0 RSS-лента RSS-лента

Памяти Ровбут Олега Михайловича

Автор блога: Рыбак Эстонии
Все рубрики (2766)
ОКЕАНСКАЯ СЛУЖБА «ХАНСА ПЕГЕЛЬМАНА» - 23 11 1976
За свою многолетнюю океанскую службу экипаж транспортного рефрижератора «Ханс Пегельман» приобрел заслуженный авторитет.
Команду в очередном рейсе возглавлял капитан Леонид Александрович Лысенко. Экипаж «Ханса Пегельмана» с полным основанием можно назвать комсомольско-молодежным. Из 76 членов команды —51 комсомолец! И хотя некоторые ребята впервые открывали для себя океан, опытных моряков было большинство. Имел солидный опыт работы с молодежью и секретарь комсомольской организации Анатолий Бондаревский, принятый в рейсе кандидатом в члены КПСС.
Не в первый раз вступали в трудовое соперничество руководители производственных бригад матросы Олег Гурбо и Владимир Измалков. Хорошими специалистами зарекомендовали себя мотористы Петр Самолюк, Николай Капралов, Аулик Лембинен. Пригодилось в этом рейсе умение и профессиональное мастерство комсомольцев электриков Антса Хинно и Велло Вайну. Они под руководством второго электромеханика Александра Мельникова в трудных условиях провели ремонт главного генератора № 1. За свой самоотверженный труд комсомольцы получили благодарности.
В испанском порту Виго была произведена выгрузка тысячи тонн кальмаров. Груз сдан без малейших претензий и замечаний со стороны администрации фирмы. А в свободное от работы время моряки совершили автобусную экскурсию, осмотрели достопримечательности города. Многие жители Виго хотели посетить судно, поговорить с советскими моряками. Но фигура полицейского, маячившего у трапа, отпугивала. В Испании еще живы традиции франкизма.
...Линия проведена по карте через океан. Гавана — столица Кубы, острова Свободы. Пребывание «Ханса Пегельмана" в Гаване совпало со всенародным праздником — днем выборов муниципальных органов власти. Пролетарская солидарность в действии — так можно назвать почин экипажа «Ханса Пегельмана», вызвавшегося в честь всенародных выборов произвести окончательную выгрузку своими силами. На работу вместе с производственными бригадами выходили все. Отлично потрудились токарь Михаил Ефимов, мотористы Василий Куприков и Виктор Ивко, четвертый электромеханик Василий Чуприн, рефмоторист Михаил Кондеров, третий электромеханик председатель судового комитета профсоюза Владимир Варламов. Вместе с кубинскими крановщиками и водителями перегрузочных машин советские моряки справились с поставленными задачами. Тепло относились к советским морякам в Гаване во время их экскурсии по городу. Дружелюбие, внимание, уважение — так, пожалуй, кратко можно охарактеризовать отношение кубинцев к посланцам Страны Советов.
... А на промысле судно ждали. Преодолев шквальные, коварные волны урагана «Глория», пронесшегося над побережьем Америки, моряки надеялись на рабочую погоду в районе промысла. Но, увы... Едва палубная команда во главе с боцманом Петром Гайдуком принимала судно и в трюмы шли первые поддоны рыбопродукции, как ветер усиливался, поднималась высокая волна, и приходилось отдавать концы. Работать нельзя. Но лишь успокаивался океан, кранцы снова принимали на себя давление ошвартованных судов. Открывались трюмы, начиналась работа... На судовых вахтах оставались лишь самые необходимые специалисты. Остальные — на переднем крае борьбы за выполнение обязательств на предоктябрьской вахте. Тон задавали коммунисты судна во главе с секретарем партийной организации старшим электромехаником Владимиром Ильичем Зайцевым. Внимательно относились моряки к размещению и укладке груза, где, конечно, последнее слово оставалось за технологом Петром Миходуем. Работали быстро, ловко, согласованно, и тогда появлялся тот слаженный ритм, рождающий рекорды.
К «Хансу Пегельману" были ошвартованы два БМРТ. Прием продукции шел на четыре точки, в сжатые сроки. За сутки было принято на борт свыше тысячи тонн. Так возвращалось время, отнятое океаном. Доклад капитана об окончании обработки на промсовете вызвал удивление. Но все обстояло именно так — в трюмы БМРТ уходили последние сетки с тарой. По окончании работы «Ханса Пегельмана» промсовет капитанов единогласно поставил экипажу транспортного рефрижератора «пятерку». Так же оценена оперативная, четкая работа экипажа и в радиограмме, полученной от начальника промрайона П. Смолькина.
...На переходе в Таллин в торжественной обстановке экипаж «Ханса Пегельмана» встречал 59-ю годовщину Великого Октября. Были подведены итоги выполнения рейса. Оказалось, что рейсовое задание выполнено на 122 процента, перевезено на 253 тонн больше запланированного. Было отдано должное и передовикам, возглавившим моряков в трудные минуты. На судовую Доску почета впервые занесены фотографии матроса Олега Гурбо и моториста первого класса Николая Петракова. Им же присвоено звание ударников коммунистического труда. Кроме них, этого высокого звания добились мотористы Василий Куприков, матросы Виталий Шумейченко и Владимир Измалков. Благодарности были объявлены 29 членам команды. Победителем в социалистическом соревновании среди производственных бригад стал коллектив, возглавляемый Владимиром Измалковым. Лучшими судовыми вахтами объявлены вахты четвертого помощника капитана Геннадия Лупей и второго механика Евгения Гнитиенко.
Океанская служба «Ханса Пегельмана» продолжается...

Б. АРТЮХОВ.
ТУРНИР ВОЛЕЙБОЛИСТОВ - 02 11 1976
Два года назад волейболисты «Океана" выиграли первенство Республиканского комитета профсоюза работников пищевой промышленности среди команд второй группы. Кубок, завоеванный волейболистами, хранится на выставке спортивных трофеев.
Теперь спортсмены «Океана» выступают в первой группе. Бороться с командами, несколько высшими по классу игры, конечно, труднее. Но и здесь наши спортсмены сумели составить конкуренцию таким признанным фаворитам подобных соревнований, как коллективы рыболовецких колхозов им. Кирова и «Сааре Калур», где сгруппированы сильнейшие в недалеком прошлом игроки республики. В 1975 году наша команда вышла на четвертое место.
...С 15 по 17 октября 1976 года в городе Вильянди разыгрывалось очередное первенство Республиканского комитета профсоюза работников пищевой промышленности.
Первую встречу со спортсменами «Сааре Калур» наши волейболисты проиграли со счетом 0:2. Уступили они и в единоборстве с командой Балтийского судоремонтного завода. Лишь победа в поединке с командой мясокомбината (Выхма) позволила нашим спортсменам занять пятое место.
— Итак, шаг назад? - обратились мы к капитану и играющему тренеру команды заместителю начальника технического отдела Виктору Владимировичу Индриксону.
— Отчасти нам не повезло с жеребьевкой. Играть против бывших игроков сборной республики, которые нынче выступают за «Сааре Калур», согласитесь, нелегко. К тому же — нам не всегда удается собрать наиболее сильных игроков к очередному турниру. Некоторые из них находятся в плавании. Все же, думаю, бороться за призовое место нам по силам. Сейчас вырисовывается основной состав команды. От соревнования к соревнованию слаженней играют Владимир Бачурин — инженер отдела технического контроля СРЗ, Владимир Ткаченко — инженер отдела техники безопасности управления ЭРПО «Океан», Василий Зинин — электрорадионавигатор.
В период проведения турнира были на берегу Юрий Жуков и Юрий Суслов, работавшие на плавбазе «Фридерик Шопен". Их присутствие на площадке, безусловно, усилило команду.
У нас наладилась комбинационная игра, чище и точнее стали пасы, надежнее блок. Проблемой остается разнообразие атакующих ударов.
Думается, что среди любителей волейбола, а всего в нашей секции занимается регулярно 30 человек, мы сумеем подобрать сильную команду. Много нам дали соревнования на первенство "Калева" среди коллективов физкультуры.
К словам капитана нашей главной волейбольной команды следует добавить рассказ о соревнованиях на первенство ЭРПО "Океан". Весной 1976 года в соревнованиях участвовало семь команд. Во второй группе победил коллектив энергомеханического цеха. В первой группе, где и оспаривалось первенство, на высшую ступень пьедестала почета поднялись волейболисты управления ЭРПО "Океан». Эти соревнования способствовали популяризации волейбола, выявлению талантливых игроков.
Впереди — новые тренировки, новые турниры, и, конечно, — новые победы

Б. АРТЮХОВ.
Памяти CPTP-9082 и его экипажей. ТРУДНОСТЯМ ВОПЕРКИ - 02 11 1976
В канун праздника Великого Октября возвратился с промысла CPTP-9082 «Ристна". Октябрьская вахта, которую с честью несли члены экипажа, завершена успешно. За рейс выловлено 1324 тонны рыбы, что составляет 134,4 процента к плану.
Промысел проходил в сложной обстановке, рыбные косяки были очень подвижными и редкими. Партийная организация, возглавляемая матросом первого класса С. Савченко, с первых дней промысла организовала широкую работу по мобилизации коллектива на выполнение решений XXV съезда КПСС. Активное участие в этом принимали коммунисты капитан В. Соколов и боцман Т. Пент.
Поддержав почин ленинградских комсомольцев, на трудовую вахту в честь Октября встала молодежь. Комсомольцы во главе со своим вожаком Владимиром Ефимовым активно участвовали в социалистическом соревновании, ход которого широко освещался в стенной печати и фотогазетах. Хорошим организатором молодежи зарекомендовал себя в рейсе Владимир Ефимов.
Экипаж одним из первых откликнулся на приветствие Л. И. Брежнева к одесским рыбакам. Рейсовое задание было выполнено уже в середине сентября, а к началу октября завершен и годовой план. Дружный и сплоченный коллектив, возглавляемый капитаном Виталием Васильевичем Соколовым, уже не впервые ходит в море в этом составе.
Не раз вместе с капитаном на промысле бывали старший мастер добычи А. Койдла, гидроакустик А. Таммет, боцман Т. Пент, матрос П. Корнев, и всегда они являлись душой экипажа.
Хорошими специалистами покатали себя третий штурман В. Ефимов и старший помощник капитана В. Козлов. Мужественно и умело действовал экипаж в штормовой обстановке, когда судно было на "переходе в порт. Выдержка и безупречная работа экипажа победили стихию. Как и на промысле, в одиннадцати бальный шторм четко действовали все моряки.
Сейчас судно поставлено на ремонт. Экипаж, воодушевленный решениями октябрьского Пленума ЦК КПСС и пятой сессии Верховного Совета СССР, готовится к новому рейсу.

Н. ДВОРЕЦКИЙ.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

С большим интересом знакомились с речью Л. И. Брежнева на октябрьском Пленуме ЦК КПСС рыбаки СРТР-9082 "Ристна" боцман Тойво Пент, матрос первого класса Николай Александров и повар Иван Мисько, которых вы видите на этом снимке.

А. ДУДЧЕНКО.
ГОРЬКИЙ КОНЕЦ «СЛАДКОЙ ЖИЗНИ» - 14 01 1978
* СЛУШАЕТСЯ ДЕЛО О КОНТРАБАНДЕ *

В начале января с. г. в Верховном суде Эстонской ССР проходил процесс над группой контрабандистов — бывших работников объединения «Эстрыбпром». Ниже публикуются заметки нашего корреспондента из зала суда.
...Не буду вдаваться в тонкости следствия по делу этих четырех контрабандистов, хотя история эта почище иной детективной повести. Уж очень изобретательными, предприимчивыми и дерзкими оказались ее главные «герои» -
бывшие матросы нашего объединения Николай Ермак и Александр Козадаев. Но нет, пожалуй, такого «дела», которого не распутали бы органы следствия, будь на то необходимость. Воистину, сколько веревочке ни виться, а конец будет обязательно. Простую истину и народную мудрость эту не следовало бы столь высокомерно забывать и игнорировать любителям и даже «рыцарям» наживы — как в прошлом, так и в будущем...
Куда важнее ответить здесь на основной вопрос; "как дошли они до жизни такой». Причем вопрос этот следует задать не только «героям» сегодняшнего процесса, но и тем, кто вольно или невольно способствовал их моральному падению и перерождению.
Да, перерождению. Не будем при этом отталкиваться от «голубых" (если не сказать «розовых») характеристик, кои представила органам правосудия администрация судов, на которых плавали до недавнего времени Н. Ермак, А. Козадаев и В. Мазурок. Нет смысла воспроизводить текст каждой из них, ибо все они схожи между собой, как братья-близнецы: трудолюбив, дисциплинирован, исполнителен, морские качества хорошие. Деловые тоже. И, конечно же, в общественной жизни участие принимает. Как же иначе: комсомольцы — и тот, и другой, и третий (четвертая подсудимая — сестра Н. Ермака, Зоя, к нашему объединению отношения не имеет: работает в другом месте).
Впрочем, я не намерен ставить под сомнение справедливость и объективность отмеченных в характеристиках положительных качеств людей, ставших контрабандистами. Молодые, здоровые, сильные ребята (им нет еще 25-ти), достаточно грамотные (у всех среднее образование), почти каждый имеет, помимо основной, еще одну, а то и две смежных или вторых специальности — ну как тут погрешишь против истины, даже если дело передается в суд? Легко, чай, попасть и впросак. Хочешь, не хочешь, а «выдавай» положительную характеристику. А что делать? Дашь отрицательную — спросят; куда ж вы раньше-то смотрели? То-то и оно. Смотрели ведь на «главное» — то бишь, на деловитость, морские качества, на то посещает ли комсомольские и профсоюзные собрания, а с этой стороны все вроде бы было в норме. И — достаточно! Остальное — второстепенное. Мелочи, А именно это вот — «остальное" и привело «вдруг» людей на скамью подсудимых, сделало их преступниками.
Ну, кого, в самом деле, интересовало, что тот же передовик, комсомолец активист, ударник матрос Н. Ермак танкера «Криптон» во внерабочее время, вне коллектива был прямо-таки яростным поклонником «изячной", красивой и, что говорится, сладкой жизни? Что рвался он к ней всеми фибрами своей мещанской, обывательской души, не останавливаясь перед моральными и этическими принципами нашей жизни? Ему мало было жить «как все», как большинство его сверстников, только-только, собственно, вступивших на путь самостоятельной жизни. Нет, ему — немедленно подай все (понятно, материальные) блага. Квартиру: не просто отдельную, но личную, то есть кооперативную. Само собой — обстановочку для оной, и не какую-то там временную, «переходную» (пока не появятся сбережения), а самую ультрасовременную. Ну и, конечно же, — машину, да не какой-то там «Запорожец», а «Жигули». Что, невозможно все это добыть честным путем и немедленно? Значит, пусть этой жизнью довольствуются другие, мы же возьмем с бою. Мы вон какие — сильные, способные, инициативные, словом — особые...
Вот оно - убогое мещанское «я», возведенное в культ собственной и сильной личности, а «сильной», как известно, неведомы никакие моральные, нравственные законы и границы. И пошло-поехало... Плевать на таможенные правила и таможенные декларации. Ермак хорошо знал «конъюнктуру» и «спрос» черных рынков портовых городов Запада и Африки, знал, каким авторитетом пользуются там определенные советские товары (между прочим, и водка...) И вот, набивая этими товарами чемоданы и саквояж, он без особых трудностей (?!) проносил их на танкер перед выходом в море, так же — без особых трудностей «размещал» в укромных уголках судна и... И никто, ни одна душа не видела и ничего не знала об этом? Ни здесь, в Таллинском морском рыбном порту, ни на судне перед выходом, ни в инпортах, где Ермак небрежно умудрялся выносить с танкера свой, отнюдь не карманный, товар, сбывать его за песеты, франки, затем отовариваться другим — заграничным, проносить его на судно, снова размещать в укромных уголках и ввозить в нашу страну.
Ой ли! Поверить в это не то что трудно — невозможно. Конечно же, кое-кто — и не один, не два, не три человека — знал, видел, слышал, догадывался. Но — делали вил, что не знают, не догадываются. Мол, подумаешь, мелочь. Опять же, за кооператив человеку расплачиваться надо, — как не посочувствовать, как не помочь... И помогли — сесть на скамью подсудимых, потерять и квартиру, и ультрамодную обстановку, и совесть. Помогли морально деградировать, переродиться человеку, который так хорошо, в общем-то, начинал свою жизнь: хорошо служил в армии, мечтал стать настоящим моряком, готовился поступить в мореходное училище.
...Можно было бы назвать эту корреспонденцию по-другому: «Цена круговой поруки».
Второй главный «герой» ее — подсудимый Александр Козадаев, бывший матрос транспортного рефрижератора «Бора». Бывший комсомолец, бывший активист и т. п. Все теперь в прошлом; отличные характеристики с места службы (танкист, секретарь крупной комсо-мольской организации), да и работы, надежды закончить рыбвтуз и т. д. Правда, в отличие от Ермака, он ставил перед собой более скромную цель: обеспечить не «красивую» жизнь вообще, а «безбедную» учебу в вузе, на стационаре. Чтоб, значит, не досаждали затруднения материального характера. Сопоставьте цель (благородная!) и средства ее достижения (недостойные? — преступные..,.).
Вот ведь: способный и сильный (физически) парень, полный энергии, — и столь трусливо отступил перед трудностями, с которыми еще не столкнулся. Смалодушничал до такой степени, что... смело взялся за антиобщественное, антигосударственное «деяние», говоря языком юриспруденции. Далеко же можно зайти при такой слабохарактерности, таком вот образе мыслей, чувств и поведении! А в общем-то, здесь как и в случае с Ермаком, та же «одна, но пламенная страсть» — страсть к наживе за счет государства, к легкой жизни, не обремененной никакими заботами и сложностями. И ни разу, очевидно, не подумали о том, что шальные, добытые без труда деньги — это опасные деньги, а благополучие — зыбкое, обманчивое благополучие, мираж.
С третьим обвиняемым — Виктором Мазурок, бывшим матросам ТР «Бора», все предельно просто и ясно: этого довела «до жизни такой» примитивная жадность к деньге. Тем более, такой, которую «ничего не стоит» добыть. Но, поди ж ты — вот оно, невезение какое: всего-то раз «согрешил» — и сразу влип. Мечты, мечты, где ваша сладость? Собирался-то в самый последний рейс сходить, после чего вернуться к себе в село, осесть, обзавестись семьей... Вот уж чего не знали, не ведали на «Боре» и других судах, на которых плавал Мазурок. На судне приводился такой факт: в «деле» Мазурка имеется 9 (девять!) характеристик, выданных ему там, где он работал. Из коих явствует: трудолюбив, исполнителен, отличается примерностью в дисциплине и быту, скромен; не имеет ни одного, ни административного, ни комсомольского изыскания... За что наказывать-то? Не за что. А характер и прочие там «штучки» из области личной жизни обсуждению, а тем более осуждению — не подлежат. Хватит, мол, были времена — прошли, слава богу! Так-то оно так, никто не настаивает на бесцеремонном вмешательстве в личную жизнь, но при одном непременном условии — если эта «личная жизнь» не представляет опасности, потенциальной или реальной, для других. Для общества. Да и никакого такого "вмешательства», контроля не надо было здесь: на судне, в условиях длительных рейсов просто невозможно настолько уйти в себя, замкнуться, чтобы остаться тайной за семью печатями для тех, с кем вместе работаешь и отдыхаешь, завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, смотришь кинофильмы, обсуждаешь их, и так далее и тому подобное. Стало быть, все дело в том, как относитесь вы друг к другу и к самим себе, а в целой — к извечным человеческим «плюсам» и «минусам» вроде таких, как благородство и непорядочность, смелость и трусость, бессеребренность и жадность. Добавим: товарищество настоящее или ложное, по-мужски честное или трусливое, именуемое круговой порукой. Не «заметили» вот, не остудили в человеке непомерную жадность — в той или иной, но, понятно, не в унизительной, оскорбительной форме, и разросся в душе его этот «росток» до размеров преступления.
Естественно, фигурировал на суде и вопрос о тех, кто непосредственно способствовал, помогал подсудимым — сначала переправлять контрабандные товары через границу, потом через КПП порта и, наконец, подыскивать покупателей. В числе таких людей — бывшие работники «Эстрыбпрома», как правило, с судов типа ТР и ПР: бывший старший электрик с «Нарвского залива» Ангел, Потапов с «Крейцвальда», оттуда же Курцеба, затем матросы Шашко, Билоус, Ахметшин, Ткачук и некоторые другие. Те, кто, образно говоря, содействовал тому, чтобы щупальца контрабандного «бизнеса» протянулись из Таллина до Новосибирска и Урала, Белоруссии, Украины, Литвы. Как-никак, в обороте участвовало заграничных товаров (женские платки, зонтики, мохер и т. д.) на сумму около 15 тысяч руб лей. Настоящая фирма «Ермак» и К, ну, чем не фирма?
Суд строго наказал новоявленных деятелей черного контрабандного бизнеса, квалифицировав их действия как анти государственные и антиобщественные. Суд, конечно, учел, что во время следствия обвиняемые чистосердечно раскаялись в содеянном и дали слово иску пить свою вину честным трудом и образцовым поведением. Но, как бы там ни было, а факт от этого не перестал быть фактом - контрабанда всегда была и остается государственным преступлением...
Вот, если хотите, ее формула - контрабанды: товар — деньги - товар - деньги. Это, так сказать, в "чистом", абстрактном виде. А в "очищенном" нашей жизнью, всем ее укладом, моралью и правосудием формула контрабанды выглядит следующим образом: товар - деньги -товар - деньги - уголовная ответственность. Неизбежно.

Л. ФИРСОВ.
Памяти Ровбут Олега Михайловича. И СНОВА С ПОБЕДОЙ - 24 02 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Из приказа начальника ЭРПО «Океан»: «Производственный рефрижератор "Советская Родина" достойно выполнил социалистические обязательства в честь XXV съезда КПСС... Рейсовое задание по выпуску мороженой продукции выполнено на 161,8 процента, по пресервам — на 120,8 процента; выполнение плана по среднесуточной заморозке составило 135 процентов. План 1971 -1975 гг. выполнен: по выпуску мороженой продукции — на 225,1, пресервов — на 189,3 процента.
Приказываю: за высокие производственные показатели и успешное выполнение рейсового задания организовать торжественную встречу П Р «Советская Родина».
Так славно завершились минувший, предсъездовский рейс производственного рефрижератора и ударная трудовая вахта экипажа «Советской Родины», посвящавшаяся съезду КПСС.
Перед началом этого рейса с судна списалось не менее 50 процентов личного состава: отпуска, отгулы, семейные и прочие обстоятельства. Этот момент приходилось учитывать командованию судна и руководителям общественных организаций, вырабатывая проект социалистических обязательств в честь партийного съезда. Главная ставка, однако, делалась на трудовой настрой и политическую сознательность моряков.
На состоявшемся вскоре партийном собрании «О работе коммунистов по развертыванию социалистического соревнования среди членов экипажа по достойной встрече XXV съезда КПСС» капитан-директор Олег Михайлович Ровбут говорил: «Главная трудность состоит в том, что самым слабым участком у нас является как раз рыбцех. Единственным выходом из создавшегося положения мне представляется хорошая организация подвахт, где заглавную роль должны сыграть коммунисты, их личный пример в труде. Именно здесь должно проявиться наше партийное влияние на экипаж, наша руководящая роль...».
Так что рассказывать о работе партийной организации ПР «Советская Родина» в минувшем рейсе — значит рассказывать о том, к примеру, как по восемь часов в сутки работал на подвахтах капитан-директор О. М. Ровбут. И так же работали на подвахтах комиссар — первый помощник капитана Юрий Феодосиевич Пономарев, и парторг второй механик Александр Задорновы, старпом Александр Павлович Бирюков, второй электромеханик Владимир Андрусенко, четвертый рефмеханик Валерий Сагайдачный и другие коммунисты судна. Практически — все. Ибо получилось так, что в составе производственных бригад коммунистов не было — и руководили ими комсомольцы (Юрий Данилов, Леонид Курбатов), и матросы были комсомольского возраста, молодежь, новички. Желания, энтузиазма много, опыта мало... Из прежнего же состава экипажа на судне более или менее сохранилась машинная команда и, что особенно важно, комсостав — многоопытный, знающий, общественно активный. Старпом А. Бирюков, к примеру, был еще и политинформатором, В. Сагайдачный — пропагандистом, В. Андрусенко — пропагандистом и редактором радиогазеты, и т. д. За время рейса личному составу было прочитано 18 лекций и докладов на различные темы, главной из которых была «XXV съезду партии - достойную встречу».
Так тесно и органически переплеталась непосредственно производственная деятельность коммунистов с работой политической и общественной. Работа агитационно-массовая, разъяснительная — с организаторской. И тут первейшими помощниками и настоящей опорой коммунистов судна стали профсоюзная и комсомольская организации. Первую возглавил ветеран судна, опытнейший моряк — боцман Олев Сарв, комсомол — кандидат в члены КПСС Валерий Сагайдачный. Особое место в их работе заняли вопросы социалистического соревнования. Так, комсомольско-молодежная бригада рыбмастера Ю. Данилова с начала рейса выступила инициатором соревнования «XXV съезду — 25 ударных вахт» и по итогам рейса заняла первое место. Второе досталось бригаде Л. Курбатова, которая заморозила лишь на 60 тонн рыбопродукции меньше...
К концу рейса 23 человека подтвердили или завоевали почетное звание ударника коммунистического труда, наиболее отличившиеся были занесены на судовую Доску почета. Среди них — комсомольцы матросы Владимир Воронин и Александр Решин. Не однократно отмечалась в рейсе ударная работа заместителя секретаря комсомольского бюро третьего помощника капитана Юрия Хайкова, моториста Александра Боброва, отличавшихся на подвахтах, закатчиков пресервов матросов Сергея Степанова и Валерия Юдина, беззаветных тружениц-женщин – доктора Татьяны Филатовны Костериной, уборщицы Инеллы Вильхейн, кастелянши Нины Мещеряковой, повара Тамары Хрущ и Татьяны Харитоновой, без которых также не обходились подвахты.
Это только отдельные примеры и имена, по ним можно судить о работе профсоюзной и комсомольской организаций судна. И столь же бегло остается упомянуть о деятельности народных контролеров, настоящих стражей качества рыбопродукции, экономии и бережливости: за время рейса группой НК во главе с членом КПСС начальником радиостанции Николаем Васильевичем Сергуном было проведено 16 разных рейдов. Надо ли говорить о их вкладе, к примеру, что все пресервы - изготовлено было в рейсе 43-тысячи трехкилограммовых и 76 тысяч 1,3-килограммовых банок — признаны только от личного качества?

Нет, не только количеством членов партии сильна партийная организация судна - «Советской Родине" она насчитывала10 членов КПСС и 2 кандидатов в члены партии...

М. ЛЕОНТЬЕВ

В авангарде соревнующихся на ПР "Советская Родина" коммунисты: Г. Верханцов (слева направо), В. Хомячук, А. Задворнов, А. Стефак, О. Ровбут, В. Андрусенко.
ПОЛТОРА ЧАСА СМЕХА - 19 02 1976
В ГОСТЯХ У РЫБАКОВ КОМЕДИЙНЫЙ АКТЕР МИХАИЛ ПУГОВКИН
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Когда по радиотрансляции, плавбазы "Рыбак Балтики» было объявлено о встрече с заслуженным артистом РСФСР Михаилом Пуговкиным, небольшой судовой кинозал с трудом мог вместить всех желающих...

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Рыбаки наших судов, работники береговых предприятий объединения уже привыкли к таким встречам, которые организует культбаза плавсостава ЭРПО «Океан». В гости к ним приходили артисты театра и кино, филармонии и эстрады.
И вот новая встреча. На этот раз очень оживленная и веселая. Но иначе и не могло быть. Ведь гостем моряков был комедийный актер, хорошо знакомый всем по фильмам.
С появлением Михаила Ивановича Пуговкина на небольшой судовой сцене в зале воцарилась атмосфера радостного ожидания. Актер был встречен аплодисментами. С первых слов и до последних минут пребывания его на судне не смолкали веселые шутки и дружный смех зрителей.
Собравшиеся узнали, что семнадцатилетний электромонтер Миша Пуговкин активно участвовал в художественной самодеятельности и имел сокровенное желание сняться в кино. Узнали о многих препятствиях на его пути в кинематограф, как он был утвержден на первую свою роль в фильме «Дело Артамоновых». Было это в 1941 году. И с тех пор артист не расстается с кино. За 34 года он снялся в 60 картинах. Многие зрители помнят его по старым кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Девчата»; помнят и последние его работы в фильмах «Свадьба в Малиновке», «Иван Васильевич меняет профессию».
Михаил Пуговкин вспомнил веселые эпизоды, происходившие на съемках этих фильмов, исполнил несколько сатирических сценок, песенку Яшки-артиллериста из кинофильма "Свадьба в Малиновке", сценку-пародию "Штрафной удар".
Актер поделился со зрителями своими творческими планами.
Но вот встреча подошла к концу. Зрители тепло расстаются с любимым артистом. Сувениры и цветы на память. Впереди их ждут новые встречи с Михаилом Пуговкиным, но уже на экране.

Н. КРУТИКОВА.
Фото А. Дудченко.
Памяти плавбазы «Рыбак Балтики» и ее экипажей. ЗАПЕВАЛЫ ДОБРЫХ ДЕЛ – 17 02 1976
ЭТО НЕ СЕКРЕТ, что от умелой, четкой организации зависит многое. Быть душой общего дела, уметь работать с людьми, понимать, их нужды — это, пожалуй, главное для организатора, тем более для комсомольского вожака...
Когда старшего инспектора плавбазы «Рыбак Балтики» Анатолия Турицу избирали секретарем комсомольской организации, комсомольцы чувствовали, справится парень, сможет показать хороший пример, способен сплотить коллектив. И, видимо, не ошиблись. Анатолий в свои 25 лет уже имеет немалую морскую практику. В рядах Советской Армии служил на Северном флоте. Полюбил суровую морскую стихию, решил стать рыбаком. Так Анатолий Турица пришел в объединение ЭРПО «Океан». В 1972 году совершил свой первый рейс на только что полученном из новостроя «Рыбаке Балтики», да так на нем и остался. И вот уже более четырех лет его жизнь тесно связана с этим судном. Изучил специфику работы, активно участвовал в общественной жизни. И как итог — на одном из комсомольских собраний молодежь выбрала его своим вожаком. И вот уже три рейса Анатолий бессменный секретарь комсомольской организации «Рыбака Балтики».
Конечно, появились новые заботы. Но Анатолий не привык выполнять свою общественную работу рамками «от и до». Ведь люди на судне постоянно меняются. Одна же из основных обязанностей, считает Анатолий, это хорошее знание людей. А как секретарю комсомольской организации ему надо суметь, найти индивидуальный подход к каждому молодому человеку, чтобы даже в не очень продолжительном рейсе новичок не оставался сторонним наблюдателем.
а участвовал во всех общих делах. Здесь и представилась Анатолию возможность проявить свои организаторские способности, помочь каждому найти себя в коллективе.
СЕЙЧАС «Рыбак Балтики» стоит в порту. Судно вернулось из очередного рейса. Здесь, на берегу, сложно собрать всех комсомольцев вместе. Иное дело в море, там комсомольцы живут одной дружной, трудолюбивой семьей.
Об этом последнем рейсе и рассказывает мне секретарь комсомольской организации Анатолий Турица. Рассказывает обстоятельно, с какой-то особой гордостью за те дела, которые оказались по плечу молодым морякам.
На плавбазе в минувшем рейсе было 90 комсомольцев. Коллектив немаленький, есть, где развернуться по-настоящему. Ясно, что одному человеку не под силу справиться со всеми задачами. Семь комсомольцев, вошедших в бюро, стали хорошими помощниками комсорга. Они представляли каждую службу судна. Так комсомольцы имели подробную информацию обо всех производственных и общественных судовых делах.
Каждому труженику — среднее образование — этот призыв нашел отклик у всех комсомольцев. На первом же собрании молодежь судна обсуждала проблемы перехода ко всеобщему среднему образованию. И в первую очередь вопрос касался учащихся Таллинской заочной средней школы моряков, которых здесь было более сорока. Из них 23 в мае должны будут держать экзамен на аттестат зрелости. Значит, сейчас самая пора усиленно заниматься: выполнять многочисленные контрольные работы, сдавать зачеты. В помощь заочникам ходили в море и преподаватели заочной школы Борис Артюхов и Эдгар Вээборн. И, конечно же, рядом с каждым заочником были комсомольцы, члены комсомольского бюро. Старший матрос Александр Горбачев, заместитель Анатолия Турицы, ведал учебным сектором. Александр не только отчитывался перед комсомольцами о том, как идут дела у заочников, но и сам оказывал им посильную помощь. Помогали в рейсе учащимся и другие комсомольцы — третий помощник капитана Владимир Амосенков и заведующая лабораторией Лариса Блохина. Все это говорит о том, что учеба была делом не только самих учащихся, но всей комсомольской организации. Вовремя замечались не только успехи, но и неудачи, промахи, на которые бюро оперативно реагировало.
В минувшем рейсе случилось так, что двое матросов, учеников заочной школы Алексей Новичихин и Владимир Меньшиков забросили учебу. В начале рейса пришлось много работать, только-только со своими основными обязанностями справлялись, где уж тут за учебник взяться. Когда же время нашлось – выяснилось, что парни отстали от остальных. А ведь один из них учился уже в 11 классе, другой — в 10. Это не оставило равнодушными окружающих, и в первую очередь комсомольцев. Ребятам пришли на помощь, помогли ликвидировать «хвосты», и теперь они идут в ногу со всеми.
ТЕМОЙ другого собрания комсомольцев было отношение молодежи к своим производственным обязанностям, на кото ром члены ВЛКСМ отчитывались о своей работе.
С первого рейса «Рыбака Балтики» зародилась эта традиция — возвращаться в порт с перевыполнением плана. И вот комсомольцы на своем собрании решили по-деловому подойти к стоящим перед ними задачам, изыскать новые резервы. Пригласили выступить наставников молодежи.
Начальники служб, старшие рыбмастера давали оценку труда каждого молодого рыбака. Они же назвали лучших, в числе которых оказались матросы Ярослав Добрянский, Владимир Бабкин, Николай Григораш, Василий Ковальчук и другие Ведь в том, что коллектив судна завершил этот рейс с большой победой — производственное задание выполнено на 175% — есть немалая заслуга комсомольцев и молодежи которые в течение всего рейса ударно трудились на всех участках, выполняли и перевыполняли дневные нормы.
Большое внимание уделялось качеству выпускаемой продукции. Частыми были здесь рейды «Комсомольского прожектора» (командир «Комсомольского прожектора» член бюро Иван Кожан) совместно с группой народного контроля по качеству выпускаемой продукции и эксплуатации технологического оборудования. Каждая вторая неделя объявлялась неделей качества. Прожектористы проверяли, как выполняются требования, предъявляемые к выпускаемой продукции: вес пресервов, укладка рыбы в банки, температура брикетов и другие нормативы. Но рыбный цех работал на совесть. Существенных замечаний к рыбообработчикам не оказалось.
СТО ДЕСЯТЬ суток рейса, конечно, не обошлись без спортивных баталий и увлекательных вечеров отдыха. Спортивный сектор возглавил член комсомольского бюро машинист РМУ Виктор Здебский, он же групкомсорг машинной команды. Пользуясь отличной погодой, спортсмены облюбовали площадку, на которой устраивались встречи по волейболу. Среди команд шли упорные состязания за право называться сильнейшими. Настойчиво боролись за призовые места и в других видах спорта: стрельбе, штанге, теннису, короне... Фортуна улыбнулась волейболистам машинной команды, которые и завоевали в этом виде первый приз. К сожалению, всех чемпионов выявить не удалось. Под конец рейса испортилась погода, и пришлось на время отказаться от состязаний.
Зато вечера отдыха не зависели от погоды и проводились регулярно, а главное весело. Культурник Виктор Бордунов, буфетчица Вера Кравченко, ведавшая культурно-массовой работой, и другие комсомольцы готовились к каждому праздничному вечеру: Дню рождения комсомола, 7 ноября, Дню Конституции, Новому году. Самодеятельные артисты на каждом из вечеров вызывали бурные аплодисменты зрителей. И непременный участник таких мероприятий - судовой оркестр "Ритм" -пользовался заслуженным успехом у всего экипажа.
Везде - в труде и во время отдыха запевалами были комсомольцы плавбазы "Рыбак Балтики".

Н. КРУТИКОВА.
ПРОЩАЛЬНЫЙ РЕЙС «ГЕЛИОГРАФА" - 10 02 1976
Из рейсового донесения командования PTM-121 «Гелиограф»: «21 сентября 1975 г. вышли на промысел. 23 сентября проведено общесудовое собрание экипажа с повесткой дня «О социалистическом соревновании в честь XXV съезда КПСС».
Из интервью с первым помощником капитана Юрием Кунцевичем:
— Вы, конечно, знали, что «Гелиограф» вышел в свой последний, так сказать, прощальный рейс в ЭРПО «Океан». Как отразилось это обстоятельство на настроении и последующих делах экипажа?
— Однозначно на такой вопрос ответить трудно, — сказал нашему корреспонденту Ю. В. Кунцевич. — Тот факт, что «Гелиограф» предстояло возвратить дальневосточникам после этого рейса, отразился, конечно, на настроении людей, значительная часть которых списалась с судна после первого рейса. Зато те, кто остались, были людьми, на кого мы могли смело положиться во всем, будь то работа на промысле, общественная деятельность, соревнование и т. д. И когда мы обсуждали социалистические обязательства в честь предстоящего XXV съезда КПСС, инициаторами и дальнейшими организаторами соревнования выступили как раз эти люди.
Назову хотя бы старшего механика Феликса Роосимяэ, кандидата в члены КПСС, который возглавил судовой комитет; гидроакустика коммуниста Евгения Алексеевича Поплаухина — ветерана ЭРПО, многоопытного специалиста, который стал руководителем партийной организации экипажа — сами понимаете, для нас это своего рода незаменимый человек; бывшего радиооператора, а в этом рейсе — начальника радиостанции коммуниста Виталия Ценкмана, который стал секретарем комсомольской организации судна; старшего мастера добычи Олега Александровича Косых — большого знатока своего дела и настоящего наставника молодежи: комсомольца Александра Самуся, нашего редактора стенгазеты «Гелиограф» и групкомсорга... Как видите, эти люди в новом, «прощальном», как вы сказали, рейсе «Гелиографа», по существу, возглавили коллектив и повели его за собой. В их лице командование имело и добрых, и надежных помощников. А если, далее, учесть, что партийная организация насчитывала 19 членов и двух кандидатов, то мы располагали такой силой, которая способна была решать очень большие задачи. И мы попытались привести ее в действие уже с первых дней рейса. Сразу же после общего собрания личного состава было проведено партийное собрание «Задачи коммунистов по достойной встрече XXV съезда КПСС», на котором мы обсудили соответствующее Постановление ЦК КПСС и разработали мероприятия по обеспечению передовой роли коммунистов в рейсе и партийного руководства социалистическим соревнованием. Но здесь, видимо, не место подробно рассказывать об организации внутрипартийной работы?...
— Пожалуй, А вот результаты ее давайте доведем до широкого читателя...
...— Поскольку результативность политико-воспитательной работы в наших, рыбацких условиях измеряется вполне конкретными показателями, что особенно характерно для настоящего периода подготовки к съезду партии. Вы это хотите сказать? Согласен. Но, сначала, необходимо уточнить такие моменты: в связи с передачей судна дальневосточникам «Гелиограф» был отозван с промысла на 36 суток раньше запланированного времени; далее — мы потеряли минимум две недели в первоначальном районе промысла, где, попросту говоря, рыбы почти не было (достаточно сказать, что за это время мы изготовили всего 67 тонн рыбопродукции, хотя настоятельно просили направить нас в более перспективный район...). Уже не буду говорить о простоях, потерях промыслового времени в ожидании разгрузки в новом районе, куда мы, наконец, перешли. Так вот, план — в расчете на 89 суток фактического промыслового времени — был выполнен со следующими показателями: вылов — около 115 процентов, заморозка — 99,2 процента (много мелочи третьей группы), пищевая рыбопродукция (в денежном выражении) — 119,6, товарная — 125,1 и филе — 601,3 процента.
— Солидно! Особенно, если учесть общее положение с изготовлением филе в целом по объединению в конце минувшего года... Чья в этом заслуга в первую очередь?
— Я бы назвал помощника капитана по производству Александра Катрича, кандидата в члены КПСС, весьма способного организатора производства, а также деятельного общественника. Хотя несомненная заслуга здесь и моряков машинной команды, которые принимали самое активное участие в подвахтах. Правда, на разделке рыбы было затрачено 252 часа подвахт, это не так уж много. Но, значит, люди работали с полной, как говорят, выкладкой.
— Факты говорят сами за себя и можно сделать вывод, что экипаж «Гелиографа», несмотря на неизбежные, к сожалению, трудности, поработал на славу. Но кто же стал победителями социалистического соревнования в этом предсъездовском рейсе?
— Среди комплексных бригад победитель определился уже в начале рейса — вторая бригада мастера обработки комсомольца Николая Никитина, в которой персонально хотелось бы отметить матросов Василия Прутяну, Федора Скодегора, Евгения Гробова, Владимира Ракова и Владимира Пронина. Они и остались лидерами до конца рейса. К слову сказать, их мастеру в числе других восьми моряков, наиболее отличившихся на промысле, было вручено удостоверение ударника коммунистического труда. И такое же почетное звание было присвоено третьему механику коммунисту Гарри Берману, чья вахта признана лучшей в машинной команде (Г. Берман был и партгрупоргом команды). Наконец, первое место завоевала в штурманской службе вахта старшего помощника коммуниста Павла Федоренко.
— Итак, второй рейс «Гелиографа» завершен, и вы прощаетесь с судном, которое сослужило добрую службу «Океану». Разделяем наше настроение... Но, где бы ни пришлось теперь плавать вашим рыбакам, мы надеемся услышать новые добрые вести о ваших новых добрых делах.

Интервью взял Л. ФИРСОВ.
Памяти Цыкунова Петра начальника радиостанции. ЧТОБЫ СТАТЬ ХОРОШИМ СПЕЦИАЛИСТОМ... – 15 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


КАЖДЫЙ человек рано или поздно должен решить для себя главный в жизни вопрос: кем стать? Какую из многих профессии избрать? Для Петра Цыкунова этот вопрос решился давно как-то сам собой. Еще на службе в армии он стал радистом. И вот после окончания службы поступает работать на суда рыбопромыслового флота.
Но Петр чувствовал: чтобы стать хорошим специалистом, необходимо учиться. У радиста такая работа, что очень многое зависит от теоретической подготовки. И если у человека слабая база знаний, то ему просто нечего делать в море, — так думал Цыкунов.
С ним нельзя не согласиться. Надо только добавить, что такой подход необходим в овладении любой специальностью. Он поступил на заочное отделение Таллинского мореходного училища и успешно его закончил. Знания, которые он приобрел в училище, помогли ему, когда он работал на судах навигатором, начальником радиостанции...
Потом он пришел на супертраулер. Часто можно видеть его за чертежами и схемами — Петр упорно изучает сложную технику.
Партийная организация неоднократно избирала его в состав партийного бюро и поручала руководить группой народного контроля. Его часто можно видеть в цеху, где у него много дел, связанных со своей общественной работой. Просто, по-доброму, он беседует с ребятами о качестве выпускаемой продукции, о повышении производительности труда. И если возникает необходимость оказать помощь на переработке рыбы, он, как коммунист, первым идет в цех.

Н. ЕРМОЛАЕВ,
первый помощник капитана.
Фото М. Катричко.
Памяти Кирчей Николая электромеханика. ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ – 15 01 1976
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

НИКОЛАЙ Кирчей пришел работать в ЭРПО «Океан» после окончании профессионально-технического училища. На плаврыбозаводе «Рыбак Балтики» он встретился со сложным электрооборудованием. Надо было много трудиться, чтобы изучить и в дальнейшем совершенствовать свое мастерство после окончания училища.
Его настойчивый труд не пропал даром. С каждым днем росло и крепло его профессиональное мастерство. Только трудом он добился знания своего дела и уважения к себе со стороны товарищей. Будучи электриком на РТМС-7504 «Пейпси", он обеспечил бесперебойную работу всех механизмов, за которые отвечает. Не каждый электрик сможет, например, перемотать электромотор, но Николаю такая работа под силу.
В социалистическом соревновании в честь XXV съезда партии Николай завоевал почетное звание "Лучший по профессии".

Н. ЕРМОЛАЕВ,
первый помощник капитана.

Фото М. Катричко.