0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти БМРТ-605 «Мыс Челюскин» и его экипажей. РАВНЕНИЕ ДЕРЖА НА МАЯКИ... - 10 02 1977
ПОДВОДЯ итоги рейса БМРТ-605 «Мыс Челюскин» в Атлантику, заместитель генерального директора объединения С. В. Хорохонов объявил благодарность капитану-директору судна Виктору Тимофеевичу Казанцеву и первому помощнику Владимиру Ивановичу Жуковскому. Принято также решение увеличить размер премий личному составу за успешное выполнение и перевыполнение рейсового задания до 40 процентов; поощрить наиболее отличившихся моряков специальным приказом генерального директора объединения; распространить на все суда объединения передовой опыт экипажа БМРТ-605 по организации саморемонта и участию в рационализаторском движении.
Бюро парткома объединения, обсудив работу партийной и общественных организаций БМРТ "Мыс Челюскин», рекомендовало распространить на все суда Эстрыбпрома передовой опыт наставничества... Основные итоги рейса БМРТ «Мыс Челюскин» таковы: вылов — 119 процентов, мороженая рыбопродукция — 116, мука - 129, пищевая продукция (в стоимостном выражении) — 105,3, товарная — 104,7; разделанная продукция — 113, филе — 125 процентов. Существенных рекламаций, на рыбопродукцию изготовленную в рейсе, не поступило. На пищевые цели направлено 73 процента добытого сырья.
Таким образом, экипаж 605-го занял достойное место в ряду победителей социалистического соревнования за успешное выполнение заданий первого года пятилетки эффективности и качества. И, продолжая эти добрые трудовые традиции, включился во всенародное соревнование за достойную встречу 60-й годовщины Великого Октября.
А рейс был по-особому сложным и трудным. Как в силу внешних причин — промысловая обстановка в районе, где пришлось работать судну, отличалась редкостной неустойчивостью, особенно в конце минувшего года, да и сам район миниатюрен по своей площади, — так и причин внутренних: малознакомая техника, необычные для БМРТ промысловые механизмы, технологическое оборудование. Кстати, последнее — в частности, морозильные установки отнюдь не оправдали надежд ни рыбаков, ни, надо полагать, их главного конструктора: как ни пеклись о них судовые специалисты, и за этот рейс ни разу не удалось, достигнуть их паспортной мощности. Ненадежной была система охлаждения бункеров. Попробуй, тут не вспомнить старинную поговорку: гладко было на бумаге, да забыли про овраги... А «овраги» эти, как видно уже из только сказанного, были на каждом шагу. Начиная с промысловой палубы, где в самом начале рейса отказала траловая лебедка, и подчиненным старшего механика Феликса Роосимяэ понадобился почти целый день, чтобы совместно с добытчиками старшего трал-мастера Шамиля Уразова привести ее «в чувство», то есть нормальное, рабочее состояние... А сколько пришлось положить труда — и физического, и умственного, ибо речь о труде творческом — в смысле изобретательском — чтобы «довести до ума» технологическое оборудование, те же морозилки, бункера, рыбцех и свести практически на нет постоянную угрозу качеству рыбопродукции, — обо всем этом ведомо только «деду» — старшему механику судна, механику-наладчику А. Прытчикову, и конечно, слесарям-ремонтникам. Тем самым, о которых судовая стенгазета писала следующим образом; «Их трое — слесарей, четвертый — токарь: А. Макаров, В. Бондарев, А. Басов, Н. Шубин. Разный возраст, разные характеры. Но всех их роднит одно чувство высокой ответственности за порученное дело, за судьбу рейсового задания. И это высокое чувство выдвинуло их в ряды тех, кого называют победителями. Правофланговыми социалистического соревнования...».
Здесь не место подробно рассказывать о рационализаторских идеях и предложениях, которые родились в головах этих людей и были воплощены в металлические и иные конструкции, приспособления, механизмы их же руками, и которые позволили: увеличить выпуск мороженой пищевой продукции; поднять производительность труда и в целом эффективность работы судна на промысле; существенно облегчить условия работы как в рыбцехе, так и на других участках производства. В подробностях об этом будет рассказано в специальных листовках-плакатах технического отдела объединения — опыт моряков БМРТ «Мыс Челюскин» достаточно солиден и интересен, чтобы с ним внимательнейшим образом ознакомились на других судах Эстрыбпрома. Интересен не только с точки зрения оригинальных решений узкотехнических вопросов, но и в более широком плане - в плане поиска новых резервов для повышения эффективности и качества рыбацкого труда. Поиска и мобилизации их на службу десятой пятилетке.
Bот, что особенно важно - заинтересованность, стремление, моральная готовность к такому поиску, духовный и, да будет позволено так выразиться, - душевный настрой людей, экипажа в целом. И, говоря о резервах нынешней рыбацкой пятилетки, начинать, конечно, следует с главного — резервов моральных...
Рейс 605-го начинался 6 августа прошлого года. 11-го приступили к промыслу. А уже 22 августа очередная «молния» сообщила: «Сегодня бригада подвахты в составе тт. Шубина, Бондарева, Басова, Наседкина, Слаевой, Шинкаренко, Жуковского, Роосимяэ, Семенюка, Мамовича за 4 часа разделала 12,5 тонны рыбы-сырца, изготовив более 8 тонн качественной пищевой рыбопродукции. Выбито и упаковано свыше 7 тонн... Передовых выделить невозможно — все работали на совесть. Мо-лод-цы!». И далее говорилось о том, что «при такой организации и производительности труда у нас имеется полная возможность выдавать по 40—45 тонн готовой рыбопродукции и перекрыть рейсовое задание по всем показателям». Администрация и судовой комитет профсоюза сердечно поблагодарили участников той, вечерней смены, и призвали весь личный состав включиться в соревнование за достойную встречу 59-й годовщины Великого Октября и перевыполнение заданий первого года десятой пятилетки. Равнение на передовиков, на маяки! - этот лозунг, носивший, как видим, отнюдь не отвлеченный, общий характер - передовики назывались поименно — стал боевым девизом внутри-судового соцсоревнования на судне.
Среди тех, кого отмечала «молния», выделим все-таки токаря комсомольца Николая Шубина (вот характеристика, данная ему моряками: «золотые руки», «академик токарного дела», «виртуоз у токарного станка», «к металлу питает настоящую любовь»...), коммунистов Феликса Роосимяэ - председателя судового комитета и Владимира Жуковского — первого помощника капитана. Выделим, чтобы показать: такие вот люди, как они, словом и делом своим подымали моряков на большие дела, на труд самоотверженный, ударный, ибо другой ритм, темп тут явно не подходил — учитывая особенности и промрайона, и судна, о чем уже сказано.
Такие люди — это значит, немало их было на судне. Во главе с капитаном-директором В. Т. Казанцевым. Не приходится много говорить о его моряцком опыте и рыбацком искусстве — убедительней говорят о том «сухие» цифры выполнения рейсового задания, включая и рейс минувший. Но дело не только в рыбацком искусстве промысловика как таковом, этого все-таки недостаточно для капитана. Нужно и кое-что другое, не менее существенное: искусство руководителя и воспитателя, наставника и организатора подчиненных тебе людей, умение слушать их и понимать... Ведь, по сути дела, наставничество, получившее столь высокую оценку на бюро парткома объединения, — у истоков ее стоял «сам» капитан-директор В. Т. Казанцев. И хотя не совсем сподручно, скажем, называть здесь юным словом «подшефный» таких «морских волков», как старший помощник капитана Анатолий Шакалов, которого В. Т. Казанцев рекомендовал на должность капитана БМРТ, дело не в названии, а в существе: было чему поучиться старпому у своего капитана-директора. И умеет капитан делать это — обогащать других собственным профессиональным рыбацким опытом, знаниями и... искусством общения с людьми. Тактично, без нажима, но и настойчиво, последовательно. На многих примерах и конкретных людях можно проследить это — штурманов Л. Мацаса и К. Цивилева, молодого технолога В Мамовича и боцмана Л. Семенюка — мало ли людей с готовностью подтвердят: есть, есть чему поучиться у такого капитана!
...Социалистическое соревнование за успешное завершение заданий первого года пятилетки достигало своего апогея. Продолжалось напряженное трудовое противоборство бригад рыбообработчиков, возглавляемых мастерами Е. Теминым и А. Давидюком; и бригад добытчиков — Ш. Уразова и И. Пучкова; твердо удерживала звание лучшей вахта второго механика В. Братчика, он же парторг; по-прежнему отличались штурманы Л. Мацас и К. Цивилев, работницы камбуза Г. Кукка и Т. Езова — они и другие товарищи, всего 16 человек, были занесены на судовую Доску почета. Итоги соревнования подводились ежедневно и доводились до всего личного состава — по радиотрансляции, через «молнии», наглядную агитацию — яркую, боевую, задорную; каждые десять дней подводились итоги парного соревнования — с экипажем БМРТ-606 «Мыс Арктический» (правда, так и не удалось узнать, кто же оказался победителем по общим итогам, но это уж предмет особого разговора). И каждые десять дней собирались в каюте капитана-директора В. Т. Казанцева партийные, профсоюзные и комсомольские активисты, руководители всех служб судна, анализировали итоги и перспективы соревнования, ломали голову над «узкими» местами, искали выход и находили его. Чтобы потом, когда «Мыс Челюскин» придет домой и останутся позади сотни и сотни труднейших миль и покажутся не такими уж серьезными былые трудности, чтобы после всего этого сказать вслух: «Таким рейсом —довольны!».

Л. ФИРСОВ.
Памяти РТМ-7229 "Юхан Смуул" и его экипажей. УДАРНЫЙ СЧЕТ ПЯТИЛЕТКИ – 20 01 1977
О том, как проходил этот, недавно завершившийся рейс РТМ-7229 "Юхан Смуул", наша газета сообщала не раз. Особое спасибо за это - активистам "Рыбака Эстонии" из числа членов экипажа этого "атлантика", прежде всего первому помощнику капитана Михаилу Иоанновичу Смирнову.
Это благодаря им наши читатели своевременно узнали, что рыбаки "Юхана Смуула" смело пересмотрели принятые в начале рейса социалистические обязательства и первыми в объединении дали слово досрочно, а именно - ко Дню Советской Конституции - завершить выполнение годового плана, значительно увеличить коэффициент использования сырца на пищевые цели, выпускать всю рыбопродукцию повышенного качества, без рекламаций. Не менее солидно выглядели и другие пункты их социалистических обязательств, в частности, касающиеся экономии ГСМ и промвооружения (более чем на 40 тысяч рублей).
В реальности и обоснованности этих повышенных соцобязательств экипажа РТМ-7229 мог усомниться разве лишь тот, кто незнаком с трудовой «биографией» этого судна, традициями его личного состава и, само собой, с капитаном-директором Виктором Соколовым. «Юхан Смуул» — судно достаточно известное не только у нас, но и в Западном бассейне. И капитан В. А. Соколов — человек среди рыбаков весьма уважаемый, авторитетный и ... везучий. Везучий, надо сказать, не только на рыбу. На людей главным образом. Не потому ли любит наш брат-газетчик, встречаться с этим капитаном, у которого всегда найдется, что рас сказать о своих подчиненных? Рассказать не трафаретно, казенным языком служебных характеристик, а так, что сразу начинаешь постигать все «секреты" авторитетности капитана среди рыбаков, завидно уважительного отношения к нему. Вот, к примеру.
— ...Что сказать о втором механике Умате Шебзухове? — говорил Виктор Алексеевич Соколов, перечисляя моряков, отличившихся в недавнем рейсе. — Главный двигатель он так содержал, что главный конструктор шапку бы снял перед таким механиком... Или вот: знаете лучший, самый эффективный способ экономии дизтоплива? Это — держать машину не на голодном, урезанном пайке, но и не перегружать ее доппайком. Как вот Умат Шебзухов, и — и «все-го-то»! Случилось, что мы вынуждены были оставить его в составе РПК перед тем, как лететь в Таллин, — так мне даже показалось, что он чуть не заплакал от досады. Привязался к экипажу, да и нам сразу стало как-то не по себе, словно мы сами виноваты перед ним за это. Что расстались...
Надо ли говорить, что Умат Шебзухов, конечно же, самым заинтересованным образом от несся к «рискованному» предложению капитана пересмотреть первоначально принятые цобязательства, особенно в части экономии горюче-смазочных материалов и вообще, досрочно выполнить план первого года пятилетки эффективности и качества. А идея эта, конечно, родилась в голове капитана-директора и основана была на строгом и стройном математическом анализе - промобстановки, технических и технологических возможностях судна, финансового и других планов, из чего следовало, что при соответствующем - добросовестном, рачительном использовании дополнительных резервов, не только возможно, но и должно с честью закончить первый год рыбацкой пятилетки. Но, конечно, тут уж математика вступает во взаимодействие с моральными категориями и факторами. Ибо живое, настоящее соревнование под нажимом, давлением не организуешь.
На "Юхане Смууле" организовали. Поверили капитану и поддержали его. Сначала словом, потом — сразу же — делом. Уточнили обязательства, индивидуальные и коллективные — комплексных бригад, смен, вахт. Соревнование стало ударным делом как судового комитета (возглавлял его помощник капитана по производству Виктор Волга, с которым В. Соколов плавает уже три рейса), так и партийной организации (секретарь партбюро - боцман Константин Рудковский, человек беспокойный и дотошный - места себе не находит, если что-то не сделано...). А поскольку коммунистов в экипаже оказалось более 20 человек, то решено было создать на судне четыре полнокровных партгруппы, которые имели возможность самым непосредственным образом влиять на ход соревнования.
«Технология» этого влияния, в общем-то, проста - прежде всего, и главным образом личным примером коммунистов командиров, руководителей экипажа. Проследить это можно на множестве примеров. Один из них — вот: организация и руководство тралением, добычей. Качество рыбопродукции начинается непосредственно с этой операции, общеизвестно. Опять же, здесь приходилось решать и задачу экономии, сбережения орудий лова, на что также были нацелены повышенные обязательства. А работать пришлось на тяжелых грунтах в условиях не то, что сложных — жестких, как говорят штурманы и добытчики, не придавишь трал — ничего не поймаешь...
Но, во-первых и сам капитан Соколов едва ли не наизусть знал здесь рельеф коварного дна, во-вторых, штурманский состав тоже подобрался сильный — во главе со старшим помощником Иваном Любарцом, грамотным и опытным моряком и промысловиком (заочно учится в КТИ); со вторым же помощником В. Соколов вообще учился еще в Батумской мореходке, так что понимают они друг друга с одного взгляда, как, впрочем, и с остальными штурманами — Владимиром Бабкиным и Виктором Смелышевым — сплавались, сработались. А в-третьих, «повезло» и со службой добычи, которой руководил старший мастер Александр Гончаренко, он же комсомольский вожак экипажа. Кстати сказать, с А. Гончаренко капитан-директор плавал на БМРТ-474, где Александр был еще матросом-добытчиком. Моряки в службе подобрались один к одному: опытный практик и член партбюро Михаил Иванович Павлов, с которым В. Соколов ходил еще за селедкой на СРТ, и матрос Маил Аликперов, Ааре Бишлер и Велло Юкк, Владимир Лисовец и Тойво Лыхмус...
Культурно и сноровисто работали, уверенно, со знанием дела. Надо было — так же сноровисто и быстро чинили порывы тралов, латали и снова делали свое дело.
Столь же дружно и профессионально действовала и служба обработки. Здесь систематически отличались рыбмастер Алексей Семенович Семенов из первой комплексной бригады (ей и суждено было занять первое место по итогам рейса), а также матросы Алексей Мешенчук — «знатный упаковщик», как уважительно называют его товарищи, и активист НК; молодой рыбообработчик Виктор Алимов, Валерий Серветник, виртуоз-рыбообработчик Виктор Левин, его тезка Виктор Атанов и другие моряки.
Не только между собой соревновались эти люди — весь рейс «с переменным успехом» продолжалось напряженное соревнование с экипажем РТМ-7192 «Юлемисте». Соперники оказались достойные, и пальма первенства, поэтому переходила, что говорится, из рук в руки. Даже после того, как в августе минувшего года победа, казалось, прочно прописалась на борту «Юхана Смуула» — это когда экипаж его завоевал первое место среди судов ЭРПО «Океан» по вылову и направлению свежья на пищевые цели (82 процента), в связи с чем, начальник объединении и поздравил экипаж РТМ. Но окончательная победа в парном соревновании была достигнута 5 декабря, когда рыбаки "Юхана Смуула" доложили о выполнении своих повышенных соцобязательств и стали работать в счет первого-второго года десятой пятилетки.
— ... Позвольте же, дорогие друзья, сердечно поздравить вас от имени руководства Эстрыбпрома с большой и за служенной победой на промысле, — сказал на собрании экипажа РТМ-7229 начальник отдела кадров объединения Ю. В. Васильев. — Своим ударным трудом вы внесли вклад в успехи, достигнутые нашим объединением в первом году десятой пятилетки.
Вот итоги этого рейса РТМ «Юхан Смуул»: план по вылову выполнен на 109 процентов, мороженой продукции - 108, пищевой — 108, товарной - 107, филе — 175 процентов, на пищевые цели направлено 75,6 процента рыбы-сырца (план — 70 процентов).
На днях РТМ-7229 снова уходит на промысел. Ударный счет пятилетки продолжается. Новое обязательство экипажа «Юхана Смуула» — выполнить план двух первых лет пятилетки к 60-летию Великого Октября.

Л. ФИРСОВ
Памяти РТМС-7535 «Лембит Пэрн» и его экипажей. ПОБЕДА ДАЛАСЬ НЕЛЕГКО – 20 01 1977
НА ДНЯХ в родной порт из длительного и весьма трудного рейса возвратился РТМС-7535 «Лембит Пэрн». Скажем прямо, рейс этот был для рыбаков судна очень сложным и ответственным. С первого же дня работы на промысле рыбаки встретились с трудностями; то погода не благоприятствовала, то не было рядом баз для сдачи рыбной продукции, то стояли в ожидании топлива, то делали большие переходы, чтобы сдать уловы... В общей сложности по всем этим причинам было потеряно 25 промысловых суток.
И все-таки, несмотря на большие осложнения, дружный экипаж «Лембита Пэрна» хорошо справился с рейсовым заданием. Вот его окончательные итоги. Задание по добыче было выполнено на 110 процентов, по заморозке — на 106, по выпуску товарной и пищевой рыбной продукции — на 107, по выпуску готовой рыбной продукции — на 104 процента. В рейсе сэкономлено значительное количество вспомогательных материалов, в том числе горюче-смазочных, промвооружения. Так, экономия промвооружения составила более 30 процентов.
Во время рейса экипаж пересмотрел свои социалистические обязательства и решил выполнить их к 25 декабря прошлого года, на семь суток раньше срока, Этот успех пришел не сразу. Хотя на «Лембите Пэрне» были опытные специалисты, опытные партийные и комсомольские работники, всем на первых порах пришлось работать много, упорно. Организация действенного социалистического соревнования — вот что заботило и волновало руководство и общественников судна. Соперничество развивалось широким фронтом. Соревнованием были охвачены бригады, смены. Все рыбаки имели личные обязательства. И это дало свои результаты.
За рейс различными видами поощрения отмечено 86 моряков. Имена 11 лучших занесены на судовую Доску почета, семеро отмечены почетной грамотой, 20 подтверждено звание ударника коммунистического труда, шести — присвоено впервые. В конце рейса были подведены итоги социалистического соревнования между коллективами судна. Пальму первенства завоевала вторая комплексная бригада, возглавляемая мастером обработки Ю. Лауком и мастером добычи А. Козловым. Среди вахт машинной команды победу одержала вахта четвертого механика коммуниста Н. Ганжи.
Промысловые будни моряков «Лембита Пэрна» были напряженными. И все-таки, несмотря на большую занятость, рыбаки находили время для учебы, отдыха, организации спортивных мероприятий, концертов. Коммунисты часто собирались на свои собрания. Они решали важные вопросы, связанные с организацией социалистического соревнования, развертыванием борьбы за наибольшее направление рыбы-сырца на пищевые цели, с организацией политической и экономической учебы экипажа. Моряки «Лембита Пэрна» постоянно были в курсе всех событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. В этом им помогали судовые политинформаторы, лекторы.
А о том, что делается на самом судне, моряки узнавали из своей стенной газеты «Рыбак Атлантики». Ее редактор коммунист С. Шишкин оперативно сообщал морякам о всех событиях, происходящих на судне, своевременно поднимал острые вопросы. Стенная газета рассказывала о передовиках производства, публиковала фотографии лучших, анализировала работу экипажа за определенные сроки. Самую свежую информацию моряки получали по радио. Все это благотворно сказывалось на рабочем настроении большого коллектива «Лембита Пэрн».
Трудовая победа рыбакам "Лембита Пэрна» во главе с капитаном-директором Н. Бабкиным и первым помощником В. Чепурных далась нелегко, но тем она радостнее. 60-летию Великого Октября рыбаки «су-пера» преподнесли первый и хороший подарок. Впереди их ждут новые рейсы, еще более напряженная борьба за выполнение рейсовых заданий, заданий второго года десятой пятилетки.

П. ЛУГОВСКОЙ.
Памяти БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» и его экипажей. ПРОДОЛЖАЯ ТРУДОВЫЕ ТРАДИЦИИ – 18 01 1977
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ соревнование рождает новые методы и формы труда, способствует повышению качества выпускаемой продукции, воспитывает высокую ответственность каждого члена экипажа за конечный результат рейса.
За десять рейсов работы БМРТ-564 «Иоханнес Семпер» в различных промысловых районах в коллективе судна сложились хорошие трудовые традиции — досрочно выполнять рейсовые задания, перевыполнять взятые социалистические обязательства, постоянно сокращать сроки межрейсовых и заводских ремонтов. За отличные показатели в труде и в социалистическом соревновании коллективу судна было присвоено почетное звание экипажа коммунистического труда, рыбаки были награждены вымпелом Таллинского ГК КП Эстонии и исполкома Таллинского городского СДТ — «Лучшему экипажу — победителю в социалистическом соревновании». За победу в социалистическом соревновании между судами типа БМРТ Эстонского РПО «Океан» и Ленинградской БОРФ в честь достойной встречи 50-летия образования СССР коллектив судна был награжден Почетной грамотой, ему присвоено звание «Комсомольско-молодежный экипаж».
За прошедшие пять лет многие члены экипажа БМРТ «Иоханнес Семпер» за хорошую работу были удостоены различных поощрений. За примерный труд и дисциплину, активное участие в общественной жизни в судовую Книгу почета занесены имена старшего помощника капитана Владимира Комарова (ныне капитан-директор РТМС), мастера добычи Михаила Павлова, матросов Ивана Яковенко и Владимира Никитина. Многие из тех, кто трудился на этом судне, продолжают работать на промысловых и транспортных судах объединения, внося достойный вклад в выполнение государственного плана и рейсового задания в десятой пятилетке. Продолжая и развивая сложившиеся трудовые традиции, экипаж в своем последнем рейсе справился с заданием и взятыми социалистическими обязательствами по досрочному выполнению плана первого года десятой пятилетки.
Встав на трудовую вахту, экипаж выполнил годовой план к празднику 59-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Рейсовое задание по всем основным показателям, а также принятые обязательства на рейс успешно выполнены. План по добыче рыбы - на 120 процентов, по заморозке - на 125, по изготовлению филе - на 156, по выпуску пищевой продукции - на 109 процентов. На пищевые цели направлены 72 процента рыбы-сырца. Эти показатели достигнуты в результате напряженного труда всего экипажа.
Большая работа проделана общественными организациями, в том числе судовым комитетом профсоюза, возглавляемым старшим механиком Иваном Савицким, по организации социалистического соревнования, пропаганде передового опыта. Судовой комитет постоянно отмечал трудовые успехи членов экипажа, достигших хороших результатов в социалистическом соревновании. Премией были поощрены матросы Гайк Казарян, Николай Забелин, Николай Шабалин и другие.
Постоянный задор в соревнование вносили комсомольцы и молодежь судна, которые поддержали почин передовых предприятий страны — работать под девизом «60-летию Великого Октября — шестьдесят ударных недель». Уже первые дни на промысле показали, что экипаж взял хороший темп. Ежедневно сменные задания выполнялись на 105—110 процентов. Особенно упорное соревнование разгорелось между комсомольцами комплексных бригад, которые отдавали все силы выполнению взятых обязательств. По итогам рейса первое место в соревновании по всем показателям было присвоено комплексной бригаде, возглавляемой коммунистами мастером обработки Владимиром Резниковым и мастером добычи Георгием Гуляром, имя которого за отличные показатели в соревновании занесено в судовую Книгу почета.
Матросы из этой бригады — Николай Скворцов, Николай Шабалин и Эдуард Мазур — за хорошую работу занесены на судовую Доску почета. Комсомольцу Владимиру Савинкину присвоено звание «Лучший по профессии». Многим членам экипажа объявлены благодарности.
Продолжая свои трудовые традиции, экипаж принял встречный план на 1977 год — второй год десятой пятилетки. В соответствии с ним решено, задание по вылову выполнить на 103 процента, по заморозке — на 105 процентов, при этом направлять на пищевые цели 75 — 80 процентов сырца.
Задача стоит перед экипажем ответственная и напряженная, но есть все основания полагать, что коллектив с честью выполнит взятые социалистические обязательства.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ,
первый помощник капитана.
Памяти РТМС-7522 «Тамула» и его экипажей. ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ – 15 01 1977
— Каким ожидается новый рейс «Тамула» — первый рейс во втором году пятилетки? — такой вопрос задали мы капитану-директору РТМС-7522 О. А. Спирину, заглянувшему в редакцию «Рыбака» перед выходом в море...
— Хотелось бы думать, — осторожно ответил капитан, — не такой, как предыдущий. Или такой же — на худой случай...
Каким же он был, этот предыдущий рейс «суператлантика»? Почему на «худой случай»? Почему, наконец, наша газета своевременно — в конце декабря минувшего года не решилась рассказать о нем? Несмотря на то даже, что экипаж РТМС-7522 выполнил рейсовое задание по большинству показателей на 110 процентов, а показатель направления сырца на пищевые цели значительно превзошел основной «коэффициент рыбацкой пятилетки» и составил 86 процентов? Более того — из рейса судно вернулось, перевыполнив задание первого года пятилетки, не имея рекламаций на выпущенную рыбопродукцию.
...В тот самый момент, когда в порту заканчивалась обработка «суператлантика», прибывшего с промысла, а наш корреспондент побывал на «Тамуле», в редакции стало известно, что экипаж РТМС-7522 оказался... в числе отстающих. По итогам работы в последнем квартале минувшего года. Что и подтвердил один из руководителей профсоюзного комитета Эстрыбпрома, которого мы попросили объяснить, как это возможно, учитывая итоги рейса. «Что ж тут неясного? — удивился он. — Данные отдела труда и заработной платы фиксируют не эмоции, а реальное положение: рейсовое задание не выполнено по важнейшему показателю — вылову, а также по муке».
Действительно, вылов составил лишь 90 процентов, рыбная мука — и того меньше. Но, при всем при там, как быть с такими вот показателями: заморозка — 104 процента, разделанная продукция — 115, филе — 250 (!), товарная — 106 и пищевая — 110 процентов? Вразумительного ответа на этот вопрос нам получить не удалось. Да все ли ладно с нынешней системой подведения итогов социалистического соревнования на промысле? На что она ориентирована? Не кроется ли внутри нее небрежение качеством пищевой рыбопродукции?
Конечно, поставить эти вопросы куда легче, чем ответить на них. К тому же, очень даже просто узреть в них «войну» с валом, уловами. Но, согласитесь, положение, в котором оказался РТМС-7522, вызывает недоумение.
Вызывает не только у нас — куда большее недоумение, а точнее расстройство, вызвало оно у экипажа «Тамула» и особенно у капитана — Олега Спирина. Заслуженный рыбак Эстонском ССР, орденоносец, один из опытнейших капитанов-промысловиков нашего объединения, он чуть было не попал (а может, попал все-таки?) в число тех, кто, мягко говоря, не оправдал надежд в первом году нынешней пятилетки эффективности и качества работы. «Крепко же подкузьмил нам — и мне лично, понятно — этот последний рейс...», — мрачно пошутил капитан-директор.
...На РТМС-7522 О. А. Спирин прибыл, когда «супер» уже два с половиной месяца находился на промысле. Прибыл он на смену прежнему — заболевшему капитану. Судно находилось в очевидном прорыве: вылов составлял 74,3 процента, мороженая продукция — 86,5, филе — 54 процента; правда, лучше обстояло с разделанной продукцией — целых 154 процента, выпуск пищевой — 92,5, Причин тому было немало. Одной из них, считают на судне, явилось сильное обновление личного и командного состава: первый сменился перед рейсом на 82 процента, командный — на 75. Правда, были в составе экипажа, который возглавлял известный капитан-директор И. Котляр, и такие многоопытные и способные кадры, как старший мастер добычи Адам Грекович и технолог Арво Колью, но, видимо, большая сменяемость экипажа сделала свое дело. Несплаванность, несработанность — куда ж от них денешься.
Тем более, очень многие моряки впервые выходили на промысел на "супере" (включая в их число и А. Грековича, и первого помощника А. Цветкова, и некоторых других командиров).
Работать, к тому же, пришлось в неосвоенном еще районе, в условиях тяжелых грунтов - частенько случались и порывы тралов, и выходы из строя лебедок. Требовалось, понятно, время чтобы штурманам и добытчикам освоиться в новом районе, но его-то как раз и не было - каждый день увеличивал задолженность. А с ростом ее все больше падало настроение у людей.
Удручала усиливающаяся болезнь капитана, о которой на судне знал уже каждый член экипажа. И ходил как тень, по выражению первого помощника .Александра Цветкова, «добытчик из добытчиков» — Адам Николаевич Грекович, которому упорно и упрямо не везло... Неважные, словом, были и дела, и настроение.
Как вселить в людей уверенность в удачном завершении рейса? Этот вопрос, вставший перед капитаном Спириным, когда он прибыл на «Тамула", естественно, смыкался с другим: как, за счет чего перекрыть потери, особенно по добыче, ликвидировать образовавшуюся за два с лишним месяца задолженность? Выручило, но только отчасти, то, что О. А. Спирин уже знал этот район, тактику и технику лова здесь, к тому же, с А. Грековичем плавал раньше, так что с добытчиками проблем не предвиделось. Но с первых же дней сделал он неутешительный для себя вывод из анализа промобстановки: даже в лучшем случае позволяла она более или менее успешно выполнять суточные нормы для «супера» — по добыче и пищевой продукции. И когда собрался актив экипажа, чтобы обсудить положение и перспективы, откровенно сказал капитан-директор: самое «узкое» место — вылов, будем делать все, чтобы перекрыть потери, но не все зависит от искусства добытчиков. Правда, продолжал капитан, годовой план по добыче, скорее всего, будет выполнен успешно, учитывая, что в предыдущем рейсе вылов составил около 150 процентов.
Поэтому все силы были брошены на разделку, филе, максимальное направление сырца на пищевые цели и обеспечение безупречного качества. Соревнование — прежде всего между добытчиками и обработчиками. Подвахты — это за счет их главным образом удалось «одолеть» всю разделку, все филе — ни одного случая уклонения от тяжелой ручной работы. Качество — «генеральная цель и задача» народных контролеров во главе со слесарем Евгением Тоцким, заместителем секретаря партбюро, и его энергичным помощником электриком Александром Графовым; скрупулезно вникала в эти вопросы и партийная комиссия, руководил ею старший механик коммунист Александр Ламартсон, «правой рукой» которого был рыбообработчик Ахто Рахно.
О том, с какой рачительностью использовался сырец, как шла настоящая борьба «за каждый хвост», наша газета уже писала (корреспонденция А. Петровского «Боевые помощники» о народных контролерах «Тамула»). Повторяться не будем. Отметим только: вот откуда те 86 процентов — коэффициент использования сырца на пищевые цели. Но ведь отсюда же и невысокий процент выполнения рейсового задания по рыбной муке. Радоваться или... печалиться?
Курс на максимальный выпуск пищевой продукции и высокое качество ее стал генеральным для партийных групп, в том числе и партгруппы машинной команды. Возглавлял ее «бессменный партгрупорг» токарь высшей квалификации Иван Николаевич Кузьмин. Не раз обсуждали коммунисты машинной команды работу второго механика Льва Орлянкина, он же председатель судового комитета профсоюза, и третьего — Владимира Памшева, бывшего в рейсе председателем ревизионной комиссии. Высокой оценки была удостоена и работа рефмеханика Александра Самуся — к рефмашине претензий не было. Кстати, А. Самусь являлся и редактором судовой стенгазеты «Горизонт», сыгравшей отнюдь не последнюю роль в пропаганде опыта передовых моряков.
А пропагандировать было что, передовиков хватало. Скажем, наставники молодых рыбаков, такие люди, как рыбмастер Михаил Степанович Вялый — рыбак с огромной практикой и опытом, или «филейщик № I» — Петр Матвеевич Макаров, с чьими руками не сравнится никакая филетировочная машина, по уверениям рыбообработчиков; матросы Георгий Руденко, Арво Каява, Роман Комаревич, чей портрет занесен был на Доску почета...
Партийную группу производственной службы возглавлял мастер добычи Анатолий Иванович Ставицкий. Не много их было здесь - коммунистов, но не числом сильна партийная группа. Сильна такими людьми, как упомянутый уже рыбообработчик Ахто Рахно, предпочитающий меньше говорить, больше делать - вроде бы незаметно, молча, но зато любо-дорого посмотреть; или матрос-добытчик Александр Голубев, занесенный в рейсе на судовую Доску почета -жаль, досрочно списался с судна по семенным обстоятельствам. Что и говорить, великая вещь — личный пример коммуниста-рыбака в рейсе на промысле, лучше всяких громких слов и призывов мобилизует он остальных людей, кто работает рядом...
В настоящее время РТМС-7522 "Тамула» спешит на промысел. Рейс снова предстоит не из простых — иных таких не бывает. Но опыт преодоления трудностей экипажу «супера» не занимать, как не занимать и добрых трудовых традиций. И снова возглавляет экипаж капитан-директор Олег Алексеевич Спирин, который не то, что не привык — не умеет возвращаться с промысла с пустыми, как говорится, руками. Верим: не изменит этому золотому правилу и на этот раз.

Л. ФИРСОВ.
Памяти БМРТ-457 «Каарел Лийманд» и его экипажей. РЕЙС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ – 08 01 1977
Полгода назад БМРТ-457 «Каарел Лийманд» вышел в Атлантику. Моряки шли на промысел с большим желанием подтвердить завоеванное звание экипажа коммунистического труда.
Как же команда справилась со своими задачами?
Можно смело сказать, что экипаж добился намеченных целей. Результативные траления (всего 479) раз за разом поднимали общий тоннаж выловленной рыбы. Всего за рейс на борт поднято 3520 тонн. что составляет 103,5 процента к плану. Задание по пищевой рыбопродукции выполнено на 133, товарной — на 127 процентов. Заморозка составила 116 процентов.
Большой вклад в успешное выполнение рейсового задания внесла партийная организация судна (секретарь Е. Подольский). Проводили большую работу по развертыванию социалистического соревнования профсоюзная (председатель судкома Н. Петраковский) и комсомольская (секретарь комсомольского бюро В. Линков) организации. Особенно следует отметить активную роль в жизни экипажа комсомольской организации. Благодаря постоянной помощи и поддержке своих товарищей - комсомольцев быстро овладели производственными навыками молодые моряки. А их на судне было 19 человек.
В рейсе секретарь комсомольского бюро второй помощник капитана Владимир Линков был принят кандидатом в члены КПСС.
Интересно был организован и досуг команды. В рейсе проведено три вечера отдыха. Активное участие в них приняли комсомольцы Александра Орловская и Василий Данилюк. Регулярно выпускались номера судовой стенной газеты, радио и фотогазеты, «Комсомольского прожектора». Добросовестно работала судовой консультационный пункт. 11 заочников сдали около 50-ти зачетов. Только на «хорошо» и «отлично» отвечали всегда матросы Валерий Свирин, Анатолий Малашевич, Яан Пээк.
В системе экономического образования занималось 49 слушателей. Большинство из них сдали экзамены с хорошими оценками.
Заслуженный авторитет ударным трудом завоевали электромеханик Владимир Кашин, боцман Геннадий Логунов, электрики Леонтий Смущук и Валерии Турчанинов, котельный машинист Александр Фролов, токарь Михаил Стрепетков, матросы Иван Гунари, Калев Тоомет, Павел Пелза, Александр Зыбин.
Восемнадцатый рейс БМРТ-457 «Каарел Лийманд» завершен успешно. Экипаж коммунистического труда подтвердил свой высокий класс.

X. РАЯМЕТС, первый помощник капитана.
Памяти СРТР-9058 «Сауга» и его экипажей. ОДНА СЕМЬЯ – 06 01 1977
РЕЙС ОКОНЧЕН... и с СРТР-9058 «Сауга» произошла «обыкновенная история». Разгрузка муки, сдача топлива, инспекторский смотр... и спокойная стоянка на судоремонтном заводе. Рядом с другими траулерами, уже почти готовыми к плаванию.
На СРТР-9058 начался межрейсовый ремонт. А для рыбаков наступили хлопотные дни, ускоренный ритм жизни нахлынула масса срочных и весьма срочных дел. Но, когда выпадали свободные минуты, они частенько собирались в каюте вместе. Ведь живет в сердце каждого моряка то, можно сказать, счастливое чувство дружбы, спаянности и доверия, возникшее в совместном труде на промысле. И вспоминается каждому азартная, ладная скорость замета, когда друг стоял рядом и 6ыл готов всегда помочь в трудную минуту.
А работа на промысле была сложной, специфичной. Рейс, в котором команду возглавлял ветеран нашего флота один из "открывателей» эры кошелькового лова Николай Тимофеевич Трунов, можно по праву назвать комбинированным. Судно в августе-сентябре находилось в Северном море. Здесь экипаж тралом вел добычу сайды. Как пригодились опыт и мастерство старшего помощника капитана В. Корнета и старшего мастера добычи А. Велья. В прошлом они долгие годы плавали на судах типа СРТ. Старпом хорошо знал промысловые районы, специфику тралового лова. Под руководством старшего мастера палубная команда сумела добиться результативного траления. В августе каждый подъем приносил по 10— 15 тонн сайды. С помощью опытных матросов Н. Савицкого и В. Овчинникова умело научились выполнять свои обязанности молодые рыбаки М. Мазепа и Ю. Клочко.
Вначале много хлопот доставляла разделка рыбы. Даже с помощью подвахты первые сто бочек обрабатывали весь день. А в это время электрик И. Новиков и рефмоторист В. Гриб устанавливали на палубе приспособление для механизированной разделки — головоруб. Вскоре сто бочек рыбы разделывались уже за четыре часа, а дневная продуктивность возросла до 200 - 210 бочек. Непрерывный процесс добыча — разделка — сдача стал рабочим ритмом команды. Августовский план по улову рыбы перекрыли в два с половиной раза. И в сентябре, несмотря на штормовую погоду, рыбаки СРТР-9058 также работали успешно. В итоге — в Северном море команда за два месяца сдала на плавбазы около 700 тонн разделанной сайды.
Такой добротный «задел» позволял надеяться на выполнение социалистических обязательств, которые экипаж принял в ответ на приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева рыбакам Одесской области. Команда на судовом собрании решила добыть сверх плана 1500 центнеров рыбы, добиться экономии промвооружения, топлива и горюче-смазочных материалов.
В другом районе промысла, куда судно пришло 15 октября, борьба за достижение поставленных рубежей продолжалась. С полной отдачей сил трудилась машинная команда, возглавляемая старшим механиком председателем судового комитета профсоюза Ю. Хальзовым. Старший механик плавает на СРТР-9058 с 1971 года. Грамотный специалист, активный общественник, Ю. Хальзов награжден знаком «Ударник девятой пятилетки». Всегда успешно эксплуатировали технику, были бдительными на вахте второй механик В. Дзюбенко, третий механик секретарь партийной организации Ф. Кобакене и моторист В. Душинский. Судовой комитет совместно с группой народного контроля провел в рейсе смотр по технике безопасности, техническому состоянию судна.
В сложных условиях работы сказали свое слово и специалисты кошелькового лова. На помощь А. Велье все чаще приходил мастер добычи В. Маяков, отлично знающий невод. А когда не по вине экипажа произошел порыв «кошелька», выведший судно из активного лова, много сил и энергии ремонту и настройке невода отдал и старший мастер-наставник Э. Кальюла. Приходил также на судно и сыграл большую роль в выполнении плана экипажем СРТР-9058 флагманский акустик-наставник И. Демьяненко.
Каковы же результаты этого рейса?
Экипаж выполнил план декабря на 136,7 процента, квартальное задание с отметкой - 107,4 процента... Коллектив рапортовал об успешном выполнении годового плана и принятых социалистических обязательств на 160,3 процента.

Б. АРТЮХОВ.
Памяти БМРТ-355 и его экипажей. ОСОБЫЙ РЕЙС ЭКИПАЖА «АНТОНА ТАММСААРЕ» – 01 01 1977
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЗА ЭТИМ рейсом БМРТ-355 «Антон Таммсааре» в объединении следили и с надеждой, и с беспокойством, чутко реагируя и на неудачи, невезения, и на успехи экипажа.
Нет надобности, пояснять читателям, чем был вызван этот повышенный интерес, эта участливость в судьбе недавно закончившегося рейса БМРТ «Антон Таммсааре». Не остыла еще у рыбаков память о неприятных событиях, связанных с предыдущим рейсом судна, когда по вине отдельных безответственных членов экипажа был нанесен весьма ощутимый ущерб всему объединению. Но дело не только в финансовых издержках - пала тень на авторитет, репутацию этого судна-трудяги, которое на протяжении предшествующих 20 с лишним рейсов честно работало на добрую славу объединения. Уж кого-кого, но капитана Анатолия Никитича Андреева человеком мнительным никак не назовешь. За долгие годы своей рыбацкой службы и капитанства отвык он от «эмоций» — до них ли, когда вечно все не так, как хочется: того не хватает, этого недостает перед выходом в море... И все ж таки, признавался потом Анатолий Никитич, чудилось ему в выражении лиц моряков то, о чем вслух говорить, конечно, не принято: угораздило же попасть на этот «штрафной» пароход... А про первого помощника — Владимира Курапова что говорить? Вообще впервые шел человек в море и в комиссарской должности впервые — ничего себе первый рейс! На этих людях лежала совершенно особая ответственность за то, чтоб не пристала худая молва к 355-му, чтоб не стало судно притчей во языцех, когда зайдет речь о тех, кто оказал недобрую услугу объединению в первый год новой, десятой пятилетки, накрепко или, как говорят еще — наглухо завалив годовой свой план.
Мысль эту следовало довести до всего экипажа, до каждого члена его персонально, да так, чтобы вызвать ответное чувство, рабочий настрой. Чтобы, вернувшись с промысла, при случае не говорил моряк конфузливо, что плавал а «том самом» — 355-м...
Вот что стояло за успехом или неуспехом этого и впрямь особого рейса БМРТ-355. Поэтому сегодня мы без всяких натяжек можем говорить о заслуженной победе, одержанной экипажем «Антона Таммсааре» в минувшем рейсе. Вот его результаты, итоги: рейсовое задание по вылову выполнено на 110 процентов, мороженой рыбопродукции — 119,9, филе — 122,8 процента; план по пищевой продукции — на 107,8 и по товарной — 105,9 процента. Превзойден главный коэффициент «рыбацкой пятилетки» — на пищевые цели использовано 80,3 процента рыбы-сырца. Экипаж БМРТ-355 может гордиться этим успехом.
Что ж, итоги достаточно красноречивы и также свидетельствуют в пользу БМРТ-355. И хотя пальму первенства приходилось делить с главным соперником — БМРТ-368 «Оскар Лутс», но, не в обиду его экипажу будь сказано, даже когда победителем выходил 368-й, по абсолютным показателям впереди был всё-таки "Антон Таммсааре».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Это было не просто сделать»... Да, холодильные установки, камеры оставляли желать лучшего. Кое-кто даже сразу махнул рукой — с такой техникой, мол, много не наработаешь. В. Кавалеров, к примеру. Рефмеханик. И действительно, «техника» эта забарахлила в самый неподходящий момент. Когда, спасибо великое добытчикам старшего мастера Вячеслава Тюлютова, живым серебряным потоком полилась на палубу и в бункера судна рыба-сырец, успевай только обрабатывать, разделывать, морозить... И, к счастью, не такие, как Кавалеров, определяли «погоду» в электромеханической службе БМРТ, где властвовали, задавали тон с самого начала рейса люди иного склада — стармех Лембит Пиллер, парторг экипажа, отличник 9-й пятилетки, комсомольцы Виктор Рется — электрик, Анатолий Бажанов — токарь, Валерий Гала и другие, которых было большинство. И когда начались неприятности с холодильными камерами, взяли их под свой неусыпный контроль рефмеханики Николай Салиев, человек и опытный, и, что не менее важно, заботливый, беспокойный, и его молодой напарник, впервые выходивший в рейс, Василий Панковец. Спокойно и как-то незаметно даже, без суеты и жалоб на «барахло» ухаживали они за капризной техникой, предупреждая возможные поломки и отказы, и так на протяжении всего длительного и трудного рейса. И постигли все "коварства" этой техники, и доказали полную несостоятельность пророчеств Кавалерова, да других, кто был настроен так же. А такие были, что тут скрывать. На судне их знают, а у нас нет ни места, ни желания говорить о них в ущерб тем, кто заслужил право на доброе слово о себе. Скажем, Владимир Сальников, котельный машинист и токарь Анатолий Бажанов. Первый предотвратил серьезную аварию котла, который вышел в рейсе из строя в результате обезвоживания (не по вине личного состава), в второй, когда это случилось, не пощадил ни времени, ни усилий, чтобы быстрей ввести котел снова в строй - точил заглушки для трубок ....
Отличались, как уже сказано, добытчики. На разборе рейса решено было, в частности, «изучить и распространить на другие суда объединения опыт работы добытчиков БМРТ-355 с цилиндрическими траловыми досками». Это было специальное задание отдела промрыболовства - освоить на практике универсальные доски для работы в пелагическом и донном вариантах. И подчиненные Вячеслава Тюлютова справились с ним лучшим образом — мастер добычи Михаил Мосиенко, коммунист, закаленный моряк, настоящий наставник молодых добытчиков, спокойный, рассудительный человек, и Петр Остапчук, добытчик с 10-летним стажем - это ему дважды объявлял благодарность капитан-директор за инициативную работу на промысле и за успешную подготовку молодого добытчика - Михаила Кузнецова, и Олег Терехин, также отличившийся в рейсе и занесенный на судовую Доску почета.
Но, пожалуй, особенно памятным будет этот рейс «Антона Таммсааре» для молодых рыбаков — рыбообработчиков, новичков. Собственно говоря, вся служба обработки была «зеленой». Составили ее практиканты из мореходки — 22 человека. Это едва ли не половина всей комсомольской организации судна, которую возглавлял радиооператор Александр Востров, который, кстати сказать, сам шел в первый рейс на БМРТ-355. Последнее обстоятельство, впрочем, отнюдь не помешало ему с ходу, с первых же дней рейса включиться самым энергичным образом в дела экипажа, быстро найти контакт и язык с молодежью и организовать живую, интересную работу с ней. Разумеется, с помощью таких старших товарищей, как коммунисты Василий Игнатьевич Супрунович — помощник капитана по производству, один из самых уважаемых у нас в объединении технологов, кавалер ордена Ленина, удостоенный этой высокой награды за трудовую доблесть, и рыбмастер Даниил Максимович Настенко, неизменно плавающий с В. Супруновичем, а также рыбмастер Калью Шмидт. Это им обязана молодежь всем, что с такой щедростью передали ей рыбаки-наставники — свои знания и богатейший опыт, умение, способность противостоять трудностям, неудачам, одолевать усталость, понимать друг друга с полуслова. Нелегкая, сложная моряцкая наука эта приходила к молодежи, постигалась ею каждодневно в течение без малого шестимесячного рейса, в будни и... трудовые праздники, в дневное и ночное время. Когда неизменно, в любое время суток, в любую погоду бок о бок с неопытной, но сильной, выносливой молодежью — такими, как парни из мореходки Святослав Божок, Михаил Янцук, Николай Сусликов, Михаил Лапшин и их друзья однокурсники, самоотверженно и без устали трудились ветераны, мастера-наставники, и комиссар экипажа Владимир Николаевич Курапов и другие командиры, коммунисты Николай Андреевич Ланкарда — руководитель судового комитета профсоюза, Рейн Лаан— второй механик и их товарищи, которые делали все, чтобы «Антон Таммсааре" вернулся домой с трудовой победой. И они добились своего.

Л. ФИРСОВ.

НА СНИМКАХ: ветеран нашего флота технолог В. Супрунович (вверху); члены штаба дня качества зорко следят за тем, чтобы вся рыбная продукция шла первым сортом (внизу).
Фото В. Мещерского и И. Галковского.
Памяти БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ... – 16 12 1967
ТРУД, спорт, самодеятельность — неизменные спутники молодого моряка.
Прописная истина: ничего не сделаешь, ничего не добьешься без инициативы, без желания. И наоборот: стоит проявить инициативу, выдумку, и комсомольская работа на судне станет живой, интересной. Это еще раз подтвердили комсомольцы БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан».
В июле, когда начинался рейс, провели первое собрание. Комсоргом избрали третьего штурмана Владимира Чудакова. На бюро разработали план мероприятий на рейс. Утвердили редакцию «Комсомольского прожектора» — ответственным за его выпуск стал курсант Херсонского мореходного училища Евгений Елькин.
Как лучше вести контроль за работой комсомольцев? Как помочь наладить производственный процесс? Бюро решило на одном из собраний заслушать информацию помощника капитана по производству П. Доронина о работе комсомольцев.
На собрании технолог охарактеризовал работу буквально каждого комсомольца, занятого в цехе. Были, конечно, и обиженные. Многие, особенно среди курсантов, первый раз работали в море. Несмотря на все старания, работа у них сначала не ладилась.
Все-таки это собрание дало результаты: комсомольцы подтянулись, стали старательнее относиться к своему делу.
Удачным оказался выбор Е. Елькина на пост руководителя «Комсомольским прожектором". Комсорг Владимир Чудаков выяснил, что Евгений был руководителем «КП» в своем училище. На бюро предложили ему заняться этим же и на судне. В рейсе вышло шесть номеров «Комсомольского прожектора». С его выступлениями все считались, реагировали на критику немедленно.
Большое внимание уделяла комсомольская организация проведению досуга. Особенно популярен был на судне спорт. И не удивительно: среди экипажа оказался один мастер спорта — курсант ТМУРП Майт Плусс, пятеро имели по различным видам спорта первый разряд.
Утром — зарядка, упражнения с гантелями. Глядя на курсанта, херсонца Геннадия Паластрова, многие «заразились» боксом. Набили мешок песком, каждую свободную минуту тренировались.
Никогда не знали отдыха и гири. Ребята сделали специальный помост, на котором проходили тренировки и соревнования. Чемпионом по поднятию двухпудовой гири стал электрик Анатолий Луценко — он поднял гирю 22 раза. Но, впрочем, важен не рекорд. Важно, что спортом увлеклись все. Пробовали свои силы даже те, кто мог выжать гирю 2—3 раза.
Спортсмены-энтузиасты соорудили перекладину. Большой интерес вызвали соревнования по подтягиванию. Ни в участниках, ни в зрителях недостатка не было. Чемпионом судна стал М. Плусс.
Электрик А. Луценко оказался не только самым сильным на судне. Он стал победителем шахматного турнира, в котором участвовало пятнадцать человек. А у шашистов победил начпрод Никита Мегель.
Устраивались соревнования и по ловле луфаря на крючок. В течение рейса поймали ни много, ни мало — почти восемьдесят тонн!
Все эти факты говорят о том, что на судне заниматься спортом все-таки можно, несмотря на ограниченные возможности. Было бы только желание!
К годовщине Октября комсомольцы подготовили концерт. Конечно, не все сначала шло гладко. «Нет у нас талантов, ничего не получится», — сомневались скептики. А таланты все-таки сыскались. Нашлись силы для оркестра. Душой самодеятельности стал кочегар Гарри Юрин — он хорошо играет на баяне, знает ноты. Были трудности с составлением репертуара — на судне мало нужных книг, песенников. И тут выручил Г. Юрин: он на память знал много мелодий, текстов.
Выступал на концерте хор из двенадцати человек, были танцы, песни. Самое активное участие принимали в самодеятельности врач Светлана Ющенко и начальник радиостанции Владимир Блэндовский. Всего показали 20 номеров. Всем, кто принимал участие в концерте, приказом капитана объявлена благодарность.
Этим не ограничивается перечень мероприятий, которые провели комсомольцы судна. Проводились в рейсе викторины, читал лекции о странах Африки студент-практикант Калининградского института комсомолец Сергей Степаненко, работал фотокружок. Были здесь даже курсы танцев — с желающими занимался четвертый механик Борис Веселков.
Комсомольская организация БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» показала себя с хорошей , стороны. Комсомольцы умели отдыхать, умели работать. 29 членов организации получили благодарности за хорошую работу, пятеро удостоены ее дважды.

Г. Ольшак.
Светлой памяти капитана Ивана Агеева. ВСЕ РАДОСТИ НА СВЕТЕ... – 07 11 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И. АГЕЕВ,
капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда

В ОДНОЙ песне есть такие слова: "Мне даны все радости на свете". И в этой песне и в этой статье речь идет о молодых наследниках всего того, что создано руками старших поколений.
Мы сказали "всего того". Уточним. Деды и отцы нынешнего молодого поколения уничтожили гнет капитала, построили социализм, отстояли его завоевания в жесточайшей схватке с фашизмом. Наш двадцатилетний молодой человек не знает ни войны, ни разрухи, ин голода. Он понятия не имеет о карточной системе и пайках. Он не знает, что такое плата за обучение и плата за лечение, что такое безработица и отсутствие всяких надежд на будущее. Он знает твердо: ничего подобного с ним не случится, потому что так устроена жизнь: детские ясли, детский садик, школа, институт, высоты науки или любимая , избранная им профессия.
Именно так устроена наша жизнь. И устроили эту жизнь старшие поколения. И жизнь так устроена далеко не везде и всюду, и кому-кому, только не нашему моряку, бывавшему не раз за рубежом, объяснять это.
Однажды мне рассказали один эпизод. Советское судно стояло у причала иностранного порта. Много людей собралось у его борта, потому что красный флаг был и есть и будет величайшей притягательной силой. Полкоманды нашего судна высыпало на палубу, многие сходили на берег, направляясь в город. В трех шагах от трапа курили свои трубки два пожилых моряка с соседнего английского судна.
Курили и внимательно присматривались к судну, к нашим морякам.
- Посмотри, это же "Куин Мери" в миниатюре! - сказал один, оглядывая наш новенький БМРТ и его белоснежные надстройки.
- А ты обрати внимание на моряков, - сказал второй. - Вот взгляни на штурмана, да ведь ему лет двадцать, не больше ... В его годы я безнадежно мечтал о работе кочегаром...
- И только к пятидесяти стал боцманом. - закончил мысль своего товарища первый.
Они молчали, а когда штурман сошел на причал, один из них извинился и вежливо осведомился. сколько штурману лет. Они не ошиблись, ему действительно недавно исполнилось двадцать, а капитану - тридцать три. При этом штурман ответил морякам на приличном английском языке.
То, что кажется поразительным для иностранца, - обычное явление в нашей жизни. Мы даже не замечаем, даже подчас не понимаем, чему удивляются иностранцы. Ведь все очень просто. После школы мы выбирали себе по душе учебное заведение, окончили его и стали командирами нового судна. Просто и понятно.
А вот пожилым матросам со старого, проржавевшего английского парохода многое не ясно: такие молодые, а уже офицеры флота!
То, о чем мечтает зарубежная молодежь, быть может всю жизнь, для нашей молодежи является вполне естественным процессом, закономерностью нашей советской жизни.
И здесь возникает другая тема - вопрос о наследовании "всех радостей на свете".
У них, за рубежом, молодежь вытесняет старших силой. Старше поколение оказывает активное сопротивление, пытаясь удержать свои позиции, свое место в жизни. Конфликт довольно острый, и решается он по принципу кто кого. Сильный выживает, удерживает за собой место у корабельного котла или у штурвала. Слабый и неопытный может мыть посуду и жить в ночлежке. Когда-нибудь и ему повезет. Когда? А тогда, когда судовладелец вышвырнет старого ослабевшего матроса и наймет помоложе и покрепче. Молодой получит в наследство от старого матроса койку и швабру, но никак не судно - у судна есть хозяин - капиталист.
А наш молодой моряк получит в наследство судно, весь флот и чувствует себя на нем полноправным хозяином. А иначе быть не может.
У нас в рыбопромысловом флоте боле четырех тысяч молодых моряков, из них полторы тысячи комсомольцев. Мы говорим об очень молодых, в возрасте от 18 до 22 лет. А если к ним приобщить и тех молодых, ко уже поплавал и обзавелся семьей, получается все девяносто процентов. Выходит, весь наш флот - флот молодой. Старшее поколение моряков передало этот флот в надежные руки - умелые и заботливые. Весьма показателен факт: только в этом году более ста молодых моряков поступило в высшие учебные заведения, чтобы еще более повысить свою квалификацию, стать инженерами-механиками, инженерами-судоводителями, инженерами-технологами.
Спросите этих молодых людей, чем они руководствуются, поступая в институт. Ответы будут разными, но все они сводятся к осознанной ответственности за судьбу своего флота - лучшего флота в мире. Они получили в наследство колоссальные материальные и духовные богатства, созданные их дедами и отцами. И это наследство они вовсе не намерены растранжиривать, но готовятся приумножать его с каждым годом второго полувека своей Советской Родины.
В песне поется : " Мне даны все радости на свете...". И что может быть бессмысленнее, чем бездумный легкомысленный отказ от этих радостей, полученных в наследство от старшего поколения? А ведь есть среди нас такие, которые находят радость не в любимом труде, не в учебе, не в использовании и приумножении всех богатств, выработанных предшествующими поколениями людей, а в бесшабашном проживании жизни. Такой "наследничек" живо спустит за бесценок все, что создано трудом многих поколений. Да еще в долги залезет. Ах, как хотели бы именно такие "наследнички" получить в свои руки все богатства нашего трудолюбивого народа.
К счастью, этого никогда не будет.
А будет вот что. Второе полустолетие Советской власти будет еще радостнее, еще счастливее первого. В следующем полувеке восторжествует коммунизм. А это - молодость мира и его возводить - молодым, как и поется в песне.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.