0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
«ЭСВА» - ЗА СЧЕТ КРЕДИТОВ - 21 06 1990
В № 16 «Рыбака Эстонии» (12 апреля 1990 г.) было опубликовано Обращение экипажа БМРТ—598 «Рихард Мирринг» к коллективу объединения «Эстрыбпром», подписанное председателем судового комитета Г. Тураевым. Хотя речь в нем шла о проблемах аренды на судах, затрагивались и другие моменты жизнедеятельности объединения. Указывалось, в частности, следующее: «Моряков лишают валютной части их зарплаты, мотивируя это отсутствием валюты. В то же время на эту валютную зарплату строится СП «ЭСВА», которое после перехода на арендные отношения унесет зарплату моряков окончательно».
В своем ответе на этот упрек генеральный директор СП «ЭСВА» Я. ЯЛАКАС сообщает:
— Подобное заявление, а также некоторые другие, высказываемые в ряде аудиторий, не имеют под собой никакой реальной основы. Хочу еще раз публично заявить, что СП «ЭСВА» построено за счет кредитного капитала, взятого в трех иностранных банках.
Эти средства будут возвращаться в течение десяти лет за счет экспорта части нашей продукции, так что к зарплате моряков « Эстрыбпрома » данная валюта не имеет никакого отношения.
ТООМПЕА, 15 МАЯ – 31 МАЯ 1990 года
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В день открытия очередной сессии Верховного Совета Эстонии, на которой предполагалось принятие законов, понижающих жизненный уровень народа. Комитет защиты Советской власти и гражданских прав в Эстонии, ОСТК, республиканский забастком, Интердвижение призвали трудящихся провести манифестацию.
Колонна работников «Эстрыбпрома» с развевающимися флагами 15 республик прошествовала от Балтийского вокзала до Тоомпеа, где была встречена аплодисментами собравшихся. На транспарантах надписи: «Да здравствует рабочий класс — ведущая сила общества!», Мы за свободную Эстонию в семье народов СССР», «Только рабочий класс может отстоять Советскую власть» и другие.
К 16 часам заполнилась вся площадь, прибыли представители трудовых коллективов Нарвы, Кохтла-Ярве, Тарту. На балконе здания Верховного Совета республики под аплодисменты появились А. Гусев, П. Панфилов, В. Яровой, Г. Исраельян, Л. Аннус и другие члены депутатской группы «За равные права». Для этого пришлось лезть через окно, так как двери на балкон им не открыли.
А внизу, под балконом, на импровизированной трибуне перед микрофоном выступали участники митинга. Было высказано требование немедленной отставки председателя Верховного Совета Эстонии А. Рюйтеля, оглашен ультиматум. В нем содержались требования отмены постановления Верховного Совета ЭССР от 30 марта «О государственном статусе Эстонии» и Закона от 8 мая «О символике Эстонии», проведения всенародного референдума о государственном статусе, недопустимости повышения розничных цен на продукты питания, товары повседневного спроса и коммунальное обслуживание. В случае невыполнения требований 21 мая начнется забастовка. Ультиматум был одобрен бурными аплодисментами. Собравшиеся скандировали: «Рюйтель! Рюйтель!» Просили Председателя Верховного Совета выйти к народу. В ответ было сказано, что Рюйтеля в здании нет. Делегация от митингующих получила уверения от спикера Верховного Совета Ю. Нугиса в том, что перечисленные требования будут обсуждены в ближайший четверг на заседании Президиума.
К микрофону подошел А. Гусев, в своей речи он подчеркнул: в Эстонии идет не перестройка, а возрождение буржуазного строя. 10 мая на встрече с Председателем Верховного Совета для русскоязычного населения была обещана только возможность работать и выехать из республики.
Председатель комиссии по межнациональным отношениям Верховного Совета Эстонии С. Советников пытался внести свои предложения, но его слова потонули в возмущенных выкриках, и ему пришлось покинуть трибуну.
Как сообщил собравшимся В. Яровой. 26 мая в Кохтла-Ярве состоится съезд народных депутатов ЭССР, на котором будет создан альтернативный орган верховной власти.
На митинге прозвучало требование вывесить на здании Верховного Совета государственный флаг ЭССР. Вход же на территорию замка был закрыт. И тут собравшиеся увидели: по краю крепостной стены шел человек с флагом ЭССР, потом сообщили — сварщик Журавлев. Милиция пыталась его задержать, но он смело ступил на карниз здания Верховного Совета, прошел но нему и под овацию водрузил флаг рядом с триколором. Однако провисел флаг недолго — был снят под возмущенные выкрики: «Позор!»
А с трибуны ветераны высказывали предложения обратиться к вооруженным силам с просьбой, защитить Советскую власть в республике.
Выступивший затем народный депутат В. Ермолаев обещал сделать на сессии Верховного Совета все возможное в защиту прав трудового народа, в том числе бороться против повышения розничных цен. Как он сказал, это вопрос не национальный — это вопрос власти. Необходимо единство, решимость и сплочение. В. Ермолаев поблагодарил всех за то, что пришли сюда, ибо такая поддержка дает депутатам силы для дальнейшей борьбы.
Митинг проходил при большом накале страстей. И хотя в микрофон иногда звучали призывы соблюдать сдержанность, не поддаваться на провокации, не все им внимали. Было предложено силой войти на территорию Верховного Совета и вновь вывесить флаг ЭССР.
От бурных эмоций одному из выступавших ветеранов стало плохо, прибыла «скорая". Потом такие машины появлялись еще и еще, прибыл и милицейский «рафик». Когда одна из машин пыталась проехать на территорию дворца, толпа перекрыла путь и стала толкать автомобиль назад, но мощность мотора оказалась сильнее. Удивительно, как не пострадали люди.
Предпринимались попытки залезть на балкон с грузовика. чтобы поднять флаг. Но там появилась милиция. Тогда на балкон полетели всевозможные предметы, бросали у кого что оказывалось под рукой с выкриками теперь уже в адрес милиционеров: «Позор!» Начался практически штурм здания Верховного Совета. Осаждавшие подобрали ключи к замку на воротах и, преодолевая сопротивление милиции, въехали во двор на грузовике, туда же направились и митинговавшие с флагами.
Из динамиков послышался женский голос: «Внимание! Появились боевики. Молодые мужчины, проходите сюда, надо защищаться». У женщины отняли микрофон, и динамики замолчали.

К 19 часам ситуация стала меняться. Как узнали позже, премьер-министр Э. Сависаар обратился по телевидению и радио с призывом защитить правительство. Со всех сторон на площадь стали подходить люди, молодые и не очень. Над головами проплыл триколор, за ним другой, третий... Образовался коридор, по которому под крики «Вон!» уходили участники митинга.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На балкон вышли Э. Сависаар. М. Лауристин, Э. Пылдроос и другие депутаты. Они приветствовали вновь прибывших. Зазвучала песня «Мое отечество», молодые и пожилые, взявшись за руки, раскачивались, поднимали руки, изображая пальцами латинскую букву v — победа. А люди все шли и шли на площадь...

Ю. ЭЛИН.
Фото А. Никанорова.
Памяти РТМС-7561 «Секстан» и его экипажей. ОГРАДИТЬ ДЕТЕЙ ОТ БЕДЫ– 13 05 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В рамках недели милосердия

Удачный рейс с выполнением всех экономических показателей завершился для моряков супертраулера "Секстан" акцией благотворительности. Еще будучи на промысле, обговорили между собой как наилучшим образом использовать средства, выделяемые на обеспечение культмассовых мероприятий.
Все, что необходимо для надлежащей организации досуга, на судне уже имеется: хорошая видеоаппаратуpa, соответствующее спортивное снаряжение. Лас-Пальмас, куда экипаж заходил на непродолжительный отдых и где бы можно было потратить деньги на экскурсии, моряки и без того знают как свои пять пальцев. Вот и родилась идея — закупить одноразовые шприцы, как это практиковалось на других судах. Но мало того — сделать еще часть этих шприцов своеобразным подарком...
Посоветовавшись по прибытии в порт с руководителями профкома объединения, сошлись на том, что самым подходящим будет поделиться одноразовыми шприцами с ребятишками из подшефного детского дома. Пусть он на ремонте и далеко не в полном комплекте»— что с того? Директор и медперсонал найдут возможность распределить шприцы на всех, кто на данный момент находится за пределами Таллинна — в Кохтла-Ярве и в Нарве.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

... В назначенное время представителей экипажа встретил директор детдома А. Батищев. Здесь же, в фойе, "кучковались" его воспитанники.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Всех вместе пригласили в столовую, где ребята привычно расположились за столами, а взрослые выстроились перед ними в ряд. Первый помощник капитана Ф. Никитченко и моторист первого класса В. Сидоренко водрузили ящик со шприцами в переднем углу зала, представились присутствующим. Последовала беседа: гости объясняли и цель своего визита, и назначение доставленных одноразовых шприцов — всего в количестве 1950 штук. Ребят, впрочем, больше интересовало — что это за пароход, на котором работают рыбаки, и можно ли на нем побывать? Да и то верно: думается ли в их пору о бедах, которые могут ворваться в человеческую жизнь еще и вместе с уколом нестерильным шприцом, ведь все их устремления — в будущее. Пусть так оно и будет, а дар экипажа РТМС-7561 «Секстан» оградит детдомовских ребят хотя бы от такой грозной опасности, как заражение СПИДом.

Наш корр.
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти СТР—8233 «Матсалу» и его экипажей. «ПОПРОБУЕМ ЕЩЕ РАЗ...» 03 05 1990
Сто строк перед рейсом

Первая наша экспедиция на клыкаче завершилась без особого блеска, не оправдала возлагавшихся на нее надежд, правда, по независящим, как говорится, от нас обстоятельствам. Но о ней подробнее расскажут ее участники, а сейчас с капитаном Б. Зубаревым, который принимает СТР—8233 «Матсалу», мы побеседуем о предстоящем рейсе.
— Хотя у меня морской стаж и немалый,— рассказывает Борис Данилович,— все же предстоящий рейс для меня во многом новый. Работать на ярусном лове мне не приходилось, хотя, в общем-то, этот метод добычи освоен, северяне клыкача ловят успешно. Думаю, освоим и мы — дело того стоит, рыба ценная: до 10 долларов килограмм.
Да рыба клыкам — ценная и не очень досконально изученная. Водится он только в районах Антарктики, севернее заплывает недалеко и мало. Пожалуй, граница ее — район Фолклендских островов и шельф Патагонии.
Первого (и на двадцать лет — единственного) клыкача поймали около ста лет тому назад, в 1888 году, и только в начале нашего века антарктическая экспедиция Р. Скотта добыла второго. Но и тогда еще не знали — что же это за рыба: размерами свыше полутора метров, весом — несколько десятков килограммов, на вкус — отменная, в особенности в виде балыков.
Самый крупный экземпляр клыкача, пойманный до настоящего времени — 193 см и весом в 70 килограммов находится в Ленинградском зоологическом музее.
Теперь клыкач уже не представляет собой зоологической редкости, добыча его вполне освоена, но в данное время наиболее перспективные районы промысла находятся под охраной и большую часть года закрыты.
Вот и сейчас, — рассказывает. Борис Данилович, мы сможем работать только около двух месяцев: май-июнь, а там возвращаемся в Таллинн и, видимо, продолжится модернизация этих двух судов—«Матсалу» и «Ихасалу» с тем, чтобы они могли вести автономный лов, не зависели от обрабатывающего судна. В минувшем рейсе с ними был задействован БМРТ—489 «Юхан Лийв», мы будем работать с БМРТ—253 «Март Саар».
Новым экипажем капитан доволен. С некоторыми его членами приходилось работать в предыдущие годы, люди, в основном, опытные промысловики, а кто тоже на клыкача впервые, так ведь опыт — дело наживное, лишь бы было желание его нажить. Да, впрочем, не все так уж неопытны: капитаном СТР—8234 идет В. Наумов, он был дублером капитана на «Ихасалу» в минувшем рейсе.
Итак, рейс предстоит хороший. Нет полной ясности с промысловой обстановкой, но все же терять надежду не следует.
— Попробуем еще раз,— считает капитан Б. Зубарев.— Чем мы хуже мурманчан? Проконсультируемся с ними. Северяне — народ открытый, всегда помогут своему брату-рыбаку. Надеемся, что дело пойдет, рано разочаровываться после одного рейса.
Словом, с хорошим настроением идет капитан в новый рейс. А это уже во многом предвещает успех.
Борис Данилович в своем прошлом рейсе вернул репутацию судна вполне «везучего» БММРТ— 183 «Рудольф Вакман». Будем надеяться, что ему повезет и на этот раз.


Н. МОЛЧАНЮК
Памяти РТМС-7570 Элва и его экипажей. «РИСК - ДЕЛО БЛАГОРОДНОЕ?» – 29 03 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Так это или не так, но экипажу супертраулера «Элва» (РТМС-7570) помогал выбираться из многочисленных затруднительных ситуаций именно риск, на который не раз и не два шли его команды.
Начать с капитана Г. Самойлова. Если он с самого начала рейса в определении тактики и стратегии производственной деятельности целиком положился на своего помощника по производству Сергея Филимонова, то, можно считать, это был и не риск вовсе. За пять лет работы технологом (а до того—рыб-мастером после окончания Калининградского института) Сергей Юрьевич успел обнаружить в себе черты специалиста грамотного и предприимчивого, в рейсах с предельной бдительностью следит, чтобы сырье обрабатывалось сколь качественно, столь же и экономически эффективно. Так что надежда капитана на него была целиком обоснованной.
А вот, казалось, не рискован ли «марш-бросок» судна из Тихого океана в район Южной Георгии без предварительного согласования на то с руководством объединения? Что с того, что экипаж в ЮЗА, куда ему предписывалось идти на выгрузку, «погорел» бы на кальмаре? Можно было спокойно предпочесть и этот вариант, ведь какой-нибудь заработок у экипажа имелся уже за счет ставриды. А ну как, сделав длинную перебежку, моряки «Элвы» в новом районе так бы ничего и не приобрели — чем бы тогда дело обернулось?
От рискованного шага капитан таки не отказался. Несмотря на еще одно обстоятельство, также работавшее явно не на руку экипажа. Объект промысла в Южной Георгии требует оперирования донным тралом, какими «супера» не располагают. И «Элва» не исключение. Свое слово должны были сказать добытчики, ни одному из которых, впрочем, не доводилось бывать в данном районе. Но — «лиха беда-начало»: воспользовавшись тем, что один из матросов имел опыт работы с донником, старший мастер добычи Александр Доброхотов сумел настроить пелагический трал так, что его можно стало использовать в донном исполнении.
Ледяная в Южной Георгии шла, как говорится, по потребности. Все обернулось, таким образом, вполне благополучно. При хорошем ритме бригады обработки могли бы чувствовать себя вполне уверенно. Но какой там ритм! Уже в Тихом океане вся нагрузка ложилась на ночное время, и без подвахт старшего мастера добычи и помощника капитана по производству попросту было не обойтись. Несподручно это оказалось и по той тривиальной причине, что бригады обработки, как ни протестовал технолог, вышли в рейс в сокращенном составе: девять матросов вместо десяти. При больших объемах добычи, какие давала Южная Георгия, что было делать, как не перекинуть на обработку еще кою то? Кроме как рулевых, некого было поставить — все уже были задействованы на подвахте. Укрепленный таким образом цех работал за счет штурманов, стоявших в рубке на вахте вместо рулевых.
Вот ситуация, порождающая у моряков устойчивое недоумение. Как это получается, что при сокращении штата мотористов, например, им увеличили паи. и показатель тот сохраняется даже при восстановлении прежнего состава; а вот с матросами-обработчиками поступили совершенно иным образом: и штат сократили, и паи претерпели изменения не в лучшую сторону — удельный вес их упал.
Или вот еще машинисты РМУ. Им двоим — Александру Зайцеву и Анатолию Оборовскому — выпадает варить за сутки до 10 тонн муки, к тому же надобно и перетаскать ее всю на собственных плечах. Объективно получается, что они, как правило, дают четверть объема товарной продукции. А паи? Они исчисляются никак несоразмерно тому вкладу, что вносят мукомолы: паи у них — на уровне старших матросов или еще — повара первой категории.
Все эти недоумения помощник капитана по производству добросовестно отразил в своих отчетных документах. В который уже раз. Никак не будучи уверенным в том, что замечания технологов в производственном отделе принимаются к сведению. А уж об исполнении — и мечтать не приходится.
Так вот подвахты. Имелись среди матросов такие, кто готов был затребовать на обработку и мастеров, и помощника капитана по производству. Какое там считаться с их непосредственной задачей — контролем и анализом хода работ, который начисто исключается, встань мастер на разделку. Погоды, правда, подобные люди не делали — успех определяли, скажем, бункерманы Валерий Бодров и Борис Батуревич, упаковщик Шавкат Гилязов да и тот же мастер обработки Михаил Костин, рекомендованный командованием судна на последующие рейсы в качестве помощника капитана по производству.
«Погоду» определяла и под-вахта, где со всем пониманием обстоятельств и со знанием дела трудились и боцман Виктор Пирогов, и слесарь Николай Зимин (тоже, кстати, по роду основной своей деятельности рекомендованный на повышение), и токарь Андрей Ляхов, и моторист первого класса Иван Нечаев. Последнему, правда, «сам бог», как говорят, велел действовать в рыбцехе по-хозяйски. Не первый рейс Нечаев делает мотористом, и на «Элва» в этом качестве оказался силен — совместно с третьим механиком Александром Скачковым обеспечил надежную работу недостающего вспомогательного двигателя; а вот в вузе он готовился-таки на технолога.
Все силы экипажа, по рекомендации помощника капитана по производству, были сосредоточены на разделке, в результате чего достигнут показатель в пределах 175 процентов. Убедительные данные по заморозке и по выпуску товарной продукции. Заботит Сергея Филимонова единственно выпуск жира. Сам он — тоже из числа "рискованных». Перед выходом в рейс настоял на том, чтобы экипажу сняли задание на тушку, согласившись при этом, чтобы одновременно была повышена суточная норма производства жира. Но на ледяной — какой там жир?! Хорошо, что не надеясь на потом, выжимали его сколько могли из ставриды (добрую службу сослужил третий механик, наладивший толком сепаратор жира) и достигли, как будто, желаемого. Но пока окончательно не оформлена вся документация, моряки по опыту знают: результаты итожить — все равно что цыплят считать, не дожидаясь осени...

Л. ПАНОВА.

На снимках (слева направо):
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матросы Сергей Демчук, Владимир Панкевич, помощник капитана по производству Сергей Филимонов, рыбмастер Виктор Демьяненко и Шавкат Гилязов;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— моторист Иван Нечаев и третий механик Александр Скачков;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

— сварщик Евгений Тоцкий.

Фото Р. ЭЙНА.
Памяти электрорадионавигатора Гартмана Геннадия Васильевича. НЕ ЕДИНЫМ ДНЕМ... – 29 03 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди нашего флота

В недавнем газетном выступлении начальника отдела связи объединения Е. Злобина с удовлетворением отмечался факт удачного подбора специалистов, направляющихся в загранкомандировки, на работу в подменные экипажи. Электрорадионавигатор Геннадий Гартман, очевидно, не станет исключением из этого ряда. Уже потому хотя бы, что за плечами его — четверть вековой стаж работы в объединении. Потому что за этот период ему приходилось иметь дело с самым широким диапазоном аппаратуры: от примитивной на старых судах — до современной на нынешних сейнерах. И определяющее качество для любого радиоспециалиста — уметь пользоваться радионавигационными приборами и поисковой техникой, работать с ней (когда вдруг обнаруживаются неполадки) — у Гартмана тоже налицо. Это уже стало общепризнанным — подтверждается отзывами-характеристиками командования судов. Причем, моряками (включая и тех. кого он сам не слишком жалует) Гартман безоговорочно воспринимается и как специалист высокого класса, и как человек с четко обозначенным личным достоинством. Не слишком уютное это его «я». Всякий, кто пьет, ему неинтересен. В ком не видит порядочности — тому руки не подаст. Нетерпим к расхлябанности, ханжеству, к злоупотреблению служебным положением. А вычесть из общего числа членов экипажа «носителей » таких качеств — много ли остается на стороне Гартмана? Как знать: то ли профессия накладывает на людей свой отпечаток, то ли в радиоспециалисты подаются люди с определенными свойствами характера, но чаще всего это, скорее, индивидуалисты, нежели люди общественного склада.
Казалось бы, при такой вот некоммуникабельности промысловые рейсы должны быть вдвое более изнурительными.
— Да ничуть, — даже удивляется подобной инсинуации Геннадий Васильевич. — Когда там ходить-общаться, если электрорадионавигатор на судне постоянно, как на острие ножа?! Взять «кошельки». Там идет активный поиск рыбных скоплений по характеру поступающего от них звука. Не сработал электрорадионавигатор — и экипаж, считай, остается с пустыми тралами. Такая «перспектива» давит психологически, и оттого остаешься в постоянном напряжении. Гирокомпас, радиолокационные приборы, приборы, фиксирующие параметры хода трала, — все на акустике...
Современные сейнеры? Там для электрорадионавигатора профессиональной работы поменьше, зато — сплошь подвахты. Где, может, хорошо нашему брату, — так это на плавбазах. Пять лет ходил на них в море. Задача была необременительной — ремонт приборов на приписанных к промбазе судах. Так уж выходило, что при кошельковом лове акустики были сильны только в практике, а по части техники в основной своей массе — довольно беспомощны. Пусть объем работы, пока приписан к плавбазе, обширный: недели на одном пароходе не продержишься, как требуется перебраться на другой. Мне же быть с техникой наедине, как раз и представляется необременительным: интересно докопаться до истины...
Способность «докопаться до истины» — это Гартман подметил в себе после того, как побывал в составе рыбной корпорации в Бангладеш. В опергруппе на берегу довелось тогда работать рука об руку с электрорадионавигатором Петром Ефимовичем Железко. Он-то, признает Геннадий Васильевич, и дал ему очень много по части отыскивания неисправностей радиоаппаратуры. И, последовательно, устранения их.
Чем еще близок оказался Железко Гартману — своей принципиальностью. Случилась тогда скандальная история с командированным к ним из Дальнего Востока помполитом, чьи нравственные устои оказались довольно сомнительными. Железко все силы употребил, чтоб этого горе-командира убрали из корпорации — счел такую постановку дела за свой партийный долг. Гартман, хоть и не являлся коммунистом, как мог, поддержал Железко. Были у того неприятности — по тем временам кто безнаказанно мог замахнуться на помполита?! И все же справедливости Петр Ефимович тогда добился. Чем и заслужил симпатию Гартмана. Так уж вышло в жизни Геннадия Васильевича, что ни до, ни после так и не довелось ему встретить коммуниста, кто бы по своим внутренним данным «тянул» на это звание. И в партию сознательно решил не вступать, чтобы не оказаться в одном ряду с теми, в ком видел ретроградов. Шел своим негромким путем. И не было на этом пути особых подвигов, кроме кропотливого труда — труда не корысти ради, а прежде всего на благо такого (ставшего в последнее время несколько размытым) понятия, как коллектив. И тут — очередное противоречие. Как-то Геннадий Васильевич сокрушенно заметил: «Народ живет одним днем». Было за этими словами и сочувствие к товарищам по работе и, увы, желание как бы «отмежеваться» от них, как от целого. В рейсе радионавигатор не только на «острие ножа», он еще и на гребне идеологического противоборства, ведь все новости: и внутренней жизни страны, и зарубежные — скрещиваются в радиорубке. Близки ему идеи сегодняшней общественно-политической жизни, он оттого и в периодику углубился. Ему бы — с его информационной насыщенностью — в пропагандистах быть (пусть неформальных, как сейчас говорят, но зато и более признанных) и людей в свою веру «обращать», да вот не слишком охотно откликается Гартман на спор, тем более — на дебаты. Декларировать свои убеждения тоже не любит. Работать, утверждает, надо, а не дебатировать. Да ведь работать — лозунг всех времен. Сегодня же умному человеку уходить, от дебатов — значит, снова уступать дорогу тем же ретроградам.
Или... «богу — богово, кесарю — кесарево»? Пусть дельный специалист остается хорошим специалистом, а что до непрофессионала — может, для дела и лучше, что такие направляют свои усилия в русло дебатов. Так мыслит Гартман или каким-нибудь другим образом, но стоит на том. Отдел связи, готовя его к загранкомандировке в составе одного из подменных экипажей, руководствуется в своем выборе соображением этой вот надежности Геннадия Васильевича — надежности профессиональной и нравственной.

Л. СТИШЕНКО.
На снимке: Г. Гартман.
ЧЕМ КРУЧЕ ПОДЪЁМ... – 29 03 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НАШИ ЮБИЛЯРЫ - 50

Заместитель начальника механико-судовой службы ПО «Эстрыбпром», начальник отдела судового технологического оборудования Виктор Григорьевич Борулько отметил свой первый, "официальный», юбилей — 50 лет!
Подходя к этому полувековому рубежу, человек невольно подводит итог — а что он успел сделать за эти годы, как прошли они, что больше всего запомнилось ?
Виктору Григорьевичу есть, что вспомнить. В его 50 лет вместилось столько, что вполне мог бы он «поделиться» еще с кем-нибудь и то достало бы «багажа» для себя.
...Родился Виктор Григорьевич в городе Синельниково, Днепропетровской области — степной, рабочий край. О море как-то и не думал, но вот после окончания средней школы решил посмотреть, что же оно такое — море, поступил в Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства. Окончил его по специальности «машины и аппараты пищевых производств. Не отдавая себе точного от чета, где-то в тайниках души считал: не пойдет «море», эта специальность пригодится везде.
Но — «море» пошло, да еще - как! В 1966 году после окончания института пришел на работу в «Эстрыбпром» механиком-наладчиком. Плавал на БМРТ-333, на других судах этого же типа. И хотя в то время, например, БМРТ-457 был далеко не старым, понял, как примитивно, непроизводительно работает технологическое оборудование, сколько берет лишнего труда, какую, в общем-то, некачественную продукцию выпускает... Да, впрочем, можно ли было и называть технологическим оборудованием самодельные дисковые ножи-головорубы, такие же самодельные «филейки», нужны ли были инженерные знания для примитивных тележек, на которых закатывали — чуть ли не вручную — в камеры рыбу для заморозки? И понял — именно инженерные знания нужны для того, чтобы облегчить труд матросов, повысить и производительность, и качество продукции. Забегая несколько вперед, хочу привести одну цифру: за время своей работы Виктор Григорьевич подал и внедрил более ста рационализаторских предложений с экономическим эффектом около ста тысяч рублей.
Когда в объединение пришла плавбаза «Рыбак Балтики», Виктор Григорьевич проработал на ней 3 года, а затем — командировка на Кубу.
По возвращении, с 1977 года, работал групповым инженером-механиком, флагманским механиком-наставником, а в 1986 году снова заграничная командировка — Ирак, плавал механиком-наладчиком на судах.
С 1987 года — В. Борулько — заместитель начальника МСС объединения, начальник отдела судового технологического оборудования.
Есть у Виктора Григорьевича одно очень ценное качество: умение включиться в требования и задачи сегодняшнего дня, увидеть и понять перспективу «па завтра ». Ведь почти четверть века прошло после окончания института, принципиально меняется и усложняется техника, оборудование.
Как правило, человеческое мышление отстает от научно-технического прогресса и человеку, получившему знания полтора-два десятка лет тому назад, трудно переключиться на современную технику. Что, кстати, порой и происходит с нашими механиками: далеко не все, кто прошел школу БМРТ, легко могут освоить «супера», а тем более, «моонзунды». Виктор Григорьевич этих сложностей не знает. Он легко входит во все новшества сам, помогает в этом другим. Его интерес к технике не ослабевает, наоборот, чем сложнее, тем живее работает его творческая мысль.
Поздравляя Виктора Григорьевича с пятидесятилетием, товарищи по работе от всего сердца желали ему. чтобы этот юбилей отметил новый отсчет такой же полноты жизни, творчества на многие годы вперед, счастья.

Н. МОЛЧАНЮК.
Фото Р. ЭЙНА.
СПАРТАКИАДА - НА СТАРТ! - 15 03 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

* Спорт * Спорт * Спорт *

Зимними спортивными играми, которые два дня продолжались в Вийтна, началась спартакиада "Эстрыбпрома".
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Впрочем, название "зимние" на этот раз чисто условное, это скорее всего — дань традиции. Ведь за несколько дней до стартов окончательно растаял последний снег. И оргкомитет решил заменить лыжные гонки кроссом, о чём и уведомил заранее все команды.
На этот раз старты вызвали такой большой интерес, что были побиты все рекорды массовости. И организаторам в начале было в пору растеряться — ведь всех-то надо разместить и накормить.
К тому же взрослые приехали не только сами, но и детей прихватили. Несмотря на просьбы этого не делать — ведь летом будут проходить специальные семейные старты, тоже по программе спартакиады. Но, естественно, место всем нашлось. Кстати сказать, дети были мал мала меньше — от 2,5 лет до пятнадцати.
Что же касается взрослых команд, то были представлены все структурные подразделения. TMШ и морской колледж. И к нашей радости работников плавсостава оказалось много; по некоторым видам программы они даже участвовали несколькими командами. Видимо, оправдал себя принцип, что каждый из спорт методистов отвечал за подготовку именно своих "подшефных" команд и выступал за одну из них. Так, председатель Совета физкультуры Вера Степанова "по совместительству" представляла сборную холодильника и ЭМЦ, спортметодист Светлана Боголюбова — управление, а начальник спортсектора B. Цветков — плавсостав.
Субботний день начался с кросса. Дистанция была одинаковой для всех — километр с небольшим. В своих возрастных группах первенствовали: среди женщин (до 35 лет): C. Боголюбова. Е. Григорьева, М. Симкина (всё — управление), старше 35 лет: В. Степанова (она показала лучшее время дня), В. Богданова и В. Фроловская (обе — плавсостав): среди мужчин (до 40 лет): А. Калк и Н. Лазарив (оба — ТМШ), О. Балабанов (плавсостав), старше 40 лет: В. Цветков (плавсостав), А. Антонов и В. Чуйкин (оба — рыбный порт).
Детям организаторы предложили прогуляться или просто пробежаться по дистанции. Но они от этого наотрез отказались и потребовали стартовые номера. Пришлось и им дать настоящий старт. Все эту дистанцию успешно преодолели, даже Кирилл Балабанов, которому ещё нет и трёх лет. А лучший результат показал Сергей Горячев 13 лет, папа которого трудится в ЦОЛе. Кстати сказать, и результаты самых юных участников тоже шли в зачёт команд родителей. На финише забега всех детей ждали сладкие награды — печенье и яблоки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В первый же день начался и турнир по перетягиванию каната, который вызвал большой интерес. Всего 12 команд заявили о себе, причём плавсостав выставил три коллектива, ТМШ и колледж - по два.
ЦОЛ решил выступать отдельно в этом виде программы. И, как потом оказалось, подготовил всем интересный сюрприз. За каждую команду выступало четверо мужчин. А вот ЦОЛ воспользовался правом замены одного участника на двух участниц, включил Ольгу Чуеву и Татьяну Горячеву.
Соревнования проходили по олимпийской системе — проигравший выбывает. И уже в первом круге произошла сенсация — первый состав плавсостава, ведомый самим Рафаэлем Мамиконяном, проиграл цеху орудий лова. Зрители, конечно, в это с трудом поверили. Но смешанная команда и дальше побеждала всех подряд. В итоге в финал (он проходил на следующий день) вышли ТМШ — 1, плавсостав — 3 и ЦОЛ. Команда цеха была вынуждена, к сожалению, уехать раньше, и ей присуждено "всего лишь" 3 место: вот вам и слабый пол!
Первый день закончился вечером отдыха. Кто танцевал, а кто и в озере искупался — после сауны, естественно...
Венчали программу дней веселые эстафеты — и для детей, и для взрослых. Взрослая состояла из пяти этапов, каждый из которых был по своему коварным: ну, например, бег с завязанными глазами, ведение мяча со связанными ногами. Лучше других эти "подводные рифы" преодолевали представители ТМШ, колледжа и плавсостава. И в общем зачёте по всем видам программы рыбаки заняли первое место, ненамного опередив портовиков. Плавсоставу вручён переходящий кубок за успех в зимних спортивных играх. А кто завоюет главный кубок за победу в спартакиаде — вряд ли это сейчас кто-нибудь берётся предсказать. Ведь впереди ещё волейбол и стрельба, настольный теннис и кросс, семейные старты и слёт туристов.

В. МИХАЙЛОВ.

Фото В. КОЖЕВНИКОВА и И. САМОЙЛОВОЙ.
РТМК-С-903 "Штральзунд . СНОВА НА ПРОМЫСЛЕ - 15 03 1990
Хроника начала рейса

Итак, "Штральзунд" снова в рейсе. Это третий рабочий рейс РТМК-С-903. Первые два завершились успешно, а как пройдёт этот? По погоде — для Тихого океана — время не самое лучшее: в Южном полушарии захватим осень, шторма, туманы. Но море есть море, работать приходится не глядя на погоду...
В Кальяо из Москвы на подмену летели двумя группами. Я — в первой, 28 человек. Группа в основном из комсостава, те, кто сможет сразу же притупить к приёмке судна. Остальные — около восьмидесяти человек — во главе с капитаном-директором Ч. Лукашевичем вылетали из Москвы на следующий день.
Не считая обычных неурядиц с отдыхом — всё же в Москве провели сутки, — всё обошлось нормально.
Судно от ПЭ-2 приняли без замечаний, механики кое-что уточняли по ходу дела, получили снабжения.
И вот тут нас ожидала первая неприятная неожиданность. Не доставили консервные этикетки. Конечно, консервы можно изготавливать и без них, а оклеить надже, как бывало на "суперах". Но это— когда счёт шёл на тысячи, ну, десяток-другой тысяч банок. А если сотни тысяч? Кто связан с производством консервов на судне, поймёт, сколько времени будет потрачено понапрасну. Словом, рейс начался... Впереди — переход на промысел.
Переход должен продлиться около десяти дней. Это — время подготовки к работе. С чего же её начинать? Моё мнение, что одно из главных условий успеха моральный настрой экипажа. Конечно, некоторые впечатление сложилось уже за время перелёта, в первые дни ещё в Кальяо, когда принимали судно. Некоторых членов команды, в том числе из комсостава, знал по предыдущим рейсам. Но даже если знаешь многих, но по разным рейсам, это ещё не коллектив, в разных рейсах человек проявляет себя по-разному...
Начал с более подробного знакомства с каждым человеком. Даже в самой короткой, но доверительной беседе, наедине человек раскрывается полнее, легче найти общий язык.
Машинная команда, обработчики, добытчики — все занимались делами по своим заведованиям, проверкам, готовились к промыслу... Настроение у всех хорошее, трудовое. Закрепить бы его.
Действенным шагом к сплочению экипажа считаю общесудовое собрание. Службы к этому времени уже "разобрались" внутри себя, более или менее увидели "кто есть кто", но в целом коллектив ещё не сложился, не слился в единое целое.
О предстоящих на рейс задачах говорили и на предотлётном собрании в Таллинне, всё всем вроде бы было понятно, слушали и представителей отделов и служб, но настроение-то у всех было "чемоданное", ещё все мысли и заботы были дома, с семьям».
А у собрания на судне — на строй иной. Чеслав Брониславович ещё раз рассказал о предстоящем рейсе, начальники служб добавили по своей части, выяснили многие вопросы... Очень правильно поступал капитан, что не отмахивался ни от каких вопросов, не ссылался, что, дескать, на берегу надо было решать. Терпеливо и подробно объяснял всё, что спрашивали, решали вместе.
Да, общесудовому собранию предшествовало партийное, так что коммунисты пришли с подготовленными предложениями по созданию общественных организаций. Экипаж в большинстве поддержал их и то, что эти предложения не были "готовыми рецептами", что их обсуждали, тоже пошло на пользу.
Вообще должен сказать, что в этот период партийная организация помогла во многом и мне, как первому помощнику, и вообще — администрации судна. Так же и в дальнейшем, когда приступили к промыслу. Несмотря на то, что партийная организация у нас невелика, всего 19 человек, но именно коммунисты явились той авангардной силой, которая дала определённый настрой во всей работе.
На общесудовом собрании приняли социалистические обязательства по выполнению и перевыполнению производственных заданий. Вылов решили выполнить на 105 процентов, выпуск пищевой мороженой продукции
— на 101, разделанной — на 102, продукции улучшенного ассортимента (тушка, филе) тоже на 102, изготовить консервов — 105 процентов к плану, рыбной муки и жира изготовить 103 и 101 процент соответственно. Пищевой и товарной продукции в денежном выражении — 101 и 104 процента.
За счёт рационального использования материальных средств решено сэкономить на 3,5 тысячи рублей промвооружения, тары и упаковочных материалов — на 500 рублей, ГСМ — 150 тонн условного топлива.
В обязательства записали также активно добиваться высокого качества продукции, эффективности и надёжности в эксплуатации судового оборудования, механизмов, не допускать случаев их выхода из строя, не допускать нарушения правил технической и противопожарной безопасности, участвовать в техническом творчестве, изыскивать резервы производства. Ну, и ещё несколько пунктов в том же направлении. Не забыта и трудовая дисциплина.
И вот хочу позволить себе высказать некоторые соображения но этим вопросам. Не устарела ли форма нашего соцсоревнования? Вот наши обязательства: почти все пункты, на 90 процентов, если не больше, входят в служебные или должностные обязанности или в правила поведения моряка на борту и в инпортах. Предположим, мы взяли обязательства "добиваться высокого качества выпускаемой продукции" . Ведь всё равно стремились бы работать без брака, иначе он ударит по собственному карману, не говоря уже о простой добросовестности. А в некоторых случаях пункты соцсоревнования
— набор громких, ничего но существу не означающих слов.
Или о выполнении плана. Вот мы взяли обязательство: задание по вылову выполнить на 105 процентов. Почему именно 105? Ведь в прошлом рейсе этот показатель был выполнен на 125 процентов, так же и в предыдущем. По разделанной продукции берём обязательство 102, а выполняли и в полтора раза больше. Нет. я отнюдь не за обязательства или планирование "от достигнутого". Но в чём реально стимулируют такие, явно заниженные, обязательства? Стимулирует начисление премии — по пищевой заморозке в натуре и товарная в денежном выражении.
Реальны обязательства по экономии материалов (в особенности при введении хозрасчёта), промвооружения, ГСМ. По поиску и выявлению резервов. Есть возможности реального соревнования в машинной группе. И вполне реально внутрисудовое соревнование между бригадами, вахтами, индивидуальное, а также парное, между судами.
Наверное, мне могут ответить: "На кого же ты жалуешься? Ты политический руководитель на судне, вот и добивайся неформального соцсоревнования". Всё так, жаловаться мне не на кого, но всех нас, большинство, по крайней мере, давит неизжитая ещё формалистика, боязнь отступить от заданных догм.
Да, и к тому же такой вопрос надо поднимать не на одном судне, не в одном рейсе, надо выработать принципиальное отношение, учитывая современные требования, переход на новые формы хозяйствования и подключиться к этому следует, в первую очередь, профсоюзу.
...Вот уже и месяц миновал на промысле. Первый трал совпал с новым годом и с первых же дней наш "Штральзунд" работает на переходе, полностью освоено оборудование, а это помогло быстро выработать устойчивые навыки в труде на всех рабочих местах.
А главное,— сложился хороший коллектив, активно работают общественные организации, объединяющие представителей всех служб. Здоровый морально-психологический климат способствует достижению первых трудовых успехов. Этому же послужила и благоприятная промысловая обстановка, которую стараемся использовать полностью.
Уже можно подвести итоги. За минувшее с начала промысла время выловлено более двух тысяч тонн рыбы. Закончили выполнение задания по выпуску спецразделки (тушки). Близится завершение и другого показателя — по филе. И сделан существенный задел по ряду других заданий — выпуску пищевой и товарной продукции, рыбной муки, жира.
С первых же дней образцы в работе показывают бригады мастеров обработки С. Козлова и А. Громова, отлично трудятся обе бригады добытчиков под руководством мастеров П. Малиновского и В. Красенко. "На равных" также держат первенство вахты второго механика В. Бондаренко и третьего механика В. Пхиденко, впереди вахта третьего помощника капитана А. Трофимова. Собственно, в числе отлично работающих можно было бы перечислить весь экипаж. Держит "Штральзунд" свою "марку", трудовых традиций не нарушает.
И тем досаднее становится несвоевременная доставка этикеток для консервов. Чья тут недоработка, не знаю, но в результате за минувший период недодана государству четверть миллиона банок консервов на сумму 200 тысяч рублей! Конечно, приложим все усилия, чтобы выполнить все показатели, но, как говорится, "всё же. всё же..." рыбка-то уплыла.
И вот опять "трудный" вопрос. Почему — этикетки? Почему не переходим на литографированные крышки? Дорого? Не думаю, этикеточная бумага тоже не дешева, к тому же её и не хватает... А сколько экономилось бы труда!
...Наверное, к тому времени, как мои эти заметки обойдут полсвета и из Тихого океана попадут на берега Балтики, пройдёт уже около половины рейса. Но уверен — своих темпов экипаж не сдаст.



В. КУРАПОВ, первый помощник капитана РТМК-С-903 "Штральзунд".
УТВЕРЖДАЯСЬ ТРУДОМ - 15 03 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Сергей Мочихин — моряк не из числи суетливых — в том смысле, что служебная карьера не особенно его заботит. Тот конечно, не солдат, кто не мечтает стать генералом и, перефразируя Суворова, резонно сказать: и всякий хороший моряк мечтает о серьезных завоеваниях. Но вот одному для самоутверждения достаточно громкого звания, а другой утверждается в звании трудом. Так утверждает себя и Сергей Мочихин.
В рейс на БМРТ-536 "Херман Арбон" он впервые вышел в качестве четвертого механика. По свидетельству старшего механика судна, Сергей, при всей его технической грамотности, наделен еще и чувством ответственности. Работать готов сверх необходимого (или, во всяком случае, до тех пор, пока стармех отдыхать не загонит). Вахта четвертого механика признана в рейсе лучшей в судомеханической службе, а стармех готов (добавил: "С чистой совестью'') рекомендовать Сергея Мочихина на повышение в должности.

Наш корр.
Фото Р. Эйна