0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Памяти капитанов и судов (870)
УДАЧНОГО ПРОМЫСЛА, «ПЕЙПСИ»! - 12 01 1974
ТЕСНО в эти дни у причалов рыбного порта. И суператлантик "Пейпси», прибывший 1 января из Штральзунда, скромно занял место у высокого борта «Ботнического залива».
Тем не менее, судно этой серии привлекает огромное внимание моряков объединения "Океан». На борту РТМ-С «Пейпси» побывали многие, и мнение всех было единодушным: отличное судно — мощное, современное! Хороший новогодний подарок получил коллектив ЭРПО «Океан» от судостроителей Германской Демократической Республики. Нет равных этому судну в объединении.
О том, как принимали судно, рассказал первый помощник капитана Н. Н. Ермолаев: — 28 декабря — официальный день рождения «Пейпси». К этому дню были закончены все работы. На палубе выстроились две команды — немецкая и наша, которой предстояло работать на новом корабле.
В торжественной обстановке директор верфи товарищ Дитман передал капитан-директору Владимиру Николаевичу Сусскому акт о вступлении судна в строй. Под звуки гимна был спущен флаг ГДР и поднят флаг Советского Союза.
На приеме в честь сдачи судна из новостроя директор судоверфи от имени многотысячного коллектива вручил экипажу портрет Ленина, выполненный рабочим верфи тов. Ольке. Это — подарок экипажу в знак большой признательности специалистам судна за помощь, оказанную работникам верфи. Выступивший на приеме секретарь городского комитета партии Штральзунда говорил о дружбе, связывающей народы Советского Союза и ГДР. В ответном слове капитан-директор В. Н. Сусский поблагодарил немецких судостроителей за их труд.
Два месяца шестеро членов экипажа — капитан-директор, старший механик В. П. Воронов, старший электромеханик A. А. Эллер и другие находились в Штральзунде, осваивая новое судно, его сложнейшую технику. И вот после короткого перехода суператлантик прибыл в Таллин. 2 января на судне побывали начальник объединения B. Я. Теносаар, секретарь парткома Г. Н. Рубанский, председатель базового комитета профсоюза В. В. Кустарников и другие руководители.
Впечатляет уже сам вид промысловой палубы, ее непривычный простор. Это, несомненно, создаст хорошие условия в работе. Да и все судно целиком выглядит гораздо внушительнее БМРТ: трюмы его более вместительны, рефрижераторная установка мощнее, максимальная глубина траления намного больше. В связи с этим, конечно, и возможности нового судна по сравнению с другими типами судов также значительно выше.
Прежде чем попасть на разделку в рыбцех, рыба предварительно охлаждается до температуры + 1 градус. Высокая степень механизации и автоматизации в рыбцехе, насыщенность различными механизмами позволяют использовать сырье без малейших потерь, выпускать рыбопродукцию отличного качества.
Центральный пост управления. Это, можно сказать, сердце корабля. Все нити сходятся сюда, к этому посту. Для непосвященного человека сотни приборов и датчиков — тайна за семью печатями, да, впрочем, и специалистам нелегко постигнуть все секреты электронной техники.
Нельзя не сказать и о том, что для экипажа здесь предусмотрен максимум удобств. Двухместные каюты, кондиционирование воздуха, хорошо оборудованные рабочие места — все это будет способствовать и производительному труду, и нормальному отдыху. Непосредственно у рыбного цеха находятся душевые, шкафчики для рабочей одежды. Так что санитарно-гигиенические условия на судне также отличные. И, кстати, такая деталь: мощная опреснительная установка позволит получить воду, пригодную для питья. Этого также нет ни на одном из наших судов.
Сейчас экипаж уже укомплектован, и скоро судно выйдет в рейс. Морякам не терпится на практике проверить все достоинства нового корабля. Пожелаем и экипажу, и судну счастливого плавания!

Г. ОЛЬШАК.
«ХЕРМАН АРБОН»: ИДЕМ С ТРАЛОМ — 20 12 1975
ДЛЯ ЭКИПАЖА БМРТ-536 «Херман Арбон» это был последний в завершающем году пятилетки рейс в знакомую уже Атлантику. Знакомую для большинства команды, начиная с капитана-директора Дмитрия Бурлака. Но были в экипаже и новички, одиннадцать человек из них вообще впервые шли в океан. И те, и другие уходили на промысел с бодрым, если не сказать — боевым настроением, с верой в удачу. Основания на то были достаточно веские и убедительные: «Херман Арбон» в числе первых из промысловых судов «Океана» выполнил девятую пятилетку и вообще пользуется у рыбаков нашего объединения доброй репутацией «везучего», удачливого траулера. Не сам по себе, понятно, но в непременном, органическом сочетании с капитаном-директором Дмитрием Кирилловичем Бурлаком. Что ж, репутация судна — это, прежде всего, репутация и рыбацкая характеристика его капитана...
Как вдруг с первых же дней промысла начались неудачи. Отнеслись к ним на первых порах с подчеркнуто-равнодушным, если так выразиться, спокойствием: случается, мол, и на старуху проруха... Но проходили дни, а трал по-прежнему приносил такой тощий улов, что затаенное беспокойство сменилось нескрываемой тревогой. «Что-то не то...» — кому из рыбаков не ведомо это выражение, за ироничным глубокомыслием которого скрывается весьма определенный диагноз: разучились, ребята, рыбку-то ловить...
И впрямь. Работали же рядом, по соседству литовские суда — и брали с каждого траления по 40 тонн сырца, в то время как на 536-м, по выражению судовых острословов, уверенно и устойчиво по... 5 тонн.
К тому же, никак не налаживалась работа во второй комплексной бригаде, которую возглавлял не кто-либо, а «сам» Константин Александрович Смирнов, один из опытнейших мастеров-рыбообработчиков объединения, ветеран ЭРПО, человек уважаемый и авторитетный среди рыбаков. Коммунист, партгрупорг производственной службы. Как же так, товарищи, в чем дело? Начали внимательнейше изучать положение, доискиваться до причин. Доискались. Провели собрание в бригаде: негоже расслабляться, опускать руки. Произвели перестановку людей: кому сподручней на выборке, кому на расфасовке. Вроде отладилось. Но — рыба, рыба... Реактивной, что ли, она стала? — мрачно острили на БМРТ.
Всем уже было ясно: полагаться на обычное промвооружение, привычные тралы, которые хороши были еще вчера, больше не приходилось. Пресловутый «секрет успеха» литовских рыбаков — канатные тралы. Которых, как раз, и не было на «Хермане Арбоне».
— Идеально, конечно, — оборудовать канатный трал по литовскому проекту, дело это не ахти какое новое и сложное, чтоб мы не обошлись собственными силами, — собрал комсостав капитан-директор Д. Бурлак. — Но нет материалов. Придется — по собственному проекту...
Теоретические расчеты взял на себя недавний выпускник Калининградского технического института четвертый штурман Владимир Якунин, практическое исполнение — старший мастер добычи Иван Трифонович Люсый со своими помощниками — мастером добычи Наджафом Агашовым, комсомольцами Николаем Пятаевым, Александром Милиным, Николаем Бузиновым. На изготовление канатных тралов из старых были «реквизированы» все имеющиеся на судне материалы. Работали в буквальном смысле не покладая рук и не разгибая спин — траулер находился в пролове и «ударная бригада Люсого», как окрестили добытчиков, стала объектом самого пристального — и, конечно, придирчивого — внимания дли всего экипажа.
На пятые сутки канатные тралы были готовы. Рыба пошла. Выловы сразу же достигли суточной нормы. Разгорелось соревнование между рыбообработчиками. Работа на палубе, в рыбцехе шла весело, напряженно, люди, соскучившиеся по настоящему, большому делу, трудились с полной выкладкой. После первого груза победителями соревнования между комплексными бригадами стала бригада Рудольфа Ракштиса — кандидаты в члены КПСС Николай Лупов (впоследствии занесенный в судовую Книгу почета за самоотверженный труд, личную примерность в работе и инициативность), Юрий Кушнир, комсомолец Олав Няреп и другие. Но уже шли по пятам победителей грозные соперники из бригады К. А. Смирнова — виртуоз-обработчик Фархад Мусаев, неутомимый и безотказный «трудяга» Кауно Аасуметс, также удостоенный чести быть занесенным в Книгу почета, Анатолий Приходько, Николай Гришин..- Им и суждено было занять первое место по итогам всего рейса.
Но до завершения его было еще далеко. После успешного решения «траловой задачи» в повестку дня встал вопрос о качестве выпускаемой рыбопродукции. Об этом и шла речь на очередном открытом партийном собрании, где с острым, критичным докладом выступил парторг Василий Яковлевич Слюсарь, помощник капитана по производству. В числе недостатков, внушавших особое беспокойство, отмечено им было неблагополучное положение с изготовлением филе, причиной чего являлась филейная машина. Приспособленная под тресковые породы, она плохо резала рыбу, сильно вибрировала и, к тому же, сильно брызгала, работать на ней, по выражению моряков, было «сущим адом»... Отчаявшись привести «в божеский вид» филейную машину, механик-наладчик Александр Голубев утверждал, что ничего путного с ней уже сделать нельзя. «Так уж и нельзя?» — засомневался капитан-директор. Решено было делегировать на соседний литовский БМРТ «депутацию» во главе с первым помощником Федором Гринько — за опытом. В состав се вошли также помощник капитана по производству В. Я. Слюсарь и, конечно, А. Голубев.
Вернулся механик-наладчик с «литовца» в возбужденном состоянии — то ли расстроенный, то ли озаренный какой-то конструктивной идеей, сразу не понять... Только вскоре филейная машина перестала и вибрировать, и брызгаться рыбьим жиром и чешуей, и вообще заработала на одном моторе вместо двух прежних.
Мы рассказали только о некоторых эпизодах последнего рейса БМРТ «Херман Арбон». Но, надеемся, и они дают определенное представление о людях этого судна и о том трудовом настрое, с которым они готовятся вступить в новую, десятую пятилетку.


Л. ФИРСОВ.
ПБ «Фридерик Шопен». «ЗАСЛУГА ВСЕГО ЭКИПАЖА" - 13 12 1975
ПРОВЕРЯЕМ ВЫПОЛЕНИЕ СОЦОБЯЗАТЕЛЬСТВ
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Слова эти, вынесенные в заголовок корреспонденции, мне довелось услышать на плавбазе «Фридерик Шопен», когда она вернулась из своего последнего рейса. Читатель, конечно, уже понял, что рейс этот завершился весьма и весьма успешно: выполнен годовой план, рейсовое задание перекрыто по всем без исключения показателям. Причем по одному из них — пресервам — более чем на 300 процентов... И еще: рейсовым заданием не предусматривалось изготовление филе, однако плавбаза прибыла в родной порт, имея на борту 375 центнеров этого вида рыбопродукции, заготовленного экипажем по собственной инициативе и, что не менее важно, за счет внутренних резервов. «В порядке реализации главного пункта социалистических обязательств — о максимальном использовании сырца», — деловито сказал первый помощник капитана Юрий Колосов.
Летом, когда плавбаза «Фридерик Шопен» готовилась выйти в свой четвертый в нынешнем году рейс, наша газета сообщала об этих обязательствах. Приняты они были на митинге личного состава, где обсуждалось только что опубликованное постановление ЦК КПСС о достойной встрече XXV съезда Коммунистической партии. С тех пор прошло несколько месяцев, в течение которых «шопеновцы» несли в Атлантике свою ударную трудовую вахту, посвященную грядущему историческому событию. И вот настало время рассказать о том, как выполнялись ими принятые перед началом рейса социалистические обязательства.
...Ныне, когда плавбаза вернулась из океана, в три с лишним раза перевыполнив задание по пресервам, может показаться странным, что «шопеновцы» брали обязательства досрочно выполнить это задание (то есть запланированные 100 процентов). Скромничали, или, как это еще случается, перестраховывались? Ничего подобного. Ибо задание по пресервам, обычно выполняющееся за три месяца пребывания на промысле, на этот раз предстояло выполнить за два месяца — (сентябрь и октябрь), поскольку в ноябре добыча рыбы для пресервов практически прекращалась, и флот переходил на сардину.
О напряженности данного пункта социалистических обязательств говорит и то обстоятельство, что выполнять его предстояло экипажу, который обновился почти на 70 процентов, и нужно было какое-то время на привыкание, овладение практическими навыками. А время-то как раз не ждало. Поэтому решено было создать две специальные — пресервные бригады численностью по 15 человек каждая и в помощь им организовать подвахты. Командование, коммунисты, руководители судового комитета провели среди моряков разъяснительную работу, доказали: без подвахт, четко организованных, повышенного обязательства по досрочному выполнению задания по пресервам не выполнить. И люди откликнулись на эти призывы. Ни отказов от подвахт, ни ссылок на усталость не было. Каждый знал номер своей подвахты и, само собой, дело, которым предстояло заниматься — в основном на расфасовке.
Вначале за смену изготавливалось около 1,5 тысячи банок пресервов. Но со временем приходил опыт, и однажды — это произошло 8 октября — пятая бригада Тыну Таркуса выдала за смену рекорд — 2228 банок. 13 октября она же изготовила 2324 банки. Победителей-рекордсменов поздравили и в тот же день торжественно отметили изготовление второй сотни тысяч банок пресервов (первая — 27 сентября). Первоначально взятые обязательств были уже перевыполнены, и решено было пересмотреть их в сторону нового увеличения — изготовить дополнительно третью сотню тысяч к Октябрьским праздникам.
А десять дней спустя четвертая бригада комсомольца Александра Ермаченкова установила новый рекорд, изготовив за смену 2520 банок пресервов. Но и он продержался всего четыре часа, после чего по трансляции было объявлено, что бригада Таркуса выдала 2896 банок...
Жаль, не было на плавбазе киносъемочного аппарата заснять бы, как работали после этого моряки под руководством А. Ермаченкова: 3164 банки за смену!
Только за одни стуки в этот день — 23 октября — было изготовлено 9584 банки пресервов.
Одновременно судовой «Экран социалистического соревнования», который ежедневно выпускался первым помощником Юрием Колосовым, добровольно, на общественных началах исполнявшим заодно обязанности инженера-нормировщика, совместно с помощником капитана по производству — Хельмутом Ауксманом, заслуженным рыбаком Эстонии, сообщал об успехах старших рыбмастеров Николая Налейкина, Мати Эрма и возглавляемых ими комплексных производственных бригад. Это именно Мати Эрм и рыбмастер Галина Павловна Баер-Бадер, парторг экипажа, выступили инициаторами изготовления филе за счет максимального использования сырца на пищевые цели и рациональной расстановки людей внутри смены.
Кое-кто сначала скептически отнесся к их предложению — отбирать на сортировке отдельные экземпляры скумбрии для филе — мол, стоит ли овчинка выделки, и темпы сортировки сбавишь, и наберешь-то скумбрии разве на приличный ужин... Оказалось, не на ужин — пошли центнеры, а потом тонны.
И вдруг — тревожный сигнал: стоп! А качество? Увлеклись ребята...
Сигнал этот подали народные контролеры (председатель группы четвертый механик-наладчик Александр Грузин) и зав. лабораторией Май Вахинг, обнаружившие перевес и пересортицу в контрольных партиях изготовленной рыбопродукции. Срочно провели собрание по бригадам, тщательно разобрали все случаи отклонения от стандартов качества, выявили причины и виновников.
Результат: рейсовое задание по приемке рыбы с добывающих судов было выполнено на 107, по пищевой рыбопродукции — на 120 процентов. Как и значилось в социалистических обязательствах экипажа ПБ «Фридерик Шопен» — «добиться максимального использования сырца на пищевые цели». Обязательство это — как и остальные — выполнено с честью. В чем заслуга всего экипажа плавбазы...

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На снимке: из рейса в рейс подтверждает почетное звание ударника коммунистического труда боцман Вяйно Раккасельд — один из лучших моряков плавбазы «Фридерик Шопен».
Фото И. Юрина.
МСБ «Ураган». ПОМОГЛИ ГРЕЧЕСКОМУ МОРЯКУ - 11 12 1975
Морской спасательный буксир «Ураган» направлялся в район промысла. В Северо-Западной Атлантике штормило, но тем более бдительно неслись вахты.
Наш экипаж принял социалистические обязательства: встретить XXV съезд КПСС личными трудовыми подарками и завоевать почетное звание «Экипаж коммунистического труда». Комсомольцы обязались добиться права подписать Рапорт Ленинского комсомола XXV съезду КПСС. Между палубной и машинной командами судна развернуто соревнование за звание лучшей вахты.
... 14 ноября в 17 часов 50 минут радиооператор комсомолец Александр Арехин принял тревожный сигнал: на греческом судне «Кинг Аегеус» второй помощник капитана во время работы упал в трюм, сломал правую руку и ногу и находится в крайне тяжелом состоянии. "Доктора на борту не имею. Необходима срочная медицинская помощь», — сообщал греческий радист.
Капитан МСБ "Ураган» Виктор Вингисар принимает решение — немедленно следовать к греческому судну. Всю ночь капитан не покидал мостик, поддерживая связь с "Кинг Аегеусом» у которого, к тому же, вышел из строя гирокомпас.
Только на следующие сутки, 15 ноября, в 13 часов 40 минут «Ураган» подошел к греческому судну. Старший помощник капитана коммунист Виктор Дурнев собрал моряков, которым предстояло идти на шлюпке, для инструктажа. Шторм не утихал. И вот спущена шлюпка с правого борта. Командовать ею поручено старшему помощнику Виктору Дурневу, в состав экипажа шлюпки вошли четвертый механик Валерий Еремин, матросы первого класса комсомольцы Евгений Лазюк и Николай Шило, матрос второго класса Тариель Бакрадзе и доктор Олев Ээсалу. Капитан МСБ В. Вингисар развернул буксир так, чтобы прикрыть отходящую шлюпку от волн. Дул резкий северо-восточный ветер, достигавший 6 баллов, крупная волна доходила до двух метров, захлестывая шлюпку, но экипаж шлюпки проявил высокую морскую выучку, смелость и выносливость.
Остававшиеся на борту буксира с волнением следили за отошедшей шлюпкой. И вот она, наконец, у борта греческого судна, на борт которого поднялись старший помощник и доктор. В течение трех часов находился доктор Ээсалу у пострадавшего, оказывая ему медицинскую помощь. Капитан и экипаж греческого судна горячо поблагодарили наших моряков.


В. ЛЬВОВ,
первый помощник капитана МСБ «Ураган».
БМРТ-368 «Оскар Лутс". НЕМНОГО ЮМОРА – 11 12 1975
ОБЗОР СТЕННОЙ ПЕЧАТИ

СОБСТВЕННО говоря, это не сама стенная газета "Голубой континент» БMPT-368 «Оскар Лутс», а ее юмористическое фото-приложение, если можно так назвать этот жанр. А, впрочем, дело не в названии. Дело в том, что судовая жизнь не всегда имеет единственное линейное измерение от койки до рыбного цеха. Она состоит еще из веселого или скучного отдыха, веселых или скучных развлечений. И вот на судне правильно решили: скучный отдых, скучные развлечения — за борт!
Но где найти веселые сюжеты для фотогазеты? Ну, конечно же, в гуще судовой жизни. Оказывается, если присмотреться повнимательнее, то именно там, где работают, отдыхают, а может быть, даже и там, где попросту скучают рыбаки — там россыпи материала, вызывающего улыбку. Подтверждение — очередной номер веселой фотогазеты «Немного юмора!».
Несколько снимков — с рабочих мест. Обычные производственные снимки, но стихотворные подписи под ними объясняют сложившиеся смешные ситуации, как, например, на подаче и обработке рыбы:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Филиппович успевает
За подачей от Петра.
Правда, там еще
осталось —
Подал Петр позавчера!..

Или другая, уже сатирическая реплика:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Жирный хек ушел в
утильный,
Сам Свиридов прозевал,
В телевизор холодильный
Реф с машины увидал.

Несколько шире представлена в газете общественная деятельность экипажа. В основном это критические четверостишия под снимками, отображающими беззаботное отношение к подшивкам газет в красном уголке, стихотворная реплика в адрес судкома, который не принимает участия в работе стенной печати. По поводу подшивок читаем:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

«Крокодила» утащили,
И подшивки все при нем,
Только новости и слышим
Через камбуз в основном.

Может ли вызвать улыбку созерцание шахматистов, сражающихся за честь своей команды? Безусловно, если фотокорреспондент наберется терпения, «уловит» нужный момент и нажмет на кнопку своей фотокамеры. На наш взгляд, такой момент и запечатлен на следующем снимке:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вы, болельщики, молчите,
Без подсказок проживем.
Тридцать дней турнир
«тянули»,
А сегодня - поднажмем!..

Ну, а самый веселый раздел фотогазеты, так сказать, гвоздь номера — о том, как на камбузе делали пельмени. Этому кулинарному процессу посвящены шесть снимков. Трудно отдать предпочтение какому-нибудь одному из серии. Все они веселые и рас сказывают о различных операциях изготовления пельменей. Разумеется, со смешными стихотворными комментариями. Вот один из таких эпизодов :

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Долго было непонятно.
(Хоть затылок расчеши!)
Как рождались те
пельмени -
Штуки по три для души.

Не будем строго судить по этическое творчество одного из активистов стенной печати, подписавшего снимки стихами. Важно другое - желание редколлегии стенгазеты «Голубой континент» расширить свое влияние на экипаж, охватить как можно больше граней судовой жизни.
И, прямо скажем, редколлегии это удалось. Хорошая инициатива общественности БМРТ-368 «Оскар Лутс" должна послужить примером и для других редколлегий стенных газет флота и берега.

К. ПЕТРОВ.
«ИНЕЙ": ЕСТЬ ПЯТИЛЕТКА! – 09 12 1975
ВСТРЕЧАЛИ транспортный рефрижератор «Иней» с музыкой. Из отдаленных районов промысла, где судно работало с начала августа, оно возвратилось на целых 10 дней раньше намечавшегося срока — столько судосуток было сэкономлено личным составом рефрижератора и, что особенно важно, при приемке рыбопродукции с добывающих судов. В том числе с БМРТ-246, 441, 123, 355, 185 и других судов ЭРПО, работавших в ЦВА, включая сюда и суператлантики, чьи сутки простоя на промысле только одного РТМС обходятся в 18 тысяч потерянных рублей...
Вот о чем шла речь на партийном, комсомольском и общесудовом собраниях экипажа ТР «Иней» в начале рейса, когда обсуждались социалистические обязательства в честь XXV съезда КПСС.
Тем более, что судно уходило в район промысла в самый разгар трудовой битвы за девятую пятилетку. Обязались: выполнить годовой план к 58-й годовщине Великого Октября и сверх плана перевезти 1,5 тысячи тонн рыбопродукции. Потом, после взятия первого груза, когда среднесуточная приемка рыбопродукции составила 260 тонн (при 150 нормативных), обязательства эти были пересмотрены — решено было перевезти сверх плана уже 2 тысячи тонн, то есть доставить домой полностью один сверхплановый груз. Забегая вперед, скажем, что и эти две тысячи были перекрыты — на 327 тонн. Это означало, что ТР «Иней» прибыл в родной порт с пятилеткой, годовым планом и рейсовым заданием. Вот почему его экипажу была устроена торжественная встреча.
Это итог. А слагаемые успеха, говоря газетным языком? Прежде всего, конечно, соревнование, которое подняло моряков на поиск новых резервов повышения производительности труда, его эффективности, на борьбу с простоями добывающих судов на промысле. Не оно ли, вот это чувство личной ответственности за то, чтобы не допускать простоев, чувство, рожденное соревнованием, заставило матросов из бригады коммуниста Юрия Кривошеева, старшего смены, не считаться с усталостью и временем, когда начиналась приемка рыбопродукции с добывающих судов? Ведь это они довели среднесуточную приемку продукции до 400 с лишним тон». И это они - коммунисты Ю. Кривошеев — бригадир, редактор фото- и стенгазеты, матрос I класса Николай Приходько — активист группы народного контроля, комсомольцы Александр Козадаев, Аркадий Казаков будили и поддерживали в людях беспокойство, чувство ответственности не только за себя, за свое судно даже, но и за тех, кто нетерпеливо дожидался очереди сдать рыбопродукцию.
Надо ли говорить, что ход соревнования между вахтами, сменами, бригадами отражался в наглядной агитации, доводился до каждого моряка. Это уж азбука соревнования, можно сказать, давно усвоенная руководителями палубной команды, партийными и комсомольскими активистами (парторг палубной команды Вениамин Лоскутов, он же председатель группы народного контроля).
Люди, которых мы упомянули здесь, уже не первый рейс совершают на ТР «Иней» и являются как бы главными хранителями традиций его экипажа, который постоянно обновляется. К ним, «почти ветеранам» судна, как выразился первый помощник капитана Оскар Иванович Лаас, непременно надо добавить Яниса Лукьянского — старшего смены, боцмана Рейна Нахкура, технолога Викторию Катаеву, бригадира второй бригады Ивана Николаевича Коротаева, плавающего на «Инее» почти 10 лет. Это его бригада заняла по итогам рейса второе место в соревновании. Первое завоевала бригада Ю. Кривошеева. Их коллективы, естественно, сыграли главную роль в борьбе за досрочное выполнение рейсового задания, подводившего итог всей предшествующей трудовой деятельности экипажа в девятой пятилетке.
Но успех палубной команды, показавшей, помимо всего, едва ли не образцы хорошей, четкой организации работ при приемке грузов с добывающих судов, это и успех... машинной команды. Моряки ее под руководством главного механика Геннадия Дуденкова, он же партгрупорг команды, значительно облегчили работу матросов, механизировав погрузку коробов в трюмах. За счет двух тележек, изготовленных сварщиком Кириллом Узуном, токарем Анатолием Троцко, механиками Игорем Кособоковым и Владимиром Козловым.
Вроде бы и тележки эти, скользящие по рельсам из труб, проложенных в трюмах, не бог весть какое изобретение судовых рационализаторов, а вот не додумались же до такой простой вещи конструкторы, и годами таскали вручную короба с рыбой на «Инее». Вплоть до этого вот рейса....
Теперь он позади. Всего несколько дней остается до того торжественного и, несомненно, памятного в истории транспортного рефрижератора «Иней» момента, когда судно уйдет в новый рейс — уже в счет новой, десятой пятилетки.
Соревнование за досрочное выполнение заданий пятилетки девятой успешно завершено. Соревнование за достойную встречу XXV съезда КПСС продолжается.

Л. ФИРСОВ.
Памяти СРТР-9139 «Пидула» и его экипажей. - 22 11 1975
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

15 ноября вернулся с промысла СРТР-9139 «Пидула».
За производственные достижения экипажу СРТР на причале морского рыбного порта была устроена торжественная встреча.
Капитан Владимир Александрович Спицын доложил о том, что рейсовое задание перекрыто более чем в полтора раза.
Начальник отдела кадров ЭРПО "Океан» М. И. Корольков от имени администрации горячо поздравил рыбаков с успешным выполнением социалистических обязательств в честь XXV съезда КПСС и пожелал им хорошего отдыха на берегу. По поручению парткома и базкома профсоюза объединения экипаж судна приветствовал Р. В. Бороздин.
О своих впечатлениях, о труде и жизни на промысле рассказывают моряки.


ПАРНИ НАСТОЯЩИЕ
М. НЕБЫТОВ, старший мастер добычи

Шестнадцатый год хожу я в промысловые районы на судах объединения. По правде сказать, редко бывало, чтобы в экипаже оказывалось столько людей, впервые идущих в море на судне кошелькового лова. Уже размеры «кошелька» достаточно солидны, чтобы новичок почувствовал большую ответственность работы с ним, соразмерил свои силы, внимательнее прислушивался к указаниям опытных товарищей.
Но наши молодые ребята показали себя с хорошей стороны, поняли, освоили новый для них метод добычи. Они могут гордиться тем, что справились, и весьма неплохо, с рейсовым заданием, вложив в него и труд, и обретенные знания, и сами обогатились опытом.
В сбережении невода, уходе за ним, ремонте новичкам показывали пример боцман Владимир Ефимович Прокопенко, мастер Александр Бутько, старший матрос Анатолий Дегтярев, матрос Георгий Караман. Хочется отметить матросов Валерия Чапеева, Петра Шпаковского, Константина Соловьева, а также Василия Кирюшина, Сергея Кириллова и других товарищей.
Интересно, что все участники рейса выразили желание идти в море тем же составом. Так как новый рейс будет проходить накануне XXV съезда КПСС, члены экипажа намечают принять повышенные обязательства.

На снимках:
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

богатый улов;
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

группа членов экипажа: «Пидула» на промысле.
Снимки взяты из судовой фотогазеты «Атлантика».


В НЕСПОКОЙНОМ ОКЕАНЕ
В. КОНОНОВИЧ,
старпом, секретарь комсомольской организации

РЕЙС ЭТОТ пришелся на период с двадцатого июня по пятнадцатое ноября. Промысел в основном шел в летние, как будто благоприятные месяцы. Однако в этот раз Центрально-Восточная Атлантика не походила на себя. Пяти-шести балльные ветры не оставляли океан спокойным. Для состава нашей команды это обстоятельство имело особое значение. На судне нашего типа впервые шли па промысел матросы, ранее работавшие на крупнотоннажных судах — плавбазах, больших морозильных рыболовных траулерах и т. п. Условия работы и быта, конечно, во многом там были благоприятнее.
Лишь четкая организация труда, высокая дисциплинированность, слаженность, передача опыта новичкам позволили преодолеть все препятствия и выполнить задание и социалистические обязательства. В парном соревновании с экипажем СРТР-9045 «Панга» удалось взять хорошие темпы. Хотя и «Панга» сработала достаточно успешно, но первенство осталось за нашим судном.
Среди 96 заметов некоторые действительно были рекордными. Так, 9 сентября закошельковали около 1200 центнеров скумбрии. В течение почти восьми часов сдавали рыбу на плаврыбозавод «Фридерик Шопен». А 16 сентября в неводе оказалось около 1370 центнеров скумбрии, которую сдали посредникам. В том числе БМРТ «Рудольф Сирге» принял 600 центнеров, «Батилиман» — 100, «Антс Лайкмаа» — 350 и т. д. В этом рейсе четко брали у нас улов также «Ленинградская слава", «Рыбак Латвии» и особенно мурманская плавбаза «Арктика», которая для ускорения дела действовала двумя стампами.
Необходимую распорядительность и умение работать с людьми проявил ветеран суда и объединения наш капитан Владимир Александрович Спицын.

В ИНТЕРЕСАХ ДЕЛА
В. ПРОКОПЕНКО, секретарь парторганизации

Партийно-комсомольская прослойка на траулере составляла более половины экипажа. В парторганизации было восемь коммунистов. Членов ВЛКСМ — семь человек.
Направление партийной работы определялось подбором членов экипажа судна. Люди впервые, — я говорю о рядовом составе, — шли работать на промысле кошельковым неводом. Да и, как обычно, почти все они были с разных судов.
Поэтому главный упор коммунисты и комсостав делали на создание хороших товарищеских отношении в коллективе, на укрепление дисциплины и четкое несение службы.
На одном из первых же партийных собраний в повестке дня главным стоял вопрос о выполнении рейсового задания и повышении ответственности каждого члена экипажа за общее дело. Доклад сделал капитал В. Спицын. По выступлениям коммунистов, внесших конкретные предложения, было принято соответствующее решения.
Все члены парторганизации имели поручения. Действенности идеологической работы помогала расстановка коммунистов по службам. Достаточно привести данные. В составе парторганизации — капитан В. Спицын, третий штурман А. Михайлов, стармех А. Шальнов, третий механик В. Бахарев, матросы А. Дегтярев, П. Шпаковский. К. Соловьев.
С личным составом проводились беседы о ходе соцсоревнования на рыбопромысловом флоте, о международном положении. Содержательные информации по ряду проблем сделал бывавший на траулере первый помощник капитана с производственного рефрижератора "Крейцвальд» А. А. Горошко.
Активно прошло отчетно-вы-борное собрание. Делегатом на партконференцию коммунистов объединения избран В. А. Спицын.
СРТР-9082. УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДЕ - 06 11 1975
ДОМОЙ, в Таллин, экипаж СРТР-9082 возвратился в канун Октябрьских праздников. Из длительного рейса — рыбаки провели на промысле долгих пять месяцев — они прибыли с отменным, радостным настроением и... с «большой рыбой». По всем без исключения показателям выполнены, вернее, перевыполнены: задания девятой пятилетки, годовой план, рейсовое задание (последнее более чем на 150 процентов). О том, как проходил этот победный для экипажа рейс, и о тех, кто отличился на промысле, рассказывают нашему корреспонденту секретарь партийной организации СРТР повар Вениамин Ильвес и комсорг экипажа третий помощник капитана Юрий Гумбин.
В. Ильвес: Когда мы уходили на промысел, борьба за пятилетку приобрела особенно напряженный характер, повсюду начиналось социалистическое соревнование за достойную встречу XXV съезда КПСС. Сами понимаете, на каком «взводе» были люди. И как вам рассказать о тех надеждах и сомнениях, которые испытывали все мы в то время... Да-да, сомнениях. Во-первых, сильно обновился экипаж, и хотя, судя по первому знакомству, люди у нас подобрались ответственные, сознательные и крепкие — средний возраст экипажа около 30 лет — но на «кошельках» плавали очень немногие. Во-вторых, коммунистов на судне было маловато: четыре члена партии и один кандидат — хватит ли сил вникать во все дела?..
Но, к счастью, первое впечатление от знакомства с новыми членами экипажа оказалось не обманчивым. В этом мы убедились уже в начале промысла. Рыбацкий опыт был у большинства, н люди быстро сошлись друг с другом, сдружились, я бы сказал. И что очень важно — сразу же поверили в капитана Алексея Владимировича Огородника, в его удачливость и рыбацкий талант... Понимали его с полуслова. Как и он их. Немало сделал для создания такой вот деловой и доброжелательной обстановки в экипаже и старший помощник коммунист Игорь Владимирович Лебедев. В ЭРПО он работает давно, жизнь, быт и психологию моряка знает, умеет и потребовать, и понять подчиненных. Инженер-акустик Владимир Ломейко, коммунист: то ли аппаратура у него такая волшебная, то ли особый, «подводный нюх» у человека, интуиция, но уж если засек он косяк, то можно не сомневаться — пройдет положенное время, и косяк этот перекочует на палубу траулера.,. И вот здесь я должен непременно назвать еще одного человека, о котором у нас говорят: «От этого ни одна рыбка не уйдет» — старшего мастера добычи Игоря Михайловича Гончарука.
И, видимо, — да так оно и есть на самом деле — наши рыбаки, новички в том числе, сразу увидели, что на таких командиров можно положиться, и поверили им. И понятно, не пожалели сил и стараний, чтобы со стороны командования претензий к ним не было.
Ю. Гумбин: Приятно, что нынешний комсомольско-молодежный экипаж — хоть официально он так и не называется, но по существу является им — внес свой вклад в выполнение пятилетнего, годового и рейсового задания. И что День рождение Ленинского комсомола, праздник Великого Октября мы встретили не только хорошими словами.
Но теперь это уже день вчерашний. А каким будет завтрашний? Традиции экипажа сложились, это добрые традиции, полагаю. И немножко обидно, что экипаж до сих пор не является ни экипажем коммунистического труда, хотя большинство наших рыбаков являются ударниками коммунистического труда, ни узаконен как комсомольско-молодежный коллектив. Я к тому говорю об этом, чтобы те, кто пойдет на траулере в очередной, предсъездовский рейс, взяли официальное обязательство добиться этих почетных звании.
Если же говорить о тех, кто отличился в нынешнем рейсе, то пришлось бы назвать практически весь экипаж. Знаете, почему мы, по существу, обошлись на этот раз без подвахт? А потому, что каждый на своем месте делал дело так, что всякая необходимость в авралах отпала. Вроде бы проще простого, но в том-то и дело, чтобы обеспечить спокойный, четкий ритм в работе экипажа в целом. В машине, в штурманской рубке, на палубе... Возьмите, скажем, моториста I класса Владимира Лисовского: единственный, кстати, комсомолец в машине, но я как комсорг был спокоен за него — не подведет. Исполнительность — да, знание дела, ответственность, личный пример - нет вопросов, как говорят.
Теперь, после только что закончившегося рейса, таких людей стало значительно больше. Есть люди и есть их дела, это главное. И дел чести каждого, кто бы ни пришел на траулер, - беречь и при умножать традиции, добрую славу экипажа СРТР-9082.

Л. ФИРСОВ
БМРТ-253 «Март Саар». ВОЗМУЖАНИЕ — БМРТ-253 01 11 1975
• КОМСОМОЛ И СОРЕВНОВАНИЕ •

ТРУДЯЩИЕСЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА! НАСТОЙЧИВО БОРИТЕСЬ ЗА ДАЛЬНЕЙШИЙ ПОДЪЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ — ОСНОВЫ МОГУЩЕСТВА РОДИНЫ И НЕУКЛОННОГО РОСТА БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА!
(Из Призывов ЦК КПСС к 58-й годовщине Великого Октября).

В ШТОРМОВОМ Северном море поступила на борт БМРТ «Март Саар» тревожная радиограмма: взять на буксир и привести домой, в Таллин, потерявший ход СРТ-4558, у которого вышел из строя главный двигатель. Хлопот с аварийным траулером было немало: дважды обрывался буксир — могучая якорь-цепь, красный ход — девять узлов... А когда до Таллина оставалось уже несколько часов, поступила еще одна радиограмма: учитывая сложную обстановку в рыбном порту, где стоят суда «Запрыбы», предлагалось изучить вопрос о разгрузке БМРТ собственными силами.
Энтузиазма, понятно, эта весть в экипаже не вызвала. Устал экипаж. Изнурительная и опасная буксировка аварийного траулера в конце рейса — лишь толика тех трудностей, что выпали на долю этих людей. Подсчитано: из четырех месяцев, которые они провели на промысле, 32 суток рыбаки штормовали (точка отсчета — 7 баллов...), 28 суток стоял сплошной туман, когда с мостика с трудом просматривался нос судна. И тем не менее!
КОНЕЦ, говорят, всему делу венец, — сказал, обращаясь к собравшимся в салоне команды морякам, первый помощник капитана Рихард Семенович Квашнин. — Значит, так: по предварительным прикидкам, рейсовое задание нами выполнено недурно. Пищевая рыбопродукция — 112 процентов, реализуемая — 108, вылов — 104 с лишним, заморозка — 108—109 процентов, в том числе шкереная свыше 199, то есть почти два плана, рыбопродукция в мелкой расфасовке — которая, замечу, пользуется особым спросом у населения — более 200 процентов. Вся продукция сдана без рекламаций. На борту в настоящий момент 680 тонн рыбопродукции...
И хотя не было в экипаже человека, которому не были бы известны эти цифры, все слушали комиссара так, будто он впервые называл их. Тут уж ничего не поделаешь: подобная «арифметика» всегда звучит для рыбаков чарующей музыкой. И кое-кто не выдержал:
— Чего тут рассуждать — надо, значит, надо!
— Где комсорг? Давай, поднимай нас...
И кто-то уже взялся за сочинительство: «Не кочегары мы, не плотники, да! Зато — портовые работники...» и т. д. Постановили: организовать разгрузку судна собственными силами. Так в не писанной — к сожалению! — книге трудовых свершений комсомолии и молодежи БМРТ-253 «Март Саар» появился еще один почин. И тоже в канун Дня рождения ВЛКСМ, в ознаменование которого экипаж судна несколькими днями раньше единогласно решил поддержать инициативу рыбаков БМРТ-436 «Кристьян Рауд» и провести комсомольско-молодежный субботник, а заработанные средства перечислить в фонд строительства БАМ.

ОДНАКО мы забежали несколько вперед — не терпится рассказать об успехах экипажа «Марта Саара». Успехах, тем более значимых, что подавляющее большинство личного состава здесь в начале нынешнего рейса составила именно комсомолия, молодежь в возрасте чуть более двадцати лет. Тогда же, в начале рейса, бытовало среди немногих видавших виды рыбаков выражение: «Не команда — детский сад..." Что было — то было: с опаской, ох как недоверчиво и настороженно смотрели на зеленую молодежь «морские волки». Ворчали. Бывало, и из себя выходили, возмущались, как можно азов рыбацкого дела не знать: «Чему вас только учат в вашей «академии», кроме английского языка?..» А в ответ тот же курсант ТМШ Александр Пархимович столько вопросов подбрасывал мастеру добычи Дмитрию Ефремовичу Ченцову, что он порой вставал в тупик. А то и призывал на помощь старшего мастера добычи Николая Фомичева. Или, скажем, «старые кадры» в лице добытчиков Хиндрика Лайдонера и Тимофея Лунгу...
Особенно много подобных «вечеров вопросов и ответов» было в начале рейса. Пришлась срочно переоборудовать рыбцех, осваивать — пока теоретически — промвооружение, переделывать и модернизировать тралы. И вот тогда кое-кто с удивлением узнал, что не только английскому языку и «разным высоким материям"» учат «современную молодежь». Ведь это же факт, что, несмотря на действительно поверхностное знание конкретных рыбацких «азов», молодежь эта весьма быстро и хватко вникала в суть того или иного дела. А опыт, известно, дело наживное, и чего-чего, а практики здесь хватало с избытком. Было бы желание, а его молодым рыбакам занимать не приходилось.
Секретарь парторганизации судна Анатолий Пономаренко, врач:
— Как и для большинства рыбаков экипажа, для меня
это тоже был первый рейс на промысел, в океан... С самого начала мы поставили перед собой задачу — учиться. Каждый день, каждый час. Учиться рыбацкому ремеслу и мастерству, перенимать опыт, навыки у тех, кто владел ими. Скажем, первую комплексную бригаду — комсомольско-молодежную — у нас возглавили мастер обработки Александр Семериков и мастер добычи Юрий Ралкин, групкомсорг третий штурман Сергей Костин. Эти люди не стеснялись обращаться за помощью к кому угодно — от капитана до матроса. Находились, конечно, отдельные рыбаки, которые, мягко говоря, иронизировали по этому поводу, посмеивались. Ну и что? По итогам-то рейса именно эта бригада заняла первое место в соревновании. Первый помощник капитана Р. С. Квашнин:
— Естественно, что комсомольцы, которые составляли более половины экипажа, стали главной ударной силой социалистического соревнования, сначала за успешное выполнение рейсового задания, затем, после августовского постанов ления ЦК КПСС, за достой ную встречу XXV съезда Ком-мунистической партии. Во всех основных подразделениях суд на действовали комсомольские группы, секретарем комсомольского бюро был избран реф механик Виктор Ермолаев, инициативный и расторопный вожак молодежи. Комсомольцы активно выполняли свои пору чения во всех общественных органах — начиная от судового комитета и кончая редколлегией стенгазеты «Труженик моря», а также фотогазеты. Очень хорошо, по-деловому прошел Ленинский урок «Дать продукции больше, лучшего качества и с наименьшими затратами». Он как бы органически вписался в комсомоль ско-молодежное движение за право подписать Комсомольский Рапорт XXV съезду КПСС.

ВСЕ ЭТО непосредственно работало на социалистическое соревнование за достойную встречу партий ного форума трудовыми подарками в девятой пятилетке. И если первоначально экипаж БМРТ дал слово успешно выполнить рейсовое задание, то впоследствии обязательства были пересмотрены в сторону повышения. Итоги соревнова ния подводились за каждый сданный груз, показатели со-ревнования ежедневно объявлялись по трансляции, выве-шивались в салоне команды, тщательно анализировались: кто-то отмечался в числе пере-довиков, кто-то — среди отстающих, объяснялись причи ны отставания. Члены судового комитета профсоюза (предсе-датель второй механик коммунист Борис Батраков) постоян но обновляли стенд «Слово и дело», где также отражался ход соревнования между про изводственнымн бригадами, сменамн, вахтами и где внима ние уделялось не только по бедителям, но и отстающим. Рейс завершен. Показатели его уже названы. Но было бы односторонне оценивать его только по цифрам выполнения рейсового задания. Особо сле дует выделить то обстоятель ство, что в результате большо го и напряженного труда эки пажа БМРТ «Март Саар" здесь сложился крепкий и дружный коллектив, способ ный успешно решать новые большие задачи. Славным тру довым традициям экипажа - жить и обогащаться новыми!

Л. ФИРСОВ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Трал — на борту «Марта Саара».
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В рыбном цехе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На укладке — матрос I класса Юрий Сподарь.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

На подвахте

Фото Б. Брайко
"УРАГАН» СПАСАЕТ «ТЕВИЮ» - 25 10 1975
В воскресенье, 19 октября, спасатель «Ураган» стоял на южной стороне Таллинского морского рыбного порта, готовясь к выходу в рейс. Погода была благоприятной, никаких неожиданностей не предвещала.
Но в 8 часов утра вдруг поступила аварийная радиограмма из главка «Запрыба». В ней сообщалось, что CPTР-9106 "Тевия» латвийского рыболовецкого колхоза «9 Мая» в шести кабельтовых южнее маяка Колка в Ирбенском проливе наскочил на мель.
Быстро и оперативно был проведен сбор экипажа «Урагана», в 11 часов он вышел для оказания помощи.
20 октября в 4 часа утра «Ураган» прибыл к месту аварии. Подойти близко к аварийному судну не представлялось возможности ввиду малой глубины.
Была спущена шлюпка под командованием старшего помощника капитана Виктора Дмитриевича Дурнева. В состав ее экипажа вошли 4-й механик В. Е. Еремин, матросы первого класса Е. Ф. Лазюк, Н. Ф. Шило, А. М. Захаров. Шлюпка подошла к аварийному СРТР для заводки буксира, но из-за свежей погоды первая попытка закончилась неудачно. Лишь при второй попытке благодаря умелым действиям экипажа шлюпки удалось успешно завести буксир. Его составляли 600 метров стального и 400 метров капронового троса.
Экипаж шлюпки со старпомом В. Д. Дурневым перешел на аварийное судно и занялся подготовкой к съемке его с мели. Погода была штормовая: ветер 6-7 баллов от норда.
В 20 часов 40 минут началась съемка и продолжалась 3,5 часа. «Ураган» работал полным ходом, раскачивая СРТР, пытаясь снять его с мели, что и удалось в 00 часов 15 минут 21 октября. Затем «Ураган» отбуксировал СРТР «Тевию» на рижский рейд.
Как сообщил нашему корреспонденту первый помощник капитана Владимир Викторович Львов, весь экипаж «Урагана» трудился все это время самоотверженно, без отдыха.
Четко руководил спасательными работами капитан Виктор Александрович Вингисаар, показав при этом хорошую морскую выучку, инициативно организуя действия экипажа. Проявили себя с самой лучшей стороны боцман П. В. Пыца, матрос второго класса В. А. Игнатьев, матрос первого класса Э. Э. Лаанемяэ, старший матрос А. С. Белозеров, старший водолаз В. П. Слинько, водолазы А. А. Иванов и Л. Я. Кашеварников.
Отлично действовала машинная команда, четко выполняя при маневрах распоряжения с мостика.