0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти СРТР-9124 и его экипажей. НА СЕВЕРНЫХ ВЕТРАХ - 08 07 1967
Заканчивается ночная смена. Стоит тишина в помещениях судна, но весело на палубе - там идет обработка очередного улова сайды, вылитой только что из поднятого трала.
Полные ящики рыбы вызывают приподнятое, веселое настроение у моряков. Взошло солнце, вахтенный штурман, старший помощник капитана Виталий Соколов выходит на крыло мостика , делится своими впечатлениями за прошедшую ночь. Его теплое слово бодрит матросов. В это время готовится вторая смена. Оживают каюты, исчезает ночная тишина.
Вышла смена. Уставшие рыбаки идут в салон - их ждет горячий чай и разговоры о прошедшей трудовой ночи. Виталий Соколов дает полный анализ работы: все потрудились на славу.
После завтрака смотрим фильм, потом, немного почитав, - на отдых. Такой распорядок утвержден самой жизнью без инструкций, без распоряжений.
Экипаж сработался, основной его костяк уже совершил третий рейс.
Секретарь партийной организации Петр Моргун работает на нашем судне уже два года, старший помощник капитана Виктор Соколов, второй помощник капитана Аркадий Емельянов, третий механик Арво Пуусеп, матросы первого класса Владимир Швейкин, Александр Герасименко и повар Иван Присяжнюк - три, а остальные члены экипажа сделали по два рейса.
В прошлом рейсе экипаж возглавлял капитан Виктор Червяков. И сейчас, когда он пришел на промысел флагманом отряда, сразу перешел на наше судно, хотя на плавбазе условия гораздо лучше.
- Здесь все свои. - так отозвался он о нашем экипаже.
Виктор Червяков - человек большой души и доброго сердца, знающий свое дело так же, как и душу моряка, он любит и ценит людей. И несомненно— его любят и уважают.
Работа на промысле требует от каждого особой четкости, поддержки, а иногда и взаимовыручки, будь ты матросом, механиком или штурманом.
Виктор Петрович, находясь в последнем рейсе рядом с нашим капитаном Анатолием Зубановым, помогал словом и делом. Нельзя умолчать о том, что были трудности со сдачей свежей рыбы. Наших, эстонских плавбаз в конце рейса на промысле не было. Плавбазы «Запрыбы» делили промысловиков на "ваши» и «наши», и Виктор Петрович ищет возможность реализовать улов. Зима была в этом году тяжелой: почти постоянно дули штормовые ветры. Таких суток набралось немало. И каждый штормовой день отражался задолженностью планового вылова. Затем надо было наверстывать упущенное. И наш экипаж сделал это с честью, выполнение плана составило 120 процентов.
Когда на переходе в порт объявили, кто желает идти во второй рейс, записалось 70 процентов экипажа.
...Смена, работавшая днем, заканчивается. Ее меняет ночная. Над Северным морем стоит тихий вечер. Их бывает так мало, надо спешить, иначе работа на промысле потеряет смысл. И все—от камбузника до капитана — работают в полную силу, чтобы порт встретил нас своей гостеприимностью и долгожданной радостью за трудные 110 суток.

Г. ГЕРАСИМЕНКО, матрос СРТР-9124.
Памяти СРТР-9097 и его экипажей. В ПЕРЕДОВИКАХ - ВЕСЬ ЭКИПАЖ - 08 07 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первым на палубе 9097-го мы встретили Вейго Ханнуса, матроса первого класса. Он наблюдал за выгрузкой бочек с соленой рыбой. Как раз наступил "перекур", и Ханнус кратко сказал, что примечательного у него ко Дню рыбака:
- Вот закончили рейс хорошо. Слово свое - выполнить план - команда сдержала. Лично для меня: нынче я начинаю свою десятую годовщину службы на флоте. На этом судне впервые, но ребята, скажу, дружные...
Подошел старший механик Вячеслав Захарович Бабич, ветеран 9097, пожалуй, пять лет на нем:
- Правильно, товарищ Ханнус. Народ у нас - только радоваться! Все без исключения получили благодарности, каждый к своему рыбацкому празднику хороший подарок сделал...
А как с планом!
Вахтенный, второй штурман Леонид Талаш, поясняет: задание было 321 тонна, а выловили около 450 тонн пикши, мерланга, сайды. Считали, что-то процентов на 150 с лишним вытянули.
- Чем говорить, лучше наглядно показать, - заявил второй механик Михаил Григорьев и повел нас в салон.
— Вот видите? Наш вклад ко Дню рыбака.
На стене висела аккуратно оформленная Почетная грамота, подписаниям капитан-наставником т. Дорошенко. Ее выдало экипажу руководство промыслом за отличные успехи, за четкое исполнение всех распоряжений, за помощь другим судам.
— О себе, что же, — продолжает второй механик, — собираюсь на этом самом судне в десятый рейс идти. В нашем флоте с 1955 года. Девять месяцев на острове Свободы провел, обучал кубинцев ловить рыбу в Мексиканском заливе...
— А как же вы с ними объяснялись на пальцах, что ли?
— Зачем. Я немного испанских слов знаю, они — русских. Сложились вместе — вот и получился такой, знаете, сочный, крепкий, богатый производственный язык.
Улыбается...
Старший матрос-бондарь Николай Рыба обязательно настаивает, чтобы записать фамилии заботливого капитана Леонида Румянцева и главного "виновника» высоких уловов старшего мастера добычи — Дмитрия Ченцова.
— А лично ваша работа? Сколько бочек забондаривали за смену или за сутки?
— Не считал, — признался Николай. — Ну, может иногда семьдесят, иногда и 300...
— Интересно, как бы яснее представить в цифрах производительность хотя бы обработчиков на предпраздничной вахте?
На выручку приходит помощник мастера обработки тов. Ряйза:
— Самая трудная у нас операция — шкерка рыбы. Мы подсчитывали, что примерно за час шкерим 1 тонну пикши или сайды. Это более крупные экземпляры, весом от 400 и выше граммов.
— Сколько же рыбы за час шкерите?
— Более 2000. Это на смену в 4—5 человек. Работа по конвейеру, зевать некогда!
Наша беседа о предпраздничной вахте экипажа завершается встречей со старшим мастером добычи Дмитрием Ефремовичем Ченцовым.
— Правильно: больше тралений — больше рыбы, — ответил он на первый вопрос. — В среднем судно делало 7,5—8 тралений. На одно траление затрачивалось 1,5—2 часа. В апреле, например, за сутки сдавали по 20—25 тонн рыбы. Бывало, что за один подъем брали по 5—6 тонн.
Нужно добавить, экипаж бережливо относился к имуществу. Сэкономлено много промвооружения, которое при уходе с промысла передано другим промысловым судам.
Единодушным желанием выполнить обязательства в честь Дня рыбака отмечен этот замечательный рейс. Каждый старался быть полезным на любой работе.
Пожелаем же им хорошо встретить свой родной рыбацкий праздник!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А. КРОСС.

На снимках: вверху — Д. Ченцов, внизу — матросы А. Слепцов и В. Ханнус.
Фото А. Павлова
Памяти ТР «Бриз» и его экипажей. УДАЧА ЛЮБИТ УПРЯМЫХ – 05 07 1967
НЕМНОГО О ПРИМЕТАХ
Чертова дюжина у моряков почетом не пользуется. Тринадцатого числа на промысел уходить не хочется. Если тринадцатое на понедельник выпадает — еще хуже. Однако, можно как-то вывернуться. На четырнадцатое затянуть, допустим ... Но что с тринадцатым по счету рейсом сделаешь? Назови хоть пятнадцатым — не выход. Транспортный рефрижератор «Бриз» закончил именно тринадцатый рейс.
Посмотрим, каким же он был?

ДЕВЯТЫЙ ВАЛ
Сварочная дуга горела. Огонь расплавлял металл. Потом мешали его, словно воск. И сковывали вновь. Шов от сварки вился по фальшборту.
Киселев приподнял щиток над лицом:
- Не утихает? — По-прежнему, Ваня. — Вячеслав Толмачев посмотрел на море. — Еще на день хватит.
Опять вспыхивал голубой огонек. Сварщик работал. Он помнил, что синоптики предсказывали улучшение погоды. Значит, «Бриз» должен принимать груз. Подойдут промысловики. Надо, чтобы пришвартовались. Но с аварийным фальшбортом «Бриз» не сможет их принять.
Фальшборт помяло уже на промысле. «Бриз» направлялся в районы Африки. Путь лежал через Балтику. Она довольно спокойно встретила судно. А Северное море словно готовило сюрприз. «Бриз» попал в ветер. Пенились волны. Штурманы невесело комментировали:
— Штормишко!
Качало так, что крен приближался к недозволенному. Но проскочили шторм. Прибыли туда, куда шли промысловики, сдавать рыбу.
— БМРТ-441! — позвали очередное судно по радио. — Идите на швартовку.
Однако, старпом Н. Корсаков беспокойно поглядывал на воду. Волны росли. Пока, правда, технике безопасности не грозили. Поэтому БМРТ «причалил». Стрелы «Бриза» начали таскать груз в трюмы. И вдруг... Так бывает в море. Неожиданно разволнуется оно, будто изнутри раскачивают ...
Словно девятый вал надвинулась волна. Заскрипели кранцы. Навалило суда друг на друга.
— Отдать концы! — крикнул своим старпом.— И на БМРТ не дремали. Быстро разошлись суда. Осмотрелись. На «Бризе» фальшборт покорежило. Вызвали сварщика.
— Успеем? — спросили его.
— Два дня работы. — оценил Киселев. Ему стал помогать токарь. В море специалисты все умеют! Ровно через двое суток сказал:
— Все!
И шторм утих. Словно соревновалось море с человеком. Кто скорее закончит.
По судну вышел приказ. Толкачеву и Киселеву объявили благодарность.

БРИГАДА «УХ»
Наладилась промысловая обстановка. Судов подходило к «Бризу» много — торопились сдавать рыбу. За новой идти надо.
— Когда на швартовку пустите? — торопил по радио траулер.
— Трюмы полные! — тревожно сообщал другой.
Штурманы на «Бризе» собирали сведения. Записывали на очередь промысловиков. Всех старались обработать.
Скоро второй трюм загружать, а в нем тара навалена. Ее требуется перетащить. Тогда трюм для рыбной продукции освободится. Но некогда матросам тарой заниматься. В таких случаях подвахта выручает.
Первый помощник капитана И. Дубнов этим и занялся. Исаак Адольфович прикинул, сколько чего предстоит сделать. Пошел по службам. Заглянул в каюты.
Подвахта в дни «пик» — сила мощная. Дубнов и остальных незанятых обошел. Никто не отказался. Даже доктор предложил свои услуги.

ХОЗЯИН ПАЛУБЫ
На палубе — боцман Владимир Степанченко. Любой кранец, швартовый конец знаком ему. Давно руки привыкли к этой работе. Еще с той поры, когда сам в матросах ходил. Тогда Владимир и обратил на себя внимание. Что ни поручали — выполнял. Правда, на руле не стоял. Матросам второго класса не положено.
— Слушай, Володя, — сказал Степанченко товарищ, — ты бы подучился, да на первый класс сдал?
Владимир и так уже готовился. Сказать, что более сложную работу делал — нельзя. Просто опыта прибавилось. Той же сноровки стало больше. Сдал техминимум. Прошло немного времени и вот Владимир — боцман. Обязанностей в рейсе у него много.
— Прикинь-ка, Гаврилыч, — говорит ему старпом, — кого на завтра занять...
Решают вдвоем производственные проблемы. Думает боцман, как лучше организовать день.
Утром собирает ребят.
— Задание следующее...
— И начинается. Так мастер в цехе перед сменой наряд выписывает. Инструмент заранее подготовлен. Никто без дела у боцмана не сидит. Не мыкается по судну. Все есть под рукой.
— Гаврилыч! — зовут Степанченко. — Подойди сюда, — просят боцмана помочь. Всюду глаз хозяйский требуется. Поэтому концы и кранцы на «Бризе» в порядке.
После вахты у Степанченко иное.
— Над чем корпишь? — заглянет в каюту к Владимиру приятель.
— Учусь, — откликнется Степанченко. — Не хочется отрываться от книги.
Закроет дверь пришедший: мешать не стоит. Владимир в мореходке третий курс заканчивает. Будет холодильщиком. Упорство надо иметь, чтобы нигде не отставать. А в характере боцмана оно есть. Это заметили в экипаже... На промысле в тринадцатом рейсе вступил Владимир в члены партии.
* * *
Рейс «Бриз» закончил досрочно. И груз в порт доставил сверхплановый.
— Вот тебе и тринадцать! — подсмеивались в экипаже над чертовой дюжиной.
Не повезло ей! Все от человека зависит. Если он в коллективе — силен. Если цель у него — трудности не страшат. Удача любит упрямых. Никакие приметы не властны над человеком!

Н. БОНДАРЬ.
Памяти штурмана Марта Суле. СИЛЬНЕЕ ШТОРМА – 24 06 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Было это в 1954 году. Перед приемной комиссией Таллинского мореходного училища стоял коренастый парень. Ни тогда, ни сейчас он не сумел бы ответить на вопрос, что так тянет его к профессии моряка. Конечно, тут была и крупинка увлечения морской романтикой.
Но был у него и интерес к машинам и вообще к технике. А почему бы и не совместить эти желания? Но на механическое отделение в том году попасть не удалось, и начались занятия по специальности "судовождение".
"После перейду", - думал он вначале.
В ходе занятий будущая специальность показалась также интересной, и планы перехода на другое отделение так и остались планами.
Первое настоящее морское крещение Март Суле получил на борту учебного судна "Вега" во время первой практики. Конечно, ожидаемая романтика оправдалась не полностью.
В 1958 году отзвенел последний звонок. Он решил вместе с несколькими друзьями идти в рыбный флот. Первые три года самостоятельной работы прошли на добывающих судах, потом и на более крупных. Сначала это была "Советская Родина", затем "Урал", а с 1963 года он внесен в судовую роль плавбазы "Иоханнес Варес".
Он был четвертым, третьим штурманом и, наконец, в последнем рейсе уже вторым. И чем больше проходит времени, тем ближе становится выбранная в молодости профессия.
В первые годы учебы Март стал комсомольцем. Он всегда относился к комсомольским поручениям с полной серьезностью - будь то отдельные поручения или работа комсоргом.
1965 год открыл в его жизни новую страницу. Секретарь парткома вручил ему партбилет. И звание члена партии он всегда оправдывал делом. Недаром товарищи избрали его в группу народного контроля и в редколлегию судовой стенгазеты. К этим обязанностям Март относится как к партийным поручениям и старается их выполнять как можно лучше. Также относится Март и к своим прямым обязанностям по работе.
... Мы сидели перед выходом в предстоящий рейс у него в каюте и беседовали о море и людях, которые каждый день встречают штормы и ветры. Ну что ж, пожелаем тебе много сил и успехов, и чтобы ты всегда был сильнее шторма и разгневанной морской волны.


Я. ВИЙГИ
Памяти ПБ «Ян Анвельт" и ее экипажей. ТЕПЛЫЕ ВСТРЕЧИ – 17 06 1967
ЗА КОРМОЙ осталась линия причала. Скрылись родные берега. Впереди — рейс. Он не совсем обычный в этот раз. Не в Атлантику, как зимой, как осенью. «Ян Анвельт» снова во фрахте. И, как в прошлое лето, перевозит лес.
В порту Ваза пароход поставили к стенке. Других судов было много рядом, но советский флаг особенно притягивал внимание.
— Принимайте гостей! — крикнул вахтенный у трапа. На борт поднимались первые визитеры.
- С прихом! — сказали они по-польски. — Мы соседи с вами...
Не важно, что язык был незнаком. Такие встречи в инпортах не редкость. Гости и хозяева отлично понимают друг друга. Пришедшим показали пароход построенный, кстати, в Польше. Потом кто-то из них предложил сразиться в шахматы.
Салон напоминал место соревнования. Да что там — напоминал! Развернулась настоящая баталия. Каждая из сторон выдвинула лучших. Честь плавбазы защищали игроки «прима» класса. Они на самом деле отличные шахматисты. Это — Ян Тубли, стармех, Александр Подлинев, второй механик... И еще несколько.
За спинами играющих стояли болельщики.
— Ходи турой!..
— Не мешай ему!
— Эх, куда же ты!.. Кое-кто пытался подсказать. Но суфлеров одергивали. Наверное, поэтому и выиграли.
Гости ушли к себе. Сказали на прощанье:
— Ждем к себе. Реванш за нами.
На другой день свободные от вахт шахматисты пошли к полякам. И тут анвельтовцы не ударили лицом в грязь. Во втором туре победа осталась за ними. Хозяева преподнесли анвельтовцам приз — флажки-вымпелы.
— Пусть они напоминают вам о наших шахматных встречах.
Далеко позади северные страны. Нос судна резал теплые волны. Небо стало иным — чистым, сверкающим. Но весь этот блеск несколько настораживал. Пароход шел в Испанию. Как примут советское судно?
— «Ян Анвельт» прибыл на рейд порта Пасахес, — доложил капитан по радио.
- Просим лоцмана.
Он не заставил себя ждать. Судно завели к причалу. На вахте был Р. Алев, второй штурман. Он вышел на причал.
— Привет! — услышал за спиной. Рейн ответил. И сразу подумал: "По-русски?» Испанец солнечно улыбался.
— Пойду, скажу своим, что у стенки советский корабль!
Анвельтовцев удивили неожиданности. Человек шестьдесят подходили к пароходу. Многие из них знали русский язык.
Местные власти не пускали рабочих порта на судно. Тогда капитан спросил:
— Кто может быть переводчиком?
Нашлось много желающих. Но выбрали одного. В сопровождении испанца капитан пошел в полицию. По пути разговорились. Спутник с охотой объяснил:
— Вас удивляет, почему мы знаем русский язык? Потому что жили в СССР. Нас еще детьми привезли в вашу страну. Мы учились, потом работали. А позже — вернулись на Родину.
Начальника полиции капитан Н. Кузьменко пригласил к себе. Договорился, чтобы разрешили испанцам посетить пароход. И в первый же вечер они явились на судно. Весть — «советские в порту" — быстро облетела город. Сообщение передавали, словно по цепочке. Гости на пароходе не убывали. Им демонстрировались фильмы. Потом состоялась экскурсия экипажа в город. Прибыл с семьей и начальник полиции. Он убедился, что советские моряки очень хорошие парни.
...Вновь пенились за кормой волны. Но Испания не кончилась. Порт Авилес принял "Яна Анвельта». На причале уже ожидали журналисты.
Вместе с журналистами пришел испанский певец Михель Белтер. Он сказал, что собирается в Советский Союз. Попросил у ребят гитару: спел несколько песен. Импровизированный концерт всем понравился. Михелю дружно аплодировали.
Утром вышли газеты. Их расхватывали. Первые полосы посвящались анвельтовцам. С газетных страниц смотрели советские моряки. Капитану принесли номер:
— Газету нигде не достать, — объяснили Кузьменко, — а вам, наверное, захочется ее увидеть.
— Спасибо.
Немало встреч было у наших моряков. Их пригласил к себе мэр города. В подарок преподнес капитану книгу об истории кораблестроения.
— Колумб открыл Америку, — сказал мэр на приеме,
- а «Ян Анвельт" открыл Испанию. Ведь вы первые зашли к нам за последние тридцать лет.
В Испании пароход загрузили лесом. «Ян Анвельт" взял курс на Голландию.
Впереди - новые впечатления.

Н. БОНДАРЬ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: испанский эстрадный певец Михель Белтер среди членов экипажа парохода «Ян Анвельт" (стоит четвертым справа).
Памяти БМРТ- 355 «Антон Таммсааре» и его экипажей. ФОТОАППАРАТ РАССКАЗЫВАЕТ… - 17 06 1967
БМРТ- 355 «Антон Таммсааре» долго работал в районах Южной Африки. На этих фотографиях — один из трудовых дней.
Будни траулера... Чем они примечательны — рассказывает фотоаппарат.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На палубе работ много. Ничуть не меньше, чем в других службах. Матрос первого класса В. Вийло около швартовой вьюшки. Очищает с нее ржавчину. (Фото 1).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Старший механик не имеет своей вахты. Но он отвечает за все. «Деда» Н. Романова часто можно было встретить в мастерской. В токарной. Наверное, все механики так «устроены». Не могут они без работы сидеть. Вот и Николай Иванович что-то мастерит. Все для того, чтобы механизмы не выходили из строя. (Фото 2).
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В. Режинов — старший матрос. На этом снимке видно, как он осматривает грузовое устройство. Необходима прочность. Скоро БМРТ будет принимать груз. (Фото 3).

Фотоаппарат лучше слов поведал о труде рыбаков. Снимки сделал наш постоянный нештатный корреспондент — старпом БМРТ M. Никольский.

Н. МИХАЙЛОВА
ЭКИПАЖ «ИОХАННЕСА ВАРЕСА» — ДНЮ РЫБАКА – 17 06 1967
БОРТ ПЛАВБАЗЫ «ИОХАННЕС В А Р Е С». (По радио). Наш рейс приближается к концу. В этом рейсе весь экипаж поработал хорошо. Возвращаемся в порт со значительным перевыполнением рейсового задания и на неделю раньше, чем положено.
Сверх плана экипаж доставит в порт вместо 2.000 тонн мороженой рыбопродукции — 2.296 тонн, что составляет 114.8 процента к плану. Полуфабриката по плану должны были принять от промысловых судов 1000 тонн, а приняли 1.133 тонны, выполнение — 113,4 процента. Готовой продукции должны были сделать 500 тонн, а фактически сделано 1.112 тонн, выполнение — 212 процентов.
Особенно большую работу проделал экипаж по изготовлению готовой продукции. Сделали все, что смогли. Следует учесть еще и то, что многие члены экипажа впервые на нашем судне и им пришлось в ходе работы учиться, как нужно изготовлять продукцию. Это требовало большой оперативности в работе всего технического персонала.
Надо отдать должное технологическому составу в этом рейсе. Со своими обязанностями он справился хорошо. Помощник капитана по производству т. Сульжицкий, рыбмастера тт. Краани, Плесковский, Мясак проделали большую работу по обучению рыбообработчиков, мобилизовали их на успешное выполнение рейсового задания. Примером для всей технологической службы в труде являются рыбообработчики тт. Угандо, Рая, Эдовальд, рыбмастер т. Краани, помощник рыбмастера т. Вахрушев. Много сделала ремонтная бригада, возглавляемая ремонтным механиком т. Сосковым, по поддержанию в рабочем состоянии палубных агрегатов и механизмов. Перед экипажем стоят ответственные задачи — привести машинное отделение и все судно в хорошее состояние, сдать с высоким качеством доставленную продукцию. Успешное выполнение стоящих перед экипажем задач явится лучшим подарком Дню рыбака.

А. ФЕДОРОВ.
Памяти СРТР- 9124 и его экипажей. РЕЙСОВЫЕ ЗАБОТЫ - 14 06 1967
Траулер 9124 (капитан Анатолий Зубанов) стоит третьим корпусом у причала, возле судоремонтного цеха. Длительный рейс окончен. Теперь на отдыхе, оглядываясь на прошедшие тревожные морские будни, можно спокойно подвести итоги, порадоваться успехам и крепко пожалеть о неудачах и промахах.
Разговор в каюте со старшим помощником капитана Виталием Соколовым все время прерывается. Тут наглядно представляешь, что на стоянке в порту у экипажа, у вахтенных — самое хлопотливое время, полное забот. То заходят ремонтники, то члены экипажа, идущие в увольнение, нужно отправить или принять имущество, культинвентарь.
Виталий Соколов на вопрос, как он оценивает прошедший рейс, дает точный ответ, не скрывая трудностей и упущений.
Рейсовое задание значительно перевыполнено. Экипаж добыл около 3400 центнеров рыбы. Однако, признается старпом, промвооружение перерасходовано. Это большой минус. При работе по новой системе планирования и материального стимулирования придется в дальнейшем исключительное внимание уделять бережливости и экономии во всем.
В том, что успешно взят рейсовый план добычи рыбы, есть заслуга также флагмана отряда Виктора Червякова, который руководил промыслом, находясь на СРТР-9124.
В общем, производственная сторона была такой, как в любом рейсе. Больше, пожалуй, приходилось заниматься вопросами культурно-бытового обслуживания экипажа. В один голос рыбаки высказывали претензии к береговым организациям.
Парторг, начальник радиостанции Петр Моргун рассказывает такой случай. У одного молодого матроса внезапно прекратилась переписка с семьей. Что с женой и ребенком — неизвестно, парень загрустил, опустил руки, ходит сам не свой, просился поскорее списать его с судна, отпра вить домой. Дали радиограмму в базком профсоюза ТБТФ, чтобы кто-нибудь побывал в семье этого матроса, выяснил, в чем дело.
Ждали, ждали, а от базкома ни привета, ни ответа. Пришлось по этому случаю обращаться в партком. Вскоре от тов. Рубанского поступило ясное сообщение, что в семье все в порядке. Человек стал вновь спокойно работать. Книги, кинофильмы не обходимы в море как воз дух. А вот на берегу, про должает т. Моргун, никто не помогает, чтобы во время обменять их, отвезти и привезти, обещанной автомашины редко дождешься.
Профорг, боцман Николай Журомский вспоминает такой факт. Полтора месяца в море не смогли нигде, обменять постельное белье — простыни, полотенца, наволочки, матрацные чехлы и другое. Пришлось стирать самим. Пусть так — ведь на судне имеется стиральная машина. Однако она является только лишним грузом. Пользоваться ею нельзя, так как в ней нет трансформатора. Раньше белье можно было обменивать на плавбазах других флотилий Западного бассейна , а теперь этот порядок почему-то отменен. Матрос второго класса Игорь Шилко, с помощью старших товарищей, подготовившийся за рейс на матроса первого класса, добавляет:
— На плавбазах других флотилий не только белье обменять невозможно, но обычно не продают нам некоторых продуктов. За два месяца не смогли мы ни на одной плавбазе купить ни апельсинов, ни конфет. А их особенно хочется иметь при однообразном меню судового питания.
Невольно напрашивается вывод, что производственных промахов было бы меньше, если бы команда не отвлекалась на преодоление трудностей культурно-бытового порядка. Они отнимают много времени, энергии, которые рыбаки могли бы уделять основной цели — добыче рыбы.

А. КРОСС.
Памяти БМРТ-333 и его экипажей. КОГДА МОРЯК-ПАССАЖИР - 10 06 1967
ФОТО РЕПОРТАЖ

Целое море солнечного света и тепла, свежесть ветра с берегов Адриатики вместе с весенним ароматом цветущей земли буквально вытащили на палубу нас всех. Да и как можно было усидеть в каютах — ведь мы были па территории весны, весны не такой несмелой, как в начале апреля в Таллине, а полной властительницы.
И тут невольно захотелось взять в руки фотокамеру, и как бы со стороны взглянуть на жизнь пассажиров теплохода «Литва» — моряков, идущих на подмену на БМРТ-333. И вот что удалось увидеть...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Собравшись небольшими группами, засели за стол любители морского «козла». Умения и смекалки требует эта вторая умственная игра после перетягивания каната!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не дремлют и фотолюбители. Вот вышел на «охоту» Анатолий Спиранов со своим «Салютом». Кажется, нашел экзотический кадр.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Популярным среди наших моряков стал морской хоккей. Как и у большого хоккея, у него нашлись свои приверженцы. Каждое состязание привлекало массу болельщиков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Нашлись среди нас и «отшельники» — шахматисты и книголюбы. Их не волнуют прелести весны. Любители чтения нашли нужные книги в судовой библиотеке.
Шахматисты «оккупировали» помещение музыкального салона. На снимке запечатлен острый момент игры.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Судя по виду, Имре Гергенсу нелегко приходится.
Только что по трансляции объявили, что до встречи с промысловыми судами осталось шесть дней.
Через шесть дней приступим к работе, но еще долго будем вспоминать о днях перехода на теплоходе «Литва», где мы были в качестве пассажиров.

Текст и фото В. РУБАНА.
Средиземное море.
Памяти СРТ- 4543 и его экипажей. УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ЭСТОНСКОЙ ССР – 31 05 1967
О НАГРАЖДЕНИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА СРЕДНЕГО РЫБОЛОВНОГО ТРАУЛЕРА № 4543 МЕДАЛЬЮ "ЗА СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ"

За смелость, самоотверженность и находчивость, проявленные при спасении команды гибнущего судна, и организацию спасательных работ, наградить от имени Президиума Верховного Совета СССР медалью "За спасение утопающих" членов экипажа среднего рыболовного траулера № 4543 Таллинской базы тралового флота Эстонского производственного управления рыбной промышленности:

Абрамова Льва Николаевича - матроса
Макарова Игоря Ивановича - матроса.
Малашевского Евгения Титовича - старшего механика.
Меймре Эльмара Хуговича - боцмана.
Плотникова Юрия Федоровича - второго помощника капитана.
Суменкова Юрия Семеновича — капитана.
Синяева Валентина Степановича — матроса.
Чалого Михаила Арсентьевича — мастера добычи.

Председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР
А. МЮРИСЕП.
Секретарь Президиума Верховного СоветаЭстонской ССР
Б. ТОЛБАСТ.
Таллин. 27 мая 1967 г.


4 марта средний рыболовный траулер № 4543 Таллинской базы тралового флота под руководством капитана Ю. Суменкова находился на лове рыбы в районе Шетландских островов. На море бушевал 8—9-балльный шторм, когда вечером по радио раздался сигнал бедствия среднего рыболовного траулера № 4240 Рижской базы.
Примерно через час эстонское судно прибыло на место бедствия, где выяснилось, что просившее о помощи судно волнами заброшено на камни и погружается под воду. Подход к аварийному траулеру в связи с многочисленными каменными грядами, быстрым течением, штормовым ветром, волнами и темнотой, а так-же узостью прохода между камнями, казался почти невозможным. Однако мужественные моряки справились с этим. Умело маневрируя, они сумели приблизиться к терпящему бедствие судну на расстояние 40 метров.
Четыре часа продолжались спасательные работы. Используя надувные резиновые лодки, удалось спасти с тонущего корабля всю команду и судовые документы.