0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти ТР "Бора" и его экипажей. РЕЙС 3-18 - 15 09 1967
МОРЯКИ «БОРЫ»:
• Пишут письмо «из трюма в трюм»
• Побеждают на конкурсах
• Управляют «прожектором"
• Слушают лекции об Африке
• Не дают жить ленивым
• Ставят кино на службу политучебе
• Играют в футбол, теннис, шахматы


26 июня экипаж транспортного рефрижератора "Бора" читал очередную "молнию":
"Сегодня исполняется три месяца со дня нашего выхода в рейс. За это время пройдено много тысяч миль по просторам Атлантики. Мы брали рыбу у пустынных берегов Испанской Сахары и Мавритании, у Юго-Западной Африки и Анголы.
Теперь набираем рыбу для доставки в родной порт. 100 процентов груза - это 2.300 тонн. Взять на пять процентов больше - это 2.415 тонн. У нас в трюмах 580 тонн. До плана осталось "немного" - 1720 тонн. А если перевыполним на 5 процентов — это 1.835.
Нам не впервые брать на борт 2400 тонн — все три наших рейса превышали эту цифру. Но сей час положение особое — нас неумолимо подгоняет время. Груз надо взять за пять дней.
Справимся ли? Помощь палубе решила оказать машина и весь штурманский состав. Но, тем не менее, положение не из легких. Нужно большое напряжение сил. Если выдюжим — молодцы! Можем рассчитывать на максимальное премиальное вознаграждение. А еще большая награда — быстрее увидим родных и близких».
На том же листке-"молнии» — призыв комсомольского бюро: «В связи с ускоренной загрузкой судна рыбопродукцией бюро призывает комсомольцев сверхурочно отработать по 4 часа в трюме. Первыми на призыв откликнулись комсомольцы Д. Клемин и В. Егоров. Следуйте их примеру!».
Эти длинные цитаты неплохо характеризуют работу экипажа транспортного рефрижератора "Бора". А теперь приведем еще несколько цифр. С начала года перевезено 9825 тонн рыбопродукции - это почти девяносто процентов годового задания. На промысел доставлено 2800 тонн материально-технического снаряжения - 170 процентов к годовому плану. Сэкономлено сотни тонн горюче-смазочных материалов.
Следует, пожалуй, добавить и то, что «Бора» - самое рентабельное судно в рефрижераторном флоте. За первое полугодие «Бора» дала 239 тысяч рублей прибыли. Эта прибыль — не только результат работы, но и экономного отношения к расходным материалам. За полугодие израсходовано материалов на 314 тысяч рублей, это на 49 тысяч меньше запланированного.
Своей работой, высокими темпами разгрузки судов моряки «Боры» сумели завоевать себе хорошую репутацию не только у эстонских промысловиков, но и во всем бассейне.
Можно, пожалуй, привести один эпизод, сам по себе довольно смешной, но тем не менее ярко характеризующий работу экипажа «Боры».
Шла разгрузка одного из больших морозильных траулеров. Работа шла вяло — промысловики плохо подавали груз. Капитан переговорил с капитаном, первый помощник — со своим коллегой. Однако это не подействовало.
Тогда раздался голос «снизу. На листе картона ребята с «Боры» написали морякам БМРТ письмо в довольно крепких выражениях. И голос «из трюма в трюм» подействовал сильнее, чем переговоры начальника с начальником. Удар по самолюбию стал стимулом в работе. Моряки с траулера подавали груз так, что на "Боре" еле успевали принимать...

В день 27- летия восстановления Советской власти в Эстонии на судне устроили витрину "Знаешь ли ты Советскую Эстонию?". Победителем стал ... грузин В. Мчедишвили, который сумел набрать наибольшее количество очков.

Большое внимание уделяли моряки стенной печати. В рейсе выходила общесудовая газета "Океан", фотогазета, регулярно появлялись листки-"молнии". В минувшем рейсе комсомольцы "Боры" выпустили первый номер «Комсомольского прожектора», в статье «Свети, наш прожектор» посвященной рождению нового органа, пишут: «Кто не знает, что "Прожектору" отведена благородная роль — светить туда, куда не доходит обычный свет. А освещать темные места нужно для того, чтобы там плесень, паутина, грязь не заводились. Это образно.
А в повседневной жизни означает: поднимать те вопросы нашей жизни, быта, труда, которые по тем или иным причинам остались в тени незамеченными". Помощь критикой — такую цель наметили комсомольцы.

Когда транспортный рефрижератор « Бора» стоял под разгрузкой в Лагосе, моряки побывали на экскурсии в Национальном музее Нигерии. Об искусстве этой крупной африканской страны советским морякам рассказал заведующий корреспондентским пунктом АПН Е. Коршунов. Четыре лекции прочитал сотрудник советского посольства.

Об учебе комсомольцев пишет в стенной печати Е. Приходько.
"Всего у нас 19 комсомольцев. 80 процентов заняты профессиональной учебой. 20 процентов учатся в учебных заведениях. Нигде не учатся 15 процентов. Как ни обидно, эти 15 процентов падают на долю наших девушек".

Впервые так активно работала на судне сеть партийной учебы. В этом большая заслуга пропагандистов судна. Доходчиво и ярко излагал материал пропагандист матрос С. Волков. Не беда, что не хватало стендов. В качестве учебных пособий использовались исторические кинофильмы, такие, как «26 бакинских комиссаров», «Чрезвычайное поручение". Это помогало слушателям лучше усваивать материал. С завершением партийной учебы пропагандисты отчитались на собрании о проведенной работе.

Встречи по футболу и волейболу состоялись у моряков "Боры» с работниками советских посольств и торгпредств в Ломе, Лагосе и Катону. На судне устраивались состязания по поднятию тяжестей, настольному теннису, шахматам, короне.

Г. МИХАЙЛОВ.
Памяти СРТР-9062 и его экипажей. ВЫМПЕЛ НА МАЧТЕ - 13 09 1967
НА ЮЖНОЙ стороне рыбного порта стоял в конце пирса СРТР-9062. Гордо развевался на мачте красный вымпел - символ трудовой доблести. Мне довелось побывать на судне сразу же с его приходом из рейса в порт, беседовать с членами экипажа.
- Работали с мая по август в Северном море. - рассказывает второй помощник капитана Виктор Дудкин. - Имели план 360 тонн, но уже 28 июля - за двадцать суток до конца рейса - это задание было выполнено. А сверх плана взяли до конца рейса еще 130 тонн свежья...
Вот, вкратце, истории "появления» красного вымпела на судовой мачте...
Вахтенный помощник немногословен, ему явно некогда: все время подходят с различными вопросами члены команды. Наш разговор все же, с перерывами, продолжается. Ловлю свободную минуту, спрашиваю:
- В чем секрет вашего успеха?
- Знающая свое дело команда; хорошие деловые взаимоотношения, установленные Анатолием Ефимовичем Евсеевым, капитаном, с плавбазами "Фридерик Шопен", литовским "Зибертасом", латвийским "Сарма"... Ну, конечно, и погода благоприятствовала - золотая стояла погодка!
Есть еще один важнейший фактор, да только об этом почему-то не принято говорить... - улыбается вахтенный помощник.
— Какой же?
— Вкусная пища. Согласитесь, что без этого - какая работа? Шеф наш - Иван Яковлевич Юшин - важнейшая фигура на судне. Торты именинникам, приварки, прижарки ... одного квасу за рейс заделал 850 литров. Между прочим, он - отличник рыбной промышленности, награжден значком.
На палубе - помрыбмастера Ари Бишлер. Он как и все с СРТР-9062, доволен результатами рейса.
- Дрифмастера - Иван Мартояс и Ельферий Широков — у нас «львы". Да и матросы подобрались! Особенно Петр Мельник и Николай Затягалов, любая работа горит в руках. В общем, нам с Михаилом Вялых, рыбмастером, без работы сидеть не приходилось: завалили нас пикшей, сайдой, мерлангом... - показывает рукой выше головы Ари.
- Но ведь прежде, чем ставить трал, нужно нащупать рыбу... В этом деле у экипажа СРТР-9062 нет единства: одни отдают пальму первенства старшему помощнику капитана Анатолию Фоменко, другие считают, что "нюх на рыбу" лучше у второго помощника Виктора Дудкина... Зато полное единогласие в оценке работы трех судовых Владимиров: старшего механика Сортова, второго механика Бондарчука, третьего механика Черняева. Отлично сработали в рейсе тезки!
Никаких сюрпризов, машина работала как часовой механизм.
А вот к берегу у рыбаков СРТР-9062 законная претензия: не было в День рыбака в адрес экипажа даже поздравительной радиограммы... Это, может быть, мелочь, но эта «мелочь" обидела людей.
Есть у экипажа и еще одно деловое предложение. Смысл его заключается в том, что руководству плавбазы и экспедиции следовало бы предоставлять для швартовки к борту плавбазы промысловым судам большего водоизмещения — лучшее место. В рейсе часты были случаи, когда суда типа МРТ (мелкого тоннажа) швартовили к правому (рабочему) борту баз, а CPTР одновременно ставили "валетом» (носом к корме) по левому, где швартовка и отшвартовка затруднены. Думается, что поднятый экипажем вопрос привлечет должное внимание.
... Полощется на ветру красный вымпел на мачте СРТР-9062. Судну предстоит переоборудование под кошельковый лов. А там — снова в море, снова долгие месяцы штурма морских глубин в поиске и добыче живого серебра — рыбы, нужной стране, народу.
Попутного вам ветра, передовики рыбацкого труда!

Н. СИМОНЕНКО.
Рассказывают члены экипажа плавбазы-рыбозавода "Фридерик Шопен" - 09 09 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.



Полторы тысячи швартовок
А. ЛАВРЕНЮК, второй помощник капитана.

3а сравнительно короткий срок в Северном море мы обработали 1.500 судов. Были, в том числе, и крупнотоннажные суда, и даже сейнеры. Суда принимали с трех причалов, в плохую погоду - с двух. Стремились к тому, чтобы на палубе всегда была рыба.
Отличилась на промысле эстонская флотилия - работала она хорошо. "Безрыбицы» у нас почти не было, простои были незначительны. "Фридерик Шопен" завоевал в этом рейсе неплохую репутацию. Нам охотно сдавали рыбу не только свои, эстонские суда, но и суда других флотилий. Обрабатывали всегда быстро, без задержки.
На месте мы долго не стояли. Как только поисковики найдут рыбу - мы следуем туда.
Отлично справлялись со своими обязанностями матросы-швартовщики Михаил Паршин и Пауль Кокк, хотя работы у них было очень много. Наша вахта вообще неплохо работала, сумели обработать наибольшее количество судов.
Неплохо работали и занимались курсанты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Мне было поручено вести с ними занятия. В следующем рейсе, надеюсь, программу полностью завершим.
Сейчас готовимся к выходу в Норвежское море. Будем впервые принимать рыбу от "кошельков".
Несмотря на высокие показатели в прошлом рейсе, считаю, что резервы у нас все-таки есть. Надо лишь проявить больше организованности.



«Поработать пришлось здорово!»
С. Бойко, боцман.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


ДЛЯ палубной команды этот рейс был тяжелым. Первое - никогда еще так много нам не приходилось принимать судов. И второе - было много переходов. Значит, надо было часто убирать рабочие причалы, делать новые.
Я добивался того, чтобы палубная команда работала дружно, чтобы у нас был единый коллектив. И, по-моему, коллектив теперь у нас неплохой. Работы сделали много, но без шума, без крика. Очистили от ржавчины и покрасили надстройку, корпус судна. Нужно было — работали и ночью. Люди в палубной команде постоянные. Сам я тоже не любитель переходить с судна на судно. За семь лет работы плавал всего на трех судах, но все время с одним капитаном. На плавбазе- рыбозаводе «Фридерик Шопен» хожу с первого экспериментального рейса.
Работали в этом рейсе хорошо. Энн Лийвамя, Василий Кирсипуу — матросы опытные, дело свое знают. Бывало, при плохой погоде лопаются кранцы, рвутся концы. А это все работа для палубной команды. 25—30 минут — и новый конец готов.
В общем, поработать пришлось здорово. Но зато и пришли с перевыполнением задания.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Идет разгрузка



НЕ СЧИТАЯСЬ СО ВРЕМЕНЕМ
Э. Крузе, ремонтный механик.

НАМ, ремонтникам, в этом рейсе пришлось нелегко. Обслужили больше ста промысловых судов, да и на своем судне дел было достаточно.
Так, в рейсе ввели в строй рыбный аккумулятор. Занимался этим делом Николай Косенко. Теперь рыба предварительно охлаждается до минусовой температуры в аккумуляторе, а затем поступает в морозильные камеры. Ввод аккумулятора в строй позволил повысить производительность морозильных камер.
Хорошо исполнял свои обязанности ремонтный механик Пауль Кихо. Он отвечал за гидравлику, морозильные камеры, элеваторы. Оборудование сложное, если что остановится — будет в простое все судно. Но П. Кихо дело свое знает, недаром его имя на судовой Доске почета,
Не считаясь со временем, работали наши сварщики Владимир Лийвак и Яан Рухно. Многие промысловые суда пользовались их помощью.
Хорошо потрудились и машинисты рыбомучной установки X. Вярно. Л. Иванов, И. Филин. В том, что производственное задание по выпуску рыбной муки перекрыто в три раза, есть и их большая заслуга.



НА МОЙ ВЗГЛЯД ...
М. ПАРШИН, матрос первого класса
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА ПЛАВБАЗЕ-рыбозаводе «Фридерик Шопен» я сделал свой первый рейс . Но до этого плавал на судах арктического флота, на военных судах.
В рейсе занимался швартовкой судов, приходилось стоять на руле. Нашей вахте работы всегда выпадало много - судов приняли больше всех. Обычно принимали 6-7 судов за вахту, максимальное количество - десять судов.
Но хочется сказать и о недостатках. Конечно, мы могли бы принять и больше. На судне не хватает лебедчиков. Нам, вахтенным матросам, порой приходилось становиться на лебедку. Частенько стоишь на лебедке — подходит еще одно судно. Бросаешь одно дело и торопишься к другому.
Слабовато, на мой взгляд, велась комсомольская работа. На судах арктического флота она ведется живее, интереснее.
В рейсе я хорошо подготовился к экзаменам - учусь заочно на судоводительском отделении Ленинградского высшего мореходного училища имени Макарова. Большую помощь мне в учебе оказывали капитан, старший помощник, второй помощник капитана. В будущем году надеюсь училище закончить.
В связи с учебой мне хочется сказать несколько слов о нашей судовой библиотеке. Тысяча томов для такого судна, как "Фридерик Шопен» (да и не томов — томиков!) — это мизерно мало. Среди них не найдешь самых необходимых технических книг.



ГЛАВНОЕ - ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА.
Г. РУБАНСКИЙ, заместитель начальника экспедиции по политчасти

ПО СРАВНЕНИЮ с предыдущим рейсом "Фридерик Шопен» работал значительно лучше. Условия в этом рейсе были хорошие, погода благоприятствовала. Но дело не только в этом.
Раньше было много потерь рабочего времени, промысловые суда долго держали у борта. Поэтому решили обратить особое внимание на организацию труда. Мне кажется, что большая заслуга в этом принадлежит партийной организации, уделявшей производственным вопросам постоянное внимание.
Вопросы организации труда дважды поднимались на партбюро, один раз — на партийном собрании. И если в начале рейса у нас было отставание, то впоследствии мы его сумели ликвидировать. Короче говоря, все время приходилось жать и жать...
Дружно мы работали с начальником экспедиции В. Червяковым. Есть и его заслуга в том, что «Фридерик Шопен» пришел с промысла с высокими показателями. Нас регулярно обеспечивали свежьем, у эстонских промысловиков были хорошие уловы.
На промысле «Фридерик Шопен» называли «перелетной птицей», «летучим голландцем». На месте мы не стояли, я постоянно следовали за промысловиками, туда, где были скопления рыбы. И не раз начальники других флотилий говорили: «Не отставайте от «Шопена». Где находился «Фридерик Шопен», там всегда была рыба.
Большую работу проделали ремонтные механики. Под руководством В. Булычева срочно ввели в строй рыбный аккумулятор, от тузлучной подвели к нему воду.
Итоги работы экипажа судна радуют — рейсовое задание значительно перевыполнено.


ХОТЯ ПЛАН И ПЕРВЫПОЛНЕН
А. ВЕСМЕС, старший мастер обработки.

ХОТЯ план и перевыполнен, чувство неудовлетворенности есть. По заморозке рыбы наши показатели все-таки ниже показателей на «Станиславе Монюшко». И у нас производительность могла бы быть выше, если бы в начале рейса проявили больше инициативы и расторопности.
К концу рейса морозили до 110 тонн в сутки, в среднем за рейс выходит около 90 тонн. Планом предусматривалось морозить 67 тонн.
Со стороны лаборатории велся строгий контроль за качеством продукции. Постоянно проверяли температуру охлажденной в камерах рыбы, следили за тем, чтобы температура была не выше минус шестнадцати градусов. Качеству уделялось много внимания.
По выработке филе в мелкой расфасовке наша бригада заняла в соревновании первое место, по заморозке - второе. Почти половину бригады составляли курсанты Таллинского мореходного училища рыбной промышленности. Работали ребята хорошо. Не дожидаясь указаний мастеров. проявляли инициативу, интересовались производством. Курсантам Е. Кирякину, Ю. Викису, Ю. Черкасову ко Дню рыбака была объявлена благодарность.
Среди лучших можно отметить А. Пыльдма. Он пришел на судно после службы в армии и за короткий срок вырос с матроса второго класса до старшего матроса. Работает на ответственной должности — приемосдатчиком, до мелочей освоил обработку рыбы. Ко Дню рыбака А. Пыльдма был награжден Почетной грамотой. На судовую Доску почета занесен матрос Ю. Лединаускас.
Семеро из бригады успешно совмещали работу с учебой, сдали в море экзамены за восьмой класс. Среди них — матросы В. Сайберг, Я. Ниеландер, мастер обработки М. Дробов.
Памяти БМРТ-333 «ЮXAH СЮТИСТЕ» и его экипажей. ЗА КОРМОЙ-8000 МИЛЬ – 02 09 19667
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ФОТОРАССКАЗ ОБ ЭКИПАЖЕ БМРТ-333 «ЮXAH СЮТИСТЕ»

УБЕРЕГОВ Северной и Южной Африки, у берегов Америки и по всему свету бороздят океаны наши моряки...
В Юго-Западной Атлантики промышляет БМРТ-333. Мы работаем на нем уже несколько месяцев.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Без конца спешат куда-то волны, а то вдруг поднимется, засвистит ветер, и тогда они бросаются на судно, швыряя его то вверх, то вниз (фото 1).
Или откуда-то появится туман, или пойдет сильный дождь, и тогда продолжительными гудками суда предупреждают' друг друга. А потом тучи пройдут, выглянет солнце и зальет все кругом ослепительным светом. Скоро у нас кончается промысел, и мы пойдем в Таллин.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А пока успешно ловим рыбу. Вот один из моментов на палубе (фото 2).
Добытчики работают быстро, слаженно. Рыбу — в ванны, и снова пустой трал за борт. В основном идет серебристый хек, попадаются умбрина, зубан, мероу, капитан, кальмары, рыба-меч, разные акулы. И все это переливается золотым, серебряным, синим, фиолетовым цветами.
В трудовом ритме быстро идет время. И как везде, люди радуются успеху, переживают неудачу, спорят, грустят, шутят.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Щурит солнце глаза матросу-рыбообработчику Анатолию Терану — ему сейчас хорошо! (фото 3).
Основная обязанность рефмотористов — в любую жару поддерживать в морозильных камерах минус 30 градусов и ниже. От этого зависит качество заморозки рыбы и, соответственно, успех рейса. Под руководством рефмеханика Николая Петровича Попова они регулярно проводят осмотры и ремонт компрессоров и всей холодильной установки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Хорошо, поставим эту пружину». — говорит Петрович мотористу Валентину Кравченко (фото 5)
Удивительно отзывчив наш токарь Владимир Дроздов. «Сделать к 12 часам», — пишет на рабочих эскизах второй механик. «Володя, нужно реставрировать якоря электромотора", - говорит электромеханик. Механик-наладчик просит сделать шестерни для воздушной турбинки передвижения рыбных тележек. Рефмеханику — проточить клапан. Тралмастеру нужен вал под блок для ваеров. У фотолюбителей — просьба помочь сделать штатив, матрос хочет подставку для светильника из ракушки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не считаясь со временем, Володя с увлечением выполняет любой заказ (фото 6).
Не думал кочегар Эрвин Арен, что ему будут делать операцию на судне. Но второй приступ аппендицита разрешил сомнения. В каюте капитана был подготовлен операционный стол. Сосредоточенно и уверенно проводит операцию судовой врач Галина Ивановна Моргунова.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Ей ассистирует навигатор Геннадий Гартман (фото 4). Операция продолжалась 20 минут. Через несколько дней Эрвин приступил к работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В эфире — наш радист Тарас Петрович Конец (фото 7). Кого-то он обрадует радиограммой с известием от родных? А может, сообщит указания администрации базы...
Пора собираться на вахту. Бросаю последний взгляд на океан. Куда-то собираются перелетать чайки. Делает циркуляцию другой рыболовный траулер. По всему свету пашут океан наши рыбаки. Страна идет к своему 50-летию.


А. СПИРАНОВ, моторист БМРТ-333.
Юго-западная Атлантика.
Памяти ПР «Аугуст Якобсон» и его экипажей. ДОБРЫЙ ОГОНЕК - 23 08 1967
ТРЕТЬЮ часть экипажа на производственном рефрижераторе «Аугуст Якобсон» составляют комсомольцы.
Одно из комсомольских собраний было посвящено принятию членами команды индивидуальных социалистических обязательств. «Мы хотели. — говорит секретарь комсомольской организации, начальник радиостанции Валерий Иванов, — чтобы обязательства стали не просто бумажкой, а конкретной программой нашей работы. Нам сейчас надо завоевать авторитет у промысловых судов. И можно сказать, что наметки на выполнение обязательств складываются пока неплохие».
Не все, возможно, понимали значение индивидуальных социалистических обязательств. Поэтому и было решено — поговорить о них на комсомольском собрании, разъяснить их роль каждому члену организации.
Все комсомольцы в рейсе работали хорошо. Матросы Александр Хуршудян, Николай Решетник и другие удостоены звания ударника коммунистического труда.
Много внимания уделяют молодые члены экипажа учебе. Итогам рейса и учебным делам было посвящено второе комсомольское собрание. Большинство комсомольцев, не имеющих среднего образования, учится в заочной школе, в техникумах, мореходных училищах. Консультации заочникам дают старший рефмеханик Б. Хвастунов и второй механик М. Гревцев. Заслуживает одобрения и инициатива комсорга В. Иванова. Прибыв в порт, он спешит наведаться в заочную школу, чтобы узнать, как учатся комсомольцы судна.
Молодые моряки не только хорошо работали, но и хорошо сумели организовать свой досуг. Во время пребывания судна под погрузкой в Ленинграде члены экипажа совершили экскурсию по ленинским местам, побывали в Эрмитаже, посетили морской музей. Многие впервые любовались фонтанами Петродворца. А когда сдавали груз в Гаване, у моряков нашлось время познакомиться со столицей острова Свободы, побывать в музее революции.
Ужо давно комсомольцы запланировали создать на судне футбольную и волейбольную команды. Однако до этого рейса стоянки в портах были коротки, и спортсменам «Аугуста Якобсона» помериться силами с соперниками не представлялось возможности. Прикрепив мяч к концу, ребята играли на площадке судна.
А в Гаване стояли долго, восемь суток. Нашлись и соперники — студенты Гаванского университета. Парни сильные, рослые. И все-таки во всех трех партиях победу одержали наши ребята. Были и другие встречи — с командами советских судов. Волейболисты с «Аугуста Якобсона» неизменно выходили победителями.
Меньше повезло футболистам. Во встрече с командой парохода «Александр Грин» они проиграли с минимальным счетом. Объединенная команда обоих судов — «Аугуста Якобсона» и «Александра Грина» — встретилась с кубинцами и сыграла вничью.
Затем эта же команда встретилась с футболистами чехословацкого судна. Во всеоружии явились на встречу болельщики соперников — с трубами и флагами. Кубинский судья зафиксировал в этой международной встрече убедительную победу чехословаков. Счет 4:1.
Многое сделал для развития спорта на судне электромеханик, член комсомольского бюро Виктор Соколов. Он же был и оформителем стенгазеты. Раньше за активную комсомольскую работу его наградили грамотой ЦК ЛКСМЭ. В последнем рейсе В. Соколов был принят в кандидаты в члены партии.
Каждый рейс судна приносит в жизнь комсомольской организации что-то новое. Рейс за рейсом растет ее активность.

Г. МИХАЙЛОВ.
Памяти СРТ-4425, капитана Ю. Ильченко и его экипажей. ПЕРВЫЙ СРЕДИ ЛУЧШИХ - 12 09 1967
Начали возвращаться из рейса суда, которые работали в новых условиях планирования и экономического стимулирования.
Так, команда СРТ-4425, где капитаном Ю. Ильченко, старшим механиком П. Верховский, старшим мастером добычи Ю. Лайнела, старшим мастером обработки А. Васильев, возвратилась с промысла в районе Северо-Восточной Атлантики.
Рейсовое задание команда выполнила по выпуску полуфабриката, охлажденной рыбе, по сортности, себестоимости и по прибыли.
Перевыполнение плана сортности (выпуск полуфабриката I сорта 99,1 процента, при плане 97,5 процента) способствовало снижению себестоимости. План прибылей от реализации охлажденного полуфабриката перевыполнен за счет увеличения выпуска разделанной рыбы. При плане 679 центнеров фактически дано 1092 центнера.
Экономное расходование топлива, воды, бережное использование промвооружения позволило снизить себестоимость на 500 рублей. В целом за рейс судокоманда добилась снижения планового убытка на 8,7 тысячи рублей.
По показателям выполнения плана по выпуску охлажденной рыбы и соленого полуфабриката экипаж получает премию в размере 26,1 процента от суммы сдельного заработка за рыбопродукцию. Кроме заработной платы, которую команда получает по положению, нормам и расценкам за выпуск полуфабриката на судах типа СРТ и СРТР в данном рейсе команде причиталась дополнительная премия в размере 15 процентов от суммы снижения планового убытка.
Экипаж СРТ-4425 под руководством капитана Ю. Ильченко первым из судов Таллинской базы тралового флота выполнил взятое на себя социалистическое обязательство в честь 50-летия Великого Октября — дать два годовых плана добычи рыбы. По состоянию на 1 августа с. г. экипажем СРТ-4425 выполнены сдвоенные 1966/67 гг. планы добычи рыбы на 114,7 процента.
Команда включилась в соревнование за право получения на постоянное хранение памятного знамени ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, которое выдается по итогам соревнования в честь 50-летия Октября вместе с денежной премией по положению всесоюзного социалистического соревнования.
До знаменательной даты - 7 ноября осталось три месяца. За это время большинство экипажей ТБТФ могут выполнить взятые обязательства. Лучшие из них будут представляться для подведения итогов в соревновании по главному управлению «Запрыба» и по Министерству рыбного хозяйства СССР.

А. АЙТСЕН,
председатель производственной комиссии базкома ТБТФ.
Памяти БМРТ-396 «Иоханнес Рувен". ИЗ ПРЕЖНИХ РЕЙСОВ - 05 08 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Июль 1966 года. Южная сторона Таллинского морского рыбного порта. Пахнущий креозотом и сосновой смолой причал (пока что безымянный). Стальными и капроновыми канатами ошвартован БМРТ-396 «Иоханнес Рувен". Подходят и отходят машины: грузовые привозят картонную тару, промвооружение, продукты. Такси увозят тех, у кого дел по горла, кому дорога каждая минута. Судовыми стрелами поднимается груз на палубу. Палуба напоминает большой муравейник, из которого порой доносится: «Это в сетевой трюм, это — в машину».
— Сырая кожа для кутка?
— Ее обратно на склад!
— старший мастер добычи Лембит Каск разъясняет курсанту Ленинградского мореходного училища Анатолию Ракову: куток подошьем старыми капроновыми концами... Экономия...
— Пожалуй, это по-деловому, — в раздумье замечает Раков. — А вот мы были на годовой практике в Мурманске, там подшивали кожей.
Подходит конец рабочего дня, а поток машин не убывает. Ребята по-деловому осматривают снабжение, раскладывают по места. К 19 часам ритм погрузки заметно затихает. — Скорее бы в море. Надоело сидеть на берегу. — говорит вахтенный у трапа курсант Женя Павлов.
Спускаюсь в жилые помещения. Чистота. Койки заправлены так же, как когда-то учил заправлять воспитатель Кошелев.
Пять лет прошло с тех пор. Воспоминания...
— Лоцман прибыл на борт, — докладывает рулевой Виктор Королев.
Балтика. Раннее утро. Солнце уже оторвалось от горизонта и иногда выглядывает из-за облаков. На мостике оживленно, ребята стараются секстаном "поймать» солнце и «посадить» на горизонт.
Переход — отличное время для штурманских занятий и никто из ребят не отлеживается в постели, все семнадцать курсантов Ленинградской мореходки поочередно приходят на мостик.
Бискайский залив, о котором так много было разговоров, встречает ленивой, крупной зыбью и голубой лазурью.
С каждым днем солнце поднимается все выше.
- Какой интенсивный загар, я успел уже сгореть, - замечает Анатолий раков.
- Прекрасно, мы ведь идем на юг, навстречу теплу.
— Хватит загорать! — доносится снизу. — Открытие бассейна!
Через несколько минут плавательный бассейн напоминал консервную банку с живыми шпротами.
Те, кого погружали на дно бассейна, сожалели, почему они не рыбы. А слово "рыбак" все больше и больше мелькало на устах команды. Ведь уже пришли в промысловый район, a показаний нет. Эхолот стал сердцем не только штурманов, но и всех курсантов.
Наконец — показания. Сноровисто и умело начали ставить трал Анатолий Раков и Женя Решетько. Подъем трала. Улов небольшой, но смотреть его вышла вся команда. Ребята с энтузиазмом взялись за работу в рыбцехе. Правда, вначале чувствовалась усталость, но это длилось лишь первую неделю. А потом, требовательно разносились слова:
— Рыбу! Рыба кончилась!
Наконец, набрали первый груз. Сдача ведется организованно и четко, но какое качество? И вот мнение технолога Владимира Кучинского, который был на плавбазе:
- Отличная рыба. Молодцы!
Рейс был напряженный. Очень трудно было ориентироваться в промысловой обстановке. Были удачи, были и проловы. Но рыбцех не подводил, поймали - заморозим! - таков девиз курсантов ленинградцев.
Вспоминается курьезный случай с Женей Павловым. На верхней палубе Женя подавал рыбу из ящика. Работа шла с перерывами. Замечаю, что Женя задремал.
- Женя!
Женя вскакивает и начинает грести рыбу, хотя люк был закрыт. Дружеский хохот.
Жара, напряжение, усталость. Ведь после 12 часов работы в цехе нужно еще и на мостик подняться, кинофильм посмотреть, да и загорать хочется, ведь в Африке находимся!
Конец рейса. Командование и общественные организации благодарят группу курсантов Ленин-градского мореходного училища за хороший труд, дисциплину, активное участие в судовой жизни. Приятно вдвойне, потому, что и я был питомцем этого училища. Приятно, что жизнь идет, а традиции курсантов-ленинградцев, выпускников остаются прежними, по-человечески хорошими.
Спасибо вам, Алексей Андрианович Голенский, Владимир Павлович Аверкиев и всему коллективу училища за то, что воспитываете хороших моряков.

Г. СЕЛЮК, штурман БМРТ-333.
Памяти БМРТ-431 и его экипажей. ТАК МЫ ЖИВЕМ, ТАК МЫ ОТДЫХАЕМ- 02 08 1967
ИЗ ПИСЬМА: Я, жена рыбака, очень интересуюсь вашей газетой. Она мне нравится. Хотелось бы, чтобы в ней больше освещались те трудности, с которыми встречаются рыбаки. Хотелось бы видеть в газете, как они живут, чем занимаются в свободное время, когда находятся вдали от родных берегов...
С уважением А. Львова.

ОТ РЕДАКЦИИ: Разделяем ваше мнение. Каждая семья рыбака, родные и знакомые хотят знать больше о тех, кто находится далеко от дома, кто и в штиль и в шторм делает нелегкое дело, приумножая богатства Одины.
Сегодня мы печатаем фоторассказ с БМРТ-431. Думаем, что он будет интересным для всех наших читателей. Его подготовили члены экипажа во главе с первым помощником капитана О. Яксоном.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

1. Разбивая стальной грудью вечно неспокойные волны морей и океанов, идут наши суда курсом на север, запад и юг... Идут, чтобы открыть кладовые Нептуна, доставить богатства на стол своему народу .

2. Жизнь на каждом судне идет строго по своему расписанию. Вахты сменяются вахтами. Приказ — закон. Дисциплина на море нужна, как воздух. Без нее не возможны никакие успехи. Очень часто распоряжения передаются по внутренней связи. Старший помощник капитана А. Лехис передает очередное распоряжение капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

3. Бывает, что где-то совсем рядом стоят земляки, наши эстонские БМРТ. Иногда к ним идем в гости. На шлюпке. Но это не просто прогулка. Мы отрабатываем одновременно программу по шлюпочным учениям. Моряк ко всему должен быть готов!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

4. Какое волнение испытывает рыбак, когда начинается выборка трала. Что он принесет из пучины? Морские звезды, кораллы, несколько рыбин? А на этот раз нам повезло — куток полнехонек. Тонн пятнадцать! Мы знаем, что нам сейчас будет вдвойне жарко. Ну, что ж, на то мы и рыбаки.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

5. Моряк должен быть готов ко всему... Это не пустая фраза. Океан капризен. То он тих и спокоен. Волны тихо шепчутся у борта. То норовист и дик, готов уничтожить всех и вся. Кидает как щепку судно, кладя его с борта на борт. Поэтому, промышляя рыбу, мы одновременно учимся побеждать океан. Старшин помощник капитана А. Лехис показывает, как заводить пластырь на пробоину. Конечно... пока условную. С настоящей бы не встречаться...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

6. А вот и к нам пришли гости. Разговоры разговорами. Но не мешает померяться силой, ловкостью. Сегодня встреча боксеров. Волнуются болельщики.
- Давай, дед! Давай! - раздаются возгласы. И пусть нет ринга. Бой идет по всем правилам. Старший механик Дубров не подкачал. Выиграл бой. Не важно, что по очкам.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

7. Эта игра - «палубный хоккей". Нет! Вы не ищите ее в спортивных справочниках. Не найдете. Мы ее придумали сами. Вместо поля - палуба. Вернее, часть ее. Зато шайба - настоящая. Чемпионом "палубного хоккея" стал старший матрос И. Акопян.
Памяти БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" и его экипажей. Пятьсот тралений - 19 07 1967
Когда рыбак после напряженного и длительного плавания ступает на родную землю, он при всех обстоятельствах рад тому, что испытания, тревоги и заботы остались позади. А их у каждого судового экипажа более чем достаточно. Не является в этом смысле исключением и команда БМРТ-350 "Эвальд Таммлаан" Таллинской базы тралового флота.
Судно вернулось из дальнего рейса в воды Северной и Южной Африки. Вот оно стоит у причала рыбного порта.
Портальные краны деловито, строп за стропом, извлекают из трюмов упакованную в короба рыбу. Тут и морской карась, капитан, мерлуза, сабля, морской язык, ставрида. Качество ее - отличное. Но рыба, доставленная в порт, - это малая часть улова. Через руки экипажа прошло ее значительно больше. Чтобы представить яснее величину добычи и обработанной экипажем рыбы, не обойтись без сравнений. За спаренный рейс коллектив этого траулера дал столько продукции, что она вряд ли уместится в 140 железнодорожных вагонах. Около 7000 тонн! А если эту рыбу разделить поровну на всех жителей Эстонии, то каждый получит около пяти с половиной килограмма. Не правда ли, здорово!
И такую работу совершили всего 93 человека — штурманы, механики, добытчики, рыбообработчики рыболовного траулера. А за ней кроются поиски, напряжение, бессонные ночи, борьба с тропической жарой. Можно смело сказать, что в успех выполнения рейсового задания каждый член экипажа этого передового судна вложил частичку самого себя. Здесь все трудились хорошо, с огоньком, на совесть.
Среди любого хорошего коллектива есть лучшие бригады, вахты. На БМРТ «Эвальд Таммлаан» такой считают комсомольскую бригаду добытчиков и обработчиков мастера добычи Дмитрия Дмитриевича Любимцева и рыбмастера коммуниста Петра Меркурьевича Доронина. Это опытные, бывалые моряки. Их бригада выступила инициатором соревнования за достойную встречу 50-летия Великого Октября. Взяла обязательства за каждую свою смену добывать сверх плана несколько тонн рыбы. Бригада слово сдержала. Из месяца в месяц она удостаивалась переходящего вымпела — «Лучшей комплексной бригаде».
За спаренный рейс экипаж БМРТ«Эвальд Таммлаан» сделал более пятисот тралений. Из них половина падает на долю бригады Любимцева и Доронина.
Обо всех тралениях не расскажешь, но об одном из них, самом что ли, показательном, следует. Правда, в нем нет чего-то необыкновенного. Обычное траление в обычный день — девятого мая, за два месяца до праздника рыбаков.
На трудовую вахту бригада заступила в четыре часа утра. Над горизонтом тропического моря занималась бледная заря. Скупая, как и всегда в экваториальных широтах. На траловую палубу судна вышли Дмитрий Дмитриевич Любимцев, матросы Отто Паппель, Алексей Костромской, Николай Давыдик, Сулев Курве.
Дмитрий Дмитриевич внимательно осмотрел оснастку трала, Николай Давыдик и Сулев Курве становятся у лебедки. Отто Паппель и Алексей Костромской — у замков траловых досок. К отдаче трала готовятся в считанные минуты, ведь из секунд и минут складываются часы! А сэкономленных два часа — это одно дополнительное траление. В среднем, почти семь тонн рыбы.
А в рыбцехе идет подготовка к приему улова. Петр Меркурьевич Доронин и его помощник хлопочут у рыбоделов, проверяют транспортные устройства, упаковочные, режим работы морозильных камер, готовят чаны для предварительного охлаждения рыбы. Все важно, все необходимо. Мелочей здесь нет. Каждый промах может вызвать затор, потерю драгоценного времени.
Через два часа подъем трала. К этому времени все приведено в готовность. Наконец сбавляется ход судна, начинается выборка.
Если посмотреть в это время со стороны на работающих, то не увидишь ни суеты, ни толчеи. Каждый рыбак траловой команды точен, расчетлив, сноровист. Суету здесь не признают. Поспешить — промахнешься стрелой. Вовремя не развяжешь гайтан — задержка.
Здесь нужна только точность.
Улов в первом тралении девятого мая был солидным — пятнадцать тонн. Его обработали быстро. Следующее траление начали на двадцать минут раньше установленной нормы.
И так при каждой вахте. В течение недели, месяца, рейса.
За кормой "Эвальда Таммлаана» остались тысячи миль. Но уже при выгрузке в порту судно готовится к новому рейсу. Экипаж горит желанием выполнить социалистические обязательства — дать Родине к концу года 85 тысяч центнеров рыбы. Более половины на его счету уже есть.

А. КВАШНИН
Памяти СРТ-4390 и его экипажей. ЦЕНТНЕР СТАЛ ДЕШЕВЛЕ - 12 07 1967
Недавно состоялся разбор рейса экипажа СРТ-4390, которым командовал капитан А. Малько. Хорошо потрудился экипаж в Северном море.
Планом предусматривалось выловить 2440 центнеров рыбы, а выловлено 3736 центнеров, или 153.1 процента. Почто вся рыба сдана первым сортом. Экипаж по-хозяйски относился к расходу топлива, вспомогательных материалов. Общая экономия за рейс составила 0,9 тысячи рублей, что снизило себестоимость одного центнера полуфабриката на 57 копеек.
Успехи экипажа, как указывалось на разборе рейса, явились результатом хорошо поставленной партийной и воспитательной работы, дружных и слаженных действий личного состава.
В течение рейса вылов на траление на сутки промысла и на час траления был выше среднего по группе судов, работавших в этом районе.
Производственно-экономические и финансовые показатели экипажа могли быть еще лучшими, если бы в районе промысла постоянно находились наши плавбазы - некому было сдавать рыбу, что отрицательно сказалось на добыче.
В течении рейса экипаж содержал в исправном состоянии палубные механизмы, электрорадионавигационную аппаратуру и все устройства.
Комиссия дала высокую оценку работе личного состава по содержанию механизмов. Судну не требуется ремонта и оно вновь выйдет на промысел.
За хорошую работу в рейсе и высокие производственные показатели многие члены экипажа поощрены приказом начальника базы. Объявлена благодарность второму помощнику капитана Л. Стриженок, третьему помощнику капитана А. Киселеву, начальнику радиостанции И. Панову,
третьему механику В. Дзобенко, старшему мастеру добычи И. Збукарь, мастеру добычи Т. Сильдосу, мастеру обработки Т. Гнатюкую помощнику мастера обработки А. Авдиенко, матросу-бондарю А. Дериглазову, матросам первого класса Г. Парву, А. Морзобитову, А. Шмелеву, матросу второго класса Г. Шарондину, Ю. Кахре.
На разборе рейса и в приказе начальника базы указаны и отдельные недостатки, имевшие место на судне.