0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
ЛОЦМАН КАЛЬБЕРГ - 25 02 1978
Каждая профессия по-своему трудна и ответственна. В любом деле можно добиться успеха, если ему предшествует высокая профессиональная подготовка. Это истина для тех, кто болеет за свое дело, вкладывая в него, как говорится, душу. В деловых инструкциях об этом пишут редко.
Но в одном из множеств случаев инструкции делают исключение, ибо речь идет о работе, которая «требует особых знаний и опыта».
Это — о лоцманах. У каждого из них, пожалуй, были в практике такие моменты, когда раздумывать просто не хватало времени. В таких ситуациях на помощь приходит и срабатывает «шестое чувство», которое и слагается из тех самых «особых знаний и опыта».
Я сижу в лоцманской комнате в здании службы капитана порта. В «секреты» лоцманской работы меня посвящает начальник лоцманской службы Эрих Карлович Кальберг. Понятно, меня интересует все в его работе, в том числе и недостатки, мешающие лоцманам, как следует выполнять свой служебный долг.
— Мы исходим из того, — рассказывает Эрих Карлович, — что лоцманская служба непосредственно связана с производством. Нам, конечно же, небезразлично состояние дел в ТМРП, где стоят наши подопечные суда. Стараемся делать все возможное, чтобы в любой момент без потерь времени переставить суда в нужную точку порта, вывести на рейд или провести с внешнего рейда. Сейчас зима. Перешвартовка занимает около двух часов (это летом — полчаса...). Иногда диспетчер порта вовремя не дает команду — ломать лед. А ветер, постоянно восточный, прижимает льдины к берегу...
Не раз доводилось Эриху Кальбергу вступать в единоборство со стихией. Ледовым «пленом" его не испугаешь. Был в его жизни случай, когда ему пришлось проводить с внешнего рейда сразу четыре судна. Хотя выходил он в море для проводки одного. Судно — транспортный рефрижератор — пришло из рейса, и на него направлялась на буксире комиссия. Эрих Карлович тоже шел на том буксире. С великим трудом пробились к судну. Пока работала комиссия, льды так плот но обступили ТР и буксир что о ходе не могло быть и речи. Вызвали спасатель—не помогло; более того, он сам попал в ледовую ловушку. Запросили помощи в морском торговом порту. Оттуда выслали на помощь спасатель. Когда расстояние до него сократилось настолько, что можно было визуально наблюдать друг за другом, случилась та же истории — и этот спасатель застрял...
Предложили вызвать ледокол из Ленинграда. Но тому до острова Нарген, где застряли четыре судна, двое суток хода, да и дороговато обошлось бы это мероприятие. Вот тогда и вмешался Эрих Карлович. Опыт старого моряка — великая вещь! Начали с заднего хода. Пятнадцать минут ТР «отрабатывал» при одном положении руля, затем руль переложили и снова минут пятнадцать «промывали" лед с другого борта. С грохотом, скрежетом, но ход дали. Потом пошло веселей. Судно тронулось в образовавшуюся промоину передним ходом. Пройдя невдалеке от остальных (надо же выручать «бедолаг»), транспортный рефрижератор благополучно ошвартовался в порту.
—..Есть у нас, конечно, и свои трудности, у кого их не бывает. Но при всем при том мы всегда готовы прийти на помощь. Производственная необходимость — для нас главная точка отсчета, — продолжает Эрих Карлович. — Скажем, перешвартовку не рекомендуется осуществлять при шести баллах, но мы, как правило, идем на оправданный риск. Не останавливать же работу порта из-за непогоды. Чтобы сократить время, перешвартовываем сразу два корпуса.
В свое время мы, лоцманы, просили, чтобы нам выделили отдельный канал связи. Это вызвано тем, что на 11-м канале, который мы используем для связи с буксирами, работают и портнадзор, и порт. А интересы безопасности настоятельно требуют, чтобы во время перешвартовок они хотя бы не выходили в эфир.
Есть у нас и самый «больной» вопрос. Пункт 2. 3. 7. «Обязательного постановления по ТМРП» гласит; «При необходимости лоцманских услуг для вывода из порта, проводки с внешнего рейда, а также швартовки и перешвартовки судна в порту капитан судна обязан подать письменную заявку на имя диспетчера». Часто бывает, что приходишь на судно, а капитан удивляется: опять лоцман... Команда к перешвартовке не готова; конечно, лоцман сидит и ждет. Основа нашей работы — четкое взаимодействие. Должны быть подготовлены буксиры, начеку береговые матросы и, конечно, само судно. Когда же есть одно, а другого нет, лоцман начинает нервничать, но ему это противопоказано — слишком ответственная работа. В подобных случаях диспетчеру порта нужно четче координировать действия всех служб, занятых швартовкой судов. И уж совсем неуместны подталкивания да поторапливания, которые, как говорится, все еще про должают иметь место...
Я считаю лоцмана советником капитана, товарищем по работе, и никто не вправе требовать от него спешки. Нашу беседу прервал телефонный звонок. Эрих Карлович поднялся. Строгая морская тужурка с золотыми галунами. Глаза человека, чего только не повидавшего на этом свете. Лоцман. Настоящий лоцман.

В. БОГДАНОВ
ОСТАЮТСЯ В СТРОЮ - 23 02 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


В эти дни, когда торжественно отмечается юбилей Вооруженных Сил СССР, многие из нас вспоминают годы войны, службу в армии и на флоте, которой отданы лучшие годы. Для тех, кого ныне называют ветеранами, служба в Вооруженных Силах была школой жизни, трудовой и политической закалки.
Неутомимым тружеником, отзывчивым, скромным человеком зарекомендовал себя бывший военный летчик, кавалер ордена Суворова и многих советских и польских наград Эдуард Виллемович Вийк.
Работа с кадрами, как известно, не из легких, и все же бывалый воин выполняет ее безукоризненно. Э. Вийк является председателем бюро Общества советско-польской дружбы в объединении «Эстрыбпром». А какой он интересный собеседник! Любят его слушать молодежь, курсанты, да и люди старшего поколения. У него есть чему поучиться, и прежде всего — трудолюбию и культуре в работе, исполнительности.
Вот уже многие годы является пропагандистом в ЭМЦ Федор Федорович Гальянов. Это общественное партийное поручение выполняет коммунист Гальянов на совесть. Много сил он отдает совершенствованию гражданской обороны. Не раз его вклад отмечался при подведении итогов объектовых учений и тренировок.
Уважают в порту Федора Егоровича Васильева. Все, кто хоть раз встречался с этим человеком, отмечают его отзывчивость, принципиальность, деловитость. Наверное, поэтому коммунисты грузового района неоднократно избирали его секретарем парторганизации. Бывший балтийский моряк, он всегда среди докеров, вникает в их запросы и нужды, вместе с ними разделяет успехи и неудачи.
С флотской закалкой и с морем не расстаются многие работники плавсостава — В. Гориславец, Н. Шпинев, В. Васильев, Ю. Успенский, Е. Еськов и другие бывшие военные моряки. Много труда и усилий вкладывают в подготовку кадров для флота П. Силин и А. Буко, Н. Анисимов и Ю. Коротков, Н. Овечкин и Г. Старцев, А. Янчук, В. Кириченко и Ш. Худобердин.
Армейская служба и фронт надолго останутся в памяти многих женщин, которые сейчас трудятся в объединении «Эстрыбпром». Не порывают с морем фронтовички М. Никифорова, Н. Молчанюк, ответственные поручения выполняют Н. Задубровская и В. Короткова, безупречно работают В. Небылица, Е. Шульга, Л. Ермолаева и другие.
С гордостью мы вступаем в завтрашний день, уверенно смотрим в будущее. В молодом поколении мы видим надежную смену, которая продолжает дело, начатое дедами и отцами.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
подполковник запаса, ветеран
Вооруженных Сил СССР.

На этом снимке вы видите ветеранов войны, бывших воинов, ныне работников «Эстрыбпрома» (слева направо) В. Васильева, А. Голубчикова, И. Тарантина, Д. Кулемалина, Т. Пандера, С. Горошко, Н. Белова, В. Старостенко, И. Буякова.

Фото В. ТРАКСА.
Памяти БМРТ-604 и его экипажей. «Иоханнес Семпер»: БУДНИ И ПРАЗДНИКИ - 21 02 1978
Рейс наш начался с трудностей. Когда прибыли на промысел, оказалось, что лицензия нашему судну для работы в зоне еще не оформлена. Пришлось в течение пяти суток, до получения лицензии, «полоскать» новый трал в морской воде.
Но вот все формальности улажены, и мы уже поднимаем тралы по 20—30 тонн рыбы. Еще немножко — и, кажется, мы сможем наверстать упущенное. Груз набран за короткий период, настроение бодрое. Но... нет базы. Стоим. И не просто стоим на якоре — сжигаем топливо, работая носом на волну, хотя вполне можно было бы тралить. Но нет емкости! Падают показатели по товарной, пищевой, сдельной. Успокаиваем себя: мол, не беда, 2—3 суток! Но напрасно: оказалось, целых 13 суток. И хотя мы уже явно, как говорится, горим с планом, но духам не падаем, надеемся, что будут приняты меры, что-то пересмотрят, пересчитают...
И вновь, наконец, наладился трудовой ритм промысла, вновь набрали и сдали груз. Для отдыха команды был сделан заход в Сент-Джонс.
Октябрь — месяц самый радостный в нашей стране, тем более для рыбаков, которые находились в те дни далеко от Родины. Радиооператоры старались настраиваться на волну родной Москвы, где шла подготовка к внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР. Много энергии и знаний отдавал морякам первый помощник капитана Петр Григорьевич Головко. Каждый день проводились краткие деловые информации о сессии, проходили занятия в системе политпросвещения. Трудно из-за дальности расстояния было «поймать» голос Москвы, однако когда это удавалось, мы с большой радостью и гордостью слушали вести с Родины. И вот долгожданный день настал. Москва сообщила: Верховный Совет СССР, действуя от имени советского народа и выражая его волю, принял новую Конституцию СССР. С огромным вниманием мы слушали доклад Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. Л. И. Брежнева. На нашем судне в этот день состоялся митинг.
Это был первый праздник для членов экипажа нашего судна. А впереди — еще одно событие: юбилей свершившейся 60 лет назад Великой Октябрьской социалистической революции. Идет полным ходом подготовка к юбилею и на нашем судне. Выпущены праздничные номера стенной и фотогазет. На весь салон оформлен фотомонтаж «60 лет Октября», ярко раскрывающий жизнь нашего народа за годы существования Страны Советов. Участники художественней самодеятельности активно готовят праздничный концерт. Судовой комитет подводит итоги работы комплексных бригад и вахт.
О работе судкома стоит рассказать особо. Председателем его был второй механик Калью Михайлович Хурм, ветеран нашего объединения, в прошлом старший механик СРТР. Человек большой души, отличный специалист, отзывчивый товарищ — таким его знают члены экипажа. Вахта, которую он возглавляет, уже третий раз занимает первое место в соцсоревновании, ей трижды вручался переходящий вымпел. У Калью Михайловича большое событие — в конце октября его приняли в члены КПСС.
Судовым комитетом внедряется балльная система подведения итогов соцсоревнования. К юбилейной дате с большим трудовым успехом пришла первая комплексная комсомольско-молодежная бригада, возглавляемая молодым коммунистом Юрием Подолинским и опытным мастером Анатолием Кочешковым. Эта бригада вторично заняла первое место в соцсоревновании. 7 ноября в торжественной обстановке ей был вручен переходящий вымпел.
Судовым комитетом совместно с комсомольскими активистами к 7 ноября был подготовлен вечер отдыха. Был дан праздничный концерт, участникам которого вручены памятные подарки. Очень весело прошли игры и викторины.
Удача сопутствует умелым и настойчивым. Ни днем, ни ночью не покидает мостик наш капитан Валерьян Анатольевич Кунегин. Его большой рыбацкий опыт помог нам в преодолении трудностей.
Коллектив судна полон решимости ознаменовать третий год пятилетки ударным трудом. Впереди — новый рейс, новый район промысла. Рыбацкая вахта продолжается!

Н. ПИГОЛЬ,
моторист первого класса БМРТ-604 «Иоханнес Семпер».

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Матрос Михаил Кушак — один из передовиков БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Являясь трюмным первой комплексной бригады, он образцово справляется со своими обязанностями.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Такие полновесные подъемы были не редкостью для рыбаков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Калью Хурм - ветеран нашего флота. На «Рудольфе Сирге» он был вторым механиком, исполнял обязанности председателя судкома, делал все, чтобы экипаж трудился самоотверженно.
Фото автора.
Памяти БМРТ-555 Феодор Окк и его экипажей. «ОТ 60-летия ОКТЯБРЯ — К 60-летию ВЛКСМ»— 16 02 1978
«ОТ 60-летия ОКТЯБРЯ — К 60-летию ВЛКСМ» — ОД ТАКИМ ДЕВИЗОМ НЕСЕТ УДАРНУЮ ВАХТУ МОЛОДЕЖЬ БМРТ555 «ФЕОДОР ОКК»

ТАМ, ГДЕ ТРУДНЕЕ
Молодые моряки активно участвуют в производственной и общественной жизни. Их труд во многом определяет выполнение задач, стоящих перед коллективом «Эстрыбпрома» в третьем, ударном году пятилетки.
Этого касался наш разговор с капитаном-директором БМРТ-555 «Феодор Окк» Евгением Михайловичем Герасимчуком.
— Расскажите о вкладе молодежи судна в выполнение плановых заданий и социалистических обязательств.
— Вклад молодых — это до 50 тонн дневной заморозки (при плане 20 тонн), стопроцентное направление рыбы-сырца на пищевые цели, высокая оценка работы нашего БМРТ руководством промрайона... Все, что достигнуто в рейсе, сделано молодыми тружениками. В производственных бригадах и в машинной команде, в общесудовой службе — везде трудились молодые коммунисты, комсомольцы, молодежь, они-то и составляли на «Феодоре Окке» значительное большинство экипажа.
— Как оцениваете работу комсомольцев в рейсе?
— Достаточно высоко. Рейс был не самым удачным. Крайне неустойчивая промысловая обстановка. Отчасти устаревшее промвооружение — все это отрицательно сказалось на выполнении ряда показателей (вылов, разделка). Тем большее значение в этих условиях приобретала активная деятельность судовой комсомольской организации. Энергичными, знающими свое дело и инициативными показали себя многие члены ВЛКСМ. Именно поэтому в отдельные дни мы и смогли выполнять по два с половиной плана. Каждый член экипажа понимал: завтра работе может помешать погода, отсутствие баз, переходы, поэтому сегодня надо трудиться с полной отдачей сил. И люди не подвели — все, зависящее от нас, было сделано, с основными производственными показателями справились успешно.
— В чем, на ваш взгляд, характерные особенности сегодняшней рыбацкой молодежи?
— Повысился профессиональный, общеобразовательный уровень молодых рыбаков. У нас трудятся грамотные специалисты, хорошо знающие производство, желающие все делать осознанно, искать оптимальные решения. Молодежь стремится к новому, стремится туда, где труднее.

С ДУМОЙ О СМЕНЕ
Одной из ведущих форм воспитательной работы с молодежью на рыбопромысловом флоте становится наставничество. О роли этого движения в повышении трудовой активности рыбацкой молодежи рассказывает первый помощник капитана БМРТ-555 «Феодор Окк» Михаил Геннадьевич Казаков:
— Мы стремились окружить каждого молодого моряка заботой, серьезную помощь молодежи оказывали более опытные товарищи. Наставники знакомили своих подшефных с секретами мастерства прямо на рабочих местах — в рыбцехе, на промысловой палубе в штурманской рубке... Работа велась в тесном контакте с партийной и комсомольской организациями, с судовым комитетом профсоюза.
Главным мы считаем индивидуальный подход к каждому молодому труженику. С доверием относилась молодежь к рулевому матросу коммунисту Константину Казакову. Трудолюбивый и опытный, он в случае необходимости первым шел в цех, считая, что истинный воспитатель должен убеждать личным примером.
Рефмеханик член КПСС Вальтер Александрович Вайсман трудился в рейсе рядом со своим подшефным Рейном Аусмеесом, заочником Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, проходившим у нас преддипломную практику. Трудовое содружество новичка и опытного мастера не замедлило сказаться - Аусмеес получил трудовые навыки, стал хорошим специалистом.
Комсомолец Валентин Максименко готовился стать механиком-наладчиком. Немалую помощь в этом оказал ему стармех секретарь парторганизации Владимир Константинович Батаев.
Внимание и забота наставников помогает молодежи добиваться высоких производственных показателей, участвовать в движении за коммунистическое отношение к труду. Недаром на 555-м в минувшем рейсе звание ударника коммунистического труда имели 73 труженика.


АКТИВНОСТЬ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

МОЖЕТ БЫТЬ, именно в этом рейсе на БМРТ-555 «Феодор Окк» по-настоящему осуществилась мечта паренька, решившего еще на школьной скамье стать моряком. От первой мальчишеской мечты до сегодняшнего дня Николая Бирюкова прошло немало: четыре года учебы в Таллинской мореходке, шесть месяцев работы рулевым матросом и второй рейс на этом же судне, но уже штурманом — по специальности, соответствующей полученному диплому.
О четвертом помощнике капитана Бирюкове старшие товарищи отзываются так: перспективный молодой работник, способный и настойчивый, уверенно и добросовестно справляется со своими обязанностями, как секретарь судовой комсомольской организации проводит большую работу с молодежью... За этой, в общем-то, стереотипной характеристикой, долгие месяцы труда — время постижения своей профессии, той самой, о которой мечтал когда-то, которой сумел сохранить верность. Что оказалось самым сложным для молодого штурмана? Сам переход от теории к практике. На пример, такая обычная задача — как определить местонахождение судна? Все было проще тогда, в училище, когда не учитывались поправки приборов, дрейф, течение. Море требует четкости и точности — это Николай понял сразу и почувствовал ответственность за свое дело. Ведь когда стоишь на мостике, отвечаешь за жизни людей и судно. Вот какими на практике оказались формулы и задачи из учебника...
Многому научили новичка в минувшем рейсе и опытные судоводители: капитан Евгении Михайлович Герасимчук, старпом Павел Григорьевич Шведин.
А вот в комсомольской работе у Николая Бирюкова уже накопился определенный опыт. Два рейса он успешно возглавлял судовую комсомольскую организацию. Конечно, сказалась поддержка и первого помощника капитана Михаила Геннадьевича Казакова, и судовых активистов — третьего помощника капитана Виктора Еськина, матросов Василия Тациенко, Сервера Куртвапова, Михаила Лапшина. Но во многом определил успех в работе и подход комсомольского секретаря к делу. Рейс назад он сам был матросом, не на словах — на деле знает, что значит работать «восемь через восемь», знает, как тяжело бывает после смены переключиться на общественную работу. У Николая выработался и свой подход: не требовать, что называется, невзирая на лица, но уметь подойти к человеку в нужный момент, поговорить по душам. И молодой моряк в таком случае непременно постарается быть причастным к делу товарищей. И еще известно молодому комсомольскому секретарю: ни в каком деле нельзя действовать наскоком, нужно внимательно прислушиваться к мнению моряков, попытаться вникнуть в те вопросы, которые их волнуют, и уже после этого обращаться к ним с тем или иным предложением, поручением. Все эти, так сказать, теоретические моменты, которые вывел для себя комсорг в работе с молодежью, вполне себя оправдали. Молодежь в рейсе принимала активное участие в общественной жизни, не было случая, чтобы член ВЛКСМ не выполнил поручения. Так, к примеру, выпускались листки-«молнии». Успех бригады, личные рекорды моряков — вот что служило поводом к выпуску очередного номера.
Минувший рейс «Феодора Окка» проходил в очень тяжелых промысловых условиях, кроме того, ряд объективных трудностей помешал экипажу справиться с отдельными производственными показателями. Однако на вопрос, каковы у экипажа БМРТ-555 реальные возможности выполнить собственные обязательства в борьбе за право именоваться экипажем имени 60-летия Ленинского комсомола, Николай Бирюков отвечает уверенно: есть такие возможности, и успех гарантируют сами люди, их самоотверженный труд, их вера в свои силы и, конечно, желание победить.

Н. КРУТИКОВА.
Фото В. Тракса.


ХОЗЯЙКА САЛОНА - 16 02 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

РАБОТА официантки хорошо знакома Галине Малашевской. На Украине, где она родилась и окончила среднюю школу, училась на специальных курсах. За год учебы постаралась овладеть секретами кулинарного мастерства, искусством сервировки. Там же, дома, делала первые самостоятельные шаги в трудовой жизни.
Ее рыбацкая биография началась два года назад на БМРТ-246 «Антс Лайкмаа». Первая встреча с морем сулила много увлекательного, необычайного, интересного... Началось, однако, с трудностей, преодолевать которые приходится почти всем новичкам. Работала и тогда, когда летела на пол посуда, когда сама едва держалась на ногах от усталости... Моральную поддержку оказали бывалые моряки, подбодрили, подняли дух.
Уже во втором рейсе, на БМРТ-441 «Эдуард Сырмус», Малашевской было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда, которое она подтвердила и на «Феодоре Окке».
Любой член экипажа, кем бы он ни был по профессии, какую бы должность на судне ни занимал, своим трудом причастен к общему делу. Участие Гали — это, прежде всего, добросовестное выполнение ее собственных обязанностей. Работящая, внимательная и предупредительная, она умеет создать хо рошее настроение. По лицам рыбаков научилась узнавать, насколько удачной была смена. Знакомы ей характеры моряков, даже их вкусы... А от ее заботливых хозяйских рук и приветливой улыбки всем становится как-то по-домашнему тепло и уютно...
Личные качества Галины как нельзя лучше соответствуют ее общественной работе члена судового комитета. Инициативная комсомолка, она вместе с другими активистами старалась разнообразить в рейсе досуг молодежи.
...Галина Малашевская оживленно рассказывает об интересных выступлениях самодеятельных артистов на Новый год, о том, каким неповторимым Дедом Морозом оказался рыбообработчик Александр Машков, как трудно было договориться с гитаристами, но и они все-таки выступили, о том, как весело проходил праздник Нептуна и как забавно было играть в беспроигрышную лотерею. В разговоре участвует и соседка Гали по каюте комсомолка Ирина Козлова. Немало было сделано для того, чтобы те короткие часы отдыха, которые выпадают на долю моряков, проходили весело, интересно, с выдумкой. Видно было, что им обоим нравится работа, что они чувствуют важность и нужность этого дела.

Н. ВАЛЕНТИНОВА
Фото В. Тракса.
ВСТРЕЧА НА СУДНЕ, НОСЯЩЕМ ЕГО ИМЯ – 14 02 1978
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. ТАММСААРЕ
ФОТОРЕПОРТАЖ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В этот день на борту БМРТ-355 «Антон Таммсааре» было особенно многолюдно. Пришли сюда многие свободные от вахт и работы моряки, стоящих рядом судов, курсанты Таллинской мореходной школы. Работники культбазы объединения «Эстрыбпром» организовали и подготовили интересную встречу на судне, носящем имя классика эстонской литературы. Почетными гостями рыбаков и курсантов были сын писателя Ээрик Хансен, преподаватель Таллинского политехнического института, деятели эстонской культуры.
Встречу открыл первый помощник капитана В. С. Киселев. Он предоставил слово капитану-директору Н. А. Чеснокову, который рассказал об истории судна, делах команды, о только что закончившемся рейсе, планах на третий год пятилетки.
С воспоминаниями об отце выступил Ээрик Хансен. О творчестве Антона Хансена-Таммсааре тепло и проникновенно говорил писатель Юло Туулик. 18 томов сочинений классика эстонской литературы, выходящие в свет в новом издании, произведения, переведенные на многие языки народов СССР и зарубежных стран, — яркое свидетельство признания таланта большого мастера.
В заключение встречи работник культбазы Д. Ф. Беглов от имени моряков вручил сыну писателя книгу «Их именами названы суда». Всем гостям были вручены цветы, памятные значки за переход экватора. Артисты Госфилармонии и театра «Эстония» дали концерт для моряков. Гости познакомились с судном, с жизнью и бытом команды.

И. ПАВЛОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Тепло встретил экипаж БМРТ-355 «Антон Таммсааре» сына писателя, преподавателя Таллинского политехнического института Ээрика Хансена, который поделился своими воспоминаниями об отце, о его творчестве.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Гостем экипажа «Антона Таммсааре» в этот день также был эстонский писатель Юло Туулик . Он рассказал о творческом и жизненном пути классика эстонской литературы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Горячо встретили моряки выступление солистки Государственного академического театра оперы и балета «Эстония» Ану Каал.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

- Перед гостями и командой с рассказом об истории судна, носящего имя Антона Хансена-Таммсааре, об успехах экипажа, выступил капитан-директор Н. Чесноков.

Фото В. Тракса.
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ЭКИПАЖ ВЕРИТ В СВОИ СИЛЫ – 14 02 1978
КОГДА позади штормы, туманы, трудная промысловая обстановка, можно и оглянуться назад, посмотреть — что сделано, что нужно было сделать. Этим сейчас и занят экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк», вернувшийся с промысла. Судно только что закончило разгрузку у причалов ТМРП. Опыта экипажу «Феодора Окка» не занимать. Капитан, первый помощник, навигатор уже были в этом районе промысла. Люди на судне прекрасно подготовлены. Недаром коллектив носит почетное звание коммунистического. Соревнуясь за достойную встречу 60-летия Великого Октября, экипаж «Феодора Окка» добился права подписать трудовой рапорт Центральному Комитету КПСС.
Главную задачу пятилетки рыбаки с честью выполняют — выпуск пищевой рыбопродукции за рейс составил 100,2 процента. Промысловая обстановка в районе сложилась трудная: большое скопление судов, постоянные штормы осложняли выполнение задач, стоящих перед рыбаками. В результате недовыполнен план по двум показателям: вылову и выпуску разделанной рыбопродукции. Правда, компенсирует последнее отставание спецразделка, хотя она и не планировалась. Предъявляют претензии рыбаки и к снабжению. Новый сотовый трал оказался совершенно непригодным для работы. Мурманские специалисты сделали заключение — заводской дефект.
Экипаж «Феодора Окка» отличается трудолюбием, высоким чувством ответственности, отличной профессиональной подготовкой. Никакие временные неудачи не могут поколебать их главный настрой — трудиться на совесть, быть впереди в социалистическом соревновании.
Это судно и своим внешним видом, хотя за кормой трудные океанские дороги, выгодно отличается от остальных. В этом основная заслуга боцмана Александра Ивановича Коровякова. Бесперебойной работе оборудования экипаж обязан рефмеханику Вальтеру Вайсма. Электрик Федор Дженджаловский сумел за рейс внести пять рационализаторских предложений. Много добрых слов можно услышать о рыбмастере Юрии Николаевиче Волге, прекрасном специалисте с большим стажем работы. Исключительно добросовестно трудился в рейсе матрос второго класса Селиверст Куртвапов.
Сейчас БМРТ-555 «Феодор Окк» готовится к очередному рейсу. По предварительным данным, в районе, где он будет вести промысел, обстановка сложнее той, что была в этот раз. Но экипаж верит в свои силы. Он еще скажет свое слово.

(Наш корр.).
Памяти ТР Бора и его экипажей. ЭФФЕКТ СЛАЖЕННОСТИ – 11 02 1978
Еще один победный рейс, еще одна торжественная встреча с оркестром в родном порту. У причала ошвартовался и встал под разгрузку транспортный рефрижератор "Бора». Приятно подниматься по трапу, встречаться с людьми, у которых хорошее настроение от результатов своего труда. Мне не удалось встретиться с капитаном-директором судна: дел у Олега Дмитриевича Яливца на берегу не меньше, чем в море. На мои вопросы отвечал секретарь партийной организация рефмеханик Геннадий Степанович Трофимов. Кстати, в последнем месяце рейса ему довелось исполнять обязанности первого помощника капитана, и, естественно, он мог дать исчерпывающую информацию о делах и людях судна.
— Я впервые выходил в рейс на ТР «Бора», — говорит Геннадий Степанович.—
Новые люди, новый капитан- директор (Олег Дмитриевич Яливец, как оказалось, тоже первый раз командовал этим судном). А когда не знаешь людей, трудно сразу наладить деловой контакт...
Деловой контакт. Неоднократно и убедительно доказано, что успех в любой работе зависит, прежде всего, от людей, коллектива. Именно в этом направлении — знакомство с людьми, установление деловых контактов, развертывание социалистического соревнования с первых дней рейса и начали свою работу командование и партийная организация судна. Отметим, что для Г. С. Трофимова исполнение общественных обязанностей не в новинку: до этого он избирался секретарем партийной организации на ТР «Бриз».
— Главной нашей заботой, — продолжает Геннадий Степанович, — было принять, сохранить и сдать рыбопродукцию с высоким качеством Особенно в инпортах. Думаю, что с этой задачей мы справились. Рекламаций на экспортную мороженую продукцию — зубана, ставриду нам не поступало. Мы смогли обеспечить хорошее хранение рыбопродукции и сдать ее с высокой сортностью там, в инпортах. Думаю, что и здесь в Таллине, не будем иметь нареканий.
Четыре месяца, с 7 октября по 7 февраля, работал ТР "Бора" в Атлантике. Результат слаженного, хорошо организованного труда убедительно характеризуют цифры: рейсовый план выполнен на 119 процентов. Взятые повышенные социалистические обязательства — перевезти сверх плана 250 тонн рыбопродукции—перевыполнены. Фактически перевезено 329 тонн, из них в советские порты — 174 тонны.
В борьбе за высокую эффективность производства и качество работы принимал участие весь экипаж. На судне ни на один день не угасал огонь соревнования. И велось оно ярко, активно. Гласность, сравнимость результатов ежедневного труда побуждали каждого или закрепить первенство, или из отстающих выйти в передовые. Ежедневно на видном месте вывешивались графики загрузки судна, выполнения суточного плана. Иногда на судне принималось до 600 тонн груза. «Комсомольский прожектор» периодически извещал команду о результатах рейдов. В листках-«молниях», по судовой трансляции назывались имена наиболее отличившихся моряков. После приема и сдачи каждого груза подводились итоги работы. Победителям вручались переходящие вымпелы.
Такая гласность и сравнимость результатов труда помогла поддерживать четкий ритм работы в течение всего рейса. И, конечно, большим подспорьем, как всегда, было посильное участие подвахты в приемке и сдаче рыбопродукции. Комсостав, машинная команда отработали 384 часа — 64 человеко-дня в пересчете на 6-часовой рабочий день. Это — показательный факт.
Трудно добиться хороших результатов в любом деле без целенаправленного политического воспитания. В этом плане успешно поработала партийная организация судна. В течение всего рейса изучались и обсуждались положения и статьи новой Конституции СССР, материалы декабрьского Пленума ЦК КПСС, читались политические информации, проводились беседы по актуальным вопросам. В инпортах проводились интересные встречи и беседы с местными жителями, экскурсии.
И наконец, о передовых людях судна. Их, добросовестных, умелых, много назвал Г. С. Трофимов.
— Вот, например, рефмоторист Юхан Юргенсон. Опытный специалист, — с теплотой отзывается о нем секретарь партийной организации. — Дело свое знает, болеет за него душой. Поэтому и не было замечаний по работе компрессоров. Или второй механик Олег Афанасьевич Занделов, — ветеран войны, ветеран объединения. Влюблен в технику, главные двигатели содержит в образцовом состоянии. Сергей Колпаков, четвертый механик. Его вахта заняла первое место в соцсоревновании за рейс. Нельзя не назвать и бригадиров смен Владимира Груздева и Ивана Абозина, чьи бригады весь рейс трудились на равных.

И. ШПЕРОВ.
Памяти РТМС-7528 «Вагула» и его экипажей. Опираясь на передовиков - 09 02 1978
Почти полгода продолжался минувший промысловый рейс РТМС-7528 «Вагула» (капитан-директор А. Карнаухов). Он был нелегким. И все-таки рыбаки сделали все возможное, чтобы выполнить задание по основным производственным показателям. А они, в общем, довольно высокие. План по добыче рыбы выполнен на 106 процентов, по мороженой рыбной продукции — на 120,7 процента, по изготовлению пищевой рыбной продукции — на 119,6 процента, по товарной — на 114, 8 процента. Не справился экипаж лишь с заданием по выпуску разделанной рыбной продукции. Причина — отсутствие достаточного количества рыбы-сырца.
И в том, что экипаж РТМС-7528 «Вагула» неплохо справился с рейсовым заданием — заслуга его опытных рыбаков, специалистов всех служб, заслуга коммунистов и комсомольцев, которые показывали пример в работе, в организации социалистического соревнования. В конце рейса были подведены итоги. Четырнадцати морякам, особенно отличившимся на промысле, было присвоено почетное звание ударника коммунистического труда, а 25 членов экипажа своим самоотверженным трудом вновь подтвердили это высокое звание.
Несмотря на занятость, коммунисты и комсомольцы проводили большую общественную работу. На партийных и комсомольских собраниях обсуждались самые злободневные вопросы, относящиеся к успешному завершению рейса. Много внимания уделялось экономической и политической учебе, организации досуга.
Душой экипажа был секретарь партийной организации электрик первого класса Валентин Лютый. Он проводил беседы с моряками, своим примером воодушевлял их на отличную работу. Хорошо трудился в рейсе и матрос второго класса партгрупорг второй комплексной бригады Николай Квиткин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке вы видите Валентина Лютого и Николая Квиткина за обсуждением плана партийной работы. Отличились в недавнем рейсе также боцман Борис Лазаренко и четвертый механик Николай Валинский. Особенно постарались они, чтобы в новый рейс судно ушло хорошо подготовленным.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И Борис Лазаренко, и Николай Валинский, не жалея ни сил, ни времени, трудились на ремонте судовых механизмов.

(Наш корр.).
Памяти БМРТ-431 «Каскад» и его экипажей. С отличными результатами - 02 02 1978
БМРТ-431 «Каскад» — одно из старейших судов объединения «Эстрыбпром», ходит на промысел в Атлантику более десятка лет. В былые годы работавшие на нем экипажи добивались хороших результатов, высоких уловов Но в последнее время за «Каскадом» прочно закрепилась репутация «невезучего» судна: что ни рейс — то неудача. Оно, казалось бы, и понятно: нелегко кораблю-ветерану соревноваться с более современными судами — и скорость хода не та, и оборудование устарело.
Но вот последний рейс БМРТ-431 «Каскад» показал, что дело не только в технике, а прежде всего в людях, в их отношении к выполнению своего долга. Результаты этого рейса, начавшегося в августе прошлого года и закончившегося в январе нынешнего, говорят сами за себя. Вылов рыбы составил 5882 тонны — 133 процента к заданию, заморозка — 3608 тонн, или 119 процентов, почти в два с половиной раза превышен план по изготовлению филе и почти в полтора раза — по выпуску пищевой и товарной рыбопродукции. При этом сэкономлено 2 процента горюче-смазочных материалов, 25 процентов промвооружения.
Успех, разумеется, пришел к экипажу не сам по себе. Только благодаря сплоченности, дружной работе добытчиков и обработчиков, штурманского состава, машинной команды, умелому руководству со стороны капитана-директора Б. Донецкого коллектив «Каскада» сумел добиться исключительно высоких показателей выполнения рейсового задания. Настоящим руководителем социалистического соревнования в честь 60-летия Великого Октября был судовой комитет профсоюза, возглавляемый мотористом первого класса П. Бакшеевым. Каждый член экипажа знал, какой личный вклад он вносит в выполнение рейсового задания, принятых социалистических обязательств, каковы результаты ежедневного труда, парного соревнования с коллективом БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», ведущего промысел в том же районе. Постоянное внимание к вопросам социалистического соревнования со стороны судкома, партийной организации, командования судна помогло поднять его действенность, добиться высокой эффективности.
По итогам рейса первенство завоевала первая комплексная бригада, возглавляемая мастером обработки П. Политовым и мастером добычи В. Скороходовым. В машинном отделении лучшей вахтой признана вахта второго механика В. Сухоцкого. В парном соревновании победителем стал экипаж БМРТ-564 «Иоханнес Семпер», у которого показатели выполнения рейсового задания несколько выше. Однако это ничуть не умаляет и заслуг коллектива БМРТ-431 «Каскад»: оба экипажа потрудились на славу, соперники были достойны друг друга.
Особо следует отметить вклад машинной команды во главе со старшим механиком К. Сергеевым, обеспечившей четкую, бесперебойную работу всех машин и механизмов. А когда рыбцеху нужна была помощь, механики, мотористы дружно выходили на подвахту. Тем самым было обеспечено значительное перевыполнение рейсового задания по выпуску филе и разделанной рыбопродукции.
В третьем году пятилетки коллектив «Каскада» намерен трудиться также по-ударному. Комсомольцы судна поддержали почин экипажа БМРТ-555 «Феодор Окк" и заступили на вахту, которая будет проходить под девизом «От 60-летия Октября — к 60-летию ВЛКСМ». Обсудив Письмо ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ к трудящимся Советского Союза, экипаж БМРТ «Каскад» принял на третий год пятилетки социалистическое обязательство — выполнить план по вылову на 102 процента, выпускать рыбопродукцию только высокого качества, направляя на пищевые цели 84 процента добытой рыбы.
Сейчас в Дакаре на судне заканчивается профилактический ремонт. В первой половине февраля ветеран промысла БМРТ-431 «Каскад» вновь выйдет на просторы Атлантики.

Г. МИХАЙЛОВ.
Памяти бригадира слесарей дизелистов ТСРЗ Мардисоо Хейнара. УВЕРЕННОСТЬ – 26 01 1978
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В МАРТЕ ему стукнет сорок. Грузный и медлительный с виду он преображается в работе. Широкое приветливое лицо, тяжелые руки с мозолистыми темными ладонями, неспешный, твердый шаг — таков Хейнар Мардисоо, слесарь-судоремонтник, истинный мастер своего нелегкого дела, бессменный бригадир дружной пятерки специалистов высокого класса по ремонту судовых дизелей нашего судоремонтного завода. Уверенно, надежно трудится этот человек, как, впрочем, уверенно идет и по жизни.
И в слесари он подался не случайно. Отец его - сельский механизатор - с детства приучал сына к своему ремеслу. Хейнар - мальчик, подросток, юноша - все летние месяцы трудился на равных с отцом в колхозном поле, допоздна копался в механизмах, своим умом доходя до причин тех или иных неисправностей. И когда время пришло подумать о том, кем стать, юноша уже знал — будет слесарем. Ведь это так важно — возвратить к жизни мотор трактора, заставить комбайн снова убирать пшеницу...
Три года занятий, практики в Таллинском ремесленном училище № 2 — и Хейнар Мардисоо слесарь-судоремонтник. Пятнадцать лет на Балтийском судоремонтном заводе — вот начало его трудовой биографии, а продолжение ее — наш судоремонтный завод. Здесь, в механическом цехе, он несет свою рабочую вахту вот уже восемь лет и почти столько же бригадирствует. Немногословным, спокойным, уверенным, прекрасно и до тонкостей овладевшим делом — таким знают его на заводе, в цехе, бригаде. Если бы можно было подсчитать, скольким трудягам-дизелям, поизносившимся в море, он возвратил «дыхание», то цифра получилась бы внушительная. И, как правило, всегда подпирали сроки. И какой бы большой объем ремонта ни предстоял в дизельном, судовом хозяйстве, Хейнар Мардисоо со своей бригадой не подводил. Он не порол горячку, не спешил. Ритмично, уверенно действовал бригадир в любой, самой неожиданной ситуации, и не было случая, чтобы Хейнар не сдержал свое слово. Эта его уверенность в работе передалась и товарищам по бригаде, в которой каждый — специалист высокого класса, болеющий не только за то, что он сам делает, а и за то, что делают все, готовый без лишних слов помочь другому. Вот эта славная и боевая пятерка. Александр Александрович Гук—коммунист, слесарь-универсал, один из опытнейших дизелистов, человек, требовательный к себе, внимательный и требовательный к другим. Под стать ему коммунист Энн Пейаль, прошедший немалую школу жизни, познавший сполна секреты своей специальности, Другие помоложе, но и они уже подлинные мастера. Эйно Маннинен. У него недавно родилась дочка, и вся бригада приветствовала рождение нового человека, а новоиспеченного отца отпустили с работы, взявшись его дела довершить совместно. И это тоже немалый элемент — внимание друг к другу в быту, к семьям друг друга. Отлично освоился в бригаде Валентин Артеменко. Словно в свою родную семью попал Гурген Асатрян. Ему пришлось после службы в армии осваивать слесарное дело, которое он уже знал, но совершенно иного профиля. И все в бригаде пришли к нему на помощь. И Гурген с первых дней понял, что он не сможет плохо работать рядом с такими неравнодушными людьми и классными специалистами. Ну, а шестой — сам Хейнар Мардисоо, душа бригады, его всегда видят в работе, в движении, в активном трудовом ритме.
Не стану утомлять читателя цифрами, характеризующими отменную работу бригады Хейнара Мардисоо. Скажу лишь, что она постоянный лидер социалистического соревнования и всего предприятия, и своего цеха. Ее главные итоги: дизеля, поступающие в ремонт, сдаются на су да вовремя, качество их ремонта надежное, и один из важных показателей — трудовая дисциплина — всегда на высоте. Бригада выделяется сплоченностью, деловитостью, умением работать результативно, без лишних эмоций и без высокопарных слов. Все шестеро — люди дела, рабочие люди, живущие своими заботами и большими заботами нашей страны.
Есть в цехе и другая бригада слесарей-судоремонтников. Ее вожак — Александр Лаппалайнен — один из передовых на заводе, как, впрочем, и вся бригада в составе специалистов высокого класса Владимира Матвеенка, Матти Реметса, Павла Царицына, Юрия Попова и Василия Романова. Коллектив Лаппалайнена — давнишний соперник по соревнованию бригады Мардисоо. А соревнование обе бригады понимают не узко. Трудятся врозь, а если понадобится помощь — на выручку придут без громких слов. Потому что понимают — общее дело, прежде всего. Соперники всегда в курсе всех своих неотложных дел, помогут друг другу при надобности и до зарезу нужными деталями, инструментами, и своим опытом, своими рукам и.
В нынешнем марте ему стукнет сорок. Двадцать три из них он отдал труду, людям, семье. Нашел себя в жизни Хейнар Мардисоо. Его тянет к делу, к товарищам, к заводским заботам так же, как тянет к сыну-пятикласснику Харри, дочке-четверокласснице Керсти, и к семье, которой он отдает плоды своего труда, внимание сердца, жизненный опыт, все, чему научился на пройденном рабочем пути.

П. ЛУГОВСКОЙ.
Фото В. Тракса.