0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (791)
Памяти капитана СРТ-4543 В. Решетникова -ЗА ЛЕНИНСКИЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ - - ноябрь 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Каиптан В Решетников СРТ-4543 ноябрь 1969

ЗКИПАЖ наш, как и многие другие в ТБТФ, многонациональный. Если посмотреть по анкетам, то мы увидим, что люди прибыли к нам из Ташкента и Киева, Латвии и Литвы, из многих других
городов и республик.
Но высокое сознание своего трудового долга сплотило в плавании членов экипажа в единый монолитный и дружный коллектив. На ленинской юбилейной вахте на промысле каждый трудился с такой энергией, что заслуживал похвалы и поощрения.
Уже первый рейс этого года с 10 февраля по 24 мая стал выдающимся. Задание по вылову рыбы удалось завершить на 204,7 процента. Было добыто шесть тысяч семьсот десять центнеров и сдано лучшим сортом. Солнечным весенним утром 24 мая экипаж по итогам рейса удостоился
торжественной встречи.
Второй рейс этого года начался 16 июля. Партийная и профсоюзная
организации сразу же возглавили соревнование за использование
внутренних резервов, каждому было предоставлено максимум инициативы.
И действительно, с самого начала рейса выручала рыбацкая смекалка.
Судно было оборудовано и вело тресковый лов, а стране требовалась сельдь.
Тогда старший мастер добычи Виктор Васильевич Тимофеев, опытный специалист, умело перестроил трал на сельдяной лов.
С 4 сентября приступили к лову сельди. По плану требовалось добыть этой рыбы
890 центнеров. Экипаж выловил 960. Таким образом, важное задание было не только выполнено, но и перекрыто.
Наш коллектив вел парное соревнование с экипажем СРТ-4544, который являлся сильным соперником. Обмениваясь опытом друг с другом, команды обоих судов вели промысел высокими производственными темпами.
Заступив на ленинскую трудовую вахту, оба экипажа взяли очень ответственные социалистические обязательства.
В коллективе нашего СРТ образцы исполнительности и трудолюбия показали матросы Валентин Лобанов, Иван Томащук, Петр Садниченко, старпом Александр Чистяков, стармех Владимир Сортов, начальник радиостанции Станислав Саулюнас и другие рыбаки.
И вот почти одновременно в конце октября оба соревнующихся экипажа завершили промысел и были торжественно, с оркестром встречены в родном порту представителями администрации, общественных организаций, родными, друзьями и знакомыми.
Теперь можно подвести некоторые итоги. Коллектив СPT-4544 в этом рейсе при плане 3545 центнеров выловил 7020 центнеров рыбы, в том числе 450 центнеров сельди. Общий его вылов с начала года - 12,549 центнеров.
Наш экипаж в этом же рейсе при плане 3498 центнеров добыл 8000 центнеров рыбы, в том числе 960 центнеров сельди.
Вылов нашего судна с начала года - 14.772 центнера. Победа осталась за коллективом СРТ-4543.
Хочется отметить, что при большом напряжении на промысле наши рыбаки умело организовали часы отдыха. Проводились ленинские чтения, читки передовой статьи "Правды" "Резервы рыбаков" и т.д..
По итогам второго квартала коллективу присуждена вторая премия по главку "Запрыба". Начальник главка И. Шинкарев радиограммой поздравил рыбаков судна, пожелал им дальнейших достижений на ленинской трудовой вахте.
В борьбе за Ленинские Юбилейные медали экипаж нашего траулера готов к новым трудовым свершениям.
Свой успех коллектив посвятил 100-летию со дня рождения Владимира
Ильича Ленина и 52-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

В, РЕШЕТНИКОВ
капитан СРТ-4543
Памяти капитана Евгения Михайловича Сахарова - МОЛОДЦЫ. ТАК ДЕРЖАТЬ! - сентябрь 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

капитан танкера "Алекандр Лейнер", Е Сахаров сентябрь 1969


ТОЛЬКО что над Балтикой пронесся шторм, какого не бывало давно. А в день прибытия в родной порт танкера "Александр Лейнер" погода, словно извиняясь за свои коварные проделки накануне, умыла до нежнейшей голубизны не6o, выгладила до зеркального блеска залив, еще вчера клубившийся черно-белой пеной... Словом, лучшего денька для возвращения в Таллин трудно было желать экипажу прославленного танкера.
"Александр Лейнер" шел к причалу неторопливо, можно сказать, даже торжественно, с достоинством, как и положено имениннику. А сегодня экипаж танкера был действительно именинником. Он возвращался домой, нагруженный добрыми делами, выполнивший и перевыполнивший свои социалистические обязательства, взятые коллективом в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
На пирсе радостное волнение. Звучат первые звуки оркестра. Работники базового комитета разворачивают волнующееся на ветру голубое полотнище с надписью: "C прибытием в родной порт, дорогие товарищи!"
Пламенеют букеты гвоздик, приготовленные для героев дня. И вот последние минуты, секунды...
"Александр Лейнер" плавно швартуется к стенке. Спущен трап. Первые радостные возгласы, приветствия, рукопожатия.
Капитан танкера Евгений Михайлович Сахаров отдает рапорт начальнику Таллинской базы рефрижераторного флота В. В. Чернухину. — Товарищ начальник рефрижераторного флота, танкер "Александр Лейнер" благополучно прибыл в порт. Годовой план, задание пятилетнего плана выполнены досрочно! Экипаж танкера и впредь готов достойно нести Ленинскую трудовую вахту!
Дружеские объятия, рукопожатия ... Толпа встречающих хлынула на палубу. Каждому хочется лично поздравить моряков танкера, первыми в Эстонском рыбопромысловом флоте выполнившими пятилетку. Начинается торжественный митинг.
Слово берет начальник Таллинской базы рефрижераторного флота тов. Чернухин:
-- Сегодня, — говорит он, — мы от всей души, сердечно поздравляем славный коллектив танкера "Александр Лейнер". Экипаж танкера еще раз доказал, что он с честью носит высокое звание коллектива коммунистического труда, выполнив свои социалистические
обязательства. Сегодня мы празднуем победу, победу нашего коллектива, который самоотверженно и добросовестно трудился в этом рейсе и закрепил успехи, которые были достигнуты раньше. Это — заслуженный успех коммунистов, комсомольцев судна, всего коллектива.
— С приходом в родной порт, дорогие товарищи!
Затем выступает секретарь парткома КП Эстонии рыбопромыслового флота Н. Ф. Митюрев. Он говорит:
— Сегодня мы радуемся все. Победа экипажа танкера "Александр Лейнер" завоевана самоотверженным трудом. От имени парткома, всей партийной организации нашего флота позвольте сердечно поздравить весь коллектив танкера с выдающейся победой - выполнением и годового и пятилетнего плана. Это — весомый вклад в ленинскую копилку миллионов. Экипаж танкера "Александр ЛейНЕР" по праву завоевал звание
правофлангового нашего рыбопромыслового флота.
На него будут теперь равняться все судоэкипажи, все береговые коллективы.
Начальник отдела кадров базы М. Корольков зачитывает приказ о награждении экипажа танкера "Александр Лейнер" за выдающиеся заслуги на ленинской трудовой вахте Почетной грамотой. За хорошую работу всем членам экипажа объявляется благодарность.
Коллективу вручается ценный подарок — радиола "Эстония-4".
В ответном слове капитан судна Е. Сахаров и первый помощник капитана А. Крылов сердечно поблагодарили руководство базы за теплую встречу и заявили от имени экипажа, что коллектив танкера коммунистического труда полон готовности и дальше достойно нести ленинскую трудовую вахту.
... Митинг окончен. Теперь моряков танкера "берут в плен" родные и друзья. Сколько предстоит счастливых встреч — встреч с друзьями, в семейном кругу. Есть о чем рассказать своим близким славному экипажу.
С победой вас, дорогие товарищи!

3. ПЕТPOВA
Памяти экипажа и БМРТ-436 - ТРУДНЕЕ РЕЙС-ДОРОЖЕ ПОБЕДА - август 1967
НА ЭТОЙ СТРАНИЦЕ ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА БMPT-436 «КРИСТЬЯН РАУД» РАССКАЗЫВАЮТ О ТОМ, ЧТО БЫЛО ПРИМЕЧАТЕЛЬНОГО В ПОСЛЕДНЕМ РЕЙСЕ, ПОСВЯЩЕННОМ 50-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


НА НЕИЗВЕДАННЫХ ГРУНТАХ

И. ПРОЦЮК,
старший мастер добычи

На тяжелых неизведанных грунтах пришлось нам работать в последнем рейсе на промысле в водах Юго-Западной Африки. Кроме того, так как в этом районе нет постоянного течения, то рыба в течение суток совершает много миграций, которые трудно предвидеть. Нужно отдать должное нашему штурманскому составу. Штурманы умело ориентировались в необычных условиях и давали нам возможность брать хорошие уловы карася, мерлузы и другой столовой рыбы.
Весь коллектив добытчиков серьезное внимание уделял сохранности промвооружен и я и его производительному использованию.
Обычной глубиной траления были 100—370 метров. На первую половину сдвоенного рейса нам полагалось 4,7 трала и на вторую — 4.1. Фактически, перекрыв задание по добыче рыбы, израсходовано промвооружения меньше. Например, тралов использовано лишь 6,1, а 2,7 трала сэкономлено. А ведь каждый трал стоит 1960 рублей. 10 тысяч рублей - такова экономия на промвооружении. Наши мастера добычи Павел Тихомиров и Виталий Пустоветов наряду с основной работой хорошо подготовили шесть человек новичков, впервые вышедших на промысел. Все они стали опытными добытчиками, быстро производили ремонт тралов и другого вооружения.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ 436 август 1967 матрос Олег Дашичев

ВОТ TAК АФРИКА!

— У берегов Южной Африки, под 20 градусом широты (в настоящих тропиках) работать приходилось почти что в шубах, — сказал старпом Лев Александрович Рябов. — Ветер холодный, резкий.
Но это еще ничего. Главное же состояло в том, что район промысла был малоисследованным. Карты пестрели различными оговорками. Берега — пустынные, ориентира иной раз выбрать не было возможности.
При таких обстоятельствах, однако, штурманский состав судна проявил много находчивости, чтобы обеспечить добытчикам хорошие районы лова. Иной раз приходилось делать даже переходы в 100 миль.
В среднем брали за сутки по 8—9 тонн, случалось брать за одно траление и по 18—20 тонн.
Полный контакт и взаимопонимание между штурманами и мастерами добычи обеспечили успех сдвоенного рейса.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

БМРТ 436 август 1967 матрос Отто Сульви

ЭСТАФЕТА ТРАДИЦИИ

В. ЯНЦЕВИЧ.
первый помощник капитана

Сдвоенный рейс нашего судна продолжался с октября прошлого года до июля нынешнего. В феврале на промысел в район Юго-Западной Афики, где мы вели лов, прибыла подменная команда. Первый состав работал хорошо.
Командный состав, парторганизация и другие члены экипажа первой целью при этом поставили передать новой вахте весь опыт, все лучшие традиции прежнего экипажа. Старший мастер добычи Иван Процюк, рефмеханик Валентин Йокшас, котельный машинист Михаил Кирилюк и остальные ввели в курс жизни новых людей, помогли им освоиться с делом, взять с первых дней неплохие темпы работы.
Вторая половина рейса также завершена удачно. Это видно хотя бы по производственным показателям. План вылова рыбы выполнен. Заморозка составила 116 процентов к заданию, по шкереной рыбе— 189 процентов и т. д.
Моральное состояние экипажа также оставалось хорошим. В социалистическом соревновании в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции каждый внес частицу своего старания. Можно сказать, в историю судна и второй состав команды вписал не одну яркую страницу.


В борьбе за пресную воду

М. КИРИЛЮК. матрос первою класса

В первой половине рейса я работал котельным машинистом. Наш стармех Евгений Подольский поставил перед котельным участком важную цель. Он разъяснил, что с 1967 года ТБТФ переходит на новую систему планирования и экономического стимулирования. Поэтому необходима строгая бережливость в использовании всех ресурсов и материалов.
Судно расходует много пресной воды, которую по дорогой цене вдали от родных берегов приходится покупать в других государствах. Больше сделать пресной воды своими силами — такое было наше задание.
Опреснительная установка действовала безотказно. Несмотря на то, что нам не планировалось изготовить ни одной тонны, судно получило в первую половину рейса 1.450 тонн пресной воды.
Во второй половине наши сменщики Анатолий Панченко, курсанты Херсонского мореходного училища Леонид Фомин и Виктор Буглов уже получили задание изготовить 800 тонн пресной воды. Этот заказ они перекрыли — дали 1.200 тонн.


ПРОШЛИ ХОРОШУЮ ШКОЛУ

На "Кристьяне Рауде" в этом рейсе ходили на промысел в район Южной Африки два молодых практиканта из Объединенной Арабской Республики — Мухаммед Набиль и Фаузи Наги.
Оба они — крепкие, здоровые, загорелые, по отзывам команды трудолюбивые и любознательные, получили на судне хорошие знания по холодильным установкам. Скромные, простые люди, успешно овладевшие русским языком, они оказались приятными собеседниками.
- Впервые с советскими людьми я встретился у себя в ОАР, на шумных причалах родного Александрийского порта,- рассказывает Мухаммед Набиль, - Знакомство с вашими моряками, большие достижения вашей страны во всех областях очень меня привлекали, как и многих моих сверстников. Мне очень хотелось побывать в Советском Союзе.
Желание Мухаммеда исполнилось.
После окончания 12 классов школы и среднего технического
заведения Мухаммед вместе с товарищем по учебе Фаузи получил направление в Советский Союз для изучения холодильного дела.
Оба александрийца в 1964 году прибыли на Украину. В Харькове
на подготовительном отделении университета юноши изучили
русский язык. Затем началась практика на различных предприятиях
Советского Союза. Предпоследним этапом явилась работа на различных
морозильных установках в городе Ленина.
Из Ленинграда для знакомства с судовыми агрегатами и методами охлаждения друзья были направлены в Таллинскую базу тралового флота на БМРТ-436 "Кристьян Рауд".
- Нам очень понравилось то, как заботятся здесь о людях труда, — вступил в разговор Фаузи Наги, - В феврале поездом нас отправили из
Таллина в Ригу. Оттуда на большом хорошо оборудованном пассажирском теплоходе "Эстония" мы продолжали вместе с советскими рыбаками путь в Южную Африку, где находился на промысле "наш" БМРТ. Это было приятное путешествие, с
комфортом. Нам, пассажирам, скучать не приходилось. Культурный досуг, занятия по специальности, чтение книг, беседы с опытными рыбаками немало лет посвятившими промыслу, как бы открывали нам новые горизонты.
— Самое братское отношение проявляли к нам на промысле советские товарищи, — продолжал беседу Мухаммед. — Нам все объясняли, все показывали, давали возможность познакомиться подробно с холодильным хозяйством, с методами его ведения.
Особенно горячую признательность хочется выразить за горячее участие советских людей в судьбе нашей родины, подвергшейся нападению со стороны израильских экстремистов, за спиной которых стоят империалисты, в первую очередь агрессивные Соединенные Штаты.
В заключение Мухаммед Набиль и Фаузи Наги выразили сердечную благодарность за братское гостеприимство, которое и они и другие практиканты из Объединенной Арабской Республики встречают в первой стране социализма, и что 50-летие Великого Октября будет праздником всех трудящихся освободившихся стран, идущих своим путем к социализму.

Д. ЛОНГ.
Памяти экипажа и ПР "Аугуст Корк" -ноябрь 1967
РАССКАЗЫВАЮТ ЧЛЕНЫ ЭКИПАЖА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕФРИЖЕРАТОРА «АУГУСТ КОРК»
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


"Август Корк" - новый производственный рефрижератор, двадцать третье по счету судно в Таллинской базе рефрижераторного флота. Новое судно - это новый коллектив. И новые задачи, новые заботы, новые достижения. Недавно "Аугуст Корк" успешно завершил
свой первый рейс, перевыполнив производственное задание. Начало положено доброе. О делах экипажа судна сегодня рассказывают его члены.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Август Корк ноябрь 1967 Члены экипажа
На снимке: матрос И. Гаврилов, моторист
Г. Окуненко, четвертый помощник капитана А. Капинос, матросы
В. Вааб и М. Атаджанов

Не рекорд, а качество


А. ВАХТРА.
мастер обработки

В Северном море мы принимали пикшу, треску, сайду. А в Норвежском брали сельдь от кошельковых траулеров. Рыба от них поступала хорошая, высококачественная, без повреждений — ведь улов
даже не касался борта промыслового судна.
Поэтому одной из главных наших забот было сохранить высокое качество сельди. Чтобы рыбa не билась о палубу, не получала повреждений, мы накрывали ее брезентом - так она скорее засыпает.
Вначале промысла, когда принимали рыбу тресковых пород, морозили до 60 тонн в сутки, в Норвежском море морозили несколько меньше. Средне суточная заморозка составляет 41,5 тонны - а три с половиной тонны выше плановой.
Наша бригада в соревновании признана лучшей. Рекордный результат заморозки за смену — 21,5 тонны, на морозке сельди - 19 тонн. Но вообще-то за рекордами мы не гнались: в погоне за |рекордом недолго и механизмы из строя вывести. Зато качество было под неослабным контролем: следили, чтобы в блоках была нормальная температура, чтобы не было отклонений в весе брикетов.
Пример в работе подавал матрос коммунист Михаил Чекурной. Нельзя не сказать доброго слова об Анатолии Пузенко, который из рейса в рейс совершенствует свои знания. Сначала он плавал матросом, затем был приемщиком, теперь - помощником рыбмастера. Работает он поистине самоотверженно, в любую погоду может принимать суда.
А. Пузенко хорошо знает технологию замораживания, на него всегда можно положиться в работе. Он выполняет и большую общественную
работу - является заместителем секретаря партийного бюро, руководит группой народного контроля. Сейчас его представили для занесения на
доску почета 6азы.
Очень хорошо работали в бригаде будущие судоводители - курсанты Ростовского мореходного училища. Ребята молодые, сначала, думал - силенки у них маловато. Но работали здорово, всегда готов с такими плавать!



ВОКРУГ ЕВРОПЫ

А. ПОЛОМАРЧУК,
старший помощник капитана

В середине июня в Николаев прибыла часть команды которой предстояло плавать на новом производственном рефрижераторе. 27 июня вышли на ходовые испытания, а еще через три дня был подписан акт о приемке.
Новое судно однотипно с дизель-электроходом "Советская Родина". На нем установлено новейшее оборудование. Очень удобные каюты, вся мебель - шкафы, столы, кровати - сделаны из пластмассы.|
В Одессе приняли дарственный груз для Сирии - 1050 тонн жира и 26 июля прибыли в Латакию. В Латакии стояли всего двадцать суток. Надо сказать, что принимали советских моряков очень тепло.
Затем вокруг Европы направились в район промысла.
Половину груза взяли в Северном море, вторую половину-
в Норвежском. Работать пришлось в сложных условиях.
Но за рейс не было ни одного аварийного случай, хотя во время
приемки рыбы погода не всегда благоприятствовала. В этом
большая заслуга боцмана Владислава Ордэна и всей боцманской команды, работавшей четко и слаженно. В течении рейса всего было около трехсот швартовок. Неплохо работал и штурманский состав.
Основной костяк нашего экипажа пришел с однотипного судна -
с "Советской Родины". Сам я в должности старшего помощника первый раз - раньше был вторым штурманом на "Бризе".
Много в составе команды новичков, которые впервые пошли в море. Много курсантов различных мореходных училищ. Но тем не менее экипаж у нас хороший. Об этом говорит и то, что рейсовое задание нами
Перевыполнено




Авторитет коммуниста

М. МОЧКИН,
старший электромеханик,
секретарь партийного бюро

Мне кажется, характерным для нашего судна является то, что у нас особенно чувствуется авторитет коммунистов. Коммунисты работали на всех участках и везде показывали пример в работе. За рейс не было случая, чтобы приходилось делать замечания в адрес коммуниста.
Всего у нас в организации 21 коммунист и два кандидата в члены партии. Причем все имеют общественные поручения. Так, член партийного бюро моторист В. Харвонен активно помогает в работе комсомольской организации.
При проведении партийной работы строго руководствовались планом, принятым и утвержденным НА БЮро. НА партийных собраниях и бюро ГЛАВНОЕ внимание уделяли производственным вопросам. OДНАКО приходилось заниматься и вОПРОСАМИ ДИСЦИПЛИНЫ И быта.
До начала учебных занятий в сети партийного просвещения изучали Тезисы ЦК КПСС "50 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Были созданы три группы. Эти же группы остались и при проведении политзанятий.
Пропагандистами стали матрос Владимир Косаковский, который прежде был секретарем партийной организации, и моторист Владимир Панов — он учится на последнем курсе института. Тщательно готовился и серьезно подбирал материалы первый помощник капитана Б. Гуркин, который вел занятия по политэкономии По опыту знаю, что на некоторых судах политучеба ведется эпизодически, от случая к случаю. У нас они проходят не так. Люди уже приучены к тому, что понедельник - день политзанятий, поэтому на этот день никаких мероприятий не намечается.
В будущем думаем создать на судне постоянную лекторскую группу из числа старшего комсостава.






Сэкономили 100 тонн топлива

Л. Бурзак
главный механик

Конечно, трудности на новом судне всегда бывают. Особенно
для механиков. Начнем хотя бы с того что, многие люди из
машинной команды прежде на судах этого типа не плавали.
Пока шли на промысел, пришлось обучать. Но вообще командой доволен.
Были и заводские неполадки, недоделки, которые нам пришлось устранять в процессе работы. Особенно много пришлось поработать ремонтным механикам Алексею Задумову и Валентину Смородинову.
Лучшей вахтой у дизелистов стала вахта второго механика Виктора Трифонова.
На судно он пришел с РР-1282, где работал механиком.
Среди лучших можно назвать мотористов В. Харвонена и Г. Кушнира,
электромеханика П. Иванова, газоэлектросварщика В. Мищенко и многих других.
За рейс у нас сэкономлено 100 тонн топлива.



СУДОВАЯ ХРОНИКА

* первый ПУНКТ обязательств
* ШЕСТЬДЕСЯТ ТОНН В СУТКИ
* РАДИООБОЗРЕНИЯ

"В основу жизни и роботы всего экипажа положить принципы морального кодекса строителя коммунизма" - так
говорится в первом пункте социалистических обязательств, принятых экипажем "Аугуста Корка». 39 членов команды приняли индивидуальные социалистические обязательства.


В Северном море была достигнута наибольшая суточная заморозка рыбы - 60 тонн. Это на 10 тонн превышает проектную мощность морозильных камер.

За рейс выпущено 15 номеров судового радиообозрения. Из них
моряки узнавали о важных событиях на судне, о ходе выполнения
производственного задания, о событиях в стране и за рубежом.

В первом рейсе выпущено два номера стенной газеты "Горизонт", три
фотогазеты, один номер "Комсомольского прожектора"
Памяти механика Анатолия Гришкова- СМЫСЛ ЖИЗНИ – 29 ноябрь 1967
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

механик Анатолий Гришков ТР Бора ноябрь 1967

Анатолий Гришков — человек не железный. А если судить по комплекции — то даже наоборот: сложения совсем не богатырского. Зато упорства у него на двоих хватит. Может, это его и отличает от товарищей, таких же матросов с транспортного рефрижератора «Бора».
До службы в армии работал парень токарем на заводе. Отслужил — решил пойти в море. С тех пор он уже третий год плавает на «Боре». После службы в армии Анатолий решил «поднажать» на учебу — знаний было маловато, всего восемь классов. Сразу же поступил в заочную школу, за два года сумел одолеть три класса.
Но это легко сказать — "начал и кончил"... А что это значит на самом деле, знает, пожалуй, тот, кто так же работает в море и учится. Постигать премудрости науки, да еще в таком темпе — ох, как не легко.
Правда, ребята ему помогали. Зачет, экзамен — иди сдавай, всегда на вахте заменят, подготовиться помогут. Иногда посмеиваются с доброй завистью к его упорству: «Ну как, Гришков, грызешь гранит науки?». Зато в помощи никто никогда не отказывал.
Был однажды такой случай. В день отхода суд¬на предстояло сдать последний экзамен. Времени нет, сдавать некогда. Но вот старпом Герасимов раздобыл машину, срочно помчались в школу. Экзамен сдать все-таки успел.
Все эти годы упорство не покидало Анатолия. Один paз только случилось, что хотел бросить учебу. Ночь простоял на вахте, а утром надо было идти сдавать экзамен. Вот тогда и захотелось махнуть на все рукой, сказалась чрезмерная усталость. Лечь бы да отдохнуть. Хорошо технолог подошел: «Bставай, Гришков...». Собрал волю, пошел сдавать. Правда, тройку получил, да не в ней дело: нашел силы победить усталость, временное равнодушие.
Вот так и проходит у него время. Бывает, что позавидует: ребята кино смотрят, в шахматы играют, в домино "режутся". А ему не до развлечений: свободное время съедает учеба. Когда ни от- крой дверь в его каюту - Гришков сидит за книгой.
Да и не только учеба времени требует. Анатолий не этакий книжный затворник, как о нем может сложиться мнение. И на заводе, где он прежде работал, и во время службы в армии он активно занимался комсомольской работой. А здесь, на транспортном рефрижераторе "Бора", он заместитель секретаря комсомольской организации.
— Очень интересно у нас на судне прошел диспут о смысле жизни, — рассказывает Анатолий. — Многие раньше отнеслись с недоверием: найдутся, мол, таланты которые и без нас разберутся, в чем он заключается смысл жизни. А потом равнодушных не осталось, несколько дней не утихали споры. Кое-кто говорил, что главное в жизни — это хорошая крепкая семья. Для других важно, чтобы все было хорошо на работе. А, по-моему, ограничиваться семьей и работой — этого мало. Для меня смысл жизни — приносить людям пользу. А ближайшая цель — кончить институт. Грамотному человеку все виднее, тогда больше пользы людям даешь. Потом и люди могут сказать, что ты прожил жизнь не зря.
Кстати говоря, Анатолий недавно поступил на заочное отделение института. Факультет — эксплуатация судовых силовых установок. Думает надолго связать свою жизнь с морем.
— Мне, например, нравится ходить в море. Нравится, что выдерживаешь трудности. Конечно, и материальная сторона имеет значение, но не это главное, — говорит Анатолий.
После школы он хотел с институтом годик переждать, да передумал все-таки. Сдавала экзамен группа наших моряков, что занималась на подготовительных курсах. Он и решил к ним присоединиться, правда, на самостоятельных началах — ведь на курсы не ходил. Сдал все нормально, по- ступил,
А насчет учебы в море у Анатолия свои соображения.
— Мне кажется, что в море учиться легче, чем на берегу. Не надо самому заботиться о питании, да и соблазны всякие меньше отвлекают. Конечно, на транспортных судах у нас работа немного легче. Вот на переходе было время — начал английский учить (он считает, что английский моряку нужнее). За переход — десять уроков, триста слов... Люди у нас хорошие. У многих высшее образование. Так что можно надеяться на помощь.
Вот так и проходит время, которого всегда, конечно, не хватает.
— А с другой стороны, если бы я не учился, я бы не знал, куда девать время. Пусть лучше не хватает.

Г. ОЛЬШАК.
памяти штурмана А. Куприенко -ПАРТИИ РЯДОВОЙ –декабрь 1967
СЛОВО ДЕЛЕГАТАМ КОНФЕРЕНЦИИ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

коммунист А. Куприенко декабрь 1967

Встретиться впервые с Александром Куприенко мне довелось в 1964 году на плавбазе "Иоханнес Варес", когда он сдавал рыбу. Много тогда он говорил о необходимости повышения качества изготовляемой рыбной продукции, о том, как идут его дела на заочном отделении Таллинского мореходного училища рыбной промышленности, где он учился.
Прошло- несколько лет. Купрненко зашел в партийный комитет на заседание бюро парткома. Он заметно волновался. Причину его волнения удалось узнать после того, как он вышел с заседания бюро парткома. Улыбаясь, он сказал:
— Вот, поздравь нашего товарища. Eго приняли в ряды партии. Я впервые участвовал в заседании бюро парткома как секретарь партийной организации. Радость секретаря партийной организации CPTР-9110 была понятна. Ведь в том, что парторганизация пополнилась еще одним коммунистом, есть и его, Куприенко, небольшая заслуга.
Раньше Александр не думал о море, не предполагал, что придет время, и жизнь его будет связана с морем. Родился он в Сумской области. Слишком круто обошлась с ним жизнь. Ему было пять лет, когда погиб его отец, колхозник.
Рано пришлось трудиться в колхозе, чтобы помогать матери растить троих братьев. Его товарищи по школе в летние каникулы гоняли мячи, a он в поле работал с матерью.
Иногда он долго просиживал у речки Псел и наблюдал, как рыбаки ловят рыбy. Он тогда думал; есть где-то большие корабли, которые далеко ходят в море и ловят рыбу. Родилась мечта - выйти в море. Но попасть на корабль ему тогда было не суждено. Его призвали в армию. Служить пришлось в морской авиации. Здесь он впервые и увидел
море.
Александр часто вспоминал тех рыбаков, которые ловят рыбу на родине, в речке Псел. И когда пришла пора увольнения в запас, решил идти по комсомольскому набору в рыболовный флот. Так он в 1957 году стал матросом на СРТ, на плавбазе, потом помощником рыбмастера, рыбмастером.
Куприенко понимал, что ему необходимо учиться, чтобы стать настоящим моряком. Он поступил в Taллинское мореходное училище рыбной промышленности на заочное отделение. Сначала было очень трудно. Но Александр стоял на своем. Надо учиться, без знаний трудно работать. В 1965 году он закончил училище.

На судах он возглавлял комсомольскую работу, избирался неоднократно секретарем, а затем его, передового моряка, приняли в ряды Коммунистической партии.
Коммунист Куприенко длительное время возглавлял группу народного контроля на СРТ-4572 и был заместителем секретаря партийной организации.
Коммунист Александр Куприенко вырос от матроса до второго помощника капитана. Коммунист, секретарь партийной организации обрел прочное место в жизни, крепко породнился с морем.

Н. ЕРМОЛАЕВ
Памяти тралмастера А. И. Литвинова - В МОРЯХ ЕГО ДОРОГИ - сентябрь 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


тралмастер А И Литвинов БМРТ Оскар Лутс сентябрь 1969


В один из осенних дней 1946 года на борт теплохода «Миус» в Одесском торговой порту поднялся стройный паренек.
— Выпускник Одесской школы моряков Андрей Литвинов,— доложил он вахтенному штурману. — Направлен к вам работать юнгой.
Так осуществилась меч- та херсонского паренька: он стал полноправным членом судового экипажа. Через несколько дней «Миус» уходил в порты Болгарии и Румынии.
Как бы порадовался отец за Андрея, будь он жив. Но боец морской пе- хоты, бывший старпом Черноморского пароходства погиб в 1943 году под Херсоном.
С особым усердием принялся Андрей за работу, добросовестно выполнял все задания боцмана. С каждым рейсом Андрей набирался опыта, и вскоре старшие товарищи стали отзываться о нем с похвалой. А было в ту пору ему пятнадцать лет...
Быстро летело время. Менялись рейсы, менялись пароходы: "Онега", «Белобережев», "Николаев". На «Николаеве» Андрея приняли в комсомол. ... Четыре года бороздил Андрей просторы Черного моря, а когда исполнилось ему двадцать лет — друзья проводили его в армию, в воздушный флот.
Службу проходил здесь, в Эстонии. Авиамеханик. Казалось бы не плохая специальность "нa гражданке", но после службы Андрея опять потянуло в море.
Снова Черноморское пароходство. Рейсы в Индию и на Цейлон. Многое увидел Андреи в этих рейсах, но не забывал он Эстонию.
Еще во время службы он знал по газетам о большой перспективе развития рыболовного флота. В Таллине намечалось построить новый рыбный порт, строились большие морозильные траулеры.
В 1960 году Андрей Литвинов приехал на Балтику .Четыре рейса ходил он матросом на СРТ и «океанах», командование каждый раз отмечало его трудолюбие, смекалку и дисциплинированность.
Но Андрей понимал, что без упорной учебы рыболовного дела не осилишь. Кончил курсы тралмастеров и был направлен тралмастером на БМРТ-368"Оскар Лутс". Об этом рейсе Андрей Иванович теперь вспоминает с особой теплотой, потому что старшим тралмастером и наставником его был Родион Лепаев. Многому научил он молодого мастера добычи.
С тех пор прошло уже много лет. Андрей Иванович пять рейсов ходил «-старшим». Его, как мастера, богатых уловов, знают на всех БМРТ нашего (да и не только нашего!) флота. Но Родиона Лепаева он по-прежнему считает своим наставником.
Очень просто сказать: мастер богатых уловов. Но за этим словом стоят годы напряженной учебы и работы.
Творческий поиск . Мы привыкли и к этим сло- вам, но что они означают на деле — знают не все.
В последнем рейсе на БМРТ-489 Андрею Ивановичу Литвинову пришлось не раз убедиться, что значат эти слова...
... Все суда, работающие у берегов Северной Африки, вдруг, облетела неожиданная весть: 489-й берет пелагическим тралом по двадцать-тридцать тонн за траление! "Может быть, это "утка"— сомневались некоторые, бывают ведь на промысле любители пустить пыль в глаза. Но нет, это была добрая весть! БМРТ-489 действительно брал по двадцать и тридцать тонн.
А однажды, как рассказал мне Андрей Иванович, затралили тонн сорок. С тяжелым весом работала лебедка. Вся команда, затаив дыхание, смотрела на полный куток. Выдержат ли ваера, хватит ли сил у лебедки? Выдержали! И ваера и лебедки, и моряки! Те самые моряки, которые под руководством Андрея Ивановича освоили новый вид лова — придонное траление. Они первыми у нас на флоте начали этот лов. Их опыт теперь передается на другие суда.
... Мы сидим с Андреем Ивановичем вего мяленькой каюте. Я внимательно слушаю его рассказ о последнем рейсе. Были, конечно, и большие трудности на промысле: потеряли лопасть винта, ушло много драгоценного времени на ремонт. Но мастерство, творческий поиск помогли команде не только выполнить, но и перевыполнить рейсовое задание по всем показателям.
Андрей Иванович показывает графики, схемы, наброски чертежей. На все это ушло немало дней и ночей. А может ли работать иначе настоящий мастер коммунист? Нет, не может.

А. ЗАСЫПКИН.
Памяти экипажа и СРТ-4451 - ЗА РЕЙС ДВА ПЛАНА -июль 1969
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

старший мастер добычи В. Шеляг, мастре обр И. Парк, матрос Г. Гуляр, боцман А. Аайг 4451 июль 1969

Постоянно выполнять рейсовое задание стало традицией на СРТ-4451.
Однако рейс на промысле в Северном море, проходивший с 4 апреля по 12 июля, надолго останется в памяти экипажа. На этот раз коллектив судна (капитан Юло Кививяли) поставил рекорд - план добычи рыбы был перевыполнен вдвое, причем весь улов сдан на транспортные суда в упакованном виде.
Старший мастер добычи Владимир Шеляг четко организовал траление. Штурманский состав и добытчики работали слаженно, с огоньком.
Матросы Иван Арсеньев, Николай Данилов. Георгий Гуляр, Геннадий Степанов старательно выполняли свои обязанности. каждый из них стремился обеспечить качество свежья.
Машинная команда под руководством стармеха Ивана
Кривенкова держала механическую часть в хорошем рабочем состоянии.
Механики оказали неоценимую помощь, выходя на подвахту
во время больших уловов. Они же находили время, чтобы своими силами отремонтировать вспомогательные двигатели и тем сократить
предстоящий объем профилактических работ на судоремонтном
заводе. Второй механик Федор Симеренко за самоотверженный
труд представлен к поощрению по Таллинской базе тралового флота.
Старательно работал молодой третий штурман Василий Онищук.
Более четырехсот тралений сделало судно. В среднем на одно траление
приходилось по 15 процентов улова сайды. При плане 3012 центнеров
за период промысла добыто около 6300 центнеров рыбы, что составляет
почти 208 процентов к плану.
Экипаж доволен тем, как принимали от него рыбу плаврыбзавод «Станислав Монюшко» и производственный рефрижератор «Альбатрос».
На ленинской трудовой вахте экипаж сoревновался с командой CPT-4545.
— Нелегкое это было состязание, — говорит старпом Николай Бочаров. — Надо признаться, что коллектив CPT-4545 также вел добычу очень высокими темпами и добился хороших результатов, и только
благодаря большим усилиям экипаж нашего CРT вышел несколько вперед ...
Как показали предварительные подсчеты, экипажу CPT-4451 осталось выловить лишь несколько тонн рыбы, чтобы рапортовать о выполнении годового плана.

А. К РОСС.
Памяти экипажа и БМРТ-0436 «Кристьян Рауд». - май 1968
Под весенним небом океана

В АФРИКАНСКИХ водах Атлантики ведет промысел БМРТ
«Кристьян Рауд».
Жизнь судового коллектива наполнена напряженной производственном деятельностью.
На палубе, в машинном отделении, в цехе круглые сутки несут трудовую вахту бригады и вахты, борющиеся за досрочное выполнение своих ответственных социалистических обязательств.
Наш внештатный фотокорреспондент старший помощник капитана М. Никольский прислал из океана несколько снимков. На них запечатлены отдельные моменты работы экипажа.
На снимке № 1 -рефрижераторный механик Ратников Виктор в рефрижераторном отделении. Не смотря на высокую температуру в районе промысла, он и его подчиненные обеспечивают суточную потребность судна в «холоде».
На снимке №2 -токарь Кущев Александр за работой в мастерской. Первый рейс он ходил в море токарем, но машинная команда им довольна.
На снимке №3 -момент швартовки «Кристьяна Рауда» к транспортному рефри жератору «Иней». На мостике — капитан-директор Писарев П. Н.
На снимке № 4 — бригада мастера добычи Tpокаля Анатолия за уборкой отремонтированного трала.
На снимке № 5 -на палубу поднят трал со скумбрией. Старший мастер добычи Каск Лембит открывает «карман» для выливки рыбы в бункер и ванну.
Памяти экипажа и БМРТ-0431 Каскад - РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
От полюса
к полюсу,
в сетке широт
Атлантика
мощные волны несет.
Богата Атлантика,
скажем ясней:
сокровищ немало
в ее глубине.
До Африки знойной,
где воды теплы,
из Балтики хмурой,
суровой,
доплыв,
добычу ведут девяносто ребят.
Их гордое судно
зовется "Каскад".
Энергия,
звучность,
в названье том есть.
Служить на
"Каскаде" –
высокая честь!
Горячий,
сердечный
привет ему наш.
Отлично сработал его экипаж!


Лучшим среди промысловых судов в последнем рейсе на промысел в район Северной Африки оказался по всем показателям БМРТ-431 «Каскад» Таллинской базы тралового флота.
Выловлено рыбы 33 200 центнеров, или 135 процентов к плану, заморозка составила 124,9 процента. Причем, вся рыбопродукция сдана первым сортом.
Сельскому хозяйству изготовлено 2872 центнера рыбной муки—в полтора раза больше намеченного.
Хорошо справился коллектив судна с заданием по выпуску продукции на экспорт.
Сегодня мы печатаем некоторые данные и факты о делах славного экипажа «Каскад»».

РАБОТАТЬ НА «КАСКАДЕ»-ВЫСОКАЯ ЧЕСТЬ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


П. ДОРОНИН,
Помощник капитана по производству

КАЖДЫЙ район промысла имеет свои особенности, сложности и трудности, которые приходится преодолевать рыбакам с напряжением всех сил.
В водax Северной Африки, в пределах 14—21 градуса с. ш., где пришлось вести добычу и морозку рыбы нашему БМРТ, самым тяжелым испытанием являлась жаркая погода. Температура воды обычно достигала 20—23 градусов, а воздуха превышала 30 градусов.
Если обычно раньше мы бывали спокойны, когда при заморозке минусовая температура в брикетах равнялась 16 градусам, то теперь для сохранения качества продукции требовалось иметь в брикетах не менее минус 18 градусов. Отсюда ясно, что компрессоры работали, что называется, на пределе. И если весь рейс обеспечивалась подача холода, то в этом исключительная заслуга людей, обслуживающих эти установки.
Естественно, при африканской жаре крайней необходимостью являлась быстрота обработки рыбы. Значительной части обработчиков в таких условиях прежде не приходилось бывать. Однако они все же освоились и взяли нужные темпы. Надо отдать должное таким руководителям производства, как рыбмастер Алексей Семенов, Его умение находить с людьми общий язык, ободрять их, помогать им в совершенстве овладеть своими квалификациями создавало в цехе обстановку коллективизма и ответственности всех за общее дело.
Нельзя забыть и о работниках, обслуживавших рыбомучную установку. Она была впервые на судне смонтирована и освоена в этом рейсе. Выпушено 287 тонн рыбной муки.
Теперь о недостатках и претензиях. Как уже упоминалось, в африканских водах цеху требуется большее количество холода. Наши компрессоры работали на пределе. Следовательно, для этого района промысла суда должны оборудоваться более мощными компрессорами.
Второе. Тара для упаковки продукции должна быть более высокого качества и стандартной. По прошлым рейсам надо сказать, что тара, поступающая с ряда фабрик, и рвется и отнимает время на переупаковку.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Капитан А. Кожурин - август 1968

ПО СЕМЬ ТОНН

На разборе рейса капитан- директор А. Кожурин привел такие данные и факты.
С марта по 21 июля продолжался рейс «Каскада» в район Северной Африки.
Пятнадцатисуточные переходы на промысел и обратно в порт совершены благополучно.
Восемьдесят суток судно находилось непосредственно на лову. Работали на глубинах от 60 до 200 метров, грунты были не плохие.
Сделано 467 тралений с общим временем в 730 часов. Улов на одно траление за час в среднем составил 7 тонн. Кроме того, трое суток вели впервые лов пелагическим тралом и вполне освоили этот вид добычи.
На снабжение не приходилось обижаться. Продовольствием, например, полностью удовлетворялись запросы команды, трижды получали свежие овощи.
Однако недостаточно отпускалось судну краски. В неважном состоянии после ремонта оказались трубопроводы, случалась утечка аммиака. При оттайке приходилось прекращать работу. Лишь большой труд машинной команды обеспечивал безотказные эксплуатационные качества машин и механизмов.
За рейс членам экипажа всех специальностей вынесено 228 благодарностей. Это в среднем более чем по два на каждого человека.



СОРЕВНОВАНИЕ В РЕЙСЕ

В. ШЕВЧЕHKO,
председатель судкома БМРТ-431

Многогранна и сложна профсоюзная работа в дальнем рейсе.
По выходе из порта на общем собрании избираются судовой
комитет, а вместе с ним ревизионная комиссия, группа народного контроля, товарищеский суд, редколлегия стенной газеты и редколлегия
радиогазеты. Один перечень этих организаций говорит о широком
круге вопросов, которыми приходится заниматься в море. На судовой комитет вместе с партийной организацией ложилась очень
ответственная задача по налаживанию внутренней жизни коллектива.
Сам судовой комитет в составе семи человек был избран из
представителей обеих смен обработчиков и добытчиков, а также
других служб судна.
С чего мы начинали? Прежде всего, учитывая солидную прослойку
новичков, разъяснили людям правила дисциплины и социалистического
общежития в дальнем плавании, еще раз ознакомили их с нормами,
оплатой труда, отвечали на их вопросы.
Нам предстояло на это раз освоить новый вид лова- пелагический.
И, конечно, во главе всех мероприятий ставилась основная цель -
выполнение задания по добыче рыбы, заморозке, при хорошем качестве
продукции, что обеспечивало бы рентабельную работу судна.
Исходя из этих факторов, развертывалось социалистическое
соревнование. По прежнему опыту соцдоговоры вахт и бригад составлялись строго конкретными: на каждую смену определялись цифры улова, расфасовки, упаковки и т.п. Подобно бригадным, брались и индивидуальные обязательства.
После обсуждения их на судовом комитете они утверждались на общем собрании.
Здесь судком прислушался к голосу членов профсоюза и внес
коренные изменения в оценку соревнования. Раньше, например,
при наборе первого груза подсчитывались цифры выполнения
за весь месяц. И получалось, что лучше работающая бригада имела
меньшие показатели. И не по своей вине. А почему? Да потому что
на ее смену приходились переходы, разгрузки т. п. Теперь это
принималось во внимание.
В соревновании с БМРТ-463 каждую десятидневку объявлялись команде итоги обоих судов по вылову, заморозке и иным показателям. Это очень подтягивало людей. И добиваясь победы в соцсоревновании с БМРТ-463, мы одновременно, так сказать, незаметно для себя, завоевали первенство среди судов всех флотилий Западного бассейна, промышлявших у берегов Северной Африки.
Первыми обладателями переходящих вымпелов в экипаже явились добытчики бригады Эдуарда Попса и обработчики Алексея Семенова. По машинной команде отличилась вахта третьего механика т. Вахтра. До конца рейса удерживали первенство no чистоте своих помещений жильцы каюты № 83, где старшим был старший матрос Иван Мосягин.
Самым серьезным образом подходил судком к обсуждению кандидатур на звание ударника коммунистического труда и на судовую Доску почета. Матрос Ильмар Каль, рефмоторист Юрий Пургин и другие товарищи, выдвинутые на присвоение звания ударника коммунистического труда, заслужили такое доверие коллектива и производительной работой, и дисциплинированностью, и соблюдением правил социалистического быта. Например, обработчик Юрий
Подкопаев как раз и жил в той каюте № 83, которая первенствовала по чистоте и порядку в ней. Конечно, не все задуманное, запланированное удалось довести до конца. Но опыт профсоюзной организации в этом славном рейсе в дальнейшем пригодится нашим активистам.




НА ДОСКУ ПОЧЕТА

Добросовестно трудились добытчики, руководимые старшим мастером
Володиным и его помощниками Э. Попсом и В. Мююрисепом.
Хотелось бы отметить и многих других. Вот, например, матрос второго
класса Владимир Рындин, совершавший первый рейс. Он стал виртуозом своего дела, занесен на судовую Доску почета, и повысил вою квалификацию до матроса первого класса.
Девятнадцать самых лучших членов экипажа были выдвинуты для
занесения на Доску почета.
Среди них добытчик Рудольф Кипус, мастер добычи Эдуард Попс, токарь Олег Братков, матрос Петр Семенов и другие.