0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
Памяти ПР Советская Родина и его экипажей. РЕЙС ЗА ПОБЕДОЙ - 16 10 1975
Трудящиеся Советского Союза! Шире развертывайте всенародное социалистическое соревнование за достойную встречу XXV съезда КПСС! Боритесь за досрочное выполнение плана 1975 года и успешное завершение девятой пятилетки!
(Из Призывов ЦК КПСС к 58-й годовщине Великого Октября).

ДВАДЦАТОГО августа на производственном рефрижераторе «Советская Родина» был праздник: экипаж судна досрочно выполнил свои социалистические обязательства. Отметили это событие в деловой обстановке — рейс продолжался, в Северном море, где находился рефрижератор, стояла хорошая промысловая обстановка и отдыхать не приходилось. От имени командования судна капитан-директор ПР Анатолий Нефедович Иванов сердечно поблагодарил экипаж за самоотверженную работу. Лозунгом дня теперь стало
— «Все силы на досрочное выполнение рейсового задания!» И экипаж воспринял этот призыв как конкретную цель, реальную программу действий. В достижимости такой цели убеждала только что одержанная трудовая победа.
Но очень нелегким был путь к ней. Пожалуй, лучше других мог бы рассказать об этом старший электромеханик Григорий Тунчик, ставший в начале рейса парторгом экипажа. То был его третий рейс на ПР «Советская Родина» — до этого он плавал на ТР «Аугуст Якобсон», сначала четвертым, затем третьим и вторым электромехаником. Я не случайно привожу эту деталь, которая лучше иных слов характеризует человека в деловом, профессиональном плане. Пребывание же на ПР «Советская Родина" и особенно минувший рейс добавили к характеристике Григория Тунчика еще один важный момент: здесь он раскрылся как деятельный, способный партийный организатор личного состава.
Экипаж перед началом рейса обновился более чем на две трети, причем за счет «зеленой» неопытной молодежи — выпускников ПТУ и отчасти таллинской мореходки. Из состава прежнего экипажа, к примеру, на судне осталось только четыре матроса, что же касается машинной команды, то она фактически обновилась полностью. Подавляющее большинство личного состава — комсомольцы, и они-то должны были стать ударным ядром экипажа. Но как угадать среди них людей, способных быть не формальными — настоящими лидерами, повседневными организаторами молодежи, опорой командования и партийной организации, которая насчитывала всего шесть человек? Тем более, что первый помощник капитана должен был прибыть на судно где-то к середине рейса, и обязанности комиссара фактически принял на себя Григорий Тунчик. Принял, подчеркнем, в наиболее трудную и ответственную — начальную пору рейса: новичкам предстояло освоиться на судне, оморячиться, изучить свои обязанности, заведования и т. п. Дальше-то будет проще, а пока...
Восемь лет работы в «Океане» на различных должностях, постоянный контакт с личным составом многое дали Григорию Тунчику в смысле узнавания людей — кто есть кто, кто на что способен.
К тому же, рядом были такие люди, на чьи опыт, знания, а главное, заинтересованность и готовность оказать помощь своему парторгу, своему «комиссару», Тунчик всегда мог рассчитывать. Капитан А. Н. Иванов — человек авторитетный и уважаемый в ЭРПО «Океан». Старший помощник Вячеслав Юдин хоть и шел в первый раз на «Советской Родине», но уже имел богатый опыт работы с людьми, плавая на «Саянах» и «Бризе". Толковым и энергичным общественником зарекомендовал себя и второй механик — коммунист Александр Задворнов, ставший заместителем секретаря парторганизации судна и председателем группы народного контроля. Серьезную помощь в работе с людьми могли оказать коммунисты Виктор Хомячук — моторист первого класса, уже ходивший один рейс на судне, и матрос второго класса Николай Калинин. Комсомольскую организацию судна — около 50 человек — возглавил третий помощник капитана Юрий Хайков, для него это был третий рейс на ПР «Советская Родина». Центр комсомольской и вообще партийно-политической работы был перенесен в комсомольские группы, которые возглавили: в первой производственной бригаде мастера обработки Владимира Чумакова — групкомсорг Иван Подгурский; во второй бригаде рыбмастера Василия Никитовича Солинина — групкомсорг Григорий Кузмич; в машинной команде и группе обслуживающего персонала - групкомсорг Александр Лавский, моторист 11 класса, «прирожденный» по отзывам руководителей экипажа, вожак молодежи.
К сожалению, здесь нет возможности подробнее рассказать о разнообразной работе всех этих людей — партийных и комсомольских активистов, ставших подлинными организаторами как производственной, так и общественной деятельности экипажа. Выбор и расстановку актива, осуществленные партийной организацией во главе с Г. Тунчиком, нельзя не признать удачной. Повседневное руководство их деятельностью — также.
Интересно и по-боевому проходило социалистическое соревнование между производственными бригадами — за успешное выполнение рейсового задания н достойную встречу XXV съезда КПСС. Соперники пристально и ревностно следили за делами друг друга, результаты соревнования постоянно доводились до всего экипажа, отражались в радиогазетах, стенной печати и наглядной агитации. Особенно много в этом направлении сделали первый помощник Юрий Пономарев и начпрод судна Геннадий Свистунов, оказавшийся незаурядным — и остроумным — художником (это ему принадлежит идея выпуска иллюстрированных, назовем их так, боевых листовок «Ну, догони!..», отражавших соревнование между сменами и пользовавшихся совершенно особым интересом у моряков...). Несмотря на то, что лидерство в соревновании производственных бригад сразу же «захватили» подчиненные рыбмастера В. Н. Солинина, трудовое соперничество между ними носило на редкость напряженный характер.
Постоянно велась борьба за высокое качество изготовляемой рыбопродукции, ее хранение, бережное, экономное использование материальных ценностей и ресурсов, технику безопасности и т. д. Заслуга во всем этом принадлежит, прежде всего, народным контролерам — Александру Задворнову, боцману Олеву Сарву (ветеран судна, занесен в Книгу почета за безупречную работу и активную общественную деятельность), матросу Владимиру Николаевичу Макарову, которого называют «асом верхней палубы», и другим. Проводя различные проверки, контрольные рейды и другие мероприятия, настойчиво добиваясь устранения выявленных недостатков, они задавали своего рода психологический настрой всему экипажу — нетерпимости к «авось», к количеству в ущерб качеству и т. п.
С каждым днем рейса росло и крепло профессиональное мастерство людей, вчерашних новичков, повышалась их общественная активность. Коллектив воспитывался в труде — труде ударном и, не побоимся этого слова — творческом, который сближает, сплачивает людей общностью, единством интересов и целей. Проследить это можно на многих примерах. И вот один из них. Машинная команда, как уже говорилось, почти полностью была обновлена в начале рейса. К концу же его она представляла дружный и дееспособный коллектив, по плечу которому оказались любые задачи. Не только узкоспециальные, технические — все приборы и механизмы в машинном отделении действовали безотказно, не имелось никаких неожиданностей, поломок, аварий, выходов материальной части из строя. В случае необходимости моряки машинной команды без напоминания выходили на подвахты и трудились «до седьмого пота», по-ударному. Настоящим наставником молодежи здесь стал коммунист Bиктор Хомячук, не жалевший для этого ни сил, ни времени. Это ему, прежде всего, обязаны электрики Виктор Рется, Харри Ярв, мотористы Сергей Данилов, Вячеслав Смирнов, практикант курсант Пеэтер Нивицкий тем, что стали настоящими знатоками своего дела, прочно закрепили на практике теоретические знания.
Были свои наставники и у моряков палубной команды — тот же боцман Олев Сарв, лебедчики Владимир Макаров, Юрий Данильченко и другие опытные моряки, которые личным примером в труде воспитывали молодежь, вели ее за собой.
...Рейсовое задание экипаж ПР «Советская Родина» выполнил на 10 суток раньше срока. А впереди еще один рейс в район промысла. Победная трудовая эстафета продолжается!


М. ЛЕОНТЬЕВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рейсовое задание выполнено! Вы видите передовую бригаду обработчиков мастера В. Чумакова. Фото П. КОЗАК
Памяти МСБ «Ураган» и его экипажей. ДЕЙСТВОВАЛИ УВЕРЕННО - 30 10 1975
В номере нашей газеты за 25 октября уже сообщалось о том, как экипаж спасателя «Ураган» снял с мели СРТ-9106 «Тевия» латвийского рыболовецкого колхоза.
В составе команды «Урагана» в основном комсомольцы, молодежь. Как известно, при спасении «Тевии» погода была штормовой. Обстановка весьма не благоприятствовала работе еще и потому, что из-за небольшой глубины нельзя было близко подойти к аварийному судну.
Но комсомольцы, молодежь под руководством своих опытных старших товарищей-командиров действовали бесстрашно, четко, уверенно.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НА СНИМКЕ; матросы первого класса, составлявшие экипаж шлюпки № 1, закрепившие буксир на "Тевии" (слева направо) А. Захаров, Н. Шило, Е. Лазюк.

Фото И. Самсонова
Памяти СРТ-4479 и СРТ-4574 и их экипажей. УДАРНИКИ ПЯТИЛЕТКИ – 02 09 1975
На днях в Таллинском морском рыбном порту состоялась торжественная встреча СРТ-4479 и СРТ-4574, вернувшихся с промысла из района Северного моря. Наш корреспондент попросил капитанов передовых траулеров рассказать об итогах рейса и людях, отличившихся на промысле.

Капитан СРТ-4479 Юзеф ШОТИК:
ПРИЗНАТЬСЯ, я чувствую себя в несколько затруднительном положении... По всем статьям выходит — мне повезло: впервые выходил на этом траулере в качестве капитана — и сразу такая удача. Рейсовое задание выполнено отлично!
Промысловая обстановка в Северном море, где мы находились три с лишним месяца, а точнее — 110 суток, стояла благоприятная. А экипаж на траулере — любой капитан позавидует: моряки сплавились, сработались еще до этого рейса, показали высокое профессиональное мастерство, организованность, как и подобает экипажу коммунистического труда. Собственно, эти два фактора и предопределили успех рейса, которому мы по вполне понятным причинам придавали особое значение. И пятилетка заканчивается, и предсъездовская вахта в разгаре... К тому же, традиции экипажа обязывали не просто не сдавать завоеванных позиций, но трудиться лучше, чем вчера. Должно быть, вам известно, что еще в первом квартале этого года рыбаки траулера выполнили свой встречный план на девятую пятилетку. А с передовиков, понятно, спрос особый. В этом смысле мне и лестно было возглавить такой экипаж, и ответственно...
Впрочем, что теперь говорить о тогдашних эмоциях? Говорить надо о людях, которые не то, что не посрамили честь и добрую славу своего судна, но и упрочили ее.
Конечно, мне хотелось бы отметить здесь каждого члена экипажа, но коль такой возможности нет, ограничусь самыми-самыми...
Парторг экипажа — Владимир Миньков: начальник РТС, отличный специалист, опытный моряк, человек, который каждодневно показывал пример ударного, по-настоящему коммунистического труда на промысле, и в этом, прежде всего, проявилась его роль как партийного руководителя экипажа. И с комсомольским вожаком нам повезло — Юрием Зверевым, третьим штурманом. Оба они действовали по принципу: меньше слов, больше дела. Главное, партийное, комсомольское поручение — личная примерность в труде, и чтоб рядом с тобой никто не работал кое-как — только по-ударному, с полной отдачей. Как, скажем, старший мастер добычи Николай Гаврилович Комаров. С ним я плавал раньше на СРТ, давно знаю этого человека, на которого могу положиться во всем.
В рыбацком деле, на промысле еще недостаточно хорошо знать свою специальность, обязанности, особенно у нас, на СРТ, где экипажи малочисленные. И тут люди вроде Николая Гавриловича, которые выкладываются до конца, которых ни понукать, ни уговаривать не надо, — в полном смысле незаменимы. Хотел бы назвать и таких рыбаков, как старший матрос Африк Ханов, матросы I класса Николай Дьяченко, Мати Тарту, мастер обработки Виктор Гаврилович Кривенцов, его боевой помощник — Николай Алексеевич Данилов, повар Алексей Рожков.


Капитан СРТ-4574 Владимир АЛЕКСАНДРОВ:
ХОЧУ ДОПОЛНИТЬ Юзефа Владиславовича, который деликатно умолчал о том, что его экипаж победил нас в парном социалистическом соревновании на промысле... Правда, в Северном море они работали на сутки больше нас, но дело, конечно, не в этом. Опять же, экипаж коммунистического труда, а нам еще предстоит завоевать это звание. Кое-что в этом направлении уже сделано: как и наши соперники с СРТ-4479, мы выполнили свои социалистические обязательства еще в начале этого года.
...Вот я говорю — «мы», хотя тоже выходил в первый рейс в качестве капитана. Но пусть кто-либо не заподозрит меня в нескромности, в посягательстве на чужие успехи. Как говорится, сочтемся славою, ведь мы свои же люди.. Так вот, и у нас есть свои рыбацкие традиции, которые ко многому обязывают И, хотя мы не смогли одолеть в парном соревновании такого сильного соперника, как экипаж СРТ-4479, унывать нашим морякам не приходится. Рейсовое задание выполнено нами также успешно. А вот люди, которые внесли, я бы сказал особый вклад в достижение этой трудовой победы на промысле.
Начну с коммунистов судна — секретаря нашей партийной организации матроса II класса Евгения Макарова и второго механика Владимира. Андреевича Нестеренко. Своим личным примером, самоотверженным трудом они, так, сказать, обеспечивали партийное влияние на моряков как палубной, так и машинной команды. Деловым, способным комсоргом показал себя и наш второй штурман Евгений Шкода: несмотря на молодость, комсомольский возраст, он уже имеет солидный моряцкий опыт, глубоко знает свою специальность, словом, товарищ перспективный.
Вообще, в адрес экипажа я как капитан могу — и считаю себя обязанным — сказать самые добрые слова. Люди здесь работящие, толковые и, я бы сказал, совестливые. Жаловаться на усталость, трудности считают ниже своего достоинства, что ли... Морские трудяги, словом. Знают и понимают, что такое — «надо». Боцман Рейн Киланди, — скажем. Настоящий морской волк, знаете ли, а способен краснеть как мальчишка, если вдруг сделаешь какое-то замечание ему. В крови, что ли, у него это — ненависть к малейшему непорядку... Или вот бондарь старший матрос Владимир Обухов — можете написать о нем самые лестные отзывы, беру под свою ответственность — не ошибетесь.
Впрочем, слишком громко не надо: рыбаки — народ непривычный к похвалам, еще обидеться могут. Хотя, полагаю, я имею кое-какое моральное право сказать: вы — молодцы, ребята, ребята что надо, и это говорю я и как капитан, и как матрос в прошлом...
Так вот, я хотел бы, чтобы друзья и родственники увидели имена таких людей, как мастер обработки Иван Станиславович Житкевич, его помощник Александр Мещанинов, матросы I класса Евгений Генералов, Энар Волосов, матрос II класса Николай Позняков, начальник РТС Алимжан Кочетов...
С такими людьми, сами понимаете, грешно приходить с промысла без музыки. Даже если ты занимаешь второе, а не первое место в парном соревновании...

Л. ФИРСОВ.
БMPT-604 «Рудольф Сирге". ДЕНЬ ЗА ДНЕМ - 30 08 1975
Рыбацкие будни... Кто знаком с морем не только по книгам, кто сам жил этими, на первый взгляд однообразными, ничем не примечательными рыбацкими днями и месяцами, тот хорошо понимает, насколько огромное н емкое понятие вложено в эти слова. За внешней однообразностью и похожестью рейсов кроется напряженный труд, постоянный поиск, тесное и длительное общение людей, еще недавно незнакомых друг с другом, и постоянно щемящая сердце грусть по оставленным где-то далеко семьям...
Истинные труженики моря не любят много говорить о рейсах, считают свою работу обыкновенным человеческим делом, а профессию рыбака — подобной тысячам других земных специальностей. Но если по-настоящему вдуматься в специфику рыбацкого труда и быта, попытаться взвесить, сколько физических и духовных сил отдает рыбак каждому рейсу, то невольно напрашивается вывод о том, что рыбацкая профессия — гораздо более, чем многие другие, требует от человека постоянной выдержки, хладнокровия, чувства ответственности и коллективизма, высоких моральных и деловых качеств.
Именно такими качествами обладает капитан-директор БMPT-604 «Рудольф Сирге" Николай Александрович Чесноков, который вот уже двадцать лет успешно работает на судах флота рыбной промышленности.
Напряженно, с полной отдачей сил трудится в эти дни возглавляемый им экипаж. Неустойчивая промысловая обстановка в первой половине августа, большие потери промыслового времени (в течение месяца было потеряно около пяти суток на частичные выгрузки и бункеровки) — все это поставило под угрозу срыва выполнение месячного плана. В этих условиях от каждого члена экипажа требовалась максимально четкая и слаженная работа, полное и рациональное использование сырья и производственных мощностей для увеличения выпуска продукции. Следует отметить, что экипаж с честью вышел из того тяжелого положения, которое сложилось в августе.
12 августа состоялось открытое партийное собрание, на котором обсуждался вопрос о задачах партийной организации по обеспечению успешного выполнения репсового задания н принятых социалистических обязательств. В докладе секретаря партийной организации Ивана Бельдиева была проанализирована работа экипажа за первые три недели, причем основное внимание было уделено недостаткам в работе и конкретным мерам по улучшению организации производства. В прениях по докладу секретаря партийной организации выступило более десяти коммунистов, комсомольцев и беспартийных. Принципиально, в спокойной и деловой обстановке выступающие указывали на недостатки в работе экипажа, вскрывали имеющиеся резервы производства. Были обсуждены и приняты к исполнению конкретные меры по обеспечению бесперебойной работы технологического оборудования, по максимальному использованию рабочего времени, по бережному и рациональному использованию сырья и вспомогательных материалов.
Вопросы, поднятые на партийном собрании, были обсуждены затем на общесудовом собрании, на собраниях комплексных бригад. Результаты работы, проведенной партийной организацией совместно с администрацией, не замедлили сказаться на темпах добычи и выпуска рыбопродукции. Более четкой и целенаправленной стала повседневная деятельность смен, вахт, комплексных бригад и служб. Стремление каждого члена экипажа работать с полной отдачей сил нашло воплощение в конкретных делах и, в конечном счете, выражалось в цифрах ежесуточной выработки рыбопродукции. С неиссякаемой энергией и большим знанием дела трудится смена добытчиков, которую возглавляет мастер добычи кандидат в члены КПСС Абилфаз Садыхов. Без лишней суеты, четко и быстро работают на выборке и постановке трала матросы его смены Алексей Ботнарь, Геннадий Бежан, Николай Иващенко, Александр Молотков, Иван Буруян. Не будет преувеличением сказать, что эта смена, в которой работают представители четырех национальностей, является самой дружной.
Заметно улучшилось и положение дел в рыбцехе. Смены рыбообработчиков, которые возглавляют мастера обработки Валерий Леодорский и Вадим Драй, стали работать более четко, полностью использовать мощности технологического оборудования, неослабное внимание уделяя при этом качеству выпускаемой продукции. В составе двух комплексных бригад трудится более двадцати комсомольцев. Их энергия и молодой задор органически сливаются воедино с богатым опытом и навыками старших товарищей. Многие комсомольцы сочетают отличную работу с активным участием в общественной жизни экипажа. Среди них — Алексей Гамов, Виктор Гиржев, Константин Бурдужа, Степан Мельничук, Михаил Черкасский, Сервер Куртвапов и многие другие.
С чувством высокой ответственности работает и машинная команда. Много времени и внимания уделяется профилактическим работам и техуходу за механизмами, благодаря чему не было случаев простоя по техническим причинам.
Результатом дружной и самоотверженной работы каждого члена экипажа явилось успешное выполнение плана августа по всем показателям.
Успех экипажа за тот же период мог быть и большим, но неудовлетворительная выгрузка рыбопродукции существенно снижает возможности экипажа. Сдача рыбопродукции мелкими партиями, частые подходы к транспортным судам отнимают драгоценное промысловое время, сбивают темпы добычи и выпуска продукции. И все же по итогам работы за первую треть рейса можно с уверенностью сказать, что нынешний экипаж БМРТ-604 не уронит доброй славы и хороших традиций этого траулера, а приложит все силы, знания и опыт для приумножения их.
. . . Незаметно летит день за днем. За тысячи миль от нас на Родине наступила осень. Далеко не каждый год доводится рыбакам полюбоваться неповторимой красотой увядания природы. Но каждый из нас хорошо знает, как прекрасна это пора года в отчем краю, потому что Родина всегда с нами, всегда в наших сердцах.

И. СУСЛИМ, первый помощник капитана БМРТ-604 «Рудольф Сирге».

НА СНИМКЕ:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

бригада старшего мастера добычи Юрия Еганова за выборкой первого трала.

Фото А. ГАМОВА, матроса БМРТ-604 «Рудольф Сирге».
Памяти СРТР-9062 и его экипажей. РЫБАЦКАЯ ДОБЛЕСТЬ - 23 09 1975
ПО-РАЗНОМУ встречает родной порт суда, возвращающиеся с промысла. Одних — спокойно и деловито, других — как бы незаметно, скромно, третьих... Третьих — вот так, как СРТР-9062 (капитан Анатолий Ефимович Площадный): музыкой, аплодисментами, приветственными речами и поздравлениями. И пусть ты заранее знал, что вам уготована такая встреча, церемония которой давно уже установилась, — это всегда радостно, всегда волнует.
О рыбаках СРТР-9062 мало сказать, что они заранее знали об этом. Северное море, где они промышляли драгоценную в наши дни селедку, оказалась столь щедрым и приветливым, что порой доводило моряков траулера до злости. Это когда рыба шла и шла, ну, прямо сама просилась в невод, а траулер находился в бездействии: уж эти нерасторопные плавбазы и транспортные тихоходы...
Вот так эмоционально и рассерженно прокомментировал итоги победного рейса СРТР-9062 один из рыбаков траулера - матрос Александр Есарев. Он, паренек с Урала, где селедку «днем с огнем не сыщешь" даже в великие праздники», считает бесхозяйственностью каждый «потерянный» на промысле день. И как не попять и не разделить это вот чувство озабоченности и обеспокоенности — чувство настоящего хозяина-рыбака, идущее от глубокоосознанного своего долга перед людьми, всей страной, если говорить по большому счету.
А говорить сегодня надо именно так, ибо самая малость остается до конца девятой пятилетки, успешное завершение которой зависит от всех — и каждого. От твоего личного вклада во всенародное великое дело. И, судя по тем процентам, с какими выполнили рыбаки свое рейсовое задание, и за которыми — центнеры и центнеры ценной, пользующейся особым спросом у населения рыбопродукции, моряки CPTP-9062 хорошо понимают это. И мы с полным основанием можем говорить сегодня о рыбацкой доблести экипажа этого траулера, занявшего почетное место среди лидеров социалистического соревнования нашего объединения за успешное выполнение заданий девятой пятилетки и достойную встречу XXV съезда КПСС.
В чем и как она проявлялась — эта рыбацкая доблесть?
...В один из «горячих» дней промысла отказал «Палтус» — поисковая аппаратура. Случай для гидроакустика Николая Сергеева тем более чрезвычайный, что он в совершенстве знает и свое заведование, и свое дело. Но, видимо, не выдержала, устала от перенапряжения аппаратура... И хотя совсем немного времени понадобилось гидроакустику и пришедшему ему на помощь коммунисту радисту Ярославу Балацкому, чтобы найти и устранить неполадки, но ведь и рыба не ждала.
В этот ответственный момент снова сказал свое, веское слово капитан СРТР Е. А. Площадный, человек, умудренный огромным рыбацким опытом и наделенный той особой интуицией, которой обладают настоящие профессионалы. Замет невода, произведенный под его руководством, оказался столь точным, что кое-кто из матросов ехидно посоветовал гидроакустику специально не поторапливаться с ремонтом «Палтуса» — «с Ефимычем оно как-то надежней...»
К чести Н. Сергеева, однако, надо сказать, что это был единственный во время рейса случай — поисковая аппаратура, эти глаза и уши траулера — действовала и безотказно, и безошибочно.
Несмотря на то, что перед выходом в рейс экипаж траулера значительно обновился за счет молодежи, это обстоятельство не отразилось на эффективности работы во время промысла.
— Жаль, что не существует такого вида благодарности, как комсомольская, — пожалел в разговоре со мной комсорг экипажа третий помощник капитана Владимир Березин. — Не то записали бы ее парторгу траулера — мастеру рыбообработки Александру Мальцеву, старшему мастеру добычи Василию Кульбенуку и его помощнику Евгению Хортову...
Эти люди снова показали себя настоящими наставниками молодых моряков, терпеливо и настойчиво обучавших новичков сложному рыбацкому искусству.
Вся рыба, выловленная экипажем траулера, сдана только первым сортом, особая заслуга в чем принадлежит мастеру рыбообработки А. Мальцеву.
Отличились в рейсе и моряки машинной команды, которой руководит старший механик Геннадий Антонович Метс, третий механик Валентин Быков, коммунист моторист Петр Яровиков, курсант Калининградской мореходной школы электрик Николай Сачков. Их материальная часть не знала отказов. За счет умелой, грамотной эксплуатации техники, рачительного использовании моторесурсов н топлива было сэкономлено ГСМ в два с лишним раза больше намеченного социалистическими обязательствами, принятыми перед началом рейса.

Л. ФИРСОВ.
Памяти РТМС-7522 «Тамула» и его экипажей. ПЕРВЫЙ РЕЙС - 18 09 1975
Первый рейс РТМС «Тамула» — в Северо-Западную Атлантику — продолжался 165 суток. Это если считать с позиции родственников рыбаков. У промысловиков же счет особый...
— Минус полмесяца, которые ушли на ремонт лебедки, из-за чего судно вынуждено было отстаиваться в ГДР, — подсчитывает «пассив» помощник капитана по производству Павел Иванович Рощин. — Минус семь суток на передачу груза на «Ботнический залив», когда нам пришлось переходить в Северное море, а потом возвращаться в район промысла. Вот вам и результаты выполнения рейсового задания: конечно же, они» могли быть выше!
С такой же — критической — точки зрения прокомментировал итоги рейса и капитан-директор РТМС «Тамула» Игорь Борисович Котляр. «Когда, наконец, удастся решить проблему комплексной обработки судов на промысле? - едва ли не с возмущением припомнил он случаи неорганизованности и неразберихи при сдаче рыбопродукции на транспортные суда и при приеме топлива, воды, разного имущества. — Есть же строжайшие указания, распоряжения, приказ министра, наконец, а мы по-прежнему бездарно теряем промысловое время, когда дорог не то что каждый день, — а час... Или вот: имей мы на борту канатные тралы в июне — знаете, сколько бы рыбопродукции дополнительно к рейсовому заданию выдали? Впрочем, мы и сами не знаем... Чего гадать на кофейной гуще? Вот если б канатная фабрика делала свое дело, как полагается, а не ссылалась на отсутствие материалов, тогда бы знали...»
А «так» — рейсовое задание экипажем РТМС «Тамула» выполнено по всем показателям. Вроде бы, расстраиваться оснований нет. Впору бы, пожалуй, и радоваться?
Почитайте, однако, сводки с промысловых судов за август, и от всякого радужного настроения не останется и следа. Вот почему на «Тамуле" с сожалением прикидывают, сколько тонн дополнительной рыбопродукции могли бы произвести, но не произвели. Не выловили. И за себя, понятно, обидно, и за объединение в целом.
...«Первый рейс — что первый блин, который того и гляди — комом выйдет», — нет-нет да и приходила такая мысль Павлу Ивановичу Рощину, когда РТМС «Тамула» готовился выйти в свой первый рейс. Судно, конечно, из класса «суперов», и капитан человек удачливый, как говорится - считай, чуть ли не добрый десяток лет плавает с ним П. И. Рощин и давно уже понял природу удачливости этого человека. Инженер по образованию, моряк по призванию, рыбак по профессии — вот кто такой капитан Котляр. Но стоп, стоп — ишь, сколь красиво звучит. Романтика!.. Не пристало ему, Павлу Ивановичу, говорить так по-книжному. Лет сорок назад — куда бы еще ни шло...
А 40 лет назад матрос Павел Рощин ходил в Баренцево море за селедкой. Лишь тридцать с лишним лет спустя свела их вместе рыбацкая судьба — майора запаса П. И. Рощина, решившего тряхнуть стариной, то бишь, юностью, и капитана БМРТ Игоря Котляра. И вот уже восемь лет, как плавают они вместе, промышляют рыбу в океане.
Вот и в этот, первый для «Тамула» рейс, выходили они вместе. Не случайно, понятно: новейший «суператлантик» был доверен И. Котляру как одному из опытнейших в объединении капитанов, помощником по производству был назначен П. И. Рощин как одни из лучших технологов ЭРПО. Но экипаж собирали со всех судов, и это-то беспокоило П. И. Рощина — и как помощника по производству, и как парторга (ничего удивительного, конечно, в том нет, что из рейса и рейс коммунисты избирают Павла Ивановича своим руководителем). Ибо достаточно сказать, что только три человека из состава нового экипажа были знакомы с устройством рыбцеха «супера», где, в отличие от БМРТ, полно автоматики, имеется собственный пост управления. «Давай, комсомол, браться за наставничество», — заметил по этому поводу Владимиру Резникову, ставшему комсоргом экипажа, Павел Иванович. Так возникла «владимирская Дружина» в составе Владимира Резникова, старшего матроса Владимира Тонилина и матроса Владимира Зуева. Или, если хотите, «дружина наставников», благодаря которым все рыбообработчики весьма быстро стали хозяевами и повелителями разнообразной техники, которой начинен рыбцех «суператлантика».
Она же, «владимирская дружина», сыграла весьма заметную роль и в социалистическом соревновании, впоследствии развернувшемся на промысле между комплексными бригадами. Соперники оказались достойными друг друга, и соревнование между ними носило сколь напряженный, столь и ревностный в психологическом плане характер. Сказались «почерк», опыт и мастерство организаторов соревнования, которые искусно руководили трудовым соперничеством: мастера второй комплексной бригады коммуниста Анатолия Прокофьева, партгрупорга этой же бригады Владимира Мамая (оба они не первый рейс уже ходят в океан с капитаном-директором И. Котляром и П. И. Рощиным), коммуниста Валерия Конюхова, комсомольского активиста Владимира Пяткова и передовиков первой комплексной бригады коммунистов Анатолия Гончара и Василия Стратиенко, групкомсорга Федора Пещерского.
Актив, словом, оказался на высоте, личная примерность коммунистов и комсомольских активистов была обеспечена каждодневным ударным трудом людей, сплотивших вокруг себя столь разнородный в начале рейса экипаж. Хочется подчеркнуть, усилить именно этот момент — воспитание, сплачивание в единое целое большого коллектива проходило через труд, в процессе труда, настоящими ударниками которого были активисты из числа коммунистов и комсомольцев. Ядром этого актива, как мы видели, были те, кто уже не один рейс и даже не один год работали с капитаном и его помощником по производству. Если учесть, что И. Котляр командовал в свое время БМРТ-555 и БМРТ-564, экипажи которых тогда завоевали почетное звание коллективов коммунистического труда, то станет особенно ясной репутация и деловые качества людей, составивших это самое ядро на РТМС «Тамула».
Одним из этих «старых знакомых» капитана-директора и его помощника по производству является механик-наладчик Рейн Аавик, заместитель секретаря партбюро и руководитель группы народных контролеров. Как говорят в подобных случаях: един в трех лицах... Что ж, энергии, инициативы и настойчивости в достижении целей Рейну Аавику не занимать. Скажем, его работа в качестве председателя группы народного контроля. Разве секрет, что сплошь и рядом деятельность контролеров, направленная на повышение качества изготавливаемой рыбопродукции, носит характер и форму проверок? Конечно же, возражать против этого не приходится. Но вот как организована деятельность народных контролеров на РТМС «Тамула»: активисты — своего рода функционеры группы НК имеются в каждой бригаде, на каждом участке производства, связанного с добычей, обработкой и хранением рыбопродукции. Особый контроль при этом осуществляется с их стороны за качеством сырца, сортировкой. Результаты каждого траления и последующей обработки добытого свежья тщательно анализируются народными контролерами — как с точки зрения работы добытчиков, так и деятельности активистов группы НК.
И естественно, что никаких нареканий, рекламаций на качество рыбопродукции — как пищевой, так и товарной — на РТМС «Тамула» не поступило.
В связи с этим необходимо сказать пару добрых слов о мукомолах судна — коммунисте Сабире Шакирове и комсомольце Мидхате Давлетшине. Так вот, С. Шакиров и М. Давлетшин, ранее не имевшие понятия о РМУ на судах типа РТМС, в кратчайшие сроки освоили новую для них технику, н во время промысла их установки непрерывного действия работали и впрямь непрерывно. Качество рыбной муки — только отличное. Количество — 108 процентов к рейсовому заданию...
Итак, первый рейс РТМС «Тамула" завершен. В целом, как видим, он прошел успешно. Но, будем надеяться, очередные окажутся более удачными, ибо возможности экипажа и судна позволяют возвращаться с промысла с гораздо большим успехом.

Л. ФИРСОВ.
БМРТ-350 «ЭВАЛЬД ТАММЛААН». 2. БУДЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РЕЙС – 16 09 1975
ПИСЬМА С БМРТ-350 «ЭВАЛЬД ТАММЛААН»

ЗА ПЕРИОД рейса машинная команда БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан», руководимая старшим механиком Викентием Чугуновым, проделала большую работу по полному использованию технической части в выполнении рейсового задания в завершающем году девятой пятилетки. И надо сказать, что вахты второго механика Василия Турсукова, третьего механика Бориса Комар, четвертого механика Владислава Максименко и рефслужба под руководством рефмеханика Анатолия Чуйченко справились с поставленными задачами. В течение всего рейса по их вине не было простоев судна. В этом большая заслуга специалистов, которые грамотно обслуживали вверенные им механизмы и судовые устройства. — Если личный состав машинной команды, - говорит старший механик Викентий Чугунов, — и впредь будет так безукоризненно относиться к своим обязанностям, к обслуживанию двигателей и механизмов, то срок эксплуатации судна до очередного заводского ремонта, пожалуй, можно продлить на полгода. Это значит, что судно сделает на один рейс больше и даст Родине в десятой пятилетке дополнительно тысячи тонн рыбопродукции.
В социалистическое соревнование за звание «Лучшая вахта» включилась вся машинная команда. При подведении итогов соревнования учитывались не только грамотная эксплуатация механизмов, трудовая дисциплина, но и экономия горюче-смазочных материалов. Постоянно вымпел «Лучшая вахта» присуждался вахте второго механика Василия Турсукова, ветерана ЭРПО «Океан», ударника коммунистического труда.
Василий Турсуков работает в «Океане» с 1958 года. Начав свою трудовую деятельность мотористом СРТ, он затем окончил мореходное училище. Василий Турсуков постоянно повышает свой технический уровень, повседневно проявляет заботу о всей машинной команде, о безукоризненной работе механизмов. Он передает свой большой опыт молодым специалистам, дополняя их теоретические знания практическими навыками. В. Турсуков умело сочетает производственную работу с общественной, избран секретарем партийной организации судна.
Хорошо трудился в рейсе и рефмоторист Александр Мацукевич. Его стаж в «Океане» тоже немалый — с 1966 года. Работал на «Альбатросе», «Буревестнике», «Саянах» матросом, а затем, после окончания в 1969 году Таллинского профтехучилища, продолжал работу в море уже по новой специальности. Он также постоянно совершенствует свои; технические и политические знания, принимает активное участие в общественной жизни и в соцсоревновании. За хорошую работу и отличные трудовые показатели Александр награжден нагрудным знаком «Победитель соцсоревнования 1973 года».
— Вся машинная команда работала с полной отдачей сил, — говорит старший механик Викентий Чугунов. — За достигнутые успехи портрет кочегара Юрия Ремаренко занесен на судовую Доску почета, а мотористу первого класса Владимиру Терпинскому судовым комитетом профсоюза присвоено звание «Лучший по профессии». Особенно хочется отметить работу практикантов Херсонского мореходного училища рыбной промышленности Ривката Ахатова и Павла Переверзева. Благодаря трудолюбию, любознательности и старательности они быстро освоили специальность моториста. Перенимая опыт старших товарищей, Ривкат и Павел закрепили свои теоретические знания на практике. Существенную помощь Ривкату и Павлу в освоении и изучении двигателей, механизмов и систем оказали третий механик Борис Комар, четвертый механик Владислав Максименко, а также мотористы первого класса Иван Борис и Владимир Терпинский, у которых за спиной многолетний опыт работы на судах типа БМРТ. Возвращаясь в училище для продолжения учебы, Ривкат и Павел сказали, что они впервые знакомились с промысловым судном, довольны практикой и специальность механика избрали не напрасно. Они поблагодарили личный состав машинной команды за оказанную помощь, за ту заботу, которую им оказали в изучении судна и его технической части.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке — лидеры социалистического соревнования вахта второго механика Василия Турсукова. Слева направо: кочегар Владимир Саримахмудов, электрик Владимир Петренко, второй механик Василий Турсуков, рефмоторист Александр Мацукевич, моторист второго класса Валерий Петров и моторист первого класса Александр Мааритс.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке — курсанты Павел Переверзев и Ривкат Ахатов.

Фото автора.
БМРТ-350 «ЭВАЛЬД ТАММЛААН». 1. ОКУПИТСЯ СТОРИЦЕЙ... - 13 09 1975
ПИСЬМА С БМРТ-350 «ЭВАЛЬД ТАММЛААН»

Итак, очередной рейс БМРТ-350 «Эвальд Таммлаан" (капитан-директор Валентин Александрович Елисеев) закончен. Передав в Дакаре судно ремонтно-подменной команде, экипаж возвратился в родной порт — Таллин.
Позади трудные промысловые дни, дни напряженной работы в океане. Рыбацкие будни известны: сегодня есть рыба, а завтра ее нужно искать. Поэтому, когда нам сопутствовала удача, каждый член экипажа работал не щадя сил, не думая об усталости. И самоотверженный труд коллектива окупился сторицей. Производственный план рейса и взятые социалистические обязательства успешно выполнены.
С самого начала рейса, администрация и общественные организации судна сделали упор на социалистическое соревнование. Оно было организовано между комплексными бригадами, вахтами, а вскоре началось парное соревнование с экипажем БМРТ-229 «Ганс Леберехт».
В решении всех производственных задач значительную роль играли партийные и комсомольские группы бригад, которые оказывали большую помощь мастерам в мобилизации личного состава на выполнение суточных заданий, повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Высокая сознательность и активность членов экипажа помогли справиться с напряженным рейсовым заданием и успешно выполнить обязательства.
Основным костяком бригад стали опытные матросы, уже неоднократно бывавшие на промысле в океане. Закаленные в рыбацком труде, они показывали пример в работе, передавали свой опыт и рыбацкие традиции молодым морякам. Старший матрос Эйно Лийвасаар, Леонид Федорец, Григорий Выговский, Вахит Насретдинов — эти люди постоянно проявляли заботу о своих товарищах, настойчиво добивались, чтобы каждый член бригады овладел мастерством, был передовиком в социалистическом соревновании. Немало трудовых побед и достижений на счету комплексной бригады мастера обработки Дмитрия Вовка и мастера добычи Владимира Ваца. И не удивительно, что эта бригада дважды за рейс награждалась переходящим вымпелом «Лучшая бригада». За время рейса коллектив бригады окреп, сплотился, работал четко и производительно, добиваясь выполнения принятых обязательств по увеличению выпуска мороженой рыбы, пищевой продукции и повышению ее качества.
— Ребята в бригаде подобрались крепкие, работящие, — говорит Дмитрий Вовк, — однако больше половины из них на промысловых судах не работали. Помощнику капитана по производству Евгению Рогову, опытным матросам Вахиту Насретдинову и Григорию Выговскому пришлось приложить немало усилий и энергии при обучении членов бригады передовым приемам обработки рыбы, для создания в бригаде здорового микроклимата...
Совместный труд, чувство высокой ответственности каждого члена бригады за результаты работы всего коллектива сплотили бригаду и вывели ее в передовые. Уроки рыбацкого мастерства, которые проходили на промысле, сослужили хорошую службу не только бригаде, но и всему экипажу. Особенно хочется отметить хорошую работу и личную примерность в труде групкомсорга Николая Канарейкина, партгрупоргов Леонида Федорца и Виктора Зимовца (решением судкома Виктору было присвоено звание «Лучший матрос-обработчик»), старшего матроса Эйно Лийвасаара. Они показывали образцы коммунистического отношения к труду и принимали активное участие в общественной работе.

Е. БЕЛОГОЛОВЦЕВ, пер¬вый помощник капитана.
БМРТ-604 «Рудольф Сирге». ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ - 04 09 1975
ВНАЧАЛЕ июля вышел в район Центрально-Восточной Атлантики БМРТ-604 «Рудольф Сирге». Экипаж траулера возглавляет капитан-директор Николай Александрович Чесноков. Это четвертый по счету рейс траулера. В предыдущих трех экипаж судна работал успешно, выполнив плановые показатели.
С первых же дней перехода началась деятельная подготовка к работе на промысле. Старший мастер добычи Юрий Еганов, мастера добычи Абилфаз Садыхов и Григорий Малый с матросами-добытчиками тщательно готовили промвооружение — перемеряли ваера, изготовляли концы, оснащали тралы. Технолог Вячеслав Бушейко, мастера обработки Валерий Леодорский и Вадим Драй знакомили матросов-обработчиков с их рабочими местами, с правилами техники безопасности, с работой рыбцеха. Машинная команда, возглавляемая старшим механиком Юренинским, провела большую работу по подготовке к предстоящему рейсу еще в период стоянки в порту. Во время перехода на промысел четко и с большим знанием своего дела работали рефмеханик Петр Тищишин, ветеран ЭРПО "Океан» электрик Виктор Пульст, токарь Николай Захаров. Активный общественник и отличный специалист, Петр Тищишин много времени и энергии уделяет обучению рыбаков из Йеменской Арабской Республики - курсантов ТМУРП Хассана Иохаль Абдель Махмуда и Салема Мо хаммеда Бальфакиха.
Словом, все службы, весь экипаж серьезно готовились к промыслу. На общесудовом собрании обсуждено рейсовое задание. Экипаж едино-душно принял социалистиче¬ские обязательства по успеш¬ному выполнению рейсового задания: добиться выполне¬ния плана по всем показате¬лям, за счет бережного хране¬ния и использования добиться экономии горюче-смазочных материалов, промвооружения, тары и упаковочных мате¬риалов.
На судне созданы партий¬ная и комсомольская органи¬зации, избраны судовой ко¬митет профсоюза, группа на¬родного контроля, редколле¬гии стенгазеты и фотогазеты, укомплектованы группы по изучению экономики.
12 июля состоялось торжественное собрание экипажа, посвященное Дню рыбака. На этом собрании двадцати членам экипажа были торжественно вручены удостоверения и значки «Ударник коммунистического труда». Мастеру обработки Валерию Леодорскому и матросу Виктору Сбитневу от имени базового комитета профсоюза вручены знаки «Победителю в социалистическом соревновании".
...Незаметно прошли две недели перехода. И вот уже траловая лебедка медленно втягивает по слипу первый трал с богатым уловом. Много будет в течение рейса тралений, но первый трал -всегда событие для рыбаков.
Следует отметить, что не на всех участках работа пошла с первых дней гладко. Были и случаи выхода из строя технологического оборудования, и досадные промахи в организации работ. Сказалось то, что перед рейсом экипаж обновился более чем на три четверти.
При всем этом, однако, коллектив настойчиво преодолевал трудности, характерные для начального периода рейса. Между комплексными бригадами и вахтами развернулось социалистическое соревнование. В итоге, несмотря на неустойчивую промысловую обстановку, июльский план был успешно выполнен по всем показателям.
С неослабевающим интересом и вниманием следил весь экипаж за работой Совещания по безопасности в Европе. Итоги Совещания, выступление главы советской делегации Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева воспринято с чувством глубокого удовлетворения и гордости за нашу великую Родину — оплот мира во всем мире.
В своих откликах на речь Л. И. Брежнева рыбаки единодушно заявили, что успехи миролюбивой внешней политики ЦК КПСС и Советского правительства отвечают чаяниям и надеждам всех народов, обязывают тружеников моря работать с еще большей энергией, чтобы успешно завершить пятилетку, достойно встретить XXV съезд нашей Коммунистической партии.

И. СУСЛИН, первый помощник капитана.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Не часто море балует рыбаков такими уловами, какой выпал экипажу судна 23 июля.
БМРТ-229 «Ганс Леберехт». ТРУДНОСТЯМ ВОПРЕКИ – 02 09 1975
И все-таки они выполнили это напряженное рейсовое задание... А по ряду показателей даже перевыполнили. Они - это рыбаки БМРТ-229 «Ганс Леберехт», который недавно вернулся с промысла из Северо-Западной Атлантики.
Сколько раз видели они солнце за эти долгие-долгие пять с половиной месяцев, проведенных в туманном мире СЗА? Хватит, пожалуй, пальцев, чтобы сосчитать... Но это — ладно, перед штормами и туманами все равны. Иное дело — «пароход»: был когда-то БМРТ-229 вполне современным судном, да короток ныне век техники — вот уж и скорость не та, чтобы тягаться с теми же «суперами», и морозильные установки слабенькие по сегодняшним временам, и механизмы многие «устали». Еще бы не устать — помимо всего прочего, три рейса подряд не приходило судно в Таллин, обходясь текущими ремонтами «на стороне». Обронил же кто-то в рейсе фразу: «Техника — она ж не люди...» Не той, мол, крепости. Да, люди снова оказались крепче.
Теперь, по прошествии времени, забылись треволнения и беспокойство за главный двигатель — барахлил «старикан», подизносился сильно. И если, тем не менее, нашел он в себе силы, чтобы не подвести рыбаков, выдюжить весь долгий и многотрудный рейс, то только благодаря второму механику Анатолию Покусаю и его людям — мотористам Владимиру Лебедеву (первый класс), Юрию Жигалеву (второй класс), электрику Константину Бурачеву. Заглавную роль, конечно, сыграл сам механик — А. Покусай, человек не просто знающий, но — любящий технику и болеющий за нее. Так что в надежных и чутких руках - оказалось «сердце корабля», потому и не было перебоев в его работе. И случайно ли под стать механику оказались и подчиненные, которых мы назвали. Это они завоевали в рейсе вымпел лучшей вахты. К слову сказать, они же отличались постоянно и на подвахтах, ни в чем не уступая рыбообработчикам — во главе со своим механиком, он же парторг судна.
В самый разгар работы на промысле вышла из строя траловая лебедка — не выдержала шестерня. Положение спасли «золотые руки» слесаря Анатолия Назарова — с ювелирным мастерством умудрился заварить эту самую шестерню: безотказно работала, пока не доставили с оказией новую. Между прочим, хоть и нет у парня никакого специального образования, но случись что с приемником, магнитофоном и другой радиотехникой — к Анатолию же идут за помощью.
Напряженно и воистину по-ударному трудились на промысле добытчики во главе со старшим тралмастером Георгием Федоренко. «Легкая рука у человека, в этом все дело...», — шутили на траулере, когда «Ганс Леберехт» опережал на промысле другие суда, работавшие в одинаковых с ним условиях. Что ж, известно; не техника сама по себе, будь она даже ультрасовременной, ловит рыбу, а — люди. Прежде всего, такие вот «везучие», как Георгий Федоренко, тралмастер Евгений Черняев, добытчики Владимир Швецов, Василий Данилюк, Виктор Кухтин.
Да, не только в технике дело. И, конечно, не в везучести людей. Тот же Г. Федоренко переходил на другие суда, чтобы мастерством, опытом поделиться, других обучить «особому» обращению с тралами. И щедро делился с капитанами других судов информацией и советами Владимир Семенович Сурков, капитан-директор БМРТ-229, который дни и ночи проводил в своей рубке, анализируя промысловую обстановку.
Примечательно, что на таком судне, как БМРТ-229, был смело выдвинут лозунг — лучше меньше, но лучше! Речь идет о качестве рыбопродукции: не план любой ценой и не любая рыба, а т. н. ходовая, пользующаяся повышенным спросом, должным образом изготовленная. Возглавили движение за качество коммунисты — технолог Георгий Журавлев, председатель судкома, и рыбмастер Анатолий Юхновский, председатель группы народного контроля. А вот их непосредственные помощники: коммунист Юрий Пушкарев, матросы Алексей Лукьянов, Аско Калс, Сергей Вельвет, Василий Данилов. Это — своего рода актив, «застрельщики», ибо в борьбе за высокое качество участвовали и добытчики, и рыбообработчики, и все, кто трудился на подвахтах. Технолог Г. Журавлев, работавший наравне со всеми, придирчиво контролировал вместе со своими помощниками изготовление рыбной продукции на всех операциях. Периодически проводились проверки температурного режима в морозильных камерах — в этом была особая надобность, учитывая изношенность оборудования — веса коробов и т. д. И рекламаций на «Ганс Леберехт» не посту пило. А к концу рейса стало ясно, что удалось выполнить задания и по количественным, и по качественным показателям. Это была большая победа всего экипажа, а не только отдельных служб.
И, конечно, непосредственное отношение к этой победе имеет и так называемый обслуживающий персонал. Повар Лариса Вельчинская, к примеру. Хоть и был то ее первый выход в океан, и первые три недели она жесточайше страдала от морской болезни, но нашла-таки в себе силы и мужество пересилить все, одолеть трудности, которые, бывает, не каждый мужчина способен перебороть. Тогда-то и обнаружились недюжинные способности кулинара у Ларисы; по общему мнению, приготовленные ею блюда ни в чем не уступали тем, к которым руку приложил сам шеф-повар... А это, тем более, нелегко было, что по причине каких-то неувязок или неразберихи команда БМРТ-229 одно время не имела свежих продуктов н овощей, довольствуясь наличными запасами продовольствия. Факт, конечно, неприятнейший и хочется думать, он получит соответствующую оценку со стороны соответствующих органов...
Настоящей «героиней рейса» показала себя и камбузница Татьяна Блинова. О ней на судне говорят: «Раньше всех встает и позже всех ложится». Подсчитано также, что за период рейса Татьяна перечистила ни много, ни мало — 11 (одиннадцать) тонн картошки... Любопытно? Но куда удивительней было морякам узнать, что до этого рейса Татьяна работала машинисткой. Спокойней и уютней вроде бы работы не придумаешь...
Вот так проходила трудовая вахта экипажа БМРТ "Ганс Леберехт», посвящающаяся XXV съезду партии. Труден был минувший рейс и для судна, и для людей. Но тем больше добрых слов хочется сказать по адресу этих людей, делами доказавших, что даже в условиях особых, но обычных для наших рыбаков трудностей можно и должно с успехом выполнять напряженные задания последнего, завершающего года девятой пятилетки.

Л. ФИРСОВ.