0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти РТМКС-903 «Штральзунд» и его экипажей. НА «ТЫ» С ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ - 29 02 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Перед тем, как РТМКС-903 «Штральзунд» предстояло уйти на ремонт, наш фотокорреспондент успел застать на его борту моряков, вернувшихся из очередного рейса. Капитан судна Ч. Лукашевич, не задумываясь, назвал членов экипажа, проявивших себя знающими работниками. В число их попали четвертый электромеханик Дмитрий Лисовец (слева) и четвертый помощник капитана Виктор Ильченко.
Крепкая практическая жила — на этом, должно быть, так основательно крепится трудовая деятельность Дмитрия Васильевича Лисовца. Ходил он на судах «Эстрыбпрома» сначала электриком, потом, окончив мореходку, оказался «при должности». Как четвертый электромеханик детально и толково выполняет он весь круг своих обязанностей. Человечность, которую ценят в Дмитрии Васильевиче моряки, ничуть не уступает в его характере места принципиальности: и того, и другого, словно поровну. Посему и избран был народным контролером. А когда «Штральзунд» уходил в ремонт, Лисовец вновь был включен в состав экипажа, как по-настоящему необходимый специалист.
Колоссальной работоспособностью, рассказывают, обладает и Виктор Ильченко — почти потомственный моряк. По слухам — это у отца — капитана Ю. Ильченко — унаследовал сын живой интерес ко всему, чем живет судно и его коллектив, где он способен быть участником решения и глобальных, и самых малых проблем.
В рейсе Виктор был избран секретарем комсомольской организации, и можно только догадываться, сколько, по нынешним временам, всякого нелицеприятного доставалось ему по этой части. Но, как отзывается об Ильченко первый помощник капитана В. Курапов, Виктор по всем статьям — выше всяких похвал.

Наш корр. Фото Р. ЭЙНА.
В ЛЮБОМ ДЕЛЕ - МАСТЕР - 21 02 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Можно считать — повезло Юрию Плотникову, впервые вышедшему в качестве помощника капитана по производству на PTMKС-903 "Штральзунд". Экипаж на судне подобрался стабильный, нацеленный на продуктивное дело, и серьезному, работоспособному человеку легко было вписаться в такой коллектив. Плотников, как показал этот рейс, к такой категории — серьезных и относится.
Иные технологи предпочитают, подвести под свою деятельность, прежде всего, теоретическую основу, которая лучше, считают, вырабатывается в кабинетной тиши. И цехом они управляют, как бы со стороны. Юрий Плотников, будучи уже и помощником капитана по производству, не поспешил оторваться от работы в цехе, анализом деятельности бригад обработки привык заниматься буквально по ходу технологического процесса, так сказать, изнутри его. Ни сам он, ни служба обработки не остались в проигрыше от такой тактики. В последнем перед гарантийным ремонтом рейсе на "Штральзунде" выполнены все производственные плановые показатели (об этом уже рассказывалось в одном из предыдущих номеров Рыбака Эстонии).

Фото Р. ЭЙНА
Памяти РТМКС-903 «Штральзунд" и его экипажей. КОГДА РЕЗУЛЬТАТ ОСЯЗАЕМ - 14 02 1991
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Надеемся на образцово-показательный рейс», — заявил, отправляясь летом на промысел в составе экипажа РТМКС-903 «Штральзунд» первый помощник капитана В. Курапов. Сомнений его слова не вызвали. Причин тому было несколько.
Во-первых, сам капитан Чеслав Брониславович Лукашевич. Как "Штральзунд" с самого начала его появления в объединении стал для Лукашевича родным (и, следовательно, изученным) судном, так и район, куда отправлялся экипаж, освоен капитаном досконально — вырос он, можно считать, в ЮВТО. Здесь и отрабатывался присущий только Чеславу Брониславовичу почерк: с риском работает, но риском оправданным, потому что приучил себя прогнозировать ситуацию за неделю, а то и за месяц. И время остро чувствует, так что не станет терять его из-за трех-пяти тонн вылова, когда видит, что вот-вот можно будет поднять на борт все 25...
Предшествующий рейс, правда, не принес ни капитану, ни экипажу полной удовлетворенности — ну, так то из-за стечения целого ряда неблагоприятных обстоятельств. На производственных результатах рейса они впрямую не сказались, а вот психологически давили основательно. Вынужденный простой из-за поломки главного двигателя, как подсчитано в экипаже, обошелся государству в 1200 тыс. рублей товарной продукции и 1040 тысяч рублей — пищевой, что соответственно 2035 тоннам вылова. Потеря сдельного заработка составила при этом 91100 рублей. Трудно было с банкотарой, отчего консервный цех использовался в половину его мощности... На сей раз отправлялись на промысел, предусмотрев, кажется, все. Во избежание повтора «досадных мелочей" познакомили соответствующие службы управления со своими экономическими и техническими выкладками. Заранее была составлена схема, в каком месяце и на каком градусе следует ожидать скопления рыбных косяков. Тщательно обговорены с объединением снабженческие и организаторские проблемы (просчеты минувшего рейса послужили платформой).
Промысловая практика подсказывала: когда нет вылова и заморозки, экипажу под силу выработка 2,5 и даже трех миллионов банок консервов. (Это условно. А безусловно получается так: если еще четыре года назад на "суперах" могли ловить рыбы по 10 тыс. тонн, то нынче и для «моонзундов» шесть тысяч тонн — удача). Следовательно, поставка на судно 1,5 млн. банок должна считаться минимальной - требование командования судна на сей счет было категоричным. Так же, как и в отношении отбора руководителей служб. Опять же, из практики вынесено: когда складывается сильный командный состав, где достигается полное взаимопонимание, тогда, как правило, на добрые 70 процентов предопределяется благополучный исход рейса. В тесном союзе с капитаном не в первый рейс выходил старший механик Василий Буковский. Вполне грамотного помощника по производству Владимира Цветкова заменил в очередном рейсе не уступающий ему ни в чем Юрий Плотников. И пусть Лукашевич сам неплохой специалист в области человеческого подхода, должность первого помощника капитана на судне он-таки почитает отнюдь не лишней. Потому как В. Курапов в этом качестве вполне отвечает современным требованиям: он психолог по натуре , прежде всего. В период подготовки к промыслу Владимир Николаевич сразу оговаривает с экипажем уровень желаемых взаимоотношений: любой вопрос, какой бы остротой он ни отличался, решается в дружеской форме. Только такая - ровная интонация и может создавать необходимый фон в работе.
Итак, предпосылки для успешной работы экипажа в предстоящем рейсе были созданы. И реализованы они были сполна. Рейс выдался если не образцово-показательный (такие, похоже, уже не в духе времени), то плодотворный - это уж точно. Причем, успех оказался реально осязаемым. Товарной продукции выработано на "Штральзун де" на сумму 3 млн. 600 тыс. рублей. На пути в Таллинн экипаж РТМКС-903 успел сдать на экспорт два груза: одни - на Кубе, другой - в Заире (только за эту партию выручено было 450 тыс. долларов). Две такие поставки составили едва ли не норму всего эстонского отряда.
И еще осязаемость успеха выразилась в грузе, доставленном на борту консервщика к Таллинн: в Антверпене рыбаки сумели закупить для себя 75 легковых автомашин.

Л. СТИШЕНКО.

На снимках:

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

первый помощник капитана В. Курапов; сойдя с борта «Штральзунда", он принял деятельное участие в разработке проекта колдоговора на 1991 год.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Леонид Инягин в предыдущем рейсе на «Штральзунде" работал четвертым электромехаником — отвечал за электронную часть консервного цеха. В только что закончившемся, по счету четвертом рейсе фронт его деятельности значительно расширился — на сей раз Инягин выполнял уже обязанности третьего электромеханика.

Фото Р. ЭЙНА.
Памяти РТМС-903 ШTPAЛЬЗУНД и его экипажей. Рыбу нужно ждать, удачу – делать - 13 12 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Люди нашего флота

«ШTPAЛЬЗУНД» выходил на промысел. Перед тем состоялась у нас беседа с первым помощником капитана В. Кураповым — о предыдущем рейсе, о прогнозах на будущий и, само собой разумеется, о капитане Ч. Лукашевиче. Воздав должное Чеславу Брониславовичу, как руководителю новой формации, Курапов в то же время не раз и не два помянул имя Александра Вячеславовича Чистякова. Удивление вызывало то обстоятельство, что одновременно работая в одном промысловом районе, два одинаковых судна показали довольно различные результаты — у Чистякова на «Моонзунде» вылов был в два раза больше. Имелось тому объяснение — подкачали на "Штральзунде» старший мастер добычи и электрорадионавигатор. Да и другое нельзя списывать со счета: «Штральзунд" уже заканчивал рыбалку, когда «Моонзунд" только к ней приступил: судно еще не обросло ракушками, тралы новенькие — при таких условиях экипажи, как правило, ловят успешно. И все же... Все же Чистяков и на СТМ-х слыл везучим капитаном, и перешел на «моонзунды» — снова результатами всех удивляет.
...Рассказывая о своих капитанских буднях, Чистяков называет множество имен тех людей, с кем свела его работа. Для каждого у него находится благожелательная характеристика. Технолог Геннадий Фомин — он, по мнению Александра Вячеславовича, хоть и опытный специалист, но (вот же молодец!) никогда не выпускает производство из-под контроля, дабы не восполнять потом потерянное. А Георгий Сухов, старший мастер добычи? Первый рейс был на «консервщике» после работы на сейнерах и — ни единой промашки при постановке или выборке трала. Юри Асари. Имея в виду ему подобных, Чистяков никогда не согласится признать лишней на судне фигуру первого помощника капитана. Ведь мало того, что Асари, что называется, всеми фибрами души своей чувствует рыбака и с увлеченностью отдается делу воспитателя, он и в производство не откажется впрячься: нужда была 8 через 8 стоял на лебедке...
Сколько можно было заметить — существует у капитанов исписанное правило: о коллегах умалчивается. (То ли суеверие какое, толи обычная ревность к успеху — пусть даже эпизодическому — потенциального соперника?) Капитан Чистяков это табу с легкостью переступает. Не скрывает своей благодарности капитану Вольдемару Пикату. Стажировался у него, и Пикат передал ему все свои секреты без утайки. Тут же называет Александр Вячеславович и Виктора Серикова — ценит в нем открытость, с которой тот рассказывает о рядовых ли членах экипажи, о штурманах, об особенностях рыбалки.
Хотя, казалось бы, что он, опытный судоводитель, освоивший все — от мала до велика — типы судов, мог почерпнуть из сведений другого судоводителя!? Однако, «наработав» свой стиль, Алек-саядр Вячеславович интуитивно, что ли, бежит застывших форм, сходу видоизменяет тактику, если чувствует, что можно привнести в дело находки коллег...
У него как дело поставлено? Правильно — есть в «подручных» штурманы — классные специалисты во главе, например, с Олегом Васильевичем. У каждого сосредоточена соответствующая информация о смещении рыбных косяков и метеоусловиях, об особенностях шельфа. Имеются данные и прогнозы промысловых советов. Чистяков целиком основывается на параллельном анализе ситуации. Вырабатывая собственную тактику, сверяет по ней выводы штурманов. И напротив — всегда может удостовериться в верности своего анализа, опираясь на выводы помощников, поскольку дает простор для самостоятельности их мышления. (Читай —ответственности суждений). Такая согласованность старшего комсостава создает настрой деловой уверенности у всего экипажа, а это и есть установка на удачу..!
Немаловажной в распорядке дня капитана Чистякова является тщательная подготовка к постановке и выборке трала. Этому распорядку он подчиняет весь экипаж, начиная с судомеханической команды. Стармех Вячеслав Винник, механик-наладчик Бутко, поработавшие под началом Чистякова, четко усвоили: к 5—6 часам все механизмы должны быть настроены на вечернюю рыбалку. Тут особый подход. Как всякий крепкий капитан, Чистяков исходит из раз и навсегда выработанной позиции: успех обеспечивается там, где моряк ждет рыбу. Если не так — рыба ждать не будет, и на удачу не рассчитывай. (Сколько мог заметить в рейсе на « Моонзунде», особо везло на вечернюю рыбалку второму штурману Михаилу Неклюдову).
Но и с подъемом трала важно оставаться в четком режиме, не давать залеживаться свежей рыбе.
В начале рейса на 901-м была краткая вспышка, когда рыбы на борту хватало с лихвой. На беду — общую для «консервщиков" — экипаж не успел получить вовремя банкотару. Дружно налегли на спецразделку, на выпуск тушки и филе, а как поступили банки — тут же переключились на производство консервов. (И опять ссылка на технолога Фомина, его заслуга, что сумел организовать: настроить людей... ну и дать понять, что командование судна вывело рыбаков в рейс не для того, чтобы "надурняка» прогуляться, а для надежного заработка).
Так в чем же тогда конкретная заслуга в успехе — когда он есть — капитана? В способности управлять ситуацией — это так. Только чтобы управлять ею, надобно уметь, хотя бы на шаг впереди, предвидеть возможный ход событий. И это свойство Чистякову тоже дано.
Несколько лет назад, когда Александр Вячеславович еще ходил в море на сейнерах, неожиданная для многих удача явилась, по сути, результатом прямого расчета капитана. «Онтика» и «Одоев" — у двух судов «полетели» главные двигатели. Можно было, как говорят, «поставить крест на рыбалке" и со спокойной совестью ожидать указаний с берега, что и предприняло командование "Одоева». Капитан «Онтики» А. Чистяков развернул кипучие поиски, чтобы выкарабкаться из критического положения с наименьшими потерями. В конце концов, перетащил вспомогательный двигатель с одного из немецких судов; буквально «под занавес» экипаж сделал рывок, и «Онтика» — единственная из семи пароходов — вернулась в порт с выполнением плана.
Заложен, что ли, в Чистякове этот «код» — не опускать руки даже в самых проигрышных, на первый взгляд, ситуациях. Демонстрировал он это качество, еще работая на средних рыболовных траулерах. Однажды в районе Сахары пришлось «проглотить» впустую две трети промыслового времени. Казалось, вся рыба ушла напрочь. Какие-то суда снимались с промысла, другие переходили в соседние подрайоны. А. Чистяков выстоял. За 40 суток, оставшихся до окончания рейса, удалось наверстать все планы. (С того, быть может, и пошла молва о «везучести» капитана Чистякова?)
И еще о предвидении. Не уповая на одну «везучесть», на прогнозируемую надежную промобстановку, Александр Вячеславович взял в привычку уже на берегу, перед рейсом добиваться ясности в экономических ли вопросах или в острых проблемах снабжения. Сколько контактирует он со штурманами и рядовым составом экипажа, столь же вхож в кабинеты управления. Производственный отдел, отдел добычи, отдел кадров (лично В. Шалягин) — Чистяков всюду умеет найти себе поддержку. А нет — ни перед чем не остановится, дойдет и вплоть до генерального директора. (Когда, скажем, другими путями банкотару «не выбить»).
Легко работается Чистякову? (Все же, как-никак, имеется поддержка, чем не всякий капитан может похвастать). Но вот вопрос "на засыпку»: как с арендой — пошел бы он на нее, если бы объединение дало «добро»? Александр Вячеславович сначала оговорился: старые связи, хоть и скудные да ненадежные, рвать страшновато (легче поломать, чем создавать новое). Но не дело же, когда за простои из-за ожидания транспорта, топлива, из -за других просчетов Соврыбфлота вынуждены расплачиваться рыбаки. Примеров сколько угодно, но за непоставку никто так не страдает, как моряк. Значит, стоило бы рискнуть и пойти-таки на аренду судов. Пусть судоводителям не на кого будет полагаться, но самостоятельность, кроме ответственности, предполагает еще свободу рыбака. Она - тоже среди предпосылок удачи...

Л. ПАНОВА.

Фото Р. Эйна
БЛАЖЕН, КОГО СУДЬБА НЕ ОБДЕЛИЛА... – 13 12 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вообще-то побудительным мотивом этого материала послужил юбилей Анатолия Федоровича Моисеенкова и его утверждение в новой должности — заместителя начальника культбазы плавсостава. Так и предполагалось, что зарисовка пойдет под рубрикой «Наши юбиляры". Анатолий Федорович, однако, спутал все карты — от изложения своего послужного списка ушел и, о чем бы ни говорил, все сводил к мысли: жизнь человека нередко определяется стечением обстоятельств и его ближайшим окружением. Каюсь — пошла у него на поводу и не стала «вдаваться в детали его трудовой биографии. Потому что — подумалось — может, он и прав — суть не в фиксировании заслуг человека — даже если они действительно значительны, а в том, как воспринимают его окружающие люди: «своим» ли, «чужим»... Трудно задним числом сказать, как воспринимали его, мальца, хозяева дома, где, по стечению обстоятельств, в предвоенные годы разместилось семейство Моисеенковых. С высоты времени судить — должны бы были потесненные буржуа видеть в приезжих классовых врагов. Но — чего не было, того не было. Все определялось иной, нежели привычная для нас, ценностной ориентацией.
Отец Анатолия Федоровича денно и нощно пропадал на службе, а позднее, с наступлением фашистской армии — и вовсе «исчез», будучи мобилизованным на флот. Мать бралась за любую черновую работу — преимущественно белье стирала, хотя подряжалась и дрова пилить — это уж вместе с сыном. В глазах Александра Мяги, состоявшего судьей в той еще, буржуазной Эстонии, и его жены, русской белоэмигрантки, Моиссенковы, таким образом, представали такими же трудовыми людьми, как они сами. Буханка хлеба, продовольственная карточка — казалось, чего большего можно ожидать от белоэмигрантского общества в занятом немцами городе? Только Александр Мяги не отказался предпринять еще более рискованные в этом положении шаги: когда встал вопрос об отправке семьи Моисеенковых в небезызвестный лагерь Клоога, неведомо как, ему удалось предотвратить нависшую угрозу...
Может, вот так, не декларативно, а делом, исподволь прививались молодому Анатолию понятия совести и человеческого достоинства? Состоянием быта. Учебой в школе, где преподавателями были преимущественно отставные офицеры царской армии, северо-западники по духи, но ни словом, ни взглядом не обнаруживавшие совей неприязни к Советам...
Потом уже, когда Анатолий оказался в учениках слесаря на шахте Кивиыли, связала его жизнь с милицией. Совсем на короткий период, который он сам себе и определил. Время было, известно какое, — середина сороковых — и в милицию подавались люди отнюдь не только из числа тех, кто «без страха и упрека». Вот их-то школа никак не вязалась с той, что преподана была семьей Александра Мяги и собственной матерью. Анатолий подался «в бега». От греха подальше... Спустя годы узнал: многие из его случайных сотоварищей настолько далеко зашли в своих противоправных действиях, что пришлось им отбывать суровое наказание. (Как вот тут судить: обстоятельства ли уберегли парня от сомнительного окружения или другое что?).
А жизнь не стояла на месте, уготовила уже ему очередное испытание. Армией. Служил на подводных лодках. Пока в результате аварии не подорвалось сердце. Глубокое переохлаждение в воде сделало свое дело — в 25 лет выдали Анатолию Моисеенкову «белый билет». Чем, скажите, не оправдание для того, чтобы отдаться на произвол судьбы? Только ему стыдно казалось в расцвете молодости «выбивать» себе инвалидность. Подался, вопреки житейской логике, на деревообрабатывающий комбинат. Одновременно учился в вечерней школе, упрямо «накачивал» себя спортом. И — первый поворот судьбы, который, как будто, вынес на гребень жизни. Был признан молодым передовиком производства с вручением почетного знака и одновременно с направлением на учебу в совпартшколу. Втайне он, правда, о другом мечтал — побывать бы на первом Всемирном фестивале молодежи и студентов... (До ярких впечатлений всегда был охоч). Вместо этого маячила перед ним перспектива инструкторской работы. С, известным по тем временам, заметным положением, но и с известной же ответственностью - пропорционально времени смутных 50-х.
Работа эта и вывела Анатолия Федоровича на рыбацкую стезю. Курировал в Харьюском РК КПЭ партийные организации рыболовецких колхозов. Оставался еще инструктором и позднее, с переподчинением этих структур Калининскому РК... Внешне все складывалось перспективно: будни перемежались с приемами различных делегаций, а в роли экскурсовода он чувствовал себя вполне уверенно. Предстояла учеба в Высшей партийной школе в Москве, а там — не исключалось и повышение по службе. Моисеенков, однако, не стал искать для себя лучшей доли, нежели работа на флоте, пусть даже на самом гражданском, каким является флот рыбопромышленного объединения. Сыграла ли роль морская закалка в армии, постоянное ли безденежье, тяга к новым впечатлениям или все вместе взятое — так или иначе, подался Анатолий Федорович в первые помощники капитана.
В море ходил на самых различных судах. Был в его послужном списке даже 246-й, который давно уже, кажется, проржавел. Был и «Секстан», который Анатолий Федорович вместе с членами своего экипажа получал из новостроя — ныне и это судно уже в «ветеранах».
Чего искал в рыбацкой доле? Может, того же самоутверждения, какое движет многими моряками. Только самоутверждаться больше стремился не за счет рыбаков, а прежде всего — в собственных глазах. Если и отводилось во время рейса время на мероприятия воспитательного свойства, стремился ими не злоупотреблять — сводил их к минимуму. Как практик в партийной работе хорошо усвоил: никакие мероприятия «не сработают» так, как непосредственное общение с человеком. Тут, между прочим, имелась своя закавыка». Хоть в море, хоть па суше — что лучше всего сближает мужчин? Известное дело: беседа с сигаретой в руке, когда и другого можно выслушать и свою мысль сформулировать не торопясь, и не опасаясь, что тебя не дослушают. Моисеенков, увы, к такому «тактическому ходу» прибегнуть не мог — некурящий из необходимости беречь сердце. Есть у него другая «метода». Хочешь достичь с человеком взаимопонимания, дай понять ему самого себя (согласно русской пословице «как аукнется, так и откликнется»). Ну, а чем плотнее личные контакты, тем сильнее экипаж.
Последние рейсы в составе экипажа ПР «Саяны», что работал на Дальнем Востоке, и вслед за тем — на «Юлемисте» у Анатолия Федоровича не задались. Не по производственным показателям. Из-за таможенных конфликтов. Моисеенкова депремировали (не углядел-таки за моряками!), а он, давно уже привыкший к тому, что у нас «стрелочник виноват», никак не мог взять в толк: ну, ладно бы наказали за просчеты в работе с рядовым составом, но командиров ему ли воспитывать ?! И тем не менее...
Так что и в море симпатии и откровения тоже могут распространяться до известного предела. Надо только уметь найти грань между возможным и невозможным. Анатолий Федорович, как правило, умел-таки в деликатных ситуациях соблюсти известную дистанцию, сообразуясь с принципом: пойдешь хоть на маленькую сделку — потом по большому счету останешься у кого-то «на крючке». За все время работы в объединении только одним выговором и обзавелся, да и гот в иных обстоятельствах можно было бы зачесть за поощрение. Как-то в инпорту, чтобы не дожидаться водолазов для устранения намотки на винт взялся сам произвести эту несложную операцию. Знал ведь — в таких случаях нужна подстраховка, известны были и драматические исходы подобных «инициатив». Ну, так ведь он — моряк, знает что к чему. Не простаивать же экипажу по пустякам. Да и обошлось все. Одно плохо: выговора избежать не удалось.
Досадный этот случай недолго задержала память — след оставляло только то, что делало жизнь богаче, содержательнее. Сколько было промысловых рейсов — столько осталось и впечатлений. Кому сейчас из молодых доведется увидеть как луфарь идет на нерест? Или много ли еще моряков помнят зрелище, когда в уловы шла зеленовато-мраморная нототения? Кажется, только в Австралии не удалось побывать. А так — работал и на Дальнем Востоке, и Гибралтар видел — (мечту многих моряков) — все красоты... И с людьми небезынтересными доводилось много общаться — такими в его понимании предстают капитаны В. Котляр и А. Кожурин, В. Пикат и У. Мельников, X. Сильвере и В. Сахаров...
Сколько человек проходит через судьбу каждого моряка — нет, поди, такого социологического исследования, как никто не скажет, какой след оставляет в его жизни каждый, с кем довелось работать бок о бок. С подачи Моисеенкова, в какой-то мере, определилась «линия жизни" некоторых, по крайней мере, видных, что называется, в объединении работников. Принимал в партию (а затем и в ряды первых помощников капитана рекомендовал) работающего ныне помощником генерального директора объединения В. Буханевича и сегодняшнего заместителя секретаря парткома Б. Рудковского.
Видел толк в моряке — наставлял его, как мог, добивался, чтобы учился человек дальше. Главный аргумент был: хорошо, когда прижился на флоте, а на берег сойдешь — что умеешь? Много таких, на кого совет возымел действие. Вот уже и Николай Ганжа, недавний моторист, ходит в море третьим механиком...
В рыбаки Анатолий Федорович и сына определил. Не настаивал, но социальные преимущества (а равно и моральные потери) выложил как есть. Ходил сын в море поначалу на транспортах. "Удобное» место? Это обстоятельство и смущало (выходило: сын, вроде за счет отцова положения прижился?). На семейном совете постановили: пора свою судьбу самому же и обустраивать. Так и ушел Моисеенков-младший в рыболовецкий колхоз.
Еще чем судьба его не обделила? Надежным и добрым пристанищем всегда оставалась для него семья. Он и юбилей свой взялся справить не ради юбилея, а ради того, чтоб жене доставить удовольствие, оставить добрую память об этом дне. Получилось все наилучшим образом: Тимофей Синицкий и фильм заснял, и еще осталась пленка, чтоб доснять ее с сыном, когда тот вернется с промысла. Это — как раз в ноябрьские дни. Не раз и не два при встрече отец и сын Моисеенковы порадуются еще между собой: какие доблестные жены «достались» им. Не на том ли и жизнь стоит: когда в тылах надежность — тогда и на работе полный штиль? Анатолий Федорович к тому и вел разговор: благодарен за жизнь доброму окружению.

Л. СТИШЕНКО.

Фото. Р. ЭЙНА.
Памяти В. А. Кравченко. ПУСТЬ МИНУЮТ НЕНАСТЬЯ – 06 12 1990
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Очень часто в вашей газете публикуются поздравления, адресованные юбиляром их друзьями и товарищами по работе. Я же хочу поздравить с 60-летием своего мужа. В. А. Кравченко работает начальником ЭРНК. Как и тысячи простых, скромных людей, он честно относится к своим обязанностям, труду, людям. И, наверное, это призвание его: в живой работе с ними. Нормой жизни стало приходить на помощь в трудную минуту, дать добрый сонет. Его достоинство — добропорядочность во взаимоотношениях со всеми окружающими. Но главное, как любит он напевать, -... пускай я денег не скопил, мои года — мое богатство...»
Хочу поблагодарить его за внимание, чуткое отношение к нам, близким ему людям, за то, что в любые — и в самые трудные, и в радостные дни он всегда рядом.
Посвящаю ему дружеские, пусть не совсем удачные, «любительские" строчки; может быть, редакция найдет возможность опубликовать их.
С уважением к вам Т. КРАВЧЕНКО.
Родился и Чаусах мальчишка
Кудрявый, темный, как цыган.
Его любили. Понаслышке
Известно: это не обман.
Он был доверчив, скромен,
нежен,
Здоров, хоть ростом не велик,
Не баловень судьбы и вежлив,
В кругу знакомых и родных
Рос, как все дети, беззаботно,
Играл в войну, в футбол играл.
А если надо — он охотно
Своим домашним помогал.
Но вот беда пришла в их дом.
Нависла над страной война.
И все разрушила кругом,
С родимых мест всех согнала.
И наш парнишка оказался В
другом далеком городке,
И Таллинном тот город звался,
Куда он прибыл налегке.
А дальше — школа, мореходка
И служба в армии была.
Затем забота трудовая
Его на остров привела.
Своей семьею обзавелся —
С женой и сыном жили там.
Невзгоды, радость, как ведется.
Делил он с ними пополам.
Теперь уж многие года
Не расстается с ЭРНКа.
Не знает он покоя, нет,
И этим счастлив он пока.
Ну, а сегодня, в день рождения
Хотелось просто пожелать
Побольше юмора, веселья,
От молодых не отставать.
Задора, радости и счастья,
И пусть минуют все ненастья,
И — многих благодатных лет.

Не будем судить автора за несовершенство строчек, когда идут они не от расчетливого разума, а от сердца. Немножко больше узнали мы из них еще об одном известном в объединении человеке. И присоединяемся к голосу его супруги: с днем рождения. Владимир Арсентьевич!
Памяти РК МРТ 627 «Кийпсаар» и его экипажей. МАЛЕНЬКОМУ КРЕВЕТКОЛОВУ - БОЛЬШОЕ ПЛАВАНИЕ - 22 11 1990
Судно уходит в рейс

Появлению в объединении очередного креветколова — РК МРТ 627 «Кийпсаар» предшествовала почти детективная история. По документам, скрепленным, с одной стороны, «Эстрыбпромом», с другой — судостроителем, петрозаводским «Авангардом», бортовый номер «Кийпсаара» значился 626-м. Судостроители, однако, «в духе времени» решили устроить свои дела за счет заказчика. В одностороннем порядке они заключили договор с одной из швейцарских фирм на продажу РК МРТ-627, а поскольку сроки сдачи его партнеру «за бугром» не выдерживались, то и решение было (дабы не пасть лицом в грязь перед зарубежным заказчиком) произвести нехитрую манипуляцию. А именно: передать «той» фирме уже готовый 626-й...
Вот тогда и направлена была во все концы телеграмма следующего содержания:
«МОСКВА, СОВМИН, РЫЖКОВУ. МОСКВА, КОМИТЕТ НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ, КОЛБИНУ. МОСКВА, ПРОКУРАТУРА СССР, ГЛАВНОМУ ПРОКУРОРУ СУХАРЕВУ. МОСКВА, МРХ, КОТЛЯРУ. ТАЛЛИНН, ЭРП ПРП, МАЙДЕ.
Исчерпав все возможности на месте разрешить вопрос незаконной продажи заводом «Авангард» принадлежащего «Эстрыбпрому» судна РК МРТ-626 «Кийпсаар» совместному предприятию «Кодатек» с последующей продажей его за границу, вынужден обратиться к вам за помощью. В соответствии с договором на постройку судна от 17 апреля 1989 года экипаж «Эстрыбпрома» вел его приемку, вплоть до контрольного выхода, выполнив даже бункеровку судна горюче-смазочными материалами для перехода из Петрозаводска в Таллинн. После завершения ходовых испытаний судна 27 сентября завод «Авангард» вызвал другой экипаж посреднической организации «Кодатек», которая, не производя приемки, подписала приемный акт, присвоив траулеру новое название «Гёуста». Работа комиссии «Эстрыбпрома» заводом приостановлена, не выдается отчетная документация, снабжение, зип, незавершенные удостоверения. Контрольный выход судна не выполняется. После неоднократных телефонных разговоров, консультаций, даже после получения директором категоричного указания его непосредственного начальника, директор отказался его выполнять. Меры по пресечению хищения судна от законного владельца не принимаются. По подложному письму директора на судно готовятся новые регистровые документы. Обращался в прокуратуру, МВД, Арбитраж, КГБ автономной республики. Никто не может защитить законных интересов судовладельца, никто не может обеспечить должного исполнения президентского указа. Вот почему пошел на крайний шаг. Капитан Токмаков».
По истечении некоторого времени экипаж выяснил: ни одна из инстанций телеграммы, исходящей из почтового отделения Петрозаводска, не получила. Решено было в этом деле идти до конца, и Валентин Егорович Токмаков подался в Таллинн с тем, чтобы продублировать телеграмму уже из Эстонии.
И — завертелось дело: в Петрозаводск, для выяснения всех обстоятельств, прибыла комиссия министерства судостроения. Не без ее помощи удалось прийти к компромиссному решению. Коль скоро 626-му был уже изменен и порт приписки, и название — пусть себе получают его швейцарцы. Экипажу из «Эстрыбпрома" ничего лучшего не оставалось, как согласиться на приемку 627-го, предназначенного, в свою очередь, дальневосточникам. (Единственное условие, которое поставлено с нашей стороны,— чтоб судостроитель избавил «Эстрыбпром» от перспективы возможной тяжбы с дальневосточниками — это уже проблема «Авангарда»).
Вот так вместо оговоренного срока — сентябрь — РК МРТ-627 «Кийпсаар» был получен экипажем в ноябре.
— Пришлось торопиться, чтобы успеть перегнать судно в порт приписки, пока канал не перекрыли в связи с ледовой обстановкой,— рассказывает старпом Геннадий Мезенцев.— Опасались еще, что можем застрять из-за ноябрьских праздников (это в Эстонской республике они не отмечаются, а в России все работы приостанавливаются). Короче, на приемку 627-го ушла всего неделя — 9 ноября были уже в Таллинне. А вот с 626-м вообще казус вышел — конфискован был в рыбном порту Ленинграда. Обнаружили на нем контрабандные 20 тонн цветного металла, залитого в промвооружение. Об этом еще в передаче «600 секунд» сообщалось...
Капитана В. Токмакова пришлось заснять в штатском — не до парада ему было, когда приходилось в спешном порядке координировать снабжение судна для рейса в РГБ. То вместо заявленных шести тралов на борт доставили два. То настаивали, чтоб топливо принял с борта стоящего на северной стороне судна — не придется-де бегать на нефтебазу. «А зачем мне такое топливо? — справедливо возмущался Валентин Егорович.
— Он ведь мне сольет сначала примеси, а потом только чистое пойдет. Кому нужен такой суррогат?!»
17 ноября «Кийпсаар» взял курс на промысел. Как и «сородичу» — РК МРТ «Тойла»
— ему предстоит работать в составе сотрудничающей с «Эстрыбпромом» фирмы «Эштрела ду Map». Промысловая обстановка на креветку в этот период не слишком «ажурная». Но для опытного экипажа (большинство составляют моряки с СРТМ-1436 «Ботна») это не столь большое препятствие, какое представляют собой различные организационные неувязки. Вот, например, несогласованность в системе оплаты труда. Объединение получает от партнера деньги за сутки работы креветколова, тогда как сам экипаж — за объем вылова. Чтобы предпринять какой-то шаг, выгодный фирме, экипаж должен согласовать его с «Эстрыбпромом» — иначе не скорректируется рейсовое задание. И — пошла переписка, а равно — потеря времени опять же за счет судоэкипажа. «В рейсовом задании не указывается, что я должен выполнять задания фирмы.— говорит Токмаков.— Вот получу его — и никаких корректировок не допущу, несмотря ни на какую «прессовку.
Судно направилось к берегам Африки на два рейса. Стабильным экипажем. (По завершению первого рейса предстоит 50 процентов подмены). Малому «Кийпсаару» предстоит большое плавание. Капитан Токмаков, кроме того, убежден: будущее за такими вот маневренными и экологически безопасными судами...

Л. ПАНОВА
Ни снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

рыболовный креветочный морозильный рефрижераторный траулер «Кийпсаар» в родном порту.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан Валентин Егорович Токмаков.
Фото автора
Павел Грудинин представил предвыборную программу
Кандидат в президенты Павел Грудинин, выдвинутый на пост Президента Российской Федерации XVII съездом КПРФ, представил свою политическую программу из 20 пунктов. «Красная Линия» публикует текст политического заявления Павла Грудинина

«Я уверен, что, опираясь на команду КПРФ, левых и национально-патриотических сил России, мы можем и должны одержать победу на выборах президента. Решив эту задачу, опираясь на поддержку народа и высшего Государственного совета во главе с Г.А.Зюгановым, мы вновь сделаем наше Отечество сильной и могучей державой, преодолеем бедность, обеспечим достойную жизнь граждан.

Для этого будут реализованы следующие основные меры.



1. Смена экономической стратегии. Приоритетом станет благополучие широких народных масс, а не кучки олигархов, интересы простого человека, а не рвачество «жирных котов». Для этого нужен крутой поворот от олигархического капитализма к социальному государству. Мы поставим богатства России, ее природные, промышленные и финансовые ресурсы на службу народу. Проведём национализацию стратегически важных и системообразующих отраслей промышленности, электроэнергетики, железных дорог, систем связи, ведущих банков. Государство вернет себе монополию на производство и оптовую продажу этилового спирта. Это даст импульс развитию и принесет казне триллионы рублей ежегодно; позволит сформировать бюджет развития вместо бюджета обнищания и деградации.



2. Восстановление экономического суверенитета России. В кубышке правительства несколько триллионов рублей. Но эти колоссальные средства переданы в управление иностранных финансовых организаций. Те триллионы рублей, что хранятся в банках и долговых обязательствах США, мы сделаем капиталовложениями в производство, науку и образование. Новая власть избавит российскую экономику от тотальной долларовойзависимости. Создаст финансовую систему в интересах государства и граждан страны. Мы ограничим доступ иностранного спекулятивного капитала к российскому рынку. Откажемся от участия в ВТО, ведь за 4 года пребывания в этом экономическом карцере мы получили более триллиона рублей прямых убытков и 5 триллионов – косвенных.

3. Кредитные ресурсы – на восстановление экономики. С этой целью снизим банковский процент. Пресечем дикий вывод капиталов за рубеж. Сконцентрируем все свободные средства для инвестиций в отечественное производство и в человека. Откроются возможности для масштабных вливаний в экономику, для поддержки малого и среднего бизнеса, народных и коллективных предприятий. Прекратится их удушение в интересах крупных сетевых кампаний с иностранными владельцами. Денежная система обеспечит предоставление долгосрочного дешевого кредита.

4. Новая индустриализация, модернизация экономики и её вывод на инновационные рельсы. Предстоит опереться на науку и новые технологии. Заняться активным развитием отраслей, которые обеспечивают технологический прогресс: микроэлектроники, биотехнологий, робототехники и станкостроения. Долю обрабатывающей промышленности мы доведем с нынешних 15-20% до 70-80%, как в передовых странах мира.

5. Обеспечение продовольственной безопасности России, преодоление ситуации, когда значительная часть продовольствия ввозится из-за рубежа. Программа устойчивого развития села даст ему новую жизнь, возродит крупное сельхозпроизводство и социальную инфраструктуру в сельской местности. На эти цели мы направим не менее 10 процентов бюджетных расходов. Мы вернем ГОСТы и введем уголовную ответственность за фальсификацию продуктов питания.

6. Наша историческая задача – обеспечить возрождение «провинциальной» России. Мы проведём выравнивание возможностей региональных бюджетов. Осуществим газификацию страны. Гарантируем поддержку малых городов, поселков и сельских поселений. Обеспечим возвращение в них школ, больниц и иной социальной инфраструктуры. Развернём бесплатное для граждан подведение газа, электричества, воды и канализации к частным домам в малых городах и селах.

7. Контроль над ценами на основные продукты и товары первой необходимости, на тарифы ЖКХ. Мы ограничим аппетиты естественных монополий, прекратим спекулятивный рост цен на жизненно необходимые товары и услуги. Снизим цены на лекарства и тарифы на все виды транспортных перевозок. Поборы за капитальный ремонт будут отменены. Тарифы ЖКХ не должны превышать 10 процентов дохода семьи.

8. Налоги – в интересах справедливости и развития. Подоходный налог на богачей вырастет, а для малоимущих будет отменён. Налоговая система станет стимулировать инвестиционную и инновационнуюдеятельность предприятий. Будет ликвидирован налог на добавленную стоимость, удушающий нашу промышленность. Мы отменим транспортный налог и систему «Платон».

9. Восстановление гарантий на труд и 8-часовой рабочий день, обеспечение людей работой и приличной зарплатой. Минимальная заработная плата составит 25 000-30 000 рублей. Человек труда станет достойно зарабатывать, достойно отдыхать и восстанавливать свои силы. Мы вернём гарантии трудоустройства молодежи. Выпускники государственных ВУЗов получат гарантированное первое рабочее место. Будут запущены масштабные программы переобучения и повышения квалификации.

10. Разрушение социальной сферы будет остановлено. Мы гарантируем бесплатность и качество среднего и высшего образования и медицинского обслуживания. Вернем ежегодную бесплатную диспансеризацию. Установим нормативы финансирования науки, образования и здравоохранения – не менее 7% от ВВП для каждой отрасли. Государство возьмет на себя все расходы по лечению тяжелобольных людей, особенно детей. Физическая культура и спорт станут достоянием народа, важнейшим средством укрепления здоровья нации.

11. Материнство и детство получат всемерную поддержку. Мы восстановим систему дошкольного воспитания, гарантируем место для ребенка в детском саду и в группе продленного дня в школе. Реальностью станут развитие массового детского спорта, бесплатные кружки и творческие студии. Мы приравняем ежемесячное детское пособие к прожиточному минимуму ребенка. Выплата ежемесячного пособия увеличится с полутора до трех лет. Государство будет субсидировать производство детских товаров.

12. Гражданам – достойные пенсии. Мы незамедлительно примем закон о «детях войны». Сохраним нынешний возраст выхода на пенсию. Вернём индексацию пенсий работающим пенсионерам. Отменим понижающий коэффициент 0,54 для военных пенсионеров. Гарантируем среднюю пенсию по старости – не менее 50% от средней зарплаты.

13. Мы защитим духовное здоровье нации. Возродим отечественную культуру. Окажем всестороннюю поддержку музеям, театрам, библиотекам.

14. Мы гарантируем массовое строительство качественного и доступного жилья. Введем обеспечение квартирами или домами молодых семей, ликвидацию ветхого и аварийного жилья. Развернем массовое строительство жилья по себестоимости и предоставление его семьям с детьми в рассрочку, без ростовщического процента. Ставки по ипотеке будут снижены до 3-4%. Многодетные и молодые семьи получат беспроцентный целевой заём на срок 30 лет. С «уплотнительной» застройкой будет покончено.

15. Обуздать жадность ростовщиков. Мы обеспечим долговую амнистию для жертв «микрофинансовых организаций». Поддержим «валютных ипотечников». Будет введена уголовная ответственность за втягивание в кабальные сделки, запрет на «коллекторскую» деятельность и переуступку долговых обязательств граждан.

16. Обеспечить защиту природы. Мы введём запрет как на приватизацию, так и на долгосрочную аренду лесных и водных угодий. Практика перевода лесов и парков в земли под строительство будет пресечена.

17. Гарантировать обороноспособность и безопасность страны, высокий научно-технический уровень оборонной промышленности. Существенно повысятся боеготовность Вооруженных Сил, престиж военной службы и правоохранительных органов.

18. Справедливый суд будет на стороне закона, гражданина и общества, а не олигархата. Мы гарантируем реальную независимость суда и следственных органов от органов исполнительной власти, обеспечим выборность судей, распространим компетенцию судов присяжных на дела об «экстремизме», по 282-й «русской» статье, по коррупционным преступлениям высших должностных лиц. Невинно осужденные патриоты Отечества будут освобождены и реабилитированы. Аналогично – рядовые «болотные» сидельцы – в отличие от провокаторов, лжесвидетелей и организаторов незаконных действий.

19. Восстановление системы народовластия и народного представительства. Мы вернем народу право на референдумы по важнейшим вопросам. Парламент будет не послушным штамповщиком законов, спущенных сверху, а собранием народных представителей. Его компетенция будет расширена. Президент станет подконтролен и подотчетен народу и парламенту. Будет упрощена процедура его импичмента. Никто не будет иметь право быть президентом более двух сроков по 4 года за всю жизнь. Будет учрежден Высший государственный совет, без одобрения которого не сможет приниматься ни одно принципиально важноерешение Президента страны. Выборы на всех уровнях станут подлинно равными и свободными, с жестким пресечением любых нарушений и махинаций при подведении итогов.

20. Повышение качества государственного управления. Мы поднимем ответственность президента за формирование кабинета министров, и ответственность правительства за свои действия. Утверждение состава правительства будет происходить в Государственной Думе. Кандидатуры на все министерские посты будут публично обосновываться президентом. Центральный банк заработает как подконтрольный и подотчетный орган госвласти, мотивированный на промышленное развитие. Счетная палата станет высшим и подлинно независимым контрольным органом. Пресечение коррупции не на словах, а на деле даст и экономический, и морально-политический эффект.

С уважением,

Павел Грудинин»
СУПЕРТРАУЛЕР «ВАЛГЕЯРВ»: ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ – 25 10 1990
По-прежнему не угасает интерес к производственной деятельности экипажей РТМС-7538 «Валгеярв». Были — и остаются — серьезные сетования на неоправданно дорогостоящую реконструкцию супертраулера целевым назначением под выпуск продукции для совместного советско-финского предприятия «ЭСВА». Установка на судне рыборазделочной техники фирмы «Бадер» вылилась, как известно, в копеечку и в «копеечку» валютную, но оправданы ли такие затраты? Пока что ответ на этот вопрос получен лишь в части технической. Как заметил на одном из собраний совета трудового коллектива X. Майде благодаря реконструкции. "Валгеярву» гарантирована долговременная, сравнительно с другими родственными судами, производственная деятельность без постановки его на ремонт: немецкие специалисты, при тесном контакте с представителями «Эстрыбпрома», оборудовали судно самым добросовестным образом. Но как оно покажет себя в хозяйственной сфере? Все зависит от оптимального выбора района промысла. Пока что супертраулер в модифицированном варианте во втором своем, экспериментальном рейсе, который, похоже, несмотря на учтенные недостатки первого, представляется тоже непростым (на сей раз по причине нестабильности промысловой обстановки ). Это обстоятельство, увы, не обойти. Но то, что можно было предпринять для пользы экипажа (а равно и для обеспечения его успешной работы) было предпринято.
Из первого рейса капитан В. Вильченко возвратился как раз-таки с конкретными рекомендациями по оптимальной эксплуатации судна. Отмечалось, например: в первом и четвертом квартале в зоне Фарерских островов трудно рассчитывать на хорошую промобстановку, так целесообразно ли планировать рейс в данную зону именно на эти периоды, не разумнее ли использовать супертраулер на обменных операциях? Рейс, кстати, так и планировался, и основой производственного задания предполагалась обработка скумбрии, сельди, ставриды, выпуск филе из путассу. Вместо этого пришлось работать в районе Фарер преимущественно на побочном продукте: изготавливали даже не филе, а пищевой фарш из путассу. Помимо этого обстоятельства, дезориентировавшего экипаж, сказывалась на его настрое и не вполне продуманная (в данном случае гарантированная) оплата труда. Просто ли в таких условиях заинтересовать рыбаков в выпуске той продукции, которая, хоть и не определена заданием, но представляет экономическую выгоду для объединения? Или — настроить их на максимальную за грузку оборудования. Конечно, администрация, как и требуется в подобных случаях, пустила в ход псе доводы, чтобы производственная деятельность развивалась ритмично и целенаправленно. Но таким образом выполнение планового задания достигнуто уже не благодаря рассчитанным действиям береговых служб, а, скорее, вопреки им. (Сколь неизмеримо более эффективными, надо полагать, могли быть результаты работы экипажа, когда бы она имела под собой комплексный экономический подход).
Четкое ориентирование в обстановке — как в промысловой, так и в экономической, в технической — обнаружили в рейсе технолог Ю. Подолинский и старший механик В. Федотов, матрос-обработчик В. Туркулец и второй механик В. Балвочус, моторист А. Пахолков и матрос В. Найман. Большой объем работ взяли на себя машинисты РМУ H. Меркулов и В. Ошурко: за сутки изготавливалось до девяти тонн рыбной муки — на помол шло все, что оставалось от производства филе и не годилось для заморозки.
Существенным представляется и замечание капитана относительно гофротары. Для «Валгеярва» (как и для РТМС-7522 «Тамула») вопрос тары — это проблема экономии валюты. Оборудование правого борта супертраулера ориентировано на выпуск продукции в гофротаре европейского образца — той, что закупается за валюту. Но если вместо филе удается производить только фарш, то такая продукция может поступать исключительно на внутренний рынок. И здесь тоже нужна соответствующая упаковка — никак не такая, которая стоила бы дороже самой продукции. Следовательно, надо бы — и чем раньше, тем лучше — разместить заказ на гофротару необходимого образца на каком-либо отечественном комбинате.
Все эти вопросы и плюс к тому еще — узко технические были вынесены перед отправкой судна во второй экспериментальный рейс на техническом совете объединения, который регулярно созывается главным инженером Л. Карпусем.
Как отреагировали на предложения капитана «Валгеярва» в службах управления? В первой части — что касается определения промысловой зоны — как всегда, все предрешали возможности, какими располагает объединение. А возможности известны: прежде всего — работа на «ЭСВА» (поскольку других таких специализированных судов не имеется). Облов путассу предусмотрен в Фарерах, вторая часть рейса отводилась промыслу в зоне Норвегии, где в приловах ожидалось до 49 процентов скумбрии.
Практически, расклад дел, однако, вышел несколько иной. Экипаж «Валгеярва» едва успел выбрать квоту на скумбрию, как пошел резкий спад промысловой обстановки; в первой декаде сентября судно направилось в ЦВА, где, как показывают данные отдела добычи, условия для промысла еще удерживались стабильные.
В нынешних условиях для экипажа, правда, всегда остается шанс преуспеть — его дает выпуск товарной продукции. У экипажа РТМС-7538 этот показатель стимулируется по новой, долевой системе оплаты труда, то есть осуществляется она в процентном соотношении от выпуска товарной продукции.
Так что уже в настоящее время в управлении нашли возможность отойти от не оправдавшей себя гарантированной оплаты. Но и всерьез поставили перед экипажем цель — обеспечение надлежащего качества продукции. При выпуске сверхплановой пищевой продукции процент премирования повышается, а при повышении доли непищевой оплата, напротив, снижается. Соответственно расцениваются и рекламации. Мало того, что штраф от бракованной продукции составляет 20 процентов ее стоимости; из кармана экипажа высчитывается и уценка по переводу продукции в более низкий сорт.
И — гофротара. Понятно, что предложение В. Вильченко так просто не реализовать — в республике только-только стали подумывать о строительстве своего тарного комбината. В рейсе на «Валгеярве» решено использовать компромиссный вариант: при упаковке рыбного фарша заменить вкладыши на пленку либо пергамент — хоть минимально сократить затрату валюты на гофротару.
Второй экспериментальный рейс РТМС 7538 «Валгеярв» приближается к концу. Быть может, он и позволит дать ответ, насколько эффективным можно считать предпринятое на супер-траулере переоборудование ?

Л. ПАНОВА

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

технолог Ю. Подолинский,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

матрос В. Найман,
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

машинист РМУ В. Ошурко.

Фото Р. Эйна
«ТОЙЛА» - В НОВОМ ВАРИАНТЕ - 04 10 1990
Приверженцы среднетоннажного флота чуть ли не экскурсиями наведывались на вновь поступивший в объединение траулер. Шутка сказать — предназначается ему завидная судьба. Как указано в техническом паспорте, судну предстоит работать «в составе советско-зарубежной смешанной компании в зонах иностранных государств по лицензиям», а это значит, свой первый рейс экипаж траулера совершит в составе уже известной фирмы «Эштрела ду Map», район промысла — прибрежные воды Республики Гвинея-Бисау.
О принципиальном отличии траулера «Тойла» от его младших собратьев — креветколовов «Пагрус» и «Катран» (которые, к слову, вскоре будут списаны) рассказывает главный штурман службы мореплавания К. Морозов.
— Судно гораздо более совершенное по своим техническим данным — по планируемым объемам вылова, по ходовым свойствам. Но главное его преимущество все же в том, что произведено оно для автономного плавания. На судне имеется и рыбцех, и мощные морозильные аппараты, тогда как наши старые креветколовы чуть ли не после каждого подъема трала вынуждены были ожидать транспорта. Или работали в паре с «Ботна», который принимал их продукцию. Короче говоря, в сравнении со старыми. «Тойла»— судно потенциально рентабельное. И это еще не все. На пароходе предусмотрены элементарные бытовые условия. Имеется опреснитель морской воды, так что опять же не придется отвлекаться от работы, чтобы запастись на какой-то ограниченный срок питьевой водой. Имеются еще кондиционеры. В условиях тропиков это обстоятельство довольно существенное — рыбаки хоть не будут чувствовать себя, как в парилке, — да попросту не придется «гнить» заживо.
— У нас, помнится, некогда уже работало судно под названием «Тойла». Почему такая любовь к этому имени?
— Да, был у нас среднетоннажный траулер «Тойла» и хорошо, между прочим, работал. Списан из-за изношенности. Но почему бы не пойти по пути преемственности и не назвать очередной новый пароход старым добрым именем? Тем более, если имя это нам ближе, например, чем «Озаричи»: «Тойла» — рыбацкий поселок здесь, в Эстонии.
— Как принималось судно? Где строилось? В этой части вопросов главный штурман сослался на капитана В. Кононовича. Он и дал информацию о подготовке «Тойла» в первый рейс.
— Вообще из новостроя в Петрозаводске мы должны были принять траулер в июле. В комиссии по приему у нас был заместитель главного инженера Э. Грибовский. Судостроители рассчитывали, вероятно, на наше незнание судов данного типа и потому не слишком добросовестно подошли к его сдаче — пришлось им принять наши рекомендации по отдельным доработкам. На это и ушло время.
Но если не принимать в счет это обстоятельство, то судно, по всеобщему признанию, хорошее. Работать может в нескольких вариантах: с донным, близнецовым, разноглубинным тралами. Креветку собираемся облавливать тралами по двухбортной системе. Плановая нагрузка предусматривается — 2,2 центнера вылова, из них 20 килограммов падает на прилов различного сорта рыбы. Заморозить такой объем будет несложно, если учесть, что плиточные аппараты рассчитаны на заморозку шести тонн продукции в сутки. Ну и трюма на судне внушительные, вместимостью на 40 тонн.
Кто, кроме капитана, был на приемке судна, ведь экипаж формируется задолго до выхода на промысел?
— Механики. Приемка — их непосредственная забота. Полностью экипаж подбирали уже здесь: команда небольшая, всего 18 человек.
В первый рейс доверено, как водится, выйти грамотным судоводителям. Кроме капитана В. Кононовича это старпом А. Михайлов, работавший прежде на одном из креветколовов, старший механик Ю. Ширяев. Третий механик на судне, как признают в механико-судовой службе, едва ли не на старшего механика тянет.
Перед экипажем поставлена задача бережной эксплуатации судна — только при этом условии гарантируется его успешная производственная деятельность. И потом — или, напротив, прежде всего — судно-то приобретено на средства объединения — очередное из поступивших в собственность «Эстрыбпрома». В условиях аренды «Тойла» тоже составляет определенную часть основных производственных фондов, а это значит — должен быть у траулера ответственный хозяин. Поэтому капитану В. Коновичу предоставлено право, сформировать стабильный экипаж — именно такой может вести дело по-хозяйски рачительно.

Л. Стишенко.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

рыболовно-креветочный морозильный рефрижераторный траулер «Тойла» (жалко, что снят не с кормы — так он похож на суда типа СТМ);
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

капитан В. Кононович.

Фото Р. ЭЙНА.