0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (1469)
Памяти Александра Гавриловича Катрича. ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ – НЕПОДВЛАСТЕН – 16 01 1992
Встретив Александра Катрича после завершившегося третьего его рейса на РТМС-7538 "Куртна", порадовалась знакомому лицу: помнится, еще по итогам первого рейса отмечалась основательная его рыбацкая "закваска". Моряки тогда подметили: Катрич
— тот технолог, кто рыбку до самого до хвостика способен использовать в качестве пищевой продукции. Не осталось незамеченным и свойство Александра Гавриловича нести ношу помощника капитана по производству так, словно в его лице и сфокусировалась вся технологическая служба: не склонен он обременять мастеров организационными проблемами, если чувствует с их стороны нежелание вникать в технологический процесс.
Работая в Аргентинской зоне, экипаж супертраулера "Куртна", предполагалось, возьмет свое на облове бело-мясной рыбы — макроруса, путассу, а то и клыкача. Однако обстановка не задалась
— подъемы донным тралом на макрорусе достигали двух, трех и только изредка — десяти тонн; хек и клыкач попадались лишь в приловах. В другой раз и пустились бы в поиск более солидных скоплений рыбы, а тут связаны были по рукам и ногам долговременным отсутствием топлива (четверть рейсооборота ушла на его ожидание).
"Но раз рыбы было негусто, значит обрабатывать ее удавалось меньшим напряжением сил", — высказываю свое соображение Александру Гавриловичу. Не соглашается. Суточная заморозка на макрорусе составляла 14—20 тонн; разделка на этом ассортименте почти полностью ручная (на путассу — полумеханическая). К чему и готовились на переходе: ремонтная группа по рекомендациям технолога подгоняла транспортеры, головорезки под предполагаемый ассортимент, стараясь скомпоновать хотя бы подобие конвейера. В составе экипажа имелся один рыбмастер, функции второго легли на помощника капитана по производству. И как следствие вышеуказанных причин: за весь рейс подвахт набежало 30 суток (это из 68 промысловых). И оказался Катрич в этой обстановке "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Он и не помышлял о том разговор заводить, но вывод сам собой напрашивался. В самом деле. Как помощник капитана по производству действовал на переходе, когда с механиком-наладчиком Валерием Бондаревым планировал оптимальный вариант технологического процесса; как мастер — расставлял в цехе матросов сообразно требованиям ассортимента; наравне со старпомом организовывал подвахты. И при всех при этих заботах умеет еще Александр Гаврилович воздать должное людям экипажа: готов по праву оценить и матроса, и наладчика, и заботы капитана для него отнюдь не стороннее дело. Коснулась речь А. Ломейко, так мне, признаться, импонировал отзыв Александра Катрича, назвавшего своего командира "великим оптимистом". "Мобилизующей, организационной силы у него не отнимешь, его никакие обстоятельства до последнего момента не заставят махнуть на все рукой", — заявляет Катрич для уточнения. Становится понятно: если эту черту Александр Гаврилович поднимает на щит — знать, и ему самому она под стать, по меньшей мере — во второй ее части.

НАШ КОРР.
Фото Р.ЭЙНА
ТМРП: СТАРТОВАЯ ПЛОЩАДКА - ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - 16 01 1992
Краткий экскурс в совсем недавнее прошлое. С той самой поры, как объединение, бывшее под названием "Эстрыбпром", стало арендатором бывшего же . Минрыбхоза, коллектив Таллиннского морского рыбного порта, в свою очередь, также приступил к разработке собственной концепции по переходу на аренду ли, на акционерную ли форму хозяйствования. Статус, впрочем, как выяснилось впоследствии, принципиального значения не имел — для портовиков куда существеннее было получить в Эстонском банке собственный расчетный счет и право юридического лица, что открыло бы путь к автономному управлению производством, к самостоятельному определению перспективных направлений хозяйственной деятельности и реорганизации потенциально обанкротившихся структур.
На протяжении двух с половиной лет, однако, достичь цели никак не удавалось. Объединению, представлялось, легче будет выжить, оставаясь монолитом, да и у портовиков не одним днем нарабатывались проекты.
С переходом "Эстрыбпрома" в ведение Эстонского государства в ТМРП уже как бы созрели предпосылки для самоопределения. Одна из таких предпосылок — фактическое ослабление позиций "Эстрыбпрома" (ныне, напомним, имеющегося как Ээсти калатеэстус "Океан"), утерявшего статус арендного предприятия и не приобретшего взамен ничего другого; другая предпосылка... На нее более убедительно указал в интервью с вашим корреспондентом начальник ТМРП А. СКОКОВ.
Корр.: Алексей Степанович, к началу декабря, как вы информировали редакцию, должен быть произведен разделительный баланс между объединением "Океан" и ТМРП. Что в итоге: как вы теперь именуетесь?
А. С: Я и сейчас затрудняюсь сказать это определенным образом и потому считаю правомерным сослаться разве что на официальные источники, каким признано, например, и ЭТВ. Так вот, буквально 31 декабря в "Актуальной камере" на эстонском языке прозвучало сообщение о том, что отныне ТМРП в качестве государственного предприятия передается под эгидой торгового порта департаменту водного транспорта.
А до этого сколько ступеней довелось пройти: и Министерство охраны окружающей среды, и Министерство промышленности и энергетики, и Министерство экономики...
Корр.: Может быть, по роду деятельности ТМРП не так уж далек от того же Министерства промышленности?
А. С: То есть — почему бы не остаться под крылом объединения "Океан"? Уже потому хотя бы, что удельный вес обработки рыбопромысловых судов на середину минувшего года составлял лишь пятую часть объема всех работ в ТМРП. (Вот она — вторая имевшаяся предпосылка для самоопределения.— Л.С). Так или иначе, но нам предстояло искать привлеченные грузы на стороне. Самостоятельность искать. Такая возможность в прежнем нашем статусе не предвиделась...
Корр.: Все же порт продолжает оставаться госпредприятием. Возможна в этих рамках, да еще "под эгидой" торгового порта полная автономия?
А. С.: Что значит оставаться госпредприятием в нашем конкретном случае? На правительственном уровне будет решаться стратегическая программа хозяйствования порта, предприятие продолжает работу на основе государственной собственности и на территории, принадлежащей государству, на рыбный порт, к тому же, распространится и единая для республики система тарифов. Однако экономические вопросы мы рассчитываем решать самостоятельно.
Корр.: Самостоятельно — "под эгидой" торгового порта?
А. С: Структура эта видится не в той традиционной форме, с какой мы привыкли иметь дело. Должен быть создан административный совет, призванный не направлять, а взаимоувязывать деятельность двух портов; сами же они - или их администрация — в этих рамках вольны строить производственный процесс по своему разумению.
Корр.: Вы уже упомянули единую систему тарифов. На чем еще будет базироваться взаимодействие с торговым портом?
А. С: Работа ведется в следующем направлении: торговый порт разрабатывает на данном этапе паспорт прибрежной линии, включая объекты, принадлежавшие ранее воинским частям; далее будет закрепляться грузопоток ...
Корр.: (как лицо в некотором роде заинтересованное, но уже представляющее интересы стороннего для ТМРП предприятия): Какое место в этих условиях отводится сотрудничеству с объединением "Океан"? Удастся ли впредь совладать с таким потоком судов, какой скопился в предновогодний период (это, надо полагать, одно из условий договора между партнерами)?
А. С: Из нескольких стоящих сейчас у причалов северной стороны судов только одно с полным грузом, остальные практически пустые. Проблема не в том, что, якобы, портовикам не по силам их разгрузить; проблема — куда груз направить. Сегодня вся продукция аккумулировалась на холодильнике, и сбыту трудиться и трудиться, чтобы определить потребителя столь дорогостоящей рыбы — цены на нее, как вам известно, значительно возросли.
Судя по сводкам, не предвидится солидных грузов и в январе — в порт приходят опять же пустые БМРТ-474 и 604, останется разгрузить только плавбазу "Станислав Монюшко", что не представляет проблемы.
Корр.: Какая роль отводится наиболее прибыльному звену ТМРП — нефтебазе?
А. С: По всей вероятности, она не претерпит значительных изменений — нефтебаза, как и прежде, будет обеспечивать хранение топлива и бункеровку судов как для "Океана", так и для пароходства. С последним, кстати, не предвидится особых осложнений, топливная группа пароходства заключает договора с предприятиями, откуда топливо поступает для хранения на нефтебазу и по заявкам выдается оттуда торговым судам. В "Океане" аналогичная система не отработана.
Корр.: И еще раз — относительно статуса ТМРП. Все-таки госпредприятие — это не совсем то, что предполагалось, скажем, на октябрьском собрании совета трудового коллектива порта, где, помнится, строились планы по созданию если не СП, то по меньшей мере акционерного предприятия. Если не ошибаюсь, имелись виды на тесное сотрудничество с конкретными иностранными партнерами. Как с этим будет впредь?
А. С.: Думаю, впредь это больше будет зависеть от верхних правительственных эшелонов, чем от нашей воли. У нас, действительно, имеются кое-какие свои предложения, а как расценит их будущий административный совет?.. Видимо, при любых обстоятельствах важно уметь доказать целесообразность предпринимаемых действии...
Корр.: Успеха вам на этом пути. Спасибо за информацию.

Интервью подготовила Л. СТИШЕНКО
"НАДЕЖДА" СМОТРИТ В МОРЕ – 16 01 1992
О кооперативе "Надежда" уже не раз рассказывалось в газете "Рыбак Эстонии". Радикальность и комплексность взглядов на труд и жизнь рыбаков с самого появления "Надежды" привлекала внимание работников "Эстрыбпрома", вызывала глубокую симпатию и надежду у одних, враждебность и тревогу у других.
Кооператив впервые заявил о себе более двух лет назад, когда появились первые предпосылки введения на флоте истинно экономических отношений. Неудачная попытка взять траулер в аренду не остановила рыбаков в борьбе за право самостоятельно распоряжаться своим трудом, его результатами. С тех пор "Надежда" прошла долгий и тернистый путь.
Как самостоятельное предприятие, юридическое лицо, кооператив родился 28 марта
1991 года в Ленинграде. С этого момента начался новый период возможности приобрести в собственность рыболовный траулер. Бег с миллионом препятствий. Параллельно решалось множество вопросов будущего труда. Удалось найти возможность для работы в рыболовных зонах нескольких иностранных государств. Заказано строительство новых рыболовных судов специально по запросам кооператива. Установлены контакты для кооперации с иностранными предприятиями.
Сейчас "Надежда" подписала договоры на покупку двух судов среднего класса. СТР-8250 скоро прибудет в Таллинн для небольшого дооборудования и перерегистрации. Судно полностью готово к рейсу, укомплектовано снабжением, предъявлено Регистру СССР. Возраст траулера — два с половиной года. Начало промысла планируется на февраль. Второй траулер — типа СРТМ-К — киевской постройки ожидает приема экипажа на Канарах. Его возраст — менее года. Снабжением судно укомплектовано. Есть предложения еще на несколько судов, в том числе БМРТ.
Кооператив видит целью создание наилучших условий труда и жизни своих работников, близких к европейским стандартам. Ожидаемая зарплата матроса — от 500 до 1000 долларов США в месяц. Зарплата капитана — 1500—3000. Кооператив планирует создать вблизи места работы его судов базу отдыха, где смогут по своему желанию и за свой счет постоянно или периодами проживать семьи рыбаков, отдыхать сами рыбаки между рейсами. Длительность рейсов будет определять экипаж траулера по согласованию с руководством кооператива, договорами и обязательствами поставок и другими условиями труда.
На судах будет широко применяться совместительство, желающие поднять свой заработок смогут получить наряд на работу в свободное время на других объектах. Например, матрос, при наличии допуска, получит возможность заняться электросваркой, ремонтом оборудования и т. п. Принуждения же к этому не будет, только на добровольных началах. В условиях труда и отдыха рыбаков "Надежда" стремится выйти на уровень требований Международного союза моряков.
Кооператив заканчивает комплектацию экипажей. По мере получения новых траулеров набор будет продолжаться. На суда принимаются специалисты с опытом работы, паспортом моряка, годные по состоянию здоровья к работе в тропиках. Обязательное условие, соответствующее требованиям Международного союза моряков: не курить, не применять наркотиков, не употреблять на судах спиртных напитков. Требуются также опытные собаководы для работы по совместительству со служебно-сторожевыми собаками породы доберман-пинчер. Последнее обстоятельство связано с участившимися случаями пиратских нападений на суда. Экипажи будут готовиться для отражения таких нападений.
Желающие работать на судах "Надежды" могут обратиться за подробной информацией по адресу: ул. Сыле, 64 (кабинет 5) или по телефону 474-644 с 17.30 до 19.30 часов каждый понедельник.
Обращайтесь к нам. Если сможем, поможем.

Г. ТУРАЕВ,
председатель РПК
"Надежда".
ОДИН ДЕНЬ "ОКЕАН". ДЕНЬ КАК ДЕНЬ: ДЕЛА, ЗАБОТЫ, ПРОБЛЕМЫ - 09 01 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

КОГДА он начинается, наш рабочий день? В семь, восемь, у кого-то, может, и в девять часов? Это если исчисления производить в индивидуальном порядке. Но взять порт, взять суда флота, не знающие, кажется, ни начала, ни конца рабочим дням: они здесь непрерывны и безраздельны. И приходим ли мы на работу, покидаем ли до следующего утра свою службу, всегда вот так, наготове и в ритме остаются портовые краны: им вести разгрузку загрузку судов. Небогато, правда, рыбопромысловых траулеров приходит в последние дни в родной порт (что делать? — Воздействие экономических обстоятельств...), а как быть грузовому району? Не оставлять же механизмы без нагрузки, не сидеть сложа руки — накладно выходит и для семей, и для производства. Активный поиск привлеченных грузов дал портовикам шанс укрепить свою деятельность, а укрепившись — стать самостоятельными в определении тактики и стратегии раз вития производства. Отныне ТМРП и объединение «Океан» — равноправные партнеры, взаимоотношения между которыми строятся согласно подписанному двумя сторонами договору. Сколь строго удастся придерживаться буквы этого договора — ровно пропорционально от этого зависят не только экономические показатели обеих сторон, но и «имидж их как деловых партнеров.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...ПРОЙДЕТ некоторый срок — и наступит очередной день, когда под обработку вновь встанет БМРТ 250 «Яан Коорт". Побывав перед Новым годом в порту Лиссабон и оставив там часть снабжения для ремонтирующихся наших промсудов, "Яан Коорт" направился в промысловый район Центральной Атлантики, где ему предстояло раздать нашим рыбакам оставшееся снабжение и принять на свой борт их продукцию.
Судну первому в объединении довелось нарабатывать опыт эксплуатации в транспортном варианте. Вслед за тем опробовал, этот путь БМРТ 604, которому из-за отсутствия топлива пришлось "пробежаться» в английскую зону, загрузиться там рыбопродукцией и разгрузиться затем в порту Гдыня в Польше.
Впрочем, для "Рудольфа Сирге" работа в транспортном варианте носила эпизодический характер, потенциально он остается еще крепким промысловиком (были бы для этого соответствующие условия) — равно как и плавбаза «Фридерик Шопен", тоже недавно испытанная в качестве транспортника. Доставив в Новоталлиннский порт партию импортного сливочного масла, «Фридерик Шопен» взял куре на восстановление своего истинного лица. Установкой котлов на плавбазе завершится ее продолжительный ремонт с тем, чтобы судно опять могло быть использовано на промысле по прямому назначении).
Но и "Яан Коорт" не останется одиноким в своих транспортных рейсах — вскоре на подмогу выйдет БМРТ-436 «Кристьян Рауд". И хоть местный холодильник не страдает от отсутствия сырья, однако доставка его собственными транспортными судами должна будет обеспечить ритмичную работу, в частности, и этого подразделения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А СЕГОДНЯ - день как день. Идет налаженная работа на расфасовке в пресервном цехе. Некоторые сбои наблюдаются еще в жестянобаночном
— жесть в остром дефиците. Однако, встав на хозрасчет, работники холодильника, надо думать, сумеют найти ходы для самообеспечения.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Тем более, что некоторый опыт уже имеется. Даже в периоды, когда портовики страдали из-за отсутствия судов и нечего было разгружать, склады холодильника не пустовали.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

ЭТОТ СКЛАД, что на среднем снимке, знаком, очевидно, всем без исключения работникам "Океана» : время от времени здесь удается пробавляться если не рыбой, то хотя бы овощами да фруктами. (Экзотический аромат мандариновых корочек еще напоминает в наших квартирах предновогоднюю продажу — не так ли ?)
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

...ОСТАВИВ северную, направляемся на южную сторону порта, предварительно запечатлев ее панораму на фото. Снимок не случаен. Впредь на южной стороне планируется разместить дополнительные производственные помещения (какие — над этим работают сейчас в конструкторском бюро и ОКСе объединения), и сегодняшний вид хозяйства судоремонтного завода останется только в воспоминаниях, закрепленных этим снимком. А если на панораме плавдок смотрится сооружением несколько ординарным, то на другом снимке — вот он, во всей своей солидности.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

СКАЖИТЕ, читатель, доводилось вам видеть плавдок пустующим? Теоретически это, конечно, допустимо, практически же бывает в исключительных случаях, когда, спустив на воду одно судно, судоремонтники еще не успели поставить на докование следующее. Тут — своя очередность, и на смену сегодняшнему докованию
БМРТ-598 уже определяется реестр работ на следующем траулере; вот он — стоит наготове, дай только команду. ...ОДНИ суда выходят в запланированные рейсы из родного порта, другие ждут свои подменные экипажи где-то далеко на западе и востоке, на юго-западе. Кому-то из рыбаков предстоят перелеты, по старой привычке — еще из Москвы. А до Москвы — железной дорогой, где цены, как и повсюду, ох, как возросли?
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Впрочем, сегодня у объединения имеется выбор, и можно остановиться на другом средстве передвижения. Междугородные автобусы марки « Сканиа» приобретались местной автобазой именно с целью перевозок экипажей в аэропорты Москвы и обратно. Пока пришлось ограничиться одним таким рейсом, но и дома, в Таллинне работы этим внушительным машинам хватает. По утрам ласнамяэсцы избавлены от проблемы, как добраться до Пальяссааре, когда к их услугам подаются два мощных современных "дилижанса». Днем автобусы работают по заявкам: вот ребятню на экскурсию повезли, вот — спортсменов в Нарву. Дальше — больше: планируются зарубежные туристические поездки. Набираются обороты...
Но раз уж мы на автобусе марки "Сканиа» добрались прямиком до Пальяссааре — попытаемся «свежим» взглядом посмотреть на привычную картину.
ВЫ НЕ ОШИБЛИСЬ, читатель, перед вами - площадка, прилегающая к административному зданию объединения «Океан». И даже сегодня, в ситуации «топливного голодания» — пожалуйста, сколько машин «прорывается» к месту работы их владельцев.
ДЕЛА, заботы, проблемы... В последнее время проблемой уже стало получить заработанные деньги, ибо все чаще не хватает наличных в банке. Мы справедливо сетуем. И несправедливо вымещаем свое недовольство на "стрелочниках» — или на кассирах. А они — что им остается, как не отмолчаться, отшутиться, либо огрызнуться или попросту захлопнуть окошко кассы?! Своя защитная реакция. К тому или иному способу, к счастью, не приходится, прибегать кассиру Надежде Мальцевой. Нисколько не сомневаясь в добросовестности ее коллег, мы взялись сфотографировать Н. Мальцеву, так сказать, «по заявке». Пришла как-то в редакцию буфетчица Евгения Ивановна Серова из принадлежащего «Океану» общежития на Сыле, 5.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

А привела ее к нам просьба
— объявить благодарность Надежде Мальцевой. «Сколько раз, по неопытности, сдавала кассиру деньги сверх обозначенной в документах суммы — та непременно возвращает их назад. В наше время это такая редкость, чтоб другого не обмануть, " — диву дается Евгения Ивановна. И хоть не в функциях редакции объявление благодарностей отличившимся, мы решили уважить просьбу единственным в нашем случае приемлемым средством
— поместить в газете снимок Н. Мальцевой.
...ТАКОЙ он, рядовой рабочий день объединения Океан». За кадром, правда, остались еще многие объекты, в числе которых энергомеханический цех и цех постройки и ремонта орудий лова, подразделения социально-бытового и культурного назначения и многие солидные участки рыбного порта и судоремонтного завода. Но впереди, будем надеяться, предстоит много других подобных дней, а «будет день — будет пища», в том числе и «пища» для наших дальнейших публикаций...
БMMPT-185. РЕЙС ОКОНЧЕН. РЕЙС ПРОДОЛЖАЕТСЯ... В СНИМКАХ И В ПАМЯТИ – 09 01 1992
Как бы ни был труден рейс, с какими бы невзгодами ни встречались моряки за долгие «морские"
месяцы, но когда наступают последние дни, с каким бы нетерпением их ни ждали, все же становится немного грустно. Грустно расставаться с друзьями, с которыми сжились за почти что полугодовой рейс, жалко оставлять и судно, на котором многое уже сделано своими руками. Волнует неизвестность будущего с кем, куда, на чем?
Потому и дороги так даже самые непритязательные фотографии, запечатлевшие мгновенья судовой жизни. Хотя, если говорить о снимках, которые предлагает наш внештатный корреспондент Ольга Никитина, так уж непритязательными их не назовешь. Глаз у Оли зоркий, внимательный, объектив точный, и умеет она схватить нужный момент, который и товарищей порадует, и о друзьях напомнит.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

" На долгую память» — и в самом деле, помощнику капитана по производству Виктору Потемки ну (на снимке справа) и помощнику капитана по кадрам Константину Савицкому будет о чем вспомнить, глядя на эту фотографию, не даст она позабыть совместный рейс на БMMPT-185.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вот это швартовка! Как говорится, комар носа не подточит, умеют швартоваться штурманы на 185-м...
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Уже недалеко и дом - всего пол планеты расстояния и сутки полета. Вот только сдадим промвооружение и — на самолет!
Фото О. НИКИТИНОЙ.
НЕ СЛИШКОМ ЛИ ПОСПЕШИЛИ? - 09 01 1992
Море и кадры

ОЧЕРЕДНОЙ тур сокращения штатов, в связи с реорганизацией объединения, на этот раз захватил и плавсостав.
Как и предполагалось, в первую строку сокращенных попали все те же бывшие первые, а теперь помощники капитана по кадрам. Уже не имеет значения «согласие или несогласие» капитана или всего экипажа в целом.
Те из них, кто успел попасть в судовые роли до 1 января, выйдут в рейс. Последний в подобной должности. Остальные — увы, сокращены. Сейчас отдел, возглавляемый В. Кожевниковым, старается как-то их трудоустроить, прежде всего тех, кто имеет какую-то морскую специальность: механик, радист, штурман, мастер... Ну, а остальных ждет, по видимому, биржа труда...
Но не будем, как говорится, «давить на жалость». В большинстве своем то люди молодые, энергичные, грамотные, сумеют найти свое место в жизни. А кто-то из них, может, и ничего от этого сокращения и не потеряет...
Посмотрим лучше, что приобретет и что потеряет от этого сокращения объединение, флот, из которого предполагается сократить более двухсот пятидесяти человек. Но о сокращении плавсостава вообще-чуть ниже, а пока только о сорока шести помощниках по кадрам...
Дебаты о первых помощниках велись на разных уровнях с переменным успехом уже не один год. Известные августовские события в одночасье разрешили эту проблему. «Замполиты» были механически переименованы в помощников по кадрам и... на них так же механически перешла дискуссия «нужны — не нужны».
Да, что скрывать, многие голоса раздавались в пользу "не нужны». И, как основной аргумент, выдвигалось: "Вот у нас в рейсе был один (имярек), так он... такие не нужны». Правильно, такие не нужны. Хотя можно найти и контрдовод: «а вот у нас был... таких бы побольше!»
Но ведь вопрос должен идти не о том, нужен или нет конкретный Иванов, Петров, Эйтс, Мете, а о том нужен ли на судне компетентный, эрудированный руководитель, который сможет держать психологически-нравственную форму экипажа в течение почти полугодового рейса. Освободив при этом капитана и специалистов от "воспитательных » и других культурно-организационных функций.
Конечно, в целом за экипаж отвечает капитан, но вряд ли лично у него найдется время еще и для организации досуга, чтения лекций, спортивных и различных мероприятий, вроде лотереи, конкурсов и прочих развлечений.
Да, к тому же, вообще капитан - не то лицо на судне, к которому любой матрос может запросто обратиться по любому вопросу, личному или просто его интересующему. Что касается других специалистов, начальников служб, то, хотя им и положено, как говорится, «по штату» ежедневно общаться со своими подчиненными, все же вряд ли у них найдется время для лекций, бесед на не свою, специальную, тематику, организацию кино — и видеосеансов, заниматься библиотекой, стенгазетой и еще многим и многим, без чего невозможно представить, себе долгий, напряженным рейс.
НЕ СЛИШКОМ ли упрощенно мы подхватили призыв к деидеологизации ? Да, марксистско-ленинская идеология, диалектический материализм, коммунистические идеи потерпели крах, оказались несостоятельными. Народ от них отказался. Отказался шумно, может быть, порой с несколько излишней горячностью. И первые помощники капитана, как носители и пропагандисты этой идеологии, естественно, первыми же и попали под удар. Примем все это как свершившийся факт.
Но ведь абсолютно деидеологизированного общества не бывает, какое бы это общество ни было — государство, партия, рабочий коллектив или просто компания, собравшаяся по грибы. Вопрос в том, какая именно идеология, какие принципы, какие морально-нравственные нормы она содержит.
Кстати, армия, также прошедшая через чистилище деидеологизации все же не отказалась от воспитательной работы среди военнослужащих. И заниматься ею будут кто-то из бывших политработников, которые сумеют найти свое место в новых условиях, но будет, видимо, создан и другой, на новых принципах, институт именно по этой работе.
Так не слишком ли, все-таки, поспешили, начисто зачеркнув всякую воспитательно-идеологическую работу и в «Океане"? Что и говорить, проблема эта не простая и, как ни крути, волей - неволей приходишь к тому же вопросу о личности: такой — не такой». Далеко не каждый человек может вот так, внезапно, по приказу, переменить свои взгляды на прямо противоположные. И чем честнее и совестливее человек, тем труднее ему это сделать. Но именно чем честнее и совестливее, тем больше доверия к нему должно быть, если он все же сможет пересмотреть свои взгляды и убеждения.
Но это опять отходит от решения вопроса в принципе. А за принципом стоит острая необходимость именно в наше труднейшее время уберечь людей от анархии, беспринципности, нравственного нигилизма, от моральной деградации, правильно разъяснить им сущность происшедшего и происходящего. Вряд ли такие потери покроет экономия денег, полученная от сокращения помощников по кадрам (по существующему наименованию).
ВОТ, КСТАТИ, и о сокращении плавсостава. Мне кажется, говорить о сокращении штатов плавсостава просто безнравственно, по крайней мере, до тех пор, пока штаты береговых служб, управления не будут доведены до разумных минимальных пределов. И — разумными средствами. А то сейчас это сокращение напоминает притчу о сердобольном хозяине, который рубил хвост любимой собаке по кусочкам.
Вот уже второй год службы, в том числе и управление, лихорадят бесконечные сокращения. Неужели нельзя за один раз определить оптимальную численность персонала и "не рубить по кусочкам»? Причем, "хвост то" все время отрастает.
Не успевает закончиться одна волна сокращений, накатывает другая, и... возникают новые должности, создаются новые отделы, которые при «третьей волне» сами попадают под сокращения. И если отделы и службы несут какие-то, временные, потери, в общем-то, в управлении народу вроде и не уменьшается.
А вот плавсостав... Сейчас планируется, кроме помощников по кадрам, сократить по одному мастеру из добычи и обработки, четвертого помощника капитана, на некоторых типах судов и палубного матроса. Но что значит сокращать плавсостав? Да, на однотипных многих иностранных судах штаты значительно меньше. Однако у нас и уровень внутрицеховой механизации значительно ниже, а вот продолжительность рейсов — значительно больше. И нагрузки, планы у нас намного больше.
Что касается четвертого помощника — судить не берусь, хотя опыт такой уже был: из положения выходили, забирая одну штатную единицу из цеха. A сейчас, что ж, если старпом соглашается работать без четвертого, а капитан готов стоять вахту вместе с третьим, не прошедшим "школу» четвертого помощника, то, как говорится, дело хозяйское. Но вот мастер обработки...
Это сокращение означает, что помощник капитана по производству будет вынужден вести еще одну бригаду. Или ставить как бы мастером одного из более опытных матросов и без того до предела урезанной бригады. Иначе, отработав восьмичасовую вахту, технологу предстоит заняться всей своей технологической «бухгалтерией", хотя вряд ли кто из помощников по производству рискнет сказать, что там работы — пустяки. А помимо этого надо как-то не упустить из поля зрения и вторую бригаду. Примерно то же можно сказать и о добытчиках...
НЕВОЛЬНО возникает вопрос: как же на такое сокращение соглашаются соответствующие службы и отделы объединения? Ответ напрашивается не слишком, конечно, корректный, но наиболее правдоподобный: в отделах считают, что лучше из экипажа, чем из своего кабинета. Нецелесообразна и фактическая ликвидация лаборатории на "моонзундах». При том объеме выпуска консервов на них, возникнет необходимость расширения МРТИ.
Так что, не поторопились ли мы с сокращением не только помощников по кадрам, но и намеченного из плавсостава? Конечно, вопросы сокращения штатов решать не на газетных страницах, но если прислушаться к мнению капитана-флагмана А. Таккинга («РЭ» № 491), то безболезненное для экипажей сокращение даст вывод из промысловой эксплуатации устаревших, убыточных судов и более строгий подход к этому вопросу в береговых службах.

Н. МОЛЧАНЮК
ГОД ЗАКОНЧИЛСЯ, ГОД НАЧИНАЕТСЯ... - 02 01 1992
И в шутку и всерьёз

Судоремонтный завод, Анатолий Иванович Бобаков:
- За годы перестройки коллектив СРЗ, как и все коллективы, последовательно и в разбивку проголосовал за все существующие виды труда и собственности. С неиссякающим энтузиазмом готовы и в новом году еженедельно менять формы организации труда и собственности, по-прежнему горячо откликаясь на призывы руководства объединения. А может, в новом году и подразделениям «Океана» объединиться по типу славянских народов?!
Электрорадионавигационная камера, Владимир Арсентьевич Кравченко:
- Цены на потребительском рынке растут, магазины пустеют, и только аппетит у коллектива остается прежним.
Заместитель генерального директора Даниил Саввович Усанов:
- Успешно осуществилась тридцатилетняя мечта нашего коллектива: в этом году вступил в строй Дом рыбака.
Профсоюзный комитет объединения, Владимир Петрович Михалап:
- Оказались в самом трудном, самом плачевном положении - положении крайних. Идут за помощью люди, да профсоюз нынче плохой помощник. Вот наша маленькая радость: наши дети, многие из которых почти забыли вкус конфет, не останутся без новогодних подарков.
Готовим чрезвычайную программу социальной защиты работников объединения, которую предъявим администрации. Пожелания? Чтобы эстрыбпромовцы в новом году не остались без работы.
Служба главного капитана, Кожурин Александр Иванович:
- Потеряли всякую надежду на будущее, нашедших просим занести.
Детский сад-ясли, Дорошенко Анна Петровна:
- Самым горьким был день, когда узнали о том, что нас планируют передать в ведомство города, для нас это страшнее пожара. Самым радостным
- когда после хождения по инстанциям стало ясно: остаемся в родном объединении.

Записала Л. КУДРЯВЦЕВА.
Памяти Анатолия Васильевича Авдеева. СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ, КАПИТАН! – 02 01 1992
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда пишешь о человеке, увлеченном своим делом, всегда есть искушение начать с заветной мечты младых лет... По семейным преданиям Анатолий «заболел» морем на восьмом году от роду. И чувству своему с того времени не изменял. На штурмана выучился в Ленинградской мореходке. А на океанский траулер впервые вступил с причала Таллиннского рыбного порта... И пошли годы профессионального становления — пройден путь от третьего помощника до старпома. И, наконец, первый капитанский рейс. Во время которого он прокладывал курс к Лабрадору, на банку Джорджес. Добывали треску, окуня, хека. А еще были сезоны ловли забытой ныне сельди...
Это штрихи к портрету известного на нашем флоте человека — Анатолия Васильевича Авдеева. В уходящем 91-ом году он отмечал еще два важных события в своей жизни. Пятидесятилетний юбилей. Тридцатилетие рыбацкого труда. И это не просто стаж. Это многолетний диалог с морем, трудный, порой нервный. Но для него необходимый. Потому как иной доли, кроме рыбацкой, он себе не желает.
Море дало Анатолию Васильевичу крепкое мужское дело. Оно же даровало ему надежных товарищей по труду. Авдеев вспоминает Владимира Бабича и Николая Лебедева, оба уже на пенсии, но встречается с ними на берегу. Станислав Лукашевич сам сегодня ходит капитаном. Евгений Шараев, Владимир Васильев, Виктор Гаврилуца, Игорь Кравчук, Александр Габинет, Георгий Русак, Владимир Шпадырев, Вадим Петраченко. Сколько с ними со всеми морями-океанами дорог отмерено... Перед каждым новым рейсом у Авдеева дома телефон не смолкает – то старые друзья уговариваются вместе в море пойти. И если в целом по объединению стабильные экипажи трудно удаются, то у Анатолия Васильевича команда почти несменяемая.
Пришлось как то услышать от его коллег: Авдеев по натуре добряк. Насколько капитанское это качество?
Анатолий Васильевич считает себя скорее человеком сдержанным, уравновешенным. И это, на его взгляд, очень важно. В рейсе всякое бывает: что-то с рыбалкой не ладится, неблагоприятны метеоусловия, да и мало ли какие сюрпризы может преподнести стихия... Командир всегда должен быть спокоен. А в экипаже никогда не доводить никаких дел до конфликта. На практике Авдеев объясняет это так: можно из пустяка проблему сделать (скажем, не удался повару обед — недовольные всегда найдутся), а можно и серьезные противоречия мирно разрешить. Впрочем, всех своих секретов выдавать не стал.
А вот о профессиональных, деловых качествах своих специалистов он заботится особо. Поощряет их инициативу, желание помозговать над ситуацией. На промысле, скажем, дав главное направление, не ограничивает в поиске рыбы, прислушивается к мнению своих штурманов. И доверяет им гораздо больше, нежели сообщениям по радио соседей по рыбалке. Но в последнем, как известно, он не одинок.
Всегда ли оправдывается избранная Авдеевым тактика? Свои методы он считает надежными. А работа в море экипажей под его командованием, приносящая объединению немалые прибыли (до двух с половиной миллионов рублей), говорит сама за себя.
Впрочем, как мне показалось, он не из любителей предаваться воспоминаниям.
Или, может, время нынешнее не располагает...
- А новый год вы встречаете с оптимизмом или скептически? - спрашиваю у Авдеева с тайной надеждой услышать, что пробьемся-таки к лучшей жизни.
И не обманываюсь: Анатолий Васильевич убежден, что не все так безнадежно. С одной стороны, на его взгляд, в объединении немало хорошего задумано и уже осуществляется, скажем, сдача судов во фрахт. А с другой, предпринимательская жилка во многих еще не убита. Уверен: раскрепостится народ. Хотя и не хватает еще нам точного экономического расчета.
Взять, к примеру, одну из наболевших проблем - судоремонт. Уж больно он долог. Сейчас на СРЗ организовали кооперативы. Но заводские ремонтные бригады трудятся не хуже, хотя в заработках и проигрывают. И делу это помеха.
Можно понять капитана Авдеева, уже четвертый месяц ожидает он свое судно из ремонта...
С Анатолием Васильевичем мы беседуем накануне Нового года. Встретит он его в кругу семьи, что не так уже часто выпадает морякам. Зато и праздник в доме будет настоящий - соберутся близкие, придут друзья. И обязательно поднимут бокалы «За тех, кто в море!...» В Новом году Анатолий Авдеев выйдет в новые рейсы...
Счастливого плавания, капитан!

Н. КРУТИКОВА.
Фото Р. ЭЙНА.
Памяти БМРТ-555 «Феодор Окк» и его экипажей. ПРАЗДНИК - ДА, А БУДНИ?.. - 09 08 1977
ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ

СВОЕ слово в только что закончившемся рейсе комсомольско - молодежного экипажа БМРТ-555 «Феодор Окк» сказали и представители общественных организаций. Как всегда, вдали от родных берегов на «Феодоре Окке» выходили стенная газета, фотогазета, листки-молнии. В основном общественники, отвечающие за выпуск этих нужных и полезных стенных изданий, выпускали судовые газеты по праздникам. Некоторые из них представляют интерес. В этих праздничных номерах дается анализ работы экипажа в трудной промысловой обстановке, рассказывается о тех, кто вносит свой вклад в выполнение социалистических обязательств и рейсового задания.
«Рыбацкая звезда» — так называлась стенная газета партийной, профсоюзной и комсомольской организаций «Феодора Окка». Ее редактор четвертый помощник капитана Владимир Лемзяков стремился как можно шире представить в праздничных номерах панораму трудовых свершений моряков своего судна. Вот номер, посвященный первомайскому празднику. Он открывается поздравительной радиограммой руководителей «Эстрыбпрома». С кратким анализом работы рыбаков «Феодора Окка» выступает первый помощник капитана А. Сальников. Он называет имена многих членов экипажа, которые преподнесли весеннему празднику весомые трудовые подарки. О том, как трудятся рыбообработчики, рассказывается в заметке технолога Г. Журавлева. Моторист первого класса Н. Раскурин в своей небольшой заметке анализирует работу машинной команды. Номер хорошо смотрится.
Праздничные номера были выпущены также к Дню Победы, традиционному нашему празднику — Дню рыбака, выборам в местные Советы. Среди этих трех стенных газет хочется выделить номер, посвященный Дню рыбака. Здесь подробно рассказывается о том, какими успехами отмечает экипаж этот праздник. Со статьями выступает помощник капитана по производству
Г. Журавлев. «Намного перекрыты показатели по выпуску пищевой и товарной рыбной продукции, — пишет в своей заметке Г. Журавлев. — Это успех всего коллектива, но прежде всего наших обработчиков и добытчиков. Мельничук и Делько, Леонов и Бондарчук, Зикунов и Кучук, да и многие другие обработчики — настоящие мастера своего дела. Они отдают делу всю свою любовь, стараются выпускать продукцию только отличного качества». О вкладе машинной команды в успех экипажа рассказывает второй механик В. Будукин.
И, наконец, последний номер газеты «Рыбацкая звез-да» вышел уже в конце рейса, на переходе в родной порт. В нем сообщается о том, кто стал победителем социалистического соревнования. Это первая комплексная бригада мастера обработки, ветерана объединения Владимира Алексеевича Артемьева-Глебова. В статье приводятся многие положительные факты, называются десятки фамилий передовиков, — тех, кому присвоено звание ударника коммунистического труда за работу в рейсе.
Выходила на «Феодоре Окке» и фотогазета. Три номера ее посвящены самым различным сторонам жизни экипажа. Одним из самых интересных номеров, несомненно, является тот, который подробно показывает лучших людей судна за работой. Снимки эти, сделанные довольно профессионально вторым помощником капитана Виталием Добряковым, показывают людей непосредственно в работе. Фотографии отражают трудовую жизнь экипажа и на палубе и в цехах, и на камбузе. Один из номеров фотогазеты целиком посвящен отдыху экипажа. Здесь можно видеть молодежь, которая не только хорошо трудилась в рейсе но и была душой в организации веселых вечеров художественной самодеятельности
К сожалению, редколлегия стенной газеты и фотогазеты, посвящая в основном свои издания праздникам, упустили очень многое, и, прежде всего, мельком, походя, показывали и рассказывали о трудовых буднях, о людях, которые себя целиком отдают работе, о тех недостатках, которые, конечно же, были в рейсе и которые мешали организовать жизнь экипажа как можно лучше, интереснее. А ведь первостепенная задача судовой стенной печати — помогать администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организациям бороться с недостатками, своевременно о них сообщать, принимать меры к их устранению.
Забыли члены редколлегии и о передаче опыта передовиков. А это очень важно. На «Феодоре Окке», как и на любом другом судне, в этом рейсе было много молодых моряков. И, естественно, им было бы интересно и поучительно узнать из статьи в стенной судовой газете о том или ином ветеране судна, о его опыте, знаниях. Ни в одном номере стенной газеты «Рыбацкая звезда» не было напечатано заметки о работе народных контролеров. А ведь на судне действовала группа народного контроля, которая вскрыла много недостатков, мешающих экипажу в работе, в отдыхе, в налаживании быта.
Конечно, очень хорошо, когда стенная газета выходит в праздничные дни. Это стало уже традицией. Плохо только то, что, выпустив праздничный номер, редколлегии забывает, что и в будни моряки ждут выпуска этих газет, ждут того, что обнаружат и о чем расскажут общественники этого весьма важного участка работы. И если по будни стенные газеты выходят очень редко, то это вина не только их редколлегий, но и тех организаций, органами которых они являются. Вероятно, на "Феодоре Окке" партийная, профсоюзная и комсомольская организации недостаточно четко нацеливали свои издания на те важные вопросы судовой жизни, которые необходимо поднять, привлечь к ним внимание.
И еще. К фотогазетам на наших судах уже привыкли. И в этом нет ничего удивительного. Многие моряки снимают интересно, на высоком уровне. Жаль, что их снимки часто идут без всяких подписей. Сошлемся, например, на фотогазеты «Феодора Окка ». Снимки сами по себе не вызывают возражений. Они сделаны четко, композиционно верно, но вот кто на них изображен — сказать невозможно. А можно было под каждым из них сделать расширенную текстовку, рассказать о трудовой биографии этого человека, о том, как он трудится, чем увлекается и т. д. Польза от таких расширенных текстовок под снимками, особенно для молодежи, была бы несомненной.

П. ЛУГОВСКОЙ.
ЗАБОТЯТСЯ О ПОПОЛНЕНИИ – Холодильник Эстрыбпром 09 08 1977
КОЛЛЕКТИВ холодильника уверенно и успешно выполняет свои месячные и квартальные задания. Наряду с заботой о росте производства, выполнении планов здесь постоянно уделяется внимание совершенствованию профессиональной подготовки кадров. Примером этому может служить новый жестянобаночный цех. За сравнительно короткий срок здесь не только освоено производство банкотары — новой продукции, но и подготовлены специалисты, которые в настоящее время уже сами обучают новичков, заботятся о пополнении цеха.
Конечно, и здесь есть текучесть кадров: одни работники уходят в море, получив положительные характеристики, другие становятся мастерами, наставниками. Поэтому вполне закономерно, что цех ощущает потребность в квалифицированных рабочих.
Коллектив цеха, его начальник Леонид Николаевич Попов уделяют постоянное внимание росту специалистов. Сейчас в цехе семь учеников, все они окружены вниманием и заботой. Свою учебу большинство из них с первых же дней сочетают с практической работой. Рядом с ними трудятся опытные рабочие-наставники. На каждого ученика заведен дневник, в котором учитываются все темы обучения по специальности, практическая работа на машинах и станках, проведение занятий по технике безопасности. С первых же дней уделяется внимание качеству выпускаемой продукции.
Многие ученики, а срок их обучения два месяца, успешно работают на различных операциях. После службы в армии возвратился на работу в холодильник комсомолец Фарид Сайфутдинов. Учится он работе на пастонакладочной машине у опытных мастеров-станочников Р. Быстрова и Г. Тимофеева. Наставники многому научили молодого рабочего. И он только добрым словом отзывается о их помощи. С холодильника Фарид уходил в армию, теперь вернулся обратно. Многое изменилось здесь за время его службы. По-иному выглядит цех пресервов, где он раньше работал, открылся новый цех, куда он поступил сейчас. Ф. Сайфутдинов твердо решил овладеть специальностью станочника, а в будущем намерен учиться в мореходном училище. Живет он, как многие ученики, в общежитии, доволен проявляемой о нем заботой. Освоение рабочей профессии считает первейшим долгом и обязанностью.
После девятого класса решила стать рабочей и Людмила Стакелите. Девушка сразу нашла себя в коллективе, работа в цехе ей нравится. Всегда на помощь приходят старшие товарищи.
Леонид Николаевич Попов, рассказывая об учениках, назвал лучших из них — Виктора Алипина, Владимира Десятникова, Надежду Суховей, Галину Постникову, Тамару Михайлову. По их отношению к делу чувствуется, говорит начальник цеха, что они будут хорошими специалистами.
В цехе уже накопился определенный опыт работы с кадрами, особенно молодыми. Постоянное внимание этому уделяют начальник холодильника С. Новодережкин, секретарь парторганизации П. Нестеров, ведущие инженеры холодильника. Мастера С. Лукин и А. Прокофьев не только руководят сменами рабочих цеха, но одной из главных задач считают подготовку молодых специалистов. Анатолий Александрович Прокофьев вот уже 20 лет работает в объединении. Раньше он плавал на судах флота мастером обработки. Многие его воспитанники окончили училище рыбной промышленности, сами работают мастерами. Есть среди них и такие, которые продолжают учебу в вузах. Сейчас ветеран объединения на берегу, в новом цехе. Работа с молодежью для него стала необходимостью. А. Прокофьев готов придти на помощь товарищам по труду, этому же учит и других. Слова проекта новой Конституции СССР о повышении трудовой квалификации и обучении новым специальностям восприняты в цехе правильно и с воодушевлением. Подтверждением тому служит совместная работа в этом направлении старших товарищей и молодежи.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Мастер смены Анатолий Александрович Прокофьев всегда готов помочь ученице Надежде Суховей, осваивающей специальность паяльщицы.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Пытливо изучают свою специальность Фарид Сайфутдинов, Людмила Стакелите и Владимир Десятников (слева направо).

Фото А. Дудченко.