазы
БОНДАРЕНКО Виктор Федорович — оператор котельный, ЭМЦ
ВАСИЛЕНКО Валентина Александровна — старший администратор гостиницы
ИГНАТЬЕВ Виктор Петрович — электромонтажник СРЗ
КАЗАНЦЕВ Виктор Тимофеевич — капитан-наставник ЭРНК
ПАЛЬК Хуго Эдуардович — лоцман ТМРП
РОМАНОВ Василий Ермолаевич — портовый рабочий ТМРП
РООП Виктор Аркадьевич — слесарь-судоремонтник СРЗ
СЕЛЬГ Эльмо Антонович — заместитель начальника МСС
СТАРОСТЕНКО Зоя Никитична — швейцар гостиницы
ТРОФИМОВ Геннадий Степанович — механик-наставник МСС
УСЕНКО Иван Сергеевич — такелажник СРЗ
БАЛАШОВ Василий Николаевич — начальник отдела

«ВЕТЕРАН АО «ЭСТРЫБПРОМ»
по плавсоставу:

АДАМЕНКО Валерий Николаевич — старший матрос
АРЗАМАЗОВ Виктор Иванович — машинист РМУ
АРТЕМОВ Виктор Иванович — токарь
АШГАЛИЕВ Шамиль Ахмедович — механик-наладчик
БАБИЛЯ Иван Иванович — матрос 1 класса
БАРТНОВСКИЙ Григорий Григорьевич — матрос 1 класса
БЕЛОЦЕРКОВЕЦ Владимир Михайлович — моторист
БЕРЛИНЕР Сергей Вениаминович — старший помощник капитана СТР
БЕЛЫХ Леонид Алексеевич — старший помощник капитана РТМС
БЕЛОУСОВ Александр Иванович — помощник капитана по добыче
БОБРОВ Александр Владимирович — моторист
БОЙКО Александр Сергеевич — механик-наладчик
БОРОВИК Александр Николаевич — рефмеханик
БОЖЕНКО Сергей Сергеевич — матрос 1 класса
БУТКО Сергей Григорьевич — механик-наладчик
БУЛДАКОВ Александр Иванович — электрик
БУТИН Вячеслав Николаевич — матрос 1 класса
ВАХТЕР Олев Фердинандович — второй механик
ВЕСЕЛОВ Александр Николаевич — капитан СТР
ВЕТЛУЖСКИЙ Николай Гаврилович — радиооператор
ВИЛЬЧЕНКО Викентий Сергеевич — капитан-директор РТМС
ВЛАСОВА Татьяна Владимировна — официантка
ВЯЛЬ Григорий Васильевич — капитан СТМ
ГАПОНЕНКО Станислав Никифорович — электрорадионавигатор
ГОНЧАРОВ Николай Сергеевич — капитан-директор
ГОЛОВАНОВ Сергей Борисович — помощник капитана по производству
ГОЛОВАЧЕВ Сергей Николаевич — матрос 1 класса
ГНЕДОЙ Василий Васильевич — матрос 1 класса
ГРЕЛЯ Михаил Михайлович — помощник капитана по добыче
ГУЛЯЕВ Владимир Владимирович — матрос 1 класса
ДАК Владимир Степанович — старший матрос
ДАНИЛОВ Василий Васильевич — старший матрос
ДВОРНИЧЕНКО Виктор Андреевич — начальник РТС
ДЕРЮГИН Владимир Варфоломеевич — машинист РМУ
ДРИЖЕПОЛОВ Сергей Владимирович — старший помощник капитана БМРТ
ДУДНИК Валентина Николаевна — официантка
ЕВДОКИМОВИЧ Федор Михайлович — машинист РМУ
ЕРЕМА Анатолий Тимофеевич — начальник РТС
ЕГОРОВ Георгий Васильевич — повар
ЕРЕМИН Александр Васильевич — механик-наладчик
ЕФИМОВ Владимир Ильич — старший помощник капитана СТМ
ЖУРБА Людмила Леонтьевна — повар
ЗАГНИТКО Владимир Лукашевич — старший матрос
КАПУСТИН Александр Георгиевич — второй механик
КАРМАЗИНА Татьяна Николаевна — повар
КНЫШУК Владимир Семенович — старший матрос
КОВАЛЕВА Полина Денисовна — буфетчица
КИСЕЛЕВА Валентина Алексеевна — буфетчица
КОРСАКОВ Юрий Петрович — электромеханик
КОТИЛЕВСКИЙ Владимир Сергеевич — старший механик
КРАВЧЕНКО Владимир Васильевич — первый помощник капитана
КРОНГАУЗ Олег Афанасьевич — старший механик
КРИМСКИЙ Александр Васильевич — токарь
КУЗНЕЦОВ Вячеслав Николаевич — боцман
КОРКОДИН Анатолий Измаилович — слесарь
КОЗИН Александр Егорович — рефмашинист
КРАВЦОВ Николай Павлович — матрос 1 класса
КУТСЕР Тийт Юлович — старший помощник капитана УПС
КУЛИК Григорий Петрович— третий механик
КУЗНЕЦОВ Сергей Владимирович — механик-наладчик
ЛАВРУША Михаил Иванович — помощник капитана по добыче
ЛАРИН Юрий Никифорович — второй механик
ЛЕВАНДОВСКИЙ Анатолий Павлович — четвертый механик
ЛИСОВЕЦ Владимир Константинович — старший матрос
ЛООК Виктор Матвеевич — рефмашинист
МАКАРЕНКО Валерий Яковлевич — боцман
МАТРОСОВА Галина Григорьевна — официантка
МАЧУЛЬСКИЙ Леонид Владимирович — токарь
МАСЬКО Владимир Иванович — капитан-директор ПБ
МАДИССОН Хартвиг-Хельдур Михкелевич — первый помощник капитана
МАРДИССО Хейнар Хендрик-Арнольд Вольдемарович — моторист
МАРКОВ Анатолий Александрович — боцман
МЕНДУСЬ Александр Петрович — мастер добычи
МИКИТУХА Петр Архипович — матрос 1 класса
МИЗИРЕНКОВ Владимир Федорович — слесарь
МОСКАЛЕВ Николай Сергеевич — матрос 1 класса
МОВЧАНЮК Алексей Павлович — рефмеханик
МОЛЬКОВ Анатолий Алексеевич — второй механик
МРЫКАЛО Василий Романович — боцман
НЕСТЕРЕНКО Василий Михайлович — старший помощник капитана БМРТ
НЕФЁДКИН Павел Николаевич — начальник РТС
НОДЬ Александр Алексеевич — матрос 1 класса
ОЛЬШАНСКИЙ Сергей Валентинович — рефмеханик
ОФИЦЕРОВ Александр Георгиевич машинист РМУ
ПАВЕЛКОВИЧ Франц Иосифович — моторист
ПАТРИНО Сергей Сергеевич —матрос 1 класса
ПЕТРАКОВ Николай Егорович — моторист
ПЕТРОВ Борис Васильевич— второй помощник капитана
ПЕЙАЛ Энн Эдгарович — старший моторист
ПИСКУНОВА Валентина Николаевна — машинист по стирке спецодежды
ПИМЕНОВ Валерий Анатольевич — моторист
ПИСАРЕВА Надежда Николаевна — машинист по стирке спецодежды
ПИТЕРСКАЯ Фаина Вячеславовна — повар
ПЛИСКО Василий Акимович — моторист
ПЛЮКАЛО Василий Иванович — машинист РМУ
ПОДЖАРОВА Анастасия Егорова — машинист по стирке спецодежды
ПОПОВ Виктор Михайлович — старший механик
ПРОЦЕНКО Татьяна Александровна — повар
ПУХОВОЙ Василий Иванович — второй электромеханик
РЕБРОВ Владимир Анатольевич — помощник капитана по производству
РЯБИКОВА Татьяна Васильевна — машинист по стирке спецодежды
САБИРОВ Виктор Гендуллович — рефмашинист
САВОШКО Василий Иванович — старший механик
СКРИПНИК Владимир Григорьевич— старший механик
СКОРОБОГАТОВ Николай Николаевич — матрос 1 класса
СЛИНЯВУК Степан Тимофеевич — матрос 1 класса
СОМОВ Владимир Иванович — матрос 1 класса
СОЗОНОВ Борис Иванович — моторист
СТАЦЕНКО Виктор Васильевич — матрос 1 класса
СЫСОЕВ Сергей Васильевич — старший помощник капитана
СУСЛОВ Виктор Николаевич - начальник РТС
ТИМОФЕЕВ Федор Евгеньевич — мастер добычи
ТКАЧУК Николай Кириллович -котельный машинист
ТУБЛИ Эдгар Якобович — старший механик
УДАЛЬЦОВ Михаил Филиппович — второй помощник капитана
ФРОЛОВ Виктор Васильевич — капитан-директор БМРТ
ХАРЧУК Сергей Николаевич — матрос 1 класса
ХОМЮК Владимир Степанович — мастер добычи
ХОМЮК Ольга Юрьевна — официантка
ЧЕРНЕТА Николай Васильевич — третий механик
ШИНКАРЕНКО Людмила Григорьевна — буфетчица
ШТЕФАНЕЦ Владимир Иванович — матрос 1 класса
ЩУКИНА Светлана Ивановна — официантка

по береговому составу:
БАРЫШНИКОВ Валерий Иванович — начальник ОМТС СРЗ
БЕЛЯЕВ Альберт Леонидович — начальник отдела подготовки производства СРЗ
ГУСЕВ Алексей Леонидович — начальник группы ВОХР ТМРП
ГОРЕЛЫШЕВ Юрий Серафимович — инженер ОПР и ЗИГ
ДАНИЛЬЧЕНКО Галина Иванов на — инженер ОАСУП
ДУБКИН Абрам Исаакович -инженер-конструктор КБ
КРОМШИН Михаил Николаевич — начальник автобазы
ЛИСИЦА Александр Николаевич — механик-наставник МСС
МАКАРОВ Виктор Яковлевич— слесарь шестого разряда РСУ
ПОРШНЕВ Феликс Георгиевич — начальник техотдела СРЗ
РИБУЛИС Валдис Яанович - заместитель директора СМТО
ХИТЧЕНКО Галина Дмитриевна — техник первого отдела
ЦИВИНСКИЙ Владимир Арсентьевич— электромастер ЭМЦ
ЦЫГАНОВ Анатолий Николаевич — докер-механизатор ТМРП