0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
Памяти ПБ Станислав Монюшко и его экипажей. ЕСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЕСТЬ КАЧЕСТВО! - 06 04 1978
НЕ ОТСТАВАЯ ОТ ВЕТЕРАНОВ
Подходил к концу наш рейс, который начался для плавбазы «Станислав Монюшко» осенью прошлого года. И как хорошо было после такого долгого, но удачного рейса ждать встречи с родным Таллином, где нас с нетерпением ждали, переживали, волновались матери, жены, дети и друзья!..
Почему такой удачный рейс? А потому, прежде всего, что экипаж подобрался дружный. В чем это проявлялось? Если, скажем, одна бригада или подвахта, вышедшие на изготовление пресервов, при наличии рыбы-сырца на борту, изготовляли две тысячи пятьсот 1,3-килограммовых банок, то следующие бригады и подвахты брались за работу с таким же огоньком и стремились к еще большой выработке за смену.
Иначе говоря, все болели за дело. Среди подвахт на изготовлении пресервов первое место заняла подвахта, возглавляемая молодым специалистом, комсоргом судна, Игорем Ожгибесовым. И таких молодых специалистов на судне 18 человек. Цифра по отношению к экипажу небольшая и составляет менее 10 процентов. Но, по-моему, работа молодыми специалистами проделана изрядная. Совет молодых специалистов оказывал большую помощь партийной и комсомольской организациям. И, что очень важно, молодые специалисты, может быть, сами того не замечая, повышали при этом свою общественно-политическую и трудовую активность. Второй механик технологического оборудования Василии Никитенко реконструировал глазуровочные машины, за счет чего повысилась производительность труда, и улучшилось качество выпускаемой продукции. Рыбмастер Константин Ломакин правильно, можно сказать, по-научному организовывал работу своей бригады, при этом качество выпускаемой продукции стояло у него на первом месте.
В этом рейсе многие парни продолжали занятия в ТЗСШМ. Тем же, кто по какой-либо причине, отставал, оказывалась помощь: Владимир Петров помогал им по математике, Ю. Менка — по биологии.
Несколько слов хочется сказать о молодых специалистах, работающих не по специальности. Таких у нас было 10 человек. Все дело в том, что они используют свои знания, приобретенные в средних и в высших учебных заведениях, отнюдь не в полной мере. Но и с их стороны вносились, хотя и не так много, как хотелось бы, ценные рацпредложения, направленные па повышение производительности труда и на улучшение качества выпускаемой продукции. Хочется пожелать им большей удачи в новых рейсах в Атлантику.
В. КОРЛУКОВ, рыбмастер, председатель CMC.


БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ...
Комсомольцы, молодежь — это подавляющее большинство экипажа «Станислава Монюшко» в целом и комсомольско-молодежных бригад, в частности. Экипаж сделал все от него зависящее, чтобы удачно закончить этот длительный, небывалый рейс, достаточно взглянуть на цифры выполнения рейсового задания и социалистических обязательств. А если б в феврале не подвела нас промысловая обстановка и не случилось простоев из-за свежья, то показатели могли быть гораздо более высокими. Но, как говорится, чего нет — того нет.
Работа на промысле началась с трудностей, да и как без них обойтись? Мы были готовы к этому. Несмотря на то, что многие впервые выходили в рейс на судне типа ПБ, люди не растерялись. Оказывается, самое главное — это желание! Тогда и дело свое скорее освоишь, и работа будет идти весело. А опыт, известно, дело наживное, там, на промысле, он приходит быстро. И вот уже вовсю, с огоньком, с задором соревнуются между собой бригады обработчиков, стараясь занять первое место и выпускать продукцию только высшего качества.
Дружно, организованно выходят все, кто свободен, на подвахту — пресервы, пресервы, пресервы...
Ну, а что после вахты? Выбирай на вкус: футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис. И в «корону» любителей — не сосчитать.
А как проводили праздники! В этом особая заслуга руководства судна; с большой охотой они шли нам навстречу в этом важном деле. Концерты, викторины, танцы... Большое впечатление на всех произвел заход в порт Лас-Пальмас. Прошел он хорошо, экипаж показал высокую дисциплину, организованность и культуру,
Вот почему большинство моряков старались работать хорошо, выпускать продукцию высокого качества и без нарушений производственной дисциплины. Хотелось бы пожелать всем, кто пойдет в следующий рейс, чтобы наше судно всегда было передовым и в работе, и в дисциплине.

В. КОВАЛЬЧУК. матрос первого класса.

НЕ ПОДВЕЛИ
Непростым был этот рейс для электрогруппы. Нам еще не приходилось эксплуатировать электрооборудование плавбазы в условиях шестимесячного рейса. Но личный состав электрогруппы с честью выполнил возложенные на нее задачи. В этом большая заслуга командного состава службы, который уже несколько лет плавает на плавбазе «Станислав Монюшко» и имеет богатый опыт работы на судах этого типа.
Свой опыт ветераны передают новичкам. Это имело особое значение, учитывая, что в рейс выходили многие электрики, ранее не работавшие на таких судах. С ними проводилась техническая учеба. Повышению квалификации у нас в электрогруппе придается первостепенное значение. Оно и понятно: от того, насколько быстро персонал будет ориентироваться в неисправностях и в возникших непредвиденных ситуациях, в конечном итоге зависит ритмичность всего производственного цикла. Ведь весь технологический процесс, начиная от приемки свежья и кончая выпуском готовой продукции, осуществляется с помощью электромеханизмов. И надо сказать, что электрооборудование в рейсе работало хорошо. Основа успеха была заложена еще в Клайпеде, где плавбаза проходила ремонт. Уже тогда для электрогруппы началась деятельная подготовка к предстоящему рейсу. С первых же дней прихода на промысел «повалила» рыба и до середины января нехватки ее не ощущалось. Так что производственные мощности работали напряженно и приходилось изыскивать все резервы для проведения профилактики технологического оборудования. С личным временем, понятно, считаться не приходилось.
Электрогруппой судна был произведен большой объем ремонтно-профилактических работ. Все они выполнялись согласно графику НСТО. Надо отметить хорошую работу вахты четвертого электромеханика В. Петрова, электриков М. Киба и С. Муравцева: ими произведен монтаж оборудования второй пресервной линии и модернизация щита морозильных камер. Но отличились не только они. Скажем, для улучшения качества рыбной муки был изготовлен более мощный магнитный сепаратор железа. В рефустановке усовершенствована схема автоматической работы насосов для аммиака. Мероприятия, проводимые электро-службой, направлены были на повышение производительности труда, качества выпускаемой продукции и повышение надежности всех устройств. За рейс с этой целью было внесено 5 рационализаторских предложений. Во всем этом большая заслуга электрослужбы плавбазы под руководством старшего электромеханика Ю. Менка. Хорошо, по-ударному потрудились в рейсе электрики В. Орган, Н. Лубышев. Электрочасть судна подготовлена к новому рейсу без заводского ремонта,
Ю. ТАЛАБОЛИН, третий электромеханик.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Много внимания подготовке молодых специалистов уделял председатель совета наставников старший механик коммунист Ю. Николаев .
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Лучшая подвахтенная бригада, возглавляемая секретарем комсомольской организации И. Ожгибесовым.
Фото В. Грузинова
И снова о гостинице - 30 03 1978
В комитет народного контроля поступило групповое письмо от моряков. Имеет смысл привести его содержание: «Мы подолгу бываем в море и, конечно же, по возвращении на берег хочется сменить корабельную обстановку на домашнюю. И вот тут-то и начинаются наши мучения. В гостиницу "Океан" не устроиться: постоянно висит табличка "Свободных мест нет". Рыбакам трудно попасть туда: в гостинице живут постоянно командированные, участники различных совещаний.
Ну, а если повезет, то и тут мало радости: в гостинице часто не бывает воды, по выходным дням не помыться - нет горячей воды. Душевые не работают уже длительное время. Да и белье не меняется своевременно. В номерах отсутствуют репродукторы, поломаны настольные лампы. Кроме телевизора, заняться нечем. Нет и парикмахерской"...
Серьезный сигнал! Комитет народного контроля проверил изложенные в письме факты. Они, к сожалению, полностью подтвердились. Проверка проводилась членами группы народного контроля в присутствии директора гостиницы В. В, Петрищева, заместителя директора Л. И. Ильиной, старшего инженера Г. А. Шутяк и других, а также представителей профсоюзной и партийной организаций гостиницы, Установлено, что полезная площадь гостиницы используется отнюдь не в полную меру.
Взять, хотя бы, подвальные помещения. Здесь семь отсеков используются бесхозяйственно - в них хранится поломанная мебель и различный хлам. А ведь при незначительных затратах здесь можно было бы оборудовать помещения бытового назначения: душевые, прачечную, сушилку, бельевую и т. д. Это позволило бы, в свою очередь, освободить соответствующие помещения первого этажа для более необходимых нужд.
Или парикмахерская: раньше она была здесь, но теперь используется под склад старых, никому не нужных вещей. Администрация гостиницы не смогла вразумительно объяснить причины наличия ломаной мебели, некачественной уборки помещений, захламленности. По нормам запасов белья в гостинице должно быть в наличии пять комплектов, на момент же проверки их оказалось только четыре. Часто пододеяльники используются вместо простыней...
Печально, но факт: с моряками, находящимися в межрейсовом отдыхе, здесь не проводится никакой работы по организации их культурного досуга. Штатная единица физкультурно-массового работника занята совместителем, который используется по другому назначению.
Серьезное недовольство высказывают моряки и по поводу получения мест в гостинице. Вызвано это тем, что направление сюда производится одновременно многими должностными лицами управления. Администрация гостиницы зачастую оказывается в крайне неприятном положении. Разве нельзя разработать единый порядок направления, заявок? И можно, и должно. Также можно принять меры к устранению других недостатков, рассмотреть, скажем, вопрос более рационального использования помещений первого этажа здания для культурного отдыха моряков, проведения культмассовых мероприятий, размещения здесь хотя бы небольшой библиотеки и т. д. Давно пора решить и пресловутую проблему душа.
Сигнал, поступивший в комитет народного контроля, требует быстрого реагирования, вмешательства соответствующих должностных лиц объединения. Забота о благе человека была, есть и остается главной задачей тех, кто занят в сфере обслуживания.
БМРТ «Херман Арбон». Моряки встретились с Ольгой Лауристин - 25 03 1978
Накануне ухода в очередной, восемнадцатый рейс на борту БМРТ-536 «Херман Арбон» прошла интересная встреча моряков с известными эстонскими революционерами Ольгой Лауристин и Эрмонией Ансон. Она была приурочена к 80-летию со дня рождения Хермана Арбона, имя которого с честью носит судно.
Сердечно встретил экипаж дорогих гостей. Капитан-директор Дмитрий Кириллович Бурлак рассказал об истории судна, об успешной работе его команды в минувших рейсах. Слово предоставляется Ольге Лауристин, ветерану партии, известной революционерке.
— От имени старых революционеров от всего сердца приветствую вас. Очень рада тому, что мне довелось встретиться с вами здесь, на судне носящем имя человека, с которым мне пришлось делить радости и горести, успехи и неудачи в борьбе за свободу, — говорит О. Лауристин.
— Я хорошо знала Хермана Арбона, — взволнованно продолжала гостья.
— Вместе с ним работала, вместе стояла перед судом в 1924 году, когда нас арестовали после одного из рабочих собраний вместо с другими революционерами. Многим известен так называемый «Процесс 149...». Помню, нас привели в Дом солдата — армейский клуб. Посадили вдоль стены. Входит состав военно-полевого суда. И вдруг: «Встать! Суд идет!» Мы, естественно, встали и... запели «Интернационал». Судьи покинули зал, только охрана вынуждена была прослушать «Интернационал» до конца...
Ольга Лауристин с болью вспоминает о том, как на третий день суда видный революционер Яан Томп был расстрелян по приговору военно-полевого суда, а через три недели 43 человека были осуждены на пожизненную каторгу, в том числе она, Херман Арбон и многие другие.
— Сидя в застенках, мы знали и верили, что не вечен буржуазный строй. Учились в тюрьме, получали также политическую литературу с воли. И дождались свободы, — заканчивает О. Лауристин.
Эта встреча завершилась небольшим концертом, который дали артисты Госфилармонии.
И. ШПЕРОВ
Фото В. Тракса.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Внимательно слушают моряки Ольгу Лауристин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ольга Лауристин среди моряков БМРТ «Херман Арбон».

Фото В. Тракса.
НА ПУТИ К АТТЕСТАТУ - 21 03 1978
ФОТОРЕПОРТАЖ ИЗ ТАЛЛИНСКОЙ ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ МОРЯКОВ

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матросы, мотористы, рефмашинисты, буфетчицы, — можно перечислить многих специалистов — тружеников флота объединения «Эстрыбпром», которые в эти дни терпеливо проводят время за учебниками, настойчиво овладевая программой общеобразовательной школы. Не один год успешно работает Таллинская заочная школа моряков. Ежегодно молодежь получает аттестаты о среднем образовании, другие сдают переводные экзамены, третьи — впервые садятся за учебные столы, чтобы пополнить свои знания и завершить прерванную когда-то учебу. Перед теми, кто получает аттестаты, открыты пути к средне специальному и высшему образованию.
Мы взяли для фоторепортажа только один день учебы. В аудитории, где занимаются учащиеся 9 класса, идет урок химии. Ведет его преподаватель Людмила Пархоменко (верхний снимок слева). На доске — формулы химических соединений. В них нелегко разобраться, если программа усвоена непрочно. Но буфетчица с БММРТ «Отто Рястас» Галина Панкина (на снимке слева) уверенно отвечает на вопросы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

К услугам учащихся при заочной школе моряков хорошая библиотека. Здесь можно пользоваться н учебной, и политической литературой. А это очень важно, особенно в период подготовки к занятиям, экзаменам. На снимке — библиотекарь Маргарита Чурманова подбирает для учащихся 11 класса матросов с РТМС-7522 «Тамула» Валерия Кириченко и Николая Голядина нужную литературу.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Для многих одним из трудных предметов является математика. Но настойчивость в достижении поставленной цели помогла преодолеть трудности выпускникам школы мотористу БМРТ «Ганс Леберехт» Анатолию Твердохлебову и матросу БМРТ «Рудольф Сирге» Юрию Кушниру.
Легко на душе, когда чувствуешь уверенность в своих силах. И, конечно, всегда приятно, если получаешь хорошую оценку. Такое настроение у Галины Панкиной, только что севшей за учебный стол после ответа преподавателю химии, (нижний снимок).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


И. ШПЕРОВ.
Фото В. Тракса.
Памяти ПР Аугуст Корк и его экипажей. Используя все резервы- 21 03 1978
Тысячи миль отделяют нас от родных берегов. Позади — переход на промысел, время которого использовалось на подготовку экипажа к работе, проверку судовых механизмов, технологического оборудования. За это время были созданы и начали работать судовые общественные организации, проведены первые собрания, приняты социалистические обязательства. Одним словом, сделано все, что и должно быть сделано на переходе.
И вот наступил долгожданный для каждого члена экипажа период — работа на промысле. Начало было успешным, но после первых же дней в работе наступил спад. Пять суток полного отсутствия промысловой обстановки, пять суток ожидания у "моря погоды» еще раз напомнили морякам, что легкого успеха не будет.
Экипаж был готов к подобным сюрпризам. Значит, неудачам нужно противопоставить свою волю, свое стремление, правильно и целенаправленно использовать каждую минуту рабочего времени, только тогда можно рассчитывать на успех.
Подводя итоги работы экипажа судна за первые десять суток, капитан-директор А. Бирюков не только констатировал отставание по заморозке и выпуску пресервов, но вскрыл его объективные и субъективные причины, наметил пути их устранения. В условиях нестабильной промысловой обстановки, когда она носит эпизодический характер, не приходится надеяться на ритмичность обеспечения рыбного цеха сырьем. Следовательно, необходимо делать упор на максимальное использование производственных мощностей судна, всех имеющихся резервов.
Поэтому было решено, что производственные бригады
будут заниматься только выпуском рыбопродукции, а силами подвахт выполнять задания по пресервам. Призыв — все силы на успешное выполнение производственного задания — стал лозунгом каждого дня, нашел отклик у каждого члена экипажа.
Своеобразное соревнование развернулось между производственными бригадами рыб-мастеров А. Грушевского и М. Сальникова. Борьба идет за каждую тонну продукции, за каждую минуту рабочего времени. Бригады не только соревнуются между собой, но и помогают друг другу. Моряки вместе обсуждают итоги работы, делятся опытом. В обеих бригадах сразу же определились передовики, которые задают тон в работе, ведут за собой остальных. Это коммунист А. Воронов, комсомольцы А. Кудявнин, Р. Рамзанов, В, Воляник, С. Казимиров, Н. Фазан, Н. Фисенко. И как результат — суточная норма по заморозке выполняется на 110 — 120 процентов.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не менее интересное соревнование развернулось между сменами подвахт. В помощь производственникам включился весь личный состав судна. Участие в подвахте стало для каждого члена экипажа почетной обязанностью, долгом в борьбе за успешное выполнение обязательств третьего года пятилетки, Тон в соревновании задала смена, руководимая главным механиком О. Милениным — она первой добилась выполнения нормы. Однако вскоре лидером стала смена старшего помощника капитана тов. Аллика, установившая рекорд выработки — 1000 банок за смену. В соревновании активно участвуют и другие смены подвахт.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Экипаж стремится конкретными делами ответить на Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы». Особое внимание при этом обращается на развитие инициативы членов производственных бригад, механико-судовой службы, изыскание резервов, улучшение организации труда, повышение эффективности производства и качества работы всех судовых звеньев. На решение этих проблем нацеливают экипаж партийная и профсоюзная организации, командование судна. И несмотря на сложность условий работы, экипаж ПР «Аугуст Корк» приложит все силы, чтобы успешно справиться с возложенными на него задачами.

В. КУРАПОВ,
первый помощник капитана ПР «Аугуст Корк».

ПР «АУГУСТ КОРК. Рыбообработчик Владимир Воляник (верхний снимок) — лучший на судне. Сноровисто, умело работает он. Под стать ему и специалист высокого класса, мастер своего дела Анатолий Иванов, которого вы видите за обслуживанием механизмов.
Фото Н. Фисенко.
УЧАТСЯ В МОРЕ - 28 03 1978
Перед отходом БМРТ-253 «Март Саар» на промысел нам сообщили, что в рейс на судне идут трое учащихся заочной школы моряков: моторист второго класса Валерий Рудаков из девятого класса, рефмоторист Василий Селедчик и матрос первого класса Борис Болдырев — оба 11 класс. Позднее выяснилось, что есть на судне еще два ученика — Лев Завьялов из заочной школы г, Хаапсалу и боцман Завгородний, занимающийся в заочной школе города Херсона. Изъявили также желание поступить в ТЗСШМ матросы Иван Омельчук и Константин Есин.
Для них в рейсе был создан методический совет из 5 человек, четверо из которых имеют высшее образование. Практически по всем предметам этот совет дает консультации. Двое членов совета преподаватели ТЗСШМ.
Разработан график сдачи контрольных работ и зачетов. Хорошо занимаются Василий Селедчик, Валерий Руда ков и другие.

В. КОЖЕВНИКОВ, первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Один из лучших учащихся 9 класса Таллинской заочной школы моряков — моторист второго класса Валерий Рудаков. НА СНИМКЕ вы видите его за учебой.
Памяти ТР «Нарвский залив» и его экипажей. СЛЕДУЯ ПОЧИНУ ПЕРЕДОВИКОВ – 18 03 1978
КАЖДЫЙ знает, с каким нетерпением ждут моряки швартовки в родном порту, встречи с друзьями и близкими после длительного рейса. Такое состояние ощущали на днях и мы. А когда услышали звуки музыки на причале, настроение стало по-настоящему праздничным. Значит, о наших успехах знают, встречают с почестями
В феврале 1977 года экипаж ТР «Нарвский залив» на своем собрании принял решение о поддержании патриотического почина экипажа ТР «Антанас Снечкус». Суть этого почина — за счет рационального использования емкостей и высокой производительности труда делать в году лишний рейс и закончить пятилетку ранее намеченного срока.
Прошел год, год напряженной работы, в течение которого ТР «Нарвский залив» совершил пять рейсов в район промысла.
Как сработал экипаж в минувшем году? Приведу несколько цифр. При годовом плане доставки мороженой рыбопродукции 19320 тонн перевезено 27638 тонн, что составляет 143 процента. Муки при плане 1890 тонн перевезено 3788 тонн. План всех видов грузоперевозок составлял 53097 тонн, фактически перевезено 61009 тонн. Доход от всех видов услуг составил 4472 тыс. рублей. Таким образом, следуя патриотическому почину экипажа ТР «Антанас Снечкус», экипаж ТР «Нарвский залив» за счет сверхплановой перевозки рыбопродукции сделал как бы лишний рейс и с честью выполнил свой годовой план.
Из каких показателей складывался успех? Возьмем, к примеру, последний рейс. Достаточно сказать, что за сокращение сроков погрузки и оперативное обслуживание промысловых судов экипаж судна получил ряд благодарностей, в том числе и от руководства промыслового района. Среднесуточная загрузка судна составила 700 тонн, что вдвое превышает норму. Вместо 20 суток груз был принят за 11. При плане доставки мороженой рыбопродукции 6400 тонн фактически доставлено 6945 тонн, муки при плане 630 тонн — 936 тонн. Доход от всех видов услуг составляет 1129 тысяч рублей. Рейсовое задание выполнено на 126 процентов. Что стоит за этими цифрами? Прежде всего, ударный труд людей нашего дружного и сплоченного экипажа во главе с опытным руководителем капитаном-директором Юрием Федоровичем Кулевым.
Перед выходом в район промысла экипаж судна принял социалистические обязательства по досрочному завершению рейса и перевозке сверхпланового груза. Здесь уместно отметить, что по пути на промысел судно заходило в Ригу для загрузки снабжения промысловым судам. За сокращение стоянки в Риге руководство Рижской базы тралового флота ходатайствовало о поощрении экипажа.
По пути на промысел на судне было организовано обучение палубной команды работе в трюмах, на лебедках, электропогрузчиках. Это диктовалось необходимостью, так как пополнение .из числа практикантов ТМШ и курсантов — выпускников ТМУРП не имело необходимых навыков работы на промысле. Основная нагрузка по обучению легла на старшего помощника капитана Михаила Дмитриевича Феденко, который умело передавал молодым морякам свой богатый практический опыт.
С приходом на промысел в рабочих сменах разгорелось социалистическое соревнование. Смены постоянно перекрывали свои нормативные показатели. Так, в ночь с 14 на 15 февраля смена во главе со старшим матросом Виктором Шавело приняла на борт 339,5 тонны рыбопродукции, что равняется почти суточной норме. Всего на 5 тонн отстала смена старшего матроса Павла Кушлака, принявшая в этот день 334 тонны.
На судне был вывешен график хода социалистического соревнования, где систематически отмечались показатели работы экипажа. При подведении итогов на заседании судового комитета первое место в соревновании по заслугам отдано 2-й смене старшего матроса Павла Кушлака.
Говоря о хорошей работе палубной команды, нельзя не отметить и наших механиков, которые обеспечивали на промысле и переходах бесперебойную работу машин и механизмов. Судно переведено на непрерывную систему технического обслуживания, что потребовало от личного состава машинной команды большой энергии по уходу за механизмами. Лучших результатов в содержании заведования и обслуживании механизмов достигла вахта 4-го механика Виктора Николаевича Митрашова.
В напряженные дни промысла, на переходах для экипажа постоянно проводились лекции, беседы, выпускались фотогазеты, обширная наглядная агитация, были подготовлены концерты художественной самодеятельности, посвященные знаменательным датам.
Особенно хочется отметить активное участие в труде и в общественной жизни курсантов группы С-42 ТМУРП и практикантов ТМШ, которые внести посильный вклад в общий успех коллектива.
Конечно, есть еще немало проблем, которые следует решить как можно скорее. Так, настало время закрепить на судне электросварщиков, лучше обеспечивать ЗИПом главные двигатели и электропогрузчики.
Итак, рейс завершен. Экипаж сдержал свое слово. Теперь от того, насколько оперативно смогут сработать портовики, отдел материально-технического обеспечения и остальные службы, будет зависеть успех следующего рейса и успех тех промысловых судов, которые, как иногда еще бывает, находятся в простое в ожидании выгрузки.

В. РЫЖКОВ,
заместитель председателя судового комитета профсоюза.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ТР «НАРВСКИЙ ЗАЛИВ». Идет общее собрание экипажа, на котором принимаются социалистические обязательства на досрочное выполнение рейсового задания.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Занятия с курсантами ведет старший помощник капитана М. Феденко (второй слева).

Фото В. Абрамова.
Памяти Башкатова С. Ф. и СРТР-9080. ПЯТИЛЕТКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА - УДАРНЫЙ РЫБАЦКИЙ ТРУД! - 16 03 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Капитан С. БАШКАТОВ. Фото И. Шперова.

ДА, НЕ ВСЕ ладно получилось с торжественной встречей СРТР-9080 «Лайне» в родном Таллинском , порту. Встречающих — жен, детей, подруг и друзей
— попросту не допустили на обледенелый причал, и против, в общем-то, не возразишь: мало ли что может приключиться в такую дрянную погоду. Да и швартовка в подобную непогодь дело нешуточное — только и удалось покрасоваться на верхней палубе в столь торжественные минуты «деду" — старшему механику Василию Рыбалке, остальные же моряки до последнего момента находились на своих местах, по-авральному. Опять же, в плотном сыром воздухе, на пронизывающем ветру и музыка звучала как-то глухо и прерывисто.
Зато потом... Но — этого не передать словами. И рискованно, да и неубедительно выйдет. Ибо как передать все то, что предшествовало этой торжественной встрече? Все те тревоги и опасения, кои выпали на долю — и нервы — каждого из 22 моряков, рыбаков экипажа 9080-го, чей рейс в Атлантику пришелся на самый, что ни есть ответственный период. Начинался последний квартал труднейшего для всех советских рыбаков года — 1977-го. Канун исторического, 60-летнего юбилея Великого Октября. И весь мир слушал Москву, где проходила сессия Верховного Совета СССР, обсуждавшая проект новой Конституции страны.

УХОДИМ В МОРЕ
ИЗ ПРОТОКОЛА № 1 общесудового профсоюзного собрания экипажа СРТР-9080:
«Слушали: капитана тов. Башкатова С. Ф., который проинформировал команду о рейсовом задании. Продолжительность рейса — 150 суток, добыча рыбы — 1176 тонн, из которых надлежит сдать первыми сортами 99 процентов. Старший помощник капитана Кононович В. И. предложил: план 4-го года пятилетки выполнить к 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, а рейсовое задание — к 1 января 1978 года. Принято единогласно».
Тогда же - 10 октября-были приняты и другие пункты соцобязательств в ответ на решения внеочередной сессии Верховного Совета СССР: сэкономить в рейсе 4 процента промвооружения и 3 процента горюче-смазочных материалов. Тоже единогласно.
Расшифруем предложение старпома: план 1978 года — 3100 тонн, обязательство — 4 тыс. тонн.
Это, как говорится, звучит. И это, учитывая небывало напряженную промысловую обстановку во всей Атлантике, было — дерзко. На что они надеялись — все 22 члена экипажа? На везение, рыбацкую удачу, что давно _уже стало исключением из безжалостного правила? Тем паче, что из района промысла приходили неутешительные сводки о неустойчивой промобстановке и, стало бить, соответствующих уловах — «кошельки» работали нестабильно.
Большинство из этих 22-х, что единогласно голосовали за «дерзкие» обязательства, люди бывалые, понаторелые в своем деле. Знают, почем фунт рыбацкого лиха. Шапкозакидательством заниматься таким не пристало. Знают: «авось" и рыбака хватает за бока — есть такая старинная мудрая поговорка.
Но вот что они знали -помимо тех сомнений насчет промобстановки и плавбаз. Первое: за 16 лет, что плавает капитаном СРТР «их» Сергей Федосеевич Башкатов, он еще ни разу не возвращался с промысла без плана. Более того: менее чем со 130-ю процентами выполнения рейсового задания не приходил. Второе: начиная с 1970 года экипаж СРТР-9080 носит звание «Экипаж коммунистического труда". Традиция, которая обязывает ко многому. Мы привыкли к этой, произносимой подчас всуе, к месту и без, фразе. А стоит вдуматься в ее изначальный смысл. «Обязывает» — вот что это означает: пришел сюда, в экипаж с такими трудовыми традициями, запомни: легкой прогулки за длинным рублем не будет, а будет долгая, большая, каждодневная, на протяжении всех 150 суток работа и работа, требующая терпения и нервов, пота и выдержки, мастерства, сил, закалки. Тс, кто плавал на 9080-м, не раз слышали, должно быть, башкатовское -«В море на прогулку не ходят — ходят за рыбой», которую даже из пруда и то не вытянешь без труда, а тут — океан...
И третье: это — то, что сложился на СРТР-9080 своего рода стабильный костяк, ядро экипажа, своя рыбацкая «гвардия», преданная этому судну до конца, она и задает тон и трудовой настрой, и ритм всей команде, и то, что принято называть микроклиматом на судне. Люди, на которых капитан может положиться как на самого себя. Которым не надо втолковывать, как и что делать, как обращаться с техникой, механизмами и людьми, новичками. О наставничестве, допустим, здесь не говорят — это давно стало чем-то само собой разумеющимся, обычным и привычным делом. Поступил под начало твое человек, новичок, — несешь за него полную ответственность: научи, обучи, помоги, потребуй, если надо. Понятно, без надрыва, спокойно, но твердо. Стоит ли так уж стараться, коль новичок-то, глядишь, «сбегает» в один рейс — и поминай, как звали? Это как сказать. Если настоящий - будет рваться сюда снова. О случайных что жалеть, тут, па СРТР, действует железный «естественный отбор», тут каждый на виду у всех, и хилый духом и телом, скорее всего, сам поостережется пойти сюда. Не о них речь.
Речь о таких, как старший механик Василий Рыбалка, давно уже «прописавшийся» на СРТР-9080. Коммунист. Общественник — предсудкома_. Грамотный и многоопытный специалист, влюбленный в технику, горазд на всяческие выдумки, идеи, рационализацию, — технарь, как говорят, до мозга костей. Но способностей и энергии хватает ему и на подчиненных — редко кого не удавалось ему «заразить» своей страстью к машине и к «своему» судну. Вот один из его выучеников, сам теперь ставший наставником, — второй механик Леонид Дорошенко, о котором одинаково уважительно отзываются все — от капитана до матроса. «Хозяин машины» — ни больше, ни меньше! Добросовестный, инициативный, настойчивый — все это с прибавлением слова «очень»... Был третьим механиком — недолго. Давно уже плавает вторым. Доверие оправдал полностью.
Электрик Николай Яковлев: на судне второй рейс подряд, ветеран объединения. Вот его устная аттестация: «Опыта на троих хватит, работоспособности - тоже». Моторист Василий Заглада: плавал на плавбазах, супертраулерах. А все-таки, здесь, на СРТР-9080, интересней... В минувшем рей се был членом группы народного контроля — боевым, настойчивым, принципиальным. Одним словом — неравнодушным.
Из молодых моряков машинной команды следует назвать третьего механики Олега Спицына. На этом судне он ходил уже в свой второй рейс, Но все равно — молодой специалист. Комсомолец. Опекал его лично старший механик. Остался доволен: знания свежие и добротные, не без способностей человек, перспективный. В. М. Рыбалка занимался с ним в рейсе по спецпрограмме; выполнено на все 100 процентов.
А вот те, кого курировал сам капитан. Второй помощник — Борис Ястребов. 22 года. С отличием закончил ТМУРП. На СРТР-9080 второй рейс: в предыдущем ходил третьим помощником. Теперь эту должность занимал Алексей Смирнов, также плавающий здесь второй рейс. Что сказать об этих штурманах? Лучше всего — вот. Перед началом нынешнего рейса пришел в отдел кадров С. Ф. Башкатов - и заявил просительно-категорически: «Отдайте мне моих мальчишек!..»
Отдали, понятно. Отдел кадров, он ведь не меньше Башкатова заинтересован в будущих капитанах. И в ОК знают, что именно С. Ф. Башкатов сыграл «первую скрипку» в становлении таких промысловиков, как Владимир Беляков, Вольдемар Пикат, Леонид Румянцев, ставших ныне капитанами.

НА ПРОМЫСЛЕ
О ДРУГИХ ветеранах СРТР-9080 мы вкратце расскажем по ходу наших заметок о минувшем — победном рейсе этого года. Но даже тех, о ком мы упомянули, достаточно, чтобы заиметь некоторое представление о людях, с которыми выходил С. Башкатов на промысел. Они знали, за что голосовали в начале рейса, принимая повышенные социалистические обязательства. Верили и в капитана, и в самих себя. Разумеется, это не значит, что там, на промысле, где царила, мягко говоря, напряженная, а если прямо — то нервозная обстановка, они-то пребывали в безмятежном состоянии, уверовав в то, что преодолеют любые трудности. До подобного состояния духа было ох, как далеко!
Положение — да не покажется это кое-кому насилием над истиной! — осложнилось сразу тем, что С. Ф. Башкатов был назначен капитаном-флагманом группы судов. Известное дело: перед проблемой выгрузки побледнеет подчас любая проблема промысла, чем мы вот уже много лет обязаны транспортному и перерабатывающему флоту... (Правда, С. Ф. Башкатов вспоминает то благословенное время, когда на промысле, ну прямо отбоя не было от плавбаз. «Не поверите, но был год — не помню уж, какой, — рассказывает он, — но в районе ЦВА одновременно находились три плавбазы! Не успеваешь рыбой забиться, а тут нате вам — сдавайте, будьте такими добренькими... Как не быть!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Электрик Николай Яковлев был признан лучшим по профессии. Его рабочий стаж в нашем объединении 18 лет.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Второй рейс на СРТР-9080 совершил в должности начальника радиостанции коммунист Владимир Миньков.
Фото В. Тракса


Вмиг разгрузишься — и снова на рыбу, и снова... Да, было, было. Только с тех пор больше не бывало».). Вот такую идиллическую историю поведал нам капитан. А теперь что было? Одна плавбаза — на дюжину судов. Стон стоял в эфире: претензии, жалобы на простои, просто нижайшие просьбы — позвольте разгрузиться, план горит синим пламенем... А самому Башкатову каково? Невод трещит от рыбы — дождался-таки момента, когда другие метались из края в край в поиске косяков. А он терпеливо ждал себе и других к терпению приучал, хотя подмывало порой крикнуть, скомандовать и себе, и другим: «Ни с места! Ждать!» Это когда по всем статьям должна уже была появиться рыба, недаром же потратил целых 12 лет на то, чтобы познать, постичь все капризы изменчивой промысловой обстановки в Атлантике, закономерности ее глубин и течений; к которым таинственно и безошибочно приспосабливаются рыбные косяки. Тут чрезвычайно важно не упустить, подкараулить момент их появления, засечь чутким ухом гидроакустики — и атаковать! Поиск, поиск и еще раз поиск. Плюс... промысловая выдержка, если хотите.
Да, есть, должно получить «права гражданства» в рыбацком лексиконе такое выражение — «промысловая выдержка». А впервые услышал его Сергей Федосеевич от своего старого учителя и наставника, ставшего затем самым близким другом, — Героя Социалистического Труда капитана Ивана Александровича Агеева. Когда был И. А. Агеев еще капитаном СРТ — 23 года тому назад, в 1955-м, а Сергей Башкатов — третьим помощником на другом СРТ и только начинал постигать секреты рыбацкого искусства. Повезло: сразу довелось плавать «под знаменами Ивана Александровича, бывшего тогда начальником экспедиции в ЦВА», как говорит теперь Сергей Федосеевич.
Память... Не просто воспоминания о друге, старшем товарище, хорошем человеке, И вчера, и сегодня, и послезавтра — был, есть и будет с рыбаками прославленный капитан, промысловик, при жизни своей вписавший свое имя в трудовую летопись Эстонского рыбопромышленного объединения. Память о нем — и в сердцах, и в делах его многочисленных учеников, сменивших Героя на его трудовом посту.
...И рыба пришла, не могла не прийти. И, как положено, первым сообщил о ней гидроакустик Александр Кучеренко. Порадовался за новичка— тем более, земляка, из Таганрога — капитан. Впервые выходил с ним в рейс А. Кучеренко, вместо «штатного», давно уже плавающего на СРТР-9080 акустика Виктора Кулешова, отменнейшего и надежнейшего специалиста — перед рейсом, чертыхаясь по адресу «этих кадровиков», пришлось ему удалиться в отпуск... Но замена оказалась вполне достойной ветерану судна. Александр Кучеренко, недавний выпускник Таганрогского судомеханического техникума, дипломированный специалист, до тонкостей знающий гидроакустическую рыбопоисковую аппаратуру, прослыл в этом рейсе почти незаменимым человеком на судне. К вящему удовлетворению «самого капитана.
Вот и настал благословенный момент «свистать всех наверх». Дело теперь перешло в руки старшего мастера добычи Богдан-Александра Андриива и его незаменимого помощника Геннадия Демичева, Оба — мастера экстра-класса (да будет позволено нам применить такое современное выражение). Ветераны судна, ветераны объединения. Замет. Другой. Третий. Пошла, полилась живым серебряным потоком в стампы плавбазы атлантическая сардина.
Поди различи, кто как работает в такие минуты на верхней палубе. Вся команда в деле. Четкость, быстрота. И ритм, ритм — кажется, ни одного лишнего, суетливого, неверного движения, Вот уж действительно — как единый, хорошо отрегулированный механизм... Хотя и грешно говорить так о живых людях — ведь они-то, пожалуй, и точней, и надежней любого механизма. Металл — бездушен, рыбу, это живое, трепещущее серебро доверить можно только людям. Чтоб не помялось, не побилось при выливке. 99 процентов первым сортом — это не шутка. И смотри ты, не смотри с высоты своего гигантского — более чем двухметрового роста, председатель группы народного контроля Александр Кучеренко со своими бдительными «стражами качества» — Василием Загладой и матросом Иоханнесом Тсярнетсом, не удается что-либо высмотреть...
— Как, старпом?
— Ничего, капитан, — отвечал невозмутимый Василий Кононович, сменивший вконец уставшего Башкатова, который, однако, никак не мог покинуть мостик, чтобы, не раздеваясь, поспать хотя бы пару часов за последние сутки.
Таков капитан. Сполна наделила его мать-природа едва ли не богатырской силушкой — редкий человек выдержал бы подобные перегрузки. Устроен так: не находит себе места, пока нет рыбы. А когда есть, успевай только «черпать» из недр океанских — и подавно: силком не затащишь в каюту. Даже повар Иван Иванович Присяжнюк, перед которым благоговеет капитан — уж столько лет вместе неразлучны! — и тот бессилен «подавить» его своим непререкаемым авторитетом. И даже боцман, этот «самый главный и грозный хозяин» судна — Иван Алексеевич Фесенко, неизменный парторг, железной воли человек — тоже бессилен в такие моменты! Да что — моменты, коль счет идет на дни, недели, а то и месяцы. Такая, скажем, деталь. На второй день после возвращения в Таллин СРТР-9080 мы, придя на судно, были предупреждены: постарайтесь не мучить капитана долго — вчера отпраздновал человек свой день рождения «по-человечески». Что означало — в кругу семьи и друзей, на берегу, дома. Впервые за последние 10 лет. А как пахнет «живая", не синтетическая новогодняя елка — забыл напрочь. Жизнь — в море...
И это тоже оттуда — от богатырской натуры и воли учителя Ивана Александровича Агеева.
Из протокола № 2 общесудового профсоюзного собрания экипажа СРТР-9080.
«Слушали: капитана тов. Башкатова С. Ф., предложившего вызвать на парное соревнование экипаж СРТР-9082 «Ристна». Голосовали — единогласно. 21.Х.1977 г.».
Так вот: проблема проблем — сдача улова на базу.
— Сами понимаете, — говорил нам С. Ф. Башкатов, — будь я просто капитаном — кровь из носу, но не уступил бы очереди. А тут — флагман... И рыба идет — сердце кровью обливается: как можно упустить вспышку, ищи потом ветра в поле.
Выход? Не снимал часами наушников начальник радиостанции Владимир Миньков, у которого, случалось, после таких бдений опухали уши. Зато первым среди работающих в промрайоне судов находил и связывался с проходившими поблизости базами, производственными рефрижераторами и тогда — тогда затевал с ними «дипломатическую игру» и хитроумные переговоры капитан. Чьи, откуда, куда? Нет емкостей? Понятно: у меня всего-то с десяток тонн... Нехорошо, капитан, подводить старых знакомых. Я ж тебя знаю: захочешь — всегда сумеешь, не мне тебя учить, как рациональней разместить и свой, и мой груз... Да разве перечислишь все способы «уламывания», коими в совершенстве владеет С. Ф. Башкатов! Тут главное — что б вы думали? — ласка. Ага, если надо, и лесть, мы люди не гордые. Опять же, хочешь жить, то бишь, ловить больше, умей это самое...
М-да, не от хорошей жизни это, дорогие товарищи. А что делать-то? Сказано: было раз, да прошло. Вот вам и передовой опыт работы на промысле. Нравится это вам? Нам тоже — нет.
— А в общем-то, — подвел итог нашей беседы капитан С. Ф. Башкатов, — формула успеха на промысле такова: хотеть — и стремиться!
Капитан шутил. Прекрасно зная, конечно: именно в этом главное. Все остальное — дело «техники». То есть - знания. Опыта. Рыбацкой интуиции. Искусства капитана. Мастерства экипажа.

ДОСРОЧНО!
ИЗ ПРОТОКОЛА № 4 общесудового профсоюзного собрания экипажа:
«Слушали: капитана Башкатова С. Ф., который доложил, что взятые экипажем соцобязательства выполнены полностью. На 30 декабря 1977 г. с начала рейса выловлено 1740 тонн, что составляет 140 процентов к рейсовому заданию. Далее тов. Башкатов призвал рыбаков не сбавлять темпов юбилейного соцсоревнования с тем, чтобы к концу работы на промысле довести вылов рыбы до 200 процентов рейсового задания».
Решением следующего общесудового профсоюзного собрания было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» нижеследующим членам экипажа, отличившимся на промысле: гидроакустику А. Кучеренко, матросам первого класса А. Белоногу, Н. Савицкому, второму механику Л. Дорошенко. Всего в составе экипажа СРТР-9080 стало 17 ударников коммунистического труда.
Вот окончательные итоги выполнения социалистических обязательств 1977 года экипажем коммунистического труда: добыча рыбы — 5600 тонн (план — 3100). Рейсовое задание и план выполнены полностью. Первыми сортами сдано рыбы (к рейсовому заданию) 140 процентов.
Социалистическое обязательство экипажа СРТР-9080 на третий, ударный год десятой пятилетки: годовой план 1978 года и пятилетки в целом выполнить к 7 октября 1978 г. — к первой годовщине новой Конституции СССР. В абсолютном выражении это составляет 2600 тонн рыбы. В практическом плане — один рейс... Пусть же и он станет победным для рыбаков экипажа коммунистического труда! Хотеть — и стремиться!..

В. БОГДАНОВ, Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Свой вклад в общий успех внес гидроакустик комсомолец Александр Кучеренко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Отличились в последнем рейсе матросы Иоханнес Тсярнетс и Николаи Савицкий.

Фото В. Тракса.
Памяти ТР «Ханс Пегельман» и его экипажей. УСПЕХ—В СТАБИЛЬНОСТИ - 16 03 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Возвратился с промысла ТР «Ханс Пегельман» (капитан-директор С. Пьянов). Ровно два месяца находилось судно в море. Экипаж принимал рыбную продукцию и обеспечивал снабжением промысловые суда. Задача была не из легких, но коллектив с ней с честью справился. В порт доставлено 3619 тонн рыбы. На промысле же другим судам было передано 300 тысяч банкотары, 276 тысяч комплектов гофротары, сотни тонн топлива, воды и другого снабжения. Только 8 дней вместо 12 плановых потребовалось морякам, чтобы заполнить трюмы рыбопродукцией. А принимали ее в сутки по 650—670 тонн вместо 370 по норме. За полтора суток был разгружен РТМС-7510 «Мустъярв».
Слаженная работа экипажа ТР «Ханс Пегельман» позволила сэкономить немало времени промысловым судам. Безотказно работали все механизмы. На переходах, а их в этом рейсе было немало, сделали ремонт и покраску судна.
Успех этот был завоеван в упорном труде всем экипажем. Во главе социалистического соревнования шли коммунисты. Хорошим организатором проявил себя секретарь парторганизации старший электромеханик Владимир Ильич Зайцев. Почти 10 лет плавает он на этом судне.
Коммунисты образцово выполняли свои основные обязанности и общественные поручения. Так, С. Пьянов руководил группой экономического анализа, Ю. Наседкин возглавлял группу народного контроля, В. Энзель был партгрупоргом общесудовой службы, Н. Южаков руководил лекторской группой.
Лучшими в соревновании признаны вахты штурмана В. Катаева, механика А. Лембинена и бригада, возглавляемая старшим матросом Р. Грижасом. 25 моряков в рейсе заслужили благодарности капитана - директора, имена троих занесены на судовую Доску почета.
Высоко оценил работу экипажа ТР «Ханс Пегельман» начальник промрайона. «Все задания выполнены безукоризненно — говорится в радиограмме Г. Иванова-Левинзона. — Экипаж заслуживает поощрения...»
На «Хансе Пегельмане» большая часть экипажа — ветераны судна. В этом рейсе, например, было всего пять новичков. Долгое время плавают на нем капитан-директор С. Пьянов, старший помощник капитана В. Энзель, технолог Т. Эхтя, боцман А. Каратаев, электромеханик В. Зайцев. Почти 10 лет работает здесь первый помощник капитана Н. Южаков.
Сейчас ТР «Ханс Пегельман» снова ушел на промысел. И на этот раз моряки полны решимости с честью выполнить рейсовое задание.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

Фото И. ШПЕРОВА.
Семен Трушин, председатель группы ДОСААФ - 14 03 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Хлопотное это дело — быть инспектором отдела кадров в секторе, где проводится работа по комплектованию экипажей судов загранплавания. Надо хорошо знать людей, уметь безошибочно распознать их деловые и моральные качества.
Эту ответственную работу выполняет Семен Зотович Трушин. С 17 лет он служил на флоте. И сложная работа инспектора для Семена Зотовича оказалась по плечу. Майор запаса третий год трудится на своем посту. И кому же, как не ему, умелому политработнику-воспитателю в недавнем прошлом, доверить не менее важное и нужное дело — быть председателем группы ДОСААФ?
Группа добровольного общества содействия армии, авиации и флоту под его руководством проводит немалую работу среди тружеников своего отдела. Здесь и посещение музея ДКБФ, комнаты боевой славы полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова, встречи с ветеранами — участниками Великой Отечественной войны. В честь 60-летия Советских Вооруженных Сил в отделе проведены стрелковые соревнования.
Специальный номер стенной газеты с портретами ветеранов выпущен к славному празднику советских воинов. Это еще одни штрих, характеризующий целенаправленную и продуманную работу группы ДОСААФ и ее председателя С. Трушина.

И. ШПЕРОВ.

НА СНИМКЕ: С. 3. ТРУШИН.
Фото В. Тракса.