0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1346)
БМРТ-396 «Иоханнес Рувен". Рыцари навыворот – 23 12 1967
НА ТЕМЫ МОРАЛИ

В ОДИН из сентябрьских дней на БМРТ-396 «Иоханнес Рувен" случилось "ЧП»: начальник радиостанции Э. Рыбаков в кают-компании, во время обеда, в присутствии других представителей командного состава суд на, оскорбил буфетчицу Валентину Циватую. Впрочем, оговариваюсь: как ЧП это еще никем пока расценено не было.
Валентина потребовала чтобы Рыбаков извинился перед ней, а до того отказалась его обслуживать. На требование извиниться, Рыбаков с усмешкой пожал плечами, два дня гордо обходился без второго, а на третий сам проследовал с тарелкой на камбуз, по пути пообещав Валентине так "извиниться" перед ней на берегу, что она этого, покуда жива, не забудет. Вот тут-то, собственно, на судне и было усмотрено нечто чрезвычайное. Сотрапезники Рыбакова по кают-компании благородно возмутились и дружно потребовали...
Чего именно они потребовали, красноречивее всего скажет приказ № 21, изданный по судну 26 сентября:
"За невыполнение своих прямых обязанностей, выразившихся в отказе обслуживать начальника РТС т. Рыбакова, в результате чего т. Рыбакову пришлось обслуживать себя самому, старшей буфетчице т. Циватой объявить выговор. В случае дальнейшего отказа от обслуживания т. Рыбакова, т. Циватая будет наказана еще более строго".
Но, может быть, Рыбаков был не так уж и виноват и отказываться его обслуживать, у Валентины не было оснований? Нет. В п. 1 этого же приказа говорится: "За грубость по отношению к старшей буфетчице Циватой, находящейся при исполнении служебных обязанностей, начальнику РТС т. Рыбакову объявить выговор".
Значит, грубость была? Значит, Валентина справедливо потребовала, чтобы перед ней извинились? И, видимо, потребовать-то в первую очередь должна не она сама, а администрация судна и те, кто сидел за одним столом с Рыбаковым. Но этого не случилось, и к Валентине через день были применены "еще более строгие меры": из старших буфетчиц она была разжалована в официантки-уборщицы с потерей в заработке, разумеется.
Валентина не могла признать это справедливым и обратилась к первому помощнику капитана т. Оя. Но он ответил ей, что, несмотря ни на какие оскорбления, она все равно должна обслуживать Рыбакова, так как он - комсостав, а она - всего только "простая буфетчица".
Нельзя сказать, что на судне все так уж спокойно отнеслись к этому инциденту. На состоявшемся вскоре отчетно-выборном партийном собрании коммунист т. Гаврилов поднял было вопрос о случившемся, но т. Оя, как говорится, закрыл ему рот, попросту оклеветал женщину, заявив, что-де у Циватой с Рыбаковым существуют «энные отношения», сопроводив эти слова многозначительной паузой, и что администрация, мол, еще пожалела Циватую, не вынеся на широкий разбор эпизод в кают-компании.
Дальше — больше. Чувствуя все же шаткость своих позиций, администрация судна попыталась выйти из положения, сделав «хорошую мину при плохой игре». В отдел кадров на Циватую била отправлена необъективная, тенденциозная характеристика, в которой она обвинялась в неуживчивости характера, упрямстве и ... самолюбии. Хотя не понятно, почему чувство собственного достоинства оказалось недостатком женщины?
Вот таково происшествие, случившееся в один из сентябрьских дней на БМРТ-396. И, может, разрешать его можно было бы не обязательно на страницах газеты, если бы в этом, действительно, было что-то чрезвычайное для судна. Но в том то и беда, что оно стало возможным именно в той обстановке, которая сложилась на судне по отношению к женщинам. При мерно за месяц до случая с Циватой тот же Рыбаков оскорбил кастеляншу, но в ответ на ее жалобу отделался келейной беседой у капитана и "устным выговором", как сообщили кастелянше. Насколько действенной оказалась беседа, показали дальнейшие события.
Неуважение к женщинам, нежелание хоть как-то облегчать их и без того нелегкий быт - обычны. Мат, сквернословие не только в присутствии , но и по адресу женщин - все это было обычным явлением на судне. Причем дурной пример показывали в первую очередь члены командного состава, в том числе и капитан т. Папаев, которого соседство женщин отнюдь не удерживало от нецензурной брани.
Во время демонстрация кинофильмов можно было видеть, как первый помощник капитана и другие командиры судна сидят в креслах, а рядом весь сеанс на ногах стоит женщина - нет места. Даже шутливое замечание о том, что 92 мужчины могли бы, быть немножко рыцарями по отношению к пятерым женщинам, т. Оя расценивал как подрыв устоев, долго и поучающе доказывал, что в нашей стране - равноправие и век рыцарства давно прошел.
Но вернемся к Циватой. В истории с ней есть один момент, не подлежащий никакой, в том числе и моральной, дискуссии. Валентина Циватая - член судового комитета профсоюза. А в Положении о правах ФЗМК. утвержденных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15. XI. 58 г. в пункте 17 сказано:
"Члены ФЗМК, не освобожденные от своей основной работы, не могут быть уволены из предприятия, учреждения, организации или переведены на другую работу и на них не может быть наложено администрацией дисциплинарное взыскание без согласия профсоюзного комитета».
А этого сделано не было. Даже когда Валентина сама обратилась в судком, то он не сумел поправить неправильные действия администрации и тем самым отстоять свои же права, свой же авторитет.
Теперь администрация судна ссылается на то, что она такого правила не знала. Допустим, капитан-директор т. Папаев действительно не знал, хотя, берясь, руководить предприятием и верша в течение полугода судьбы почти ста человек, следовало бы ознакомиться хоть с самыми элементарными положениями нашего трудового законодательства. Но как мог, не знать этого первый помощник капитана т. Оя, имеющий высшее юридическое образование?! По-видимому, дело здесь не в незнании. Сказал же он Циватой, что если она вздумает жаловаться на берегу, то поверят не ей, а ему, так как он - член партии, пер вый помощник, а она — НИКТО.
...Возвращаясь из полугодового рейса, хочется удержать в памяти только хорошее, только о нем хочется вспоминать. И если я взялся за перо, чтобы рассказать об этом не столько чрезвычайном, сколько неприятном происшествии, то только потому, что глубоко убежден: подобному не место в нашем флоте.

Н. МОЛЧАНЮК
Памяти БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан». БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ... – 16 12 1967
ТРУД, спорт, самодеятельность — неизменные спутники молодого моряка.
Прописная истина: ничего не сделаешь, ничего не добьешься без инициативы, без желания. И наоборот: стоит проявить инициативу, выдумку, и комсомольская работа на судне станет живой, интересной. Это еще раз подтвердили комсомольцы БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан».
В июле, когда начинался рейс, провели первое собрание. Комсоргом избрали третьего штурмана Владимира Чудакова. На бюро разработали план мероприятий на рейс. Утвердили редакцию «Комсомольского прожектора» — ответственным за его выпуск стал курсант Херсонского мореходного училища Евгений Елькин.
Как лучше вести контроль за работой комсомольцев? Как помочь наладить производственный процесс? Бюро решило на одном из собраний заслушать информацию помощника капитана по производству П. Доронина о работе комсомольцев.
На собрании технолог охарактеризовал работу буквально каждого комсомольца, занятого в цехе. Были, конечно, и обиженные. Многие, особенно среди курсантов, первый раз работали в море. Несмотря на все старания, работа у них сначала не ладилась.
Все-таки это собрание дало результаты: комсомольцы подтянулись, стали старательнее относиться к своему делу.
Удачным оказался выбор Е. Елькина на пост руководителя «Комсомольским прожектором". Комсорг Владимир Чудаков выяснил, что Евгений был руководителем «КП» в своем училище. На бюро предложили ему заняться этим же и на судне. В рейсе вышло шесть номеров «Комсомольского прожектора». С его выступлениями все считались, реагировали на критику немедленно.
Большое внимание уделяла комсомольская организация проведению досуга. Особенно популярен был на судне спорт. И не удивительно: среди экипажа оказался один мастер спорта — курсант ТМУРП Майт Плусс, пятеро имели по различным видам спорта первый разряд.
Утром — зарядка, упражнения с гантелями. Глядя на курсанта, херсонца Геннадия Паластрова, многие «заразились» боксом. Набили мешок песком, каждую свободную минуту тренировались.
Никогда не знали отдыха и гири. Ребята сделали специальный помост, на котором проходили тренировки и соревнования. Чемпионом по поднятию двухпудовой гири стал электрик Анатолий Луценко — он поднял гирю 22 раза. Но, впрочем, важен не рекорд. Важно, что спортом увлеклись все. Пробовали свои силы даже те, кто мог выжать гирю 2—3 раза.
Спортсмены-энтузиасты соорудили перекладину. Большой интерес вызвали соревнования по подтягиванию. Ни в участниках, ни в зрителях недостатка не было. Чемпионом судна стал М. Плусс.
Электрик А. Луценко оказался не только самым сильным на судне. Он стал победителем шахматного турнира, в котором участвовало пятнадцать человек. А у шашистов победил начпрод Никита Мегель.
Устраивались соревнования и по ловле луфаря на крючок. В течение рейса поймали ни много, ни мало — почти восемьдесят тонн!
Все эти факты говорят о том, что на судне заниматься спортом все-таки можно, несмотря на ограниченные возможности. Было бы только желание!
К годовщине Октября комсомольцы подготовили концерт. Конечно, не все сначала шло гладко. «Нет у нас талантов, ничего не получится», — сомневались скептики. А таланты все-таки сыскались. Нашлись силы для оркестра. Душой самодеятельности стал кочегар Гарри Юрин — он хорошо играет на баяне, знает ноты. Были трудности с составлением репертуара — на судне мало нужных книг, песенников. И тут выручил Г. Юрин: он на память знал много мелодий, текстов.
Выступал на концерте хор из двенадцати человек, были танцы, песни. Самое активное участие принимали в самодеятельности врач Светлана Ющенко и начальник радиостанции Владимир Блэндовский. Всего показали 20 номеров. Всем, кто принимал участие в концерте, приказом капитана объявлена благодарность.
Этим не ограничивается перечень мероприятий, которые провели комсомольцы судна. Проводились в рейсе викторины, читал лекции о странах Африки студент-практикант Калининградского института комсомолец Сергей Степаненко, работал фотокружок. Были здесь даже курсы танцев — с желающими занимался четвертый механик Борис Веселков.
Комсомольская организация БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан» показала себя с хорошей , стороны. Комсомольцы умели отдыхать, умели работать. 29 членов организации получили благодарности за хорошую работу, пятеро удостоены ее дважды.

Г. Ольшак.
Административный корпус - 09 12 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Административный корпус рыбопромыслового флота расположился на северной стороне Таллинского морского рыбного порта.
Он включает проходную, столовую-заготовочную с торговым залом на 150 мест, отдел кадров, кассовый зал и почтовое отделение. На втором, третьем и четвертом этажах разместится администрация рыбного порта. траловой и рефрижераторной баз. Кроме того, на четвертом этаже находится зал совещаний на 238 мест.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В настоящее время строительство здания завершается. Закончены малярные работы, настилка паркетного пола в зале заседаний и полов из линолеума в кабинетах. Предстоит еще наладить системы отопления, водоснабжения и канализации, а также устранить ряд недоделок.
Строители обещают сдать объект в эксплуатацию в ближайшее время.

Текст С. Эду.
Фото Э. Сеппа и А. Петровского.
Памяти ТР «Альбатрос» и его экипажей. ВЫСОКОЕ ЗВАНИЕ КОММУНИСТА - 25 11 1967
В. МАРЧЕНКОВ, секретарь партийной организации дизель-электрохода «Альбатрос»

Наша партийная организация уделяет большое внимание росту своих рядов. В этом году мы приняли одного в члены КПСС, троих - в кандидаты. Эти цифры кажутся незначительными. Но мы и не гонимся за количеством. Очень важно, чтобы каждый новый член нашей организации был подлинным борцом за дело партии, как того требует Устав KПCC.
Отбор людей в партию проводим строго в индивидуальном порядке, готовим их так, чтобы они соответствовали высокому званию коммуниста.
Недавно наша партийная организация приняла в члены КПСС второго механика В. Пискуненко. В период прохождения кандидатского стажа В. Пискуненко выполнял ряд партийных поручений. Он являлся в машинной команде пропагандистом школы основ политических знаний. Он добросовестно проводил занятия по Тезисам ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Слушатели занятиями довольны.
Мы считаем, что главным при подготовке людей в партию, является воспитание в них организаторских способностей, повышение политической грамотности. Поэтому индивидуальные поручения в данном случае крайне необходимы. Они в полной мере дают возможность созреть человеку политически.
Конечно, давая то или иное партийное поручение, мы учитываем общую подготовку молодого коммуниста, его возможности. Так, например, кандидат в члены КПСС М. Никифорова долгое время была членом судового комитета профсоюза. Работала очень активно. Кроме того, исполняла обязанности агитатора в группе обслуживающего персонала. Надо сказать, ко всем поручениям М. Никифорова относилась с душой. В прошедшем рейсе, например, несмотря на серьезную нагрузку, она сумела организовать на судне коллектив художественной самодеятельности, который дал хороший концерт к юбилею Великого Октября. Сейчас мы предложили М. Никифорову на пост председателя судового комитета профсоюза.
Не меньшее значение мы придаем и тому, как молодой коммунист относится к выполнению своих производственных обязанностей. Ведь член КПСС должен быть не только хорошим общественником, но и показывать коммунистическое отношение к труду. Это опять-таки вытекает из уставного требования.
Вернемся вновь к В. Пискуненко. Он имеет на судне сложное заведование — дизеля. В последнем рейсе, например, они требовали к себе особого внимания, так как рейс был завершающим перед постановкой судна в малый капитальный ремонт.
Скажу откровенно, В. Пискуненко оказался на высоте. Правда, приходилось затрачивать много времени на ремонт и профилактику машин.
Однажды он не выходил из машинного отделения почти восемнадцать часов. Но в том, что экипаж выполнил рейсовое задание на 134 процента, немалая заслуга В. Пискуненко, ударника коммунистического труда. Хорошо работает кандидат в члены КПСС радист В. Воробель. Исполняя свои прямые обязанности, он регулярно принимает по радио последние известия и передает их всему экипажу. Участвует он и в выпуске радиогазеты.
Третий помощник капитана кандидат в члены КПСС Юрий Флегонтов молодой, но любящий свое дело специалист. За каждый рейс он имеет поощрения. Юрий серьезно интересуется общественно-политическими дисциплинами. В его личной библиотеке есть работы выдающихся мыслителей, основоположников теории марксизма-ленинизма. Флегонтов глубоко изучает историю КПСС, политическую экономию, философские проблемы.
Наша партийная организация не упускает из виду теоретическую подготовку молодых коммунистов. Решением бюро создана специальная группа по изучению Устава и Программы КПСС. В нее входят все кандидаты партии. Занятия по поручению партийного бюро с молодыми коммунистами вел Н. Анисимов. Это оказало им серьезную помощь в идейном росте.
Каждый глубоко усвоил уставные положения партии, познакомился с теми программными задачами, которые поставила партия перед своими членами.
Нашим молодым коммунистам есть, у кого учиться. Все четырнадцать членов КПСС "Альбатроса» являются действительно ведущей силой на судне. Ведь взять хотя бы показатели последнего рейса. Рейсовое задание выполнено на 134 процента, весь экспортный груз сдан в Ростоке высшим сортом. А это было достигнуто благодаря тому, что у нас на каждом участке находилось по два коммуниста.
Работа с молодыми коммунистам» - дело очень кропотливое, очень серьезное и важное. Но эта работа всегда окупится сторицей.
Памяти ТР «БОРА» и его экипажей. СМЕНА СМЕНЕ ИДЕТ - 25 11 1967
В. КУЗЬМИН, член бюро партийной организации ТР «БОРА».

ЭКИПАЖ нашего судна по своему возрастному составу - молодой. Комсомольская организация насчитывает 20 человек. Естественно, в этих условиях на долю партийной организации выпадает большая ответственность по руководству комсомолом.
Мы это понимаем отчетливо и делаем все, чтобы оказать комсомольскому бюро в руководстве организацией.
Главное, на что направляютсянаши усилия — идейное и трудовое воспитание комсомольцев и молодежи.
В первую очередь, партийное бюро решило оказать помощь в подборе секретаря комсомольской организации. Не секрет, что если секретарь инициативный, знает запросы молодежи, то и жизнь будет бить ключом. Мы решили рекомендовать на работу в комсомол коммуниста Владислава Зырянова — молодого энергичного товарища, неоднократно возглавлявшего комсомольские организации.
Надо сказать, выбор оказался удачным. И не только потому, что комсомольцы единогласно выбрали Владислава секретарем. Он оказался на редкость активным, энергичным вожаком.
Некоторые комсомольские организации копируют работу партийной. По-моему, это неверно. Мероприятия, организуемые молодежью, должны проводиться с учетом возрастных запросов. Они обязаны быть что ли «веселые», чтобы людей не одолевала скука. Требуется больше живости.
Это нашему комсомольскому бюро удавалось. Взять хотя бы диспут по кинофильму «На диком бреге». Основная тема его — каким должен быть советский человек. На первый взгляд кажется, что тема немного «бородатая». Но ведь как она была раскрыта! Сколько было горячих разговоров! Здесь молодежь осудила и карьеризм, и подхалимаж, и неверность.
Диспут прошел интересно еще и тем, что разговор велся о чести и достоинстве советского человека — человека, строящего коммунизм. Увлекательно был проведен КВН. Регулярно работал коллектив художественной самодеятельности. Выпускались стенная газета «Океан» и фотогазета.
Будет без преувеличения сказано, что во всех этих делах душой были комсомольцы. Не забывали они вопросы текущей политики, пропаганду достижений советской науки и техники. Конечно, и при проведении данных мероприятий мы оказывали им помощь. С интересными беседами перед комсомольцами выступали коммунисты Д. Коган, Д. Эссе, А. Арсеньев и другие.
Одним словом, идейно-воспитательная работа с молодежью и комсомольцами на нашем судне велась интенсивно, с максимальной отдачей. Большое внимание мы уделяли трудовому воспитанию комсомольцев и молодежи. В юбилейном социалистическом соревновании администрация и партийная организация опирались на молодежь, и она, прямо скажем, оправдала доверие. В последнем рейсе у лебедок, в трюмах комсомольцы работали с огоньком, и вот результат: вместо одиннадцати по плану экипаж произвел погрузку за пять суток. На подвахту выходили члены машинной команды, возглавляемые комсомольцами Хадье и Рейвельт.
Скажу откровенно, каждый трудился с удвоенной энергией. А если говорить о результатах работы за год, то здесь мы имеем хорошие показатели. В ноябре сверх годового задания мы доставили в порт 800 тонн рыбопродукции. До конца года наше судно может сделать ещё один рейс.
В том, что экипаж «Боры» получил право называться "экипажем имени 50-летия Великого Октября» — немалая заслуга комсомольцев и молодежи.
Комсомол — боевой помощник и резерв партии. Мы это понимаем не отвлеченно. Наша партийная организация в текущем году пополнила свои ряды за счет комсомольцев. В члены КПСС принят Валентин Стулов, кандидатом в члены КПСС — Анатолий Арканов. И еще есть товарищи, которые готовятся вступить в партию.
Постоянная, внимательная помощь комсомольцам и молодежи, без мелочной опеки и сдерживания инициативы со стороны партийной организации дает очень хорошие плоды. На судне — крепкий, здоровый коллектив, способный выполнить любую задачу, нет нарушителей трудовой дисциплины.
Заботиться о воспитании достойной смены — первейший долг всех партийных организаций.
Памяти ПБ «Фридерик Шопен". ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ В МОРЕ – 18 11 1967
Необычно прошел праздник Октября в этом году у моряков плавбазы «Фридерик Шопен". В течение нескольких дней шла активная подготовка.
Знаменательный день настал. В киностоловой собрались все, кто был свободен от вахт. С докладом выступил первый помощник капитана т. Рубанский. Он рассказал об историческом значении Октябрьской революции, ее влиянии на мировое рабочее движение.
Секретарь комсомольского бюро Валерий Крюков вручил десять Почетных грамот передовым комсомольцам. На этом официальная часть вечера была окончена. Конферансье Лариса Видмонт открывает концерт судовой художественной самодеятельности, Фельдшер Николай Гаевой выступил с сатирическими частушками. Клоунада с участием матросов Володи Петухова, Станислава Смирнова, Кастусиса Варанки имела исключительный успех. Аплодисментами встретили зрители номер, исполненный Майе Таада, Вильтой Вяйке, Ыйе Марлен. Своими силами они сделали костюмы, вложили много выдумки и изобретательности.
Прозвучали песни вокального квартета: "О друге», "Возвращение».
Концерт длился два часа, более двадцати номеров увидели зрители.
После концерта состоялся праздничный ужин. В киностоловой были накрыты столы более чем на сто мест. А те, кто не поместился, заняли места в красном уголке, который переделали пол салон. Атмосфера ужина была непринужденной. Концерт продолжался. Тут же поздравили с днем рождения рефмоториста Юхана Юргенсона, слесаря-наладчика Бориса Артемьева и других.
Праздник в Норвежском море прошел замечательно.
Дни праздника на плавбазе "Фридерик Шопен» были насыщены интересными событиями. Одним из них явилась выставка работ судовых художников.
В начале рейса был объявлен конкурс на лучшую картину. Темой и жанрами художников не ограничивали. И вот пришло время подводить итоги. В салоне были развешаны произведения самодеятельных художников.
Шесть человек представили на суд коллектива свое творчество. Жюри в составе одиннадцати человек под председательством первого помощника капитана Георгия Рубанского высказало свое мнение. Впечатляющую картину представил матрос Константин Тоболток. Он занял первое место. Его картина называется «Счастливое материнство».
В жанре пейзажа лучшую картину представи-ла приемо-сдатчица Майе Таада. С пейзажем Майе под названием «Скали-стый берег» познакомились посетители выставки.
Следует отметить еще одного участника выставки шопеновских художников. Его зовут Роберт Веденеев, он третий механик. Правда, приза он не получил. Однако жюри конкурса отметило его работы. Они были выполнены на морские темы. Например, небольшой этюд карандашом изображает разгрузку "Альбатроса".
О рисунках других художников жюри и коллектив судна отозвались положительно. Выставка всем очень понравилась. При закрытии ее участникам пожелали дальнейших творческих удач.

Н. БОНДАРЬ.
(Наш спец. корр.).
Памяти морской семьи Валерия и Тамары Крюковых. СТАНИСЛАВ И ДРУГИЕ КРЮКОВЫ ... - 15 11 1967
НА МОРЕ осенняя непогодь. Беснуются вокруг судна волны, в бессильной ярости разбиваются о высокие борта. В этих широтах уже в сентябре полетели белые мухи, летели, таяли на лету. А теперь это стало обычным. Радисты ворчат.
Плавбаза-рыбозавод «Фридерик Шопен» идет в соседний промысловый квадрат. Режет форштевнем водяные валы и кланяется. Беспрерывно бьет поклоны Нептуну. На палубе — пронизывающий ветер. Холодно телу. Холод ползет в душу, когда глядишь на разгневанное море.
Согревают моряка теплые слова друзей. Они рядом. Они всегда рядом. Об одном из них я расскажу.
Концерт в море. В затемненной киностоловой судна в вечерний час более ста человек слушают, затаив дыхание, худощавого темноволосого парня. Со сцены плывет, заполняет все пространство надрывная печальная цыганская песня. О чем поет цыган, о чем вторит ему гитара — не знают сидящие в зале. Но песня задевает за живое и громом аплодисментов награждают певца благодарные слушатели.
— Валера, «Морзянку», давай «Морзянку», — кричат с мест рыбаки. И комсорг судна Валерий Крюков поет товарищам «Морзянку». Потом будут новые и новые заявки. Песни будут литься широко и свободно, пока певец, устало улыбнувшись, не скажет в зал: "Ну, пожалуй, и хватит".
... Стал рыбаком Валерий после увольнения из военного флота. Быстро свыкся старшина первой статьи запаса с рыбацким морем, полюбил его и уже не представляет для себя другой жизни. А ведь рос в сальских степях, где воду увидишь разве что в колодце. Мама и сейчас живет там. Мама и брат Юрий. Но это первая мама, а вторая живет в Сумгаите, на Каспии. Рассказывать о ней — значит, нужно сначала рассказать о Томке.
Томка, или Тамара Петровна, как иногда под настроение величает свою жену Валерий, с детства познала жизнь на колесах. Жила с мамой в солнечной Молдавии, в промышленном Донбассе. И в Сумгаите довелось побывать. Принадлежала Томкина мама к кочевому племени строителей. Ездили со стройки на стройку вместе с тысячами таких же непосед, закладывали фундамент коммунизма. Там, в Сумгаите, прочла Томка в газете призыв. Газета звала на работу в море.
Никогда прежде не была она в море, а тут загорелась: поеду. Не помогли мамины уговоры, собралась, уехала в далекий Таллин. Приняли на работу в Таллинскую базу рефрижераторного флота. Попала в дружный коллектив плавбазы "Станислав Монюшко". Встретила здесь и свою девичью судьбу. Судовой электрик Валерий и рыбообработчица Тамара полюбили друг друга, поженились.
Появилась у Валерия жена, вместе с ней и вторая мама - сумгаитская. Одно плохо — далеченько добираться к теще на блины. Все же нынешним летом побывали с Тамарой в отпуске у обеих мам — в Сальске и в Сумгаите. Обеих навестили, чтобы было без обид: мамы — народ ревнивый.
Вернулся из отпуска Валерий один. Тамару оставил в Сумгаите. В предыдущем рейсе на плавбазе "Фридерик Шопен» получил долгожданную радостную весть: у него родился сын. Бурно поздравляли в море молодого отца друзья-рыбаки. Дали коллективную радиограмму Тамаре в Сумгаит: «Поздравляем со Станиславом Валерьевичем».
Так у малыша появилось имя в память о рыбозаводе «Станислав Монюшко», где встретились, где полюбили друг друга отец и мать. Если крестным отцом мальчика можно назвать весь экипаж «Фридерика Шопена» во главе с прежним капитаном Владимиром Ставровичем, то честь быть крестной матерью по праву принадлежит технологу Ирине Коцюбинской. Это она предложила Валерию назвать сына Станиславом.
Дружная рыбацкая семья Крюковых здравствует и крепнет. Тамара скоро вернется в Таллин, снова пойдет в море вместе с мужем. Обе мамы — сумгаитская и сальская, — ставшие вдруг бабушками, вовсе не опечалены таким превращением. Обе без ума от четырехмесячного внука. Спорный вопрос один: где жить Стасику? Сын моряка должен жить у моря, хотя бы даже у такого, как Каспийское, утверждает Сумгаитская бабушка. Сальская же убеждена, что будущему моряку Станиславу Крюкову полезно в детстве, как и папе, пожить в безводной степи. Кто из них прав — судить не нам.
Валерий же снова в рейсе. Ушел на «Фридерике Шопене» за Полярный круг. Хорошее у него настроение, и работа легче спорится. Прибавилось общественных обязанностей — в рейсе комсомольцы избрали его своим вожаком. Есть у Валерия Крюкова еще одна мечта — думает вступать в партию, хочет быть коммунистом. Сделать такой важный шаг в жизни он намерен именно в юбилейном году, который принес ему так много радости.

Н. Симоненко.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Бьется в стекла звездная метель
Вместе с тополиною порошею.
Пусть, малыш, летят тебе в постель
Бабочками сны твои хорошие.
Нам пока тревоги не видны,
Что ж, на то и сетовать не станем.
Спи, мальчишка, голубые сны
Снятся людям только в детстве раннем.
Хорошо о подвигах мечтать,
Мчаться к звездам, плыть по бурным рекам,
Только, прежде чем героем стать,
Стань сначала честным человеком.
Светлой памяти капитана Ивана Агеева. ВСЕ РАДОСТИ НА СВЕТЕ... – 07 11 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

И. АГЕЕВ,
капитан дальнего плавания, Герой Социалистического Труда

В ОДНОЙ песне есть такие слова: "Мне даны все радости на свете". И в этой песне и в этой статье речь идет о молодых наследниках всего того, что создано руками старших поколений.
Мы сказали "всего того". Уточним. Деды и отцы нынешнего молодого поколения уничтожили гнет капитала, построили социализм, отстояли его завоевания в жесточайшей схватке с фашизмом. Наш двадцатилетний молодой человек не знает ни войны, ни разрухи, ин голода. Он понятия не имеет о карточной системе и пайках. Он не знает, что такое плата за обучение и плата за лечение, что такое безработица и отсутствие всяких надежд на будущее. Он знает твердо: ничего подобного с ним не случится, потому что так устроена жизнь: детские ясли, детский садик, школа, институт, высоты науки или любимая , избранная им профессия.
Именно так устроена наша жизнь. И устроили эту жизнь старшие поколения. И жизнь так устроена далеко не везде и всюду, и кому-кому, только не нашему моряку, бывавшему не раз за рубежом, объяснять это.
Однажды мне рассказали один эпизод. Советское судно стояло у причала иностранного порта. Много людей собралось у его борта, потому что красный флаг был и есть и будет величайшей притягательной силой. Полкоманды нашего судна высыпало на палубу, многие сходили на берег, направляясь в город. В трех шагах от трапа курили свои трубки два пожилых моряка с соседнего английского судна.
Курили и внимательно присматривались к судну, к нашим морякам.
- Посмотри, это же "Куин Мери" в миниатюре! - сказал один, оглядывая наш новенький БМРТ и его белоснежные надстройки.
- А ты обрати внимание на моряков, - сказал второй. - Вот взгляни на штурмана, да ведь ему лет двадцать, не больше ... В его годы я безнадежно мечтал о работе кочегаром...
- И только к пятидесяти стал боцманом. - закончил мысль своего товарища первый.
Они молчали, а когда штурман сошел на причал, один из них извинился и вежливо осведомился. сколько штурману лет. Они не ошиблись, ему действительно недавно исполнилось двадцать, а капитану - тридцать три. При этом штурман ответил морякам на приличном английском языке.
То, что кажется поразительным для иностранца, - обычное явление в нашей жизни. Мы даже не замечаем, даже подчас не понимаем, чему удивляются иностранцы. Ведь все очень просто. После школы мы выбирали себе по душе учебное заведение, окончили его и стали командирами нового судна. Просто и понятно.
А вот пожилым матросам со старого, проржавевшего английского парохода многое не ясно: такие молодые, а уже офицеры флота!
То, о чем мечтает зарубежная молодежь, быть может всю жизнь, для нашей молодежи является вполне естественным процессом, закономерностью нашей советской жизни.
И здесь возникает другая тема - вопрос о наследовании "всех радостей на свете".
У них, за рубежом, молодежь вытесняет старших силой. Старше поколение оказывает активное сопротивление, пытаясь удержать свои позиции, свое место в жизни. Конфликт довольно острый, и решается он по принципу кто кого. Сильный выживает, удерживает за собой место у корабельного котла или у штурвала. Слабый и неопытный может мыть посуду и жить в ночлежке. Когда-нибудь и ему повезет. Когда? А тогда, когда судовладелец вышвырнет старого ослабевшего матроса и наймет помоложе и покрепче. Молодой получит в наследство от старого матроса койку и швабру, но никак не судно - у судна есть хозяин - капиталист.
А наш молодой моряк получит в наследство судно, весь флот и чувствует себя на нем полноправным хозяином. А иначе быть не может.
У нас в рыбопромысловом флоте боле четырех тысяч молодых моряков, из них полторы тысячи комсомольцев. Мы говорим об очень молодых, в возрасте от 18 до 22 лет. А если к ним приобщить и тех молодых, ко уже поплавал и обзавелся семьей, получается все девяносто процентов. Выходит, весь наш флот - флот молодой. Старшее поколение моряков передало этот флот в надежные руки - умелые и заботливые. Весьма показателен факт: только в этом году более ста молодых моряков поступило в высшие учебные заведения, чтобы еще более повысить свою квалификацию, стать инженерами-механиками, инженерами-судоводителями, инженерами-технологами.
Спросите этих молодых людей, чем они руководствуются, поступая в институт. Ответы будут разными, но все они сводятся к осознанной ответственности за судьбу своего флота - лучшего флота в мире. Они получили в наследство колоссальные материальные и духовные богатства, созданные их дедами и отцами. И это наследство они вовсе не намерены растранжиривать, но готовятся приумножать его с каждым годом второго полувека своей Советской Родины.
В песне поется : " Мне даны все радости на свете...". И что может быть бессмысленнее, чем бездумный легкомысленный отказ от этих радостей, полученных в наследство от старшего поколения? А ведь есть среди нас такие, которые находят радость не в любимом труде, не в учебе, не в использовании и приумножении всех богатств, выработанных предшествующими поколениями людей, а в бесшабашном проживании жизни. Такой "наследничек" живо спустит за бесценок все, что создано трудом многих поколений. Да еще в долги залезет. Ах, как хотели бы именно такие "наследнички" получить в свои руки все богатства нашего трудолюбивого народа.
К счастью, этого никогда не будет.
А будет вот что. Второе полустолетие Советской власти будет еще радостнее, еще счастливее первого. В следующем полувеке восторжествует коммунизм. А это - молодость мира и его возводить - молодым, как и поется в песне.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Памяти CPTP-9122. ОСТРОВОК НАШЕЙ РОДИНЫ - 07 11 1967
(Рассказ второго механика CPTP-9122 С. Леончука)

СИДИМ мы в своей салон-столовой и смотрим фильм «Кавказская пленница. Одним смешно, другим — нет, третьим — ни то ни се. А Тенгиз всех озадачил: не так, говорит, бывает. Вот тебе и раз! Кому, как не ему, знать, ведь он имеретинец. Знаете, где Имеретия? Нет? В Западной Грузии!
Вот так, когда читаем книгу или смотрим фильм о нашей Родине, почти всегда находится «гид», побывавший в том или ином уголке страны, или уроженец республики, города, области.
Если картина о Великой Отечественной войне, то и здесь есть сведущий человек — участник ее, моторист Николай Гитун.
Небольшое судно, а оно словно островок Отчизны. У нас на СРТР работают грузины Тенгиз Гонгадзе и Роман Гигиберия, украинцы Сергей Кравец и Анатолий Цикоза, эстонцы Вамбола Тамм и Александр Пейклик, литовец Винцас Яскунас, русские Иван Лукьянов и Павел Князев и другие. Как видите, экипаж многонациональный — есть в нем люди с севера и юга, с востока и запада.
Три с лишним месяца в море отработали и сжились все друг с другом душа в душу, как говорится, — ни сучка, ни задоринки. Братское взаимопонимание отмечено характерной чертой — не ожидать, когда к тебе обратятся за помощью товарищи, а заранее предугадать этот момент и заранее поспешить к нему. Например, перед приходом на промысел стармех Владимир Силкин собрал нашу машинную команду и сказал:
— Если наш «кошелек" будет брать действительно большие уловы, то на палубную команду ляжет слишком большой труд при работе на две вахты. Давайте дадим им передохнуть — организуем третью палубную вахту полностью только из машинной команды.
Все мы охотно поддержали предложение стар-меха, и когда пошла большая рыба, наша машинная команда выходила на палубу на работу, облегчая труд матросов.
Или другой пример. Чтобы сократить простой в порту на межрейсовом ремонте, мы решили выполнить на промысле, в рейсе, все работы, какие нам под силу, хотя они и не были запланированы. Отремонтировали двигатели 150 и 28 л. с., компрессор, все насосы, электрочасть и т. д.
В результате простой в порту сократили на две недели и досрочно подготовились к новому выходу на промысел.
И вот мы снова идем на промысел. Идем всей своей дружной, многонациональной семьей. Великий праздник Октября будем отмечать в море. Он будет радостным на нашем судне — небольшом островке великой социалистической державы, которая открыла светлый путь всем народам необъятной Родины.
Памяти БМРТ-227 «АУГУСТ АЛЛЕ». ТРУД ВДОХНОВЕННЫЙ - 07 11 1967
БОРТ БМРТ-227 «АУГУСТ АЛЛЕ». (По радио).
Большими трудовыми успехами экипаж встретил славный юбилей Великого Октября. Взятые социалистические обязательства в честь праздника успешно выполнены. Еще несколько дней тому назад сверх плана было выловлено около 3 000 центнеров рыбы. План добычи за прошедшее промысловое время достиг 133, заморозка рыбы — 119, изготовление кормовой рыбной муки — 180 процентов.
Экипаж трудится с большим воодушевлением, показывает коммунистическое отношение к труду, высокую сознательность и дисциплинированность.
Инициаторами и организаторами славных трудовых дел экипажа являются коммунисты. Они мобилизуют весь личный состав на успешное выполнение годового плана и рейсового задания.
Трудолюбием отличаются матросы тт. Горохов, Щербаков, Кийлас, Лобачев, Пушкарев, мастер добычи Володин, моторист Унтилов, старший помощник капитана Кладиев, начальник радиостанции Варша и другие. От коммунистов не отстают и комсомольцы. Они также отличаются трудолюбием и непримиримостью к недостаткам. Среди них - матросы тт. Москаленко, Йыги, Таран, Евстигнеев, Илюдко, Перебитюк, моторист Ламинский и другие.

П. ЧАЛОВ,
первый помощник капитана, Герой Советского Союза.