0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти ПБ «Фридерик Шопен» и ее экипажей. ЛЕГКИХ РЕЙСОВ НЕ БЫВАЕТ... – 29 03 1977
С ТЕПЛЫМ промысловым морем мы встретились как старые добрые друзья. Позади остались балтийские льды и снега, штормовые ветры и бури Биская, тысячи миль трудного перехода. Еще задолго до окончания перехода все технологическое оборудование было подготовлено для переработки рыбы. Рядом с опытными матросами хорошо трудились и новички, прибывшие к нам после окончания в Пярну учебных курсов.
Как правило, легких промысловых рейсов на ПБ «Фридерик Шопен» не бывает. И каждый по-своему труден и интересен. Хотелось бы поделиться впечатлениями о прошедшем рейсе, о том, как мы работали.
Откровенно сказать, промысловая обстановка была не из легких. Рейс сам по себе был экспериментальным, с сокращенным штатом рыбообработчиков. Были простои и технологического оборудования из-за нехватки рыбы, погодных условий, а также из-за отсутствия необходимых емкостей для хранения мороженой продукции.
Но, несмотря на трудности, мороженой продукции было произведено 5762 тонны при плане 5070 тонн. В полтора раза перекрыт план по пресервам. Тот факт, что экипаж ПБ «Фридерик Шопен» успешно справился с планом, говорит о том, что усилия партийной, профсоюзной, комсомольской организаций, администрации судна оказались эффективными. На партийных, комсомольских и профсоюзных собраниях вскрывались недостатки в работе отдельных бригад, участков, служб. Оперативно принимались конкретные меры по увеличению производительности труда, улучшению качества рыбопродукции.
Следует отметить, что в рейсе технологическое оборудование и механизмы поддерживались в хорошем рабочем состоянии. В этом большая заслуга слесарей-ремонтников, электриков, рефмотористов, возглавляемых опытными специалистами коммунистами старшим механиком службы технологического оборудования П. Пао, вторым механиком А. Грузиным, старшим электромехаником Б. Суховеем. Слесари, электрики, котельные машинисты, рефмотористы, отстояв свою трудную вахту, охотно выходили во второй рыбцех на подвахту. Работали с огоньком, порой, не уступая в мастерстве пресервщикам на укладке сардины в банки.
Социалистическое соревнование способствовало рождению трудовых рекордов, повышению качества выпускаемой рыбопродукции. Весь экипаж трудился под девизом: «Сегодня рекорд — завтра норма». Хороших результатов по производству мороженой рыбопродукции добились бригады мастеров Н. Налейкина и Л. Пыльме. В пресервной бригаде И. Михальчика был установлен судовой рекорд по производству трехкилограммовых банок сардины пряного посола. За четыре часа выдано 1800 банок. В смене мастеря Б. Кузыка была зафиксирована наивысшая производительность труда по производству пресервов весом 1,3 килограмма. За четыре часа было закатано 3700 банок. И главное, вся продукция — отличного качества. Так что в этом промысловом рейсе для всех нас были хорошие ориентиры в работе.
В социалистическом соревновании активное участие принимали комсомольцы и молодежь судна. Значительный вклад в общую трудовую копилку внесли комсомольцы матросы В. Кило, А. Смирнов, Р. Батыршин, помощник рыбмастера К. Чича. За добросовестный труд матросам В. Роговань, С. Андропову, П. Штраусу, М. Лугвищику, Ф. Пискуну, А. Смилянец и многим другим было присвоено звание ударника коммунистического труда. С высокими трудовыми показателями закончили прошлый промысловый рейс мастер Б. Кузык, помощник рыбмастера К. Кипли, старшие матросы M. Мандзюк и А. Руденко, подшкипер В. Рудой, матросы первого класса А. Шиленков, С. Харчук и десятки других моряков, отмеченных администрацией судна за примерный труд благодарностями, грамотами и денежными премиями.
Теперь о предстоящих задачах. В этом рейсе экипаж матросов-рыбообработчиков на одну треть пополнился новичками. По их отношению к работе видно, что все они — серьезные люди. А опыт — дело наживное, было бы, как говорится, желание. Есть все основания полагать, что и в новом рейсе экипаж ПБ «Фридерик Шопен» с честью выполнит взятые социалистические обязательства. Мы решили выполнить плана по производству мороженой продукции на 110 процентов, пресервов — на 104 процента.

Е. МАРУСИН,
матрос ПБ «Фридерик Шопен».
Памяти БМРТ-253 «Март Саар» и его экипажей. ЗВАНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ – 26 03 1977
ЗИМНИМ декабрьским днем, тихо и незаметно, вышло наше судно из родного порта и взяло курс в отдаленный район промысла.
С тех пор прошло более двух месяцев. Много необычных событий было в жизни экипажа. Мы встретили Новый год на промысловой палубе в тридцатиградусной жаре, спустя несколько дней перешли экватор. Для половины команды переход этот был отмечен купелью и посвящением в моряки.
И вот через месяц с небольшим закончен длительный переход. Работа новая, много трудностей. Скалы, айсберги, плавающие и сидящие на мели, мощные течения и постоянные туманы, внезапные изменении погоды — вот в таких условиях нам приходится работать.
Однако моряков эти трудности не пугают. Подготовка на берегу и во время перехода не пропала даром. Коллектив спаян единой целью — выполнить рейсовое задание досрочно.
Много труда вложено в обучение личного состава бывалыми моряками, работавшими в этих местах ранее.
В первую очередь надо отметить нашего капитана-директора Ивана Васильевича Синькевича. Отличают его высокая требовательность к себе и подчиненным, но вместе с тем и справедливость, и готовность в любое время помочь. Это видит и чувствует весь личный состав, и каждый старается работать лучше, с наибольшей отдачей.
На судне немало опытных моряков, подающих пример молодым. Это, например, старший механик Олег Николаевич Шороп, помощник капитана по производству Анатолий Петрович Громов, мастер обработки рыбы Вениамин Иванович Юшков, матрос Вадим Африканович Попов. Они передают молодежи знания и опыт, полученные здесь в прошлых рейсах, делают все для того, чтобы новички скорее освоились на судне и начали работать с полной отдачей.
Начало промысла сложилось успешно. Суточное задание регулярно выполняется, работа идет ритмично, а это уже многое значит.
Бывают, конечно, и досадные срывы, неполадки в работе технологического оборудования цеха, но люди, спаянные общей целью, преодолевают трудности.
Впереди еще много времени, ряд знаменательных дат — 22 апреля, 1 Мая, 9 Мая, которые мы постараемся отметить трудовыми успехами. Наше судно первым начало промысел в этом районе, поэтому у нас не было возможностей соревноваться с другими экипажами. Это, разумеется, создавало дополнительные трудности.
Но хочется верить, что наш коллектив с честью закончит этот рейс. Ведь недаром на надстройке красными буквами выведена надпись — «Экипаж коммунистического труда». Это нас ко многому обязывает. Мы просто не можем, не имеем права сработать хуже, чем работал на этом судне, предшествующий нашему, экипаж.

В. КОЖЕВНИКОВ, первый помощник капитана БМРТ-253 «Март Саар».
Памяти БМРТ-384 «Коралл» и его экипажей. ЕСЛИ БЫ НЕ ПРОСТОИ ... - 24 03 1977
Напряженная работа в продолжительном рейсе успеха не принесла. Экипаж вернувшегося в порт БМРТ-384 «Коралл» рейсового задания не выполнил. Не дотянули, как говорится, чуть-чуть...
Непривычно,- конечно, капитану-директору «Коралла» Мати Юхановичу Каску, сделавшему уже четвертый рейс на этом судне, быть в роли отстающего. Ведь все предыдущие выходы па промысел экипаж БМРТ-384 под командованием М. Каска заканчивал с хорошими результатами. А теперь?.. Вылов — 95,5, заморозка — 96,7, выпуск товарной продукции — 87,8, пищевой — 85,5 процента.
— Показатели, конечно, неважные, — говорит капитан-директор. - Не утешает нас и то, что экипаж несколько перекрыл задание по спецразделке. А если экипаж плана по основным показателям не выполняет, он попадает в список «неудачников». Падает не только заработок. Начинает «убывать» и авторитет судна. А это обидно... Тем более, если речь идет о таком заслуженном работяге, как наш «Коралл». Ведь он уже в течение 14 лет «вытягивал» все возможное и невозможное...
В целом, анализируя прошедший рейс, я хочу отметить три момента, самые важные, по-моему, в работе судна на промысле.
Во-первых, о промысловой обстановке и технике. Промысловая обстановка, как известно, не является стабильной. Яркая «вспышка» затем переходит в безрыбье. Следовательно, мы должны быть готовыми к превратностям судьбы... Но что можно ждать от нашего «Коралла», если капитальный ремонт судна производился в 1972 году. Соответственно, судовая техника, механизмы, машины — изношены. Скорость, например, под тралом — всего 4,5 узла. Следовательно, ставрида, например, может «выбирать» — идти в трал или из него. Но допустим, с выловом дела идут неплохо. Скажем, чтобы 60 тонн добытой рыбы распределить по емкостям и линиям, не надо быть профессором. Технические возможности позволяют отправить на заморозку 30 тонн. Несколько тонн идет на разделку и производство филе. Но эти операции выполняются в основном вручную. Поэтому у нас слишком мало возможностей значительно повлиять на улучшение эффективности и качества, У нас оказался очень низким
коэффициент использования сырья на пищевые цели — всего 68 процентов. К чести экипажа следует сказать, что в прошлом рейсе он был выше — 73-76 процентов.
Второй момент, влияющий на результаты деятельности экипажа, — работа непосредственно на промысле. Вопросы добычи рыбы и ее обработки мы решаем сами. Но как быть со своевременной доставкой снабжения, продовольствия, обеспечением топливом и сдачей груза. Приведу только основные данные. 12 суток мы непроизводительно простояли в ожидании выгрузки, 6 —из-за необеспечения топливом, еще 2 суток — при переходе за снабжением. Итого — на 20 суток судно было выведено из эксплуатации. Экипаж убежден, что если бы это время судно было на лову, план был бы взят.
И, наконец, третье, самое важное условие — работа экипажа, отношение людей к труду. И здесь я смотрю на будущее с оптимизмом. С такими тружениками нельзя работать плохо! Стойкий морской характер, профессиональная выучка и мастерство наших рыбаков позволяли даже в самых трудных условиях решать сложные задачи... Машинная команда — ни одного дня простоя судна. В коллективе машинной команды можно отметить мотористов кандидата в члены КПСС А. Мельниченко, В. Сомалыго, И. Шилко, электриков П. Медведского и В. Лазунова, котельного машиниста А. Бессарабова. Среди добытчиков хотелось бы выделить тралмастеров Л. Тихомирова и А. Абдуллаева, принятого в этом рейсе кандидатом в члены КПСС, матросов А. Пржевальского, В. Крушина, В. Передирий и В. Лупанова. На должном уровне работали рыбообработчики. Хорошими организаторами зарекомендовали себя рыбмастера Г. Гейченко, секретарь партийной организации, и В. Ермаченков, принятый в конце рейса кандидатом в члены КПСС. Хорошо трудились матросы С. Черволенко, В. Бут-ник, С. Концедайло, С. Полуян, Д. Мильто и В. Антонюк.
Сейчас БМРТ-384 «Коралл» становится в ремонт. И, думаю, судно-ветеран будет еще не раз приходить в родной порт с победой.

А. БОРИСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

♦ Идет выборка трала.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

♦ Трал ремонтирует бригада добытчиков.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

♦ Несколько лет плавает на судах нашего объединения моторист первого класса Александр Мельниченко. Заслуженным уважением пользуется он в рыбацком коллективе. Хорошо проявил себя Александр и в минувшем рейсе на БМРТ-384 "Коралл». Работу в море он успешно совмещает с учебой в Таллинской заочной средней школе моряков.

Фото Д. ДЕЙКАЛЮКА.
Памяти БМРТ-355 «Антон Таммсааре» и его экипажей. ХОРОШЕЕ НАЧАЛО - 22 03 1977
С момента выхода на промысел нашего БМРТ прошел ровно месяц. Остались позади переходы. Проделана определенная работа по созданию судовых общественных организаций, развертыванию социалистического соревнования, решению производственных вопросов. И несмотря на ряд трудностей, не зависящих от экипажа, рыбаки активно включились в производственную деятельность.
О наших успехах говорят первые итоги за две недели. Так, при общем выполнении суточных норм по вылову и заморозке выпуск разделанной рыбопродукции составляет более 200 процентов, а филе — более 230 процентов. Это результат настойчивого труда службы обработки, широко развернутого социалистического соревнования между бригадами, вахтами, а также парного соревнования с БМРТ-536.
В. КУРАПОВ,
первый помощник капитана БМРТ-355 «Антон Таммсааре».

НА СНИМКАХ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вахта, которую возглавляет второй механик В. Романенко, выступила инициатором организации внутрисудового социалистического соревнования по достойной встрече 60-летия Великого Октября и показывает пример в работе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Быстро и качественно обработать хороший улов — таков девиз первой комплексной бригады мастера Николая Лучкина. Ритм, как всегда, задают коммунисты — партгрупорг бригады Рейн Нурме и кандидат в члены КПСС Иван Турецкий.

Фото Ф. ГРИБУСТА.
Памяти БMPT-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ПРИ ПОЛНОМ ВЗАИМОПОНИМАНИИ - 19 03 1977
КОГДА мне задают вопрос: «Как работала партийная организация, как она боролась за качество продукцию, то, пытаясь ответить на него, я волей-неволей ставлю себе еще один: «А можно ли отделить партийную организацию от всего экипажа? И, напротив, можно ли говорить об успехах экипажа, умалчивая о роли коммунистов в этом большом и трудном деле?» Партийная организация и экипаж — единое целое. Их успехи — неразделимы. На нашем судне каждый третий — коммунист. И работали они на всех ведущих постах. Ведь только разговорами о высоком качестве никакого качества не добьешься.
Проблемы качества начинают решаться в рулевой рубке, у гидроакустических приборов. Опытный, добросовестный штурман при нормально работающих приборах всегда может выбрать оптимальный вариант режима траления. Задача — при достаточном количестве рыбы возможно раньше выбрать трал. Это обеспечивает постоянное наличие свежей рыбы о цехе обработки. Об этом постоянно заботились второй и третий штурманы коммунисты И. Ломака и В. Крюковский.
Это ли не показатель работы штурманов: за весь рейс всего один серьезный порыв трала и один небольшой. А ведь работать довелось на различных грунтах. Порой трал приходилось поднимать чуть ли не по вертикальной стенке или по ступенькам гигантской лестницы. И не только сохраняли трал, но и снимали с этих скал обильную рыбу.
Добытчики в основном были представлены закаленными моряками. Умели они так настроить трал, что его можно было водить и по дну, и у самой поверхности воды, поддерживали в постоянной исправности. Это благодаря их постоянной заботе, своевременному ремонту мы отработали весь рейс только двумя тралами, один из которых в полной готовности и исправности привезен в порт.
Им принадлежит большая заслуга в сохранении рыбы. От заботы и старания добытчиков во многом зависит качество. Бригады Б. Кузнецова и коммуниста А. Бадьянова под руководством старшего мастера добычи И. Фомичева выливку рыбных тралов при подъемах более 5 тонн производили с максимальной осторожностью, окачивая водой через отверстия, прорезанные в трале. Это новшество позволило заполнять карманы и бункер живой рыбой. Бункера сразу ставили на охлаждение, а рыба в карманах закрывалась брезентом и орошалась забортной водой.
Приложили немало труда и желания обеспечить бездефектное производство продукции механики и мотористы. Это они взяли на себя труд постоянно следить за состоянием и работоспособностью пожарных насосов, это они обеспечивали максимально возможную скорость, не нарушая правил эксплуатации двигателей. Опыт, грамотность, высокая техническая культура отличают механиков коммунистов А. Неклюдова, Л. Мамонова, мотористов коммунистов Г. Екшибарова, А. Мааритса, В. Попова, старшего электромеханика В. Голунова, электриков В. Пультса и Ф. Дыбок.
Нужно отметить и машинистов РМУ, особенно, коммуниста А. Денисенкова. Вот уж где трудолюбие и старание!
Добросовестно, регулярно работала группа народного контроля во главе с членом партбюро Валерием Поповым.
Большую роль в достижении качества играли рыбообработчики, упаковщики, трюмные. Ведь через их руки прошла каждая рыбешка, а их, рыбешек, было более 5000 тонн! Какую нужно иметь выдержку и терпение изо дня в день делать одно и то же дело и не понизить внимания и бдительности. Среди обработчиков; можно отметить коммунистов П. Ковальчука, И. Минича и многих других.
Партийная и профсоюзная организации работали в тесном контакте с администрацией судна, при полном взаимопонимании. Капитан-директор А. Кожурин и старший механик В. Батаев являлись членами партбюро, а первый помощник капитана И. Белый принимал участие во всех заседаниях партбюро и постоянно действующего производственного совета. Совет, кстати, также на 90 процентов состоял из коммунистов.
Здоровая обстановка на судне, трудовой настрой, достигнутые успехи — все это результат тесного делового взаимодействия администрации и общественных организаций, постоянной осведомленности экипажа во всех судовых делах. Большая роль, несомненно, принадлежит и непосредственному руководителю экипажа — капитану-директору.
Некоторые усмехнутся: «Работали в зоне, там рыбы вдоволь». Ничего подобного — как раз в зоне-то и была самая наихудшая обстановка. Там рыба появлялась редкими вспышками. Вот и приходилось «бегать» то в зону, то из зоны. А сколько теряли времени при разгрузках? Как набрали груз — так становись на якорь или бегай между базами, сдавай по 30—200 тонн. Был случай, когда один груз сдавали на пять баз по частям. Только организаторские способности и опыт капитана-директора Александра Ивановича Кожурина дали возможность поддерживать производственные показатели на высоком уровне.
Теперь о досадной неудаче. С самого начала все знали, что за выполнение плана по разделке отвечает только комсостав. Помощник капитана по производству, рыбмастера, по-видимому, недостаточно оказались требовательными. Результат — 70 процентов выполнения плана разделки. В деле выполнения плана у экипажа должны быть общие интересы, и отвечать за все показатели должен весь экипаж. Тогда не будет антагонизма между службами: моторист не скажет: «Мне подвахта не нужна», а матрос обработчик не скажет: «Для меня главное — заморозка, об остальном пусть подвахта старается". Перед работниками рыбцеха проходит вся рыба, и при соответствующей заинтересованности и ответственности ни один «хвост», пригодный для изготовления ассортимента
повышенной ценности не будет ими пропущен. Разумные стимулирующие расценки и задания, правильная система премирования должны помогать, а не расхолаживать экипаж в трудной многомесячной работе.
Этот рейс, кроме высоких результатов и удовлетворения достигнутым, дал богатый опыт воспитательной и организаторской работы в коллективе, в дружном экипаже БMPT-555 «Феодор Окк».

Б. СТЕПАНОВ, электрорадионавигатор, секретарь партбюро.
Памяти «Ханс Пегельман» и его экипажей. С ОПЕРЕЖЕНИЕМ! -10 03 1977
НЕ ПЕРВЫЙ раз транспортный рефрижератор «Ханс Пегельман» швартовался с грузом экспорт-ной продукции в испанском порту Виго и португальских Порту и Лиссабоне. И в каждый приход экипаж организованно, умело производил сдачу груза получателям. Представители фирмы «Навиос Унидос» неоднократно давали высокую оценку работе команды.
Да, коллектив транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман» приобрел заслуженный авторитет. Это стало уже традицией, хорошей традицией экипажа — не иметь замечании и претензий при сдаче экспортной рыбопродукции. И среди тех, кто крепил добрую славу экипажа, ветераны судна — первый помощник капитана Н. Южаков, старший электромеханик секретарь партийной организации В. Зайцев, старший механик В. Шапошниченко и многие другие.
Проблемы эффективности и качества работы решались экипажем и в последнем рейсе, в котором команду возглавлял капитан-директор Юрий Васильевич Аверин. Если качество продукции зависело от экипажей судов-изготовителей, то вопросы перегрузки, укладки, доставки и, наконец, сдачи решались командой транспортного рефрижератора. Следует упомянуть такой факт. При приемке груза от судов-изготовителей командование, группа народного контроля (председатель — электрик коммунист В. Сибрик) весьма критически, можно сказать, придирчиво, оценивали каждую партию, подготовленную для приема. Как рассказал помощник капитана по производству П. Миходуй, при обработке новороссийского РТМ, например, не были приняты на борт более 100 тонн продукции, не удовлетворявшей требованиям ГОСТа. И такая принципиальность, требовательность постоянно соблюдалась при весьма высоком, напряженном ритме перегрузочных работ.
В первом пункте социалистических обязательств экипажа указано: «Выполнить план второго года десятой пятилетки к 60-летию Великого Октября». Весомым вкладом в достижение поставленных рубежей явились результаты закончившегося рейса. Трижды «Ханс Пегельман» выходил в район промысла, и каждый раз команда обрабатывала суда с опережением графика. Всего было сэкономлено 16 суток промыслового времени. За два месяца первого квартала перевезено на 3650 тонн груза больше запланированного. И, наконец, благодаря рациональной укладке, максимальному использованию емкостей в Таллин было доставлено на 147 тонн рыбопродукции больше нормы.
Бригады приемщиков, возглавляемые матросами В. Измалковым и С. Герейхановым, быстро и умело укладывали короба мороженой продукции. Достаточно сказать, что 1200 тонн были сняты с «Рыбака Балтики» всего за 22 часа. Конечно, следует отметить и ударную работу команды «отправителя». Образцы труда, самоотверженность и мастерство проявили матросы В. Шумейченко, Н. Лорченко, С. Горенич, В. Коголь и В. Заверуха. В соревновании на звание лучшей высоких показателей добилась вахта третьего помощника капитала А. Напалкова. Лучшим рулевым признан матрос С. Берлинер. В машинной команде грамотной эксплуатацией техники отличилась вахта второго механика Ю. Шабунина. По результатам рейса командованием судна отмечена хорошая работа членов машинной команды — второго электромеханика А. Мельникова, мотористов В. Ивко, Г. Старовойтова, П. Самолюка, электриков А. Хинно и В. Вайну, котельного машиниста В. Леоненко, рефмоториста Н. Семененко.
С хорошим настроением выходит в рейс экипаж транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман». Вахта в честь 60-летия Великого Октября продолжается.

Б. АРТЮХОВ.
КАПИТАН СУССКИЙ: страницы рыбацкой биографии - 03 03 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА

ВЛАДИМИР Сусский. Капитан СРТР. Капитан-директор БМРТ. Капитан-директор РТМС "Пейпси» — одного из первых супертраулеров в нашем объединении. Наконец, капитан-флагман отряда судов Эстонского рыбопромышленного объединения, которые в течение недавних трех лет вели промысел рыбы в различных районах Атлантики...
Не знаем, собирает ли В. Н. Сусский газетные материалы, в которых так или иначе упоминалась его фамилия, — интересная получилась бы подборка, а проще сказать — рассказ о рыбаке-капитане. Уж кого-кого, а капитана Сусского «Рыбак Эстонии» вниманием своим не обделял, особенно на протяжении последних лет десяти. Не в порядке исключения, конечно и не в силу каких-то особых причин. Закон любой газеты: первое, самое главное слово - о маяках, о тех, кто о трудностях если и говорит, то прежде всего и главным образом - под углом одоления и преодоления таковых, а потом уже все остальное.
Были, впрочем, и причины особого порядка. Вот одна из них. Год с лишним тому назад появилась на страницах нашей газеты рубрика: "Качество: опыт, проблемы". Начало этой дискуссии положил как раз капитан-директор РТМС "Пейпси" Владимир Николаевич Сусский - статьей "Вал против качества". Об актуальности, важности и, говоря прямо, остроте вопросов, которые поставил он в ней, свидетельствует уже тот факт, что дискуссия на эту тему продолжается по сей день.
Так что с капитаном Сусским "Рыбак Эстонии" знаком давно. Но, дабы не показаться пристрастными, нынешний рассказ о нем мы поведем, основываясь в основном на сугубо объективных фактах из рыбацкой биографии этого человека. А комментарии, «расшифровку» их предоставим самим читателям. Ибо, как известно, факты вещь упрямая и штука вполне достоверная, тут воистину — ни убавить, ни прибавить.
Что, скажем, «убавлять» и «прибавлять» в таком вот факте из биографии В. Сусского: в минувшем, 1976 году он, как пишется в казенных бумагах, «без отрыва от производства заочно окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства»? Чего это стоит человеку, моряку, который на берегу бывает лишь в короткие перерывы между рейсами на промысле, оценить может разве тот, кто сам был заочником вуза. И не вообще моряком, а ни много, ни мало — капитаном-директором крупного промыслового судна со всеми вытекающими из этого факта последствиями и огромной ответственностью — за план, за безопасность мореплавания и все такое, наконец, за людей, экипаж, руководителем коего ты являешься. До учебы ли там, на промысле, ныне-то?..
Без осознания этого вот факта трудно понять, что руководило Сусским на протяжении всех минувших лет работы его в нашем объединении. Соображения карьеры? Но она и без этого, второго диплома складывалась у него достаточно удачно. После окончания мореходки — 20 лет назад это было — проплавал несколько лет младшим штурманом, был замечен — энергичен, работоспособен, смел в поисках неординарных решений, особенно в вопросах ведения промысла — выдвинут на должность капитана СРТР. И, может, тогда-то во весь свой рост встала перед молодым капитаном-промысловиком проблема дальнейшего своего образования, повышения знаний? Не на базе собственного, маленького еще опыта, и не опыта других капитанов, сколь бы ценным он ни представлялся, при всем при том любой опыт есть багаж вчерашнего дня, былого. А какой будет та же промысловая обстановка в океане завтра? И промысловая техника, орудия лова, поисковая аппаратура, сами суда? Методы прогнозирования промобстановки и экономического анализа? Вопросы не вставали—набегали, один труднее другого, и выхода не было — только учиться, любой ценой, в любых условиях. «Любой ценой» — это ценой напряжения всех сил — духовных и физических. «В любых условиях» — это в море, на промысле, и в дни отпусков — самое распрекрасное время для занятий математикой, экономикой, философией...
СРТР-9045 «Панга» Сусский командовал в течение пяти лет. За 10 промысловых рейсов судном добыто было 58 тысяч 522 центнера рыбы при плане 50048 центнеров — 117 процентов к зданию. А самое главное — экипаж успешно справился с задачами экспериментальных рейсов, освоением новых районов промысла. За систематическое перевыполнение планов СРТР-9045 был объявлен опорно-показательным судном в Эстонской экспедиции. В феврале 1964 года В. И. Сусский был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, в мае следующего, 1965 года занесен на Республиканскую доску почета, а в октябре удостоен правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
Еще через два года капитан Сусский как опытный промысловик и перспективный работник был выдвинут на должность капитана-директора БМРТ.
За три года девятой пятилетки (1967 — 1970 гг.) экипажами судов под командованием В. Сусского было добыто рыбы на 131,5 процента к заданию; товарной продукции выпущено на 136 процентов. Это были лучшие показатели среди судов типа БМРТ.
Как один из наиболее опытных капитанов-директоров В. Сусский в период с 1971 по 1973 годы в качестве капитана-флагмана возглавлял отряд судов типа БМРТ. «В этой должности, — отмечалось в характеристике, — он проявил себя способным организатором, с глубоким знанием дела руководил расстановкой флота на промысле, умело мобилизовал экипажи судов на выполнение производственных планов и социалистических обязательств». Вот факты, позволившие сделать такой вывод: план экспедиции 1971 года был выполнен на 108 процентов, 1972-го — па 11l, 1973 года — на 125 процентов. Эстонская флотилия, возглавляемая капитаном-флагманом Сусским, трижды занимала призовые места в соревновании флотилий Западного бассейна за наибольший вылов рыбы.
За большой вклад в развитие рыбной промышленности республики Указом Президиума Верховного Совета Эстонской ССР в 1972 году В. Н. Сусскому было присвоено почетное звание «Заслуженный рыбак Эстонской ССР».
В начале 1974 года ему было доверено командовать одним из первых в нашем объединении супертраулеров — «Пейпси», и в том же году экипажем этого судна было добыто рыбы на 123,8 процента к заданию, сверхплановая прибыль составила 441,1 тысячи рублей. Экипаж «Пейпси» был награжден переходящими вымпелами Министерства рыбного хозяйства СССР, Таллинского горкома партии и горисполкома СДТ.
В 1975 году экипаж суператлантика «Пейпси» под командованием своего «везучего» капитана выполнил рейс, в котором добился наилучших производственных показателей среди судов своего типа в рас-чете на один рейс: задание по вылову было выполнено на 147,8 процента, выпуску товарной продукции — на 125,5 процента. В целом же за весь период работы на крупнотоннажных промысловых судах в должности капитана-директора экипажи этих судов под руководством В. Сусского планы добычи рыбы оказались выполненными на 130,2 процента к заданию; товарной продукции изготовлено на 166,3 процента к плану, достигнуто значительное снижение затрат на ее производство.
После окончания института капитан-директор В. Н. Сусский в январе этого года вновь вышел на промысел на «Пейпси". На 1977 год экипаж судна принял повышенные социалистические обязательства: выполнить план первых двух лет пятилетки к 7 ноября 1977 года, выловить дополнительно 7500 центнеров рыбы и изготовить пищевой рыбопродукции на 340 тысяч рублей. Будут ли выполнены обязательства? Порукой тому — трудовой настрой, целеустремленность и высокая организованность и дисциплина экипажа «Пейпси», в составе которого уже сейчас насчитывается 70 процентов ударников коммунистического труда.
И продолжается на судне движение наставничества, у истоков которого также стоит капитан-директор. Не так уж трудно разглядеть характерный «рыбацкий почерк» Сусского в работе людей, которые плавали с ним в недавнем прошлом, перенимали его методы и стиль, опыт. Капитан-директор В. С. Сурков, капитан-директор резерва А. В. Авдеев, капитан-директор БМРТ-606«Мыс Арктический» Н. А. Чесноков, старший помощник капитана-директора «Пейпси» О. Н. Гончаров и многие другие...

Г. ОЛЬШАК, Л. ФИРСОВ.
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк" и его экипажей. ПО-УДАРНОМУ - 01 03 1977
Соревноваться морякам БМРТ-555 «Феодор Окк" с экипажем БМРТ-604 «Рудольф Сирге» было нелегко. Экипаж шестьсот четвертого работал уверенно, ритмично, стабильно добиваясь высоких уловов. К концу года со своими внушительными 150-ю процентами выполнения плана по вылову экипаж «Рудольфа Сирге» стал обладателем «абсолютного рекорда» среди крупнотоннажного флота объединения.
Впрочем, мы были бы необъективными, если бы сказали, что экипаж «Феодора Окка», возглавляемый капитаном -директором Александром Ивановичем Кожуриным, хроически отставал от своего соперника. В сентябре прошлого года коллектив БМРТ-555 был признан лучшим по вылову и направлению сырья на пищевые цели, в декабре — занял первое место по вылову. Ударная работа в третьем квартале была отмечена высокой наградой. В канун празднования 59-й годовщины Великого Октября решением бюро Таллинского ГК КП Эстонии и горисполкома СДТ победителем в социалистическом соревновании был признан комсомольско-молодежный экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк". И вот продолжительный трудный рейс закончен. Со значительным перевыполнением плановых заданий. По судовым подсчетам, рейсовое задание по вылову выполнено на 135,3 процента, заморозке — 126,4, изготовлению филе - 183,7 процента. Перекрыты финансовые показатели по пищевой и товарной продукции.
Словом, соперники оказались достойными. Ход соревнования на «Феодоре Окке» регулярно анализировался каждую декаду. Об оперативных результатах трудового соперничества экипаж узнавал из выпусков «молний», радиогазет, в номерах стенной газеты «Рыбацкая звезда» (редактор Т. Лунгу). К сожалению, на «Рудольфе Сирге» общие показатели были несколько снижены из-за поступивших рекламаций на часть изготовленной продукции. Приходили ли столь неприятные известия на «Феодор Окк»? В начале рейса на борт поступила радиограмма, в котором сообщалось, что 9 тонн рыбопродукции переведены из категории первого сорта во второй. Этот факт стал предметом серьезного разговора на общесудовом собрании, на летучках в бригадах и службах.
Тщательный анализ хода выполнения социалистических обязательств определил главное направление а работе экипажа—уделять максимум внимания качеству изготовляемой продукции. Активизировала работу комиссия по контролю за хозяйственной деятельностью администрации (председатель — коммунист мастер добычи В. Бадьянов), группа народного контроля, возглавляемая рефмотористом заместителем секретаря партбюро В. Поповым. Более принципиально стали подходить к производственным вопросам комсомольские посты качества. Весь технологический процесс — подъем трала—выливка улова — цех — укладка — был поставлен под контроль партийной и общественных организаций судна.
С первых дней рейса в экипаже развернулось социалистическое соревнование. Трудовое соперничество между комплексными бригадами проходило с огоньком, в атмосфере творческого поиска. По итогам рейса лучшим был признан коллектив второй бригады, возглавляемой рыбмастером А. Шереметом и мастером добычи Б. Кузнецовым. Они лишь немного опередили первую бригаду рыбмастера О. Михалева и мастера добычи В. Бадьянова. В машинной команде лучшей стала вахта четвертого механика Л. Мамонова. Но победа далась нелегко. Хорошей организацией труда, слаженностью отличался и коллектив вахты третьего механика У. Вихтоля, в начале рейса опережавший соперников. Член комсомольского бюро У. Вихтоль в море был принят кандидатом в члены КПСС. Среди штурманских выделялась вахта второго помощника капитана, члена суд кома И. Ломака.
В рейсе инициаторами передовых начинаний были коммунисты (секретарь партбюро электрорадионавигатор Б. Степанов). Со всей ответственностью относились к выполнению своих обязанностей, всегда помогали новичкам машинист РМУ А. Денисенков, матрос И. Минич, котельный машинист М. Кирилюк. Большую работу проводил в своей бригаде член партийного бюро матрос П. Ковальчук.
В течение рейса экипаж «Феодора Окка» неоднократно выступал с передовыми начинаниями. В ответ на обращение Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева к рыбакам Одесской области экипаж принял повышенные социалистические обязательства. Было решено выполнить годовой план по вылову рыбы на 105 процентов, добиться экономии затрат на каждый рубль произведенной продукции на одну копейку. Моряки сдержали свое слово. Выполнение плана первого года десятой пятилетки по вылову составило 138 процентов. Показатели по заморозке, изготовлению филе, финансовые результаты деятельности судна также значительно превышают плановые. Следует отметить, что столь значительных достижений рыбаки добились в трудных условиях — нестабильная промысловая обстановка, непроизводительные потери времени, которые составили в прошедшем рейсе 32 суток...
В экипаже работает 70 ударников коммунистического труда. Впервые этого высокого звания добились старший матрос Н. Миндубаев, третий помощник капитана секретарь комсомольского бюро В. Крюковский, официантка И. Попова. На судовую Доску почета занесены фотографии восьми членов команды. В течение рейса членам экипажа было объявлено 115 благодарностей, 28 человек получили премии.
Комсомольско-молодежный экипаж БМРТ-555 «Феодор Окк» встал на трудовую вахту в честь 60-й годовщины Великого Октября. Годовой план по добыче рыбы экипаж обязался выполнить к седьмому ноября, добиться направления сырья на пищевые цели не менее 80 процентов и выпускать продукцию только высокого качества.

Б. АРТЮХОВ.
ТАК ДЕРЖАТЬ! – 15 02 1977
ЛЮДИ НАШЕГО ФЛОТА
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Василий Береснев, третий помощник капитана ПБ «Фридерик Шопен», в долгих рейсах часто вспоминает родительский дом. В небольшой деревне Бересне Кировской области живут его родители, брат и сестры. Большая семья отличалась трудолюбием и гостеприимством. Отец долгое время работал лесорубом, сейчас он мастер бригады лесорубов. Втайне отец, конечно, надеялся, что Василий унаследует его профессию, поэтому обучал его своему ремеслу.
В школе Василий Береснев учился хорошо. Много читал, увлекался рассказами о моряках. Любил мечтать, задумывался о будущем. Василий точно не помнит, когда он решил стать моряком, но готовить себя к этому большому делу начал уже со школьной скамьи. Закалял характер, приучал к самостоятельности, умело ориентировался он в отдельных глухих чащобах, заболоченных местах. И надо же такому приключиться — опытный следопыт заблудился в Ленинграде, когда приехал поступать в мореходное училище! Вспоминая этот случай, Василий улыбается, — ведь впервые он был в большом городе. Четыре с половиной года учебы в мореходном училище пролетели, как один день.
Сам Василий считает, что на хороших и умных людей ему крепко повезло. По распределению он был назначен четвертым помощником капитана на производственный рефрижератор «Советская Родина». И с первых дней рейса над ним взял шефство старпом Анатолий Александрович Ленин, человек строгий и рассудительный, имеющий за плечами богатый опыт. На плавбазу «Фридерик Шопен» Береснев был переведен третьим помощником капитана. Сегодня его наставник и учитель капитан-директор Анатолий Иванович Поломарчук. Последний африканский рейс на ПБ "Фридерик Шопен» был для Василия, пожалуй, самым трудным. Сложность заключалась в том, что ему, как штурману, кроме забот, связанных с обеспечением базы рыбой-свежьем, приходилось нести ответственность за безопасность судна. Василий проявляет в работе хорошие морские качества: обладает быстрой реакцией, наблюдательностью, профессиональной памятью. На ходовых вахтах предельно внимателен. И награда за труд и старание — вымпел «Лучшей вахте».
За несколько дней перед новым годом в жизни комсомольца Василия Береснева произошло знаменательное событие. Единогласно он был принят кандидатом в члены КПСС. В добрый путь, Василий! Курс у тебя правильный.

Е. МАРУСИН, матрос ПБ «Фридерик Шопен».
Фото А. ДУДЧЕНКО.
ВСТРЕЧА НА «ФРИДЕРИКЕ ШОПЕНЕ» - 12 02 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


На днях гостями нашего объединения были работники агентства «Союзпечать». Их тепло встретила и познакомила с работой объединения, Таллинского морского рыбного порта сотрудница отдела культуры и быта В. Г. Петрова, которая поддерживает постоянно контакты с работниками «Союзпечати».
Много времени провели наши гости на плавбазе «Фридерик Шопен».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Здесь их встретил помощник капитана по производству Тайво Эхте (на снимке в центре), который рассказал о последнем рейсе плавбазы, о трудовых успехах моряков на вахте в честь 60-летия Великого Октября.
Фото А. ДУДЧЕНКО.